Статья 4.1. «Академическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г.

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «академическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «академический» понимать «имеющий сугубо теоретическую направленность»; «соответствующий строгим классическим образцам»; соблюдающий установившиеся традиции»; «чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения»…

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В данной статье будут представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к «академическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии (см. статью 1.4. «Четыре аспекта Российской Тантрологии»).

Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «академический»:
— отвлечённый, малодоступный, непопулярный
— имеющий сугубо теоретическую направленность;
— относящийся к академии как научному учреждению;
— соответствующий строгим классическим образцам;
— соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве);
— чисто теоретический, не имеющий практического значения (книжн.);
— чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения;
— слово «академический» означает, что данное знание не является произвольным и выведено с помощью академических процедур исследования;
— слово «академический» означает высоту достижений и в обучении, и в исполнении, глубокую преданность методологии и приоритет перед достижениями предыдущих поколений. С помощью системы абстракций создается специфический академический язык, позволяющий формулировать теоретические положения и осуществлять необходимые рассуждения.

Если обратиться к синонимам, то разные словари дают разное их количество:
— синонимы слова «академический» — теоретический, отвлеченный, духовный, учебный;
— трансцендентальный — это абстрактный, отвлеченный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический;
— синонимы слова «академический»: абстрактный, бесплотный, беспредметный, бестелесный, духовный, душевный, идеальный, метафизический, моральный, небесный, невещественный, неземной, платонический, психический, психологический, религиозный, теоретический, трансцендентный, умозрительный, умственный, церковный, мысленный, отвлеченный, горний, вышний.

Частота употребления слова «академический» составляет 478 раз на ? 300 млн. слов;

* * *

«В дореволюционное время в России не предпринимались какие-либо исследования в этой области. Период советского строя также не сказался положительно в этом отношении, поскольку существовала явная тенденция изучать Индию под углом социально-экономических и «классовых» отношений. Только в немногочисленных статьях освещались отдельные аспекты Тантризма. Определённую активность в этом направлении проявлял разве что А.М.Пятигорский. Казалось бы, в постперестроечное время, с крушением прежних идеологических стандартов, можно было ожидать всплеска интереса к этому любопытному феномену индийской духовности. Однако и после 1985г. положение в этой сфере изменилось мало, и Тантризм, за исключением нескольких статей в отечественных академических журналах или сборниках (Ефименко В.А. Индуизм и Тантра. // Индуизм и современность. М. 1994г.; Ефименко Т.В. Шактизм и Тантра. // Древо Индуизма. М. 2000г.. С. 64-96), а также представленный в ряде словарей (Индуизм. Джайнизм. Сикхизм (Словарь). М. 1996г.; Пахомов С.В. Индуизм. Йога, Тантризм, Кришнаизм. СПб. 2002г.), либо бегло упомянутый в разных книгах по Индуизму, остаётся предметом, почти не привлекающим к себе научного интереса. Фактически, любой отечественный исследователь, приступающий сейчас к изучению Тантры, оказывается в положении первооткрывателя, и любая серьёзная работа в этой области становится пионерской…
С 1990-х гг. в различных издательствах в России и на Украине выходят переводы (все с английского языка) западных и, реже, индийских авторских работ, также как и самих тантрических текстов. Подобные издания можно было бы только приветствовать, однако они, хотя их полиграфическое качество находится на высоком уровне, страдают плохим качеством переводов и редактуры, что порождает многочисленные курьезы. В этих книгах перевирается все — и терминология, и названия текстов, даже имя авторов книг (так, вместо «Фойерштайн» пишут «Ферштайн»); да и сами книги далеко не всегда стоят того, чтобы их переводили. Подобное положение дел еще можно было бы оправдать, если бы данная гуманитарная область делала свои первые шаги, накапливая необходимый материал. Поскольку же это не так, чрезвычайно плохо, что эта постоянная небрежность фигурирует на фоне достижений зарубежной Индологии». 

(Пахомов С.В. Становление Тантрологии. ж. «Религиоведение» № 3. 2004г. С.48-57)

