Статья 4.5. «Академическая» поступь Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.

В данной статье рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «академическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «академический» понимать «имеющий сугубо теоретическую направленность»; «соответствующий строгим классическим образцам»; соблюдающий установившиеся традиции»; «чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения» и т.д.

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2004г. в научно-теоретическом журнале «Религиоведение» была опубликована статья С.В.Пахомова «Становление Тантрологии» (см. ж. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57). Журнал «Религиоведение» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в мае 2001г. Учредителями журнала стали Амурский государственный университет (г.Благовещенск) и Объединение исследователей религии (г.Москва) при участии философских факультетов Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации журнал «Религиоведение» включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Вот что пишет С.В.Пахомов в статье «Становление Тантрологии»:

«Индуистская Тантра (Тантризм) систематически исследуется почти сто лет. Много это или мало? С учётом того, что гуманитарная наука в XX в. развивалась очень интенсивно — это, наверное, большой срок. Тем не менее, несмотря на то, что учёные продвинулись в изучении Тантры достаточно далеко, — как на Западе, так и в самой Индии, — до сих пор в данной области остаётся множество белых пятен. Характерно, что вплоть до 1960-х гг. изучение собственно Тантры (включая и изучение буддийской Тантры) не формировало — по крайней мере, на Западе, — отдельной научной дисциплины. («Серьёзных работ по Тантре мало, они слишком специализированы и не формируют самостоятельного жанра среди других востоковедных исследований». Bharati А. Tantric Tradition. London etc. 1992 (3rd ed.; 1st ed. в 1965 г.). P. 9)»…<…>.
Ныне в западных странах данная дисциплина носит название Tantric Studies [Тантрические Исследования]; ее можно, наверное, называть также «Тантрологией», термином, который пока что отсутствует в нашем научном обиходе за отсутствием соответствующих исследований, о чем еще будет сказано ниже. Очевидно, что такая наука должна включать в свое рассмотрение не только индуистский пласт, но и пласты буддийский, и отчасти джайнский, т.е. в некоторых отношениях выходить за пределы собственно Индологии в сферу иных наук — Буддологии, возможно, также и Тибетологии — используя, в числе прочих, методы сравнительного религиоведения. В своей статье я попытаюсь обобщенно представить историю исследования такого важного компонента Тантрологии, как индуистская Тантра… <…>.
Тантрологические изыскания можно подразделять также на те, которые охватывают целиком всю индуистскую Тантру, и на те, которые посвящены отдельным ее аспектам. Об исследованиях Тантры как целого феномена говорилось выше, теперь пойдет речь об изучении конкретных сторон Тантры… К подобным же специализированным тантрологическим исследованиям следует отнести те, в которых изучаются отдельные тантрические школы и направления…».

Таким образом, если мы говорим об истории Российской Тантрологии (как отдельной науки), то, видимо, следует говорить, в первую очередь, о соответствующих «тантрологических» исследованиях; во вторых, говорить об исследованиях как в Индологии, так и в Буддологии и Тибетологии; в-третьих говорить об исследованиях Тантры как целого феномена, так и исследованиях конкретных сторон Тантры. В-четвертых, следует говорить не только об исследованиях, но и об изучении феномена Тантры, например, об изучении отдельных тантрических школ и направлений, а также о различных изысканиях, которые имеют отношение к Тантре, Тантризму, нео-Тантризму, Тантрической Традиции и их отдельным сторонам, аспектам, элементам, феноменам. Вот что пишет С.В.Пахомов далее в статье «Становление Тантрологии»:

«На фоне равнодушия отечественных индологов к проблематике Тантры эта «маргинальная» область отдана на откуп тем, кто не занимается профессионально наукой. Парадоксально, но подчас работы этих неспециалистов, выходящие в мелких издательствах, выглядят более грамотными и взвешенными, более глубокими, чем профессиональные изыскания. С одной стороны, изучением Тантры занимаются сами же отечественные последователи Тантры. Среди них следует назвать, по крайней мере, три относительно заметные фигуры — С.В.Лобанов (Садашивананданатха Каулавадхута) из Москвы, С.С.Федоров (Арджуна Тарадаса) из Твери, и недавно скончавшийся (январь 2004г.) А.П.Ольшевский, приверженец Тантризма из Петербурга, где он одно время возглавлял местную тантрическую общину. Эти и другие авторы, получившие личные тантрические посвящения, переводят, подчас весьма квалифицированно, тексты с языка оригинала, умело анализируют тантрические традиции. С другой стороны, к Тантре обращаются последователи российских групп в стиле Нью-Эйдж, что неизбежно добавляет к ней приставку «нео». Лев Тетерников, Андрей Лапин и некоторые другие отечественные авторы ответственны за тот «экстатический» образ Тантры, утвердившийся и на нашем духовном пространстве. К сожалению, определенный коммерческий успех такого образа все еще мешает объективному пониманию феномена Тантры…».

