Статья 3.5.7. Тайны Гаятри-Мантры.

продолжение

«Значение и символизм мантры. Гаятри-Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри-Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!». На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!». Слова «Бхур — Бхувах — Свах» могут либо переводиться, например, как «Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!» или: «Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!», либо оставаться без перевода. Это — сакральные слова, о которых мы скажем ниже.
Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф (Артур Авалон) в своей книге «Введение в Тантра-Шастру» в главе «Гаятри-Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри-Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.
Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.
1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;
2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;
3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;
4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;
5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> — На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;
6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;
7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);
8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;
9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).
Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:
10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);
11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;
12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направит (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).
Иконографически Богиня Гаятри изображается с пятью головами, т.е. пятиликой (панча мукхи). Ее пять ликов или аспектов, по словам Саи Бабы, соответствуют пяти частям мантры, а также пяти паузам (пранаямам).
Ниже пятеричное подразделение мантры мы сопровождаем буквальным (пословным) переводом, соблюдая порядок слов оригинала:
1. ОМ!
2. БХУР БХУВАХ СВАХа — Бхур, Бхувар, Свар-локи!
3. TAT САВИТУР ВАРЕНЬЯМ — На Того Савитара желанного
4. БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ — Свет божественный медитируем!
5. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ — Разум Он наш да озарит!
Пять ликов Гаятри-Дэви раскрывают и отображают самого Ишвару. Они излучают 5 видов энергии (праны) и соответствуют 5 грубым (бхуты) и 5 тонким (танматры) элементам, 5 оболочкам человеческого тела (коши), 5 органам познания (джняна-индрии) и 5 органам действия (карма-индрии). Управляя всеми этими составляющими, Гаятри-Дэви полностью пронизывает все человеческое существо и при произнесении мантры способна очищать и трансформировать все указанные выше элементы. Отсюда значимость и сила воздействия этой мантры!
Как поясняет Шри Сатья Саи Баба, Гаятри-Мантра может быть также разделена на три части. Каждая из них имеет своё название, а именно:
1. варна — определяющая класс мантры и обозначающая выражение почтения высшим силам, управляющим мантрой;
2. дхьяна — указывающая на объект сосредоточения — медитация;
3. прартхана — указывающая на то, о чём просит читающий мантру — молитва.
Каждая из частей мантры имеет свою цель, которая взаимосвязана с целями других частей мантры. Эти цели чётко сформулированы профессором И.К.Таймни (там же — с.70-71):
Цель первой части Гаятри-Мантры — возбудить в проводниках садхаки определённые вибрации и задействовать силы, которые подготовят почву для эффективного действия второй и третьей частей мантры.
Цель второй части мантры состоит в том, чтобы вызвать в уме садхаки сильное устремление и решимость войти в контакт с сознанием Савитара-Ишвары и тем самым стимулировать процессы, приводящие к раскрытию его духовного разума. Несмотря на то, что сознание садхаки уже является частью универсального Сознания, в силу ограничений низших планов осознание этого единства утрачено. Через свою решимость садхака пытается обрести его вновь.
Цель третьей части мантры — вызвать в практикующем мантру чувство полного предания себя Богу, абсолютно необходимое для нисхождения божественной милости. После сильного устремления, в котором сознание садхаки играет активную роль, он отдаёт себя полностью на милость Бога и делается пассивным и открытым для высших сил, задействованных им.
I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ! Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от «пра» + «ну» — «вибрировать, издавать звук») и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР — БХУВАХ — СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука «Ом» была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.
II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ! Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.
Здесь важно обратить внимание на слово «дхимахи», которое стоит во множественном числе – «медитируем». Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как «да будем мы медитировать» и как «мы медитируем». В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.
III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ! Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово «прачодаят» имеет двоякую интерпретацию: как «Он (который) озаряет наш разум!» и как «Да озарит Он наш разум!» В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово «дхийяс» (по правилам слияния звуков изменённое в «дхийо») здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая «наши умы», свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.
Кстати говоря, как эта главная мантра-молитва Индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; «Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!», которая означает «Да будут счастливы все существа во всех мирах!» (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют Индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).
Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.
Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука — неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия — четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая — синтезирующая сила трёх Шакти).
Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, — это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.
Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини — Гаятри, а с другой — с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Ригведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджурведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Самаведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое — переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий — таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. М. 1997г.)