«Данная статья посвящена проблеме изучения индуистской Тантры как одного из направлений Тантрологии. Очерк развития Тантрологии за рубежом дан С.В.Пахомовым в его статье «Становление Тантрологии» (2004), где лишь кратко (в силу скудности тантрологических исследований в России) упомянуты отечественные штудии в этом направлении.
Прежде чем начать обзор отечественной литературы о Тантризме, обозначим, что мы понимаем под индуистской Тантрой. Под индуистским Тантризмом можно понимать комплекс культовых практик, ритуалов, мистицизма и тайных обрядов, которые основываются на определенных религиозно-философских положениях, в центре которых находится концепция Высшей Силы, т.е. Шакти, методом соединения с которой, среди всех прочих, является половое соитие, как на ментальном, так и на физическом уровнях.
Итак, поговорим об изучении Индуистской Тантры в России. В дореволюционный период подобных исследований не было. В советский период публикации, связанные с темой Тантризма, крайне скудны. Здесь можно разве что упомянуть работы А.М.Пятигорского. Он стал автором статьи «Тантризм» в философской энциклопедии, а также очерка по религиям в Индии, где затронул проблему Тантризма. Также можно упомянуть его статью, посвященную анализу тантрического культового поведения в контексте лингвистической психологии. В 1962г. Пятигорским была опубликована работа под заголовком «Материалы по истории индийской философии. Материализм Локайяты, индуистская система Шайва-Бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках». Чем примечательна данная работа. В ней излагается философские идеи школы читтаров из Тамилнада, основателем которой считается Тирумулар (VII в.). Это движение можно считать частью общеиндийского движения шиваитских сиддхов, которое можно охарактеризовать как тантрическое. К нему относится, в частности, школа Натхов.
В постсоветский этап развития Индологии и Религиоведения ситуация не столь плачевна, но публикации, посвященные интересующему нас предмету, немногочисленны. Здесь стоит упомянуть статьи В.А.Ефименко «Индуизм и Тантра» и «Шактизм и Тантра», в которых бегло рассматривается специфика тантрических ритуалов и представлений, распространение и направления Тантры, место последней в системе Индуизма и др. Достойной внимания является книга Исаевой Н.В., посвященная лингвистической философии, где наряду с ранней Ведантой (Бхартрихари, Гаудапада), рассматривается Кашмирский Шиваизм (Абхинавагупта). Здесь излагаются некоторые аспекты философского учения Кашмирского Шиваизма, в котором высшая творящая мир Речь (Вак) отождествляется с женским энергийным полюсом Абсолютного (Шакти). Кроме того, Исаева излагает эстетические взгляды Абхинавагупты и осуществляет компаративистский набросок, сравнивающий философские идеи ранней Веданты и Кашмирского Шиваизма с Неоплатонизмом и Исихазмом (учение о «нетварных энергиях»).
Известный востоковед Е.А.Торчинов рассматривает Индуистской Тантру (а также буддийскую) в контексте изучения психотехники и «трансперсонального» опыта в различных религиях. Также Тантризму уделяется внимание в работах по Индуизму в целом (работы М.Ф.Альбедиль, А.В.Пименова и др.). А.В.Пименов делает обзор основных аспектов Тантризма: основные идеи, культ Шивы и Шакти, основы психотехники (Кундалини-Йога), тантрические ритуалы и секты и др.
Следует упомянуть также словарные статьи, освещающие те или иные аспекты Тантризма, авторами которых стали А.Парибок, С.Пахомов, М.Альбедиль и др. Что касается диссертаций, то в 90-е годы была защищена одна кандидатская по исторической культурологии, где Тантризм анализируется в контексте культурной антропологии, как способ самореализации человека. Автором ее стал А.Е.Прохоров…<…>.
Исходя из этого беглого обзора тантрологической литературы, можно заключить, что изучение индуистского Тантризма в отечественном Религиоведении находится еще в зачаточном состоянии, ведь еще нет ни одной опубликованной монографии, посвященной этому предмету. Мы имеем дело лишь со статьями, либо разделами в монографиях, исследующих более широкую, общеиндуистскую проблематику. В этом отношении наблюдается значительное отставание от индийского и западного Религиоведения. С другой стороны, можно сказать, что и в зарубежной Тантрологии имеется много «белых пятен», что не может не вдохновить отечественного ученого». 

(Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России.
06.2012г. Философский портал «Арктогея».)

Обратим внимание на персональный сайт Соколовой Надежды (sokolova18.narod.ru.), на котором представлена информация по основным русскоязычным справочно-информационным ресурсам по Индологии:

«Являясь одной из областей Востоковедения, Индология изучает Индию во всем её многообразии (история, экономика, богатейшие культурные традиции и др.). Поэтому, представляя основные русскоязычные справочно-информационные ресурсы по Индологии, автор не ограничивается только академической стороной этого вопроса, а даёт обзор более широкого спектра ресурсов. Это различные организации, а также сайты, посвященные культурным связям и обменам. В статье даётся краткий обзор тех научно-исследовательских, культурно-просветительских организаций, научных библиотек, а также интернет-ресурсов, к которым учёные-индологи могли бы обратиться в первую очередь, не рискуя «утонуть» в огромном потоке самой разнообразной информации».

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН (ИВ РАН)

