Статья 3.5.8. Тайны мантры «ОМ».

продолжение

3. ЧТО ТАКОЕ ОМКАРА?

«Омкара — Пранава, священный мистический слог ОМ и его повторение. Омкара состоит из трех составляющих — акара, укара и макара (трех букв — А, У, М). Акара представляет жизненный принцип — пранататтва. Укара представляет ум. Макара представляет тело. Таким образом, Омкара есть совокупное выражение Атмана, тела и ума. Космос возник из акары. Это — прана (жизненная сила). Ум возник из укары. Тело — из макары. Атман, тело и ум, возникшие из трех букв «А», «У» и «М», описывают собой Солнце, небесный свод и всю Вселенную. Омкара — основа всего творения».

(Энциклопедия знаний. Сайт www.pandia.ru.)

«Знак Омкара (или «Ааумкар») — это, как и правосторонняя свастика, знак благоприятности, невинности, мудрости, чистоты и полного единства и гармонии с Источником. Этот знак связан с Муладхара-Чакрой. Его графическое изображение напрямую связано с силой Шакти, а каждый из элементов представляет энергию Ади-Шакти, разделившуюся на три составляющих: Шри Махакали (изначальная сила Чистого Желания Бога, изображена в виде «3»), Маха Сарасвати (энергия Чистого Творчества Бога, через которое Его желание воплощается, изображена как открытая вниз буква «с») и Маха-Лакшми (энергия эволюции и процветания творения, изображена как верхний элемент, открытая вверх буква «с» с точкой (бинду) сверху). АУМ также означает время, пространство и причину, прошлое настоящее и будущее, рождение, развитие и смерть, начало, середину и конец, дух, разум и материю. Он также олицетворяет три состояния сознания, три энергетических канала человека. Символом АУМ является Омкара.
Современная наука также подтверждает триединство Мироздания. Например, теория физического вакуума рисует три уровня Реальности: грубо материальный мир, тонко материальный мир, мир высшей Реальности. Итак, в Омкаре, как и тризубце Шивы, заложены глубокие знания Мироздания, триединство миросозидающих сил. Обладая ими, наши предки пытались гармонизировать себя с этими знаниями для просвещения своей жизни. Они изображали их в своих ритуальных действах, предметах культа, священных текстах и включали в большие композиции защитных мистических знаков и орнаментов.
ОМ впервые появился в Упанишадах, как мистический слог и рассматривался как объект глубокой медитации, наивысшей духовной силы. ОМ относится не только ко всему миру, но также к трем звукам А, У, М, из которых состоит этот слог. Когда Великая Первозданная Сила проявила себя, был сотворен особый святой звук ОМ. Силой ОМ была создана вся Вселенная. ОМ — это проявление трех изначальных энергий: «А», «У» и «М». В тонкой энергетической системе человека АУМ проявляется следующим образом:
— А — энергия левого канала симпатической нервной системы. Качество этой энергии — желание.
— У — энергия правого канала симпатической нервной системы. Ее качество — действие, созидание.
— М — энергия центрального канала парасимпатической нервной системы. Ее качество — эволюция, сознание».

(Омкара. Медитационная Йога в Чехии. 16.06.2010г. Сайт www.vk.com.)

«Глава седьмая. Господь Чайтанья в пяти ипостасях. Объяснение смысла слога ОМ содержится в 23-м стихе 17-й Главы «Бхагавад-Гиты»: «С начала творения три слова — ом, тат, caт — использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три слова-символа произносили брахманы, когда исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего».
С Омкары начинается «Шримад-Бхагаватам»: ом намо бхагавате васудевапа. Поэтому Шридхара Свами, автор известного комментария к «Шримад-Бхагаватам», называет Омкару таранкутой, семенем освобождения из материального мира. Поскольку Верховный Господь абсолютен, Его святое имя и звук ОМ неотличны от Него. Чайтанья Махапрабху утверждает, что святое имя, или Омкара, трансцендентное проявление Верховной Личности Бога, обладает всеми энергиями Господа. Божественный звук святого имени Господа содержит в себе все энергии. Не может быть сомнений в том, что святое имя или Омкара — это Сам Господь. Любой, кто произносит Омкару и святое имя Господа, сразу же встречается с Верховным Господом, воплощенным в звуке. В «Нарада-Панчаратре» ясно говорится, что Верховная Личность Бога, Нараяна, предстает перед тем, кто произносит аштакшару — восьмисложную мантру (ом намо нарайанайа). Подобное утверждение есть и в «Мандукья-Упанишаде», где сказано, что все в духовном мире представляет собой экспансию божественной энергии Омкары.
Основываясь на Упанишадах, Шрила Джива Госвами доказывает, что Омкара является Высшей Абсолютной Истиной, и это подтверждают все ачарьи и другие мудрецы. Омкара не имеет начала, она верховна, нетленна, не подвержена переменам и ничем не оскверняется. Омкара суть начало, середина и конец всего сущего. Любой, кто понимает это, достигает с ее помощью совершенства и познает свою духовную природу. Омкара пребывает в сердце каждого и является Ишварой, Верховной Личностью Бога, как об этом говорится в «Бхагавад-Гите» (18.61). Повторяющий Омкару перестает быть шудрой и немедленно возвышается до уровня брахмана. Произнося звук ОМ, человек может осознать единство всего творения и понять, что оно является экспансией энергии Верховного Господа: «Верховный Господь, Личность Бога, неотличен от материального творения, и в то же время Он существует отдельно от него. Весь космос появляется из Господа, в Нем он покоится и в Него входит после разрушения» («Бхагават-Гита» 1.5.20). Вопреки мнению несведущих людей, «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что весь сотворенный космос представляет собой экспансию энергии Верховного Господа. Осознать это можно, просто повторяя святое имя Господа, Омкару.
Однако не следует считать, что кто-то просто придумал это сочетание букв — а-у-м — для обозначения всемогущего Господа. Нет, Омкара обладает божественной природой, и, хотя она состоит всего из трех звуков, в ней заложена вся духовная сила, так что любой, кто ее повторяет, очень скоро осознает тождество Омкары и Господа. Кришна провозглашает: «Я — слог ОМ в ведических мантрах» (7.8). Отсюда следует, что среди многочисленных воплощений Верховной Личности Бога Омкара является звуковым воплощением. Это признают все Веды. Нужно всегда помнить, что святое имя Господа и Сам Господь вечно едины и неотличны друг друга. Омкара лежит в основе ведического знания, и потому ее произносят перед чтением любого гимна из Beд. Без этого ни одна ведическая мантра не принесет ожидаемого результата. Вот почему Госвами утверждает, что Пранава (или Омкара) в полной мере олицетворяет Верховную Личность Бога. Анализируя Омкару они разделяют ее на звуковые составляющие. Омкара представляет собой сочетание букв «а», «у», «м». Буква «а» обозначает Кришну, который является властителем всех живых существ и всех планет — духовных и материальных. Он стоит во главе всего сущего. Буква «у» обозначает Шримати Радхарани, энергию наслаждения Кришны, а «м» — живые существа (дживы). Таким образом, звук ОМ включает в себя все творение: Кришну, Его энергию и Его вечных слуг. Иначе говоря, Омкара олицетворяет Кришну, Его имя, славу, развлечения, окружение, экспансии, энергии и все, что с Ним связано».

(Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила. Т.1. Сайт www.Vyasa.ru.)

 

4. ЧТО ТАКОЕ ПРАНАВА?

«Пранава — волшебный слог ОМ (АУМ)».

(Словарь Твоя Йога. Сайт www.youryoga.org.)

««Ом» часто называют «Пранавой», что в буквальном переводе означает «жужжание», или «гудение». Слово «пранава» происходит от глагольного корня «прану» («разноситься», «вибрировать»), в основе которого в свою очередь лежит глагол «ну» («прославлять», «повелевать», а также «звучать», или «кричать»). Через звук «ОМ» проявляется абсолютная, трансцендентная, изначальная Реальность. «Ом» — звук-первооснова, семенной слог Вселенной».

(«Yogajournal» №36 ноябрь/декабрь 2010г. Сайт www.yogajournal.ru.)

«Что такое пранава и как туда попасть. <…>. Поработаем теперь еще с одной мантрой, которую называют «ОМ» или «АУМ». Это различие в названиях вызвано тем, что в европейских языках нет буквы, передающей звук промежуточный между «о» и «ау». <…>. «Река» Святого Духа, в которую мы вошли, называется Пранава. Шри Юктешвар так оценивал ее значение для духовного развития человека: «…Только тот, кто благословлен Небесным даром чистой Любви, становится Божественным: будучи крещен освященном потоке Пранавы (святой вибрации АУМ), он проникает в царство Бога». Пранава — также мощный прием для самоисцеления».

(В.В.?Антонов, А.Э.?Лапин, Т.Я.?Каширина «Раджа- и Буддхи-Йога». М. 1992г.)

«ОМ (АУМ). Первичный звук; Высшая мантра, Пранава. <…>. Описанию Пранавы ОМ, ее значения и практик с нею связанных, посвящено множество шлок в самых различных духовных писаниях: «АУМ! Этот звук — все это. Вот его разъяснение: прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук АУМ. И то прочее, что за пределами трех времен, — тоже звук АУМ. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний правитель, это источник всего, начало и конец существ. Это Атман в отношении к звукам, звук АУМ в отношении к частям. Стопы (Атмана) — части, и части — стопы: звук А, звук У, звук М» («Мандукья-Упанишада»). <…>. «Ом — это пространство, это Брахман, изначальное пространство. Это Веда, которую знают брахманы. Благодаря ей знают то, что следует знать» («Брихадараньяка-Упанишада»)».

