Статья 3.5.7. Тайны Гаятри-Мантры.

продолжение

«В этой статье мы рассмотрим еще одну тайну матрицы Мироздания. Оказалось, что матрица Мироздания выступает в виде сакрального базиса, по законам которого были созданы, в частности, две мантры: Маха-Мантра («Харе-Кришна», индуистская ведическая мантра на Санскрите, которую также называют «маха-мантра» («великая мантра»). Состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на Санскрите: Харе, Кришна и Рама) и Гаятри-Мантра (ведическая мантра на Санскрите, имеющая большую важность в Индуизме. Мантра написана стихотворным размером гаятри (отсюда её название) и состоит из 24 слогов, взятых из гимна «Ригведы» (3.62.10), авторство которого приписывается риши Вишвамитре. Чтение мантры предваряется слогом «Ом» и формулой Бхур-Бхувах-Свах, известной как маха-вьяхрити — «великая мистическая фраза». Это было предписано в «Тайттирийя-Араньяке» (2.11.1-8), где указано, что чтение писаний должно предваряться пением «Ом», тремя вьяхрити и Гаятри. Поскольку в мантре призывается Савитр, мантра также называется Савитри. Некоторые индуисты считают воплощением мантры богиню Гаятри. Гаятри-мантра прославляется в нескольких писаниях Индуизма, включая такие как «Ману-Смрити», «Харивамша» и «Бхагавад-Гита». Польза от воспевания мантры описывается как мудрость, постижение и просветление. Пение мантры является важной частью церемонии упанаянам, и долгое время было частью ежедневных брахманических ритуалов. Реформаторские движения в Индуизме распространили практику чтения мантры на женщин и на все касты, и её употребление теперь широко распространено). Фактически перед нами предстанет иерархия Имен Верховного Господа от Его Обители в Духовном мире до Материального мира включительно. Каждое духовное Имя Господа содержит в себе великую силу, которую можно отдаленно назвать привычным для нас словом «Любовь». Эта сила создает и поддерживает Духовный и Материальный миры. Эту «Силу» Господа ищет интуитивно каждый из нас в себе и окружающем мире. Достижение «Любви Господа» — высшая цель жизни человека. Древние мудрецы сохранили для нас методики для Достижения «Любви Господа». Один из таких путей сохранился в Индуизме в форме произнесения святых «Имен» Господа в форме мантры (джапа), который называется «джапа медитация». <…>.
Гаятри-Мантра состоит из двадцати четырех звуков-слогов. Каждый звук-слог является энергией одного из двадцати четырех божеств, а сама Гайятри представляет собой сочетание энергий этих божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели. Ежедневная джапа выбранной мантры помогает достичь помощи нужной энергии. Достаточно повторять мантру в течение одного круга малы раз в день по утрам. Ниже на рисунке 3 будет приведена запись в матрицу Мироздания «Гаятри-Мантры для многих целей».
Буквальный перевод формулы махавьярти «Бхур-Бхувах-Свах» звучит как «земля, воздух, небеса», что есть первые три из семи высших миров в космологии Индуизма. Савитар, Савитр (санскр. savitr, savit? — родитель, возбудитель) — «изначальное божество света» в ведийской мифологии. В Ригведе ему посвящено 11 гимнов.
Интерпретация «Брахмо-Самадж»: «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал землю, нижний мир и небеса (то есть вселенную), и Кто направляет наш разум».
Свободный перевод Свами Вивекананды: «Мы медитируем на славу того Существования, которое создало эту вселенную; да просветит Оно наши умы».
Интерпретация С.Радхакришнана: «Мы медитируем на лучезарную славу божественного Света; да вдохновит он наш разум».
Гаятри-Мантра часто ассоциируется с внешними ритуальными подношениями, но она может читаться про себя и без обрядности. Несколько писаний Индуизма прославляют Гаятри-Мантру. В «Ману-Смрити» говорится, что «нет ничего выше «Савитри» («Ману-Смрити» II, 83). Санскр. Савитри (S?vitr?) — форма жен. р., производная от имени бога Савитр. В «Харивамше» она называется «матерью Вед». В «Бхагавад-Гите» Кришна говорит: «Из гимнов Самаведы Я — Брихатсама, а из поэтических размеров — Гаятри». (10.35). Савитри — одно из имён Шатаруны, дочери и жены Брахмы, которая иногда рассматривается как олицетворение вышеупомянутого стиха; Героиня эпизода из Махабхараты, дочь царя Ашвапати и возлюбленная Сатьявана, за которого она вышла замуж несмотря на предсказание, что ей суждено жить с ним только один год. В роковой день Сатьяван умер, и бог смерти Яма пришёл за его душой, которую понес в царство теней. Савитри последовала за ним. Самоотвержение её поразило Яму, и он обещал ей какой угодно дар, кроме жизни мужа. Четыре раза Яма пробовал удержать Савитри, предоставляя ей один дар за другим, но Савитри все-таки следовала за ним, так, что наконец, он должен был вернуть жизнь Сатьявану. Миф этот представляет черты сходства с некоторыми греческими (Орфей и Эвридика, Адмет и Альцеста)». <…>.
Таким образом, в результате нам удалось показать, что мудрецы древности составляли священные мантры на Санскрите, вписывая слоги мантры в матрицу Мироздания. Причем каждая буква Санскрита занимает по вертикали — четыре уровня матрицы Мироздания. В частности, запись в матрицу Мироздания Маха-Мантры и Гайатри-Мантры начинается со 108-го уровня Верхнего мира матрицы. В этой области матрицы Мироздания располагается обитель Верховного Господа Кришны. Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология».

