Статья 3.5.9. Тайны мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».

продолжение

6. ПЕРЕВОД, ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ МАНТРЫ «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».

Многие специалисты считают, что в мантре «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» присутствует одно сложное слово «манипадме», а не два простых «мани» и «падме». Такая путаница связана с особенностями написания мантры на Санскрите и в тибетской версии. Более того, средняя часть мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» часто интерпретируется как «драгоценный камень в лотосе» (от санскр. «драгоценность», «жемчужина» + локатив (местный или 2-й предложный падеж) «в лотосе»), но согласно утверждению Дональда Лопеса, гораздо более вероятно, что на самом деле в данной формуле используется вокатив (звательный падеж, используемый при обращении), т.е. обращение к бодхисаттве, именуемому «Драгоценность-Лотос» (альтернативный эпитет бодхисаттвы Авалокитешвары). Согласно Д.Лопесу, в данном случае вокатив следовало бы отнести к Женскому Образу, поскольку предшествующий Ему слог и последующий слог — оба являются междометиями без лингвистического смысла (языкового значения).

«Есть мнение, что в русском языке можно выделить несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе. Это:
— Звательный (вокатив, он существует и в других славянских языках)
его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918г. Также старый звательный падеж (в отличие от нового, приведённого в качестве примера) сохранился в словах «Боже», «Господи», «старче», «отче» и других. Третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т.п. Однако, как минимум некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку в современном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнего звательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения, между тем, членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.
— Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный). В этом падеже ставится существительное, означающее целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).
— Местный (локатив, или второй предложный) падеж, в котором ставится существительное, означающее место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).
— Исходный (аблатив) падеж, в котором ставится существительное, означающее место начала движения, например: «вышел и?з лесу» (отличается от местного падежа ударением).
Кроме этих падежей специалисты (например, В.А.Успенский, А.А.Зализняк) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа».

(Падежи. Сайт www.ru.wikipedia.org.)

Означает ли это, что в мантре «Ом Мани Падме Хум» обращение нашего сознания направлено к андрогинному образу Авалокитешвары, образу, который соответствует индуистскому Ардханаришваре (букв. «двуединый (двуполый) Господь», где «ардха/артха» — санскр. цель, выгода, польза, богатство, благополучие, смысл, объект, предмет, вещь и др.), эзотерически означающему неполяризованную форму Божественной Энергии, — символу гармоничного союза, единства, слияния (самарасья) Шивы и Шакти. Как известно, Лотос (Падма) является символом андрогинности — единой двойственности, не-двойственности, образованной слиянием, единством двух принципов — мужского и женского. Мани является символом жемчужины, драгоценности, сокровища, исключительности, бесценности.
Таким образом, возможно, формула (дхарани) «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», как и образ Авалокитешвары, как и образ Ардханаришвары, выражает объединенную форму (сварупа), исконную природу (свадхарма) и исконное состояние (свабхава) Макрокосма и Микрокосма. Поскольку эти образы символизируют единство Пуруши и Пракрити, Шивы и Шакти, мужской и женской энергий, мужчины и женщины, их сознания. Шива статичен, Шакти динамична и созидательна. Он един, она проявляет себя во множестве. Но оба они одно. Шива не может существовать без Шакти, но и Великая Богиня, Великая Мать так же не может существовать без Шивы. Шива и Шакти являются одним целым Единым Верховным Господом. Мир может существовать только благодаря соединению этих двух сил, которые дополняют друг друга. Бог находится за пределами концепции пола. Бог может быть мужчиной, женщиной, либо вообще не иметь пола. Этот философский принцип мы можем видеть в образах Ардханаришвары и Авалокитешвары. Как утверждает Е.П.Блаватская, «кто в действительности есть Падмапани [Авалокитешвара ]? Каждый из нас должен узнать его сам, когда будет к этому готов. Каждый из нас внутри себя имеет «Драгоценность в Лотосе», назовите его Падмапани, Кришной, Буддой, Христом или каким-либо другим именем, какое мы можем дать нашему Божественному Я.
Тому учащемуся, который захотел бы изучить Эзотерические Науки с их двойной целью: (а) доказать, что Человек тождественен в духовной и физической сущности как с Абсолютным Принципом, так и с Богом в Природе; и (б) наглядно показать присутствие в нем тех же самых потенциальных сил, какие существуют в творческих энергиях Природы, — тому совершенное знание соответствий между Цветами, Звуками и Числами является первой необходимостью. Как уже было сказано, священная формула дальнего Востока «Ом Мани Падме Хум» является формулой, лучше всего рассчитанной на то, чтобы сделать эти соответственные качества и функции ясными для учащегося.
В аллегории Падмапани, Драгоценности (или Духовное Эго) в Лотосе, или символе андрогинного человека, выделяются числа 3, 4, 7, 10, как синтезирующие Единицу, Человека, как я уже сказала. Именно на совершенном знании и постижении значения и могущества этих чисел в их различных и многообразных комбинациях и в их взаимосоответствиях со звуками или словами, и цветами или скоростью движения (представленной в физической науке вибрациями), зависит продвижение изучающего Оккультизм» (см. (Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.3. Сайт www.agni-yoga.net; Е.П.Блаватская. «Ом Мани Падме Хум». Сайт www.ru.teopedia.org.).

«Глава Четвертая. Боги и аватары. Индия между II в. до н.э. и началом н.э. Идея космической сексуальности символизируется знаком «йони-лингама» и, вероятно, нашла отражение в священной формуле индусов: «Ом Мани Падме Хум» (Пуссен указывает на то, что «мани» и «падма» первоначально означали женские и мужские гениталии и соединение их символизировало космическую сексуальность. J.Наstings. (ed.) Encyclopedia of Religion and Ethic. v. XII р. 196)».

(А.Мень. История религии. Т. 6. М. Слово. 1992г.)

«Авалокитешвара. <…>. Символика основной мантры детально проанализирована Н.Л.Жуковской, которая пишет о том, что Мани — буквально «драгоценность» — соответствует ваджре и оба являются символами мужского начала Вселенной; Падма — «лотос» — символ женского начала; слоги ОМ и ХУМ — обычный зачин и концовка мантр. Таким образом, эта мантра воплощает в себе основную тантрическую идею единения двух начал Вселенной. Ее поздние переводы (например, «ОМ, ты сокровище, сидящее на лотосе») только затушевывают изначальный смысл. Заметим, кстати, что мантры обычно вообще не переводятся, воздействуя магическим звучанием, а не смыслом».