«Институт востоковедения РАН (ИВ РАН). Одно из крупнейших специализированных научно-исследовательских востоковедных учреждений России. В качестве академического учреждения создан в 1930г. в Ленинграде на базе Азиатского музея (основан в 1818г.). В 1950г. ИВ переведен в Москву. В Ленинграде остался Сектор восточных рукописей с библиотекой книг, рукописей и ксилографов, архив учёных-востоковедов. В дальнейшем сектор был преобразован в Ленинградское Отделение ИВ (сейчас — Санкт-Петербургский филиал ИВ РАН).
В Институте ведется научно-исследовательская работа по изучению истории, культуры, языков и литературы, экономики и политики стран Азии, Северной Африки, Австралии и Океании. Структуру ИВ составляют более 20 научных подразделений, в том числе — Центр индийских исследований. В структуре Центра функционирует Мемориальный кабинет Ю.Н.Рериха. Фонд включает книги, ксилографы, оттиски различных работ. Фонд постоянно пополняется за счет даров организаций и частных лиц. Основу фонда составляют издания по тибетологии, буддологии, философии, истории, языкознанию. Жемчужины фонда — 168-томное издание тибетских ксилографов — собрание канонических произведений тибетского Буддизма, 12-томное оксфордское издание отчётов шведских экспедиций, 28-томное собрание тибетских текстов религиозного содержания, и, конечно же, сами работы Ю.Н.Рериха.
Вот уже более 40 лет в ИВ РАН проходят ежегодные Рериховские чтения (Первые Чтения состоялись в 1960г.). Доклады и тезисы Чтений хранятся в Кабинете. Это обширные по тематике сообщения российских ученых и ученых со всего бывшего Союза. Доклады охватывают практически все области гуманитарного знания: философию, религиоведение, лингвистику, историю, этнографию».
Научная библиотека ИВ РАН (Отдел библиотечно-библиографического обслуживания Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН при ИВ РАН). Фонды библиотеки содержат литературу на 113 языках мира по всем отраслям гуманитарных наук, касающимся стран зарубежного Востока, а также литературу по Дальнему Востоку, Кавказу, Закавказью, бывшим республикам Средней Азии. Имеется обширный справочный аппарат, где отражен и фонд Мемориального кабинета Ю.Н.Рериха, а также фонд справочных изданий. Общий объем фонда — примерно 670 тыс. единиц хранения.
Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН (СПбф ИВ РАН). Предшественником СПбф ИВ РАН следует считать Азиатский музей (создан в 1818г.). В 1930г. на его основе был организован Институт востоковедения АН СССР, который был переведен в Москву в 1950г., а в Ленинграде оставлен Сектор восточных рукописей. В 1956г. сектор был преобразован в Ленинградское Отделение ИВ АН СССР, переименованное в 1992г. в Санкт-Петербургский филиал ИВ РАН. Структура СПбф ИВ насчитывает 7 научных секторов (в том числе — Сектор Южной и Юго-Восточной Азии), Фонд восточных рукописей и документов. Тематика исследований Института сосредоточена, в основном, в области изучения стран древнего и средневекового Востока. Важнейшим направлением деятельности остается работа, связанная с вводом в научный оборот, каталогизацией и реставрацией восточных рукописей и старопечатных книг (общей численностью около 80 тыс. единиц хранения на 63 живых и мертвых языках) из коллекций СПбф ИВ. Совместно с тибетскими учеными из Бангалора (Индия) продолжается работа над проектом по линии международной просветительской и благотворительной организации «Asia Classic Input Project». Цель проекта — составление компьютерного каталога тибетских рукописей и ксилографов СПбф ИВ, одного из крупнейших в мире.
Научная библиотека СПбф ИВ РАН (Отдел Библиотеки Академии наук при СПбф ИВ РАН). Основание библиотеки связывают с организацией Азиатского музея в 1818г. В состав фонда вошли книги, переданные из Кунсткамеры и Библиотеки Академии наук по истории, философии, географии, религии, языкам стран Востока и смежным дисциплинам. В настоящее время библиотека состоит из основного фонда и отдельных коллекций книг и периодических изданий на восточных языках, сформированных по страноведческому принципу (в том числе, индийский фонд). Объем общего фонда — более 670 тыс. единиц хранения. Имеются раритетные издания, в том числе — востоковедные журналы и серии Бенгальского азиатского общества в Калькутте с 1784г.
В рамках совместного российско-индийского проекта «Институты и организации, занимающиеся российскими и индийскими исследованиями» был подготовлен справочник «Индология в Российской Федерации». Он содержит информацию о специалистах и научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях и других организациях РФ, в которых исследуется или преподается индийская тематика. Справочник размещен в электронном виде на сайте ИНИОН РАН».

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН (ИФ РАН).

«Институт философии РАН (ИФ РАН). В структуре Института функционирует Центр восточных философий, в направления деятельности которого входят: введение в научный оборот наиболее значимых источников путем перевода на русский язык с древних и современных восточных языков (в том числе, с санскрита и хинди) с детальными комментариями; исследование восточных философских традиций (в том числе индийской), а также религиозно-философских направлений, школ и персоналий; координация научно-исследовательской работы в области истории восточной философии, проводимой в России (ранее в СССР); международное сотрудничество и многие другие.
Научная библиотека ИФ РАН (Отдел библиотечно-библиографического обслуживания Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН при ИФ РАН. Основана в 1934г. В фонде библиотеки содержится литература по русской и зарубежной философии, философским вопросам естествознания, логике, этике, эстетике, психологии, социологии, истории, религии, литературоведению, языкознанию. Имеется отечественная и зарубежная литература, изданная до 1917г. В справочно-библиографическом отделе библиотеки среди прочих картотек имеются картотеки персоналий научных сотрудников ИФ РАН и ведущих советских философов (книги, статьи). Общий объём фонда — более 115 тыс. единиц хранения».

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИНИОН РАН

«Фундаментальная библиотека (ФБ) ИНИОН РАН. Создана в 1918г., имеет федеральный статус. В фондах библиотеки находятся документы на древних, современных восточных, европейских и русском языках. ФБ обеспечивает библиотечно-информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в специализированных читальных залах, научно-информационных центрах, через сеть библиотек в институтах РАН, предоставляет доступ к электронным ресурсам в сети Интернет. Объем совокупного фонда — примерно 19 млн. единиц хранения».

ЦЕНТР ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ РГБ

«Российская государственная библиотека (РГБ, бывшая Библиотека им. В.И. Ленина). В структуре Библиотеки функционирует Центр восточной литературы. Воссоздан в качестве отдела в 1991г. на базе сектора стран Азии и Африки, в 1993г. преобразован в Центр восточной литературы (ЦВЛ) Российской государственной библиотеки. Располагает фондами и каталогами книг и периодических изданий на 115 языках мира. Особую ценность представляет собрание справочно-библиографических изданий по различным отраслям знаний — энциклопедии, словари, национальные библиографии. Значительное место в фонде занимают классические произведения средневековых авторов по истории, философии, языкознанию, географии. Фонд содержит также ряд ценных изданий: инкунабул, изданий XVI-XVIII вв. Имеются ценные собрания на хинди, бенгали, урду и других индийских языках. Фонд литературы на языках народов Азии и Африки РГБ — более 650 тыс. единиц хранения на 160 восточных языках. РГБ разрабатывает различные базы данных собственной генерации, ведет работы над проектом Открытой русской электронной библиотеки».