(Арушанов С.З. Тайна расположения Маха-Мантры и Гаятри-Мантры
в матрице Мироздания. 07.08.2010г. Сайт «Священный смысл
сакральных символов «Амен Ра»». www.amenra.ru.)

«Гаятри-Мантра является сущностью учения Вед и Упанишад и прославляет единого Бога. Одна из наиболее священных мантр в Индуизме, в которой обращаются к божеству Солнца и молят его о даровании просветления. Гаятри-Мантра является отрывком гимна Ригведы с обращением к Савитару (Солнцу как Создателю). Повторяется каждым брахманом во время утренней (на восходе, после купания, повернувшись лицом к востоку), дневной и вечерней службы перед молитвенными обрядами. Гаятри-Мантра состоит из 24 звуков-слогов. Каждый звук-слог является энергией одного из 24 божеств, а сама Гаятри представляет собой сочетание энергий этих божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели.
Существуют несколько типов Гаятри-Мантры:
1. Ганеша-Гаятри, устраняющая препятствия, дающая контроль над умом и чувствами: «АУМ ЭКАДАНТАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАКРАТУНДАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО БУДДХИХ ПРАЧОДАЙЯТ».
2. Вишну-Гаятри, несущая благополучие, в том числе и семейное: «АУМ НАРАЙЯНАЙЯ ВИДМАХЕ, ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО ВИШНУХ ПРАЧОДАЙЯТ».
3. Шива-Гаятри, дарящая мир, процветание и разрушение затруднений: «АУМ ПАНЧВАКТРАЙЯ ВИДМАХЕ, МАХАДЕВАЙЯ ДХИМАХИ ТАННО РУДРАХ ПРАЧОДАЙЯТ».
И другие…
Гаятри-Мантра пронизывает все. В ней присутствуют три божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая богиня — повелительница чувств. Вторая — наставница в Истине, Сатье, и третья — госпожа речи. В Гаятри-Мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. Гаятри прославляют как Чандасам матхах (Мать Вед; чандас – стихотворный размер ведических гимнов). У Гаятри пять ликов и в ней сосредоточены все божества (Сарва Девата сварупам). В Гаятре-Мантре заключены и Стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого — медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри.
Что такое Гаятри-Мантра? Гаятри-Мантра — это универсальная мольба, бережно хранимая в Ведах, наиболее древних священных писаниях Человека. (Сатья Саи говорит. Т.X. с.109). Гаятри-Мантра — это мольба, которую могут произносить с устремлением мужчины и женщины, независимо от их вероисповедания и страны, во все времена. Повторение этой мантры будет приводить к развитию духовного разума. (Сатья Саи говорит. Т.V. с.58).
Гаятри-Мантра была открыта мудрецом Вишвамитрой. Это был тот самый мудрец Вишвамитра, который посвятил Шри Раму в мистерию поклонения Солнцу, через мантру Аадития Хрдаям. Гаятри-Мантра позволила мудрецу Вишвамитре использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой. Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной.
Каждая Гаятри-Мантра имеет три элемента. Первый и самый важный — это ведическая метрическая форма, в которой она выражается. Эта форма называется размером Гаятри. Второе — это та личность, через которую мантра приходит в мир. Мантра не является письменным сочинением. Мантра является устным выражением, прочувствованным сердцем, спонтанным и вдохновенным. Она дается человеком высокого духовного уровня, ведущим ведический образ жизни и являющимся знатоком Вед. В данном случае имя этого человека было Шри Гандикота Субраманья Шастри. При исполнении мы всегда вспоминаем ведическую метрическую форму, в которой выражена мантра. Мы также вспоминаем этого святого человека, который открыл нам эту мантру и которого Саи Баба назвал Махариши. Третий элемент — это то Божество, которому данный вид Гаятри-Мантры посвящается. В данном случае таким Божеством является Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, Аватар нашего времени. Мы всегда помним эти три элемента, когда поем Гаятри-Мантру.
Как её выполнять? Исполняется мантра поначалу вслух. Затем, после некоторой практики, она исполняется в основном мысленно, на внутренних планах. Любая мантра, когда она произносится вслух, например, в группе, или когда она произносится мысленно, повторяется, как минимум, 3 раза. Если есть больше времени, то 10 раз.
Если вы хотите получить максимальную пользу, вы можете повторять ее так часто, как вам нравится. Наилучшее время для мантры — это ранние утренние часы между 4:30 и 6 часами, время перед восходом солнца. Или вечером, во время захода солнца.
Любая мантра обретает наибольшую силу в этот период смены дня ночью, или ночи днем. Но это вовсе не препятствует повторению мантры в любое время в течение дня и в любом месте, если она произносится мысленно. Она может исполняться в группе 3, 10, или лучше всего 108 раз.
Как правильно выполнять медитацию? Гаятри — это воплощение Божественности в форме Вселенской Божественной Матери, с преобладанием женского аспекта. Конечно, у Божеств нет пола как такового. Только для того, чтобы легче было фокусировать наше сознание на Божественном, мы мыслим Его в форме Саи Мата, или Вселенской Матери Саи. Мы имеем изображение, которое представляет нам Божественную Мать в классической форме Гаятри. Это изображение используется для медитации. В центре этого изображения Гаятри есть изображение Саи».