«Автора посвятил в таинства Гаятри-Мантры при немного необычных обстоятельствах сам Саи Баба. Это было на четвертый день после празднования Дня рождения Бабы в 1972г. Этот день стал чрезвычайно благоприятным днем для автора. Во время предыдущей Гуру Пурнимы Баба велел автору заниматься духовными исследованиями и продолжать служение людям, рассматривая это как личную садхану. Автор был абсолютно несведущ даже в самых элементарных духовных вопросах и постоянно задавал вопросы Бабе, раздражая пандитов. В тот день автор с доктором Пателем (из Бароды) и несколькими другими людьми слушал Бабу, высказывавшегося по различным духовным вопросам в своей комнате. Доктор Патель спросил о Гаятри-Мантре. Баба объяснил ее очень кратко и встал со своего стула. Санскритские слова были для автора подобны греческим или латинским, поэтому он попросил Бабу объяснить смысл Гаятри простым языком. Тот ответил: «Не сейчас, позднее, — и шутливо добавил, — мои пациенты ждут меня». Очень неохотно автор покинул комнату Бабы и сел на ступеньках веранды вместе с доктором Пателем. Вечерние бхаджаны начались, и Баба вышел из своей комнаты. После даршана Он вернулся и поговорил о чем-то с доктором Пателем. Автор воспользовался возможностью и снова спросил о Гаятри. Однако, к его удивлению и растерянности, Баба, вместо объяснения мантры, попросил автора повторять Гаятри за Ним. Волей-неволей, автору пришлось ее повторять, хотя из-за громкого пения бхаджанов он не мог точно слышать слова Гаятри. Автор был расстроен и раздражен своим невежеством. Сам Господь произносил мантру, а автор не был готов к этому.
Позднее, в начале 1973г., когда Баба снова начал учить автора читать Гаятри с правильным произношением и надлежащим ритмом, автор был готов лучше. Баба был настолько добр, что многократно поправлял его, пока, наконец, автор не почувствовал себя уверенно. Наконец автор спросил: «Свами-джи, говорят, что если неправильно повторять мантру, то она может повредить человеку. Соответствует ли это действительности?». Баба ответил: «Да, тогда она будет иметь противоположный эффект, порождая духовное невежество, но если вы произносите мантру с любовью, Бог примет ее». Так автор узнал, что мантру нужно произносить с любовью в сердце, чтобы призвать Его Милость.
«Что такое Гаятри, Свами-джи?». «Гаятри — это Шабда-Брахман. Она вездесуща, как Брахман», — сказал Баба. Шабда означает звук, а что такое Звук Брахмана? Звук Брахмана — это Веды. Поэтому можно сказать, что Гаятри лежит в основе Вед и заслуживает имя Веда-Мата, или Мать Вед. Она пронизывает Собой весь проявленный Космос. Она — его основа, Реальность, кроющаяся за постигаемой Вселенной, данной нам в ощущениях. Читатели-зороастрийцы могут припомнить вторую строфу Ахунвара, где можно найти другое название Гаятри — Маздаи, Основа проявленного Космоса.
Гаятри-Мантра написана размером, состоящим из двадцати четырех слогов и обычно записывается триплетом по восемь слогов в каждой строчке. Поэтому этот метр (три-падхи) также известен как метр Гаятри. Этим метром написан целый ряд ранних стихов Ригведы. Некоторые из них стали называться «Гаятри». Их нельзя смешивать с Гаятри-Мантрой, являющейся десятой мантрой шестьдесят второй сутры третьей мандалы Ригведы. Здесь необходимо разобраться, почему именно эту мантру назвали Гаятри. Само название образовано из ГАЯнтам ТРИяте ити, означающее: «То, что спасает (защищает) певца, есть Это». Таким образом, священное слово «ГАЯТРИ» само объясняет причину существования этой мантры. Также является непонятным, почему в самой мантре отсутствует слово «Гаятри»? «То, что спасает и защищает певца, есть Это». Что «Это»? «Это» есть Шабда-Брахман, или, другими словами, ведические мантры. В связи с этим нам необходимо поговорить о слове «мантра». Сказано: «Брахманам Брахмана Ваханам», и это значит «Брахма — носитель Брахмана». Баба сказал: «Здесь слово «Брахма» означает «мантра», и смысл этого изречения таков: «Мантра — носитель Пуруши, являющегося воплощением Вед». Простое произнесение таких слов, как «Ом Намо Нараяна (Ом Почтение Нараяне)» или «Ом Намо Шивайя (Ом Почтение Шиве)» еще не составляет мантру. Мантра имеет два аспекта: первый — Манана — означает, что все узнанное необходимо обдумывать, и второй аспект — Трана — означает, что все обдуманное необходимо хранить в памяти. (Трияте, Трат и Трана образованы от Трай, что означает: «защищать, сохранять или спасать»). Если вы будете жить и выполнять предписанную вам работу, обдумывая и храня в памяти Божественные предписания, ваша жизнь всегда будет наполнена счастьем. В данном случае мы видим, что сокровенное значение этих слов, поддерживаемых авторитетом Вед, отличается от значения, придаваемого им различными учеными-исследователями, ибо они привнесли свои собственные идеи в толкование Вед. Веды не были созданы людьми, в то время как наука — это порождение человеческого ума, и потому всегда существует возможность различных изменений и добавлений. Но в Ведах такая возможность отсутствует. Веды были услышаны, и потому их называют Шрути (услышанное). Они непосредственно связаны с дыханием Господа. Брахман управляет этими мантрами, и поэтому Его называют Брахманаспати. («Пати» означает «контролирующий ситуацию».) Если мы хотим слиться с Брахманом или снискать Его Милость, то сначала необходимо овладеть Его носителями, т.е. мантрами, которыми Он управляет».
В связи с этим перед нами открывается еще один аспект Божества. Читатель помнит слова Бабы: «Я — Гхоша (Звук)». Здесь это означает, что Баба — Брахман и управляет мантрами. В Ригведе было сказано, что для слова и для речи Брахман является основой. Слова ассоциируются не только с различными объектами, окружающими нас, но и с различными аспектами нашей жизни. В связи с этим Баба сказал: «Шабда, или звук, — основа всего. Звук порождает слова, а мы словами определяем то, что мы видим вокруг. Все видимое и определяемое словами имеет восемь различных аспектов:
1. Шабда Брахман — аспект, относящийся к звуку;
2. Чарачар Майи — аспект, относящийся к движению и неподвижности;
3. Джьотир Майи — аспект лучезарности;
4. Ванг Майи — аспект речи;
5. Ритьянанд Майи — аспект непрерывного счастья;
6. Парапара Майи — аспект этого мира и других миров;
7. Майя Майи — аспект иллюзии;
8. Шри Майи — аспект процветания.
Все эти аспекты — Брахман — содержатся в Саи Бабе, и чтобы постичь Его грандиозность и величие, нужно овладеть глубокими медитативными состояниями.
Говоря о Гаятри и Ведах, нам необходимо понять смысл еще одного слова — «Чандас». Оно означает «метр», то есть стихотворный размер, науку о метричности речи, стихов, и также применимо к Шрути (Ведам), содержащим мантры и Брахманы (часть ведического канона). Баба сказал, что этим словом нельзя называть любой стихотворный размер. Его нужно использовать, говоря лишь о ведическом размере. Так как Гаятри — это Шабда-Брахман, она является основой всех известных метров, и потому к ней также можно применить название Чандасам Мата. Однако само происхождение слова «Чандас», как было указано Бабой, придает ему такую глубину и святость, которую не могут передать никакие словесные определения. Баба сказал: «В некоторых авторитетных источниках говорится, что «Чандас» следует называть мантры, наделяющие человека бессмертием и держащие смерть на расстоянии. Вот почему великие Риши, отождествлявшие себя с Брахманом, искали бессмертия с помощью мантр Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Предлагая Господу гхи (очищенное масло) и возжигая его на огне, Риши произносили дарующие жизнь мантры и обеспечивали себе этим бессмертие. Произнося эти мантры, Риши придали специфическое значение слову «Чандас».
Здесь слово «бессмертие» не означает состояния, при котором жизнь вечно сохраняется в теле. Как сказал Баба: «Тело подвержено рождению и смерти, но для Атмана не существует ни рождения, ни смерти, и достичь бессмертия — означает воссоединиться с вечностью. Это достижимо только через добрые дела, общение с праведными людьми и позитивное мышление, а также соединяясь с Шакти, сила которой возрастает при произнесении священных мантр. Риши показали нам этот путь. В нашей повседневной жизни все совершаемые нами добродетельные дела подобны отрицательному полюсу электричества, а Божественная Шакти, получаемая при произнесении ведических мантр, подобна положительному полюсу. Отрицательный и положительный полюса должны обладать необходимой энергией. Совершая добродетельные поступки, мы можем поднять на довольно высокий уровень энергию отрицательного полюса, но если при этом наш положительный полюс не будет иметь достаточно силы и энергии, получаемой при произнесении Божественных мантр, полной силой обладать мы не будем. Между положительным и отрицательным полюсами существует тесная взаимосвязь. Повторяя мантру, мы вступаем на определенный, присущий только этой мантре, путь, причем она и указывает нам этот путь. Повторяя мантры, наши предки соблюдали необходимую чистоту и другие условия, которых требовала та или иная мантра. Сама работа, ее выполнение и субъект, выполняющий работу, должны соответствовать друг другу и, так сказать, быть созвучны. Только при таких условиях работу можно считать священной. Сама мантра, ее произнесение и плод мантры должны соотноситься друг с другом в строгом соответствии с определенными правилами».
Выяснив значение слова «Чандас», мы теперь сможем лучше понять истинный смысл слова «ГАЯТРИ». Он раскрывается в следующих словах: «Это То, что сохраняет, защищает или спасает певца от смерти». Это высказывание означает, что мантра генерирует необходимое количество Шакти у положительного полюса, и когда он сочетается с отрицательным полюсом, или тапасом (подвижничеством), в повседневной деятельности, человек обретает бессмертие, то есть состояние неизменной кристальной чистоты, не имеющей начала и конца, рождения и смерти, также известной, как Аджаха.