ОТДЕЛ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ БАН

«Библиотека Российской академии наук (БАН). В составе Библиотеки функционирует Отдел литературы стран Азии и Африки. Создан в 1953г. В Отделе ведутся библиографическая работа по раскрытию фондов и исследования по истории восточной книги, вопросам национальной библиографии и издательской деятельности в странах Востока. Отдел осуществляет активные международные контакты с общественными и государственными организациями стран Востока. В фонде Отдела имеется литература на 35 восточных, а также русском и европейских языках. Одной из основных задач Отдела является обеспечение восточной литературой и библиографической информацией научного и практического востоковедения. В Отделе есть специалисты, владеющие рядом языков Индии. Фонд Отдела насчитывает около 300 тыс. единиц хранения. БАН обеспечивает библиотечно-информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в читальных залах и через сеть библиотек в институтах РАН, разрабатывает также базы данных собственной генерации. Имеется доступ в Интернет и служба электронной доставки документов».

ЦЕНТР ВОСТОЧНЫХ КУДЬТУР ПРИ ВГБИЛ

«Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ). В структуре Библиотеки функционирует Центр восточных культур. Официально существует с 2000г. Прежде в Библиотеке на протяжении многих лет существовал комплексный отдел литературы стран Азии и Африки, который был расформирован в 1990г. Подсобный фонд Центра составляет около 1500 единиц хранения. Имеется доступ в Интернет. Центр имеет прочные связи с Институтом стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М.В.Ломоносова, ИВ РАН, ИНИОН РАН, РГБ, Государственным музеем Востока и некоторыми другими российскими организациями. Центр осуществляет также контакты с зарубежными коллегами, принимает участие в работе международных организаций (ИФЛА, ICANAS и др.). ВГБИЛ осуществляет также доступ к ресурсам сети Интернет, сегментированным по странам. На информационные ресурсы отдельной страны можно выйти через определенную поисковую систему. Например, информацию по Индии можно найти с помощью поисковой системы searchindia.com.».

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ИМ. ДЖ. НЕРУ

«Культурный центр им. Джавахарлала Неру Посольства Индии в Москве. Основан в 1989 г. как отдел Индийского Совета по культурным связям. Основная задача Центра – ознакомление всех интересующихся с историей, культурой, традициями и философией, а также с другими гранями современной жизни Индии. Культурный центр проводит различные программы и мероприятия, способствующие распространению индийской культуры и языков как в Москве, так и в других городах и регионах России. Центр оказывает содействие в преподавании хинди в ИФ РАН, в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ)».

ЕВРОАЗИАТСКИЙ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЙ СЕРВЕР

«Евроазиатский Востоковедческий Сервер (EAOS). На Сервере аккумулируется специализированная востоковедная информация практически со всех информационных востоковедных центров России и СНГ. Сервер содействует генерации информационных ресурсов и развитию инновационных проектов в области востоковедения. На основе информации размещенной на EAOS, проводятся регулярные научно-практические семинары и издается информационный бюллетень «Электронные библиотеки и базы данных по истории Евразии в средние века». Работа Сервера обеспечивается ИВ РАН и РФФИ».

ИНДОРОССИЙСКИЙ ПОРТАЛ

«Портал ИндоРоссия.ру. Портал создан и поддерживается при участии Азиатского Делового Клуба и Некоммерческого Партнерства «Ришикеш». При посредничестве сайта осуществляется поддержка общественных и деловых инициатив граждан, проводятся различные научные, культурные, социальные и экономические проекты. Готовится к публикации в ежегоднике ИНИОН РАН «Теория и практика общественно-научной информации. Доступна электронная версия ежегодника».

Также обратим внимание на сайт Института научной информации по общественным наукам (old.union.ru.), где представлена информация, в частности, о таких организациях, как:
— Институт Востоковедения (ИВ РАН)
— Центр восточных исследований Института Философии (ИФ РАН)
— Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения
— Московский государственный институт международных отношений (Университет)
— Государственный музей искусства народов Востока
— Государственный музей истории религии
— Дальневосточный государственный университет — Восточный институт
— Московский государственный университет – Институт стран Азии и Африки
— Санкт-петербургский государственный университет – Восточный факультет
— Издательство Центр «Петербургское востоковедение» (г. Санкт-Петербург)

«Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Восточный Факультет. СПбГУ был основан 28 января 1724г. в составе Академии наук. С 1758г. по 1767г. деятельностью университета руководил М.В.Ломоносов. В 1819г. университет был воссоздан на базе Главного педагогического института в составе 3-х факультетов — историко-филологического, философско-юридического и физико-математического, в 1855г. к ним добавился факультет восточных языков, впоследствии ставший Восточным Факультетом СПбГУ. В структуру Восточного Факультета входят 12 кафедр, специальный факультет, а также библиотека, насчитывающая тысячи томов научной, учебной и художественной литературы, периодических изданий, в том числе десятки редких и антикварных книг и литографий. Большую ценность представляет хранящаяся в библиотеке коллекция восточных рукописей и ксилографов.
Восточный Факультет СПбГУ сегодня стоит в одном ряду с такими общепризнанными востоковедными центрами, как Школа азиатских и африканских исследований Лондонского университета, Национальный институт Восточных языков и культур в Париже и др. На кафедрах Восточного Факультета читают лекции и спецкурсы, проводят практические и семинарские занятия, помимо штатных сотрудников, специалисты иных научных учреждений города: Санкт-Петербурского филиала Института востоковедения РАН, Института лингвистических исследований РАН, Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера Государственного Эрмитажа). Тематика исследований — исследования по проблемам Индологии сосредоточены на кафедре индийской филологии, функционирующей с 1858г., и совпадают с профилем подготовки специалистов. Научная работа сотрудников кафедры развивается в основном по таким направлениям, как древнеиндийская (санскритская) литература; древнеиндийский эпос; индийская мифология; древнеиндийская теоретическая грамматика; средневековая литература хинди; индийские поэтика и эстетика; средневековая и современная бенгальская литература; индийское ареальное языкознание; средневековая литература телугу; народный эпос телугу и др.
Периодические и другие издания. В числе периодических изданий, в которых публикуются научные работы сотрудников Восточного факультета — «Вестник Санкт-Петербургского университета»; серийное издание «Orientalia» издательства Центр «Петербургское Востоковедение». Ежегодно сотрудниками факультета публикуется свыше 150 научных работ».

