Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.2).

продолжение

«Введение.
Глава I. Философско-методологические основания исследования эзотеризма.
§1. Понятие эзотеризма.
§2. Систематика эзотеризма в литературе.
§3. Основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма.
Глава II. Основные формы эзотеризма и их содержание.
§1. Соотношение форм эзотеризма и их историческая преемственность.
§2. Эзотеризм в религии.
§3. Оккультизм и тайные учения: астрология, хиромантия, каббала, алхимия, спиритизм, теософия.
§4. Масонство.
§5. Эзотерические истоки гитлеровского фашизма.
§6. Генонизм.
Глава III. Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена.
§1. Социально-психологические и гносеологические корни эзотеризма.
§2. Теоретическое исследование «механизма живучести» эзотеризма.
§3. Сущность и содержание эзотеризма как явления культуры.
Глава IV. Эзотеризм в современной политической и духовной культуре.
§1. Место эзотеризма в создании альтернативных систем ценностей культуры.
§2. Эзотеризм и политика. Мондиализм.
§3. Эзотеризм и искусство.
§4. Эзотерические доктрины и перспективы глобальной эволюции человечества.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. Плодотворное изучение процессов, происходящих в сфере общественного сознания в условиях социальной нестабильности и информационного бума последних лет, невозможно без глубокого осмысления социокультурных явлений, которые долгое время находились вне поля зрения науки. К их числу можно отнести феномен эзотеризма, который стал заметным фактором общественной жизни. Появление большого числа оккультно-мистических объединений, взявших на вооружение опыт древних эзотерических и современных психофизических систем, приводит к расширению мифологической и сакральной компоненты в общественном сознании, оказывает значительное влияние на духовную и социальную жизнь общества. Аппелируя к большой ценности мистических и религиозных обрядов, тайных доктрин и идей прошлого, опыту мифосимволических искусств, новые «учителя истины», «гуру», различные проповедники привлекают большое число сторонников…
Нынешнее российское законодательство только благоприятствует процветанию религиозных сект и эзотерических объединений: любые десять человек могут зарегистрироваться как религиозная организация — государство освобождает ее от налогов и вообще дает «зеленую улицу». В последние годы страницы газет и журналов, программы радио и телевидения поставляют читателям и слушателям огромное завораживающее количество самых разнообразных материалов о необычном, тем самым невольно способствуя повышению суггестивности общественного сознания. Постепенно происходит его своеобразная ремифологизация. Она состоит в том, что значительное число людей в вопросах мировоззренческого характера полагаются не на научные представления, а руководствуются исторически устаревшими и изжившими себя ценностями и социально-политическими ориентирами, не могут адекватно отражать своим сознанием современную реальность…
Энтропийность и хаотичность общественного сознания увеличиваются до такой степени, что появляются возможности для манипулирования им со стороны достаточно узкого круга лиц «истинно понимающих что происходит» и имеющих необходимые материальные и интеллектуальные средства для этого.
Аналогичная картина, только ранее по срокам, сложилась и в западных странах. Точные данные о численности членов эзотерических объединений, клубов, кружков, лож, и общин отсутствуют. Однако известно, что свыше 65% жителей США верят в существование сверхъестественных сил, 42% сообщают о своих контактах с потусторонним миром, у 29% бывают видения. В Германии в настоящее время во Всеобщее антропософское общество входит около 12000 человек, в Швейцарии — более 5500. Теософские группы существуют более чем в 50 странах.
Для современного этапа развития отечественной философии характерен выход на передний план проблем, связанных с теоретическим освоением нового материала, с расширением источниковой базы научных исследований и новыми подходами в области методологии, с углубляющейся специализацией по проблемам, периодам. Это сочетается со стремлением преодолеть дискретность в изучении различных областей и направлений философской мысли. Данное положение в полной мере относится к исследованию эзотеризма. Сегодня, когда значительно возрос интерес к духовному богатству мировой и отечественной истории, усилилось стремление к реалистическому представлению о всех сторонах мировой культуры, появилась потребность изучить те идеи и концепции, которые долгое время являлись уделом «посвященных», носили изначально закрытый характер. При этом отчетливо просматривается тенденция выявить трансцендентальное содержание культуры. Интерес к эзотеризму и необходимость его изучения обусловлены именно этим расширением поля философских исследований, углублением их проблематики.
Однако не только логика развития философского знания делает актуальной эту проблему. Интерес к исследованию эзотеризма вызывается и другими обстоятельствами. Исследование эзотеризма как явления социальной и культурной жизни поможет выйти на глубинные, внутренние и скрытые уровни мотивации деятельности личности, так как объединения эзотерического характера могут быть среди членов любых политических партий, религиозных конфессий, социальных слоев и в этом вопросе существуют определенные, хотя не всегда явные, закономерности. На наших глазах возникают и рушатся мировые державы, борются и пожирают друг друга финансовые гиганты, на телеэкране ежедневно мелькают отряды боевиков, разыгрываются спектакли путчей и государственных переворотов, с невиданным энтузиазмом возводятся воздушные замки утопий, люди убивают других и умирают, движимые таинственными мотивами.
Возникают вопросы: не стоят ли за некоторыми из этих современных разборок эзотерические идеи? Не играют ли современные «мудрецы» и «игроки в бисер» в свои старые игры, сделав их ареной не мифологические Дельфы, Крит и Колхиду, а источники нефти и сырья или рынки сбыта оружия, наркотиков и компьютерной технологии? Каковы формы современной эзотерики? Каковы перспективы искателей истины и духовного освобождения и просветления?
Между тем до сих пор не существует целостной и четкой картины влияния эзотеризма на социально-политическую сферу. Наработанный к настоящему времени потенциал понимания проблемы внутренних механизмов функционирования эзотеризма в социуме оказывается недостаточным и это заставляет предпринимать его гораздо более углубленные исследования.
Решение этой задачи требует выхода в философское межпредметное пространство, требует системного подхода, позволяющего сформулировать и реализовать конкретные программы исследований отдельных явлений эзотерического характера.
Изучение эзотеризма позволяет более полно представить динамику социально-культурных процессов, происходящих в обществе. Рассмотрение эзотерических аспектов духовной культуры оказывается исключительно важным для изучения других, тесно связанных с ними явлений, в том числе морали, религии и искусства. Анализ эзотерических пластов в национальных культурах помогает постичь многие особенности архетипов культуры, определяющих логику национальных менталитетов и иногда объясняющих иррациональные элементы в поведении отдельных народов.
Древнейшие структуры народного этнического самосознания, специфически выражаемые через отдельные эзотерические явления, сохраняются на уровне психических архетипов вплоть до сегодняшнего дня, во многом предопределяя исторические события. Являясь психической реальностью, они распространяются через образы, ощущения, чувства и другие элементы культурных стереотипов как своеобразный метакультурный ориентир, парадигма, формирующая и структурирующая окружающий человека временной и пространственный космос.
Будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, эзотеризм в определенной степени формирует свою систему ценностно-нормативных ориентации поведения людей. Построение теоретических моделей организации и функционирования эзотерических доктрин в социуме, общих концептуальных схем уровневого взаимодействия их смыслов и типов позволяет улучшить понимание многоструктурности общественного сознания, по своей сложности значительно превосходящую традиционное понимание его форм и уровней. Для адекватного отражения современных проблем и противоречий требуется новая группа параметров (социальных, информационных, культурологических и др.), позволяющих фиксировать место и роль эзотеризма в обществе.
Влияние эзотеризма ощутимо в общественной эволюции. Примером может служить формирование в современных условиях новой системы геополитических координат в мире. Без концептуального изучения эзотеризма трудно понять истоки и суть возрождения мощных фундаменталистских тенденций в ряде регионов мира, поскольку они связаны с определенными сакральными и эзотерическими традициями прошлого. Данные тенденции могут привести к столкновению различных цивилизаций, внутренне консолидирующихся на традиционных религиях и системах ценностей.
Поэтому проблема исследования эзотеризма как целостного социокультурного феномена, синкретически взаимосвязанного с мистикой, специфическими ритуалами оккультной практики, оказывающего влияние на духовную и социально-политическую сферы жизни общества, представляется исключительно актуальной.
Степень разработанности проблемы. Явления, которые традиционно относят к разряду эзотерических, зафиксированы, исследованы и описаны в философской, религиозной, этнографической, исторической, психологической, медицинской литературе. Но именно ввиду своей комплексной природы эзотеризм в целом оказался объектом лишь небольшого числа исследований. Анализ научных публикаций, материалов прессы показывает, что в прямой постановке проблема исследования эзотеризма как своего рода универсального явления, присутствующего в качестве культурно-исторического элемента в любом человеческом общежитии, исследовалась недостаточно и в этой сфере творится полный хаос. Отсутствуют специальные разработки интегративного плана, в которых данная тематика схватывалась бы целиком.
Тем не менее, вся история общественной мысли пронизана интересом к эзотерическим явлениям как одному из фундаментальных элементов человеческой жизни. Каждая историческая эпоха давала свои образцы эзотерической практики, соответствующие их реальной социальной роли, с одной стороны, и отношения к эзотеризму со стороны иных форм сознания — с другой. В большинстве случаев исследование вопросов, имеющих отношение к эзотерической области, носит локальный, частный характер. Отдельные аспекты проблемы проанализированы глубже, чем другие. В первую очередь это относится к мистике, теософии, масонству.
Учитывая, что систематических исследований, посвященных анализу эзотеризма в целом (а не отдельных его форм и видов) практически нет, автор столкнулся с проблемой поиска серьезных источников, которые могли бы служить достаточным теоретическим основанием концептуального обобщения.
В советский период у нас в стране исследование данного феномена практически не поощрялось. Все, чему научных объяснений не было (а всегда найдутся такие явления), игнорировалось как мировоззренчески ложное. Наука тщательно уклонялась от исследования явлений, не отвечающих ее парадигме. Лишь в последние годы проблема эзотеризма приобретает реальное философское, психологическое и социологическое звучание.
В целом сегодняшний этап в понимании эзотеризма как культурно-исторического феномена характеризуется прежде всего накоплением исходного эмпирического материала и выдвижением отдельных гипотез. При этом рассмотрение эзотерических явлений в отечественной и зарубежной литературе в основном осуществляется на публицистическом уровне, философско-методологические и политологические аспекты проблемы рассматриваются крайне редко. (В качестве такого исключения можно привести докторскую диссертацию Ю.Л.Израилева «Иррационально-эзотерические версии культуры», защищенную в 1997г. в Институте философии РАН.
Грани эзотерического знания раскрываются в работах авторов, которые в разные исторические эпохи формировали мощный пласт особого вида культуры — эзотерической культуры. Эзотерическая духовная традиция обнаруживалась во многих философских направлениях, таких как философия романтизма, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, в которых проявлялся обостренный интерес к внерассудочным формам культуры.
В общекультурном процессе эта традиция получала многоаспектные проявления. К их числу можно отнести работы Д.Андреева, Ш.Ауробиндо, А.Безант, Я.Беме, Е.П.Блаватской, Н.А.Бердяева, Б.Геливера, М.Морамарко, С.Мюге, К.Кастанеду, Ф.Ницше, Е.И. и Н.К.Рерихов, В.С.Соловьева, П.Д.Успенского, З.Фрейда, Ф.Капра, Р.Штайнера, Э.Шюре, М.Экхарта, М.Элиаде и др. Обращаясь к материалам по теософии, масонству, оккультизму, древним религиям, феноменам непознанного, они воссоздают грани эзотерического знания. Необходимо сказать и о политических деятелях и ученых, руководствовавшихся мистическими доктринами: М.Ганди, К.Юнге, К.Циолковском, Г.Гербигере и Ч.Форте.
Сторонники эзотерической культуры принижают ценность обычной реальности и культуры, придавая особую значимость скрытой за ними эзотерической реальности. Соответственно последователи эзотерики пытаются в земной жизни овладеть этой трансцендентальной действительностью. Для теоретического обоснования своих действий создаются различные концептуальные построения и системы эзотерических знаний.
Значительное число материалов по проблемам истории религии, астрологии, алхимии, теософии, масонства публикуется в многочисленных периодических изданиях изданиях типа «Восхождение», «Гермес», «Дельфис», «Орион», «Наука и религия», «Милый ангел», «Путь к себе», «Параплюс», «Угунс», «Элементы», «Свет», «Ч и П», «Esotera», «Esoterikjournal WASSERMANN», «Magazin fur neues Bewusstsein 2000», «Wege & Visionen», «Network», «New Dimensions», «Wege Magazin», «Das Ziel -im Jetzt» и др.
Естественно, рассматривая эзогеризм как феномен философии, теории и истории культуры автору пришлось обращаться к работам ряда специалистов в области культуры. Можно отметить работы таких исследователей, как С.С.Аверинцев, А.ИАрнольдов, Г.К.Ашин, В.Д.Губин, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, В.В.Иванов, М.С.Каган, Л.Е.Картман, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Г.О.Нодия, Э.А.Орлова, В.И.Полищук, Г.С.Померанц, В.Н.Топоров и др. Многие отечественные исследователи, в том числе А.Я.Аврех, Е.Г.Балагушкин, Ю.Я.Бондаренко, П.С.Гуревич, А.Дугин, И.А.Крывелев, А.Ф.Лосев, Ю.Л. Израилев, В.С.Поликарпов, В.Л.Рабинович, С.А.Токарев, Л.Н.Митрохин, В.М.Розин, Ю.А.Фомин и др., обратили внимание на Эзотерическую Духовную Традицию, раскрыли отдельные аспекты этого культурного феномена. В работах Ю.А.Зиневича, И.Т.Касавина, В.Н.Поруса, В.Л.Рабиновича и В.Г.Федотовой рассмотрены проблемы вненаучного знания в целом… <…>.
Исходя из актуальности данной проблемы и учитывая неполноту ее разработанности, назрела необходимость целостного осмысления всех аспектов проблемы. В связи с этим определены следующие цели и задачи диссертационного исследования.
Цель данной работы состоит в том, чтобы в рамках социально-философского анализа определить сущность, структуру, источники, функции, социально-психологические и культурологические параметры эзотеризма как культурно-исторического феномена и специфические механизмы его воздействия на социокультурную среду, его место в истории духовной и политической культуры.
Для достижения поставленной цели в диссертации определены следующие задачи:
