Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.1).

продолжение

1 9 9 2  г о д .

4.3 Словарь эзотерических терминов

«Аннотация. Словарь содержит 2660 терминов, применяющихся в эзотерической практике многих народов. Большая часть терминов заимствована из санскрита и посвящена Интегральной Йоге — Йоге Шри Ауробиндо. Наряду с этим в словаре описываются некоторые термины Каббалы, Розенкрейцеров, Зароастризма и других учений, распространенных и распространяющихся в нашей стране. В конце словаря приводятся некоторые понятия, связанные с числами. Словарь рассчитан на широкий круг читателей и будет полезен всем, кто хочет разобраться не только в самих терминах, но и в существе многих учений и направлений — мистических, религиозных, философских.

Предисловие. Отмена тотальной цензуры печати и других ограничений, непонятных нормальному человеческому уму, способствовала появлению на свет большого числа публикаций на русском языке, связанных в той или иной степени (с философией йоги, эволюцией человека, проявлениями его существа. Эта литература основывается на своей особой терминологии, которая в силу специфики ее формирования на Востоке — в древней Индии, имеет санскритские корни. Эти термины, заимствованные из древнейших источников мудрости широко распространены по всему миру. Никто ни в одной стране мира не пытается заменить такие слова, как Асана, Карма, Сиддхи, Чакра, на эквиваленты своих языковых форм. Являясь наиболее емким и точным выражением важнейших понятий, эти слова органично и прочно вошли в культуру всех просвещенных народов. Кроме того, замена этих терминов эквивалентами влечет за собой потерю одной из важнейших характеристик восприятия эзотерического учения — звучания, ритмической раскачки. Попробуйте, например, заменить эквивалентом такое слово как Ом.

Получили распространение эти термины и в нашей стране. Но отсутствие толковых словарей, разъясняющих истинное значение термина, сплошь и рядом порождает ситуацию диалога глухого с немым. Не зная существа термина, практически, невозможно понять и смысл той литературы, что раньше существовала большей частью только в рамках Самиздата, а теперь лавинообразно выплескивается на головы русскоязычного читателя.

Данный словарь попытается восполнить этот пробел. За его основу взят словарь санскритских слов в переводе на английский язык, опубликованный в тридцатом томе Юбилейного собрания сочинений величайшего индийского философа, поэта, мистика — Шри Ауробиндо Гхоша, получившего широкую известность и у нас в стране после выхода на русском языке книги Сатпрема «Шри Ауробиндо или путешествие сознания».

В этом словаре трактуются не только отдельные термины, но также и короткие фразы, встречающиеся в таких величайших произведениях, как Веды, Упанишады, Пураны, Махабхарата. В словаре также приводятся толкования и других терминов, способствующие пониманию эзотерической стороны окружающих нас явлений».

(Кривченок В.З. Словарь эзотерических терминов. СПб. РИО. 1992г. 84 стр.)

«Аннотация. По мнению Д.Бома биологические системы, живое вещество планеты и окружающее пространство могут быть представлены как единая физически организованная система, чем-то подобная единой гигантской околоземной «голограмме», в этой «голографической» системе биологические организации, включая человека, его психические функции, не являются изолированными, так или иначе они включаются в предполагаемую единую пространственно-временную физическую организацию памяти. Д.Бом пишет: «В сознании мы держим все, что вокруг нас и содержание сознания определяет, что мы есть и как мы будем реагировать на мир. С целым и всем остальным мы, следовательно, соединены внутренне, а не внешне и не механистично»».

(Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре. // Человек. №1. 1992г. С.110)

