Статья 4.1. «Академическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г.

продолжение

1 9 6 0 – 1 9 7 0 гг.

«Предисловие. Несмотря на подлинный интерес к индийской философской мысли, который стабильно существовал в России в XIX и XX вв. и, несомненно, возрос в последние годы, его полноценному развитию, как и продвижению историко-философских штудий в целом, значительно препятствовала официальная государственная идеология и политика. Напомним, что, в отличие от Европы, в России преподавание философии и изучение истории философского знания началось лишь в XVIII в. В 1711г. состоялась судьбоносная для российского университетского образования встреча Петра I с великим немецким философом Г.В.Лейбницем. Удостоенный царским повелением звания «российский тайный советник», Лейбниц всемерно поддерживал планы Петра «заставить цвести науки и искусства» в России и, в частности, советовал государю открыть университеты в Москве, Астрахани, Киеве и Петербурге.
Царская власть сочла наиболее целесообразным начать университетское «строительство» с создания гибрида Академии наук и университета в Петербурге. Именно та-кой проект был представлен царю в 1724г. При Академии-университете в 1725г. была учреждена кафедра логики, метафизики и морали. Однако эксперимент оказался неудачным: не было «ни подобия университетского по примеру других государств», «ни факультетов, ни ректора», лекции «почти никогда порядочно не читались». Радикальных изменений к лучшему не произошло даже после того, как в 1747г. состоялся раздел на собственно Академию и Академию-университет…
Об уничижительном отношении к индийской философской традиции в рамках ака-демической науки в России красноречиво свидетельствует выбор учебных пособий для высшей школы: ярким примером может служить двухтомная «Общая история философии», переведенная с немецкого языка. Мы не случайно обращаем внимание именно на эту работу, ибо ее авторами выступали весьма авторитетные в Европе (и в России) специалисты. Заключая раздел об индийской философии, Г.Ольденберг писал: «Слишком воздушна игра этой философии, слишком она подобна сну, видению, полету Икара. Не было философии, исследующей действительность ясно и точно… а были только скудные зачатки естествоведения, истории. Спекулятивное мышление не было воспитано в строгой школе науки…
Индийские мыслители облекают в замысловатый убор острой диалектики мрачные произведения, можно прямо сказать, поэтические произведения своей мощной фантазии. Для человека Запада: «Какое зрелище! Но, увы, одно лишь зрелище»».
Следует все же учитывать, что западноевропейское влияние на университетское образование, а следовательно, и науку не было в дореволюционной России постоянно действующим фактором. Время от времени «западничество» вытеснялось и даже подвергалось запрету, но это лишь означало, что в силу вступали противоположные тенденции. О драматизме в развитии российской истории философии очень точно сказано у В.Н.Ивановского: «В России философия, начавшая прививаться слабыми ростками с конца XVIII в., дальше жила, в сущности говоря, «от погрома до погрома». И едва она успевала оправиться от одного гонения, как уже в ее двери стучалось новое»…
Естественно, что при подобном «церковно-националистическом» подходе к философии отсутствовали сколько-нибудь реальные возможности для серьезного изучения и распространения знаний о философии Индии.
Индологические исследования, начало которым было положено в первой половине XVIII в. (кстати, опять же при прямом участии немецких ученых), велись в России по двум основным направлениям: лингвистическому и буддологическому… После Октябрьской революции и утверждения марксизма-ленинизма в качестве единственно верной научной идеологии европоцентризм подвергся критике, и его сменил пролетарский интернационализм (по сути, за этим скрывался тот же европоцентристский подход, хотя и в трансформированном виде). В советских исторических исследованиях преобладала установка на безусловность борьбы материализма и идеализма как генеральной линии развития философской мысли, на безоговорочную оценку любого идеалистического, а тем более религиозного мыслителя как «реакционера», «проводника интересов эксплуататорских классов». Такой подход ярко проявился в шеститомной «Истории философии» (М.1957-1965гг.): «Лучшие и наиболее плодотворные философские учения древнего Востока были либо материалистическими по своему характеру, либо содержали материалистические элементы»…
При описании формационного периода индийской философии на первое место выдвигалась материалистическая Локаята (Чарвака), а на последнее, седьмое, ставилась наиболее влиятельная как в прошлом, так и в настоящем Веданта. Веданта упоминалась лишь однажды в разделе древнеиндийской философии, а взгляды ее виднейшего представителя периода средневековья — Шанкары изложены на одной странице. Другие классические даршаны (Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса) в указанном издании рассматривались исключительно под углом зрения наличия (или отсутствия) в них элементов материализма. Поскольку в Йоге таковых обнаружить не удалось, она получила однозначную негативную оценку. Не лучше обстояло дело и с философией Буддизма, представленной упрощенно и схематично…
На основании вышесказанного можно утверждать, что в послевоенные годы в Советском Союзе полноценной школы изучения индийской философии фактически не существовало. Политическая и идеологическая «оттепель», последовавшая после разоблачения культа личности, в значительной мере повлияла и на развитие философского направления в индологии. Именно в это время изучение философии Востока получило институциональное подкрепление.
В 1960г. в Институте философии АН СССР был учрежден Сектор восточной философии. Само появление такого подразделения свидетельствовало об официальном решении обратить внимание на историю восточных традиций и начать их систематичное изучение. В этот же период была открыта специализация для ряда студентов кафедры истории философии философского факультета МГУ по основным восточным философским традициям. Университетская подготовка философов-ориенталистов оказалась весьма плодотворной, но, к сожалению, эксперимент не был долго¬срочным. Одной из причин стала сложность с продолжением учебы и трудоустройством молодых специалистов. Тем не менее, именно выпускники МГУ, которым в те годы (конец 60-х — первая половина 70-х гг.) посчастливилось получить специальное востоковедное образование, позже составили творческое ядро отечественного философского Востоковедения…
Пожалуй, наиболее ярким свидетельством позитивных перемен послужило первое отечественное издание «Философской энциклопедии» в пяти томах (М. 1960-1970гг.), в которой был опубликован ряд подлинно научных статей по индийской философии (в частности, статьи A.M.Пятигорского, В.Н.Топорова, И.М.Кутасовой, П.А.Гринцера и др.). И все же настоящий прорыв в изучении индийской философии начался с 80-х гг. За последние двадцать с лишним лет российским исследователям удалось издать множество академических переводов философских текстов. Вышли в свет фундаментальные исследовательские работы, посвященные практически всем ортодоксальным даршанам (за исключением мимансы), буддийской и джайнской доктринам. Особую роль в этом сыграла учрежденная в 1993 г. Институтом философии РАН академическая серия «История восточной философии».
В этой серии был издан первый на русском языке обобщающий труд, посвященный брахманистской традиции историко-философского процесса в Индии, в котором древне-индийская философия с VI в. до н.э. по IV в. н.э. представлена через полемический ди¬алог и в контексте осмысления индо-греческих философских параллелей…
Учитывая, что подлинное своеобразие индийской философии может быть выявлено лишь в сопоставлении с другими философскими традициями, была восстановлена прерванная на десятилетия отечественная традиция философского компаративизма, начатая Ф.И. Щербатским. В 2000 г. Институт философии РАН учредил академическую се¬рию «Сравнительная философия». К настоящему времени опубликовано три выпуска. Первый выпуск (М., 2000) познакомил отечественного читателя с историей философ¬ской компаративистики и ее современным состоянием, как за рубежом, так и в России. Второй (М., 2004) посвящен моральной философии в контексте многообразия культур. В третьем выпуске (М., 2008) представлены различные культурные подходы к проблеме знания и веры.
Особо следует отметить выполненный также в компаративистском ключе труд, в котором универсалии индийской философии были рассмотрены наряду с западными, китайскими и арабо-мусульманскими универсалиями.
Подробное изучение индийской, как, впрочем, и других восточных философских тра-диций никогда не входило в университетские программы по истории философии. Лишь в некоторых учебных заведениях Москвы и Ленинграда читались небольшие факультативные спецкурсы по истории философской мысли Индии. Впервые систематическое преподавание индийской философии было предпринято Институтом философии РАН, когда в 1999г. при поддержке Посольства Индии в Российской Федерации была откры¬та Кафедра индийской философии им. Махатмы Ганди. Это способствовало появлению первых отечественных учебников по истории индийской философии.
О серьезных подвижках в области философской Индологии на рубеже XX-XXI вв. свидетельствует и то, на каком высоком уровне индийская философия представлена в новейших отечественных энциклопедических изданиях. Речь идет, прежде всего, о четырех томах «Новой философской энциклопедии» (М. 2001), в которую вошло около 350 статей, посвященных индийским философским категориям, понятиям, школам и персоналиям. Так широко и обстоятельно индийская философия не описана ни в одной из зарубежных философских энциклопедий…
За последние два с лишним десятилетия плодотворного развития российская школа изучения философских традиций Индии достигла профессиональной зрелости и получила международное признание. Именно сейчас накопленные знания могут и должны быть представлены в наиболее полном и систематическом виде. Издание первой в России Энциклопедии индийской философии позволяет решить эту задачу.
Предлагаемая вниманию читателей Энциклопедия создана авторским коллективом исследователей — специалистов по индийской философии из Москвы, Санкт-Петербур¬га, Пензы, Улан-Удэ. Ключевой задачей ученых и составителей издания было представить классические философские традиции, развивавшиеся в Южной Азии с глубокой древности до современности. В Энциклопедию включено все, что может способствовать пониманию философии в контексте индийской культуры и цивилизации. Представлены материалы по автохтонным религиозно-философским течениям — Индуизму, Буддизму, Джайнизму, их понятиям, категориям, направлениям, школам, реалиям и персоналиям.
Энциклопедия предназначена для тех, кого интересует индийская философия, прежде всего академических ученых, преподавателей вузов, студентов и аспирантов. Она, безусловно, заинтересует всякого подлинно культурного человека, независимо от характера его профессиональных занятий… (М.Т.Степанянц)».

