Статья 4.6. «Неакадемический» размах Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.

В данной статье рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «неакадемическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «неакадемический» понимать «не имеющий сугубо теоретическую направленность»; «не соответствующий строгим классическим образцам»; «не соблюдающий установившиеся традиции»; «не чисто теоретический, отвлеченный, но имеющий практическое применение»; «широкодоступный и популярный»…

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2004г. в научно-теоретическом журнале «Религиоведение» была опубликована статья С.В.Пахомова «Становление Тантрологии» (см. ж. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57). Журнал «Религиоведение» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в мае 2001г. Учредителями журнала стали Амурский государственный университет (г.Благовещенск) и Объединение исследователей религии (г.Москва) при участии философских факультетов Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации журнал «Религиоведение» включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Вот что пишет С.В.Пахомов в статье «Становление Тантрологии»:

«Индуистская Тантра (Тантризм) систематически исследуется почти сто лет. Много это или мало? С учётом того, что гуманитарная наука в XX в. развивалась очень интенсивно — это, наверное, большой срок. Тем не менее, несмотря на то, что учёные продвинулись в изучении Тантры достаточно далеко, — как на Западе, так и в самой Индии, — до сих пор в данной области остаётся множество белых пятен. Характерно, что вплоть до 1960-х гг. изучение собственно Тантры (включая и изучение буддийской Тантры) не формировало — по крайней мере, на Западе, — отдельной научной дисциплины. («Серьёзных работ по Тантре мало, они слишком специализированы и не формируют самостоятельного жанра среди других востоковедных исследований». Bharati А. Tantric Tradition. London etc. 1992 (3rd ed.; 1st ed. в 1965 г.). P. 9)…<…>.
Ныне в западных странах данная дисциплина носит название Tantric Studies [Тантрические Исследования]; ее можно, наверное, называть также «Тантрологией», термином, который пока что отсутствует в нашем научном обиходе за отсутствием соответствующих исследований, о чем еще будет сказано ниже. Очевидно, что такая наука должна включать в свое рассмотрение не только индуистский пласт, но и пласты буддийский, и отчасти джайнский, т.е. в некоторых отношениях выходить за пределы собственно Индологии в сферу иных наук — Буддологии, возможно, также и Тибетологии — используя, в числе прочих, методы сравнительного религиоведения. В своей статье я попытаюсь обобщенно представить историю исследования такого важного компонента Тантрологии, как индуистская Тантра… <…>.
Тантрологические изыскания можно подразделять также на те, которые охватывают целиком всю индуистскую Тантру, и на те, которые посвящены отдельным ее аспектам. Об исследованиях Тантры как целого феномена говорилось выше, теперь пойдет речь об изучении конкретных сторон Тантры… К подобным же специализированным тантрологическим исследованиям следует отнести те, в которых изучаются отдельные тантрические школы и направления…».

Таким образом, если мы говорим об истории Российской Тантрологии (как отдельной науки), то, видимо, следует говорить, в первую очередь, о соответствующих «тантрологических» исследованиях; во вторых, говорить об исследованиях как в Индологии, так и в Буддологии и Тибетологии; в-третьих говорить об исследованиях Тантры как целого феномена, так и исследованиях конкретных сторон Тантры. В-четвертых, следует говорить не только об исследованиях, но и об изучении феномена Тантры, например, об изучении отдельных тантрических школ и направлений, а также о различных изысканиях, которые имеют отношение к Тантре, Тантризму, нео-Тантризму, Тантрической Традиции и их отдельным сторонам, аспектам, элементам, феноменам. Вот что пишет С.В.Пахомов далее в статье «Становление Тантрологии»:

«На фоне равнодушия отечественных индологов к проблематике Тантры эта «маргинальная» область отдана на откуп тем, кто не занимается профессионально наукой. Парадоксально, но подчас работы этих неспециалистов, выходящие в мелких издательствах, выглядят более грамотными и взвешенными, более глубокими, чем профессиональные изыскания. С одной стороны, изучением Тантры занимаются сами же отечественные последователи Тантры. Среди них следует назвать, по крайней мере, три относительно заметные фигуры — С.В.Лобанов (Садашивананданатха Каулавадхута) из Москвы, С.С.Федоров (Арджуна Тарадаса) из Твери, и недавно скончавшийся (январь 2004г.) А.П.Ольшевский, приверженец Тантризма из Петербурга, где он одно время возглавлял местную тантрическую общину. Эти и другие авторы, получившие личные тантрические посвящения, переводят, подчас весьма квалифицированно, тексты с языка оригинала, умело анализируют тантрические традиции. С другой стороны, к Тантре обращаются последователи российских групп в стиле Нью-Эйдж, что неизбежно добавляет к ней приставку «нео». Лев Тетерников, Андрей Лапин и некоторые другие отечественные авторы ответственны за тот «экстатический» образ Тантры, утвердившийся и на нашем духовном пространстве. К сожалению, определенный коммерческий успех такого образа все еще мешает объективному пониманию феномена Тантры…».

Таким образом, если мы говорим об истории Российской Тантрологии (как отдельной науки), то, видимо, следует говорить не только об исследованиях, изысканиях и другой «деятельности» востоковедов, индологов, буддологов, тибетологов, религиоведов и других «специалистов», но также и о «деятельности» тех, кто не занимается наукой, т.е. «неспециалистов». Также, видимо, следует говорить и об издательской деятельности. Вот, что пишет С.В.Пахомов далее в статье «Становление Тантрологии»:

«С 1990-х гг. в различных издательствах в России и на Украине выходят переводы (все — с английского языка) западных и, реже, индийских авторских работ, также как и самих тантрических текстов. Подобные издания можно было бы только приветствовать, однако они, хотя их полиграфическое качество находится на высоком уровне, страдают плохим качеством переводов и редактуры, что порождает многочисленные курьезы. В этих книгах перевирается все — и терминология, и названия текстов, даже имя авторов книг (так, вместо «Фойерштайн» пишут «Ф?рштайн»); да и сами книги далеко не всегда стоят того, чтобы их переводили. Подобное положение дел еще можно было бы оправдать, если бы данная гуманитарная область делала свои первые шаги, накапливая необходимый материал. Поскольку же это не так, чрезвычайно плохо, что эта постоянная небрежность фигурирует на фоне достижений зарубежной Индологии…».

Таким образом, история Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г. может быть представлена, учитывая вышеизложенную информацию, на основе следующих информационных ресурсов:
1. Специальные тантрологические и вообще тантрические (имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам) исследования;
2. Исследования в Индологии, Буддологии, Тибетологии, Религиоведении, Востоковедении и др. областях знания, имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам;
3. Исследования Тантры как целого феномена и исследования конкретных сторон, аспектов, направлений, традиций и школ Тантры;
4. Различные формы изучения, анализа, и различные изыскания, имеющие отношение к Тантре, Тантризму, нео-Тантризму, Тантрической Традиции и их отдельным сторонам, аспектам, элементам, феноменам и пр.;
5. Деятельность «специалистов» и «специализированных» организаций, деятельность «неспециалистов» и «неформальных» организаций, имеющих отношение к Тантре и ее отдельным аспектам;
6. Переводческая и издательская деятельность, деятельность СМИ, интернет-деятельность, имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам.
А также с учетом возможного выделения четырех аспектов Российской Тантрологии (см. статью 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии) и сложившейся традиции (см. статьи Раздела 4. История Тантрологии). Т.е. история Российской Тантрологии может быть представлена в «академическом», «неакадемическом», «эзотерическом» и «мистическом» аспектах.

