Статья 4.7. «Эзотерическая» направленность Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г. (ч.1).

продолжение

В 2004г. ученым советом Харьковской государственной академии культуры (ХГАК) была рекомендована к печати (протокол №4 от 02.11.2004г.) монография А.Г.Сафронова (см. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. Мифы и культы, религия, магия. Х. ХГАК. 2004г. 304 стр.). Рецензенты: Председатель государственного комитета по делам религий, доктор философских наук, профессор В.Д.Бондаренко, профессор кафедры истории и теории культуры ХГАК, доктор философских наук Л.В.Стародубцева, заведующий кафедрой философии и политологии Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, доктор философских наук, профессор А.К.Чаплыгин.

«Монография посвящена исследованию психопрактик, прежде всего религиозных, как неотъемлемого культурного феномена, присущего человечеству на всех этапах его развития, выявлению их культурообразующих и других функций. В работе рассмотрены проявления психопрактик в различных культурных традициях, исследован их генезис, эволюция, взаимодействие с другими формами духовной жизни. Особое внимание уделено религиозным и околорелигиозным психопрактикам, представленным в современной культуре. Также в работе рассмотрены такие вопросы как место измененных состояний сознания в культуре и религии, роль религии в формировании и поддержании социотипа, культурное значение эзотерических психопрактик, философские и религиозные корни современной психотерапии».

Вот что пишет Н.С.Жиртуева (см. Жиртуева Н.С. Тантризм в контексте теории мистического опыта просветления. // Научный журнал «Культура народов Причерноморья». 2006г. С. 78-81.):

«Темой статьи является исследование особенностей тантрического мистицизма, что дает возможность осуществить его сравнительную характеристику с другими типами мистицизма. К данной теме обращались в своих работах А.Авалон, С.Булгаков. Н.Гафурова, Д.Голмен. Рам Дас, А.Сафронов, Е.Торчинов».

А.Г.Сафронов окончил с отличием физико-технический факультет Харьковского государственного университета в 1992г. по специальности «теоретическая ядерная физика» и биологический факультет этого же университета в 1996г. по специальности «медицинская психология». С 1994г. — кандидат физико-математических наук, с 1999г. — доцент Кафедры социально-экономических дисциплин.
С 1992г. проводит научные исследования в области психопрактик и психологии массового сознания. В этом направлении является автором более 70 научных трудов, в том числе в зарубежных журналах, двух монографий «Психология религии», «Религиозные психопрактики в истории культуры», фундаментальной книги «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика», выдержавших многократные переиздания, а также ряда книг и брошюр («Психология духовного развития», «Религиоведение», «Лекции по психологии», «Психологическое айкидо», «Краткие очерки истории эзотерических учений» и др.), также нескольких десятков статей в популярных журналах. Автор и ведущий цикла телевизионных передач «Школа практической психологии». Организатор и участник множества конференций.
В исследовательских целях неоднократно побывал в Индии, Тибете и странах Юго-Восточной Азии, где посетил основные ашрамы, духовные центры и сакральные места. Лично встречался с лидерами значительных духовных течений современности.
В настоящий момент А.Г.Сафронов является докторантом Кафедры теории и истории культуры Харьковской государственной академии культуры, читает курсы лекций по дисциплинам «Религиоведение», «Психология религий», «Социология», «Религиозное наследие Востока» в Харьковском национальном университете, Харьковской академии культуры. Является Президентом Украинской федерации Йоги, отделение которой есть и в России. Практикует Йогу с 1985г. Активно занимается педагогической и целительской деятельностью с 1989г. Проводит обучение в группах Йоги, а также тренинги и семинары продвинутого уровня по различным аспектам Йоги и Эзотерики. Провел более 400 семинаров по Йоге и Эзотерике в различных городах СССР и СНГ. Читает авторские курсы лекций «Психология религий», «Религиозное наследие Востока», «Структура массового сознания» в Харьковской государственной академии культуры.