«Аннотация. Лама Анагарика Говинда называет себя «индейцем по национальности, родом из европейцев, по исповеданию-буддистом, верующим во Всемирное Братство Человечества». В 1929г. принял постриг в буддистском монастыре в Шри Ланке. С середины 30х годов — последователь тибетской буддистской школы Кагьюпа. Организатор нескольких буддистских институтов, неутомимый путешественник и художник, лично знакомый с семьей Н.К.Рериха, М.Ганди, Р.Тагором и А.Давид-Неэль, в своих многочисленных статьях Говинда впервые познакомил в популярной форме широкого западного читателя с научными и сокровенными положениями Учения Будды.
3. Знание и Сила: Праджня против Шакти. Влияние тантрического Буддизма на Индуизм было так глубоко, что до настоящего времени большинство западных школ востоковедения находится под впечатлением, что Тантризм — это индуистское творение, принятое уже на уровне упадка буддийскими школами. Против этой точки зрения говорит большая древность и последовательное развитие творческих тенденций в Буддизме. Уже ранние махасангхики имели специальный набор мантрических формул в своих «Дхарани-питаке» и «Манджушри-мула-кальпе», которые, согласно некоторым авторитетам, восходят к I в. н.э. и содержат не только мантры и дхарани, но и бесчисленные мандалы и мудры. Даже если датировка «Манджушри-мула-кальпы» в чем-то неопределенна, то, вероятнее все же, что система буддийского Тантризма выкристаллизовалась в определенные формы к концу III в. н.э., как это можно видеть из знаменитой «Гухьясамаджа-Тантры» (тиб. дПал-гсанг-‘дус-па). Утверждать, что буддийский Тантризм есть производное от Шиваизма, могут только те, кто не имеет возможности познакомиться с тантрической литературой из первых рук. Сравнение буддийских Тантр с индуистскими (буддийские в своей полноте сохранились в Тибете и поэтому долгое время не замечались индологами) не только показывает удивительное расхождение в методах и целях, несмотря на некоторое внешнее подобие, но и доказывает духовный и исторический приоритет и оригинальность буддийских Тантр. Шанкарачарья, великий индийский философ IX в. н.э., работы которого сформировали основание всей шиваитской философии, использовал идеи Нагарджуны и его последователей до такой степени, что ортодоксальные индуисты подозревали его в том, что он тайный посвященный Буддизма. Подобным же образом индуистские Тантры передают методы и принципы буддийского Тантризма и приспосабливают его для собственных нужд. Этот взгляд подтверждается не только Тибетской Традицией и изучением ее литературы, но и индийскими школами после критического исследования ранних санскритских текстов тантрического Буддизма и его исторических и идеологических связей с индуистскими Тантрами. Бенойтош Бхаттачарья в своем «Введении в буддийский эзотеризм» пришел к заключению, что «можно заявить без страха противоречия, что буддисты были первыми, кто ввел Тантры в свою религию, и что индуисты заимствовали их от буддистов в позднее время, и что поэтому неправильно говорить, что поздний Буддизм был производным от Шиваизма» (В.Bhattacharya. 1932. с. 147). Одним из главных глашатаев этой ошибочной идеи, основанной на внешнем сходстве индуистских и буддийских Тантр, был Остин Уоддел, часто цитируемый как авторитет по тибетскому Буддизму. По его мнению, буддийский Тантризм есть не что иное, как «шиваистское идолопоклонничество, культ Шакти и демонология. Его так называемые мантры и дхарани — бессмысленная тарабарщина, его мистицизм — глупый маскарад ничего не значащего жаргона и «магических кругов», его Йога — паразит, чудовище, которое выросло, раздавив и отравив более менее чистый остов Буддизма, все еще живущий в Махаяне… Доктрина Мадхьямиков была, в сущности, софистическим нигилизмом…, а Калачакра — самая недостойная тема из всех, рассматриваемых философией» (L.A.Waddell. 1895). Поскольку Запад получил свою первую информацию о тибетском Буддизме в основном вот от таких «авторитетов», то неудивительно, что сейчас в представлениях тех , кто разбирается в этом предмете с помощью западной литературы, утвердились бесчисленные предубеждения против буддийского Тантризма. Утверждение, что буддийское тантрическое учение своей исходной точкой имело индуистские Тантры, и в особенности принцип Шактизма, не только не соответствует истине, но и совершенно ошибочно, так как обе системы начинают развиваться с совершенно различных предпосылок. Так же, как мы не можем объявить Буддизм идентичным Брахманизму лишь на том основании, что и в том и в другом используются методы Йоги и одинаково звучащие технические и философские термины, точно так же мы не можем истолковывать буддийские Тантры в свете индуистских Тантр и наоборот. Никто не упрекнул бы Будду Шакьямуни в том, что Он искажает Свое же Учение, когда вводит божеств индийской мифологии в качестве фона Своей Проповеди, когда использует их как символы определенных сил или переживаний, возникающих в медитации, или как выражения более высоких уровней сознания. Однако, когда сходные причины используются в Тантрах, эти священные для буддистов тексты европейцы называют извращением подлинного Буддизма. Нельзя понять какое-либо религиозное учение или движение, если мы не будем стремиться к нему с духом человечности и уважения, что является самым глубоким признаком всех великих ученых и первопроходцев в познании учений. Поэтому нам следует увидеть различные формы выражения в их родственных связях и духовной основе, в которой они развивались до своих особенностей, прежде чем мы начнем сравнивать их с похожими чертами в других системах. И действительно, как раз то, что выглядит сходным, тождественным при поверхностном взгляде, зачастую оказывается принадлежащим совершенно различным системам. Одна и та же ступень, которая ведет вниз в некотором смысле, в ином значении и при другой системе координат будет вести вверх. Поэтому филологические выводы и иконографические сравнения, полезные в каких-то отношениях, здесь совершенно неуместны. «То новое в Тантре, что было привнесено в нее буддистами, и экстраординарное пластическое искусство, развитое ими, создало впечатление в умах индусов, и они легко приспособили многие доктрины, идеи, практику и богов, первоначально принятые буддистами для нужд своей религии. Литература, вышедшая под названием индуистских Тантр, появилась почти вслед за буддийскими идеями» (В.Bhattacharya. 1932. с. 50). И в конце своих убедительных исторических, литературных и иконографических доказательств, которые очевидны для каждого последователя буддийских Тантр и Тибетской Традиции, Б.Бхаттачарья добавляет: «Таким образом, достаточно полно доказано, что буддийский Тантризм был основным источником, который повлиял на индуистские тантрические тексты, и поэтому невозможно утверждать, что Буддизм был производным от Шиваизма. С другой стороны, из этого следует, что индуистские Тантры были производными от Ваджраяны и что они являются только подражанием буддийских Тантр» (с. 163)…<…>.
