Статья 4.7. «Эзотерическая» направленность Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г. (ч.1).

В данной статье рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «эзотерический» понимать не столько «внутренний, скрытый, невидимый, понятный не всем»; «имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию», сколько имеющий отношение к эзотерике, эзотеризму, эзотериологии.

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2004г. в научно-теоретическом журнале «Религиоведение» была опубликована статья С.В.Пахомова «Становление Тантрологии» (см. ж. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57). Журнал «Религиоведение» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в мае 2001г. Учредителями журнала стали Амурский государственный университет (г.Благовещенск) и Объединение исследователей религии (г.Москва) при участии философских факультетов Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации журнал «Религиоведение» включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Вот что пишет С.В.Пахомов в статье «Становление Тантрологии»:

«Индуистская Тантра (Тантризм) систематически исследуется почти сто лет. Много это или мало? С учётом того, что гуманитарная наука в XX в. развивалась очень интенсивно — это, наверное, большой срок. Тем не менее, несмотря на то, что учёные продвинулись в изучении Тантры достаточно далеко, — как на Западе, так и в самой Индии, — до сих пор в данной области остаётся множество белых пятен. Характерно, что вплоть до 1960-х гг. изучение собственно Тантры (включая и изучение буддийской Тантры) не формировало — по крайней мере, на Западе, — отдельной научной дисциплины. («Серьёзных работ по Тантре мало, они слишком специализированы и не формируют самостоятельного жанра среди других востоковедных исследований». Bharati А. Tantric Tradition. London etc. 1992 (3rd ed.; 1st ed. в 1965 г.). P. 9)»…<…>.
Ныне в западных странах данная дисциплина носит название Tantric Studies [Тантрические Исследования]; ее можно, наверное, называть также «Тантрологией», термином, который пока что отсутствует в нашем научном обиходе за отсутствием соответствующих исследований, о чем еще будет сказано ниже. Очевидно, что такая наука должна включать в свое рассмотрение не только индуистский пласт, но и пласты буддийский, и отчасти джайнский, т.е. в некоторых отношениях выходить за пределы собственно Индологии в сферу иных наук — Буддологии, возможно, также и Тибетологии — используя, в числе прочих, методы сравнительного религиоведения. В своей статье я попытаюсь обобщенно представить историю исследования такого важного компонента Тантрологии, как индуистская Тантра… <…>.
Тантрологические изыскания можно подразделять также на те, которые охватывают целиком всю индуистскую Тантру, и на те, которые посвящены отдельным ее аспектам. Об исследованиях Тантры как целого феномена говорилось выше, теперь пойдет речь об изучении конкретных сторон Тантры… К подобным же специализированным тантрологическим исследованиям следует отнести те, в которых изучаются отдельные тантрические школы и направления…».

Таким образом, если мы говорим об истории Российской Тантрологии (как отдельной науки), то, видимо, следует говорить, в первую очередь, о соответствующих «тантрологических» исследованиях; во вторых, говорить об исследованиях как в Индологии, так и в Буддологии и Тибетологии; в-третьих говорить об исследованиях Тантры как целого феномена, так и исследованиях конкретных сторон Тантры. В-четвертых, следует говорить не только об исследованиях, но и об изучении феномена Тантры, например, об изучении отдельных тантрических школ и направлений, а также о различных изысканиях, которые имеют отношение к Тантре, Тантризму, нео-Тантризму, Тантрической Традиции и их отдельным сторонам, аспектам, элементам, феноменам. Вот что пишет С.В.Пахомов далее в статье «Становление Тантрологии»:

«На фоне равнодушия отечественных индологов к проблематике Тантры эта «маргинальная» область отдана на откуп тем, кто не занимается профессионально наукой. Парадоксально, но подчас работы этих неспециалистов, выходящие в мелких издательствах, выглядят более грамотными и взвешенными, более глубокими, чем профессиональные изыскания. С одной стороны, изучением Тантры занимаются сами же отечественные последователи Тантры. Среди них следует назвать, по крайней мере, три относительно заметные фигуры — С.В.Лобанов (Садашивананданатха Каулавадхута) из Москвы, С.С.Федоров (Арджуна Тарадаса) из Твери, и недавно скончавшийся (январь 2004г.) А.П.Ольшевский, приверженец Тантризма из Петербурга, где он одно время возглавлял местную тантрическую общину. Эти и другие авторы, получившие личные тантрические посвящения, переводят, подчас весьма квалифицированно, тексты с языка оригинала, умело анализируют тантрические традиции. С другой стороны, к Тантре обращаются последователи российских групп в стиле Нью-Эйдж, что неизбежно добавляет к ней приставку «нео». Лев Тетерников, Андрей Лапин и некоторые другие отечественные авторы ответственны за тот «экстатический» образ Тантры, утвердившийся и на нашем духовном пространстве. К сожалению, определенный коммерческий успех такого образа все еще мешает объективному пониманию феномена Тантры…».

Таким образом, если мы говорим об истории Российской Тантрологии (как отдельной науки), то, видимо, следует говорить не только об исследованиях, изысканиях и другой «деятельности» востоковедов, индологов, буддологов, тибетологов, религиоведов и других «специалистов», но также и о «деятельности» тех, кто не занимается наукой, т.е. «неспециалистов». Также, видимо, следует говорить и об издательской деятельности. Вот, что пишет С.В.Пахомов далее в статье «Становление Тантрологии»:

«С 1990-х гг. в различных издательствах в России и на Украине выходят переводы (все — с английского языка) западных и, реже, индийских авторских работ, также как и самих тантрических текстов. Подобные издания можно было бы только приветствовать, однако они, хотя их полиграфическое качество находится на высоком уровне, страдают плохим качеством переводов и редактуры, что порождает многочисленные курьезы. В этих книгах перевирается все — и терминология, и названия текстов, даже имя авторов книг (так, вместо «Фойерштайн» пишут «Ферштайн»); да и сами книги далеко не всегда стоят того, чтобы их переводили. Подобное положение дел еще можно было бы оправдать, если бы данная гуманитарная область делала свои первые шаги, накапливая необходимый материал. Поскольку же это не так, чрезвычайно плохо, что эта постоянная небрежность фигурирует на фоне достижений зарубежной Индологии…».