«Содержание. ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПСИХОПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Проблема определения термина «религия» с учетом современных реалий.
1.1.2. Подходы к изучению религии.
1.2. Психологические методы и подходы в изучении религии.
1.2.1. Проблема соотношения психологического и духовного.
1.2.2. Антропологическая характеристика элементов религиозной жизни.
1.3. Религиозные психопрактики как объект научного анализа.
Выводы к главе
ГЛАВА II. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И ИХ МЕСТО В РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЕ.
2.1. Проблема определения понятий «мистика» и «мистический опыт».
2.2. Измененные состояния сознания и феномен религиозной веры.
2.3. Феноменология измененных состояний сознания.
2.4. Методы достижения измененных состояний сознания.
2.5. Измененные состояния сознания и религиозная космогония.
2.6. Социокультурная функция измененных состояний сознания.
2.7. Измененные состояния сознания в полифазных обществах.
2.8. Измененные состояния сознания в современной культуре.
2.9. Групповые практики достижения измененных состояний сознания. Харизматические системы в контексте современной культуры.
Выводы к главе.
ГЛАВА III. РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПСИХОПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОТИПА.
3.1. Социальный характер как элемент культуры.
3.2. Религиозные психопрактики и их роль в формировании социотипа.
3.2.1. Ритуалы, основанные на техниках психосоматического воздействия.
3.2.2. Kaтарсические ритуалы.
3.2.3. Ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ.
3.2.4. Ритуалы травмирования мозга.
3.3. Социокультурная идентификация в мире культурного многообразия.
3.3.1. Культурологические особенности современного общества.
3.3.2. Психопрактики личностного роста.
3.3.3. Маргинальные психопрактики.
3.3.4. Психопрактики, направленные на формирование социотипа в тоталитарных обществах.
Выводы к главе.
ГЛАВА IV. АРХАИЧЕСКИЕ ПСИХОПРАКТИКИ И ИХ АНАЛОГИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
4.1. Массовое сознание и его архаическая составляющая.
4.2. Явление неосознаваемой религиозности и светские ритуалы.
4.3. Психопрактики тотемизма.
4.3.1. Тотемическая инициация как психопрактика
4.3.2. Тотемические психопрактики в современной культуре.
4.4. Нагуализм.
4.5. Психопрактики анимизма.
4.5.1. Основные представления и ритуалы анимизма.
4.5.2. Психологическая сущность и психопрактики анимизма.
4.6. Первобытная магия.
4.6.1. Основные представления первобытной магии.
4.6.2. Магические ритуалы в современной культуре.
4.6.3. Психологические аспекты первобытной магии.
4.7. Социальные культы. Психопрактика власти
4.8. Шаманизм.
4.8.1. Краткая характеристика шаманизма.
4.8.2. Психологическая сущность шаманизма.
Выводы к главе
ГЛАВА V. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОПРАКТИКИ В КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ
5.1. Эзотерические системы и их место в религиозной жизни.
5.2. Эзотерические психопрактики в контексте культуры.
5.3. Архаические корни эзотерических психопрактик.
5.4. Эзотерические психопрактики в древних религиях.
5.4.1. Психопрактики в культуре Индии. Йога.Тантризм. Буддизм. Ваджраяна.
5.4.2. Психопрактики в кульуре Китая. Даосизм. Теория внутреннего эликсира. Дзен.
5.4.2. Психопрактики в греческой культуре.
5.4.4. Психопрактики в Христианстве. Исихазм. Духовные упражнения Игнатия Лойолы. Другие упоминания о христианских психопрактиках.
5.4.5. Психопрактики в исламской культуре. Суфизм.
5.5. Социальные функции эзотерических психопрактик.
Выводы к главе.
ГЛАВА VI. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПСИХОПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
6.1. Структура и особенности современной религиозной жизни.
6.1.1. Классификация современных религиозных систем. Неохристианские системы. Неовосточные культы. Неоязыческие системы. Экуменические системы. Сатанинские системы. Квазинаучные системы. Квазиоккультные системы. Коммерческие системы.
6.2. Психологические особенности современных религий. Религиозные образы. Религиозные ритуалы. Мифы и мифология. Символика. Заповеди и запреты.
6.3. Социальные тенденции в современной религиозной жизни.
6.4. Феномен религиозной мобильности.
6.5. Роль психологической составляющей в современной религиозной жизни…».