Совершенно отличная, если не противоположная, позиция у индуистских Тантр. «Соединенный с Шакти преисполнится силы», — говорит «Кулачудамани-Тантра». «Из единства Шивы и Шакти сотворен мир». Буддист же стремится не к творению и развертыванию мира, а к возвращению в «несотворенное, неоформленное» состояние шуньяты, из которой все проявилось и которая находится по ту сторону всего сотворенного (если вот так можно выразить невыразимое на человеческом языке). Осознание этой шуньяты (тиб. стонг-па-нйид) есть праджня (тиб. шес-раб) — запредельное высшее знание. Реализация этого высшего Знания в жизни есть Просветление (бодхи; тиб. — бйанг-чхуб), т.е. если праджня (или шуньята) — всеохватывающий женский принцип, из которого проявляется каждая вещь и к которому она сводится, объединяется с активным мужским принципом вселенской любви и сострадания, который является средством (упайя; тиб. — тхабс) для достижения праджни и шуньяты, то достигается совершенное Состояние Будды. Потому что интеллект без чувств, знание без любви, разум без сострадания ведут к простому отрицанию, догматизму, к духовной смерти, к полной пустоте, в то время как чувство без разума, любовь без знания (слепая любовь), сострадание без понимания ведут к хаосу и распаду. Но там, где обе стороны едины, где есть великий союз сердца и ума, чувства и интеллекта, высшей любви и глубочайшего знания, там восстанавливается завершенность, достигается совершенное Просветление. Процесс Просветления представлен наиболее очевидным, наиболее человечным и в то же время наиболее универсальным символом, который только можно вообразить: единение мужского и женского в экстазе любви, в котором динамичный элемент (упайя) выражен в мужской, а «пассивный» (праджня) — в женской фигурах по контрасту с индуистскими Тантрами (в них женский аспект представлен как Шакти, т.е. активный принцип, а мужской аспект — Шива, как чистое состояние божественного сознания, бытия, т.е. как пассивный принцип, покоящийся в своей собственной природе)… <…>.
В буддийской символике Знающий (Будда) становится единым со своим Знанием (Праджня), как мужчина и женщина становятся единым существом в объятиях любви, и это становление в единстве есть высшее неописуемое счастье (Махасукха, тиб. бДэ-мЧхог). Дхьяни-Будды, т.е. идеальные, представляемые в медитации Будды и Дхьяни-Бодхисаттвы как воплощение активного стремления к просветлению, что находит свое выражение в упайя — всеохватывающей Любви и Сострадании, представлены поэтому в объятиях с праджней, символизируемой женским божеством, воплощающим высшее Знание. Так что не оправданно то изменение в индуистской символологии, в которой «полярность мужского и женского, как божественного и его развертывания, становится замененной на обратную, т.к. в противном случае род концепции, которую они намерены были воплощать в Буддизме, не пришла бы в гармонию с ней» (Г.Циммер. Формы выражения и Йога в индийском изобразительном искусстве. с. 75), т.к. она является последовательным приложением принципа, представляющего фундаментальную ценность для всей системы буддийского Тантризма. Подобным же образом и индуистские Тантры есть последовательное приложение основополагающих идей Индуизма, несмотря на то, что они восприняли буддийские методы там, где они подошли к их целям. Но эти методы, прилагаемые к двум различным системам, неминуемо ведут к противоположным результатам. Поэтому нет необходимости прибегать к такому искусственному приему, как согласование грамматических родов в словах праджня (жен.) и упайя (муж.). Подобные объяснения были только следствием ошибочного представления, что буддийские Тантры — лишь имитация индуистских Тантр, и чем скорее мы освободимся от этого предубеждения, тем яснее станет, что концепция Шакти не имеет места в Буддизме…<…>.
4. Полярность мужского и женского принципов в символическом языке Ваджраяны. Из-за смешения буддийского Тантризма с Шактизмом индуистских Тантр возникла огромная путаница, которая до сих пор мешает пониманию Ваджраяны и ее символизма, как в иконографии, так и в литературе, в особенности в литературе Сиддхов. Последние использовали, как мы уже упоминали, некий вид тайного языка, в котором очень часто высочайшее одето в форму низшего, наиболее священное — в форму самого заурядного, запредельное — в форму что ни есть земного, а глубочайшее Знание выражено в форме гротескных парадоксов. Это был не только язык посвященных, но и род шоковой терапии, которая стала необходимой из-за всеохватывающей интеллектуализации религиозно-философской жизни тех времен. Как Будда был решительным противником узкого догматизма привилегированного жречества, так и Сиддхи были решительными противниками самодовольства покровительствуемого монашеского существования, которое потеряло всякие контакты с реальной жизнью. Их язык был таким же необусловленным, как и их жизнь, и те, кто понимал их слова буквально, бывали либо шокированы тем, что казалось им позорным и отталкивающим, либо бывали введены в заблуждение относительно борьбы за силу, магию и богатство. Поэтому неудивительно, что эта литература попала в забвение или дегенерировала в грубые эротические формы народного Тантризма. Не может быть ничего более ошибочного, чем сделать вывод относительно позиции буддийских Тантр (или подлинных индуистских Тантр), основываясь на этих упадочных формах Тантризма. Эту позицию невозможно понять теоретически ни через сравнение, ни через изучение древней литературы, ее можно понять только путем практического опыта в контакте с еще существующей Тантрической Традицией и соответствующими методами, практикуемыми в Тибете и Монголии, в некоторых школах Японии, таких, как Сингон или Тэндай… Тот факт, что Бенгалия, Непал и Тибет упоминаются здесь рядом, показывает, что Тантризм Бенгалии и Непала рассматривается как имеющий ту же природу, что и в Тибете, и что автор, хотя и признающий необходимость различения между Шактизмом и Тантризмом, все же не делает последний вывод, а именно тот, что даже эти буддийские Тантры, символизм которых построен на полярности мужского и женского, никогда не представляли женский принцип в качестве Шакти, но всегда как его противоположность: Праджня (интуиция), Видья (знание) или Мудра (внутренняя духовная позиция при реализации шуньяты)… В Тибете мужские и женские Дхьяни-Будды и Бодхисаттвы рассматриваются как сексуальные существа столь же мало, как и в вышеупомянутых школах Японии; и даже аспект единства (санскр. юганаддха, тиб. яб-юм) прочно связан с высшей духовной реальностью в процессе Просветления и, как необоснованные, полностью исключены ассоциации с областью физической сексуальности. Мы также не должны забывать, что представление этих символов с помощью фигур рассматривается не как изображение человеческих существ, а как выражение опыта и видения медитации. И в этих состояниях поэтому нет ничего, что можно было бы назвать «сексуальным»: есть только сверхиндивидуальная полярность всей жизни, которая управляет всей духовной и физической активностью и которая стирается только в высочайшем состоянии интеграции, в реализации шуньяты. Такое состояние называется Махамудра (тиб. Пхьяг-рГья чхен-по), Великая Печать или Великий Символ, чьим именем названа одна из важнейших систем созерцания в Тибете. В ранних формах индийского буддийского Тантризма Махамудра представлена как «вечно юный женский» принцип, что можно увидеть из определения Адвайяваджры: «Слова «великий» и «мудра» вместе образуют термин «Махамудра». Она не есть что-то (нихсвабхава), она свободна от вуали, покрывающей познаваемые объекты и пр., она сияет подобно ясному небу в осенний полдень; ее тело есть Сострадание (каруна), не ограниченное единичными существами; она есть единство Великого Блаженства (махасукха-каруна)» (Адвайяваджра «Чатурмудра». Цит. по Н.Guenther. 1952. с. 187)».