Таким образом, история Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г. может быть представлена, учитывая вышеизложенную информацию, на основе следующих информационных ресурсов:
1. Специальные тантрологические и вообще тантрические (имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам) исследования;
2. Исследования в Индологии, Буддологии, Тибетологии, Религиоведении, Востоковедении и др. областях знания, имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам;
3. Исследования Тантры как целого феномена и исследования конкретных сторон, аспектов, направлений, традиций и школ Тантры;
4. Различные формы изучения, анализа, и различные изыскания, имеющие отношение к Тантре, Тантризму, нео-Тантризму, Тантрической Традиции и их отдельным сторонам, аспектам, элементам, феноменам и пр.;
5. Деятельность «специалистов» и «специализированных» организаций, деятельность «неспециалистов» и «неформальных» организаций, имеющих отношение к Тантре и ее отдельным аспектам;
6. Переводческая и издательская деятельность, деятельность СМИ, интернет-деятельность, имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам.
А также с учетом возможного выделения четырех аспектов Российской Тантрологии (см. статью 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии) и сложившейся традиции (см. статьи Раздела 4. История Тантрологии). Т.е. история Российской Тантрологии может быть представлена в «академическом», «неакадемическом», «эзотерическом» и «мистическом» аспектах.
Поскольку Тантрическую Традицию можно представить как Эзотерическую Традицию (см. статью 2.14. «Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии»), а тантрические тексты как эзотерические тексты (см. статью 3.11.8. «Тантры как эзотерические тексты»), то все, что имеет отношение к эзотерике, эзотеризму, эзотериологии, и может относиться к Тантрической Традиции, должно стать предметом нашего внимания.
В данной статье будут рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «эзотерический» понимать не столько «внутренний, скрытый, невидимый, понятный не всем»; «имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию», сколько имеющий отношение к эзотерике, эзотеризму, эзотериологии.

«Ситуация же с тантрологическими исследованиями в нашей стране (собственно, как и на всем постсоветском пространстве) просто удручающая. Конечно, нельзя сказать, что в целом российская Индология находится на подъеме, однако даже на этом фоне относительно слабого развития Тантрология как отдельная дисциплина отсутствует начисто. В дореволюционное время в России не предпринимались какие-либо исследования в этой области. Период советского строя также не сказался положительно в этом отношении, поскольку существовала явная тенденция изучать Индию под углом социально-экономических и «классовых» отношений. Только в немногочисленных статьях освещались отдельные аспекты Тантризма.
Казалось бы, в постперестроечное время, с крушением прежних идеологических стандартов, можно было ожидать всплеска интереса к этому любопытному феномену индийской духовности. Однако и после 1985г. положение в этой сфере изменилось мало, и Тантризм, за исключением нескольких статей в отечественных академических журналах или сборниках, а также представленный в ряде словарей, либо бегло упомянутый в разных книгах по Индуизму, остается предметом, почти не привлекающим к себе научного интереса. Фактически, любой отечественный исследователь, приступающий сейчас к изучению Тантры, оказывается в положении первооткрывателя, и любая серьезная работа в этой области становится пионерской».

(Пахомов С.В. Становление Тантрологии. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57)

 

2. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

2 0 0 0 г о д .

В 2000г. состоялась XVIII научная сессия (конференция) Восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета, на которой с докладом «Понятие Пустоты (Шуньяты) как объект тантрической садханы в индийской (хинду) религиозной традиции» выступил А.П.Ольшевский, основатель тантрического общества в Санкт-Петербурге «Панчама-Веда» (1991г.).

«В этом докладе А.П.Ольшевский приводит на примере тантрических текстов доказательство того, что концепция Шуньи (пустоты) не является прерогативой только буддийской философии, а также, что и теистические учения в эзотерическом генезисе приходят к этой идее. Таким образом, выявляя общечеловеческую ценность процесса духовной практики, а не конфессиональный контекст, в котором она происходит, А.П.Ольшевский предоставляет нам ключ к пониманию семантики теистических учений и правомерность индивидуального подхода к методам духовных практик и паритетного сосуществования различных конфессий. Переоценить важность и значение этого доклада не представляется возможным» (Сурешвар, Санкт-Петербург).

В 2000г. в издательстве Трансперсонального Института вышла очередная монография доктора психологических наук, профессора В.В.Козлова (см. Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. М. Трансперсональный институт. 2000г. 95 стр.), рецензентами которой были доктор психологических наук, профессор В.В.Мазилов и Кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова.

«Аннотация. Монография посвящена проблемам духовной эволюции человека. Автор посвятил данной теме не только несколько предыдущих книг («Истоки осознания», «Пять элементов гармоничной жизни», «Дао трансформации»), но и свой внутренний поиск. Книга адресована философам, психологам, а также всем, кто интересуется психодуховными аспектами человеческого существования».

В.В.Козлов специализируется в области социальной психологии, социальной работы, кризисологии и методологии психологии, разработал и читает лекционные курсы в Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова. Провел более 350 научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 15000 человек. Вот что пишет автор:

«Проблема «изначального» состояния является стержневой не только для философии, истории, психологии, этнографии, герменевтики и других многочисленных наук. Она основная во всех религиозно-теологических и духовных традициях. Вопрос о первичности всегда был камнем преткновения для рефлексивного ума.
Мы не претендуем на новое раскрытие проблемы, но достаточно большой опыт применения измененных состояний сознания, духовных психопрактик в своей внутренней работе, а также огромное количество экспериментов с участниками групп личностного роста (автор провел около 250 тренингов с применением ИСС с участием более 10 тыс. человек), позволяют нам рассмотреть проблемное поле из новых точек зрения.
Глава 2. Духовный путь — традиции. Тантризм. Из всех эзотерических школ Древнего Востока Тантризм — одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения.
Тантризм (санскр. tantra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы Ведийской Йоги с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в. благодаря основателю — мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах — Тантрах, — содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки Тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т.е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен. К VII-VIII вв. учение размежевалось на два направления: Тантризм Левой руки и Тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием «Ваджраяна» («Алмазная колесница»), укоренилось в Тибете и Индии. Его другие названия — «Мантраяна», «Тантраяна» — характеризуют это учение как одну из «колесниц» северного Буддизма (Ламаизма). Отличительная черта Тантризма Левой руки (вамачари – идущие налево) — движение к высшим состояниям духа через проникновение в чувства, через энергетическое взаимодействие мужской и женской энергий. Вамачари практикует поклонение женским божествам. Левый Тантризм коренится в ритуалистике в честь Шивы и его супруги в различных формах Шакти. Шиваистские Тантры обычно излагаются в форме диалога между Шивой и Шакти. У вамачари стержень культа составляет пять Макара (пять М), пять предметов, название которых с буквы м: мадья — вино, манса — мясо, матсья — рыба, мудра — магический жест, майтхуна — сексуальный контакт.
Более умеренный и проповедующий культ мужских божеств Тантризм Правой руки (дакшиначари — «идущие направо») получил распространение в Китае и Японии…
Путями к постижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой было чтение Тантр и размышление на темы Тантр, произнесение мантр и воспроизведение магических жестов (т.е. «мудр», или символов). Все основные положения в Тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосма, которая была унаследована еще от традиций Ведийской Йоги. Отсюда, как полагают, также происходят приемы магии, гипноза, врачевания и укрепления духовных и физических сил…
В ходе становления и развития Тантризма учение разделилось не только на две большие ветви — Левой и Правой руки, но и те, в свою очередь, дали в итоге огромное множество разных сект, особенно на территории Тибета.
Важно понимать, к какому бы направлению ни относился адепт Тантры, к дакшиначари, вамачари или к каким-то менее известным сектам, практики Тантры являются тактическими подходами, а стратегическая цель одна — слиться с изначальным или с каким-либо его аспектом».