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦЕНТР «ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ»

«Издательство «Петербургское востоковедение» (ПВ). Издательство Центр «Петербургское Востоковедение» — второе в России научное востоковедное издательство и первое частное издательство по данному профилю — было создано осенью 1992г. на самом пике кризиса научного книгоиздания в стране. Петербурга это коснулось особенно, поскольку петербургские ученые традиционно изучали предметы, далекие от современности: классическую древность, средневековье, ХVIII и ХIХ века. Научному сообществу был брошен вызов, и, отвечая на него, четверо молодых ученых (директор издательства китаист И.А.Алимов, два кореиста — С.Н.Сухачев и А.Н.Ланьков, географ Д.А.Ильин) организовали издательский Центр «Петербургское Востоковедение». С самого начала издательским кредо ПВ были выпуск качественной в плане содержания и оформления литературы, расширение жизненного пространства научной мысли и забота о народном просвещении. Работа издательства ведется в тесном контакте с учеными академических институтов Санкт-Петербурга — филиала Института востоковедения РАН, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, а также Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Краткие итоги работы ПВ за прошедшие годы — 14 книжных серий, более двух сотен уникальных книг, ряд периодических изданий, отражающих естественным образом тематику ведущихся в этих научных центрах исследований.
Деятельность на национальном и международном уровне — смысл своей деятельности сотрудники ПВ видят в издании не столько прикладных и популярных книг, сколько в издании фундаментальных и приоритетных трудов, выход которых меняет знания о мире и стимулирует дальнейшее развитие науки. На такого рода издания приходится 50% всего объема ежегодно издаваемой литературы. Вторая задача — популяризация и распространение издаваемой ПВ литературы — решается путем регулярного участия в международных книжных ярмарках в Москве, Санкт-Петербурге, Лейпциге и Франкфурте-на-Майне.
В серии «Памятники культуры Востока: Санкт-Петербургская научная серия» осуществляется публикация новых переводов произведений древней и средневековой словесности, факсимиле редких и уникальных восточных рукописей, документов, ксилографов, хранящихся в СПбФИВ РАН. В 1994г. серия была отмечена как лучшая Национальной Ассоциацией книгоиздателей.
Серия «Архив российского востоковедения» включает очерки жизни и трудов известных востоковедов, истории крупнейших востоковедных учреждений, не опубликованные своевременно архивные материалы.
В серии «Мифы, эпос, религии Востока» выходят книги, посвященные традиционным верованиям и мифологическим системам восточного мира. Это единый общий очерк мифологической, легендарной и эпической традиции стран Востока.
В 1999г. издательство открыло новую универсальную серию — «Мир Востока». В то время, когда книжный рынок наводнен переводными, часто недобросовестными сочинениями о восточных религиях, «Петербургское Востоковедение» запустило проект, представленный лучшими научно-популярными работами отечественных востоковедов, написанными специально для этой серии».

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В 1923г. 14 апреля в СССР было основано Издательство Российской академии наук. В 1963г. Издательство Академии наук СССР было переименовано в Издательство «Наука». В 1964г. частью Издательства АН СССР стали Физматгиз (ныне Физматлит) и Издательство восточной литературы, они стали называться «главными редакциями» издательства, соответственно: Главная редакция физико-математической литературы и Главная редакция восточной литературы. Ещё через год было создано Сибирское отделение издательства «Наука».
Издательская фирма «Восточная литература» была основана по решению Президиума АН СССР как издательский центр Института востоковедения в 1957г. под названием «Издательство восточной литературы». За время своего существования выпустила в свет около 8 тыс. изданий. Большое количество книг выпущено в академических книжных сериях, созданных Институтом востоковедения и фирмой: «Исследования по фольклору и мифологии Востока», «История восточной филологии», «Культура народов Востока», «Памятники письменности Востока» (1959-1965гг. издавалась под названием «Памятники литературы народов Востока»), «Этнографическая библиотека», «Языки народов Азии и Африки» и др.
В 1964г. Издательство Восточной Литературы было преобразовано в Главную Редакцию Восточной Литературы издательства «Наука».
В апреле 1947г. СССР устанавливает дипломатические отношения с Индией. И на период с начала 50-х гг. до середины 80-х гг. приходится расцвет советско-индийских отношений во всех сферах экономики, политики, науки, литературы и искусства, что было закреплено советско-индийским Договором о мире, дружбе и сотрудничестве, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних отношениях. В СССР издается множество книг об Индии, ее истории, культуре, науке, философии, религии, мифологии и пр. Обратим внимание на некоторую статистику издательской деятельности Главной редакции восточной литературы на основе изданных этим издательством каталогов:

1. Книги ГРВЛ издательства «Наука». 1957-1966гг. Аннотированный каталог. М. Наука. 1968г.
Данный каталог содержит 1394 названия книг, в том числе по разделам:
Индия (65).
Непал (81).
Древний Восток. Античность. Средневековье (112).
Публикация памятников и документов (143).
Серия «Памятники литературы народов Востока» (143).
Тексты. Большая серия (143).
Тексты. Малая серия (148).
Переводы (151).
Серия «Памятники письменности Востока» (153).Описания рукописей (167).
Искусство. Культура. Философия. Наука (172).
Философия (177).
Исследования (235).
Ученые записки Института востоковедения АН СССР (265).