(Анагарика Говинда. Психология раннего Буддизма.
Основы тибетского мистицизма. / Пер. Н.Н.Дудко,
С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1992г. 469 стр.)

4.3 Ошо Психология эзотерического

«Аннотация. Ошо, известный как Бхагаван Шри Раджниш, — просветленный мастер нашего времени. В книге «Психология эзотерического» Ошо, отвечая на вопросы учеников, подробно рассматривает стадии духовного роста человека. Возможно ли, что на своем эволюционном пути в какой-то момент в будущем все человечество может достигнуть просветления? В какой точке эволюции находится человек сегодня?
Глава 4. Кундалини-Йога: возвращение к корням. Что такое Кундалини-Йога, и как она может помочь Западу? Почему Ваш метод пробуждения Кундалини хаотический, в отличие от традиционных методов контроля? Сущее — это энергия, многообразные формы движения энергии. Что касается существования человека, то эта энергия имеет форму Кундалини. Кундалини — это сфокусированная энергия человеческого тела и души.
Энергия может быть проявленной и непроявленной. Она может оставаться в семени или проявить себя в форме. Каждая энергия находится либо в зародыше, либо в проявленной форме. Кундалини — это весь ваш потенциал, все ваши возможности. Но это семя; это потенциал. Пути пробуждения Кундалини — это пути осуществления ваших потенциальных возможностей. Итак, во-первых, Кундалини не есть нечто исключительное. Это всего лишь человеческая энергия. Но обычно функционирует только часть ее, очень малая часть. И даже эта небольшая действующая часть не функционирует гармонично, она в конфликте. Отсюда несчастья и страдания. Если ваша энергия функционирует гармонично, вы испытываете блаженство, но если она в конфликте с самой собой, вы несчастны. Все страдания означают, что ваша энергия в конфликте; состояние радости и блаженства означает, что ваша энергия гармонична.
Почему же вся эта энергия является только потенциальной? Она не нужна в повседневной жизни — она не востребована. Функционирует только та часть, которая была спровоцирована. Наша повседневная жизнь не предъявляет к ней больших требований, поэтому проявляется только очень малая часть. И даже эта небольшая, проявленная часть негармонична, потому что ваша повседневная жизнь не составляет единое целое.
Ваши потребности находятся в состоянии конфликта. Общество требует одного, а ваши инстинкты требуют чего-то совсем противоположного. Требования общества и личные потребности вступают в противоречия. У общества свои нужды; мораль и религия предъявляют свои требования. Эти противоречия мешают человеку быть одним гармоничным целым. Они разбили человека на части. Утром нужно что-то одно, днем — что-то совсем другое. Ваша жена требует от вас одного; ваша мать — совершенно противоположного. Тогда повседневная жизнь предъявляет вам противоречивые требования, а та малая часть всей вашей энергии, которая проявилась, находится в конфликте сама с собой.
Есть и еще один конфликт. Проявленная часть всегда будет в противоречии с непроявленной; наличная действительность всегда в конфликте с тем, что может быть. Возможное будет стремиться к проявлению, а действительное будет подавлять его. Говоря языком психологии, подсознательное всегда в конфликте с сознанием. Сознание стремится к господству, потому что оно боится, что подсознание проявит себя. Сознание находится под контролем, а потенциальное, подсознание — нет. С сознанием можно справиться, но со взрывом подсознания вы оказываетесь в опасности. Вы не можете управлять им. И этого сознание боится. И этот второй конфликт глубже и серьезнее первого: конфликт между сознанием и подсознанием, между проявленной энергией и энергией, стремящейся к проявлению.
Из-за этих двух конфликтов вы не пребываете в гармонии. А если вы не в гармонии, то ваша энергия направится против вас самих. Энергии необходимо движение, а движение всегда происходит от непроявленного к проявленному, от семени к дереву, от тьмы к свету. Это движение возможно только тогда, когда нет подавления. Иначе движение, гармония разрушаются, и ваша энергия превращается в вашего врага. А вы сами — в толпу. Тогда вы не едины; вы разделены на множество частей, вас много.
Вот такова ситуация, что касается людей. Но так быть не должно. Это причина несчастья, страдания и отсутствия красоты. Красота и блаженство могут придти только тогда, когда ваша жизненная энергия в движении, в легком и расслабленном движении — без подавлений, без ограничений; единая, не фрагментарная, не в конфликте с собой, но единая и органичная. Когда ваша энергия приходит в такое гармоническое единство, это и называется Кундалини. Кундалини — это просто технический термин для обозначения вашей энергии, когда она в единстве, в движении, в гармонии, без конфликтов, когда она сотрудничает органически взаимно дополняясь. Там и тогда происходит трансформация — нечто уникальное и неизведанное.
Когда энергии в конфликте, вам хочется освободить их. Вам легко только тогда, когда конфликтующие энергии освобождены и выброшены. Но когда вы выбрасываете их, ваша жизненная энергия, ваша жизненность падает. Движение вниз — это движение наружу, а движение вверх это движение внутрь. Чем больше ваши энергии поднимаются, тем глубже они идут внутрь; чем ниже они опускаются, тем больше они выбрасываются наружу. Выбрасывая свои конфликтующие энергии наружу, вы испытываете облегчение, но это подобно выбрасыванию по кусочкам своей жизни. Это самоубийственно. Пока наша жизненная энергия не становится единой и гармоничной и не начинает течь внутрь, мы просто совершаем самоубийство.
Выбрасывая энергию, вы чувствуете облегчение, но это облегчение кратковременное, потому что вы являетесь постоянным источником энергии. Она снова аккумулируется, и вам снова приходится избавляться от нее. То, что обыкновенно считается удовольствием, есть не что иное, как выброс конфликтующих энергий. Удовольствие означает, что вы освободились от бремени. Это всегда негативное, а не позитивное явление. Блаженство же всегда позитивно, оно приходит только тогда, когда ваши энергии осуществляются.
Когда ваши энергии не выбрасываются наружу, а расцветают внутри, когда вы с ними заодно и не противоречите друг другу, тогда возможно движение вовнутрь. Это движение бесконечно. Оно все углубляется и углубляется, и чем глубже оно становится, тем больше в нем блаженства экстаза.
Энергия имеет две возможности. Первая — выброс энергий, освобождение от того, что стало бременем, что вы не в состоянии использовать творчески. Это состояние ума направленное против Кундалини, это анти-Кундалини. Обычное состояние людей — антикундалини. Энергия движется от центра к периферии, потому что в этом направлении движетесь вы. Кундалини же означает как раз противоположное: все силы и энергии движутся от периферии к центру. Движение вовнутрь, центростремительное движение, дает блаженство, в то время как движение наружу приносит как радость, так и страдания. Будут моменты радости и постоянные страдания. Радость будет приходить в те немногие промежутки, когда вы живете надеждами и ожиданиями. Но постоянным результатом будет всегда страдание…
Энергия постоянно создается и выбрасывается. Если человек достаточно умен и восприимчив, он почувствует все нелепость и бессмысленность этого. Тогда он почувствует бесцельность жизни. Разве вы лишь инструмент для создания и выброса энергии? Где же здесь смысл? К чему вообще жить? Только для того, чтобы быть инструментом создания энергии и избавления от нее? Поэтому, чем восприимчивее человек, тем острее чувствует он бессмысленность той жизни, которую мы знаем.
Кундалини означает перемену этой нелепой ситуации в осмысленную. Искусство Кундалини — одно из самых тонких искусств. Естественные науки тоже занимаются энергией, но физической, а не психической. Йога занимается психической энергией. Это наука метафизики, наука запредельного.
Так же как и материальная энергия, которой занимается наука, эта психическая энергия может быть созидающей и разрушающей. Если ее не использовать, она становится деструктивной; будучи использованной, она творит. Но ее тоже можно использовать нетворчески. Чтобы сделать ее творческой, нужно, прежде всего, понять, что осуществлять следует не просто часть своего потенциала. Если осуществляется только часть, а остальная, большая часть ваших потенциальных возможностей остается неосуществленной, такая ситуация не может быть творческой.
Осуществленным должно быть все, весь потенциал должен получить развитие…».

