Статья 4.5. «Академическая» поступь Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.

продолжение

2 0 0 8  г о д .

В 2008г. 26-28 мая в Санкт-Петербурге состоялись XXIX Зографские чтения в рамках ежегодной Конференции «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», на которых выступили А.Г.Мехакян с докладом «Об эволюции образа Рудры-Шивы в священных текстах Шрути» и Ю.В.Предтеченская с докладом «Истоки формулы Сат-Чит-Ананда в Упанишадах».

В 2008г. в Вестнике РХГА была опубликована статья С.В.Пахомова о тантрических мантрах (см. Пахомов С.В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. № 1. С. 225-241):

«Аннотация. Мантры помогают совершить интеллектуально-духовное восхождение к сакральному. В звуках мантры воплощается сущность того или иного божества, либо абсолютной реальности как таковой. Многократное твержение мантры, устраняя коммуникативный и экспрессивный компоненты языка, перестраивает и развивает сознание практикующего. Тантрические мантры входят в силу только после обряда посвящения».

В августе 2008г. С.В.Пахомов написал статью о тантрической школе Кула (см. Пахомов С.В. Теоретические аспекты учения школы Кула (согласно «Куларнава-Тантре»). 17.08.2008г.), которая была размещена на официальном сайте (http://indcultur.narod.ru/) Кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ «Образовательная профильная программа «Индийская культура»» (рук. С.В.Пахомов). Вот что об этом написал С.А.Жаринов (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. философский портал «Арктогея»):

«В 2008г. С.В.Пахомовым была написана статья, излагающая и систематизирующая учение такой важной школы, как Каула (Кула), на основании «Куларнава-Тантры». Эта школа находится на стыке Шиваизма и Шактизма и «является одной из наиболее репрезентативных тантрических традиций»».

В 2008г. в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г.Белинского состоялись X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов в рамках ежегодной Межвузовской научной конференции, посвящённой актуальным проблемам социологии, социальной философии, социальной работы, пенсионного обеспечения и социальной лингвистики. По итогам конференции был издан межвузовский сборник научных трудов, очередной выпуск «Социологических чтений», адресованный научным работникам, преподавателям вузов и школ, аспирантам, студентам и всем интересующимся социологическими проблемами, в котором была опубликована Вторая Часть статьи С.В.Пахомова о генезисе индуистского Тантризма (см. Пахомов С.В. Генезис индуистского Тантризма (Часть Вторая). // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского. 2008г. С. 257-266).