(Баркова А.Л. Буддийская живопись в собрании МЦР. Сайт www.sky-jerusalem.ru.)

Таким образом, «МаниПадма» — это, возможно, просто символ, архетип, означающий «недвойственность», заключенный между двумя мистическими слогами «ОМ» и «ХУМ». Эта мантра помогает человеку получить метод и путь, настрой и доступ к тому состоянию, которое обозначается такими понятиями как «Просветление» и «Реализация», «Спасение» и «Освобождение», т.е. «Нирвана».

«При переживании ОМ человек открывается, выходит из своей скорлупы, освобождается, ломая тесные рамки эгоизма и установленные им же самим ограничения, он становится единым со Всем, с Бесконечностью. Если бы он остался в этом состоянии — это был бы конец его существования как индивидуальности, как живущего, думающего и переживающего существа. Он достиг бы полного исчезновения внешней эгоистической структуры сознания, совершенного спокойствия и полной неподвижности, пассивности, подавления эмоциональности, достиг бы нечувствительности в восприятии всего дифференцированного и индивидуального не только внутри себя, но и вне, т.е. в восприятии всех живых страдающих существ.
ОМ — это подъем к универсальности, ХУМ — это нисхождение состояния универсальности в глубины человеческого сердца. ХУМ не может существовать без ОМ, но ХУМ больше, чем ОМ: это Срединный Путь, который не теряется ни в конечном, ни в бесконечном и не приводит ни к одной из крайностей.
Поэтому сказано: «В темноте пребывают те, кто служит только миру, но в еще большей темноте те, кто поклоняется только бесконечности. Принимающий и то и другое, спасается от смерти знанием первого и достигает бессмертия знанием другого» («Иша-Упанишада»).
ОМ в своем динамическом аспекте проходит через индивидуальное и сверхиндивидуальное сознание, переходит в «абсолютное», свободу от эгоизма, от иллюзии своего «я». Жить в абсолютном так же невозможно для живого существа, как и плавать в вакууме, так как сознание и жизнь возможны только там, где есть относительное. Переживание ОМ изменяется и созревает при переживании ХУМ. ОМ можно сравнить с солнцем, а ХУМ с почвой, куда должны упасть солнечные лучи, чтобы пробудить дремлющую жизнь.
ОМ — это бесконечное, а ХУМ — это бесконечное в конечном, вечное во времени, вневременное в преходящем, безусловное в обусловленном, бесформенное как основа всех форм, трансцендентальное в преходящем — таким образом осуществляется Мудрость Великого Зеркала, отражающая как Шуньяту, так и объекты, и открывающая как «пустоту» в вещах, так и вещи в «пустоте».
«Видеть вещи частичными, несовершенными элементами — это низшее аналитическое знание. Абсолют повсюду: его можно увидеть и найти везде. Каждое конечное есть бесконечное и: должно познаваться и ощущаться в своей внутренней бесконечности, а также и в своей внешней конечной проявленности. Но чтобы таким образом понимать мир, воспринимать и переживать его, недостаточно иметь только интеллектуальное понимание или воображение того, что он именно таков: необходимо некоторого рода божественное видение, особое чувство, экстаз, переживание единения самого себя с объектами своего сознания. При таком переживании… каждая вещь, заключенная в Едином, становится для нас нашей собственной» (Шри Ауробиндо).
Такое «божественное» видение возможно только благодаря реализации универсальности нашего высшего сознания. Поэтому мы должны пройти через переживание ОМ для того, чтобы достичь умиротворяющей глубины переживания ХУМ и понять ее. Вот почему ОМ стоит в начале, а ХУМ в конце мантр. В ОМ мы открываем себя, а в ХУМ мы отдаем себя. ОМ — врата к знанию, ХУМ — звук жертвоприношения. Санскритский слог «ху» означает «жертвовать», осуществлять акт подношения. А священной жертвой, согласно Будде, является: пожертвование собственного «я». <…>.
Существует не только логика умозаключения, исторического и филологического анализа, абстрактных концепций и ценностей, но и в равной мере оправданная и гораздо более глубокая логика врастания в область религиозного опыта. Как сказал Отто Штраус в своей классической работе по индийской философии: «Прежде всего, мы не должны забывать, что духовную практику никогда не понять правильно только читая книги. Опыт должен добываться только через переживание или, по крайней мере, необходимо понять психологически то, что Европа лишь недавно начала исследовать».
В тибетской мысли, использующей чисто внешние средства для определения соотношений между шестью слогами мантры и шестью областями существования нет ни внешнего, ни поверхностного, но есть внутренняя природа Авалокитешвары, которая позволяет доводить каждое слово до такой глубокой интерпретации. Другими словами, весь смысл дает мантре содержание опыта, а не генетическое или филологическое значение слова. Просто историческая или филологическая интерпретация мантры действительно является самым поверхностным и бессмысленным путем ее рассмотрения, так как подобная позиция принимает скорлупу за содержимое яйца и тень за сущность. Так как слова — не мертвые вещи, то мы не можем передать их друг другу, подобно монетам, запереть их в сейф или закопать в землю и взять оттуда снова неизмененными, даже через столетия, когда захотим. Нет, они скорее похожи на символы или иероглифы постоянно растущего и расширяющегося сознания из сферы опыта. Они — то, что мы делаем из них, и что вносим, вкладываем в них, сознательно или бессознательно. Как Авалокитешвара снизошел в мир, и как каждый луч его милосердия подобен руке помощи, протянутой тем, кому она необходима, так и каждый слог его мантры наполнен силой и благостью его любви. Поэтому совершенно естественно, что шесть священных слогов представлены в сопоставлении с шестью областями, в которых они должны устранить страдание, освобождая существа от иллюзий и привязанностей. <…>.
Таким образом, ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ является благовестом освобождения для всех существ, символом Пути, ведущего к конечному Спасению. <…>. И подобное мы читаем в «Шурангама-Сутре»: «Как сладок таинственный и запредельный звук Авалокитешвары! Это изначальный звук вселенной. Он слышится внутри приглушенного гула морского прилива. Его таинственный звук приносит освобождение всем чувствующим существам, взывающим в своем горе о помощи, приносит чувство постоянства искренне ищущим достижения покоя Нирваны».

(Мантра «Ом Мани Падме Хум». 29.09.2009г.
Сайт www.magic-wave.livejournal.com.)