«Краткое описание. (А.Сафронов). В духовной культуре человечества существует целый пласт методов, ставящих целью воздействие на психику человека, группы людей или общества в целом. Подобные методы мы будем называть психопрактиками. Психопрактики могут носить как осознанный, так и неосознанный характер, ставить целью достижение кратковременных измененных состояний сознания или долговременной реструктурализации психики; быть направленными на себя или других людей. Будучи гармонично вплетенными в традиционные культуры, подобные методы сопровождали человечество на протяжении всей его истории, однако в последние десятилетия наблюдается резкий рост интереса к психопрактикам, как к их использованию, так и к изучению. Примеров подобного интереса множество: многократное (в десятки раз) увеличение числа религиозных и мистических общин, использующих экстатические техники; увлечение восточными и архаическими традициями; значительное усиление роли психотерапии в общественной жизни; проникновение психоделической субкультуры в массовую культуру; постоянное обсуждение в средствах массовой информации тем психологического насилия и манипуляции, контроля сознания, информационно-психологической войны — тема «внутрипсихического» занимает все больше места в обыденном сознании. В современной культуре наметилась парадоксальная тенденция, заключающаяся в том, что, несмотря на кажущееся господство рационализма и скептицизма, секуляризацию и отказ от традиционных форм религиозности, снова оказались востребованными шаманизм, античные мистерии, мистические и эзотерические традиции Средневековья и Нового времени, такие как суфизм, каббала, исихазм. Развернувшаяся глобализация приводит к постепенной диффузии восточных и западных культур и даже смешению восточного и западного типов мышления, активному освоению представителями европейской цивилизации новых для себя типов психологической культуры и психопрактик. Привычное для европейской культуры господство разума и отказ от телесности все больше отступает перед «культурой экстаза». Пути к состояниям сознания, доступным раньше лишь ограниченному кругу лиц: аскетам, отшельникам и представителям мистических сообществ, в настоящее время открыты практически каждому желающему. Активно развивается целая индустрия для воспроизведения экстазов, включающая новейшие разработки психофармакологии и технических средств воздействия на психику. Все эти тенденции, принимая во внимание их противоречивость и значимость в современной культуре, требуют тщательного и целостного философского осмысления, которое опиралось бы как на современный материал, так и на общее понимание культурного значений психопрактик, которое также необходимо сформировать.
С другой стороны, изучение психопрактик имеет большое антропологическое значение. Действительно, утрата метафизических, а затем и тоталитарных, идеологических, технократических идеалов, произошедшая в эпоху постмодерна, снова вывела на первый план проблему человека, и, прежде всего, его антропологических перспектив. Право и техническая возможность выбора не только способа телесного существования, но и состояния сознания, делает необходимым как постижение всего набора уже сформулированных человечеством перспектив, так и выведение новых, создание новой «заботы о себе», которая соответствовала бы текущим реалиям. В этом смысле становится актуальным изучение опыта развитых систем психопрактик, существовавших в рамках традиционных культур, в том числе неевропейских (архаических и восточных), которое, помимо обнаружения таких перспектив, помогло бы сформулировать новые методологические подходы к осмыслению проблемы человека.
Несмотря на обилие фактического материала по подобным психопрактикам, основная часть его не концептуализирована в терминах и понятийных конструкциях современной науки. Слабо изучена также их роль в культуре. В настоящее время существует лишь незначительное количество работ, с научных позиций рассматривающих отдельные виды психопрактик, преимущественно восточных. Некоторые аспекты данной темы затрагивалась в близких научных направлениях.
Проблематика психопрактик тесно переплетена с темой мистического опыта, лежащей в сфере философской антропологии и проблемой измененных состояний сознания, изучаемых в рамках психологии. Причем, как отмечал С.Хоружий и другие исследователи, данная проблематика не является исследованием частного или аномального явления. Напротив, мистический опыт является абсолютно «необходимой и универсальной разновидностью человеческого опыта», формирующей «онтологический горизонт в бытии». Именно поэтому теме измененных состояний сознания в книге уделено значительное место.
