Статья 4.2. «Неакадемическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.2).

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «неакадемическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «неакадемический» понимать «не имеющий сугубо теоретическую направленность»; «не соответствующий строгим классическим образцам»; «не соблюдающий установившиеся традиции»; «не чисто теоретический, отвлеченный, но имеющий практическое применение»; «широкодоступный и популярный»…

* * *

5. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ (1990-1999гг.)

 (продолжение)

1 9 9 2  г о д .

В 1992г. в Москве создается духовное общество «Тантра-Сангха» («Община Тантры»). Основатель и руководитель общества — Сергей Владимирович Лобанов (р. 1968г.), тантрический монах русского происхождения, получивший в 1989г. в Индии посвящение от Гухая Чханнавасавы Сиддхасвами, садгуру одной из парампар тантрического Шиваизма «левой руки», и духовное имя — Шрипада Садашивачарья Ананданатха. Специалист по восточным сектам, диакон Михаил Плотников (РПЦ МП) назвал «Тантра-Сангху» «единственной относительно «ортодоксальной», крупной и организованной тантрической группой в России» (см. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г. с. 465). «Тантра-Сангха» насчитывала несколько десятков филиалов в России и странах СНГ. В 2000г. прекратила свое существование. За время своего существования «Тантра-Сангха» выпустила три сборника и несколько переводов:
— Тантрический путь. Сборник. Выпуск 1-й. М. Тантра-Сангха. 1993г.
— Тантрический путь. Сборник. Выпуск 2-й. М. Тантра-Сангха. 1994г.
— Артур Авалон. Введение в Тантра-Шастру. М. Тантра-Сангха. 1994г.
— Тантрический путь. Сборник. Выпуск 3-й. М. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. 240 стр.
— Секреты тантрического дыхания. Сборник. М. «Тантра-Сангха». Пангея. 1998г.

Из публикаций и работ С.В.Лобанова можно назвать следующие:
— 13 (12+1) проявлений Кали в мистической системе Крама;
— Всем искренне ищущим и желающим понять Тантрическую Каула-Дхарму;
— Гимн «Шатарудрия» в свете недуалистической философии Шиваизма;
— Два потока Тантры в СНГ;
— Зачем тантристам изучать философию;
— Как празднуется Наваратри;
— Кали: великая богиня — мать;
— Капала. Как используют череп в Тантре?
— Мамсади-шодхана (Полный ритуал шодханы (очищения) вина, мяса, рыбы и мудры);
— Мантра-Йога и мантра-садхана в индуистской Тантре;
— Махашиваратри;
— Музыка в Тантре;
— О «серьезных» и «несерьезных» практиках и практикующих в Тантре;
— Практика почитания Кали;
— Пять Драгоценных Принципов Тантрического Пути;
— Род-Рудра — родной бог ариев (великий бог индоевропейцев);
— Рудракша: священный амулет гималайских йогов;
— С чего начать практику поклонникам Шакти (Кали);
— Самореализация в традиции Каула-Шактизма;
— Сексуальная жизнь в Тантрической Традиции и ее отличие от практики «неотантризма»;
— Семь форм (ачар) Тантрического Пути (Традиции);
— Сиддха-куньджика-стотра;
— «Тантрическая» действительность в СНГ;
— Таттва-шуддхи как регулярная медитационная практика;
— Типичные ошибки в западном восприятии Тантры;
— Три типа характера (бхавы) практикующих Тантру;
— Учение «Тантра-Сангхи»;
— «Шива-Сутра». Введение.
— «Шива-Сутра». Обзорная лекция;
— Последняя лекция Садашивачарьи
— Ежедневное почитание Шакти и Шивы. М. Санатана-Дхарма. 1994г.
— Федоров С.С., Лобанов С.В. Каула-Тантра-Санграха. Антология текстов индуистской Тантры. Старлайт. 2004г. 161 стр.

4.2 Каула тантра санграха

«Аннотация. Тантризм, или учение Тантры, привлекает внимание многих интересующихся мистическими знаниями и практиками Востока, но изданий на эту тему пока еще мало. Предлагаемая вниманию читателя антология индуистских текстов — уникальный сборник загадочных и впервые переведенных Тантр, тайных священных писаний последователей Шактизма и тантрических культов Индии (прежде всего школы Каула). Несколько вводных статей, а также словарь терминов и божеств, помогают лучше понять издаваемые переводы и получить более полное представление об учении, мистицизме, метафизике и эзотерических практиках каула-тантриков и шактов».

(Федоров С.С., Лобанов С.В. Каула-Тантра-Санграха.
Антология текстов индуистской Тантры. Старклайт. 2004г. 161 стр.)

«Тантра-Сангха» прекратила свое существование осенью 2000г. после того, как Шрипада Садашивачарья распустил организацию. Об этом было объявлено им самим в августе 2000г. на ежегодной дхармамахрачакре. Таким образом, в 2000г. Сергей Владимирович Лобанов ушел из Тантризма.

Обратим внимание на занимательный факт. В 2001г. в Тантризм «пришел» другой Сергей Владимирович, Сергей Владимирович Пахомов, тоже 1968г. рождения, и также получивший «посвящение», защитив в СПбГУ диссертацию на соискание степени кандидата философских наук на тему «Индуистская тантрическая философия». За 8 лет «пребывания» в Тантризме и С.В.Лобанов (1992-2000гг.) и С.В.Пахомов (2000-2008гг.) подготовили по вопросам Тантры, Тантризма и их аспектам около 30 публикаций, переводов и по одному сборнику. Но это уже другая история, другой период и другое направление Российской Тантрологии — академическое…

