Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.1).

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «эзотерический» понимать «внутренний, скрытый, невидимый, понятный не всем»; «имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию»…

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В данной статье будут представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии до 2000г. (см. статью 1.4. «Четыре аспекта Российской Тантрологии»).

Слово «эзотерический» происходит от греч. esoterikos — букв. «внутренний», «направленный внутрь», «сокровенный». Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «эзотерический»:
— скрытый, тайный;
— сакральный, тайный;
— внутренний, скрытый;
— посвященный в тайны какого-нибудь учения;
— сокровенный, внутренний, скрытый, тайный;
— тайный, понятный только посвященным, скрытый;
— тайный, доступный только узкому кругу посвященных;
— имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию;
— тайный, назначенный лишь для посвященных; научный, ученый;
— предназначенный для посвящённых, сведущих в мистических, тайных учениях;
— предназначенный только для посвященных или специалистов; тайный, скрытый;
— предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им;
— тайный, скрытый, сокровенный, предназначенный исключительно для посвященных;
— термин, относящийся ко всему, что понимают немногие избранные, что вверяется только им;
— тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных;
— тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях и т.п.);
— посвященный в тайны какого-либо общества или учения, могущего быть открытым только избранным;

«Эзотерический (греч. esoterikos внутренний), тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных. Экзотерический (греч. exoterikos внешний), понятный всем, предназначенный и для непосвященных, не составляющий тайны».

(Большой Энциклопедический словарь. М. 1998г., 2003г.)

Частота употребления слова «эзотерический» составляет 118 раз на ? 300 млн. слов;

* * *

Поскольку речь идет об «эзотерическом» аспекте предыстории Российской Тантрологии, обратим внимание на период 1990-2000гг., который можно назвать «уникальным», особым периодом в развитии Эзотерической Традиции в России, и который еще ждет своих исследований и публикаций. Это период не только активной миссионерской деятельности представителей различных «западных» и «восточных» конфессий, образования бесчисленных «сект» и расцвета самых разных «культов», но и период «лавинообразного» информационного «эзотерического» потока.

«Еще буквально 10 лет назад найти эзотерическую литературу было весьма и весьма непросто. Книги, напечатанные на серой, тонкой бумаге, продавались на книжных развалах, и за ними записывались в очередь, а еще десятилетие назад их можно было достать только в республиканских библиотеках, зачастую в виде микрофильмов, или перепечатать на печатной машинке у товарища по интересам (кроме того, подобные интересы, как, в принципе, и любые проявления религиозности, всегда порицались партийными органами). Сегодня же найти информацию, касающуюся необычных возможностей человека, нетрадиционных с точки зрения обычной медицины методов оздоровления и омоложения, необычных явлений и тайных знаний не составляет труда.
В любом книжном магазине можно найти десятки и сотни книг по интересующей тематике, по телевидению показывают популярные программы, снимают фильмы (и даже реалити-шоу), а интернет-пространство расцвечено всевозможными сайтами, посвященными различным взглядам на предназначение человека, его экстрасенсорным способностям и сверхъестественным возможностям. Несомненно, это говорит о том, что интерес человека к эзотерике не только не ослабевает, но и усиливается!». 

(Всё об эзотерике. Что такое эзотерика. Как стать эзотериком? ezoter.uol.ua.)

«Одной из причин моей ненависти к современному оккультизму и мистике является их антикультурный, я бы сказал даже, античеловеческий характер. Последнее утверждение, правда, требует отдельного пояснения, но сегодня я хотел бы затронуть именно культуру. На мой взгляд, современная эзотерика превратилась в банальную штамповку различных эзотерических книжек, основная цель которой — заглянуть в карман наивных обывателей, ловящихся на эту «пургу». Я не погрешу против истины, если скажу, что средневековой эзотерике (читай, средневековому мистицизму) была присуща, в некотором смысле, элитарность. Я говорю даже не о масонах и розенкрейцерах, которые появились в эпоху Нового времени. Под элитарностью я понимаю не высокое сословие или духовный сан, не наличие толстого кошеля. Это элитарность духа, сознания. Путь средневекового мистика — это путь аскезы, путь ограничения и прекращения всех трений с мирской частью этого бытия. Глядя на современной поколение эзотериков, мистиков, магов и колдунов, мне хочется плакать и смеяться одновременно. Это либо психологически слабые и неустойчивые индивиды, которые не могут адаптироваться к сложным условиям современного бешеного ритма жизни, либо молодые люди, чисто по неопытности застрявшие в эзотерическом болоте (чаще всего плохо образованные, не знакомые с наукой и хорошим культурным восприятием), либо те, то имеет коммерческий интерес, так называемые бизнес-гуру (кстати, основатели всяких психологических и карьерных кружков тоже могут сюда относиться), ну, и, дамы меня простят, но все-таки женщины от природы существа более иррациональные, чем мужчины, поэтому они склонны лезть в объятия гадалок, почитывают Коэльё, ходят на фитнес-йогу, короче, занимаются модным делом, которым не стыдно похвастаться перед подругами. Может ли вся эта эзотерическая тусовка породить что-то толковое, истинно высокое и талантливое, перед которым преклонилось бы все человечество не зависимо от культуры, расы, национальности и т.д.? Я бы сказал, пациент скорее мертв, чем жив». 

(Эзотерическая художественная литература. 2009г.)

«В настоящее время активизировалось изучение западно-европейского эзотеризма как особого культурно-исторического явления. Аспекты его изучения весьма разнообразны: этнографический, культурологический, социальный, философский, политический, богословский и др. Наряду с ними важное место принадлежит и его историческому изучению, в рамках которого будут решаться специфические проблемы и задачи. Это, в частности, рассмотрение историко-культурного контекста, в котором возникают и развиваются эзотерические учения, изучение эволюции исторических форм эзотеризма, выяснение той роли, которую они играют в общественной жизни, выполняя те или иные функции, степень воздействия на общество и пр. При этом общая история эзотеризма должна разрабатываться на основе изучения отдельных национальных традиций. Подобная работа уже ведется. Много сделано для изучения эзотеризма в Германии, Франции, Голландии. Не менее важно исследование истории эзотеризма в России. До последнего времени Эзотерическая Традиция в России как специальная проблема не исследовалась. Обобщающего исследования пока нет. Как правило, дореволюционные, советские и современные историки в своих трудах касались лишь отдельных аспектов интересующей нас темы.
Среди них обращалось внимание и на начальный период становления эзотерической традиции в России. К сожалению, этот период с трудом поддается реконструкции. В связи с этим в литературе имеются разные точки зрения относительно времени и обстоятельств первоначального знакомства российского общества с эзотерическими учениями. Наиболее распространенным является мнение о том, что «история эзотеризма началась с масонов», а, следовательно, не ранее рубежа XVII-XVIII вв. Однако есть очень веские основания не согласиться с данной точкой зрения.
Известные в настоящее время факты убедительно свидетельствуют о том, что первоначальное знакомство с эзотерической традицией относится к XV в. В это время ее влияние на русскую культуру проявилось в распространении так называемой ложной и отреченной литературы по астрологии и гадательной магии. Это были преимущественно астрологические сборники, всякого рода Колядники, Громники, «Острологии», в которых шла речь о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца, о влиянии всех этих обстоятельств на новорожденных младенцев и вообще на судьбу людей. Среди них мы встречаем, между прочим, и одну из книг Гермеса Трисмегиста. Она проникла на Русь в виде оккультного сборника под названием Рафли или Врата Аристотеля. Этот сборник представлял собой сплав астрологии с гадательной магией». 

(Кучурин В.В. Предыстория эзотерической традиции в России (XV-XVII вв.).
// Макарьевские чтения: материалы третьей международной конференции
(21-22 ноября 2004г.). Горно-Алтайск. 2004. С. 242-248)

См. также:

— Кучурин В.В. Эзотерическая традиция в России в конце XVIII — начале XIX в.: опыт междисциплинарного исследования. // Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21-22 ноября 2003г.). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. 2004г. С. 227-240.

