Статья 4.0. Востоковедение, Индология и Тантрология в России. (ч.1).

«Возможно, в настоящий период индийская культура демонстрирует даже больше влияния Тантризма, чем Ведизма…» (см. Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето 2007г. СПб. Наука, Главная редакция восточных литератур. 2007г. С. 151-165).
«История Индии свидетельствует, что Тантризм занял чрезвычайно важное место в ее религиозной, философской, культурной жизни. Без Тантризма, который, начиная с V-VI вв., по словам М.Элиаде, принял вид «паниндийской моды» и который пронизал почти все религиозные системы страны, невозможно представить и адекватно понять индийскую культуру и литературу, обычаи и воззрения населяющих Индию народов. Тантризм — живая традиция, имеющая важное значение для жителей Востока» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Диссертация. Монография. СПбГУ. 2001г.).
«Объявлять Тантризм лишенным всякого значения из-за его примитивности было бы не меньшей ошибкой. Во всяком случае, это помешало бы правильному пониманию культурной истории нашей страны. Ибо нельзя отрицать того обстоятельства, что Тантризм при всей своей примитивности оказал весьма значительное влияние на развитие индийской культуры. Его воздействие на умы древних индийцев было гораздо более глубоким, чем обычно думают… Вся культура Индии проникнута влиянием этого учения» (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г.).
«Буддийская Тантра, венец культурных достижений Индии периода Пала (Pala) (VIII-XII вв.), была влиятельным и обширным движением. Она получила распространение по всей Азии, где сохранилась во многих странах и доныне… В период Пала, золотой век буддийского искусства, буддийское художественное творчество и философия достигли зенита. Тантрические произведения искусства и литературы получили небывалый размах… В этот период буддийская литература достигла расцвета, что сделало Индию международной интеллектуальной меккой. Буддийские авторы и общины создали вечные образцы классической философии и этики, выдающиеся драматические и поэтические сочинения и тысячи произведений зарождающегося тантрического направления» (cм. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.).
«Тем не менее, Тантризм все еще продолжает оставаться, пожалуй, самой малоизученной религией» (см. Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе Индуизма. // Азия и Африка сегодня. №2-3, 1997г.). «Тантризм — одно из наименее исследованных явлений индийской культуры… Лишь малая часть из того, что известно, прочитана и изучена» (см. Ефименко В. А. Шактизм и Тантра. // Древо Индуизма. М. 1999г. С. 64-95). «Несмотря на то, что слово «тантра» у всех на слуху, что многие её «знают», по существу, Тантра продолжает оставаться слабоизученным явлением, …индуистская Тантра все ещё относительно плохо исследована. <…> Ситуация же с тантрологическими исследованиями в нашей стране (собственно, как и на всем постсоветском пространстве) просто удручающая. Казалось бы, в постперестроечное время, с крушением прежних идеологических стандартов, можно было ожидать всплеска интереса к этому любопытному феномену индийской духовности. Однако и после 1985г. положение в этой сфере изменилось мало, и Тантризм, за исключением нескольких статей в отечественных академических журналах или сборниках, а также представленный в ряде словарей, либо бегло упомянутый в разных книгах по Индуизму, остаётся предметом, почти не привлекающим к себе научного интереса» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. Ж. «Религиоведение». 2004. №3. С. 48–57).
«§4. Отечественная Индология в 50-90-х гг. …К настоящему времени в отечественной науке есть серьезные публикации практически по всем аспектам индийской истории и культуры…» (см. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. / Под ред. проф. В.И.Кузищина. СПб. Алетейя. 2002г.).

* * *

1. ТАНТРА/ТАНТРИЗМ И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА.

«Тантризм оказал большое влияние на развитие индийской философии. В частности, под его воздействием, по-видимому, формировались идеи ранней Санкхьи. В новое время влияние Тантризма испытали на себе Рамакришна, Вивекананда, Р.Тагор, Ауробиндо Гхош и др.».

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. М. 1991г.)

«Очевидно, Тантризм, благодаря своей неотвлеченности, с глубокой древности пользовался широкой популярностью и влиянием, представляя собой сильнейшую оппозицию Ведической Традиции: ведущая роль женского начала в Тантризме влечет многочисленные последствия, делающие его едва ли не альтернативой учению Вед».

(Вл. Данченко (№ 20). Тантрическая Традиция. К. Самиздат. 1980г.)

«История Индии свидетельствует, что Тантризм занял чрезвычайно важное место в ее религиозной, философской, культурной жизни. Без Тантризма, который, начиная с V-VI вв., по словам М.Элиаде, принял вид «паниндийской моды» и который пронизал почти все религиозные системы страны, невозможно представить и адекватно понять индийскую культуру и литературу, обычаи и воззрения населяющих Индию народов. Тантризм — живая традиция, имеющая важное значение для жителей Востока». 

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия.
Диссертация. Монография. СПбГУ. 2001г.)

«Большинство шайвов являются в некоторой степени тантриками. Будучи достаточно ортодоксальными, традиция Шри-Видья и Панчаратра (Вайшнавизм), находятся под влиянием Тантризма и почитают тантрические священные писания. В действительности, начиная со Средневековья, Индуизм постепенно был пропитан Тантризмом, и так или иначе, Тантризм оказал значительное влияние на формирование мировоззрения всех современных индуистов. Подобным образом, и Тибетский Буддизм также пропитан Тантризмом». 

(Rohini. Тантра. 09.01.2010г. Мастерская самоосознания «Атмавиль».
Сайт www.atmaville.org.)

«Метафизика женственности в «Пятой Веде». Сразу нужно отметить, что название «Пятая Веда» наряду с другими используется для обозначения такого индуистского учения, как Тантра. Это связано с тем, что Тантра считается ее адептами последним откровением в рамках данного космического цикла, что обусловливает ее нахождение за пределами традиционных четырех Вед.
Различные направления Тантризма оказали, как замечает современный индолог С.В.Пахомов, огромное влияние на менталитет и духовность индийских народов. Начиная с первых веков н.э. Тантризм начал развиваться в шиваитской, а затем шактистской формах, проникнув также и вишнуитские направления Индуизма. Поэтому, если понимание Индии до первых веков н.э. просто немыслимо без знания литературы Вед и эпосов, то постижение индийской культуры и религии последующего периода, вплоть до наших дней, безусловно, невозможно без изучения индуистской Тантры». 

(Жаринов С.А. Парадоксальный гимн женственности.
Метафизика женственности в «Пятой Веде».
29.05.2009г. Философский портал «Арктогея». Сайт www.arcto.ru.)

«Индийская Тантра. Тантрические представления оказали огромное влияние на культуру Индии. Даже теперь, когда общество современной Индии сугубо патриархально, индийцы в отличие от европейцев-христиан, называющих Бога отцом, воспринимают Бога как материнское начало, говорят о Божественной Матери как о космическом архетипе. Тантра — это позитивное индийское учение. Тантру часто искажают, совершенно не понимая ее смысла. Однако она остается самым мощным и жизнеспособным течением в индийской философии. Если считать Индуизм матерью религий, то Тантра является матерью индийской метафизики. Многие школы современной Йоги считают, что они выкристаллизовывались именно из Тантры как из философской матрицы.
Тантра (дословно — неясные очертания, нить, ритуал, доктрина) считается наиболее сообразной с древней индийской эпохой Кали-юга, так как Тантра однозначно почитает женщину высшей материализацией божества. Именно индийская Тантра может отождествляться с женственностью всего, что проявляет силу и энергию, не является исключительно восточной традицией. Глубоко в подсознании западного человека также коренится представление о силе женственности, то есть о Тантре». 

(Индийская Тантра. Форум «Здоровье без лекарств». Сайт www.alla-doctor.info.)