(Индийская философия: энциклопедия. / Отв. ред. М.Т.Степанянц.
Институт философии РАН. М. Восточная литература. 2009. 950 стр.)

«Тантризм (от санскр. тантра — хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее обозначение сект и школ Индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими главными священными текстами Тантры (собственно Тантры, относящиеся к шактистским сектам, Агамы, относящиеся к сектам как Шиваизма, так и Вишнуизма, и Пураны — тексты главным образом вишнуитских сект). В целом Тантризму присущи следующие характерные черты: 1) преобладание низких и низших каст в составе сект; 2) наличие, а нередко и преобладание представителей неарийских племен и групп в составе сект; 3) строгая эзотеричность сект и обрядов; 4) связь основных обрядов с йогической практикой; 5) несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и нормами брахманистской морали; 6) мифология, представления о некоем половом (женском, реже — мужском) энергетическом начале.
Согласно философии Тантризма, мироздание существует только постольку, поскольку существует психическая активность. Прекращение ее ведет к реэволюции мироздания и возвращению к первичному состоянию «ничто», пустоты (шунья), в которой исчезают все различия и противопоставления, не действует причинно-следственная связь и нет времени и пространства. Человек — это микрокосмос, обладающий всеми свойствами космоса, так что анатомия человека повторяет анатомию мироздания, а его поведение и физиология способны к такой же эволюции и реэволюции.
Одной из значительных сект Тантризма была Лингаята (осн. в XII в.), которая не признавала ритуальной чистоты и нечистоты, а перевоплощение и карму считала чем-то малозначащим по сравнению с любовью и волей Шивы. Вишнуитская секта Панчаратра («пятиночие») имела основным объектом почитания богиню Лакшми (жену Вишны), отождествлявшуюся с жизненной силой и порождающей способностью всей природы (Майи). Шактами назывались многочисленные почитатели божества, связанного с женской половой энергией (букв. шакти — сила, мощь, энергия); эта энергия либо просто отождествлялась с высшим духовным началом (параматманом), либо персонифицировалась в образе одной из ипостасей супруги Шивы. Шакты традиционно делились на секты правой и левой руки; последние отличались особой эзотеричностью, не признавали никаких кастовых различий и, более того, считали обязательным общение с людьми низших каст и совершение «нечистых» с брахманистской точки зрения поступков. В ряде областей Индии в позднем Средневековье шакты считались неприкасаемыми». Литература: Пятигорский А.М. Материалы по истории индийской философии. М. 1962г. The cultural heritage of India. 2 ed. v. 4. Calc.. [1956]; Chakravarti Сh. Tantras, studies on their religion and literature. Calc. [1963]. (А.Пятигорский*. Москва)».

(Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф.В.Константинова.
М. Советская энциклопедия. 1960-1970гг.)

*А.М.Пятиго?рский (1929-2009) — философ, востоковед, филолог, писатель, один из основателей тартуско-московской семиотической школы.

«Тантризм — направление религиозной мысли и практики, сложившееся в рамках Буддизма, Индуизма и в меньшей степени Джайнизма, предлагавшее новый путь к «освобождению» (см. Мокша, Нирвана), основанный на мистической интерпретации божественной творческой энергии (шакти). Распространился в Индии, Непале, Бутане и особенно в Тибете (Ваджраяна).
Возник в Индии начиная с V в., хотя имеет гораздо более древние корни, восходящие к первобытным культам плодородия и богини-матери. Тантризм является эзотерической религией, предполагающей разные ступени посвящения и разные обряды инициации в тайную доктрину.
В отличие от аскетических практик других религиозных традиций Тантризм основывается на необходимости максимальной активизации внутренних потенций тела, которое становится средоточием духовных сил, основной целью и инструментом «освобождения». Оно реально не потому, что создано Богом, а потому, что содержит и Бога и всю вселенную (ср. микрокосм). Практика Тантризма — Йога, а также магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие естественную, прежде всего сексуальную, энергию человека, — приводит к полной неразличимости экстаза чувственного и мистического, наслаждения и освобождения (бхукти и мукти), что символизирует высшее и вечное состояние «недвойственности», которое может быть реализовано только в теле, и в этом смысле бессмертие души (свобода от оков перерождения) отождествляется в Тантризме с бессмертием тела. Интерес к телу как сосуду вечного объясняет увлечение последователей Тантризма Алхимией и разными способами продления жизни.
Тантризм выступает против деления на касты, а также поднимает статус женщины. Популярность Тантризма связана и с особенностями его ритуалистической системы, приобщающей человека к «внутреннему» преобразованию его собственной психосоматической целостности. В практике Тантризма широко используется созерцание космических диаграмм (мандал), слушание мантр (священных слогов, которые, как считается, являются воплощением божественной Шакти — силы творения), ритуальные жесты (мудры), имитирующие характерные жесты.
В основе доктрины Тантризма — недвойственность Абсолюта, вытекающая из союза пассивного мужского и активного женского начала, являющихся его аспектами. Именно женское начало (персонифицированное в образах богинь Шакти, Парвати, Лакшми, Кали и др.) служит воплощением Шакти, благодаря которой создается, а затем и разрушается вселенная. Причем разрушительная сила энергии важна не меньше, чем созидательная.
Большое значение в Тантризме имеет мистическая физиология чакр — психических центров или каналов. Шесть чакр, расположенные вдоль позвоночника от его основы до головы, коррелируют с шестью планами существования и космической энергии Шакти. По завершении творения космоса Шакти в форме индивидуальной энергии Кундалини, сравниваемой со змеей, дремлет у основания позвоночника, свернувшись клубком вокруг лингама (фаллоса) Шивы. Цель адепта Тантризма — «пробудить» Кундалини специальными упражнениями и заставить ее совершить обратный путь, чтобы, поднявшись до верхней Сахасрара-Чакры, слиться с просветленным сознанием Шивы, восстанавливая тем самьм первоначальное единство энергии и чистого сознания.
Наиболее полное воплощение принципы Тантризма нашли в индуистской системе Шактизма, синтеза Шиваизма с народным культом Богини-Матери, где Шакти является не просто супругой главного божества или его аспектом (как в других сектах Тантризма), а главной богиней, которой подчинены остальные боги. Она творит из своего тела Брахмана, Вишну и Шиву, а затем Пракрити, буддхи, аханкару и танматры, и таким образом эволюционная схема Санкхьи в учении Шактизма соединяется с монизмом теистической Веданты.
В тантристском Шиваизме, основанном на текстах, называемых Агамами, выделяются секты лингаятов и вирашиваитов, поклоняющиеся фаллическому символу бога Шивы — линга, а также Кашмирский Шиваизм. В вишнуитском Тантризме известны секты вайкханасов, или бхагаватов, опирающиеся на Вайкханаса-Самхиты, и панчаратры, опирающиеся на Панчаратра-Самхиты. Их философские системы основаны на космогонии, испытавшей влияние Санкхьи и Йоги. Литература: Silbam L. Kundalin?. The Energy of the Depths. A Comprehensive Study Based on the Scriptures of Nondualistiс Kashmir Saivism. N.Y. 1988). (В.Г.Лысенко*)».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

*Лысе?нко Викто?рия Гео?ргиевна — советский, российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976), кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН. Профессор РГГУ. Два основных направления ее исследований: философия раннего Буддизма, а также школы Вайшешика. Относительно широко трактует предмет истории индийской философии, не разграничивая его четко в ранний период с религией. Уделяет большое внимание сравнительной философии.

