Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.2).

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «эзотерический» понимать «внутренний, скрытый, невидимый, понятный не всем»; «имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию»…

* * *

3. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

(продолжение)

1 9 9 6 г о д .

4.3 Бедаш Тайная Магия в 3 т 1      4.3 Бедаш Тайная Магия в 3 т 2      4.3 Бедаш Тайная Магия в 3 т 3

«Аннотация. Это одни из первых удачных книг для тех, кто подобную литературу коллекционирует и занимается самообразованием в области психических явлений.
Вот неполный перечень затрагиваемых автором тем: психические нападения и защита; состав астрального тела; методы психической работы; краткий экскурс в основы тайноведения; черная магия в нашей жизни; способы различного рода гаданий и т.д.».

(Бедаш. Тайная Магия. Книга для тех, кто хочет стать посвященным.
В 3-х кн. Екатеринбург. У-Фактория. 1996г., 1999г.)

«Аннотация. Единое для всех мистических традиций видение сексуальности показано и обсуждается в этой книге. Эта книга — еще и самое настоящее практическое пособие для тех, кто любит, для тех, кто хочет узнать, как навсегда сохранить страсть в моногамных отношениях и переплавить ее в священный огонь мистического секса, самый быстрый и естественный путь достижения измененных состояний сознания».

(Луис В. Милдмэн. Мистический секс.
(Серия: эзотерическая психология любви и брака).
/ Пер. Н.Акуленко и И.Гаврилюк. К. София. 1996г. 288 стр.)

«Аннотация. XX век, щедрый на технические достижения, научные открытия, войны и революции, оставил богатое наследство не только в мире внешних свершений. Не менее интенсивно шло и познание внутреннего мира человека и тех потаенных сил, что скрываются в нем с момента Творения. Эта область, недоступная «позитивному» знанию, покорялась лишь тем натурам, которые под видимым умели разглядеть невидимое. По традиции их называют мистиками. И сколь ни разнообразны их учения, цель у них примерно одна — Целостность и Просветление. Некоторые из представленных в «Энциклопедии» учений вместе с фигурами их создателей уже известны читателю, это относится прежде всего к Гурджиеву, Кастанеде, Ошо. В то же время учения других, например, Уотса, Тейяра де Шардена, Кроули, Иванова еще не удостоились широкой публикации, а мистицизм третьих был прикрыт большой политикой или наукой, как у Ганди, Циолковского, Гербигера; поэтому наряду с очерками личных биографий выдающихся мистиков XX в. в этой книге представлены и наиболее существенные положения их воззрений, что позволяет расценивать эту «Энциклопедию» как своего рода вводных курс в мистические учения нашего столетия».

(Элизабет Вандерхилл. Мистики XX века.
Энциклопедия. М. Локид Миф. 1996г., 1998г., 522 стр.)

«Аннотация. Эта книга о тонкой энергии жизненной силы, о чистом сознании, пребывающем за пределами ума, и об экстатическом опыте духовного пробуждения. В ней говорится также о физических расстройствах, душевном смятении и личностном кризисе тех элементах преобразования человека, которые выбивают нас из седла, давая понять, что нас коснулись силы более великие, нежели мы сами. В ней приводятся свидетельства людей разных эпох, которые имели и усвоили подобный опыт, раздвинувший их представления о психическом здоровье и божественной природе человека. И наконец, эта книга руководство о том, как пережить этот опыт и выйти из него преображенным. Предлагаются точные, простые и безопасные упражнения, выполнение которых поможет пробуждению энергии Кундалини, укрепит здоровье, повысит уровень жизненных сил и сопротивляемость негативным воздействиям внешнего мира.
Бонни Гринвелл. Следование практикам, направленным на непосредственное переживание «Бога», не является чем-то новым или необычным, но является, по существу, одним из древнейших явлений, упомянутых в духовной литературе, будучи ведущей идеей древней философии Йоги и Веданты. Это также краеугольный камень шаманских ритуалов во многих культурах. Но такое движение духовного развития является чем-то необычным для любого человека, выросшего под влиянием западной психологии и религии. Множество жителей Запада обладают способностью к серьезным занятиям и активно погружаются в таинства науки и религии, мало сознавая возможные последствия. Некоторые очень интенсивно практикуют ту или иную методику пробуждения Кундалини, веря, что это принесет им покой, блаженство, преображение, мудрость, власть или множество других положительных результатов. Этот опыт меняет ориентацию духовной жизни и занятий человека, и жизнь, измененная таким образом, является еще одной стороной подлинной духовности. Это духовность всей системы «тело-ум-душа», и однажды полностью задействованное, видение себя и мира радикально и необратимо изменяется. При этом, согласно Гопи Кришне, у человека существует потенциальная возможность стать гением, так как он имеет доступ к всеобщей мудрости и вдохновению. Он считает это результатом глубоких биологических изменений в мозге, которые могут произойти за годы действия процесса духовного пробуждения, и в этом Гопи Кришна видит надежду на будущее планеты».

