Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.1).

продолжение

3. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ (1990-1999гг.)

Прежде чем мы посмотрим на издания и публикации 1990-1999гг., обратим внимание на творчество В.М.Розина, которое представляет интерес в отношении развития «эзотерической» стороны нашей жизни и действительности, и «эзотерической» предыстории Российской Тантрологии.

Вадим Маркович Розин (р. 1937г.) — специалист в области методологии, культурологии, философии техники, психологии, педагогики, доктор философских наук, профессор. Окончил Московский заочный педагогический институт (1963г.). Кандидатская диссертация — «Логический анализ математических знаний» (1968г.). Докторская диссертация — «Особенности формирования естественных, технических и гуманитарных наук» (1991г.). Один из первых учеников Г.П.Щедровицкого (*Г.П.Щедровицкий (1929-1994) – советский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системомыследеятельностной методологии, основатель Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения»), активный участник Московского методологического кружка периода 60-х годов, соруководитель (др. руководители — А.А.Пузырей и Л.М.Карнозова) двух действующих методологических семинаров. Автор более 420 научных публикаций, в том числе свыше 40 учебников и монографий. Работает над проблемами: «происхождение и природа мышления, науки и искусства», «происхождение и природа человека и культуры», «методологические проблемы философии техники, инженерной деятельности, проектирования», «методологические проблемы психологии и философии образования», «природа социального знания», «природа эзотерического знания»…

