2. Буланцев С.Ф. Шамбала — миф или реальность?

Здесь представлены две статьи о Шамбале (2016г. и 1979г.) с разрешения их автора. Автор — Сергей Федорович Буланцев (р. 1945г.), журналист, индолог (Институт Восточных языков при МГУ, 1969г.), много лет проработавший корреспондентом ТАСС в Индии и др. странах. С 1994г. член Индийского Института Астрологии и Оккультизма (International Institute of Astrology and Occultism. Дели, Индия), проводившего в 90-х годах XX в. ежегодные международные конференции, на которые съезжались последователи эзотерических учений со всей Индии и из сопредельных стран. Интересы автора: Индия как духовная сокровищница и сокровенные знания, унаследованные Индией от древних цивилизаций и сохранившиеся, по убеждению автора, в тайных хранилищах индуистских храмов и в Устной Индийской Традиции.
Шамбала (санскр. букв. «источник/место счастья/благоденствия» и др.) упоминается во многих древних и современных текстах, сказаниях и преданиях многих стран и конфессий, культурных традиций — Индийской, Буддийской, Тибетской, Славянской и др. Феномен Шамбалы имеет весьма длительную историю, он стал предметом многочисленных словарей, статей, публикаций, книг, научных и околонаучных исследований, многочисленных дискуссий и споров, многочисленных экспедиций из самых разных стран, начиная уже с древнейших времен. Седая старина оставила нам много знаков и загадок своей мудрости. Возможно, нам следует изменить что-то в себе, чтобы постичь их. И тогда самое «неправдоподобное» может оказаться единственно возможным… (также см. на сайте статью 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.1, ч.2)).

* * *

Буланцев 1979       Буланцев 1979 статья

«Аннотация. Очерк С.Буланцева, написанный на основании многочисленных источников, дает нам повод утверждать, что в легенде о Шамбале наряду с фантастическими моментами есть реальные или отражение таковых. Но у читателя должен возникнуть естественный вопрос: существовала все-таки или нет таинственная страна Шамбала, Беловодье, Тебу? (Л.Шапошникова)».

(Буланцев С.Ф. Беловодье, Тебу, Шамбала? // Журнал «Вокруг света №3 1979г.)

5.2 Буланцев 1990 Шива

«Аннотация. Как свидетельствует международная пресса, разграбление культурных ценностей развивающихся стран, в том числе Индии, достигло невиданных ранее масштабов. В основу книги легла подлинная история кражи и вызова в США уникальной статуи танцующего Шивы».

(Буланцев С.Ф. Похищение Танцующего Шивы. М. Советская Россия. 1990г. 128 стр.)

 5.2 Буланцев 2010 пророки

(Буланцев С.Ф. Кто вы, господа пророки? М. Мэйлер. 2010г. 224 стр.)

5.2 Буланцев 2010 неизведанное

«Аннотация. Автор предпринял попытку ответить на некоторые интригующие вопросы, поставленные самой Природой и историей человечества. Одиноки ли мы в этой до сладостной жути загадочной Вселенной? Или представители иного Разума находятся где-то рядом? Трепанация черепа и пересадка сердца в каменном веке — возможно ли такое? Сверхоружие и космические корабли — знамение нашей эпохи или отголоски древнего утраченного знания? Может ли человек сутками обходиться без воздуха? Какие тайны прошлого хранят подземные лабиринты?
В поиск за ответами на эти и многие другие «запредельные» вопросы вы отправитесь вместе с автором, которому довелось «самолично прикоснуться» к некоторым загадочным явлениям и «несусветным» реальным фактам. Вы совершите полет на «вимане» — древнеиндийской воздушной колеснице, оснащенной ядерными ракетами; побываете на месте предполагаемого крушения НЛО и у «могилы» заживо погребенного йога, на Чукотке, сохранившей свидетельства гибели Гипербореи и Атлантиды, и в других местах, отмеченных печатью Неизведанного.
По суждениям автора, бескрайнее вместилище Мироздания заполнено бесчисленным множеством физических и духовных Миров и Вселенных, создаваемых соподчиненной иерархией Творцов. Верхняя ступенька этой космической иерархии если и существует, то скрыта в беспредельности пространств и времен».

(Буланцев С.Ф. Притяжение неизведанного. М. Мэйлер. 2010г. 338 стр.)

«Аннотация. «Индия Непостижимая» — дерзкая попытка индолога объять хоть малую частицу необъятного — заглянуть в извечную неиссякаемую духовную сокровищницу, испытать трепетное чувство сопричастия к великим мистериям дней минувших и сегодняшних».

(Буланцев С.Ф. Индия Непостижимая. М. Ваш формат. 2015г. 358 стр.)

 

1. Буланцев С.Ф. Шамбала: «болотные огни» мифа. (февраль 2016г.).

(Доработанная глава из книги «Индия Непостижимая». ISBN 978-5-9906236-8-2.
Хранение 2 15-18/277. Книга доступна в Российской Государственной библиотеке)

«Много совершилось в мире заблуждений… Какие искривленные, глухие, узкие непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги! И сколько раз … люди и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?».

(Гоголь Н.В. «Мертвые души»)