««Тантризм частично уничтожил древние практики, частично их поглотил и видоизменил. С тех пор пураническая религия и лежащий в ее основе ведизм оказываются в той или иной степени пронизаны им». (Луи Рену).
Проблема происхождения Тантризма чрезвычайно сложна. По большому счету, мы не можем с определенностью утверждать, в каком регионе, когда, при каких обстоятельствах и у каких племен, народностей или других социальных групп появляется то, что допустимо обозначить в качестве индуистского Тантризма. Обо всем этом можно говорить только с известной долей условности. Неясны ни истоки Тантризма, ни трансформация возможной «прототантрической» религиозности в зрелую систему, а, следовательно, нельзя быть уверенным в том, что на таком-то этапе исторического развития Тантризма еще нет, зато на следующем он уже возникает.
Прежде чем попытаться разобраться в этих и других многочисленных затруднениях, следует еще раз вернуться к выяснению сущности Тантризма.
В самом общем, предварительном, виде Тантризм можно определить как религиозно-философскую, эзотерическую традицию, использующую в качестве своих священных текстов Тантры (- авт.). Эта Традиция получила распространение прежде всего в Индуизме и Буддизме…<…>.
Тантризм — это преимущественно «школьное» движение; за пределами соответствующих школ, в которых разрабатываются те или иные эзотерические доктрины и практики, он не существует. Говорить о «народном», «популярном» Тантризме бессмысленно — это всегда традиция инициатическая, требующая серии посвящений. Следовательно, генезис Тантризма — это всегда генезис тантрических школ. Тем не менее, резонно предположить, что появление Тантризма — зрелой и специфической дисциплины — могло состояться уже после того, как основательно развились мифологемы и практики народных и племенных форм религиозности. Именно отталкиваясь от этих образцов религиозности и модифицируя их, и складывался Тантризм…<…>.
Прототантрические элементы. Столь сложное образование, как Тантризм, безусловно, не могло появиться в одночасье. Прежде чем эта Традиция была воспринята индийцами эксплицитно, как особая неведическая дисциплина, должно было пройти немало лет и даже столетий его «утробного» развития. И действительно, генезис Тантризма растянулся почти на полторы тысячи лет, если не больше. Если бросить взгляд в толщу индийской религиозной истории, то мы обнаружим на разных (наверное, даже на всех) ее этапах, в различных регионах, разнообразные «прототантрические» элементы. По сути, как это ни парадоксально, нет ни одного элемента развитых тантрических учений, которым не нашлось бы какого-то соответствия в предыдущие эпохи…<…>.
Впрочем, если и нельзя сказать с определенностью относительно региона происхождения Тантризма, то относительно времени его происхождения ситуация чуть более ясна. Если и не во всех своих направлениях, то хотя бы в некоторых из них, Тантризм начинает складываться приблизительно к концу IV-V вв., когда в Индии окончательно созревают условия для формирования этой специфической духовной культуры. Эти условия появились, прежде всего, в русле политики гуптских царей, благодаря которой интенсивнейшим образом шло сращивание индоарийской и неарийской форм религиозности, а также «классицизация» этого сращивания…<…>.
Нельзя не упомянуть и стоящую особняком точку зрения авторитетного французского индолога Луи Рену, который, отмечая новизну «тантрической системы», в то же время признает, что не знает ни то, «какие события привели к еe формированию, ни то, чисто ли он индийского происхождения или создан из разномастных источников, внешних по отношению к Индуизму». Все эти мнения демонстрируют сложность данной проблемы, далекую от разрешения и по сей день».

 

2 0 0 9  г о д .

В 2009г. на Кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ в рамках Образовательной программы «Культура Индии» (специальность 031401 — культурология, специализация 031401.3 — культуры Востока) была утверждена Программа учебной дисциплины «Индуистский Тантризм» Составителем программы стал канд. филос. наук, доцент С.В.Пахомов.

«1. Организационно-методический раздел. 1.1. Цель изучения дисциплины: Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский Тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших религиозных комплексов Индии, функционировавшего в рамках Индуизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
— понимание причин возникновения и генезиса тантрических направлений;
— раскрытие содержания понятия «тантра» и признаков Тантризма;
— определение места Тантризма в контексте Индуизма;
— прояснение тантрического мировоззрения как целостной системы;
— выявление критериев систематизации в Тантре (школы, тексты, практики).
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: Дисциплина специализации «Индуистский Тантризм» является важной частью профессиональной подготовки будущего специалиста по культуре Индии. Она дает теоретическую и методологическую основу для понимания процессов, происходивших в традиционном Индуизме, а также позволяет правильно анализировать состояние современных тантрических и неотантрических систем.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: Студенты должны иметь представление о том, как развивался Тантризм в Индии начиная с эпохи Гуптов и вплоть до колониального периода; знать все основные направления Тантризма, отличительные особенности их теоретических положений и практик; разбираться в основных терминах, категориях, персоналиях, названиях текстов, относящихся к Тантризму.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля. Всего аудиторных занятий — 34ч., из них лекций — 34ч. Самостоятельная работа студента — 11ч. Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение седьмого семестра».

Среди тем учебной дисциплины «Индуистский Тантризм» присутствуют и такие темы, как:
— введение в проблематику Индуистского Тантризма, или Индуистской Тантры;
— проблема понимания Тантризма;
— Тантризм как объект индологической науки;
— отношение к Тантризму в академической среде и у индийских пандитов;
— степень изученности Тантризма;
— Индуистский Тантризм в широком и узком смыслах слова;
— основные признаки Индуистского Тантризма;
— соотношения понятий «Индуизм» и «Тантризм»;
— Индуистский Тантризм как эзотерическое движение в Индуизме;
— Тантра как совокупность разрозненных идей и как система воззрений, культов и практик;
— мифы о происхождении Индуистского Тантризма;
— идея существования «прото-Тантризма»;.
— различные теории генезиса Индуистского Тантризма;
— примерная хронология складывания Индуистского Тантризма вплоть до сер. I тыс. н.э.;
— региональные особенности Тантризма;
— Тантризм как религиозная мода в Индии конца I тыс. н.э.;
— индуистская и буддийская формы Тантризма: сходства и различия;
— мировоззренческая сторона Индуистского Тантризма;
— методологические принципы Индуистского Тантризма;
— теистическо-мифологический компонент Индуистского Тантризма;
— нео-Тантризм и «классический» Тантризм;
— значение Индуистского Тантризма для индийских религиозных традиций;
— положение Индуистского Тантризма в наши дни;
— проблема рецепции Индуистского Тантризма в странах Запада и в России.