(Словарь Традиции Натхов. Сайт www.nathas.org.)

«АУМ (ОМ), Пранава — развернутый вариант слова ОМ, изначальной звуковой вибрации, посредством которой Бог творит и поддерживает Вселенную; выраженный звуком символ Брахмана и Его мантра. Является наиболее священным словом Вед. «Пранава — истинная жизнь всех элементов и, таким образом, живительное дыхание самой Пракрити. Поток воды, падающий со скалы, произносит ОМ; волны, бьющиеся о береговой мыс, произносят ОМ. Звук вдоха и выдоха тоже есть Пранава, не так ли? Знают ли они, что восклицания людей, несущих на плечах паланкин, дыхание тех, кто поднимает тяжести, возгласы тех, кто стирает белье на реке, все эти звуки созвучны Пранаве. <…>. Те, кто дышит, произносит ее постоянно в процессе своего дыхания. Когда Арджуна спросил, как человек должен вспоминать Бога, разве ты не знаешь, что ответил Кришна? Он сказал, что человек должен произнести в уме Пранаву, которая неотделима от Бога. Таким образом, сказал Он, бхакта, преданный Богу, достигает высшей цели. Каждый имеет право на эту великую мантру, Пранаву» (Шри Сатья Саи Баба)».

(Словарь санскритских терминов. Энциклопедия Знаний. Сайт www.pandia.ru.)

«ОМ-ПРАНАВА — техника пропевания трех божественных звуков АУМ. ОМ — это звук, принятый во всех религиях мира: Буддизме, Джайнизме, Индуизме. Измененной формой ОМ в Христианстве является АМИНЬ, АМЕН в Исламе. Звук ОМ — это единственный звук, который очень близок к целостности сознания. Все остальные слова находятся на периферии. «АУМ (ОМ) — космическая, творческая вибрация» — определяет Парамаханса Йогананда. ОМ — заклинание и благословение, утверждение и обещание. В нем космическая сила, в нем сила атомной энергии. ОМ — свидетельство Божественного Присутствия. ОМ — это обращение к Богу. Для каждого, кто может вникнуть в этот звук, для каждого, воспринимающего вибрации мысли или голоса, ОМ — это Высшая Сила Мира, отраженная в каждой душе, как Солнце отражается в глазах. <…>. Когда вы произносите «А», прана находится в нижней части тела, когда вы произносите «У» — прана — в средней части, «М-М-М» — в верхней части тела. Когда Вы произносите ОМ, прана достигает своей целостности, полноты. ОМ напоминает нам о целостности Бытия, о том, что все есть Безусловная Любовь. Чем дольше мы можем пропевать это священное слово, тем больше наша Сила Любви, способность делиться этой прекрасной энергией».

(ОМ-Пранава. Сайт www.pranacentr.com.)

«Пранава — универсальный общепринятый символ Индуизма. Все секты, культы и религиозные группы Индуизма принимают его и поклоняются ему, в том числе Буддизм, Джайнизм и Сикхизм. OM — священный, «вечный слог», употребляемый в Индуизме и Буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. OM является символом высшей святости, Брахмана — Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии. ОM имеет две формы выражения — комбинация звуков и графический знак. Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на Санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху. По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества. Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».
Слово «АУМ» происходит от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати различных значений. Анализируя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая
— обладает универсальным знанием;
— управляет всей Вселенной;
— одна защищает от несчастий жизни;
— осуществляет желания верующих и карает неверующих;
— дает просветление.
Каждая биджа-мантра («семя-слог») имеет своё имя, которым следует пользоваться в разговоре, не произнося при этом самой мантры вслух. Такое имя слога OM в Тантрической Традиции — Пранава. Оно образовано из корня «ну» — хвалить, и префикса «пра», означающего превосходство. Поэтому значение этого слова — «лучшая хвала», «лучшая молитва», «то, посредством чего Бог восхваляется наилучшим образом». Возможно также толкование: «тот, который непознаваем».
Во всех древних индуистских писаниях «вечный слог» OM подвергается глубокому осмыслению.
АТХАРВА-ВЕДА: «Гопатха-Брахмана» рассказывает историю о том, как Индра при помощи OM побеждает демонов, символически описывается достижение человеком своей высшей природы посредством повторения OM.
ЯДЖУР-ВЕДА: призывает реализовать Брахмана посредством повторения и концентрации на OM.
КАТХА-УПАНИШАДА: провозглашает, что OM — сам Парабрахман.
МУНДАКА-УПАНИШАДА: «Взяв, как лук, великое оружие Упанишад, наложи на него стрелу (бана), заострённую медитацией. Натягивая лук мыслями, обращёнными на сущность Того, порази, мой друг, стрелой, словно цель, Непоразимого. Мистический слог АУМ — это лук. Стрела — это Я, Атман. Брахман — это цель. Проникнуть в Него может только сосредоточенный человек. Войди и пребывай в нём, как стрела в мишени» (II,2,3). Также она предлагает духовно устремлённым медитировать на единство Атмана самости, (личности) и Брахмана (Бога) посредством использования OM для джапы — повторения мантры на чётках.
МАНДУКЬЯ-УПАНИШАДА: слог OM означает различные состояния сознания: А — бодрствование; У — сон со сновидениями; М — сон без сновидений; а весь слог OM есть турья — наиболее совершенное состояние сознания.
ШВЕТАШВАТАРА-УПАНИШАДА: утверждает, что сосредоточение на слоге OM является способом достижения Брахмана.
БХАГАВАД-ГИТА: Шри Кришна говорит, что он есть OM среди слов, и все религиозные ритуалы начинаются с повторения OM. Более того, если кто-либо преуспеет в повторении слога OM, размышляя при этом о Боге, то он может достичь высочайшей Реальности.
ЙОГА-СУТРА ПАТАНДЖАЛИ: провозглашают, что Пранава является символом Бога и посредством повторения OM и медитации на OM возможно достигнуть состояния самадхи.
Димешвар Рам Авадхута. Тантра. Постижение высшей реальности. «В Тантрической Традиции биджа-мантра OM — самый могущественный звук, источник мантр и ключ к Реализации. Он состоит из трёх звуков: А-У-М, которые символизируют три функции по отношению к вселенной: А — творение (Брахма), У — поддержание (Вишну) и М — разрушение (Шива). О мантре OM говорят как о царе всего звучащего, матери вибраций, квинтэссенции всего космоса, ключе к вечной мудрости и силе. Пранава является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения».
Свами Вивекананда. Бхакти-Йога. «Мантра «ОМ». Слово и Мудрость». «В космическом плане Брахма, или Хираньягарбха (Золотой Зародыш), или космический ум — Махат, сначала проявляет себя в виде имени, а уже потом принимает форму, становится вселенной. Вся проявившаяся, чувственно воспринимаемая вселенная, есть форма, за которой стоит вечный, невыразимый спхота, субъект проявления, в виде Логоса, Слова. Вечный Спхота, вечный базовый материал всех идей или имён, и есть та энергия, через которую Бог творит Вселенную, точнее, Он вначале есть спхота, а затем выражает себя через более конкретную, чувственно воспринимаемую вселенную. Спхота может быть обозначен одним единственным словом, и это слово OM. Поскольку никаким анализом невозможно разделить слово и идею, то OM и вечный спхота неразделимы, поэтому можно предположить, что вся Вселенная сотворена из вечного OM, самого священного изо всех священных слов, праматери всех имён и форм. Однако можно сказать, что при всей неразделимости слова и мысли, одна и та же мысль выразима несколькими словесными символами, а значит, не обязательно, чтобы слово «OM» выражало именно ту идею, которая дала начало проявлению всей Вселенной. На это мы отвечаем: только OM может быть всеобъемлющим символом, и равных себе он не имеет. Спхота — материал для всех слов, однако это не есть определённое слово в полностью раскрывшемся виде. Или: если убрать все различия между всеми словами, то оставшееся и будет спхота, вот почему спхота носит наименование Нада-Брахма, Звук-Абсолют.
Поскольку любой словесный символ предназначен для выражения невыразимого спхота, то по мере своего усложнения он должен всё дальше отходить от спхота, а наиболее обобщённый символ, который в то же время наилучшим образом выражает его природу, будет ближе всего к спхоте, и это может быть OM и только OM: три звука, составляющие его — А, У, М, произносимые как OM, могут рассматриваться в виде обобщённого символа всех возможных звуков. Звук А является наименее расчленённым, поэтому и говорит Кришна в «Гите»: «Я есть А среди всех звуков». Все звуки артикулируются в пространстве между корнем языка и губами, A — это горловой звук, М — чисто губной, в то время как У точно воспроизводит процесс артикуляции от корня языка до губ. Правильно произнесённый OM представляет весь процесс артикуляции, чего не может сделать ни одно другое слово, в силу чего OM есть наилучший символ спхоты, который является подлинным значением OM. А так как символ никогда не может быть отделён от символизируемого, то OM и спхота едины. А так как спхота — это тонкая часть проявившейся Вселенной и стоит ближе к Богу, являясь по сути первым проявлением Божественной Мудрости, то OM есть подлинный символ Бога. OM выражает акханду, нерасчленённый Абсолют».

(Пранава (ОМ, АУМ), Изначальный звук. Сайт www.simbolarium.ru.)

 

5. ТАЙНЫ МАНТРЫ «ОМ».

«Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Одна из древнейших мантр ведической культуры. Символ живой вселенной, космического сознания».