Связь Гаятри с Ведами традиционно передают следующим образом. Гаятри Парамешвари, Высшая Богиня, изображается с тремя ногами, обозначающими Яджурведу, Ригведу и Самаведу. Ее тело символизирует Мимансу (одну из шести даршан, или систем индийской философии), а голова — Атхарваведу. Может возникнуть вопрос: почему из всех Вед именно Атхарваведе придается такое важное значение? Баба объяснил это так: «Из всех Вед Атхарваведа является наиболее древней и важной. Атхарваведа говорит нам о том, что такое природа, и какие законы управляют материальным миром и духовным миром. Из этой Веды мы также можем узнать, что нужно делать, чтобы избежать страданий и боли, присущих этому миру. Атхарваведа не является чем-то отличным от трех других Вед. Фактически, она в скрытом состоянии присутствует во всех других Ведах. Все мантры в Ведах начинаются и кончаются одним звуком — Пранавой, то есть изначальным звуком ОМ. В Атхарваведе было провозглашено, что Пранава идентична Атхарве (непоколебимая и неизменяемая). Атхарваведа говорит нам, что если мы хотим увидеть творение Брахмана, то мы должны наполнить свой взор любовью». Зороастрийская Авеста имеет много общего с Атхарваведой, и понятие о духах-близнецах перекликается с упоминаемыми в Атхарваведеаспектами Брахмана Гхора и Агхора (ужасное и не-ужасное).
Мантра Шакти — это нечто такое, чего нельзя увидеть, но наличие чего можно предположить на основе определенного вывода. Например, когда мы произносим мантры и делаем приношения огню, мы видим, как наше приношение превращается в пепел, и это непосредственное восприятие называется Пратьякша. Однако приношение, превращенное в пепел с помощью мантры Шакти, попадает к тому, кому оно предназначалось, и плоды приношения пожинает тот, кто его совершал. Этого нельзя видеть, но можно предполагать, что так оно и есть на самом деле. И такое восприятие с помощью предположения и вывода называется Парокша. Плоды приношения может получить только тот, кто стяжал необходимую мудрость и совершил надлежащий тапас. Другими словами, только когда негативный и позитивный полюса достаточно чисты, можно наладить контакт, и результаты не замедлят сказаться. Нет ни малейшего сомнения в том, что с помощью мантры Шакти достигается ощутимый результат, потому что все это можно проверить на собственном опыте. Баба сказал, что только те, кто полностью овладел Ведами, могут понять, как все это осуществляется. Чтобы проиллюстрировать данную мысль, Баба приводит следующий пример: «Предположим, что вы летите самолетом из Бангалора в Дели. Вы знаете, что пилот самолета поддерживает радиосвязь с аэропортами Дели и Бангалора, хотя и не можете убедиться в этом визуально. В данном случае у вас нет Пратьякши, или непосредственного восприятия, однако техника, находящаяся на борту самолета и в здании аэропортов, позволяет осуществлять эту связь. Это пример Парокши, заочного восприятия с помощью предположения и вывода. Мы не можем непосредственно видеть связь, существующую между Божественным и человеческим началами. Однако с помощью Парокши мы можем предполагать и чувствовать эту связь, осуществляемую с помощью мантр. Предположение, что жертвоприношения, сделанные одновременно с повторением имен Индры, Рудры или Варуны действительно попадают к ним, называется Парокшей, и данный факт хорошо известен тем, кто знает силу этих мантр. Для них это так же убедительно, как и непосредственное восприятие. Поэтому, если вы произносите необходимую мантру, относящуюся к тому месту, где вы хотите увидеть проявление ее силы, то, вне всякого сомнения, результат будет достигнут, и именно там, где он должен быть достигнут».
Баба сказал, что если вы даже не знаете места, куда направляется приношение, или не знакомы с человеком, выполняющим обряд, это не имеет значения. Он приводит в пример письмо, написанное и отправленное человеку, проживающему за границей по определенному адресу. Вы же не сомневаетесь в доставке вашего письма из-за того, что вы не знакомы с людьми, работающими в почтовом отделении, и из-за того, что никогда не видели места, куда отправили письмо? Конечно, нет. Мантра Шакти — это почтовое отделение, в обязанность которого входит доставка писем. Нашей обязанностью является просто правильно написать адрес на конверте и приклеить необходимое количество марок, которые символизируют тапас. Баба говорит: «Только когда вы углубитесь по-настоящему в изучение Вед и хорошо поймете их, тогда значение мантр, встречающихся в Ведах, покажется вам уместным и связным. До тех пор, пока вы не поймете, что существует тесная и нерасторжимая связь между мантрами Вед и Самим Господом, Веды будут казаться вам похожими на любое другое тривиальное произведение, написанное неизвестным заурядным автором».
Сегодня так называемые «научные» работники считают, что мантры — это обычные слова, и они полагают, что в качестве мантры можно использовать любое слово (например, слово «цветок»). Они даже используют различное электронное оборудование для записи реакции на такие псевдомантры тех, кто их произносит, и называют все это трансцендентальной медитацией (ТМ) или как-нибудь еще. Здесь нужно понять, что слова, не связанные с Божеством, нельзя назвать мантрами, так как они не относятся к категории, обозначаемой словом «мантра», и потому вышеназванные псевдоисследования не являются строго научными. Они не относятся и к духовной сфере, находящейся за пределами чувств. Здесь напрашивается следующее сравнение. При показе фильма в кинотеатре человек видит иллюзорные изображения на экране. Если же кинопроектор выключен, то мы видим лишь белый экран, являющийся необходимым условием для показа иллюзорных изображений. Можно ли видеть экран и исследовать его во время показа фильма? Можно ли узнать что-нибудь об экране, исследуя отдельные кадры фильма? Существование экрана не зависит от этих отдельных кадров, но экран совершенно необходим для их показа. Все научные знания и приборы, наша речь и мышление подобны кадрам фильма, и их существование зависит от Брахмана, экрана.
Главной ошибкой человека является то, что он думает, будто его возможности и силы не зависят от Господа, в результате чего он пытается исследовать Господа с помощью этих сил. Людям следует выйти из этого добровольного ступора, в котором они пребывают, созерцая изображения материального мира, если они хотят увидеть и познать Основу. К сожалению, сегодня ситуация в мире подобна ситуации в кинотеатре, где людей интересуют только иллюзорные изображения. После того, как фильм окончен, все встают и выходят из зала. Неизменный и постоянный экран никого не интересует. Многие люди, не знающие о Божественной природе мантр, пытаются получить их за деньги у людей, делающих на духовности бизнес. С помощью таких мантр они достигают определенных медитативных состояний. Подобные состояния являются самогипнозом и достигаются с помощью внушения. Эти состояния временно вызывают ощущение физической эйфории или внутренней комфортности. Такой опыт не имеет ничего общего с подлинной духовностью, являясь обычной концентрацией. Читатель должен научиться отличать зерна от плевел и не путать подобный опыт с опытом, полученным в результате повторения Божественных мантр. В наши дни это псевдодуховное надувательство распространилось в США и других западных странах в таких масштабах, что даже солидные научные и медицинские журналы принимают эту чепуху всерьез, наводя на нее глянец респектабельности.
Истинный смысл Ведических изречений понять очень сложно, если только Бог, или Брахман, сообщивший их Риши, Сам не объяснит эти изречения. Поэтому говорят, что объяснять и толковать ведические изречения могут лишь сами Веды. Священные ведические изречения передавались с незапамятных времен (Санатана) через непрерывную преемственность от гуру к шишье (ученику), пока Вьяса не записал их для последующих поколений. Веды существовали задолго до появления современных религий и задолго до появления на земле Аватаров. Вот почему Баба сказал, что Веды принадлежат всему человечеству, а не какой-то определенной религии. Ведические мантры также существовали задолго до появления современных языков. Поэтому любая попытка объяснить Бесконечного Шабда-Брахмана с помощью современных языков подобна попытке измерить необъятное космическое пространство с помощью линейки или промерить глубину океана с помощью палки длиною в один фут. По этой самой причине невозможно адекватно перевести эти мантры и читать их, например, на английском или хинди, потому что вибрации, или звук, будут сильно отличаться от оригинала. Также говорят, что поскольку Брахман существовал задолго до появления ума и интеллекта, с их помощью нельзя понять Брахмана. Часть не может объяснить целое. По этой же причине современная физика, биология, психология и парапсихология, являясь продуктами ограниченного человеческого мышления, речи и восприятия (усиливаемых с помощью технических приспособлений), не способны понять Брахмана, или Божество. Баба сказал об этом так: «Невозможно описать бесконечность конечными словами. Махариши, которые хорошо знали Веды и мантры, понимали, что с помощью обычных слов нельзя объяснить и описать Брахмана, и потому указывали на Него своим молчанием. Они говорили, что познать Брахмана можно, лишь став Им. Разговорами Брахмана не познать».
Как же тогда нужно изучать Ведические мантры, чтобы понять их сокровенный смысл? Тот, Кто провозгласил: «Я — Гхоша», и Кто также является Ведапурушей, дал ответ на этот вопрос. Этот ответ: «АМНАЙЯ». Баба говорит: «Слово «Амнайя» имеет особое значение в Ведах. Непрерывная и продолжительная практика шраваны, мананы и нидхидхьясаны, т.е. слушания, обдумывания и усвоения называется одним емким словом Амнайя. Не практикуя Амнайи, невозможно достичь Того, на что направлено повторение мантр, и познать единство Того с этим».
Ознакомившись с некоторыми аспектами ведических мантр, мы можем сейчас попытаться понять Гаятри-Мантру, разобраться в ее произношении и узнать о ее плодах. Гаятри состоит из Пранавашабды, Махавьяхрити и Мантры…».