В далеком (минуты тянутся, дни идут, годы летят!) 1979г. в журнале «Вокруг света» появилась моя статья «Беловодье, Тебу, Шамбала?..» [*см ниже статью №2] — первая в советской прессе публикация о загадочной, то ли мифической, то ли реальной стране где-то в Гималаях. Публикация далась с немалым трудом, ибо редколлегия пребывала в идеологических сомнениях — не противоречит ли отдающая мистикой статья материалистическому мировоззрению? Нужны ли читателю журнала ЦК ВЛКСМ размышлизмы о неведомом и непонятном? Судьбу статьи во многом решило мудрое и взвешенное послесловие крупного индолога Людмилы Васильевны Шапошниковой — ее мнение кандидата исторических наук, лауреата премии имени Джавахарлала Неру было расценено как своего рода рецензия, дающая публикации зеленый свет.
Эта статья давних времен по сей день свободно гуляет по Интернету, хотя у ее автора романтизм молодости сменился прагматизмом зрелых лет. В ту пору я готов был отправиться в Гималаи на поиски Шамбалы, будучи уверен, что в неких тайниках сокровенного знания зафиксированы ее точные географические координаты. Плененный многочисленными упоминаниями Шамбалы в эпистолярных трудах Н.К.Рериха, полагал, что дорогу в заповедную страну можно разузнать если не в любом буддийском монастыре, то уж наверняка у какого-нибудь почтенного просвещенного ламы…
В современную эзотерическую традицию идея Шамбалы была привнесена Еленой Петровной Блаватской (1831-1891) и развита ее сподвижниками и последователями. С рассказа об этой неоднозначной, крайне противоречивой личности, одной из самых значительных фигур в истории мирового мистицизма и оккультизма, мне и хотелось бы начать свой в корне переосмысленный очерк о Шамбале.
Издательство АСТ, выпустившее в достопамятном мрачными прогнозами 1999г. книгу ученого-востоковеда и писателя А.Н.Сенкевича «Елена Блаватская», поместило на обложке такую аннотацию: «Елена Блаватская — величайшая из русских пророчиц… Высшие силы поведали ей тайну земной и астральной судьбы человечества. Она предрекала Вторую Мировую войну, с легкостью общалась с духами, отправлялась в темные глубины прошлого и провидела будущее».
Звучит красиво и интригующе, не правда ли? Каким же духам и высшим силам «пророчица» подчинялась безоговорочно и непрекословно?
Будущая Радда-Бай (такой литературный псевдоним, ставший со временем вторым именем, Блаватская взяла себе после странствия по Индии и Тибету) росла нервным, болезненно впечатлительным ребенком. Девочке не исполнилось и одиннадцати лет, когда умерла ее мать, и с тех пор в Елене произошло какое-то раздвоение личности. Вот что пишет по этому поводу А.Н.Сенкевич:
«Во времена своего девичества Елена Петровна с трудом переносила это раздвоение. Ее изматывало присутствие в душе кого-то постороннего, без всякой учтивости, настырно влезающего в любой ее разговор со своими высокопарными словами, заставляющего ее вести себя в соответствии с его волей, перекраивающего ее натуру по своему усмотрению и капризу. Этот невидимый для окружающих «некто» преображал ее изнутри до неузнаваемости, менял до такой степени, что она уже не воспринимала себя Лелей, взбалмошной Лоло, а с ужасом ощущала кем-то еще, совершенно неизвестной ей личностью, которая была к тому же наделена по отношению к другим людям непомерными амбициями и серьезными претензиями. Она словно впадала в сон, если хотите, транс долгий или кратковременный. После пробуждения она едва вспоминала кое-какие обрывки этого сна, мучилась головной болью и чувствовала себя совершенно раздавленной».
На первых порах Лоло, как ее называла гувернантка-француженка, видела его, своего будущего путеводителя, только в снах, в состоянии краткотекущей летаргии. Но настал день, когда он наяву протянул ей спасительную руку помощи. Вот как это произошло.
Юная Елена очень любила верховую езду, причем непременно бешеным галопом. И вот однажды норовистая лошадь сбросила ее наземь. Нога девочки зацепилась за стремя, животное же продолжало свой неистовый скач. Елена могла разбиться насмерть или стать калекой, но тут и вмешался таинственный «некто»: он приподнял ее над землей своей могучей десницей и остановил лошадь. Лишь на долю секунды увидела девушка своего неожиданного спасителя: это был «индиец» в белых одеждах и чалме, высокий и «дивный видом».
Второй раз Блаватская воочию увидела учителя-«индийца» в знаменательный день своего 20-летия в Лондоне во время проведения там первой Всемирной выставки. Этот распорядитель судьбы и жизни Блаватской вошел в ее сочинения под именем Мория, Махатма Мория. Он сделал Елене тайный знак, который она сумела правильно понять, и с тех пор их встречи и наставительные беседы приобрели регулярный характер. Вот только происходили не в суетной толпе городских улиц, как в Лондоне, а в местах уединенных, под плотным покровом таинственности и сугубой секретности. Кем же был «индийский учитель» Блаватской?
Согласно стойкому поверью, сложившемуся среди увлеченных восточной эзотерикой, в Гималаях и Тибете издревле существует некое Братство мудрецов, которых называют «махатмами» («махатма» значит «великая душа»). Живут они в горах в заповедной, надежно сокрытой от праздно путешествующих грешников стране, называемой Шамбала. По утверждениям Блаватской, во время странствий по Индостану она, как избранница великого духовного начала, удостоилась стать «челой» («чела» — ученик или ученица) братства махатм — адептов и хранителей сокровенного знания. Они всеведущи и всесильны, для них нет тайн ни на земле, ни в небесах, им подвластны пространство и время. Избранник махатм становится полубогом, ибо гималайские мудрецы выполняют любое его желание, неосуществимое для простого смертного.
«Мория самый главный и сильный из всех. Хозяин. Он и любит меня больше других своих чел и балует, — говаривала Блаватская своим почитателям. — Я через него всего достигну, любой премудрости, любого богатства. Я подчиняюсь каждому слову Учителя». Всесильный «учитель» доставал Радде-Бай «уники», редчайшие рукописи и манускрипты и из тайных хранилищ Ватикана, и из сожженной мракобесами крупнейшей в древности Александрийской библиотеки!..
Эти сведения собраны со слов самой Блаватской. Если же верить реальным фактам из ее жизни, то ореол таинственности вокруг нее значительно тускнеет. Радду-Бай, пристрастившуюся к гашишу, вероятно, во время восточных странствий, всю жизнь сопровождали скандалы. По мнению ее современников, скандальным было замужество 17-летней девицы Елены Ган за 60-летним (иногда называют другой возраст ее избранника — 40 лет) генералом, вскоре после свадьбы ереванским вице-губернатором Н.В.Блаватским. Не менее, если не более скандальным было и ее бегство от мужа еще до истечения медового месяца.
Другой скандал, высветивший темные закоулки сомнительной нравственности мадам Блаватской, произошел в самом начале 60-х позапрошлого столетия: она родила внебрачного ребенка от одного из своих любовников, эстляндского барона Николая Мейендорфа. Скандал же заключался не в самом факте появления на свет мальчика-уродца, поврежденного при родах щипцами неопытного военного врача, и не в категорическом отказе барона от отцовства. От материнства отказалась впоследствии сама Блаватская, пытавшаяся представить дело так, будто она является лишь приемной матерью ребенка.
Скандалы, большие и малые, были подобны снежному кому жульничества, обмана и непорядочности. В 1871г. Е.П.Б., как она любила себя называть, приехала в Каир, где вскоре с присущими ей энергией и энтузиазмом организовала Общество по исследованию спиритических феноменов. Ей активно помогала женщина-медиум француженка мадам Себир, с которой Блаватская близко сошлась в силу сходства интересов, характеров и жизненных принципов.
Поначалу дела Общества, в том числе и финансовые, пошли очень неплохо, что и неудивительно — в те годы в аристократических кругах спиритизм был, можно сказать, криком интеллектуальной моды. Но однажды члены Общества поймали мадам Себир на грубом трюкачестве — обнаружили муляж появлявшейся в полумраке лапы «призрака»: набитая ватой перчатка была подвешена к потолку и, подобно кукле в театре марионеток, управлялась крепкими тонкими нитями. Блаватская всячески открещивалась от причастности к вопиющему жульничеству, но не зря говорится: «Нет дыма без огня».