«Предисловие. Путешествие в страну эзотерической реальности, которое предлагает нам автор, специалист в области истории науки, методологии, семиотики, психологии, обещает быть не только интересным, но и глубоко познавательным. В пашей стране, пожалуй, еще знают таких эзотериков, как Блаватская или Штейнер, но меньше слышали о Шри Ауробиндо, Данииле Андрееве, Кришнамурти или К.Кастанеде. Автор знакомит нас с учениями этих мыслителей, показывая, что ряд их идей тянется из глубины веков от таких реформаторов жизни и нравственности, как Христос и Будда. Эзотерики, возможно, и заблуждаются относительно истинного устройства реальности и способа улучшения мира, но их мысль прокладывает новые, неожиданные пути, их поиски искренни, а совесть чиста. Как хорошо сказано — дух дышит, где хочет. Духовные поиски эзотериков составляют часть нашей культуры, мировой истории мысли, человеческих надежд и поисков. Поэтому объективный и доброжелательный анализ эзотерических учений, безусловно, расширит наше понимание других людей — один из интересных путей улучшения собственной жизни. Думаю, что путешествие в столь необычный мир поможет читателю проложить новые тропинки и в собственной душе. (Доктор философских наук, проф. Д.И.Дубровский).
Мое понимание термина «эзотерика» несколько шире, чем принято в литературе. Это не обязательно тайное знание, доступное лишь посвященным. Важен круг проблем, мироощущение, их я и пытаюсь передать. Может показаться, что в тексте слишком много цитат, но сделано это сознательно. Не все могли прочесть книги по эзотерике, могли и позабыть, не понять прочитанное. Я стремился, чтобы читатель почувствовал красоту эзотерических учений, уловил чистое биение сердец их творцов. Отсюда обилие цитат. К тому же моя собственная интерпретация становится более контролируемой. Я не стремился объять необъятное, не думал о полноте освещения проблемы, поэтому брал именно отдельные, понравившиеся мне лично тексты некоторых (а не всех) эзотерических учений. И все-таки надеюсь, что непредубежденный читатель получит представление об эзотерическом мире. Безусловно, труднее всего будет тому, кто с истиной «на ты», кто твердо знает, как устроен мир, что в нем правильно, а что искажено, что есть, а чего нет.
Основой этой работы послужили лекции, которые я прочитал в 1981-1982гг., (а в конце 1988г. — начале 1989г. повторил в Открытом университете при театре-студии «На досках». Кстати, это были первые после 20-х годов публичные лекции по эзотерическим учениям).
В те времена (начало 80-х) даже пополнять свое образование, знакомясь с эзотерическими учениями, было делом небезопасным. Как правило, почти все группы, собиравшиеся по домам с целями несанкционированного познания, были под наблюдением КГБ. А ведь мы регулярно собирались раз-два в месяц в течение полутора лет. И изучали не программу очередного съезда партии, а какие-то сомнительные в идеологическом отношении учения. Приходили не только приглашенные мной лично, но и друзья друзей, а то и вовсе незнакомые люди со стороны. Конечно, мы спрашивали таких незнакомцев, кто они и как сюда попали, но ответ, естественно, всегда какой-то находился. И не прогонять же человека, жаждущего припасть к эзотерическому источнику знания. Не исключено, что среди наших незнакомцев были и работники КГБ или, как тогда говорили, «стукачи». Я старался о стукачах не думать и продолжал делать свою работу. Обычно я не успевал изложить заявленную эзотерическую концепцию за одно занятие. Заканчивая в следующий раз (или через раз) разбор данной концепции, я объявлял на следующее занятие очередную тему (концепцию), хотя и не был к ней готов. Делал я это специально, отсекая себе путь к отступлению, с тем, чтобы семинары не растянулись на много месяцев.
И последнее. Текст книги был написан в 1982г. и тогда же в машинописном виде разошелся по Москве примерно в 20 экземплярах. Цитаты из эзотерических учений я брал из самиздатовской литературы того времени, (эта литература приводится в конце книги). В силу этого и особенностей жанра (ближе к эссе) я в те годы отказался от аппарата научных ссылок. Чтобы сохранить дух того времени, я и в данной книге оставил все без изменения, а также попросил трех участников эзотерического семинара поделиться своими воспоминаниями.
Я искренне благодарен слушателям обоих циклов за их горячий интерес к моим изысканиям. Я чувствовал душевную поддержку многих людей и всех их благодарю за помощь, без которой этой книги не было бы. Благодарю также Н.Пахомова и издательство «Логос», которые в начале 90-х годов заинтересовались рукописью книги и осуществили первую ее редактуру. (В.М.Розин).
Вступление. п.8. …Каждая эзотерическая доктрина, каждая группа провозглашает свою истину, раскрывает глаза на то, что есть «на самом деле», указывает настоящий путь к спасению. И в результате — сколько эзотерических учений, столько разных истин. Какую же из них предпочесть? Где, так сказать, самая «истинная», безусловная истина, кто прав больше? И почему нужно поверить одному и не поверить другому, ведь все искренни, все убеждены, все хотят помочь нам выйти на правильный путь. Только одни указывают в одну сторону, а другие — в другую. Куда же пойти, не своей ли дорогой? Или, может быть, правы все сразу?
Вопрос об отношении к эзотерической истине крайне сложен, даже болезнен. Как только он возникает (при встрече сторонников разных эзотерических групп и учений), налицо разобщение людей, конфликт; а стремиться, вероятно, нужно к противоположному — к взаимопониманию, терпимости, любви.
Труднее понять тех, кто считает, что существует только одна истина (та, которую они провозглашают), а все остальное — заблуждение. Для сторонников одной истины кончилась (иногда и не начиналась) пора сомнений и колебаний, они вышли на магистраль, спокойны и уверенны, так как обрели спасение. Христиане утверждают, что истина — это Христос и Троица; буддисты — Нирвана; мусульмане — Аллах; иудеи — Яхве; индуисты — Брахма, Вишну или Шива; йоги — божественный Космос; современные «энергисты» — живой Космос; суфи — познание и экстатическое слияние с Богом через мистическую любовь; Рудольф Штейнер видит истину в познании скрытой законосообразной реальности, Кришнамурти — в кардинальном изменении самого себя в направлении свободы, Даниил Андреев — в трансцендентальном познании иных миров и т.д. и т.п. Если принять позицию единственной истины, то приходится зачеркнуть и даже очернить все эзотерические учения, кроме одного, которое исповедуешь ты сам. Именно так поступает В.К.Зайцев, русский философ-мистик…
Принцип множественности и независимости эзотерических истин вроде бы противоречит нашим представлениям о единой природе человека. Человек един, все люди принадлежат единой цивилизации, так откуда, спрашивается, могут возникнуть разные существования и формы бытия? Не поверхностное ли это суждение, может быть, люди, в сущности, мало чем отличаются друг от друга? Однако жизненный опыт показывает нам, что в зрелом возрасте трудно найти двух людей, похожих друг на друга. Иное дело — дети, которые вроде бы одинаково чисты и «пусты», поскольку не заполнены культурными реалиями. Что же происходит с ребенком, когда он взрослеет? В начале жизни ребенок вовлекается в процесс социализации: усваивает, принимает определенные ценности, образ жизни, образцы поведения. Войдя во все это (всегда по-своему), он начинает «специализироваться», т.е. оестествляться, субъективироваться, оспосабливаться в этих реальностях, ценностях, образе жизни. При этом его психика и даже физиология кардинально меняются (опять же у каждого по-своему).
Специализация личности заходит так далеко, что к зрелому возрасту приходят уже совершенно разные индивиды, с разными способностями, скоростью реакции, по-разному организованным сознанием, уникальным видением, эмоциональным строем и т.п.
В процессе овладения эзотерической истиной происходит интенсивная специализация. Различные психотехники — йога, медитация, изменение ценностей установок и сознания, подавление ряда реальностей и навыков — существенно меняют психофизиологическую структуру человека, формируя у него и новое сознание, и новый психический опыт жизни. Принципиальное же различие эзотерических учений и практик обусловливает и принципиальное различие «на выходе» специализированных в них личностей. И если некто утверждает, что он видит Христа, а другой — свое прежнее существование, то оба свидетельства приходится допустить в том смысле, что действительно возможны две несхожие, по-разному специализировавшиеся личности.
Эзотерическое знание — знание гуманитарное. Методология же гуманитарных наук, как показано уже М.Вебером, преодолевает ограниченность традиционного естественнонаучного идеала, показывая, что в гуманитарном мышлении разные ценностные отношения предваряют и пронизывают познание. Действительно, объект изучения гуманитарной науки является не только рефлексивным (текст о текстах, мысль о мыслях и т. д.), но и жизненным, активным. «В гуманитарных науках, — пишет Д. Гачев, — есть эта равнообъемность объекта и субъекта знания: человеческий дух и культура, им созданная, познаются человеческим же духом и культурой; сам акт такого познания есть новый акт творчества в человеческом космосе, строительстве духа и культуры». Культура, история, социальные явления, личность, мышление, творчество и другие объекты гуманитарных наук активно относятся к гуманитарному знанию. Они изменяют свою природу в зависимости от того, что это знание утверждает; знания создают для таких объектов рефлексивное отражение, образ, который они принимают или нет. Одновременно и сам исследователь как живое, активное существо вступает в те или иные отношения (реальные или мыслимые) с изучаемым живым явлением. Следовательно, имеет место взаимоотношение исследователя с изучаемым объектом, характер которого фиксируется, прежде всего, в ценностном отношении, в том, что исследователя интересует в объекте и как поэтому он будет его представлять…
В гуманитарной науке взаимоотношения исследователя с объектом весьма разнообразны: это не только преобразование объекта, сопоставление его с другими и моделирование (как в естественной науке), но и управление, воспитание, конфликт, поддержка, угнетение, выработка собственного отношения к объекту и т.п. Поскольку объект гуманитарной науки осознается как живой, активный, исходное познавательное отношение часто трактуется как понимание («Сначала понять, — говорит М.Бахтин, — затем изучить». В то же время ясно, что понимание в случае управления будет одно, в случае поддержки — другое, в случае угнетения — третье, в целях собственной ориентации — четвертое и т.п. Все сказанное проливает некоторый дополнительный свет на существование в эзотерическом движении («эзотерической науке», можно так сказать) многих истин и несовпадающих учений».

(Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста.
Общественные науки и современность (ОНС). № 4 1992г.)
(Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. М. Эдиториал УРСС. 1998г.)

«Аннотация. Автор считает, что современная эпоха является переходом к новому типу человека — «постновоевропейскому» который будет иметь другую психику и другую телесность, а соответственно — иную духовность и проблемы. Задача статьи — исследовать влияние Эзотерической Традиции на формирование как современной, так и проективного образа будущей культуры. Особое внимание уделяется двум направлениям современного эзотеризма, один из которых связан с идеей сверхчеловека, а другой — с идеей преображения жизни и раскрытия в отдельном человеке эзотерических способностей».

(Розин В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры.
Общественные науки и современность (ОНС). №5 1993г. С. 164-175)

«Аннотация. Статьи сборника посвящены философскому, культурологическому и психологическому осмыслению явления «Интернет». Последний рассматривается как новая технология, как особая семиотическая система, как сложная реальность, оказывающая влияние на самые разные аспекты современной культуры. Специально анализируется влияние Интернета на сознание человека. В ряде статей предметом обсуждения являются эпистемические и семиотические аспекты реальности Интернета. Наряду с обсуждением повседневных характеристик и событий Интернета анализируются основные категории («сети», «времени», «пространства», «гиперссылок» и др.), которые складываются в рефлексии событий и реальности Интернета».

(Влияние Интернета на сознание и структуру знания.
/ Отв. ред. Розин В.М. М. ИФ РАН. 2004г. 240 стр.)