(Тайны мантр. Сайты www.layayoga.ru; www.streetfighting.ru.)

«Мантра ОМ представляет собой прана-биджу или основополагающий звук энергии и жизнеспособности. Эту мантру можно повторять, когда необходимо открыть, очистить и освободить любую из марм. Эта мантра несет в себе бессмертную силу Высшей сущности (Атмана) и оказывает расширяющее и возвышающее воздействие. Обычно она визуализируется как имеющая золотистый цвет и несущая солнечную энергию жизни и разума».

(Основополагающие биджа-мантры и их использование
применительно к мармам. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Традиционное санскритское написание мантры ОМ напоминает цифру 3, или трезубец, повернутый на четверть оборота по часовой стрелке. Это соответствует трем главным нади эфирного тела. Обычно над мантрой изображается символ луны и солнца, увенчанный языком пламени (символ полного слияния противоположностей в эротическом экстазе). ОМ служит также символом эфирного тела. Солнце — это солнечная энергия Манипура-Чакры и тонкого канала Пингала. Луна — символ энергии Сахасрара-Чакры и тонкого канала Ида. Пламя олицетворяет собой восходящую Кундалини, Считается, что мантру ОМ издает специальный колокол для медитаций, по которому ударяют деревянной палочкой».

(Ом Мани Падме Хум. Сайт www.sakti.ru.)

«ОМ — это МАНТРА, символический звук, выражающий Сознание Брахмана в его четырех аспектах, начиная от Турийи и кончая материальным планом Бытия. Функция мантры заключается в возбуждении вибраций на уровне внутреннего сознания; эти вибрации должны подготовить наше сознание к реализации того, что символизирует и заключает в себе мантра. Поэтому мантра ОМ должна подводить сознание к видению и ощущению Единого Сознания, присутствующего как во всех материальных формах, так и во внутреннем существе, и в сверхфизических мирах, и на каузальном уровне, который является для нас сверхсознательным, и, наконец, на высшем трансцендентном уровне, превосходящем все космическое бытие. Обычно те, кто использует эту мантру, ориентируются главным образом на трансцендентный уровень. [23:745-46]».

(Пандит М.П. Глоссарий терминов, встречающихся
в работах Шри Ауробиндо. Сайт www.aurobindo.ru.)

«ОМ — это маха-биджа-мантра. «Маха» означает «великий», «биджа» означает «семя, источник, причина». Маха-биджа означает, что слог «ОМ» является источником всех мантр. ОМ самая главная из мантр. В Ведической Традиции считается, что все Веды, вся Вселенная и все существа произошли из ОМ. ОМ является олицетворением Высшего Брахмана Абсолютной Истины. ОМ — основной звук, из которого произошли все прочие звуки. Повторяя ее и медитируя на нее, человек преодолевает влияние космического неведения и соединяется с Высшим Сознанием, с Богом. <…>.
ОМ — это Аминь в христианских богослужениях. ОМ — это обозначение Высшего Бытия, вечности, Абсолюта и Сознания. Мантра ОМ — прана-биджа, биджа энергии и жизненной силы. Ее можно повторять применительно к любой марме, нуждающейся в очищении.
В древнем аюрведическом тексте «Падартха-Чандрика» ОМ называется пара-мантрой, или мега-мантрой, поскольку триста тысяч повторений этой мантры избавляет от всех болезней души и тела, уничтожает даже самые тонкие кармические причины болезней, делает ауру человека такой светозарной, что она приносит исцеление всем, мантра приводит к единению с Брахманом».

(Евгения Вельп. Мантраяна. Защитное поле мантр. Сайт www.oum.ru.)

«Слово оказывает большое воздействие на сознание и психику человека. Словом можно убить человека или, по крайней мере, довести его до инфаркта, а можно и поднять на седьмое небо. Казалось бы, слово — всего лишь сочетание звуков. Однако в определенном смысле любое слово представляет собой не что иное, как мантру. Термин «мантра» происходит от санскритского «мантрана» — «совет, предложение, истинное слово».
Любая мантра использует энергию звука, звуковую вибрацию. Таким образом, звуки окружающего нас мира можно назвать «внешними» мантрами. А звуки дыхания, речи, движений мышц, то есть тела, относятся к «внутренним» мантрам. В зависимости от их амплитуды, высоты, частоты, длительности звуками можно вызвать определенные изменения в сознании и психофизических параметрах повторяющего их человека.
Мантра АУМ (ОМ) имеет, прежде всего, энергетический смысл, не требующий языкового перевода. Важно не языковое значение, а вибрационный эффект звукосочетания. Главное — высвобождение запертых энергий. Постоянные занятия помогут достичь полного сознательного контроля над энергетическими потоками в организме».

(Мантра «ОМ» — мантра освобождения. Сайт www.a-u-m.ru.)

«МАНТРА «ОМ» — мистический звук, первооснова, корень всех мантр. «Ом» — начало всех прочих звуков, он содержит все их в себе. Вселенский звук «Ом» на Санскрите называется Пранава, что означает «священный слог». В Ведических текстах говорится, что Брахман («Абсолютная Реальность» или «Чистое Сознание») изначально явил себя как звук, и этот первозвук был «Ом». Следовательно, Ом — наиболее близкий к Богу символ, углубляющий сосредоточенность разума и ведущий к проявлению Высшей Реальности. <…>.
Произнесение мантры «АУМ (ОМ)». Как и все мантры, АУМ можно произносить вслух, шепотом или мысленно. То, что пишется как «АУМ», произносится «ОМ», причем «о» должно звучать ближе к «оу». В Санскрите мантра «ОМ» обозначается специальным символом, состоящим из цифры «3», полумесяца и точки. Полумесяц означает протяжный, напевный звук, точка — окончание звука, но не отрывистое его прекращение, а постепенное затихание, «растворение» в пространстве. Цифра «3» (имеющая, кстати, важное значение в нумерологии) соответствует трем звукам мантры, олицетворяет физическое, рассудочное и духовное начала.
Очень просто, но в то же время и глубоко философски описывает мантру «ОМ» Патанджали в книге «Йога-Сутра»: «Ом есть выражение сущности Бога». Как тут не вспомнить уже приводившиеся ранее слова из Евангелия от Иоанна! Это слово («ОМ») неизменно, неуничтожимо и вечно, даже если изменится или исчезнет мир и все сущее в нем. Как уже было сказано в разделе, посвященном свадхьяе, один из аспектов свадхъяи — это повторение мантр. Патанджали особо указывает на то, что мантра «ОМ» должна произноситься только для себя, негромко или мысленно (джапа).
«ОМ» отражает наше внимание от всего рассудочного, эмоционального и физического, от всего того, что может отвлечь сознание от сверхчувственного уровня восприятия. Сосредоточенность при произнесении этой мантры устраняет все препятствия на духовном пути, разум становится спокойным и умиротворенным. Теперь он способен испытывать великую радость общения с Высшим Началом. <…>.
«ОМ» является слитным произношением биджа-мантры «АУМ». В Тантре есть представление о том, что всё Творение порождено мантрой «АУМ», которая является биджа-мантрой Вселенной. В «АУМ» звук «А» относится к проявленному миру, физической Вселенной. Звук «У» связан с миром энергии. Звук «М» олицетворяет Высшее Сознание. Для человека же звук «А» связан с его телом и обычным состоянием сознания. Звук «У» связан с внутренней энергией человека и сознанием в состоянии сновидения или мечтаний. Звук «М» связан с сознанием в состоянии сна без сновидений («Мандукья-Упанишада»)».

(К.Адонаи. О практике мантр. Сайт www.adonay-forum.com.)