«Глава 1. Тантра: время и люди. …Секреты Тантрической Йоги содержались также в глубокой тайне с момента возникновения доктрины. Но ее главное учение не могло долго ограничиваться определенными районами Индии, и постепенно оно распространилось по многим странам, таким как Непал, Тибет, Китай, Япония, Монголия и некоторым районам Юго-Западной Азии. Многие государства Средиземноморья также претерпели влияние Тантризма — это Египет, Греция, Крит и др. Сначала Тантра была только индуистская, но с течением времени тантрическое учение органически вошло в другие религии. Таким образом, возникли буддийский и джайнистский ее варианты. Естественно, первоначальные тантрические ритуалы и доктринальные идеи изменились в соответствии с требованиями различных религиозных структур. До сих пор существует много неправильных представлений о действительной природе Тантры и ее практики. Многое из тантрических учений и законов никогда не было зафиксировано графически, а огромное количество писанных текстов еще остаются нерасшифрованными или непонятыми.
Тантра настолько всеобъемлюща, что влияние ее можно проследить в каждой религии. У суфиев, например, она приобрела развитую, отличающуюся от других форму мистического оттенка. Любая религиозная практика опирается во многом на принцип дуальности (исключением является Дзен) для достижения высшей реализации. Единство противоположностей, уравновешивание противоречивых начал на уровнях как Макрокосма, так и Микрокосма — основная цель и объект познания Тантры. С начала своего развития и тысячелетия спустя, по сей день, Тантра оказывала и оказывает неотразимое влияние на многие религии, несмотря на то, что существовало, да и ныне существует, неверное понимание ее и постоянные потуги подавления и уничтожения ее корней и ветвей». 

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г.)

«Поскольку Тантры создавались в более позднее время, чем тексты традиции Шрути, последняя никак не упоминает Тантры. Однако ведийская линия позднего периода, отраженная в текстах дхарма-шастр и в Пуранах, а также в комментариях к ним, вполне внятно высказывается об учениях и ритуалах, имеющих тантрические элементы. Чаще всего эти элементы решительно осуждаются, причем подчеркивается их неведийский характер (в комментарии к «Яджнявалкья-смрити» (I. 7) Апарарка пишет, что тантрические сочинения должны быть признаны как находящиеся «вне» Вед, за пределами ведийского знания). Еще «Манава-дхарма-шастра», больше известная как «Законы Ману», в списке малых прегрешений (upapаtaka) называет абхичару (abhicаra), или «чародейство» (XI. 63). Конечно, в эпоху составления «Законов Ману» Тантризм как таковой еще не существовал, однако впоследствии абхичара вошла в «комплект» тантрических практик (хотя и не стала при этом основной дисциплиной), поэтому подобное осуждение «чародейства», подхваченное и другими дхарма-шастрами, можно считать знаковым. В том же тексте (IX. 290) за различные виды колдовства, заклинаний, наговоров предписывается крупный денежный штраф. Комментатор Куллука-бхатта (XVI в.) добавляет, что если эти действия приводят к смерти того лица, на которое они направлены, то «чародея» следует приговорить к смертной казни. Этому же комментатору принадлежит известное высказывание (там же, II. 1) о двух видах откровения — ведийском и тантрическом, различие между которыми отчетливо осознавалось в эпоху позднего средневековья (См.: Vaidikгtаntrikгчcaiva dvividhаю чrutikirttitаю («Известны два вида откровения — ведийское и тантрическое»).
В «Варахи-Пуране» (LXX. 41 и др.) Рудра (Шива) говорит мудрецу Агастье, что он составил Тантры для обмана людей, отпавших от ведийского пути. «Парашара-упа-Пурана» (III гл.) говорит, что люди стали отправлять неведийские формы культа в результате проклятия, наложенного Брахмой на Вишну, когда тот пытался оспорить право Шивы на духовное превосходство. В драматических санскритских произведениях, отражающих официальную точку зрения, сатирическими персонажами выводятся представители одной из тантрических школ — капалики. Ортодоксы призывали воздерживаться от общения с тантристами, а в случае неизбежности таких контактов совершать потом омовение. В конечном итоге в Индии примерно к XVI в. сформировалось устойчиво негативное общественное мнение о Тантрах, которое в качестве своего авторитета опиралось на ведийское наследие либо же прикрывалось им. Тантра воспринималась как ложная, антиведийская доктрина, выпячивающая магическую и сексуальную стороны в обрядах. Близость на уровне идей, которая была видна невооруженным глазом, при таком подходе отходила в тень, на первый же план выходили противоречия в области предписаний. Именно такой негативный и искаженный образ Тантры и был преподнесен «официальной» индийской религиозностью европейским ученым XVIII-XIX вв., что довольно сильно сказалось впоследствии на развитии тантрологических исследований.
Но на самом деле железного занавеса между двумя этими традициями никогда не существовало. На практике они были открыты друг другу в гораздо большей степени, чем это представлялось ортодоксам обеих сторон. Как использовался ведийский материал в Тантрах, уже было показано выше. С другой стороны, и Ведийская Традиция в лице разных своих представителей заимствовала те или иные тантрические элементы, и тем больше, чем дольше сосуществовали обе эти Традиции. Некоторые нетипичные для «Вед» мантры, практики «наложения» (ньяса), янтра, мандала, техники визуализации, «мистическая физиология» и другие элементы Тантры постепенно входят в обиход ортодоксального Индуизма, продолжающего линию Ведизма-Брахманизма. Символом сочетания обеих Традиций стала фигура великого философа Шанкары, которого одинаково почитают как ортодоксальные последователи Адвайта-Веданты, так и приверженцы Тантризма. (Рао Р. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. С. 32. Тантрическая традиция приписывает ему авторство ряда произведений, таких как «Саундарья-Лахари», «Прапанчасара-Тантра», «Чинтамани-Става» и др. Р.Рао утверждает, что предшественники Шанкары, включая Гаудападу, также практиковали тантрические ритуалы — что, по сути, превращает Адвайта-Веданту в тантрическую школу. Данное утверждение выглядит сомнительным, поскольку недостаток сведений не позволяет нам однозначно отнести последователей Адвайты в ряды приверженцев индуистской Тантры (хотя адвайтистские идеи, несомненно, оказались для последней весьма плодотворными). Скорее, ближе к истине мнение о негативном восприятии Тантризма Адвайтой: достаточно вспомнить то место комментария Шанкары к «Веданта-Сутре» (II. 2. 42 cл.), в котором этот мыслитель настаивает на неведичности Панчаратры — а ведь это была одна из наиболее близко стоявших к индуистской ортодоксии школ, она даже отрицала свой тантрический характер).
С течением времени Ведийская и Тантрическая Традиция переплелись очень тесно. Возможно, в настоящий период индийская культура демонстрирует даже больше влияния Тантризма, чем Ведизма (Dvivedi V. V. The Utility of Tantras in Modern Times // The Sanscrit Tradition and Tantrism. Ed. by T. Goudriaan. Leiden, K?ln, 1990. P. 34). Сейчас, пожалуй, было бы затруднительно отделить их друг от друга, настолько они тесно срослись. Впрочем, Ортодоксальная Традиция вряд ли решится признать, что религиозные практики, которые она использует, зачастую тантричны по своему происхождению, поскольку до сих пор «приверженцы ортодоксальных взглядов рассматривают Тантру как еретическое учение».
Итак, если обобщить все сказанное выше, то мы получим следующую картину. Индуистский Тантризм ведичен в том смысле, что он ставит духовное знание на самое высокое место; Тантризм отчасти ведичен в том, что он использует некоторые идеи и образы, циркулировавшие в тех или иных ведийских текстах, прежде всего в Упанишадах и Атхарваведе; Тантризм неведичен или даже антиведичен в тех случаях, когда выражает сомнение в эффективности ведийских ценностей, считает ведийское (точнее, брахманистское) знание малозначимым или осуждает некоторые стороны Ведийской Традиции, например, определяемость социального статуса фактом рождения, кастовый строй, низкое положение женщин, отсутствие употребления в ритуалах тех или иных элементов, и т.п. Кроме того, неведичность Тантризма еще и в том, что тексты Тантр не являются прямыми наследниками литературной Ведийской Традиции, несмотря на претензии их авторов в этом отношении». 

(Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето 2007г.
СПб. Наука, Главная редакция восточных литератур. 2007г. С. 151-165)

«Глава V. Тантра и загадочные культы и земледельческие обряды. В индийской культуре существуют два основных течения, одно из которых исходит из учения Вед, а другое чуждо этому учению. Тантризм, придающий первостепенное значение пракрити, или женскому началу, составляет важнейшую, хотя и не бросающуюся в глаза особенность последнего…
5. Латасадхана и янтры. …Исходя из принципов современной морали, трудно найти что-либо более противоестественное и до отвратительности неприличное, чем сексуальные обряды и теории Тантризма. Поэтому при изложении древнего учения Тантр авторы наших дней поступают двояким образом. Они или подвергают его открытому и резкому осуждению, или пытаются скрыть содержащиеся в нем непристойности, выставляя на первый план мистические наслоения, являющиеся идеологическим продуктом более поздних времен. Однако оба подхода порочны в принципе и не помогают уяснению существа изучаемого вопроса. Метафизические тонкости, привлекаемые при обсуждении Тантризма, ничего не дают для понимания его истинной сущности — в конце концов это всего лишь современные теории, фантастическим образом приписываемые Тантрам. Сам Тантризм был прост, даже примитивен, и лишь позднейшие интерпретации его носят хитроумный и утонченный характер.
Однако с самого начала объявлять Тантризм лишенным всякого значения из-за его примитивности было бы не меньшей ошибкой. Во всяком случае, это помешало бы правильному пониманию культурной истории нашей страны. Ибо нельзя отрицать того обстоятельства, что Тантризм при всей своей примитивности оказал весьма значительное влияние на развитие индийской культуры. Его воздействие на умы древних индийцев было гораздо более глубоким, чем обычно думают. В течение огромного исторического периода, охватывающего неизвестное нам число столетий, индийцы придавали большое значение тантрическим обрядам и теориям. Сколь бы противоестественными и абсурдными ни представлялись современному уму пережитки Тантризма, это учение оценивалось совершенно иначе в далеком прошлом. Поскольку мы переросли умственный уровень наших предков, было бы бессмысленным делом пытаться найти какой-то рациональный и приемлемый для нас и ныне смысл в былой значимости Тантризма. Тем не менее нам следует понять его, ибо такое понимание необходимо для того, чтобы уяснить себе, как мы стали теми людьми, которыми являемся в настоящее время. Сделав эти предварительные замечания, мы можем перейти теперь к рассмотрению некоторых важнейших особенностей Тантризма…
Многие весьма компетентные исследователи Тантризма также пришли к выводу о том, что это учение старше своих записанных текстов, вследствие чего анализ последних недостаточен для определения его возраста. Процитируем одного из этих исследователей. «Дату этих работ, однако, невозможно определить более или менее точно. Доступные нам источники — это, по-видимому, лишь сильно искаженный многочисленными интерполяциями и изменениями первоначального смысла вариант древних текстов, скрытых от нашего взора. В их нынешней форме они считаются обычно записанными в VI или VII в. н.э., но это могло случиться и значительно позднее. Тантрические обычаи и верования существовали и были широко распространены гораздо ранее: по существу, они имеют своим источником тип мышления, присущий первобытным племенам и весьма медленно изменяющийся на протяжении многих столетий».
Один из наиболее выдающихся исследователей Тантризма, Бандопадхьяя, отмечает, что, по мнению ряда археологов, он столь же древен, как и учение Вед. Археологи считают, что примерно в одно время с белокожими ариями, создавшими веды, в Индию проникла также и другая арийская раса, имеющая сравнительно более темный цвет кожи. Предполагается, что они начали свое движение из района, расположенного где-то в древней Персии, прошли оттуда к месторасположению современного Кабула, а затем пересекли Такла Макан и вступили в Индию через Кашмир. Часть их, перейдя через Кандхару, достигла Махараштры, в то время как другая, преодолев трудные горные перевалы, добралась до Бенгала. Именно эти племена, по мнению археологов, и занесли в Индию учение Тантризма.
Такое объяснение представляется весьма заманчивым. К несчастью, однако, лежащая в основе его гипотеза не получила достаточного подтверждения в исторических исследованиях последнего времени. Сказанное не означает, впрочем, что вопрос о миграционном происхождении индийского Тантризма лишен всякого смысла. Его уже ставил Багчи, а затем и Нидхэм. Мы еще вернемся к обсуждению данного вопроса. Сейчас важно лишь отметить, что Тантризм — весьма древнее учение, даже более древнее, чем предполагал Бандопадхьяя на основании мнений современных ему археологов. При раскопках в долине Инда были найдены материальные свидетельства существования его в старейших центрах мировой культуры. Так полагал уже Маршалл, и его мнение было подтверждено недавними работами Прана Натха и некоторых других авторов. «Фактически существуют довольно веские причины для того, чтобы считать, что искусство и иероглифическая система древних цивилизаций долины Инда были в значительной мере проникнуты тантрическими идеями».
Собственно говоря, тут нет ничего таинственного. Эти цивилизации, достигшие расцвета в результате успехов земледелия, естественно, не могли быть свободными от остатков верований и обрядов, связанных с низшими стадиями развития сельскохозяйственного производства. И если следы влияния Тантризма видны уже здесь, то он должен существовать в Индии не менее пяти тысячелетий.
Учитывая, однако, неравномерность экономического развития страны, мы не можем исходить исключительно из хронологических соображений при определении возраста тантрического учения. У некоторых весьма отсталых индийских племен до сих пор существуют верования и обряды, с которыми мы встречаемся, хотя и в весьма усложненном и завуалированном виде, в Тантрах. Иначе говоря, образ жизни этих людей таков же, как и у предшественников великих цивилизаций Инда, возникших пять тысяч лет назад, и именно в нем следует искать истоки Тантризма. Последний, следовательно, есть порождение не только древнего, но и нового, даже новейшего времени. Однако проблема сохранения пережитков Тантризма не исчерпывается вышесказанным. Дело не только в том, что у отсталых индийских племен до сих пор сохраняются соответствующие верования и обряды, но и в том, что вся культура Индии проникнута влиянием этого учения. «Фактически, — пишет Авалон, — обряды как эзотерического, так и экзотерического Индуизма большей частью носят тантрический характер». По словам Кавираджа: «Культ Шакти (то есть Тантризм) оказал весьма глубокое влияние на весь ход развития индийской мысли. Если мы попытаемся сделать обзор распространения различных религий на территории Индии, то увидим разбросанные почти повсеместно центры Шакти-Садханы (то есть тантрической обрядовой практики). Последняя распространилась столь широко в древности и продолжает существовать в нетронутом виде до наших дней».
Итак, проблема сохранения Тантризма и существования его в той форме, которую он имеет в настоящее время, не может быть решена путем простого указания на происхождение соответствующих верований и обрядов из несовершенных представлений, соответствовавших несовершенной практике первобытного земледелия. Следует считать, что, по крайней мере, некоторая часть материальных условий, послуживших предпосылкой возникновения этого учения, сохранилась в том или ином виде в общественной жизни Индии в более поздние времена и явилась фундаментом соответствующих элементов идеологии. Возможно, что ключом к объяснению особенностей развития индийской культуры может послужить выдвинутая в главе III данной книги гипотеза частичной детрибализации».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма.
/ Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.)