В данной статье будут рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «неакадемическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «неакадемический» понимать «не имеющий сугубо теоретическую направленность»; «не соответствующий строгим классическим образцам»; «не соблюдающий установившиеся традиции»; «не чисто теоретический, отвлеченный, но имеющий практическое применение»; «широкодоступный и популярный»…

«Ситуация же с тантрологическими исследованиями в нашей стране (собственно, как и на всем постсоветском пространстве) просто удручающая. Конечно, нельзя сказать, что в целом российская Индология находится на подъеме, однако даже на этом фоне относительно слабого развития Тантрология как отдельная дисциплина отсутствует начисто. В дореволюционное время в России не предпринимались какие-либо исследования в этой области. Период советского строя также не сказался положительно в этом отношении, поскольку существовала явная тенденция изучать Индию под углом социально-экономических и «классовых» отношений. Только в немногочисленных статьях освещались отдельные аспекты Тантризма.
Казалось бы, в постперестроечное время, с крушением прежних идеологических стандартов, можно было ожидать всплеска интереса к этому любопытному феномену индийской духовности. Однако и после 1985г. положение в этой сфере изменилось мало, и Тантризм, за исключением нескольких статей в отечественных академических журналах или сборниках, а также представленный в ряде словарей, либо бегло упомянутый в разных книгах по Индуизму, остается предметом, почти не привлекающим к себе научного интереса. Фактически, любой отечественный исследователь, приступающий сейчас к изучению Тантры, оказывается в положении первооткрывателя, и любая серьезная работа в этой области становится пионерской».

(Пахомов С.В. Становление Тантрологии. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57)

Вот что пишет С.А.Жаринов о рассматриваемом периоде (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. философский портал «Арктогея»), если иметь в виду «неакадемический» аспект Российской Тантрологии:

«В постсоветский этап развития Индологии и Религиоведения ситуация не столь плачевна, но публикации, посвященные интересующему нас предмету, не многочисленны… <…>.
Среди других современных исследователей Тантризма упомянем А.А.Игнатьева (Калининград) и О.Н.Ерченкова (Ижевск). Они в основном занимаются переводческой деятельностью. Любопытно отметить, что оба они являются практикующими тантристами, посвященными в одну из традиционных сампрадай («духовная традиция»). А.А.Игнатьев занимается исследованием Шактизма и средневековых шактистских Пуран, поэтому его исследования нельзя назвать строго тантрологическими, ведь Шактизм является полиморфным феноменом — существует народный Шактизм, в котором нет ничего собственно тантричного, и есть элитарный, эзотерический Шактизм, который можно назвать тантрическим. Таким образом, работы Игнатьева лишь отчасти (хоть и значительной) полезны для Тантрологии. Можно обратить внимание на его статью «Генезис и эволюция Шактизма», где анализируются истоки Шактизма, которые обнаруживаются автором как в доарийской Индии, так и в Ведах. Автором выделяется несколько этапов становления Шактизма, в рамках которых выделяется и тантрический период…
Что касается штудий О.Н.Ерченкова, то он, кроме переводческой деятельности, занимается изучением философии Кашмирского Шиваизма. Упомянем лишь несколько публикаций. В одной описывается символика Абсолютного Сознания. Здесь автор предлагает оригинальную классификацию сакральных символов в Кашмирском Шиваизме: 1. символы микро- и макрокосма (36 таттв, 118 миров, световая и фонематическая манифестация Абсолюта); 2. символы познания и субъект-объектных отношений (например, триада солнце, луна, огонь как символы, соответственно, субъекта познания, объекта познания и самого процесса познания и др.); 3. символы специального кодового языка; 4. символы методов реализации высшего «Я» и инициации (четыре метода (анопая, шамбховопая, шактопая, анавопая), каждому из которых соответствуют свои символы и др.); 5. символы Света (пракаша и вимарша как две фазы Абсолютного Сознания и др.); 6. инструментальные и иконографические символы (мандалы, янтры и др.).
В другой публикации О.Н.Ерченков анализирует символический язык и мистическую гносеологию «Каула-Упанишады», принадлежащей традиции Кула. По словам О.Н.Ерченкова, в парадоксальном, порой кощунственном и шокирующем, языке «проявляется мистический антиномизм Тантры, в своем тотальном отрицании проявляющий не менее тотальное утверждение». Высшее знание (джняна), согласно «Каула-Упанишаде», есть «особая неконцептуализированная онто-гносеологическая категория, раскрывающая комплексное восприятие реальности, выраженное в мистическом (инициатическом) символе», который мыcлится как «важный инструмент, связывающий субъект и объект мистического постижения»; в нем «умаляется Абсолютное, и в нем же относительное прорастает к Абсолютному»…<…>.
Имеется еще одна группа авторов-«тантристов», которых нельзя отнести к академической науке, по крайней мере, из-за их чрезмерной пристрастности к излагаемому предмету. Можно упомянуть четверых: С.В.Лобанов (Шрипада Садашивачарья) — Москва; С.С.Федоров (Арджуна Тарадаса) — Тверь; А.П.Ольшевский — Санкт-Петербург; С.А.Горохов (Сундарадевананда Грихавадхута) — Москва. Работы трех первых авторов (аналогично можно сказать и о Горохове), по словам С.В.Пахомова, «во многом выглядят весьма глубокими», но «им не всегда хватает той необходимой дистанции от предмета исследований, которая и формирует объективную, подлинную науку». Большая заслуга Лобанова и Федорова в том, что ими опубликован ряд переводов тантрических текстов.
Исходя из этого беглого обзора тантрологической литературы, можно заключить, что изучение индуистского Тантризма в отечественном религиоведении находится еще в зачаточном состоянии, ведь еще нет ни одной опубликованной монографии, посвященной этому предмету. Мы имеем дело лишь со статьями, либо разделами в монографиях, исследующих более широкую, общеиндуистскую проблематику. В этом отношении наблюдается значительное отставание от индийского и западного религиоведения. С другой стороны, можно сказать, что и в зарубежной Тантрологии имеется много «белых пятен», что не может не вдохновить отечественного ученого».

 

2. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

2 0 0 0 г о д .

— Семен Жаринов. Парадоксальный гимн женственности. Метафизика женственности в «Пятой Веде». Журнал «Милый Ангел» № 2 2000г.

— Юлиус Эвола. Йога могущества. Журнал «Милый Ангел». №2 2000г.

— Ачарья Ведапраджинананда Авадхута. Мудрость Йоги (Введение в философию Ананда-Марги). Ананда Марга Пабликейшнз. 2000г.

«Сегодня человечество прошло долгий путь от истоков цивилизации, и, все таки не смотря на поразительные достижения, основанные на успехах физики, современный мир переживает кризис нравственный и духовный. Разлетелись вдребезги многие предрассудки и религиозные догмы. Однако одной физической науке было не под силу дать удовлетворительный ответ на наши настоятельные вопросы о глубинных основах, о смысле и предназначении человеческой жизни. Сегодня человечество страстно ищет такую философию жизни, которая не противоречила бы современной науке и вместе с тем могла бы заполнить духовный вакуум, столь характерный для наших дней. Идя навстречу такой потребности, выдающийся современный мыслитель, работавший над проблемами социального бытия и духовности, Шри Прабхат Райнджан Саркар (многие знают его и под духовным именем Шри Шри Анандамурти) предложил новую философию и сопроводил ее духовной практикой. Эта духовная практика основана на древних учениях (Тантре и Йоге) и в тоже время отвечает современным условиям. Она известна под названием Ананда-Марга (Путь Блаженства). Эта книга названа «Мудрость Йоги», ведь идеи Саркара — наиболее современное продолжение самой древней в истории Индии духовной традиции, а именно Тантра-Йоги. До сих пор нередки ложные толкования Тантры. Поэтому эта книга, и особенно ее первая глава (Гл. 1. Тантра — наука освобождения) должна исправить неверное понятие и покажет, сколь велико значение тантрического мировоззрения для современного человечества».