«ОМ. 1) Величайшая мантра, или слово власти. Верно произнесенное достаточно развитым человеком это слово, являющееся выражением божественной силы, привносит великую гармонию в тело и разум. Его ментальный эффект гораздо сильнее, когда это слово произносится не вслух, а умственно, однако в любом случае, оно должно звучать не очень громко и в «плавающей» форме, без усилий. Это слово состоит из трех букв: А, У и М. Гласные «а» и «у» сливаются в «о». «М» произносится без разжимания губ, то есть назально, и продолжается согласно представлениям и интуиции произносящего. Теория слова «ОМ» заключается в том, что первый звук «а», образуется в задней части рта, последний звук, «м», издается с помощью губ, а «у» является плавным переходом между ними; таким образом, слово покрывает весь спектр возможных гласных. Поскольку гласные несут основную силу речи, а согласные представляют собой только ограничения или приложения этой силы, целиком слово является выражением акта творения, указывающим на присутствие Творца; в нем проявляется весь цикл творения, ибо «а», «у» и «м» связываются с божественными силами, или функциями, которые символизируются тремя девами, богами: соответственно Брахмой, Вишну и Шивой.
Патанджали советует ученику повторять это слово не просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть. Учитель говорит, что медитация даруется для двух целей — для достижения понимания природы личного сознания и для преодоления препятствий к обретению высшей созерцательности. Ом произносится благоверным индусом в начале любой молитвы и гимна, любых слов, выражающих благоговение и восхищение. Он произносится также и в конце, иногда дополненный трехкратным «шанти».
2) Звучание основной тантрической мантры. ОМ вызывает упорядочивание энергоинформационной структуры окружающего Вас пространства и стимулирует работу Аджна-Чакры, наиболее тесно связанной с гипофизом, шейными нервными сплетением и головным мозгом. Нормальное функционирование этой чакры активизирует интеллект, психические возможности, воображение и визуализацию ярких зрительных образов. ОМ — это звук первоначального движения, звуковая вибрация, от которой все вещи появляются и которой они будут поглощены в конце цикла мироздания. Космический звук ОМ — звук тишины, символизирует собой Абсолют. В древнеиндийских учениях ОМ сравнивали с Манасом — умственными силами.
3) ОМ. АУМ. Другие названия: Пранава, Ом-кара, Аумкара. Мантра-слог, мантра-семя, великая мантра (махамантра). Одна из древнейших мантр. Считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Ведическую культуру называют культурой ОМ, сопоставляя ее с греческой культурой Логоса и китайской культурой Дао. ОМ выступает как основа, «сок» всего, сущность, обладающая первозданной андрогинностью, признаками мужского и женского начал одновременно. Важнейший архетип индийской культуры. Символ живой вселенной, космического сознания. Буддийский период в Индии (V-III вв. до н.э.) называют периодом ренессанса культуры ОМ. Существуют различные трактовки загадочного воздействия этой мантры».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Согласно учению Йоги каждая мантра содержит кроме сосредоточенного мышления, которое составляет ее сущность, еще и тайную силу, скрытую в самой существенной части мантры, в так называемом биджа (т.е. семени), и путем многократного повторения мантры эта тайная сила извлекается и может быть использована. Величайший и могущественнейший из всех биджа (а значит из всех мантр) есть священный слог ОМ. В нем, как в каждом биджа, есть носовое М (напевание, жужжание), или гудящее М-М-М-М, которое по этому учению как раз и содержит в себе силу мантры. Как это возможно? Взглянем на слог ОМ сначала только как на звук, который имеет предназначение блокировать влияние извне, чтобы обратиться к собственным внутренним процессам. Выговаривают этот слог как АОУмм, но как звук, в котором ни А, ни О, ни У отдельно не слышны, а гудящее М должно сопровождать произнесение всего слога с самого начала. В этом «гудящем М» (в биджа обычно выговариваемое как гортанное «нг» в слове «Ганг») лежит всё решение задачи. Напевность, гудение, жужжание приводит в колебание, через мягкое нёбо, всю область гипофиза, а звучание М — целую область кха (от середины между бровями до шишковидной железы). К этому надо прибавить еще глубокое и становящееся все сильнее сосредоточение мысли. Это сосредоточение мысли, в соединении с М-м-м-колебанием, активизирует сперва гипофиз, как центр воли, а затем и шишковидную железу, все усиливая активизацию вплоть до раскрытия ее, как «третьего глаза».
По общему биогенетическому закону, сначала возникает необходимость функции, и только затем возникает соответствующий орган, — и наоборот, если функция будет пренебрегаться и подавляться, то и орган захиреет. Поэтому необходимо снова разбудить эту функцию в теле, для того, чтобы этим опять автоматически вызвать развитие шишковидной железы. Целесообразнее всего это можно сделать, повторяя ОМ-биджа в соединении с сосредоточением на желании видеть кха. Повторять эту мантру можно и не вслух, достаточно это делать мысленно, только надо при каждом повторении напевного (жужжащего, гудящего) М подчеркивать это прикосновением корня языка к мягкому нёбу и, таким образом, обеспечивать вибрации (колебания) всей области кха.
Это упражнение называется набха-мудра и гласит: «Где бы не находился йог, что бы он ни делал, всегда он должен держать язык (корень языка) вверх (к мягкому нёбу) и всегда задерживать дыхание» («Гхеранда-Самхита», III, 2). «Задерживать дыхание», как объяснено выше, есть требование концентрации мышления, которое всегда связано с задержанием дыхания (с воздухом) и усиливается через повторение ОМ-мантры: «Повторение этого ОМ и размышление о его значении — есть путь» («Йога-Сутра» 1, 28).
Древнеиндийские мудрецы знали тайны обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции и гормональных желез, которые наша наука открыла только в прошлом столетии. Они знали, кроме того, также о роли, которую играют эти железы, (подчинённые тонко-субстанциональным центрам — чакрам) в установлении гармонии «телесного», «душевного» и «божественного» («духовного»). По этому учению у человека, упражняющегося по способу, указанному выше, происходит духовный обмен веществ. Вибрации мантры возбуждают через головные центры (гипофиз и шишковидную железу) остальные центры тела (чакры), физические корни которых — это соответствующие железы: щитовидная, загрудная (тимус), поджелудочная, надпочечная, половая и копчиковая. Так возникает тонкосубстанциальный обмен веществ, соответствующий грубосубстанциальному обмену, вызванному физическим обменом веществ. Тонкосубстанциальный обмен координируется, главным образом, гипофизом через все эти «станции духовного» — чакры (цветы лотоса и мистические круги), которых в человеке всего двенадцать (семь при движении вниз, т.е. при нисхождении, — и 5 при движении вверх, т.е. при восхождении). Такое обращение тонких энергий (которое, между прочим, при продолжении упражнений, чувствуется и физически, как заметный внутренний жар в позвоночном столбе) через 12 мест соответствует одному году нормального развития».

(Б.Сахаров. Открытие Третьего Глаза. Сайт www.orlov-yoga.com.)

«Две величайшие мантры. Согласно Тантрическому учению, в основе творения лежат пять изначальных звуков-ростков А, У, Э, О, И. Их звучание изменяет ритм бытия (биджа). Этот ритм присущ всем объектам, в том числе и голосу человеческого тела. Повторение этих звуков обогащает энергией биджа организм. Ритмические вибрации, которые возникают в теле при произнесении мантр, порождают различные состояния ума, оказывающие огромное воздействие на весь организм.
Священный слог ОМ является величайшим и могущественнейшим из всех биджа. Дело в том, что в нем, как и в каждом биджа, есть напевное, жужжащее М или гудящее М-М-М, в котором, согласно Тантрическому учению, как раз и содержится сила мантры.
Рассмотрим слог ОМ сначала только как звук, назначение которого — блокировать влияние извне, чтобы обратиться к своим внутренним процессам. Выговаривают этот слог как АОУММ, но при этом ни А, ни О, ни У в отдельности не слышны, а гудящее М сопровождает произнесение всего слога с самого начала. В этом «гудящем» М, которое выговаривается как гортанное НГ в слове «Ганг», заключен глубокий смысл, определяющий силу его воздействия.
Звук М, произнесенный напевно, с жужжанием, вызывает вибрационные колебания, которые через мягкое нёбо передаются на область гипофиза, причем звучание М заставляет вибрировать всю зону КХА, расположенную от точки между бровями до эпифиза (шишковидной железы). Звук «А» вибрационно воздействует на нижнюю часть физического тела, звуки «О» и «У» заставляют вибрировать среднюю часть тела.
Концентрация мысли в сочетании с М-М-М-вибрацией вначале активизирует гипофиз, представляющий центр воли, а затем и шишковидную железу. На физическом уровне такая практика активизирует функции желез внутренней секреции путем стимуляции гипофиза, тем самым происходит иммуномодуляция, на уровне Духа — рост сознания, на уровне Души — гармонизация тела.
Работать с мантрой ОМ надо с чистым сознанием, нельзя произносить священный слог в гневе или в состоянии раздражительности. Произнесение ОМ должно обеспечиваться соответствующим дыханием, а также, что весьма важно, положением языка, он должен при всех произнесениях легко касаться мягкого нёба.
Согласно китайской классике, язык служит «переключателем», замыкающим меридианы «Малого небесного круга» — Ду-май и Жень-май. Кроме того, положение языка и мягкого нёба (у кончиков верхних зубов с внутренней стороны) обеспечивает эффективность вибраций всей области КХА.
Вибрации ОМ возбуждают через головные центры (гипофиз, гипоталамус, щитовидную железу и центры тела — чакры), соответствующие железы внутренней секреции: щитовидная железа, тимус (загрудинная), поджелудочная, надпочечники, половые железы, копчик (энергетическая спираль богини Кундалини).
Известным ученым Гансом Джинни в Цюрихе был поставлен весьма интересный эксперимент. На обычную плоскую тарелку были насыпаны мелкие пылинки. При произнесении ОМ (А-У-М), реагируя на вибрацию, пылинки начинают собираться в круг, а затем поднимаются над тарелкой, словно для того, чтобы образовать сферу.
Известно, что форма круга соответствует графической символике Солнца. Используя Великий Закон аналогий, следует сделать вывод, что звук ОМ гармонизирует аурные зоны относительно их горизонтального спин-вращения. Кроме того, ОМ абстрагирует вас от реалий физической жизни, очищает ауру от энергетических загрязнений, соединяет с божественными потоками Творца. Практика ОМ создает трамплин к поднятию своего сознания на более высокий уровень, что обеспечивает человеку избавление от страданий. ОМ заставляет вибрировать в определенном частотном резонансе наши энергетические тела, приводя их в равновесие, вызывая тем самым оптимизацию всех процессов в организме.
Мантра АОМ-АУМ (А-У-О-М) является вариантом ОМ, она способствует наиболее сильной концентрации мысли, пониманию и восприятию истины, она помогает устранить слабости, активизирует внимание на главном, исправляет типологию поля.
При произнесении ОМ желательно визуализировать его символ. На вдохе произносите ОМ про себя, на выдохе — вслух. Представьте при визуализации и пропевании ОМ исходящие из его символа потоки чистых цветов радуги, излучающиеся из символа и окутывающие ваше тело, голову, заполняющие все существо».

(Г.Бореев. Невидимые силы Йоги. Сайт www.sunhome.ru.)