«Аннотация. Творчество и мышление рассматриваются в книге известного российского философа и культуролога, с одной стороны, в контексте творчества личности, с другой — в контексте времени и культуры. Анализируются произведения ряда известных философов, эзотерических деятелей, ученых и художников нашей цивилизации, что позволяет Вадиму Розину реконструировать и понять особенности их мышления и творчества. Автор старается показать, что мышление — столько же продукт самореализации личности, сколько филиации независимых от личности идей, представлений, способов работы, более широко — опыта культуры. А творчество обязательно предполагает совпадение и синергию личности и культуры, усилий реализовать свои ценности, устремления и ответить на объективные запросы и вызовы времени. Книга будет интересна и необходима как ученым и философам, так и любому образованному человеку, который хочет понять, как в нашей культуре создавались произведения философии, науки и искусства, какую роль при этом сыграли обстоятельства жизни и личности самих творцов.
«Глава 5. Эзотерическая мысль, творчество и личность. 1. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни. Обычно эзотерическое знание определяется как тайное, понятное только посвященным. Но в современных эзотерических учениях Елены Блаватской, Рудольфа Штейнера, Джидду Кришнамурти, Рамакришны, Елены Рерих, Шри Ауробиндо Гхош, Свами Вивекананда, Судзуки, Карлоса Кастанеды, Даниила Андреева, Георгия Гурджиева, Бхагавата Шри Раджнеша и других нет зашифрованных, тайных знаний. Напротив, они обращены ко всем. Истоки эзотерической мысли уходят в далекое прошлое: почву для этого мировоззрения подготовили учения Христа, Будды, гностиков.
Платон, размышляя о природе поэзии, вспоминает народное представление о том, что поэты творят как бы в исступлении потому, что в них вселяются музы. Когда читаешь эзотерика, кажется, что в него тоже кто-то вселяется, и приходит мысль о сходстве переживаний в искусстве, в состоянии безумия и в эзотерическом мире. Известный индусский эзотерик Рамакришна, служа жрецом храма, посвященного божественной Матери, Богине Кали, вспоминает о том, как он первый раз (в 20 лет) пережил эзотерический опыт: «Как-то раз я чувствовал себя во власти невыносимой тоски. Мне казалось, что кто-то выжимает мое сердце, как мокрую салфетку… Муки терзали меня. При мысли, что я так и не удостоюсь благодати божественного видения, страшное неистовство овладело мной. Я думал, если так должно быть, довольно с меня этой жизни. В святилище Кали висел большой меч. Мой взгляд упал на него, и мой мозг пронизала молния. «Вот. Он поможет мне положить конец». Я бросился, схватил его, как безумный… И вдруг… Комната со всеми дверьми и окнами, храм, — все исчезло. Мне показалось, что больше ничего нет. Передо мной простирался океан духа, безбрежный, ослепительный. Куда бы я ни обращал взор, насколько хватало зрения, я видел вздымавшиеся огромные волны этого сияющего океана. Они яростно устремлялись на меня, с ужасающим шумом, точно готовились меня поглотить. В одно мгновение они подступили, обрушились, захватили меня. Увлекаемый ими, я задыхался. Я потерял сознание (в тексте буквально «Я потерял все свое естественное сознание») и упал… Как прошел этот день и следующий – я не имею никакого представления. Внутри меня переливался океан несказанной радости. И до самой глубины моего существа я чувствовал присутствие Божественной Матери».
Читая Рамакришну или другого замечательного индийского эзотерика Шри Ауробиндо Гхоша, можно легко заразиться необычными переживаниями, но трудно понять особенности эзотерического сознания. Что же такое эзотерический человек и эзотерическая практика? Это один вопрос, на который мы вынуждены ответить. Другой касается представлений эзотериков относительно эволюции человека. Они уверены, что современный человек как вид — это промежуточное звено между предшествующим состоянием человека и грядущим, эзотерическим состоянием. «Если мы признаем, — пишет Шри Ауробиндо в «Божественной жизни», — что скромный смысл нашего рождения в Материи заключается в нашем духовном развитии на земле, если это в основе есть эволюция сознания, происходящая в природе, то нужно признать, что человек, какой он есть сейчас, не может быть пределом этой эволюции — он еще слишком несовершенное выражение Духа, его ум слишком ограничен в своих функциях и является только переходным выражением сознания, а сам человек — только переходным существом… В сущности перемена сознания всегда была главным фактором, и эволюция всегда имела духовную природу, тогда как физическая перемена была только ее средством… Теперь мутация сознания сама произведет нужную мутацию тела».
Сходные утверждения можно встретить у Р.Штейнера, Д.Андреева, Вивекананды и даже нашего эзотерически ориентированного философа Николая Бердяева. Спрашивается, верны ли эти представления? Попробуем ответить на оба поставленных вопроса. Начнем с обсуждения того, что собой представляют эзотерический человек и эзотеризм.
Во-первых, это человек, критически относящийся к основным ценностям современной культуры, отрицающий эту культуру. «Наш мир, которым для слишком многих исчерпывается реальность, — писал Бердяев, — мне представляется производным. Он далек от Бога. Бог в центре. Все далекое от Бога провинциально. Жизнь делается плоской, маленькой, если нет Бога и высшего мира. В таком мире, лишенном измерения глубины, нет и настоящей трагедии, и это, вероятно, пленяет многих». Поэтому уже не удивляет, когда Н.Бердяев оценивает этот мир значительно ниже, чем тот. «В этом мире необходимости, разобщенности и порабощенности, — пишет он, — в этом падшем мире, не освободившемся от власти рока, царствует не Бог, а князь мира сего».
Во-вторых, эзотерик — человек, верящий в существование иных (духовных) реальностей. В эзотерическом мире вполне уживаются и обычные люди, и необычные существа. Например, в эзотерическом мире Р.Штейнера на равных правах живут как обычные, духовные люди, так и их чувства и переживания (в виде особых стихий и существ духовного мира), и даже Христос с ангелами. В эзотерических мирах Даниила Андреева помимо людей встречаются еще более экзотические существа: Сатана, имеющий три ужасных облика, «уицраоры» (демоны великодержавной государственности), Антихрист, Планетарный Логос, Соборные души народов, служители ада (черти, «раруги», «игвы»), живые прообразы великих произведений искусства и многое другое.
Наконец, эзотерический человек — это человек, понимающий и реализующий свою жизнь как путь, ведущий в эзотерическую реальность. Суммируя, легко сказать, что суть классического эзотерического мироощущения можно передать при помощи трех тезисов:
— Наш обычный мир, культура, разум — неистинны или иллюзорны.
— Существует другой, подлинный мир (другая реальность), где человек может найти свое спасение, обрести истинное существование.
— Человек может войти в этот подлинный мир, но для этого он должен изменить свою жизнь, решительно переделать себя. Собственно, жизненный путь эзотерика сводится к подобной переделке, включающей духовную работу и психотехнику.
Добавление. Эзотерическая культура (сознание) отличается от религиозной. Религиозное спасение предполагает соборное усилие, обращение к Богу (как бы он ни понимался), признание невозможности кардинального изменения своей души (творит и изменяет душу только Бог). Тогда как эзотерическое спасение мыслится как индивидуальное, обращенное к самому себе. Каждая эзотерическая доктрина провозглашает истину, раскрывает глаза на то, что есть «на самом деле», каков настоящий путь к спасению. Но сколько эзотерических учений, столько разных истин. В эзотерических учениях обсуждаются особые проблемы: или принципиально не поддающиеся никакой проверке (что, например, было с нами до рождения или будет после смерти, что есть Бог или дьявол, как устроены иные реальности и миры), или такие, в которых человек хочет установить, провести в жизнь свою личную точку зрения (на добро и зло, на мир, и тому подобное). Центральный гносеологический вопрос – существует ли «на самом деле» эзотерическая реальность для других людей (или независимо от них), получает в современной гуманитарной науке и философии определенный ответ. Эзотерическая реальность объективно существует как культурный и психический феномен. Если же учитывать мир личности (субъекта), то ответ звучит иначе: для людей, имеющих иной, чем у эзотерика, опыт жизни, эзотерическая реальность не существует, для тех, кто имеет сходный опыт, существует. Дальше я еще вернусь к этому вопросу.
В современной традиции эзотерической мысли необходимо различать два направления: классический, более узкий вариант эзотеризма, и, так сказать, неоклассический, более широкий. Эзотерическая реальность — это обязательно символический, но необязательно мистический мир. Подлинной в эзотерическом смысле может стать любая символическая реальность (даже мир разбегающихся галактик или реальность литературного произведения). Особые качества подлинной реальности придает не содержание, а жизнь преимущественно событиями этой символической реальности. Эзотерическая личность живет тем, что переходит в подлинный мир и одновременно творит его. При этом было бы упрощением считать, что такая личность просто фантазирует, грезит. Она именно живет в своем творчестве, в размышлении о мире, в стремлении понять предельные проблемы жизни и бытия. При таком, более широком понимании близкими к эзотерической культуре являются всякое значительное в культурном отношении творчество и новация. Соответственно, многие великие мыслители, художники и общественные деятели переживали подобный эзотерический опыт.
Уже из сказанного понятно, что эзотерическая практика не сводится к простым размышлениям: это особый образ жизни, судьба, жизненный путь, страстная устремленность к эзотерическому миру как конечной жизненной цели, приверженность к идеальным формам жизни, известный аскетизм, работа над собой, установка на кардинальное изменение себя самого, горение и напряжение души. Но и особая культура жизни, включающая в себя разработку эзотерического учения (или освоение его), психотехническую работу над собой (отказ от желаний, отклоняющих эзотерика от его пути, культивирование эзотерического учения, достижение особых состояний сознания, погружающих человека в эзотерические реальности, и так далее). Сюда же относится следование эзотерическому ритуалу и одновременно создание его. Эзотерическая культура жизни предполагает также создание школы и фигуру учителя».