В 1992г. в издательстве «Знание» вышла и разошлась тиражом в 200.000 экз. книга с названием «Рациональная Йога» (см. Тетерников Л.И. Рациональная Йога. М. Знание. 1992г. 160 стр.). Автор — Лев Иванович Тетерников (1941-2012) — преподаватель и популяризатор Йоги в СССР и России. С выходом книги ее автор организовывает в Москве телесно ориентированную духовную, авторскую Школу Льва Тетерникова «Рациональная Йога» — сочетание западного и восточного путей развития личности, рационального и спонтанного, на основе интеграции Хатха-Йоги, Тантра-Йоги, Кундалини-Йоги и Даосской Йоги. К 1992г. Л.И.Тетерников окончил химический факультет МГУ, защитился в 1970г. и до 1988г. занимался научными исследованиями в области аналитической химии, охраны окружающей среды и применением активированной воды в производстве (55 публикаций, 16 изобретений).
Начиная с 1988г. Л.И.Тетерников участвует в процессе «легализации» Йоги в СССР, в 1989г. организовывает Ассоциацию Йоги СССР и проводит политику популяризации Йоги в России и на Украине. Л.И.Тетерников был организатором первой легальной Всесоюзной конференции «Йога. Проблемы оздоровления и совершенствования человека» и первого открытого семинара в Сочи, впервые вел уроки Йоги по центральному телевидению. В 1990г. выходит его первая книга — Тетерников Л.И. Йога как система практики. Душанбе. Изд. «Ирфон». 1990г., потом вторая — Тетерников Л.И. Хатха-Йога для начинающих». М. Изд. Ассоциации Йоги СССР. 1990г.
Л.И.Тетерников преподавал терапевтические курсы индийской Йоги (Хатха-Йога) начиная с 1975г., основной контингент занимающихся составляли женщины. Л.И.Тетерников считал, что реальной основой Йоги является Тантра, и что Хатха-Йога есть единение мужского и женского начал. Поэтому в 1994г. он уезжает в США, где преподает Йогу и получает первую инициацию в Тантрическую Традицию от мастера Ишта-Йоги Рода Страйке. В 1996г. выходит книга «Тантра: Йога с партнером» (см. Тетерников Л.И. Спонтанный тантрический танец Йоги с партнером. К. София 1996г. 320 стр., Содержание: Вступление. 1. Как это случилось? 2. Рациональная Йога и путь к свободе. 3. Тантра, любовь и Йога. 4. Кундалини и духовность. 5. Йога с партнером. 6. Техника выполнения упражнений Йоги с партнером. 7. Медитация в движении и спонтанное выполнение асан. 8. А если партнера сейчас нет? 9. Энергетический массаж. 10. Комплексы упражнений. Приложения). Л.И.Тетерников продолжает преподавать Йогу в США, Германии, Швейцарии и на Украине, а в 1997г. получает вторую тантрическую инициацию. В 1998г. Л.И.Тетерников получает инициацию Рэйки (3-4 ступень) и возвращается в Россию, начинает новую тему: «Сексуальность и Духовность», используя идеи и положения Тантра-Йоги и Трансперсональной Психологии для проведения тренингов оздоровления и духовного развития. С этого времени Л.И.Тетерников ежегодно устраивал в летний сезон выездные тренинги на мысе Казантип в Крыму, они носили название «Тренинг-сказка на Азовском море». Кроме того, он проводил и другие тренинги — «Искусство любить», «Пробуждение», «Т-Массаж», «Голодание с единомыслящими», и др.
Л.И.Тетерников считался одним из наиболее авторитетных неотантрических специалистов и мастеров Рейки, был автором и ведущим проекта «Мужчина и Женщина: любовь, партнерство, семья», автором оригинальных методик по Йоге и Тантре, автором многих публикаций о Йоге и Тантре на сайте Школы. Л.И.Тетерников «принес» в Россию Йогу с партнером и дал оригинальную методику для пробуждения Кундалини. Он не считал себя тантриком или йогом. По его словам, он «использовал основные положения и инструменты Тантры, науку Йоги и техники телесно-ориентированной терапии для личностного роста и духовной трансформации, чтобы сделать жизнь счастливой, и как писал П.Куэльо, «уйти от того, что из нас сделали, к тому, что мы есть на самом деле»». Л.И.Тетерников был не единственным учителем Тантра-Йоги в Москве, но, как утверждали знатоки, «Тетерников — это апостол».

В 1992г. в России вышли следующие книги и публикации, в которых можно найти информацию о Тантре, Тантризме и их отдельных аспектах:

«Аннотация. Доктор философии, профессор Мадху Кханна — одна из крупнейших знатоков Тантрической Традиции Индуизма, и её книга «Янтра: тантрический символ мирового единства» является одной из немногих действительно серьёзных работ о янтрах (графических схематических изображениях божеств в Индуизме). Книга рассчитана на грамотного, подготовленного читателя».

(Мадху Кханна. Янтра: тантрический символ мирового единства. К. Амрита. 1992г. 144 стр.)

«Аннотация. Янтра — графические символы мирового единства, порожденные медитативным опытом просветленных мастеров древности. В книге подробно рассматривается использование янтр в различных областях человеческой деятельности: философии, эстетике, архитектуре, медитации и оккультной практике. Для широкого круга читателей».

(Мадху Кханна. Янтра: тантрический символ мирового единства.
М. Институт общегуманитарных исследований. 2003г. 152 стр.)

«Введение. Искусство, которое развилось из практики Тантризма, охватывает широкое разнообразие образов, которыми являются Янтры — геометрические диаграммы с абстрактными символами, является наиболее живым и основополагающим. В дополнение к воздействию математического совершенства, Янтра имеет универсальное обозначение и притягательность на уровне архетипов. Подобные формы проявляются почти во всех религиях, работая как символы космических тайн, через которые человек повторно обнаруживает свое первозданное сознание.
Пока не имелось всестороннего анализа Янтры. Ее религиозные символы имеют множественное значение, тексты выражаются неясным языком, и смысл их может меняться в зависимости от различных интерпретаций. Например, точка бинду в центре Янтры может рассматриваться несколькими способами: как инструмент для использования концентрации, символический источник космоса, квинтэссенция единства мужского и женского как это подразумевает метафизическая идея относительно космической двойственности. Точно также каждый элемент Янтры — многозначный символ.
Из этого следует, что изучать Янтру следует во взаимосвязи аспектов типичных форм и звуков и ассоциаций, божества и космологических принципов объединяющих их. Это послания, которые являются активным методом, средством связи между человеком и микрокосмом непосредственно через тонкое тело и в конце концов — применение янтры в храмовых ритуалах практической магии.
Такие символы как медитативные янтры — это часть эзотерических дисциплин Индийской Традиции. Рожденные внутренним видением янтры показывают истины, которые являются бесконечными, подобно произведениям искусства, вдохновляющие человека к самопревосхождению.
Содержание: Вступление. Пространство Архетипов и Священный Звук. Метафизика Янтры. Динамика Янтры: Ритуал. Динамика Янтры: Медитация. Эстетика Янтры. Архитектура Янтры. Оккультные Янтры».