В процессе исследования религиозных психопрактик приходилось неоднократно обращаться к религиозной проблематике, хотя это и не составляло цели книги. В частности, желание включить в поле исследования максимальное количество объектов (таких как психопрактки неорелигий или неосознаваемые ритуалы), привело к необходимости более четкого разделения таких понятий как «религия», «эзотерическая система», «оккультизм», «мистика», «мистический опыт», очищению этих понятий от семантической загрязненности, а также формулировке определений, учитывающих реалии современного мира.
Таким образом, настоящая книга представляет собой попытку целостного рассмотрения феномена психопрактик, как неотъемлемой составной части культуры, выделение их культуробразующих функций…<…>.
Пятая глава посвящена психопрактикам в эзотерических традициях мира (эзотерическим психопрактикам). В любой из известных религиозных традиций существует класс техник и методов, направленных на осознанное самоизменение психики, включая бессознательную сферу. На основании исторического анализа подобных психопрактик, показано их генетическое единство, существование преемственности целей и методов, а также выделены типы устойчивых изменений личности, к которым стремились последователи таких систем.
Впервые указано социокультурное значение таких практик, существование которых обеспечивает снятие той части невротических напряжений в массовом сознании, которая не может быть устранена обычными религиозными ритуалами. В частности, из традиционной религиозной жизни выводятся люди, слабо поддающиеся «окультуривающему» воздействию религиозных ритуалов…
В седьмой главе рассмотрены психопрактики в современных оккультных системах. Оккультизм есть специфическое явление в духовной жизни общества, несущее черты религии науки, однако принципиально отличающееся от них. Целью оккультизма и является примирение результатов естественных наук современных соответствующим авторам учений с религиозным или иным смыслообразующим взглядом на мир. Показано, что оккультные представления эволюционируют подобно остальным элементам культуры параллельно с ней. Источником данной эволюции является эволюция естественнонаучных представлений, а не их кризис, как это обычно полагают. Наибольшие трансформации оккультизм претерпевает в период качественных изменений в структуре научного знания, появлении новых научных парадигм.
Основными чертами новейшего оккультизма является его предельная психологизация, индивидуалистическая направленность и ориентация на социальное преуспевание. Так, при всем многообразии современных оккультных и психотерапевтических систем можно выделить пять целей, к которым стремятся последователи каждой из них: актуализация психических процессов, развитие сознания и самосознания, расширение сознания, очистка подсознания, распрограммирование сверхсознания, достижение внутренней целостности. Данные цели порождены психоаналитической методологией, неявно лежащей в основе большинства современных оккультных течений. Оккультизм также как и психотерапия является носителем современных психопрактик и занимает в современном мире культурную нишу, традиционно принадлежавшую религии.
Последняя глава книги посвящена путям взаимодействия религия и психотерапия в современной культуре.
Показано, что психотерапия в современном обществе начинает выполнять функции, которые до этого были присущи религии, т.е. структурирование индивидуального и коллективного бессознательного. Помимо этого, психотерапия взяла на себя идееобразующую и культурообразующую функции, ранее принадлежавшие религии, кроме того, она институализирована как часть государственной машины. При этом психотерапия приобретает все больше черт религии, а также включает в свою систему многие религиозные и магические ритуалы, прежде всего архаические, что является абсолютно необходимым (как следует из четвертой главы) для выполнения ее новых функций. Рассмотрены философские и религиозные истоки современной психотерапии.
Выделено и изучено новое явление, возникшее в современном религиозном пространстве, названное автором «психологическими культами». Суть таких культов состоит в придании религиозного содержания психологическим категориям. Показано, что появление психологических культов обусловлено уже указанными процессами сближения психотерапии и религии».