— Кучурин В.В. Мистицизм и западноевропейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства в последней трети XVIII — первой половине XIX в.: опыт междисциплинарного исследования. // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры. Сборник статей. СПб. Изд-во СПбГУ. 2005г. С. 142-161.

«Что же такое эзотеризм? Наука, философия? Кто они эти люди изучающие эзотеризм? Голопузые юнцы, бегающие с книгами на морозе или люди, ушедшие из мiра в поисках Вечного Безмолвия? Самая Великая тайна Тайны в том, что она не Тайна. Эзотеризм — это то, что внутри мiра, внутри человека, внутри каждой вещи и каждого процесса. Лао Цзы определил его, как = ДАО =, как некий процесс Вечного изменения и жизни, который можно постичь только слившись с ним в Едином потоке Жизни. Эзотеризм был всегда и всегда будет пока будет существовать Вселенная, мiр, Космос. Эзотеризм — это не тайные надписи в священных пещерах и не карты для гадания в грязной юбке цыганки. Эзотеризм — это живой организм самой Жизни, поэтому совершенно глупо искать эзотеризм, выраженным в виде какой-то Доктрины. Эзотеризм скрыт, но скрыт только от человеческой «глупости» и «учености». Человек, живущий в эзотеризме мiра живет в самом центре Жизни. Это не молящийся усердно послушник и не йог, сидящий на вершине горы, хотя он может быть и в такой ситуации, но временно. Эзотеризм не имеет целей в примитивном понимании этого слова. Эзотеризм — это органическое развитие мiра и Человека в мiре. Он подобен Океану разрушающего скалы логических построений и стройных доктрин. Вкусить эзотеризм можно в тишине мастерской Мастера. В запахе мастерской, во вкусе утреннего кофе и в смехе ребенка, который еще не понимает в какую переделку он попал, родившись в мiр. Он чист и беспечен. Он смеется, потому что безразличен к социальному своему весу. Наши социальные маски могут быть похожи на маски Мудреца, Воина, Мыслителя, Хозяина, но это только маски. Маска Святого заполонила все храмы, но есть ли в храмах реальная Святость? Эзотеризм не требует Святости. Как может быть не свята сама Жизнь? Что может противостоять Жизни? Росток, маленький, слабенький зеленый росток, способен разрушить мертвый асфальт этого мира. И это не метафора — это факт. Эзотеризм подобен зеленому ростку. Он пробивается там, где, кажется, его не должно быть. Владимир Шмаков писал свою «Пневматологию Духа» в подвале питаясь мерзлой картошкой. Почитайте эту книгу, и вы поймете, что такое «росток, пробивающийся сквозь асфальт, как не метафора». Эзотеризм не может быть Учением или Философией. Эзотеризм можно впитать в глубине самой Жизни. Он сам есть Жизнь. Настоящая Жизнь, реальная Жизнь в Реальности без шор и оков теорий. Эзотеризм не оставляет следов. Там, где он был проявлен обычно люди в масках Учеников или Учителей образуют общины и школы. А. чему можно учить в таких школах? Только одному, как заработать на «учении». Эзотеризм не может быть доходным делом. Это все равно, что платить воде потому что она мокрая. Мiр проявленный, и та Жизнь, которая колотиться внутри этого мiра совершенно не тождественны. Эзотеризм дает понимание того, что ты не можешь быть один. Ты всегда можешь ощутить поток Единой Жизни в которой колотятся сердца всех Искателей Жизни и это удивительное ощущение…». 

(Е.Колесов. 13 врат эзотерики. История эзотерических учений
от Адама до наших дней. Изд. РостГУ. Росткнига. 1999г.)

««Эзотеризм» принадлежит к числу тех терминов, которые активно и с давних пор используются в самых разных контекстах, вариациях и сочетаниях. Однако при этом его семантическое поле до сих пор остается недостаточно изученным и, как следствие, дискуссионным. Существует множество определений эзотеризма, выделяющих в нем те или иные стороны по каким-либо критериям. Эзотеризм пытаются определить как сами сторонники эзотерических учений, — либо сознательно позиционирующих себя как эзотерических, либо ведущих себя в эзотерическом русле, — так и ученые «не-эзотерики», изучающие этот предмет на академическом уровне. Множество интерпретаций эзотеризма бытует и в массовой культуре. Есть также немало общих и частных оценок эзотеризма, представлений о его роли в истории человеческого общества, о его месте в современной культуре, о его связях с миром науки и т.д.
В своей статье мы также обращаемся к проблеме дефиниции эзотеризма и ставим задачей дать его наиболее адекватное, с нашей точки зрения, определение. Может возникнуть вопрос: имеет ли смысл умножать и без того богатый набор определений эзотеризма? Однако не оно само по себе является главной нашей целью. Нам важно было показать сам способ отыскания необходимого определения эзотеризма. Поэтому именно на процессе движения к итогу — дефиниции эзотеризма — мы и делаем свой акцент.
Этот способ мы можем назвать «семантическим уплотнением». Он состоит из четырех последовательных этапов. На первом этапе («интенция и категоризация») мы обращаем свое внимание на неопределенный массив понятий, которые более-менее приближаются к понятию эзотеризма, нами еще не «открытого» в полной мере, но интуитивно данного нам в виде некой аморфной семантической массы. На втором этапе («селекция») мы отбираем из этого массива наиболее предпочтительные и располагаем их в своеобразном иерархическом режиме: чем больше порядковый номер данного понятия, тем ближе оно подступает к интуициям эзотеризма. На третьем этапе («шлифовка») мы подводим к каждому из этих понятий аморфное понятие эзотеризма и оттачиваем, «шлифуем» его семантическое пространство, наделяя его наиболее четкими гранями. Наконец, на четвертом этапе («дефиниция») мы даем собственное определение эзотеризма и разворачиваем его содержание… <…>.
Первый этап этой методологической процедуры выходит за пределы нашего научного рассмотрения. Поэтому вкратце отметим лишь, что он является чем-то вроде «фона», на котором разворачивается отчетливая «фигура» эзотеризма. В этом фоне есть множество самых разнообразных категорий, понятий, каких-то красивых метафор и просто нетерминированных слов обыденного языка, зыбких полухудожественных образов и символов. Держа в уме определяемое понятие эзотеризма, мы замечаем массу материала, который имеет отношение к нашей проблематике. Более пристальное рассмотрение этого материала плавно переводит нас на второй этап, «селекцию», где основными объектами будущего сопоставления оказываются следующие понятийные сущности: экзотеризм, парапсихология, мистицизм, магия и оккультизм. Именно через соотнесение с этими понятиями эзотеризм проясняет свою сущность и становится доступным для внешнего исследования.
Как уже было сказано выше, «селекция» предполагает не только отбор значимых в анализе понятий, но и их иерархическое расположение. Мысленное подведение к каждому понятию такой интуиции, как «эзотеризм», порождает следующую структуру этих понятий:
— Экзотеризм
— Парапсихология
— Магия
— Мистицизм
— Оккультизм… <…>.
В то время как эзотеризм и экзотеризм представляют собой непересекающиеся, хотя и зависящие друг от друга, семантические домены, эзотеризм и парапсихология обнаруживают первые следы единства в сфере феноменов, выходящих за пределы обычного восприятия и понимания. Далее, еще ближе к эзотеризму подходит магия с ее моделированием искусственных ситуаций, которые должны повлиять на естественный ход вещей… Наконец, теоретические обобщения полученного опыта и попытки создать стройные учения, объясняющие сферы, которые выходят за пределы обычного чувственного восприятия и формальной логики, приводят к оккультизму, который тем самым ближе всех остальных понятий подступает к собственно эзотеризму.
После таких сопоставлений смутное представление об эзотеризме получает более четкие очертания, в связи с чем мы теперь можем перейти к четвертому этапу и дать собственное определение эзотеризма: Эзотеризм — комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками.
Разумеется, подобное определение носит исключительно общий характер и поднимает дополнительный ряд вопросов. Почему эзотеризм представляет собой «комплекс», а не «систему»? В чем, собственно говоря, состоит «специфика» интерпретаций и почему вообще говорится именно об интерпретациях? Какие именно практики имеются в виду? И т.д. …
Отличие эзотеризма от прочих сфер человеческого знания и деятельности заключается в том, что он обращен к области, которая превосходит пределы эмпирической действительности. Воспринимаемый физический мир интересен эзотерикам лишь в той мере, в какой он является продолжением «другого» мира либо символическим напоминанием о нем. Трансцендентная область, предмет упований и стремлений эзотериков, требует особых практических (психодуховных) средств, углубляющих сознание адептов, перестраивающих его на позиции данной эзотерической системы. Иными словами, практика эзотериков служит апробации, подтверждению их теоретических конструкций, но, с другой стороны, она и сама оказывает влияние на эзотерическую теорию, корректируя, дополняя, трансформируя ее…».