— Кедруб Дже. Основы буддийских тантр. / Пер. с тиб. и прим. Ф.Лессинга и А.Ваймана. Пер. с английского Ф.Маликовой. М. Шечен. 2000 г. 240 стр.

«Автор книги «Основы буддийских тантр» Кэдруб Дже (1385-1438 г.г.) являлся главным учеником великого Цонгкапы. В этой книге он излагает теоретические положения, лежащие в основе буддийских тантр (крия-, чарья-, йога- и ануттара-тантры). Подробно описывается структура семейств Дхиани-Будд, объясняются основы посвящения и соблюдения обетов, методы продвижения по пути в каждой из тантр. Автор излагает взгляды различных школ по наиболее важным и тонким вопросам как теории, так и практики буддийских тантр, подвергает аргументированной критике те или иные неверные с его точки зрения положения его оппонентов. В целом можно сказать, что данная книга характеризуется широтой охвата материала, высоким теоретическим уровнем его изложения и является классическим учебным пособием по тибетскому тантрическому Буддизму».

— Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г.

«Эта книга посвящена ритуалам тантрической любви женщины и мужчины, в которой техническое совершенствование сопровождается расширением сознания, очищением личности от комплексов, коррекцией поведения и возрождением человека психологически и физиологически. Тантра — единственный источник знаний об энергетическом взаимодействии ума, тела, духа и души. Приведенные в книге основные постулаты Тантры легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием: «Любовь». Тантра озаряет ваш любовный союз прикосновением к божественному. Для широкого круга читателей».

— Неополитанский С.М. (Шалаграма Дас). Мантра-Йога и медитация. СПб. Институт метафизики. 2000г. 134 стр.

«Мантры — это могущественные священные формулы, несущие в себе космическую энергию и оказывающие чудодейственное воздействие на сознание, тело и судьбу человека. Наука о мантрах, являющаяся основой эзотерических учений Востока, открывает путь к гармонии, счастью, здоровью и самопознанию. В книге приводится свыше ста мантр из тантрических и ведических писаний, также даются астрологические, исцеляющие и защитные мантры. В книге подробно объясняется практика Мантра-Йоги, сферы влияния мантр и механизм воздействия их на сознание в соответствии с наставлениями древних канонов и великих учителей».

— Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. / Пер. А.Липатов, Ред. перевода К.Кравчук. Изд-во К.Кравчука. 2000г. том 1 384 стр., том 2. 384 стр., том 3. 352 стр., том 4. 352 стр.

«Книга содержит 80 бесед (глав), посвященных 112 техни¬кам-сутрам, изложенным в древнем тантрическом тракта¬те «Вигьяна Бхайрава Тантра» — это беседы по 112 техникам тантрических медитаций Шивы — техники выхода за пределы сознания. Шива начинает с любви. Первая техника имеет дело с любовью, поскольку любовь — это самое близкое из вашего жизненного опыта, в котором вы испытываете расслабление. Если вы не можете любить, для вас невозможным будет и расслабление. Если вы можете расслабляться, ваша жизнь будет наполнена любовью. Напряженный человек не может любить. Почему? Напряженный человек всегда живет целенаправленно. Он может зарабатывать деньги, но он не может любить, потому что любовь не имеет цели. Любовь не является предметом потребления. Вы не можете копить ее; вы не можете выписать на нее банковский счет; вы не можете при ее помощи усилить свое эго. Действительно, любовь является самым нелепым действием, без какого-либо значения, без какой-либо цели. Она существует сама по себе, а не для чего-либо другого».

— Джампал Пунцог. Драгоценное собрание тантрийской этики. М. 2000г.

«Причина появления этой небольшой книги простая — такой книги не было, по крайней мере, до последнего времени. В России нельзя было найти что-либо подобное. В течение определенного времени после вхождения в буддийское учение этика Тантры оставалась для меня непонятой, и это подсознательно мешало выполнению практики. В частности, ускользала от понимания сущность многих обетов и обязательств, их противоречие в определенных случаях (как позже выяснилось, вполне разрешимое) занимало ум больше, чем аспекты медитации. Поэтому, сведя до минимума формальную практику, я постарался понять этические положения Тантры. Поиск необходимых разъяснений, анализ и размышление над тантрийской этикой позволили в результате глубже понять суть Тантры в целом и более осознанно подойти к практике.
Естественно, что в столь малом объеме невозможно охватить все аспекты и все тонкости такой сложной этики, как тантрийская, но такая задача и не ставилась. В этой книге можно найти смысл и основные положения этики Тантры высшей Йоги — Ануттара-Йога-Тантры. Кроме того, в приложении приведены тексты, касающиеся базовой нравственности, нравственности бодхисаттвы и этики крийя, чарья и йога-тантры. Часть из них уже издавалась на европейских языках, тем не менее, в этом издании представляется полезным привести отдельные фрагменты текстов, многие из которых впервые переведены на русский язык». (Джампал Пунцонг)».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-бандха. Ключ к мастерству. (Серия «Антология Йоги» т. 6.). М. Янус-Букс. 2000г.

«Кундалини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность — место, которое йоги называют «муладхарой». Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека… Мы замыкаем или напрягаем определённые мышцы на физическом уровне, а на умственном и практическом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия». И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом, он достигает божественности».

— Роберт Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ. А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г. 336 стр.

«Вторая книга из трилогии Агхора посвящена Кундалини. Кундалини создает всю ткань нашей жизни и либо мы остаемся в путах этой иллюзии, либо становимся свободными».

— Роберт Свобода. Агхора III. Закон кармы. М. Саттва. 2000г. 384 стр.

«В заключительной книге из трилогии «Агхора» Вималананда использует Бомбейский ипподром как яркую и содержательную метафору игры нашей жизни, где предназначение и удача либо побеждают, либо проигрывают на острие финишной линии. В каждом моменте жизни скрыты и переплетены линии судьбы и возможностей и каждое действие влияет на конечный результат».

— Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. М. Старклайт. 2000г. 232 стр.

«Чтобы родилась эта книга, Льву Тетерникову понадобилось 30 лет постоянных поисков, практики Йоги и Тантры, манифестация Кундалини, знания философии, психологии, истории, медицины, нетрадиционных методов оздоровления и личный жизненный опыт. Если Вам еще не все ясно с индийской Йогой и Тантрой, Дао любви и духовностью, обязательно прочтите эту книгу.
«Книга информативна и лишена банальностей, много практических советов и минимум нравоучений. Лирические отступления читаются с интересом из-за оригинальной позиции автора. Читатели узнают, как управлять сексуальной энергией, и, умея это, получать больше радости в своей жизни. Практические рекомендации будут интересны как новичкам, так и специалистам в этой области. Есть советы, предназначенные явно для «эстетов». Эту книгу полезно прочесть как мужчинам, так и женщинам. Последним, ее чтение доставит особое удовольствие, так как почти на каждой странице автор боготворит женщину». (Андрей Борисов)».