(Ошо. Психология эзотерики. / Пер. Московского центра ОШО. 1992г. 384 стр.)
(Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. 1992г.)

1 9 9 3  г о д .

4.3. Эзотерический словарь 1993

«Аннотация. Предлагаемый вниманию читателей перечень терминов, наименований, понятий представляет собой вспомогательный материал для всех, кто встал на дорогу духовного поиска, кто хочет расширить свое представление о Мире Надземном, кто видит в духовном наследии прошлого параллели с настоящим. Материал подготовлен на основе синтеза библейской, мифологической, историко-философской, восточной, эзотерической литературы с использованием терминологической базы, данной Е.П.Блаватской, Е.И. и Н.К.Рерихами».
ТАНТРА — (санскр. закон, ритуал) — 1. Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще и Ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.
Корни Тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ Богини-Матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое Учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве «микро» и «макрокосма», человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, Тантра разделяется на «правую» и «левую».
Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало. В ее ритуалах единение женского и мужского начал воспроизводится реальным половым актом. Тантра «левой руки» — это Тантра буддийская, ведущим началом она признает женское, символизирующее мудрость. Слияние обоих начал в монашеской Тантре, разумеется, может быть только символическим. В Тантре «левой руки» ощущается сильное влияние Шактизма, в котором объектом поклонения служит Деви — супруга Шивы. В этой Тантре, как и в Шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти, с которой сливается в вечных объятиях. Тантрическая Традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти.
Мудрость, символизируемая женским началом, считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод (упайя), посредством которого постигается мудрость. Символ метода — ваджра — атрибут огромного количества божеств. Еще одной особенностью Тантры «левой руки» является наличие большого числа грозных божеств, представляющих собой воплощение сил, трансформирующих негативные эмоции в мудрость; а также тщательно разработанный ритуал созерцания.
Тантра Тибетская включает в себя четыре класса Тантр: Тантра Действия (Крийя-Тантра), предполагающая совершенствование через ритуал; Тантра Выполнения (Чарья-Тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными; Йога-Тантра, в основе которой лежит йогическая медитация; Тантра Высшей Йоги (Ануттара-Йога-Тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.
2. Йогическая система, которая по своей природе является синтетической и ведёт начало от великого центрального женского принципа Природы; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке посредством проявления особой энергии, связанной с половыми ритуалами и различного рода магическими силами. Последователи Тантры — шакты, делятся на два вида: «дакшиначарьи» и «вамачарьи», т.е. шакты правой и левой руки (белые и чёрные чародеи). Поклонение последних сопряжено с безнравственными и крайними формами распущенного образа жизни.
3. Определённые мистические и магические труды, главной особенностью которых, является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти. Шакти обладает двоякой (дуальной) природой — белой и чёрной, доброй и злой.
ТАНТРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ — подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику). Махапашу стоят вообще вне всякой религии и ведут полускотский образ жизни. Это наиболее деградировавший во всех отношениях тип людей, лишенных каких бы то ни было духовных запросов: психически больные, наркоманы, алкоголики, бродяги, уголовники и т.п. Такие «люди» живут лишь низменными инстинктами. Асурья (демоничный) — обычно существо нечеловеческой природы. Но демонический характер может проявляться и в людях…
ШАКТИ — (санскр) активная женская энергия богов; в народном Индуизме — их жёны и богини; в оккультизме — венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. ВСЕЛЕНСКАЯ ЭНЕРГИЯ. Шакти праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости, сливающихся в образе Праджняпарамиты, которая, будучи изначально махаяническим текстом, в Тантре деифицируется (обожествляется; одушевленные цветы — греческий миф о Гиацинте, любовнике Аполлона, одушевленные растения — кукуруза как тотем центральноамериканских племен, деификация растений — лотос в буддийском мире) и становится глубоко почитаемой богиней, «матерью всех будд». «Подобно матери, выводящей ребенка на дорогу, Высочайшая Мудрость показывает буддам их наилучший путь»».

(Краткий настольный эзотерический словарь:
сокровенные аспекты бытия в терминах, символах, понятиях.
В 2 т. / Сост. Б.Р.Корженьянц. М. Рига. Русский духовный центр. 1993г.)

4.3 Налимов В поисках иных смыслов

«Аннотация. Автор исходит из представления о том, что наша — западная культура находится в критической ситуации. Ее потенциал исчерпался, ибо существующие смыслы одряхлели. Поиск нового всегда начинается с критики сложившегося. Ставятся вопросы, над которыми надо размышлять. Размышление требует расширения мировоззренческого горизонта. Вот этой теме и посвящена книга. Автор не навязывает новой доктрины. Своими построениями он бросает вызов. Хочет, чтобы читатель стал философски размышлять вместе с ним. Искать новые пути. Книга рассчитана на всех тех, кто созрел к тому, чтобы начать самостоятельно мыслить.
От автора. Основная задача автора состоит в том, чтобы показать, что в наше время — в век утраты фундаментальных смыслов и всеобщей разбросанности знаний по отдельным закромам многоликой культуры — все же возможно построение единых, по-прежнему целостно звучащих метафизических систем. Каждая философская система должна иметь свою индивидуальность. Индивидуальность нашей системы задается ее вероятностной окрашенностью. Читателю предлагается новое — вероятностное видение Универсума».

(Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М. Прогресс. 1993г. 280 стр.)

4.3 Файдыш Сверхсознание

«Аннотация. Задача данной книги — познакомить читателя с современными представлениями об измененных состояниях сознания (ИСС). Эти особые состояния психики человека, промежуточные между сном и бодрствованием были известны с глубокой древности, с ними были неразрывно связаны все магические техники, шаманизм, мистический религиозный опыт. В наши дни интерес к измененным состояниям сознания особенно велик. Именно в них видят ключ к пробуждению громадных резервов нашей психики, активизации творческих возможностей человека, развитию парапсихологических способностей. В книге описаны как современные, так и древние, эзотерические представления об измененных состояниях сознания, жизненной энергии, природе тонкоматериальных миров, населяющих их сущностях. Наряду с этим в ней даются методики погружения и работы в ИСС, рассчитанные на современного человека, описываются и традиционные техники Индии и Тибета. Отдельно рассматриваются вопросы духовной трансформации, проблемы манипулирования сознанием, зомбирования, техники интеграции, саморазвития и целительства в измененных состояниях сознания».

(Файдыш Е.А. Сверхсознание. Техники интеграции, саморазвития и целительства
в измененных состояниях сознания. М. Фонд Археологии. 1993. 144 стр.)