(Розин В.М. Мышление и творчество. Монография. М. ПЕР СЕ. 2006г. 360 стр.)

«Аннотация. Это третья книга автора, посвященная исследованию эзотерических учений. В ней рассматривается особый класс эзотерических работ, авторы которых утверждают, что в их учениях речь идет об эзотерической науке. Чтобы разобраться со статусом подобных учений, В.М.Розин анализирует их структуру и приходит к выводу, что они вполне сопоставимы с характеристиками нормальной науки. Автор показывает, что хотя цели науки и эзотерики разные, существуют проблемы, требующие синтеза научного и эзотерического мироощущения. На материале эзотерических учений Э.Сведенборга, Р.Штейнера, П.Флоренского и М.Лайтмана характеризуются особенности такого синтеза, а также предпосылки (прежде всего, особенности личности), склоняющие их авторов создавать эзотерическое учение в форме науки. Помимо характеристики эзотерических учений автор обсуждает, что сегодня можно вообще считать наукой, в частности, он расширяет понятие науки, включая в него нетрадиционные, цель которых артикуляция и расширение эзотерического или религиозного опыта. Книга предназначена для самого широкого круга читателей, начиная от философов и ученых, кончая последователями эзотерических учений».

(Розин В.М. Эзотерика как духовный путь человека и наука.
Сущность и демаркация. LAP Lambert Academic Publishing. 2010г.)

«Аннотация. В монографии изложен генезис трех путей и типов мироощущения — религиозного, эзотерического и рационального, дан их сравнительный анализ (различие, сущность, общие корни и взаимовлияние), рассмотрены некоторые особенности российской культуры и сознания. Обсуждена проблема предъявления читателям указанных трех реальностей в постмодернистских условиях множественности истолкований социальной действительности. Сформулированы жизненное кредо и нравственные принципы автора. Для философов, ученых гуманитарных направлений, педагогов и студентов».
Оглавление.
Введение
Глава первая. Религиозный и эзотерический пути спасения.
Глава вторая. Смена религиозных представлений: от многобожия к единому Богу и дальше к условному пониманию Творца.
Глава третья. Особенности и структура подлинной реальности эзотериков.
Глава четвертая. Эволюция представлений о реальности в рамках рационального способа мышления.
Глава пятая. Культура и личность — дополнительные, симбиотические реальности социума.
Глава шестая. Особенности современности.
Глава седьмая. Российская культура и ментальность. Некоторые особенности исторического развития русской культуры.
Глава восьмая. Самоопределение и рефлексия автора. Требования к истинности и эффективности современного научного знания.
Комментарии автора.
Список литературы.».

(Розин В.М. Три мироощущения и пути жизни. Философское осмысление
религии, эзотерики и рационализма. Монография. Йошкар-Ола.
Поволжский государственный технологический университет. 2013г. 324 стр.)