Таким образом, если мы говорим об истории Российской Тантрологии (как отдельной науки), то, видимо, следует говорить не только об исследованиях, изысканиях и другой «деятельности» востоковедов, индологов, буддологов, тибетологов, религиоведов и других «специалистов», но также и о «деятельности» тех, кто не занимается наукой, т.е. «неспециалистов». Также, видимо, следует говорить и об издательской деятельности. Вот, что пишет С.В.Пахомов далее в статье «Становление Тантрологии»:

«С 1990-х гг. в различных издательствах в России и на Украине выходят переводы (все — с английского языка) западных и, реже, индийских авторских работ, также как и самих тантрических текстов. Подобные издания можно было бы только приветствовать, однако они, хотя их полиграфическое качество находится на высоком уровне, страдают плохим качеством переводов и редактуры, что порождает многочисленные курьезы. В этих книгах перевирается все — и терминология, и названия текстов, даже имя авторов книг (так, вместо «Фойерштайн» пишут «Ф?рштайн»); да и сами книги далеко не всегда стоят того, чтобы их переводили. Подобное положение дел еще можно было бы оправдать, если бы данная гуманитарная область делала свои первые шаги, накапливая необходимый материал. Поскольку же это не так, чрезвычайно плохо, что эта постоянная небрежность фигурирует на фоне достижений зарубежной Индологии…».

Таким образом, история Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г. может быть представлена, учитывая вышеизложенную информацию, на основе следующих информационных ресурсов:

1. Специальные тантрологические и вообще тантрические (имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам) исследования;

2. Исследования в Индологии, Буддологии, Тибетологии, Религиоведении, Востоковедении и др. областях знания, имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам;

3. Исследования Тантры как целого феномена и исследования конкретных сторон, аспектов, направлений, традиций и школ Тантры;

4. Различные формы изучения, анализа, и различные изыскания, имеющие отношение к Тантре, Тантризму, нео-Тантризму, Тантрической Традиции и их отдельным сторонам, аспектам, элементам, феноменам и пр.;

5. Деятельность «специалистов» и «специализированных» организаций, деятельность «неспециалистов» и «неформальных» организаций, имеющих отношение к Тантре и ее отдельным аспектам;

6. Переводческая и издательская деятельность, деятельность СМИ, интернет-деятельность, имеющие отношение к Тантре и ее отдельным аспектам.

А также с учетом возможного выделения четырех аспектов Российской Тантрологии (см. статью 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии) и сложившейся традиции (см. статьи Раздела 4. История Тантрологии). Т.е. история Российской Тантрологии может быть представлена в «академическом», «неакадемическом», «эзотерическом» и «мистическом» аспектах.

В данной статье будут рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «академическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «академический» понимать «имеющий сугубо теоретическую направленность»; «соответствующий строгим классическим образцам»; соблюдающий установившиеся традиции»; «чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения» и т.д.

«Ситуация же с тантрологическими исследованиями в нашей стране (собственно, как и на всем постсоветском пространстве) просто удручающая. Конечно, нельзя сказать, что в целом российская Индология находится на подъеме, однако даже на этом фоне относительно слабого развития Тантрология как отдельная дисциплина отсутствует начисто. В дореволюционное время в России не предпринимались какие-либо исследования в этой области. Период советского строя также не сказался положительно в этом отношении, поскольку существовала явная тенденция изучать Индию под углом социально-экономических и «классовых» отношений. Только в немногочисленных статьях освещались отдельные аспекты Тантризма.
Казалось бы, в постперестроечное время, с крушением прежних идеологических стандартов, можно было ожидать всплеска интереса к этому любопытному феномену индийской духовности. Однако и после 1985г. положение в этой сфере изменилось мало, и Тантризм, за исключением нескольких статей в отечественных академических журналах или сборниках, а также представленный в ряде словарей, либо бегло упомянутый в разных книгах по Индуизму, остается предметом, почти не привлекающим к себе научного интереса. Фактически, любой отечественный исследователь, приступающий сейчас к изучению Тантры, оказывается в положении первооткрывателя, и любая серьезная работа в этой области становится пионерской».

(Пахомов С.В. Становление Тантрологии. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57)

 

2. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

2 0 0 0  г о д .

С 1998г. в Санкт-Петербурге научное общество студентов, аспирантов и молодых учёных «Традиции Востока» ежегодно проводит Молодежную научную конференцию. Конференция посвящена проблемам понимания целей человеческого бытия в религиозных и религиозно-философских традициях стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. По окончании конференции издается сборник «Путь Востока», автор и создатель которого — Санкт-Петербургское философское общество.

В 2000г. 20-21 апреля состоялась III Молодежная научная конференция по проблемам философии, религии, культуры Востока «Традиции освобождения», на которой С.В.Пахомов выступил с докладом «Понятие майи и проблема истинной идентификации в Тантризме» (см. Пахомов С.В. Понятие майи и проблема истинной идентификации в Тантризме. // Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium», выпуск 4. СПб. Санкт-Петербургское философское общество, отв. редактор С.В.Пахомов. 2000. С. 28-33), в котором, в частности, говорилось:

«Одним из основных признаков индуистского Тантризма является представление о биполярном характере Абсолютной Реальности. В мировоззренческом плане Тантризм — это монодуалистическое движение, выражающее положение неразрывного единства двух аспектов Пара-Брахмана, тождественных друг другу: один динамический, «женский», энергетический; другой статичный, «мужской», созерцательный. Символически и в культовых целях они выражаются как «Шива» и «Шакти». <…>. Тантризм исходит из постулата о том, что из Божественного не может произойти нечто нереальное. Майя потому не менее реальна, чем Шакти и Шива. Майя трактуется здесь как модус, форма вечной Пара-Шакти, т.е. она рассматривается как Майя-Шакти. <…>. С одной стороны, она отождествляется с глубинным невежеством (авидья), с другой, она понимается как необходимое звено в эволюции мироздания. В конечном счете, без Майи не было бы возможно никакого освобождения индивида, ею же и закабаленного. Ведь Майя, пусть и опосредованно, идентична высшему уровню Реальности. <…>. Если Майя с точки зрения развертывания космического процесса являет собой «покров», набрасываемый на абсолютные совершенства, то на уровне живого существа она имеет значение «оков» (паша), «омрачения» (мала). В этом случае она является одним (вторым по счету) из трех препятствий, которые должен преодолеть ищущий на пути к окончательной свободе».