«Аннотация. Энциклопедия является самым полным в отечественной литературе сводом знаний об индийской философии с древности до наших дней и содержит более 500 статей, написанных ведущими российскими специалистами и посвященных категориям, персоналиям и избранным памятникам философской мысли Индии. В издании описывается ранний этап развития индийской философии, шесть классических направлений–даршан, философия Буддизма и Джайнизма, анализируются традиции Тантризма, Бхакти, нео-Индуизма, характеризуется деятельность современных философов и ученых Индии, отражаются достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия.
ТАНТРИЗМ — совокупность религиозно-философских эзотерических традиций Индии, распространенных прежде всего в Буддизме и Индуизме. Название Тантризму дали соответствующие произведения — Тантры. Эзотерическое самосознание последователей Тантризма выражается в их претензии на более эффективный (и при этом тайный) по сравнению с нетантрическими системами практический путь обретения высшей цели — освобождения (мокша), а также в подчеркивании необходимости получения специальных инициаций для более глубокого проникновения в абсолютную истину. В Тантризме на переднем плане стоят практики духовного совершенствования (садхана); чисто теоретические, философские проблемы в нем отсутствуют либо занимают подчиненное положение. В связи с важностью обретения подлинного знания в Тантризме большое значение приобретает фигура наставника (гуру), способного пробудить в ученике внутренние силы и направлять его продвижение по духовному пути. Именно наставник (в устной форме) передает ученику важные сведения, о которых подчас только намекается в тантрических произведениях. Тантрический наставник приравнивается по своему статусу к божеству; частью различных тантрических ритуалов является и поклонение наставнику. В простом народе тантристы воспринимались как могущественные и опасные чародеи, а также искусные целители, алхимики, знатоки скрытых сил и тайн природы. Литература Тантризма состоит, прежде всего, из огромного количества Тантр, считающихся текстами откровения.
История и основные направления. Тантризм формировался постепенно, в течение многих веков. Его истоки не ясны, но, по всей видимости, они связаны с архаическими древнеиндийскими культами, в том числе с культами богинь-матерей, с шаманизмом, магией, мистическими переживаниями йогинов, аскетизмом. Некоторые элементы будущего Тантризма в разрозненном виде можно обнаружить уже в ведийской литературе, особенно в Атхарваведе. Как отчетливое явление, осознанное и в Индуизме, и в Буддизме, он складывается примерно в середине I тыс. н.э. в различных регионах Индии, в том числе в Ассаме (Камарупа), Тамилнаде, Бенгалии. Известны также версии прихода Тантризма в Индию извне, например, из Тибета, Китая, Ирана. В ходе своей истории Тантризм распространился и в регионах, находившихся за пределами Индии, но входивших в зону индийского влияния, в частности в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Камбоджа, Индонезия), Непале…
Учение и практика. Не существует систематического учения, единого для всех тантрических школ, но вместе с тем имеется ряд положений, разделяемых всеми ими. Так, высшая абсолютная реальность понимается как тесное соединение двух ее аспектов, мужского и женского. В отличие от буддийской разновидности Тантризма, в которой мужское начало (упая, «искусные средства») трактуется как активное, а женское (праджня, «мудрость») — как пассивное, в индуистском Тантризме активным признается именно женское начало (Шакти), понимаемое как высшая космическая сила, нераздельно связанная с пассивным мужским принципом, или высшим сознанием (Шива). Абсолютная реальность по своей природе есть чистое недвойственное сознание, в то же время чреватое последовательным разворачиванием различий. В теоретических построениях Тантризма подчеркивается онтогенетическая проблематика, описываются ступени происхождения мира из единого абсолютного источника, что выглядит как все большее уплотнение, все большая материализация высшей духовной субстанции. Абсолютный мир в философии Тантризма не отделен от относительного, эмпирического мира, но тесно с ним связан. Эта связь обосновывается посредством идентификации разных проявлений космической энергии Шакти…
Литература. Bagchi P.C. Studies in the Tantras. Calc. 1939; Bharati A. The Tantric Tradition. L. 1965; Bhattacharyya N.N. History of the Tantric Religion. Manohar. 1982; Chakravarti С. Tantras. Studies on Their Religion and Literature. Calc. 1963; Gupta S., Hoens D. Goudriaan T. Hindu Tantrism. Leiden-K?ln. 1979; Khanna M. Yantra. The Tantric Symbol of Cosmic Unity. L. 1979; Woodroffe J. Introduction to Tantra Shastra. 3rd ed. Madras. 1956. (СВ. Пахомов)».

(Индийская философия: энциклопедия. / Отв. ред. М.Т.Степанянц.
Институт философии РАН. М. Восточная литература. 2009. 950 стр.)

«Аннотация. Часть первая — Обзор древнеиндийской философии с XV века до н.э. до философских воззрений середины XIX в. Часть вторая — Индийская философия со второй половины XIX в. до конца первой мировой войны».

(Бродов В.В. Индийская философия нового времени.
М. Издательство Московского Университета. 1967г. 284 стр.)

«V. Моделирующие семиотические системы. (доклады).
— Д.М.Сегал. О некоторых проблемах семиотического изучения мифологии.
— В.В. Иванов, В.Н.Топоров. Кетская модель мира.
— А.М. Пятигорский. О категориях лингвистической психологии.
— А.М. Пятигорский. Категория состояния в лингвистической психологии.
— А.В. Герасимов, А.М.Пятигорский. Общая модель культового поведения в Тантризме с точки зрения лингвистической психологии».

(Симпозиум по структурному изучению знаковых систем.
Тезисы докладов. М. Издательство Академии наук СССР. 1962г.)

«Аннотация. Автор данной книги, индийский историк Б.Н.Луния, был деканом исторического факультета колледжа Холькара в Индоре. Его труд вышел в Индии двумя тиражами — в 1951 и 1955 гг. — и в свое время получил положительную оценку в крупных органах индийской печати.
Автор стремится рассмотреть истории культуры в широком смысле слова и проследить, особенно за период древности и средневековья, развитие философско-религиозной и общественной мысли, литературы и искусства. Издавая этот труд на русском языке, издательство учитывало, что обобщающих работ по литературе и искусству Индии на русском языке нет и что вопросы в целом мало изучены советскими индологами».

(Луния Б.Н. История индийской культуры.
М. Издателсьтво иностранной литературы. 1960г. 568 стр.)

