Статья 4.8. «Мистические» знаки в истории Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.

продолжение

«ТРИ СТРАНЫ СБЛИЗЯТСЯ – КИТАЙ, ИНДИЯ И РОССИЯ» (ВАНГА)

«Всё растает, словно лёд, только одно останется нетронутым — слава Владимира (речь идёт о князе Владимире, при котором произошло крещение Руси), слава России.
Слишком много принесено в жертву. Никто не сможет остановить Россию. Всё сметет она со своего пути и не только сохранится, но и станет властелином мира.
Россия — праматерь всех славянских держав. Те, кто отвернулись от нас, возвратятся в новом обличье. Россия не свернёт с пути реформ, которые, в конце концов, приведут к росту её силы и мощи. Три страны сблизятся — Китай, Индия и Россия». (Ж.Констандинова. Ванга. С.76).

«Только несведущий может удивляться тому, как мощно рванула Азия в технологическую эру. Европоцентричное сознание склонно закрывать глаза на то, что Китай большую часть своей истории традиционно находился на передовых рубежах технологии, и в свете этой истории его последний технический и экономический взлет не должен вызывать удивление. Еще 600 лет назад великий китайский мореплаватель исламского происхождения Чжэн Хэ который, как теперь выясняется, совершил кругосветное путешествие за 100 лет до Магеллана, — плавал на корабле водоизмещением в 4 раза большим, чем корабль Колумба. Китайскими морскими картами также пользовались знаменитые европейские путешественники. Огромные для своего времени технологические достижения имела и индийская цивилизация.
Удивительно, пожалуй, другое, а именно то, что России пока удается быть незаменимым источником технологии для Индии и Китая в ряде областей и уверенно конкурировать на этом поприще с западными государствами. Такие успехи были достигнуты путем умелого применения изобретенных в России уникальных организационных технологий совместной с заказчиком разработки новых изделий, а также путем создания новаторских продуктов с полностью открытой для пожелания заказчика архитектурой. Это позволило российским оружейникам и производителям другого высокотехнологического оборудования быть гораздо ближе к заказчику, а значит гораздо лучше понимать его потребности. При этом, и России в технологической сфере есть чему поучиться у Китая: совсем недавно там был презентован компьютерный процессор собственной разработки, который стал важным шагом к обретению этой страной (а значит, и его союзниками) технологической независимости от США в области производства электроники.
Имея в виду большие достижения Индии в сфере программирования, китайский лидер недавно назвал Индию «софтверной» сверхдержавой и предложил объединить технологические усилия с Китаем — сверхдержавой «хардверной», основным производителем компьютерного «железа». Россия, как известно, сверхдержава военная и энергетическая, но пока никак не экономическая. Объединение преимуществ России, Китая, Индии и их союзников в различных сферах создаст в Евразии экономического гиганта, обладающего полным циклом технологической независимости, как в гражданской, так и военной сферах, и поэтому способного эффективно защищать свои интересы повсюду в мире». 

(И.Джадан. Союз государств Великой Суши. Новая «Большая Тройка».
05.09.2005г. Агентство Политических Новостей (АПН).)