Обратим внимание на первую информацию о Тантризме из приведенной цитаты:

«Из всех эзотерических школ Древнего Востока Тантризм — одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения».

Эту же информацию мы находим и в книге Ю.Л.Каптена «Основы медитации» (см. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. СПб. Андреев и сыновья. 1991г. Самара. Индекс. 1993г., также см. Каптен Ю.Л. Тайны Агни-Йоги, или анатомия фальсификаций. Эзотерическое богословие. СПб. Общество духовной и психической культуры. 1996г.), где есть ссылка (122) на первоисточник данной информации — 122. Рерих Ю.Н. Наука о Калачакре. Паралокасиддхи. Харьков. Изд-во «Основа» при ХГУ. 1990г. Ю.Н.Рерих написал «К изучению Калачакры» в 1932г. (см. Roerich. Studies in the Kalacakra-tantra. // Journal of Urusvati, Himalayan Research Institute of Roerich Museum. Vol. II. published by Urusvati Himalayan Research Institute of Roerich Museum. 1932).

В аннотации к изданию на русском языке (см. Ю.Н.Рерих. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи. / Пер. с англ. и комм. Н.Н.Шабанова. Харьков. Изд-во «Основа» при ХГУ. 1990г.) сказано:

«Книга представляет собой первый перевод на русский язык двух англоязычных работ известного русского востоковеда Ю.Н.Рериха (1902-1960), который выполнен с единственного советского издания избранных работ автора на английском языке. (См. Рерих Ю.Н. Избранные труды. М. Наука. 1967г.). В первой из них речь идет о проблеме изучения сложной системы тантристского мистицизма. Вторая статья — единственный английский перевод с тибетского памятника буддийской философской мысли «Paralokasiddhi», принадлежащий перу замечательного древнеиндийского логика Дхармоттары (VIII-IХ вв.). В этом трактате мыслитель задается целью доказать континуальность индивидуального сознания и тем самым обосновать возможность будущей жизни».

В 2007г. профессор В.В.Козлов напишет новую монографию (см. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М. Психотерапия. 2007г. 528 стр.).

«Аннотация. Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в новейшем направлении психологии. Основным предметом книги является обобщение тридцатилетнего научного поиска автором новой парадигмы психологической науки. Книга представляет интерес для психологов, философов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами психологии. Печатается по решению редакционно-издательского совета МАПН. Рецензенты: Заслуженный деятель РФ, президент МАПН, доктор психологических наук, профессор В.В.Новиков. Академик МАПН, доктор психологических наук, профессор В.А.Мазилов. Кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова».

Но, вот что удивительно. Казалось бы, само название монографии — «пути духовного поиска, или освящение повседневности» и тридцатилетний научный поиск автором новой парадигмы психологической науки, должны говорить о том, что в монографии, возможно, предпринята попытка более детального изучения и анализа Тантрической Традиции, поскольку автор уже обращался к этому вопросу в монографии 2000г. Однако, информация о Тантрической Традиции в этой монографии (2007г. Глава 7. Проблема изначального состояния сознания. Духовный путь в традициях. Тантризм.) практически повторяет информацию о Тантрической Традиции в упомянутой выше монографии (2000г. Глава 2. Духовный путь — традиции. Тантризм.), более того, она практически повторяет информацию из книги Ю.Л.Каптена «Основы медитации» (см. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. СПб. Андреев и сыновья. 1991г. Самара. Индекс. 1993г. 1.3.4. Медитация в Тантризме).

Обращает на себя внимание еще одна информация о Тантризме из другого источника. В 2000г. в издательстве «АиФ-Принт» вышла очередная книга В.Ф.Востокова (см. Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г. 285 стр.).