Некоторые работы В.М.Розина:

— Беседы об эзотерических учениях. // Вестник высшей школы. № 9-10 1991г.
— Проблема целостного изучения человека. // О человеческом в человеке. М. 1991г.
— К вопросу о культурологии, ее предмете и методе. // Социально-политический журнал. № 3 1993г.
— Новая концепция происхождения человека. // Социально-политический журнал. М. № 4-5 1993г.
— Природа сексуальности. // Вопросы философии. № 4 1993г.
— Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. // Общественные науки и современность (ОНС). № 5. 1993г.
— Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире. // Общественные науки и современность (ОНС). № 5 1994г.
— Эзотерическая культура: личностное познание «истинного мира». // Морфология культуры. Структура и динамика. М. 1994г.
— Кто Вы — Инь или Янь? // Архетип. № 3-4 1996г.
— Культурная асимметрия женского и мужского начал и проблема самоценности женской культуры. // Параплюс. № 1 1996г.
— Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации. // Общественные науки и современность (ОНС). № 3 1997г.
— На пороге нового Эона. // Полигнозис. № 3 1998г.
— Постижение Бога, космоса, любви и света. // Аномалия. № 1 1998г.
— Природа виртуальной реальности. // НГ-Наука. № 8 1998г.
— Природа виртуальной реальности (условие философского дискурса). // Виртуальные реальности. М. 1998г.
— Эзотерические предпосылки происхождения науки и философии. // Социокультурный контекст науки. ИФРАН. 1998г.
— Новая волна интереса к проблемам любви и сексуальности. // Вестник высшей школы. № 1 1999г.
— Природа сознания и проблема его изучения. // Мир психологии. № 1 1999г.
— Эзотерические предпосылки происхождения науки и философии. // Естествознание в гуманитарном контексте. М. 1999г.
— Образ человека в контексте современности. От психологической личности к эзотерической? // Философские науки. № 1 2000г.
Также можно обратить внимание на некоторые издания до 1990г., например:

4.3 Гуревич Мистицизм 1      4.3 Гуревич Мистицизм 2

«Аннотация. Автор книги, советский философ П.С.Гуревич анализирует современный мистицизм как духовно-идеологическое явление буржуазного мира, рассказывает о различных направлениях распространенного сейчас на Западе оккультизма. Книга увлекательна и интересна. Рассчитана на массового читателя. Содержание: Волны неразумия. Феноменология веры. Свет мистического Востока. Бесхрамовые боги. Тайны агонии. Лик смерти. Сумеречное сознание. Мистификация науки. Боги из суперцивилизаций. Наукизация мистики. Мистические культы. Просвещенное богомыслие. Мыслящий тростник. Пригоршня праха».

(Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М. Политиздат. 1984г. 318 стр.)

«Аннотация. Мистицизм воспринимается и переживается «как опыт непосредственного приобщения к «высшей реальности», какой её представляет та или иная религиозно-метафизическая традиция».
Об авторе. Ю.А.Кимелев — религиовед, культуролог, специалист в области философской метафизики, философской антропологии, философии религии и истории философии, переводчик научной литературы».

(Кимелев Ю.А. Феномен мистицизма и современная буржуазная
философия религии. // Вопросы философии. 1985г. № 8. С. 140-148)

4.3 Налимов Спонтанность сознания 1      4.3 Налимов Спонтанность сознания 2      4.3 Налимов Спонтанность сознания 3

«Аннотация. Первое отечественное прижизненное издание основополагающего труда замечательного российского ученого и философа Василия Васильевича Налимова (1910-1997), основная часть работ которого по изуверскому решению Главлита публиковалась только за рубежом. Опираясь на некоторые представления философии, трансперсональной психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природу смыслов и строит вероятностно ориентированную смысловую модель личности. Показано, что предлагаемый подход берет свое начало от Платона и перекликается с развитием западной философии вплоть до экзистенциализма и философской герменевтики. На протяжении всей книги автор пытается воссоздать диалог, опираясь на религиозные, философские и научные тексты прошлого и настоящего разных культур. В приложении даны три работы Т.А.Перевозского: Вероятностная концепция смыслов и квантовая теория измерений. Некоторые соображения о возможности построения пространственно-метрической логики. О едином понимании естественного языка и языка музыкальных текстов с позиций вероятностной модели смыслов. Репродукции картин художника А.Дьячкова».

(Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов
и смысловая архитектоника личности. М. Прометей, 1989. 288 стр.)

 

1 9 9 0  г о д .

4.3 АУМ

«Аннотация. Есть люди, и в особенности между учеными всех времен было и есть много таких людей, которые или с чужого голоса, или даже путем собственной мыслительной работы дойдя до известных понятий, уже решительно не в состоянии сойти со своего места. Они не признают для себя возможности никаких ошибок. Если свидетельства их собственных чувств противоречат их теориям и выводам, — они не хотят ни видеть, ни слышать, ни осязать, закрывают глаза, зажимают уши и бегут дальше от явления, грозящего доказать их несостоятельность…
Содержание 1-го выпуска:
Б.Геливер. Школы мистерий.
А.Безант. Что такое теософия.
С.Абедананда. Что такое Йога.
Р.Штейнер. Какую пользу может извлечь медицина из применения духовно-научного метода.
Оккультная наука самоисцеления.
Э.Мюррей. Человек, творящий чудеса.
П.Рогальская. Жизнь не прекращается.
С.Мюге. Мой путь к эзотеризму. Мысли о реинкарнации.
Содержание 2-го выпуска:
Золотые стихи Пифагора.
Школы мистерий (продолжение).
А.Безант. Что такое теософия (Лекции 4 — 6).
П.Эпштейн. Путь к Богу, Семь планов солнечной системы.
Э.Мюррей. Человек, творящий чудеса.
Л.Флиттер. Из мира груз и ярких сновидений…
П.Успенский. Психология возможного развития человека.
Э.Светлов. Шакийский отшельник.
Е.Наклушев. Мы, евреи…
Г.Джемаль. Абсолют.
А.Ровнер. Поворот песочных часов.
М.Дикенсон Аунер. Магическое и мистическое влияние музыки.
Г.Хоун. Сокровенный лик музыки.
Г.Симкин. О стрессе жизни».