4.3 Файдыш Изм сост сознания      4.3 Файдыш Изм сост сознания 1

«Аннотация. В наши дни во всех индустриально развитых странах все большее число людей обращает свое внимание к внутреннему миру, субъективному аспекту человеческого бытия. От примитивного рационализма и материализма западноевропейская цивилизация начинает переходить на более высокий виток развития, где рациональное, научное и мистическое знания рассматриваются не как две взаимоисключающих альтернативы, а два равноправных способа описания мира, дополнительные друг другу. Данная книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся природой человеческого сознания, расширением современных представлений о реальности, новыми подходами к древнему мистическому и магическому знанию».

(Файдыш Е.А. Измененные состояния сознания
(Краткий путеводитель по внутренним мирам). М. 1993. 136 стр.)

— А.Якунина. Введение в эзотерику. М. Виеда. МЦР. 1993г. 213 стр.

«Якунина Алина Осиповна являлась директором международного института Духовного развития Человека и председателем межрегионального общества «К братству через Знание». Имеет два высших образования, одно из них психологическое. Лекционную деятельность по тематике «эзотерическая философия» начала с 1983г. Читала лекции по философии, истории мировых религий и эзотерической психологии личности во многих крупнейших городах Союза: Москве, Ленинграде, Красноярске, Иркутске, Воркуте, Архангельске, Донецке, Днепропетровске и др. В 1991г. официально учредила и возглавила в Москве Институт Духовного Развития Человека в котором через несколько лет возникли филиалы: в Италии, в Америке».

(Об авторе. Сайт «Тайноведение».)

«Аннотация. Совершенно очевидно, что возникшие в течение нескольких тысячелетий религиозные учения, заканчивают свою функцию духовных импульсов, содействовавших развитию человечества в предыдущий период. На Земле должно возникнуть Новое духовное Учение, которое сможет содействовать объединению планетарного человечества. Новое духовное учение неизбежно будет базироваться на предыдущих знаниях, впитает в себя отдельные представления многих предыдущих религий.
А.Якунина. Наступает новая эпоха, в которой человечество получит истинные представления о мироздании, о Боге и об эволюции жизни. Перед наступлением новой цивилизации нужно проанализировать предыдущий период развития человечества. Совершенно очевидно, что возникшие в течение нескольких тысячелетий религиозные учения, заканчивают свою функцию духовных импульсов, содействовавших развитию человечества в предыдущий период. На Земле должно возникнуть Новое духовное Учение, которое сможет содействовать объединению планетарного человечества. Новое духовное учение неизбежно будет базироваться на предыдущих знания, впитает в себя отдельные представления многих предыдущих религий. Но, конечно, даст совершенно новые представления о законах Жизни, о творце Мироздания, о духовном развитии человека, о его ответственности перед жизнью и перед своей судьбой.
В сознании современного человечества существует иллюзия, что религии возникали спонтанно, по воле разных богов, совершенно изолированно друг от друга. Конечно, это не так. Ничего случайного, хаотичного на планете не происходит. Развитие человечества — это процесс единый, целостный, управляемый. Все на земле управляется планетарной иерархией, все создается по ее замыслам, все религии были организованы в определенные сроки, соответствующие подготовленности населения того или иного региона планеты… <…>.
На Землю передавались не религиозные догмы, не ритуалы. Они возникали значительно позже. На Землю, в определенный регион планеты, передавалась часть эзотерического знания, которое становилось идеей нового, возникающего духовного движения. К настоящему времени, в течение 7 тыс. лет господства белой расы, возник на Земле единый планетарный духовный пласт знаний, практик, который называется — духовная культура. Нет на Земле ни одного народа, расы, нации, которая не внесла бы нечто собственное, уникальное в этот медленно возникающий пласт знаний развивающегося человечества.
На Земле сейчас существует много направлений единого знания, много практик, методов. Это единое высшее эзотерическое знание планеты, есть общее достояние, планетарная ценность. Духовные знания делятся на несколько систем. Это первичное арийское учение, переданное на землю Рамой, вечное учение — Ведантизм, в Индии называется тайноведением. Прошли тысячелетия и оно трансформировалось в следующее философско-религиозное учение — Брахманизм. Это учение было передано человечеству Кришной.
Из первичного ведического учения возник и первичный Буддизм, первичный, потому что тот Буддизм, который есть на Земле сейчас, очень мало похож на те знания, философские концепции, которые принес на землю Будда, и учение Зороастра. К Арийской Традиции относится и древне русская, дохристианская религия — огнищанство. Славянские племена поклонялись солнцу. Когда христиане говорят, что на Руси было побеждено язычество, они имеют в виду эту религию. Она была побеждена не полностью. Под влиянием знаний, переданных миру первичным арийским учением, через тысячелетия развились религии древней Греции и религии древнего Рима. Это тоже арийское направление духовной культуры.
Еще одна духовная система. Это семитические религии планеты. Это религии древней Иудеи, Христианство и Ислам. Знание, воспринятое от культуры Вавилона и Египта. Христианство полностью опирается на Иудаизм, включает несколько новых идей, переданных Иисусом. Исламское духовное учение частично восприняло знания иудеев, христиан и знания древнеегипеской цивилизации. Это знания, которые были распространены, среди кочующих арабских племен. В мусульманстве частично знания Египта были сохранены…».

(А.Якунина. Эзотерический взгляд на историю мировых религий. Сайт «Тайноведение».)