В феврале 2009г. на философском портале «Арктогея» была размещена статья С.А.Жаринова о нео-Тантризме (см. Жаринов С.А. Просветление ниже пояса. Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности». Философский портал «Арктогея». 13.02.2009г.)

С.А.Жаринов (р. 1984 Тюмень) — соискатель кафедры философии ТюмГНГУ, лидер Тюменского Консервативного Клуба — концептуального молодежного проекта, созданного по образу иных молодежных консервативных структур при СПбГУ, МГУ, РГГУ, МГИМО, — призванного объединить консервативно настроенную молодежь для изучения, исследования и развития консерватизма как наиболее адекватной идеологии для России. Цель открытия Молодежного Консервативного Клуба — «исследование консервативной философии, политологии, социологии и др. гуманитарных наук для разработки совершенно новой консервативной эпистемы, на которой только и может вырасти подлинное древо консервативной идеологии».

«1. Понятие «новой религиозности». Причины появления и условия распространения. Современный западный мир и тот мир, что подвергся его влиянию, поражает чрезвычайно эклектичным характером своей культуры. Здесь можно увидеть причудливую и хаотичную смесь из всевозможных элементов различных национальных культур, которые интегрирует в своих целях массовая культура буржуазного «общества потребления». Это парадоксальное явление можно сравнить с плавильным котлом (melting pot), который «пожирает» все, попавшее в него, превращая еще качественные культурные явления в атомарные нумерические величины.
Подобное разлагающее влияние затронуло и духовную сферу. Соприкасаясь с непривычными для себя религиозными феноменами и идеями, современное мировоззрение подвергает их колоссальной деформации, формируя совсем новые, небывалые в истории религий религиозные (или псевдорелигиозные) культы и учения. Подобное явление П.С.Гуревич назвал «новой религиозностью», или «нетрадиционной религиозностью», определяя его как «одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями». Он увязывает причины появления новых религий и культов, в частности, с кризисом современного буржуазного общества…<…>.
2. Тантризм. Общие сведения. Осветив феномен «новой религиозности» в целом, можно далее охарактеризовать нео-Тантризм как одну из форм его проявления, но прежде чем говорить непосредственно о нео-Тантризме, необходимо сказать несколько слов о Тантризме как таковом. Сразу оговоримся, что говоря о нео-Тантре и Тантре, мы не имеем ввиду буддийские (или необуддийские) формы Тантризма.
Слово «тантра» очень многозначно. М.Элиаде переводит слово «тантра» как «то, что увеличивает знание». Известный учитель Йоги прошлого века Свами Сатьянанда Сарасвати определяет это слово, по сути, так же, т.е. как «расширение ума и освобождение дремлющей потенциальной энергии». Кроме того, «тантра» — это термин, который используется для обозначения базовых тантрических текстов. Таким образом, можно заключить, что Тантра — это религиозно-философское учение, в котором важное место занимает специфическая психотехника, направленная на «расширение знания» для достижения освобождения, и которое содержится, в основном, в текстах-тантрах.
Термин «Тантризм» восходит к Востоковедению XIX в., представители которого ввели его для обозначения некоторых религиозных течений как в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вайшнавизм), так и в Буддизме (Ваджраяна), в которых первостепенное место занимают тексты религиозно-психотехнического содержания, называемые Тантрами.
С.В.Пахомов пишет, что становление Тантризма заняло несколько веков, закончившись примерно в IV-VI вв. Распространяться он начал с VII в., а период с IX по XIV в. считается расцветом Тантризма. Самые ранние тантрические тексты, дошедшие до нас, относят к вишнуитской школе Панчаратра (V в.). Тем не менее, тантрические коннотации можно уже заметить в Ведах, Брахманах, буддийских Сутрах и др. Происхождение Тантризма обычно связывают с возросшим влиянием религиозности автохтонного (доарийского) населения Индии. Мирча Элиаде предположил также, что возможно имело место гностическое влияние, которое могло достичь Индии через северо-западную границу с Ираном.
Тантризм, как справедливо замечает С.В.Пахомов, нельзя отождествлять ни с одной конфессией внутри Индуизма. Тантризм пропитывает три направления в Индуизме: Вишнуизм, Шиваизм, Шактизм. Если вслед за данным автором определить основополагающим признаком Тантризма особый акцент на Шакти, то наиболее «тантричным» является Шактизм…
Несмотря на вышесказанное, строго идентифицировать Тантру не так просто. Видный исследователь С.Б.Дасгупта считает, что вопрос о происхождении и идентификации Тантризма является более сложным и весьма неопределенным. Он пишет, что «Тантризм не является ни буддистским, ни индуистским по происхождению. Он представляется религиозным подводным течением, исходно независимым от каких бы то ни было труднодоступных для понимания метафизических рассуждений, проистекающим из неопределённого момента в религиозной истории Индии». Сложность идентификации Тантризма связана с тем, что Тантризм «всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам. … в нем выделяется множество различных направлений, школ, центров, которые как правило функционируют вокруг того или иного авторитетного лидера». Т.е. в Тантризме никогда не существовало строгой институциализации.
3. Проникновение Тантры на Запад. Нечто похожее на Тантру, которая претерпела, как и многие восточные и мистические доктрины, причудливые трансформации, начало развиваться и на Западе…
6. Главные черты нео-Тантризма. На основании статьи С.В.Пахомова «Неотантризм в современной России» и осуществленного выше обзора учения Ошо можно выделить следующие характерные черты нео-Тантры…
7. Появление нео-Тантризма в России. Если на Западе нео-Тантризм получил развитие и распространение в 70-х, то в России это началось после падения в СССР железного занавеса. После этого на советские умы обрушился вместе с потоком деградировавшей западной культуры шквал всевозможных нетрадиционных религиозных учений, феноменов «неоспиритуализма». Всему этому способствовал т.н. идеологический и религиозный плюрализм…»