В 2000г. в журнале «Милый Ангел» была опубликована статья А.Г.Дугина «Имманентная революция Тантры» (см. Дугин А.Г. Имманентная революция Тантры. Ж. «Милый Ангел» №2. 2000г.). Справка: имманентный — от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, «пребывающий внутри», свойственный чему-либо, внутренний) — внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, процессу, присущий природе самого предмета, явления… Печатный журнал «Милый Ангел» существует с декабря 1990г., учредитель историко-религиозная ассоциация «АРКТОГЕЯ». Вот что было написано в первом выпуске журнала:

«О нашем журнале. Этим номером мы открываем публикацию нового журнала. Можно сказать, что это — первый и пока единственный журнал, стоящий на радикально традиционалистских позициях. Основной нашей задачей, на осуществление которой направлены все наши усилия, является Реставрация Интегральной Традиции во всем ее тотальном измерении. Традиция, по определению Рене Генона, это совокупность богооткровенных, нечеловеческих Знаний, которые определяли строй всех сакральных цивилизаций — от райских империй Золотого Века, исчезнувших много тысячелетий тому назад, до Средневековой Цивилизации, которая в разных формах (в христианской, исламской, буддистской, конфуцианской и т.д.) в целом воспроизводила основные параметры Священного Порядка. Если иметь в виду последний исторический прецедент этого Священного Порядка, то можно уверенно сказать, что «Милый Ангел» однозначно ратует за Реставрацию Средневекового Духа, Средневекового образа мышления, Средневековой Религиозности, Средневековой государственности. Но подчеркнем еще раз, что преданность Средневековью — это лишь исторически обусловленная ориентация. В целом же, мы стоим за Реставрацию полноты Традиции в ее сверх-временной и сверх-исторической сущности, за Реставрацию Вечного Порядка, Вечного Сакрального Строя, против которого «современный мир» — мир материализма, скептицизма, плутократии, атеизма, гуманизма, профанизма, одним словом, мир Дьявола — уже много столетий ведет непримиримую борьбу. Но как бы далеки мы ни были сегодня от истинно сакральной нормы, как ни тотальна в актуальную эпоху агрессивная и патологическая, анти-духовная, сатанинская цивилизация, как ни разрознены и слабы силы Традиции — мы не можем не победить, так как Традиция и Дух выше времени, хаос конечен, и Солнце Истины рано или поздно разгонит свинцовые тучи современной иллюзии. И в этом не может быть никаких сомнений.
О наших авторитетах. У «Милого Ангела» как у строго традиционалистского органа есть свои ориентиры и безоговорочно признанные авторитеты. Основным авторитетом для нас являются труды французского эзотерика РЕНЕ ГЕНОНА. Его мы рассматриваем как подлинного эсхатологического Посланника, который сформулировал основы сакральной Традиции в период самого критического состояния нашего цикла и во многом подготовил пути финальной Парусии, эсхатологического Богоявления. Публикация статей и фрагментов книг Рене Генона является одной из основных задач «Милого Ангела».
На особом месте стоят труды Юлиуса Эволы, также бывшего «генонистом» во многих вопросах. Аристократизм и героическая воинственность традиционалистской линии Эволы является важнейшим ориентиром «Милого Ангела»…
«Милый Ангел» намерен уделять внимание традиционным наукам — и особенно «Герметической Традиции», в которой «ангелическое» измерение играет центральную роль. Мы будем публиковать как древние тексты по герметизму, так и их современные, ортодоксальные толкования…
Мы надеемся сделать все возможное для формирования традиционной интеллектуальной элиты, которая только и сможет осуществить великую Реставрацию — Реставрацию Традиции, Реставрацию Духа, Реставрацию Сакрального. И на основании некоторых традиционных данных мы можем сказать, что в близкой эсхатологической трансформации нашим землям и нашему народу суждено сыграть очень важную роль. Остается только надеяться, что это будет воистину «световая», «ангельская миссия героического восхождения к Принципу, к Божественности…».

А.Г.Дугин (р. 1962г.) — русский философ (кандидат философских наук; основатель идейного течения «неоевразийство»), политолог (доктор политических наук), социолог (профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, заведующий Кафедрой Социологии международных отношений МГУ, руководитель Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ), публицист, ректор «Нового Университета», лидер Международного Евразийского Движения (МЕД); владеет 9 языками, православный. Вот что пишет А.Г.Дугин в статье «Имманентная революция Тантры»:

«1. Тантризм и псевдотантризм. В современном комплексе неоспиритуалистических доктрин все чаще можно встретить апелляции к Тантризму, различные школы, кружки и движения, узурпирующие это название. В принципе, это не удивительно, так как общая тенденция неоспиритуализма к «пробуждению» грубых психических энергий и к провокации прямой одержимости своих последователей низшими сущностями субтильного плана, неизбежно задействует сексуальную энергетику, служащую промежуточной инстанцией между вегетативнотелесным и душевным уровнем человека. Отсюда и повышенный интерес к тантристским практикам. Параллельно с этим метафизический «антиномизм» Тантры на вульгарном неоспиритуалистическом уровне понимается как картбланш всем формам разврата и распущенности, которые часто лишь для прикрытия называются экзотическим термином «тантризм». Кроме того, для неоспиритуалистических псевдо-гуру (от Калиостро до Раджниша и Муна) всегда было характерно не только финансовый вампиризм в отношении одураченных ими последователей, но и циничное и грубое сексуальное использование наивности истерических барышень, ищущих у заезжих шарлатанов неизвестно каких чудес. Естественно, что неоспиритуалистические «учителя» нашли в «Тантризме» прекрасное поле деятельности для сочетания всех видов «заинтересованного» шарлатанства, осененного инициатическим авторитетом Священной Традиции.
Истинный Тантризм не имеет с этими подделками ничего общего. Тантра — это сакральная инициатическая традиция, ставящая своей целью реализацию высших трансцендентных аспектов Реальности и основывающаяся на строгой эзотерической дисциплине, адекватной лишь в контексте традиционной цивилизации. Все тантрические предписания и ритуалы имеют силу только в рамках определенной школы, цепи, «кула», и вне ее они не только теряют смысл, но превращаются в опасные и извращенные культы, аналогичные низшему демонопоклонничеству и вульгарному сатанизму, в том случае, когда они не прикрывают собой обыкновенный банальный разврат…
2. Тантристская метафизика. И все же даже аутентичный и подлинный Тантризм выделяется в общем ряду инициатических учений. Он парадоксален и необычен не только для профанического общества или экзотерической культуры, но и для самого эзотеризма. Причем дело даже не в его практиках, имеющих подчас видимость «скандальности» и «провокационности». Сама метафизика Тантризма имеет парадоксальный необычный характер, контрастирующий с обычными нормами ортодоксального эзотеризма…
3. Инициатическая магия Юлиуса Эволы. Книга «Йога Могущества», посвященная Тантрической Традиции, является, быть может, наиболее удачной и наиболее концептуальной книгой этого выдающегося традиционалиста. И дело не только в том, что он был практически первым европейцем, который глубоко и досконально изучил Тантрическую Традицию и понял ее внутреннюю сущность (даже в академической среде этот труд Эволы считается классическим и непререкаемым с точки зрения эрудиции). В «Йоге Могущества» Эвола выразил и сформулировал свою позицию в отношении традиции и эзотеризма в целом, а эта позиция во многих аспектах отличается от других направлений традиционализма, и в первую очередь от линии Рене Генона, чьим учеником и последователем был Эвола. Через метафизику Тантры и через описание типологии тантрического опыта Эвола выразил свои наиболее глубокие мысли относительно структуры Реальности, эзотеризма и личного инициатического пути…
И быть может нет никого, кроме Юлиуса Эволы, кто с такой глубиной, достоверностью и компетентностью мог бы описать, объяснить и истолковать этот тантрический опыт, его доктринальные предпосылки и его практический, технический характер. Тексты Эволы — не просто академическое описания феномена Тантризма. Это сам по себе текст инициатический, так как его автор был не просто любознательным и скрупулезным ученым-ориенталистом, но посвященным, практиком и метафизиком, «дифференцированным человеком», «каула», принадлежавшим к тайной цепи «пробужденных».
Ниже мы предлагаем перевод двух глав из книги Юлиуса Эволы «Йога Могущества», в которых дано описание наиболее существенных сторон Тантрической Традиции…».

В 2000г. «Компания «Кирилл и Мефодий» — ведущий разработчик электронных изданий, создатель самой обширной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно-познавательных, обучающих мультимедиапродуктов представила Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия (БЭКМ) — первую национальную мультимедийную энциклопедию. За 12 лет издания БЭКМ завоевала такую популярность у сотен тысяч российских и зарубежных пользователей, что сегодня имена братьев Кирилл и Мефодий ассоциируются не только с первой славянской азбукой, но и самой авторитетной в России электронной универсальной энциклопедией. Основой БЭКМ стал «Большой энциклопедический словарь» в двух томах издательства «Большая Российская Энциклопедия» (издание 1996г). Таким образом, был использован весь ценнейший опыт отечественного энциклопедического дела. Двенадцать лет работы большого авторского и редакторского коллектива и сделали БЭКМ одним из самых авторитетных энциклопедических изданий в России. По итогам 2000-2008гг. мультимедийная версия «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» является самой продаваемой среди всех энциклопедий в России, в том числе книжных.
В 2013г. на основе БЭКМ был разработан Проект «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия», которая сегодня содержит обширные сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству; всю важнейшую историческую, социально-экономическую, географическую информацию по всем странам мира; все крупнейшие персоналии всех времен и народов; все значительные события общественной и культурной жизни России и мира. Следуя принципам первых энциклопедистов, видевших в книге инструмент просвещения и популяризации накопленных человечеством научных знаний, компания «Кирилл и Мефодий» сделала энциклопедическую информацию доступной людям. При этом особое внимание было уделено как качеству представляемых материалов, так и уровню их подачи. Сегодня Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — уникальное собрание обширной информации по всем отраслям знания. Ни одному книжному изданию не под силу вместить такое количество информации. Но во главу угла разработчиками, редакторами, экспертами был поставлен не только объем информации сведений, но и ее качество. Для этой цели были привлечены ведущие ученые, специалисты, журналисты (коллектив авторов составил более 300 человек).
В Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия представлено несколько статей, содержащих информацию, которая имеет прямое или косвенное отношение к Тантре или Тантризму, например, «Индуизм», «Шиваизм», «Шактизм», «Тантризм», «Тантра (символ)», «Шива», «Шакти» и др. Автором этих статей является А.М.Дубянский (р. 1941г.) — российский индолог-дравидолог, специалист по истории тамильской литературы, кандидат филологических наук, доцент кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ, доцент кафедры истории и филологии Южной и Центральной Азии ИВКА РГГУ. Институт восточных культур (ИВК, с 2003г. после включения в его состав кафедры Античной культуры — Институт восточных культур и античности, ИВКА) создан в 1994г. в Российском государственном гуманитарном университете как специальное научно-учебное подразделение. ИВКА органически объединил в себе науку и образование, изучение Востока и преподавание многих востоковедных дисциплин с исследованием и преподаванием греческой и римской античности. Студенты ИВКА имеют редкую возможность знакомиться на занятиях с последними научными достижениями своих учителей, среди которых — ученые с мировыми именами, академики РАН и других отечественных и зарубежных академий, члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты наук. А.М.Дубянский — автор 110 научных публикаций. Сфера научных интересов: древняя и средневековая индийская литература, тамильский язык и литература, религии и культура Индии. Среди работ, представляющих интерес для Российской Тантрологии:
— Протоиндийская религия. // Древо Индуизма. Отв. ред. И.П. Глушкова. М. 1999г. с.22-40.
— Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия, Брахманизм, Индуизм. // История религии. Учебник для вузов. / Общ. ред. И.Н.Яблокова. Т. 1. М. 2002г. с.286-320.