(Гаятри и Гаятри-Мантра. 06.11.2007г. Сайт www.u1tra.ucoz.ru.)

«Гаятри-Мантра исполняет все желания того, кто повторяет её правильно. Гаятри-Мантру нужно повторять перед рассветом, в полдень и после заката. Эти периоды времени — это точка встречи ночи и дня, утра и вечера, дня и ночи. Эти периоды времени благотворны для духовных практик.
Значение Гаятри-Мантры. Гаятри-Мантра — это универсальная молитва, бережно хранимая Ведами — в наиболее древних священных писаниях Человечества. Гаятри-Мантра — это молитва, которую может произносить любой человек, независимо от его вероисповедания и национальности. Повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума.
Дословный перевод Гаятри-Мантры (с Санскрита по словам):
ОМ — Брахман — Дух — Изначальный Свет.
БХУР — Бхулока (материальный мир или Пракрити — Природа).
БХУВА — Бхувалока — средний (тонкий) мир. Ещё Бхува — это Прана — всё пронизывающая Энергия.
СУВАХА — Сваргалока (Райские планеты или небесные сферы).
ТАТ — Тот, Кто Есть (букв. «То»).
САВИТУР — Тот, из которого всё проявляется.
ВАРЕНЬЯМ — Достойный поклонения, желанный.
БХАРГО — Сияние, Духовная Лучезарность, Просветляющий Свет.
ДЭВАСЬЯ — Божественная Реальность.
ДХИМАХИ — Медитация (дхьяна — медитация — седьмая ступень Йоги).
ДХЙО — Буддхи, духовный разум.
ЙО — Который.
НАХ — Наш.
ПРАЧОДАЯТ — Просветит.
Вольный перевод Гаятри Мантры: (ОМ) ОМ (ДХИМАХИ) Мы медитируем (БХАРГО) на Духовную Лучезарность (ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ) Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности (САВИТУР) Источник (БХУР, БХУВА, СУВАХА) Физической, Астральной и Небесной Сфер Существования. (ТАТ) Пусть Та Высшая Божественная Сущность (ПРАЧОДАЯТ) просветит (ЙО) который (НАХ) наш (ДХЙО) разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину).
Что мудрецы говорили о Гаятри-Мантре. Свами Шивананда из Ришикеша (1887-1963): Из всех мантр, верховная и наиболее могущественная и всесильная — это великая, великолепная Гаятри-Мантра. Это жизнь и опора каждого истинного индуса. Это опора каждого искателя Истины, который верит в эффективность, мощь и славу мантры, какими бы ни были его каста, убеждения, страна или вероисповедание. Только его собственная верность и чистота сердца имеют значение.
Действительно, Гаятри — это неуязвимая духовная броня, настоящая крепость, которая охраняет и защищает ее служителя, которая преобразовывает его в Божественное и благословляет его сверкающим светом наивысшего духовного просветления.
Регулярное повторение нескольких мал (одна мала равна повторению Гаятри-Мантры 108 раз) Гаятри каждый день будет даровать вам все, что будет благоприятным и благотворным для вас, в этом мире и в следующем.
Ошибочно полагать, что Гаятри-Мантра предназначена исключительно для касты браминов (священослужители в Индии). Эта мантра имеет универсальное применение, так как она не что иное, как горячая мольба о Свете, обращающаяся к Всемогущему Высшему Духу. Это поистине трансцендентный Путеводный Свет человечества.
Солнце, о котором говорится в Гаятри-Мантре — это «ТАТ САВИТУР», Великое Солнце, которое эти солнце или луна не могут осветить, и это — Безличный Абсолютный Брахман.
Поэтому эта мантра является самой величественной из всех, и ее главенствующее божество — это сам Парабрахман. Однако она приемлема для всех типов устремленных искателей. Теджас брахмачарии, процветание грихастхи, сила и утешение ванапрастхи лежат в его Гаятри-джапе.
Даже если вы принадлежите к другой религии или касте, тем не менее, вы можете взяться за Гаятри-садхану, если вы действительно искренни, серьезны и преданны. Ваша жизнь будет действительно благословенной.
Дорогие искатели! Осознайте дивные возможности великолепной Гаятри. Осознайте ясно то драгоценное наследие, которым вы владеете в этой мантре. Не пренебрегайте этой Божественной Шакти (Энергией), которую риши прошлого завещали нам.
Начните регулярную, ежедневную Гаятри-джапу (джапа — повторение, чтение в слух, шёпотом или мысленно мантр или имён Бога) и почувствуйте в себе невиданную силу, которую вы будете получать благодаря этому. Установите определенное время для джапы и соблюдайте его неизменно.
По крайней мере, одну малу джапы вы должны делать ежедневно без перерыва. Это будет охранять вас от всех опасностей, давать вам бесконечную силу для преодоления всех препятствий, и приведет вас прямо к вершине великолепия, могущества, умиротворенности и блаженства.