(Бонни Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г.)

«Аннотация. Книга, которую вы собираетесь прочитать, принадлежит к классике духовной литературы. Чтобы понять ее важность, мы должны осознать, что тема Кундалини была веками окутана тайной, ограждена дезинформацией и охранялась строгой секретностью. По существу, эти знания были так тщательно скрыты, что когда Свами Муктананда получил пробуждение Кундалини от своего Мастера, Бхагавана Нитьянанды, и стал испытывать воздействие этого пробуждения, он не понимал, что с ним происходит. Он написал свою первую замечательную работу, духовную автобиографию – «Игра Сознания», для того чтобы предохранить своих учеников от подобного замешательства и помочь им понять процесс, происходящий внутри них».

(Свами Муктананда. Кундалини. Секрет Жизни. М. Сиддха-Йога. 1996г. 81 стр.)

 

1 9 9 7  г о д .

В конце 90-х годов в городах России, Украины, в Крыму стали проводиться многочисленные лекции, семинары, тренинги, посвященные вопросам саморазвития, самосовершенствования, духовного развития, трансформации сознания и вообще восточным духовным практикам, восточным традициям и т.д. В это время (1997-1998гг.) можно было попасть на весьма популярные лекции Андрея Лапина. Посетить эти лекции также рекомендовал популярный в это время психолог М.Ляховицкий, который с 1993г. начал проводить тренинг «Трансформация» (по словам участников — калька с тренинга Экхарда 70-х годов, адаптированная к российским реалиям). С 1992г. тренинги М.Ляховицкого прошли более 6000 человек. Сегодня А.Ляховицкий — ведущий тренер-эксперт Академии Тренингов. По результатам опроса руководителей рекрутинговых компаний М.Ляховицкий входит в тройку лучших тренеров личностного роста г.Москвы. В 1993г. М.Ляховицкий закончил Московский Государственный Педагогический Университет им. В.И.Ленина, спецфакультет психологии по специальности — практический психолог, и курс «Интегративная групповая психотерапия» (1990-1993г. Московский Гештальт институт). М.Ляховицкому было посвящено первое российское издание книги Люка Рейнхарда «Трансформация».

4.3 Трансформация

«Аннотация. Популярная книга Люка Рейнхарта представляет собой захватывающее воспроизведение ЭСТ – Эрхардовского семинара-тренинга — наиболее быстро растущей программы «просветления» в Соединенных Штатах. ЭСТ использует лучшие приемы различных религиозных течений и психотерапевтических дисциплин. Его цель — «взорвать ум», дать людям уникальное переживание, которое трансформирует их жизнь. Его цель — общедоступное выражение традиционной ориентации любого эзотерического обучения, будь то Дзэн-Буддизм, Суфизм или нечто иное».

(Люк Рейнхард. Трансформация. Путь
к полноценной жизни. М. Галактион. 2005г. 296 стр.)

Считается, что Андрей Лапин в конце 90-х был достаточно известной личностью в Москве. А.Лапин вёл тренинги, которые тогда называли Тантрой, но, по словам участников, это был только намек на Тантру, в основном это были дыхательные упражнения, ребёфинг, упражнения на осознанность. Кроме этого, А.Лапин читал прекрасные лекции о традициях.