В середине 80-х [XIX в.] Радда-Бай получила еще один удар судьбы. В Индии она демонстрировала всякого рода «чудеса»: словно рентгеновскими лучами на фотопленке, наносила рукой изображения на чистый лист бумаги, усилием мысли переносила предметы с одного места на другое и даже являла сошедших из астрального мира в материальный Морию и других «учителей». При этом ей неизменно ассистировали активисты созданного Блаватской Теософического общества супруги Куломб. В отсутствие Е.П.Б., уехавшей в Европу поправлять здоровье после длительного пребывания в тропическом климате, активисты и руководители Общества перессорились, в результате свары супруги Куломб — справедливо или нет — были изгнаны из рядов теософов. Обиженные и жаждущие мщения, они выступили в прессе с разоблачением трюкаческих махинаций Блаватской на спиритических сеансах, а в подтверждение жульнического обмана, к которому, по их словам, постоянно прибегала Радда-Бай, представили ее собственноручные письма к ним, супругам Куломб. Они утверждали, что замышляла цирковые фокусы сама Блаватская, а их техническое воплощение было делом рук Куломба, в прошлом механика по профессии. Размалеванный рыбий пузырь, покрытый кисейными тканями — вот и материализовался дух «махатмы Мория»!
Блаватская не была сколько-нибудь оригинальна в опровержении скандальных разоблачений: ее-де оклеветали, а письма подделали. Однако авторитетная графологическая экспертиза подтвердила подлинность почерка Блаватской в ее «фальшивых» письмах супругам Куломб.
Скандал мог бросить тень на спиритические изыскания вообще, и из опасения такого нежелательного поворота событий английское Общество исследователей психических явлений командировало в Индию свое доверенное лицо Ричарда Годжсона с заданием на месте отделить зерна от плевел и установить истину. Вердикт этого «следователя прокуратуры по особо важным делам» был однозначен: чудотворчество Блаватской — обман. Фокусничество е целью одурачивания легковерных умов, вовлечения их в ряды теософов и получения с них денег.
Создается стойкое впечатление, что Блаватской был не чужд цинизм в отношениях, как с ее последователями, так и с жаждущей чуда толпой. Правда и факты при этом особого значения не имели. Ее двоюродный брат граф С.Ю.Витте, через год после смерти кузены ставший российским министром финансов, вспоминал: она «могла, смотря в глаза, говорить и рассказывать самые небывалые вещи, выражаясь иначе — неправду, и с таким убеждением, с каким говорят только те лица, которые никогда, кроме правды, ничего не говорят».
В кругу избранных, заслуживающих доверия и откровенности, Блаватская нередко и сама не скрывала своих уловок и одурачивания тех, кто «сам обманываться рад». Так, она говорила литератору В.С.Соловьеву, который одно время был приверженцем ее учения, но впоследствии с ней порвал: «Что же делать, когда для того, чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, когда для того, чтобы их увлечь и заставить идти за кем бы то ни было, нужно им обещать и показывать игрушечки… Я давно уже, давно поняла этих душек-людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие».
Сейчас, пожалуй, подоспело время разобраться в том, кем же были «гималайские учителя-махатмы», под наставничеством которых Е.П.Б. прошла по всей своей сознательной жизни, и которые, как видим, не препятствовали ей дурачить простаков, желательно — богатеньких. Есть и другие вполне доказательные сомнения относительно высокой, светлой одухотворенности «махатм».
Великий русский художник Николай Константинович Рерих и его супруга Елена Ивановна были наиболее значимыми фигурами среди последователей Блаватской — как по части увлечения спиритизмом, так и контактов с обитателями Шамбалы. В 1926г. Н.К.Рерих прервал на короткое время свою длительную экспедицию по Гималаям, Тибету и Центральной Азии для заезда в Москву, где передал наркому иностранных дел Г.В.Чичерину послание гималайских махатм советскому народу. В нем говорилось:
«На Гималаях мы знаем свершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлющей материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед Красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения новых домов общего блага. Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам нашу помощь, утверждая Единение Азии. Знаем, многие построения совершатся в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага!».
Такое вот послание, панегирик большевистской власти. Зададимся вопросом: мог ли быть автором послания действительно светлый и высокий дух? Ведь к 1926г. на счету совдепии был и молох ГУЛаГа, и расстрелы священнослужителей, массовая высылка из страны или тюремное истязание интеллигенции, этого подлинного генофонда нации, и истребление казачества, и множество других преступлений против собственного народа. Не этой ли «красоте» направили свою помощь махатмы?
Что касается «построений» в указанные в послании годы, то их с полным основанием можно назвать разрушениями. Год 1928: голод во многих республиках, краях и регионах «союза нерушимого». Год 1931: разгар повальной насильственной коллективизации и массовые репрессии в отношении того самого крепкого мужика, на котором держалось сельское хозяйство России. Год 1936: сталинские свирепства, когда ночной звонок в дверь означал арест, пытки на допросах и скорый приговор — расстрел или стандартная «десятка» без права переписки. Так кто же вы, господа махатмы?
Объективности ради, отмечу хоть и малую, но все же допустимую вероятность того, что «послание махатм» было фальшивкой, сфабрикованной сталинской охранкой ОГПУ. По мнению ряда авторов (в частности, см. книгу Олега Шишкина «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж»), в экспедицию Н.К.Рериха внедрился сотрудник ОГПУ, профессиональный террорист Яков Блюмкин. Возможно, еврейская, то есть несколько восточная внешность и знание тибетского языка помогли ему выдать себя за монгола или тибетца. Не исключено, что он попал в состав экспедиции с ведома ее организатора и руководителя. Может статься, Н.К.Рерих из лучших побуждений не чурался контактов с ОГПУ, хотя штатным агентом охранки, конечно же, никогда не был.
Здесь в повествовании о Шамбале будет уместным небольшое отступление. Нынешние последователи Рерихов крайне ревностно, болезненно относятся к любой информации о связях Н.К.Рериха с ОГПУ-НКВД, которая, по их мнению, бросает тень на репутацию великого художника; дело доходит до судебных разбирательств. Их аргументация ясна из нижеследующего фрагмента с сайта газеты «Московский комсомолец».
«Наталья Дардыкина, «Московский комсомолец» от 14 января 1995г.: Я побывала у заведующего пресс-центром Службы внешней разведки Российской Федерации Юрия Георгиевича Кобаладзе. Бывал там и Олег Шишкин в поисках «клубнички». Но в архиве нет и не было документов, свидетельствующих против Рериха!
— Никаких записей о том, что Рерих был нашим сотрудником или выполнял какие-то задания, в архивах Службы внешней разведки нет, — говорит Юрий Кобаладзе. — Да, Рерих обращался к советским властям, в частности, в МИД, с просьбой оказать помощь в проведении экспедиции. Более того, его принимал начальник разведки Трилиссер… Трилиссер поручил нашему резиденту в Монголии Блюмкину оказать всяческую помощь ученому.
— Мог помочь Блюмкин экспедиции деньгами или чем-то материальным? — поинтересовалась я.
— Нет, — сказал Юрий Георгиевич.
— Шишкин утверждает, что Блюмкин присоединился к экспедиции Рериха. Так ли это?
— По сведениям Службы внешней разведки и по документам, Блюмкин не был в экспедиции Рериха. Автор путает даты и экспедиции…
— Как вы думаете, что послужило толчком для первоначальных газетных публикаций, которые чуть ли не сделали из Рериха нашего шпиона?