(Пахомов С.В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм».
// Мистико-эзотерические движения в теории и практике.
История. Психология. Философия. / Под ред.
С.В.Пахомова, Ю.Ю.Завгороднего, С.В.Капранова. СПб. 2008г.)

 

2. ТВОРЧЕСТВО И.А.ЕФРЕМОВА

В 2005г. в журнале «Компьютерра» была опубликована статья О.Киреева о творчестве И.А.Ефремова (см. Олег Киреев. Прекрасное будущее Ефремова. Журнал «Компьютера» №31 Сентябрь. 2005г.). В ней, в частности, говорилось:

«Чем дальше, тем больше меня восхищает замечательный советский писатель-фантаст Иван Ефремов. Читая его, я был уверен, что открываю нечто совершенно забытое; но потом оказалось, что множество моих знакомых в последнее время вспоминают его или впервые знакомятся с его произведениями. Удивительно было обнаружить рост популярности Ефремова и на общественно-политической сцене. Футурологический интернет-проект 2084.ru выкладывает в онлайне его книги и посвящает форумы разбору его идей. Другая чрезвычайно симпатичная литературная онлайн-коллекция получила название от имени космического корабля, на котором летят герои «Часа быка», — Noogen.ru.
Ефремов стал пионером идеи «любая технология могла бы быть иной», которая написана на знаменах всех левых «технофилов» и «технолибертариев» современного Запада. Ефремов — человек эпохи оттепели, гражданин общества, верящего, что прогресс идет и человечество ищет пути оптимального, рационального развития. Нам, живущим в XXI в., окруженным техногенным консьюмеризмом и автоматическим наблюдением, нам, занесенным в электронные базы данных и предпочитающим закрывать глаза и уши при упоминании биогенетических модификаций и нанотехнологий, сущностно важно понять, что каждая из этих технологий, как и само направление научно-технического прогресса, могли бы быть иными.
Особенно замечательны в этом аспекте романы «Туманность Андромеды» и «Час быка». Оба написаны из перспективы далекого коммунистического будущего Земли. Восторжествовали разум и воля — люди обрели контроль над историческим процессом. Конец XX в. назван ими Эрой Разобщенного Мира (ЭРМ). Следом за ЭРМ наступила Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ) — момент, когда человечество, пройдя по «лезвию бритвы», совершило бросок «из царства необходимости в царство свободы». После этого история перестала быть историей конфликтов и стала историей развития, расширения возможностей, роста — пришла «самая великолепная во всей истории человечества ЭОТ — Эра Общего Труда с ее веками Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Изобилия и Космоса». Следующий за нею этап — это Эра Великого Кольца, эпоха, когда человечество встретилось с другими разумными мирами других галактик и началось совместное исследование бесконечной Вселенной, совместное управление и счастливые поиски новых открытий. <…>
Исследователи и ученые из «Туманности Андромеды» отправляют новые данные во «всеобщую информацию» для обсуждения — значит, к «пророчествам» Ефремова можно прибавить и Интернет, а также, что любопытно — открытия восточной философии и Йоги. В одном из писем незадолго до смерти Ефремов пишет: «…о Йоге, о духовном могуществе, о самовоспитании — все это впервые появилось в нашей литературе, в результате чего появились легенды, что я якобы посвященный йог, проведший сколько-то лет в Тибете и Индии, мудрец, вскрывающий тайны…». Если Ефремов здесь и предстает пророком, то скорее это роль пророка российского Нью-Эйджа. Если прибавить к Йоге и философии Веданты последовательно проводимый в его книгах культ женщины, или Великой Матери, — чему целиком посвящена «Таис Афинская», — то совпадение будет полным. Так же, как его незнакомые единомышленники с той стороны «железного занавеса», он воскрешает Тантру, говорит о будущем освобождении женщины, чем еще раз доказывает синхронность развития идей. Следует прибавить , что в последние годы такие разные и замечательные французские писатели, как мизантроп Мишель Уэльбек и вдохновенный визионер Пьер Бордаж (см. П.Бордаж. Евангелие от змеи. / Пер. Е.Клоковой. М. Ультра. Культура. 2004г.), каждый на свой лад, говорят о все большей актуальности наследия Нью-Эйджа*.

(*справка: Нью-Эйдж (англ. New Age — букв. «новая эра», также наз. «Новая эра», «Эра Водолея» и «Новый век) — общее название совокупности различных течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Как движение зародилось и сформировалось в XX в., достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-е годы. По мнению ряда основателей течений Нью-Эйдж, оно ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества).

Сам Ефремов, вероятно, не одобрил бы подобной параллели. С удивительной для такого эрудита поверхностностью, он временами резко говорит о темах, которые в это же время были активно развиты в западном критическом дискурсе, например о психоанализе или современном искусстве (которое он часто называет «абстрактным»). <…>
У Ефремова есть ряд любимых идей, которые, очевидно, он очень надеялся увидеть подтвержденными в науке еще при своей жизни. К ним относится уверенность, что в дополнение к нашему любимому четырехмерному пространству существуют некие антипространства, названные им в терминах древнеиндийской философии «Шакти» и «Тамас». Это, безусловно, является дополнением его космологических идей: «Люди привыкли воспринимать явления односторонне и прямолинейно — они создали теорию разбегающейся или взрывающейся Вселенной, еще не понимая, что они видят лишь одну сторону великого процесса разрушения и созидания». Ефремов предсказал Интернет и психоделическую революцию, но не мог предусмотреть «цифру». <…>
Разговаривая с любителями Ефремова, я обнаружил, что многие из них прочитали «Туманность Андромеды» в 14-15 лет, и с тех пор она остается их любимой книгой. Действительно, «Туманность Андромеды» сильно запоминается. Чтение местами — особенно по ходу описания научно-технических и социальных усовершенствований — кажется скучным, но через некоторое время вспоминаешь книгу как чистое и легкое впечатление, которое не хочется утратить».