«Андрей Лапин вернулся и опять ведет лекции. Теперь они проходят по понедельникам в зале рядом с метро Белорусская. Вчера я впервые увидел своего заочного учителя вживую. Надо сказать, что до этого ни на одной лекции Лапина я не был. Но если Вы его внимательно послушаете, то найдете множество похожего на мой стиль изложения. Например, Андрей Лапин, как и я, оперирует внеконфессионными понятиями. Точнее, он проводит параллели между различными конфессиями и традициями саморазвития, показывает общие сущности. И легко переходит с одного языка на другой. Лапин не стремится к обобщению теории в законченные модели, но обожает строить свои лекции на наборах вопросов, и каждому человеку отвечает на его запрос. Лапин в течение ответа на вопрос ищет «щелкающую» формулировку, и рассуждает, вместо использования готовых шаблонов. Лапин работает с транслируемым состоянием и энергетикой напрямую, от чего каждое слово насыщается и начинает сверкать красками. Мне тоже нравится такой стиль изложения и работы с группой, хотя мне еще пока далеко до Лапинской четкости и краткости формулировок, а также у меня гораздо меньший набор дифференцированного опыта и, соответственно, различных примеров.
С другой стороны, я учился и у других мастеров. То, о чем я говорю, часто носит более приземленный, практический характер, западный стиль, и это хорошо. Получая опыт от разных учителей — вы получаете объемные знания и становитесь ближе к сути. С первыми медитациями, телесными практиками и восточным мировоззрением я познакомился у человека (Андрей Фомин — тоже Андрей, по стечению обстоятельств), который очень рекомендовал Лапина, и от лекций Лапина отталкивался во многом. От занятия к занятию Фомин мог давать различные комбинации традиций суфиев или даосов, давать тантрические, шаманские или кундалини — практики, мог обратиться к Ошо или к Вернеру Эрхарду. Он не зацикливался на одном направлении, но выбирал лучшее, чтобы передать суть: занятие строилось от цели, которой оно должно было достигать — тонкие ощущения, любовь, отключение диалога или пробуждение животной сущности, проработка сексуальности или ярости в себе.
Вся «Энергология», на которую вы подписаны, можно сказать, началась оттуда, из слова Лапина. Без его лекций Фомин не уехал бы в Индию и не сделал множество шагов в своем развитии, а я бы не научился у него. Андрей был не единственным моим учителем, но одним из основополагающих. Он приучил меня постоянно работать с собой, смотреть шире, чувствовать тонкие ощущения, быть собой и находить себя в различных крайностях своих состояний и быть осознанным в жизни.
Андрея Фомина уже нет в живых. А Андрей Лапин, когда я к нему собрался сходить 8 лет назад — перестал вести свои лекции. И вот вчера состоялась первая лекция после 8-летнего перерыва. Он снова в Москве и снова ведет лекции. Ура! Теперь и у вас есть возможность приобщиться к слову мастера. Найдите 2 часа времени и 30 рублей за вход и придите его послушать, а, точнее, получить другой слой информации, энергетический, который идет вне второй сигнальной системы на лекциях Андрея».

(Андрей Рыськов. Андрей Лапин вернулся. 10.07.2012г. Сайт «Энергология».)