Господь говорит в Ведах «Самано Мантраха». Пусть одна мантра будет общей для всех, и эта мантра — Гаятри. Тайные знания Упанишад — это сущность Четырех Вед, в то время как Гаятри-Мантра с тремя Вьяхрити (Бхур, Бхува, Сваха) — это сущность Упанишад.
Гаятри — это Мать Вед и разрушитель всех грехов. На земле нет ничего более очищающего, чем Гаятри-Мантра. Гаятри-джапа приносит те же самые плоды, что и декламация всех Вед с Ангами. Всего лишь одна эта мантра, повторяемая искренне и с чистой совестью, приносит Высшее Благо, которое есть освобождение или избавление от колеса рождения и смерти.
Шри Чандрасекхарендра Сарасвати Свами (1894-1994) (Шанкарачарья Канчипурам): Гаятри — мать всех ведических мантр. Люди, повторяющие Гаятри-Мантру с любовью и преданностью, защищены. Если брамин поддерживает огонь мантр всегда горящим в нем, тогда будет универсальное процветание. Он должен быть способен помочь нуждающимся людям своей мантрической силой. Фактически он живет напрасно, если он отворачивается от человека, ищущего его помощи, пытаясь оправдать себя таким образом: «Я делаю то же самое, что и ты. Я обладаю точно такой же силой, какая есть и у тебя». Сегодня огонь мантрической силы затухает, или, пожалуй, он подобен умирающим тлеющим уголькам. Но, быть может, искра старого огня все еще дает тусклый свет. Необходимо сделать ее горящей более ярко, так, чтобы однажды она могла превратиться в пламя. Эта искра — это Гаятри-Мантра, которая была передана нам через века. По крайней мере, по воскресеньям все те, кто носят священную нить (т.е. брамины), должны совершать Гаятри-джапу тысячу раз. Они должны внимательно следить за тем, чтобы их тело поддерживалось чистым и способным впитать мантрическую силу.
Гаятри мантра содержит в себе дух и энергию всех ведических мантр. Фактически она наделяет силой другие мантры. Без Гаятри-джапы повторение всех других мантр тщетно. Только благодаря интенсивному повторению Гаятри-Мантры мы будем способны овладеть ведическими мантрами.
Гаятри неотъемлема от «Я», и от ее джапы никогда нельзя отказываться. Гаятри нужно поклоняться как Матери. Веды заявляют, что Гаятри будет такой Матерью. Благо, получаемое нами от Гаятри-Мантры — это очищение ума — читта шуддхи. Ни одна другая мантра не имеет такой высшей цели. Несмотря ни на что, читта шуддхи — прямой результат Гаятри-джапы.
Садгуру Сант Кешавадас: Гаятри медитация — наивысшая форма медитации, известная в Ведах. Гаятри повторяют для достижения универсального сознания и для пробуждения силы интуиции. Гаятри медитация уничтожает все заблуждения, возбуждает прану, дарует долголетие, здоровье, великолепие и просветление. Гаятри-Мантра — это ключ, открывающий дверь к Космическому Сознанию. Лучшее время для медитации — утром, перед восходом солнца, и вечером, перед закатом. Сядьте лицом на восток или на север в падмасане или сиддхасане (или ваджрасане), или в любом другом легком и удобном положении. Садитесь на коврик, накрытый шерстяным покрывалом и хлопковой тканью (чтобы изолировать ваше тело от земли). Как только вы приняли нужное положение, избегайте ненужного движения тела. Держите туловище, голову и шею прямо. Будьте бесстрашны. Сидите с твердым намерением осознать Истину. Гаятри-Мантра — это космический ритм, состоящий из 24 слогов, размещенных как триплет, каждый из 8 слогов. Когда вы повторяете мантру, медитируйте о ее значении и молитесь о даровании видения Матери Гаятри Деви. Эта мантра посвящена Богу как Свету, и Солнце — символ того света. Эта мантра универсальна, потому что она представляет из себя медитацию на Свет через Солнце, которое одно и то же для всего человечества. Эта мантра дарует мудрость, процветание, чистоту и освобождение. <…>.
Свами Мукхьяананда: В Шукла Яджур Веде (XXVI — 2) настаивается на распространении благотворного слова (Ваачам Кальяаниим) Вед всем людям без ограничений на основании касты, убеждений или пола, даже людям других религий. Сейчас настало время, как заявлял Свами Вивекананда в 1901г. (Полное Собрание Сочинений, Т. III, с. 454-461, «Религия, в которой мы рождены»), когда Веды и Гаятри-Мантра должны распространяться среди всех, как это было раньше, независимо от касты, убеждений, пола или религии. Женщины также должны совершать сандхью, как и в прежние времена. «Эта Веда — наш единственный авторитетный источник, и каждый имеет право на нее».