 

6.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Буддийские легенды связывают появление мантры «Ом Мани Падме Хум» с проповедями самого Будды (VI-V вв. до н.э.). Довольно часто в литературе ее пишут в виде 4-х слогов и даже переводят «Ом, ты сокровище на лотосе», что якобы вполне соответствует реальному значению на языке Санскрит входящих в нее слов: мани — драгоценность, жемчужина; падма — цветок лотоса. Часто эту мантру адресуют какому-либо божеству. Но истинный перевод этой мантры содержит ссылку на неразрывный союз между Человеком и его Высшим Я, и эзотерически означает «О МОЙ БОГ ВНУТРИ МЕНЯ». «Ибо Лотос есть символ Космоса, как абсолютного всего, а Драгоценность есть Духовный Человек или Бог». (Е.П.Блаватская)».

(Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь.
/ Н.Л.Жуковская, В.И.Корнев. М. Республика. 1992г.)

«Ом мани падме хум — одна из самых известных мантр в Буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского Буддизма, шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.
Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков, составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». В частности, Далай-Лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Второе слово (мани — «драгоценность») соотносится с бодхичитта — стремлением к Пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (падме — «цветок лотоса») соотносится с мудростью. Четвёртое слово (хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.
У данной мантры имеется собственное название, а именно «Шестислоговая», которое традиционно объясняется способностью шести слогов мантры спасать живых существ от рождения в шести юдолях сансары (адских миров, мира голодных духов, мира животных, мира людей, мира полубогов, мира богов), при этом каждый слог символизирует определенный мир. Практика чтения «Шестислоговой» с целью освобождения живых существ отражена, в частности, в тибетской практике начитки дхарани «Практика небесной активности Авалокитешвары». Другим, гораздо более распространённым просторечным обозначением этой мантры, является «мани», под каковым именем она широко известна и используется тибетскими и монгольскими буддистами».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

 

6.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

««ОМ МАНИ ПАДМА ХУМ» — основная мантра Буддизма. Если декодировать ее или перевести на понятный нам язык, то увидим нечто необычное. ОМ — универсальный звук Вселенной, начало начал, то, откуда все произошло, символ вселенской гармонии. МАНИ — это алмаз, бриллиант, ваджра или Лингам. ПАДМА — это лотос, символ Йони, женский принцип. Вот и получим Тантру чистой воды. Одна из книг по Тантре, изданная в США, так и называется «Бриллиант в Лотосе». Впервые это практическое руководство по Крийя-Йоге и «левой» Тантре вышло в 1987г. За десять лет книга выдержала четыре издания».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г. 232 стр.)

«Существует знаменитая мантра «Ом Мани Падме Хум» — «Ом! Драгоценнолотосовый! Хум!» (имеется в виду великий сострадательный бодхисаттва Авалокитешвара, которому посвящена эта мантра). Следует обратить внимание на то, что слова Ом (Аум) и Хум оставлены без перевода. Эта священная непереводимость уже непосредственно роднит их с тантрическими мантрами. Звукосочетания, образующие эти мантры, такие как Хум, Ах, Хри и тому подобные, не имеют никакого словарного смысла. Они рассчитаны на непосредственное воздействие самого их звучания, самих звуковых колебаний и модуляций голоса при их произнесении на сознание и психофизические параметры повторяющего их йогина. Произнесение мантр подразумевает также созерцательное сосредоточение и понимание внутреннего смысла мантры и ее воздействия».

(Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного.
Психотехника и трансперсональные состояния.
СПб. Петеpбypгское Востоковедение. 1998г. 384 стр.)