2. Книги ГРВЛ издательства «Наука». 1967-1971гг. Аннотированный каталог. М. Наука. 1973г.
Данный каталог содержит 886 названий книг, в том числе по разделам:
Индия (67).
Непал (75).
Древний Восток (101).
Публикация памятников (125).
Серия «Памятники литературы народов Востока» (125).
Тексты. Большая серия (125).
Тексты. Малая серия (126).
Серия «Памятники письменности Востока» (126).
Описания рукописей (136).
Культура, искусство и наука (195).
Серия «Культура народов Востока» (201).

3. Книги ГРВЛ издательства «Наука». 1972-1978гг. Аннотированный каталог. М. Наука. 1981г.
Данный каталог содержит 1393 названий книг, в том числе по разделам:
Индия (73).
Непал (81).
Древность и средневековье (106).
Серия «Памятники письменности Востока» (141).
Философские проблемы (36).
Каталоги. Описания рукописей (154).
Исследования (208).

4. Книги ГРВЛ издательства «Наука». 1979-1983гг. Аннотированный каталог. М. Наука. 1987г.
Данный каталог содержит 1098 названий книг, в том числе по разделам:
Индия (133).
Атеизм. Религия (17).
Философия (10).
История философии (10).
Серия «Памятники письменности Востока» (176).

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Издательство иностранной литературы (ИИЛ, Иноиздат, Госиноиздат) — государственное издательство, которое действовало в СССР с мая 1946г. Задача издательства состояла в том, чтобы зарубежные публикации, отражающие достижения и уровень мировой науки того времени, путём их издания в русском переводе сделать более доступными как советским специалистам — учёным, преподавателям, инженерам, так и студентам. При этом подразумевался компетентный отбор из существующих на огромном мировом книжном рынке лучших монографий, учебных курсов, справочников и т.д., обеспечение квалифицированного их перевода на русский язык с надлежащим научно-редакционным аппаратом — примечаниями, дополнительной библиографией и т.п. В распоряжение ИИЛ были переданы книжные фонды иностранной литературы из числа полученных в последние два года войны из США, книги из Германии, вывезенные в качестве репараций. Также были выделены по тем временам значительные валютные ассигнования на приобретение новейшей иностранной научной литературы. В 1964г. издательство было реорганизовано и разделилось на два самостоятельных издательства — «Мир» и «Прогресс».

Тем не менее, за период с 1950-х по 1980-е гг. из всего опубликованного богатства можно назвать лишь несколько книг, где можно найти хоть какую-нибудь информацию о Тантре или Тантризме.

 

2. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

д о  1 9 5 0 г.

В 1890-1907гг. в России акционерным издательским обществом Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон был выпущен «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (ЭСБЕ) — первая универсальная энциклопедия на русском языке, изданная в Российской империи.

«Брокгауза и Ефрона энциклопедический словарь — крупнейшая дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон. Состоит из 86 томов (82 основных и 4 дополнительных), выходивших в течение 1890-1907гг. Первые 8 томов вышли под общей редакцией И.Е.Андреевского, все последующие — под редакцией К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрушевского. К созданию словаря были привлечены крупнейшие научные силы того времени: Д.И.Менделеев, А.И.Бекетов, А.И.Воейков, Д.И.Анучин, Ю.М.Шокальский, Н.М.Книпович, А.О.Ковалевский, А.И.Советов и др. Как и все русские энциклопедии дореволюционного времени, БЕЭС не отличается единством идеологических принципов. В условиях старой России осуществление такого большого и сложного по составу издания, как многотомная универсальная энциклопедия, было возможно только на путях более или менее тесного сотрудничества представителей различных мировоззрений (так, например, раздел Философии возглавлял философ-идеалист В.С.Соловьев). Однако большая насыщенность словаря фактическим материалом, обилие библиографических сведений сохраняют за ним значение важного справочного издания. С 1911г. то же издательство стало выпускать Новый энциклопедический словарь под редакцией К.К.Арсеньева, рассчитанный на более широкие круги читателей. Издание осталось незаконченным: из намеченных 48 томов вышли в течение 1911-1916гг. 29 томов (последнее слово — «Отто»)». (И.М.Кауфман)».

(Большая Советская Энциклопедия. 1969-1078гг.)

В 64-м томе «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» можно найти информацию о Тантрах. А в 77-м томе можно найти информацию о Шакти (с. 102).

 4.1 ЭСБЕ      4.1 ЭСБЕ Тантры

«Тантры (санскр. Tantra — ткацкий станок, оcнова, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с Пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Довольно сложная и обширная литература Т. до сих пор еще мало знакома европейским ученым (наиболее подробный обзор ее дает Aufrecht, «Catalogus codicum Mss. Sanscritorum post-Vicorum quotquot in Bibliotheca Bodleiana adservantur», Оксфорд, 1859-64). <…> Содержание Т. большею частью состоит в описании мистических и неприличных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, т.е. культа так называемой Шакти. <…> Т. очень многочисленны и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи Т. считают их Пятой Ведой и приписывают им одинаковую с ведами древность и большую авторитетность. <…> Появление «Тантризма» характерно не только для периода упадка брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского буддизма, начинающегося с VIII в. Подобно индусским Т., буддийские задаются целью научить своих адептов, как сверхъестественным путем приобретать желанные материальные предметы и духовные свойства. <…> См. Wilson, «Works» (Л., 1862-71. т.1, стр. 240 и сл.)».