«Биржевой лидер» сообщает, что о том, что США могут уступить место мирового экономического и политического лидерства, уже десятилетия пишет мировая пресса. Кому? Китаю? Евросоюзу? России? Японии, странам БРИК? В G20 внимательно отслеживают как развитие каждой из стран «Большой двадцатки», так и стратегические союзы этих стран между собой, способные в один миг изменить расклад сил на политической карте мира.
Мировые СМИ всерьез начали обсуждать нового потенциального лидера — союз 3-х государств, «треугольник» Россия-Китай-Индия. И неудивительно: такой альянс мог бы стать мощнейшим игроком не только в Евразии, но и во всем мире. Эти три страны имеют колоссальные природные ресурсы, очень большую линию побережья, в них проживает примерно 40% населения всего земного шара. Не стоит также забывать об энергетических ресурсах, постоянно растущем производстве, технологическом новаторстве, военно ядерном потенциале — все это, безусловно, может составить актив данного гипотетического союза. Военный потенциал названных стран поистине грандиозный, однако, вопрос о создании оборонного блока пока на повестке дня не стоит. Речь идет больше об экономическом сотрудничестве и, как следствие, о политической поддержке друг друга на мировой арене.
Какова же история создания союза России, Китая и Индии? Когда-то, в конце 1990-х годов, с идеей создания треугольника Россия-Китай-Индия выступил российский премьер-министр Е.Примаков. Но тогда высказанная мысль повисла в воздухе. Каждая из этих стран выстраивала свои отношения с США, и всех это вполне устраивало.
В 2002г. в кулуарах 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась неформальная встреча министров иностранных дел трех названных государств. Они обсудили общие вопросы и договорились проводить подобные встречи в будущем. Очевидно, что руководства стран уже всерьез рассматривали перспективы создания некого альянса, тем более, что общие экономические интересы требовали дальнейших шагов по сближению.
Первая официальная встреча трех глав внешнеполитических ведомств прошла в 2005г. во Владивостоке. Именно с этого момента, как считают аналитики Академии трейдинга Masterforex-V, и началось планомерное стратегическое сближение трех мощнейших держав Евразии.
Впоследствии министры иностранных дел КНР, Индии и России провели между собой более десяти встреч, в том числе и в трехстороннем формате.
Последние встречи Сергея Лаврова, Соманахалли Малайи Кришны и Ян Цзечи прошли 25-26 октября 2009г. в индийском Бангалоре и 14 ноября 2010г. в китайском Ухане. Что касается лидеров трех стран, то они регулярно встречаются друг с другом в рамках саммитов «Большой двадцатки». Отдельных встреч в трехстороннем формате пока не было, что свидетельствует лишь о намечающемся, а не об оформленном союзе указанных держав.
Не преувеличено ли значение данного треугольника? Эксперты Академии трейдинга Masterforex-V убеждены, что это именно так и на современном этапе, и в ближайшей перспективе. В современной глобальной политике равные по своему потенциалу объекты вообще предпочитают не дружить, тем более не дружить втроем. Возможны союзы из многих стран, но желательно с одним ведущим игроком, под которого подстраиваются остальные. Даже в такой проверенной временем и сбалансированной международной организации как Евросоюз наличие нескольких полюсов влияния (Берлин, Лондон, Париж) заметно препятствует проведению общей политики. Заметим, это касается даже суперинтегрированого и толерантного европейского общества с едиными ценностями, культурой, мировоззрением. Что уж тогда говорить о таких разных и очень амбициозных государствах как Китай, Россия и Индия. Кто там будет «первой скрипкой»? Очевидно, что тот, кто не нуждается в остальных. А это, в данном случае, Китай. Согласится ли Россия быть ведомой и следовать в фарватере китайской политики? А Индия? Ответ очевиден.
Вообще, если в союзе присутствует КНР, то всем остальным придется потесниться. Китайское правительство никогда не будет подыгрывать другим, даже своим партнерам. В Пекине благосклонно воспримут поддержку его политики, но сами всегда будут поступать по-своему. Собственно, именно поэтому подобный альянс либо обречен, либо никогда не будет равноправным.
Двусторонние экономические отношения между странами в формате Индия-Россия, Китай-Россия, Индия-Китай находятся на высоком уровне и постоянно прогрессируют. Но в политическом отношении между тремя странами не все так идеально.
Одним словом, не все так гладко в «евразийском королевстве». Потенциально мощнейший союз динамично развивающихся экономик, каким обещал стать БРИК (Бразилия-Россия-Индия-Китай) не оправдал надежд, вследствие непомерных амбиций названных государств. Возможно, подобная участь может ожидать и многообещающий «треугольник». Как говориться, трем медведям в одной берлоге может стать немного тесновато.
Подобные союзы в политическом плане действенны против третьей могущественной силы (США), но насколько они могут быть эффективны в плане созидания, может показать только время.
«Биржевой лидер» совместно с экспертами Академии Masterforex-V проводят опрос на форуме трейдеров. Каково значение в современном мире альянса Индия-Китай-Россия?: 1. Пока лишь страшный сон западных политиков и экономистов. 2. В недалеком будущем реальное явление и мощнейший игрок мировой геополитики». 

(Дмитро Шпигель. Разве Индия-Китай-Россия реальный конкурент США? Сайт «Newsland».
Источник. Станет ли союз Индия-Китай-Россия реальным конкурентом США в мире?
«Биржевой лидер». 21 ноября 2010г.)