««ОМ» — говорит арийский Адепт, сын Пятой Расы, который этим слогом начинает и заканчивает свое приветствие человеческому существу, свое заклинание или обращение к не-человеческим ПРИСУТСТВИЯМ. «ОМ-МАНИ» — шепчет туранский Адепт, потомок Четвертой Расы; и после небольшой паузы добавляет: «ПАДМЕ-ХУМ». Это знаменитое заклинание (invocation) весьма неправильно переведено востоковедами как «О, Драгоценность в Лотосе». Ибо, хотя и буквально «ОМ» есть слог, относящийся к Божеству, ПАДМЕ означает «в Лотосе», и МАНИ есть любой драгоценный камень, — все же ни сами слова, ни их символическое значение таким образом в самом деле не переданы правильно. В этой наиболее священной изо всех восточных формул, не только каждый слог обладает сокровенным могуществом, производящим определенный результат, но и все это заклинание в целом имеет семь различных значений и может производить семь различных результатов, каждый из которых может отличаться от других. Эти семеро значений и семеро результатов зависят от интонации, какая придается всей формуле и каждому из ее слогов; и даже числовая величина букв добавляется или уменьшается в соответствии с тем или другим ритмом, которым в данном случае пользуются. Пусть помнит изучающий, что число лежит в основании формы, и число направляет звук. <…>.
Так мистическая фраза, «Ом Мани Падме Хум», при правильном ее понимании, вместо того, чтобы быть составленной из почти бессмысленных слов «О, Драгоценность в Лотосе», содержит ссылку на этот неразрывный союз между Человеком и Вселенной, выражающийся в семи различных видах и обладающий способностью семи различных применений к стольким же планам мысли и действия.
В каком бы аспекте мы ни рассматривали ее, она означает: «Я есмь то, что Я есмь»; «Я в тебе, и ты во мне». В этом соединении и тесном союзе добрый и чистый человек становится Богом. Сознательно или бессознательно он вызовет или неумышленно послужит причиной неизбежных результатов. В первом случае, если он является Посвященным (конечно, здесь подразумевается только Адепт Пути Правой Руки), то может направлять благодетельный или защитный ток и таким образом приносить пользу и защищать отдельные личности и даже целые народы. Во втором случае, хотя и совсем не сознавая, что он делает, добрый человек становится щитом для всех, с кем бы он ни находился.
Таков факт; но его «как» и «почему» требуют объяснения, а оно может быть дано только тогда, когда действительное присутствие и могущество чисел в звуках и, следовательно, в словах и буквах станет ясным. Формула «Ом Мани Падме Хум» была выбрана в качестве иллюстрации вследствие ее почти беспредельного могущества в устах Адепта и ее потенциальности при произношении любым человеком. Будьте осторожны, вы все, которые это читаете: не произносите этих слов попусту или когда вы в гневе, чтобы вы сами не стали первой жертвой или, что еще хуже, не подвергли опасности тех, кого вы любите.
Профан-востоковед, который всю жизнь схватывает только внешнюю сторону, с оттенком высокомерия и, хохоча над суевериями, скажет вам, что в Тибете эта формула считается наиболее могущественным шестисложным заклинанием, и сказано, что она была дана народам Центральной Азии Падмапани, тибетским Ченрези.
Но кто в действительности есть Падмапани? Каждый из нас должен узнать его сам, когда будет к этому готов. Каждый из нас внутри себя имеет «Драгоценность в Лотосе», назовите его Падмапани, Кришной, Буддой, Христом или каким-либо другим именем, какое мы можем дать нашему божественному Я. <…>.
Тому учащемуся, который захотел бы изучить Эзотерические Науки с их двойной целью: (а) доказать, что Человек тождественен в духовной и физической сущности как с Абсолютным Принципом, так и с Богом в Природе; и (б) наглядно показать присутствие в нем тех же самых потенциальных сил, какие существуют в творческих энергиях Природы, — тому совершенное знание соответствий между Цветами, Звуками и Числами является первой необходимостью. Как уже было сказано, священная формула дальнего Востока «Ом Мани Падме Хум» является формулой, лучше всего рассчитанной на то, чтобы сделать эти соответственные качества и функции ясными для учащегося.
В аллегории Падмапани, Драгоценности (или Духовное Эго) в Лотосе, или символе андрогинного человека, выделяются числа 3, 4, 7, 10, как синтезирующие Единицу, Человека, как я уже сказала. Именно на совершенном знании и постижении значения и могущества этих чисел в их различных и многообразных комбинациях и в их взаимосоответствиях со звуками или словами, и цветами или скоростью движения (представленной в физической науке вибрациями), зависит продвижение изучающего Оккультизм. Поэтому мы должны начать с первого, первоначального слова, ОМ или АУМ; ОМ — это «маскировка». Фраза «Ом Мани Падме Хум» не есть шестисложная, а семисложная фраза, так как первый слог при правильном его произношении — двойной и тройной в своей сущности, А-УМ. Он представляет собой навсегда сокрытую первичную триединую дифференциацию, не от, но в ЕДИНОМ Абсолюте, и поэтому символизируется числом 4, или Тетрактисом, в метафизическом мире. Это — луч-Единица, или Атман. Это Атман, высочайший Дух в человеке, которого в соединении с Буддхи и Манасом называют верхней Триадой или Троицей. Эта Триада вместе со своими четырьмя низшими человеческими принципами, кроме того, окутана аурической атмосферой, подобно желтку яйца (будущему эмбриону), окутанному белком и скорлупой. Для восприятий высших Существ с других сфер, это превращает каждую индивидуальность в овальную сферу с большим или меньшим сиянием. <…>.
Слово АУМ или ОМ, которое соответствует верхнему Треугольнику, если оно произносится очень святым и чистым человеком, вызовет к действию или разбудит не только менее возвышенные Силы, пребывающие в планетарных пространствах и элементах, но даже его Высшее Я, или «Отца», внутри его. Будучи правильно произнесено средне-хорошим человеком, оно поможет ему нравственно усилиться, особенно, если он между «АУМмами» сосредоточенно медитирует об АУМе внутри себя, сосредоточив все свое внимание на неизреченном величии. Но горе тому человеку, который произносит его после совершения какого-либо греха с далеко идущими последствиями: он этим только привлечет в свою нечистую фотосферу невидимые Присутствия и Силы, которые иначе не могли бы прорваться через Божественную Оболочку. <…>.
Для востоковедов и непосвященных масс фраза «Ом Мани Падме Хум» означает просто «О, драгоценность в Лотосе». Эзотерически она означает «О, мой Бог внутри меня». Да, в каждом человеческом существе есть Бог, ибо человек был и снова станет Богом. Эта фраза указывает на нерасторжимый союз между Человеком и Вселенной. Ибо Лотос есть всемирный символ Космоса, как абсолютного всего, а Драгоценность есть Духовный Человек, или Бог. <…>.
Невежество ведет материалистическую Науку к отрицанию внутреннего человека и его Божественных сил; знание и личный опыт — вот что позволяет оккультисту подтверждать, что такие силы настолько же естественны для человека, насколько плавание для рыбы. Она подобна лапландцу со всею искренностью отрицающему, что слабо натянутая на звучащую деку скрипки струна может издавать воспринимаемые звуки или мелодию. Наши принципы, истинно, представляют собою Семиструнную Лиру Аполлона. В этом нашем веке, когда забвение покрыло Древнее Знание, человеческие способности не лучше слабо натянутых струн скрипки лапландца. Но оккультист, который знает, как подтянуть их и настроить свою скрипку в созвучии с вибрациями цвета и звука, извлечет из них божественную гармонию. Комбинирование этих сил и приведение Микрокосма в созвучие с Макрокосмом даст геометрический эквивалент заклинания «Ом Мани Падме Хум». Вот почему в Школе Пифагора обязательным было предварительное знание музыки и геометрии».

(Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.3. Сайт www.agni-yoga.net.)
(Е.П.Блаватская. «Ом Мани Падме Хум». Сайт www.ru.teopedia.org.)

 

6.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

««ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — одна из самых известных и значимых мантр. Камни, на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири. Шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары имеет глубокий сакральный смысл. Её называют «Квинтэссенция счастья, благополучия, знания и великий путь освобождения» («Сказ о Мани»). Часто переводят с Санскрита дословно как «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», однако в буквальном переводе редко интерпретируется. В целом мантра подразумевает соединение мудрости и сострадания».

(Мантра «Ом Мани Падме Хум». Сайт www.oum.ru.)

««ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — мантра для пробуждения глубокого сострадания ко всему живому. Популярная восточная мантра и применяется для благоговения и пробуждения глубокого чувства сострадания ко всему живому. Эта мантра сострадательному Будде. Это очень мощная мантра: говорят, что любой, пропевший эту мантру миллион раз (на что может уйти целый год), получит в дар ясновидение. Многие распевают эту мантру для вызова благословения сострадательного Будды. Также мантра хорошо очищает.
Одна из самых популярных и значимых в Буддизме мантр. В переводе с Санскрита она означает «О! Сокровище в лотосе!». Легенды приписывают эту мантру Бодхисаттве Авалокитешваре, он называл ее «сутью всякого счастья, процветания и знания, великим средством освобождения». Считается, что слог «ОМ» закрывает врата рождения в мире богов, «МА» — в мире ревнивых богов, «НИ» — в человеческом мире, «ПАД» — в мире животных, «МЕ» — в мире голодных духов, «ХУМ» — в аду. Каждому из слогов соответствует цвет определенного мира: «ОМ» — белый, «МА» — красный, «НИ» — синий, «ПАД» — зеленый, «МЕ» — желтый, «ХУМ» — дымчатый [в других списках приводятся другие цвета: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный]».