(Эрух Фанибунда. Гаятри. Из книги «Увидеть Божество». Сайт www.sunhome.ru.)

 

4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ГАЯТРИ»?

«Гаятри — «спасительная песнь», название священнейшей формулы обращения к Савитару (Спаситель — одно из олицетворений Солнца). Брамины обязаны произносить Гаятри 3 раза в день. Остальным кастам произнесение этой формулы запрещено».

(«Бхагавад-Гита». Толковый словарь терминов. 2010г.)

«Гаятри (песня, пение) — название ведийского стихотворного размера, а затем одного стихотворного отрывка, написанного в этом размере и особенно почитаемого индусами. Термин Гаятри получил впоследствии более узкое значение — молитвенного воззвания к солнечному богу. С.Б-ч.».

(Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и
И.А.Ефрона. СПб. Брокгауз-Ефрон. 1890-1907гг.)

«Глава 1. Гаятри-Мантра. (Вопросы с 1 по 34). 3. Как было получено слово «Гаятри»? Слово «Гаятри» получено из «ГАЯнтам ТРИяте Ити». Это означает: «ТО, что защищает повторяющего ЭТО». Здесь слово «ЭТО» означает Гаятри-Мантру (Шабда Брахман). Вот почему слово «Гаятри» отсутствует в самой мантре».

(Джей Саи Рам. Гаятри-Мантра. Сайт www.smilebuddha.net.)

«Что означает название этой мантры? В переводе с Санскрита слово «гаятри» означает «песня», также оно служит для обозначения стихотворного размера, которым написана данная мантра (три строки, содержащие в себе восьмисложные части). В индийской мифологии Гаятри — это имя жены Бога Брахмы, солнечной дочери Бога Сурьи (отсюда ее второе имя «Савитри» — солнечная). Она женская ипостась Всевышнего, «Веда-Мата» — Мать четырех Вед, истинного знания, которое она передала человечеству. Считается, что секрет учения Упанишад заключен в четырех Ведах, а Гаятри — сущность Упанишад».

(Марсий. Солнечный свет лунной мантры. Сайт www.thelema.ru.)

«Слово «Гаятри» употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — Богиня, олицетворяющая силу этой мантры. Иконографически Богиня Гаятри изображается с пятью головами, т.е. пятиликой (панчамукхи). Ее пять ликов или аспектов, по словам Саи Бабы, соответствуют пяти частям мантры, а также пяти паузам (пранаямам)».

(Гаятри-Мантра. Сайт www.all-yoga.ru.)

«Гаятри — Ведамата (блаженная Мать Вед), одно из имен богини Савитри — жена бога Брахмы и мать четырех Вед. Также название знаменитой мантры Ригведы, прославляющей единого Бога. Она универсальна и обладает большой силой, считается самой важной из всех мантр. Также — стихотворный восьмисложный размер мантры. Слово «Гаятри» означает господство над чувствами. Второе имя Гаятри — Савитри. Савитри означает господство над жизнью. Третье имя Гаятри — Сарасвати, оно означает господство над речью. В Гаятри-Мантре говорится о трех сферах: Бхур означает Тело, Бхувах — Жизнь, а Суваха — это Постоянное Всеобъемлющее Сознание. Они соответственно символизируют материализацию, вибрацию и излучение. Три мира: Бхурлока, Бхуварлока и Суварлока заключены в самом человеке. Человек является воплощением этих трех миров, а также — трех ипостасей времени. Человек — воплощение космического божественного начала».