В 1961г. Издательство иностранной литературы выпустило перевод одной из работ Д.Л.Чаттопадхьяи, в которой, в частности, много говорится о Тантризме (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.).
Содержание:
Предисловие.
Глава I. Мировоззрение асуры.
Глава II. Поющие собаки.
Глава III. Ганапати.
Глава IV. Гаури.
Глава V. Тантра. Загадочные культы и земледельческие обряды.
1. Магия и земледелие в древности.
2. Что такое Вамачара?
3. Земледельческие обряды.
4. Происхождение Дурга-Пуджи.
5. Латасадхана и янтры
6. Кхапушпа
7. «Пять ма».
8. Древность и значение Тантр.
9. Тантрические секты.
10. Тантризм и касты.
11. Деха-таттва.
12. Тантризм и Даосизм.
13. Физический труд и зарождение научного знания.
14. Естественнонаучная тенденция в Тантризме.
Глава VI. Санкхья. От стихийно-материалистического мировоззрения к материализму
1. Тантра и Санкхья
2. Проблема первоначальной Санкхьи.
3. Источники первоначальной Санкхьи.
4. «Брахма-Сутра» и Санкхья.
5. Идеализм против материализма.
6. Антиведическое происхождение Санкхьи.
7. Место Пуруши в системе Санкхья.
8. Происхождение Санкхьи.
9. Санкхья и Йога.
10. Новая форма и новое содержание.
Глава VII. Сангха и ньяяти.
Глава VIII. Варуна и Майя.

«Глава 5. Тантра. П. 9. Тантрические тексты. По словам Багчи: «Тантризм все еще остается для нас загадкой. В этой области проведено слишком мало исследований и чувствуется недостаток серьезных попыток объяснения данного учения. Однако нельзя отрицать того, что о нем существует довольно обширная литература, состоящая в основном из рукописей». Это совершенно справедливо. Тантризм при всей обширности соответствующей литературы действительно все еще остается загадкой для наших ученых. Причины такого положения вещей сложны, а иногда они даже носят весьма неожиданный характер. На некоторых из них мы вкратце остановимся здесь. Прежде всего, как это ни парадоксально, само обилие книг и рукописей о Тантризме препятствует его правильному пониманию. В многочисленных трактатах о нем содержится заманчивое, но лживое обещание раскрыть его подливную сущность. Даже лучшие умы нередко вводились этим в заблуждение. Сказанное не означает, конечно, что в подобных текстах вовсе не содержится элементов подлинного Тантризма. Они есть, Но, кроме них, там находится множество вещей, не имеющих к последнему никакого отношения. Чуждые и даже враждебные Тантризму идеи постоянно вплетались в первоначальную ткань данного учения, причем как масштабы, так и разносторонность этого процесса делают весьма трудным обнаружение скрытой таким образом истины. Добавочным источником трудностей является также и то, что для современных исследователей мысли, содержащиеся в подобных наслоениях, близки и знакомы, соответствуя их собственным предрассудкам. Поэтому они весьма склонны считать достаточным объяснением Тантризма то, которое можно получить, оставаясь в пределах имеющихся трактатов о нем. С другой стороны, все действительно древнее в исследуемых ими текстах кажется им отвратительным, и они стараются или отодвинуть его на задний план, или скрыто осудить.
Как уже было правильно отмечено некоторыми исследователями, отнюдь не всегда можно прийти к пониманию подлинной природы Тантризма, основываясь на сохранившихся и имеющихся в нашем распоряжении тантрических текстах. Многие из них являются поддельными. Кроме того, Тантризм в собственном смысле слова большей частью состоит из тайных обрядов, и практикующие их тантристы отнюдь не испытывали особого желания сообщать свои тайны непосвященным».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского
материализма. / М. Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«Время появления и расцвета Тантризма. Точная хронология – не самая сильная сторона религиозных традиций Индии. Собственно, только начиная с позднего Средневековья мы можем датировать (да и то далеко не всегда) их появление и развитие
– и не в последнюю очередь благодаря влиянию мусульманской историографии, которая осознает уникальность исторических событий. Более же ранняя эпоха даты словно не замечала, и Тантризм здесь отнюдь не исключение.
Ученые выдвигали разные гипотезы относительно времени появления и развития Тантризма. Одну из самых радикальных точек зрения поддерживает Дебипрасад Чаттопадхьяя. В своем труде «Локаята даршана» он вначале упоминает мнение некоего Бандопадхьяи и неких безымянных «археологов», согласно которому Тантризм столь же древен, как и учение Вед. Более того, Тантризм оказывается арийским по происхождению: «примерно в одно время с белокожими ариями в Индию проникла и другая арийская раса, более темнокожая. Они пришли из древней Персии. <…> Именно эти племена и занесли в Индию Тантризм». (Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. Пер. с англ. М. 1961г. С. 356). Сам же Чаттопадхьяя склонен еще больше удревнять Тантризм, помещая его в эпоху Индской цивилизации: «Тантризм должен существовать в Индии не менее пяти тысяч лет». (там же, С. 356).
Первоначальный Тантризм, согласно этому автору, был якобы «прост, даже примитивен, и лишь позднейшие интерпретации его носят хитроумный и утонченный характер». Причина столь значительного удревнения Тантризма состоит в том, что Чаттопадхьяя связывает Тантризм с ритуальными обрядами земледельческой магии, т.е. с народной средой – причем, более конкретно, с женской частью общества (потому что «только женщины занимались земледельческой магией в период ее возникновения».
Несколько более поздним временем, хотя и тоже довольно архаичным, датирует происхождение Тантризма Шама Шастри: «тантрическую форму культа можно проследить еще с начала I тыс. до н.э.» (Banerji S.C. Tantra in Bengal. Calcutta. 1978). Однако большинство ученых появление и генезис Тантризма увязывают с эпохой Гуптов (Gupta, 320-544гг.), знаменовавшей собой золотой век индийской культуры. Так, чешский исследователь Камил Звелебил считает, что Тантризм как отчетливое движение появился в начале IV в., а в V в. он уже распространился по всей стране, «особенно на юге и северо-востоке» (Bharati A. Tantric Tradition. London. 1992 (4th ed.). Как полагает М.Элиаде, это «мощное религиозно-философское движение, появившись в IV в. н.э., начиная с VI в. приняло масштабы общеиндийской моды». (Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. С. 272). К.Болле, видя в Тантризме «поздний феномен человеческой истории», датирует его начало «примерно 400г. н.э., с появлением и увеличением влияния Тантр». Этим же периодом датируют возникновение Тантризма Дж.Фойерштайн, Дж.Нидхэм, Г.Ф.Ильин и Г.М.Бонгард-Левин, Д.Лоренцен (применительно к школе капаликов), Н.Д.Бхаттачарья, Л.Сильбюрн (относительно школы Крама) и другие авторы».