(Мантры с переводами. Перевод основных мантр с объяснениями. Сайт www.way-s.ru.)

««Ом Мани Падме Хум» — вероятно, одна из самых известных мантр в Буддизме Махаяны (особенно характерная для Ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. <…>. Традиционно данная мантра широко и часто цитируется тибетскими буддистами, так как, по их мнению, помогает пробудить природу Будды, которая, согласно «Уттара-Тантре», содержится во всех созданиях. «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце». <…>. Шесть слогов мантры превращают шесть мешающих чувств в мудрость (привязанность и жадность имеют здесь одну и ту же первоприроду):
— Ом — преобразует гордыню и самомнение;
— Ма — ревность и зависть;
— Ни — привязанность и эгоистические желания;
— Пад — неведение и запутанность;
— Ме — жадность и алчность;
— Хум — ненависть и злость.
ОМ удаляет гордость, МА удаляет ревность, НИ удаляет привязанность, ПАД рассеивает неведение, МЕ растворяет жадность, ХУМ — трансформирует злость».

(Значение мантры «Ом Мани Падме Хум». Сайт www.om-planet.com.)

««ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — изначально русская мантра для Духовного Восхождения Души по Золотому Пути. И звучит она по-славянски так: «О МЯНЕ ПЭДЭМЭ ХУМ», что в переводе означает «УМОМ ПОДНИМАЮСЬ, РАЗУМОМ ВОЗВЫШАЮСЬ». Умом можно только подняться, а разумом можно сразу возвыситься, и чтобы это не забывать, у наших Предков и была эта мантра. <…>.
Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — это очень древняя магическая мантра, которая произносится тибетскими мистиками и монахами на чётках. В мистическом звуке «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» заключены вибрации Вселенной. «ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ» — это звук освобождения от оков заблуждений и суеты. Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом. <…>.
Существует также много и смыслов у этой мантры. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ — Абсолют, находящийся за пределами всего непроявленного. МАНИ — драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ — лотос, ХУМ — сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце».

(Ведана. Мантры. Преобразующая сила мантр. 01.09.2010г. Сайт prekrasana.ru.)

«Мантры являются самым мощным и эффективным инструментом на пути самосовершенствования, улучшения и познания мира через собственную сущность. Если говорить официальным физико-математическим языком, то механизм действия мантр запускается при совершении человеком звуковых вибраций, способствующих упорядочиванию энергетических потоков. Если выражаться проще, то при помощи практики мантр, представляющих определенный набор звуковых сочетаний можно привлекать в свою жизнь энергию Вселенной, улучшать ее с помощью необходимой энергии.
Каждая мантра имеет собственное значение, от которого и зависит получаемый результат. Мантры для успеха и богатства приносят человеку долгожданную финансовую независимость, мантры для защиты помогают избавиться от неприятных людей и преодолеть препятствия на жизненном пути.
Древняя мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» очень популярна на Тибете. Она считается мантрой Бодхисаттвы, покровителя Тибета, а ее появление связывают с проповедями Будды. Данная мантра состоит из шести слогов, которые в переводе с Санскрита означают: «Жемчужина, лежащая в сердце лотоса». Однако не все мантры можно перевести буквально так, чтобы перевод имел конкретный понятный обыкновенному человеку смысл.
Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» считается самой могущественной и помогает человеку обрести внутренний покой, счастье и умиротворение, освободиться от заблуждений и разбудить в своем сердце Будду».

(Мантра «Ом Мани Падме Хум». Сайт www.privorogi.ru.)

«С этой мантрой следует работать тем, кто хочет укрепить свое физическое здоровье, улучшить логическое мышление и работу внутренних органов. Мантра «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ» насыщает праной третью чакру — Манипуру. В Манипуре разгорается желудочный огонь, который согревает организм и вызывает аппетит. Поэтому мантру нужно применять с осторожностью. Для работы с высшими чакрами эта мантра не подходит. Мантра «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ» очень распространена на Тибете среди местных жителей, потому что там очень холодно зимой. А эта мантра вызывает внутренний огонь и разогревает тело.
«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — одна из самых популярных и значимых в Буддизме мантр, практикуемая не только в Индии, но и в Тибете, и в других странах Юго-восточной Азии. В переводе с Санскрита она означает «О! Сокровище в лотосе! Одна из легенд приписывает эту шестисложную мантру бодхисаттве Авалокитешваре, называя ее «сутью всякого счастья, процветания и знания, великим средством, освобождения». Другая легенда связывает эту мантру с китайской богиней милосердия Кван Инь, покровительницей и целительницей детей. Богиня Кван Инь может нейтрализовать любое насилие, направленное на человека, ее энергия обладает защитными свойствами. Через мантру «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ» вы выходите на контакт с богиней милосердия и обретаете неуязвимость и защиту.
Рассмотрим силу и значение всех шести слогов. ОМ — это синтез жизни и звука, сигнал личности, связывающий ваше энергетическое поле с полем богини Кван Инь. МАНИ — это любовь, драгоценный камень, божественная энергия, устраняющая дисбаланс в ауре. ПАДМЕ — импульсирует духовное раскрытие и устремление, позволяет более глубоко понять окружающий мир и установить с ним резонансную связь. ХУМ — это возможность усилить энергетический потенциал поля за счет светлых потоков Творца и осознать себя как его творение».

(Тибетская мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Энциклопедия тайных
методик. Х-архив сакральных знаний. 27.03.2012г. Сайт www.omkling.com.)

«Мантры бывают разные. Есть мантры, которые состоят из одного единственного звука, такие как: О, А, И и М, а есть мантры, которые состоят из сочетания звуков и\или сочетания слов. Мантры, состоящие из сочетания звуков и\или сочетания слов называются биджами. Биджи похожи на формулы. Например, всем известна формула Е=МС2. И когда мы ее видим, мы понимаем значение каждого из символов: Е — это энергия, М — это масса, С — это скорость света. Биджа — это формула, в которой каждый звук тоже что-то значит, и сочетание звуков несет свое значение. И если не знать значения каждого из звуков мантры — ее бесполезно петь. <…>.
И если мы посмотрим на мантру «Ом Мани Падме Хум» именно через призму понимания бидж, то уже в первых двух словах-биджах у нас выстроится последовательность гласных: О, А, И.
О — нас центрирует в харе и коннектит нас с нашей просветленной природой.
А — открывает наше сердце и способствует самореализации.
И — раскрывает третий глаз и духовное зрение.
Поэтому биджа-сочетание (по аналогии со словосочетанием) «Ом Мани» направляет поток нашей просветленной природы реализоваться через раскрытие духовного зрения. А целиком вся мантра «Ом Мани Падме Хум» призвана вообще всю жизненную силу сосредоточить именно на просветлении. И с этой целью мантра извлекает нашу энергию из всех секторов нашей жизни, таких как отношения, семья, работа, творчество…, чтобы эту энергию вложить только в просветление.
И получается, что мантра «Ом Мани Падме Хум» эффективна только в случаях, когда нам надо отстраниться от внешней реальности, чтобы погрузиться в свою внутреннюю реальность — в свое просветление. И уж тем более ее нельзя применять ни для денежного благополучия, ни для отношений, ни для семьи и работы, потому что она — наоборот энергию из всех этих секторов жизни выводит».