— обосновать философско-методологические подходы к познанию эзотеризма, определить принципы и методы исследования, определить границы явления в общекультурном пространстве;
— предложить классификацию различных форм эзотеризма, дать их характеристику, выявить соотношение и историческую преемственность;
— выработать теоретическую модель эзотеризма как культурно-исторического феномена и на ее основе раскрыть его сущность, содержание, социальные, гносеологические и психологические основания, определить специфические методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание, психику людей, входящих в объединения эзотерического характера, и разработать современные способы психологической и интеллектуальной защиты;
— изучить характер деятельности основных мировых эзотерических центров и организаций и результаты их влияния на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России;
— выявить место и роль эзотеризма в сознании общества и создании альтернативных систем ценностей культуры, основные тенденции его развития;
— разработать методику учета этого явления в реальной общественной практике для оптимизации политической деятельности по стабилизации российского общества.
Научная новизна исследования заключается в следующем. Автор впервые в отечественной литературе вводит сам термин «эзотеризм» для обозначения совокупности эзотерических явлений (до этого в литературе использовался только термин «эзотерический»), развертывает его всестороннее обоснование как научного понятия, адекватно отражающего определенный культурно-исторический феномен, делает объектом философского исследования вненаучные идеи и теоретическое знание «закрытого» типа, предназначенные для избранных «посвященных» и выступающие в качестве концептуальной основы для деятельности оккультно-мистических объединений и тайных организаций.
В диссертации вводится в научный оборот новая источниковая база. В первую очередь в диссертации критически осмысливаются работы Е.П.Блаватской, Р.Генона, Г.Гурджиева, К.Кастанеды, Р.Хаббарда, Я.Хельзинга.
Осуществляя социально-философский анализ эзотеризма, диссертант определяет эзотеризм как культурно-исторический феномен, сущность которого состоит в отражении в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфической области общественного сознания, связанной с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений.
Впервые эзотеризм рассматривается не только как совокупность идей и теорий закрытого характера, но в его содержание включаются такие элементы, как организационная структура, которая функционирует на их основе, а также институт ученичества как средство трансляции этих идей и теорий новым поколениям адептов.
Соискатель приводит в систему требования к классификации различных форм и видов эзотерических явлений и определению объемов их базовых понятий. На основе сопоставления различных видов и типов эзотерических доктрин, места и роли в социуме различных исторических эпох, проведена их классификация. Создан эзотерический словарь с расшифровкой важнейших понятий эзотерической культуры… <…>.
Заключение. При самом разном отношении к трудам и личностям, которые относятся к удивительной области культуры — эзотеризму, ни у кого из серьезных политологов, культурологов, дипломатов и идеологов давно уже не осталось сомнений в одном: труды и деятельность видных представителей эзотеризма необходимо внимательно, досконально, глубоко и последовательно изучать, а выводы заинтересованные стороны могут сделать свои собственные. Эзотеризм — часть мировой культуры, истории, мощный пласт знаний по многим аспектам человеческой жизнедеятельности и специфических видов практики.
Первичная гипотеза автора сводилась к пониманию эзотеризма как сущностного ядра культово-обрядовых традиций различных конфессий, системы религиозно-мистических знаний и учений, обслуживающих религиозные потребности человека как отражение бессознательного непреодолимого стремления к восстановлению внутреннего духовного единства и равновесия на ранних стадиях человеческой культуры. Дальнейшее исследование проблемы эзотеризма в целом позволило выдвинуть следующую гипотезу, что эзотерические явления как теория и практика на различных исторических этапах становятся присущи не только религии, но и другим формам общественного сознания — философии, политике, искусству.
Таким образом, эзотеризм стал рассматриваться автором как специфическая область всей структуры общественного сознания, оказывающая существенное влияние на политику, идеологию, экономику определенных социальных групп, государств и регионов мира.
Эзотеризм как феномен культурной жизни выступает в качестве формы разрешения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием и его носителями. На базе большого разнообразия своих форм и видов он создает семиотические системы, которые специфическим образом регулируют отношения людей, задают им смысловые системы координат, которые могут носить открытый или скрытный характер. Рациональный и мифологический типы мышления могут соседствовать, активно взаимодействовать, хотя это взаимодействие часто протекает противоречиво и может порождать немалые напряжения и конфликты.
В условиях, когда вся мировая цивилизация переходит в иное качественное состояние, любое общество может развиваться, только считаясь с нарастающими глобальными проблемами, которых не знало ранее человечество. Идет процесс синтеза культуры Запада с восточными культурами, идет трансформация прежней системы ценностей. В данных условиях область эзотеризма является большим «нераспаханным полем» идей и подходов, среди которых многие, особенно гуманитарно-нравственного порядка, могут найти свое творческое воплощение в настоящее время.
Именно эзотеризм является одной из разгадок в объяснении многих цивилизационных процессов, в частности геополитических войн и конфликтов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Область эзотеризма включает многие сферы человеческого знания, интересов и побудительных мотивов.
Эзотеризм как культурно-исторический феномен отличается удивительной многогранностью и сложностью, разнообразием исторических форм и средств воздействия на сознание общества и конкретного человека. Именно эзотеризм представляется нам одним из наиболее интересных, глубоких и актуальных сегодня проявлений мировой и отечественной исторической, философской и геополитической мысли. Представители эзотерической культуры всех времен представляли собой не узкую школу, но широкую панораму воззрений, идущую от времен Древнего Египта до наших дней, с ориентацией на аристократизм и элитарность…
Итак, авторская точка зрения сводится к тому, что эзотеризм есть проявление одного из типов фундаментального опыта человечества, что эзотерические доктрины и течения продолжают развиваться. Стремясь к проникновению в социально-политическую сферу эзотерические объединения приспосабливают древние знания к требованиям современности. Взаимодействие между эзотерическими формами знания, наукой, философией и искусством является мощным фактором, способствующим этому развитию.
Реальное состояние общественного сознания требует учета фактора эзотеризма как культурно-исторического феномена, особенно при выработке новой идеологии России и концептуализации основных парадигм ее дальнейшего развития. Общемировые реальности таковы, что люди не создают социальных систем и идеологий, а живут в них, внося частичные изменения на основе знания закономерностей, уже ставших и становящихся достоянием всего цивилизованного мира.
Здоровое духовное Единство возможно только как гармоничное сосуществование различных моделей духовности. Малейшая претензия на исключительность неминуемо приведет к нарушению целостности и увеличению числа человеческих бед и страданий. Благородные цели многих эзотерических доктрин — устремленность к истине, разуму, добру и красоте — могут и должны стать ориентирами для эволюции общества».