См. также, А.Сафронов. Психология религии. Монография. К. Ника-Центр. 2002г. 240 стр.

«Аннотация. Настоящая монография посвящена целостному рассмотрению религии как психологического феномена. В частности, освещены следующие вопросы: психологические истоки религии, роль измененных состояний сознания в системе религиозного опыта, эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира, а также проблема манипулятивного воздействия на психику со стороны так называемых неорелигиозных организаций. Особый интерес представляет анализ психологической природы методов, используемых неорелигиозными культами, механизмов их деструктивного влияния на психику человека, а также методов и моделей искусственного вовлечения человека в деятельность религиозной организации».

Вот что пишет А.Г.Сафронов (см. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. Мифы и культы, религия, магия. Х. ХГАК. 2004г. 304 стр.):

«Глава V. Эзотерические психопрактики в культурных традициях. 5.4. Эзотерические психопрактики в древних религиях. Эзотерические психопрактики древних религий на начальных стадиях работы неофита включали набор методов аналогичный шаманским практикам, однако в дальнейшем они существенно усложнились. Прежде всего, изменились цели подобных практик. Наряду с традиционной целью — увеличением личной силы — появились и другие: достижение освобождения, гармонизация с окружающим миром, целостность.
5.4.1. Психопрактики в культуре Индии. Йога. Эзотерические психопрактики, существовавшие в рамках традиционных культур, на начальных стадиях работы неофита включали набор методов, аналогичный шаманским практикам, однако в дальнейшем они существенно усложнились. Прежде всего, изменились цели подобных практик. Наряду с традиционной целью — увеличением личной силы — появились и другие: достижение освобождения, гармонизация с окружающим миром, целостность. Наиболее известной и, по всей видимости, развитой эзотерической практикой была индийская Йога. <…>.
Йога представляла собой достаточно широкое по охвату комплексное учение, располагающее методиками развития практически всех составляющих человеческой психики: эмоциональных, интеллектуальных, волевых, а также модификации внешних поведенческих форм. Культурное значение Йоги неоднородно, однако на ее примере прекрасно видно, что любая эзотерическая психопрактика является следствием и одновременно предельным выражением экзистенциального мифа, лежащего в основании той или иной культуры.
Тантризм. Особым явлением в ряду эзотерических систем является Тантра (тантра — вид литературно-философского произведения, написанного в форме диалога Шивы и Шакти) [26, 112]. В отличие от аскетических практик Йоги, Тантра предполагала достижение трансперсональных состояний (слияние с Ишварой — мировым духом или мировым началом) посредством максимально полного, тотального проживания всех жизненных искусов. Показательным в этом смысле является ритуал «пяти М», включающий в себя последовательное ритуальное нарушение основных религиозных табу — употребление вина, мяса, рыбы, наркотических веществ и вступление в сексуальную связь. Последней категории практик в Тантре уделялось особое внимание, вследствие чего в современном массовом сознании Тантру однобоко считают Йогой Секса.
В действительности сексуальные практики были в Тантре не самоцелью, а способом достижения парой или одним из партнеров экстатических состояний, носящих, по мнению последователей Тантры, космический характер. Сексуальный акт имеет для них сакральное значение, являясь повторением космического акта первичной божественной пары Шивы — Шакти.
Вероятно, именно в рамках Тантризма были впервые исследованы и использованы системы психосоматических соответствий. Причем как идеология Тантры, так и разработанная система соответствий — чакральная система — поразительно похожи на систему психосоматических соответствий в современной телесно-ориентированной психотерапии. Согласно Тантре, человек живет в храме тела, которое является чистым, святым и служит высвобождению духовной энергии. С телом не следует бороться, напротив, его необходимо познать и использовать для выхода на более высокие уровни сознания. Сексуальная энергия, будучи первоосновой существования, является и источником развития. Локализуясь в нижних энергетических центрах эта энергия вызывает желание и удовольствие. Поднимаясь в верхние центры – способствует достижению высших состояний.
Кроме сексуальных практик, Тантра обладала изощреннейшей системой различных медитативных практик. В одной лишь «Виджняна-Бхайрава-Тантре» их описано более сотни. В Тантре использовались и йогические асаны и мудры, системы обетов, динамические медитации.
Важной целью Тантры было развитие и совершенствование эмоциональной сферы человека. «Отвори двери чувств, почувствуй даже ползанье муравья. Тогда придет это» («Виджняна-Бхайрава-Тантра»).
В Тантризме существует семь основных школ, или ачар.
1. Ведачара (путь Вед).
2. Вайшнавачара (путь Вишну).
3. Шайвачара (путь Шивы).
4. Дакшиначара (благоприятный путь).
5. Вамачара (неблагоприятный путь).
6. Сиддхантачара (путь сиддхов).
7. Каулачара (путь семьи).
С точки зрения Тантры, необязательно проходить все эти пути в течение одной жизни.
И если ты родился каулом, значит, это результат прежних заслуг.
Следуя приведенной выше классификации, не составит труда определить принадлежность той или иной школы к соответствующей ачаре (пути). Легко заметить, что степень подчиненности обычным социальным нормам и ценностям, в том числе и религиозным (экзотерическим), понижается по мере повышения степени посвящения. Более того, каждая следующая степень посвящения отрицает ценности предыдущей, что также иллюстрирует принцип «выведения» за культурный контекст, характерный для эзотерических систем».

В 2004г. крупнейшее региональное издательство России «Феникс» (Ростов-на-Дону), специализирующееся на выпуске учебных пособий для вузов, колледжей, школ; книги по психологии, философии, социологии, математике, физике, химии, биологии; учебных пособий для музыкальных школ; книг для садоводов и огородников и мн.др., выпустило книгу о Тантра-Йоге (см. Ю.Холин, С.Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г.).