(«Ом Мани Падме Хум» — мантра-биджа. Сайт www.tantrareiki.ru.)

««ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — одна из известных буддийских мантр, особенно характерна для Ламаизма. Мантра ассоциируется с Шадакшари, который является воплощением Авалокитешвары и содержит глубокий сакральный смысл. Мантра имеет множество значений, её дословный перевод звучит как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Лотос символизирует сердце, в котором верующий осознаёт Бога. <…>.
Немногие западные ученые-ориенталисты сумели найти настоящий смысл шестислоговой мантры. Многочисленные попытки объяснить и раскрыть глубокое значение и скрытую мудрость мантры оказались безуспешными. Чтобы понять чувства и мысли тибетцев, нужно отложить все наши мнения и предубеждения и попытаться проникнуть в сферу их религиозного опыта, откуда произошли значения этих слов Священных Писаний и звуков мантр, а также священных ритуалов практикующих. Тогда можно получить возможность увидеть, что существует не только логика умозаключения, исторический и филологический анализ, но и религиозный опыт.
Смысл мантре даёт именно содержание опыта. В то время как историческое или филологическое толкование мантры представляет собой поверхностное и бессмысленное её рассмотрения. Слова — это не мертвые вещи, поэтому их невозможно передать друг другу, как монеты или запереть в сейф, а потом взять оттуда снова неизмененными.
Слова больше похожи на некие символы, расширяющие сознания из сферы опыта. Они представляют собой то, что из них делают, и что вкладывается в них, бессознательно или сознательно. Как Авалокитешвара снизошел в мир и протянул руку милосердия нуждающимся, так и каждый слог мантры наполнен силой его любви. Тот, кто смог открыть смысл мантры, ему уже недостаточно заботиться о себе и своём Освобождении, он переполнен желанием Освобождения для всех существ. <…>.
Таким образом, мантра «Ом Мани Падме Хум» представляет собой освобождение для всех существ, является символом Пути, который ведет к Спасению».

(Буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум».
26.10.2012г. Сайт www.vahe-zdorovye.ru.)

«В вольном переводе с Санскрита «мантра» означает орудие, помогающее осуществить психический акт. В более понятной трактовке можно описать мантры как инструменты, помогающие раскрыться духовному потенциалу, избавляющие от неудачи, дарующие здоровье телу и духу, открывающие перед всеми неограниченные возможности человека. Мантры могут состоять из одного слога, нескольких, даже десятков. При этом каждый из них являет собой глубоко философский, и даже религиозный символ. Значение одного только звука «Ом» достойно описания во множестве томов соответствующей литературы. <…>.
Мантры можно не только проговаривать или петь, но и нарисовать, написать, даже художественно изобразить. К примеру, в Тибете принято писать их на флажках, которые потом развеваются на ветру и сами «читаются». Можно использовать их в виде гравировки на специальных молельных барабанах, которые стоят в храмах и которые может крутить каждый прихожанин. Так, мантры «проговариваются» без участия человека. В Тибет они были принесены из Индии, где приобрели собственное значение и смысл. Однако это не сделало их менее действенными и энергетически насыщенными. Интересно, что даже одну из самых знаменитых мантр «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ» в этой стране произносят на тибетском языке, от чего ее действие не менее сильное. Это подтверждает факт универсальности всех мантр. И неважно, на каком языке произносить эти волшебные слоги. Главное — вера и истинное проявление своего участия в процессе. Это дает право утверждать, что слоги мантры есть выражение общечеловеческой, вселенской мысли, универсальной для всех!
Чаще всего мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» в переводе с Санскрита означает «Ом, ты сокровище в цветке лотоса». Разберем отдельные слоги, чтобы лучше прочувствовать эту мантру. Каждый слог означает один из 6-ти миров Вселенной, вернее, цвет каждого мира.
— Ом — белый свет — врата в мир богов (дэва-лока). Справляется с гордыней и самомнением.
— Ма — зеленый свет — врата в мир титанов, воинственных обитателей асуров (асура-лока). Нивелирует зависть и ревность.
— Ни — желтый свет — врата в мир людей (манака-лока). Действует на эгоистические желания и привязанность.
— Пад — синий свет — врата в мир животных (тирьяка-лока). «Лечит» запутанность и неведение.
— Ме — красный свет — врата в мир несчастных духов, вечно голодных демонов прета (прета-лока). Справляется с алчностью и жадностью.
— Хум — серый или черный свет — врата в мир ада, преисподнюю (нарака-лока). Убирает злость и ненависть».

(Волшебная сила мантры. Сайт www.1fenshui.ru.)