«Шакти (санскр. Cakti, сила, могущество) — в индийской позднейшей мифологии воплощение и олицетворение творческой или разрушительной способности того, или другого божества, преимущественно Шивы, в виде парного ему божества женского пола, богини-супруги. Олицетворение Ш. свойственно не только Шиваизму: каждый почти бог индийского пантеона имеет свою Ш. <…> Точно так же в некоторых текстах (напр. в Нарада-Панчаратре) изображается союз Кришны и его возлюбленной, пастушки Радхи, хотя эротический мистицизм, играющий вообще особенно выдающуюся роль во всех представлениях, связанных с образом Ш., в культе Кришны получил иное развитие и направление. Особо благоприятную почву для развития идея Ш. нашла в Шиваизме и дала здесь начало самым диким и чудовищным образам. Источники представления о Ш. довольно многочисленны. В основе их лежит прежде всего половой дуализм, являющийся началом всего существования.<…> В учениях философской школы Веданта и некоторых сект, признающих иллюзорность всех живых существ, Ш., или активная воля божества, изображается в виде Майи или Маха-Майи, первичной иллюзии, нередко олицетворяемой в виде особой богини. Другим источником представления о Ш. является учение философской школы Санкхья, согласно которому вечно плодородная природа, так называемая Пракрити, или Мула-Пракрити, являющаяся источником конкретных форм и духовных способностей, определяется существующей вечно, независимой по своему началу, отличной от Верховного Духа, производительной, но не произведенной, началом всех вещей, в том числе даже и богов. Поэтому Пракрити начинает пониматься как мать богов и людей и в свою очередь, составляя одно с материей, источником заблуждений, отождествляется с Майей или иллюзией и представляется сосуществующей с Верховным божеством, как его Ш., его олицетворенная энергия, его супруга. Трудно определить, когда эти метафизические идеи были перенесены в область религии и воплотились в известных верованиях и мифологических образах. <…> Определенное верховенство женских божеств утверждается только в некоторых Пуранах и Тантрах. Этому отсутствию упоминаний в более древних памятниках, впрочем, нельзя придавать слишком большого веса. Культы Ш. рано осложнились рядом обрядов бесстыдного или ужасного свойства, что должно было повести к образованию отдельной литературы более или менее оккультного характера. Бесстыдные обрядности шиваитских Тантр в свою очередь оказали глубокое влияние на буддийские Тантры Непала, а через них и на тибетские переводы, большая часть которых относится к эпохе раньше IX в.<…> Культ Ш., выразившийся в известных Упанишадах, в некоторых Пуранах и особенно в Тантрах, не следует смешивать с обычным почитанием разных богинь, жен тех или других богов. Этот культ образует как бы особую, самостоятельную религию так называемых Шакта или Шактра».

Также можно обратить внимание на работу В.А. Гурко-Кряжина (1887-1931), советского историка-востоковеда (см. Гурко-Кряжин В.А. Белая опасность. Восток и Запад. М. Типография товарищества Н.И.Пастухова. 1914г. 81 стр.), который в 1912г. окончил исторический факультет Московского университета. С 1928г. – профессор Ленинградского университета, с 1922г. по 1928г. член президиума Научной ассоциации востоковедения и заместитель редактора журнала «Новый Восток». Содержание рабрты: Проблема зла и страдания на Западе и на Востоке. Мистицизм Запада и Востока. Основная духовная стихия Востока. Субъективные начала в жизни и деятельности Востока. Духовная действительность Востока.

«Аннотация. Лодыженский М.В. пишет о сердце, любви и сверхсознании — «большом разуме» человека, возрастающем только под действием Божественной Благодати».

(Лодыженский М.В. Сверхсознание и пути к его достижению.
Индусская Раджа-Йога и христианское подвижничество.
Опыт исследования. СПб. Типография Сытина. 1901г., 1912г. 400 стр.)

«Аннотация. Том 1. Сверхсознание. Том 2. Свет незримый. Том 3. Темная сила. Книга описывает разные типы «сверхсознания» и пути его достижения. Автор использовал лучшие исследование ученых, теософов, философов и богословов, чтобы выявить особые уровни сознания в их сравнении друг с другом. Основа его исследования — сопоставление двух путей достижения «сверхсознания» — западного пути христианского подвижничества и восточных методов, преимущественно на материале индийской Раджа-Йоги».

(Лодыженский М.В. Мистическая трилогия.
В 3-х томах. СПб. Андреев и сыновья. 1992г. 867 стр.)

 

1 9 5 0 – 1 9 6 0 гг.

В 1956-1957г. Издательство иностранной литературы выпустило перевод двухтомника С.Радхакришнана (см. Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1956-1957гг.; 1993г.).

«Сарвепалли Радхакри?шнан (1888-1975) — индийский философ, общественный и государственный деятель. Почётный член Британской академии (1962г.) Родился в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык — телугу. Окончил Христианский колледж в Мадрасе, бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907г. защитил магистерскую диссертацию «Этика Веданты и ее философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923-1927гг. в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод — 1956-1957гг.). Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах. В 1931-1936гг. вице-канцлер университета Андхры. В 1936-1939гг. – профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939-1946гг. — вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес). После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946г. назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949г. — послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952г. — вице-президент, в 1962-1967гг. — президент Республики Индия».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Имеется весьма ограниченный ряд репрезентативных переводных (на русский язык) работ, частично затрагивающих философские аспекты Тантризма, в первую очередь это сочинения М.Элиаде и Д.Чаттопадхьяя. С.Радхакришнан в своем труде об индийской философии очень кратко (во втором томе) остановился на шактистской и шиваитской философии».

