Статья 4.7. «Эзотерическая» направленность Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г. (ч.1).

продолжение

В 2003г. в сентябре в Тамбове состоялась международная научная конференция по вопросам развития культурологии, организаторами которой выступили Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина и Кафедра культурологии Института социологии и культурологии (см. Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. Материалы международной научной конференции преподавателей, аспирантов. 2003г. / Науч. ред. О.В.Ромах, редколлегия: В.С.Семина, Н.И.Ромах, В.В.Жилкин, Н.В.Жилкина. Тамбов. 2003г. 158 стр.). В отношении данной статьи представляют интерес следующие доклады:

1. Белякова О.В. Эзотерическая культура в интеллектуально-культурологическом аспекте.

«Понимание идеальной личности в традиционном обществе представляется идеей совершенства как состояния, достигаемого сознательным путем. Осуществление идеалов тесно связано с нормативными системами, правилами организационной деятельности и поведения человека, без которых они не перешли бы в действительность. Каждое эзотерическое общество имело веками создаваемую модель «совершенного человека», пути ее реализации. Достоинством модели является то, что в ней содержались возможности моделирования социума и нравственно совершенствующегося в нем человека. Совершенство в моделях идеального человека достигается путем самовоспитания, позволяющего полностью контролировать страсти и эмоции, потребности тела и наклонности разума. Нравственный идеал рождается поступками, делами, представляется результатом рационального осмысления поведения, полностью согласованного с социальными стандартами морали, индивидуального человека — центрального звена общества.
Таким образом, мы в праве говорить о формировании эзотерической культурой нормативно-аксиологического субъекта, соотносящего суждение о мире с некоторым идеальным, образцовым субъектом, представляющим человечество в целом. В его интересах нормативный субъект обязан был испытывать психологические переживания, «заданные» человеческим сообществом. Говоря о том, что нечто является красивым, хорошим, нравственным, субъект эзотерической культуры испытывал психические переживания, связанные с объектом оценки в той мере, в какой эти переживания должен был бы испытывать идеальный субъект, представляющий собой видовой оптимум как в эмоциональной, так и в сфере познавательных способностей. Оценки, даваемые субъектом эзотерики, должны были иметь характер нормативной посылки, либо в скрытом виде содержать призыв к членам человеческого сообщества соответствовать идеальному субъекту.
Именно поэтому эзотерическая культура истолковывает индивидуальные качества, дифференцированные социальные роли как оптимальные, и, наоборот, в качестве индивидуальных она рассматривает все нормативные качества человека как члена сообщества. Значит, эзотерическая культура отвечает на вопрос, что есть человек, но рисует не образ абстракции человека, наделенного формальными качествами, а образ индивидуума, отмеченного определенными социальными, биологическими качествами, соотнесенного с различными этико-эстетическими требованиями.
Таким образом, именно эзотерическая культура предлагает комплекс ценность-норма-знание, занимается формированием нормативно-аксиологического субъекта и сама готовит адепта к статусу нормативно-аксиологического субъекта традиционного общества. Другими словами, эзотерическая культура предстает перед нами как нормативный аксиологический комплекс, отражающий принадлежность к традиционной общности и соответствующим образом определяющий установки единичного субъекта, его видение деятельности. Такая типология нормативного субъекта традиционного общества, а, значит, эзотерической культуры, в определенной мере выявляет гармонию между человеком и средой обитания, центростремительными и центробежными силами внутри человеческого общества».

2. Мальцева Ю.В. Категория мудрости в системе культурологических ценностей.

«Система общечеловеческих и культурологических ценностей включает в себя такие понятия, как образец, идеал, символ, регулятивная идея. Занимая соответствующее место в нашем мировоззрении, эти ценности аккумулируют весь накопленный опыт человечества, его потенции и устремления. В данном значении общечеловеческие ценности рассматриваются нами как трансцендентные, понимаемые как предельные, исторически не локализуемые ценности. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом, поскольку эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, их религиозным традициям, типом цивилизации. Трансцендентные ценности имеют глубокий внутренний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как правило, не улавливается. Тогда эти ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта. Устремление человека к некой иной, высшей деятельности есть важнейшая потребность, дающая импульс к активности, развитию творчества, таланта. В наиболее современной философской литературе под такой ценностью понимается именно мудрость.
При выяснении значения мудрости в системе общечеловеческих ценностей возникает закономерный вопрос: «Почему именно мудрость, а не какая-либо другая ценность является наиболее приемлемой духовной опорой для каждого человека?» Доводы следующие. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику. Причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными явлениями по разнородности в системе этих ценностей. Существует около двадцати ценностей-антиномий, в которых человечество выразило смысл жизни, свои высшие духовные цели и потребности. Они называются бытийными ценностями или мета-потребностями. Эти ценности выражены в антиномиях: «жизнь — смерть»; «любовь — ненависть»; «свобода — несвобода»; «вера — неверие»; «добро — зло»; «прекрасное — безобразное»; «истина — заблуждение»; «правда — ложь»; «счастье — несчастье»; «справедливость — несправедливость» и др. Категории «мудрость — глупость» занимают совершенно особое положение. Они являются духовными основаниями человеческой культуры и антикультуры. В данной связи культура есть совокупность всех форм человеческой деятельности по укоренению в повседневной жизни системы позитивных общечеловеческих ценностей, а мудрость, являясь основанием, своего рода кодом для анализа духовных ценностей, понимания их иерархии и приоритетности. Мудрость выступает в этом случае как форма духовного постижения позитивных ценностных ориентаций людей, их соответствующих действий, отношений и общения. Глупость же, в сознании и действиях людей, как противоположность мудрости, будет порождать антикультуру. Тонкий водораздел между мудростью и глупостью проходит через соблюдение или нарушение меры человеком, единства и взаимоперехода друг в друга позитивных и негативных общечеловеческих ценностей.
По нашему мнению, стремление к воплощению позитивных ценностей в повседневную жизнь заложено в природе самого человека на уровне инстинктов и архетипов. Выдающийся ученый современной эпохи А.Маслоу в своей работе «Дальние пределы психики» высказал по этому поводу следующие слова: «Пора посмотреть на человека, как на существо, обладающее врожденной мудростью». Мы добавим в заключение, что человек способен к самоуправлению и выбору, он способен быть даостичным. Ведь человек стремится не к болезням, бедности и страданиям, а к самоактуализации, к жизни на основе красоты, добродетели, справедливости, богатства, мудрости, наконец, то есть воспринимать действительное через призму ценностного, духовного».