(Мадху Кханна. Янтра: тантрический символ мирового единства. К. Амрита. 1992г. 144 стр.)

Обратим внимание на издательство, которое выпустило эту книгу — издательство «Амрита» (Киев). Основателем этого издательства и Ведического общества «Амрита» является Константин Григорьевич Стрельцов (Шантам), ведущий автор сайта «АУМ», более 30 лет активно занимающийся восточной философией и Йогой, известный знаток и популятизатор Йоги, опубликовавший в соавторстве со своей женой Надеждой Павловной Русских (Мукти) около 50 книг, переводов и публикаций по философии и Йоге, среди них (см. сайт):
1. Артур Авалон. Змеиная сила. (О могучей роли Кундалини).
2. Аюрведа — Ведическая медицина (самодиагностика и лечение).
3. Б.Сервест. Магия бессмертия. Йога побеждает болезни. (Книга авторитетных рекомендаций). К. Ника-Центр. 2006г.
4. Б.Л.Сахаров. Открытие третьего глаза.
5. Б.Л.Сахаров. Теория и практика Йоги.
6. Д.Гоулман. Разнообразие медитативного опыта.
9. Лао Цзы. Дао де цзин (с изречениями чаньских мудрецов).
10. Мадху Ханна. Янтра: тантрический символ мирового единства.
11. Нумерология (мистическая связь вибрации чисел с судьбою человека).
15. Ошо Раджниш. Алмазная сутра (об учении Будды).
16. Ошо Раджниш. Жизнь, любовь, смех. Дар Атиши. Секс.
17. Ошо Раджниш. Психология эзотерического.
18. Патанджали. Йога Сутра.
19. Перриш-Харра. Четки Водолея (возрождение искусства Мантра-Йоги).
20. Путь Шивы (или Библия йогов. Классические тексты Йоги и Тантры).
21. Рам дас. Путь пробуждения (руководство по медитации).
23. С.Шанкаранараян. Шри Чакра. (Очерки по индуистскому мистицизму).
24. Сборник «Вокруг Иисуса» (сенсационные сообщения?).
25. Сборник «Единство Бога и братство религий».
26. Сборник «Кризис культуры или свет в конце тоннеля».
27. Свами Шивананда. «И у вас будет всё!».
28. Словарь эзотерических терминов.
29. Страшная тайна бытия (Тибетска, Индийская и Египетская Книга Мертвых).
31. Тантра постижения Высшей Реальности.
35. Шалаграма дас. Мантра-Йога и медитация.
переводы
1. Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога-Нидра. (М. 2001г.).
2. Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. (М. 2001г.).
3. Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические медитации. (М. 2001г.)
4. Свами Сатьянанда Сарасвати. Свара-Йога. (М. 2002г.)
5. Давид Фроули. Тантрическая Йога и мудрость богинь. (Духовные секреты Аюрведы). (К. 2006г.).
6. Пандит Раджмани Тигунайт. Гималайские мудрецы. (К. София. 2006г.).
7. Свами Шьямендра. «Кто я?» (в двух томах. Опубликовано в Индии).
8. Свами Шьямендра. АВС Космической Цивилизации. (Опубликовано в Индии).
9. Свами Шьямендра. Книга Просветления (о «Бхагавад-Гите»). (Опубликовано в Индии).
10. Парамахамса Свами Адгадананда Махарадж. Ятхартх-Гита. (Опубликовано в Индии)».

«Аннотация. Почему сексология бурно развивается на Западе, почти не затронув страны Востока: может быть, на Востоке среди других мудрых рецептов есть и такие, которые помогут решить наши проблемы интимных отношений? Что такое секс Востока — буйная вседозволенность или жестокая зажатостъ? Эти и другие вопросы рассматриваются в выпуске. Брошюра послужит первым пособием для тех, у кого секс по-европейски вызывает затруднения физического uлu психологического плана, для тех, кто хотел бы теоретически и практически узнать, каковы его неиспользованные и даже неподозреваемые способности. Основы, сходство и различия Тантра-Йоги и Дао Любви, их преимущества и недостатки в сравнении с европейским сексом, возможности применения в интимной жизни — об этом и многом другом рассказывает профессиональный сексопатолог, канд. мед. наук, автор шести популярных изданий по вопросам интимных отношений. Для широкого круга читателей».

(Прокопенко Ю.П. Секс. Йога. Любовь. М. Здоровье для всех. 1992г. 48 стр.)

«Ю.П.Прокопенко — журналист, эксперт многих теле-, радиопрограмм, автор более 1200 публикаций в СМИ, более 15 книг на темы сексуальности и интимных отношений, а также самого полного в настоящее время «Сексологического словаря», методических указаний для врачей по восточным методам в лечении семейно-сексуальной дисгармонии и по супружеской секс-терапии. Научный сотрудник отдела сексопатологии Московского НИИ психиатрии Росздрава. Член Российского научного сексологического общества, член Профессиональной психотерапевтической лиги. Преподает на курсах повышения квалификации по сексологии для сексологов, психологов и врачей общего профиля. Рабочий стаж более 35 лет, в качестве сексолога — более 15 лет. Занимается Тантра-Йогой, ведет занятия и семинары».

(Эксперты. Сайт секс.рф.)

«О создании сокровенного массажа. Я занимаюсь в школе Льва Тетерникова с 2000г. На первом же семинаре у меня было пробуждение Кундалини, после чего жизнь круто изменилась — как личная, так и в осознании своего места среди людей. Мои описания этого длительного процесса можно прочитать в книге «Время Льва» (Старклайт. 2007г.). Кстати, с удовлетворением отмечу, что примерно треть того, что я посчитал своим изобретением, я рано или поздно обнаруживал в руководствах по Йоге и Тантре. Значит, я на верном пути… И я вновь выражаю бесконечную благодарность своему Учителю, Льву Тетерникову, который направил меня на этот Путь…».