4.3 Говинда кн 1993

«Аннотация. Лама Анагарика Говинда — выдающийся буддийский подвижник, знаток палийской литературы, неутомимый путешественник, был лично знаком с Махатмой Ганди, Р.Тагором, А.Давид-Неэль и с семьей Н.К.Рериха, организовал несколько буддийских институтов, призванных содействовать «западному» Буддизму в обретении собственного лица как необходимого условия жизнеспособности учения Будды. В своих многочисленных статьях и книгах А.Говинда впервые в популярной форме познакомил широкого западного читателя с сокровенными основами учения Будды.
Книга Анагарики Говинды «Основы тибетского мистицизма» вводит читателя в увлекательный и таинственный мир тибетского мистицизма: раскрывает секреты тибетской медитации, мистической алхимии, тайны магических изображений — мандал, а также разъясняет смысл самой известной буддистской мантры «Ом Мани Падмэ Хум» и других мантр, правильное применение которых является мощным средством преображения человеческого сознания.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет интересна не только специалистам, но и всем, кто увлечен духовной культурой Востока. Обо всём этом и не только в книге «Основы тибетского мистицизма. Согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум» (Лама Анагарика Говинда).
Предисловие. Значение Тибетской Культурной Традиции для духовного развития человечества огромно, ибо Тибет — последнее живое звено, связывающее нас с цивилизациями далекого прошлого. Мистические культы Египта, Месопотамии и Греции, инков и майя угасли вслед за гибелью этих древних цивилизаций, и теперь уже навсегда утрачены для нашего познания. Исключение составляют лишь некоторые скудные фрагментарные сведения, чудом дошедшие до нас.
Древние цивилизации Индии и Китая хорошо представлены многочисленными произведениями искусства и литературы. Яркие искры их духовной культуры вспыхивают порой и сейчас средь пепла современной мысли. Однако их культурные достижения скрыты или пронизаны столь мощными слоями различных культурных влияний, что очень трудно, а зачастую и невозможно выделить истинные элементы из наносных и распознать их первозданную природу.
Тибет, благодаря своей естественной изоляции и неприступности (которая к тому же в последние столетия была закреплена особыми политическими условиями), не только наследовал, но и сохранил живые традиции наиболее отдаленного прошлого, сберег знание сокровенных сил человеческой души, высочайшие достижения и эзотерические учения индийских святых и мудрецов.
Но в урагане событий, преобразовывающих мир и изменивших жизнь всех наций на Земле, в урагане, который вырвал даже Тибет из его вековой изоляции, эти духовные достижения будут навсегда утрачены, если уже сейчас не станут составной частью культуры будущей и более высокой цивилизации всего человечества».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г. 472 стр.)

«Аннотация. Эта книга интересна каждому: читателя с мистическим складом ума приятно поражают гуманитарная эрудиция автора и его озабоченность духовными проблемами человека, а пошатнувшийся материалист найдет здесь превосходный систематический очерк основных религиозных и философских традиций Востока. И тому, и другому не повредит увлекательная — но отнюдь не дилетантская — прогулка по дебрям самой современной физики в сопровождении ее опытного лесничего и блестящего популяризатора. Но квинтэссенция книги — открытие великого родства: сложнейшие технические эксперименты, украшенные головоломными массивами математической абстракции, и древние традиции мистического восприятия реальности, оказывается, не только не противоречат друг другу, но отражают и объясняют один и тот же мир. Книга, таким образом, предназначена для физиков и мистиков. Да не в обиде останутся и лирики».

(Фритьоф Капра. Дао физики. СПб. Орис. 1994г. София. 2002г. 352 стр.)
(Ф.Капра. Дао физики. Общие корни современной физики
и восточного мистицизма К. София. 2008г.)

«Аннотация. Книга является уникальным путеводителем по науке будущего, контуры которой выстраиваются через беседы автора с рядом влиятельных мыслителей нашего века — В.Гейзенбергом, Дж.Кришнамурти, Г.Бэйтсоном, С.Грофом, А.Уотсом, Р.-Д.Лэйнгом и других. Следуя за Капрой, мы оказываемся на передовом рубеже таких разных дисциплин, как физика, медицина, футурология, психиатрия, семейная терапия».

(Фритьоф Капра. Уроки мудрости. Киев.
Изд-во Трансперсонального Института. 1996г. 318 стр.)

«Аннотация. В предлагаемой книге современного философа и физика теоретика описаны важнейшие физические открытия XX века в области ядерной физики и квантовой механики, причем автор указывает на неразрешимую пока парадоксальную природу открытых явлений. Для преодоления возникающих при этом теоретических проблем он старается применить к ним интуитивно-созерцательный подход, характерный для духовных и философских учений Востока. Книга написана доступным языком, без использования математического аппарата, и адресована философам, религиоведам, физикам, а также широкому кругу читателей».

(Фритьоф Капра. Дао физики. Уроки мудрости. М. 1996г.)

«Аннотация. Даосизм — одно из ведущих религиозно-философских учений Китая, оказавшее огромное влияние на формирование и развитие всех сторон традиционной китайской культуры, в том числе и методов психофизической тренировки. Предлагаемая книга — перевод трактата «Тайны культивирования основных элементов природы и Вечной Жизни» даосского Учителя Чжио Би Цяня. Книга содержит доступное изложение Даосской Йоги, с предписаниями старинных мастеров. В ее главах рассказывается, как от начала и до конца освоить Духовную Алхимию и перейти в состояние Бессмертия и Божественности. Даосизм и традиционные китайские системы психофизической тренировки.
Содержание.
Глава 1. Установление духа в его исходной плоти.
Глава 2. Микрокосмические котел и печь.
Глава 3. Очищение восьми энергетических каналов.
Глава 4. Собирание микрокосмического внешнего алхимического элемента.
Глава 5. Быстрый и медленный огни.
Глава 6. Собирание микрокосмического внутреннего алхимического элемента.
Глава 7. Держаться центра для осуществления единства неба и земли.
Глава 8. Погружение духа в полость нижнего дань тяня.
Глава 9. Бессмертное дыхание или самодвижение Колеса Закона.
Глава 10. Метод собирания жизненности.
Глава 11. Подведение эликсира бессмертия к котлу.
Глава 12. Приготовление эликсира бессмертия.
Глава 13. Собирание макрокосмического алхимического элемента для окончательного прорыва.
Глава 14. Образование бессмертного зародыша.
Глава 15. Выход.
Глава 16. Появление в пространстве.
Словарь терминов».

(Лу Куань Юй. Даосская Йога, алхимия и бессмертие.
/ Пер. с англ. Е.А.Торчинов. СПб. Орис. 1993г. 368 стр.)

«Аннотация. Книга представляет собой универсальное руководство по китайским и индуистским методам концентрации и медитации.
Содержание:
1. Секреты китайской медитации;
2. Лю Гуань Юй. Даоская Йога. Алхимия и бессмертие;
3. Брахман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии;
4. Йог Чинамайанада. Медитация и жизнь;
5. Свами Шивананда. Концентрация и жизнь;
6. Свами Шивананда. Кундалини-Йога».

(Даосская Йога. Сборник. / Пер. с англ. Бишкек. Одиссей. 1993г. 672 стр.)

«Аннотация. Предлагаемая читателю книга Рудольфа Штайнера (1861-1925), немецкого философа-мистика, писателя, эзотерика, создателя духовной науки, известной как антропософия, является основополагающим трудом, своего рода «компендиумом» антропософии, в котором сконцентрировано содержание многих лекций и книг автора. Особое место в ней отведено развернутому изложению космологии и эволюции Земли и человека».

(Штейнер Р. Тайноведение. Очерк эволюции эзотеризма. М. Эксмо, 1993. 278 стр.)