«Аннотация. Андрей Лапин — знаток эзотерических и религиозных течений мира — исследует возможности осуществления мечты каждого человека о том, как избавиться от страданий и стать счастливым. Много путешествовал по малодоступным уголкам Гималаев и Тибета, получил посвящение в Брамины. Является представителем древнейшей духовной традиции «Санатана-Дхарма» в России, объединяющей глубинную суть всех религий. В течение нескольких лет руководил центром духовного развития «Ваджраяна», где использовались методы различных духовных традиций. Является автором нескольких книг по практикам самосовершенствования.
Часть 1.
1. Устройство Вселенной.
2. Три гуны.
3. Пять элементов.
4. Эволюция сознания.
5. Тело, энергия, сознание.
6. Религия и эзотерика. Каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое — хорошо известное и массовое — внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ. Второе направление — малочисленное и закрытое для непосвящённых — внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика (от греч. «eso’terikos» — «внутренний», «скрытый»), позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.
Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч. «mystikos» — «таинственный»). Мистика — это расширение границ своего восприятия за пределы материального мира. Мистику удаётся напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени.
Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют собой живую традицию. Такие школы были или есть в Джайнизме (дигамбары), в Индуизме (многие школы индуистской Тантры и Йоги), в Бон (юнгдрунг бон), в Буддизме (Ваджраяна, Дзогчен), в Даосизме («внутренняя» Алхимия, некоторые школы Цигун), в Иудаизме (Хасидизм, Каббала), в Христианстве (в Православии — Исихазм; в Католичестве — последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в Исламе (многие суфийские ордена), в Вуду, в коренных традициях американских индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г.И.Гурджиев, Р.Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции.
Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с чёрной магией, однако ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далёком прошлом, рассказы о невидимых странах и т.п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне «белого» и «чёрного» начал. Такие теории обычно приводят человека к поискам тёмных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно, относят к представителям «светлых» сил). Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. «mesos» — «средний»), т.е. срединным учением между обычными знаниями — экзотерикой (от греч. «exo’terikos» — «внешний») и эзотерикой. Ведь если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нём. Так возникла мезотерика.
7. Значение слова «Бог».
8. Предмет и история Тантры. Тантра не отвечает на вопрос «что есть истина?», она отвечает на вопрос «как можно постичь истину?». Являясь практической системой интенсивного духовного развития, Тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы. Санскритское слово «тантра» происходит от двух слов: таноти и трайяти. Таноти означает «расширять», а трайяти – «освобождать»; при этом оба слова относятся к сознанию. Таким образом, слово «тантра» означает «освобождение посредством расширения», а точнее – «освобождение сознания посредством его расширения». Также слово «тантра» переводят как «активность» или «действие», имея в виду активность или действие сознания. Один современный мастер Тантры определил её так: «Тантра — это энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него». Словом «тантра» также называют священные тантрийские тексты, например «Виджняна-Бхайрава-Тантра», «Саммохана-Тантра», «Тантра-Раджа-Тантра», «Куларнава-Тантра», «Маханирвана-Тантра» и др. Некоторые тантрийские тексты не имеют слова «тантра» в своём названии, например «Шива-Сутра», «Ананда-Лахари», «Тирумандирам» и др.
Как и любая религиозная система, индуистская Тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в Тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. (Поэтому тексты Тантры иногда называют садхана-шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику). В связи с этим Тантру иногда называют Тантрийской Йогой; интересно, что почти вся индуистская Йога является ответвлением Тантры.
Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную. Ещё одна особенность Тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного прогресса. Удивительно, но даже пороки и недостатки становятся мощным средством Освобождения! В Тантре нет ни одной стороны жизни, которая не была бы преобразована в духовную практику.
История возникновения Тантры теряется в глубине веков. Считается, что Веды и тантрийские тексты возникли из одного общего источника: в «Тирумандираме» сказано, что Веды и Агамы (тантрийские тексты) различаются лишь в придании особого значения определённым практикам. А вот небольшое количество тантрийских текстов периода древней письменности объясняется вовсе не тем, что Тантра тогда еще не существовала. Во-первых, в Тантре знания всегда тщательно охранялись от непосвящённых во избежание их неверного применения. До определённого времени передача знаний осуществлялась только в индивидуальной устной форме от учителя к ученику. И только в более позднее время их стали записывать. Во-вторых, в Тантре есть уникальное представление о том, что существует непрерывный процесс замены устаревающих текстов новыми. При этом актуальная сущность текстов сохраняется, но форма изложения и язык соответствуют новым времени, месту и обстоятельствам. Причина этого в том, что Тантра не является догматической и неизменной формальной системой. Тантра — это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы. Поэтому возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие выдающиеся мастера. Пожалуй, первым среди известных (хронологически и по значимости) считается Шива.