«4. Медитация на Пранаву, «ОМ». 1. Лучшим Наставником (Упадешей) является священный слог ОМ (Пранава), который совмещает в себе многие принципы теологии, философии и мистицизма. Маленьким детям, которые только учатся ходить, дают трехколесную каталку, чтобы они могли, опираясь на перекладину, толкать ее вперед. ОМ является подобным же средством передвижения для духовного ребенка. Его три колеса — это «А», «У» и «М», три компонента мантры. ОМ — это первичный звук, присутствующий в дыхании жизни. В каждом цикле дыхания мы произносим «Сохам»; «Со», когда вдыхаем и «Хам», когда выдыхаем, что означает «Он-Я». При этом мы утверждаемся в убеждении, что Он, являющийся всем этим внешним миром, и есть «Я», которое является всем этим внутренним миром, мы растем в осознании Единства. Во время глубокого сна, когда чувства, мозг и ум спят и бездействуют, ни «Он», ни «Я» не воспринимаются раздельно; и Он «Со», и Я «Хам» оба стираются, и звук Сохам трансформируется в ОМ, указывая на слияние внешнего и внутреннего в единой Истине. ОМ имеет также много других значений, и медитация на ОМ — это важная садхана для исследователя Реальности. Этот слог подобен семи цветам солнечного света, слившимся в единое бесцветное (белое) сияние.
2. Садхаки получат много пользы, если при повторении пятислоговых (панчакшари) или восьмислоговых (аштакшари) мантр, они вначале будут произносить Пранаву. Практикуя это в течение некоторого времени, они могут даже воздерживаться от слов, сосредоточившись на той Форме, которая вырисовывается посредством звука и преобразует мантру в Само Божество (Девату). Вот почему в Священных писаниях (Шрути) говорится: «нишабдо брахма учьяте» — «Брахма есть Безмолвие, полное отсутствие звука».
3. Для учеников, стремящихся к постижению вечно присутствующей Божественности, рекомендуется постоянное повторение ОМ и интенсивная медитация на его значении. Шанти означает покой и призывается трижды для того, чтобы, действуя через индивидуальный организм, через божеств и через Космический Разум, нейтрализовать три источника скорби.
4. Пранава — это лук; Атма — стрела; Парабрахман — мишень. Поэтому садхак, уподобившись лучнику, не должен попадать под влияние чего бы то ни было, возбуждающего ум. Он должен все внимание направить на мишень, соединиться с нею, медитировать на нее. В «Кайвалья-Упанишаде», в «Мундака-Упанишаде» и различных частях писаний (Шрути), Пранава оценивается очень высоко за ее самые различные аспекты. Поэтому эта мантра, освобождающая человека, может произноситься и осмысляться всеми. Пранава-упасану могут практиковать все, на этот счет не должно быть никаких сомнений. <…>.
6. В человеческом теле есть шесть нервных центров, имеющих форму цветка лотоса. Каждому лепестку этих шести лотосов соответствует буква и звук. Когда лепестки вибрируют, то каждый из них, подобно лепесткам фисгармонии, издает определенный звук. Те, кто задумается над этим, могут засомневаться: если лепестки движутся, то кто или что приводит их в движение? Сила, которая движет ими, это Изначальный Звук (Анахатадхвани), неразличимый и неощутимый. Это звук, издающийся без всякого усилия, независимый от сознательной воли. Это и есть Пранава. Словно бусинки четок, нанизанные на шнур, все буквы и звуки нанизаны на Пранаву. В этом заключается смысл высказывания, что «Он является Пранавой Вед». Кришна учил тому, что вы должны растворить свой ум в Пранаве, которая является основой Универсума. <…>.
человек способен, благодаря практике, погрузиться в Блаженство Пранавы. Эта медитация на звуке (шабда-упасана) оказывается основным средством осознания Высшего Духа, являющегося «Пранавой Вед», которая ничем не отличается от Изначального Звука (Шабды). Вот почему Господь говорит, что Он — «Пуруша человека». <…>.
7. Мантра и джапа важны для людей любого типа. Что такое мантра? «Ма» означает размышление (манану), а «тра» означает спасение; поэтому мантра — это то, что спасает вас, если вы на нее медитируете. Мантра избавит вас от ловушек мирской жизни, которая сопряжена со смертью, горем и страданием. Из всех мантр Пранава является высшей и наилучшей, она возглавляет и венчает все мантры. <…>.
10. Существует немало людей, утверждающих, будто Пранаву могут повторять только избранные, а остальные, мол, не имеют на это права. Какая ошибка! Прийти к такому ложному заключению можно, только если неведома истина, если придерживаться ложных убеждений. В Гите не говорится специально о той или иной группе. Кришна недвусмысленно утверждает: «Любой». И Он ничего не говорит о возможных ограничениях, проистекающих из различия в касте или поле. Он даже не говорит: «кто желает, а кто не желает», «кто уполномочен, а кто не уполномочен». Он говорит только, что для медитации на Пранаву (а не только для ее бесполезного механического повторения), необходимо пройти некоторое предварительное обучение, такое как контроль чувств, сосредоточенность ума и т.п.
Ибо, что пользы от того, что из уст раздается звук ОМ, если ум мечется от одной фантазии к другой? Звук сам по себе не поможет достичь освобождения. Чувства должны быть обузданы, мысли целеустремленны, и Слава должна быть осознана. Вот почему Господь учит, что от рождения до смерти человек должен пребывать в поиске Истины. Если же вы, наоборот, откладываете садхану до последнего момента, то будете подобны студенту, впервые перелистывающему страницы учебника перед тем, как войти в экзаменационный зал! Если студент, считая, что у него в запасе целый учебный год, не усваивал знания, сообщаемые ему учителем, не читал конспектов и книг, то много ли удержится в его голове, если он раскроет учебник лишь в то самое утро? Единственное, что может усилиться — это его отчаяние. А экспертом его назовут разве только в лени. <…>.
11. Любое, даже самое незначительное событие, сопровождается звуком, только вы, возможно, неспособны его расслышать, потому что диапазон вашего слуха ограничен. Веко, покрывая глаз, производит звук, роса, выпадая на лепесток, производит звук. А звук, вызванный первичным движением, в результате которого Брахман окутал себя саморазвивающейся Майей, — называется Пранава-шабда, или ОМ. Дальнейшим развитием этой Пранавы является Гаятри, и потому она почитается и ценится так, что посредством ее созерцания происходит посвящение в духовную жизнь (адхьятмику).
Звук мантры столь же ценен, как и ее смысл. Даже ядовитая кобра усмиряется музыкой, вот какой потенциал успокоения имеется у звука (нада). Ребенок в колыбели сразу перестает кричать, стоит ему услышать звуки колыбельной песенки; она может не иметь никакого смысла, ее рифмы могут быть нестрогими, она вообще может свестись к простому потряхиванию погремушки, но она успокаивает, расслабляет нервы и вызывает сон. В случае же Гаятри, смысл столь же очевиден, сколь и глубок. Она не сводится к просьбе о милости и прощении; она взывает о чистоте разума, чтобы в нем верно, без малейших искажений, могла отразиться Истина».

(Шри Сатья Саи Баба. Садхана. Внутренний Путь
Духовной Дисциплины. / Пер. С.М.Неаполитанского. СПб. 1998г.)

 

6. ЗНАЧЕНИЕ «ОМ» В ГАЯТРИ-МАНТРЕ.

«Глава 1. Гаятри-Мантра. (Вопросы с 1 по 34). 9. Каково значение ОМ в Гаятри Мантре? Ом — Наада Брахмам, появившийся из Всевышнего Бога в начале Творения («Ом Ити экакщарам Брахман» — «этот слог Ом — это Брахман»). Он состоит из трех слогов «А» — «У» — «М». «A» относится к бодрствующему состоянию, «У» относится к состоянию сна со сновидениями, «М» относится к состоянию (глубокого) сна. Все это ведет к 4-му состоянию, называемому Турья, которое находится за пределами всех этих трех состояний и отображается Тишиной. Когда кто-то ныряет в глубины этой Тишины, он слышит космический АУМ или Пранаву, который исходит от Праны (жизненной вибрации), заполняющей Вселенную.
Гаятри-Мантра — расширенная форма ОМ, и Ом включен в Гаятри-Мантру, чтобы придать «усиливающий» эффект этой Мантре. «Ом — это Воды, Свет, Сущность (Саарам и Саарамсам), Бессмертное, Реальность; физический (Бхур), промежуточный (Бхувах) и небесный (Свах) миры — это ОМ»…».

(Джей Саи Рам. Гаятри-Мантра. Сайт www.smilebuddha.net.)