«Глава Вторая. Буддийская Тантра в Индии. Введение касательно религии и истории. Буддийская Тантра, венец культурных достижений Индии периода Пала (Pala) (VIII-XII вв.), была влиятельным и обширным движением. Она получила распространение по всей Азии, где сохранилась во многих странах и доныне. Буддийская Тантра возникла тогда, когда Буддизм Махаяны переживал период расцвета философских трудов и имел широкое влияние на умы людей. Процветание монастырских университетов не только создавало благоприятную обстановку для изучения и созерцания, но и способствовало невиданному возрастанию благосостояния, политического влияния и социального престижа. Китайские паломники, посещавшие Индию, засвидетельствовали, как вознаграждалось самоотречение, такими словами: «поскольку государство высоко ценит людей ученых и талантливых, а народ уважает тех, кто обладает высоким разумом, — почестям и восхвалениям таких людей нет конца, и оказываемое им и частными лицами, и властями внимание чрезвычайно значительно. А потому люди… прилежно стремятся овладевать знаниями…».
Буддийская Тантра опиралась на великие достижения философии Махаяны, но ее движущей силой было критическое отношение, и возникла она вне могущественных буддийских монастырей как движение протеста, поначалу возглавляемое скорее мирянами, чем монахами и монахинями. Желая вернуться к классической всеобщности Махаяны, тантрические реформаторы протестовали против привилегий священнослужителей и сухой схоластики, стремясь создать такую религиозную систему, которая была бы более доступна для всех слоев общества. Тантристы полагали, что степень духовного самосовершенства следует подвергать испытанию в семейной жизни, в сутолоке городов и рыночных площадей, посреди рождающих священный ужас мест сожжения трупов и полных опасностей безлюдных диких пустынь. Новое поколение буддистов тоже стоит на том, чтобы духовный путь включал в себя желание, страсть и экстаз. Поскольку, вместо того чтобы бороться со страстями, их стремятся подчинить, слившись с ними, тантрики видят себя «героями» (вира: vira) и «героинями» (вира: vira), отважно бросающимися в пучину страстей, чтобы добыть жемчужину просветления. В согласии с дерзновенным утверждением Тантры, что просветление можно обрести в любой деятельности, половая близость стала главной парадигмой тантрического ритуала и медитации.
Тантрическая революция, завоевав популярность и получив поддержку царя, в конце концов, вошла в курс обучения таких университетов, как Наланда, Викрамашила, Одантапури и Сомапури. Покровителями и членами этих оплотов высшей учености были как индуисты, так и буддисты. Важное место в них занимали филология, литература, медицина, математика, астрономия и искусство, а также «внутренние науки»: медитация, психология и философия. В то время как монастыри служили официальными оплотами веры, странствующие тантристы-миряне несли Буддизм в города и веси, места, населенные племенами, окраинные территории, создавая обстановку, при которой новые поколения могли привносить свои практики, символы и божества в лоно Буддизма. Буддизм принял в себя и использовал практики, с глубокой древности сохранившиеся в индийских дебрях, горах, сельской местности, среди туземных и деревенских жителей и представителей низших сословий. Возобновленная социальная открытость и способность включать в себя самые разнородные религиозные практики преобразовали Буддизм в такую Традицию, которая вновь смогла завоевать веру людей из всех слоев индийского общества. Буддийская Тантра привлекала к себе приверженцев иных религий, территориально расширяясь по всем регионам индийского субконтинента и распространяя свое триумфальное шествие на Гималаи, Восточную и Юго-Восточную Азию…
Культурные предпосылки возникновения Традиции Тантры. Одна из причин силы и жизнеспособности буддийской Тантры заключается в искусном сочетании ею разнообразных элементов индийской культуры. Нет такой индийской религиозной традиции, из которой буддийская Тантра не позаимствовала бы чего-то ценного. Ведийские ритуалы и мантры, мистическая теория Упанишад, Хатха-Йога, Кундалини-Йога, шиваитская иконография и шактистские представления — всё нашло свое место в тантрическом арсенале. Хатха-Йога подарила практику физических и дыхательных упражнений для увеличения гибкости, управляемости и долговечности тела. Кундалини-Йога — ряд методов обуздания циркулирующей в теле мощной психо-физической энергии… Из всех индийских традиций, которые оказали влияние на Тантру, главные — это Шактизм (почитание богинь) и Шиваизм…
Участие буддийской Тантры в более широких течениях индийской культуры, вероятно, наиболее очевидно в шактистских элементах, присутствующих в иконографии, ритуальных мотивах и представлениях о поле. Буддийская Тантра и Шактизм (почитание богинь) сходятся в подчеркнутом внимании к женским божествам и женщинам как воплощениям женского божества. Оба течения проявляют склонность видеть вселенную как порождение созидательной способности женщин, рассматривать женственность онтологически первичной, а мужественность производной и зависимой; для них также характерно почтительное отношение к женщине в социальном и ритуальном контекстах. Тексты буддийской Тантры включают в себя фрагменты жанра, иногда называемого «восхваление женщин» (striprasamsa), в котором провозглашаются достоинства женственности. Эти фрагменты не имеют прямых прецедентов в более ранней буддийской литературе, но являют собой отголоски текстов индуистской Тантры и Шактизма, обнаруживая близость к миру культуры Шактизма. В текстах буддийской Тантры и Шактизма имеются аналогичные места, настаивающие на уважении к женщинам и содержащие угрозы и порицание в адрес тех, кто нарушит этот непреложный наказ.
Буддийские тантристы также разделяли с индуистскими тантристами практику почитания женщин (стрипуджа: также называется «тайное почитание», или гухьяпуджа). Теоретическая основа этой буддийской и индуистской практики заключается в представлении о том, что женщины суть воплощения богинь, и почитание женщин — это разновидность поклонения, безусловно требуемого женскими божествами. Эти особенности можно скорее понять путем сравнения с современными традициями Тантры и Шактизма, чем обратившись к внутренним буддийским факторам. Вывод, сделанный Андре Паду, специалистом по индуистской Тантре с мировой известностью, о том, что «в целом идеология Шактизма… коренится в Тантризме», можно в равной степени отнести к буддийской Тантре. Буддизм и Шактизм настолько сходятся, что буддийскую Тантру можно по праву назвать «шактистским буддизмом».
Еще несколько десятилетий назад среди ученых было принято определять период Пала как эпоху упадка и вырождения Буддизма, обусловленного подъемом Тантры. Однако более взвешенные исследования обнаружили, что в этот период в северо-восточных областях Индии, а также далее на запад и юг Буддизм большей частью процветал благодаря энергии развивающегося тантрического направления. Жизнеспособность Буддизма в Индии отражалась в силе его институтов, его продуктивности в сфере искусства и литературы, распространению в самой Индии и за ее пределами, а также в заметном культурном влиянии. Распространение за пределы Индии и миссионерская деятельность свидетельствуют о силе Буддизма в тот период, когда такие известные проповедники, как Шантаракшита, Падмасамбхава, Амогхаваджра, Ваджрабодхи, Субхакарасингха и Атиша несли Буддизм в Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию и зачастую делали это в ответ на приглашение тамошних правителей. Такие буддийские центры паломничества, как Бодхгая, Шравасти и Кушинагара, привлекали в Индию ученых, художников и религиозных подвижников со всей Азии.
В период Пала, золотой век буддийского искусства, буддийское художественное творчество и философия достигли зенита. Тантрические произведения искусства и литературы получили небывалый размах. Сохранившиеся до нашего времени впечатляющие художественные произведения представляют собой лишь долю того, что было создано тогда, поскольку работы, выполненные с применением более недолговечных материалов (дерева, ткани штукатурки, глины), с тех пор давно рассыпались в прах. Это художественное наследие включает в себя утонченную архитектуру монастырей того времени, которая не выдержала губительного натиска или огня и меча, или времени и климата. Художественный уровень был столь высок, что художники, ремесленники и иконописцы всего буддийского мира черпали вдохновение в Индии. Размах влияния искусства периода Пала на всю Азию подтверждают оставленные в красках и камне конкретные свидетельства притягательности и силы буддийской культуры этого периода.
В этот период буддийская литература достигла расцвета, что сделало Индию международной интеллектуальной меккой. Буддийские авторы и общины создали вечные образцы классической философии и этики, выдающиеся драматические и поэтические сочинения и тысячи произведений зарождающегося тантрического направления. Многие из этих произведений были утрачены, когда в XIII в. мусульмане жгли монастырские библиотеки, но, к счастью, большое количество буддийских текстов уже попало в Тибет, Китай и другие страны по всей Азии и было переведено на множество языков, что сохранило их за пределами их родины. Таким образом, в эпоху Пала Буддизм не только не претерпел упадка, но и обрел свое высочайшее культурное выражение.
Буддийская Тантра была одной из жизненных духовных сил в Индии периода Пала. Этот период культуры не был неким абстрактным монолитом, из которого буддийская Тантра вышла и с которым тантристы не имели ничего общего. Напротив, общество периода Пала было динамичной и плюралистической средой для культурного творчества и разнообразия, неотъемлемой частью которого была буддийская Тантра. Вместо того чтобы подходить к культуре периода Пала как к чему-то безусловно чуждому тантрическим элементам, важно документально подтвердить, что традиция Тантры — одно из основных течений этой культуры. Подобным же образом роль женщин в буддийской Тантре — не нечто незначительное или некий диссонанс в стройном хоре «индийской культуры», а главная черта одного из самых блестящих порождений индийской цивилизации». 