— Дело вот в чем. Когда Блюмкин уехал из Монголии, все документы, связанные с рериховской экспедицией, переслали из резидентуры в Москву. Но в 1953г. произошло недоразумение — папка с документами на Рериха была объединена не очень образованным архивистом с другой папкой — нашего сотрудника, работавшего под псевдонимом Буддист. Ведь в том и другом деле встречались одни и те же названия — «Шамбала», «Тибет», «Буддизм»… Неопытный сотрудник резонно посчитал, что Буддист и есть Рерих, — и объединил папки. Позже мы нашли этого Буддиста — он даже работал в другом месте и не имел никакого отношения к Рерихам.
— Юрий Георгиевич, вы читаете обличительные статьи Шишкина про «мощь пещер» и Рерихов?
— Читаю. Пока статьи Олега Шишкина бездоказательны. Служба внешней разведки передала архив Рериха Международному Центру Рерихов совершенно открыто, на пресс-конференции. Ничего компрометирующего там нет. Если бы Рерих был нашим разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью».
Казалось бы, все точки «над Ё» расставлены и спорить больше не о чем. Однако, на мой отнюдь не бесспорный взгляд, интервью Ю.Г.Кобаладзе вызывает некоторые недоуменные вопросы. Контакт с тогдашним начальником советской разведки у Н.К.Рериха действительно был, дело на художника было заведено. Так где же оно, это дело? И насколько случайно дело художника и путешественника хранилось вместе с делом реального агента Буддиста? Получается, во всех слухах о «Рерихе-шпионе» повинен единственно полуграмотный архивариус, который в совершенно секретные хранилища КГБ привнес порядки сельской библиотеки — взял да и «объединил папки» без ведома начальства, исходя лишь из собственного суемудрия! И не только «объединил», но и рассказал об этом всем встречным-поперечным, что и «послужило толчком для первоначальных газетных публикаций». В КГБ — и такое вопиющее разгильдяйство со стороны «не очень образованного архивиста»?! Не очень-то в это верится.
Далее. Крайне спорно утверждение Ю.Г.Кобаладзе о том, что «Блюмкин не был в экспедиции Рериха». Вот свидетельство на сей счет другого генерала КГБ, с которым всяк может познакомиться на сайте газеты «Комсомольская правда»:
«Анна Велигжанина. 03.02.2011г. В прошлом номере еженедельника мы начали рассказ о том, как Комитет госбезопасности привлекал для работы экстрасенсов. В частности, одного из них — Сафонова — направлял изучать способности знаменитой ясновидящей Ванги. Сегодня мы решили рассказать подробнее о Сафонове и о том, как помогали люди-феномены государству…
«В 70-х годах [XX в.] я работал в секретном отделе КГБ, который изучал людей с нестандартными способностями и пытался использовать их в госинтересах, — рассказал генерал-лейтенант ФСБ (в отставке) Олег Леонов. — Вся эта работа долго была засекречена. Например, только во время перестройки обнародовали то, что отделы по работе с уникальными людьми-феноменами создавались еще в ВЧК.
Началось это с 1919-го года. Были образованы подразделения, где работали с людьми-уникумами. Можно сказать, первым экстрасенсом, работавшим на Советы, был бывший эсер Блюмкин, убийца германского посла Мирбаха. Блюмкин работал в ВЧК и участвовал в экспедиции Рериха на Тибет под видом буддийского монаха. Он на самом деле обладал некоторыми способностями».
Получается, Ю.Г.Кобаладзе или не имел доступа к информации о роли Блюмкина в экспедиции Рериха, или сознательно утаил ее от корреспондента «МК». О чем еще не знал или умолчал высокопоставленный работник КГБ?..
Как бы то ни было, существует малая вероятность того, что к сочинению «послания махатм» руку приложил Блюмкин, а роль курьера взял на себя Николай Рерих. Не случайно называю вероятность малой, ибо лишь вопиюще невежественный сочинитель мог написать о признании Советами религии как учения всеобъемлющей материи. Бдительная цензура ОГПУ сочла бы такое «признание» контрреволюционной клеветой на Советскую власть и бросила бы незадачливого сочинителя если и не в расстрельный подвал, то уж наверняка на колымский лесоповал.
Николай Рерих доставил в Москву не только «послание гималайских махатм», но и дар «горных архатов» — ларец с землей, взятой с могил великих мудрецов Индии. В «сопроводительной записке» говорилось: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина». Вот теперь-то все явственнее и отчетливее прорисовывается подлинное лицо «учителей» Блаватской, перед которыми столь трепетно преклонялась и чета Рерихов. Ленин — махатма? Великая душа? Значит, его можно поставить вровень с Махатмой Ганди, который и комара не убил за всю свою жизнь?!
Скорее всего, однако, разгадку столь противоречивого послания махатм (и во многом разгадку всего феномена Шамбалы) следует искать не а архивах ОГПУ-НКВД, но в мировоззрении, могучем интеллекте и сильнейших психических способностях Н.К.Рериха. И поможет нам книга Александры Давид-Неэль «Мистики и маги Тибета». Этому автору можно доверять полностью и безоговорочно — в отличие от сочинений Е.П.Блаватской и ее последователей. (Здесь, впрочем, надобно четко разграничивать их точные, живые наблюдения с натуры и документальные свидетельства из первых рук и «откровения», полученные из сомнительных источников.) Почему? Все дело в том, кто же такая А. Давид-Неэль (1868-1969).
В 1911г. хрупкая парижанка, известная оперная солистка 43-х лет от роду неожиданно для многих уезжает в Индию — ненадолго, на несколько месяцев, «до Рождества», как она сказала мужу и друзьям. Александра вернулась домой ровно через … 14 лет! Из индийского княжества Сикким она, вымазавшись сажей под тибетскую жительницу, совершила невероятное, фантастическое, полное невообразимых трудностей паломничество в Лхасу — столицу Тибета. В стране магов и отшельников Александра провела самые счастливые годы своей долгой жизни (она полтора месяца не дожила до своего 101-го дня рождения). Тибетские ламы, почтительно называвшие француженку «Светоч мудрости», охотно посвящали ее в сокровенные тайны и догматы Буддизма.
Так, в Тибете считается, что подлинный духовный подвижник являет собой основу, которая способна порождать многочисленные материальные формы — как человеческие, так и неодушевленные. «Нет ничего необычного в умении вызвать галлюцинацию произвольно. Самое интересное в этих случаях «материализации» то, что и другие видят созданный вашим воображением образ. Тибетцы объясняют это явление по-разному. Одни верят в реальность созданной материальной формы, другие видят в этом явлении только акт внушения — мысль создателя призрака непроизвольно воздействует на окружающих, заставляя их видеть то, что он видит сам», — пишет А. Давид-Неэль. По ее личному опыту, такое творение мысли, обретя достаточно устойчивую физическую форму, способно выйти из-под контроля своего создателя и начать самостоятельное существование.
Сделаем некоторые предположения в развитие наблюдений тибетской француженки. Если над созданием мыслеформы трудится не один человек, а целый коллектив, сообщество единомышленников? Может статься, тогда и становится возможным появление психофизической структуры, сопряженной с материальной реальностью и существующей вне ее? Думается, корифеи эзотерики Блаватская и Рерихи вкупе со своими многочисленными последователями вполне могли быть генераторами той мощной психической энергии, которая и породила Шамбалу и ее обитателей.
Если принять мое отнюдь не бесспорное трактование Шамбалы, то становятся понятны восторженные несуразности в послании махатм. Известно, что «полубуддист-полукоммунист» (по определению Чичерина) Рерих, оторванный от советской действительности, немало идеализировал власть большевиков и личность Ленина. Его убеждения не могли не передаться энерго-информационным сущностям, которых эзотерическая традиция нарекла махатмами. Точно так же наставники Блаватской, впитавшие ее плутовские повадки, не мешали своей «челе» дурачить простодушную публику.
Нельзя исключать и более банальную версию контактов Блаватской и Рерихов — вспомним их увлечение спиритизмом. Вот как описывает В.А.Шибаев (впоследствии секретарь Н.К.Рериха, основатель Латвийского общества Рериха) их первый совместный спиритический сеанс:
«Я был приглашён к художнику академику Н.К.Рериху вечером 2 июня 1920 года и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз — да; два раза — нет; три раза — усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Так было собрано несколько фраз».
О спиритических сеансах Рерихов известно также из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи вызывали «души умерших людей» (цитата из Википедии). «Во время спиритических сеансов «столоверчения» Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921г. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола».
Что же такое спиритизм? В свое время мне довелось общаться с ныне покойным Ю.А.Фоминым — незаурядным ученым с весьма неординарным складом ума. Значительную часть своих исследований Юрий Александрович посвятил спиритизму. Нижеследующий фрагмент основан на его изысканиях. (Подробнее о спиритизме, контактерах, полтергейсте и обитателях «того света» см. мою книгу «Кто вы, господа пророки?» Ее можно найти в Интернете и крупных библиотеках по ISBN 978-5-903922-75-8).
В общем случае спиритизмом называется явление, в результате которого происходит диалог человека или группы людей с неизвестным одним или несколькими контрагентами. Чаще всего спиритизм связывают с «верчением» блюдца или планшетки по буквенному полю. Иногда используется маятник или рамка.
Но это только одна из возможных форм контакта, причем простейшая. Такие сеансы обычно бывают групповыми. Со временем некоторые участники сеанса приобретают определенный опыт и могут работать самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Обычно на последующих стадиях такие субъекты не используют технические вспомогательные средства (блюдце, планшетку, рамку, маятник и т.д.) и либо ведут автоматическую запись карандашом или ручкой, либо просто «мысленно разговаривают» с контрагентом (поразительно точно раскрыт механизм общения с «махатмами» Блаватской и Рерихов).
Достигшие такого уровня спириты обычно безгранично верят получаемой информации и безоговорочно выполняют все советы и пожелания своих контрагентов, как бы они ни были абсурдны и нелепы, ибо теряют способность к самостоятельным действиям. Иногда это приводит к трагическим последствиям. На этой стадии эволюции спиритов сеанс может дополняться зрительными галлюцинациями, а в отдельных случаях проявляется спровоцированный полтергейст.
Далеко не обязательно спирит проходит все упомянутые стадии и формы контакта. Нередки случаи, когда все начинается непосредственно с мысленного диалога, который может проявляться помимо воли субъекта. В таких случаях часто говорят, что «он (или она) слышит голоса».
Информация, получаемая спиритическим путем, имеет отличительные особенности. По форме и содержанию она обычно соответствует интересам и интеллектуальному уровню вступающего в контакт спирита. В зависимости от этого спирит отождествляет неизвестную сущность «на другом конце провода» как «инопланетян», «высший разум», «Богородицу», «учителей Шамбалы» и т.д. (В наше время Интернет полон такими «посланиями из Шамбалы».)
Очень часто спириту внушается мысль о его (или ее) исключительности. Снова вспомним Блаватскую: всю свою сознательную жизнь она с непоколебимой одержимостью бесноватой считала себя избранницей высших сил, которые уготовили ей благороднейшую из миссий — миссию спасительницы падшего человечества. Верила, вероятнее всего, искренне, что в качестве мессии ей свыше предоставлено право встать вровень с Буддой и Христом, но при этом напрочь забывала заповеди Иисуса и грозилась наслать «мор и глад», муки геенны огненной на тех, кто за ней не поспешествует. По-детски святонаивно верившая в свое небесное предназначение, она рьяно добивалась земной славы, богатства и боялась «поколеть с голоду». Вряд ли «ясновидящей» было известно мудрое изречение китайского философа прежних времен великого Конфуция: «Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, их следует принять»…
Отмечу объективности ради, что спиритизм не обязательно является единственной подоплекой «шамбализма». Ю.А.Фомин допускал (и я с ним полностью согласен), что в истории человечества могли иметь место «уникальные прорывы» через информационные барьеры. Это случалось очень редко, причем особо подготовленными или одаренными, наделенными тончайшей интуицией субъектами…
Словно слышу возражение убежденного сторонника «географического» существования заповедной страны в Гималаях: «Если Шамбалу считать сгустком психической энергии Блаватской и Рерихов или призраком их спиритических сеансов, то, как объяснить, что она упоминается в древних текстах?». Действительно, некое селение Самбхала (Шамбала?) упомянуто еще в древнейшем эпическом сказании Махабхарате:
«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир». (Махабхарата, книга третья Лесная (Араньякапарва). С. 393-394. М. Наука. 1987г.).
Как видим, древнее пророчество гласит о пришествии грядущего мессии из некой индусской деревни, но никак не о махатмах, избравших местом жительства Гималаи. Да и во многих относительно недавних упоминаниях Шамбалы ее местонахождение обозначено весьма далеко от Азии. Знаменитый русский путешественник и ученый Н.М.Пржевальский (1839-1888) писал в одном из своих трудов: «Другой весьма интересный рассказ, слышанный нами… было предсказание о Шамбалыне, обетованной земле буддистов… Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе».
В этом свидетельстве исследователя Центральной Азии — прямое указание на Гиперборею, поглощенную водами Северного Ледовитого океана (см. главу IV данной книжицы), но отнюдь не Тибет или Гималаи. Что прямо противоречит сведениям Н.К.Рериха. Читаем в его книге «Сердце Азии»:
«В Азии, если я начну говорить во имя красоты и знания, я буду спрошен: «Какая красота и какое знание?». Но когда я отвечу: «Во имя знания Шамбалы, во имя красоты Шамбалы», тогда я буду выслушан с особым вниманием».
Как правильно воспринимать эти строки? В Индии я десятки раз спрашивал своих собеседников, что им известно о Шамбале. Спрашивал индусов и мусульман, буддистов и христиан, бизнесменов и лиц интеллектуального труда. В ответ получал неопределенное пожимание плечами и лишь однажды — «Кажется, это какое-то метафизическое понятие Буддизма».
(Справедливости ради и для полноты картины отметим, что Шамбала и зачастую отождествляемое с ней «государство пресвитера Иоанна» упоминаются в средневековых европейских и тибетских источниках. Адресую заинтересованного читателя к трудам выдающегося русского ученого Л.Н.Гумилева. В частности, к его книге «Поиски вымышленного царства» и обстоятельной статье «Страна Шамбала в легенде и в истории», опубликованной в 5-м номере журнала «Азия и Африка сегодня» за 1968г.; также доступна в Интернете).
«Когда придет время Шамбалы?». Этот вопрос я задал однажды в Монголии некому почтенному ламе преклонных лет (время выветрило из памяти его имя). Стриженый наголо старец в шафрановой тоге только что вернулся из паломнической поездки в индийский город Дхармасалу, где обрели убежище в изгнании Далай-лама и десятки тысяч его последователей. Я ожидал услышать какой угодно ответ, но только не тот, который услышал: «Что такое Шамбала?».
Ни единого упоминания Шамбалы мне не удалось найти и в трудах Александры Давид-Неэль, а о Теософском обществе Блаватской тибетская подвижница писала с изрядной долей иронии. Ее строки из книги «Зачарованные тайной», увидевшей свет в 1972г., и сегодня не утратили своей актуальности: «…желание оказаться за таинственной чертой, в местах, недоступных простым смертным, и лихорадочная погоня за эзотерическими откровениями не перестают будоражить умы наших современников… Во время моих странствий мне часто доводилось сталкиваться с многообразными, подчас невероятными и забавными, подчас бесконечно жалкими проявлениями мира спиритов, начинающих оккультистов, членов тайных обществ и прочих чудаков, совершающих диковинные обряды».
…Вот так с течением времени манящий, притягательный свет земной Шамбалы как «царского чертога» Познания превратился для меня в «болотные огни» мифа…
С.Буланцев, пожизненный член Международного общества (института) астрологии и оккультизма (Индия).