(Пахомов С.В. Генезис индуистского Тантризма. I часть. IX Социологические
чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник
научных трудов. Пенза: Пензенский государственный педагогический
университет им. В.Г.Белинского. 2007г. С. 126–141)

«Аннотация. Книга чешских индологов рассказывает о возникновении и развитии Индуизма, его учении, мифологии, обрядности, о связанных с ним обычаях, литературе и искусстве, о взаимовлиянии Индуизма и Ислама».

(Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет Индуизма. М. Наука. 1969г. 414 стр.)

 

1 9 7 0 – 1 9 8 0 гг.

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Возникло в первые вв. н.э., имеет тексты-тантры. Восприняло методы Йоги, разработало систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом (женском — шакти или мужском) энергетическом начале. Для Тантризма характерен этический и социальный нигилизм. Помимо Индии, получил распространение в Японии, Непале, Китае, особенно в Тибете.
Шакти (санскр. сила, энергия) — понятие индийской религии; женское творчески-энергетическое начало; Шактизм (почитание Шакти) получил наибольшее развитие в Тантризме и Шиваизме, где Шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы».

(Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М.Прохоров.
М. Советская энциклопедия. 1979г., 1982г., 1984г., 1985г.)

«Аннотация. Представлены тексты из «Ригведы», «Атхарваведы», «Айтарея-Брахманы», «Шатапатха-Брахманы», «Айтарея-Араньяки», «Чхандогья-Упанишады», «Брихадараньяка-Упанишады», «Айтарея-Упанишады», «Каушитаки-Упанишады», «Тайттирия-Упанишады», «Кена-Упанишады», «Иша-Упанишады», «Катха-Упанишады», «Прашна-Упанишады», «Мундака-Упанишады», «Мандукья-Упанишады», «Шветашватара-Упанишады», «Майтри-Упанишады».

(Древнеиндийская философия. М. Мысль. 1972г. 272 стр.)

«Аннотация. Эта книга мысленно переносит читателя к тому времени, когда только занималась заря духовной жизни человечества. Читатель как бы проникает в глубь веков и становится свидетелем зарождения индийской культуры. Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии В.В.Бродова. Первое издание этой книги (1963г.) было первым выпуском библиотеки «Философское наследие», основанной Институтом Философии АН СССР».

(Древнеиндийская философия. Начальный перевод.
(Серия: Философское наследие). М. Мысль 1972г. 272 стр.)

«Аннотация. Книга знакомит с философией, наукой и религиями древней Индии, рассказывает о мифологических представлениях индийцев, особенностях религиозно-философских учений, оказавших значительное влияние на развитие культуры не только самой Индии, но и многих других стран Востока».

(Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы
древней Индии. (Культура народов Востока). М. Наука. 1975г. 368 стр.)

«Аннотация. Наталья Романовна Гусева — выдающийся ученый-индолог, доктор исторических наук, лауреат международной премии им. Дж. Неру, член союза писателей России, и художник, автор иллюстраций к «Мифам древней Индии», посвятила свою жизнь изучению Индии — ее истории, культуры, языков, искусства и религий, самой распространенной из которых является Индуизм. За годы пребывания и работы в Индии Н.Р.Гусева проявила глубокий интерес к ярким и красочным мифам Индуизма и к их отражению в поэзии, живописи, скульптуре. Обобщив в своих рассказах не только данные из научных источников, но и многое из увиденного и услышанного в этой стране, она стремилась познакомить читателя с содержанием главных мифологических сюжетов, известных каждому приверженцу Индуизма».

(Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М. 1977г.)

В 1970г. в Праге вышло издание на русском языке, посвященное Йоге (см. Йога. Прага. 1970г.), в котором можно найти статью Скарнитела — «Человек по Йоге и Тантрам».

 

1 9 8 0 – 1 9 9 0 гг.

«Тантризм (от санскр. тантра — хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее название различных школ и направлений в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм) и Буддизме (Ваджараяна). Характерный признак принадлежности к Тантризму — поклонение некоему половому энергетическому началу, чаще — женскому, реже — мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос. Обряды Тантризма связаны с йогической практикой, при помощи которой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека».

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Тантризм — религиозно-философское учение древней Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Тантризм видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактистский и вишнуистский Тантризм. Характерной чертой Тантризма было признание реальности мира и его эволюции из духовного основоначала. Тантризм оказал большое влияние на развитие индийской философии».

(Философский энциклопедический словарь.
М. Советская энциклопедия. 1983г., 2-изд. 1989г.)

«Тантра (санскр.) — священные тексты шактистских сект в Индуизме. У других направлений Тантризма име¬лись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах — Агамы, в вишнуистских — Пураны. Часто термин «тантра» употребляют как обобщающее название всех этих текстов.
Тантризм (от санскр. тантра — хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее название различных школ и направлений в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм) и Буддизме (Ваджараяна). Харак¬терный признак принадлежности к Тантризму — поклонение некоему поло¬вому энергетическому началу, чаще — женскому, реже — мужскому».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

«Аннотация. В книге рассказывается о возникновении и развитии основных философских учений, о достижениях науки, религиозных течениях в древней Индии. Особое внимание уделяется проблемам культурного наследия древнеиндийской цивилизации».

(Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация.
Философия, наука, религия. М. Наука. 1980г. 334 стр.)