(Миранда Шо. Страстное просветление.
Женщины в тантрическом буддизме. Добрая книга. 2001г.)

О взаимовлиянии Тантрической Традиции и Индийской Традиции см. Cтатью 2.12. «Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.3)». п.5. Тантрическая Традиция и Индийская Традиция. (Тантризм и Индуизм).

А сейчас обратим внимание на один интересный факт. В Индологии принято считать, что наибольший расцвет индийской культуры приходится на следующие периоды:
1. XXVII-XX вв. (XXIII-XXII вв. особенно) до н.э. — расцвет Протоиндийской (Хараппской) Цивилизации;
2. II в. до н.э. — VI в. н.э. (IV-V вв. особенно) — «золотой («классический») век» Индии в культурной, экономической и политической сферах. Именно в это время была создана та индийская культура, которая оказала огромное влияние на окружающие регионы и всё человечество;
3. VII — XIV вв. (IX-XI вв. особенно) — классический период в истории Индии и в развитии ее культуры;
4. XII-XIII вв. — золотой век культуры Южной Индии.

А теперь сравним эти периоды с периодами расцвета Тантризма в Индии, согласно исследованиям специалистов-востоковедов:
1. XXIII-XXII вв. до н.э. — развитие и расцвет Тантризма в долине Инда (Хараппа, Мохенджо-Даро), (недостаточность исследований);
2. I-IV вв. — развитие и расцвет Тантризма, особенно в Северной Индии. V-VI вв. — максимальная популярность Тантризма по всей Индии;
3. IX-XI вв. — период активного развития и расцвета классического Тантризма;
4. XII-XIII вв. — период расцвета и популярности Тантризма в Южной Индии.

 

2. ТАНТРА/ТАНТРИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИНДОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

В 2009г. на Философском факультете философии и культурологии Востока СПбГУ была утверждена и рекомендована ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ИНДИИ. ДС. ИНДУИСТСКИЙ ТАНТРИЗМ» (Специальность 031401 – культурология, специализация 031401.3 — культуры Востока. Составитель: канд. филос. наук, доцент С.В.Пахомов, рецензент: канд. филол. наук, доцент А.В.Парибок).

«1. Организационно-методический раздел. 1.1. Цель изучения дисциплины: Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский Тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших религиозных комплексов Индии, функционировавшего в рамках Индуизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
— понимание причин возникновения и генезиса тантрических направлений;
— раскрытие содержания понятия «тантра» и признаков Тантризма;
— определение места Тантризма в контексте Индуизма;
— прояснение тантрического мировоззрения как целостной системы;
— выявление критериев систематизации в Тантре (школы, тексты, практики).
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: Дисциплина специализации «Индуистский Тантризм» является важной частью профессиональной подготовки будущего специалиста по культуре Индии. Она дает теоретическую и методологическую основу для понимания процессов, происходивших в традиционном Индуизме, а также позволяет правильно анализировать состояние современных тантрических и неотантрических систем.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: Студенты должны иметь представление о том, как развивался Тантризм в Индии начиная с эпохи Гуптов и вплоть до колониального периода; знать все основные направления тантризма, отличительные особенности их теоретических положений и практик; разбираться в основных терминах, категориях, персоналиях, названиях текстов, относящихся к Тантризму.
3. Содержание дисциплины. 3.1. Темы занятий и их краткое содержание. Тема 1. Введение. 2 часа. Ведение в проблематику индуистского Тантризма, или индуистской Тантры (далее ИТ). Общая литература по теме. Проблема понимания Тантризма. Тантризм как объект индологической науки. Отношение к тантризму в академической среде и у индийских пандитов. Степень изученности Тнтризма. Рукописное наследие ИТ.
Тема 2. Определение Тантры. 2 часа. ИТ в широком и узком смыслах слова. Основные признаки ИТ. Соотношения понятий «Индуизм» и «Тантризм». ИТ как эзотерическое движение в Индуизме. Этимология термина «тантра». Трактовки этого термина и его эволюция. Тантрические элементы в индийских учениях до складывания систематического ИТ. Тантра как совокупность разрозненных идей и как система воззрений, культов и практик.
Тема 3. Генезис ИТ. 2 часа. Общая постановка проблемы происхождения ИТ. Различные теории генезиса ИТ. Традиционные источники о генезисе ИТ. Легенды и факты. Примерная хронология складывания ИТ вплоть до середины I тыс. н.э. Географические области, в которых появлялся и развивался ИТ. Региональные особенности Тантризма. Проблема «интра-» и «экстра-» индийских истоков ИТ. Среда его формирования. «Тантризация» направлений индийской религиозности. Тантризм как религиозная мода в Индии конца I тыс. н.э. Индоарийское и неарийское в формировании ИТ. Мифы о происхождении ИТ.
Тема 4. Тантризм и другие виды индийской религиозности. 4 часа. Тантра и Веда: проблема соотнесения. Споры о «ведичности» ИТ. Отношение Тантры к Веде и попытка встраивания в контекст сакрального. Атхарваведа как возможный идейный источник ИТ. Тантра и Бхакти. Тантра и дхармашастры. Тантра и Пураны. Индуистская и буддийская формы Тантризма: сходства и различия. Дискуссии о влияниях и заимствованиях. Идея существования «прото-Тантризма».
Тема 5. Классификация тантрических школ и направлений. 4 часа. Проблема классификации тантрических школ. «Школьный» и «универсальный» Тантризм. Проблема «чистого» Тантризма. Тантризм как «религия тантристов» и конфессиональная окрашенность ИТ. ИТ и основные индуистские культы. Шактизм как главное направление ИТ. Вамачара и Дакшиначара. Кула и Шри-Видья. Шиваизм и Вишнуизм. Шиваитские тантрические школы (Пашупата, Капалика, Агхора и др.). Тантрический и нетантрический Шиваизм. Вишнуизм: Сахаджия, Радхаваллабха. Панчаратра как предтеча вишнуитского ИТ. Влияние Буддизма и Суфизма на вишнуитскую Тантру. Песни баулов. Школы Ганапатья и Саура.
Тема 6. Тантрическая литература. 4 часа. Тантра как текст откровения. Тантрическая литература и ее жанры. Классификация тантрических источников. Тантра, Агама, Самхита. Амнаи. Нигама и Агама. Компендиумы и комментарии. Специфика тантрического текста. Эзотеризация языка Тантр. Проблема количества Тантр. Санскритские Тантры: особенности стиля. Содержание основных тантрических произведений.
Тема 7. Практическая сторона Тантры. 6 часов. Тантра как садхана. Основные средства тантрической практики. Янтра, ньяса, мудра, мантра, мандала, кавача. Практики визуализации. Магическое и мистическое в ИТ. Рациональное и иррациональное в ИТ. Шаткарма. Эротические практики. Тантра и Йога. Школа Натхов и Хатха-Йога. «Тонкая физиология» ИТ. Кундалини и систематика чакр. Энергетические каналы. Тантрическая алхимия. Обретение «сверхсовершенств» (сиддхи). Тантра и обыденный мир. Ритуальный характер ИТ. Три типа ритуальной активности в ИТ. Эзотеризм ритуалов ИТ. Храмовая и домашняя служба в ИТ. Феномен ритуальной чистоты. Зависимость ритуальной активности от степени посвящения. Три типа людей (пашу, вира, дивья). Семь ачар с точки зрения школы каулов. Панчамакара.
Тема 8. Мировоззрение ИТ. 6 часов. Мировоззренческая сторона ИТ. Значение школы Трика. Эклектизм, мозаичность философии ИТ. Идейные источники. Философия как «служанка садханы». Методологические принципы ИТ. Основные темы философии ИТ. Идея биполярного абсолюта. Шива и Шакти как мифологемы двух энергетических аспектов абсолютного. Единое чистое сознание. Статика и динамика. Пракаша и вимарша. Махакундалини. Проявленное и непроявленное. Этапы формирования мира из абсолютного. Проблемы эволюции мироздания. Фонематогенез. Феномен языка в тантрическом мировидении. Космография. Положение учителя. Значимость женского начала. Кумари. «Легкий путь» Тантризма. Проблема освобождения и бессмертия. Отношение к аскезе. Мукти через бхукти. Тантрическая этика. Феномен прекрасного и Тантра.
Тема 8. Мифология ИТ. 2 часа. Теистическо-мифологический компонент ИТ. Главные божества тантрического пантеона. Дурга и Кали. Трипурасундари. Символическое истолкование мифов и образов в Тантризме. Девять дург. Даша-Маха-Видья. Йогини и дакини. Легенды о натхах и других представителях ИТ. Тантра и феномен чудесного. Тантра и «низшая» мифология. Проблема демонизации ИТ.
Тема 9. Тантра в контексте нео-Индуизма. Заключение. 2 часа. Тантра в контексте нео-Индуизма. «Научность» опыта Тантры. Эксперименты с сознанием. Нео-Тантризм и «классический» Тантризм. Попытки универсализации ИТ (Раджниш). ИТ и другие религиозные неиндийские традиции. Значение ИТ для индийских религиозных традиций. Положение ИТ в наши дни. Проблема рецепции ИТ в странах Запада и в России».