— Падмасамбхава. Учения Дакини. / Пер. с англ. Ф.Малика. СПб. Уддияна. 2000г., 2006г. 252 стр.

«В книге «Учения Дакини» собраны практические наставления, которые великий Гуру Падмасамбхава (VIII в. н.э.), почитаемый в Тибете как второй Будда, дал своей ближайшей ученице и супруге царевне Еше Цогял. Составляющие данную книгу священные тексты относятся к категории тэрма (сокровищ), которые были первоначально записаны тайным языком, именуемым письменами дакини, и сокрыты от людей, дабы учение в первозданной чистоте сохранилось для грядущих поколений. Благодаря необычайным способностям живших в XII-XIV вв. открывателей этих духовных сокровищ, которые сумели их найти и расшифровать, а также упорному труду Эрика Пэма Кунсанга, автора их перевода на английский язык, мы получили счастливую возможность соприкоснуться с мудростью изначальных учителей, ощутив живое дыхание минувшей эпохи».

 

2 0 0 1 г о д .

— Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. К. София. 2001г. 261 стр.

«Тантра — это постижение Универсума с позиции Индивидуума. Это целостное учение, которое связывает воедино все науки и использует основы каждой из них для создания действенных практических формул. Тантра не изучает какую-то отдельную ветвь Древа Жизни. Она изучает все Дерево». Хариш Джохари — удивительно разносторонняя личность: профессиональный художник, скульптор и композитор, практикующий йог, глубокий знаток Аюрведы, индийской астрологии и нумерологии, магии камней, мантр и янтр, ритуала и медитации и других древних тантрических наук. Его книги не предназначены для тех, кто только начинает интересоваться Йогой и индийской культурой. Они насыщены специальной информацией, которую невозможно найти ни в каких других источниках на западных языках. Хариш Джохари раскрывает принцип действия и важнейшие детали механизма Тантры, относясь, таким образом, к тем духовным учителям, которые считают, что на переломе эпох все секреты мистических традиций должны быть обнародованы для «имеющих уши, чтобы слышать»».

— Йога: Путь Тантры. Алтайский полиграфический комбинат. 2001г. 104 стр.

«Духовная традиция Тантры возникла в Индии около пятнадцати тысяч лет назад. Пять тысяч лет до н.э. она была систематизирована в стройную науку великим йогином Садашивой. На протяжении многих веков Тантра была эффективным методом самопознания и служения всему сущему. Ее можно суверенностью назвать матерью всех йог, потому что каждая система йоги представляет собой метод, базирующийся на каком-либо фрагменте учения Тантры. Эта книга знакомит вас с Путем Тантры, в котором слиты воедино различные аспекты Йогической практики, такие как поднятие кундалини, гармонизация и усиление чакр, дхъяна, бхакти, карма, гьяна, пратьяхара и многие другие. Начните свое духовное путешествие с этой книги! Книга предназначена для широкого круга читателей.
7000 лет назад магические Гималайские горы подарили миру великого Йогина, принесшего с собой знание, необходимое для построения мировой цивилизации: искусство, музыку, науку, медицину, язык, общественные нормы и самое главное — психо-духовные практики Тантра-Йоги. ПУТЬ ТАНТРЫ ясно объясняет эти древние и проверенные временем практики, которые развивают человека на всех уровнях: физическом, ментальном и духовном».

— Кумар Р. Кундалини для начинающих. М. Фаир-Пресс. 2001г. 336 стр.

«Эта книга представляет философию и технику кратчайшего пути к самореализации и совершенству. Автор объясняет, как активизировать кундалини — главную и наиболее мощную внутреннюю энергию человека — и как направлять ее поток. Следуя указаниям автора, читатель преодолевает пять ступеней самореализации, приобретая на каждой ступени конкретный опыт, в результате, которого раскрываются психические силы, целительские способности, происходит духовная трансформация личности. Подробно описанная практика пробуждения кундалини и интересные факты из жизни великих учителей и святых делают книгу привлекательной не только для тех, кто уже знаком с духовными исканиями, но и для самого широкого круга читателей».

— Джон Мамфорд. Тантрический экстаз. М. Фаир-Пресс. 2001г. 240 стр.

«Эта книга посвящена ритуалам тантрической любви женщины и мужчины, в которой техническое совершенствование сопровождается расширением сознания, очищением личности от комплексов, коррекцией поведения и возрождением человека психологически и физиологически. Тантра — единственный источник знаний об энергетическом взаимодействии ума, тела, духа и души. Приведенные в книге основные постулаты Тантры легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием: «любовь». Тантра озаряет ваш любовный союз прикосновением к божественному. Для широкого круга читателей».

— Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. К. София. 2001г. 288 стр.

«Человек — это радуга, все ее семь цветов. В этом его красота, в этом же его проблема. Человек многогранен, многомерен. Он не прост, — он бесконечно сложен. И из этой сложности рождается та гармония, которую мы называем Богом — божественная мелодия. Человек — это мост между животным и божественным. Животные бесконечно счастливы, им чужды заботы и неврозы. Бог бесконечно счастлив и сознателен. Человек пребывает как раз между ними. Оставаясь в преддверии, он всегда колеблется — быть или не быть? Человек — это лестница. Первая ступенька — секс, седьмая — сахасрара, самадхи. Первая ступенька соединяет вас с самсарой, с миром, а седьмая — с нирваной, с запредельным. Первое, что следует понять о человеке, это то, что человека еще нет. Он — лишь возможность, некий потенциал. Человек может быть, человек — это обещание. Собака есть, камень есть, солнце есть: человек может быть». (Ошо)».

— Ошо. Тантра: энергия и экстаз. М. Гелиос. 2001г. 112 стр.

««Любовь настолько прекрасна, что следует обучаться искусству любви, подобно тому, как следует учиться искусству жизни. Если обстоятельства жизни позволяют, выделите отдельную комнату для любви, пусть она станет храмом. Входя в комнату любви, оставьте обувь за порогом, там же оставьте свой ум, положите его в туфли. Прежде чем заняться любовью, примите душ — тело должно быть чистым. Немного времени уделите медитации. Превратите занятие любовью в переживание прекрасного». (Ошо)».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога-Нидра. М. Модэк. 2001г., Профит-Стайл. 2001г. 224 стр.

««Йога-Нидра, восходящая к Тантре, является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон. Йога-Нидра – это божественное расслабление. Обычно люди не расстаются со своими стрессами и проблемами даже во сне. Это — просто нидра. Но есть Йога-Ннидра, сон, свободный от бремени. Когда сущность души отделяется от модификаций ума, когда бодрствование, сновидения и сон без сновидений устраняются с лица души, ее сияющий свет проникает в самосознание, пропитывая его высшим блаженством Йога-Нидры. Йога-Нидра — высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака заточения. Тантра определяет Йога-Нидру как врата в самадхи». (Свами Сатьянанда Сарасвати)».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. / Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. Амрита, ЧП Михайлова, М. Профит-Стайл. 2001г. 320 стр.