(Гаятри и Гаятри-Мантра. 06.11.2007г. Сайт www.u1tra.ucoz.ru.)

«Слово «гаятри» употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — богиня, олицетворяющая силу этой мантры.
Слово «гаятри» (жен. р. с ударением на последнем слоге: именно такое ударение на последнем слоге даёт в своём «Санскритско-английском» словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение» (где «га» — «воспевать», «три» — «спасать»). Другой вариант слова «гаятра» (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как «то, что защищает индивидуальные души» (где «гая» — «индивидуальные души — дживы», «тра» — «защищать»). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. М. 1997г.)

«Гаятри — Ведамата (блаженная Мать Вед), одно из имен богини Савитри — жена бога Брахмы и мать четырех Вед. Также название знаменитой мантры Ригведы, прославляющей единого Бога. Она универсальна и обладает большой силой, считается самой важной из всех мантр. Также — стихотворный восьмисложный размер мантры. Слово «Гаятри» означает господство над чувствами. Второе имя Гаятри — Савитри. Савитри означает господство над жизнью. Третье имя Гаятри — Сарасвати, оно означает господство над речью. В Гаятри-Мантре говорится о трех сферах: Бхур означает Тело, Бхувах — Жизнь, а Суваха — это Постоянное Всеобъемлющее Сознание. Они соответственно символизируют материализацию, вибрацию и излучение. Три мира: Бхурлока, Бхуварлока и Суварлока заключены в самом человеке. Человек является воплощением этих трех миров, а также — трех ипостасей времени. Человек — воплощение космического божественного начала. <…>.
Гаятри-Мантра пронизывает все. В ней присутствуют три божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая Богиня — повелительница чувств. Вторая — наставница в Истине, Сатье, и третья — госпожа речи. В Гаятри-Мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. <…>. В Гаятре-Мантре заключены и стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого — медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри».

(Богиня Гаятри и Гаятри-Мантра. 11.06.2007г. Сайт www.u1tra.ucoz.ru/forum/.)

«Три рода сил в человеке. Первая строка Гаятри-Мантры — «Ом Бхур Бхувах Суваха». Считается, что мантра обращена к трем мирам — земному, «срединному» и небесному — сварге, обители богов. Бху относится к телу. Оно состоит из панчабхута (пяти великих первоэлементов). Эти элементы образуют пракрити (природу). Между природой и телом существует тесная связь. Одни и те же элементы присутствуют и в природе, и в теле. Бхувах — это прана-шакти (жизненная сила), дающая жизнь телу. Но даже при наличии жизненной силы тело не может существовать, если нет джняны (высшего сознания). Об этом сказано в Ведах: «Праджнянам Брахма» (Постоянное целостное осознание это Брахман). Именно благодаря присутствию праджняны жизненная сила способна одушевлять тело. Само тело является инертной материей. Жизненная сила действует в теле как вибрация. Вибрация черпает силу из праджняны, проявляющейся в виде излучения.
Таким образом, в человеке сочетаются тело, жизненная сила и праджняна. Весь космос в миниатюре присутствует внутри человека. Благодаря этим трем компонентам мы способны видеть космос и воспринимать всё многообразие мира. Все силы — внутри нас. Всё внешнее — отражение внутреннего существа. Из этого следует, что настоящее человеческое естество (манаватвам) — это дайватвам (божественность). Поэтому Веды и провозгласили, что божество является в человеческой форме. Каждый человек по природе божественен, но из-за привязанности к телу он считает себя просто обычным человеком. Каким образом это человеческое тело одушевляется жизненной силой? Откуда эта сила берется? Она возникает из Атма-Шакти (силы истинного «Я»). Жизненная энергия производит всю свою работу, используя силу «Я».
Три аспекта Гаятри. Кто такая Гаятри! Гаятри — это вовсе не богиня. «Гаятри чандасам мата» (Гаятри — мать Вед). «Гаянтам траятхе итхи Гаятри» (Гаятри спасает того, кто читает мантру). Гаятри всегда присутствует там, где поётся мантра. У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана-шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шесть шастр.
Так же обстоит дело и с пятью ликами Гаятри. Эти «лица» означают следующее. ОМ (Пранава, изначальный звук) — первое «лицо». В принципе Пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это «Бхур Бхувах Суваха», третье — «Тат савитур вареньям»; четвертое — «Бхарго девасья дхимахи», и пятое — «Дхийо ионах прачодайят». Когда Гаятри-Мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас».

(Гаятри-Мантра. Мир Вед. Сайт www.mirved.com.)

3.5.7 Гаятри 1

3.5.7 Гаятри 2

3.5.7 Гаятри 3

 

«Гаятри (санскр. песнь) — в Ведийской и Индуистской мифологии Богиня священных ведийских стихов, жена Брахмы».

(Большой Энциклопедический Словарь)

«Богиня Гаятри. Гаятри — всевышняя Богиня. Ей поклоняются Брахма, Вишну, Шива и все остальные космические боги. Эта Богиня пребывает в каждом без исключения человеческом сердце в форме лебедя. Если во время медитации погрузиться глубоко внутрь, вы увидите лебедя, и это и будет Богиня Гаятри. Лебедь — символ осознания Бога».

(В.Дмитриева. Боги Индии: Богиня Лакшми
и Богиня Гаятри. Сайт www.vandadmitrieva.ru.)

«Гаятри (др.-инд. g?yatri — букв. «песня», от g? — «петь») — в древнеиндийской мифологии жена Брахмы и мать четырёх Вед, а также дваждырождённых (или трёх высших каст); иногда Гаятри представляют в виде птицы. Согласно традиции, Гаятри — жизненное дыхание. Гаятри персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов), священный отрывок гимна Ригведы, который брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы. (В.Топоров)».

(Энциклопедия «Мифы народов мира». Реквизиты )
(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь.
М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика. 1996г.)
(Мифологический словарь. / Гл.ред. Е.М.Мелетинский. М. СЭ. 1990г.)
(Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х т. В.Д.Гладкий. М. Центрполиграф. 1998г.)

«Богиня Гаятри является одним из аспектов Богини Сарасвати, супруги Бога Брахмы, она символизирует изначальную энергию и суть Знания. В форме Гаятри Сарасвати даровала четыре Веды миру, поэтому еще ее называют Веда Мата (Мать Вед). Она вездесуща и пронизывает собой всю проявленную вселенную. Она является ее основой, той реальностью, что мы можем постигнуть через ощущения. В Зороастризме Гаятри носит имя Маздаи — основа проявленного космоса (упоминается во второй строфе Ахунвара). Гаятри Парамешвари изображается с тремя ногами, обозначающими Яджур, Риг и Сама Веды. Ее голова — это Атхарва Веда. Атхарва Веда из всех Вед наиболее древняя и важная, в ней описаны законы, управляющие материальным и духовным миром.
Имя Богини «Гаятри» означает «господство над чувствами». Второе ее имя «Савитри» значит «господство над жизнью». Третье имя «Сарасвати» — «господство над речью».