«Аннотация. В этой книге автор раскрывает аспекты эротической культуры Востока. Советы и рецепты Белого Ламы Виктора Востокова о здоровой сексуальной жизни просты и доступны каждому. Разработанные им методики основаны на естественных биоритмах человека; предлагаемые автором препараты включают в себя только природные компоненты, прошедшие проверку.
Об авторе. Виктор Востоков — белый тибетский лама, профессор народной медицины, академик. Он родился на границе Тувы и Монголии в семье сибирского знахаря. Встреча с Тибетским Ламой определила его дальнейшую судьбу. В буддийском монастыре он обучался до 18 лет, познав скрытые возможности людей. Там же он получил и звание Доктора Тибетской Медицины, дающее право на врачевание людей. В своей практике Виктор Востоков использует более 40 методов лечения, среди них медитативные настрои, аутогенная тренировка, различные методики снятия негативной энергии, духовные практики, помогающие пробудить и привести в движение дремлющие потенциальные энергии нашего организма.
Введение в таинства древних ведических культов. …Тантризм является одним из древних эзотерических учений, которое секретно передавалось только посвященным и достойным. Многие из таинств ревниво охранялись веками, с тем чтобы предотвратить их порочное использование. Это сокрытие привело к постепенному распространению полуправды о мистической сексуальности Тантры и Даосизма, которая в конце концов причинила больше вреда, чем пользы.
Тантра — это философия, наука, искусство и образ жизни, где сознательно и творчески используется сексуальная энергия. Мистические трактаты, известные как Тантры, содержат множество практических и технических приемов для усиления сексуальной осознанности и достижения трансцендентности. При помощи различных ритуалов и упражнений совершенствовались тело и дух с целью познать конечную истину.
ВЫСШЕЕ УЧЕНИЕ О СВЕРХСОЗНАНИИ в течение нескольких тысяч лет было единственной культурной традицией, полностью принимающей секс. Согласно идеям Тантризма, человек живет в круге тела, которое является чистым, святым и служит освобождению духовной энергии. С телом не следует бороться, ибо это означает борьбу с самим собой. Его следует хорошо познать и использовать для перенесения себя в другие измерения…
Космос понимается в ВЫСШЕМ УЧЕНИИ как постоянный процесс творения — рождения, поэтому одним из важнейших символов для него является секс…
Тело человека включает в себя целую Вселенную. Оно часто изображается в виде перевернутого растения, которое, как и тело, черпает соки по многочисленным каналам из окружающего мира. Активизация тела, эмоций, секса, интеллекта служит их преобразованию в чистую энергию, которая является субстратом для трансформации, для новых превращений. Сексуальные отношения ведут к духовному преобразованию и творчеству.
Идеи древних Вед, их богатая и сложная символика, таинственность обрядов трудно воспринимаются осознанием людей, воспитанных на традициях западной культуры. Однако следует заметить, что Веды очень близки нашей древнерусской культуре. Древние русичи так же, как индусы, занимались восточными оздоровительными системами. Жили долго и не болели!
Тантризм как древнее эзотерическое учение представляет огромную ценность и дает обильную пищу для размышлений. Во-первых, поражает в нем обилие анатомических и физиологических терминов, сексуальной символики. Они гораздо богаче и возвышеннее наших и тонко передают красоту и ценность тела и секса, в то время как наши знания пропитаны медицинской терминологией. Во-вторых, высокая техника секса объясняется стремлением к самосовершенствованию человека, установлению путем медитации единения с природой, со всей Вселенной. Отсюда и исходят поиски сексуальной гармонии и трактовка партнерских уз в космической перспективе.
Индуистская триада. В тантрической космологии космические силы формализованы в виде трех аспектов одного Божественного единства, раздельно они известны как Брахма — Творец, Шива — Трансцендентальный и Вишну -Хранитель. Каждая из этих сил понимается как неотделимая от двойника женской энергии, или Шакти. Согласно Тантре, каждый более веский принцип может существовать только через сочетание мужского и женского.
Шакти Брахмы, Шивы и Вишну известны под именами Сарасвати, Кали и Лакшми соответственно. Сарасвати — патронесса или покровительница искусств, Кали — инициатор в трансцендентности, а Лакшми — воплощение сохранения и процветания.
Приобщающийся к Тантре должен просто усвоить эти три основных принципа. Триадическая концепция Божественного является одним из прототипов, обнаруживаемых в Христианстве, Буддизме, Даосизме, Исламе и даже в каббалистическом Иудаизме…
Храм тела. Физическое тело является храмом души, микрокосмом Вселенной. В этом храме обнаруживаются все космические принципы. Тантра учит, что никакой храм не может превзойти святость храма Тела. Все элементы — пространство, воздух, огонь, вода и земля — обнаруживаются в теле вместе с их свойствами…
Голова и сердце. …Тантра учит, что мы должны использовать способности всего нашего тела, головы и сердца на пути к Освобождению. Путем соединения всех частей нашего существа для высших целей мы сливаем их в некое целое. Эта трансформация происходит при взаимосвязи головы и сердца, здравого смысла и эмоций. Тантрический образ этого процесса состоит в том, что «огонь эмоций» сердца превращает в пар и дистиллирует «воды мудрости» головы…
Путь тантрической любви охватывает все аспекты эмоций и интеллекта. Он ведет к переживанию космического экстаза осознания вселенского «я» у обоих партнеров…
Активное и пассивное начала. Согласно индийской Тантре, женщина по своей природе является воплощением Божества, активным творческим принципом. Внутренняя женщина существует в каждом мужчине, что относится к необузданной энергии Кундалини. В известном тантрическом выражении говорится, что Шива без Шакти всего лишь труп. Именно сила Шакти, сила женщины стимулирует эротическое чувство…
Как внешнее, так и внутреннее проявление любви требуют моментов активности и пассивности. «Я», или эго, нуждается в пассивности по отношению к Высшему «Я», чьей-либо «духовности»; воля нуждается в активации и сознательном контроле сознания, чтобы пробудить Кундалини и направить ее через психические центры — чакры. Энергия Кундалини, которая является активным принципом, проходит по психическим центрам и находит выход в экстатическом союзе с пассивным Шива-принципом в головном центре. Это осуществление внутреннего процесса любви — цель Тантры…
Мистические, алхимические, тантрические и даосские учения выражают эту концепцию в символе гермафродита — формы, которая является одновременно как мужчиной, так и женщиной…
Тантрическая Йога. Тантра-Йога. Человек должен прибегать к Йоге, которая подобна плоду дерева исполнения желаний. Слово «йога» означает нечто совсем отличное от того, что под ним долго подразумевали в западных культурах, и ныне представители этих культур все больше и больше ищут в духовных и физических упражнениях Йоги чувство удовлетворенности и ухода от удушающей атмосферы современной жизни. С какой бы системой физических упражнений или медитации вы ни встретились, независимо от того, дают ли они быстрые или медленные результаты, великое учение о духовном освобождении везде в своей сущности одно и то же.
Изучение Тантры и Тантрического учения убедило меня в том, что знания о действиях, которые могут преобразить тело человека, являются частью науки, которую за неимением лучшего слова назову эзотерической. Тантризм как один из видов Йоги, приспособленный к нашему времени, в различных видоизменениях, но с одной основой, распространился за пределы Индии. И неслучайно удивляется европейский исследователь, встретившись с идентичными мистическими методологическими принципами на Яве, в Монголии, в Индокитае, Японии. Великое духовное течение, которое существует в наше время среди различных религиозных и философских групп мира, одно и то же. Оно отвечает тем же потребностям человеческого духа и, прежде всего, активизирует те же скрытые возможности человека.
Слово «йога» происходит от санскритского корня «йог» (yog), означающего «соединение», или «связь». Йога является, в сущности, наукой воссоединения человеческого существа с Божественным началом, обитающим внутри него. Она представляет собой синтез физического, психического и умственного процессов, направленных на глубокое преобразование человеческого существа, на пробуждение в нем нового человека, который является трансцендентальным по отношению к обычному человеку и не достигается в его обычном состоянии. Это пробуждение новых видов сознания, новых способностей восприятия, новых сил, использование которых совершенно преображает тот хрупкий объект, которым мы являемся…».

В 2000г. в сети Интернет появилось электронное издание книги М.Н.Павлова о тайном учении древних (см. Павлов М.Н. Тайное учение древних (ключ к загадкам жизни). М. 2000г.). Вот что пишет автор:

«По мере углубления в сокровенные истины этой Тайной Науки я чувствовал, что постепенно расширяется мой кругозор и совершенно меняется моя жизнь, что она получила цель, смысл, что она наполняется светом, глубоким духовным миром, полным отсутствием страха смерти, терпимостью к чужим верованиям и взглядам, ровным, доброжелательным ко всем отношениям, всегда ясным, бодрым и жизнерадостным настроением. Я чувствовал, что даже здоровье мое поправляется.
С этой поры моя жизнь изменилась и этой переменой я всецело обязан Тайному Учению древности, Тайной Мудрости, капля за каплей накапливавшейся на протяжении тысячелетий и благодетельствующей человека, дающего себе труд познакомиться и сродниться с нею. И вот я хотел, чтобы Тайное Учение древности, так много давшее мне, простерло свое благотворное влияние и на других. Как брат, приношу Вам то, что даровали мне старшие братья. Тайная история или вернее ее результат, Тайное Учение и является предметом настоящей книги.
Истоки Тайного Учения находятся в Индии, в Ведах. Не менее поразительная древность священной доктрины в Египте в свитках папируса «Книги мёртвых». Тайное учение ярко сквозит в очаровательной мифологии Эллады: оккультные традиции Израиля сохранены под покровом туманных форм Каббалы, сокровенная мудрость Христианства сияет в Евангелиях, она бьет ключом из живого родника притч Христа. Мудрецы, пророки и великие учителя всех времен и всех стран пришли к одинаковым заключениям относительно основ, относительно первичных и последних причин путем глубокого внутреннего размышления и созерцания, при полном закрытии всех чувств земным впечатлениям. Они стали величайшими благодетелями человечества, вырвав его из бездны жизней, животной природы, отрицания и постепенного поднимания его к вершинам идеала.
Изучение внутренней истории всех великих религий приводит к результату величайшего значения: оно устанавливает незыблемый факт, глубочайшую древность, непрерывность основного единства Тайного Учения. Священные писания всех великих религий дают вдумчивому читателю нечто большее, чем в них выражено буквами и словами, нечто больше того, что когда-то было обнародовано для широкой публики.
Нет религии выше Истины. Сокровенное знание, унаследованное нами от глубокой древности, не противоречит ни одной из великих религий, наоборот, оно поясняет и объединяет их всех вместе. Оно считает, что все религии стремятся к установлению одних и тех же основных истин, отличных друг от друга по форме и по названию только потому, что были провозглашены различными учителями в разные эпохи истории мира и были даны различными народами, стоящими на разных ступенях развития.
Адепты сокровенного знания считают, что истина, лежащая в основе всех религий, вполне доступна разуму человека. Они называют значение этой истины божественной мудростью или мудростью богов, т.е. людей, достигших высшей ступени (грани) совершенства на земле, иначе сказать сверхчеловеков, и каждый может вполне исполнить свое назначение на земле — быть человеком в полном смысле этого слова».

В 2000г. в издательстве «АСТ» вышла книга В.В.Петрова (см. Петров В.В Духовные учения Востока. Дзэн-Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. АСТ. 2000г. 318 стр.), в которой можно найти информацию о Тантризме.

«Аннотация. Энергетический потенциал, заложенный в каждом, без исключения, человеке, поистине безграничен. Путям активизации этого потенциала, внутренней энергии, а также различным методам оздоровления, целительства и посвящена данная книга: «Хранитель мудрости древних», Древняя Индия, Индуизм и индийские Веды, Особенности учений шактов и тантриков, Энергетическая структура организма, Подробнее о Тантризме, Методика работы с мантрой, «Ом мани падме хум», Наука о Шамбале, Различные свидетельства и легенды о Шамбале, Даосизм, Даосская алхимия, Тибет, Особенности тибетских методов, Триединство великой реальности, Система Махамудра и др.».

 

2 0 0 1 г о д .

В 2001г. в издательстве «Buagir Space Inc.» вышла книга В.Аверьянова о Тантра-Йоге (см. Аверьянов В. (Гуру Вар Авера). Тантра-Йога в категориях европейской сексологии. М. Buagir Space Inc. 2001г. 98 стр.). Эта книга была написана автором еще в конце 70-х годов и выпущена в Самиздате в 1978г. Это была первая работа по сексологии и фрейдизму в Советском Союзе в период, когда в СССР «секса вообще не было», о которой тогда говорили, что если ее издать миллионным тиражом, то половина России сойдет с ума. За эту работу автор был сослан в административную ссылку из Москвы в деревню под Саратовом до 1989г. Вот что пишет Мирослав Немиров (см. Мирослав Немиров. Тюмень и тюменщики. Аверьянов Валерий. 22.02.2002г. Литературно-философский журнал «Топос»):

«Гуру Вар Авера, Валерий Аверьянов — основатель системы Астральное каратэ, Ахаратной медитации и русской Йоги, автор 20 книг по Парапсихологии, Йоге и Тантре. Целитель и ясновидящий, консультирующий по разным вопросам высшие эшелоны власти.
Ранее в России тренировал спецназ ГРУ, консультировал охрану президентов СССР — М.Горбачева и РФ — Б.Ельцина. Выполнял конфиденциальные задания Генерального Штаба Министерства Обороны, МИД, МВД и ФСБ (КГБ). За отказ секретиться имел 11 арестов по линии КГБ, 4 года изоляции и 8 лет ссылки в деревне под Саратовом. Владеет уникальными методиками по биоэнергетике рукопашного боя, парализующему каратэкскому крику, самоостановке сердца с передачей ступорного импульса противнику на любом настоянии. Продолжительное время занимался Йогой. Достигнув в ней больших успехов, перешел в сферу астрального каратэ, создав свою идеологию. Вар Авера пишет: «Все пишут о сокрушающей силе Любви. А я также говорю вам о сокрушающей силе Ненависти, которая помогла выстоять России в борьбе против фашистской Германии…».

Вот что пишет о себе сам автор:

«Вышеозначенные проблемы заинтересовали меня впервые где-то на заре туманной юности, более двух десятков лет назад, когда я вступил на поприще журналистики, которая объективно требует от своих представителей широкого социального и психологического кругозора.
Однако я долго ничего не мог понять в этом мире, пока вплотную не занялся парапсихологией и не овладел самой изощренной медитационной техникой древнеиндийской РАДЖА-ЙОГИ, что позволило мне снимать любую информацию по самым разнообразным тематикам с любой точки планеты чисто телепатически за счет астральных выходов.
Успехи в этой области у меня были столь обширны и весомы, что ими заинтересовались самые авторитетные государственные круги. Это, с одной стороны облегчало главную цель моих исследований, с другой стороны, тормозило ненужными личными пертурбациями.
Ведь именно благодаря свободе, социальной и духовной, я и пробился к тем знаниям, которые для широкого общественного пользования и тысячи лет назад и сегодня не пускались и не пускаются. А они очень нужны современному обществу, ибо судьбы мира уже давно пора решать всему человечеству в целом, а не избранной элите, которая, увы, с задачей руководства планетой явно не справляется…
И вот вместо того, чтобы рассказывать людям о скрытых возможностях их организма, я втянулся в затяжную бескомпромиссную войну, в которой мне весьма основательно помяли бока, но, тем не менее, которую я выиграл полностью где-то пару лет назад.
Я четко установил на разных уровнях: ментальном, астральном, личном и социальном, что все формы ПАРАПСИХОЛОГИИ, начиная от тайной оккультной магии и примитивного колдовства до высших йогических и каратэкских реализаций, все они взяты на вооружение засекреченными военными ведомствами, как у нас, так и за границей.
Военные куют новое оружие — глобальные телепатические пушки, и по старой своей традиции с одной стороны скрывают свои разработки, с другой стороны постоянно пускают дезинформацию для «противника»: кричат на всех перекрестках, что парапсихических эффектов не существует и проводить исследования в этой области бессмысленно.
Когда я установил, что парапсихологию широко, хотя и тайно, изучают на государственном уровне, я стал искать истоки, исторические корни симбиоза МАГИИ и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Материал повалил как из рога изобилия: египетские жрецы, греческие мистерии, фаллические культы, масонские ложи, орден Розенкрейцеров, орден Иезуитов, графы Сен-Жермен, Калиостро, Распутин…
Мы — дети галактики, в нас текут токи гравитации всех планет и звезд мироздания, каждый из нас сложен также, как космос, и сами к себе мы должны относиться почтительно и с трепетной предусмотрительностью, ведь мы еще так мало знаем о мире, о вселенной, о себе и своих возможностях…
Развивая эту тему, я опять столкнулся с рядом загадок, касающихся уже не просто жизни человека, а условий его происхождения Я начал их искать через книги и медитацию, наблюдения и эксперименты.
Общие результаты исследования, к которым я шел, были совершенно неожиданны, шли вразрез всем научным концепциям антропологии, но одновременно они были уже давно известны человечеству, только их мало кто воспринимает всерьез. Так что ниже я собираюсь говорить не столько новое, сколько старое, частично отброшенное и забытое нами, поскольку ранее мы не имели веских доказательств и возможностей конкретных экспериментов в этом направлении…».