«ТАНТРИ?ЗМ (от санскр. Tantra, букв. основа, сущность) — в Индуизме течение, тесно связанное с Шактизмом. Часто оба отождествляются, поскольку Тантризм берет за основу поклонение обожествленной женской энергии шакти. В более узком смысле Тантра — это система определенной техники достижения результата и имеющие ту же цель специальные тексты, представляющие собой наставительные беседы Шивы и его супруги, в которых в качестве учителя чаще выступает Шива. Темами этих бесед служат магические ритуалы, упражнения Йоги и прочие способы овладения энергией шакти, а также теологические, космогонические, философские рассуждения… Основная цель Тантризма та же, что и Индуизма в целом — соединение с Брахманом и освобождение от колеса перерождений, но методы, которые он использует, особые. Последователи Тантризма исходят из того, что тело человека представляет собой Микрокосм, поэтому осмысленное воздействие на тело должно иметь результатом овладение космосом и его энергией, которая с точки зрения Тантризма есть шакти. Тантризмом разработана целая система соответствий и символики, лежащая в основе различных магических ритуалов.
ТАНТРА (СИМВОЛ). Буквально «закон», «ритуал». Класс оккультных трудов, главной отличительной чертой которых является поклонение женской силе, аспекту Шакти. Последователи Тантризма — шакты — делятся на два вида: «дакшиначарьи» и «вамачарьи», то есть шакты правой и левой руки (белые и черные чародеи). Черные чародеи поклоняются Кали (супруге Шивы). Согласно существующим представлениям, Кали в образе Дурги есть особая энергия, связанная с сексуальными ритуалами и различного рода магическими силами, использование которых — худшая из форм черной магии и колдовства». (А.М.Дубянский)».

 

2 0 0 1  г о д .

В 2001г. в журнале «Восток» была опубликована статья С.В.Пахомова «Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая (см. Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая (Сущность Узнавания). Пер. с санскрита, предисловие и комментарии С.В.Пахомова. // ж. «Восток» №3 2001г. С. 102-112). Журнал «Восток» («Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность») — главный академический научный журнал в области востоковедения и африканистики. Выходит раз в два месяца. Основан в январе 1955г. В 1955-1959гг. выходил под названием «Советское востоковедение», в 1959-1961гг. под названием «Проблемы востоковедения», в 1961-1990гг. «Народы Азии и Африки».

Также в Вестнике СПбГУ была напечатана еще одна статья С.В.Пахомова (см. Пахомов С.В. Герменевтика Кшемараджи. На примере одной шлоки из «Спанда-нирнаи». // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 2 (№14). 2001г. С. 41-47).

Справка: Раджанака Кшемараджа (975-1025гг.) — известный индийский философ, представитель интенсивно развивавшейся в средние века в Кашмире школы Трика (монистический Шиваизм). Был учеником и двоюродным братом наиболее значительного мыслителя Кашмирского Шиваизма — Абхинавагупты. Сведений о его жизни практически не сохранилось. Перу Кшемараджи принадлежит немало работ — в основном, комментариев, посвященных различным аспектам субтрадиций Трики. Наиболее значительные его произведения:
— «Пратьябхиджня-хридая» («Сущность Узнавания») (с автокомментарием);
— комментарий к «Сваччханда-Тантре»;
— комментарий к «Нетра-Тантре»;
— комментарий к «Шива-Сутре» Васугупты;
— «Спанда-нирная» («Определение спанды»);
— «Спанда-сандоха» («Сущность спанды»).

В 2001г. 20-21 апреля состоялась IV Молодежная научная конференция по проблемам философии, религии, культуры Востока. Конференция была посвящена вопросам, связанным со способами реализации целей, ставящихся различными традициями, а также вопросам, касающихся проблем изучения и истолкования традиций, ритуалов и отдельных артефактов в современной науке. На конференции С.В.Пахомов выступил с докладом «Способы духовного поиска в индийских традициях» (см. Пахомов С.В. Способы духовного поиска в индийских традициях. // Путь Востока. Проблема методов. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 10. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001г. С .23-28), в котором, в частности, сказано:

«Каждая страна во всем многообразии своих культурных, исторических и географических признаков всегда обладает собственным символическим измерением. В подобном измерении, тем более глубоком, чем более глубокий след в памяти человечества оставила данная страна, смешиваются в одно целое воображаемая реальность и действительное положение вещей. В этом смысле Индия являет собой весьма характерный пример. Уже в течение многих веков один из ее самых активных символов — это Индия как своеобразный духовный материк, необъятный край практических средств по самопреобразованию. Если мы согласны считать символическое особой сферой, со своими закономерностями, оставляя в стороне вопрос о том, насколько это символическое совпадает с действительностью, тогда и символ «спиритуальной Джамбудвипы» также окажется достоин самого серьезного внимания. Было бы нелишним пристальнее вглядеться в отдельные составляющие этого символа и постараться понять их смысл. При этом мы, разумеется, осознаем всю сложность и условность размещения в небольшой схеме всего невероятного многообразия индийских духовных средств, поэтому и не претендуем на окончательную истину; однако отметим к слову, что эта формализация, вполне отвечающая, кстати говоря, самому духу индийской философии, в целом тяготеющей к строгой категоризации, помогает приблизиться к осмыслению некоторых аспектов различных видов духовного восхождения, о которых издревле знала Индия».

В 2001г. осенью в СПбГУ состоялась защита диссертации на соискание степени кандидата философских наук с названием «Индуистская тантрическая философия», которая была выполнена на кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ. Специальность: религиоведение, философская антропология и философия культуры. Научный руководитель: доктор философских наук. Е.А.Торчинов. Автор: Сергей Владимирович Пахомов (р. 1968), аспирант кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ, выпускник (с отличием) культурологического отделения философского факультета СПбГУ (1998) с дипломом преподавателя культурологии, заместитель (2000–2003) заведующего кафедрой философии, богословия и религиоведения Русского христианского гуманитарного института (с 2004 — академия). Среди основных вопросов, затронутых в диссертации, значились:
— этимология термина «тантра»
— понятие Тантризма
— признаки Тантризма
— время появления Тантризма
— место появления Тантризма
— универсализм Тантризма
— теология Тантризма
— онтология Тантризма
— антропология Тантризма
— сотериология Тантризма и др.

Вот что пишет С.А.Жаринов (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. философский портал «Арктогея»), соискатель кафедры философии ТюмГНГУ:

«В 2000-х годах положение заметно улучшилось. Прежде всего, это связано с тантрологическими исследованиями уже упомянутого нами С.В.Пахомова. Он в 2001г. защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ под названием «Индуистская тантрическая философия» (научным руководителем стал известный востоковед Е.А.Торчинов). В данной работе автор попытался эксплицировать философскую проблематику в необъятном тантрическом учении. Это делает данную работу весьма актуальной, ведь даже за рубежом нет серьезных монографий, посвященных тантрической философии, которые бы систематизировали обширный материал. Это довольно успешно осуществил С.В.Пахомов, выделив в тантрической философии четыре раздела (теология, онтология, антропология, сотериология), в рамках которых изложил и проанализировал важные философские компоненты».

Пожалуй, самым важным обстоятельством явилось то, что в диссертации (см. введение) было сказано: «Мы вводим термин «Тантрология», обозначающий область знания, в которой исследуется Тантризм, хотя осознаем, что это неологизм, поскольку он еще не устоялся в отечественной науке. В этом смысле очевидно, что умозрительные положения Тантризма являются не менее значимыми и актуальными, чем его практические аспекты…». Затрагивая степень разработанности темы исследования, автор упомянул, что: «В отечественной Индологии Тантрология только начинает развиваться…».

титульный лист диссертации СВПахомова

Таким образом, в 2001г. впервые на российском академическом уровне в академическом порядке был предложен термин «Тантрология», которым следует обозначить «область знания, в которой исследуется Тантризм».

 

2 0 0 2  г о д .

В 2002г. в издательстве «Амфора» вышел «карманный словарь» (см. Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.), в предисловии к которому («Три индуистские традиции») говорится об истории развития, истоках, мировоззрении и ритуальной практике в трех религиозно-философских направлениях, которые являются составной частью Индуизма. В аннотации к словарю сказано: «Словарь посвящен трем индуистским религиозным традициям — Йоге, Тантризму и Кришнаизму. В статьях представлена их история, основные понятия и школы, рассказано о современных организациях, проповедующих эти религиозно-философские направления на Западе и в России».

В 2002г. вышло в свет 3-е издание «Сектоведения» А.Л.Дворкина (см. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.). Из содержания:

«Раздел четвертый. Псевдоиндуистские секты. Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты (глава написана диаконом Михаилом Плотниковым (в прошлом издании — под псевдонимом Анатолий Михайлов).
1. Эволюция Индуизма, его институты и направления
2. От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект (Смартизм (брахманская ортодоксия), Вишнуизм, Шиваизм, Шактизм)
3. Критерии принадлежности к традиционному Индуизму
4. Неоиндуизм
5. «Миссия Рамакришны»
6. «Интегральная Йога» Шри Ауробиндо
7. Йога на Западе. «Братство самоосознания» Йогананды
8. Неоиндуистский коммунализм
9. Гуру-фундаменталисты и «бизнес-гуру»
10. Индуизм как он есть
Глава 9. «Общество сознания Кришны»
Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ)
Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-Йога»; «Ананда-марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А.Лапин и другие; прочие
Предисловие. Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия. Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994г., обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, (является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами Православной Традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм» и «бесценностный» подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви. (Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский).
Третье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение» свидетельствует, в первую очередь, о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие «медвежьи углы», где и самим медведям не больно весело живется.
«Сектоведение» — труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А.Л.Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением. (Протоиерей Димитрий Смирнов)».

 
2 0 0 3  г о д .