«Аннотация. Данная работа Юрия Холина и Сергея Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Подобно шести ортодоксальным системам индийской философии — Йога, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Миманса и Веданта — Тантры имеют свою особенную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты. Секреты Тантры это еще и уникальное произведение о самом таинственном эзотерическом учении Востока, которое предлагает достижение гармонии через сексуальный экстаз. Впервые публикуемые материалы, высокохудожественные редчайшие иллюстрации, сакральная техника динамической и медитативной йоги, магия и ритуалы Шиваизма — все это в книге Сергея Коваля и Юрия Холина «Секреты Тантра-Йоги».

Данная аннотация является частью предисловия «об авторах», написанного П.Б.Л.Баладевой, доктором Университета Санскрита (Варанаси, Индия) и Ш.Ш.Ш.Упадхьяя, профессором Санскрита и Тантры Института Йоги (Дели, Индия), в котором также написано:

«Авторы преподносят содержание своей работы в легком и понятном стиле. Неоднократно посещая Индию, встречаясь с известными Гуру, являясь посвященными тантриками, они действительно открывают для европейца многие секреты Тантры. Авторы не меняют своих прежних имен на духовные, полученные при инициации, что мы можем охарактеризовать как желание перенести семена восточной мудрости, философских, религиозных и этических знаний на родную им почву. Мы слышали, что в России уже существуют общины Тантры. Хотелось бы, чтобы они в своей деятельности пользовались действительно серьезной литературой и проповедовали идеалы мира, гармонии и сострадания».

В 2006г. издательство «Феникс» выпустит еще одну книгу этих же авторов (см. Ю.Холин, С.Коваль. Дух воина. Философия и практика Дзэн для карьеры и успеха. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006г. 442 стр.).

«Аннотация. Многое в этой книге может показаться непонятным с точки зрения рационального мышления, лишенным привычной логической определенности. Здесь вы найдете как теоретические знания о Дзэн-Буддизме, так и практический материал по медитативной практике и накоплению энергии. Все любители эзотерики, а также люди, занимающиеся восточными единоборствами на любительском и профессиональном уровне, смогут узнать об уникальных системах медитативных структур Дзэна, получат возможность непосредственно изучить принципы. Авторы предлагают без предвзятостей пройти через кажущиеся трудности и открыть для себя своеобразную форму восприятия мира, присущую уравновешенному, беспристрастному сознанию, свободному от условностей и предрассудков. Материал этот рассчитан как раз на то, чтобы дать понятия подобного вида сознания, как совершенно нового или крепко забытого старого, нежели представить вам очередной наставническо-философский учебник».

В этом же издании мы находим информацию об авторах:

«Авторы книги Сергей Коваль и Юрий Холин — давние поклонники Востока, его культурного, философского, религиозного наследия. До определенного момента каждый из них шел по-своему к древним и вечно молодым знаниям Йоги, Тантры, Буддизма, ведущих при правильном обращении с ними к раскрытию в человеке его светлого, изначального состояния Просветления…
Еще во времена учебы в университете они осознавали, что кроме чисто интеллектуального подхода к идеям, скажем, того же Буддизма, необходима и физическая практика определенного рода, ведущая к необычному для европейца состоянию «думания телом». Мысль особого комплексного подхода к проблеме совершенствования личности бередила их души. Но дуализм материалистического воспитания: дух и материя; плохо и хорошо; черное и белое; наше и не наше — с постоянным выбором и противопоставлением одного другому — исключал возможность цельного, непредвзятого, недифференцированного восприятия действительности.
Как уберечься от однобокости развития? Как не дать превратить себя только в атлета или аскета тела, или мудрствующего духобора? Но как сделаться личностью, несущей в себе единство трех начал: тела, духа и ума? В этом авторам помогли философия, учение и боевая техника медитации восточных единоборств, и Йоги.
С 1979г., сразу после окончания факультета иностранных языков университета, они еще больше внимания уделяют как практике, так и теории Кэмпо, занимаясь как самостоятельно, так и в секциях. Специфика времени 70-х — начала 80-х годов создала уникальное положение контрадикции и озлобленного неприятия всего светлого и чистого, идущего с Востока. 82-83-е годы были отмечены повсеместным запрещением занятий любыми видами восточных единоборств; за пропаганду и занятия Йогой и экстрасенсорной практикой можно было получить прекрасную возможность долго и безрезультатно лечиться в психиатрических больницах. И это тогда, когда в Европе и Америке люди поражаются сверхъестественным возможностям таких авторитетов, как Тхирендра Брахмачари, Шри Раджниш, Свами Прабхупада, Ури Геллер, Элдон Берд и др.
Теперь, вступив в XXI в., можно лишь вспомнить с улыбкой те скрупулезные переписывания, перепечатывания и заучивания материала по Индуизму, Буддизму, Йоге, боевым искусствам; те подвально-чердачные тренировки в небольших группах энтузиастов. Да, эти знания, доставшиеся столь тяжко, вошли в плоть и кровь навечно, и, что самое отрадное, при дальнейшем их развитии, они дают вполне реальные плоды. Авторы ни в коем случае не жалеют об этом уникальном, неповторимом десятилетии их жизни, сделавшим из них поистине атлетов духа, давшим им бесценное знание не только истин различных философских и религиозно-этических направлений, но и сдружившим их со многими чудесными людьми как в нашем отечестве, так и в Индии, Корее, Непале Шри-Ланке, Японии».