«Книга I. Принципы и практика. Предисловие вступившим на путь. Второй важнейший раздел — СЕКСУАЛЬНАЯ МАГИЯ (СМ). Она служит для совместной энергетической работы мужчины и женщины. СМ учит правильному обмену энергией, повышению вибраций, аккумулированию сансы. В основу СМ положена тайная буддийская ТАНТРА-ЙОГА, но в несколько измененном виде, чтобы ее было легче использовать западному человеку. Естественно, что изменению подвергались лишь некоторые детали в технике, принцип же остается неизменным. Он гласит, что с помощью секса можно добиться необычайного повышения вибрации энергии, и даже выхода в глубокие слои подсознания. Надо предупредить, что в Тантре и СМ заключена некоторая скрытая опасность. Занятия СМ требуют необычайного психического самоконтроля. Иначе человек может упасть в пучину страстей, и, в лучшем случае, превратиться в сексуального маньяка. Однако после овладения курсом АК занятия СМ уже не опасны, потому что ученик, освоивший АК, полностью может контролировать себя и окружающих его людей».

(В.Аверьянов. Астральное карате. Котлас. Эзотерическое общество «Скрижали». 1994г.)

В 2001г. в сети Интернет появилось электронное издание книги В.М.Кандыбы о сверхвозможностях человека, которую автор написал в 2000г. (см. Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. К. 2001г.) и в которой автор, в частности, пишет:

«Аннотация. В настоящей книге мною собраны из самых разных источников многочисленные факты и документы о необычных проявлениях загадочных сверхвозможностей человеческой психики. В своей работе я опирался на свидетельства наших выдающихся исследователей — В.А.Кондакова, В.П.Петленко, С.А.Токарева, Н.Н.Непомнящего, В.С.Балыбердина, М.И.Карпенко, И. В.Мосина, С.А.Милина, А.В.Игнатенко, Ю.Я.Светлакова и др.
Президент Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизеров при ЮНЕСКО, Президент Всемирной ассоциации нетрадиционной медицины при ЮНЕСКО, Президент АНМ СССР Академик В.М.Кандыба. Киев. 2000г.
«Тайны Тантра-Йоги. Широко известно, что учение Тантра-Йоги настаивает: Абсолютная Реальность содержит в себе все двойственные противопоставления и противоположности, слитые в состоянии абсолютного Единства (аджава). Творение есть взрыв изначального единства и разделение двух противоположных принципов, инкарнированных в Шиве и Шакти. Всякое относительное существование предполагает состояние двойственности, и вследствие этого предполагает существование страдания, иллюзии и «рабства». Конечная цель посвященного, практикующего Тантру, — объединить в своем теле два противоположных начала — Шиву и Шакти. Пробужденная с помощью определенных йогических техник, Шакти, спавшая в виде змеи (Кундалини) в основании тела, от чакры к чакре поднимается по срединному каналу (Сушумна) к вершине черепа (Сахасрара), где заключен Шива, и соединяется с ним. Это соединение божественной пары внутри его тела трансформирует йога в своего рода «андрогина».
Однако следует подчеркнуть, что обретение андрогинных качеств — лишь один из аспектов целостного процесса, ведущего к слиянию противоположностей. В тантрической литературе говорится о множестве пар оппозиций, которые должны быть воссоединены. Луна и Солнце должны стать одним, так же как должны слиться две мистических вены — Ида и Питала (символизирующие эти два небесных тела), и два дыхания — прана и апана. Но, что самое важное, праджна, мудрость, должна соединиться с упайя — средством ее достижения, а шунья, пустота, — с каруной — состраданием. «Хеваджра-Тантра» говорит также о состоянии «двух в одном», когда женский элемент трансформируется в мужской первопринцип (II, IV, 40-7). Это воссоединение противоположностей соотнесено с парадоксальным сосуществованием самарасы и нирваны. «Нет нирваны вне самарасы», — говорил Будда, согласно «Хеваджра-Тантре» (II, IV, 32).
Все это в итоге свидетельствует о том, что мы имеем дело с coincidentia oppositorum, достигаемым на всех уровнях Жизни и Сознания. В результате объединения противоположностей уничтожается опыт двойственности и происходит трансцендентное преодоление мира феноменов. Йог достигает состояния безусловной свободы и трансцендентности, выражаемого словом самараса («благословенность»), парадоксально переживая опыт совершенного единства. Некоторые тантрические школы учат, что самараса достижима преимущественно путем практики майтхуны (ритуальное половое сношение)…
Рассмотрим религиозно-космический символизм, используемый для описания того, что такое объединение противоположностей. Йог одновременно является Космосом и Пантеоном; он воплощает в своем теле Шиву и Шакти и множество иных божеств, которые в конечном счете сводятся к данной архетипической паре. Две основные фазы садханы в Тантра-Йоге — это (1) подъем на космический уровень психосоматического опыта и (2) упразднение Космоса, символическое возвращение к ситуации, когда изначальное Единство еще не было разорвано актом Творения. Другими словами, освобождение и наслаждение абсолютной свободой тождественны обладанию полнотой, существовавшей до сотворения мира. С какой-то точки зрения, парадоксальное состояние, достигаемое адептом Тантры в самарасе, сходно с переживанием ритуальной оргии и докосмической тьмы: в обоих этих состояниях формы воссоединены противоречия и оппозиции сняты. Однако следует отметить, что последнее сходство — лишь формально, ибо, преодолевая этот мир и достигая трансцендентности, йог не возвращается к блаженному пренатальному состоянию, обычно соотносимому с докосмической тьмой. Вся тантристская символика воссоединения и обретения целостности указывает на то, что йогин более не подвластен космическим ритмам и законам, Вселенная перестает для него существовать, он вышел за пределы Времени, туда, где Вселенная еще не сотворена.
Когда говорится, что адепт «освободился от Космоса», это означает, что он преодолел состояние всякой обусловленности, достиг недвойственности и свободы. В классической Йоге «возвращение, через самадхи, к изначальной недвойственности привносит новый элемент в изначальную ситуацию (существовавшую до разделения действительности на двойственный объект — субъект). Этот элемент — знание единства и блаженства. Это «возвращение к истокам», но с тем отличием, что «освободившийся в этой жизни» возвращается к изначальной ситуации, обогащенной измерениями свободы и высшего сознания…». (*прим. ред., возможные источники информации — М.Элиаде. Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности. / Пер. А.Нестерова. «Литературное обозрение». № 3-4. 1994г. С.40-44; М.Элиаде. Священное и мирское. / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. М. Изд-во МГУ. 1994г.; М.Элиаде. Очерки сравнительного религиоведения. М. Ладомир. 2000г.).
Великие тайны алхимии. По наблюдениям иноземных путешественников, посещавших Индию, — европейцев ли, восточных ли жителей, — некоторые индийские аскеты и йогины знали и применяли алхимические препараты для «продления жизни». Речь идет не о традиционной фармакопее индийских схимников, о лекарственных или употребляемых в пищу растениях, сведения о которых в среде аскетов передавались из поколения в поколение. Иноземные путешественники имели в виду именно алхимический напиток, иногда растительного, иногда минерального (на базе ртути) свойства. Заметим: алхимия в Индии весьма ощутимо присутствует в религиозных и практикующих аскезу кругах. Следовательно, как и китайская, индийская алхимия граничит с магией и религией: точнее сказать, она примыкает к духовным, а не к эмпирическим техникам.
Показательно также, что алхимией занимаются только определенные секты аскетов: «странные персонажи… которые всем пренебрегают, которым ни до чего нет дела». Мы увидим ниже, что это — тантрические секты, то есть принадлежащие тому раннесредневековому течению мистического синтеза, которое вобрало в себя все духовные техники Индии, вплоть до самых «примитивных»». (*прим. ред., возможный источник информации — М.Элиаде. Азиатская Алхимия. Переводы с румынского, английского и французского языков. Отв. ред. Н.Л.Сухачев. М. Янус-К. 1998г.)