В 2003г. в научно-философском журнале благотворительного фонда «Делфис» была опубликована статья доктора философских наук С.Р.Аблеева (см. Аблеев С.Р. История развития Йоги: основные этапы и тенденции. Научно-философский журнал благотворительного фонда «Делфис». № 1 (33). 2003г. С.25-30), в которой можно было найти вот такую информацию о Тантризме:

«Существенное внимание Йоге уделялось и в Тантризме — древнем индийском религиозном культе плодородия и жизни. В Средние века он активно развивался в одном из течений Индуизма — в Шиваизме, а с середины I тыс. и в некоторых буддийских школах. На стыке Тантризма, Индуизма и Буддизма появляется так называемая «Тантрическая Йога», в которой центральное место занимали сексуальные ритуалы. Мы полагаем, что идеология Тантризма по своей сути весьма далека как от идеологии классической Йоги, в которой значительную роль играла аскетическая практика, так и от чистого Буддизма, ориентированного на духовную эволюцию через развитие сознания и избавление от чувственных привязанностей. Тантрическая Йога — побочный, весьма сомнительный плод на древе исторического развития Йоги, который мало кого приблизил к духовному совершенству и освобождению, но многих увел с истинного пути».

В 2007г. в статье С.Р.Аблеева «Средневековая Йога Востока» (см. Аблеев С.Р. Средневековая Йога Востока: анализ культурно-исторических тенденций развития. 23.02.07г. Культурно-просветительский сайт «Адамант») можно было найти вот такую информацию о Тантризме:

«К древним разновидностям брахманистской, магической и классической Йоги примыкает влиятельная традиция буддийской Йоги, а также усиливается реакция аборигенных культов , что приводит к расцвету Тантризма и созвучных ему течений. Индуистская и буддийская Йоги вместе с Тантризмом начинают активно распространяться в сопредельных регионах — Китае, Тибете, Японии, Центральной и Западной Азии. Тантризм в качестве влиятельного религиозного течения средневековой Индии появляется на основе древних мифологических культов плодородия и жизни, существовавших, видимо, среди аборигенов еще в доарийскую эпоху. В середине I тыс. н.э. на западе и северо-западе Индии начинается активное возрождение тантрических культов. В этих местах Индуизм имел весьма слабое влияние на коренное население. Поэтому неудивительно, что именно там аборигенные верования начали теснить духовные учения индоариев. В течение второй половины I тыс. н.э. Тантризм широко распространяется по всей Индии и оказывает существенное влияние на Индуизм, Буддизм, Джайнизм и всю индийскую культуру. В лоне Индуизма тантрические идеи особенно глубоко проникли в умы приверженцев Шиваизма и Шактизма. Среди них и начала формироваться Тантрическая Йога, увлечение которой не обошло стороной и буддистов. Таким образом, говоря о Тантрической Йоге, мы не должны забывать, что она в различных модификациях существовала как в индуистской, так и в буддийской религиозных традициях.
Что означает слово «тантра»? Единого мнения на этот счет до сих пор не сформировалось. Это слово буквально переводят как «нить ткани», «непрерывность», «развертывание», «нарастание». Однако, может быть, больше ясности дает смысловая интерпретация понятия «тантра» — «то, что расширяет знание» [Элиаде М. Йога: Бессмертие и свобода. / Пер. с англ. СПб. 2004г. с. 272]. В большинстве случаев орудиями «расширения знаний» служили некие религиозно-мистические тексты, ритуалы и тантрическая садхана (реализация) в виде Йоги.
Чтобы понять идейные истоки Тантрической Йоги, необходимо обратить внимание на основополагающие идеологические и философские положения Тантризма. Они по своим акцентам противостояли религиозной идеологии Вед и Буддизма, в которых освобождение нужно было искать через духовное преображение и отрешение от материального. В Тантризме все наоборот. Его учителя полагали, что религия Вед уже не соответствует текущему историческому этапу — черной эпохе торжества материи и упадка духа (Кали-юга). Следовательно, путь к освобождению должен идти из самой материи, через материю и земную плотскую жизнь. Что же это означает на практике? Прежде всего, отрицание аскетизма как важнейшего элемента духовного пути, характерного для всех классических религиозных доктрин Древней Индии, в том числе и для Йоги.
В Древней Индии и до расцвета Тантризма существовали духовные учения, отвергавшие крайний аскетизм как ненужное истязание плоти. Например, умеренность в аскетизме или Золотой срединный путь духовного совершенствования с самого начала отличали Буддизм от классической Йоги. Однако умеренность в аскетизме не предполагала полного отказа от него и разгула чувственных излишеств. А вот идеология Тантризма перечеркивала исходные принципы как классической, так и ранней буддийской Йоги. Все, чего избегали духовные подвижники и мудрецы прошлого, получает не только одобрение, но и возводится в ранг истинного метода освобождения. Сексуальные обряды, употребление мяса и вина, наркотических средств, как считалось, способствуют «духовному» продвижению и обретению состояния бога Шивы или богини Шакти. Некоторые тантрические тексты подчеркивали, что путь к совершенству лежит через исполнение всех чувственных и иных желаний человека, даже если они противоречат традиционной морали и религиозным нормам («Гухьясамаджа-Тантра»).
Конечно, в Тантризме существовали разные течения и школы. И далеко не все из них отличались этическим нигилизмом и сексуальной распущенностью. Однако, Тантрическая Йога как явление в целом оказалась неким побочным плодом-мутантом на древе исторического развития индийской Йоги, который по своей природе принципиально отличался от всех авторитетных йогических учений, восходящих к Кришне, Патанджали, Будде, Шанкаре, Майтрейе и другим признанным мастерам и теоретикам Йоги. Путь Тантризма — это путь напряженного чувственного наслаждения, которое используется в йогических целях. Однако ни Аватар Кришна, ни мудрец-йог Патанджали, ни благословенный учитель и реформатор Гаутама Будда не верили в то, что освобождение духа и власть над материей могут быть достигнуты практикой чувственных наслаждений, даже если они и применяются в религиозных целях. Крайне скептическое отношение к Тантризму угадывается и в традиции современной Агни-Йоги, основатели которой сомневались в духовной ценности тантрической садханы как пути к духу через материю.
В чем причина такого отношения к Тантризму и Тантрической Йоге? Дело в том, что идеология Тантризма почти всегда оказывала деструктивное влияние на моральный облик ее последователей. А могло ли быть иначе, если ими отвергались многие испытанные краеугольные принципы духовного совершенствования, выдержавшие тысячелетнюю историческую проверку? К тому же Тантризм был пропитан аборигенным шаманизмом и магическими культами далеко не самого духовного свойства.
Современным горячим поклонникам тантрической экзотики полезно было бы принять во внимание, что Тантризм не так безобиден, как это кажется на первый взгляд. Его последователи устраивали человеческие жертвоприношения не только в далекие Средние века, но и в не так отдаленном от нас ХIХ в. Тантрические колдуны любили охотиться за человеческими черепами, устраивать массовые сексуальные оргии и пиршества на кладбищах и местах кремации трупов. Неслучайно одну из сект тантриков-шиваитов называли капаликами — то есть носителями человеческих черепов, которые служили ритуальными сосудами в магических обрядах. Одним словом, нередко приверженцы Тантр заканчивали свой «духовный» путь не освобождением от мира форм, а черной магией, некромантией и самым гнусным колдовством у разрытых могил. Довольно часто вся эта «садхана» дополнялась диким каннибализмом, конечно, опять в ритуальных целях. Секты тантриков-людоедов, некромантов и колдунов были распространены не только в Индии, но и в Непале и Тибете. Так, одной из причин масштабных реформ средневекового тибетского Буддизма явилась деградация буддийской дхармы под влиянием Тантризма. Много столетий буддисты — приверженцы Гелуг-па («желтые шапки» — влиятельное течение в реформированном тибетском Буддизме) были вынуждены противостоять колдунам и некромантам различных тантрических буддийских сект и древнего культа Бон-по.
В Индии и Тибете многие из подобных приверженцев Тантризма (агхоры, капалики, канпхаты) считали себя йогами. А многие наивные простолюдины и доверчивые западные путешественники им верили. В действительности все это имело такое же отношение к духовной Йоге, какое имеет вой бродячей собаки к оперному пению. Тантрическая Йога в большинстве своих разновидностей являлась псевдо-Йгой, ее уродливой тенью и кривым отражением. Причины того сейчас ясны и понятны. Духовная Традиция Йоги долгое время испытывала мощное давление древней ритуальной магии, шаманизма и неразвитых религиозно-мифологических культов покоренных ариями нецивилизованных, малоразвитых народов Индостана. Такое давление время от времени трансформировало элитарные, духовные виды Йоги и порождало уродливые феномены вроде тантрических религиозных культов с элементами йогической техники».