В 1998г. в газете «Знамя Мира» (г.Томск) была опубликована статья ее главного редактора, Г.С.Горчакова, о творчестве И.А.Ефремове (см. Горчаков Г.С. Великое Кольцо Ефремова. Газета «Знамя Мира». №4 1998г.). Вот что в ней, в частности, говорилось:

««Туманность Андромеды» как бы предвосхитила философское обоснование поистине вселенского прорыва из земной заскорузлости. Человечество стало осознавать себя частью Космоса, его сознание приоткрылось для принятия новых понятий. Община — веление Космоса. И.А.Ефремов своей идеей Великого Кольца Сотрудничества Вселенских Цивилизаций ответил самым сокровенным чаяниям людей, жаждущих справедливой творческой жизни…». <…>
Само описание чужеземного звездолета странным образом напоминает описание… острова Атлантиды у Платона — он окружен тремя концентрическими кольцами каналов. И на звездолете три концентрических ребра. Согласно Платону, атланты посещали дальние планеты. Это, видимо, было известно и И.А.Ефремову. Может быть, правильное название романа «Туманность Атлантиды»? Вспомним «Атлантиду» Платона. Здесь Атлантиде покровительствует Посейдонис, которого еще называли «Лошадиным богом». В романе «Туманность Андромеды» находят статую золотого коня весом в четыреста тонн. Не символ ли погибшей Атлантиды? <…>
Глубокую эзотеричность творчества И.А.Ефремова подтверждает исследование московского искусствоведа А.Юферовой. Она пишет: «Старого Рериха Иван Антонович лично не знал, но успел познакомиться и один раз встретиться и побеседовать с возвратившимся из Индии его старшим сыном, выдающимся ученым-тибетологом Юрием Николаевичем Рерихом. По словам жены Ивана Антоновича, Таисии Иосифовны Ефремовой, Юрий Николаевич во многом подтвердил то, что узнал И.А.Ефремов об экспедиции Рериха в Монголии. Со знанием дела, трезво анализировал И.А.Ефремов ход и особенности легендарной рериховской экспедиции. Но не эти, в общем-то, «земные», обычные подробности увлекали меня. Хотелось как можно достовернее и полнее узнать о самых главных, малоизвестных ее результатах, о которых коротко поведала в 1965г. публикация в журнале «Международная жизнь»: «Путь к Родине. Кто они, Махатмы Гималаев, приславшие с Н.К.Рерихом в 1926г. послание Советскому Правительству?». «Раджа-Йоги, люди огромного древнего знания, — был ответ», того знания, которое представлялось запретным и колдовским европейскому мышлению эпохи христианского Средневековья, и, по традиции, если не колдовским, то сомнительно-мистическим — мышлению нового времени. Но именно наш космический век позволяет и обязывает современную науку трезво и непредвзято оценить это пришедшее из дали тысячелетий драгоценное наследие. Путь его современного нового открытия и возвращения в жизнь особенно труден — «как по лезвию бритвы». Архаична и невежественна косность запрета знания, и так же недопустима и опасна всякая его мистификация, «безответственное скороспелое любопытство, потребительское отношение к нему».
Поэтому неизменно, полушутя-полусерьезно: «Мы чел (чела санскр. ученик.) не берем», — отвечал И.А.Ефремов на просьбы обращавшихся к нему романтиков, сразу же обезоруживая и возвращая на землю всех готовых воспарить в «высшие сферы». «Я свое мировоззрение и знание создал сам, а не получил готовым», — объяснял Иван Антонович невозможность стать чьим-либо «гуру» (гуру санскр. учитель, наставник).
«Но у него и не было свободного времени, чтобы лично учить других. Все свое время и знание он вложил в свои книги», — говорит Таисия Иосифовна Ефремова. Таисия Иосифовна бережно достает стопку старых тетрадей. На одной из них, выцветшей за 30 лет, голубовато-серой, общей, в клеточку, надпись: «1956. Материалы по Великому Кольцу». Это — та из «премудрых тетрадей», как величал их сам писатель, в которой зафиксирована предварительная работа над романом «Туманность Андромеды». Среди плотно заполняющих записей по всевозможным энциклопедически широким проблемам — от сугубо фантастических (как «чертеж идеи» биполярной математики) и «обычных», статических расчетов процентных соотношений воды и суши (70:30), оптимальных для развития жизни на планетах, до полного поименного списка танцовщиц-апсар древнего индийского неба — четыре странички убористого текста занимают выдержки «Кое-что важное из А.Й.». Каждая фраза обозначена порядковым номером, всего их 86.
На первый взгляд, эти отдельные положения не представляют собой какой-либо смысловой целостности. И вот он, конец нити, могущий помочь в определении этого законспектированного И.А.Ефремовым источника, принадлежащего, по-видимому, и по содержанию, и по слогу одновременно и западной, и восточной традиции. (38.) Молитва Шамбале.
В «Выдержках из А.Й.» дважды (38 и 65) упоминается легендарная Шамбала, которая проходит лейтмотивом и в индийском цикле полотен Н.К.Рериха, и в многотомной «Агни-Йоге» («Живой Этике»), записанной в 30-40-х годах в Гималаях Еленой Ивановной Рерих. Ее образ «Матери Агни-Йоги» со стилизованными чертами прекрасной и мудрой Уты Наумбургской запечатлел Н.К.Рерих в одной из поэтических своих картин «Камень несущая» («Держательница мира»). Стоя на горном склоне, у самого порога, словно видимой в прозрачном кристалле волшебной голубой страны, она несет в ларце ее бесценный дар. Да, «Выдержки из А.Й.» — это конспект книги «Агни-Йога», — подтверждает мою догадку Таисия Иосифовна. — С «Агни-Йогой» Иван Антонович познакомился еще до встречи с Юрием Николаевичем Рерихом. Может быть, он читал ее еще в 30-е годы в Публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, а, может быть, встретился с нею во время своей экспедиции в Монголию в 1946-1949гг. Там было много серьезных специалистов».
Душой художника и интеллектуальной интуицией ученого-энциклопедиста И.А.Ефремов открыл и принял для себя в «Агни-Йоге» красоту и энергию живого, «не книжного», не искаженного знания тысячелетий. Даже при беглом сопоставлении текстов его «Выдержек из А.Й.» и прогремевшего на весь мир романа о Великом Кольце их идейно-содержательная близость становится не только несомненной, но подчеркнуто открытой. В тексте романа «Туманность Андромеды» рассыпаны десятки почти дословно воспроизведенных максим «Агни-Йоги». На протяжении всего романа — почти дословно цитируемые автором чеканные афоризмы «Выдержек». <…>
И.А.Ефремов был одним из лучших знатоков древних учений Востока, знал он и про «вимана» (летательные аппараты), и потому следовал примеру древних алхимиков, зашифровывающих свои знания. Тайный Свет (Шамбала) противостоит миру зла, господствующему на «Тормансе» (Земле). В романе «Туманность Андромеды» звездолет называется «Тантра». Тантра же — это техника сверхчувственного познания. Конечно, для «эзотерика», каким предстает И.А.Ефремов, было бы странным посылать кучу железа в межзвездные дали да еще сжигать сотни тонн золота. А если прочесть это так, как следует читать алхимические тексты, то окажется, что Железная Звезда — это Земля в ее нынешнем состоянии. Пятый круг, который делает звездолет — пятая раса. Преодолеть гибельное притяжение материального мира может помочь некая забытая информация.
И весьма символична глава «Тибетский опыт», в которой указывается, что в результате такого опыта человечество получит новую спасительную картину мира. И как следствие — власть над Временем. Поэтому название звездолета «Тантра», или Тантру надо понимать как технику медитативного полета к дальним мирам. Звездолет «Тантра» возвращается, то есть в конце пятой расы должны будут даны новые знания. И как явствует это из текстов той же «Туманности Андромеды» — эти Знания есть Учение «Агни-Йоги»».

Такой вот неожиданный и оригинальный вывод делает Г.С.Горчаков в конце своей статьи. Для справки: Иван Антонович Ефремов (1907-1972) — великий русский и всемирно известный писатель, ученый-палеонтолог, основатель тафономии, путешественник, исследователь и оригинальный мыслитель, намного обогнавший свое время, предвидения и прогнозы которого и сегодня увлекают и удивляют наших современников, основоположник и классик советской Научной Фантастики (НФ), книги которого выдержали 400 изданий общим тиражом в 200 миллионов экземпляров.
Наибольшую известность и признание принесла И.А.Ефремову «Туманность Андромеды» (переведенная на десятки языков и прославившая его во всем мире) — философско-утопический роман о коммунистическом будущем цивилизации Земли, яркая коммунистическая утопия об отдаленном будущем человечества. Этот роман оказал огромное влияние на развитие отечественной фантастики и, по сути, обеспечил ее первый расцвет в 1960-х годах XX в. Роман «Туманность Андромеды» был написан И.А.Ефремовым в 1955-1956гг. (Москва-Мозжинка-Коктебель-Москва), был впервые напечатан (отрывки) в газете «Пионерская правда» в 1957г., в журнале «Техника — молодежи» в 1957г. (сокращенный текст), полностью опубликован издательством «Молодая гвардия» в 1958, 1959, 1960, 1984гг. До 1985г. роман «Туманность Андромеды» был издан еще 80 раз на 35 языках мира.