3. Белякова О.В. Эзотерическая культура как аксиоматическая категория культурологии.

«Эзотерическая культура — особый пласт культуры, всегда существующий в культуре человека. Опыт устойчивости исследуемого феномена в общечеловеческой культуре указывает на то, что эзотерическая культура обращена к наиболее глубинным слоям индивидуального и массового сознания, выполняя функции социальной и духовной регуляции поведения людей. Построение культурологической наукой моделей функционирования эзотерической культуры в социуме предоставляет возможность выйти на внутренние скрытые уровни мотивации деятельности личности и улучшить понимание многоструктурности общественного сознания.
Эзотерическая культура является целостной системой, подверженной влиянию временных факторов, формирующих в свою очередь, личностные и социальные факторы, которые отображают не только устойчивость такой системы, но и ее качественные изменения. Соотношение вида деятельности и ценностных ориентиров определяет различные варианты социального и личностного взаимодействия, что указывает на результат динамичной адаптации эзотерической культуры к социуму и сохранению ее в культуре.
Выступая как постоянная культурная категория, эзотерическая культура лишь модифицирует формы своего проявления в конкретной эпохе, делая акценты на том или ином векторе эзотерической мысли. В истории эзотерической культуры, согласно ее функциональной роли в обществе, прослеживается два основных направления. Первому — антропоцентризму эзотерической культуры, принадлежит роль в процессах ритуализации еще необъяснимых свойств реальности и экстраполяции будущего. На этом направлении прослеживается формирование (или доминирование) оккультных систем эзотерической культуры.
Второе — антропокосмическое направление эзотерической культуры — раскрывает неразрывную связь с Космосом, Абсолютом. Задача эзотерической культуры на этом рубеже — понимание мира как гармонично организованной Вселенной-Космоса. Идеи эзотерических доктрин и практик — создание этической системы, духовное единение человечества, моделирование нового социума, когда его развитие будут определять Разум, Истина, Добро, Красота, Любовь и Вера. Антропоцентрическое и антропокосмическое направления перекрещиваются, уступают доминантность в различных временных рамках, что отчетливо можно проследить на современности, когда, как никогда заметен пик перехода от расцвета оккультных тем к духовному аспекту эзотерической культуры.
Место и роль эзотерической культуры в общечеловеческой культуре определяются ее идеями, затрагивающими самые сущностные направления человеческого бытия, являющихся важной частью системы ценностей культуры любого общества».

4. Пронина И.В. «Драгоценности Востока» в культурологическом понимании.

«В настоящее время общество столкнулось с необходимостью решения ряда глобальных проблем, от которых зависит будущее не только всего человечества, но и всей нашей планеты. К ним относятся проблемы экологии, глобализации экономики, информационного неравенства и безопасности и т.д. Кроме того, большинство развитых стран мира соприкоснулись и с таким явлением, как чрезмерная гиперболизация и увлечение вещным миром, растущей бездуховностью, наступлением массовой культуры. Результатами этих процессов являются разрушение и деградация личности, рост ее зависимости от техники и технологий, потеря самостоятельности. Человек постепенно превращается в «раба вещей», теряет свою индивидуальность. Именно это стало основанием для предсказания некоторыми исследователями гибели человечества и всей планеты в ближайшее время, если основные тенденции развития общества, ценности и приоритеты останутся прежними.
Изменение приоритетов в пользу духовной сферы сможет кардинально изменить существующее положение и даже предотвратить возможную катастрофу. Особую роль, на наш взгляд, призван сыграть в данном процессе выбор в пользу философии Востока, а также «драгоценностей Востока», представляющих собой систему ценностей и добродетелей, норм и правил поведения, которые могут определять поступки и поведение людей. Восток справедливо считают родиной мировых цивилизаций.
Так, важнейшими драгоценностями считают разум, человечность, смелость, вежливость, храбрость, стремление к индивидуальному совершенствованию, постоянство устремлений, верность, сыновья почтительность, скромность, простоту и силу духа, образованность. Данные ценности нашли отражение как в религиях Востока, так и в повседневной жизни миллионов людей, а в современных условиях становятся весьма популярны и на Западе. Постулаты, принимаемые людьми как правила жизни и поведения, находили отражение в символических предметах. Так, восемь драгоценностей, аштамангала (санкр.), ба-бао (кит.), в буддийской символике восемь благоприятных знаков: набор символических предметов, которые ставились и ставятся у подножия буддийского алтаря и образуют систему защитных благопожеланий. К ним относят: колесо закона; трактуется как символ вечности, бессмертия, круговращения времени, восемь спиц колеса символизируют восьмеричный путь к достижению совершенства; бесконечный узел — символ бесконечного ряда перерождений и знак стабилизирующей и связующей силы буддизма, преобразующего хаос понятий в последовательную цепь религиозно-философских положений; раковина, как один из древних музыкальных инструментов, олицетворяет всеобъемлющий характер буддийского учения, истинность которого проникает во все концы света подобно звучащей на весь мир мелодии; две золотые рыбки — знак единства, источник силы, помогающий буддизму как религии добра противостоять злу; символ любви и семейного счастья; лотос, ассоциируется с душевной чистотой, непорочностью мыслей, божественным происхождением; зонт — знак, охраняющий от злых помыслов, несчастий и потрясений; штандарт или балдахин отождествляется с горой Меру, победой Буддизма, торжеством истины и справедливости; ваза, наполненная до краев напитком бессмертия, — символ счастья, мудрости, благих намерений. Безусловно, данные сложные метафоры наделены глубоким философским подтекстом.
Драгоценность на Востоке — это «прекрасные качества», которые определяют достоинства людей. Если человек имеет эти добродетели, то он считается исключительной личностью, а жизнь его будет долгой и прекрасной.
Как отмечают мудрецы Востока, времена меняются и достойных людей становится все меньше и меньше, но значение драгоценностей и их роль в жизни человека не меняется. Не зря они обращают внимание на краткость человеческой жизни и необходимость прожить ее достойно.
«Драгоценности Востока», присутствующие в человеке, выгодно отличают его, очищают и облагораживают жизнь, способствуют изменению человека и окружающего мира в лучшую сторону, влияют на его развитие.
Важным моментом на современном этапе развития человечества является проблема одухотворения самого человека и его жизни, которое просто невозможно без «драгоценностей». Именно они способствуют наращиванию добра, любви, счастья, дают те положительные эмоции, чувства и ценности, которые способны кардинально изменить существующее положение и спасти человечество и планету от гибели, обеспечить целостное здоровье наций, планеты и Вселенной.
Драгоценности Востока способны выполнять интегрирующую функцию, объединяя людей всего мира в рамках подобного мировоззрения, которые под влиянием данных социальных, этических и духовных ценностей смогут внести весомый вклад в прогресс человечества, сохранение и развитие планеты».