«Книга Свами Сатьянанды Сарасвати — самое полное и проработанное из опубликованных когда-либо практическое описание всех этапов практики поднятия Кундалини. Подобно тому, как выход в свет работ мастера Мантэка Чиа открыл совершенно новый этап в истории литературного изложения даосских методов психофизического тренинга, появление книг Свами Сатьянды Сарасвати и других представителей Бихарской школы Йоги знаменует собой принципиально новый подход к изложению психоэнергетических основ йогических практик, в частности техник Крийя-Йоги и Хатха-Йоги. Кундалини-Тантра связывает воедино философию и психоэнегетическую практику Кундалини-Йоги, раскрывая технологические секреты, еще совсем недавно предназначавшиеся исключительно для устной передачи непосредственно от учителя немногим избранным ученикам. Книга была тщательно отредактирована и дополнена Андреем Лаппа, имеющим многолетний личный опыт практики Кундалини-Йоги. Но, при изготовлении оригинал-макета этой книги, его производители допустили досадные ошибки в тексте и размещении иллюстраций. Однако даже эти неточности не смогли повлиять на популярность и циркуляцию этой замечательной книги в среде йогов — практиков.
Йога и Тантра — практические науки о человеке. Если Тантра содержит философские, теоретические обоснования, то Йога — методику, с помощью которой можно опытным путем воплотить эту философию в жизнь и достичь Высшего знания. Таким образом, Тантрическая Йога является живой философией, а не бесплодным умствованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов. С помощью такого сплава теории с практикой мы можем осуществить свое подлинное предназначение: осознать Великое Единство и жить в нем, освободившись от всех оков добровольного рабства. Эта книга знакомит читателя с подлинными и эффективными тантрическими психотехниками и физиологическими методами, пригодными для различных людей и условий, а также с анализом возможных препятствий и способами их устранения. Кроме того, в ней содержится практическая информация о том, каким должны быть сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как половая жизнь способна приблизить людей к духовному возрождению, а не отдалять от него. Книга предназначена для всех интересующихся культурой Востока, психофизическим самооздоровлением и нравственным самосовершенствованием».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-бандха. Ключ к мастерству. (Серия «Антология Йоги» т. 6.). М. Янус-Букс. 2001г.

«Кундалини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность — место, которое йоги называют «муладхарой». Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека… Мы замыкаем или напрягаем определённые мышцы на физическом уровне, а на умственном и практическом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия». И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом, он достигает божественности».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантра-Йога. (электронное издание). 2001г.

«Свами Сатьянанда Сарасвати родился в маленьком городе, возле Алморы, у подножья Гималаев. Будучи ребенком, он проявлял необычайные качества и в возрасте шести лет имел свое первое духовное переживание. Он имел благословения очень многих мудрецов и садху, заходивших в его дом на своем пути в Гималаи. Они внушили ему горячее желание достичь таких же духовных высот. Сегодня ССС — блистательный теоретик и практик Йоги, Тантры и Веданты, основатель школы Тантра-Йоги, слава которой вышла далеко за пределы Индии».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические медитации. ЧП Михайлова, М. Профит-Стайл, Амрита. 2001г. 256 стр.

«Тантра — древнейшая наука жизни, нацеленная на ускорение эволюции человечества. Эта система возникла раньше всех религий мира, которые унаследовали, каждая по-своему, эзотерическую сущность Тантры. В отличие от вероучений Тантра является поистине универсальной и практической наукой, которая приемлема для всех мужчин и женщин, для всех темпераментов и любого духовного уровня, для каждой ситуации. Тантра может стать как духовной практикой, так и средством обучения. Спустя несколько тысячелетий после своего возникновения тантрическая традиция приняла формы различных систем Йоги, ставших сегодня весьма популярными. Цель данной книги — пролить свет на те медитативные техники, которые изначально восходят к Тантре и сегодня могут быть использованы практически, в их самобытной подлинной форме. Все психотехники, включенные в данную книгу, основаны на Тантре, хотя многие из них считались утерянными на протяжении тысячелетий. Труднейшую задачу извлечения из тьмы забвения тантрических сокровищ для представления их современному миру в доступной для понимания форме возложил на себя Свами Сатьянанда Сарасвати. Эту заслугу Мастера невозможно переоценить. Даже если человечество будет двигаться вперед маленькими шажками, используя тантрическое богатство, оно весьма существенно поможет себе. Мы надеемся, что читатель не сможет не заметить практической эффективности и теоретической мудрости уникальной традиции, которая после летаргического сна тысячелетий вновь возрождается к жизни».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.

«В книге всесторонне описаны основополагающие методы очищения грубого, тонкого и причинного планов. Эти эзотерические практики, ведущие к трансформации сознания, представляют собой динамическую форму медитации и самопознания. Они непосредственно связаны с пробуждением универсальной энергии, кундалини, и с преображением тела, ума и судьбы. Автор, в совершенстве владеющий тантрическими и йогическими техниками и метафизикой, дает в книге конкретные рекомендации по работе с чакрами, энергетическими каналами, мантрами и сакральными символами.
Сегодня Йогой занимаются почти во всех уголках мира, но мы не наблюдаем никакой реальной трансформации в сознании человечества. В чем же заключается ошибка? В практике, как таковой? Нет, потому что нам известны примеры многих случаев, когда она была успешной. Скорее всего, ошибка заключается в том, каким образом мы осуществляем нашу Садхану — всякий раз «всего понемножку». Чтобы избежать такого неверного подхода к Йоге, мы должны уделить больше внимания философии и практике Тантры, которая является источником Йоги.
Нет пользы в поверхностном обзоре такого обширного предмета, как Тантра, которая рассматривает существование со всех углов и точек зрения. Через глубокое изучение структуры творения, его проявления, его причины и следствия по отношению к человеку тантристы обнаружили недостающее звено, которое соединяет человека и космос. Осознав возможность ликвидировать разрыв, они разработали методы, которые могут служить практическим руководством для всех. Хотя эти методы невероятно древние, они выдержали испытание временем, так как лежащий в их основе принцип настаивает на необходимости внутреннего опыта для эволюции личности; не ограниченного знания, но непосредственного живого опыта.
Без прочного основания ваша Садхана обречена на неудачу. Тантра определяет это основание для каждой Садханы, как «шуддхи» или очищение. Таттва-Шуддхи является системой очищения всего человеческого существа. Она начинает с грубой формы очищения и продолжает до тонкого и психического очищения, достигая высшей точки в тонком осознании, которое подготавливает ищущего к восприятию энергии и сознания, из которых он эволюционировал».

— Роберт Свобода. Агхора III. Закон кармы. М. Саттва. 2001г. 384 стр.

«В заключительной книге из трилогии «Агхора» Вималананда использует Бомбейский ипподром как яркую и содержательную метафору игры нашей жизни, где предназначение и удача либо побеждают, либо проигрывают на острие финишной линии. В каждом моменте жизни скрыты и переплетены линии судьбы и возможностей и каждое действие влияет на конечный результат».

— Тантра. Тантра как путь к просветлению. Тантра как оккультная наука. / Сост. В.Постников. К. Ника-Центр. 2001г. 192 стр.

«Тантра рассматривается многими как самый быстрый путь к просветлению и в то же время это одна из древнейших оккультных наук. Тантра многолика, как сама жизнь. Ее нельзя однозначно отнести ни к философии, ни к медитации, ни к упражнениям, ни к ритуалам — она объемлет их все, и в этом смысле она универсальна. В сборник вошли две работы: Г. и И.Фрост. «Тантра как путь к просветлению» (перев. В.Постников) и И.Боневитс. «Тантра как оккультная наука» (перев. Н.Петренко). В первой части приведены фрагменты древней науки управления своим телом и всеми его функциями для достижения полного духовного освобождения, т.е. нирваны. Много внимания уделено отношению между полами, переоценке типично западного, «мужского», доминирования на всех уровнях жизни, нового понятия сексуальности как техники освобождения. Вторая часть представляет Тантру как оккультную науку. В этой части приводится глубокая культурологическая характеристика Тантры как одного из древнейших магических искусств. Поскольку оба взгляда на Тантру дополняют друг друга, они будут интересны исследователям древних религий, историкам, психологам и просто тем, кто непредвзято смотрит на мир».