В 1967г. в журнале «Техника-молодежи» была опубликована интересная статья, в которой приводилось интервью с И.А.Ефремовым (см. Следы человека, которого еще нет. Журнал «Техника-молодежи». №10 1967г. с.22-25). Вот что в ней, в частности, говорилось:

«Как силовым полем, мир насыщен поисками будущего. Были эпохи, когда Земля мучительно вглядывалась в прошлое свое, дабы там, в затуманенных временем цивилизациях, найти ответы на беды и сомнения. Канули в Лету времена, когда человечество пыталось втиснуть себя в узкие рамки сущего, нынешнего, настоящего, когда всякая еретическая попытка прикоснуться к будущему, увидеть грядущее каралась огнем и мечом. Настало время поисков будущего.
Нынешние споры, нынешние взлеты научной мысли немедленно «материализуются» в сверхпрочные батискафы, в сверхмощные лазеры, в сверхсложные ракеты. Извилистая тропка, проложенная некогда из прошлого в будущее, ныне превратилась в бетонную автостраду. Так что же там, в мерцающих контурах завтрашнего дня?
«Чем больше спутников, лазеров, автомобилей, тем меньше дружеских жестов, поцелуев и «люблю» лунными ночами. Мир пожирает себя изнутри, подобно мифическому чудищу. С равнинных дорог он давно вознесся к высокогорному шоссе, наращивая скорость, не замечая, как заносит его на поворотах. Колеса уже повисли над пропастью. Еще мгновение — и мы рухнем вниз — в объятья химер Хиросимы».
Это апокалипсическое пророчество принадлежит американскому социологу Стивену Кайерсу. Его размышления — вопль человека, отчаявшегося отыскать живую связь настоящего с будущим. К сожалению, Стивен Кайерс не одинок. Унылые картины перенаселенного, одичавшего, постоянно голодающего мира далекого (и недалекого) будущего кочуют на Западе из одного фантастического романа в другой.
Понятно, что интервью с одним из самых известнейших в нашей стране и за рубежом писателей-фантастов, автором ставших хрестоматийными «Туманности Андромеды», «Сердца Змеи», «Лезвия бритвы» Иваном Антоновичем Ефремовым, представит большой интерес для читателей, хотя некоторые из его высказываний — дискуссионны:
«Теперь о воспитании чувств. В этой важнейшей области общественной жизни положение явно неблагополучно. Мне кажется, в последние годы корабль человеческого общества дает все больший крен в сторону технических наук, технического образования. Мир одержим верой во всемогущество науки. Многим кажется, что наука, и только наука, разрешит в жизни решительно все вопросы.
Я бы согласился с этим, если бы была создана наука чувств, если бы существовала Академия Горя и Радости. Увы, покамест научные дисциплины ограничиваются изучением чисто внешних проявлений человека, причем очень далеких его выходов в общество. Собственно говоря, конечных результатов его труда. <…>
«Не важны поиски, важны находки!» — вот девиз современной науки, ее достоинство и ее огромнейший пробел. Если говорить о науке как о воспитании человека, о ее влиянии на формирование психики нового человека, то это влияние очень однобокое. Наука, с одной стороны, дисциплинирует мышление, приучает к логике, к экономии мыслей, учит идти прямо к цели, не разбрасываясь. Но существует оборотная сторона: наука, прежде всего, обедняет многогранность ощущения мира. И эта многогранность непрерывно стирается по мере того, как науки разветвляются и углубляются в те или иные предметы. И вот результат, мне кажется, почти катастрофический: неожиданно для нас сложность мира превысила наши возможности накопления и хранения информации и обработки. Эта сложность мира до такой степени сейчас очевидна, что закрывать глаза на нее становится не так-то легко. Подсчитано: самый добросовестный, самый усидчивый человек не сможет прочесть за всю свою сознательную жизнь свыше 10-12 тысяч книг. Нечего и говорить, что 200 тысяч работ в год, печатаемых по химии, 90 тысяч по физике, около 120 тысяч по биологии — совершенно неодолеваемая для простого смертного система получения и хранения информации. Мы рискуем, в конце концов, не знать ничего о мире. Получается, что люди строят некую вавилонскую башню; и чем выше поднимаются ее этажи, тем она расходится все шире и шире. Конструкция современной науки представляет собой перевернутый конус, балансирующий на вершине. А это, как известно, чрезвычайно неустойчивое сооружение. И оно очень скоро рухнет, если человечество не научится не только углубляться, но и обобщать информацию какими-то новыми методами.
Вспоминаю себя: благодаря очень хорошей памяти я усвоил в школе довольно многое. Потом мне пришлось быть и горным инженером, и моряком, и геологом, и палеонтологом, и, наконец, я стал писателем. Но вся информация, вынесенная из школы, была полезна для меня лишь таблицей умножения, тригонометрическими функциями, таблицей логарифмов и, конечно, иностранным языком. В то же время множество самых разнообразных и важных практических сведений пришлось брать из самой жизни, постоянно сожалея, что азы школы слишком сухи и величественны по сравнению с запросами действительности. Не берусь отыскать панацею от всех бед и проблем нынешнего образования, однако уверен: воспитание в будущем станет более универсальным и, главное, более гармоничным. <…>
Именно для того, чтобы парализовать все эти псевдоученые разговоры и мнимые научные обоснования, мы и должны разрабатывать свою психологическую науку, которая должна опираться на философское осмысление мира…»».
«Цивилизация, если ее рассматривать как совокупность технических достижений, влияющих на бытие, — нечто кратковременное. Но, если цивилизацией считать духовную жизнь человечества, ноосферу, то в этой области нет предела накоплениям, нет предела движению вперёд. Более того, во всех своих произведениях я стараюсь подчеркнуть, что общество лишь тогда будет нормально развиваться и существовать, когда нормально развивается ноосфера. Всякая, даже кратковременная, остановка в пути угрожает гибелью, потому что означает застой в духовной жизни, застой более тяжёлый, чем материальный. Вспомним, каким спадом науки и искусства сопровождался развал некогда могучей Римской империи. Цивилизация — это передача от одного поколения другому всего культурного наследия. А культура, разве она не будет существовать вечно?».

(Великое Кольцо будущего: интервью с И.А.Ефремовым.
// Фантастика. 1969-1970гг. М. Молодая гвардия. 1970г.)