(Аум. Синтез мистических учений Запада и Востока.
В 3-х т. М. Терра-Terra 1990г. 267 стр., 322 стр., 336 стр.)

4.3 Наука и мистицизм

«Введение. Социальные сдвиги в мире, бурное развитие научно-технической революции, качественные преобразования структуры личности в современных условиях ведут к возрастанию значения диалектико-материалистического мировоззрения. «…Без солидного философского обоснования, — писал В.И.Ленин, — никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания». Не случайно, что в условиях небывалой по интенсивности и остроте борьбы двух полярных мировоззрений — диалектико-материалистического и буржуазного — для современной буржуазной методологии научного исследования становится характерной реакционная тенденция к «синтезу» данных новейшей науки с традициями мистических учений.
Действительно, мистицизм захлестнул в XX в. страны Запада, иррационализм пронизывает почти все сферы жизнедеятельности человека, глубоко укоренился в массовом сознании, несмотря на колоссальные достижения научно-технического прогресса. Каковы же причины необычайного бума иррационализма и мистицизма, охватившего западное общество? Это обусловлено в первую очередь социально-экономическими, социально-политическими условиями буржуазного общества, стимулирующими духовное обнищание западного обывателя, что проявляется в его тяге к поделкам «поп-культуры», снижение интереса к классической литературе, музыке, искусству в целом. К тому же научно-техническая революция многократно усиливает эти процессы, обостряет внутренние противоречия капитализма.
Результаты научно-технической революции в глазах человека приобретают вид некоей демонической иррациональной силы, современные технологии подавляют индивидуальность человека, превращая его в условиях капитализма в социальный «винтик». Автоматизация и роботизация вызывают у многих людей панический страх потерять работу. Возникает страх перед будущим. Все это влечет за собой чувство одиночества, депрессию, фатализм, ощущение эфемерности своего существования, обреченности и как следствие — стремление к мистицизму…
Иррациональное истолкование природы мира и способов его познания, теоретически «обоснованное» в работах В.Дильтея, А.Бергсона, М.Хайдеггера и других буржуазных мыслителей, тоже «подпитывает» бум иррационализма и мистицизма в современной западной культуре. Нельзя не согласиться с известным советским философом Т.И.Ойзерманом, который подчеркивает, что в условиях современного буржуазного общества происходит отчуждение познания, его мистифицированное выражение фиксируется в «реакционных философских учениях иррационалистического толка». Необходимо отметить, что квалифицированный критический и конструктивный анализ учений подобного рода дан в работах таких известных советских ученых, как В.Ф.Асмус, С.С.Аверинцев, Ф.X.Кессиди, А.Ф.Лосев, И.С.Нарский, Т.И.Ойзерман и др.
Возрождению и распространению определенных традиционных форм восточного мистицизма, астрологии и прочих древних суеверий способствует также сложившаяся гносеологическая ситуация в западной науке. Развитие там новых направлений в естествознании приводит некоторых философов и ученых к выводу, что западная культура должна «освоить» мировоззрение, сложившееся в лоне восточных религиозно-мистических учений. Не случайно большой интерес к восточной мистике на Западе в последнее время наблюдается среди естествоиспытателей, особенно среди физиков. Некоторые из них пытаются доказать, что существуют далеко идущие аналогии между картиной мира, созданной мистиками Востока, и картиной мира современной физики. Более того, они склонны утверждать, что мистическое видение мира гораздо глубже и совершеннее, чем научная картина мира. Такого рода подход к интерпретации феноменов объективного мира ошибочен в корне, он оказывает негативное влияние на прогресс науки.
Об этом свидетельствует критический анализ концепций таких западных мыслителей и ученых различных специальностей, как Д.Бом, X.Дитфурт, Д.Икеда, Ф.Капра, Т.Лири, К.Прибрам, Ч.Тарт, М.Талбот и др. В центре их внимания — так называемая экзопсихология, «голографическая концепция функционирования человеческого мышления», «релятивистская квантовая психология», хайдеггеровские рефлексии и экзистенциально-феноменологический подход к природе сознания, гипотеза «галактического разума» и т.д. На примере этих концепций отчетливо прослеживается тенденция названных западных мыслителей и ученых вписать мистическое мироощущение в философские основания современной науки. Если в рамках парадигмы классической европейской науки «мистический (трансперсональный) опыт» фиксировался как шизофренический, то теперь ситуация кардинально изменилась и мистицизм «заслуживает серьезного рассмотрения даже внутри научного сообщества».
В работах буржуазных методологов для обоснования идеи «трансперсональной реальности» рассматривается ряд моделей сознания, основанных на научном анализе, на интуиции и «мистическом опыте», на художественной и литературной впечатлительности, а также на различных комбинациях этих средств. Это характеризует своеобразие диалога между представителями разнообразных школ западного теоретического мышления, направленного по своей сути против диалектико-материалистического мировоззрения. Как подчеркивает советский философ В.С.Готт, цель буржуазной идеологии в отношении естественных наук ясна: «…использовать данные этих наук, разумеется, в извращенном виде, для пропаганды идей мистики и иррационализма». В этой связи он подчеркивает, что «модные ныне на Западе парапсихология, телекинез активно используются в борьбе против материалистического мировоззрения».
В советской философской литературе имеется ряд исследований, посвященных критическому анализу различных аспектов феномена мистицизма в контексте современной буржуазной культуры. К ним относятся работы Е.Г.Балагушкина, П.С.Гуревича, В.С.Глаголева, А.Н.Кочетова, М.А.Поповой, Б.В.Поспелова, М.Т.Степанянц, О.Д.Куракиной и других. Однако нет специального исследования различных вариантов концепций «интеграции» науки и мистицизма; можно сказать, что критический анализ различных модификаций концепции такого рода в нашей философской литературе до сих пор не проведен в широком аспекте. Данная книга и посвящена восполнению этих пробелов — критическому анализу попыток некоторых буржуазных мыслителей и естествоиспытателей интерпретировать результаты бурно развивающейся науки в духе мистических традиций восточных религиозно-философских систем.
Разоблачение научной несостоятельности этих концепций — немаловажный аргумент против всевозможных хитроумных попыток реализовать «слияние» науки с мистицизмом. За методологическую основу данного исследования взято положение В.И.Ленина о союзе философов-марксистов и естествоиспытателей, марксистско-ленинские принципы научной критики буржуазной философии. В качестве материала в книге широко использованы новейшие данные космологии, физики, биологии, психологии и других научных дисциплин. Предпринятый анализ нацелен на то, чтобы раскрыть истоки религиозно-мистической интерпретации кардинальных проблем жизни и смерти человека; выявить смысл параллелей между картиной мира восточного мистицизма и картиной мира современной науки; показать способы аргументации, используемые в буржуазной методологии для обоснования идей «трансперсональной (сверхъестественной) реальности», раскрыть социально-мировоззренческие функции мистицизма. Наконец, рассмотреть, как данные науки XX в. в сочетании с марксистско-ленинской методологией можно использовать для критического анализа указанной выше концепции «интеграции» науки и мистицизма».

(Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке. М. Мысль. 1990г. 219 стр.)

 

1 9 9 1  г о д .

«Аннотация. Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии Е.П.Блаватской. Книга 1, 2 — Космогенезис. Книга 3, 4 — Антропогенезис. Книга 5 – Спираль познания: мистицизм и йога. Мистика устами мистиков. Мировозрение восточных посвященных и индийских йогинов. Книга содержит в меру упрощенное изложение ключевых положений и понятий Теософии и мистицизма в их сравнении с привычными материалистическими представлениями, и, таким образом, фактически является объяснением, комментарием к «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской.
Автор и научный редактор книжки высказались за анонимность ее публикации. Такое желание, по их мнению, соответствует обычной этике оккультистов и говорит о том, что они не претендуют на роль «открывателей» мистических истин, но являются лишь их компиляторами, стремящимися учесть взгляды современных читателей и тем самым облегчить восприятие ими Теософии, изложенной в «Тайной Доктрине».

(Блаватская Е.П. Тайная доктрина в 4-х книгах. 5-я дополнительная книга:
Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков.
М. Прогресс-Культура. Сиринъ. 1991-1992гг. 384+488+576+496+448 стр.)

«Аннотация. Сборник знакомит с концепцией существования жизненной энергии (ци) в изложении разных авторов, а также включает ряд практических методик, направленных на повышение уровня здоровья, работоспособности, творческих возможностей, на продление срока жизни, на гармонизацию и активизацию жизненной энергии человека, базируясь на древней науке Китая».

(Богачихин М.М. Таинственная Ци и пути к бессмертию.
В двух книгах. Запорожье. Коммунар. 1991г. 104стр, 144 стр.)

— Потапов В. Запретное знание: парадокс сверхъестественного. // Ж. «Гармония» № 1991.

«Аннотация. В брошюре даётся сжатый, но яркий и образно-чёткий анализ состава тела человека в своеобразном духе мистического рационализма, столь характерного для адептов западно-европейской эзотерической школы. Холл и Папюс — два различных философских подхода к оккультной анатомии человека и нам представляется, что это разнообразие эзотерической мысли может послужить лишь успеху поставленной цели — дать читателю полноценный материал для изучения этого интереснейшего отдела Сокровенного Знания.
«Оккультная анатомия человека» Мэнли Холла в переводе Л.К.Брезинской очень ценна и полезна, ибо дает массу драгоценных указаний, намеков и гипотез, не встречающихся в других сочинениях по оккультизму и, кроме того, приводит в стройную систему беглые сведения по оккультной анатомии, разбросанные в сотнях книг древних и современных авторов. Это как бы конспективное изложение, квинтэссенция больших эзотерических познаний автора, касающихся затронутой проблемы. В дополнение дана брошюра известного французского оккультиста доктора Папюса «Comment est constituer l’etre humain» в переводе М.А.Соловьева».

(Мэнли П.Холл. Оккультная анатомия человека;
Папюс. Оккультный состав человека. Таллинн 1938г.
Репринтное издание. Триада-Арт. 1991г. 80 стр.)

* * *