— Шервуд К. Чакротерапия. Индивидуальное развитие и самоисцеление. М. Фаир-Пресс. 2001г. 320 стр.

«Книга Кейт Шервуд — отличное учебное пособие по работе с чакрами, энергетическими центрами человека. Она была написана для того, чтобы помогать людям, пробуждать, очищать и освобождать их от энергетических зажимов. В книге даны простые упражнения, для выполнения которых не понадобится много времени. Однако эти упражнения могут изменить вашу жизнь, наполнить душу радостью, а тело – здоровьем».

— Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. М. Добрая книга. 2001г. 368 стр.

«Буддийская Тантра известна на Западе главным образом как сексуальные практики, выполняя которые партнеры стремятся преобразовать эротическую страсть в высшее духовное состояние и тем самым обрести просветление. Среди исследователей Буддизма укоренилось мнение, что все плоды таких практик предназначаются только мужчинам, женщинам же отводится роль вспомогательная и подчиненная. Миранда Шо, профессор Ричмондского университета, доказывает совершенно противоположное, приводя многочисленные примеры, свидетельствующие о том, что именно женщины, занимая в Тантре ключевое положение, были основательницами и носительницами этой древней традиции. Своеобразие этой книги заключается в необычном подходе автора, который предлагает взглянуть на мир глазами свободной и полной чувства собственного достоинства женщины».

— Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. К. София. 2001г. 191 стр.

«Впервые выходящая в нашей стране книга знакомит читателя с теорией и практикой пробуждения скрытой в человеке Космической Энергии — Кундалини. Ее автор — один из величайших Учителей Индии — Шри Свами Шивананда на основе собственного опыта раскрывает теоретическую сторону одного из путей к духовному и физическому совершенствованию. Тайная йогическая практика духовного совершенствования, изложенная знаменитым Свами Шиванандой из Ришикеша на основе древнего тантрического текста «Йога Кундалини Упанишада» — самое полное и проработанное из опубликованных когда-либо практическое описание всех этапов практики поднятия Кундалини. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся духовным наследием индийской культуры».

— Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крийя-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр.

«Тантра-Йога: доктрина Шивы-Шакти; развитие скрытых сил человека. Нада: звук; Нада-Йога — лучший вид Лайя-Йоги. Крийя-Йога: аскетизм, очищение, изучение священных писаний, самообуздание. Настоящий сборник состоит из трех работ:
1) Тантра-Йога представлена в своём теоретическом, философском аспекте, мало известном российской публике. Ожидающих обнаружить здесь тантрические сексуальные практики ожидает разочарование. Весьма любопытной является интерпретация христианского понятия Святого Духа, входящего в Святую Троицу. В целом этот раздел требует зрелости и опыта в области теории индуизма.
2) Нада-Йога — одна из разновидностей Тантра-Йоги. Как правило, концентрация внимания в Йоге осуществляется путём направления взгляда (внешнего или внутреннего) на определённый объект. Здесь концентрация осуществляется с помощью звука, плавно переходя в медитацию… Прежде, чем приступать к Нада-Йоге, необходима предварительная этическая и моральная подготовка, а также очень важна сноровка в Крийя-Йоге, Хатха-Йоге и практика Аджапа-Джапы. Здесь вы найдёте неизвестную в России практику Тхаан, простое чтение которой вдохновляет и создаёт желание освоить её.
3) Крийя-Йога — Йога очищения. Она абсолютно необходима для того, кто хочет получить от Йоги максимальный результат. Все неудачи в Йоге происходят от пренебрежения или недостаточной практики этого раздела. С неё следует начинать занятия Йогой и не прекращать её никогда. Важно отметить, что один из любимых учеников Свами Шивананды — Свами Сатьянанда, будучи безусловным авторитетом в Йоге и Тантре, считает, что первоначально Хатха-Йога как раз и состояла из 6 очистительных процедур: Дхаоти, Басти, Нети, Наули, Тратака и Капалабхати, — и была Тантрической практикой».

— Свами Шиваприянанда. Секретная сила тантрического дыхания. «Шива-Свародайя» или Наука Шивы о дыхании. / Пер. с англ. Д.А. Заенчковского. М. Старклайт. 2001г. 136 стр.

«Этот сборник для тех, кто интересуется практиками Йоги и Тантры. В сборник включены переводы тантрического трактата, важного шиваитского писания, «Шива-свародая» («Наука Шивы о дыхании») и книги современного индийского учителя Свами Шиваприянанды «Секретная сила тантрического дыхания». Обе книги знакомят читателя с наукой о дыхании с точки зрения тантрической традиции. Популярное издание для широкого круга читателей, интересующихся практиками Йоги и Тантры. Два произведения объединены общей темой — тантрической Йогой, использующей процесс дыхания в оккультных, оздоровительных и духовных целях. Оба произведения прекрасно дополняют друг друга, знакомя читателя с тантрической наукой дыхания.
«Шива-Свародайя» — древний трактат, почитающийся как откровение Бога Шивы. Его происхождение связано с шиваитской традицией йогов-натхов. Из недр этой школы в разное время появились и другие весьма известные первоисточники индийской тантрической Йоги: «Хатха-Йога-Прадипика», «Гхеранда-Самхита», «Горакша-Шатака», «Шива-самхита» и многие другие. Впервые опубликованная в 1998 году на русском языке «Шива-свародая» (под названием «Наука о дыхании») была переведена с английского перевода Рам Прасада, изданного в конце XIX столетия. Рам Прасад не только перевел это важное писание натхов на английский язык, но также в своих обширных вводных эссе и комментариях к тексту постарался объяснить оккультные секреты тантрической йоги дыхания в терминах современной ему науки и теософии.
В предисловии к изданию своей книги на английском языке в 1889 году Рам Прасад писал: «Несомненно, что книга проливает много света на научные знания древних ариев Индии и не оставит никакого сомнения для беспристрастного ума, что религия древней Индии имеет научную основу. Это так, главным образом по той причине, что я описал мои иллюстрации закона таттв с помощью Упанишад. В книге есть много такого, что может быть подтверждено только долгим и тщательным экспериментом. Те, кто посвятили себя поискам истины без предубеждения и без сомнения, будут готовы ждать во имя своего развития любого мнения о таких частях книги. Остальным же бесполезно думать об этом. Начинающим я должен сказать еще одно. По моему собственному опыту я могу сказать им, что чем больше изучаешь книгу, тем, несомненно, больше мудрости находишь в ней, и позвольте мне надеяться, что вскоре у меня появится много коллег, которые вместе со мной будут пытаться наилучшим образом объяснить и проиллюстрировать книгу еще лучше и основательнее».

— Шри Шри Анандамурти. Ананда Марга Чарьячарья. Часть III. Алтайский полиграфический комбинат. 2001г.

«Это издание включает в себя практики, связанные с физическим здоровьем, необходимые для достижения прогресса в ментальной и духовной садхане. Книга предназначена для практикующих Тантра-Йогу в системе Ананда Марга».

