Статья 3.5.8. Тайны мантры «ОМ».

продолжение

«Шактипат: тайна телесного электричества. … Слово АУМ — его невозможно перевести ни на один язык мира. Это выражение глубокого духовного переживания.
Когда нам говорят, что Бог бесконечен и безграничен, мы говорим, что понимаем. Но наш опыт связан только с ограниченным. Мы ничего не понимаем; мы знаем только слово «граница». Добавляя приставку «без» мы чувствуем, что знаем и понимаем, что такое безграничное. Но сама попытка представить безграничное вызывает страх. Сколько бы вы ни расширяли видение, границы остаются. Вы идете дальше и дальше, но как только вы останавливаетесь, появляется граница.
Для нашего ума безграничным является то, чьи границы находятся очень далеко; они так далеко, что мы не в состоянии уловить их, но они все же существуют. И тогда мы вновь теряем. Итак, о шестом плане кое-что может быть сказано, нам даже кажется, что мы понимаем, хотя это и не так.
Что касается седьмого уровня, то здесь мы не можем даже сказать, что понимаем. О седьмом даже невозможно говорить. Если кто-то пытается, мы сразу останавливаем его: «Что за абсурд ты говоришь!» Для обозначения седьмого использовались абсурдные слова — ничего не обозначающие слова, слова, не имеющие смысла.
Возьмем для примера АУМ: это слово не имеет смысла, но мы используем его в связи с седьмым уровнем. До пятого тела мы можем говорить, но когда кто-то настаивает на разговоре о седьмом, мы отвечаем: «АУМ». Поэтому в конце Писаний стоит «АУМ ШАНТИ». Знаете, что это означает? Эти слова значат, что наступил седьмой уровень; дальше говорить не о чем. Писания заканчиваются с приходом седьмого: начало седьмого означает конец Писаний. В конце Писаний мы не пишем: «Конец», мы ставим: «АУМ ШАНТИ». АУМ является символом седьмого плана, оно предназначено для обозначения невозможности дальнейших рассуждений. Оно побуждает нас сохранять спокойствие относительно последующего.
Мы открыли абсурдное, не имеющее смысла, лишенное мотивации слово. Если бы за ним скрывался какой-нибудь мотив, оно стало бы бесполезным, потому что мы создали его для мира, где заканчиваются все мотивы. Оно безмотивно, а следовательно, не существует ни в одном другом языке мира. Проводилось множество экспериментов, но в АУМ нет никакого смысла. Христианин в конце молитвы говорит: «Аминь». Он говорит: «Достаточно! Кончено! После этого мир. Больше ни единого слова». Но это не является эквивалентом АУМ. АУМ невозможно перевести. Это символ, выбранный нами для обозначения седьмого.
Это слово написано на стенах храмов, как напоминание: не останавливаться на шестом уровне, потому что есть еще и седьмой. Его помещают между изображениям Кришны и Рамы, как предположение того, что оно более велико, чем они. Кришна смотрит из него — но АУМ велико, оно несравнимо огромно. Все появилось из него, все растворится в нем. Поэтому ничто в мире невозможно сравнить с АУМ. Это святая святых в том смысле, что оно является конечным, запредельным, где все теряет свою идентификацию.
Поэтому ничего не может быть рассказано о седьмом уровне сознания. Его можно описать только в терминах отрицания: «Это не то; оно не может быть тем», и так далее. Но и это имеет некий смысл только до шестого уровня. Поэтому многие пророки и святые хранили молчание по поводу седьмого. Пытающиеся говорить создали для себя множество проблем, потому что даже во время рассказа приходилось вновь и вновь повторять, что оно невыразимо. Вновь и вновь они предупреждали своих слушателей: «Мы говорим об этом, но все же об этом невозможно говорить». Тогда мы оказываемся в затруднении. Зачем они говорят о том, о чем не может быть сказано? Не следует об этом рассказывать. Но святые говорили: «Седьмое определенно существует, но у нас нет слов, достойных описа¬ния».
Ничто в мире не может сравниться с этим; оно невыразимо. Многое можно рассказать о нем, многое выразить, но трудность заключается в том, что нет средств для облечения этого в слова. Оно может быть познано, но не может быть выражено.
Вот почему те, кто некогда слыли великими ораторами, бывшими в состоянии дать объяснение всему существующему под солнцем, внезапно превращаются в немых, возвращаясь с седьмого уровня. Когда они внезапно замолкают, их немота содержит в себе послание: их глаза рассказывают о непроизносимом. Например, относительно вашего вопроса: Будда объявил, что некоторые вопросы нельзя задавать. Он сказал: «Не задавайте этих вопросов. Неправильно давать ответы на них», подразумевая под этим, что некоторые вещи являются неопределимыми, следовательно, не следует обсуждать их. Само обсуждение стало бы неверным.
Лао-цзы сказал: «Пожалуйста, не просите меня писать, потому что все написанное становится ложью. Мне никогда не удавалось передать то, что я хотел передать; я могу записать только то, что не хочу сообщать. Но какая в этом польза?» Поэтому почти до самого конца он ничего не писал. Под натиском своих сограждан Лао-цзы написал маленький буклет. Самое первое предложение гласило: «Истина выраженная есть ложь». Но это истина седьмого уровня. На шестом уровне она становится не ложью, а неопределенной двусмысленностью. На пятом уровне высказанная истина несомненна. На седьмом же уровне невозможно только ее выражение. Как же может сущес¬твовать язык и речь там, где нас больше нет? Они исчезают вместе с нами.
Вопрос: Каковы отличительные характеристики АУМ, по которым оно было выбрано для представления седьмого уровня?
Ответ: Есть две причины для избрания АУМ. Первой является то, что необходимое слово должно было быть лишено смысла — если бы слово содержало некий смысл, оно отбрасывало бы нас на пятый уровень. Поэтому было необходимо бессмысленное слово. Все наши слова преисполнены значения; мы делаем слова, чтобы они содержали смысл. Если они бессодержательны, к чему использовать их? Мы пользуемся ими в разговоре, а целью разговора является передача некоторых мыслей.
Когда я произношу слово, оно должно разбудить некоторый смысл в вас. Поэтому возвратившиеся с седьмого уровня чувс¬твуют, что если они попытаются передать пережитое в словах, то это немедленно отбросит их на пятый уровень. Тогда эти слова занесут в словари, в которых их прочитают люди и подумают, что они понимают. Но седьмое не содержит смысла. Можно сказать, что оно либо бессмысленно, либо находится за пределами смысла, что означает одно и то же.
Так какое же слово можно было выбрать в контексте того, что на седьмом уровне теряется весь смысл; как можно было образовать такое слово? Такое слово было образовано при помощи великого видения и предвидения вполне научным путем. Следовало образовать базовое слово, которое стало бы основанием, фундаментом. Так как же было найдено слово, не содержащее смысла? Каким образом оно было образовано? В более глубоком понимании оно стало бы символом первоисточника.
Тремя основными звуками нашей речи являются А-У-М. Все образованные слова лишь дальнейшее развитие этих трех звуков. Сами звуки не несут в себе смысла, только сочетание их приобретает определенный смысл. Когда А становится словом, оно несет в себе смысловую нагрузку. Но сами по себе они бессмысленны. И все же они являются корнями, из которых развилась вся наша речь.
Итак, именно эти три базовых звука были взяты для образования слова АУМ. Теперь АУМ можно написать, но в записанном виде человеку может показаться, что это слово содержит смысл, наподобие остальных записанных слов. Люди могут подумать, что АУМ обозначает то, что находится на седьмом уровне. Поэтому появилось не слово, а рисунок: не использовалось ни единой из известных букв. Три буквы А-У-М являются лишь звуками, а не буквами или словами. АУМ пришло в существование в форме рисунка, чтобы не попасть в словари и не превратиться в вопросительный знак вместо того, чтобы бросаться в глаза. Оно пришло в существование таким образом, чтобы разбудить в человеке стремление выяснить его значение.
Когда человек читает санскрит или иные древние языки, становится очень трудно объяснить слова. Слова можно уловить, потому что они обладают значением, но АУМ — находится за пределами понимания. Люди всегда спрашивают: «Что означает АУМ? В чем его важность? Каково его значение и почему оно не записывается буквами? К чему эта форма рисунка?» Если внимательно вглядеться в рисунок, то вы увидите, что он состоит из трех компонентов, являющихся символами звуков А-У-М.