В 2001г. издательство «Вузовская книга» выпустило книгу Т.М.Новиковой «Эзотерическая философия» (см. Новикова Т.М. Эзотерическая философия. М. Вузовская книга. 2001г.; 2006г. 368 стр.).

«Аннотация. В книге прослеживается взаимосвязь эзотерической философии Е.П.Блаватской и философии величайшего представителя Древней Греции — Платона. Е.П.Блаватская впервые в истории рассказала человечеству о существовании Древнего, Тайного Знания, известного части человечества с незапамятных времен. Платон был первым философом, который записал эту Древнюю Мудрость в своих диалогах. Эзотерическая философия раскрывает сущность всего, что существует во Вселенной. Это — энергия света и звука. Свет-цвет и звук являются основными средствами выражения искусства. В силу этого искусство оказалось максимально приближенным к философии. В книге приводятся репродукции картин великих мастеров мирового живописного искусства, среди которых есть те, кто знал о Древнем Знании. Для изучающих историю философии, этику, эстетику, искусство, логику, психологию, физику, социологию, медицину, педагогику.

 

2 0 0 2 г о д .

2 0 0 3 г о д .

В 2003г. минское издательство «Вида-Н» выпустило книгу А.Ардха о чакрах (см. Андрей Ардха. Чакры и энергии изобилия. Пространство человека. Ключи доступа. Мн. Вида-Н. 2003г., 2005г., 2008г. 352 стр.).

«Аннотация. В книге представлена стройная система взглядов, увязывающая в единое целое энергоструктуры человека с информационно-энергетическими потоками Вселенной. Подробно рассмотрены физиологические, психологические, тонкополевые аспекты функционирования отдельных чакр и всей чакральной системы. Впервые вводятся и обосновываются такие понятия, как пространство человека, ключи доступа, психоэнергетическая тренировка. В книге приводятся уникальные методики самоанализа и самосовершенствования. В доступной и интересной форме показано, как индивидуальный духовный рост отражается не только на личной судьбе и достижениях, но и на судьбах близких людей, общества, всей планеты. Книга адресована широкому кругу читателей.
Отзыв читателей. Эта книга — самая толковая и незапудренная из всех издаваемых у нас по этой теме, и даже издаваемых уже и после 2005г.! Открытая, честная, искренняя работа — никакой эзотерической мишуры, просто и вразумительно. Мне даже напомнила атмосферу старого доброго школьного учебника. Именно доброго. И если изложенное в этой книге рассматривать, например, как «арифметику», то для желающих в дальнейшем изучить «высшую математику», то есть уже тонкости настройки своих отношений с Высшими Силами, рекомендую книги Олега Булаева, написанные так же просто и искренне. Первая книга Булаева «Психоэнергетика молитвы и практика посвящений» и далее «Любовь и Личность (LP-creation)». Замечательная книга для тех, кто стремится узнать себя и мир, его окружающий! Действительно сотворчество, а не очередное чтиво. А практические упражнения позволяют забыть о слове «депрессия»! Автору — спасибо!».

В 2003г. это же издательство выпустило еще одну книгу А.Ардха о медитации (см. Андрей Ардха. Медитация: основы теории и практики. Мн. Вида-Н. 2003г.; 2004г. 304 стр.).

«Аннотация. В книге даны современные представления о тех психофизиологических процессах, которые происходят в сознании человека во время медитации. Описаны техники различных медитаций — статических, динамических, дыхательных и т.д. Показана принципиальная возможность формирования иного способа мышления, альтернативного линейно-логическому — медитативного, когда в процессе мышления участвует не только обособленный мозг, но в той или иной степени и единое сознание Вселенной, частью которого является каждый человек. Книга будет полезной всем, кого волнуют вопросы развития собственной личности и духовной эволюции человечества».

В 2003г. издательство «Индрик», публикующее академическую гуманитарную научную литературу широкого профиля, выпустило книгу В.П.Фомина об эзотерической традиции (см. Фомин В.П. Золото Вед. Истоки Йоги и начала эзотерической философии в архаической духовной традиции. / Ред. Н.Г.Рудницкая. М. Индрик. 2003г. 245 стр.).