(Богиня Гаятри. Сайт www.sarasvati-art.ru.)

 

5. ГАЯТРИ-МАНТРА И ТАНТРА.

«Почти во всех упасанах (санскр. воззвание к божеству), как Вайдических, так и Тантрических, присутствует Гаятри, которая адресуется избранному божеству».

(Пандит М.П. «Шри Ауробиндо и его Йога. Сайт www.sriaurobindoyoga.org.)

«Значимость Гаятри-Мантры. Гаятри-Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в Тантрах (Тантры — один из типов священных писаний Индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — Мантра-Шастра. Слово «шастра» означает «трактат»)».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. М. 1997г.)

«Царица мантр — Гайятри-Мантра. Царица среди мантр, Гайятри-Мантра, веками доказывала, что это прекрасный ключ к успеху в жизни сотен великих риши и йогинов. Ссылаясь на древние тексты, можно сказать, что эта мантра была передана людям самим Брахмой. Добродетель божественной энергии, ассимилирована в этой мантре в таком количестве, что Господь Брахма направил её на сотворение многочисленных форм жизни. Это та тайная мантра, где спрятана сила, с помощью которой, человек соединяется со своими внутренними телами. Многие люди сегодня ассоциируют Гайятри-Мантру с ментальной практикой, но это только одна из множества возможностей. Если регулярно использовать эту мантру, можно активировать все тонкие оболочки тела, а так же 14 чакр, и Кундалини-Шакти, соединившись с Махакундалини-Шакти. Таким образом обретаются сверхспособности, такие как телепатия, гипнотизм, астральные путешествия, и всеведение. Настоящая Гайятри-садхана действительно трудна даже для йогинов, но её лёгкие формы, в которых добавлены биджа-мантры, могут помочь даже микрокосму человека, обрести эти способности».

(Садхана Гаятри-Мантры. Сайт www.tantra.yoga27.org.)

««Гаятри-Сахасранама» («Тысяча имён Богини Гаятри») — священный ритуальный текст Индуизма, одна из Сахасранама-Стотр, обращённая к одной из самых популярных Богинь Индии, Богине Гаятри. Гимн включён в состав «Девибхагавата-Пураны (книга XII, глава 6, стихи 10-155).
Главы с первой по седьмую XII-ой книги «Девибхагавата-Пураны» представляют собой жестко скомпанованный раздел, целиком посвящённый различным практикам, связанным с Гаятри-Мантрой: в 1-й Главе называются имена риши и богов, управляющих каждым из 24-х слогов Гаятри-мантры; во 2-й Главе перечисляются шакти слогов Гаятри-Мантры; в 3-й Главе представлена Гаятри-кавача; в 4-й Главе описывается «Сердце Гаятри» (g?yatr?-h?daya) и анга-ньяса; в 5-й Главе приводится Гаятри-Стотра; в 6-й Главе — Гаятри-Сахасранама-Стотра; в 7-й Главе — правила передачи Гаятри-Мантры от Гуру к ученику.
Текстуально текст «Гаятри-Сахасранамы» из «Деви-Бхагавата-Пураны» стоит несколько особняком среди остальных Сахасранама-Стотр. Причина в том, что большинство Сахасранам построены по принципу либо простого перечисления имён (имена перечисляются вперемешку, не в алфавитном порядке — как, например, в «Вишну-Сахасранама-Стотре»), либо все имена в гимне начинаются с какой-либо определённой буквы алфавита деванагари (как, например, одна из «Ганеша-Сахасранама-Стотр».) Текст же «Гаятри-Сахасранамы» построен с учётом особенностей построения алфавита деванагари — все имена расположены в алфавитном порядке, за исключением последних восьми — Гаятри, Савитри, Парвати, Сарасвати, Источник-Вед, Прекраснобёдрая, Святая-Гаятри, Высшая-Матерь (6.155) — что указывает на то, что эти имена являются наиболее важными для обозначения Богини.
Все имена, перечисленные в «Гаятри-Сахасранаме», можно разделить на несколько категорий:
— к 1-й категории принадлежат философские характеристики и имена Богини в её изначальном образе.
— ко 2-й категории относятся имена проявлений Богини разного космогонического уровня.
— к 3-й категории относятся эпитеты Богини и её проявлений.
— к 4-й категории относятся имена, которые ассоциируются с явлениями природы, флорой, фауной, минералами.
— к 5-й категории относятся имена, которые связаны с состояниями и качествами человека.
— к 6-й, заключительной категории, принадлежат имена с неясным значением или которые не поддаются переводу.
Также существует «Гаятри-Сахасранама», отличающаяся от гимна из «Деви-Бхагавата-Пураны». Так, если в тексте «Деви-Бхагаваты» 1008 имён, и они перечисляются согласно алфавиту, то вторая «Гаятри-Сахасранама», во-первых, приводит только 1000 имён, и, во вторых, последовательность имён отличается — так, полностью отсутствуют имена, начинающиеся на гласные звуки, и имена перечислены не в порядке следования букв алфавита деванагари.
Ритуальная практика. Рецитация «Гаятри-Сахасранамы» довольно популярна в шактийской и шайва-шактийской среде — она читается во время домашних и храмовых богослужений (как пудж, яджн, так и абхишеки), во время праздников, и как элемент личной садханы — в некоторых школах её читают как составную часть Сандхьяванданам (во время Гаятри-упастханы). Часто чтение «Гаятри-Сахасранамы» предваряют чтением Гаятри-кавачи (из 3-й главы), Гаятри-стотры (из 5-й главы) и совершают Гаятри-ньясу (согласно главе 4)».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Одной из самых важных и длинных мантр, глубоко почитаемых еще со времен Вед, является Гаятри-Мантра. Вот как она читается:
Ом Бхур Бхувах Свах
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодайят
«Ом. Мы медитируем на лучезарный свет Того, Кто достоин и Кто дал рождение всем мирам, чтобы он посылал лучи нашего сознания на пути добра». Тантрический вариант Гаятри-Мантры в «Шривидьярнава-Тантре», представленный в таблице, показывает, как каждый из слогов развернутой мантры связан с божеством, цветом, телесным механизмом и космическим принципом. Строки мантры расположены по кругу в Гаятри-Яянтре, символически объединяющей всю вселенную в формах янтры с мантрой.