Рисунок требует глубокого изучения; это не обычная картинка. Здесь поиск велся с четвертого уровня, а не с физического плана. Дело в том, что, когда человек вступает на четвертый уровень, находясь в состоянии не-ума, без мыслей, внутри него начинают вибрировать ноты А-У-М, а их комбинация образует слово АУМ. Когда внутренняя тишина безупречна, когда мысли полностью исчезли, тогда АУМ начинает раздаваться внутри. Этот звук был уловлен с четвертого уровня, где больше нет ни мыслей, ни языка. Именно таким образом был уловлен этот звук.
Как я уже говорил прежде, каждое слово обладает собственным паттерном. При использовании определенного слова в уме формируется определенный паттерн. Если кто-то медитирует на АУМ, то при резонансе на четвертом уровне внутри начинает проявляться определенная картина. Именно так были открыты все основные мантры. Когда во время медитации улавливается резонанс определенной чакры, то открывается коренная мантра этой чакры. АУМ является предельным зерном. Оно не принадлежит какой-то определенной чакре; скорее это символ седьмого, которое беспредельно и вечно.
Когда тысячи ищущих подтвердили истинность переживания, слово было одобрено и принято. Оно не пришло в существование с одобрения одного человека или даже группы людей. Когда одно и то же слово завибрировало во множестве медитирующих, когда миллионы подтвердили его истинность, только тогда выбор остановился на нем. Слово АУМ не является наследственной собственностью и принадлежностью какой-то определенной религии или организации. Поэтому буддисты и джайны свободно пользуются им без всякой оглядки или страха. Оно не является собственностью индуизма. Причина этого в том, что оно было достигнуто медитирующими разных путей. Находимые в других странах эквиваленты тоже в некоторой степени являются фрагментами этого же слова.
Индия — счастливая страна, тысячи лет живущие в ней совершали путешествие к себе. Нигде в мире в эксперименте не участвовало такое количество народа. Десять тысяч медитирующих собирались вокруг Будды; сорок тысяч мужчин и женщин окружали Махавиру. В маленьком местечке Бихар сорок тысяч учеников Махавиры участвовали в опыте. Нигде в мире не было ничего подобного. Иисус был совсем один, Мохаммеду пришлось все свое время потратить на бесплодную борьбу с невежественными людьми.
В нашей же стране создалась особая ситуация, в которой люди осознавали, что это не является предметом спора. Здесь все было ясно, что давало великую возможность наблюдать, и проверять переживания разных медитирующих, на разных планах. Там, где участников только двое, вероятность ошибки велика, но, когда участвуют сорок тысяч, ошибка исключается. Сорок тысяч было задействовано в разнообразнейших медитационных техниках. Все было тщательно продумано, проверено и уловлено.
Поэтому в Индии было сделано больше открытий духовного плана, чем в любой другой стране; ищущие других стран были одиноки. Точно так, как в наши дни Запад проводит широкомасштабные научные опыты, задействовав армию ученых, так и в Индии в науке души одновременно были задействованы тысячи гениев и интеллектуалов. Открытия, принесенные ими из путешествий в душу, крайне полезны, но при путешествии в другие страны это знание было либо уничтожено, либо стало фрагментарным.
Возьмем для примера крест Иисуса: это остатки свастики. Это все, что осталось от древнего символа после продолжительного путешествия в дальние страны. Свастика была таким же символом, как и АУМ, — с той лишь разницей, что она является символом первого уровня, в то время как АУМ — символом седьмого. Рисунок свастики динамичен. Ее ветви раскинуты, создавая впечатление движения; символ все время вращается. Под обычным миром подразумевается то, что находится в постоянном движении. В АУМ нет никакого движения. Все в абсолютном покое и молчании.
К моменту возникновения Христианства свастика превратилась в крест. Вполне возможно, что Иисус побывал в Египте, как он побывал в Индии. Он обучался в Наланде, древнейшем буддийском университете, и в жреческих школах Египта, где и почерпнул большую часть своих знаний, как и знание свастики. Но это знание напоминает нам о человеке, видевшем множество цветов и пытавшемся рассказать о них соплеменникам, знающим только один вид цветов. Послание Иисуса было уничтожено, остался только крест.
Верхний фрагмент знака АУМ достиг Ислама. Полумесяц, которому поклоняются мусульмане, отделился от АУМ во время путешествия символа в Аравию. Слова и символы в своем путешествии подвергаются разрушению — по прошествии тысячелетий трудно распознать их первичную форму. К ним добавляют новые звуки, новые слова; их произносят разные люди, говорящие на разных языках. Происходят разнообразные изменения, и, когда что-то отделяется от первоначального источника, трудно определить его место в оригинале.
Духовное течение всего мира тесно связано с Индией, потому что базовый, первоначальный источник духовности зародился именно здесь, именно отсюда весть об этом распространилась по всему миру. Но посланники понесли знание в иные страны, где люди разговаривали на иных языках. Отсутствовала ясность при передаче и получении знания. В наши дни ни один христианин, носящий на шее крест, даже не догадывается, что это часть свастики; ни один мусульманин не знает, что полумесяц является фрагментом АУМ.
Согласно некоторым знатокам католицизма, Амен — всего лишь видоизмененное АУМ. В конце христианских молитв произносится Амен — для выражения почтения Божественному. Исследователи также считают, что слова Библии, где говорится: «В начале было слово, и слово было Бог», подразумевают АУМ.
Амен считается альфой и омегой — началом и концом. Говорится, что Иисус сказал апостолу Иоанну: «Я есть Амен». В другом месте Амен используется в значении абсолютной истины.
Множество латинских слов используется в католических молитвах, все они содержат разнообразные модификации АУМ. Например, Per omni secula seculorum и так далее. Или возьмем английский язык: omnipresent — вездесущий, omniscient — всеведущий, omnipotent — всемогущий.
В наши дни многие христианские церкви Индии стали пользоваться АУМ в своих молитвах, помещать изображение символа на царских вратах. Например, в колледже Святой Марии в Дарджелинге в молельне на дверях, ведущих к алтарю, помещен символ АУМ.
Я немного рассказал об АУМ. Полезно будет узнать еще кое-что в данном контексте. Во-первых, АУМ является символом седьмого тела, обозначением седьмого плана. Это символ седьмого уровня сознания, который невозможно объяснить при помощи слов. Поэтому было отыскано бессмысленное слово — слово, не имеющее смысла, — для ассоциации и использования в отношении этого уровня. Об этом я говорил вчера. Поиск этого слова велся посредством переживаний и опытов на четвертом теле.
Это не было обычным поиском. Когда ум тотально пуст, когда не осталось даже намека на слово, на мысль, даже тогда остается звук пустоты, вакуума. Пустота тоже говорит; пустота имеет свои собственные звуки. Отправьтесь в пустынное место, где нет ни единого звука, и вы обнаружите, что пустота обладает собственной музыкой. Уединение наполнено своими звуками, в этой тишине остаются только основные ноты видоизменений этих основных нот. Когда исчезают все слова и звуки, остается только базовая нота А-У-М.
Итак, АУМ является символом седьмого плана, седьмого тела, но звуки были уловлены на четвертом уровне. В тишине ментального тела можно услышать вибрации АУМ. Возможны два результата использования АУМ медитирующим. Как было сказано ранее, все уровни обладают двумя возможностями. Повторение АУМ может привести к сонному состоянию, состоянию транса — аналогичный результат достигается при произнесении любого слова. Модулированное повторение звуков обладает таким же воздействием на ум, что и легкое поглаживание по голове, — оно убаюкивает, вызывает сонливость.