В 2011г. 23-25 мая в Санкт-Петербурге состоялись XXXII Зографские чтения в рамках ежегодной Конференции «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», на которых выступили А.В.Парибок с докладом «Проблема энергии в Тантре» и С.В.Пахомов с докладом «Некоторые аспекты полемического дискурса в индийских религиозно-философских традициях».

 

2 0 1 0  г о д .

 

2 0 1 1  г о д .

В 2011г. 23-25 мая в Санкт-Петербурге состоялись XXXII Зографские чтения в рамках ежегодной Конференции «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», на которых выступили А.В.Парибок с докладом «Проблема энергии в Тантре» и С.В.Пахомов с докладом «Некоторые аспекты полемического дискурса в индийских религиозно-философских традициях».

В 2011г. вышел из печати 1-й выпуск Зографского сборника (см. Шабдапракаша. Зографский сборник. Выпуск I. / Под ред. Я.В.Василькова и С.В.Пахомова. СПб. 2011г. 315 стр.).

«Основу сборника составляют статьи, написанные по докладам, прочитанным на юбилейных, тридцатых Зографских чтениях «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста» в 2009г. Включены также несколько статей по докладам более ранних лет, из архива Чтений. В сборнике участвуют 23 индолога различной специализации (филологи, этнографы, историки и др.), представляющие академические учреждения и вузы Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России (Ижевск, Калининград, Пенза), а также Вильнюса (Литва). Общим для них объектом исследования является индийская культура в ее традиционных формах, сложившихся до момента проникновения в Индию влияния исламской и европейской цивилизаций. Объединяет их и общий принцип, состоящий в том, что ключом к изучению всех форм традиционной индийской культуры является тщательный филологический или семиотический анализ текста».