Часть 2.
9. Медитация (Дхьяна).
10. Панча макара. Сексуальная Тантра.
11. Дыхательные практики.
12. Символика и язык Тантры.
13. Школы Тантры.
14. Шива и Парвати.
15. Пуджи.
16. Обретение тела и соединение с пороками.
17. Эзотерические практики. Эзотерики обнаружили, что в процессе своего развития человек должен довести до совершенства некоторые качества. К ним относятся любовь ко всему существующему и сострадание, ясный ум, а также внутренняя сила с её главным аспектом — волей. Существует две группы методов самосовершенствования. К первым относятся экзотерические (внешние, открытые), т.е. все ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Ситуации могут быть как обычными, заурядными, так и экстремальными, стрессовыми.
Одной из находок мистиков было то, что можно воспринимать все ситуации как учебные. С этой точки зрения, любая ситуация, в которой оказывается человек, в той или иной степени его меняет (даже если он не осознаёт этого). В том случае, если человек это осознаёт, он извлекает из каждой ситуации гораздо больше пользы, и его развитие идёт быстрее. Было обнаружено, что чем более сложной, трудной или неблагоприятной является ситуация, тем большему в ней можно научиться. Некоторые качества можно развить, только находясь в особых условиях, поэтому эзотерики специально искали или создавали необходимые ситуации. При этом им иногда приходилось даже рисковать жизнью.
К другой группе относятся методы совершенствования, которые называются эзотерическими, т.е. закрытыми для непосвящённых. Чтобы понять, как они работают, необходимо знать многомерное строение человека. Тысячи лет назад мистики установили, что человек — это сознание, живущее в теле, а организм человека так же сложен и многомерен, как и Вселенная. Кроме материальных органов организм человека имеет особые, нематериальные, находящиеся в пределах тела, но в других пространственных измерениях. В этих «органах», или энергетических центрах, циркулируют энергии, обеспечивающие жизнь всего организма и существование в нём сознания.
Важным открытием эзотериков было то, что энергетические центры влияют на состояние сознания. Если изменяется работа какого-нибудь энергетического центра, и он начинает вырабатывать другую энергию, то незамедлительно меняется состояние человека…
Оказалось, что положительные и отрицательные качества человека часто связаны с исправной или неисправной работой этих центров. Открыв это, древние эзотерики научились использовать свои энергетические центры для самосовершенствования. Чтобы достичь этого, им пришлось овладеть искусством управления их работой.
Эзотерики нашли очень много способов влияния на работу энергетических центров, а через них — на состояние своего сознания и выработку необходимых им качеств. С этой целью применяют специальные методы концентрации, дыхания, движения, произносят звуки (мантры, имена богов, молитвы), слушают специальную музыку, придают своему телу нужные положения, используют особые запахи, созерцают некоторые изображения, используют отдельные ритуалы, сновидения, пребывают в особых местах и многое-многое другое…
В некоторых эзотерических школах (например, в индуистской тантре, даосских школах «внутренней» Алхимии, в Дзогчене, в коренных традициях Африки и древней Руси и др.) наиболее выдающиеся мистики достигали настолько глубокой трансформации своего сознания, что это сказывалось даже на их физическом теле. Материя тела, как бы пропитанная сознанием, достигшим Божественного совершенства, возвращалась к исходному состоянию чистой энергии. Мистик покидал этот мир, дематериализуя своё тело. Это могло выглядеть либо как постепенный процесс, в течение которого тело становилось всё более прозрачным и медленно исчезало, либо как мгновенная вспышка света, после которой не оставалось ничего. Иногда это происходило как медленное уменьшение тела в течение нескольких дней вплоть до его полного исчезновения (при этом остаются только волосы и ногти)…
Основным методом мистических практик является медитация, т. е. особое состояние сознания, при котором ум молчит, его нет, а внимание максимально обострено — сознание бодрствует. Это означает, что процесс мышления остановлен, ум пуст, нет абсолютно никаких мыслей, а есть только восприятие и осознавание…
Не следует путать настоящую медитацию с довольно распространённой сейчас «медитацией» как средством «успокоить нервы», поднять настроение или добиться социального успеха.
Другой важный метод — это нахождение здесь и сейчас. Что бы ни делал эзотерик, он старается быть «здесь и сейчас» и концентрируется только на том, что происходит в нём и рядом с ним. В нём — означает во всей системе, называемой человеком — в его теле, мыслях, эмоциях, настроениях вплоть до той бесформенной глубины, которая своими корнями уходит в бесконечный океан Божественного Сознания. Такое состояние называют состоянием присутствия…
Человек подобен Вселенной. Мистики использовали этот факт, применяя к своему внутреннему миру истины, касающиеся мира внешнего. Внешняя истина, понимаемая эзотерически, становится духовным наставлением…
Мистики часто применяли для описания эзотерических практик и мистических состояний особый язык, понятный только посвящённым. В некоторых эзотерических школах (алхимических) исходное состояние человека называли свинцом, а конечное состояние совершенства — золотом. При этом все промежуточные этапы превращения свинца в золото обозначались как алхимические реакции превращения одних элементов в другие. Поэтому если некоторые алхимические тексты понимать буквально, то они могут показаться неграмотными из-за неосуществимости тех химических реакций, которые в них описаны. Однако если знать, что обозначают эти символы, — «внутренняя» Алхимия становится наукой о духовном преобразовании человека».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной,
человека и природу любви. Лекция. 1997г.)