Если подобное состояние вызвано повторением АУМ, вы затеряетесь в мире снов и воображений, являющихся природным потенциалом четвертого тела. Это будет гипнотическим сном, в котором можно увидеть все, что ни пожелаешь. Можно отправиться в рай или ад, иметь видения Господа, но все это будет сном. Можно испытать блаженство, покой, но все это произойдет во сне; ничто не станет реальным.
Подобное применение АУМ встречается довольно часто, так как это доступно всем. Легко и приятно, как в хорошем сне, напевать АУМ и затеряться в нем. Качеством ментального плана, данным природой, является воображение и сны. Если ум желает спать, он может спать; подобное наслаждение доступно для него. Другой возможностью является сила воли и видение Божественного.
Если АУМ используется только в качестве повторения, колыбельной для ума, его воздействием оказывается гипнотический сон. Йога-Тантра появилась благодаря повторению АУМ. Но если АУМ произносится в присутствии внутреннего свидетеля, если вы полностью пробуждены и слушаете звук, не растворяясь, не теряясь в нем, а присутствуя в качестве слушателя, наблюдателя, — только тогда начинается работа над второй возможностью четвертого плана. С этого момента вы занимаетесь не Йога-Тантрой, а Йога-Джагрити — пробужденностью.
АУМ — символ седьмого плана, но его резонанс переживается на четвертом уровне. Как только начинается медитация на АУМ, связь звука с четвертый телом создает препятствие для дальнейшего развития. Вот в чем кроется трудность со словом. Оно переживается на четвертом уровне, в то время как выражает седьмой. Другого слова для обозначения седьмого плана не существует. Наше переживание слов заканчивается после четвертого уровня.
Мы используем последнее слово четвертого тела для символического выражения седьмого. Другого средства нет, потому что с пятого тела начинается состояние без слов; шестое — бессловесно, седьмое же является абсолютной пустотой. Последняя граница слов пролегает на уровне четвертого тела, там мы оставляем все слова, последнее слышимое слово — АУМ. Итак, АУМ является предельным словом в реальности речи и первым в реальности состояния без слов. Это пограничная зона между двумя реальностями. В основном, это слово принадлежит четвертому уровню, но нет звука, более близкого к седьмому плану. Поэтому оно и используется в качестве его символа.
Я предпочел бы, чтобы АУМ не ассоциировалось с четвертым телом. Оно будет переживанием четвертого, однако воспринимать его следует как символ седьмого, поэтому нет необходимости использования АУМ для медитации. Для медитации лучше всего использовать средства, которые отпадут при переходе с четвертого уровня на пятый. Например, «Кто я?» — его можно использовать на четвертом уровне, но можно и отбросить.
Значение АУМ должно оставаться символичным. Есть и еще одна причина, чтобы не использовать его в качестве средства. Символизирующее Высшее не должно становиться инструментом, средством: оно должно оставаться финалом. Символ Абсолюта должен оставаться только для достижения. АУМ — это то, что должно быть достигнуто, поэтому я решительно против использования его как средства медитации. В прошлом оно использовалось в этом качестве, что принесло немалый ущерб.
Медитирующий на АУМ принимает четвертое за седьмое, потому что символ седьмого приходит именно на четвертом уровне, при этом медитирующему может показаться, что седьмое достигнуто. Он считает это концом путешествия, причиняя, таким образом, вред психическому уровню. Тогда медитирующий останавливается здесь.
Многие медитирующие принимают видения, цвета и внутренние звуки за предельное достижение. Это вполне естественно, потому что символ Предельного ощущается на границе данного плана. Тогда они и чувствуют, что достигли. Я не советую человеку четвертого уровня практиковать медитацию на АУМ, так как эта техника не оказывает влияния на первое, второе и третье тела. Ее воздействие ощущается только на четвертом. Вот почему для соответствующего эффекта на первое, второе и третье используют другие слова.
Следует принять во внимание и еще один пункт. В Библии не говорится, что Бог сотворил мир; он не совершал акт творения. В Библии написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Бог произнес слово. В Библии также написано: «В начале было слово» — многие древние Писания подтверждают подобное утверждение. В самом начале было слово, остальное последовало позднее. Теперь даже в Индии мы говорим: «Слово — это Брахман», хотя это и вызывает огромное непонимание. Многие верят, что для достижения Брахмана достаточно слова. Но Брахман достигается только в состоянии без слов. «Слово — это Брахман» означает, что среди всех известных нам звуков самые тонкие — АУМ. Если мы отправимся к источнику Вселенной и доберемся до конечной пустоты, откуда начался мир, то услышим резонанс АУМ. Приближаясь к пустоте, вступая на четвертый уровень, мы начинаем слышать АУМ. С этого момента мы начинаем возвращаться в тот мир, который был в самом начале. С четвертого мы переходим в духовное тело; оттуда в космическое, а в самом конце — в нирваническое. Последний резонанс, слышимый на границе перед двумя оставшимися телами, — тоже АУМ.
С одной стороны расположена индивидуальность четырех тел, называемая нами материальным миром, с другой — наша не-индивидуальность, называемая Брахманом. Резонанс, вибрирующий на грани этих двух миров — АУМ. В этом переживании приходит понимание, что если материальный мир берет форму у Брахмана, то звук АУМ должен звучать постоянно. Следовательно, это было слово. Вера состоит в том, что все пришло в существование посредством слова. Если слово разбить на базовые компоненты, то мы найдем в нем три основных звука а-у-м. По этой причине говорится, что АУМ было в начале и будет в конце. Конец означает возвращение к первоисточнику — таким образом, замыкается круг. Однако я всегда чувствовал, что АУМ следует использовать только в качестве символа, а не как технику медитации. Чистый звук АУМ не должно делать нечистым, используя его как технику.
Многие не понимают меня. Они приходят и спрашивают: «Почему Вы запрещаете повторять АУМ?» Возможно, им кажется, что я враг АУМ, на самом же деле вред приносят именно они. Слово такой чистоты нельзя использовать как средство для духовного роста. Наш язык не достоин, даже произносить его; оно слишком чисто для физического тела. Это слово начинается там, где язык становится бессмысленным, а тело бесполезным. Здесь пролегает резонанс, и этот резонанс вибрирует сам по себе. Его можно только пережить, но никак не создать. Следовательно, АУМ должен переживаться, а не произноситься.
Имеется и еще одна опасность. Используя АУМ в качестве техники, вы никогда не познаете базовые звуки слова в том виде, в котором они приходят из сущего, потому что ваша артикуляция наложит на них определенный отпечаток. Вам так никогда и не придется свидетельствовать его чистейшее проявление. Использующие АУМ как технику, никогда не переживают АУМ в реальности. Продолжая практику, они будут накладывать нюансы собственного произношения на реальный звук. Эти люди не смогут услышать чистое звучание. Им не удастся уловить непосредственный звук пустоты, так как они переполнены собственными звуками. Вполне естественно, что знакомое нам становится имплантированным. Вследствие этого я и утверждаю, что лучше вовсе не знать АУМ, не использовать его. Однажды он появится в четвертом теле и приобретет значение.
Его появление будет означать достижение вами границ четвертого тела. Теперь вы вот-вот шагнете за пределы психики, за пределы реальности слов. Последнее слово пришло, и вы находитесь в месте, откуда начинается слово; вы находитесь там, где весь мир стоит у истока; вы находитесь у порога творения, создания. Невозможно передать очарование зазвучавшей самой по себе мелодии. Нет средств, способных описать ее.
Лучшие музыкальные произведения землян ничто по сравнению даже с ее отголоском. Как бы мы ни старались, нам не удастся услышать музыку тишины при помощи внешнего слуха. Так не стоит заранее составлять мнение. Не пытайтесь облечь в материю приходящее с иного плана, иначе воображение возьмет верх, создавая труднейшее препятствие».