«Значение Омкары в Гаятри-Мантре. Установлено, что каждый человек произносит Омкару непроизвольно, просто в процессе разговора при вдохе и выдохе. Даже детский плач и первая попытка членораздельной речи содержит эту трансцендентную комбинацию звуков. Жужжание пчел, рокот океанских волн и шум прибоя, любая музыка включают в себя трансцендентальный ОМ. Как говорится в одном из псалмов Давида, «всякое дыхание да славит Господа!». В любом писании на любом языке имеется ОМ как АМЕН, АМИНЬ. Сочетанием букв А, У, М заканчивается любая молитва, обращенная к Богу.
«Сначала было слово, слово было у Бога и слово было Бог…». Все ведические мантры начинаются с Омкары. Мантра ОМ (или Омкара) состоит из трех букв А, У, М. Она описывает взаимоотношения живого существа с Кришной (самбандха), достижение любви (абхидхея) и духовную деятельность в состоянии любви (прайоджана).
Господь Брахма, первое живое существо и творец вселенной, услышал ОМ в звуках флейты Кришны. Когда эта вибрация слетела с его уст, она стала Гаятри. Шрила Джива Госвами утверждает, что Брахма был инициирован флейтой Кришны. Получив брахманическую инициацию, он стал способен постичь ведическую мудрость. Из этого следует, что Кришна — изначальный духовный учитель. Посвятив Брахму, Он сделал его первым в цепи ученической преемственности Брахма-Мадхва-Гаудийя-сампрадайи, передающей ведическое знание.
Все мистики, святые и йоги медитируют на ОМ, который возник из звука флейты Кришны и представляет Его имперсонально. Согласно «Шримад-Бхагаватам», Абсолютная Истина познается в трех аспектах: имперсонально, локализовано и личностно.
Бог — личность. Он является источником всего, составляя высшую цель познания Абсолюта. Поскольку Он неотличен от своего имени, то надо понимать, что ОМ уже присутствует в Его имени. Так, например, в имени «Кришна» — уже есть ОМ, Кришна — Верховная Личность Бога. ОМ заключен в Его имперсональном сиянии, брахмаджьоти, которое исходит из трансцендентального тела Господа.
Как уже говорилось в начале книги, каждая буква Санскритского Алфавита имеет свое значение и находит собственное выражение в звуковой вибрации. Рассмотрим ОМ в сочетании букв А, У, М. «А» представляет Кришну, «У» — Радхарани, «М» — живое существо, душу. Таким образом, ОМ есть полное выражение Личности Господа, Его энергии и потенции служения, которую заключает в себе каждое живое существо. В другом варианте, «А» — представляет Балараму, который представляет основу материального творения; «У» — Прадьюмну, сверхдушу вселенной, а «М» — Анируддху, сверхдушу всех живых существ во вселенной. Существуют и другие объяснения. Чтобы не повторяться, скажем со всей определенностью, что хотя различные ачарьи дают разное описание ОМ, рассматривая с разных точек зрения, но смысл один: А-У-М — это форма Верховной Личности Господа, Его вечной супруги и индивидуальной души».

(Брахма-Гаятри-Мантра. Журнал «WomanAdvice —
советы на все случаи жизни». Сайт www.womanadvice.ru.)

 

7. ЧТО ТАКОЕ «АУМ»?

«Гопи Кришна. Истинная цель Йоги. Слог «АУМ» выражает собой музыку души. Эта мелодия слышна человеку только тогда, когда в нем пробужден центр Божественной Силы. Тогда излучение высоких энергий затопляет мозг подобно потоку золотого нектара, освещая то, что раньше было во мраке. По мере распространения свечения, душа наполняется невыразимым счастьем и ощущает себя растущей, распространяясь вовне, подобно солнечным лучам. Так она достигает близлежащих объектов, затем распространяется вширь и вдаль, пока не достигнет горизонта и не заполнит собой весь видимый мир. При этом нет смятения или искажения восприятия, как это бывает в случае использования наркотиков, и нет памяти, как это бывает при применении гипноза. Интеллект остается незатронутым, и нет никаких его наложений. Внутренний и внешний миры остаются на своих местах, с одним лишь существенным различием: с точки зрения сознания душа кажется разлитой повсюду и везде ощущается присутствие невыразимого и неуловимого ума».

(Что такое просветление? Исследование цели духовного пути.
/ Под ред. Джона Уайта. Изд.-во Трансперсонального Института. М. 1996г.)

«Глава 57. Божественные звуки языка. Проявление первоматерии через энергии и законы Бога. (Черновые записки гипотез). Величайшей из всех биджа-мантр является слог «АУМ». Он содержит в себе все прочие биджа-мантры. Согласно индийской мифологии и йогическим учениям, весь наш мир вышел из звука АУМ, пребывает в нем и в нем исчезает. Пранава является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения. Таким образом, АУМ — это всеобщий звук, общее зерно, из которого происходят все прочие звуки. Буквы алфавита являются лишь эманацией слога АУМ, корня всех букв и звуков, он — как бы матрица всех звуков. АУМ — это символ бога Брахмы. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. При сильном нервном возбуждении является успокаивающей мантрой. Наделяет силой все, на что она направлена. Кроме того, мантра АУМ усиливает все другие мантры. Поэтому рекомендуется сочетать произнесение других биджа-мантр с мантрой АУМ. Например, АУМ ХУМ, или АУМ ГАМ».

(Хорст Редра. Факультет Магии. Сайт www.facultymagic5.narod.ru.)

«Между ведическими и тантрическими мантрами существует определенная разница. Тантра может научить всем формам использования мантр. Одной из основных мантр является слог «АУМ» (Пранава). Этот слог произошел от трех слов: бхух (земля), бхувах (воздух), свах (небо). Традиционно АУМ передает понятия всемогущества и универсальности. Это символ беспримесной чистоты и величественной силы. В области пола он символизирует: А — мужской, У — женский, М — средний. Синтезируя силы материи, духа и жизни: А — Брахму (созидателя), У — Вишну (защитника), М — Шиву (разрушителя). В плане таттв: А — акар (форму), У — урдхагами (движение), М — акаша (эфир), пустота. В плане элементов сущности: А — земля, У — вода, М — воздух. В плане гун: А — саттва (благость), У — раджас (страсть), М — тамас (невежество). В плане времени: А — прошедшее, У — настоящее, М — будущее. В плане намарупа: A — caт (вечность), У — чит (знание); М — ананда (блаженство). А также: А — бодрствующее состояние. У — состояние сновидения. М — самадхи. Еще: А — субъективное знание. У — сознание внутреннего Мира. М — открытие высшего знания.
Произнесение АУМ перед мантрой и после нее приводит в гармонию два полушария мозга и производит магический эффект. Такое размещение этого слога в начале и конце мары называется сампут. В «Таттва-Пракаше» АУМ называют тарамантрой, или таритантрой — считается, что она используется для достижения состояния сиддхи. <…>.
Таким образом, во всех текстах ведического происхождения АУМ (или ОМ) является сущностью всего. АУМ является единым целым, олицетворяющим всеохватывающим космическое сознание — турийю, выходящее за пределы слов и концепций сознание четвертого измерения, чистое самосуществование».

(АУМ — сущность всех мантр. Сайт www.tantracentr.kiev.ua.)

«70-й афоризм. Мантры, заклинания, сами по себе являются предметом изучения, однако можно объяснить использование одной из этих мантр, которая будет оказывать наибольший эффект в деполяризации и процессе преобразования. Эта мантра приводит физическое тело в гармонию с ментальными и духовными силами. Произнесите звук «а» и поместите центр звука в область солнечного сплетения. Следующий звук — «у», и его центр находится в области горла. Произнесите звук «м», направляя эту вибрацию через внутреннюю область головы, смыкая передние зубы. Сначала произнесите звуки раздельно, затем вместе. Получится АУМ. Эта мантра является сущностью самого звука. Все звуки, сливаясь вместе, производят звук АУМ. Прислушайтесь к общей сумме шумов большого города, и вы услышите АУМ. АУМ слышится в морской раковине и в океанских волнах. Это проявление творения из созидательной энергии. По мере того, как вы произносите данные звуки, вы высвобождаете свою созидательную энергию в созидательные центры своего мозга. Затем эти энергии наполняют ваше ментальное, эмоциональное и физическое тело, создавая для вас новый мир.
71-й афоризм. Правильно произнесенные звуки «А-У-М» преобразовывают инстинктивное в интеллектуальное и инстинктивно — интеллектуальное в сверхсозантельное. В этом случае достигается прямое познание. Слог АУМ является универсальной мантрой, которую можно безопасно повторять как посвященным, так и непосвященным в любых обстоятельствах, в любых условиях, независимо от того, является ли тело чистым или нет. При правильной рецитации мантры она возвышает сознание, гармонизируя физическое с ментальным и духовным. Мантра «АУМ» приведет вас к гуру. После обретения познания следующим раскрытием на пути к просветлению будет поднятие сознания в четвертую чакру — шайва-дикша, инициация в более глубокие мантры.
72-й афоризм. «А-У-М» приводит физическое тело в гармонию с разумом и разум с интуитивной природой. Здесь мы снова видим великое благо повторения мантры «АУМ». Она сама по себе является самым лучшим психотерапевтом. Она является звуком Вселенной, звуком шумного города, звуком рождения, звуком смерти. Прислушайтесь к окружающим вас звукам, и вы услышите АУМ. Слушая, мысленно произнесите звук АУМ и ощутите как единое целое тело, разум и Бога, который находится внутри вас».

(Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Ника-Центр. 2008г. 338 стр.)