В романе «Туманность Андромеды» (Глава VI. Легенда синих солнц) есть такой интересный эпизод, когда Эрг Ноор (начальник тридцать седьмой звездной экспедиции, совершенной на звездолете первого класса «Тантра», в составе экипажа из 14 человек — лучших ученых, и открывшей черную звезду класса Т, на планете которой был обнаружен звездолет неизвестной конструкции) «впервые подумал о прекрасной родной планете, как о неисчерпаемом богатстве человеческих душ, утонченных и любознательных, освобожденных от тяжких забот и опасностей природы или примитивного общества. Прежние страдания, поиски, неудачи, ошибки и разочарования остались и теперь, в эпоху Кольца, но они перенесены в высший план творчества в знании, искусстве, строительстве. Только благодаря знанию и творческому труду Земля избавлена от ужасов голода, перенаселения, заразных болезней, вредных животных. Спасена от истощения топлива, нехватки полезных химических элементов, преждевременной смерти и слабости людей. И те крохи знания, что принесет с собой «Тантра», тоже вклад в могучую лавину мысли, с каждым десятилетием совершающую новый шаг вперед в устройстве общества и познании природы!».
Позже, Гром Орм, председатель Совета Звездоплавания, на заседании Совета с трибуны скажет следующее:
«Эрг Нoop, вернувшийся на «Тантре» из тридцать седьмой экспедиции, сообщил об открытии чёрной звезды класса Т, на планете которой обнаружен звездолёт неизвестной конструкции. Попытка проникнуть внутрь корабля едва не привела всех к гибели, но всё же удалось добыть кусок металла от корпуса. Это неизвестное у нас вещество, хотя и близкое к четырнадцатому изотопу серебра, обнаруженному на планетах чрезвычайно горячей Звезды класса 08, известной уже очень давно под именем Дзеты Кормы Корабля.
Форма звездолёта — двояковыпуклого диска с грубоспиральной поверхностью — обсуждена в Академии Пределов Знания.
Юний Ант пересмотрел памятные записи информации Кольца за все четыреста лет с момента нашего включения в Кольцо. Этот тип конструкции звездолётов неосуществим при нашем направлении науки и уровне знаний. Он неизвестен на тех мирах Галактики, с которыми мы обменивались сведениями.
Дисковый звездолёт таких колоссальных размеров, без сомнения, гость с невообразимо далёких планет, может быть, даже с внегалактических миров. Он мог странствовать миллионы лет и опуститься на планету железной звезды в нашей пустынной области на краю Галактики.
Не требует пояснений важность изучения этого корабля путём специальной экспедиции на звезду Т.
Изучение чужого, далёкого звездолёта, найденного тридцать седьмой экспедицией, может дать нам такие познания, которые далеко превзойдут открытия первого исследования.
Можно пренебречь прежними правилами безопасности и рискнуть разделить звездолёты. «Аэллу» послать на Омикрон Эридана, а «Тинтажель»* — на звезду Т. Оба звездолёта первого класса, как «Тантра», которая справилась одна с чудовищными затруднениями».

*Справка. Тинтажель — разрушенный ныне замок около современной деревни Тинтагель в графстве Корнуолл, Англия, Великобритания. С этим замком традиционно связаны легенды о Короле Артуре и действие двух главнейших циклов рыцарских романов — о короле Артуре и о Тристане и Изольде.

Откроем роман «Туманность Андромеды». Краткое предисловие к роману (от автора) И.А.Ефремов заканчивает следующим образом:

«…особенностью романа, не сразу, может быть, понятной читателю, является насыщенность научными сведениями, понятиями и терминами. Это не недосмотр или нежелание разъяснить сложные формулировки. Только так мне показалось возможным придать колорит будущего разговорам и действиям людей времени, в которое наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык».

В отношении предисловия данная концовка «от автора» представляется вполне логичной. Но если мы выделим окончание последнего предложения — «…наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык», то предложение кажется незаконченным, и сам по себе напрашивается вопрос — «понятия, представления и язык» чего?
Это может показаться неожиданным и «странным», но ответ дает сам И.А.Ефремов. Читаем еще раз: «…особенностью романа, не сразу, может быть, понятной читателю, является насыщенность научными сведениями, понятиями и терминами…». Одно из первых таких понятий появляется уже на 4-й (из 310) странице романа — это термин «Тантра»!!! Что же тогда получается? Если поставить этот термин в конце фразы автора, отвечая, таким образом, на возникший вопрос, то читаем «…наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык» [Тантры]. Получается логически законченная фраза.
У нас остается еще первая часть последнего предложения: «только так мне показалось возможным придать колорит будущего разговорам и действиям людей времени». Как известно, в эзотерике существует такой прием — для «скрытия/открытия» истинного смысла следует «переставлять» местами части слов, или слова или фразы в предложении. Воспользуемся этим приемом. Таким образом, читаем: «…Наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык» [Тантры], «только так мне показалось возможным придать колорит будущего разговорам и действиям людей». Что ж, может быть и так, в какой-то мере, можно понимать слова и творчество И.А.Ефремова.
И.А.Ефремов был хорошо знаком с Агни-Йогой, возможно, он был знаком и с отношением Агни-Йоги к Тантре, тогда почему же он не дал звездолету название — «Агни-Йога». Конечно, в период выхода романа «Туманность Андромеды» (1957г.) в СССР Агни-Йога была под запретом, как и Йога, но тогда можно было дать нейтральное имя — «Агни», или назвать одним из ключевых понятий Учения Агни-Йоги. И.А.Ефремов дает звездолету неожиданное «имя» — «Тантра», которое не имеет отношения к Агни-Йоге (хотя Агни-Йога имеет «определенное» отношение к Тантре) и выделяется среди названий других звездолетов. К этому времени в Индии была издана книга Д.Чаттопадхьяи, которая практически посвящена Тантризму. В СССР ее перевод на русский язык вышел только в 1961г. (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.), а роман И.А.Ефремова «Лезвие бритвы» (в котором упоминается Тантра и напутствие учителя Витаркананды — «Я думаю, что тебе, как художнику, возможен лишь путь Тантры…, тебе придется идти путем Тантр…») выйдет в свет только лишь в 1963г.? Неожиданный и нелогичный ход мысли, если речь идет о космических кораблях и фантастике, но, может быть, вполне логичный и закономерный, если речь идет о будущем человечества!?

Вот что было написано в 1982г. в публикации Е.Парнова о творчестве И.А.Ефремова (см. Парнов Е.И. Великое Кольцо. // Парнов Е. Зеркало Урании. М. Советская Россия. 1982г. С. 191-205):