(Ошо. Мистический опыт (от секса к сверхсознанию). М. Нирвана. 1999г., 2001г. 351 стр.)

 

8. «АМИНЬ» И «АУМ».

«АУМ: По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «все», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества. Вместо «АУМ» употребляют иногда слово «пранава», образованное из корня «ну» — хвалить и префикса «пра», означающего превосходство. Это слово, поэтому, значит «лучшая хвала» или «лучшая молитва».

(Айенгар Б.К.С. Прояснение Йоги. Йога-Дипика. Медси ХXI. 1993г. 528 стр.)

«Одно из тайных имен Единого Вечного и Вездесущего Божества было одним и тем же в каждой стране и сохранило по сей день звуковое сходство в различных языках. АУМ индусов, этот священный слог, стал ???? у греков и Aevum у римлян — Паном или Всом. <…>. Аминь произошло от АУМ. Однако, Аминь не есть еврейский термин, но так же, как слово Аллилуйя, было заимствовано евреями и греками у халдеев. Последнее слово часто встречается повторенным в некоторых магических надписях на чашках и урнах среди Вавилонских и Ниневийских реликвий. Аминь вовсе не означает «да будет так» или «истинно», но в седой древности означало почти то же самое, что АУМ. Еврейские танаимы (Посвященные) пользовались им по тем же причинам, по каким еврейские Адепты пользуются АУМом, и с таким же успехом; числовая величина AMeN на еврейском языке составляет 91, то же самое, что и полное значение YHVH, 26 и ADoNaY, 65, или 91. Оба слова означают подтверждение существования или бытия Господа внутри нас. <…>. «ОМ», разумеется, есть АУМ, который может быть произнесен как два, три или семь слогов, создавая различные вибрации. (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.3.)».

(Аминь и АУМ. Сайт www.ru.teopedia.org.)

«В Библии мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Это означает, что еще до начала творения не существовало ничего, кроме Бога-Отца как чистого Духа. Бог создал мир и все сущее в нем своим Словом, вселенской вибрацией звука «Ом», являющего собой Святой Дух. Этот звук «Ом» у исповедующих Индуизм трансформировался в «АУМ», у мусульман — в «Омин», у христиан — в «Аминь».
Парамханса Йогананда утверждал, что Иоанн Креститель был крещен вездесущим звуком «АУМ» (Святым Духом) и что в своей предыдущей реинкарнации он был учителем, наставником Иисуса по имени Илья. Подтверждение тому можно найти в Евангелии от Матфея (И: 13-15 и 17:9-13). Иисус стал Христом (буквально — «мессией») после того, как был крещен Иоанном. В Библии Иоанн говорит: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем [Иисусе]» (Иоан. 1: 32). Слово (или Дух Святой) было ниспослано на Иисуса, и его человеческая сущность и сознание обожествились с этим Словом.
Индуистская триада и христианская троица. Мантра «аум-mam-cam» имеет свое эквивалентное выражение в Троице Христианства:
— аум (ом) — Святой Дух;
— mam (кутхастха чаитанъя) — Сознание Христово (Бог-Сын);
— cam — Бог-Отец.
Индуистская триада (Брахма, Вишну и Шива) не вполне соответствует трем ипостасям Троицы христианской. Такая ошибочная трактовка часто встречается у западных последователей Йоги. Тройное божество Брахма (Создатель), Вишну (Хранитель) и Шива (Разрушитель) персонифицируют три аспекта мантры «АУМ»».

(К.Адонаи. О практике мантр. Сайт www.adonay-forum.com.)