 

2. Буланцев С.Ф. Беловодье, Тебу, Шамбала? (Журнал «Вокруг света» № 3 1979г.)

В зимний день автобус, выкрашенный желтой и коричневой краской под цвет окружающей местности, доставил большую группу индийских и иностранных журналистов в один из северных городов Индии. Сутки назад вспыхнул вооруженный пограничный конфликт, и индийское правительство организовало для журналистов, среди которых был и я, поездку в район боевых действий, В гостиницу мы приехали в сумерки и, измученные многочасовой дорогой, мечтали о горячем душе и теплом верблюжьем одеяле. Поднимаясь в номер на второй этаж, я краем глаза заметил неподвижную фигуру на каменном полу открытой веранды.
Рано утром, спускаясь в ресторан завтракать, я вновь увидел эту фигуру и теперь мог рассмотреть ее хорошенько. На джутовой циновке сидел, бормоча какие-то молитвы, буддийский монах средних лет, в яркой шафрановой тоге, с полузакрытыми глазами и отрешенным лицом.
Вскоре к гостинице подкатили «джипы», и мы двинулись в сторону границы. День был крайне насыщенный: нас возили на передовую, мы беседовали с индийскими солдатами и офицерами, посетили полевой госпиталь. Впечатление от всего увиденного было очень тяжелое, и я совершенно забыл о неподвижной фигуре на веранде гостиницы. Каково же было мое удивление, когда вечером я обнаружил монаха на том же месте и в той же позе. Казалось, он даже не поднимался с пола, чтобы переменить позу или размять затекшие ноги. Я подошел ближе и разобрал слова буддийской молитвы «Ом Мани Падме Хум» и повторяющееся слово «шамбала».
— Он молится, чтобы мудрые жители Шамбалы остановили кровопролитие, — ответил на мой вопрос знакомый индийский журналист.
Паломники в Долину Бессмертных. …Есть в горах прекрасная долина, защищенная от холодных ветров. Для того, кто вступает в эту долину, колесо смерти останавливается, он достигает нирваны и становится бессмертным. Жители Долины Бессмертных мудры и прекрасны обликом. Они способны путешествовать по вселенной и жить на самых отдаленных звездах. Владыка этой долины — бог милосердия Чен-ре-зи — пристально следит за всем, что происходит в мире… Так гласит тибетская легенда.
Горы Куньлунь — место обитания бессмертных. Именно там согласно восточной традиции родились Ну и Куа — азиатские Адам и Ева. В одной из живописных горных долин стоит девятиэтажный дворец королевы Си Ванг Му, целиком построенный из нефрита. Дворец окружен великолепным садом, в котором растет персиковое Дерево Бессмертия. Только люди высшей добродетели удостаиваются права вкусить чудесный плод, после чего становятся вечно юными и бессмертными. В воздухе звучит музыка, хотя нигде не видно ни певцов, ни музыкантов. Достойнейшие утоляют жажду эликсиром юности из бьющего возле дворца источника.
ТЕБУ — это самая прекрасная в мире страна, затерянная в Тибете, повествует даосское поверье. Заснеженные пики гор окружают чудесные долины с реками и водопадами. Обитатели этих долин достигли физического совершенства, обладают высокой мудростью и живут полной духовной жизнью.
Древнейший индийский эпос «Махабхарата» гласит: «На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа (Белый остров)… Там живут мужи, удаленные от всякого зла, к чести-бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силой…». Другой древнеиндийский источник «Пураны» описывает остров Шамбала, который расположен в центре озера нектара: там высятся дворцы и благоухают священные рощи… Достичь его можно на спине божественной золотой птицы. Во многих тибетских манускриптах таинственная страна также называется ШАМБАЛА.
«Есть на свете такая диковинная страна, называется она — Беловодье. И в песнях про нее поется и в сказках сказывается, В Сибири она, за Сибирью ли, или еще где-то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу, путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглы год растет ни пахать, ни сеять, — яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся — бери, владей, И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля вся правда искони живет, эта страна диковинная. — Молола бабка Афимья. Безрукий солдат при медалях ей будто сказывал: «Беловодье под индийским царем живет». Врет бабка Афимья, врет солдат: Беловодье — ничье, Беловодье — божье».
Так знаменитый В.Я.Шишков описывал старообрядческие поверья о некой таинственной стране.
Красивые сказания, не правда ли? Подождем, однако, относить их целиком к фольклорному эпосу, к поэтическому выражению извечной мечты всякого народа о мудрых правителях и совершенном государственном устройстве.
Португальский миссионер Стефан Каселла, который прожил в Тибете 23 года и умер там в 1650г., писал о существовании таинственной Шамбалы. Тибетские ламы прониклись к нему таким глубоким уважением, что даже предлагали ему совершить путешествие в эту запретную страну. Венгерский философ Чома де Кереш провел в одном из буддийских монастырей Тибета четыре года, с 1827-го по 1830-й, и проникся такой горячей убежденностью в реальном существовании Шамбалы, что даже указывал ее географические координаты: от 45 до 50 градуса северной широты, севернее реки Сырдарьи.
Некоторые исследователи Шамбалы полагают, что древнекитайский философ Лао-цзы, автор знаменитого трактата «Дао-Дэ-Цзин», в котором излагается учение о Дао — абсолютном, неопределимом, лежащем в основе мира, написал свой труд под влиянием паломничества в Шамбалу. Считается также, что уже на склоне лет Лао-цзы вновь отправился в долину Бессмертных. Кое-кто из биографов новопифагорейского философа I в. н.э. Аполлония Тианского высказывает мнение, будто бы он тоже посетил Шамбалу. Есть подобные сведения и о некоторых других известных личностях древности и средневековья. На этом пока и остановимся…
«О, сокровище, в лотосе». Совсем недавно, в 60-х годах, тибетские беженцы, спасавшиеся от преследований китайских властей, опубликовали в Индии несколько книг по древней тибетской религии Бон. В одной из этих книг — «Тибетско-шаншунском словаре» — была приведена некая загадочная карта. Советский исследователь Б.Кузнецов нашел к ней ключ. Оказалось, что на карте изображены страны глубокой древности — государство Элам, Страна саков, Бактрия, Вавилон, Иерусалим, Египет, а также побережье Каспийского моря. Кроме того, на карте обозначена страна Шамбала.
Мне довелось раздобыть репродукцию одного тибетского панно, на котором изображен город Шамбала. Он расположен за двойным кольцом заснеженных гор, причем между кольцами изображены замки и строения в живописных рощах, а в самом центре помещен дворец правителя Шамбалы. Эта картина поразительно напоминает распустившийся лотос и при первом же взгляде на нее у меня возникла ассоциация с буддийской мантрой — магическим заклинанием — «Ом Мани Падме Хум», что в приблизительном переводе значит «О, сокровище в лотосе». Посвящена ли эта молитва Шамбале — не берусь судить, но открывшееся мне совпадение навсегда осталось в памяти.
Алтайские старообрядцы так описывали знаменитому художнику и ученому Николаю Константиновичу Рериху, побывавшему на Алтае во время Центрально-Азиатской экспедиции, путь в Беловодье: «Через Кокуши горы, через Ергор по особому ходу. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят. На конях по особым ходам по Ергору. Или было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая. Станом тонкая, лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан…».
Время донесло до нас легенду о Хуанди, «сыне неба», который осуществлял в долине реки Хуанхэ цивилизаторскую миссию. В третьем тысячелетии до н.э., гласят древние памятники китайской письменности, Хуан-ди и его сподвижники, будто бы прилетевшие на землю из созвездия Большой Медведицы, построили в горах Куньлунь дворец, откуда совершали экспедиции в долину Хуанхэ на удивительных самодвижущихся колясках и делились знаниями с местными жителями.
Старинная легенда особо отмечает, что дворец в горах Куньлунь абсолютно недоступен для сторонних людей, а среди тибетцев до сих пор бытует мнение, будто бы попасть в Шамбалу невероятно трудно.
Многие европейские путешественники приводили случаи, когда проводники из местного населения готовы были скорее пойти на смерть, чем вести экспедицию по намеченному маршруту, окажись хоть часть его на некой запретной территории. Если же безрассудный путник все-таки идет вперед, путь ему преградит снежная лавина. Едва он одолеет препятствие, как произойдет оползень или камнепад. Если смельчак и тут не повернет назад, то впереди он обнаружит бездонную пропасть, которая заставит его отказаться от дальнейшего путешествия, ибо ни один нежеланный гость не может попасть в Шамбалу.