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия.
Диссертация. Монография. СПб. 2001г.)

«Том II. Глава десятая. Шиваитский, шактистский и более поздний вишнуитский теизм. V. Шактизм. Культ Шакти берет свое начало от Ригведы. В одном из гимнов Шакти представлена как воплощение силы и как «поддерживающая землю, живущая на небесах». Она является верховной силой, «благодаря которой поддерживается вселенная», «великой матерью верующих людей (сувратанам)» и вскоре становится идентичной с «Умой золотого цвета» из «Кена-Упанишады»… Постепенно поклонение Шакти как Матери Мира вытеснило ведийскую обрядность. Литература, относящаяся к этой фазе Индуизма, называется «тантра». Известна она благодаря характерному для нее благоговению перед женщинами, которые рассматриваются как формы божественной матери («Saptasati» XI, 5).
Семьдесят семь Агам, относящихся к шактийскому культу, состоят из пяти субхагам (или самай), которые обучают навыкам, ведущим к познанию и освобождению, шестидесяти четырех Каула-Агам, которые обучают навыкам, имеющим целью развитие магических сил, и восьми Мишра-Агам, которые имеют целью и то и другое.
Бхаскарарья в своей «Лалитасахасранамабхашье» цитирует девять сутр из работы, которая называется «Шакти-Сутра». Последняя работа не дошла до нас. Тантры, написанные в форме диалогов между Шивой и Дэви, относятся к VII и последующим столетиям. Благодаря тщательным работам сэра Джона Вудроффа главные доступные тексты Тантр в настоящее время опубликованы.
В этой системе Шива обладает природой вездесущего и является чистым сознанием (пракаша) — безличным и бездеятельным. Он является чистым бытием, лишенным каких-либо отношений. Активное личное существо, Шакти включает все индивидуальные души. Начальные стихи из «Саундарья-Лахари» гласят: «Когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он неспособен даже двигаться». Шива и Шакти относятся друг к другу так же, как пракаша и вимарша. Бхаскарарья определяет вимаршу как спонтанную вибрацию первичной реальности. Первым проявлением отношения в чистом Абсолюте является вимарша, которая дает начало миру различий. Вимарша, или Шакти, является силой, скрытой в Абсолюте, или чистом сознании. Она является Абсолютом, который воплотился, сознанием, которое стало субъектом, и превращается, помимо этого, в свою противоположность, в не-я, или объект.
В то время как Шива — это сознание (чит), Шакти является созидательной силой сознания, чидрупини. В совершенном опыте ананды Шива и Шакти неразличимы. Оба они срастаются в едином бытии. Шива соответствует неопределенному Брахме в состоянии покоя, Шакти является определенным Брахмой, который одарен иччхой (волей), джняной (познанием) и крийей (действием) и который создает план объективной вселенной в целом. Шива и Шакти находятся в единстве, так как сила прирождена существованию. Сила может находиться в покое или в действии, но она имеется в обоих состояниях. Потенциальность всего объективного мира существует в качестве шакти Шивы…
Пракрити или Майя рассматриваются в качестве субстанции Дэви. Внутри утробы Шакти находится Майя или Пракрити, матерь вселенной, которая потенциальна в пралайе и активна в творении. По мнению Санкхьи, эволюция возникает из Пракрити. Под управлением Шакти Майя развертывается в некоторые материальные элементы и физические части всех существ… Вместо двадцати пяти таттв Санкхьи мы имеем тридцать шесть таттв, которые классифицируются на: 1) Шива-Таттву, или всевышнего, 2) Видья-Таттву, или тонкое проявление Шакти, 3) Атма-Таттву, или материальную вселенную, начиная от Майи и кончая землей… Всевышний дух, по шактийской схеме, обладает внутренними различиями, хотя часто мы встречаемся с идеями спасения и тождества мира, которые нам напоминают более строгий не-дуализм* Шанкары (*Он, говорят, должен быть не-дуализмом. Сэр Джон Вудрофф, который занимался специальным изучением школы Тантра, убежден, что ее философия «занимает в некотором смысле среднее положение между дуализмом Санкхьи и крайне монистической интерпретацией Веданты у Шанкары» («Indian Philosophical Review», vol. I. p. 122)… Познание Шакти — путь к спасению (Saktijnanam vina devi nirvanam naiva jayate («Niruttara Tantra»)), который состоит в растворении в блаженной лучезарности всевышнего. Говорят, что «для него, понявшего, что все вещи являются Брахманом, нет ни йоги, ни поклонений» («Mahanirvana Tantra», XIV. 123;124-127). Допускается дживанмукти, или свобода в этой жизни. Свобода зависит от внутренней культуры, которая ведет к духовному пониманию. Человек свободен благодаря знанию того, что он является самим Брахманом. …дисциплина Тантр доступна всем (Antyaja api ye bhakta namajnanadhikarinah. Strisudrabrahmabandhunam tantrajnane ‘dhikarita. («Vyomasamhita»)). Мистическая сторона системы йога играет большую роль во всех отношениях. Мантры священны и рассматриваются как божественные творения в смысле, идентичном шакти, которая является шабдой, или внешним миром. Большое значение придается пробуждению сил внутри организма. Совершенный человек пробудит Кундалини и проникнет в шесть чакр (См. Avalоn. The Serpent Power)».

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. / Пер. с англ.
М. Издательство иностранной литературы. 1956-1957гг.)

* * *