«Как многолика Индия! Страна Махабхараты и Рамаяны, Упанишад и Вед, страна атомной энергии и спутника «Ариабата». Этот спутник, созданный руками индийских ученых, был назван в честь древнего математика и мудреца. Но на околоземную орбиту его вывела советская ракета, запущенная с космодрома, расположенного на нашей земле. Знаменательное совпадение и отнюдь не случайное! Вспомним хотя бы «Русь — Индия» Рериха: «Если поискать, да прислушаться непредубежденно, то многое значительное выступает из пыли и мглы. Нужно, неотложно нужно, исследовать эти связи. Ведь не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном. В языке русском столько санскритских корней… Пора русским ученым заглянуть в эти глубины и дать ответ на пытливые вопросы… Трогательно наблюдать интерес Индии ко всему русскому… Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские».
Читая эти строки, я думаю об индийском гении, который устремился в космическую дверь, распахнутую мощью и дружбой нашей страны. Не это ли смутно грезилось мудрецу и художнику среди вечных снегов гималайских? И еще я вспоминаю моего учителя, завершившего великое творение «Туманность Андромеды» в знаменательный год, с которого начался отсчет космической эры.
Однажды Иван Антонович Ефремов — это было уже незадолго до его смерти — подарил мне зеленый от древней патины обломок буддийской статуи. Изящная бронзовая рука, пальцы которой соединились в фигуру, известную как «колесо учения». Он нашел руку неведомого бодхисаттвы в гобийской пустыне у подножия холма, среди раскаленного бурого щебня. По этому щебню, вздымая клубы удушливой пыли, проносились когда-то крепкие низкорослые кони монгольских завоевателей, тянулись купеческие караваны с шелком, этот холм, возможно, видел нукеров Железного Хромца — Тимура. Но тонкие бронзовые пальцы с удлиненными изысканными ногтями так и не разомкнули свое символическое кольцо — чакру, колесо причин и следствий.
— В такой вот круг замыкаются наука и искусство, — сказал Ефремов. Ему было свойственно глубочайшее проникновение в суть вещей, ясное осознание удивительной взаимосвязи всех проявлений стихийных сил и целенаправленных движений человеческой истории. Он мыслил точными законами науки и постигал сущность вещей интуитивным методом искусства. Столь цельное восприятие действительности доступно очень немногим.
Рерих навеки запечатлел в своих «мыслеобразах» космическое единство мира, проявляющее себя в прекрасном. Ефремов во многом похож именно на Рериха. Он был художником и ученым, бескорыстным мудрецом, по-детски влюбленным в жизнь, природу и во всех прекрасных женщин, которые только существовали на нашей земле. Он знал древнюю историю так, как не может знать ее узкий специалист, даже самый эрудированный, самый талантливый. Для Ефремова история никогда не была тем, чем она, собственно, и является — прошлым. Недаром в его книгах все еще продолжали жить люди, создавшие бессмертные храмы Элоры, Акрополь, пирамиды в Гизе и на Юкатане. Более того, он населил свою, ефремовскую, Ойкумену саблезубыми тиграми, которые вымерли за многие тысячи лет до путешествия Баурджеда, и рассыпал в пустынях драгоценные пряжки, сработанные искусными мастерами Атлантиды, которой, возможно, никогда не существовало. Для Ефремова выдумка являлась не самоцелью, а лишь гипотезой, восполняющей недостающее звено, допущением, способным привести в систему сумятицу противоречивых фактов, чтобы идти вперед и не топтаться бесплодно на одном месте. У него были три большие любви: языческая Русь, прекрасная Эллада и таинственная древняя Индия. Всю свою жизнь он интуитивно стремился объединить неведомые истоки великих этих культур. Лемурия или Атлантида были для него лишь временными мостами через туманные пропасти, где стынет холодный дым тысячелетий. Но жажда увидеть была так опаляюще велика, стремление схватить и навсегда сохранить неуловимый и прекрасный облик так властительно, что писатель даже в далеком космическом будущем различал отголоски игрищ с быком, элевзинских мистерий, геркулесовых испытаний. Он рвался к истокам, где рождаются люди и боги, ремесла и свободные искусства. Он часто употреблял слово «мастер» в древнем, прекрасном значении этого слова. И здесь вновь проявлялось присущее ему единство видения. Все было для него одинаково важным — красота человеческого тела и блеск самоцветов, зеркальная упругость древних мечей и звон глиняного глазурованного горшка, пластика танца и тайный язык пальцев в древнеиндийском хатха-кали, монгольская Гоби и сверкающие ландшафты дальних миров. Такая же высокая жажда необъятного, такой же целеустремленный полет к невозможному были характерны для Рериха. Великий русский художник тоже уходил вглубь, чтобы лицезреть «Рождение мистерий», и поднимался в заоблачные дали, чтобы видеть, как золотые рыбы светил плывут сквозь туманности шлейфа «Матери мира», проникал в изначальную общность изукрашенных рунами ледниковых глыб Карелии и гималайских скал, на которых между золотистыми пятнами лишайника высечены знаки Гэсэра, героя грандиозного эпоса Азии. <…>
Не случайно стремился Ефремов даже в далеком будущем проследить блистательные вехи единой праосновы великих культур Земли. Поэтому и отправляет гордое и свободное человечество в первую внегалактическую экспедицию звездолет под названием «Тантра», ибо Тантра — это тайная мудрость ведическая, которую, по преданию, принес на землю сам всемогущий Шива — владыка танца, движущее начало Вселенной.
Так замыкается колесо знания.
Или только кольцо памяти?
Конечно, книги Ефремова можно читать и любить, даже не подозревая о присущей им многозначной символике. Обширная эрудиция и писательское мастерство автора сделали бы их столь же популярными и без потаенной символической глубины. Миллионные тиражи переведенной на 32 языка «Туманности Андромеды» явно свидетельствуют о том, что успех романа меньше всего обусловлен императивными соответствиями типа Тантра — Тантризм. Но для проникновения, как говорят, в «творческую лабораторию» писателя они необыкновенно важны и совершенно необходимы для характеристики его личности. Доктор биологических наук, профессор палеонтологии, И.А.Ефремов глубоко изучал не только многие современные науки, но и мудрость древних, в том числе такие тупиковые ветви «веденья», как Алхимия или Астрология. И это было обоснованно и закономерно. Без полного знания прошлого во всей противоречивой его сложности и будущее останется тайной за семью печатями. Ефремов одинаково свободно ориентировался в древних системах Хинаяны и Махаяны, пифагорейских и гностических учениях, усвоил пять ступеней Йоги, интересовался Несторианством и Манихейством, изучал обычаи народов Средней Азии, был знатоком парусного искусства и самозабвенно любил камни. Трудно даже перечислить все то, чем он увлекался, что предметно-осязаемо ощущал, знал. И знание это никогда не было академически сухим, книжным. Его одухотворяло сердце большого доброго человека, который прожил яркую жизнь».

В романе «Лезвие бритвы» (Часть третья. Торжество тигра. Глава 6. Сады Кашмира) И.А.Ефремов пишет:

«…он (Даярам, ред.) уселся у ног гуру, и тот (Витаркананда, ред.) рассказал ему о сущности Тантр в их первоначальном значении, не искаженном магическими обрядами и ложными ритуалами разврата и пьянства. Возникшее в первых веках до нашей эры, то есть около двух тысячелетий тому назад из культа Деви — Богини-Матери, учение Тантр — древнейшая философия дравидов Индии, гласило, что Веды были составлены в незапамятные времена, когда люди были совсем иными, более добродетельными и более стойкими. В настоящее время, которое называется Кали-югой, эпохой зла или демона Кали, люди другие, хуже праотцев. Они стремятся к злу и отвергают добро, обнаруживая ненасытную жажду наслаждений. В результате зло в мире неизбежно нарастает, нации затевают войну против других наций, дружба превращается во взаимную эксплуатацию и плотская страсть — это единственное, что связывает мужчин и женщин. Тантры говорят, что есть предначертание судьбы в таком состоянии мира. Люди пали так низко, что уже не способны понять свое падение, не могут увидеть путь к спасению… <…>
Для познания же самого человека Тантры сделали огромный шаг вперед, признавая существование в его теле огромных дремлющих сил, присущих человеку, а не даваемых ему свыше божеством. Шакти — энергия природы и пробуждение ее — ведет к тому, что у человека появляются громадные силы и способности…
В этом тантрические учения смыкаются с Хатха-Йогой, которая отсюда и вышла…
— Я хочу обратить твое внимание на одно место из «Рудра-ямала-Тантры», где говорится: «Там, где есть мирское наслаждение, нет освобождения, где есть освобождение — нет мирского наслаждения. Но для великолепных поклонников той формы Шакти, которая называется Шри-Сундари (священная красота), и наслаждение и освобождение находятся между их сложенных ладоней…».
— Как это прекрасно, учитель! — не выдержал Даярам.
— Вот почему я говорю с тобой о Тантризме — ради одной этой мантры! Здесь есть все -тебе, художнику, для которого и смысл и наслаждение в жизни — красота. Но не думай напрасно, что путь твой будет легок и прост. Как всякий прямой путь, он труден и опасен.
— Опасен? Почему же, учитель?
— Потоку что, погрузившись в чувства, развивая и утончая их до крайних пределов остроты, надо остаться господином над ними. Иначе безумие, разложение и развал души. Надо пройти по лезвию меча над пропастью, наполненной грозными призраками!
— Но смогу ли одолеть этот путь, учитель? Я, обыкновенный человек обычной судьбы?
— Ты, как художник, неспособен отречься от мира настолько, чтобы обращаться к абсолютному богу. Но ты можешь достигнуть самых высших степеней познания через женское воплощение души природы — Шакти, конкретную, осязаемую. Два стержня скрепляют твою душу — любовь и стремление к красоте. А так как для тебя твоя любовь еще и олицетворение всего величия красоты, то ты хорошо вооружен…
В первобытной жизни и отборе наши предки накопили очень много энергии, частично еще сохранившейся в организме, но в обычных условиях остающейся без употребления. Эта огромная мощь называется Кундалини и хранится в основании позвоночника в яйцевидной капсуле «Канда», в виде змеи, свернувшейся кольцами в три с половиной оборота. Три кольца змеи — три состояния энергии: положительная, отрицательная и нейтральная. Добавочные пол-оборота означают, что змеиная сила всегда готова перейти из латентного состояния в динамическое.
С незапамятных времен змея — это символ пола. Действительно Кундалини тесно связана с половым влечением, возникающим из потока змеиной силы. Тантры учат пробуждению Кундалини через половое соединение. Путь Йоги диаметрально противоположен. Она учит, что половое влечение должно быть подавлено до полнейшего отрицания физической любви. Через это давление на Кундалини будет настолько сильным, что змеиная сила пробудится. И то и другое направление — небезопасно. Каждое учение — лишь половина единого целого, когда змея становится символом мудрости…
Когда освобождаемая Кундалини поднимется от крестца по всем чакрамам и достигнет седьмого Центра Тысячи Лепестков (Сахасрара-Чакра), смыкаются женская и мужская ее половина и возникает сверхсознание, превращающее искателя в самого могущественного из йогов…
Я думаю, что тебе, как художнику, возможен лишь путь Тантры. Однако помни, что Кундалини свернулась подобно пружине и змея всегда готова к укусу (*)…
Помни, в особенности для Тантры, где действия наши не полностью подвластны сознанию, что мысли добрые и злые, гнусные и чистые имеют свою собственную жизнь и назначение. Раз рожденные, они вливаются в общий поток действий, определяющих Карму — твою собственную, других людей, даже всего народа…».