«У подножия Гималаев много пещер, и, как говорят, от этих пещер далеко идут подземные проходы. Некоторые видели даже каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что еще не пришло время. Глубокие проходы ведут к великолепной долине», — писал Н.К.Рерих в книге «Гималаи — обитель света». Во всех сказаниях о Шамбале есть общая деталь: жители чудесной страны общаются с окружающим миром, но для этого им не приходится совершать изнурительные переходы по горам, они пользуются разветвленной системой подземных дорог. Поверья старообрядцев гласят, что царство праведных защищено заснеженными хребтами, попасть же в него можно «по особым ходам».
Но пусть человеку дано вступить в Шамбалу, тогда после долгого изнурительного пути взору его откроется прекрасная долина. Забыв на время о легендах, зададимся вопросом: мыслимо ли в принципе подобное в суровых высокогорных краях? И опять свидетельство Н.К.Рериха. Он писал, что во время путешествия по Тибету его экспедиция не раз наталкивалась на живописные долины в таких районах, где обнаружить их казалось совершенно невероятным. В этих оазисах, затерянных среди колоссальных снежных массивов, бьют горячие источники, благодаря которым буйно развивается разнообразная растительность. А вокруг только лед и скалы.
Много времени и энергии посвятил Николай Константинович Рерих изучению народных преданий о Шамбале. По его мнению, сказание о Беловодье у русских старообрядцев и восточное поверье о долине или острове Шамбала — суть родные братья. Рерих считал, что «весть о Беловодье» пошла от калмыков и монголов, то есть из буддийского мира. Интересно, однако, вот что: предание о стране мудрецов в горах существовало не только в буддийской традиции.
Экспедиция отца Сергия. Эта интереснейшая история была записана в русских летописях, хранившихся в старинном Вышенско-Успенском монастыре на Тамбовщине.
Во времена киевского князя Владимира некий русский монах Сергий провел несколько лет в византийских монастырях. Когда Сергий вернулся в Киев, он рассказал своему повелителю предание о загадочном государстве на Востоке — Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. Князь Владимир был настолько зачарован этой легендой, что в 987г. снарядил большой отряд на поиски Беловодья во главе с отцом Сергием — тому было тогда около 30 лет. Князь надеялся, что русская миссия в Королевство Белых Вод вернется в Киев через три года. Однако ни через три года, ни через десять отряд не вернулся. В Киеве решили, что в дальних краях экспедицию постигла злая судьба, и со временем о ней забыли.
Но вот в 1043г. в Киеве появился глубокий старец, который объявил себя… монахом Сергием — тем самым, которого покойный уже князь Владимир когда-то послал на поиски чудесной восточной страны. И пришелец поведал пораженным слушателям удивительную историю о своем долгом путешествии в Беловодье.
Отец Сергий рассказал, что к исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней, либо погибли, животные пали. В какой-то обширнейшей пустыне путникам попалось множество скелетов людей, лошадей, верблюдов, ослов. Возможно, именно эту зловещую пустыню описывал академик В.А.Обручев через девятьсот с лишним лет после путешествия отца Сергия: «Фантастические формы скал, по которым, извиваясь, пересекая ложбины, шла дорога, действительно производили впечатление чего-то сверхъестественного, а попадавшиеся изредка отдельные кости, черепа верблюдов и других животных и целые скелеты их, отполированные песчинками до блеска, усиливали мрачный вид местности, лишенной какой-либо растительности».
В конце концов, участники экспедиции были так напуганы этими жуткими пейзажами, что наотрез отказались идти дальше. Только двое — самые отважные и выносливые — согласились продолжать путь вместе с отцом Сергием.
К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих — еле живых от лишений и болезней — пришлось оставить в каком-то селении на попечение местных жителей. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее, путь назад он себе отрезал: либо дойти до цели, либо умереть — третьего не дано.
Еще через три месяца монах достиг границ Беловодья — озера с белыми от соли берегами. Здесь проводник отказался идти дальше, чем-то неизъяснимо напуганный. Отец Сергий остался в полном одиночестве и… все-таки двинулся в глубь запретной территории.
Через несколько дней пути перед изможденным Сергием внезапно возникли два человека. Монах понимал, что они от него хотят, хотя и не знал языка, на котором говорили незнакомцы. Они отвели Сергия в селение, где после некоторого отдыха он получил работу. Спустя время его перевели в другой поселок, обитатели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все новые и новые знания…
Как Сергий поведал киевлянам, огромное количество людей из разных стран настойчиво пытались проникнуть в Беловодье, но попытки их крайне редко завершались успехом.
Киевский монах не был единственным русским, отправившимся на поиски сказочного Беловодья. Поверье о «Беловодском царстве» бытовало у русских старообрядцев так называемого «никудышного» толка. Известно, что «никудышники», не признававшие священства греко-католической церкви и не примкнувшие ни к одному из «поповских» старообрядческих согласий, не раз отправлялись в Беловодье, надеясь найти там дониконовское Православие «во всей его чистоте и благодати». В 1903г. Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство». Ее написал уральский казак Г.Т.Хохлов, который в 1898г. вместе с двумя товарищами совершил далекое путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию в поисках Беловодья. В предисловии к этой брошюре писатель В.Г.Короленко отмечал, что легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию». По его сведениям, на протяжении всего прошлого века «были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за… границу для отыскания «Беловодья». Далее В.Г.Короленко пишет: «Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе… По ее мнению эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».
Мечта о добре. Теперь подведем некоторые итоги. Из всего сказанного становится ясным, что легенды о Шамбале — это переплетение вполне земных, реальных представлений (например, о тех же «оазисах» среди горных пиков) с фантастическими рассказами, всплывшими из глубин восточных мифологий. В Шамбале будто бы существует «лекарство правды», приняв которое человек очищает душу от лжи и впредь говорит только правду. Чувствуя приближение старости, жители Шамбалы постятся некоторое время, затем пьют чудесный напиток из родника вечной юности и вновь становятся молодыми. Тибетская молва повествует об «орлиных камнях» Шамбалы, которые исправляют зрение, могут излучать тепло и холод, освещать и ввергать окрестности в тьму.
Может быть, все-таки еще раз вспомним ставший уже банальностью древний афоризм о том, что новое — это хорошо забытое старое. Дети ХХ в., возымевшие фантастическую технику, подчас с изрядной долей снисходительности говорят о своих далеких предках, считая их примитивными созданиями с каменными топорами в руках.
А между тем эти «примитивы» создавали литературно-философские шедевры, которые поражают нашего современника глубиной проникновения в тайны бытия. Вот фрагмент одного из космогонических гимнов Ригведы:
Тогда не было ни сущего,
ни не-сущего;
не было ни воздушного
пространства, ни неба над ним.
Что в движении было? Где?
Под чьим покрывалом?
Чем были воды
непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти,
ни бессмертия.
Не было различия
между ночью и днем.
Представления авторов этого гимна о становлении мироздания вписываются и в наши сегодняшние воззрения. А между тем гениальные творцы Ригведы, столь «современно» излагающие происхождение вселенной, жили, как утверждают некоторые ведологи, в V или даже VI тыс. до н.э. Что касается лам, посвященных в тайну Шамбалы, то они по сей день детально рассказывают о геологических катаклизмах, которые в незапамятные времена разрушили неведомые теперь континенты в Атлантике, Индийском и Тихом океанах…
Каким образом сохранились эти сведения и насколько они истинны — неизвестно. Но подобная память о «делах давно минувших дней» служит, прежде всего, предостережением против новых катаклизмов в будущем. А что может быть страшнее катаклизма, которым грозит нашему миру накопление запасов смертоносного термоядерного оружия?! Таким образом, символика Шамбалы и в этом смысле вполне современна.
Сольем воедино мифы и легенды о Шамбале — и мы получим, что главная суть их — мечта об избавлении человечества от кошмара суеверий, социальной несправедливости и насилия, мечта о великой судьбе, уготовленной «человеку разумному» на нашей Земле, о добре и искоренении величайшего зла, которое когда-либо знали цивилизации, — войн. В конечном итоге мечта о сохранении для себя и для потомков замечательной голубой планеты, на которой мы живем.
А ведь для нас, людей ХХ в., такая мечта перестала быть недосягаемым идеалом, это — задача, требующая незамедлительного решения.