«Аннотация. Исследование культовой традиции индоариев — от Ригведы до ранней «веданты» — продолжает цикл трудов автора, разрабатывающего философско-эзотерическую концепцию Единой Традиции Посвящения, проблематику йоги и инициатической практики («Сокровенное учение Античности в духовном наследии Платона», 1994; «Неоплатонические Вариации на эзотерическую Тему», 1997; «Единое Учение о Едином Боге в духовно-посвятительной традиции. Эзотерические этюды», 2001). В духовно-исторической реконструкции священных текстов выявлены феномены архаической йоги и архетипы традиционного эзотерического самосознания посвященных. Они свидетельствуют о духовно-опытной основе ведийской мудрости, образующей «золотой фонд» общеиндоевропейского культурного наследия. Инициатическое истолкование Вед соотнесено с характеристикой особого типа «человека духовного» и установлением общезначимых ориентиров в духовной эволюции человечества».

В 2008г. это же издательство выпустило еще одну книгу В.П.Фомина (см. Фомин В.П. Первоосновы посвящения. Истоки Йоги и начала эзотерической философии в архаических традициях. М. Индрик. 2008г. 502 стр.).

«Аннотация. Книга продолжает и в определенной мере обобщает многолетние исследования автора, посвященные архаическим культовым традициям и духовной истории человечества. Проблематика прежних книг («Сокровенное учение Античности в духовном наследии Платона» 1994г.; «Неоплатонические Вариации на эзотерическую Тему» 1997г.; «Единое Учение о Едином Боге в духовно-посвятительной традиции» 2001г.; «Золото Вед. Истоки Йоги и начала эзотерической философии в архаической духовной традиции» 2003г.) выводится на новый уровень осознания. Автор сосредотачивается на духовно-историческом исследовании и духовно-археологической реконструкции феномена посвящения, традиционно относимого к области общечеловеческих сверхценностей. Восхождение к первоосновам посвящения сопровождается обобщением фундаментальных принципов теории посвящения, или философии Йоги. Путешествие в эпоху древнейших цивилизаций в значительной степени отражает личный опыт автора в изучении территорий знаменитых духовных центров, археологических памятников и музейных экспонатов, в привлечении редких и труднодоступных источников (включая уникальный иллюстративный материал), в осмыслении коллективной мудрости посвященных Древнего мира.
Содержание. Предисловие.
Введение. На подступах к инициатическому истолкованию Вед.
Внешний «круг посвящения».
Цикл первый. Реликтовая память Вед загадки праславяно-ведийского духовного родства.
Цикл второй. Общерелигиозные и инициатические основы традиционной системы Вед.
Цикл третий. «Доведийский» генезис ведийской инициации в зеркале сакральной мифологии.
Внутренний «круг посвящения».
Цикл четвертый. Союз Агни и Сомы как метасимвол единения ритуального богослужения и инициатической практики.
Цикл пятый. Кругооборот Сомы в религиозном сознании и мифологическом пространстве традиции.
Цикл шестой. Упанишады — «золотой зародыш» классической Йоги и эзотерической философии «чистого опыта».
Вместо заключения. Гимн ведийским мудрецам.
Избранные источники».

В 2003г. в издательстве «Локид» вышла книга В.А.Петрова (см. Петров В.А. Танец Шивы, или Космический беспредел. Локид. 2003г. 270 стр.), в которой говорится о новой системе знаний — космоэнергетике.

«Аннотация. Эта необычная книга рассказывает о принципиально новом знании — космоэнергетике. Само понятие космоэнергетики вернее всего определяет ее создатель и основатель В.А.Петров: «Это не вера и не наука в традиционном понимании. Это знание, обладающее собственной, вполне доступной методологией и целым комплексом сформировавшихся и проверенных практикой представлений о мире и Человеке». Книга будет интересна каждому, кого волнуют проблемы мироздания, места Человека в нем».
Предисловие от авторов. В последние годы происходит поиск единой концепции человеческого существования, целостной и равновесной стратегии развития. Все больше людей недовольны существующим положением и включаются в этот процесс. Нас уже все меньше устраивает бездействие социальных институтов, призванных вести поиск новых знаний и решать проблему целевого вакуума. В нашей информационной среде зреет идея целостной системы, гармонично объединяющей разобщенные формы человеческого знания после долгого периода поиска и разделения.
Тенденции к такому объединению уже хорошо просматриваются в нашем обществе. Наука протягивает руку религии, западный мир знакомится с культурой Востока, который в свою очередь перенимает технологические достижения Запада. Происходят процессы глобализации, смешения рас и народов, антропосфера Земли стремится к созданию одной расы и одного народа. Мы создали свободное информационное пространство и наполнили его. Среди информационного шквала нашего времени есть и мистические тайны древних знаний, долгие века скрытые от людей. Религии и общественные течения начинают конкурировать между собой, но ни одна из них не может стать ядром будущего знания, ни одна из них не наполнена должной энергией человеческих масс. Отсутствие необходимого уровня развития и понимания сути происходящих процессов мы часто компенсируем агрессивностью и отчуждением. Теперь мы хотим получить объединяющую форму силовым путем. И вот мы видим столкновения на религиозной почве, бессмысленные войны, молодежные бунты, терроризм. Для многих нормой стала философия деградирующего общества: «после нас хоть потоп». Что может помочь современным людям, ничего не замечающим вокруг себя? Наверное, мы действительно ждем нового потопа. А может хотим уничтожить себя сами?
Мы авторы этой книги, предлагаем новую систему знаний — космоэнергетику. Эта система не имеет социальной обусловленности и в сложившихся сложных условиях кризиса цивилизации может довести любую форму человеческого знания до логического конца, осознания факта единства всех форм и объединения. Начинать нам приходится издалека, мы вводим свою систему интерпретаций и пересматриваем имеющиеся, рассматриваем все этапы глобальной эволюции, от планет и галактик до живой материи и человеческого общества. Мы раскрываем свое видение безграничной Вселенной, имя которой Человек.
Эта книга для всех. Для ученых и эзотериков, философов и практиков, тех, кто ищет и тех, кто уже разочаровался. Мы просим читателей не обвинять нас за априорность суждений, но таково наше видение — необъяснимое и алогичное. Мы пишем от сердца и не собираемся никого дурачить. А сомневающийся пусть задаст вопрос своему сердцу.
Мы провожаем своих читателей в путь по страницам нашей книги старинным буддийским стихотворением:
.     Слова не могут выразить всего.
.     В словах посланья сердца не опишешь,
.     А понимая их буквально пропадешь,
.     И объясняясь ими, не достигнешь,
.    Ты цели этой жизни — просветления».

* * *