(Курносов Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический
феномен. Диссертация. М. 1997г. 249 стр.)

4.3 Символ и сознание

«Аннотация. Новое (дополненное и переработанное) издание фундаментальной монографии М.К.Мамардашвили и А.М.Пятигорского «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке» (Иерусалим, 1984) призвано «вернуть» в отечественную философию текст, который уже стал крупным событием в философском мире. Соединение, казалось бы, несоединимых метавещей — классической европейской метафизики (от Декарта до Гуссерля) и древнеиндийской философии — позволило авторам выработать собственную оригинальную манеру философствования».

(Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание.
М. Школа «Языки русской культуры». 1997г. 224 стр.)

«Аннотация. Энергетический потенциал, заложенный в каждом, без исключения, человеке, поистине безграничен. Путям активизации этого потенциала, внутренней энергии, а также различным методам оздоровления, целительства и посвящена данная книга».

(Энциклопедия тайн и сенсаций. Тайны жизненной энергии.
/ Подг. текста В.В.Петрова. Минск. Литература. 1997г., 1998г. 607 стр.)

 4.3 Энциклопедия мистицизма 1     ???????????? ??????????

«Аннотация. Первое в нашей стране издание, освещающее широкий круг тем по истории и идеологии мистических учений от древних времен до наших дней. Свыше 2000 статей содержат сведения о религиозных и философских течениях мистической ориентации, толкование терминов и понятий, персоналии».

(Энциклопедия мистицизма. СПб. Литера. Виан. 1996г., 1997г. 480 стр.)

«Аннотация. Известный американский философ, теолог, толкователь Дзэн-Буддизма проводит параллель между западной психотерапией и традиционными восточными теориями освобождения, такими как Йога и Дзэн. Исследуется теория и практика западных методов и восточных учений».

(Уоттс А. Психоперапия. Восток и Запад. Весь мир.
1997г. 240 стр.; Львов. Инициатива. 1997г. 174 стр.)

«Аннотация. Наука признает истинность лишь тех утверждений, которые выдерживают ее экспериментальную и теоретическую проверку. До возникновения науки люди руководствовались древними преданиями и религиозными учениями, признающими существование высшего разума и высшей воли. Основания знаний, исходящих из высшего источника, непостижимые для человеческого ума, почитались как тайная эзотерическая мудрость, зашифрованная в иносказательных образах, в которую можно только слепо верить. Для человечества важнейшее значение имеет вопрос о правильности понимания и применения эзотерических знаний.
А.А.Сазонов. …На протяжении первой четверти XX в. произошла великая революция в физике. В основных чертах сформировалась теория относительности и квантовая механика, каждая из которых по-своему обнаруживает, что глубинные причины явлений, с которыми мы сталкиваемся в мире больших и малых тел (корпускулярном, или плотном мире), находятся вне этого мира, а тела являются не основой материального мира, а внешним обликом, в котором предстают перед нами более тонкие формы более глубоких уровней материи. Это открытие огромного мировоззренческого значения разрывает замкнутость атомистической концепции (тела состоят из атомов, а атомы по природе своей есть тела) и развеивает веру в замкнутость, самодостаточность и единственность того мира, обитателями которого мы себя ощущаем. Конечно, обнаружение тонких форм материи само по себе еще не доказывает, что такая материя может быть средой, пригодной для функционирования и воплощения сознания, но теперь такая возможность настоятельно требует внимательного отношения науки и специальных исследований…
В этой связи науке предстоит подвергнуть пересмотру не только свое отношение к великим религиям, дошедшим из древности, но и к тому духовному раскрытию, которое дано через Е.П.Блаватскую, Рерихов и их учеников в новейшее время с учетом нынешнего уровня развития людей. Многие последователи теософии и Агни-Йоги убеждены, что они «себе уже все доказали», и муки научного осмысления принятых ими истин представляются им излишними…
Исторический опыт показывает, что столбовой дорогой восхождения широких масс людей к духовности и чувствознанию является путь научного познания. Учителя Живой Этики советуют «найти объединительные знаки между традициями Вед и формулами Эйнштейна» и настаивают на естественнонаучном воспитании молодого поколения…
В деятельности Е.П.Блаватской акцент вынужденно делался на эзотеризм распространяемых ею знаний, потому что наука ее времени разделяла позиции классического материализма, отвергавшего возможность существования миров иных. Но в наше время противостояние эзотерических и научных представлений изживает себя, и выпячивание эзотеричности льет воду на мельницу разнообразных противников Учения Живой Этики, которое после десятилетий замалчивания пытаются опорочить в глазах и атеистов, и верующих, клея к нему ярлыки специфически восточной экстравагантности и даже сектантской поверхностности и узости. Для тех, кто постигает сущность миропонимания новой эпохи, уместнее подчеркивать космическую широту и глубину Учения, его союз с развивающейся наукой, его общечеловеческое значение. Не лишне подчеркивать и ту мысль, что Учение Живой Этики не без основания дано на русском языке через русских людей…».