«Происхождение ОМ — Ом, Аум, Аминь, Амин, Амун. Считается (хотя научного подтверждения этому нет), что в Христианстве и Иудаизме «АУМ» превратился в «Аминь». «Аминь» часто упоминается в Библии и говорится, что это значит «да будет так», «истинно». Возможно, это более поздняя интерпретация «Аминь», поскольку первое письменное упоминание «Аминь» датируется 1230г. н.э. В Откровении (3:14) Иисус называет себя «Аминь, свидетель верный и истинный» и на иврите «Аминь» означает «истина», «быть твердым» или «верный». <…>. Во времена правления фараона Эхнатона египтяне поклонялись Амен-Ра, или Аммону (скрытому Богу) используя «Аминь», чтобы призвать Аммона. Это нас приводит к еще одному значению «Аминь»: «скрытый». Можно сказать, что «Аминь», или первоначально «АУМ», — это звук настоящей Реальности, которая скрыта миром проявленного существования. Эта Реальность — чистое бытие, следовательно, это можно также перевести «да будет так» (впоследствии так и произошло) — как выражение благословения и благодарности. <…>.
Веды и ведическую литературу можно рассматривать как матрицу творения, а Санскрит — как язык с совершенным звуком, который соответствует каждой проявленной форме. ОМ — это совершенный звук, который включает в себя звуки проявленного мира. Таким образом, все другие слова, производные от ОМ, отклоняются от целостности и не могут принести ту упорядоченность в физиологию, которую приносит сам ОМ. ОМ — это вибрация, которая в полной мере соответствует своему значению. Быть здоровым означает быть целым, или святым. Следовательно, чтобы достичь вибрации совершенной целостности в каждой клетке, лучше всего петь ОМ. Можно сказать, что пение ОМ — это один из лучших способов принести вибрацию единства в многообразие творения. Каждая клетка тела должна излучать вибрацию единства и все части тела должны вибрировать в единстве. Этого можно достичь через пение ОМ. <…>.
Помимо того, что Санскрит, возможно, является основой для многих других языков, у него есть еще одна интересная черта. По всей видимости, чтение текстов на Санскрите оказывается воздействие на физиологию мозга, которое отличается от воздействия любого другого языка. <…>.
ОМ и Духовность. Древние учения и современная наука сходятся в том, что все живые существа, все существующие предметы на базовом уровне состоят из вибрирующей, пульсирующей энергии. На протяжении тысячелетий мистики передавали истории переживания этой энергии. На уровне наших чувств эта энергия проявляется как гудящая вибрация вокруг нас и внутри всего. Христианство и Индуизм сходятся на том, что в начале творения была вибрация и через нее все проявленные предметы стали существовать. Это древнее состояние более всего похоже на вибрацию, на звук ОМ. Этот звук отличается от других звуков, которые люди воспринимают органами чувств. Обычно звук издается благодаря тому, что один предмет ударяется о другой: две цимбалы, барабан и рука, пение, прибой и т.д. Звук ОМ не создается путем ударения двух предметов друг о друга. Он известен как «Анахата-Нада», «Неизвлеченный звук». Это звук первоначальной энергии. Этот Священный звук состоит из четырех элементов, три которых — голосовые: А, У и М. Четвертый звук, неслышимый — т.е. тишина, которой начинается и заканчивается слышимый звук; тишина окружает его. Прекрасное объяснение ОМ можно найти в древних ведических и санскритских традициях».

(Духовность и мантра ОМ. Сайт www.way-s.ru.)

«Аннотация к книге. Автор семитомника не ставила задачу дать о древних символах как можно больше сведений. Она лишь хотела возбудить к ним интерес читателя, а потому в начале книги давала лишь один символ и лишь одну страничку плотно упакованного текста.
Существует много книг и статей, которые дают достаточно обширную информацию о разных символах. И если исследователи относятся с уважением к безымянным мудрецам, изобретших для человечества в незапамятные времена единый Язык Символизма, то при усвоении сокровенных знаний, заключенных в этом Сокровенном Языке, наше сознание обязательно расширится.
Но следует знать, что только Великий Учитель, только Посвященный Адепт, может знать ВСЕ значения символов. А значений этих не счесть, потому что каждый символ должен быть рассмотрен в многочисленных аспектах: числовом и геометрическом, космогоническом, философском, математическом, физическом и метафизическом, химическом и алхимическом, историческом, мифологическом, религиозном, метафорическом, аллегорическом, физиологическом, анатомическом, психологическом и т.д. и т.д.
Древний Символ — не имеет времени. Разве не присутствуют в жизни горожанина и крестьянина, школьника и ученого, к примеру, Точка, Круг, Круг с центральной Точкой, Окружность, Площадь Круга, Треугольник, Квадрат и все остальные формы, из них построенные? Присутствуют также и Числа: Единица, Двоица, Троица, Четверица и т.д. — до пифагорейской Декады (Единицы с Нулем) включительно, которые слагают все счета, появляющиеся в жизни. А разве нас не занимал вопрос, почему Число Семь, как никакое другое число, вошло в поговорки и пословицы всех народов, а в Библии оно упоминается даже чаще, чем число Три-Троица?.
Если кому-то хочется расширить представление о только что названных и некоторых неназванных геометрических и числовых символах (преимущественно в их космогоническом и антропогоническом аспектах), тот может познакомиться с трехтомником Л.Дмитриевой, название которого говорит само за себя — «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах».
ОМ (АУМ). Строки из Учения Живой Этики (Агни-Йоги) о Всеначальной Энергии Огня и Мысли творящей. Владыка Шамбалы: «Основа Вседающая часто забывается, потому призовем внимание, чтобы запечатлеть о Силе Всеначальной». В эпиграфе приведены слова Владыки Шамбалы, давшего Учение Живой Этики, которыми он предваряет свою книгу о Силе Всеначальной — «АУМ». Здесь изображен символ Всеначального Огня, Единого Элемента, из которого состоит все сущее. Это — АУМ. «Разум обозначался знаком Огня». «Мысль есть Огонь». «Каждый камень на планете создан мыслью» — так говорит Великий Учитель в книгах Мир Огненный (I ч. §429 и III ч. §600) и книге АУМ (§23).
АУМ и молитва (не о себе) в сокровенной, духовной сущности своей то же самое, «только по древности и утончению созвучие АУМ будет сильнее по вибрации» (АУМ 25). Антиподом молитвы будет сквернословие. «Оно смущает и грязнит пространство» (АУМ 38). В умелом мистическом произношении АУМ звучит как ОМ. При правильном произношении и высоком психическом состоянии этот трансцендентальный звук Огня обладает огромным могуществом.
ОМ — мистическая формула (мантра) для Пятой (Арийской) Расы, Духовным Учителем которой является Христос. Для предыдущей — Четвертой Расы (Атлантической, — потомки ее последних ветвей составляют большинство человечества), — до сих пор имеет колоссальную силу шестисложная мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. «Стихия огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненосная, менее всего замечается и оценивается. Множество пустых ничтожных соображений занимает человеческое сознание, но наиболее чудесное ускользает. Люди спорят о пайсе на базаре, но не желают протянуть руку к сокровищу». (Мир Огненный I ч. §1).
«Ко многим определениям слова АУМ припомним, что А есть Мысль — Основа, У есть Свет — Начало и М есть Тайна, Сокровенное» (АУМ §132).
«Могут вам объяснить, что три буквы «АУМ» означают прошлое, настоящее и будущее. И такое значение имеет основание. Основа — прошлое, Свет — настоящее и приближение к Сокровенному — в будущем. Конечно, сеятели разных толкований имеют в виду лучшие разъяснения. Но такие объяснения часто направлены от земного понимания. Мысль не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего; мысль вечна, как Беспредельность. Если будем рассуждать о Беспредельности, то все меры изменятся, вырастут понятия конечного и беспредельного. В бесконечном не будет произвольных толкований, ибо в Беспредельности все вмещается. Потому, когда говорим о величии основ, то убережемся от применения земных мер. Тем более не будем основываться на конечном, ибо в сущности конечного не существует» (АУМ §241)».