(*) Обратим внимание на одно словосочетание, которое использует И.А.Ефремов в выше приведенной цитате из романа «Лезвие бритвы», где он говорит о Тантре и Йоге, это словосочетание — «змеиная сила». Сегодня это выражение кажется неприметным, обычным, знакомым, общеупотребительным (благодаря сети Интернет и публикациям, рассказывающим о Кундалини). Но И.А.Ефремов писал об этом в начале далеких 60-х годов XX в. (роман был опубликован в 1963г. в журнале «Нева») в стране с названием «Советский Союз» или «Железный Занавес». Вполне возможно, что А.И.Ефремов был хорошо знаком с работой Артура Авалона «Змеиная Сила» (1919г.), или, во всяком случае, знал о ней. (О Кундалини и «змеиной силе» см. статью 3.3.1. «Тантрическая Концепция Кундалини»).

Таким образом, из всего выше сказанного можно заключить, что назначение Тантры — помочь людям правильно понять себя и Мир, поскольку Тантра «несет» с собой знание, мудрость и опыт. Но будущее именно за Тантра-Йогой, о которой прямым текстом говорит нам И.А.Ефремов. Сегодня есть Тантра, о ней знает весь мир, сегодня есть Йога, о ней знает весь мир. О Тантра-Йоге сегодня знают единицы. Возможно, это то будущее «новое Учение, построенное на основе старого», «древнего индийского Учения», о котором в 1978г. говорила Ванга (см. статью 4.4. «Мистическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г.»).

В декабре 2004г. в газете «Вестник» были напечатаны следующие стихи за подписью Дианы Меркурьевой. Там были и такие строки:

Трудней этот год, чем был год предыдущий,
Для вести, для Церкви без Бога идущей,
Разруха и ссоры, как правило, зря,
Но тьма отомрет и займется Заря.
Скрытно прибудет Надежду Несущий,
Дама изложит Закон Вездесущий,
Вне Храма злобы тот Вестник от Бога,
На сказку хотя все похоже немного.

Пророк людям тайную помощь окажет,
И прямо с порога о Деле расскажет,
Спасется, кто сможет опасность понять,
И Слову Небесному трепетно внять.
Взрывной материал и Великий раскрыт,
Хранить его надо, чтоб не был убит,
Преступника — вора он смертью накажет,
Заповедь Божья всем это же скажет.
Открылось Пророчество в мире тогда,
Такого не видел никто, никогда,
Почет, уваженье в любой стороне,
Признан посол и в Восточной стране.
Шумный скандал вокруг вести завился,
На Бога весь низменный мир обозлился,
Вестник спасется под толщей укрытий,
От Двух теперь Дам есть картины событий.

Избранника в срок загорелась душа,
Огмий восстал, дело Жизни Верша.
Сияют дела, и открытия снова,
У Вестника радость — не спит Бога Слово,
Успехи растут, но и зависти много,
Противник желает иного итога.

Трудно народу от этого гама,
Который устроила древняя Дама,
Кончает работу Мишель Нотр Дам,
На свет выводя ныне видимых Дам.
Мужчина и женщина, оба безвестные,
Жизнь их в опасности, раз они честные,
Злоба на них из-за смелых затей,
Влиять они смогут на волю Властей.

В России Великой, Потомок безродный,
Пророческий путь начал свой благородный.
Вестник Великим себя не считает,
Увидена Правда, беда погибает,
И кто, что посеял, тот то и получит,
А Бог, все прощать и терпению учит.
Терпеть и прощать — на судьбу повлияет,
Безвестная Дама народ удивляет,
Игры и счастье, энергии много,
Русские первыми вкусят от Бога.

Позже прояснилось, что под псевдонимом Дианы Меркурьевой в интернет-публикациях выступал Евгений Гусев, который плотно занимался изучением катренов Нострадамуса. Можно ли эти строки, написанные Е.Гусевым по вдохновению в 2004г., отнести к нашей теме и к Тантра-Йоге, в частности. Каждый читатель решит по-своему. Но, доподлинно известно, что именно в 2004г. начат «масштабный проект» по составлению основ Тантра-Йоги. (Тантра-Йога. Древние знания и современные открытия. Научно-популярный сборник). Именно в 2004г. Е.Гусев написал такие строки (см. Диана Меркурьева (Евгений Гусев). Некоторые выдержки из расшифровки катренов Нострадамуса. Авторский интернет-сайт):


На Слово Небес суждено указать,
И трое Религий начнут угасать,
Пророчества явятся дать им урок,
Для Дамы забвенья кончается срок.
В работе пророческий Сборник Основ,
Готовится Мир человеческих снов,
Строка, что пугает, изменит значенье,
И будет финал, и придет облегченье.
.    

Конечно, это уже другой период и другая история для Российской Тантрологии. В отношении же «эзотерического» аспекта предыстории Российской Тантрологии до 2000г. интерес представляет тема «появления» издательств и библиотек «эзотерической» литературы, появления и распространения «эзотерической» литературы через розничную сеть, когда практически в каждом книжном магазине появились отдельные секции с названием «эзотерика» или «эзотерическая литература» (см. статью 3.1.3. ««Эзотерическая» литература»).
Но мы обратим внимание лишь на некоторые издания и публикации, которые появились в период 1990-1999гг. и которые имеют прямое или косвенное отношение к Эзотерике, Эзотеризму, Эзотерической Традиции, Эзотерическому Знанию, которые обращают наше внимание и направляют наше сознание на мир эзотерического, «знакомят» нас с миром эзотерического, «вводят» нас в мир эзотерического, «раскрывают» нам некоторые тайны мира эзотерического, чтобы мы не только знали, что есть мир эзотерического, но и понимали, что мы живем в мире эзотерического, и поэтому следует изучать, исследовать мир эзотерического, следует принимать и применять мир эзотерического для совершенствования бытия и жизни человека, для развития самого человека.
Развитие «эзотерической» стороны нашей жизни и действительности, бесспорно, может способствовать более адекватному «эзотерическому» восприятию и пониманию Тантры, т.е. более широкому и всестороннему, не только «научному» и «ненаучному», но и «эзотерическому» подходу к Тантре, который должен внести ясность в наше восприятие и понимание «эзотерической» стороны Тантры и ее многочисленных аспектов, элементов, символов, терминов, концепций и т.д.

* * *