«Дословный перевод мантры «Ом Мани Падме Хум» с Санскрита звучит следующим образом: «О, драгоценность в лотосе», «О, жемчужина в лотосе». Далее начинаются интерпретации: драгоценность соответствует Богу, божественному, а цветок лотоса — человеку, сердцу человека, таким образом, получается что-то вроде «Бог обитает в сердце человека». Толкование, которое я получала от священнослужителей, несколько отличается от вышеприведенного варианта. Звучит оно так: «О, благословенный цветок лотоса, на котором предстал миру ты, наш учитель Будда».
Известно, что Будда считается восседающим на цветке лотоса — символе мудрости, духовного самосовершенствования. Помимо этого, лотос представляет собой символ изначальных вод: на традиционных изображениях буддийских бодхисатв они всегда сидят на цветке лотоса. Если цветок лотоса двойной — лепестки вверх и вниз, это символизирует Верхние и Нижние воды. Характерно, что восславляется именно цветок лотоса, а не сам Будда в этой молитве. Дело в том, что в Буддизме нет «культа» Будды, так как Будда — это человек, достигший Просветления благодаря духовному самосовершенствованию. То есть благодаря цветку лотоса. Здесь же важно напомнить, что цветок лотоса произрастает в мутной воде. Нет, серьезно, с точки зрения ботаники — лотос действительно цветет в мутных водах. Что означает, что настоящая мудрость способна существовать и в мире перерождений, что так же возможно Просветление, как возможно появление прекрасного цветка лотоса из мутной воды.
Данная молитва сосредоточена не на просьбе, а на восхвалении «цветка лотоса», то есть духовного совершенствования, гармонии, которая делает возможным путь каждого человека к Просветлению. Здесь важна именно направленность молитвы не на себя, а вовне, на «лотос».
В принципе, для произнесения этой мантры достаточно этого толкования, необязательно забираться в «теоретические дебри». Тем не менее, значение этой мантры не исчерпывается вышесказанным. Это еще и молитва, обращенная непосредственно к Авалокитешваре, бодхисаттве сострадания. У него тысячи рук и одиннадцать лиц, и занимается он тем, что помогает людям и другим существам на земле достичь Просветления. <…>.
Можно сказать, что основной смысл мантры в том, что произносящий ее молится за всех остальных. Молясь за всех остальных, он улучшает свою карму. Улучшая свою карму, он, в конечном счете, делает хорошо себе же.
Хотелось бы также отметить, что эта мантра не является неким «словесным кодом» наподобие заклинаний из Гарри Поттера, произнеся которую, получишь ты счастье. Сама по себе она является лишь инструментом для духовной практики. При ее произнесении надо стараться думать обо всех существах, обитающих в шести мирах, и желать им облегчения страданий и обретения нирваны».

(Buddhistka. Ом Мани Падме Хум. 22.12.2009г.
Сайт www.buddhistka.livejournal.com.)

««ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» — это древняя тибетская мантра. Ее звук освобождает человека от суеты и заблуждений. В целом имеется множество значений мантры и каждый автор усматривает в своем понимании истинно правильное воззрение. В целом, мантры нельзя переводить буквально, хотя многие непосвященные люди так и делают. В каждой из них помещен сакральный смысл, который не получится передать в словах. Но для того, чтобы составить хоть какой-нибудь образ, делаются попытки объяснить смысл слов мантры. Интересно то, что слова «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» записаны на камнях, которые находятся на территории от Непала и до Южной Сибири.
Я приведу несколько интерпретаций мантры, которые встречаются на просторах Интернета. Примерный перевод с Санскрита:
ОМ — Абсолют, Атман, Брахман. Нечто, находящееся за пределами всего проявленного и не проявленного.
МАНИ — жемчужина, алмаз, гром.
ПАДМЕ – лотос.
ХУМ — сердце.
Классический вариант перевода: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Но я думаю, что если исходить из дословного перевода с Санскрита, то правильнее будет сказать: «Атман, сияющий в лотосе сердца». Согласно верованию в Индуизме, Атман тождественен Брахману. Это Высшее или Истинное Я человека и проецируется оно в область сердечной чакры. Это высказывание можно передать еще следующими словами: «Бог в моем сердце». Это поистине драгоценность или природа Будды, которая является сутью каждого человека. Без соответствующих переживаний, человеку сложно понять, что это все означает, но когда он переживает состояние самадхи, когда его сердце открывается, то смысл слов мантры становится ясен. Ведь, по сути, смысл всех мантр не в словах, а в переживаниях.
Также в некоторых тибетских мистических учениях каждый из слогов мантры сопоставляют с определенным цветом и типом существ, врата к которым открываются, когда мы произносим этот слог:
— ОМ — белый – боги (лха);
— Ма — синий — демоны (лхамаин);
— Ни — желтый — люди (ми);
— Пад — зеленый — животные;
— Ме — красный — духи (мимаин);
— Хум — черный — обитатели ада.
Есть мнение, что по-славянски мантра звучит следующим образом: О МЯНЕ ПЭДЭМЭ ХУМ (умом поднимаюсь, разумом возвышаюсь). Говорят, что это изначальная русская мантра, которая символизирует Духовное Восхождение Души по Золотому Пути. Думаю в этом есть смысл. Проходя Путь Будды, в результате Просветления Душа возвышается до Духа и в результате освобождается от своего тюремного заключения».

(Мантра «Ом Мани Падме Хум». Сайт www.svetyoga.ru.)

 

6.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ.

«В фоносемантике различают группы Б-В-Ф-П-У (зеленый окрас), З-С-Ц-Ч-И (оттенки синего), Г-К-Х-А-О (красно-коричнево-желтые оттенки). Исключениями являются лишь сонанты Л-М-Н-Р, которые имеют собственный яркий цвет, т.к. по структуре похожи на гласные. Мантры основаны на тантрической мандале, в которой в качестве изначальных взяты звуки А-У-Э-О-И. В этих звуках, по утверждению древних, заключен секрет концентрации праэнергии, созвучной мировой вибрации ритма движений. Наиболее распространена и универсальна мантра «Ом-Мани-Падме-Хум», в которой сочетания тантрических звуков обретают следующий смысл: Ом — синтез жизни и звука, сигнал личности, связываюший человека с полем Бога; Мани — любовь, божественная энергия, устраняющая дисбаланс в ауре, Падме — духовное раскрытие, погружение в окружающий мир и резонансное слияние с ним; Хум — аккумуляция энергии Творца и осознавание себя как его творения».

(Восток — дело тонкое. 2007г. Сайт www.forum.rmmedia.ru.)

 