«Здравствуйте, в эфире «Неизвестная планета». В студии Андрей Мартынов. Что такое предельное развитие человека? Возможно ли стать совершенным существом в этой жизни? Какие методы и техники существуют для того чтобы открыться движению энергии Вселенной, в которой не существует смерти? Оказывается, люди, которые задаются такими вопросами, живут не только в Индии и не только на Тибете. Сегодня у нас в гостях Андрей Лапин, который много путешествовал по недоступным местам Гималаев, получил посвящение в брамины. У него свой центр духовного развития, в которых он обучает восточным практикам и техникам.
А.Лапин: Здравствуйте.
А.Мартынов: Андрей, как случилось что вы, русский человек, посвятили себя изучению малоизвестных у нас в стране учений, техник? Как все это произошло и когда все началось?
А.Л.: Некоторую тягу к чем-то вот такому запредельному я чувствовал с самого раннего детства. Но ясно осознать это и начать заниматься этим я смог только после того, как закончил университет, когда стал уже социально оформленным человеком и когда в нашей стране был снят запрет на все подобные вещи.
А.М.: И вы поехали в Индию.
А.Л.: В Индию я поехал не сразу, а через некоторое время. До этого я путешествовал по различным монастырям в нашей стране, жил как послушник по нескольку месяцев, а затем, когда появилась такая возможность, я побывал в Индии — тогда в 1992г. — впервые.
А.М.: Насколько я себе представляю основное отличие восточных представлений о жизни, смысле жизни и западноевропейских, христианских, заключается в отношении к жизни и смерти. Сейчас я как раз хотел порассуждать о том, что такого в представлении восточных религий, представлении о смерти отличает их от нас?
А.Л.: Во-первых и в Европе всегда существовали учения, в христианстве, например, эзотерические, которые говорили то же самое, что и говорят на Востоке Все сводится к тому, что смерть — это некий переход — мы теряем свое тело, сбрасываем его как ветхую одежду и после этого остаемся нагими — теми, кем мы ощущаем себя внутри тела. Зачастую люди осознают себя только лишь как тело. На самом деле человек — это сознание, которое живет в этом теле и, например, многие люди, перенесшие опыт клинической смерти, говорят о том, что они получили некий внетелесный опыт — они ощущали себя чистым восприятием, находящимся за пределами тела.
А.М.: Тогда, в этом случае получается, что на Востоке не существует страха смерти?
А.Л.: Он существует везде, просто если мы относимся к смерти, как к чему-то ужасающему, как к переходу, который связан с болью, страданием то да, мы будем бояться ее. Но если мы видим в этом просто закономерное окончание жизни, в которой мы сейчас существуем некий ее предельный результат, ее итог, то мы не будем бояться этого и на Востоке существует определенная культура по отношению к смерти.
А.М.: Вы считаете, что это правильный или более правильный подход к жизни?
А.Л.: Да, потому что у многих людей жизнь осложнена страхом смерти. Мы не думаем об этом, но фактически получается, что многие наши поступки или нерешительность связаны так или иначе с тем, что мы боимся смерти. Это можно проследить в каждом нашем жесте фактически, мы не осознаем этого. Современная западная психология находит, что корень всех наших проблем в большинстве своем связан со страхом смерти, он просто завуалирован таким сложным образом.
А.М.: Все техники, которые вы преподаете во время своих семинаров, они способствуют избавлению от этого страха и переосмыслению своего обычного отношения к жизни и смерти? И что это за техники? К вам на семинары приходят разные люди, которые хотят… Кстати, чего они хотят? Они хотят достичь совершенства, они хотят решить какие-то свои проблемы? По вашему личному опыту, что это за люди, которые пытаются расширить круг своих знаний?
А.Л.: Как правило, люди никогда не получают то, что они хотят, ведь когда мы начинаем, например, изучать математику в детстве, мы не знаем, что это за предмет. Мы имеем о нем представление очень размытое. Мы узнаем о нем в процессе обучения, также и люди, которые хотят знать нечто новое, имеют некие отдаленные представления об этом. Процесс обучение часто так изменяет человека, что в конце он хочет совсем уже не того, с чего он начал, из-за чего он пришел, кто-то хочет поправить здоровье свое, а часто изменяется вся его жизнь. Многие люди приходят из-за того, что их обычная жизнь их не устраивает, от того что они имеют все. Им как будто тесно, они чувствуют в себе некие силы на нечто большее и ищут это. Это как прекрасная поездка в какие-то далекие страны, вы не знаете, что вас ждет.
А.М.: Андрей, многие говорят, что в последние годы интерес к различным восточным учениям, малоизвестным до сих пор традициям, малоизвестным на Западе приводит в том числе и к тому, что человечество становится более совершенным, раскрываются новые горизонты знаний, с другой стороны видно, что очень много зла, которое приводит к реальным кровопролитным войнам. С вашей точки зрения, что происходит в мире: увеличивается количество людей, которые тянуться к знаниям или увеличивается количество войн, крови и зла?
А.Л.: Человечество, с точки зрения таких внутренних учений, всегда остается примерно одинаковым, меняются внешние условия, например, мы делаем более совершенными законы и социальный порядок, но те, кто живет в обществе остаются примерно одинаковыми, кто-то приходит снизу, кто-то покидает эту огромную школу, которую мы называем Землей и содержание учеников в ней остается одним и тем, же. Посмотрите, за две тысячи лет было пять тысяч войн — разве это можно на самом деле назвать цивилизацией? Да, мы накапливаем культурный опыт — лучшее, что было в истории, но также мы видим, что зло продолжает существовать — оно становится все более изощренным. На самом деле, люди всегда остаются примерно одними и теми же.
А.М.: То есть все это будет продолжаться тысячелетиями, до бесконечности?
А.Л.: Ну, если мы будем задерживаться здесь на тысячи лет, для нас это будет длиться именно столько. Но на самом деле люди всегда обновляются. Отдельный человек, когда он начинает расти, меняться, он, в конце концов, перестает вмещаться в те условия, которые существуют на Земле — они переносятся в какие-то другие сферы, какие-то небесные слои. Георгий Иванович Гурджиев — один из самых выдающихся мистиков ХХ века говорил, что когда я развиваюсь, то я меняюсь таким образом: мои лучшие качества, в конце концов, станут моими пороками. Что это означает? Я расту, у меня есть какие-то плохие качества, средние и хорошие — я расту вверх, плохие отпадают, средние становятся худшими, а лучшие становятся средними и я наращиваю это движение вверх и, в итоге просто покидаю эту школу».