«11 часть. Глава 11 (27). Беззвучие, полнозвучие и тотальная осознанность. 24 января 1973 года, Бомбей, Индия. АУМ — это один из основных звуков, в нем объединены три звука А-У-М, которые представляют собой три основных звука. Все звуки составлены из них или выводятся из них; все звуки являются комбинациями этих трех звуков. Так что эти три звука являются основными. Они являются основными в том же смысле, как в физике являются основными электрон, нейтрон и протон. Это следует глубоко понять. В абсолютном случае, в предельном случае существует только Одно, это Абсолют, а все, что мы наблюдаем, является относительным. Все, что мы видим, никогда не является Абсолютом; Абсолют всегда спрятан, скрыт. Его невозможно увидеть, потому что в тот момент, когда мы видим что-либо, оно разделяется. Оно разделяется на три части: на видящего, на видимое и на отношение между ними. Существует отношение знания, видения, узнавания. Процесс разделен на три части. Абсолют разделен на три части; в момент познания он разделяется на три части. Будучи непознанным, он является одним. Познанный, он становится тремя. Познанное является относительным; непознанное является абсолютным. Закон трех является основой для той вселенной, которую мы знаем. И если мы войдем глубже, мы обнаружим, мы обязательно обнаружим, что все разделено на три части. Это и есть закон трех. Христиане называют это троицей — Бог-отец, сын Иисус и Святой Дух. Индийцы называют это три-мурти: три образа — Брахма, Вишну и Махеш или Шива. Сейчас физики утверждают, что если мы проанализируем все до основания, то мы увидим, что материя может быть сведена к трем сущностям: электрону, нейтрону и протону. Поэты утверждают, что если мы углубимся в эстетические ощущения человека, в эмоции, то обнаружим там Сатьям, Шивам, Сундарам — Истину, Добро и Красоту. Человеческие чувства построены на этих трех элементах. Мистики утверждают, что если мы проанализируем экстаз, самадхи, то там будут Сат-Чит-Ананда — Существование, Сознание и Блаженство.
Все человеческое сознание, в каком бы направлении оно ни работало, приходит к закону трех. «АУМ» есть символ закона трех. А-У-М — это три основных звука. Вы можете считать их атомарными звуками. Эти три звука объединены в слово «АУМ», так что АУМ где-то рядом с Абсолютом, непознанным. И что касается звуков, АУМ является последней станцией. Если вы выйдете за пределы слова «АУМ», вы выйдете за пределы звуков; тогда не будет больше звуков. А-У-М: эти три звука являются последними, они являются границей существования. За пределами этих трех звуков вы движетесь в неизвестное, в абсолютное. Физики утверждают, что теперь мы дошли до электрона; кажется, что мы дошли до предела, до самого предела, потому что нельзя сказать, что электрон является материей. Электроны невидимы, у них нет никаких материальных свойств. И их нельзя назвать не материей, потому что из них состоит вся материя, все составлено из них. Если они не являются ни материей, ни не материей, то, как их называть? Никто не видел электронов, их существование лишь предполагается; то, что они существуют, доказано лишь математически. Их действие известно, но их невозможно увидеть. Сейчас мы не можем выйти за их пределы. Закон трех является пределом, и если мы выходим за пределы закона трех, мы движемся в неизвестное. Тогда ничего нельзя сказать. Даже об электронах очень мало можно будет сказать».

(Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 2. Сайт www.ezoterik.org.)

«В «Чхандогья-Упанишаде» сказано: «Сущность всех существ — земля. Сущность земли — вода. Сущность воды — травы. Сущность трав — человек. Сущность человека — речь. Сущность речи — «Ригведа». Сущность «Ригведы» — «Самведа». Сущность «Самведы» — удгита (то есть АУМ). Удгита — лучшая из сущностей, заслуживающая высочайшего места». Таким образом, во всех текстах ведического происхождения АУМ (или ОМ) является сущностью всего. АУМ является единым целым, олицетворяющим всеохватывающее космическое сознание, турийю, выходящее за пределы слов и концепций сознание четвертого измерения, чистое самосуществование. В Упанишадах говорится, что АУМ есть сам Брахман, то есть «Бог в форме звучания есть АУМ». В «Мандукья-Упанишаде» сказано: «Пранава (АУМ) — это лук, Стрела — это личность, Целью же является Брахман». «Майтрейя-Упанишада» сравнивает АУМ со стрелой, которую манас (разум, мышление, рассудок) укладывает на лук человеческого тела (дыхания); пронзив тьму неведения, эта стрела достигает света высшего состояния. Точно так же, как паук взбирается по своей паутине и достигает свободы, йоги поднимаются к освобождению благодаря слогу АУМ.
АУМ представляет собой изначальное звучание вневременной реальности, которое извечно вибрирует в человеке и многократно отражается во всем его существе. Этот звук открывает сокровенную сущность человека вибрации высшей действительности — не той реальности, что окружает человека, но нескончаемой действительности, извечно присутствующей как внутри, так и снаружи. Любое религиозное созерцание начинается с АУМ и заканчивается этим слогом. Цель этого заключается в том, чтобы разум наполнился предчувствием бесконечного совершенства и высвободился из мира ограниченной эгоистичности.
АУМ — совершеннейшая и точнейшая мантра: «А» означает бодрствующее состояние — субъективное сознание; «У» есть состояние сновидения — осознание внутреннего мира мыслей, чувств и желаний. «М» является состоянием глубокого сна — осознанием неразделенного единства. АУМ — лучшая, самая первая и самая последняя мантра. Это звучание охватывает высшее сознание: «А» — саттва и Брахман, «У» — раджас и Вишну, «М» — тамас и Шива. Таким образом, АУМ. является всеединым Творцом, Хранителем и Разрушителем. Триста тысяч повторений этого звука приводят к единению с Брахманом. «А» есть акар (форма), элемент земли. «У» есть урдхагами, движение элемента воздуха вверх. «М» есть акаша, пустота. Когда АУМ произносится как удгита, садхаку следует понижать тон, а его дыхание должно проходить сквозь пупочную область — это автоматически происходит при произнесении завершающего слог АУМ звука. При этом звук «м» (макара) произносится с сомкнутыми губами, что напоминает запирание двери, отделяющей человека от внешнего мира, и глубокое погружение в андха-куп (слепой колодец) или бхрамара-гупху (пчелиная пещера). В анатомии это соответствует мозолистому телу мозга. Возникающие при произнесении макары вибрации похожи на жужжание пчелы; звучание заставляет дрожать верхнюю часть черепа, т.е. заполняет собой всю кору головного мозга. В области коры мозг покрыт множеством выпуклостей и впадин, похожих на горные долины. Считается, что вызванные макарой вибрации активизируют эти долины. Благодаря этому в мозге получается больше места для хранения информации. Но этого можно добиться только продолжительными ежедневными джапами. У творчески мыслящих художников, поэтов и музыкантов пранава (то есть непрерывное жужжащее произнесение звука АУМ) проявляется как мурлыкание под нос — она помогает им создавать новые картины, стихи или композиции».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

«Вот несколько толкований [АУМ]: Свами Шивананда. «Медитация на ОМ». «ОМ (АУМ) — это всё. ОМ — это имя, символ Бога, Ишвары, Брахмана. ОМ — это ваше истинное имя. Слог ОМ покрывает весь опыт, который человек обретает в трех состояниях сознания. Слово ОМ поддерживает все проявленные миры. Из слога ОМ проявилась эта воспринимаемая чувствами Вселенная. Мир существует в слоге ОМ и исчезает в этом звуке. «А» представляет физический план, «У» — ментальный и астральный планы, мир разумных духов, все небеса, а «М» — состояние глубокого сна и всё, что неизвестно бодрствующему сознанию, все, что недоступно интеллекту.
ОМ представляет всё. ОМ — это основа вашей жизни, мысли и разума. ОМ — это всё. Все слова, обозначающие объекты, сходятся в слове ОМ. Таким образом, весь мир вышел из звука ОМ, пребывает в нем и в нем же исчезает. Приступая к медитации, громко произнесите ОМ три, шесть или двенадцать раз. Это выгонит из ума все мирские мысли и уберет викшепу (метания ума). Дальше повторяйте ОМ в уме. Джапа мантры ОМ (пранава-джапа) оказывает потрясающее воздействие на ум».
Хариш Джохари. «Инструменты для Тантры». «АУМ: СУЩНОСТЬ ВСЕХ МАНТР. В Упанишадах говорится, что АУМ есть сам Брахман, то есть «Бог в форме звучания есть АУМ». АУМ представляет собой изначальное звучание вневременной реальности, которое извечно вибрирует в человеке и многократно отражается во всем его существе. Этот звук открывает сокровенную сущность человека вибрации высшей действительности — не той реальности, что окружает человека, но нескончаемой действительности, извечно присутствующей как внутри, так и снаружи.
Поэт Рабиндранат Тагор прекрасно описал этот священный слог, когда сказал, что АУМ является словом-символом совершенного, беспредельного и вечного. Этот звук совершенен в самом себе и олицетворяет целостность всего сущего. Любое религиозное созерцание начинается с АУМ и заканчивается этим слогом. Цель этого заключается в том, чтобы разум наполнился предчувствием бесконечностью совершенства и высвободился из мира ограниченной эгоистичности.
Феноменальный мир сотворен различными частотами. Согласно всем духовным учениям, Бог сначала сотворил звук, а из этих звуковых частот возник феноменальный мир. Из этого звучания состоит все наше существование. Когда этот звук упорядочивается желанием нечто сообщить, проявить, вызвать, материализовать, возбудить или наполнить энергией, он превращается в мантру.
Из Брахмана, Высочайшего, и его Пара-Шакти-Майи изошла Нада (Шива-Шакти, мужская и женская энергии в форме слова, или «звучания»). Из Нады появился Бинду. Это проявление называется Шабда-Брахман (Высшее Сознание в форме звука); оно представляет собой неразличимый звук, возникающий при развертывании сознания (парамбинду) и его наполнении энергией. Это неслышное, неразличимое звучание — авьякта, непроявленная энергия, проявляющаяся в троице Шакти: 1. Джняна-Шакти: Знание. 2. Иччха-Шакти: Воля. 3. Крийя-Шакти: Действие. Эти шакти соответствуют трем гунам: тамасу, раджасу и саттве, которые олицетворяют природу как нисхождение от духа к материи и обратное восхождение — реальность как плотную завесу духа. Таким образом, энергия, которая проявляется в форме феноменального мира, представляет собой звучание и сокровищницу гун, подверженных беспрестанным видоизменениям. Звук, или нада, является сочетанием Шивы и Шакти, извечной пары противоположностей, пронизывающей всю вселенную. В человеке они становятся двумя сторонами тела: правая относится к Шиве, а левая — к Шакти. Шива проявляется как свайямбху-лингам в Муладхаре, а Шакти сворачивается в три с половиной кольца и становится Кундалини-Шакти.
Материальным содержанием и сущностью любого материального содержания является звучание; об этом говорится в «Чхандогья-Упанишаде»: АУМ — совершеннейшая и точнейшая мантра: «А» — означает бодрствующее состояние — субъективное сознание; «У» — есть состояние сновидения — осознание внутреннего мира мыслей, чувств и желаний; «М» является состоянием глубокого сна — осознанием неразделенного единства. АУМ — лучшая, самая первая и самая последняя мантра. Это звучание охватывает высшее сознание: «А» — саттва и Брахман. «У» — раджас и Вишну. «М» — тамас и Шива.
Таким образом, АУМ является всеединым Творцом, Хранителем и Разрушителем. Произнесение АУМ перед мантрой и после нее приводит в гармонию два полушария мозга и производит магический эффект. Такое размещение этого слога в начале и конце мантры называют в Санскрите словом «сампут». В «Таттва-пракаше» (одной из книг тантрических писаний) АУМ называют тара-мантрой, или тарини-мантрой, считается, что она используется для достижения состоянии сиддхи, свободы от физических ограничений. <…>.
У творчески мыслящих художников, поэтов и музыкантов пранава (то есть непрерывное жужжащее произнесение звука АУМ) проявляется как мурлыкание под нос — она помогает им создавать новые картины, стихи или композиции».
Номкай Норбу Ринпоче. Дзогчен. «Сначала идет буква «А». Это мантра, которая имеет потенциал, мощь, идущие от Мастера и Линии передачи. Когда мы произносим эту мантру, мы используем ее как средство для связи нашей внутренней энергии с энергией внешнего мира. Этот звук — неизменный первичный источник всех языков и таким образом он представляет изначальное состояние индивидуума. Не важно, визуализируем ли мы тибетскую, санскритскую или латинскую «А», и поэтому я изобразил здесь латинскую букву. Также не имеет значения, практикуем ли мы концентрацию или визуализацию. Что важно, так это жить вне границ в изначальном состоянии присутствия. Звук «А» означает присутствие в действительном состоянии индивидуума»».