(Сазонов А.А. (канд. физ.-мат.наук). Преодоление несовместимости научных
и эзотерических знаний. Доклад на научной конференции
«Человек, наука, мировоззрение» 19.11.1997г.)

 

1 9 9 8 г о д .

В 1998г. в Москве состоялась защита диссертации на соискание степени кандидата философских наук по специальности «Онтология и теория познания» с названием «Измененные состояния сознания. Ценностно-смысловой подход». Автор диссертации — М.В.Федоров.

«Содержание.
Введение.
Глава 1. Сознание как субъективная реальность.
1.1 Основные параметры философского анализа сознания.
1.2 Ценностно-смысловая организация сознания и его структурно-динамические характеристики.
Глава 2. Измененные состояния сознания: формы и функции этих состояний.
2.1. Формы измененных состояний сознания.
2.2. Личностный смысл измененных состояний сознания.
2.3. Социальные функции измененных состояний сознания.
Заключение.
Введение. Проблема сознания образует, по существу, сердцевину проблемы человека, ибо касается всех его важнейших и специфических свойств как социального существа — его интересов и целей, знаний и форм практической деятельности, потребностей и воли, нравственных качеств, политической ориентации, представлений о справедливости, творческих интенций и т.п. Традиционно в поле зрения философии в основном находится феномен «нормального» сознания. Между тем, анализ выходящих за его пределы форм сознания чрезвычайно важен, так как позволяет глубже и полнее изучить собственно феномен сознания. Необходимость всестороннего изучения измененных состояний сознания вызвана актуальными потребностями современной жизни: резким ростом душевной патологии (наркоманией, алкоголизмом и пр.), расширением сферы пара-науки и парапрактики, быстрым изменением системы ценностей и символов веры, нарушением традиционных способов поддержания идентичности.
Актуальнейшая проблема самопознания, стоящая перед человечеством и перед каждым человеком в отдельности, имеет своим фокусом изучение и понимание сознания как единства душевного и духовного, целостного и фрагментарного, общественного и индивидуального.
Задача формирования целостной концепции сознания все отчетливее осознается не только философами, но и представителями самых разных конкретно-научных дисциплин (от нейрофизиологов до культурологов), так или иначе выходящих на проблемы, связанные с пониманием сущностных характеристик феномена сознания. Достоянием научной общественности сегодня стали такие подходы и факты, которые длительное время квалифицировались официальной наукой как антинаучные или иррационально-мистические. Имеются в виду многочисленные парапсихологические феномены, традиции восточной психотехники, а также экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания (вплоть до описаний предсмертного экзистенциального опыта), которые явно не укладываются в традиционные стандарты европейской научной рациональности. Развитие современных наук — биологии, физиологии, психологии, антропологии, этнографии, системы палеонаук, лингвистики, кибернетики и др. — существенно расширило предметное понимание генезиса, структуры, функционирования и развития сознания.
Состояние разработанности проблемы. С философской точки зрения, измененные состояния сознания представляют собой процесс деформации структуры субъективной реальности в ее актуальном плане. Постоянное расширение круга исследуемых состояний, большой объем накопленного эмпирического материала, обилие частных, но оправдавших себя подходов и моделей делают актуальным философское осмысление концепции измененных состояний сознания (ИСС), обладающей несомненной научной конструктивностью и позволяющей разрабатывать инновационные подходы к фундаментальной проблеме соотношения сознания и физической реальности. Тема ИСС в той или иной степени затрагивается во многих работах, посвященных проблематике сознания и мозга. Решение вопроса о соотношении психики с деятельностью мозга обязательно должно включать философские предпосылки, позволяющие охватить в едином плане как «содержательное» описание феномена ИСС (в контексте понятий смысла, ценности, интенциональности), так и естественно-научное (в контексте понятий о пространственно-временных и физико-химических параметрах)… <…>.
Основным источником наших исследований психологических, экзистенциальных аспектов сознания стали работы З.Фрейда, К.Юнга, К.Ясперса, Л.Бинсвангера, В.Франкла, А.Маслоу, С.Грофа, Р.Лэнга, К.Уилбера. Наше понимание ценностно-смысловых характеристик сознания основывается на философских работах по проблеме ценностей М.Шелера, Н.Гартмана, В.Соловьева, Ф.Достоевского, А.Введенского, B.Розанова, С.Франка, М.Бахтина, О.Дробницкого. Основным источником изучения социально-психологических аспектов ценностно-смысловой организации сознания стали работы В.Франкла, Р.Рубинштейна, Г.Олпорта, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Дюркгейма, Д.Леонтьева, И.Кона и др.
Концептуальное исследование ИСС было осуществлено Ч.Тартом. В нашей работе мы обращались к монографии «Измененные состояния сознания», вышедшей под редакцией Ч.Тарта в 1969г. В работах У.Джеймса «Психология», «Многообразие религиозного опыта» мы нашли материалы для осмысления экзистенциальных аспектов ИСС. Центральное место среди работ, посвященных ИСС, занимают книги и статьи Ч.Т.Тарта, А.М.Людвига, С.Грофа, Дж.Хэлифэкса, Х.З.Беннета, Д.Лажуа, С.Шапиро, С.Роуза, Р.Уолша, А.Дитриха, А.Аркса, С.Штауба, М.Вича, М.Мэрфи, С.Донована, К.Пелетье, Ф.Арьеса, К.Р.Вистранд, М.Дж.Харнера, К.Уилбера, Шри Ауробиндо и др.
В отечественной литературе различные аспекты исследования ИСС нашли отражение в работах В.В.Налимова и Ж.А.Дрогалиной, Л.И.Спивака, Д.Л.Спивака, Н.А.Носова, Д.И.Дубровского, М.В.Фролова, Е.А.Файдыша, С.В.Кричевского, А.П.Лаврина, Е.Г.Карагодиной, В.Б.Миневич, С.В.Дремовой, В.Л.Райкова, Т.А.Доброхотовой, Н.Н.Брагиной, Ж.Т.Тощенко, С.Р.Фомичева, П.С.Гуревича, В.И.Самохваловой и др.
Сегодня интерес к ИСС особенно велик, поскольку именно в них видят ключ к пробуждению резервов нашей психики, активации творческих возможностей человека, развитию парапсихологических способностей. Подобные состояния психики известны с древних времен, с ними неразрывно связаны все магические техники, шаманизм, мистический религиозный опыт. Особые планы реальности становятся доступны индивиду в ИСС, когда обычные органы чувств заторможены или полностью депривированы. Появляется возможность включения иных механизмов восприятия реальности, когда мозг становится одновременно органом восприятия и переработки информации. Сегодня эзотерические учения Индии, Тибета, Китая, их разнообразные психоэнергетические техники в ряде отношений уже не кажутся чуждыми представлениям о реальности.