(А.Лапин. Тяга к запредельному. Радиопередача «Неизвестная планета» с А.Мартыновым.)

«Андрей Л.: Даосские йоги считают, что каждый человек имеет неприкосновенный запас данной ему природой силы. Неприкосновенный, потому что дается он человеку только для чрезвычайных ситуаций. Для обычной жизни ему хватает тех сил, которые он получает с пищей, восстанавливает во время сна. А Кундалини — самая сокровенная ее часть, хранится как бы под спудом, на «черный день».
На Востоке Кундалини часто символически изображают в виде свернувшейся кольцом спящей змеи. Этот образ объясняет, что в повседневной жизни человека Кундалини не проявляется, то есть мирно «спит». Для обычной жизнедеятельности человеку должно хватать той энергии, которую он имеет. Другое дело, что и повседневную свою энергию нужно тратить с умом. А именно этого мы делать и не умеем, растрачиваем свои силы, беспрерывно истощая себя. Мы тратим силы понапрасну, когда ссоримся, вступаем в ненужные конфликты, делаем массу ненужной работы, даже когда непрерывно болтаем или слушаем часами чужую болтовню.
Данную от природы энергию нужно использовать по тем законам, которые она, природа, диктует. Перестаньте бессмысленно растрачивать свою энергию — вы и без Кундалини сможете сдвинуть горы. Кундалини приходит на помощь, когда это действительно необходимо. Кстати, этот запас Кундалини у разных людей различен и зависит от образа жизни. Если человек пребывает в состоянии хронической усталости, то его неприкосновенный запас очень мал.
Вопрос: Однако предполагается, что Кундалини можно «пробуждать». Именно проснувшаяся змея, освобожденная Кундалини делает человека сильным и могучим, многократно увеличивая его возможности?
Андрей Л.: Да, энергия Кундалини способна просыпаться. Это может происходить спонтанно в самых критических ситуациях. Иногда Кундалини поднимается сама, если произошло значительное снижение энергопотенциала человеческого организма, например в результате сильного переохлаждения. Тогда Кундалини, плавно поднимаясь по позвоночнику, наполняет тело энергией.
Но подъем Кундалини может произойти и по желанию самого человека. Такой осознанный подъем Кундалини — это часть духовного пути, необходимый этап в духовном развитии, когда человек получает возможность использовать «сверхсилу» по своему усмотрению.
По воззрениям индусов организм человека многомерен. Тело — его материальная часть. Но у человека есть и другие тела, находящиеся в иных пространственных мерностях, более тонких, чем физический план. К ним относятся, в частности, чакры. Чакра Муладхара, расположенная в нижней части таза, является тем «резервуаром», в котором накапливается и хранится неприкосновенный запас человеческой энергии — Кундалини.
Через чакры и происходит психическая саморегуляция. Этим занимаются адепты различных духовных школ и центров самосовершенствования. Во время занятий Раджа-Йогой может наступить момент, когда человек может ощутить себя сгустком силы, энергии сознания и становится неуязвимым, используя эту силу по своему усмотрению.
Вопрос. Однако, видимо, самому управлять этой силой очень сложно. Другое дело — вы, человек, который умеет властвовать над своей Кундалини…
Андрей Л.: Поднять Кундалини и работать с этой энергией может каждый человек, если захочет. Но для этого требуются годы труда и напряженной внутренней работы. Именно поэтому опасно рассказывать неподготовленным людям о каких-либо конкретных методиках, как это делают некоторые духовные или считающие себя таковыми центры. Возможно, у кого-то возникнет желание «с ходу», без подготовки поэкспериментировать со своей Кундалини. Ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Возможны серьезные расстройства здоровья и даже сдвиги в психике.
В нашем Центре мы учим грамотно поднимать и пробуждать свою Кундалини, но это, повторяю, длительный этап. Прежде всего, наши ученики переходят на вегетарианское питание, преимущественно овощами, фруктами, молочными продуктами. Организм приучается к пище, исключающей сам факт питания тем, что можно лишить жизни и затем съесть. В это же время сознание человека готовится к тому, чтобы не делать этого уже никогда, ибо не может одно живое существо, тем более наделенное разумом, убить другое живое существо, божественную душу, в угоду своему желудку или только потому, что оно сильнее.