— Свами Турияпати. Тантра в русской бане или Агни-Тантра. / Пер. С.М.Преображенского. СПб. БалтКнига. 2001г. 384 стр.

«Эта книга соединяет то, что обычно считают противоположным: предвечное и повседневное, тайное и общедоступное, просветление и эрос, духовную дисциплину и расцвет чувств, смех и богослужение, Единое и многообразие. Эта книга ведет в безбрежные пространства космической любви. Она открывает Божество в женщине и мужчине и приглашает на праздник жизни, охватывающий все атомы, все звезды, все сердца».

— Энциклопедия Тантры: Алхимия экстаза. / Сост. В.Нугатов. М. Локид-Миф. 2001г. 540 стр.

«Волнующие тайны эроса и секса, малоизвестные эзотерические учения Востока, история и сексуальные символы — все это вы найдете на страницах этой книги, прекрасно иллюстрированной и изданной с большим вкусом. Это достаточно объемное издание содержит в себе богатую информацию, имеющую как и непосредственное отношение к Тантре, так и весьма от нее отдаленное. Ее составитель В.Нугатов выполнил огромный труд по сведению воедино разрозненной информации, для многих ранее недоступной. Особенно приятно то, что, как отмечено в предисловии, он не навязывает какой-либо определенной точки зрения на данный предмет, но старается как можно подробнее проинформировать читателя о теории и практике различных ответвлений Тантризма».

 

2 0 0 2 г о д .

— Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом? // Сборник «The Roots of Tantra». State University of New York Press. 2002. / Пер. с англ. А.А.Игнатьева.

— Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». М. Старклайт. 2002г. 158 стр.

«Книга является введением в «Маханирвана-Тантру» — один из важнейших священных текстов индуистской Тантры. Имя ее автора, англичанина Артура Авалона (сэра Джона Вудроффа), прочно ассоциируется с ролью исследователя, впервые познакомившего Запад с Тантрической Традицией Индии. Это уникальное издание незаменимо для тех, кто впервые приступает к изучению философии, метафизики и практики Тантры. Книгу по праву называют ключом к полному пониманию всей тантрической литературы».

— Бхайравананда Каулавадхута. Трикасамарасья Каула — стратегия и тактика Тропы Узора Великой Бездны. Изд. Ильина. 2002г. 296 стр.

«Название этой работы полностью говорит о ее содержании. Книга написана на русском языке, включает в себя довольно много иллюстраций и фотоматериалов а также интересна тем, что весьма древнее учение описывается современным языком современного практика, разъясняющего многие исторически «темные» феномены учения. По моему замыслу эта работа должна заполнить лакуну и восполнить недостаток в такого рода русскоязычной литературе, поскольку русские востоковеды, в основном, публикуют труды лишь по буддийской Тантре (не считая такие пародии на недвойственную традицию Бхайравы, которые сделала мадам Исаева), да и то не так много, как хотелось бы». Б.К.
Среди всех путей, ведущих к реализации единства с Богом, Ананда Трикасамарасья Каула — тантрическая Тропа Бхайравы и Бхайрави выделяется тем, что она помогает достичь Цели наиболее коротким путем, интенсивность мистической практики позволяет путнику двигаться с огромной скоростью, а волшебная магия методов даже яды, демонов и врагов превращает в лекарства, друзей и союзников. Это путь знания и силы, а не слепой веры или пустых рассуждений и фантазий. Учение – предельно естественно, основано на знании природы мира и человеческой природы на всех уровнях. Оно дает мистику поистине чудесные возможности».

— Гленн Муллин. Практика Калачакры. М. Беловодье. 2002г. 359 стр.

«Перед вами первое издание в России, представляющее одну из самых сокровенных и значительных тантрических практик тибетского Буддизма — практику Калачакры. Учение Калачакры, включающее в себя многочисленные аспекты буддийской философии, метафизики, астрономии, астрологии, медицины и психоэнергетики человека, является одним из фундаментальных учений Буддизма. Сборник включает в себя оригинальную работу Гленна Муллина, переводы ряда избранных тибетских первоисточников, а также статью Ю.Н.Рериха «К изучению Калачакры»».

— Ошо. В поисках чудесного: кундалини, чакры и семь тел. К. София. 2002г. 400 стр.

«Ошо говорит о самом «эзотерическом» предмете в абсолютно практичной и земной манере. В чем суть семи тел, энергии Кундалини. «Кундалини является вашей спящей энергией. Ее границы распространяются от сексуального центра до мозга…». «Образно говоря, наш позвоночник является лестницей. В этой лестнице каждый позвонок служит ступенькой. Кундалини начинается с самого нижнего центра и достигает самого верха. Если она достигает вершины, взрыв неизбежен. Если она останется на уровне нижнего центра, она приобретет форму сексуальной разрядки. В первом случае неизбежен взрыв, во втором — разрядка. Это следует хорошенько понять». Как взобраться по лестнице? Эта книга является дорожной картой, путеводителем в науку внутренней алхимии.
Что значит получить шактипат от Мастера? Что такое грэйс? Чем отличается движение энергии Кундалини в мужчине и женщине? Каким образом эта энергия проявляет себя, продвигаясь от чакры к чакре? Что на самом деле означает растворение во внутреннем мужчине или внутренней женщине? Каково значение Тантры, и как любящие могут помочь друг другу в движении от нижнего центра к высшему? Почему Динамическая медитация может спасти мир от безумия? Вновь и вновь Ошо напоминает нам, что поиск чудесного является внутренним поиском, предупреждает об опасности затеряться в другом, будь то любимый или Мастер.
«Принимайте знаки, откуда бы они ни приходили: они вновь и вновь будут исчезать. Они не могут быть постоянным явлением, потому что пришли от другого… Молча принимайте все приходящее, будьте благодарны и идите дальше. Если вы чувствуете, что нечто пришло, а затем вновь исчезло, тогда ищите источник внутри себя, тот источник, из которого оно не может исчезнуть. Тогда добытое невозможно потерять, потому что ваше собственное сокровище бесконечно. Позаимствованное у другого можно потерять в любой момент. Не становитесь нищим, вечно просящим у других. Полученное от другого должно подтолкнуть вас к началу собственного поиска». Ошо».

— Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. М. Беловодье. 2002г. 304 стр.

«Книга представляет собой сборник двух лучших работ современного исследователя буддийской Тантры Рамачандры Рао: «Тантра. Мантра. Янтра» и «Тантрические традиции Тибета». Автор развенчивает привычные для массового читателя апелляции к тантрическому Буддизму как к набору практик, ориентированных на интимную сферу человека. Прослеживая историю становления и развития Тантризма, он убедительно доказывает, что в своих истоках буддийская Тантра — это сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации самых глубинных пластов человеческого сознания и психики, направленный на духовное совершенствование человеческой личности. Читатель познакомится с историей Тибета, процессом формирования и интеграции двух его основных религиозных направлений — Бона и Буддизма, а также историей зарождения и развития древних буддийских школ, составивших гордость и славу религиозной и философской мысли Тибета. Книга будет интересна и полезна как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующимся историей, психологией, религиоведением, духовными учениями и эзотерическими дисциплинами».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога-Нидра. М. Профит-Стайл. 2002г. 224 стр.