(Образовательная программа «Культура Индии». СПбГУ. Сайт www.indcultur.narod.ru.)

«Наука Запада до сих пор не имеет возможности изучить Тантризм в полном объеме (имеется в виду изначальный, индуистский его вариант, не менее сложный, чем буддийский, который основан на его фундаменте и легче поддается научному анализу). Таким образом, Тантра до сих пор остается учением малоизученным и таинственным как для Запада, так и для Востока (в первую очередь это касается механизма действия ее практик)». 

(С.Завьялов, Е.Петренко. Гора Кайлас в Тибете как великий нерукотворный
символ тантрического мировоззрения. 2001г. Сайт www.skoptsov.ru.)

«Существует два основных препятствия в изучении Тантры: с одной стороны, энтузиасты создают образ в высшей степени эзотеричной и мистической Тантры, что даже ученые не в силах разобраться в ее сложнейших концепциях. С другой стороны, их оппоненты выпячивают различные аморальные и непристойные элементы псевдо-тантрических культов. На самом деле лишь немногие понимают, что взгляд энтузиастов на Тантру не подтвержден, а их оппонентов — необоснован и неоправдан. Некоторые тексты Тантры на самом деле рассматривают в высшей степени абстрактные идеи, используя тщательно разработанный символизм. Верно и также, что некоторые ритуалы Тантры являются необычными, странными и даже отвратительными». 

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические
традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г.)

«Учитывая необычайную сложность проблемы и будучи ограничен рамками журнальной статьи, я решил изложить основные теоретические положения Махамудры так, как их представляют сами буддисты, и воздержаться от каких бы то ни было комментариев — это дело будущего. Во всяком случае, такой подход позволяет даже сейчас сделать существенный вывод: цели и задачи буддийского Тантризма, основой и объединяющим принципом которого является Махамудра, не имеют ничего общего с целями и задачами шиваитского Тантризма. Считать поэтому буддийский Тантризм производным от шиваитского мистицизма, подобно Г.Ц.Цыбикову, А.Уодделю и др., крайне неправильно. Именно подобные взгляды порождали предвзятость, которая была направлена против всего тантрийского. Поэтому многие ученые отказывались от какого-либо изучения его или же к изучению Тантризма относились долгое время с пренебрежением.
Первым осмелился опубликовать серию работ по тантрийским текстам и философии Артур Авалон (Джон Вудроф), который писал в предисловии к «Шри-чакра-самбхара-Тантре»: «Невежды… дают столько пищи для ложных суждений, что они (суждения) с готовностью подхватываются и именно они большей частью служат материалом для религиозной полемики. Тем не менее, я повторяю, что мы должны привлечь наш разум и чувство справедливости к тому, чтобы постараться понять всякую религию в ее высшем и чистейшем проявлении». 

(Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип
Буддийского Тантризма. Улан-Уде. 1971г.)

«К индуистским религиозным течениям, имеющим немалое число последователей и в нашей стране, относится и весьма загадочный и почти совсем не изученный Тантризм, иначе известный как «учение Тантры». Хотя Тантризм обладает всеми признаками самостоятельной религиозной традиции — своим специфическим вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, собственными священными книгами-Тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, большинство ученых, а также духовные авторитеты Индуизма и, что немаловажно, сами тантристы рассматривают Тантризм как особую, эзотерическую форму Индуизма.
Тантризм является одной из самых древнейших религий. Его истоки восходят еще ко временам матриархата, когда сформировался шактистский культ Великой Богини-Матери, следы которого прослеживаются учеными практически повсеместно. Формы религии, сходные с индийским Тантризмом, существовали почти у всех народов древности: это культы Астарты в Ассирии и Палестине, Изиды — в Египте, Афродиты — в Греции, Венеры — в Риме, Кибелы — в Малой Азии, Иштар — в Месопотамии, Анахиты — в Иране, Гуаньинь — в Китае, Аматэрасу — в Японии, Шакти — в Индии, Лады — у древних славян. Но как живая традиция шактистская форма религии сохранилась лишь в Индии, где впоследствии подверглась сильному влиянию явно более поздних по времени возникновения религий — занесенной в Индию северянами-ариями Ведической Религии, Брахманизма и Буддизма, в результате чего постепенно сложился индуистский Тантризм в его современной форме. Тантризм не только подвергался влиянию иных религиозных традиций, но и сам существенно влиял на них…
Тем не менее, Тантризм все еще продолжает оставаться, пожалуй, самой малоизученной религией. С бесчисленными трудностями и загадками сталкивается на каждом шагу ученый-исследователь, рискнувший попытаться раскрыть тайны тантрической мистики». 

(Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма
в системе Индуизма. // Азия и Африка сегодня. №2-3, 1997г.)