Исследования ИСС являются активно разрабатываемой областью науки в ведущих странах мира (достаточно сказать, что семь ведущих европейских стран и США реализуют специальную программу в этой области)… <…>.
Широкий круг наук изучает сегодня феномен ИСС, однако публикации, посвященные комплексному исследованию, прогнозированию и коррекции ИСС человека и общества, представляют собой лишь редкое исключение на фоне явно недостаточной разработанности философских аспектов проблемы. Настоящая работа призвана отчасти восполнить этот пробел.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в разработке ценностно-смыслового подхода к изучению ИСС. Для достижения указанной цели автор поставил следующие задачи:
— определить основные планы философского анализа сознания как субъективной реальности, выяснить особенности ценностно-смысловой организации сознания;
— показать личностно значимый аспект ИСС;
— выявить основные социальные функции ИСС;
— раскрыть особенности ценностно-смысловой организации сознания в условиях а) виртуальной реальности, б) экзистенциальных состояний «перед лицом смерти», в) формирования экологической парадигмы.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работе используются данные по феноменологии ИСС (психопатологии, социальной психологии, психологии личности). Особый интерес для цели диссертации представляют феноменологические исследования, проведенные в рамках трансперсональной психологии (работы Ч.Тарта, С.Грофа, К.Уилбера, A.Маслоу) и экологической психологии (работы Ф.Капры, В.Фокса)…
Научная новизна работы заключается в следующем:
— выявлено, что измененные состояния сознания представляют собой, прежде всего, процесс деформации ценностно-смысловой структуры сознания. Возможным результатом переживаемых индивидом ИСС являются стойкие структурные изменения и преобразования парадигмальной ценностно-смысловой структуры сознания, формирование новых векторов его активности;
— показано, что измененные состояния сознания имплицитно включают процесс «расширения» сознания, понимаемый как преодоление границ допустимого, известного, обыкновенного, пересмотр сложившихся ценностей, «готовых» смыслов, «принятых» понятий и категорий. Подлинное расширение сознания выражается в творческом самоутверждении, ведущем к обретению новых ценностей и изменению горизонта смыслов. Неподлинное расширение сознания (через наркотики, алкоголь и пр.) характеризуется самоотрицанием;
— обосновано положение о том, что «суженное» сознание представляет собой сосредоточение на узком круге переживаний с частичным выключением из сознания всех остальных аспектов (например, измененность ценностно-смыслового поля сознания фанатика);
— доказано, что измененные состояния сознания способны актуализировать определенные ценности и смыслы. Раскрыты особенности ценностно-смысловой организации сознания в условиях виртуальной реальности, экзистенциального состояния «перед лицом смерти», а также в аспекте формирования экологического сознания;
— определены основные функции ИСС: адаптивная, компенсаторная, стимулирующая, саморегуляции и самосохранения. Показано, что легковерие (как актуальное состояние массового сознания) и вера в парапрактику (деятельность магов, колдунов и др.) свидетельствуют об измененном состоянии массового сознания.
Заключение. Анализ феноменов измененных состояний сознания, то есть тех явлений, в которых обнаруживаются состояния сознания, не входящие в круг привычных, регулярно проходимых в повседневной жизни, показывает, что следует критически оценить стереотип восприятия их лишь в двух полярных формах: либо нервно-психическая патология, либо харизма. Переживаемые измененные состояния сознания различаются по многим признакам (по социальной значимости, ценностному рангу, характеру вызываемых последствий в структуре сознания и т.д.), но им свойственна относительная устойчивость структурных компонентов субъективной реальности, наличие инвариантности во множестве актуальных проявлений, что служит источником диспозициональных новообразований.
Личностный смысл измененных состояний сознания обязан своим происхождением процессам, протекающим вне сознания субъекта, он возникает в его реальной жизнедеятельности, отражая отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. Вступая в структуре сознания в новые связи с другими составляющими сознания, личностный смысл выражает себя в значениях и эмоциональных, чувственных переживаниях. Многообразие личностных смыслов измененных состояний сознания определяется широким спектром причин возникновения, видов и форм этих состояний.
Понимание закономерности прохождения индивидом в процессе жизнедеятельности континуума различных состояний сознания позволяет выделить основные социальные функции измененных состояний сознания: адаптивную, самосохранения, саморегуляции, компенсаторную и стимулирующую… <…>.
Философское осмысление проблемы, позволяет оценить важность и необходимость комплексного изучения измененных состояний сознания, а следовательно, и своевременной объективной оценки их общественной значимости, и прогноза вызываемых отдаленных последствий».

В 1998г. была издана двухтомная энциклопедия «Культурология. XX век. (см. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1, 2. / Гл. ред. и сост. С.Я.Левит. СПб. Университетская книга. Алетейя. 1998г.). В аннотации написано:

«Настоящее издание представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия; основное внимание сосредоточено на проблемах формирования культурологии в XX в. В издание включены статьи, дающие представление об основных направлениях, школах, познавательных категориях и понятиях культурологии, а также о наиболее крупных мыслителях XX в., заложивших основы этой науки. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях и идеях культуры, ключевых проблемах культурологии. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена авторская концепция, выявлены трудности, связанные со становлением культурологии в XX в. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, охватывающей более обширный период».