Затем мы изучаем упражнения по очистке системы так называемых китайских каналов и меридианов, по которым распределяется энергия внутри организма, упражнения, направленные на развитие и очищение чакр. Перед самим подъемом Кундалини особое внимание уделяется упражнениям по очистке специального энергетического канала, называемого «сушумной», — он проходит вдоль всего позвоночника и по нему, как считают йоги, движется Кундалини.
В свое время я проделал всю ту подготовку, о которой рассказал. Затем я долго учился концентрации. Есть разные виды концентрации. Один вид известен всем людям: это когда они, например, готовятся к докладу, пишут контрольные работы, ведут машину, смотрят телевизор. Но есть другой вид, когда концентрируются не на чем-то, а в чем-то. Я могу сосредоточить свое сознание таким образом, что как бы становлюсь тем, в чем концентрируюсь — другим человеком, цветком, облаком.
Научившись такой концентрации, я однажды «опустил» свое сознание в область чакры Муладхары, где находится Кундалини, и там, в глубине этой чакры, увидел нежный белый свет. Войдя внутрь этого сияющего сгустка, я почувствовал необычайную силу, собранную в нем. Затем с помощью специального упражнения я привел Кундалини в движение. Она плавно поднималась по позвоночнику, входя во все чакры и наполняя мое тело мощной энергией. Затем, перейдя к релаксации, я почувствовал, как Кундалини медленно вернулась обратно, в Муладхару.
После первого опыта с этой энергией мне стала понятна и разнообразная символика, обозначающая пробуждение Кундалини, — поднимающаяся вверх змея, расцветающие в чакрах цветы, разнообразные сияния и т.д. Еще я понял, что пробуждение Кундалини — это лишь начало, первый этап в серьезной духовной работе.
Часто говорят, что пробуждение Кундалини сопровождается появлением у человека сверхспособностей — возможности предвидеть будущее, покидать свое тело, путешествовать в других мирах, силой сознания двигать предметы. Подъем Кундалини — это только необходимое, но не достаточное условие для дальнейшего развития, в результате чего действительно могут появляться сверхспособности. Кундалини является только базой для формирования «личной силы».
Итак, чтобы добраться до Кундалини, есть два пути. Первый — оказаться в экстремальной ситуации. И тогда, может быть, эта сила себя проявит. Второй путь — это долгий кропотливый труд, когда человек может пользоваться этой силой осознанно.
Вопрос. Теперь понятно, что просто так экспериментировать с Кундалини небезопасно. Приятно осознавать, что она у тебя есть и мирно спит в основании позвоночника, готовая прийти на помощь. Но можно ли все-таки дать некоторые рекомендации людям, которые хотят сделать первые осторожные шаги к осознанному «общению» со своей Кундалини?
Андрей Л.: Мы уже запомнили, что Кундалини — неприкосновенный запас энергии, который хранится на «черный день». Лучше всего для человека столь осознанно строить свою жизнь, чтобы «черных дней» у него не было вообще. Тогда в момент острой необходимости он сможет использовать Кундалини для спасения своей жизни или жизни своих близких, потому что запас его Кундалини остался неистраченным. Но главное состоит в том, что он сможет использовать Кундалини для того, чтобы глубоко познать мир, Космос, Вселенную, научиться медитировать, сохранять свое здоровье, жить долго и счастливо, несмотря ни на какие политические и экономические потрясения во внешнем мире.
Ну а первые шаги? Постарайтесь жить настолько мудро, чтобы не растрачивать свою энергию понапрасну. Больше молчите, учитесь сосредоточению и концентрации, слушайте красивую речь и музыку, не раздражайтесь по пустякам. Смените свое окружение, если оно вас раздражает: лучше быть одному, нежели в окружении людей, которые отбирают силу. Полжизни порой уходит на поддержание ненужных приятельских отношений.
Каждый день проживайте в мудром спокойствии, и какие бы проблемы ни возникали, реагируйте на них спокойно и достойно. Хотя бы раз в месяц устраивайте себе день уединения, когда вас никто не беспокоит. Этот день проведите в молчании, почти ничего не ешьте, особенно мясной пищи. Старайтесь расширить свое сознание. Читайте книги по физическому и нравственному совершенствованию — они сейчас доступны всем. Если решите серьезно заняться собственным самоусовершенствованием, обратитесь в соответствующие центры, но только не туда, где выдают диплом после двух недель занятий. И тогда однажды вас ждет встреча со своей Кундалини».

(А.Лапин. Встреча с Кундалини. Интервью для газеты «На грани невозможного». 2001г.)

* * *