(Прокопенко Ю.П. Сокровенный массаж (партнёрский путь). М. Старклайт. 2008г. 240 стр.)

«Глава 3. Секс. Йога. Любовь. Освобождаться от гнета желаний можно различными путями: не допускать возникновения этих желаний, бороться с ними или осуществить желания, сделав неинтересными, ненужными. Удовлетворенное желание изживает себя, подавляемое — будет постоянно напоминать о себе.
Тантра-Йога доводит эти соображения до логического конца. Можно все! Нет греха, который тантра-йог избегал бы совершить, если у него возникло соответствующее желание. Можно все? Но разве можно из греха сотворить добро, разве Карма (судьба) такого человека станет лучше от беспутного и бесстыдного поведения? Однако следует всегда помнить об огромном различии между толкованием свободы на Востоке и на Западе. На вопрос: «»Могли бы Вы совершить убийство, если бы были уверены в собственной безнаказанности?» — 17% анкетированных американцев ответили утвердительно. Можно себе представить, чем бы грозила окружающим их свобода поведения.
Человек постоянно подвергается определенному воздействию окружающих — близких и посторонних, их моральных и этических принципов. Эти принципы могут воплощаться в 10 библейских заповедях, вере в Карму и т.д.
Поступок сам по себе значит не очень много, гораздо важнее, что стоит за ним. Спасти тонущего — благородно, а если за это потом требовать деньги?.. Убить человека — ужасное преступление, а если это жесточайший преступник перед Богом и людьми? Главное — мотив поступка, а мотив известен лишь тому, кто поступок совершил.
Путь Тантры учит не сдерживать естественных желаний. Подавление их нарушает внутреннюю гармонию, рождает внутреннее противоречие. Однако это не означает вседозволенности. Любое действие, можно оправдать для окружающих и даже для самого себя. Самооправдание обычно нужно человеку, чтобы восстановить психическое и эмоциональное равновесие. Но ведь естественный поступок и не нарушает такого равновесия; значит, потребность в самооправдании сама по себе — признак неестественности, неправильности поступка. Последователь Тантра-Йоги должен уметь четко различать действия естественные и неестественные. Такое умение дается только самопознанием.
Тантра учит, что неестественные склонности следует выявлять и искоренять, а здоровые удовлетворять по мере их осознания. Тогда не будет «пустого места» в сознании и подсознании, а просто на месте неестественного будет естественное. Самодисциплина (а именно она и является выражением самопознания) должна входить в жизнь осознанно и постепенно. Естественно регулярно питаться, но неестественно жевать что-то все время. Поэтому следует удовлетворять первое и искоренять второе. То же и в сексе: естественно удовлетворять свои физиологические потребности и человеческое желание любви, но неестественно жить только этими проблемами.
Тантра-Йога — узкая горная тропа, по которой идут к совершенству над бездонной пропастью падения. В тантрических обрядах надо участвовать прежде всего душой, а тело — лишь, дорога, по которой стремятся навстречу друг другу две части единого целого, разделенные при сотворении мира…
Человек никогда не сможет освободиться от сексуального вожделения — это его природа. Нужно признать эту данность и направить на духовное развитие, на самосовершенствование, а для этого грубую оболочку полового общения нужно удалить, оставив духовное удовлетворение, эзотерическое наслаждение и возвышение. В моменты сексуального наивысшего слияния, в момент оргазма человек отрешается от всего мира, сливаясь с партнером душой и телом; останавливаются мысли, исчезает деление на «Я» и «Ты». Возможно, что это есть несовершенная, едва намеченная модель Самадхи; возможно, что если поставить наслаждение под контроль Йоги, то и в самом деле удастся достигнуть Самадхи…
Тантра-йог видит в женщине Шакти — божественную мать, высшую мудрость. Соитие с ней — высшее блаженство объединения, преодоления разобщенности и обыденности материальной жизни. При таком соитии йог является воплощением Шивы. Чтобы суметь перекинуть мостик от физического наслаждения к невыразимой радости Освобождения, йог и его партнерша должны быть соответственно подготовлены…».

(Прокопенко Ю.П. Секс. Йога. Любовь. М. Здоровье для всех. 1992г. 48 стр.)

«Аннотация. Мантра-Йога представляет собой древнее учение Индии, раскрывающее путь к гармонии, счастью, здоровью и самопознанию. В книге приводится около ста мантр из тантрических и ведических писаний, также даются астрологические, целительные мантры и мантры кармы. В книге подробно объясняется практика Мантра-Йоги, сферы влияния мантр и механизм их воздействия на сознание.

(Шалаграма Дас (С.М. Неаполитанский). Мантра-Йога и
медитация. СПб. Общество Ведической Культуры. 1992г. 48 стр.)

 

1 9 9 3 г о д .

В 1993г. на русском языке вышли следующие книги и публикации, в которых можно найти информацию о Тантре, Тантризме и их отдельных аспектах:

«Аннотация. Книга рассказывает о символе инстинктивных сил человека — драконе. Если этот монстр с хвостом змеи обладает также крыльями, то это доказывает, что силы, которые он воплощает, имеют и духовное назначение
От переводчиков. Просим читателя быть снисходительным к шероховатостям перевода. Мы старались сохранить, следуя замыслу оригинала, живой, образный язык импровизированных бесед Учителя Омраама Микаэля Айванхова, с присущими ему оборотами речи.
Оглавление.
1. Крылатый дракон
2. Любовь и сексуальность
3. Сексуальная сила, условие жизни на земле
4. Об удовольствии
5. Опасности Тантризма
6. Любите, не ожидая ответной любви
7. Любовь распространена во вселенной повсюду
8. Духовная любовь, высшая форма питания
9. Преобразователь сексуальной энергии: высший идеал
10. Открыть любви путь наверх
5. Опасности Тантризма. Существует наука возвышения сексуальной силы, которая в Индии и Тибете называется Тантра-Йога. Она содержит различные методы и об одном из них я вам расскажу, чтобы дать вам представление об этой науке. В течение нескольких лет йог изучает, что такое любовь, он медитирует, постится, выполняет дыхательные упражнения. Когда он хорошо подготовлен, ему выбирают молодую женщину, также прошедшую курс обучения, и четыре месяца они живут вместе в одной комнате: он полностью ей служит, обожествляя ее, считая ее проявлением Богоматери; но он к ней не прикасается. Затем они начинают спать в общей кровати: четыре месяца она ложится справа от него, затем четыре месяца — слева от него, но и теперь они не касаются друг друга. Наконец, когда они достигли самой большой степени самообладания, они начинают целоваться и соединяться, но это происходит в такой чистоте, что это соединение может продолжаться несколько часов без семяизвержения у мужчины.
Очевидно, очень немногие могут себе пред¬ставить, что это означает, ибо, как только чувствуют сексуальное желание, они спешат его удовлетворить. Согласно науке о Тантризме растранжиривание этой квинтэссенции — это смерть, тогда как ее возвышение означает вечную жизнь. Вот так некоторые Посвященные достигли бессмертия, и это не пустые слова — они стали бессмертными.
Чтобы без всякой опасности предаться физической любви, инстинктам, страстям, чувственности, океану наслаждений, надо быть очень сильным и чистым. Способные на это достают из своих глубин драгоценные жемчужины, как ныряющие в океан искатели жемчуга, не плененные водорослями и не съеденные акулами, достают жемчужные раковины. Советовать всем это невозможно. Надо уметь владеть этой чудовищной силой, чтобы посметь идти ей навстречу, и я вам не советую начинать практиковать Тантра-Йогу, я вам только излагаю некоторые ее аспекты.
Конечно, если вы поднялись очень высоко, до сверхсознания, поняли и оценили эту любовь, распространенную во всей вселенной и являющуюся квинтэссенцией Самого Бога, вы можете без риска все себе позволить; в этом случае ничто вам не может повредить или вас очернить, вы не способны совершить никакой грех. Но если вы не дошли до такого уровня, сохраняйте спокойствие! Очень мало людей на земле могут себе позволить спуститься в глубины своей природы, чтобы все изменить, возвысить, все сделать светлым и красивым. Именно это называется «свести концы с концами», то есть высшее и низшее. Но если, достигнув этого высшего мира, вы начнете опускаться, то низший мир вас уничтожит, так как вы не защищены, не вооружены, и вы не в силах преобразовать материю Ада в жемчужины, в золото или в драгоценные камни.
Вот тайна зла и ада. Только дойдя до вершины, можно понять смысл зла. До тех пор зло остается непонятным, неразрешимым. Невозможно решить проблему зла рассудком, обучением, лекциями: проблема зла находится выше человеческого понимания. В действительности зло не существует. Зло является злом только для слабых. Для неподготовленных, для тех, кто не умеет им пользоваться, зло существует — это мощная реальность. Но для детей Бога, для великих Учителей зло, о котором христианская религия столько говорила, совершенно его не понимая, представляет собой драгоценную и богатую материю, которой они пользуются в своей работе.
Когда я был в Индии, я встретился с некоторыми йогами, называющимися сиддхами. Для них ничто не является ни отвратительным, ни грязным, они питаются отбросами, внутренностями животных, экскрементами, чем попало, ибо они обладают желанием все преобразовать для получения огромных магических способностей; и они этого действительно достигают, я имел возможность в этом убедиться. Но, по-моему, нет необходимости пользоваться такими причудливыми и неэстетичными методами.
Следовательно, я не очень согласен с методами Тантризма, особенно если речь идет об их применении в западной цивилизации. Для сублимации сексуальной силы Учение Всемирного Белого Братства предлагает другие ме¬тоды, и, познакомясь с ними, вы увидите, что это Учение далеко превосходит как все хрис¬тианские традиции чистоты и целомудрия, делающие, в конечном счете, из человека своего рода евнуха, так и те доктрины, которые под предлогом Тантризма вовлекают людей в разные сексуальные крайности. В прошлом веке английский оккультист Алейстер Кроули, пожелав провести опыты, подобные опытам в Тибете, погрузился в черную магию; и все закончилось тем, что некоторые женщины, с которыми он проводил эти эксперименты, сошли с ума. Он достиг власти, но какой ценой!
Поэтому я вам не советую ввязываться в эти опыты, ибо вы можете плохо кончить. Чтобы практиковать Тантризм, надо быть очень тренированным, достичь очень большой сте¬пени самообладания, но даже и тогда это чрезвычайно опасно. Если вы действительно решили облагородить сексуальную силу, то наилучшее решение — это соблюдать умеренность и принимать любовь только в гомеопатических дозах, то есть в ваших отношениях с мужчиной или женщиной довольствова¬ться только взглядом, несколькими словами, рукопожатием. Если вы хотите поспешить сблизиться, соединиться, то это намного сложнее: погрузившись в огонь, вы не сможете больше себя контролировать, вы больше не будете владеть своими энергиями, и в этом случае бесполезно говорить о Тантризме!».

(Омраам Микаэль Айваханов. Сексуальная сила
или крылатый Дракон. Просвета. 1993г. 160 стр.)