«Аннотация. Эта книга — расширенное и обновленное издание, в которое вошли главы о религиозных верованиях почти всех народов мира, как древних, так и современных, как очень отсталых, так и вполне развитых. В нынешнем варианте это теперь история практически всех религий мира, кроме античных Греции и Рима и западного Христианства, появление которых разделило мир на Восток и Запад. Оставив в стороне Запад, автор сконцентрировал свое внимание на всем остальном мире. Дело в том, что Восток — это понятие не географическое, а историко-культурное. Из этого следует, что на включение в книгу под общим заголовком «История религий Востока» имеют полное право и Африка, и Америка, и Австралия, и Океания.
«Глава 23. Ламаизм. Истоки Ламаизма. Тантризм. Доктринальной основой Ламаизма (от тиб. «лама» — высший, т.е. адепт учения, монах) является, как упоминалось, Буддизм. Однако, поскольку предшественником Буддизма в Тибете была местная религия Бон (Бон-no) с ее преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы, складывавшаяся на этой первичной основе новая модификация Буддизма — Ламаизм — впитала в себя немало от этого первоисточника. Это, в частности, хорошо видно при знакомстве с ламаистским пантеоном и различными культами, часть которых восходит к примитивным шаманским верованиям древних тибетцев и монголов. Что же касается доктрин Буддизма, то необходимо заметить, что формировавшийся в позднем Средневековье (VII-XV вв.) Ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений, включая не только Хинаяну и различные школы-секты Махаяны, но также и тантрийскую Ваджраяну («алмазную колесницу»).
Истоки Тантризма восходят к древним культам плодородия и соответствующим обрядам. Стимулированные древнеиндийскими поисками спасения, мокши и нирваны, древние обряды и культы под воздействием Брахманизма и раннего Буддизма приобрели иной облик и иную целенаправленность. Возникло учение Дхарани — Тантризм, который сыграл существенную роль в становлении как Индуизма, так и Ламаизма. В Индуизме Тантризм проявился в форме Шиваизма. Тантризм буддийский, оформившийся как самостоятельное течение в Буддизме примерно в середине I тысячелетия н.э., имел более разработанную философскую основу. Именно в буддийской Тантре была введена в широкий обиход мандала — своеобразная графическая диаграмма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами, имевшая множество вариантов и модификаций. К числу философских основ буддийской Тантры следует отнести и Калачакру, «Колесо времени», в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары.
Однако главное в буддийской Тантре, — как, впрочем, и в индуистской, — не философия, а практика, т.е. та мистика и магия, которыми обрамлялись все акции ее последователей. Мистико-магические основы Тантры выявляются в двух аспектах: в медитации и в грубых магических обрядах, включая и сексуальную практику. Что касается медитации, то специфика Тантризма проявляет себя здесь в глубокой интимности обряда, в детальном следовании тем тайным поучениям и рекомендациям, которые неофит получает в процессе его длительного личного контакта с учителем, гуру или ламой. Обряды, включая ритуальное общение полов с целью приобретения мудрости-праджни, воспринимаемой в Ваджраяне в качестве женского соответствия будды и бодхисатвы, порой сводились к имитации, либо символическому использованию этих приемов. В последнем случае речь идет о заклинаниях-мантрах или символических изображениях типа янтры и мандалы, насыщенных текстами, формулами, диаграммами, которые содержат в себе все тот же магический смысл.
Тантризм оказал огромное влияние на Ламаизм. В определенном смысле можно сказать, что едва ли не вся специфика Ламаизма, многие его культы и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского Тантризма. Что же касается его философии, то в рамках позднего Ламаизма были синтезированы многие течения буддийской мысли, что и сыграло свою роль в оформлении космологии, этики, онтологии и других аспектов этой доктрины».

(Васильев Л.С. История религий Востока. Высшая школа. 1983г.)
(Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов.
3-е изд., перераб и доп. М. КД Университет. 1998г.)
(Васильев Л.С. История религий Востока. 8-е изд. Изд. КД Университет. 2006г.)

«Аннотация. Эта книга будет интересна и полезна филологам, историкам, лингвистам-теоретикам, археологам, этнологам, культурологам и, наверное, также любому, кто хотел бы узнать побольше об индоевропейцах, их культуре и языке. Первая часть содержит результаты лингвистического анализа реконструированного индоевропейского праязыка, во второй части исследуется праиндоевропейская лексика, представленная по семантическим группам, а также фрагменты индоевропейской культуры, реконструированной на ее основе. Работа завершается особым разделом, в котором излагаются результаты исследования лингвистических и культурно исторических данных в связи с проблемой праиндоевропейской прародины и путей миграций индоевропейских племен на континенте Евразии. В зависимости от интересов читателя, можно читать отдельные части работы, так например, можно читать вторую часть, лишь при необходимости обращаясь к некоторым разделам первой части, третья часть — независимая часть книги, и его можно читать без предварительного прочтения предыдущих разделов».

(Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы.
Реконструкции и историко-типологический анализ праязыка
и протокультуры. Т.1-2. Тбилиси. 1984г.)

«Аннотация. Обобщающий труд по истории и культуре древней Индии. Авторы использовали разнообразные источники — материалы эпиграфики, нумизматики, памятники словесности. В работе излагается политическая и социальная история, рассказывается о становлении мифологических и религиозных представлений, философских идей, об искусстве и науке рассматриваемого периода. Особое внимание уделено истории трёх крупнейших империй — Маурьев, Кушан, Гупт. Новейшие археологические исследования позволили воссоздать облик одной из древнейших цивилизаций востока – хараппской».

(Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М. Наука. 1985г. 758 стр.)

В 1989г. вышла монография А.А.Ткачевой, российского религиоведа и индолога (Институт Востоковедения РАН), исследователя нетрадиционных религий и культов:

«Аннотация. В книге исследуется особый тип индуистского религиозно-мистического сообщества — объединения учеников-последователей вокруг вероучителя-гуру. В настоящее время эти сообщества не только стали важнейшим организационным звеном Индуизма в самой Индии, но и получили широкое распространение за ее пределами, главным образом в странах Запада».