5. Белякова О.Б. Попович С.В. Личностные формы эзотерической культуры.

«Культурологическая панорама эзотерической культуры выделяет личностные позиции данного феномена. В функцию этой культуры входит отражение некоторых аспектов реального формирования личности. Речь идет о становлении различных уровней «Я», о выявлении личностного смысла своего бытия. Древние мудрецы утверждали, что самопознание, самосовершенствование и есть смысл человека — человек несовершенен, но он может и должен совершенствоваться. Именно в связи с этим считалось, что человек — самая тайная загадка для самого себя, ведь в нем заложены все возможности, резервы и ресурсы. Внутри человека есть его истинное, настоящее, трансцендентальное Я, которое интегрирует в себе все, что есть и все, что может быть вообще. А это указывает только на то, что, эзотерическое знание — знание Себя. «Оно не только существует в уме человека в виде информации, но и бытие особого рода. Ибо это не относительное бытие, но абстрактное, то есть истинное. Все учения есть учения о Самопознании. Поэтому знание Себя есть знание всех знаний. Все остальные знания относительные, приобретаемые из вне, внешние».
Каждое общество имело веками создаваемую собственную модель совершенствования человека, формируя парадигмы духовных практик эзотерической культуры. Но во всех моделях идеального человека совершенство представляется результатом осмысления поведения, полностью согласованного с социальными стандартами морали. Идея совершенства как состояния, достигаемого сознательным путем — таково понимание идеальной личности.
Совершенства развиваются в человеке постепенно. Для достижения сил высокой степени необходимы: воля, умение ею распорядиться, умственное развитие, уровень которого сможет овладеть истинным знанием. Поэтому эзотерические учения представляют собой лестницу, переступая с одной ступени которой на другую, более высокую, человек выполняет космические законы, развивает способности, совершенствуется и помогает в этом окружающим людям, тем самым создавая модель высоконравственного социума на Земле. Таким образом, эзотерическая культура выступает как программа поведения, нормативный, аксиологический комплекс, который она вводит уже на первых ступенях духовного процесса.
Несоблюдение условий, выдвигаемых самой эзотерической культурой есть возможность преодоления ее пределов, опасность духовной наготы. В рамках эзотерической культуры оказывается вся мощь универсума, не освоенного человеком. Однако, человечество претендует на овладение не только известной, но и неизвестной части деятельности, на репрезентацию целого, на овладение силами, умножающими человеческие способности. Такие силы действуют соблазнами инструментализации бытия, превращения его в предмет, не ограниченного естественными потребностями использования. Поэтому человек вынужден считаться с такими силами в попытке постичь их внутреннюю логику и тенденции развертывания. Но эта «логика» может привести субъекта эзотерической культуры далеко за пределы его цели и благих намерений.
Эзотерическая культура определяет те установки индивида, ту совокупность знаний и умений, которые в конкретной жизненной ситуации способствуют ее религиозной компенсации, религиозному осмыслению бытия и самого себя, и осознаются личностью как ее религиозных опыт. Этот опыт надо трактовать не только как переживание связи с высшим началом, но и как накопление личностью результатов ее духовных усилий, освоение религиозных представлений, то есть религиозный опыт фиксирует реальные моменты становления личности. Значит, есть полное право обозначить этим термином личностные результаты воспитания и самовоспитания, освоения информации и деятельности эзотерической культуры.
Внутренний опыт включает в себя также осмысление процессов развития личности и эмоциональное отношение к нему, достигающее уровня высочайших нравственных чувств. Этот опыт одновременно фиксирует и передает содержательную форму духовной деятельности, а эзотерическая культура существует как грандиозный самостоятельный опыт каждого своего приверженца. Это указывает на основополагающий «механизм живучести» эзотерической культуры в человеческом обществе. Такой опыт называют «живым», потому что он открывается каждый раз в результате практической деятельности отдельного ее приверженца. В индивидуальном сознании эзотерическая культура превращается в мировоззрение, однако более глубоким и устойчивым воплощением эзотерической культуры является не мировоззрение, а миропонимание и мирочувствование, базирующееся на системе ценностей. Тогда допустимо предположение, что эзотерическая культура оперирует преимущественно единичными или частными суждениями и понятиями. Все выше изложенные аспекты представляют эзотерическую культуру как личностную культуру.
Личностные позиции выводят эзотерическую культуру в особый пласт культуры и определяют ее как культуру развития сущностных сил и сверхспособностей человека как ее единичного субъекта, создающих основу реформы его сознания, где под сознанием, а точнее его уровнем понимается интегральный показатель мудрости, всезнания, владения своим психосоматическим состоянием и так далее. Утверждение нового качества сознания неразрывно связано с новым циклом антропосоциогенеза, где человек предстает вступившим на новую ступень духовно-интеллектуального развития, увеличивает энергийно-информационный показатель эволюционной высоты. Это определение указывает на то, что эзотерическая культура является первородной культурой создания сверхличности.
Технология целостного развития личности направляет эзотерическую культуру в экзотерическую плоскость в периоды духовных исканий общества. Эзотерическая культура предлагает истинную духовность, где сочетается истина, добро, милосердие, красота, сочувствие, сопереживание. Духовность в этом смысле рассматривается как способность человека творить, создавать себя, что является главными взаимосвязанными потребностями личности — самоосознанием и самосовершенствованием — духовным и физическим.
Эта позиция становится все более очевидной в настоящее время, который характеризуется как кризисный, реформаторский, а эзотерическая культура приобретает статус средства адаптации людей к новым условиям. Это поиск нового содержания человеческой жизни всех социальных страт, но чрезвычайно важным он становится для творческой интеллигенции. Это те, кто обеспокоен утратой твердых социальных ориентацией, разочарован в системе духовных ценностей. Она пытается возместить остро ощущаемый ею духовный вакуум, и, обратившись к эзотерической культуре, где предполагаемо нравственное равновесие, уверенность в себе, пробует с ее помощью преодолеть душевный разлад, внутреннее напряжение, скорректировать личностные усилия в поиске оптимальных условий для творческой деятельности. Этот пример — показатель существующей в человеческой природе потребности духовной жизни, которая выступает одним из ярких личностных факторов, способствующих сохранению эзотерической культуры в человеческом обществе.
Итак, эзотерическая культура — традиция, во все времена дающая человеку масштаб и понимание его места и функции в мире. Эзотерическая культура — это и сам путь становления человеческого духа согласно собственному нормативно-аксиологическому комплексу. Она отражает систему ценностей, строй мышления, эмоции ее единичного субъекта и существует в культуре человека, опираясь на чувственный, личностный опыт своих приверженцев. Эзотерическая культура несет гуманистические духовные традиции, его психологические, эмоциональные потребности и выражает стремление общества и каждого его члена к обновлению, особенно духовному. В условиях современного общества вопросы развития личности, самопознания и самосовершенствования стали особенно остры, ведь современность с ее потребительскими установками равнодушна к человеку как личности. Именно в области эзотерической культуры в годы тяжелейших социально-экономических кризисов сохранялась живая душа культуры человечества. Именно эта культура способна дать ответы на вопросы нашего современного сознания и удовлетворить усложнившуюся духовную жизнь современного человека».