Если иметь в виду Российскую Тантрологию, то можно обратить внимание на следующие работы С.Р.Аблеева:
— Аблеев С.Р. Классическая и современная Йога: некоторые аспекты истории и философии. // Человек в социальном мире. Тула — Москва: НИИ СП РАЕН. 2001г. № 6. С.10-17.
— Аблеев С.Р. Практические исследования психической энергии и энергетических центров человека. // Материалы международной научно-практической конференции «Живая Этика и наука будущего» (Ярославль. 2001г). М. АИПЭ-Дельфис. 2001г. С.99-113.
— Аблеев С.Р. Освобождение сознания в философии и практике классической Йоги. // Гуманитарные исследования. Сборник научных трудов. Тула. НИИ СП РАЕН. 2006г.
— Аблеев С.Р. Лекции по философии / Учебник для студентов СПО. М. Высшая школа. 2005г.
— Аблеев С.Р. Сущность и феномены сознания в философии Йоги. // Сознание и физическая реальность. 2008г. Том 13. № 5. С. 2-8.
— Аблеев С.Р. Феномен сиддхи и духовные цели Йоги. Орифламма. Донецкий рериховский вестник. Донецк. 2005г. Выпуск 1 (23). С. 20-23.
— Аблеев С.Р. Этические каноны и метафизика духовного освобождения в философии классической Йоги. // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сборник научных трудов (ЮНЕСКО). Минск. Технопринт. 2005. С. 160-168.
— Аблеев С.Р. История мировой философии. Учбник. М. АСТ. Астрель. 2005г.
— Аблеев С.Р. Йога в контексте духовных традиций индийского Средневековья: моральные и методологические альтернативы практики совершенствования и их религиозно-философские истоки. // Правовые и социальные исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Тула. ТФ МосУ МВД РФ. 2007г. С.57-67.
— Аблеев С.Р. Этико-философские и психотехнические доминанты йогических учений средневекового Востока: анализ некоторых культурно-исторических тенденций развития. // Орифламма. Донецкий рериховский вестник. Донецк. 2007г. Выпуск 1 (25). С. 18-27.
— Аблеев С.Р. Йога освобождения: система и практика. М. Амрита-Русь. 2009г.

* * *