«IV.Российско-индийские отношения в ретроспективе и перспективе. За 50 лет дипломатических отношений между Москвой и Дели менялось многое — международная обстановка, состав правительств в Индии и России, их политика и т.д. Исчез СССР, в России сменилась даже социальная система. Но взаимная заинтересованность двух государств в тесном сотрудничестве осталась неизменной…
Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, существо которой выражается формулой «Россия и Индия — стратегические партнеры». Официальное признание этой формулы Москвой и Дели свидетельствует о том, что и в новых геополитических условиях Россия и Индия придают важное значение отношениям друг с другом и собираются их строить на долговременной основе, что они готовы заменить прежнюю политизированную модель союзнических отношений новой, деполитизированной и более прагматической моделью партнерства, свободного от каких бы то ни было предвзятостей и основанного на принципах равенства и взаимной выгоды…
Ключевую роль на азиатском материковом геополитическом пространстве, как известно, играют Россия, Индия и Китай. Для России, как и для Индии, Китай — не выбор, а судьба. При любых условиях и Россия и Индия должны стремиться к миру и взаимопониманию с этой великой азиатской страной.
Но отношения Москвы и Дели с Пекином в прошлом не были простыми. Москву и по сей день беспокоит нелегальная миграция китайцев в Сибирь и на Дальний Восток. Отношения между Индией и Китаем осложняют проблема тибетских беженцев, а также удержание части индийской территории в Гималаях, захваченной китайцами в 1962г. Но у России, Индии и Китая есть и общие интересы — мир, стабильность в Центральной Азии, противодействие исламскому и всякому другому экстремизму и сепаратизму, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом.
Исторический опыт (в том числе и негативный) показывает, что Россия и Индия способны влиять на отношения в треугольнике Пекин-Москва-Дели. А это значит, что российско-индийское взаимодействие на этом направлении не может быть компенсировано их сотрудничеством по отдельности с любой третьей страной. В последние годы внешняя политика Китая претерпела заметные перемены. Развивается его сотрудничество с Россией и с Индией, что содействует интересам мира и стабильности в Азии…
С учетом сказанного напрашивается идея — в перспективе вести дело к организации крупномасштабной кооперации природных, научно-технических и производственных потенциалов России и Индии, их растущих рынков для ускорения темпов экономического развития и обеспечения обеим странам достойного места в системе международного разделения труда. Задача не из легких. Но даже частичное продвижение в этом направлении могло бы стать серьезным ускорителем развития России и Индии.
VI. Россия, Китай, Индия: формы и направления всестороннего сотрудничества в XXI в. В апреле 1998г. прошла Международная научно-практическая конференция «Россия, Китай, Индия: оптимальные формы и главные направления геополитического, экономического, научно-технического, оборонного и культурного сотрудничества в XXI в.». Основные выводы участников Конференции состоят в следующем…
8. Помимо США в мире сложились или складываются несколько главных центров силы (влияния) — Европа, Япония, Китай, Индия и Россия. Европа и Япония пока еще идут в фарватере политики США. Поэтому их возможности влиять на формирование многополюсного мира достаточно ограничены. Попытки отдельных стран Европы (например, Германии и Франции) заявить о своих особых позициях, в том числе по отношению к России, уже просматриваются. Но их истинная роль в создании будущего мирового порядка не вполне ясна.
9. Таким образом, остаются три главных центра силы (влияния), которые с разной степенью эффективности могут наиболее активно способствовать созданию многополюсного мира — Китай, Индия и Россия. Они объективно заинтересованы в развитии мира по этому пути, что уже получило отражение в некоторых их совместных внешнеполитических документах (Россия — Китай)…
16. При всех различиях и существующих между Китаем и Индией проблемах (прежде всего неурегулированный китайско-индийский территориальный спор) они придерживаются независимого внешнеполитического курса и не поддаются давлению извне. Они выступают в поддержку многополюсного мира, исходя из соображений защиты национальных интересов и безопасности.
17. Россия заинтересована в том, чтобы поддержать усилия Китая, Индии, а также других стран, направленные на формирование многополюсного мирового порядка. Речь должна идти о длительном и разностороннем стратегическом партнерстве на двусторонней и многосторонней основе…
В этом контексте Россия должна придать новый мощный импульс содружеству с Китаем и Индией. России следует радикально усилить свою восточную политику, которая должна соответствовать огромным возможностям и геостратегическому положению азиатских государств, в первую очередь Китая и Индии. С учетом того что развитые страны активно наращивают усилия на этом направлении, России нелегко найти свое достойное место в жесткой конкурентной борьбе за влияние в Азиатском регионе. Но если не сделать этого сегодня, то завтра будет еще труднее…
Наконец, насколько реально создание альянса Индия-Китай-Россия и каковы могут быть отношения этого альянса к Японии? Создание альянса Индия-Китай-Россия не только реально, но эти три страны довольно активно двигаются в этом направлении. В 1999-2000гг. Москву уже посетили высокопоставленные представители Дели и Пекина. Они заявили: мир должен быть многополярным, а не однополярным. Когда это претворится в жизнь? По-видимому, не завтра, не послезавтра. Надо политику и практику сблизить, проанализировать, изучить. В том числе сблизить и позиции трех этих стран треугольника, в том числе и в отношениях между собой. В первую очередь это, между прочим, относится и к России. А в области политики у России есть свои проблемы и с Китаем, и с Японией, еще одним азиатским «монстром» Востока». 

(Россия и Индия. Сайт PRIOSLAV. 2000г.)