В 2003г. в Институте социологии и культурологии (Кафедра культурологии. г. Тамбов) состоялась защита диссертации на соискание степени кандидата философских наук (специальность 24.00.01). Название диссертации: «Феномен эзотерической культуры (антропологические, аксиологические, культурологические обоснования)». Автор диссертации: Белякова Ольга Борисовна. (см. О.Б.Белякова. Феномен эзотерической культуры (антропологические, аксиологические, культурологические обоснования). Диссертация. Тамбов. 2003г. 175 cтр.)

«Содержание. Введение.
Глава I. Эзотерическая культура как сущностный элемент мировой культуры.
1.1. Понятие эзотерической культуры.
1.2. Концептуальная основа духовных практик эзотерической культуры.
1.3. Структура и систематизация эзотерической культуры.
1.4. Антропологические аспекты содержания эзотерической культуры.
1.5. Эзотерическая культура в духовной культуре человечества.
Выводы по I Главе.
Глава II. Функционирование ценностей эзотерической культуры в культуре современного социума.
2.1. Социальные основания развития эзотерической культуры.
2.2. Личностные позиции обращения к эзотерической культуре.
2.3. Формы использования населением ценностей эзотерической культуры.
Выводы по II Главе.
Заключение.
Список литературы.
Введение к работе. Актуальность исследования. Современная актуализация эзотерической культуры обусловлена массой позиций, в том числе и переломными элементами во многих структурах бытия, обозначаемыми как кризисные. Привлекательность эзотерической культуры сейчас обусловлена ее интегральностью и возможностью объяснить сложные вопросы существования в силу самой ее природы. В ней объединены все средства познания, организованные вокруг единого принципа, позволяющего интерпретировать причины, следствия, смыслы и гармонию сложных отношений, образующие устройство мира и определяющие его развитие.
По традиции эзотерическая культура является древнейшей системой развития сверхкачеств и способностей человека и представляет собой первородную познавательную модель, опирающуюся на признание единства мира, объясняя его происхождение. Именно она выступает как «протодуховность» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания. В ней присутствуют единство знания и познания, признание сходства мира и человека, рассмотрение их как взаимопересекающихся суперсистем в процессах существования, функционирования, творения.
Имея в качестве доминантного направления развитие совершенной личности, эзотерическая культура создала специальные технологии, должные вывести ее на уровень всеобщего космического знания. Это предполагало долгий и тщательный процесс обучения той части людей, которые избирались как пригодные для этого и считались посвященными. Аспекты последнего определялись соответствующими качествами ума и нравственности, духовной зрелостью, которые без ущерба для психофизиологической структуры человека вместили бы в себя знания и могли быть ему открытыми в сложном процессе саморазвития и самореализации. В силу этого, первоначально эзотерическое знание, и в целом эзотерическая культура, предназначались только для посвященных, так как создаваемые способности давали немалую власть над окружающими и, соответственно, налагали высокую степень ответственности личности…
Сейчас можно с уверенностью сказать, что социум вступил в полосу эзотерического самообразования, ведущегося достаточно избирательно, но при этом бессистемно и архаично. Однако трансформация эзотерической культуры в часть повседневной культуры слишком очевидна и отрицать это было бы нелепо. Все население, так или иначе, соприкасается с элементами эзотерических знаний и, следовательно, вплетает их в личностную форму культуры. При этом интеллигенция как социальная страта, занимающаяся интеллектуальной деятельностью, тяготеет к психофизиологическим направлениям (йога, цигун, даосские, тибетские, суфийские системы, боевые искусства, другие направления и их модификации). Целевой посылкой в данном случае становится приобретение чистоты мышления, стойкой психики, оптимального здоровья, в целом — качественной и долгой жизни. Остальные категории населения тяготеют к вульгарно-маргинальным ее видам — магии, колдовству, которые часто накладываются на незрелую в нравственном смысле личность и могут причинить значительный вред как носителю этих знаний, так и его окружению.
Став проявленным пластом культуры, эзотерическая ее часть в современной интерпретации нуждается в серьезной проработке со стороны науки. Именно этим обусловлено обращение данного исследования к ее фундаментальным вопросам, к проблеме диалогического взаимоотношения выделенного феномена с элементами общечеловеческой культуры. Основанием для этого выступает его культурно-исторический анализ, который позволяет трактовать изучаемое явление как аккумулятор и транслятор субъективных ценностных установок, формирующихся в рамках объективной духовно-ценностной сферы…
В избранном ракурсе исследования не проводились или проводились фрагментарно, что и позволяет считать ее малоизученной. Таким образом, проблема может быть определена как неосвоенная, малоизученная, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.
Исходя из этого, целью диссертационного исследования является изучение эзотерической культуры как фундамента общечеловеческой культуры и форм ее проявления в современности…
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных материалов для ведения спецкурса «Эзотерическая культура как первородная культура человечества»; разработке на этой основе комплекса вытекающих из них проблем; применении материалов диссертации в разработке программ употребления аксиологических, онтологических, организационных и технологических позиций, созданных эзотерической культурой; проработке полученных выводов в курсах философского, культурологического, психологического направления в высших и средних специальных учебных заведениях, использовании знаний для самостоятельного овладения древними позициями с целью улучшения психофизиологического качества жизни…
В переломные периоды развития общества ценности эзотерической культуры становятся достоянием широкой общественности. То есть они трансформируются в экзотерическую модель эзотерической культуры и структурируются как хорошо работающий социальный институт, в котором присутствуют все его элементы: наличие интереса населения к данной проблематике, работа школ, институтов, студий и иных образовательных организаций, распространяющих эти знания; наличие масштабного преподавательского корпуса, способного обучать и распространять эти знания; широкое тиражирование книг и периодики по данным направлениям, популяризация знаний и информации в СМИ, включенность большей части населения в эти процессы. Следовательно, эзотерическая культура не только преобразовалась в экзотерическую, но и активно изучается населением, становясь онтологическим, нормативным элементом культуры повседневности.