Слог мантры

Цвет

Шакти огиня)

Космический принцип
(микро-макрокосмос)

Тaт

желтый

Прахладини

Земля

Са

розовый

Прадха

Вода

Ви

красный

Нитья

Огонь

Тур

синий

Вишвабхадра

Воздух

Ва

огненный

Виласини

Эфир

Ре

белый

Прабхавати

Обоняние

Ни

белый

Джая

Вкус

Ям

белый

Сайта

Зрение

Бха

черный

Канта

Осязание

Ргo

красный

Дурга

Слух

Де

красный
на лотосе

Сарасвати

Речь

Ва

белый

Вишвамайя

Руки

Сья

золотисто-
желтый

Висалеша

Гениталии

Дхи

белый

Виапини

Анус

Ма

розовый

Вимала

Ноги

Хи

белый как
морская раковина

Тамопахарини

Уши

Дхи

кремовый

Сукшма

Рот

Йо

красный

Вишвайони

Глаза

Йо

красный

Джайяваха

Язык

Нах

цвета
восходящего солнца

Падмахайя

Нос

Пра

цвета голубого
лотоса

Пара

Ум (манас)

Чо

желтый

Собха

чувство я (ахамкара)

Да

белый

Бхадрарупа

1 причинный принцип мира

Ят

белый, красный,
черный

Тримурти

3 качества материальной природы: саттва, раджас, тамас

Причина, по которой вибрации Гаятри-Мантры разделены на 24 слога, возможно, состоят в необходимости соответствия 24 космическим принципам, называемым таттвами в Санкхье, традиционной системе индийской мысли. Эти принципы, с точки зрения творения, пред¬ставляют целостную статическую и динамическую вселен¬ную; с точки зрения человека, они воплощают целостную психофизическую и духовную сущность».

(Гаятри-Мантра. 09.01.2010г. Мастерская самоосознания
«Атмавиль». Сайт www.atmaville.org.)

В заключение обратим внимание лишь на некоторые «интересные» моменты. Традиционно автором Гаятри-Мантры называют риши Вишвамитру, и многие авторы отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемым в Пуранах. Сама же Индуистская Традиция приписывает этот текст Ригведы (24 слога) Вишвамитре, одному из семи божественных мудрецов — риши. Однако, как полагает профессор И.К.Таймни (1898-1978, лидер Теософского общества, профессор химии в Университете Аллахабада в Индии, влиятельный ученый в области Йоги и индийской философии), посвятивший много лет изучению Гаятри-Мантры, это не соответствует высокому назначению Гаятри-Мантры, которая считается Матерью Вед. «Вишвамитра» — это одно из имён творца вселенной, Брахмы, и именно он является риши этой мантры. В то же время, согласно Саи Бабе (см. Сатья Саи Вахини. С.183,184), это был «тот самый мудрец Вишвамитра, который посвятил Шри Раму в мистерию поклонения Солнцу, через мантру Аадития-Хрдаям. Гаятри-Мантра позволила мудрецу Вишвамитре использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой. Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной».
Согласно легенде, рассказанной Джейем Саи Рам (см. Джей Саи Рам. Гаятри-Мантра. Сайт www.smilebuddha.net.), Вишвамитра «сделал упасану [поклонение, медитация на объект (или аспект Бога), чтение мантры] Гаятри как Веда-Маата и был впоследствии признан Мудрецом Васиштхой как Брахма Риши. Только после этих событий Вишвамитра стал Риши Гаятри-Мантры». Согласно другой легенде, во время продолжительной аскезы к Вишваратхе (имя при рождении) явилась Богиня Гаятри и дала ему новое имя — Вишвамитра.
Обратим внимание на то, что в научно-художественной энциклопедии «Мифы древности: Индия» (М. Лабиринт. 2001г.) в статье «Боги Вед» (автор — В.Г.Эрман (1980, 94), т.е. см. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. Отв. ред. Г.М.Бонгард-Левин. М. Наука. 1980г.) Богиня Гаятри не значится. Также Богиня Гаятри не упоминается и в разделе «Боги Ригведы (пантеон Вед) в книге Л.С.Васильева «История религий Востока» (М. 2000г.). Не находим Богиню Гаятри и в классификациях индийских божеств у разных авторов.
Часто Богиню Гаятри отождествляют с Богиней Сарасвати, или считают одним из аспектов Богини Сарасвати, супруги Бога Брахмы. Однако, существует миф, который называет Богиню Гаятри второй женой Брахмы. Однажды Брахма вместе со всеми богами решил совершить торжественное жертвоприношение, в котором каждый бог должен выполнять строго определенные обязанности. Когда всё было готово, оказалось, что среди богов не было Сарасвати. Будучи женатым богом, Брахма должен был выполнять определённые действия вместе с женой. Брахма отправил за ней жреца, но Сарасвати ответила посланнику, что очень занята своим туалетом, а Брахма вполне может подождать. Тогда Брахма попросил Индру немедленно найти ему другую жену. Индра отправился на поиски и вскоре встретил юную и прекрасную пастушку Гаятри и привел её на собрание богов. Брахма сказал, что берёт её в супруги, и она станет теперь опорой благочестия на небе и земле. Небожители согласились с этим решением и жрецы подготовили Гаятри для участия в обряде. В конце мифа говорится о том, что Гаятри согласилась занять второстепенное по отношению к Сарасвати положение (!)…
Обратим внимание, что Богиня Гаятри, или Гаятри-Дэви символизирует изначальную Энергию и суть Знания. Она вездесуща и пронизывает собой всю проявленную Вселенную. Она является ее основой, той Реальностью, что мы можем постигнуть через ощущения. В Зороастризме Гаятри носит имя Маздаи — основа проявленного Космоса. Гаятри Парамешвари традиционно изображается с тремя ногами, обозначающими Яджурведу, Ригведу и Самаведу. Ее голова — это Атхарваведа, потому что Атхарваведа из всех Вед наиболее древняя и важная, в ней описаны законы, управляющие материальным и духовным миром. «Связь Гаятри с Ведами традиционно передают следующим образом. Гаятри Парамешвари, Высшая Богиня, изображается с тремя ногами, обозначающими Яджурведу, Ригведу и Самаведу. Ее тело символизирует Мимансу (одну из шести даршан, или систем индийской философии), а голова — Атхарваведу. Может возникнуть вопрос: почему из всех Вед именно Атхарваведе придается такое важное значение? Саи Баба объяснил это так: «Из всех Вед Атхарваведа является наиболее древней и важной»». (см. Эрух Фанибунда. Гаятри. Из книги «Увидеть Божество». Сайт www.sunhome.ru.).
Второе имя Богини Гаятри — Савитри, т.е. Солнечная (форма женского рода, производная от имени Савитар). Вот что пишет Б.А.Загорулько (см. Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. М. 1997г.):

«В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) — это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (Богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры».