«Тантризм — одно из наименее исследованных явлений индийской культуры. Санскритское слово «тантра», давшее на¬звание этому явлению, переводится как «метод», «техника», «ритуал», а также обозначает сборники наставлений религиозно¬го или этического характера. Суть Тантры в достижении экстатических состояний ради общения с божеством. В большинстве тантрических сект поклоняются богине, персонифицирующей космогоническую энергию — шакти, выступающую в различных ипостасях, под разными именами.
Изучение Тантризма непременно сталкивается с проблемой его отношения к Индуизму. Одни исследователи предпочитают рассматривать Тантру в лоне Индуизма, другие видят в ней самостоятельное учение. Действительно, в них много общего, но гораздо больше, как нам представляется, принципиальных различий.
Резкое неприятие приверженцев ортодоксального Индуизма вызывает тантрическая обрядность, основу которой составляют так называемые панча-макара, то есть пять элементов, название которых начинается с буквы «м»: мадья (вино), манса (мясо), матсья (рыба), мудра (перченые зерна пшеницы или риса) и майтхуна (половое сношение). Приверженность алкогольным возлияниям и эротике дает критикам повод называть Тантру культом секса, религией экстаза, и считать «испорченной», вульгарной формой Индуизма.
Чужд Индуизму и подчеркнуто эзотерический характер Тантры, которая практикуется в сектах, небольших общинах, куда нет доступа посторонним. Расходится с индуистской теологией и популярное в Тантре возвышение женского начала в образе богини Шакти (а также Деви, Кали, Тары и др.) до уровня космического Абсолюта, равного по своей миросозида¬тельной роли Брахме, Шиве и другим демиургам. Отличает Тан¬тру от Индуизма и приверженность к чрезвычайно сложной сим¬волике, в которой мистическое значение придается даже самым незначительным деталям ритуала, объектом поклонения являются янтры — графические рисунки, в которых замыслова¬тые сплетения треугольников изображают вселенскую эволюцию.
Но Тантра не сводится к оргиаистическим обрядам и мистической символике. И тем более нельзя считать ее «испорченной» формой Индуизма. Это достаточно самостоятельное направление в культуре Южной Азии, со своей собственной историей, сложной структурой. В русле Тантры сформировались глубокие философские и этические воззрения, серьезная литература, оригинальное искусство.
В развитии Тантризма как системы взглядов представляется возможным выделить три основных этапа: ведический, средневековый и современный. Ведический Тантризм в виде сект со своим ритуалом и мифологией, истоки которых прослеживаются как в ведических, так и некоторых неарийских культах, существовал в период Упанишад. Средние века -период наивысшего расцвета Тантризма (особенно в VII-XI вв.), развития в качестве самостоятельного религиозного культа, оппозицион¬ного господствующим формам Индуизма. Современный период охватывает XIX-XX вв., когда Тантра практиковалась главным образом в тайных сообществах и сектах, а вероучение растворялось в других нерелигиозных или околорелигиозных формах культуры: литературе, искусстве, философии.
Весьма обширна связанная с культом литература. Основной вид источников — Тантры, составленные в виде диалогов, которых насчитывается более двухсот. Другие жанры: Упанишады, Пураны, Сутры, антологические сборники, комментарии. Самые старые из дошедших до нас сочинений относятся к первым векам н.э., а самые поздние созданы в XVIII-XIX вв. Лишь малая часть из того, что известно, прочитана и изучена.
География Тантры охватывает весь южно-азиатский субконтинент. Наиболее развита восточная школа с центрами в Бенгалии и Ассаме, где ярче эзотерическая обрядность, и центрально-индийская — с центром в Бенаресе, где глубоки тра¬диции философии Тантры. Эзотерический характер носит тибетская Тантра, испытавшая сильное влияние Буддизма. Западная ветвь Тантризма более открыта; в ней прослеживается джайнское влияние. Южноиндийский Тантризм настолько близок к атхарваническим формам Индуизма, что порой растворяется в нем». 

(Ефименко В. А. Шактизм и Тантра. // Древо Индуизма. М. 1999г. С. 64-95)