(Значение символа ОМ. 25.02.2006г. Сайт www.indostan.ru.)

«Баба сказал, что имеется три разновидности звука, и они известны как Саманья, Варна и Муука. Он описал их следующим образом: Саманья — это звук, ассоциирующийся с объективным миром. Этот звук возникает при падении, разрушении, слиянии или движении любого объекта. Например, шум дождя, раскаты грома, журчание реки, шорох век, звуки при пищеварении или при падении капель росы на нежные лепестки розы. Варна — это звук произнесенного слова. Он наделен особым значением. Это биение сердца одного человека, отвечающего на биение сердца другого. Муука — это звук тишины или звук первоначального движения, вызывающий сокрытие Брахмана Майей (что также исходит от Брахмана). Это АУМ, или Прана-шабда («прана» означает «вибрировать»).
«АУМ Ити Эк Акшара Брахман» — «АУМ — этот один слог есть Брахман». Повторяйте АУМ медленно, размышляя о его безграничных возможностях. «А» возникает из горла (зарождаясь в области живота), «У» скатывается с языка и «М» звучит на губах. Эти звуки являются сущностью всех слов, какие только могут исходить из человеческого горла. АУМ — это сумма всех учений Вед и всех форм почитания Господа. Это первоначальный, основной звук, символизирующий собой Всеобщий Абсолют. После звука «М» возникает неслышный резонанс (Муука), символизирующий не имеющего качеств, бесформенного, абстрактного Ниракар Парабрахмана. АУМ необходимо произносить как можно медленней, крещендо, пока он не достигнет своей максимальной громкости на звуке «М». Затем громкость звука должна уменьшаться так же медленно, как она увеличивалась, постепенно замирая и создавая тишину и молчание в глубине сердца. Не произносите АУМ в два этапа, думая, что вам не хватит дыхания. Звуки «А», «У» и «М» представляют состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, в то время как четвертое состояние (также известное как Турийя), находящееся за пределами этих трех, выражается тишиной и молчанием. Если в эту тишину погрузиться достаточно глубоко, то можно услышать Космический АУМ или Пранаву, исходящую из Праны (жизненной вибрации), которая наполняет всю Вселенную; чтобы услышать этот звук, нужно максимально приблизиться к сердцевине своего Бытия. Вот почему Упанишады называются Упанишадами. «Упа» означает «около» и «нишад» — «сидеть». Иди и сиди около, чтобы услышать, как Сверхдуша шепчет Душе.
«АУМ Тат Сат», — говорит Гита. «Тат» означает объективный мир, познаваемый чувствами, как нечто отдельное. «Сат» означает Истину, Бытие, или вечное Есмь. Когда вы осознаете, что Тат есть Свет, Тат станет «субъектом». Он более не будет отдельным объектом. Это слияние субъекта с объектом проявляется как АУМ. Оно также означает, что цветок индивидуальности превратился в плод, наполненный сладким соком своей собственной внутренней сущности, и, наконец, отделился от дерева. <…>.
Исследование внешнего космоса — всегда волнующее переживание, но исследование нашего внутреннего космоса несравненно более волнующе, потому что Внутреннее Я вездесуще и тождественно Брахману. Это Истинная природа человека. «Будь покоен и знай, что Я ЕСМЬ Господь», — говорится в псалме. Чтобы войти в священные пределы этого внутреннего космоса, необходимо снискать Милость Внутреннего Я. Чтобы установить связь с внутренним космосом, положительный и отрицательный полюса должны быть чистыми и сияющими.
Баба объяснил, что Гаятри, являющаяся Шабда-Брахманом (Воплощением Бога в звуке), — это развитие Пранавы, и она дарует ясный интеллект, чтобы Истина (Я) могла отразиться в нем без всяких искажений. Таким образом, посвящение в Адхьятмическую (духовную) жизнь достигается с помощью размышления над сокровенным смыслом Гаятри.
Способ произнесения Пранава-шабды делает ясным тот факт, что между звуками «А» и «М» находятся все звуки любого языка. Поэтому любой звук, исходящий из груди всегда будет являться их комбинацией, с небольшими отличиями в движениях речевого аппарата, положении мягкого неба, языка, подъязычия, щек, зубов, губ и давления воздуха, исходящего из груди. Речь любого языка, в конечном счете, звучит внутри диапазона АОУМ. Можно сказать, что звук Пранава-шабды содержит в себе все звуки, производимые с помощью дыхания. Поэтому говорят, что АУМ является сущностью Вед и вследствие этого идентичен Веда-Гхоше, или Брахману. Установив идентичность АУМ с Всепроникающим Вездесущим Высшим Началом, мы можем по достоинству оценить способность этой мантры создавать благоприятные духовные условия для осознания или отражения Божественного Начала, или Истины. Именно поэтому АУМ ставится в начале и в конце Ведических мантр. <…>.
Баба открыл Божественный секрет, говоря об Аумкаре и ее связи с аспектами Брахмана в человеческом теле. Он сказал: «В Аумкаре звук «А» связан с осознанием и называется Вишва. Звук «У» связан с Тайджасом, являющимся тонким аспектом, и звук «М» связан с Праджной, относящейся к причинному аспекту. Эти три аспекта Брахмана присутствуют как в теле, так и в мире под названием Вирата, Хираньягхарбхи и Авьякрут. Индра, присутствующий в состоянии бодрствования, имеет форму Вирата и дарует нам всем Айшварью (процветание). Сурья (Солнце, Адитья) присутствует в состоянии сна со сновидениями и имеет форму Хираньягарбхи, или тонкого тела, покрывающего душу. Васу — это тот, кто присутствует внутри и отвечает за состояние глубокого сна без сновидений. (По отношению к Авьякрут — это элементарное, первоначальное, или причинное, состояние.) Эти три аспекта, присутствующие в трех состояниях бытия, не могут функционировать независимо, сами по себе. Полностью независим лишь Брахман, являющийся основой и заставляющий их действовать согласно Своей воле».
Три аспекта Брахмана, содержащиеся в человеческом теле, Вишва, Тайджас и Праджна, также соответствуют бодрствованию, сну со сновидениями и глубокому сну без сновидений. Поэтому Баба сказал: «Аумкара, или Пранава, находится там, где Вишва, Тайджас и Праджна переходят друг в друга и сливаются. Если мы хотим узнать, что находится за Пранавой, или Аумкарой, мы должны погрузить Вишву в Тайджас, а Тайджас — в Праджну. Только соединив, таким образом, все три аспекта, мы можем получить даршан Атмана, или Божественного Начала человека. Мы получаем полный звук АУМ, только когда звук «А» соединяется с «У» и звук «У» соединяется с «М». Если три этих звука не сольются друг с другом, мы не получим полные звуки Аумкары. Подобным же образом, когда мы сумеем соединить состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений, или грубый, тонкий и причинный аспекты тела в одно целое, мы получим возможность увидеть Божественную Душу»».

(Эрух Фанибунда. Увидеть божество. Созерцание божественности
или даршан Саи Бабы. Сайт www.scriptures.ru.)

* * *