(Дмитриева Л.П. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в
некоторых понятиях и символах. Сайт www.secretdoctrine.ru.)

 

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, согласно разным источникам и разным авторам, можно говорить о том, что слог, мантра ОМ/АУМ — это:
— суть сути
— слово силы
— слог-символ
— корневой слог
— всеобщий звук
— слог вселенной
— звук созидания
— магический слог
— сакральный звук
— сакральное слово
— звук-первооснова
— космический звук
— обращение к Богу
— мистический слог
— самый первый звук
— вибрация вселенной
— Высшая Сила Мира
— непреходящее слово
— ритуальный возглас
— наилучшее имя Бога
— величайшая мантра
— вселенская вибрация
— изначальная мантра
— маха-биджа-мантра
— высшее истинное имя
— самая великая мантра
— универсальная мантра
— совокупность всех звуков
— главная мантра Индуизма
— величайшая биджа-мантра
— самое священное слово Индии
— наиболее священное слово Вед
— выражение Божественной Силы
— совершеннейшая и точнейшая мантра
— универсальная формула энергии звука и слова
— свидетельство Божественного Присутствия
— выражение глубокого духовного переживания
— изначальное звучание вневременной реальности
— священный звук, гармонизирующий человека и возвращающий его целостность
— и др.

Мантру «ОМ» можно рассматривать с точки зрения многих аспектов, поскольку она несет в себе глубокий сакральный смысл, не зря же говорится, что значение одного только звука «Ом» достойно описания во множестве томов соответствующей литературы, но, в первую очередь, мантру «ОМ» и особенно ее графическое изображение — АУМ — следует рассматривать как всеобъемлющий, духовный, мистический символ, который равных себе не имеет, поскольку это глубочайший символ целостности, тотальности, непрерывности, которые не могут быть выражены более совершенно никакими другими символами.
В «Популярном словаре по Буддизму и близким к нему учениям» (М.Хроникер. 2003г.) говорится, что «Ведическую культуру называют культурой ОМ, сопоставляя ее с греческой культурой Логоса и китайской культурой Дао. Ом выступает как основа, «сок» всего, сущность, обладающая первозданной андрогинностью, признаками мужского и женского начал одновременно. Важнейший архетип индийской культуры. Символ живой вселенной, космического сознания. Буддийский период в Индии (V-III вв. до н.э.) называют периодом ренессанса культуры ОМ».
Насколько оправданно называть культурой ОМ именно Ведическую Культуру, под которой мы, как правило, понимаем в первую очередь культуру Вед и примыкающих к Ведам (если брать в расширенном значении) Брахман — теологических трактатов, объясняющих ведические жреческие ритуалы? Ведь упоминания и метафизические рассуждения о слоге ОМ/АУМ впервые появляются лишь в Атхарваведе и Упанишадах.
Считается, что Омкара (ОМ) лежит в основе Ведического Знания, и потому ее произносят перед чтением любого гимна из Beд. Без этого ни одна ведическая мантра не принесет ожидаемого результата. Но может ли Омкара (ОМ) лежать в основе Ведического Знания, если под Ведическим Знанием мы понимаем знание и мудрость, прежде всего, самих Вед, в которых Омкара (ОМ) не упоминается? А Знание, отраженное в Атхарваведе и Упанишадах — это немного другое Знание, об этом говорит и сам характер текстов, и время их создания. Именно в Атхарваведе, которая занимает особое место среди Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан, и в Упанишадах говорится о том, что человек способен достичь своей высшей природы (и реализации) посредством повторения слога/мантры «OM». Подобное утверждение может быть основано только на глубоком знании единства мистической природы Человека и мистической природы Космоса. Именно это знание позволяет говорить авторам древних текстов о том, что Омкара (ОМ) представляет собой как проявленного Человека, так и проявленный Космос в единстве мужского и женского аспектов — в первозданной андрогинности. И это важнейший архетип Индийской Культуры, но, в первую очередь, именно Тантрической Культуры (!), Тантрической Традиции (!), но никак не Ведической Культуры и Ведической Традиции, которым, в принципе, не свойственна идея андрогинности…
Так ли это на самом деле, и какие еще хранят в себе загадки, тайны и знания мистическая мантра «ОМ» и ее графический символ — мистический круг «АУМ». Все это может стать предметом особого внимания и скрупулезных исследований такого раздела Российской Тантрологии как Мантрология (Тантры). Например, можно ли утверждать, что тантрическая по происхождению мистическая мантра «ОМ» является лишь частью тантрической мистической концепции «АУМ», являясь ее преддверием, поскольку мантра «ОМ» способна вывести человеческое сознание за пределы всех ограничений и раскрыть перед человеком его истинную природу, открывая ему доступ в мистический круг «АУМ»?…

3.5.8 АУМ Намах Шивайя

«Ом Намах Шивайя» — одна из главных ведических и тантрических мантр. Её буквальный перевод — «поклонение Благому (Шиве)» и называется она панчакшара (пятислоговой) мантрой. В её трансцендентных звуках содержится интуитивное знание Каула-Дхармы. «Намах Шивайя» записана в самой сердцевине Вед — в знаменитом гимне «Рудрам» (Шатарудрийя) Яджурведы и разъяснена в Агамах. Пять первоэлементов воплощены в этой великой мантре. «На» — это земля, «Ма» — вода, «Ши» — огонь, «Ва» — воздух, а «Йа» — эфир. Три слова «Ом Намах Шивайя» символизируют Шиву, Шакти и Дживу, пребывающих в неразрывном единстве, или Куле — Изначальной Семье. Её значений очень много. Подобно тому, как дерево присутствует в маленьком семени, также и великий Абсолют присутствует в этой маха-мантре, а с Ним — и всё сущее в тонкой форме. Маха-мантра «Ом Намах Шивайя» — это две формы Абсолюта в форме звука: грубая и тонкая. Слог «ОМ» — тонкая, а «Намах Шивайя» — грубая форма, выражающие соответственно непроявленный и проявленный аспекты Абсолюта. В этой маха-мантре одновременно представлены трансцендентный и имманентный аспекты Единой Реальности. И Шива и Шакти вместе присутствуют в этой великой мантре».