«За рубежом академическое изучение Тантризма началось примерно с 30-х годов XX в. и связывается оно с именем Джона Вудроффа. Именно он избавился от присущей востоковедам того времени «брезгливости» по отношению к Тантре и представил более или менее адекватное изложение индуистского тантрического учения, хотя порой и с излишней пристрастностью. С 60-х годов, в результате накопления обширного фактического материала и научных наработок, формируется отдельная относительно самостоятельная научная дисциплина, предметом которой становится Тантризм.
На Западе эта дисциплина получила название Tantric Studies, т.е. «тантрические исследования». Современный религиовед из Санкт-Петербурга С.В.Пахомов предложил термин «тантрология». Чем же обусловлена необходимость Тантрологии как отдельной религиоведческой дисциплины? Почему она не может быть лишь отраслью Индологии? Дело в том, что предметное поле Тантрологии выходит за рамки собственно Индологии. Она носит междисциплинарный характер. Тантрология должна изучать, наряду с индуистской (в ее шактистском, шиваитском и вишнуитском вариантах) и джаинской Тантрой, и буддийский Тантризм (Ваджраяна). Таким образом, она выходит в сферу Тибетологии. Кроме того, «наука о Тантризме» должна включать в свою предметную область еще и неоТантризм, что связывает ее с изучением новых религиозных движений и сектоведением. Таким образом, можно сказать, что Тантрология — это область религиоведческого знания, находящая на стыке Индологии, Тибетологии и сектоведения, предметом которой является индуистская, джаинская, буддийская Тантры, а также феномен неоТантризма.
Данная статья посвящена проблеме изучения индуистской Тантры как одного из направлений Тантрологии. Очерк развития Тантрологии за рубежом дан С.В.Пахомовым в его статье «Становление Тантрологии» (2004), где лишь кратко (в силу скудности тантрологических исследований в России) упомянуты отечественные штудии в этом направлении. За шесть лет ситуация несколько изменилась — появился ряд работ, которые сделали важный вклад в становление Тантрологии в России.
Прежде чем начать обзор отечественной литературы о Тантризме, обозначим, что мы понимаем под индуистской Тантрой. Под индуистским Тантризмом можно понимать комплекс культовых практик, ритуалов, мистицизма и тайных обрядов, которые основываются на определенных религиозно-философских положениях, в центре которых находится концепция Высшей Силы, т.е. Шакти, методом соединения с которой, среди всех прочих, является половое соитие, как на ментальном, так и на физическом уровнях.
Итак, поговорим об изучении Индуистской Тантры в России. В дореволюционный период подобных исследований не было. В советский период публикации, связанные с темой Тантризма, крайне скудны. Здесь можно разве что упомянуть работы А.М.Пятигорского. Он стал автором статьи «Тантризм» в философской энциклопедии, а также очерка по религиям в Индии, где затронул проблему Тантризма. Также можно упомянуть его статью, посвященную анализу тантрического культового поведения в контексте лингвистической психологии. В 1962г. Пятигорским была опубликована работа под заголовком «Материалы по истории индийской философии. Материализм Локайяты, индуистская система Шайва-Бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках». Чем примечательна данная работа. В ней излагается философские идеи школы читтаров из Тамилнада, основателем которой считается Тирумулар (VII в.). Это движение можно считать частью общеиндийского движения шиваитских сиддхов, которое можно охарактеризовать как тантрическое. К нему относится, в частности, школа Натхов.
В постсоветский этап развития Индологии и Религиоведения ситуация не столь плачевна, но публикации, посвященные интересующему нас предмету, немногочисленны. Здесь стоит упомянуть статьи Ефименко В.А. «Индуизм и Тантра» и «Шактизм и Тантра», в которых бегло рассматривается специфика тантрических ритуалов и представлений, распространение и направления Тантры, место последней в системе Индуизма и др. Достойной внимания является книга Исаевой Н.В., посвященная лингвистической философии, где наряду с ранней Ведантой (Бхартрихари, Гаудапада), рассматривается Кашмирский Шиваизм (Абхинавагупта). Здесь излагаются некоторые аспекты философского учения Кашмирского Шиваизма, в котором высшая творящая мир Речь (Вак) отождествляется с женским энергийным полюсом Абсолютного (Шакти). Кроме того, Исаева излагает эстетические взгляды Абхинавагупты и осуществляет компаративистский набросок, сравнивающий философские идеи ранней Веданты и Кашмирского Шиваизма с Неоплатонизмом и Исихазмом (учение о «нетварных энергиях»).
Известный востоковед Е.А.Торчинов рассматривает Индуистской Тантру (а также буддийскую) в контексте изучения психотехники и «трансперсонального» опыта в различных религиях. Также Тантризму уделяется внимание в работах по Индуизму в целом (работы М.Ф.Альбедиль, А.В.Пименова и др.). А.В.Пименов делает обзор основных аспектов Тантризма: основные идеи, культ Шивы и Шакти, основы психотехники (Кундалини-Йога), тантрические ритуалы и секты и др.
Следует упомянуть также словарные статьи, освещающие те или иные аспекты Тантризма, авторами которых стали А.Парибок, С.Пахомов, М.Альбедиль и др. Что касается диссертаций, то в 90-е годы была защищена одна кандидатская по исторической культурологии, где Тантризм анализируется в контексте культурной антропологии, как способ самореализации человека. Автором ее стал А.Е.Прохоров. Из неакадемической среды можно упомянуть переводчика с Санскрита Б.В.Мартынова, который в 1999г. опубликовал перевод Упанишад йогического и тантрического содержания. Перевод предварен достаточно объемной статьей («Йога в индийском мироустройстве, текстах и за их пределами»), посвященной истории и основам Йоги, в том числе и тантрической. В 2000-х годах положение заметно улучшилось. Прежде всего, это связано тантрологическими исследованиями уже упомянутого нами С.В.Пахомова. Он в 2001г. защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ под названием «Индуистская тантрическая философия» (научным руководителем стал известный востоковед Е.А.Торчинов). В данной работе автор попытался эксплицировать философскую проблематику в необъятном тантрическом учении. Это делает данную работу весьма актуальной, ведь даже за рубежом нет серьезных монографий, посвященных тантрической философии, которые бы систематизировали обширный материал. Это довольно успешно осуществил С.В.Пахомов, выделив в тантрической философии четыре раздела (теология, онтология, антропология, сотериология), в рамках которых изложил и проанализировал важные философские компоненты. Кроме того, в ряде научных публикаций С.В.Пахомовым рассмотрен весьма большой спектр философских аспектов Тантризма: понятие Высшей Реальности (апофатический, катафатический, апофатико-катафатический уровни, Высшее Сознание, теистическая трактовка), специфика тантрического понимания Майи и проблема истинного Я, понятие космической вибрации (спанда), проблема тождества в тантрической философии (Шивы и Шакти, абсолютного и множественного, божественного и словесного начал, микро- и макрокосма), тантрическая антропология, инициатическая стратификация существ (пашу, вира, дивья), традиционная герменевтика сакральных текстов. Также исследователь уделяет внимание тантрической литературе, анализируя понятие «тантры» как текста, проблему количества Тантр, их классификацию, специфику изложения материала в Тантрах, генезис текстов и их датировку, проблему герменевтики эзотерического текста и др. В иных статьях С.В.Пахомов решает проблему генезиса индуистского Тантризма и классификации тантрических школ, а также анализирует феномен мантры в тантрической практике.
Все вышеуказанное в основном касалось индуистской Тантры вообще, однако, С.В.Пахомов занимался и более предметными исследованиями, т.е. посвященными конкретным школам. Так, в 2008г. им была написана статья, излагающая и систематизирующая учение такой важной школы, как Каула (Кула), на основании «Куларнава-Тантры». Эта школа находится на стыке Шиваизма и Шактизма и «является одной из наиболее репрезентативных тантрических традиций». С.В.Пахомов также проявил себя в компаративистике, сравнив гносеологии Платона и школы Пратьябхиджня. Кроме традиционной Тантры, петербургский религиовед уделил свое внимание нео-Тантризму в России. Он касался проблемы происхождения этого феномена, подчеркивая важную роль в этом нео-гуру Раджниша (Ошо). Появлению же нео-Тантризма в России способствовал ученик последнего некий Свами Нострадамус Вирато. С.В.Пахомов указывает специфические черты нео-Тантры (отсутствие бхакти, прежде всего в форме гуру-бхакти, отсутствие культа индуистских божеств, отсутствие традиционной духовной передачи, незнание классических тантрических текстов, эклектизм, экзотеризм, подмена традиционного понятия мокши и др.).
Среди других современных исследователей Тантризма упомянем А.А.Игнатьева (Калининград) и О.Н.Ерченкова (Ижевск). Они в основном занимаются переводческой деятельностью. Любопытно отметить, что оба они являются практикующими тантристами, посвященными в одну из традиционных сампрадай («духовная традиция»). А.А.Игнатьев занимается исследованием Шактизма и средневековых шактистских Пуран, поэтому его исследования нельзя назвать строго тантрологическими, ведь Шактизм является полиморфным феноменом — существует народный Шактизм, в котором нет ничего собственно тантричного, и есть элитарный, эзотерический Шактизм, который можно назвать тантрическим. Таким образом, работы А.А.Игнатьева лишь отчасти (хоть и значительно) полезны для Тантрологии. Можно обратить внимание на его статью «Генезис и эволюция Шактизма», где анализируются истоки Шактизма, которые обнаруживаются автором как в доарийской Индии, так и в Ведах. Автором выделяется несколько этапов становления Шактизма, в рамках которых выделяется и тантрический период: 1. эпоха дисперсного Шактизма (600г. до н.э. — 300г. н.э.); 2. эпоха кристаллизации Шактизма (300-700гг.); 3. эпоха зрелого Шактизма (с 700г.): а) тантрический период (700-1100гг.). В этот период появляются шактистские Тантры; б) пуранический период (1100-1400гг.). Здесь фиксируются основные шактистские Пураны; б) беллетристический период (1400-1700гг.); в) комментаторско-лирический период (с 1700г.).
Что касается штудий О.Н.Ерченкова, то он, кроме переводческой деятельности, занимается изучением философии Кашмирского Шиваизма. Упомянем лишь несколько публикаций. В одной описывается символика Абсолютного Сознания. Здесь автор предлагает оригинальную классификацию сакральных символов в Кашмирском Шиваизме: 1. символы микро- и макрокосма (36 таттв, 118 миров, световая и фонематическая манифестация Абсолюта); 2. символы познания и субъект-объектных отношений (например, триада солнце, луна, огонь как символы, соответственно, субъекта познания, объекта познания и самого процесса познания и др.); 3. символы специального кодового языка; 4. символы методов реализации высшего «Я» и инициации (четыре метода (анопайя, шамбховопайя, шактопайя, анавопайя), каждому из которых соответствуют свои символы и др.); 5. символы Света (пракаша и вимарша как две фазы Абсолютного Сознания и др.); 6. инструментальные и иконографические символы (мандалы, янтры и др.).
В другой публикации О.Н.Ерченков анализирует символический язык и мистическую гносеологию «Каула-Упанишады», принадлежащей традиции Кула. По словам О.Н.Ерченкова, в парадоксальном, порой кощунственном и шокирующем, языке «проявляется мистический антиномизм Тантры, в своем тотальном отрицании проявляющий не менее тотальное утверждение». Высшее знание (джняна), согласно «Каула-Упанишаде», есть «особая неконцептуализированная онто-гносеологическая категория, раскрывающая комплексное восприятие реальности, выраженное в мистическом (инициатическом) символе», который мыcлится как «важный инструмент, связывающий субъект и объект мистического постижения»; в нем «умаляется Абсолютное, и в нем же относительное прорастает к Абсолютному».
Имеется еще одна группа авторов — «тантристов», которых нельзя отнести к академической науке, по крайней мере, из-за их чрезмерной пристрастности к излагаемому предмету. Можно упомянуть четверых: С.В.Лобанов (Шрипада Садашивачарья) — Москва; С.С.Федоров (Арджуна Тарадаса) — Тверь; А.П.Ольшевский — Санкт-Петербург; С.А.Горохов (Сундарадевананда Грихавадхута) — Москва. Работы трех первых авторов (аналогично можно сказать и о С.А.Горохове), по словам С.В.Пахомова, «во многом выглядят весьма глубокими», но «им не всегда хватает той необходимой дистанции от предмета исследований, которая и формирует объективную, подлинную науку». Большая заслуга С.В.Лобанова и С.С.Федорова в том, что ими опубликован ряд переводов тантрических текстов.
Исходя из этого беглого обзора тантрологической литературы, можно заключить, что изучение индуистского Тантризма в отечественном Религиоведении находится еще в зачаточном состоянии, ведь еще нет ни одной опубликованной монографии, посвященной этому предмету. Мы имеем дело лишь со статьями, либо разделами в монографиях, исследующих более широкую, общеиндуистскую проблематику. В этом отношении наблюдается значительное отставание от индийского и западного Религиоведения. С другой стороны, можно сказать, что и в зарубежной Тантрологии имеется много «белых пятен», что не может не вдохновить отечественного ученого». 

(Семён Жаринов. Тантрология: Наука о Тантризме в России.
06.2012г. Философский портал «Арктогея». Сайт www.arcto.ru.)

* * *