«В российско-индийско-китайском взаимодействии существует геополитическая дополняемость друг друга в Евразии. Для России, не имеющей с Индией общих границ, республика представляется одним из наиболее предпочтительных партнеров, с которым легко найти общий язык по глобальной и региональной, (включая и центрально-азиатскую) проблематике. Россия и Индия имеют сходные либо близкие позиции по разрешению ближневосточного кризиса, иранской проблеме, Центральной Азии, Афганистану и другим вопросам. Дополнительными факторами евразийской дополняемости является желание обеих республик создать сеть новых энергетических и транспортных «коридоров», связывающих две страны на евразийском пространстве. Так, перспективным представляется участие России в проекте строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия. Причем, именно Индия была инициатором идеи российского участия. Известно также, что Индия готовит с Ираном новый транспортный проект, к которому должна подключиться и Россия: совместное строительство коридора «Север – Юг», который свяжет Азию и Европу и составит достойную конкуренцию коридору «Восток – Запад», построенному по инициативе США по Великому Шелковому пути через Баку, Тбилиси и Джейхан.
С другой стороны в сфере энергетической безопасности существует определенная конкуренция, прежде всего между огромными потребителями энергоресурсов — Индией и Китаем. Данную дилемму можно условно представить как соперничество — сотрудничество двух стран. Так, индийский премьер-министр Манмохан Сингх в 2005г. заметил, что Китай идет впереди Индии в планировании своей энергетической безопасности, Индия больше не может довольствоваться нынешним положением вещей в своей энергобезопасности. Как известно, с 2000г. индийская компания Oil and Natural Gas Company инвестировала 5 миллиардов долларов в изыскания за рубежом. Однако это меньше чем Китай. Китайская Национальная Нефтяная Корпорация (China National Petroleum Corporation) имеет заграничных инвестиций на сумму в 40 миллиардов долларов. Важно, что Пекин и Нью-Дели нашли способы кооперации. Фактически они сотрудничают в развитии месторождения нефти Яхаваран (Yahavaran) в Иране. Другой важный момент — статус наблюдателя Индии в Шанхайской Организации Сотрудничества, которая включает Китай, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, и играет все большую роль в торговых делах.
2. Региональный(центрально-азиатский) контекст отношений России, Китая и Индии. Центральная Азия (ЦА) в настоящее время для каждой из трех стран является регионом потенциальных возможностей и существующих рисков. Это соотношение (возможностей и вызовов) для России, Индии, Китая складывается по-разному. Очевидно, что для России регион ЦА в плане и возможностей, и угроз гораздо более значим, чем для двух других государств. Россия имеет здесь ряд успешных проектов — Договор Коллективной Безопасности (ОДКБ), Евразийское Экономическое сообщество (ЕврАзЭс) и другие. Она связана системой прочных двусторонних связей и стратегического партнерства с ключевыми государствами региона — Казахстаном, Узбекистаном и другими. Одновременно, Россия входит в проект ШОС. Китай, имея общие границы с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и развитые отношения со всеми государствами региона, также заинтересован в ЦА. Причем, перед ним, как и Россией, также стоит проблема потенциальных рисков, идущих их региона — трансграничный уйгурский сепаратизм, радикальный экстремизм, сепаратизм и другие. Для нейтрализации этих угроз, как известно, Китай и Россия совместно с другими государствами ЦА создали ШОС, которая успешно справляется с поставленными задачами. Скорее всего, центрально-азиатские риски (рост наркотрафика, угроза исламского экстремизма и др.) более опасны для России, чем для Китая сегодня. Однако, несомненно, что регион и для Китая также остается ключевым в плане возможностей сотрудничества, и в плане потенциальных и реальных угроз.
Иное значение ЦА имеет для Индии. Значимость его определяется больше экономическими (энергетическими) и транспортными возможностями в настоящее время и ближайшую перспективу. Для Индии (в центрально-азиатском ракурсе) проблема безопасности стоит не так остро, как для России и Китая. Она не граничит с регионом ЦА напрямую, а отделена от него Пакистаном и Афганистаном. С другой стороны, существует и афганская проблема, которая осложняет ситуацию на Среднем Востоке и Южной Азии. Несомненно, что реанимация талибского движения в Афганистане, общий рост исламского экстремизма в Афганистане и Пакистане отрицательно влияет на ситуацию в Джамму и Кашмире. С этим, видимо, связана активизация Индии в Таджикистане в последнее время. Возможно, что Индия пытается воздействовать на Афганистан и Пакистан с севера из сопредельного Таджикистана. Однако основной стратегический интерес Индии, на наш взгляд, связан больше с возможностями трехсторонней энергетической и транспортной кооперации России, Индии и Китая на евразийском пространстве, включая регион Центральной Азии, а также с возможностями двустороннего сотрудничества Индии с Таджикистаном, Узбекистаном, Казахстаном и другими странами региона в сферах военно-технического и торгового сотрудничества. Индия уже в ближайшее время может выступить серьезным инвестором в ключевые сферы экономики ряда государств Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан).
Чтобы не допустить обострения соперничества и роста противоречий в борьбе России, Индии, Китая за центрально-азиатские рынки и сферы возможных инвестиций, уже сегодня следует согласовать трехстороннее взаимодействие как на тактическом (макро- региональном), так и на стратегическом уровне. Возможно, что между странами может быть согласована некая экономическая специализация — в сферах энергетики, инвестиций, развитии дорог и коммуникаций, на рынках телекоммуникаций, в финансовой области и других.
3. Проект ШОС и трехстороннее сотрудничество. Разномасшатбность задач трех стран в регионе в области безопасности четко просматривается в структуре ШОС. Как известно, Россия и Китай являются постоянными членами организации, в то время как Индия (вместе с Пакистаном, Ираном, Монголией) — наблюдателем. Сложившаяся структура ШОС отражает не только пока ограниченные возможности организации по принятию новых членов, но и объективную картину, сложившуюся в регионе, — разное качество вовлечения постоянных членов и наблюдателей в центрально-азиатские реалии, связанные с безопасностью. Очевидно, что степень вовлечения и ответственности России и Китая объективно значительно выше, чем интересы безопасности Индии, Пакистана и Ирана в центрально-азиатском регионе. Хотя понятно, что для Индии изучение опыта ШОС по борьбе с национальным сепаратизмом и экстремизмом имеет огромное значение в плане борьбы с кашмирским сепаратизмом. Одновременно, трактовки национального сепаратизма в России (чеченский), в Китае (синьцзян-уйгурский) и Индии (кашмирский) методологически достаточно близки. Из шанхайского опыта также вытекает очевидный экономический приоритет и интересы для Индии в плане использовании этой организации для более эффективного проникновения в регион. Возможно, что в отдельных проектах ШОС, связанных с развитием инфраструктуры стран ЦА, созданием новых трубопроводных сетей и дорог, Индия могла бы стать одним из ключевых государств по инициированию и реализации этих проектов.
5. Прогнозы и сценарии. Общий сценарий. Один из вероятных сценариев – укрепление двусторонних отношений России и Индии, в том числе и за счет развития и использования дополнительных экономических (военных, энергетических и технологических) возможностей сотрудничества в Центральной Азии и в рамках ШОС. Планирующийся на декабрь 2006г. визит президента В.Путина в Индию, в том числе, будет связан с более эффективным подключением данных ресурсов к глобальному и региональному (центрально-азиатскому) российско-индийскому партнерству. Конвертация оставшегося индийского долга в совместные и чисто российские проекты в Индии должна усилить вероятность реализации данного сценария. Политическое укрепление российско-индийских связей будет происходить в рамках углубления совместной борьбы Москвы и Дели с терроризмом и религиозным экстремизмом; расширения и поиска нового качества и новых форм посредничества в индийско-пакистанских разногласиях и повышения роли России в этом посредничестве; насыщения «треугольника» Россия — Индия — Китай конкретными проектами; дальнейшей поддержки Россией Индии по продвижению ее в СБ ООН; углубления диалога региональных организаций, в которых Индия и Россия занимают ключевые позиции, например, диалог СААРК и ОДКБ, СААРК — ЕврАзЭс, СААРК — ШОС. Не исключен и трехсторонний диалог: СААРК — ШОС — АСЕАН. Вряд ли в ближайшей и средне срочной перспективе можно говорить о столкновении интересов России и Индии в регионе Центральной Азии…
Центрально-азиатские сценарии. В регионе ЦА просматривается тенденция на дальнейшую дестабилизацию, рост угроз исламского экстремизма, наркотрафика и других негативных явлений. В этих условиях трехстороннее сотрудничество России, Индии, Китая будет иметь тенденцию к диверсификации, выделению проектов (в рамках ШОС и на двусторонней основе) по безопасности, выделению проектов по энергетическому, транспортному и инвестиционному сотрудничеству. Возможно, что в рамках данной тенденции не исключены отдельные фазы и проявления роста соперничества (особенно в энергетическом секторе)». 