Обратим внимание, что в Гаятри-Мантре обращение направлено именно к Божественной Животворящей Светоносной Силе, пронизывающей все три мира, поскольку только эта Сила может очистить и просветить ум человека. Так ли это? Читаем перевод «Савитри-Упанишады»:

««Савитри-Упанишада». Самаведа. Группа Упанишад — чистая Веданта.
«<…>. Кто есть Савитар, кто есть Савитри? Ум — Савитар, Речь — Савитри, Там где ум, там речь, где речь, там ум. Эти двое — лоно, единая пара.
Кто есть Савитар, кто есть Савитри? Мужчина — Савитар, женщина — Савитри, где мужчина, там женщина, где женщина, там мужчина. Эти двое — лоно, единая пара.
У этой (Савитри) первая пада — земля (БХУР). Тот желанный Савитар (ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ) — огонь, Желанный — вода, Желанный — луна.
У этой (Савитри) вторая пада наполненная светом (воздушное пространство БХУВАР) — «Сияние Бога (которое) мы созерцаем» (БХАРГО ДЕВАСЙА ДХИМАХИ) сияние — Огонь, сияние — Солнце, сияние — Луна.
У этой (Савитри) третья пада — небо (СВАХ). «Да направит он наш разум» (ДХИ ЙО НАХ ПРАЧЛОДАЙАТ). Это Женщина и Мужчина. Кто знает их оплодотворение как Савитри, тот победит повторную смерть. (У Мантры) Балы и Атибалы Вират — Пуруша (риши). Гаятри — метрический размер. Божество — Гаятри, Начальные биджи — слог А, слог У и слог Ма. Применение — для прекращения голода и прочего. <…>.
ОМ. ХРИМ. О Сила, Великая Богиня! ХРИМ. О Великая Сила! КЛИМ. О Дающая совершенство в четырех целях человеческой жизни! О Благословенная Сущность Того сияющего Савитара! ХРИМ. О Благословенная сущность Желанного, Света Бога. О Чрезвычайная Сила! О Всемилосердный Образ! Тебя, о Сила, прекращающая всякий голод и заблуждение созерцаем. Та, которая порождает избыток, да направит наш разум Сущность пранавы (ОМ) и «головы». СВАХА!
Кто знает (эту мантру), тот исполнил (все) обязанности. Он родится в мире Савитри».

(«Савитри-Упанишада». / Пер. О.Н.Ерченкова.
Сайты www.scriptures.ru, www.shantira.narod.ru.)

«Эта небольшая упанишада формально относится к категории Саманья-Веданта-Упанишад. Однако по содержанию её следовало бы отнести к Шакта-Упанишадам. Савитар и Савитри символизируют мужское и женское начала в Божестве, Шиву и Шакти Тантризма. Кроме того, Савитри (Гаятри) — это самая знаменитая мантра Вед, а Савитар — божество этой мантры. В конце этой упанишады приводится тантрический «расширенный» вариант Савитри-Мантры.
«<…>. Кто есть Савитар, кто Савитри? Ум есть Савитар, речь — Савитри. Где есть ум, есть речь, и где есть речь, есть ум. Они двое едины в соитии.
Кто есть Савитар, кто Савитри? Мужчина есть Савитар, женщина — Савитри. Где есть мужчина, есть женщина, и где есть женщина, есть мужчина. Они двое едины в соитии.
Первая пада [Савитри] — земля (bh?). «Того благословенного Савитара» (tatsaviturvare?ya?); огонь [его] благословен, вода благословенна и луна благословенна.
Её вторая пада исполнена сияния, [это -] вода и воздух (bhuvo). «Медитируем на сияние Божества» (bhargo devasya dh?mah?); огонь есть сияние, солнце — сияние и луна — сияние.
Вот её третья пада, [которая есть] небо (svar): «Да направит Он наш разум» (dhiyo yo na? pracoday?t). Женщина с мужчиной проявляют [совершенство]. Тот, кто знает эту видью Савитри, побеждает смерть. Бала, Атибала и Виратпуруша — провидцы (риши) (этой видьи).
Гаятри — её стихотворный размер; Гаятри — её божество. Звук «А» — её семя, звук «У» [- её сила], звук «М» [- её ключ]. Её применение — устранение голода и иных [трудностей]. <…>.
Ом хрим, о Могучая Великая Богиня, хрим, Великосильная, клим, Дарующая совершенство в четырёх целях человеческой [жизни], Чья сущность — благодать Того Савитара, хрим, Чья сущность — сияние благодати благого Бога, Всемогущая, Форма всесострадания, Сильная, Устранительница всяческого голода и заблуждения, на Тебя медитируем; направь наш разум, Сущность вдохновения, Украшенная короной пранавы, хум пхат сваха».
Знающий эту видью становится совершенным и живёт с Савитри».».

(«Савитри-Упанишада». / Пер. С.Федорова. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

Присутствие Солнечного и Луного аспектов Гаятри-Мантры, присутствие множества нумерологических секретов Гаятри-Мантры и Гаятри-Деви (одновременное присутствие и важность чисел 3, 5 и 8), особая структурность Гаятри-Мантры (3, 5, 8, 24), разные уровни магической работы с Гаятри-Мантрой (основой Ведической религии была практика жертвоприношений. Магия и аскеза, символика и условность (заклинаний и действий) составляли основу Атхарваведы) и многое, многое др. — все это может говорить в пользу тантрических истоков Гаятри-Мантры. Именно отсюда, именно поэтому такая значимость и такая сила воздействия этой мантры, которая позволяет человеку идти за пределы трех миров — Земного, Тонкого и Небесного. Сначала человек осознает Высшее, потом он достигает осознания Бога, потом он идет за пределы осознания Бога и, как утверждает Тантрическая Традиция, приходит нечто совершенно неожиданное!.. Но чтобы это случилось, должно быть достигнуто единство…
Как известно, каждое из слов «великой мистической фразы» — «Бхур Бхувах Сваха» — соотносится с одним из планов Мироздания: Земля (земной план), Воздух (духовный план), Небеса (божественный план), так же как с одной из трех сфер, или трех областей сознания: Подсознание, Сознание, Сверхсознание. А вместе они выражают, символизируют то Счастье и Блаженство, которое испытывает человек, когда он осознает их единство, когда он осознает присутствие Божественного как вокруг себя так и внутри себя. Считается, что это «великое речение» выражает природу Бога и Человека и отражает присущие им «качества», три основных божественных принципа, присущие Миру и Человеку: «Бхур» — принцип материальности, «Бхувах» — принцип духовности, «Сваха» — принцип божественности.
В «Тантре Продолжения» («Гухья-Самаджа-Тантра») сказано (18.34-35): «Прабандхам тантрам акхьятам тат прабхандам тридха бхавет | адхарах пракритиш чаива асамхарья-прабхедатах || пракритиш чакритиш хетур асамхарья-пхалам татха | адхарас тад упаяш ча трибхис тантрартха-самграхах || — Тантра есть продолженность, и эта продолженность троична: земля, внутренняя природа и неразрушимость. Внутренняя природа есть свойственная причина, неразрушимость есть результат, а земля — способы. В этих трёх заложено значение Тантры» (см. The MAHA-VAIROCANA-ABHISAMBODHI TANTRA with Buddhaguhya’s commentary. Translated by Stephen Hodge. Routledge Curzon. London. 2003. (Pp. 3-40).

Да пребудут в единстве и блаженстве Земной, Тонкий и Небесный Миры [внутри нас]! На лучезарный Свет, проявляющий Божественную Силу и Славу Ишвары медитируем! Да озарит Он наш разум!

* * *

N 36. 01.11.14г.