«Аннотация. (Серия: Традиционные писания мира). Практическое руководство. Под общей редакцией Омкарешвара.
Обзоp Тантpа-Йоги тpадиции Ананда-Маpги. Тантра и Ананда-Марга-Йога. Для того, чтобы понять становление медитации в ее современном виде, необходимо сделать небольшой экскурс в ее историю. Медитация — это прием, который развивался свыше тысячи лет, ее самые ранние корни кроются в практике Тантры. Тантра была впервые введена в Индии около 700 лет назад великим йогом Садашивой. Ее предназначением было служить всесторонней наукой жизни, как личной, так и социальной. Само слово «тантра» значит «то, что освобождает от невежества», и отсюда ее практика основывалась на систематическом и научном выводе человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения. Ее практика не ограничивалась только медитацией и йогой, она распространялась на область искусств, музыки, литературы, медицины, танца окружающей жизни. С течением лет Тантра дала много ветвей и ответвлений. Упрощенная картина этого приведена на таблице. Из таблицы видно, насколько разнообразной стала Тантра, и что каждый вид Йоги, который имеется в настоящее время, восходит к учению Садашивы.
Распад Тантры на различные специализированные части привел к утрате ее действенности и значимости как полный всесторонней философии жизни. Это напоминает историю о пяти слепцах, которых король попросил описать слона — первый, пощупав хвост, сказал, что слон — это длинное, тонкое, круглое животное. Второй, потрогав уши, описал слона как крупное, вялое, кривое животное. Каждый описывал слона по-своему. Хотя каждый был прав, описывая определенную часть слона, никто из них не представлял слона полностью. Тоже произошло и с Тантрой. Различные школы занимались своей областью, но цельность мировоззрения была утрачена.
Тантра — это учения, не имеющие временных границ. Ее значение для современного мира так же велико, как и для прошедших веков. Современные ученые, работающие в области естественных наук, медицины и психологии, только начинают понимать и подтверждать учение, изложенное в Тантре — ее анализ человеческой души открыл новую страницу в психологии. Многие врачи и специалисты в области здоровья признали, что йоговская практика здоровья и положения Тантры далеко превосходят уровень «ортодоксальной» медицины. Для сегодняшнего мира и его сложностями и неразберихой Тантра является научным ответом на вопросы, которые стоят перед человечеством. Более того, она учит человека объективно смотреть на все в жизни и жить правильно — делать всегда то, что способствует нашей эволюции и продвижение к Всевышнему. Она является путеводной звездой, которая помогает отличить путь к величию от того, который ведет в хаос, темноту и невежество. Тантра — это наука, которая служит людям всего мира каждый день.
Около 100г. до н.э. Патанджали разделил Тантру на восемь частей и назвал ее Аштанга-Йогой. «Аштанга» значит «восьмичленный», а «йога» — союз, союз индивидуальности, индивидуального создания с космическим созданием, т.е. Я. Эта система Йоги представляет собой основу Ананда-Марга-Йоги. Ниже кратко описываются все эти восемь аспектов (Йоги)».

(Ананда Марга (Благодатный путь). Введение в Тантра-Йогу. Минск.
Общество Единства духовных культур «Возрождение». 1993г. 46 стр.)

«Аннотация. Работа известного американского философа и психолога У.Джеймса представляет собой попытку постижения феномена религии не как института или социального феномена, а как непосредственно познаваемого личного переживания. Религию в таком аспекте автор рассматривает как одно из вторжений подсознательного в нашу обыденную жизнь, приходя к признанию высших сил, от которых религиозные люди ждут спасения и находят его. Современное сознание, независимо от того, отвергает ли оно или принимает религиозные идеи, не может игнорировать интереснейший исторический, психологический, литературный материал, представленный в исследовании.
Об авторе. Джеймс Уильям (1842-1910) — американский философ и психолог, один из основателей и видный представитель прагматизма и функционализма, старший брат писателя Генри Джеймса. С 1878г. по 1890г. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884г. теория эмоций Джеймса. В 1892г. Джеймс основал первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.
Психолог и философ У.Джеймс описал в книге «Многообразие религиозного опыта» четыре основные характеристики религиозного/мистического опыта:
Неизречённость (Ineffable). Самый лучший критерий для распознавания мистических состояний сознания — невозможность со стороны пережившего их подобрать слова для их описания из-за отсутствия слов, способных в полной мере выразить сущность этого рода переживаний.
Интуитивность (Noetic). Мистические состояния для переживающего их являются особой формой познавания. При помощи этих состояний человек проникает в глубину истин, закрытую для трезвого рассудка. Они являются откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для того, кто их пережил, и над чьей жизнью власть их остается незыблемой до конца.
Кратковременность (Transient). За редкими исключениями, они длятся от получаса до двух часов, после чего исчезают, уступив место обыденному сознанию. После их исчезновения трудно воспроизвести в памяти их свойства, однако когда они вновь посещают человека, он узнает их.
Бездеятельность воли (Passive). Хотя мистические состояния можно вызвать произвольно, например, сосредоточением внимания, ритмическими телодвижениями или другим каким-нибудь способом, как только состояние сознания приобрело характерные для данного переживания признаки, мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы.
Многообразие религиозного опыта (к столетию публикации книги У.Джеймса) Д.Л.Спивак. В 1902г., мысленно переоценивая и суммируя концептуальные положения лекционного курса по проблемам естественной религии, прочитанного им в Эдинбургском университете, равно как припоминая и подводя итоги многочисленных обсуждений со слушателями, американский психолог Уильям Джеймс завершил текст небольшой монографии и издал ее под заглавием «Многообразие религиозного опыта». Книга вызвала интерес у специалистов, а также широкой читательской аудитории и была переведена на важнейшие европейские языки.
С запозданием на восемь лет в 1910г. в Москве под редакцией и с предисловием С.В.Лурье было опубликовано и русское издание книги Джеймса. У нас ему также были суждены широкое распространение и благодарная аудитория. В 1992г., сразу же после решительных преобразований, трудами издательства «Андреев и сыновья», уже в новой России, было незамедлительно издано репринтное воспроизведение старого издания; за ним в свой черед последовали другие переложения и переводы, полные, либо частичные. Началась новая жизнь старой, однако, как с каждым годом выяснялось, в своих основных чертах отнюдь не устаревшей книги.
К упомянутым основным чертам следует прежде всего отнести отказ Джеймса от обсуждения онтологии религиозного и мистического переживания, сопровождаемый переносом внимания к проблемам его психологии. В силу этого принципа теология doctoris seraphici двадцатого столетия была целиком построена в рамках психологической науки. Отталкиваясь от этого принципа либо учитывая таковой, развивая и преобразуя его следствия, строили вплоть до настоящего времени свое понимание религиозного , мистического или духовного опыта многочисленные теоретики, придерживающиеся самой разнообразной ориентации – от бихевиористской до трансперсональной.
Можно заметить, что сходства и различия между различными школами и направлениями при этом затрагивают не столько строгую формулировку принципа психологизма или границ его применения, сколько структуру сознания и модусы его изменений — или, как сейчас стали говорить, «картографию сознания в ее статике и динамике» — основные черты которой уже непосредственно определяют контуры исследовательских программ и стратегий.
За пестрой и многообразной картиной последних несколько уже потускнело и стало стираться то понимание религиозного сознания, его состояний и изменений, которое было бегло, а в некоторых аспектах даже довольно подробно и тщательно разработано самим У. Джеймсом. Что может быть естественнее, чем вернуться к страницам «эдинбургского курса» лекций на пороге второго столетия его существования, перелистать старые страницы и восстановить в памяти вехи, расставленные при освоении новой области знаний самим ее первопроходцем. Восстановление — или, скорее, припоминание таковых — входит в число первоочередных целей настоящей работы».

(Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. ИФ РАН. Наука. 1993г. 431 стр.)

«Аннотация. Книга является общим исследованием связи секса и мистицизма. Она исследует путь любви и мистицизма, основываясь на оригинальных восточных текстах по медицине, философии и сексуальной практике, написанных более чем за двухтысячелетний период истории человечества. Прежде не было ни одной книги подобного значения по этой теме, представляющей такой значительный и жизненно важный аспект человеческой жизни».

(Ник Дуглас, Пенни Слингер. Тайны пола. Тантра. Великая культура Востока.
Философия, метод, практика. Алхимия экстаза. Минск. Гудил АО. 1993г. 312 стр.)

«Аннотация. Читателю предлагается новый, полный перевод книги Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), выполненный по последнему пересмотренному двухтомному изданию, предпринятому после того, как автор покинул эту Землю. Вся книга содержит 80 бесед (глав), посвященных 112 техникам-сутрам, изложенным в древнем тантрическом трактате «Вигьяна-Бхайрава-Тантра».
В этой книге Раджниш говорит о Боге как о некоторой потенции, заложенной в самом человеке, как о некотором состоянии, которое он должен реализовать, о состоянии познания ИСТИНЫ как видения МИРА в его целостности и взаимосвязи, о состоянии любви как пребывании в гармонии с МИРОМ, о состоянии знания источника жизни, из которого вышел МИР, и самого бытия этим источником — источником «чистой жизненности», через который мы связаны со всем бытием и являемся им.
Бхагаван не призывает к поклонению или «преданному служению» какому-либо божеству, а призывает познать Божественное, окружающее нас и содержащееся в нас, приобщиться к нему, реализовать его в себе самом. Он призывает к открытию тех сокровенных глубин нашей природы, которые объединяют нас с Божественным, через которые оно нас кормит и поит, через которые Божественное дает нам жизнь и о которых мы даже не подозреваем в своем обыденном существовании. Для осуществления этого, говорит он, мы должны осознать всю нашу обусловленность, которая делает из нас, из Божественного, роботов. Робот — это не тот, кто живет, чувствует, понимает, а тот, кто запрограммирован на определенное поведение, кто функционирует по заранее заложенным программам, правилам, предписаниям. Программы, заложенные в робота, — не его программы, робот является их рабом. Человеку, стремящемуся быть свободным, стремящемуся быть Человеком, стремящемуся реализовать в себе Божественное, необходимо осознать это и освободиться от этого. Тогда его природа потечет легко и свободно, как ручей, из которого убрали камень, преграждавший ему дорогу.
На это и направлены 112 техник, изложенные Шивой своей супруге Дэви более пяти тысяч лет назад. Просветленный мастер пытается возродить эти техники в первозданном виде и приспособить их для людей XXI в. Раджниш утверждает, что эти техники являются всеобъемлющими и что на них построены медитационные практики всех существующих религий и эзотерических учений. Он стремится передать людям все свое глубокое понимание этих техник, утверждая, что именно с этой целью приходили в мир людей Шива, Кришна, Будда, Лао-цзы, Махавира, Патанджали, Моисей, Иисус, Мухаммед… Он говорит, что все зависит от нас, от того, насколько глубокой и искренней оказалась наша потребность познать ИСТИНУ.
В первый том настоящего издания вошли первые 16 глав и, соответственно, первые 24 медитационные техники, соответствующие первому тому первого оригинального издания, состоящего из пяти томов».

(Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. Книга тайн. В 5 томах. 1993-1994гг.)

«Аннотация. Эта книга посвящена одному из самых популярных методов выхода за пределы сознания — Тантре. Существует огромное количество тантрических техник, которые могут помочь человеку обрести себя, но в них сложно разобраться самостоятельно. Автор произведения — Ошо — просветленный мастер, он находит слова для каждого из своих учеников, и благодаря его комментариям наука медитации становится доступной и ясной. Особенность данной книги — попытка понять Тантру через песню мистика Тилопы, знаменитую Песню Махамудры. Если вы не читали Ошо, то эта книга станет для вас настоящим открытием, а если уже читали — бесценным подарком».

(Ошо. Тантра. Высшее понимание. Беседы о «Песне Махамудры» Тилопы. М. 1993г.)

«Аннотация. Каждый из нас имеет человеческое тело. Мы должны усвоить огромную важность «вхождения во врата Дхармы» и всецело устремить наши помыслы к Дхарме. Опираясь на познание уникальной редкости человеческого существования с его возможностями и благами, мы приступаем к основополагающим практикам, известным под названием Четыре Общие Основы. (Чжамгон Конгтрул Ринпоче)».

(Чжамгон Конгтрул Ринпоче. Светоч уверенности: Введение в тибетские Тантры.
Методы школы Карма-Кагью. СПб. Орис. Яна-принт. 1993г. 240 стр.)

Согласно информации на сайте «Дом Солнца», в 1993г. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами встретился в Берлине с Шрипада Садашивачарьей и благословил его на перевод «Танца с Шивой» на русский язык, а также обещал духовную поддержку осуществляемому «Тантра-Сангхой» возрождению Санатана-Дхармы в России.