(Ткачева А.А. Индуистские мистические организации
и диалог культур. М. Наука. 1989г. 140 стр.)

«Аннотация. Авторы этой книги — всемирно признанные авторитеты в области буддийской классической философии. В 1972г. они встретились в Беркли (Калифорния), где совместно провели открытый семинар по буддийской Тантре, запись которого стала основой этого издания».

см. также:
— Ткачёва А.А. Неоиндуистский мистицизм. // Вопросы научного атеизма. Выпуск 38. М. 1989г.
— Ткачева А.А. Детективы духа: Индуистский мистицизм: что в нем есть и что в нем ищут. М. Знание. 1990г. 90 стр.
— Ткачева А.А «Новые религии» Востока. М. Наука. 1991г. 216 стр.
— Ткачёва А.А. Неоиндуистский мистицизм в России. // Индуизм и современность. Материалы научной конференции. Центр индийских исследований ИВ РАН. / Отв. ред. сборника И.П.Челышева. М. Центр индийских исследований. 1994г. 112 стр.
— Ткачёва А.А. Христианизация Индуизма? // ж. «Восток» 1995г. № 6. С. 83-90.
— Ткачева А.А. Неоиндуизм и неоиндуистский мистицизм. // Древо Индуизма. / Отв. ред. и рук. Проекта И.П.Глушкова. М. Восточная литература. РАН. 1999г.

«Аннотация. Авторы этой книги — всемирно признанные авторитеты в области буддийской классической философии. В 1972г. они встретились в Беркли (Калифорния), где совместно провели открытый семинар по буддийской Тантре, запись которого стала основой этого издания».

(Гюнтер Г., Турнгпа Ч. Рассвет Тантры. М. 1980г. 105 стр. (перевод ВЦП N Г-21110).)

4.1 Гюнтер Тантра

«Аннотация. «Д-р Гюнтер и Чогьям Трунгпа встретились в Калифорнии, в Беркли в 1972г., где совместно провели семинар по буддистской Тантре. «Заря Тантры» представляет собой отредактированную запись этого семинара, включая часть общего обсуждения». (Майкл Кон).
«Осознание того, что я есмь божество, я есмь Будда, — имеет существенное значение для начинающих в Тантре. Может возникнуть проблема, что кто-то не верит в реальность этого факта. Поэтому он думает: «Я предполагаю, что я — Будда Самантабхадра, я — Махавайрочана. Значит, эта роль — моя прекрасная причуда». Это окольный путь, прямой же — достижение действительного бытия божеством; он считается трусливым или тупым путем. Чтобы развить гордость Ваджры, нужно прямо связаться с болью ситуаций; боль действительного пребывания богом позволит увидеть ценность этого подхода». (Трунгпа Ринпоче).
«Духовное развитие происходит в Тантраяне визуально с помощью мандалы. Мандала понимается как центр, который чудесен благодаря тому, что его окружает. Он представляет собой всю визуализацию в графической форме. Центр предназначен для учителя. Гуру никогда не одинок; он существует в связи со своим окружением. Периферия есть выражение нового направления к центру. Мандала построена по принципу четырех главных точек компаса. Они символизируют направления, в которых вce аспекты ситуации видны по отношению к гуру, следовательно, они несут свои послания. Затем ситуация целиком становится сообщением одной части с гуру. Видим ли мы гуру только конкретно как человека, или же как символ, зависит от уровня нашей духовной силы». (Г.Гюнтер).
Содержание:
— Предисловие.
— Тантра. Ее происхождение и понятие.
— Закладка фундамента.
— Йогачара и первичность опыта.
— Принцип мандалы и медитативный процесс.
— Неделимость открытости и сострадания.
— Развитие шуньяты.
— Отношения гуру и ученика.
— Визуализация.
— Уполномочивание и посвящение
— Вопросы и ответы. Д-р Г.Гюнтер.
— Вопросы и ответы. Чонгьям Трунгпа
Тантра. Ее происхождение и понятие. …Таким образом, когда мы используем термин «тантра», мы не только относим его к специальной ситуации, но и описываем процесс роста, процесс внутреннего развития, который имеет место, когда мы пытаемся понять истину. Этот процесс продолжается до тех пор, пока мы не придем к соответствующей оценке жизненного опыта, к соответствующему видению. Существует диалектическая взаимосвязь между действием, способом, которым мы себя проявляем, и достигнутой нами интуицией…
Это приводит нас к практическому значению Тантры. Тантра, как путь внутреннего роста, делает нас зрячими, так что мы действительно становимся индивидуальностями, а не просто сущностями в аморфном контексте. Однако Тантра идет еще дальше. Она идет за пределы идеи роста или прогресса. Существуют дальнейшие стадии и подразделения внутри Традиции, которые имеют дело с тем фактом, что даже после того, как мы научились надлежащим образом относиться к нашим проблемам, жизнь все еще продолжается. Идея здесь состоит в том, что духовная практика является непрерывным движением. Только с точки зрения дискурсивного мышления мы начинаем действовать, прогрессируем, развиваемся и затем достигаем некоторой цели. Это не значит, что в случае просветления процесс закопчен — и все приходит к концу. Скорее дело обстоит так, что мы продолжаем жить и непрерывно готовы начать заново. Тем не менее, на предыдущих стадиях мы установили некоторый путь, путь связи, определенную непрерывность. Эта непрерывность пути связи есть основное значение Тантры. В некотором смысле это является чрезвычайно простым делом. В общем, однако, мы находим, что едва ли существует что-либо более сложное, чем этот тип простоты».

(Гюнтер Г.В., Трунгпа Ч. Заря Тантры. / Пер. с англ. О.Донат.
СПб. Изд. общества духовной и психической культуры. Реверс.1993г. 105 стр.)
(Гюнтер Г., Трунгпа Ч. Тантра. Рассвет без заката. Харьков. Прогресс. 1993г. 78 с.)
(Ч.Трунгпа, Г.Гюнтер. Тантра. Рассвет без заката. / Пер. с англ.
В.Станкова. Харьков. Эльф-Внедрение. 1993г.)

* * *