Разные категории населения используют различные направления эзотерической культуры. Интеллигенция тяготеет к поиску психофизиологического комфорта, используя ее аксиолого-технологические позиции, при этом занятия каким-либо направлением вплетаются в образ жизни и становятся прототипом ежедневной оздоровительной программы. Остальные категории населения используют вульгарно-маргинальные ее элементы. На пике популярности находятся общедоступные направления оккультизма: лечебная, любовная магия, мантическое искусство, астрология, хиромантия, оккультная минералогия, которые используются достаточно фрагментарно, в сложные периоды жизни. К ним прибегают как к последнему средству исправления сложных жизненных ситуаций, пользуясь многочисленными литературными источниками, которые помогают найти нужные сведения, или услугами профессионалов, оказывающих помощь в этом.
Исследование подобных проблем поможет в прогнозировании развития эзотерической культуры как целостного явления и ее отдельных направлений, так как, выступая как постоянная культурологическая категория, эзотерическая культура лишь модифицирует формы своего проявления в конкретной эпохе, делая акценты на том или ином векторе эзотерической мысли.
Основные положения диссертации были представлены на региональных и международных научно-практических конференциях: «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов 2002г.), «Державинские чтения» (Тамбов. 2002-2003гг.), «Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов. 2003г.); а также в сборнике научных трудов «Языки и смыслы культуры» (Тамбов. 2003г.). По теме диссертации имеется девять публикаций.
Заключение. Исследование эзотерической культуры как фундамента общечеловеческой культуры и форм ее проявления было базовой целью диссертации. Эзотерическая культура представлена как единственный, уникальный феномен в культуре человека, объединяющий все аспекты человеческой деятельности, поэтому закладывает в себе все ее направления, оформляясь как первородный пласт культуры человека…
Личностные позиции выводят эзотерическую культуру в особый пласт культуры и определяют ее как культуру развития сущностных сил и сверхспособностей человека, под которым понимается интегральный показатель мудрости, всезнания, владения своим психосоматическим состоянием и так далее. Это позволяет сделать вывод о том, что эзотерическая культура является первородной культурой создания сверхличности.
В то же время, нормативная часть эзотерической культуры выступает исторически первым пластом общечеловеческой культуры. Именно в этой модификации эзотерической культуры как «протодуховности» культуры человека находят себя зачатки всех направлений деятельности человека, происходит проектирование науки, искусства, философских знаний человечества, а также навсегда остается в зашифрованном ключе некоторый опыт самой эзотерической культуры.
Маргинальная часть эзотерической культуры играет роль в трансформации знаний нормативной модификации в понятные непосвященным людям традиции на разных этапах развития мира. Следовательно, опираясь на две собственные модификации, эзотерическая культура выступает фундаментальным опытом человечества, предоставившего себя в качестве основы его культуры.
Анализ процесса освоения ценностей эзотерической культуры показал концептуальную основу духовных практик эзотерической культуры. Концептуальная основа включает в себя практики аскетического, интеллектуального духовного типов, которые объединяются в группы-уровни и составляют классические духовные практики Востока. Холистический уровень проходит в рамках духовных практик аскетического типа, которые включают в себя холистическую («все-телесную») классическую школу Востока и интеллектуальный духовный путь эзотерической философии. Другой концепцией становятся духовные практики сакрального типа, представленные мистериальными священнодействиями и оккультными системами. Практики классической школы, эзотерической философии несут в духовном процессе элементы «высокого типа»: частоту и глубину дыхания, положения тела, молитвенный текст, применяя их воздействие для работы с высшими способностями: мышлением, самоконтролем, самонаблюдением, что позволило отнести духовные практики аскетического типа к практикам высокого порядка. В них проявляются новые качества сознания, которые неразрывно связаны с новым циклом антропосоциогенеза, где человек предстает вступившим на несуществующую ранее ступень духовно-интеллектуального развития и увеличивает энергийно-информационный показатель эволюционной высоты…
Для рассмотрения места и роли эзотерической культуры в духовной культуре человечества выстроена генетическая цепочка, начинающаяся возникновением религии и заканчивающаяся современной наукой, где акцентировано внимание на элементах исследуемой части культуры во всех сферах знания человека. На первых этапах становления человека функционируют фиксированная система правил, регулирующая взаимоотношения людей, религиозные представления, культовая деятельность, и осмысление окружающей действительности человеком развивается в практическом применении их в жизни. В ходе исследования установлено, что центральные категории эзотерической культуры: благо -красота — любовь — познание — наслаждение, связывающие воедино онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты и аспект духовного наслаждения, положены в основу элементов всех сфер знания культуры человека, которые, благодаря маргинальной модификации эзотерической культуры, переросли в экзотерическую плоскость в виде понятных непосвященным людям традиций: науки, искусства, религии…
Таким образом, с одной стороны, эзотерическая культура выступает как замещающий, а с другой, как стабилизирующий и укрепляющий духовно-физиологические структуры фактор…
Развитие и использование эзотерической культуры вышло на такой уровень бытования, когда в ее исследование активно включилась наука. Она (эзотерическая культура) активно перерастает в нормативно-ценностный комплекс повседневной культуры, следовательно, ее ценностный аспект обеспечивает потребности самосовершенствования, развития духовных сил личности. Очевидно, это приведет к тому, что ценности эзотерической культуры будут влиты в образовательные программы в более полном виде и позволят решать сложные проблемы развития культуры и человека».