(Маха-мантра «Ом Намах Шивайя». Сайт www.vaikuntha.ru.)

««Бог нуждается в человеке, а человек нуждается в Боге. Это закон священного круга АУМ» (Эль Мория. Чела и Путь). <…>. Посмотрим: О + М = 30, и тут же вижу, что 36 = АУМ. Мысль течёт дальше. ОМ — двойственность, а АУМ — тройственность, к которой мы приходим, уходя от двойственности. Дальше нас ждёт следующий шаг: через триальность к Единству. ОМ и АУМ считаются одним и тем же, но это не совсем так, и говорят нам об этом числа, их разделяет всё та же «6». Получается, 3 + 0 = 3, а 3 + 6 = 9 = 3 х 3, и, таким образом, 9 — это утроенная триада, а в символике 9 является символом абсолютного совершенства и законченности. В 2009г. в работе по символике года я писала о числе 9 — этому числу была посвящена целая глава. Приведу небольшую выдержку из этой работы: «Божественную сущность девятки отражают многие религии: в Индуизме она выражает священный огонь бога Агни; в Иудаизме — свет истины, поскольку девятка воспроизводит себя при умножении; в Буддизме — высшую духовную силу. Интересен ещё один аспект девятки, как числа центра, поскольку восемь направлений плюс центр даёт девятку. Е.П.Блаватская указывает: «Это есть число, которое непрестанно воспроизводится во всех видах и аспектах при каждом помножении. Это есть знак каждой окружности, ибо величина его в градусах равна 9, т.е. 3 + 6 + 0». Обратите внимание на слова Е.П.Блаватской. В числе 36, а значит, в священном звуке АУМ скрыто понятие окружности, пространства, т.е. АУМ объемлет всё. Рассмотрим буквенные сочетания ОМ и АУМ. <…>. Посмотрите что получается. В расчёте мы выходим на то, что ключом является УМ или звук АУМ. Но АУМ = 36. <…>. Слово «УМ» вписано в священный звук, потому что через сознание мы даём ответ высшим мирам о своей готовности, и наши мысли это отзвук на их любовь. Всё связано: чем чище и выше наши мысли, тем мощнее посыл Высших Сил, тем надёжнее связь. Вознесённые Учителя говорят, что видят нас по пламени, т.е. горению наших мыслей: «что посеешь, то и пожнёшь». <…>.
Переход с ОМ на АУМ = 192 = Великое начало начал = Звёздные Врата в Египте = Волшебник Дед Мороз = Тройной портал = Врата жизни и смерти = Врата освобождения = Портал Эль — Ан — Ра = Дверь Вознесения = Русский ключ = Особая миссия = Сложные связки = Создать Единство = Суд свершился = Это всё связано <…>.
Хочу адресовать вас к интересной статье Сергея Робатеня «Сказ про то, как буква А боролась с буквой О». Полностью вы можете найти статью по следующей ссылке: www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161238. Приведу несколько выдержек из этой статьи: «Сравнивая символики букв А и О между собой, можно сделать следующие заключения: буква О своей формой подражает видимому божеству, буква А выражает результат философского осмысления идеи божества в графической форме, не являясь прямолинейным подражанием структуре видимого небесного объекта. Вполне допустимо предполагать, что обе эти буквы мирно могли сосуществовать в семействе графических знаков русского языка. О — для народа, А — для утонченных философов, предпочитающих проникать в суть вещей внутренним духовным взором. Отсюда и различные варианты русских слов, содержащие О в полногласных слогах народного русского языка, и А — в неполногласных слогах церковнославянского искусственного диалекта». <…>
Для нас важно другое: переход от ОМ к АУМ, т.е. в числовом выражении переход на более высокую вибрацию, а соответственно, подъём на ступеньку ближе к Духу».

(Л.Венгерская. От ОМ к АУМ. 13.11.2012г. Сайт www.vrata11.ru.)