В данном сборнике можно найти следующие статья:
— А.В.Парибок. Уровень смысла в текстах шастр: концепты или понятия? С.80-87.
— С.В.Пахомов. Проблема соотношения этики и знания в Йоге и индуистской Тантре. С.126-138.
— В.А.Дмитриева. Понятие «спанда». Проблема авторства «Спанда-Карик». С. 193-202.
— О.Н.Ерченков. Феноменологические модели и символы Абсолютного Сознания в религиозно-мистической литературе Кашмирского Шиваизма. С.202-210.
— И.А.Урнова. Складывание иконографических типов Шивы Натараджи и проблемы классификации его скульптурных образов. С.217-227.
— Ю.В.Предтеченская. Сат-чит-ананда — мост между Индуизмом и Христианством. С. 279-290.

 

2 0 1 2  г о д .

В 2012г. 11 мая состоялось 5-е заседание Санкт-Петербургского филиала Центра консервативных исследований. С докладом «Традиционные индийские представления о человеке и обществе и современные «права человека»» выступил С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Традиционные индийские представления о человеке и обществе и современные «права человека». Сайт Центра консервативных исследований).

«С.В.Пахомов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологи Востока философского факультета СПбГУ, преподаватель РХГА, является специалистом по индуистской тантрической философии, читает курсы по индийским религиям и по эзотерическим учениям Запада.
В докладе «Традиционные индийские представления о человеке и обществе и современные «права человека»» С.В.Пахомов противопоставил два типа личности: Homo Traditionicus и Homo Judicus, показав принципиальное отличие юридического сознания современных людей, направленных на посюстороннее, от сознания людей Традиции».

Центр консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова создан в сентябре 2008г. по инициативе декана В.И.Добренькова и профессора А.Г.Дугина. Создание ЦКИ обусловлено необходимостью преодоления негативных факторов, угрожающих сохранению российской фундаментальной гуманитарной науки и образования, а также аутентичного национального мировоззрения. Цель ЦКИ — развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры.

В 2012г. 16-18 мая в Санкт-Петербурге состоялись XXXIII Зографские чтения в рамках ежегодной Конференции «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», на которых выступили С.В.Пахомов с докладом «Формула бхукти-мукти и сотериологический антиномизм индуистской Тантры», О.Н.Ерченков с докладом «Агамический текст как способ самоопределения Ведической Традиции (на примере «Шива-Сутры»)», В.П.Иванов с докладом «Практики движения праны в текстах кашмирских авторов».

«Прана — это то, что двигается, дышит (этимология). Осуществляет деятельность, отличающую живое от неживого. Индийская мысль достигла кульминации своего развития у тантриков Северо-Запада, причем Кашмирский Шиваизм является наиболее интересной школой. Основное положение учения этой школы: человеческое сознание тождественно безграничному недвойственному сознанию. Этим Кашмирский Шиваизм отличен от изоляционизма Санкхьи и концепции иллюзорности мира у Шанкары. Тантра предлагает освобождение без отбрасывания чего-либо. Все во всем. Сарватман сарвасмин. Всем существам присуща природа Шивы. Кашмирскому Шиваизму принадлежит важный текст «Виджняна-Бхайрава-Тантра», на которую есть два комментария. Здесь дается психотехника, позволяющая использовать недвойственность. Сущностные характеристики методов. Помещение внимания в тут или иную зону психосоматики. Модели: правритти и нивритти (развертывание и сворачивание). Деви есть ворота в Шиву. Дыхание и сознание неразрывно связаны. Сначала следует завоевать прану. Контроль над праной позволяет менять сознание. Душу движут прана и апана. Йогин обнаруживает высшее недвойственное сознание. Процесс движения праны определяет восприятие».

(В.П.Иванов. Практики движения праны в текстах кашмирских авторов.
Тезисы доклада на XXXIII Зографских чтениях. СПб. 2012г.)