«Аннотация. «Танец с Шивой» — важнейшая из книг известного шиваитского Мастера. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей индуистской духовной культуры, иллюстрированный, объемный (в английском оригинале 1008 страниц!) и аутентичный текст по шиваитскому Индуизму. «Танец с Шивой» — это долгожданный и неоценимый подарок не только всем любителям Йоги, индийской философии, религии и духовной культуры, но и вообще всем людям, не лишенным духовных запросов. Написанный доходчвым и увлекательным языком и, по словам самого автора, «по новому излагающий очень древнее и непреходящее знание», «Танец с Шивой» будет интересен и понятен как специалисту-религиоведу и индологу, так и самому массовому читателю. «Танец с Шивой» — это украшение любой общественной или личной библиотеки.
Перевод: Л.Озолин (Введение и мандала 1), П.Алейников (Мандалы 2-25), А.Костенко (Мандалы 26-31 и приложения). Ответственный редактор А.Костенко. Главный редактор русского перевода С.В.Лобанов».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Аннотация. Впервые выходящая в нашей стране книга знакомит читателя с теорией и практикой пробуждения скрытой в человеке Космической Энергии — Кундалини. Ее автор — один из величайших Учителей Индии — Шри Свами Шивананда на основе собственного опыта раскрывает теоретическую и практическую стороны одного из путей к духовному и физическому совершенствованию. Кундалини — это Космическая энергия, скрытая в каждом человеке. Долгое время знания о ней были скрыты и являлись частью эзотерического раздела индуистской философии. Свами Шивананда стал первым, кто снял печать секретности с этих знаний. Эта книга является бесценным руководством, которое детально описывает техники пробуждения энергии Кундалини — этой драгоценной жемчужины, составляющей богатство каждого человека. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся духовным наследием индийской культуры».

(Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. СПб. Культ-информ-пресс. 1993г. 184 стр.)

«Аннотация. В книге «Тибетская Йога и тайные учения» собраны семь книг о Мудрости, достигаемой с помощью Йоги. Эти семь книг включают тексты ряда главных учений о Йоге, служившие руководством в достижении Правильного Знания тибетским и индийским философам, в том числе Тилопe, Марпе и Миларепe. Подлинные тексты содержат трактаты о достижении нирваны, о выработке психического тепла, об иллюзорном теле, состоянии сна, посмертном состоянии и переносе сознания, о йоге «не-я» и др.
Предисловие автора к первому изданию. Как и в книгах «Тибетская книга смерти» и «Великий тибетский йоги Миларепа», в этой книге, третьей в трехтомной серии, моей задачей было дать письменное изложение не только ряда тщательно сделанных переводов самих текстов, которые все еще почти неизвестны в Западных странах, но также основное содержание устно передаваемых традиций и поучений, имеющих отношение к этим текстам, которые я воспринял от бывшего Ламы Кази Дава-Самдуп, который был моим Тибетским ГУРУ.
Данная работа содержит многое из того, что ново для западной мысли, и многое из того, что, помимо ценности для философии и религии, интересно антропологически. Нужно ли удостоверять, что она выполнена с таким же качеством и общим здравым смыслом, как и первые два тома этой серии, которые уже опубликованы. Пожалуй, можно даже полагать, что она является наиболее ценной частью этой трилогии, ввиду того, что в ней приводятся настоящие тексты некоторых из основных Йог и медитаций, которые многие из наиболее известных Тибетских и Индийских философов, включая Тилопу, Наропу, Марпу и Миларепу, использовали в достижении Истинного Знания.
Этот том предназначается одновременно и для точного ученого, и для общего читателя. Первый заметит, что оригинальные текстуальные источники, которые семиглавны, аутентичны и что не было включено в эти тексты или представлено во Введениях и Примечаниях ничего из того, что не имело бы доктринальной санкции.
Эти семиглавные тексты, которым соответствуют семь книг, или частей, содержащихся в этом томе, основываются на учениях и рукописях, датирующихся задолго до того времени, к которому можно отнести фактически существующие манускрипты и ксилографические оттиски. Полное обсуждение этого вопроса содержится в специальных Введениях к семи Книгам.
Для удобства общего читателя я предпослал этому трактату, в форме Общего Введения, краткий доклад о Буддизме, представленный так, чтобы сопоставить с нашими Европейскими положениями религии и философии в до некоторой степени науке. Аналогично в моем изложении философии Йоги, на которой этот трактат в целом основывается, я воспользовался учениями, которые поступили ко мне от заслуживающих доверия учителей в течение времени добывания сведений и исследования, превышающего период более чем пятнадцать лет, проведенных главным образом на Востоке.
В этой области, так заполненной трудностями для Европейского мышления, которые эта книга пытается исследовать, нельзя ожидать, что я полностью ускользнул от ошибок. Во всяком случае, я надеюсь, что читатели и критики этого тома признают, несмотря на любые подобные вкрапления, которые могут, пожалуй, встретиться, искреннюю попытку помочь и, в несколько меньшей степени, распространить среди людей Западного Мира более лучшее понимание некоторых из великих умов Тибета и Индии.
В такой же степени этот заключительный том трилогии заслуживает внимания всех классов читателей — более знающих и менее знающих. Он предлагается общественности как прямой дар Мудрецов, которые уже прошли Великим Путем, известным как Махаяна. Их горячая надежда, переданная через посредство посвященного в тайну их ученика, переводчика и, в свою очередь, от него через посредство автора, заключалась в том, что учения, содержащиеся в этом трактате, могли бы быть встречены с сочувственным и внимательным уважением у ряда более передовых мыслителей Европы и обеих Америк. Они предчувствовали также, что уже пришло время для более свободного изменения мышления у тех, кто посвятил себя исследованию и развитию психических сил, врожденных в человеке, и у тех, кто более углублен в изучение видимых явлений внешней вселенной. Только тогда, когда Запад поймет Восток, а Восток — Запад, развернется Культура, заслуживающая названия Цивилизация. При таком вступлении в реализацию того, что представляет действительно Единая Семья, человечество освободит себя от всех тех омрачающих сознание концепций, которые сопутствуют этой эпохе, таких как национальность, раса, каста или вероучение, и тогда наступит истинно Новая Эра». (В.И.Эванс-Вентц)».

(Эванс-Вентс. Тибетская Йога и тайные доктрины. В 2 т. К. Пресса Украины. 1993г.)

* * *