«Об авторе. В.А.Чудинов — к.физ.-мат.н., д.филос.наук, проф., акад. РАЕН, автор 280 трудов (на май 2004г. более 310 трудов), 1942г. рождения. Область научных исследований — славянские мифология и палеография. Дешифровал славянское слоговое письмо — руницу и прочитал более 2.000 надписей. Имеет порядка 120 публикаций (в настоящее время — более 150). Основная книга данной проблемы — «Загадки славянской письменности» (М. Вече. 2002г. 528 стр.). В последнее время изданы еще три книги: Чудинов В.А. Руница и тайны археологии Руси. М. Вече. 2003г. 432 стр., Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М. Фаир-Пресс. 2004г. 624 стр., Чудинов В.А. Тайные руны древней Руси. М. Вече. 2005г. 400 стр. Председатель Комиссии по истории культуры Древней и Средневековой Руси РАН.
Статья. В эзотерических текстах часто встречается выражение ОМ. «ОМ, — как отмечает В.З.Кривченок, — мантра или выраженный звуком символ Брахмана во всех его четырех сферах, от Турийи до внешнего или материального плана (при этом внешнему, внутреннему или тонкому и сверхсознательному причинному состоянию соответствуют буквы А, У, М в восходящем порядке, а все эти три буквы вместе проявляют четвертое состояние — Турийю); используется как инициирующий слог, произносимый в качестве благословляющей прелюдии и утверждения (санкции)» [Кривченок В.З. Словарь эзотерических терминов. СПб. 1992г. с. 51]. Под Турийей понимается Абсолют. Здесь ОМ есть краткое обозначение тетраграммы (четырехзвучия), где каждый звук есть соответствующая аббревиатура другого слова. Но и слово АУМ есть неполная тетраграмма, где о четвертом звуке можно лишь догадываться.
Формула АУМ достаточно распространена; под этим именем издается даже журнал на русском языке [АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. Эзотерическое общество Нью-Йорка]. Казалось бы, тут все ясно. Но вот какие строки мы находим у Ю.Миролюбова: «В лесу надо звать Деда на помощь, крича «Ау!.. Ау!.. Ауме!» Заметим сразу же, что Ведическое название Бога, особенно во время жертвоприношения, — АУМ. Таким образом, и здесь видна связь Языческих верований с Ведизмом. Особенно же она видна из этого лесного призыва к АУМу. Так Ведийцы обращались к Сома, когда делали возлияния на Огонь-Агни» [Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М. 1995г. с. 49]. Как видим, Ю.П.Миролюбов отождествляет мантру, т.е. мистическое слово Абсолюта с Сомой, божественным напитком, с Агни, божеством огня, и с Дедом, языческим славянским божеством. Форма «Ауме», видимо, отражает звательный падеж от слова АУМ. Заметим при этом, что лесные боги являются наиболее древними богами славянских верований, отражая период досельской, лесной жизни наших предков. Обращение к Деду предполагает получение помощи терпящему бедствие со стороны этого божества.
В современной эзотерической практике возможно и иное написание и произношение данной мантры, а именно как АОУМ. В такой форме мы находим, например, ее в медитации ректора Института Универсального Знания в Москве «Тетрада» Аоураны после слов «Да будет так! Да исполнится и свершится все сказанное здесь! АОУМ» [Перетрутова Л.В. (Аоурана). Основные цели и задачи современного этапа эволюции сознания человеческой расы. Наука универсального знания. Вып. 2. М. 1997г. с. 5 и 26]. Как видим, здесь в сакральную формулу добавился новый элемент, О (на втором месте). Этот же элемент мы видим и в сакральном имени автора (АОУ + Урана). Здесь четвертый звук не подразумевается, а произносится. <…>.
Каббалистическая литература предлагает уже тетраграмму: «Великое имя Бога, обожаемого всеми мудрецами вселенной, есть ИЕГОВА; оно состоит из четырех еврейских букв… Это священное имя на Востоке состоит из четырех гласных ИЕОУ; одни его произносят ИЕОХ, выдыхая — ИЕОВА, другие — ИЕАУ. Писать надо всегда четыре буквы…». Здесь, как видим, вместо ИАОУ или ИАО произносится ИЕОА, то есть после И идет обратный порядок звуков с заменой У на Е: вместо АОУ — ЕОА. Это кажется странным, однако чуть дальше мы читаем разъяснение: «По сообщению Климента Александрийского настоящее произнесение этого имени могло бы убить человека… Европейские каббалисты говорят, что Бог сообщил Моисею на горе Синае настоящее произношение Его неизреченного имени вместе с главными тайнами закона… По другим сообщениям, первосвященник произносил это слово в храме один раз в году, 10-го числа месяца Тисри (сентября), в день поста и покаяния. Тогда ИЕГОВА произносилось ШЕМАМФОРАШ, то есть имя верно произносимое и правильно истолкованное» [Ленен. Каббала. Каббалистическая наука. Пер. А.В.Трояновского. Изд. АЗЪ]. К сожалению, и тут мы видим переход И в Ш, а гласные все те же, то есть ИЕАОА или ИЕОА. Но здесь же есть и звук М в сочетаниях ЕМ и АМ. <…>.
При этом следует иметь в виду, что каббалисты выражают имя Бога одной буквой ИОД, следовательно, добавление И к аббревиатуре делает ее божественной в том смысле, что Бог себя называет от первого лица, тогда как «произносимое» имя Бога устраняет первое местоимение Я, выражаемое как И, и, следовательно, обращающийся к Богу уже не называет богом себя. Учтя это, получаем серию триграмм или диграмм: Яхве — ЕОЕ; Иегова — ЕОА; раннехристианское название Бога — АО, эзотерическое название — АОУМ или АУМ, ОМ.
Все эти рассуждения нам понадобились для того, чтобы понять последовательность гласных звуков в европейских алфавитах. Так, в кириллице, греческом и латинском алфавитах мы встречаем последовательность гласных букв АЕИОУ. Если исключить гласную букву И, получим тетраду АЕОУ, весьма напоминающую обращение к Богу. При этом более древняя часть, как нам кажется, это ЕОУ, или ЕМОУ, ибо так начинаются библейские названия. Что же касается звука А, то он восходит к семитскому знаку АЛЕФ, что означает БЫК или ТЕЛЕЦ и обозначает эпоху Тельца (примерно 4000-2000 лет до н.э.) [Гурштейн А.А. Реконструкция происхождения зодиакальных созвездий // На рубежах познания вселенной. 1991. Сб. «Историко-астрономические исследования». М. 1992г. с. 57]. Тем самым, можно предположить, что гласная буква А была добавлена позже, чтобы датировать эпоху Тельца, время возникновения наиболее совершенной версии семитского алфавита. Напротив, буква И на десятом месте кажется весьма древней, и, судя по ее начертанию почти во всех алфавитах в виде вертикальной палочки, едва ли не первым алфавитным знаком, который встал на десятое место при замене его алефом. Так можно объяснить конструкции типа ИЕОУ (где конечный звук У в силу неясности произношения стал пониматься как А).
Интересно, что если составить аббревиатуру из русского написания смысла имени Яхве, «Йа Есть, О(вый) Есть», где ЙА есть Я, а ОВЫЙ есть ТОТ, КТО, получим тетраграмму ИЕОЕ, ту же самую, что и из имени ЯХВЕ. Такого рода совпадение – не случайность, а указание на то, что русский язык хранит в своих формах слов весьма древнюю семантику. Но тогда, видимо, не случайно и то, что последовательность гласных звуков и звука М в качестве аббревиатур образует осмысленное на славянском языке слово ЕМОУ, то есть ЕМУ. Вероятно, алфавит был посвящен ЕМУ, Богу, но это посвящение должно было дойти до людей в зашифрованном виде.
И последнее: формула обращения к божеству неспроста составлена из гласных звуков, ибо в таком виде она наверняка не может быть спутана ни с одним другим словом. Дифтонги в разных языках встречаются довольно часто, три гласных кряду — очень редко, но сочетание четырех гласных, или тетраграмма, практически исключена вовсе. И поэтому она всегда будет заметна, даже если ее разбить на составные части — лишь бы не была нарушена последовательность звуков. И при неизбежной исторической трансформации исходной формулы мы должны быть благодарны тому, что алфавиты и Устная Эзотерическая Традиция донесли до нас это дыхание седой старины.
По нашему предположению мантра АУМ (ОМ) есть прямое обращение к Богу по его тайному имени; и эта мантра воплотилась в алфавит в виде порядка расположения гласных. Поэтому исследование конкретного вида этой мантры представляет интерес не только для истории религии, но и для истории письменности. Была ли она у скандинавов и египтян?». [На данный вопрос автор отвечает утвердительно]. (См. Чудинов В.А. Имя Бога и гласные буквы алфавита как сакральные символы // Третьи культурологические чтения. ИППК МГУ. М. 1998г. с. 108-110; Чудинов В.А. Мантра АУМ у скандинавов и египтян. // Третьи культурологические чтения. ИППК МГУ. М. 1998г. с. 117-118).

(Чудинов В.А. Имя Бога и гласные буквы алфавита
как сакральные символы. // «Академия Тринитаризма».
М. Эл № 77-6567. публ.12081. 25.05.2005г. Сайт www.trinitas.ru.)

* * *

N 36. 01.11.14г.