* * *

Л.Шапошникова (канд. истор. наук, лауреат премии имени Джавахарлала Неру). Реальность и легенда. Легенда о Шамбале, Беловодье, Белом острове, о таинственной земле обетованной, полной чудес, вот уже много веков живет и не умирает на просторах Азии. Она привлекала неослабное внимание русских путешественников и ученых. Н.М.Пржевальский в одном из своих трудов писал: «Другой весьма интересный рассказ, слышанный нами… было предсказание о Шамбалыне… обетованной земле буддистов… Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе».
Известный русский художник, крупный ученый и путешественник Н.К.Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции, длившейся с 1923г. по 1928г., собрал большой материал об этой таинственной стране. Тщательно проанализировав его, он пришел к выводу о типологической общности легенд о Беловодье, Шамбале, Белом острове. Различные же названия страны, упоминаемой в сказаниях, свидетельствуют лишь о разнообразии и обширности регионов распространения этой легенды: Индия, Тибет, Алтай… Доктор исторических, наук Н.Н.Покровский в докладе, прочитанном им в 1976г., сообщил о том, что археографические экспедиции, проводимые Сибирским отделением АН СССР, зафиксировали легенду о Беловодье в Восточном Казахстане, а также в долинах верхнего Енисея. В связи с этим академик А.П.Окладников обратил внимание на предание о земле «бородатых людей», распространенное на востоке Сибири. Такая широкая география легенды ставит ее в один ряд с преданием о потопе, реальность которого подтверждена археологическими исследованиями.
Рассматривать легенду о Шамбале, или Беловодье, однозначно нельзя. Она крайне многослойна, что свидетельствует о ее значительном возрасте. На заре какой исторической эпохи она появилась? Ответить на это трудно. Мы только знаем, как правильно сообщает С.Буланцев, что о ней есть упоминания в добуддистских источниках Тибета. Есть много вариантов этой легенды, существует значительное количество подробностей самого разного характера, связанных с ней. Но основная канва может быть найдена в любом варианте.
Н.К.Рерих вскрыл в легенде о Шамбале один из ее древнейших пластов, связанный с эпохой переселения народов. Ученого натолкнули на эту мысль многочисленные сказания о подземных ходах и пещерах, в которые якобы уходили и навсегда исчезали целые племена и народы. Таким образом, заповедная страна превращалась в подземное царство, куда устремлялись эти племена и народы. «Каждый вход в пещеру, — писал в связи с этим Н.К.Рерих, — предполагает, что кто-то уже вошел туда. Каждый ручей — особенно подземные ручьи — побуждает к фантазии о подземных ходах».
Продолжая свою мысль, Рерих замечает: «Народ определяет эти проблемы много проще: для них все, что исчезло, отправилось под землю».
Передвижение кочевых народов в отдаленные времена, их исчезновения из мест первоначального заселения, их внезапные появления в неожиданных районах питали народную фантазию, облекали реальные факты прошлого в легендарную форму.
Легенда о Беловодье, на мой взгляд, является более поздним слоем основного предания. Несколько веков назад в России началось староверческое движение. И древняя легенда о заповедной земле счастья и справедливости получила новую жизнь. Русские крестьяне, уходившие от преследований официальной церкви и феодального произвола, мечтали о стране, где кончатся их беды и страдания, и где они мирно займутся земледельческим трудом. Они уходили в отдаленные районы Сибири, начинали обживать Алтай. Легенда о заповедной стране продолжала жить среди староверов еще два века спустя. Она обрастала новыми подробностями, реальными и фантастическими, и несла в себе заряд какой-то странной действенности. Люди неутомимо стремились на поиски чудесной страны. Они пускались в трудный, неизведанный путь в одиночку, группами, а иногда целыми «обществами». Крупнейшие русские путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов с пристальным вниманием следили за этими передвижениями. «К лучшим результатам, — писал Пржевальский, — привели расспросы относительно давнего пребывания русских староверов на Лоб-норе. О них рассказывали нам лица, видевшие собственными глазами пришельцев, явившихся в эту глушь Азии, вероятно, искать обетованную страну Беловодье». Козлов во время своей экспедиции в Монголию и Кам в 1889г. беседовал со старовером Рахмановым, который сам ходил на Лоб-нор в поисках Беловодья.
Путешествия в поисках Беловодья, рассказы о чудесах заповедной страны нашли отражение даже в русской художественной литературе. Короленко, Мельников-Печерский, Шишков на страницах своих произведений запечатлели рассказы странников, будивших воображение не одного поколения русских крестьян. «Но дошли мы все-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры», — рассказывает один из героев романа Мельникова-Печерского «В лесах». Беловодьем русские староверы называли множество мест, где, как им казалось, начинается земля обетованная.
Реальность и легенда шли рядом, часто незаметно подменяя друг друга. И поэтому реальность была похожа на легенду, а легенда на реальность. Такое соотношение легенды и реальности было зорко подмечено Н.К.Рерихом: «В этих оберегаемых и сохраняемых преданиях вы можете узнать реальность прошлого. В каждой искре фольклора есть капля Истины, приукрашенной или искаженной».
Пока, к сожалению, удовлетворительной расшифровке не поддается ряд сведений, связанных с легендой о Шамбале, — таких, как данные о контакте Шамбалы с космическими цивилизациями и предания о затонувших материках и погибших культурах.
Очерк С.Буланцева, написанный на основании многочисленных источников, дает нам повод утверждать, что в легенде о Шамбале наряду с фантастическими моментами есть реальные или отражение таковых. Но у читателя должен возникнуть естественный вопрос: существовала все-таки или нет таинственная страна Шамбала, Беловодье, Тебу?
Ряд редких особенностей самой легенды и ее необычная историческая судьба заставляют нас отнестись к ней серьезно и продолжить ее исследование. Нет ничего более легкого, чем отрицание или тенденциозный подбор доказательств для опровержения того или иного предания, пришедшего к нам из древности. Много труднее осмыслить эти предания, проанализировать их, вскрыть их временной пласт и суметь увидеть реальность, стоящую за ними. Только такой путь может быть плодотворным.