В этой энциклопедии имеется две статьи: «Культура духовная» и «Эзотерическая культура», они расположены в разных разделах и написаны разными авторами, но авторы — женщины. Вот что, в частности, в них говорится:

«КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве Культуры Духовной выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. Такое понимание Культуры Духовной пришло в отечественную практику из немецкой литературы в XIX в. Среди английских и французских эволюционистов того периода подобное деление на материальную и духовную культуру было также широко распространено. <…>
В работах русских авторов конца XIX — пер. пол. XX в. (в последнем случае, если они работали вне России) термин «Культура Духовная» переплетается с такими понятиями, как «духовная жизнь», «сфера духа», «духовное обновление» и др. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, надиндивидуальной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутренние усилия и мистический опыт. Это — реальность Добра, Красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного… (Г.А.Аванесова).»

«ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества; содержит систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке (слово «эзотерический», т.е. внутренний, эсотерикос, означает тайное, сокровенное знание, в отличие от знания экзотерического, т.е. внешнего, открытого непосвященным). Внутреннее закрытое знание предназначалось только для посвященных, ибо считалось, что такое общее и целостное знание об основах мира сообщает определенную власть обладающему этим знанием. Поэтому удостаиваемый такого знания должен был уметь вместить его, т.е. обладать соответствующими качествами ума, духовной зрелостью, ответственностью, и быть в состоянии достойно его нести. Существовала иерархическая система степеней посвящения, открывающая доступ ко все более внутреннему знанию по мере того, как адепт проходил очередные этапы совершенствования. Позже этот смысл был фактически утрачен, как утрачен аутентичный смысл многих символов, чисел, соотношений, через которые в эзотерической философии раскрывались сокровенные смыслы бытия, фундаментальные истины мира. Постепенно словом «эзотерический» стали обозначать учения мистического характера, опирающиеся не на догмы ортодоксальных религий (Христианство, Ислам и др.), а на личный мистический опыт и его истолкование. Сюда же стали относить и всякие нетрадиционные религиозно-мистические переживания и техники достижения измененных состояний сознания.
Кроме того, и сами религии за внешним ритуальным слоем сохранили древнее эзотерическое содержание, восходящее к исходному тайному знанию об истинном устройстве мира и порядке бытия. В наше время к эзотерическим учениям в равной мере относят и сектантские ответвления известных религиозных учений (Суфизм, Исихазм, Даосская Йога и т.п.), и учения, возникшие вообще вне лона традиционных конфессий, каковыми являются, напр., учения К.Кастанеды, Р.Штейнера, Д.Андреева, Г.Гурджиева и др.
Древняя система эзотерических знаний представляла собой первую исходную познавательную модель, опиравшуюся на признание единства мира, отражавшую его происхождение. Эта модель обеспечивала единство знания, исходя из утверждения принципиального подобия мира и человека в их строении, развитии, функционировании и преображении. Это делало познание возможным, осуществимым и последовательно развивающимся.
В поисках полноты в видении и объяснении мира, сегментированность которого не позволяет постичь причины и пути его истинного бытия, человек обращается к исходному эзотерическому знанию, чем и объясняется новая актуальность Эзотерической Культуры. Особенностью эзотерической модели мира является то, что в ней объектом становится не просто мир или просто человек, но человек как система и мир как система, образующие общую суперсистему. В этом супермультиплете запечатлевается меняющаяся мозаика взаимодействия всех сил системы и их совокупное действие отражено в каждой точке этого онтологического объекта и одновременно познавательного поля. <…>
Чтобы понять происхождение, причину и место добра и зла, духовный взор должен видеть три мира, а не один: темный мир материи и животного начала, где царит Судьба; светлый мир Духа, где царит божественный закон и действует Провидение; и между ними — в полутьме, но в устремленности к свету — мир человека, основанием своим погруженный в мир материальной природы, а вершинами касающийся сияющих врат божественного мира. И только с познанием добра и зла, в их причинах и обусловленности человек может стать действительно свободным и нравственным. <…>
Включение же человека в структуру мира (а не противопоставление его как активного субъекта миру как пассивному объекту) не только дает ему ощущение своей неотрывности от него (человек не может нести миру зло, ибо сам есть его часть, форма его бытия), но и позволяет ясно и наглядно обозначить направление развития мира, а следовательно, место и предназначение человека. Понимание природы добра и зла, формы их воплощения на разных уровнях и в разных порядках мира делает человека более свободным и более сведущим в определении цели и смысла собственной жизни.
Узловые моменты эзотерической модели мира интерпретируются, обыгрываются, просматриваются во всех культурных схемах, описаниях, построениях, имеющих человечески общезначимый характер… Эта устойчивая модель, определяющая ощущение человеком своего нахождения и места в мире, являет ему всю меру ответственности человека за свое бытие, показывает, что суть вечные ценности, помогает преодолеть фрагментарность представлений о мире, ощущение своей случайности, маргинальности в нем… Человек несет ответственность за ненарушение гармонии этого сложного строя связей, в который он включен и который живет в безусловном подсознательном знании, имманентной природе человека. (В.И.Самохвалова)».

4.3 Гермес Трисмегист

«Аннотация. Предлагаемая читателю книга является самым полным на сегодняшний день критическим изданием текстов легендарного Гермеса Трисмегиста — основателя герметизма и науки древнего Египта. Помимо традиционно включаемых в подобные сборники текстов в данное издание входят «Страсбургская космогония», тексты, касающиеся египетского бога Тота до его отождествления с Гермесом, и некоторые сочинения так называемого «низкого герметизма», приписываемые самому Гермесу Трисмегисту: «Изумрудная Скрижаль», «Трутина Гермеса», фрагменты «Медицинской астрологии», «Койранид» и «Ста афоризмов», а также обширный раздел, включающий работы крупнейших исследователей Герметической Традиции — Ф.Ф.Зелинского, Л.Менара, А.Фестюжьера, Г.Йонаса, Р.Генона, Б.А.Тураева, М. Вертело, Л. Массиньона, Л.Торндайка и др.».