««Йога-Нидра, восходящая к Тантре, является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон. Йога-Нидра – это божественное расслабление. Обычно люди не расстаются со своими стрессами и проблемами даже во сне. Это — просто нидра. Но есть Йога-Ннидра, сон, свободный от бремени. Когда сущность души отделяется от модификаций ума, когда бодрствование, сновидения и сон без сновидений устраняются с лица души, ее сияющий свет проникает в самосознание, пропитывая его высшим блаженством Йога-Нидры. Йога-Нидра — высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака заточения. Тантра определяет Йога-Нидру как врата в самадхи». (Свами Сатьянанда Сарасвати)».

— Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. / Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. Амрита, ЧП Михайлова, М. Профит-Стайл. 2002г. 320 стр.

«Книга Свами Сатьянанды Сарасвати — самое полное и проработанное из опубликованных когда-либо практическое описание всех этапов практики поднятия Кундалини. Подобно тому, как выход в свет работ мастера Мантэка Чиа открыл совершенно новый этап в истории литературного изложения даосских методов психофизического тренинга, появление книг Свами Сатьянды Сарасвати и других представителей Бихарской школы Йоги знаменует собой принципиально новый подход к изложению психоэнергетических основ йогических практик, в частности техник Крийя-Йоги и Хатха-Йоги. Кундалини-Тантра связывает воедино философию и психоэнегетическую практику Кундалини-Йоги, раскрывая технологические секреты, еще совсем недавно предназначавшиеся исключительно для устной передачи непосредственно от учителя немногим избранным ученикам. Книга была тщательно отредактирована и дополнена Андреем Лаппа, имеющим многолетний личный опыт практики Кундалини-Йоги. Но, при изготовлении оригинал-макета этой книги, его производители допустили досадные ошибки в тексте и размещении иллюстраций. Однако даже эти неточности не смогли повлиять на популярность и циркуляцию этой замечательной книги в среде йогов — практиков.
Йога и Тантра — практические науки о человеке. Если Тантра содержит философские, теоретические обоснования, то Йога — методику, с помощью которой можно опытным путем воплотить эту философию в жизнь и достичь Высшего знания. Таким образом, Тантрическая Йога является живой философией, а не бесплодным умствованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов. С помощью такого сплава теории с практикой мы можем осуществить свое подлинное предназначение: осознать Великое Единство и жить в нем, освободившись от всех оков добровольного рабства. Эта книга знакомит читателя с подлинными и эффективными тантрическими психотехниками и физиологическими методами, пригодными для различных людей и условий, а также с анализом возможных препятствий и способами их устранения. Кроме того, в ней содержится практическая информация о том, каким должны быть сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как половая жизнь способна приблизить людей к духовному возрождению, а не отдалять от него. Книга предназначена для всех интересующихся культурой Востока, психофизическим самооздоровлением и нравственным самосовершенствованием».

— Секреты тантрического дыхания. М. Старклайт. 2002г. 142 стр.

«В сборник включены переводы тантрического трактата «Шива-Свародайя» («Наука Шивы о дыхании») и книги современного индийского учителя Свами Шиваприянанды «Секретная сила тантрического дыхания». Обе книги знакомят читателя с наукой о дыхании с точки зрения Тантрической Традиции. Популярное издание для широкого круга читателей, интересующихся практиками Йоги и Тантры».

— Рави Сингх. Искусство трансцендентального секса. Сексуальные аспекты Кундалини-Йоги. М. Экслибрис. 2002г.

«Чем объясняется могучее влечение полов? Нам никогда не разложить на составляющие всю глубину и силу любовных отношений, но ясно одно: мы стремимся к любви, потому что жаждем найти свою половину и слиться с ней, растворяясь в ее полярной сущности…».

— Кеннет Рей Стабс. Тантрический массаж — танец любви. Тантра-Пабликейшн. 2002г. 144 стр.

«Целью этой книги является обучение тантрическому массажу. Приятие — это главное учение в тантрических традициях. Охватывая целое, мы выходим за границы мира двойственности. В наши дни на Западе под Тантрой часто понимают сакральный секс, духовную сексуальность, сексуальную духовность. Именно в этом контексте используется термин «тантрический массаж»: прикосновение к сексуальным и духовным измерениям — с полным приятием, охватывая видимую двойственность».

— Тетерников Л.И. Тантра. Исцеление души и тела. СПб. Питер. 2002. 192 стр.

«У всех свои проблемы: у кого-то болит спина, а кого-то замучили депрессии. Есть ли универсальное средство, которое может избавить вас и от физических недугов, и от духовной дисгармонии? Можно ли исцелить душу и тело? На эти вопросы ответит книга Льва Тетерникова «Тантра. Исцеление души и тела». Оригинальная авторская методика позволит вам разработать личную систему оздоровления в соответствии с вашими потребностями. Помимо основных тантрических техник вы узнаете о самых разных способах очищения организма, научитесь медитировать, а также управлять своим физическим и духовным состоянием».

— Георг Ферштайн. Тантра. / Пер. с англ. Ю.Бондарева. М. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.

«Этот труд, посвященный Тантре, древнейшей индуистской эзотерической традиции, написан известным исследователем индийской культуры, автором великолепной «Энциклопедии Йоги» Георгом Ферштайном. Опираясь на тантрические тексты, автор дает толкование основ философии и практики Тантры, подчеркивая, что многие ее грани особенно ценны для тех, кто занимается самопознанием и стремится решить задачу духовной трансформации. Для широкого круга читателей».

— Шервуд К. Чакротерапия. Индивидуальное развитие и самоисцеление. М. Фаир-Пресс. 2002г. 320 стр.

«Книга Кейт Шервуд — отличное учебное пособие по работе с чакрами, энергетическими центрами человека. Она была написана для того, чтобы помогать людям, пробуждать, очищать и освобождать их от энергетических зажимов. В книге даны простые упражнения, для выполнения которых не понадобится много времени. Однако эти упражнения могут изменить вашу жизнь, наполнить душу радостью, а тело – здоровьем».

— Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крийя-Йога. М. Старклайт. 2002г. 208 стр.

«В данной книге автор популярно изложил основы индуистской Тантры, а также тесно связанных с нею Нада-Йоги и Крийя-Йоги».

— Энциклопедия Тантры. / Сост. В.Нугатов; Предисл. Д.Гайдука, А. Егазарова. СПб. Кристал. 2002г. 720 стр.

«Волнующие тайны эроса и секса, малоизвестные эзотерические учения Востока, история и сексуальные символы — все это вы найдете на страницах «Энциклопедии Тантры». Сексуальные техники и упражнения, таинственные религиозные школы и секты, диковинные ритуалы и культы, афродизиаки, священные храмы, учения тантриков и даосов, древние божества и демоны, — перед вами откроется целый мир древней и современной эротической мудрости. Книга богато иллюстрирована черно-белыми и цветными репродукциями редчайших произведений искусства, изобилует новейшими сведениями из области медицины, психологии и антропологии. В статьях, посвященных женщине и Великой Богине, подробно освещаются самые разнообразные аспекты женской сексуальности. Приятное разнообразие вносят многочисленные цитаты из священных текстов и «учебников любви»».

— «Хатха-Йога-Прадипика». / Комм. Сатьянанды Свами Сарасвати и Муктибодхананды Свами Сарасвати. Ишвара. 2002г. 660 стр.

«Это уникальное издание содержит перевод классического йоговского трактата, включающего руководство по асанам, шаткарме, пранаяме, мудрам, бандхам и самадхи, шлоки которого подробно и исчерпывающе прокомментированы ведущими наставниками Бихарской школы Йоги с практической точки зрения».

* * *