(С.Г.Лузянин (эксперт Фонда «Азия Аналитика»). Центральная Азия
в трехстороннем сотрудничестве (Россия, Индия, Китай).
13.10.2006г. Аналитический Центр «Разумные решения».)

«Наши отношения с Индией носят исторический характер, этим отношениям более 50 лет. Как правило, по большинству внешнеполитических проблем и вопросов позиции наших стран совпадают, это ни для кого не секрет. Правда, после распада Советского Союза наши отношения с Индией несколько охладились, что было вызвано, в частности, и нормализацией российско-китайских отношений. Но вскоре, когда индийское руководство поняло, что сближение России и Китая не угрожает Индии, российско-индийские отношения стали выходить на новый качественный уровень», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Ю.Косов, комментируя итоги визита премьер-министра России Владимира Путина в Индию…
Идея стратегического треугольника оказалась долговременной. В 2003г. заговорили о группе БРИК, сейчас уже проходят саммиты этой организации, в прошлом году саммит Брик прошел в Екатеринбурге. То есть к этому треугольнику добавилась Бразилия. Регулярно проходят встречи в формате Россия — Индия — Китай. В стратегии национальной безопасности России от 2009г. записано о необходимости увеличивать сотрудничество в таких неформальных международных институтах, как БРИК, РИК», — напомнил Ю.Косов.
«Мы видим, что Россия подтягивает ближе то одну, то другую сторону стратегического треугольника Москва — Пекин — Дели. Это целенаправленная политика. Если у Китая и возникнет какое-то беспокойство сближением России с Индией, то он, я думаю, даже не будет выражать это официально, когда поймет, что сотрудничество России с Индией не направлено против него, так как же как Индия поняла, что сближения России с Китаем в конце 90-х не было направлено против нее. Сближение России с Индией и Китаем направлено на создание новых форматов международных институтов, которые бы не зависели от западного мира. Потому что в ВТО Россию не приняли, в МВФ нас ограничивают в голосах и не только нас, но и Индию и Китай. Поэтому в рамках Пекинского консенсуса, состоящего из стран не входящих в западный мир, формируются такие институты. Если в Китае будут смотреть с этой стороны, то они будут даже приветствовать российско-индийское сближение», — выразил уверенность политолог». 

(Ю.Косов. Сближение России с Индией ни для кого
не является неожиданным. 09.04.2012г. «Русская линия».)

«Вопрос безопасности в государствах Юго-Восточной Азии выходит на первое место. В этом ключе напряженность в отношениях между Индией и Китаем уступает место сотрудничеству в военной сфере. Индия и Китай возобновят совместные военные учения, — заявило индийское Министерство обороны. По итогам переговоров глав военных ведомств Индии и КНР стороны пришли к мнению, что сотрудничество в сфере обороны поспособствует укреплению доверия между странами.
Индия и Китай. Границы азиатской Америки». «На протяжении десятилетий Индия и Китай ведут сложную и «многоходовую» игру. На кону — лидерство в Юго-Восточной Азии. Если несколько лет назад в Дели открыто называли Поднебесную главным противником, то сегодня два государства стремятся к сотрудничеству. Такой поворот обусловлен смещением полюсов в международной политике, — убежден ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Московского государственного института международных отношений А.Иванов. — США рассматривали Китай как ключевую страну для сдерживания Советского Союза. Индия в тот момент находилась в довольно дружественных отношениях с Советским Союзом, и по этой причине Китай и Индия были противниками. Сейчас мы видим совсем иную ситуацию. США и Китай являются соперниками, причем это соперничество не только в Азии, но и в мире в целом нарастает. Кроме того, мы видим, что Китай находится в довольно сложном положении, у него обострились территориальные конфликты с рядом государств ЮВА. И в ситуации, когда Китай оказался перед лицом обострения конкуренции с Японией, США и рядом государств ЮВА, ему очень невыгодно иметь плохие отношения с Индией. Поэтому он хочет их улучшить. Китай и Индия являются членами БРИКС и в рамках этой организации довольно неплохо сотрудничают».
Не исключено, что в обозримом будущем более тесное сотрудничество с Индией и Китаем станет развивать и Россия, — полагает доцент факультета мировой политики МГУ А.Пилько: «Какой-либо военный жесткий альянс — обязывающий или политический- между Китаем, Индией и Россией вряд ли будет заключен, скорее всего, сотрудничество между тремя странами примет несколько иные, консультационные формы. Возможно, в будущем Индия войдет в ШОС, и тогда эта организация, возможно, будет координировать действия этих трех стран. В целом и сейчас с координацией между Москвой, Дели и Пекином все нормально, и в случае возникновения каких-то международных проблем стороны часто друг с другом консультируются и принимают согласованные решения».
Пока перспектива трехстороннего сотрудничества России, Китая и Индии довольно призрачна. Но в зависимости от того, как будут складываться главные политические интересы Дели и Пекина, прежде всего в области безопасности, не исключено что Москве удастся склонить вектор построения единой политики с азиатскими партнерами на свою сторону». 