В 2004г. издательство «Гиперборея» (издательство одного автора — Георгия Бореева) выпустило очередную книгу Г.Бореева (см. Георгий Бореев. «Рассекреченный» первоисточник Йоги. «Гхеранда-Самхита». Гиперборея. 2004г. 280 стр., см. также Георгий Бореев. Невидимые силы Йоги. Тайные техники Йоги атлантов. Гиперборея. 2003г. 248 стр.; Георгий Бореев. Полеты души. Серия: Эзотерика. Йогический путь самореализации человека. Гиперборея. 2005г. 304 стр.).

«Аннотация. «Гхеранда Самхита» — наиболее авторитетный текст по «Хатха-Йоге», дошедший до читателя наших дней. Доисторическая рукопись дана в форме диалога между учителем Йоги и вопрошающим учеником. Первоначальный текст был изложен на Санскрите — всемирном языке древних землян. В книге автор попытался перевести, расшифровать и объяснить себе и читателям поучения великого йога. Задача этой книги — дать практические наставления, объяснить, направить желающих изучать Йогу к достижимой цели, раскрыть невидимые глазу принципы и главные правила йогов.
Предисловие. Среди первоисточников Йоги «Гхеранда-Самхита» — наиболее древний и уважаемый текст, дошедший до читателей наших дней. Ученые-материалисты предполагают, что «Самхита» была написана между V и VIII вв. н.э. По моему мнению, «Гхеранда-Самхита» была создана в Двапара-югу, так как человек Кали-юги, наш современник, не способен самостоятельно понять простых истин, изложенных в древней рукописи и, следовательно, правильно выполнить упражнения Гхеранды. Это объясняется как духовным, так и биологическим отличием современного человека от своего предка. Вследствие небывалого падения нравственности при наступлении Кали-юги произошло резкое сокращение количества хромосом и спиралей в геноме земного человека: объем черепной коробки уменьшился в четыре раза, шишковидной железы — в восемь раз, средняя продолжительность жизни — в семнадцать раз и так далее. К биологическим потерям добавляется еще то, что у современного человека работает всего пять процентов клеток головного мозга, а 95 процентов здоровых клеток отключены. От недостатка снабжения кровью и Праной клетки головного мозга землянина эпохи Кали-юги спят всю жизнь, как спят клетки деревьев русской зимой. Если бы «Гхеранда-Самхита» предназначалась для землян нашей эпохи, то ее тезисы и упражнения были бы подробно обрисованы, объяснены и проанализированы учителем Гхерандой, подобно тому, как мы растолковываем простые вещи своим неразумным детям.
До-Потопная рукопись дана в форме диалога между учителем Йоги Гхерандой и вопрошающим учеником Чанда Капалой. Текст артефакта изложен на Санскрите — всемирном языке древних землян. В книге, которую вы держите в руках, я попытался перевести, расшифровать и объяснить себе и читателям поучения великого йога. Для удобства переведенный текст первоисточника выделен жирным шрифтом. Разъяснения слов Гхеранды, рассказы о высочайших человеческих и инопланетных цивилизациях Сатья, Трета и Двапара юги, а также мои практические советы и упражнения по йоге набраны обычным шрифтом».

«Гхеранда-Самхита» — один из 50-ти основных трудов по философии и йогической садхане Традиции Натхов (Натха-Сампрадайя), и считается известным первоисточником по индийской Тантрической Йоге. «Гхеранда-Самхита» — охватывает не только Хатха-Йогу, но и все виды Йоги, включая и Джняна-Йогу. Согласно С.Р.Аблееву (см. Аблеев С.Р. Средневековая Йога Востока: анализ культурно-исторических тенденций развития. 23.02.07г.), автором «Гхеранда-Самхиты» является бенгальский индуист Гхеранда. В этом трактате описываются различные аспекты Йоги — асаны, пранаяма, техника очищения, мудры, паранормальные способности — сиддхи.