В 2003г. в издательстве «Профит-Стайл» вышла книга Льва Игельника (см. Лев Игельник. Индийский Васту и китайский Фэн-Шуй. М. Профит-Стайл. 2003г.).

«Аннотация. Обе науки считают жилище живым организмом, контактирующим с энергиями восьми компасных направлений и дышащим энергией (праной по Васту и ци по Фэн-шуй). Обе науки считают, что все в этом мире формируется энергиями пяти стихий: стихий дерева, огня, почвы, металла и воды согласно Фэн-шуй и энергиям воды, огня, земли, воздуха и эфира согласно Васту. Конечно есть и различия в подходах. В общем же, две восточные науки — Фэн-шуй и Васту преследуют одну цель, но каждая по-своему определяют связи человека и его окружения, человека и воздействующих на него природных сил».

Лев Игельник, кандидат технических наук, — один из первых россиян, начавших глубоко изучать и профессионально заниматься фен-шуй. Его многочисленные выступления и публикации, начиная с 1995г., способствовали развитию широкого интереса к этому искусству в России. Двухтомный «Учебник фен-шуй», рассчитанный не только на начинающих, но и на специалистов, является первым настоящим учебником фен-шуй, не имеющим аналогов не только на русском, но и на английском языке.Книга «Индийский Васту и китайский фен-шуй» посвящена сравнению двух древних наук об энергетике жилого пространства. В этой книге, как и в других своих книгах, Л.Игельник адаптирует древние восточные учения к западной культуре и, в частности, к жизни в больших современных городах. С 2007г. Л.Игельник является председателем Международного Экспертного Совета фен-шуй.

«Глава 5. Строительство дома. 5.4. Ритуалы. Тантра, Мантра и Янтра. Есть три основных аспекта тантрического учения, которые обычно используются в комплексе. Это Тантра, Мантра и Янтра. Тантра есть учение, которое отражает реальность, которую мы хотим создать. Это универсальный подход к исследованию общих законов существования без разделения их на различные сферы знания. Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Предметом ее изучения являются жизнь и среда ее существования.
Мантра — это священный текст, который нужно читать, а чаще петь. Практически мантра является звуковой формой божественного, это энергия сознания, которая создает движение вперед к желаемому результату. Все Божества имеют свою Мантру, которая является их ментальной формой. Мантры состоят из звуков, обладающих способностью оказывать психологическое влияние на человека, они могут вызывать различные мысли и эмоции, причем Мантры воздействуют не только на того, кто их произносит, но и на того, кто их слушает. Мантра представляет собой не только звучание, вызывающее в разуме связанное с ней значение, но и некоторое энергетическое образование, определенные частоты и вибрации которого задействуют левое полушарие мозга и потому эффективно усиливают положительные эмоции. В сочетании с Янтрой — схематическим рисунком, связанным с определенным божеством, Мантра задействует также и правое полушарие мозга.
Монотонный напев Мантр помогает вызвать положительные эмоции, связанные со словами и звуками напева, возбуждает психические центры и вибрации в нервной системе. Древние Мантры имеют божественное происхождение, так как были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации. Мантры делятся на несколько видов:
— Мантры, поясняющие Истину,
— Мантры, дающие совет,
— Мантры, вызывающие определенные эмоциональные состояния,
— Мантры исцеления.
Таким образом, Мантра является одним из инструментов Тантры и ее целью является желание общения с высшими силами, призыв кого-то, воплощение желаемого в действительность, вызов определенных эмоций, излечение, наполнение энергией, получение вдохновения и т.д. Сущность Мантры сводится к сосредоточению мышления и воли и приданию им жизненной силы и чудотворное воздействие Мантры кроется не только в значении и мелодике, но и в вере в происходящее. Зачастую Мантра повторяется определенное число раз с использование четок или без них. Процедура повторения Мантры называется Джапой.
Янтра есть геометрический рисунок или мистическая диаграмма, составленная на основе детальных вычислений, на которой может быть написана Мантра. Это визуальное изображение божественного — Тантры и Мантры. Это визуальный инструмент, изображающий энергетические структуры различных божеств, как они видятся тантрическим мудрецам. Это означает, что божество присутствует и в Янтре и в Мантре. Янтру можно сравнить с телом или внешним обликом божества, а Мантру с его разумом или духом.
Наилучший результат дает использование трех аспектов вместе, но возможно просто читать или петь Мантры, и не зная Тантры, т.е. самого учения. Можно даже напевать Мантры, не зная их смысла (ведь не все знают язык Санскрит или другие языки Индии, на которых написаны Мантры) и перевода, а просто извлекая священные звуки и мелодии. Можно использовать Янтру — мистическую диаграмму просто в качестве элемента дизайна, не зная ее Тантры и Мантры. Многие используют Шри-Янтру, изображение которой приведено ниже, потому что она считается очень динамичной, притягательной и могущественной.
Ритуал поклонения богам называется Пуджа. Обычно каждый ритуал или Пуджа предполагает преподнесение богам пяти вещей:
— ароматного масла (для элемента земля),
— цветов (для элемента эфир),
— запахов (для элемента воздух),
— огня лампы (для элемента огонь),
— жидкой пищи (для элемента вода).
При этом само изображение бога может быть убрано цветами и поливаться различными жидкостями. Если статуя или изображение бога расположено в доме, то, по крайней мере, перед ним должен куриться фимиам и гореть огонек.
Таким образом, целью ритуала является зарядка какого-либо объекта благотворной энергией и энергетическое соединение видимого реального мира с миром невидимым. Ритуал гармонизации пространства заключается в соединении сбалансированной благоприятной энергии космоса с энергией человека или ограниченного пространства жилища. Он состоит из нескольких стадий, следующих одна за другой:
— философия жизни – Бхакти или благочестие, Крийя или действие, Гнана или мудрость, Йога или высокая осознанность, Вигнана или научный подход.
— Мантры.
— Пуджа.
— Использование музыки и барабанов.
— Использование цвета, ароматов, зерна, полудрагоценных камней, металлов, трав и различных жидкостей.
— Символическое присутствие богов, мандалы, геометрических диаграмм и текстов на золоте или на серебре — Янтра.
— Присутствие скульптур богов и богинь.
— Подношение богам пищи.
— Огонь и курение фимиама.
Существует масса ритуалов для очищения и гармонизации пространства, которые использовались веками, используются и сейчас…
Следует помнить, что процесс очищения пространства всегда должен состоять из трех ступеней:
1. Подношения различных предметов и пищи, доступных в этом месте и в этом сезоне. Во время этого ритуала используют мистические Мудры — специальные телодвижения, позы и фигуры или конструкции, составленные пальцами и руками.
2. Очищение пространства от прежней энергетики. Успешность этой процедуры во многом зависит от искусства мастера, проводящего эту процедуру, от веры всех присутствующих на ритуале и времени его проведения.
3. Наполнение пространства новой позитивной энергией. Эффективность этого ритуала также зависит от искусства мастера, вовлеченности в этот ритуал всех присутствующих и вибраций выбранных мантр…».