(Индия и Китай идут на сближение. 05.09.2012г.)

«На днях впервые за последние восемь лет состоялся визит китайского министра обороны в Индию. Лян Гуанле, являющийся главой оборонного ведомства КНР, встретился с индийским коллегой А.К.Энтони, что уже само по себе многие мировые политологи называют знаковым событием в плане потепления отношений между двумя супердержавами, суммарная численность армий которых составляет около 3,7 миллионов военнослужащих.
Как известно, в последние пару лет контакты Индии и Китая в военной сфере были фактически сведены на нет. Не проводилось совместных учений, не подписывалось важных документов о военном сотрудничестве другого рода. Одной из причин замораживания отношения послужил территориальный спор между государствами, который около полувека назад привел к кровопролитному конфликту между Пекином и Дели. Территориальный спор касается двух территориальных участков: северо-восточной области Кашмира и севера штата Аруначал-Прадеш. Общая площадь спорных территорий достаточно велика и составляет свыше 80 тысяч кв. км.
Однако многие скажут, но почему же конфликт, который то гаснет, то снова разгорается в течение пятидесяти лет, привел к резкому похолоданию отношений между Китаем и Индией именно в новом тысячелетии, и почему именно в течение последних двух лет никаких договоренностей на военной почве между двумя странами власти даже не пытались достигнуть.
Дело в том, что летом 2009г. скандал перешел в достаточно острую фазу из-за того, что на широко известном китайском интернет-портале «Стратегия Китая» была опубликована статья, в которой говорилось о потенциале Поднебесной, чья реализация позволит разделить Индию на десятки государств.
Несмотря на то, что владелец сайта заявлял, что это лишь личное мнение автора, и что сайт никакого отношения к позиции официальных китайских властей не имеет, индийские СМИ уже вступили в бой. Китайскую статью назвали заказом КИСМИ — Китайского института стратегии мировых исследований, связанного с НОАК (Национально-освободительной армией Китая), что вызвало широкий общественный резонанс по всей Индии. В различных изданиях стали появляться материалы о том, что Китай специально всё последнее время наращивал свои военные потенциалы, чтобы нанести удар по Индии. Это привело к тому, что уже Индия с удвоенной мотивацией принялась говорить о необходимости скорейшего увеличения оборонного бюджета страны. Не заставила себя ждать классическая гонка вооружений, которую при учете численности китайской и индийской армии сложно назвать гонкой вооружений регионального масштаба.
Получается, что статья в китайском сегменте Интернета закрутила новый виток межгосударственного конфликта, в чем своей вины китайцы определенное время не признавали.
Добавилось масла в огонь еще и в 2011г.. Китайские картографы выпустили географическую карту, на которой в цвета Поднебесной окрашены те самые спорные территории, да еще и пара других индийских штатов целиком. Тогда индийская сторона не приняла извинений стороны китайской, которая заявила, что при производстве карты допущена ошибка. Мы-то с вами хорошо знаем, какие ляпы могут допускать представители китайской полиграфии, и лишь мило улыбаемся китайским «недочетам», а вот индийцы, как видно, из другого теста — обиделись не на жизнь, а на смерть… Обида росла как снежный ком.
И вот, наконец, свершилось. Глава китайского Министерства обороны решил наведаться в Индию, чтобы сгладить острые конфликтные углы последнего времени. Вместе с Лян Гуанле в Нью-Дели прибыла достаточно большая делегация китайских военных — свыше двадцати человек.
В ходе визита глава оборонного ведомства Индии заявил, что переговоры с китайской стороной проходят достаточно плодотворно и наблюдаются некие подвижки в плане возобновления военно-политических контактов между двумя странами. Так, к примеру, удалось договориться о проведении совместных учений подразделений армий КНР и Индии.
Если принимать во внимание конструктивность визита Лян Гуанле в столицу Индии, то нельзя обходить стороной вопрос о том, почему же именно сегодня китайцы решили пойти на сближение с государством, которое все последнее время рассматривали в качестве одного из своих прямых конкурентов и противников. Удерживая в голове своеобразность китайской политики, вряд ли здесь стоит говорить о том, что Китай готов отказаться от территориальных претензий и поставить окончательную точку в конфликте, разгоревшемся в далеком 1962г.
Скорее всего, дело в классическом китайском прагматизме. Осознавая то, что натовский военный контингент может покинуть Афганистан уже в 2014г., Пекин решил, что называется, взять быка за рога. Несмотря на то, что Афганистан имеет с Китаем весьма непродолжительную границу в восточной части, а с Индией не граничит вообще, именно Афганистан (если не считать еще и соседний Пакистан) образует своеобразный стык близ того самого района спорных индийско-китайских территорий. Видимо, в Китае понимают, что новые власти Афганистана, которые, вероятнее всего, будут относиться к радикальным исламистам (если контингент НАТО полностью покинет страну), могут поспособствовать дестабилизации обстановки на прилегающих к Афганистану территориях. А если принять во внимание то, что в западной и северо-западной частях КНР достаточно активно проявляются антипекинские настроения, то власти Поднебесной не хотят получить горячую точку, которая может ослабить ее позиции в плане претензий к Индии на спорные территории». 