 

1 9 9 4  г о д .

«Аннотация. Это одни из первых удачных книг для тех, кто подобную литературу коллекционирует и занимается самообразованием в области психических явлений.
Вот неполный перечень затрагиваемых автором тем: психические нападения и защита; состав астрального тела; методы психической работы; краткий экскурс в основы тайноведения; черная магия в нашей жизни; способы различного рода гаданий и т.д.».

(Бедаш В.М. Тайная магия в 3-х книгах. Винница. Тезис. 1994-1995гг.)

«Аннотация. Логическая необходимость появления такого труда созрела давно, но по ряду причин реализовалась в эмиграции, в Шанхае, 1938-1939гг. Текст печатается с подлинника, с приведением орфографии в современную норму. Ссылки на литературу даются без изменений. «Истоки тайноведения» — справочник по оккультизму: опыт учета материалов по тайнознанию, сохранившихся в различных религиях, классификация тайных наук, характеристики оккультных организаций и библиография книг, посвященных этим предметам. В этой книге читателю открывается возможность в энциклопедической форме охватить историю тайноведения со времен Атлантиды до настоящей эпохи».

(Истоки тайноведения. (Справочник по оккультизму).
Симферополь. Таврия. Русский оккультный центр. 1994г. 446 стр.)

— Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Эзотеризм: история и современность. Ежегодник. / Гл. ред. Л.В.Скворцов. ИНИОН РАН. М. 1994г. 327 стр.
«Аннотация. «Утро магов»… Кто же не слышал этих «магических слов»?! Эта удивительная книга известна давно, давно ожидаема. И вот, наконец, она перед вами. Древние цивилизации и реалии XX века. Черный Орден СС и розенкрейцеры, горы Тибета и джунгли Америки, гениальные прозрения и фантастические мистификации, алхимия, бессмертие и перспективы человечества. Великие Посвященные и Антлантида, — со всем этим вы встретитесь, открыв книгу. А открыв, уверяем, не сможете оторваться, ведь там везде: тайны, тайны, тайны… Не будет преувеличением сказать, что «Утро магов» выдержала самое главное испытание — испытание временем. В своем жанре это — уже классика, так же, как и классическим стал подход авторов: видение Мира, этого нашего мира через удивительное, сквозь призму «фантастического реализма». И кто знает, что сможете увидеть вы… «Мы старались открыть читателю как можно больше дверей, и, т.к. большая их часть открывается вовнутрь, мы просто отошли в сторону, чтобы дать ему пройти»…
Предисловие. (Л.Повель). Эта книга подводит итог пяти лет исследований во всех областях знания, на границе науки и преданий. Я устремился в это предприятие, которое явно превосходило мои силы, потому что не мог больше противиться теперешнему и грядущему миру — моему миру. Но всякая крайность озаряет. Я мог бы куда быстрее найти путь общения со своей эпохой. Хотя, подходя к завершению своего начинания, я надеюсь, что не совсем запоздал. С людьми случается не то, чего они заслуживают, а то, что им соответствует. Как завещал Рембо, которым я увлекался в юношеские годы, я долго искал «истину в душе и теле». Мне это не удалось, в погоне за Истиной я потерял контакт с маленькими правдами, которые могли сделать меня если не сверхчеловеком моих тогдашних желаний, но хотя бы лучшим и более цельным, чем я стал. Тем не менее, я узнаю о глубинном поведении ума, о различных возможных состояниях сознания, памяти и интуиции — драгоценные вещи, о которых я не мог бы узнать иным путем и которые должны были позднее позволить мне понять красоту — а по существу, революционность — современного духа: вопрос о природе сознания и настойчивая необходимость трансмутации интеллекта…
Будучи «воспитанником» школы Гурджиева, я написал: «Нужно ощупать, исследовать плоды-западни, а потом гибко отпустить. Удовлетворив известное любопытство, нужно гибко перенести внимание на мир, в котором мы находимся, вернуть себе свободу и ясность, вновь пуститься в путь по земле людей, земле, которой мы принадлежим. Важно видеть, в какой мере существо движения мысли, называемое преданием, находит движение современной мысли. Физика, биология, математика в их крайней точке смыкаются сегодня с некоторыми данными эзотеризма, приближаются к некоторому видению Космоса, отношениям энергии и материи, уже содержащимся в видениях предков. Современные науки, если подойти к ним без ученого конформизма, ведут диалог с древними магами, алхимиками, чудотворцами. Революция происходит у нас на глазах, и она состоит в неожиданном союзе разума, находящегося на вершине своих завоеваний, с духовной интуицией. Для действительно внимательных наблюдений проблемы, которые ставятся перед современным разумом, — это больше не проблемы Прогресса. Уже несколько лет, как понятие прогресса умерло. Это проблемы изменения состояния, проблемы превращения. В этом смысле люди, склонившиеся над реальностью внутреннего эксперимента, движутся к будущему и крепко пожимают руку передовым ученым, готовящим наступление мира, не имеющего ничего общего с миром тяжелого перехода, в котором мы проживем еще несколько часов».
Вот как раз это высказывание и будет развито в нашей книге. Я говорил себе, что, прежде чем взяться за нее, нужно проникнуть разумом очень далеко назад и очень далеко вперед — это необходимо, чтобы понять настоящее».

(Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов. К. София. 1994г. 480 стр.)

 

1 9 9 5 г о д .

4.3 Налимов Реальность нереального

«Аннотация. В книге, впервые изданной 25 лет назад в США, авторы пытались подойти к проблемам смысла, судьбы, бессознательного, исходя из концепции целостности мира, используя язык вероятностной логики и сопоставляя по принципу дополнительности подходы и данные разных дисциплин — математики, физики, психологии, философии, антропологии, теологии и др. Описаны эксперименты, в которых участвовали авторы, подтверждая основные положения и выводы своей книги.

Из «Обращения к читателю». Книга вышла в 1982 г. — Realms of the Unconscious: The Enchanted Frontier. Philadelphia. Pa.: ISI-Press. О публикации в нашей стране не приходилось и мечтать… Текст, написанный 15 лет назад, хочется переписать. Но сделать это трудно по разным причинам. Поэтому будем считать, что предлагаемый вариант — это как бы «авторизованный перевод с английского» с некоторыми уточнениями и добавками, которые по разным причинам не вошли в английский текст».

(Налимов Н.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального, Вероятностная
модель бессознательного. М. МИР ИДЕЙ. АО АКРОН. 1995г. 432 стр.)

 * * *

N 36. 13.01.13г.

продолжение см. в статье 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.2).