6.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

«Глава V. Посвящение «Мани» и различные значения «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». <…>. Санскритское выражение «мани падме» означает буквально «драгоценность в лотосе». Здесь мы сталкиваемся, как может показаться с первого взгляда, с откровенно бессмысленным выражением, и действительно — обычные тибетские толкования не придают никакого значения его буквальному смыслу, а большинство верующих о нем вообще и не подозревает. Они считают, что механическое повторение формулы «Ом Мани Падме Хум!» обеспечит им счастливое перерождение в Нуб Девачен — Западном Раю Великого Блаженства. Другие, более сведущие тибетцы учат, что шесть слогов формулы соотносятся с шестью классами чувствующих существ и с определенными мистическими цветами:
— Ом — белый — боги [тиб. — лха]
— Ма — синий – полубоги
— Ни — желтый — люди [тиб. -ми]
— Под — зеленый – животные
— Me — красный — не-люди
— Хум — черный — обитатели ада
Существуют различные точки зрения в отношении эффекта повторения этих шести слогов. Одни утверждают, что тот, кто часто повторяет формулу, перевоплотится в Нуб Девачен. Другие считают это мнение абсурдным. «Богам, — утверждают они, — нет нужды перевоплощаться в раю, они и так пребывают в том или ином из счастливых миров». Что касается попытки избежать дальнейших перевоплощений за счет того, что существо воплощается в Нуб Девачен, то это тоже чепуха. В Буддийском Учении ясно утверждается, что жизнь — явление преходящее во всех мирах, и смерть — неизбежный конец любых существ, в них воплощенных.
Другие же видят результаты повторения этих слогов в ином свете. Они утверждают, что человек посредством повторения «Ом Мани Падме Хум!» отнюдь не освобождает существ шести сфер из круговорота смертей и рождений, но сам, повторяя эту формулу, избавляет себя от воплощений в том или ином из этих миров.
Многие благочестивые тибетцы обоих полов довольствуются одним только повторением формулы, будучи убеждены, что она сама по себе окажет благотворный эффект — естественно, после получения соответствующего посвящения, гарантирующего желаемые ими плоды.
Тем не менее, существуют некоторые пояснения относительно этого мистического процесса. Так, «Ом Мани Падме Хум!» используется как опора для специфической медитации, которую в общих чертах можно описать следующим образом. Медитирующий отождествляет шесть классов существ с соответствующими слогами, которые представляет расположенными на фоне указанных выше цветов. Слоги образуют бесконечную цепь, которая, поддерживаемая дыханием, пронизывает все тело, «входя» в него через одну ноздрю и «исходя» через другую. По мере того как концентрация становится все более и более совершенной, медитирующий мысленно видит, как эта цепь удлиняется. При этом мистические слоги, вырываясь из тела медитирующего вместе с выдохом, уносятся на значительное расстояние, прежде чем вновь будут поглощены вместе со следующим вдохом. Но цепь при этом не разрывается — она растягивается, как резиновый шнурок, всегда оставаясь связанной с медитирующим.
Постепенно трансформируется и форма тибетских букв этих слогов, и тот, кто «обретает плод» данной практики, воспринимает уже шесть слогов как шесть сфер, в которых возникают, развиваются, наслаждаются, страдают и умирают бесчисленные существа.
Таким образом, медитатор ясно видит, что шесть миров и их обитатели есть не более чем субъективное творение разума, который их порождает и в котором они вновь растворяются.
Из нижеприводимых описаний дыхательных упражнений можно заметить, что некоторые из них предполагают задержку дыхания на вдохе, а другие — «невозвращение воздуха в тело» непосредственно вслед за выдохом, что условно называется «пребыванием пустым».
В медитации «Ом Мани Падме Хум!», когда шесть слогов исторгаются вместе с выдохом, практикующий представляет себе рождение шести разновидностей существ, которое длится столь же долго, сколько дыхание «остается вне тела». Новый последующий вдох возвращает всю фантасмагорию Вселенной «в тело» медитирующего. Она поглощается им и остается в нем столь же долго, сколько он задерживает дыхание.
Подготовленные мистики достигают посредством этой практики транса, в котором знаки формулы, существа, ими представленные, и все к ним относящееся растворяется в Том, что за отсутствием лучшего термина буддистами Махаяны зовется Пустотой.
Достигнув этого видения и непосредственного осознания Пустоты, они освобождают себя от иллюзии мира, каковым он нам представляется, и соответственно вырываются из цепи перевоплощений, которая зиждется на этой иллюзии.
Отметим сходство этого представления с распространенной в Индии концепцией «дней и ночей» Брахмы, то есть соответствующих периодов его активности и покоя, которые в индийской космогонии называются также «дыханиями» Брахмы. Согласно этому учению, Вселенная возникает вместе с выдохом Брахмы и возвращается в него вместе с его вдохом. <…>.
Поскольку в данной работе не ставится целью изучение тибетской философии, то вместо дальнейших рассуждений на эту тему мы лучше рассмотрим еще несколько из многочисленных интерпретаций «Ом Мани Падме Хум!». Эти толкования не учитывают шестисложного деления формулы и принимают ее буквальное значение «драгоценность в лотосе», но эти слова рассматриваются символически.
Простейшее толкование — в лотосе (в мире) существует драгоценность (Учение Будды). Другое объяснение уподобляет «лотос» разуму, в сокровенных глубинах которого посредством интроспективной медитации человек находит знание, истину, освобождение, нирвану — и все эти различные названия указывают на одно и то же. Здесь мы сталкиваемся с одним из наиболее замечательных учений буддистов Махаяны, которым они отличаются от своих собратьев по вере, тхеравадинов (последователей Хинаяны). Согласно этому учению, нирвана, конечное освобождение, ни в коем случае не отличается и не противостоит миру явлений [сансаре]. Мистик обретает первое в самом сердце второго. Нирвана (драгоценность) существует, когда существует Просветление. Сансара (лотос) существует до тех пор, пока сохраняется неведение-иллюзия, которое скрывает нирвану, подобно тому, как лотос своими многочисленными лепестками укрывает в себе драгоценность.
«Хум!» в конце формулы — мистическое выражение, выражающее гнев. Оно используется в тех ритуалах, которые имеют своей целью подчинение демонов и грозных божеств. Каким же образом оно встало рядом с «драгоценностью в лотосе» и «Ом» индусов? На этот счет также существуют различные толкования.
«Хум!» — разновидность мистического воинственного клича, бросаемого как вызов врагу. Но кто или что является здесь врагом? Одни видят его во враждебных демонах, другие — в триаде наших пагубных качеств [санскр. клеша], которые приковывают нас к круговороту перевоплощений: жажде, ненависти и невежеству. Иные мыслители рассматривают в качестве этого врага воображаемую «самость», коей мы так дорожим. Говорят также, что «Хум!» указывает на разум, свободный от любых представлений относительно объективно существующих вещей.
Кроме того, формула, после ряда повторений (обычно число их равно ста восьми, что соответствует числу бусин в тибетских четках), завершается и седьмым слогом. Ламы, знакомые с мистическим языком, учат, что этот слог, «Хри», указывает на скрытую в основе любых проявлений реальность, на фундаментальную сущность вещей.
В то время как обычные верующие ограничиваются вышеописанным простейшим посвящением [тиб. лунг] и механическим повторением указанной мантры, другие верующие испрашивают более высоких посвящений, в ходе которых они получают различные эзотерические и мистические наставления».

(А.Давид-Неэль. Посвящения и посвященные в Тибете. СПб. Орис. 1994г. 384 стр.)

* * *

N 36. 01.11.14г.