(А.Володин. Индия и Китай — курс на сближение. 05.09.2012г. Военное обозрение.)

«Новые лидеры Китая ясно дают понять приоритеты Китая в формирующемся глобальном сценарии. Похоже, китайцы чётко сигнализируют о том, что их отношения с Россией являются для них самыми важными. Китай более не согласен с ролью Америки как единственной мировой сверхдержавы, рассматривая себя в качестве ведущей азиатской страны.
Таким образом, он больше не признает Японию главной страной в Азии. Более того, подобно своему мнению по отношению к США и Европе, Китай видит Японию как увядающую державу. Эти страны уже достигли пика своей мощи и больше не могут сохранять свои позиции на верхушке пирамиды.
Ясно также, что Китай видит Россию и Индию как страны, которые имеют потенциал для роста. Россия была сверхдержавой. Однако Россия была лишь военной державой и не соответствовала своему полному экономическому потенциалу. Даже на пике своего могущества она не смогла развить экономику до тех уровней, которые были бы совместимы с её огромными природными ресурсами.
В наше время Индия остаётся далеко позади своего экономического потенциала. Китай считает, что в какой-то момент Индия неизбежно начнёт расти политически и экономически, и требовать свое законное место в мире. Тем не менее, есть разница в подходе России и Индии.
Россия рассматривает Китай как страну, которая может помочь ей вернуть свой утраченный статус. Кроме того, Россия и Китай, как две страны, союз которых был предопределён свыше. Россия является крупнейшим производителем энергии, а Китай — крупнейшим потребителем энергии.
Китай стал производственным центром мира, и имеет самые большие запасы иностранной валюты (лишние деньги для инвестиций). Китай нуждается в модернизации своей армии за счет приобретения современного оружия. Россия нуждается в капитале для развития огромных природных ресурсов. У неё есть современные высокотехнологичные образцы вооружений на продажу, и она является вторым по величине мировым экспортёром оружия, лишь немного уступая лидеру.
Доля Америки на мировом рынке составляет 30 процентов, у России — 26 процентов. Эти цифры показывают, что если мы примем во внимание размер экономик, то получается, что Россия производит более совершенное и современное оружие. Можно сделать вывод, что в случае России и Китая, каждая страна имеет то, что необходимо другой стороне (симбиоз).
Отношения же между Индией и Китаем гораздо более сложны. Между двумя странами существуют исторические, культурные и политические различия. Мы согласились с доминированием Запада. Таким образом, американская гегемония не беспокоит нас так, как она беспокоит китайцев. В какой-то степени, мы рассматриваем американскую гегемонию и доминирование в положительном смысле, поскольку это помогает сдерживать Китай.
В то время как мы привыкли жить в мире под предводительством Запада, идея не-западной державы, движущейся к лидерству, заставляет нас нервничать. Несмотря на наше отношение к Китаю, Китай всё ещё видит Индию как потенциального союзника, потому что у обеих стран есть много общих интересов. Обе страны в мире под лидерством Запада не имеют тот статус, которого они заслуживают. Таким образом, они желают фундаментальных изменений в таких глобальных институтах, как ООН, Всемирный банк и МВФ. Все эти учреждения были созданы для поддержания западного господства и гегемонии.
Недавний саммит БРИКС в Дурбане, Южная Африка показал, что эта организация представляет собой огромный вызов западной монополии и господству. Доля стран БРИКС в мировой экономике и торговле растет, а доля Запада — снижается. Страны БРИКС решили развивать банк, который в долгосрочной перспективе станет большим препятствием для Всемирного банка и МВФ.
Непрерывное восхождение Востока и увядание Запада в один прекрасный день заставит Индию принять реалии мира. У Китая есть терпение этого дня дождаться. Тем временем Россия и Китай продолжат сближаться и склонять баланс сил в сторону Востока». 

(Dr. Sawraj Singh. China stand firm while India keeps wavering.
(Россия с Китаем твёрдо держатся своих позиций, тогда как
Индия продолжает колебаться. 25.04.2013г.)

«Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) становится все более влиятельным игроком на мировой арене, фактически альтернативным Западу центром силы — союзом Москвы, Пекина и Дели.
«Нужно вовлечь Афганистан в процесс развития, потому что он, как и Пакистан, в значительной степени будоражит весь регион, — считает главный научный сотрудник Центра евразийских исследований Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Андрей Володин. — Должен быть экономический рост, создание новых форм занятости, выравнивание распределения национального дохода. Когда происходит такое объединение сил — Индии, Китая и России, — заинтересованных в спокойствии в Афганистане, то гражданская война если и не отодвигается на неопределенное будущее, то ее вероятность существенно снижается».
Совместные усилия трех стран по поддержанию мира и территориальной целостности Афганистана могут и в целом укрепить их сотрудничество, говорит Володин: «Один видный индийский дипломат сказал мне, что, может быть, вывод международных сил из Афганистана даже сблизит позиции России, Индии и Китая по другим вопросам, находящимися за скобками афганского урегулирования, настолько важно для наших стран сотрудничать по Афганистану».
После предстоящего расширения и в первую очередь вступления такой глобальной державы, как Индия, ШОС из региональной организации, в свое время создававшейся в первую очередь для сотрудничества в Центральной Азии, окончательно превращается в глобальную силу, объединяющую крупнейшие страны Евразии.
«С одной стороны, это позитивный момент — расширяется география ШОС, она теперь охватывает почти половину населения Земли, — говорит первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. — Россия в этих условиях оказывается ключевым игроком, так как она является ядром и в ШОС, и в БРИКС. С этой точки зрения Россия получает очень серьезные дивиденды. Растет и влияние ШОС, особенно учитывая тот факт, что этой организацией взят курс на то, чтобы отказаться от доллара и использовать в расчетах между странами национальные валюты. Так что это удар по США, чье благополучие держится на использовании всем миром доллара как резервной валюты».
Там, где уравнение геополитических сил становится более сложным, там меньше вероятность конфликта, говорит Володин. Россия — азиатская страна, проблема азиатской безопасности жизненно важна для нас, подчеркивает Шаумян. Индия и Китай — наши стратегические партнеры, в том числе и крупнейшие партнеры в военном сотрудничестве. В интересах России сделать так, чтобы ШОС смогла стать формой сближения трех ведущих держав: России, Китая и Индии, — установления между ними союзнических отношений.
На самом деле возможность построения треугольника Москва — Пекин — Дели обсуждается уже почти век. Первым эту идею выдвинул Владимир Ленин — как план на будущее, потому что Индия тогда была английской колонией, а в Китае бушевала гражданская война. В начале 80-х за подобный союз стала выступать группа индийских интеллектуалов, говорит Володин. А в России уже в области конкретной политики с этой идей выступил в 1998г. Е.Примаков. Сейчас аббревиатура РИК уже прочно вошла в международный лексикон — именно из нее появился уже и БРИКС, включивший в себя крупнейшие страны Африки и Южной Америки.
«Россия, Индия и Китай — крупнейшие континентальные страны Евразии, а Евразия — основной, главный материк, — говорит Володин. — Инициатива в мировой политике объективно переходит от великих морских держав вроде Англии и США к континентальным странам». 

(П.Акопов. В ШОС формируется союз России, Индии и Китая. 04.10.2013г.)

«Д.Трене, российский аналитик, недавно отметил, что внешняя политика России, вероятно, продолжит «геополитический сдвиг в сторону Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона» и «ещё больше дистанцируется от США и Европы». Другой эксперт, И.Окунев, утверждает, что Россия «начинает вести прагматичную и острую политику в духе реальной политики» и «уходит от про-европейской ориентации».
Может ли развивающийся российский взгляд на мир сделать Россию более склонной к подчинённому положению в блоке с Китаем? Образ России, как независимой великой державы исключает такую перспективу. Даже во время доминирования западников Москва отказывалась принимать неравное партнёрство с Западом. Маловероятно, что она примет его и в отношениях с Китаем.
Из 14 соседей Китая, Россия и Индия — самые значимые в континентальной Азии. Исторически именно советское решение о нормализации отношений с Китаем в середине 1980-х убедило Индию последовать этому примеру в 1988-м. К 2008-му Россия и Китай разрешили все свои территориальные споры.
На данный момент российская и индийская политика в отношении Китая кажутся схожими. На глобальном уровне оба государства считают полезным сотрудничать с Китаем и в ООН, и в БРИКС. Для России Китай — полезный партнёр в ограничении односторонних действий Запада. На региональном уровне с точки зрения и России, и Индии, китайский фактор становится более сложным, и фон взаимодействия зачастую формируется конкурентным давлением.
Тем не менее, ни Россия, ни Индия не желают ни участвовать в региональной холодной войне против Китая, ни учитывать китайскую сферу влияния в Азии. Как заметил российский министр иностранных дел Сергей Лавров в прошлом году: «Важно помешать… выходу азиатско-тихоокеанского региона за пределы естественного и взаимного стимулирующего соревнования и направлению его по отрицательному пути горячего соперничества или даже конфронтации». Российская азиатско-тихоокеанская политика, как недавно заявил Сергей Лавров, «нацелена на стабильный баланс сил». Российский подход ясно это подчёркивает…
Китайский фактор доминирует в слишком большой доле рассуждений об индийской безопасности, зачастую при этом пренебрегают и определением индийских интересов в различных областях или оценивают структурные тенденции в глобальной и региональной безопасности. Основная проблема, стоящая перед Индией — собственная конструктивная роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а не просто реакция на подъём Китая.
Сложная политика России предлагает модель, которой стоит следовать — независимая и позитивная роль в регионе, с внимательным контролем геополитической стабильности и баланса сил». 

(Зоравар Долет Сингх. Общие цели сближают Индию с Россией. 05.11.2013г.)

* * *