В 2003г. вышла книга М.Ф.Альбедиль «Зеркало традиций» (см. Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций. Человек в духовных традициях Востока. Азбука-классика. Петербургское Востоковедение. 2003г. 288 стр.).

«Аннотация. Что такое традиция? Почему ритуал — главный стержень традиционных религий? В чем жизненная сила мифов? Где находится центр мира? Может ли пустота быть философской категорией? Является ли сердце только физиологическим органом? Наше тело — помеха или помощник на пути духовного совершенствования? Об этом и о многом другом рассказывается и книге отечественного этнолога, историка и религиоведа М.Ф.Альбедиль. В книге содержится несколько импрессионистских эскизных зарисовок разных антропологических характеристик, запечатлевших те или иные черты человека в некоторых традиционных религиях Востока. В этих зарисовках высвечиваются отдельные грани человека — существа безмерно сложного и неисчерпаемого, неповторимого и непохожего на весь остальной мир живого. Определяющим измерением человека религия всегда считала духовное, интересуясь при этом, прежде всего человеческим познанием самого себя. Именно это измерение и выбрано лейтмотивом книги, адресованной не узкому кругу специалистов, а всем заинтересованным читателям».

В 2003г. вышла еще одна книга М.Ф.Альбедиль об Индии (см. Альбедиль М.Ф. Индия. Беспредельная мудрость. М. Алетейя. 2003г.; 2005г. 416 стр.)

«Аннотация. Индия с полным основанием может считаться духовной лабораторией человечества. В ней присутствуют все мировые религии: Буддизм, Христианство и Ислам, а также несколько национальных: Индуизм, Джайнизм, Сикхизм, которые сосуществуют с первобытными верованиями. Этот потаённый, вневременной мир духовных ценностей, сохраняющий непрерывность развития с первобытных времён, не погубили ни вторжение техногенной цивилизации, ни войны и революции, прокатившиеся по миру. Урокам Индии стоит внимать, как наставлениям мудрого собеседника. С этим гениальнейшим в религиозном отношении народом на земле и его духовными достижениями и знакомит эта книга, адресованная широкой читательской аудитории».

В 2003г. был издан 2-й выпуск альманаха «Тантрический Буддизм» (см. Тантрический Буддизм. Альманах. Выпуск 2. Серебряные Нити. 2003г. 400 стр.)

«Аннотация. Во второй выпуск сборника «Тантрический Буддизм» (первый вышел в 1999г.) вошли переводы первой главы одного из двух основных эзотерических трудов — «Махавайрочана-Сутры» и комментария к ней, записанного И-Сином со слов его учителя Шубхакарасимха (биография последнего помещена в первом выпуске сборника в работе Чжоу Иляна «Тантризм в Китае»). Расширенная статья Н.Иянага увлекательно рассказывает об одних из самых ужасных и загадочных персонажей Тантризма — дакини и об их роли в японской истории и мировоззрении. В двух справочных статьях – «Видьяраджа» и «Божества с головами слона» описываются облики и значения этих примечательных божеств тантрического пантеона, легенды, с ними связанные, и их аттрибуты. В приложении мы позволили себе поместить перевод труда, приписываемого Чжи-и (538-597), — «Малый чжи-гуань», — не относящегося непосредственно к числу тантрических текстов, однако неоднократно цитированного и изучавшегося буддийскими тантриками в Японии (начиная с Кукая), поскольку там говорится именно о том медитативном созерцании с целью познать свое истинное сознание, о котором идет речь в начальном разделе «Махавайрочана-Сутры»».

Также см. Тантрический Буддизм. Выпуск 3. Пер. Фесюна А.Г. Серебряные Нити. 2004г. 320 стр.

«Аннотация. В 3-й выпуск альманаха «Тантрический Буддизм» вошло предисловие Ст.Ходжа к его переводу «Махавайрочана-Сутры», где, помимо описания предыстории создания этого текста, лиц, участвовавших в его составлении, распространении и переводах, изложено основное содержание сутры, ее ключевые категории, а также взгляды автора на способы перевода буддийских трудов. Подробное описание центрального фагмента мандалы Алмазного Мира, в котором представлены составляющие его будды и бодхисаттвы, изложены их отношения, стадии продвижения практикующего и ключевые категории, предшествует переводу второго из двух основных эзотерических трудов: «Сутры Алмазной Вершины» в китайском варианте Ваджрабодхи. Краткая работа М.ДеФиссера «Бодхисаттва Акашагарбха в Китае и Японии» интересна подробным изложением содержания буддийских сутр и трактатов (в особенности – «Гумондзихо»), описывающих одну из центральных фигур эзотерического пантеона. В заключении помещены два произведения Кукая: его письмо к Сайте, дающее представление об отношениях этих крупнейших деятелей японского буддизма IX века, и его стихотворение».

 

2 0 0 4 г о д .

С 2004г. в Российской христианской гуманитарной Академии (РХГА, Санкт-Петербург) на Факультете философии, богословия, религиоведения (Кафедра религиоведения) существует учебная программа «История эзотерических учений», составителем которой является С.В.Пахомов.