(К.Богуцкий. Гермес-Трисмегист и герметическая традиция
Востока и Запада. М. Алетейа. 1998г., 2001г. 623 стр.)

«Аннотация. Книга «Высшие Знания» представляет собой популярное изложение ранее не публиковавшейся теории Мироздания. В ее основу положена Единая Теория Поля Вакуума, математическое обоснование которой разработано автором в период с 1975г. по 1993г. Теория основана на предположении, что Вакуум представляет собой сверхплотное и одновременно сверхэластичное однородное тело, в котором материальные тела — суть объемные стоячие волны, а Разум — сферическая волна Вакуума. Теория непротиворечиво объединяет науку, религию, парапсихологию и Йогу.
В книге сделан краткий анализ научных, религиозных и эзотерических знаний, найдены аналогии качеств, свойств и событий, описанных в Высших Знаниях. Это позволило говорить на одном языке о научных, религиозных и эзотерических проблемах.
Из книги читатель узнает об основах Мироздания: как устроена и развивается наша Вселенная, как устроено вещество, что такое Разум и Душа человека, узнает о Высшем Разуме Вселенной, о посланиях Высшего Разума к Земной цивилизации, содержащихся в древних рукописях, узнает о прошлом и будущем Земли, о цели жизни и ее высших приоритетах, о путях самосовершенствования.
«Высшие Знания» — это книга для всех «думающих» людей, независимо от уровня их знаний и области интересов. Тем не менее, книга обречена на неоднозначное восприятие и оценку. Читатель, интересующийся религией, парапсихологией, Йогой, просто озабоченный трудностями жизни, найдет в ней ответы на многие вопросы. Но его будут одолевать сомнения, можно ли принять сказанное за истину. Только использование Высших Знаний на практике даст убедительный ответ».

(Лемякин Б.А. Высшие знания. Волгоград. 1998г.)

4.3 Тайны Тибета

«Аннотация. В этой книге вы сможете ознакомиться с теоретическими положениями и практическими рекомендациями тибетского мистицизма. Мы постарались избежать обеих крайностей — легкомысленности и неудобочитаемости, которыми зачастую грешат работы такого рода. Здесь, под одним переплетом, собраны самые разнообразные сведения — об основах буддийского Учения, о принципах Тантры, об уникальной методике медитации и психотренинга, благодаря которым тибетские мистики обретали сверхчеловеческие способности; приводятся переводы древних тантрических Сутр, которые стали доступными западному читателю совсем недавно, а до того хранились ламами в глубокой тайне. Читатель может познакомиться с переводами Сутр, авторство которых приписывается легендарным тибетским йогинам — мистикам -Тилопе, Наропе, Миларепе, Гамбопе и др. Основы Учения Будды приводятся в изложении Его Святейшества Далай-ламы XIV. Также в этой работе освещены наиболее значительные страницы истории Тибета — как древней, так и современной».

(Тайны Тибета. (Серия: Тайные знания). / Авт.-сост.
В.Н.Петряев. Минск. Харвест. 1998., М. АСТ. 2002г. 399 стр.)

4.3 Тайные науки

«Аннотация. Эта книга посвящена области знания, споры в отношении которой всегда будут актуальны. Являются ли всевозможные обряды, заклинания, магические изображения и древние рукописи действительно чем-то магическим или это не более чем часть культуры той или иной народности? Описание тайных обрядов и обычаев народов мира не оставит равнодушными любителей эзотерической литературы. Тематика книги: Психология, Духовное исцеление, Философия, Мистика, Оккультизм, Методики воздействия на подсознание, Эзотерическая психомедицина, Психическая энергия, Релаксация, Йога».

(Тайные науки. (Серия: Тайные знания).
/ Авт.-сост. С.Е.Синякович. Минск. Харвест. 1998г., 1999г. 592 стр.)

4.3 Айдлиц Неизвестная Индия

«Аннотация. Эта книга приглашает читателя стать участником увлекательного путешествия, предпринятого в поисках духовных истин Вальтером Айдлицем, уроженцем Австрии. В то время, как в Европе разразилась Вторая Мировая, он пересек Гималаи. Необычные странствия, богатые удивительными, а подчас и трагическими событиями, в результате которых автор становится узником тюрьмы для «неприятелей-чужестранцев», в конце концов, приводят его к гуру. Эта история раскрывает перед нами глубокие духовные переживания автора, открывшего для себя удивительный мир религиозно-философских учений Индии».

(Вальтер Айдлиц. Путешествие в неизвестную Индию.
М. Философская книга. 1998г., 2001г. 232 стр.)

«Вальтер Айдлиц (1892-1976) — австрийский писатель, поэт, драматург, индолог и кришнаитский религиозный деятель (кришнаитское духовное имя — Ва?мана Да?с), почётный доктор Лундского университета; ученик Свами Бона. Вальтер Айдлиц был одним из первых западных людей, обратившихся в Гаудия-Вайшнавизм. Заинтересовавшись Индуизмом, в 1938г. Айдлиц оставил свою семью в Австрии и отправился в Индию в поисках Бога. В начале Второй мировой войны Айдлиц был помещён британскими властями в Индии в лагерь для военнопленных, где познакомился с Свами Саданандой, который был учеником Бхактисиддханты Сарасвати и первым западным человеком, принявшим Гаудия-Вайшнавизм. После окончания войны Айдлиц получил духовное посвящение от вайшнавского гуру Бхакти Хридайи Бона Свами. В 1952г. Айдлиц вернулся в Европу и поселился в Швеции, где и умер в 1976г. Свой духовный поиск Айдлиц описал в книге «Путешествие в неизвестную Индию».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

4.3 Холл Адепты Востока 2001

«Аннотация. Загадочное Братство Адептов, хранящих могущественное Знание об основах мироздания, оказывающих неизменно благотворное влияние на судьбы отдельных людей и целых народов всегда влекло к себе и служило примером для подражания всем стремящимся к продвижению на духовном Пути. В книге выдающегося американского исследователя, Мэнли П. Холла собраны исторические данные и легенды народов мира, свидетельствующие о существовании и непосредственном участии в делах человечества великого Братства Учителей».

(Мэнли П. Холл. Адепты Востока: Эзотерическая
традиция Востока. Сфера. 1998г., 2001г. 524 стр.)

* * *