«Специфика Тантрического пути заключается в соединении чувственного опыта и освобождения. Тантре вообще присуща антиаскетическая направленность. Бхукти или бхога (от корня bhuj «радоваться, наслаждаться, переживать») это: 1). Весь комплекс жизненных переживаний, как положительных так и отрицательных; 2). положительные эмоции. Принцип удовольствия в Тантре реабилитирован. Высшая Реальность тождественна высшему блаженству. Мирские удовольствия являются отражением высшего блаженства. Блаженство проистекает из единения. Чем выше индивидуум, тем больше наслаждение и свобода. Соотношение с четырьмя целями жизни (варгами). Согласно одному варианту, к бхукти относятся три цели (дхарма, артха, кама), согласно другому — только кама. Два типа соотнесения бхукти и мукти: 1. Бхукти — средство обретения мукти. Бхукти — внизу, мукти — наверху. Кула-Дхарма. Чувства и удовольствие — это сырье, благодаря которому удается достичь освобождения. Желание используется для преодоления другого желания. Клин клином вышибают. Желание находится на службе мукти (А.Паду). Тантрик должен пресытиться и прийти к отречению через перерастание его ценностей. Согласно учению Кашмирского Шиваизма, каждый человек наделен блаженством сознания. К бхукти относятся возвышенные духовные удовольствия (М.Дичковский). 2. Бхукти и мукти — две отдельные и равноправные сферы. Если есть желание, можно реализовать и бхукти. И бхукти и мукти недостижимы без Шакти. Сам Шива без Шакти подобен трупу. Мумукшу — стремящийся к освобождению, бубхукшу — стремящийся к обладанию сверхъестественными силами. Абсолютное начало по-разному себя проявляет. Тантрические тексты шокируют антиномическими заявлениями (антиномизм — это нарушение общепринятого порядка). Из-за этого тантристов осуждали. Но это антиномизм мнимый! Тантрики просто меняют одни правила на другие. Высшая Реальность не дифференцирована. Разрушение сменяется созиданием. Традиция постулирует разделение чистого и нечистого. Капалики стремились преодолеть это разделение контактами с нечистым. Но полностью опрокинуть дихотомию Тантра не решилась. Женщины низших каст как желанные партнеры, мясо, рыба, жареная крупа, вино чисты только в конкретном контексте, на обряде пяти М! В школе Кула постулировалась дихотомия знания и незнания. Собакоед может быть лучше брахмана, если он обладает знанием. Деление людей на посвященных и непосвященных. В реальности Тантра не пытается подорвать общественный порядок. Такой поздний текст, как «Маханирвана-Тантра» содержит и обычные общеиндуистские предписания. Так тантристы мимикрировали или легализовались. В «Маханирвана-Тантре» компромисс достигает максимума. Итого. Причины, по которым практики Тантры казались антиномичными.
1. Тантра нарушает закоснелые конвенции, ибо Высшая Реальность выше их;
2. Антиномичные практики ведут к блаженству;
3. Вызывает мощную трансформацию энергии;
4. Тантра выбивает клин клином, что дарует достижение мокши».

(С.В.Пахомов. Формула «бхукти-мукти» и сотериологический антиномизм
индуистской Тантры. Тезисы доклада на XXXIII Зографских чтениях. СПб. 2012г.)

В июне 2012г. на философском портале «Арктогея» была опубликована статья С.А.Жаринова о Тантрологии (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. философский портал «Арктогея»). Вот что пишет С.А.Жаринов:

«Очерк развития Тантрологии за рубежом дан С.В.Пахомовым в его статье «Становление Тантрологии» (2004), где лишь кратко (в силу скудности тантрологических исследований в России) упомянуты отечественные штудии в этом направлении. За шесть лет ситуация несколько изменилась — появился ряд работ, которые сделали важный вклад в становление Тантрологии в России…
Здесь стоит упомянуть статьи Ефименко В.А. «Индуизм и Тантра» и «Шактизм и Тантра», в которых бегло рассматривается специфика тантрических ритуалов и представлений, распространение и направления Тантры, место последней в системе Индуизма и др.
Достойной внимания является книга Исаевой Н.В., посвященная лингвистической философии, где наряду с ранней Ведантой (Бхартрихари, Гаудапада), рассматривается Кашмирский Шиваизм (Абхинавагупта). Здесь излагаются некоторые аспекты философского учения Кашмирского Шиваизма…
Известный востоковед Е.А.Торчинов рассматривает Индуистской Тантру (а также буддийскую) в контексте изучения психотехники и «трансперсонального» опыта в различных религиях. Также Тантризму уделяется внимание в работах по Индуизму в целом (работы М.Ф.Альбедиль, А.В.Пименова и др.). А.В.Пименов делает обзор основных аспектов Тантризма: основные идеи, культ Шивы и Шакти, основы психотехники (Кундалини-Йога), тантрические ритуалы и секты и др.
Следует упомянуть также словарные статьи, освещающие те или иные аспекты Тантризма, авторами которых стали А.Парибок, С.Пахомов, М.Альбедиль и др. Что касается диссертаций, то в 90-е годы была защищена одна кандидатская по исторической культурологии, где Тантризм анализируется в контексте культурной антропологии, как способ самореализации человека. Автором ее стал А.Е.Прохоров…
В 2001г. С.В.Пахомов защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ под названием «Индуистская тантрическая философия» (научным руководителем стал известный востоковед Е.А.Торчинов)… Кроме того, в ряде научных публикаций С.В.Пахомовым рассмотрен весьма большой спектр философских аспектов Тантризма…».

(Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме
в России. Философский портал «Арктогея». 06.2012г.)

В 2012г. 28-29 июня на Философском факультете СПбГУ состоялась международная научная конференция «Философский анализ трансформации сознания». Мероприятие проводилось в рамках фестиваля «OPEN INDIA», который стартовал в апреле 2012г. в Москве и Петербурге. Трансформация сознания — преображение человека, его выход за пределы обычного восприятия и повседневных смыслов. На конференции эту проблему рассмотрели с точки зрения и восточных, и западных философских систем. С докладом «Тантрическое понимание состояния освобождения» выступил С.В.Пахомов.

«Где проходит граница, отличающая случайное изменение психики от глубинного преображения? Что становится ключевой причиной трансформации сознания? Как влияют на сознание телесные изменения — и наоборот; какова взаимосвязь между телом и сознанием? Об этих и иных проблемах поговорят участники конференции — Раджеш Далал, директор фонда Д.Кришнамурти, Е.Г.Боков, А.Е.Величенко, В.В.Иванова, Р.Н.Крапивина, В.М.Литвинский, А.В.Парибок, С.В.Пахомов и другие известные исследователи и ученые. 30 июня, после двухдневной конференции, также состоится встреча за круглым столом в Санкт-Петербургской Ассоциации Международного Сотрудничества (Дом Дружбы, Литейный пр., 60), которая станет завершением конференции».

В 2012г. 14-15 декабря в РХГА и РГПУ (Санкт-Петербург) состоялась 1-я международная научная конференция «Психотехники и измененные состояния сознания (ИСС) в истории религий». С докладами выступили:
2. Асташкевич С.А. Психотехника и измененные состояния сознания в контексте постнеклассической науки (на примере «Бхагавадгиты»).
4. Вечерина О.П. Роль ИСС в создании явленного образа (мурти) Шивы Натараджи Ананда-Тандава в тамильском бхакти и чольской храмовой скульптуре.
13. Компаниец Л.В. Феномен измененных состояний сознания в измерениях духовного опыта традиционной культуры.
18. Лобанов С.В. Мистическое самопознание в адвайта-веданте и кашмирском шиваизме: «непосредственное постижение» (апарокша-анубхути) и «самоузнавание» (пратьябхиджня).
21. Павлюк П.А. Измененные состояния сознания в христианстве и оккультно-мистических традициях.
22. Пахомов С.В. Философско-методологические проблемы исследований ИСС.
29. Сокол В.Б. Феноменология ИСС на примере «мистического опыта».

* * *

В качестве заключения к данной статье хотелось бы привести слова С.А.Жаринова:

«Исходя из этого беглого обзора тантрологической литературы, можно заключить, что изучение индуистского Тантризма в отечественном Религиоведении находится еще в зачаточном состоянии, ведь еще нет ни одной опубликованной монографии, посвященной этому предмету. Мы имеем дело лишь со статьями, либо разделами в монографиях, исследующих более широкую, общеиндуистскую проблематику. В этом отношении наблюдается значительное отставание от индийского и западного Религиоведения. С другой стороны, можно сказать, что и в зарубежной Тантрологии имеется много «белых пятен», что не может не вдохновить отечественного ученого».

(Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме
в России. Философский портал «Арктогея». 06.2012г.)

 * * *

N 36. 01.10.13г.