«Цель данного курса — представить студентам широкую панораму западных и отечественных эзотерических традиций в их исторической ретроспективе. Различные аспекты эзотеризма освещаются с разных сторон, что позволяет рассмотреть его как целостный и многомерный феномен. Дается определение и систематика эзотерического, прослеживаются различные варианты умозрительных категорий, психотехнических и ритуальных практик, социального состава «тайных обществ», устанавливается встроенность эзотерических идеологем и опыта в конкретные историко-культурные периоды.
Содержание учебной программы «История эзотерических учений». Основные признаки эзотеризма. Этимология термина «эзотеризм», отношение к проблематике эзотеризма в академической науке. Эзотеризм и оккультизм, эзотеризм и мистицизм, эзотеризм и религия. Теоретические конструкции эзотеризма. Феномен «тайных обществ». Эзотеризм и современная культура. «Западный» и «восточный» эзотеризм. Эзотеризм и геополитика.
Элементы эзотеризма на ранних стадиях истории религии: магия, шаманизм, тайные союзы, мистерии и пр. Феномен инициации. Мистико-сновидческий опыт. Привилегированные носители священного знания (друиды, брахманы и др.). Пифагорейцы и орфики. Греческая натурфилософия. Этапы исторического развития западного эзотеризма.
Эпоха эллинизма как период самосознания эзотерических учений. Влияние Востока и синтез новых и старых эзотерических представлений. Идея «гнозиса» как ключа к эзотерическим учениям эллинизма.
Основные идеи гностицизма. Сиро-египетский и иранский типы гностицизма. Основные школы гностицизма. Философские спекуляции валентиниан. Онтология и сотериология манихейства. Маркион и толкование Нового Завета. Гностицизм и христианство. Развитие гностицизма в Средние века: павликианство, мессалианство, богомильские движения, патарены, катары. Крестовые походы на альбигойцев и легенды о катарах.
Неопифагорейство и неоплатонизм как философская основа эзотеризма. Понятие Единого и эманационистская модель развития мира. Теургия.
Герметизм и значение Египта для становления эзотеризма. Образ Гермеса-Трисмегиста и складывание «Герметического корпуса». «Высший» и «низший» герметизм. История герметизма в Западной Европе.
Феномен алхимии. Источники алхимии, алхимическая литература. Практическая и теоретическая алхимия. Символический язык алхимических текстов. Мифы алхимии. Основные понятия алхимии: первоматерия, философский камень, «сера и ртуть», трансмутация. Греческая, арабская, китайская, индийская, западноевропейская разновидности алхимии, этапы их становления. «Духовная» алхимия. Ятрохимия Парацельса. Алхимия и новоевропейская наука.
Астрология как древнейшая эзотерическая дисциплина. Астрология и астрономия. Астрология в Вавилоне, Египте, Греции, Индии, Китае, у арабов, в Западной Европе, в современном мире. Понятие знаков Зодиака. Построение гороскопа и проблема предсказания. Планеты как живые существа. Микро-макрокосмические связи. Проблема детерминизма и свободы. Основные астрологические термины.
Каббала и иудейская мистика. Зарождение и развитие каббалы. Профетическая каббала Абулафии. Гематрия: мистика чисел. Древо сефирот. Основные понятия каббалы И.Лурия. Магия и каббала. Влияние каббалы в Средние века. Образ Шехины.
История ордена тамплиеров. Разгром ордена по обвинению его в ереси. Последующее развитие образа тамплиеров как рыцарей, посвященных в тайнознание. Тамплиеры и средневековый мистицизм.
Легенды о чаше Грааля. Кельтские и христианские корни Грааля. Французские и немецкие сказания о Граале. Различные нюансы образа Грааля. Образ короля Артура и двенадцати рыцарей. Поиски Грааля как символ духовного пути.
Карты Таро и версии их происхождения. Старшие и младшие арканы, способы их интерпретации. Место Таро в истории эзотеризма.
Эпоха Ренессанса и раннего Нового времени как время расцвета европейского эзотеризма. Флорентийская Академия и деятельность М.Фичино. «Естественная магия» и гуманизм. Попытка соединения христианства с эзотерическими направлениями (христианская каббала и др.). «Оккультная философия» К.Агриппы. Пантеизм Дж.Бруно. Математический эзотеризм Дж.Ди…
Эзотеризм XVIII в. «Животный магнетизм» Ф.Месмера. Личность Сен-Жермена и феномен Калиостро. Течения квиетизма и пиетизма. Теософия К.Эккартсгаузена. Теория флогистона. Угасание «герметической философии». Эзотерические истоки Романтизма.
Основные этапы развития масонства. «Оперативное» и «спекулятивное масонство. Масонские легенды. Ложи и ритуалы. Символика и тайнопись масонства. Мировоззрение масонов. История масонского движения в России. Феномен «масонского заговора»: масоны и политика.
Оккультный западный эзотеризм XIX в. — начала XX в. Деятельность Э.Леви. Орден «Утренняя заря». Магия А.Кроули. Феномен сатанизма.
Хиромантия, физиогномика. Спиритические сеансы. Необычные психические феномены: ясновидение, яснослышание, вещие сны, телепатия, телекинез и др. и способы их истолкования.
Теософия Е.П.Блаватской как синтез науки, философии и религии. Теософское общество и его становление. Деятельность А.Безант и роль Дж.Кришнамурти в истории теософии. Эклектизм теософии на основе Индуизма. Феномен «Учителей». Иерархия мироздания, понятие эволюции. Популяризация и массовизация оккультного в теософии. Значение теософии.
Агни-Йога, или «Живая Этика» Е.И. и Н.К.Рерихов. Поиск Шамбалы. «Белое Братство». Значение сердечного центра и накопление «психической энергии». Дуалистическая философия Рерихов, ее индуистские элементы. Сходство и различие между рерихианством и теософией. Эзотерическая экология Рерихов. Роль женщины в грядущем. Эсхатология Рерихов.
Учение Г.Гурджиева. Человек-«машина» и способы его «одушевления». Центры человеческого тела. «Четвертый путь» Гурджиева. «Закон октав». Понятие знания. Материальность Абсолюта, «луч творения». Учение об энергиях. Практическое воплощение теории Гурджиева.
Р.Генон и учение о Примордиальной Традиции. Отношение к Востоку и Западу. Понятие эзотерического. Универсальное и относительное. Символы священной науки, значение символики сердца. Резкое осуждение современной цивилизации и культуры.
«Роза мира» Д.Андреева: метаистория и трансфизика. Описание Шаданакара. Опыт построения гностико-символической системы на основе мистического опыта.
«Путь воина» К.Кастанеды, основные понятия системы: остановка мира, намерение, видение, сила, союзники и др. Магия как путь осознанности.
Феномен «Нового Века». Синтетический характер современного эзотеризма».

* * *