««Гхера?нда-Самхи?та» — один из трёх классических текстов Хатха-Йоги наряду с «Хатха-Йога-Прадипикой» и «Шива-Самхитой». Считается наиболее энциклопедическим текстом из трёх; датируется XVII в. Представляет собой сборник наставлений по Йоге, которые Гхеранда поведал Чанде Капали. В отличие от других писаний по Хатха-Йоге, в «Гхеранда-Самхите» объясняется путь семиступенчатой Йоги».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Аннотация. «Гхеранда-Самхита» — один из ключевых текстов по Хатха-Йоге. Будучи достаточно поздним классическим текстом на эту тему, книга является, вероятно, наиболее подробным руководством, в полной мере рассматривающим все этапы йогической практики — шаткармы, асаны, пранаямы и т.д. Впервые на русском языке наиболее полный вариант в качественном переводе».

(«Гхеранда-Самхита». Наставления мудреца Гхеранды. М. Постум. 2009г. 156 стр.)

Обратим внимание на тот факт, что в этом же году была издана книга Б.Сахарова о «Гхеранда-Самхите» (см. Борис Сахаров. Великая тайна. Скрытая сторона упражнений Йоги. Тантрическое произведение «Гхеранда-Самхита». М. 2004г.)

«Аннотация. Санскритолог и йогин Борис Сахаров расшифровывает древний индуистский трактат по Йоге «Гхеранда-Самхита». Большую часть своей жизни он посвятил проверке содержащихся в этом тексте знаний. В книге представлен полный курс Маха-Йоги. Заслуживает внимания система 25 мудр».

Борис Сахаров (Аров) (1899-1959) родился 12 декабря 1899г., был вторым ребенком в семье владельца судоходства в Одессе. Там провёл детство и юношество. После экспроприации собственности и казни родителей Б.Сахаров попал в Берлин. Был учеником Свами Шивананды Сарасвати, в 1947г. получил диплом Divine Life Society и титул Yogiraj. В западном мире до сих пор используются переведённые Б.Сахаровым названия асан Йоги.
Б.Сахаров выступал против искажений в науке Йоге и против сектанских подделок. Из своих 12 пособий для преподавания Йоги собрал «Альманах асан». Издал три книги: «Великая тайна», «Открытие третьего глаза», «Йога из первоисточника».
Б.Сахаров тщательно исследовал механизм открытия так называемого «третьего глаза» — Аджна-Чакры. Б.Сахаров установил, что активация этого мистического органа одновременно с возникновением ясновидения пробуждает скрытую силу человека – Кундалини-Шакти. В результате десятилетий экспериментов Б.Сахаров разработал подробную методику тренировки и развития Аджна-Чакры, являющейся органом ясновидения, яснослышания, яснообоняния, интуиции.
Некоторые йоги полагают, что именно публикация книги «Открытие третьего глаза», раскрывающей тайны открытия Аджна-Чакры и было причиной его преждевременной и трагической смерти в автокатастрофе в 1959г.

В 2004г. в издательстве Амрита-Русь вышла книга С.Р.Аблеева и Йоге (см. Аблеев С.Р. Йога: Мистическая философия и духовная практика освобождения в классической индийской Йоге. М. Амрита-Русь. 2004г. 256 стр.).

«Аннотация. Одним из самых загадочных порождений духовной культуры Индии явилось учение Йоги. Современные исследования свидетельствуют, что Йога есть не просто экзотическая гимнастика для ума и тела. Сокровенная мудрость Востока видела в Йоге практическую систему совершенствования и освобождения духа от власти материального мира. Освещая историю, философию и духовную практику классической индийской Йоги, книга дает целостное представление о древнем мистическом учении, идеи которого были систематизированы мудрецом Патанджали в легендарном трактате «Йога-Сутра». Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов философских, психологических, культурологических специальностей ВУЗов, а также для всех поклонников духовной мысли Востока и йогических методов самосовершенствования».

* * *

N 36. 01.10.13г.

продолжение см. в статье 4.7. «Эзотерическая» направленность Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г. (ч.2).