(Гаятри-Мантра. Центр духовного развития
«Дар просветления». Сайт www.dar-prosvetleny.ru.)

 

2.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ.

««Гаятри — это единственная мантра, повторяемая в Сатья-юге. По мере развития юг пробуждаются остальные, низшие мантры. Гаятри — мать всех Вед. Лишь риши, и они одни, знают всё, что можно знать о Гаятри. Существует двадцать восемь типов Гаятри, и каждый риши выбирает себе один из них, то есть специализируется в своём особом виде знания, в своей виджняне. Например, есть только один риши, который знает полную форму Гаятри для творения, Брахма-Гаятри. Все риши получают энергию Солнца, так как они повторяют Гаятри-Мантру.
Думаю, вы теперь понимаете, что риши действительно во многом преуспели по духовной части. Риши на самом деле «видят» Истину. Это восприятие Истины спонтанно выражается в форме мантр. Лишь часть Истины вообще может быть проявлена в нашем мире, где вещи несовершенны и должны быть таковыми, дабы оставаться здесь. Каждый аспект Истины имеет своё фонетическое значение, которое выражается в гласных, согласных, ритме, высоте звука и интонации мантры. Мантры, которые воспринимались подобным образом, систематично собирались и оформлялись в Веды». (Агхора 2. Кундалини).
Перевод Гаятри-Мантры: «Мы медитируем на великолепие Ишвары, сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знания и свет, устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он наш разум».
Гаятри-Мантра — это мантра всех мантр. Это универсальная мантра во всех отношениях. Гаятри — это Мать Вед, уничтожитель всех грехов. Как утверждают йоги, ни на земле, ни на небесах нет ничего, очищающего сильнее, чем Гаятри. Она ниспосылает великолепное здоровье, красоту, активность, жизненную и магическую силу. Она очищает карму, исцеляет физиологические и психологические недуги, избавляет от неудачи, помогает достичь победы над жизненными невзгодами. Гаятри очищает ум, ниспосылает восемь сиддхи (паранормальные способности), делает человека сильным и разумным.
Покровительствующее божество Гаятри-Мантры — Савитри. Поэтому ее еще называют Савитри-Гаятри-Мантрой.
Гаятри-Мантру следует совершать трижды: утром, днем и вечером. Повторенная трижды в день, она приносит великое благо и освобождение. Человек может повторять в уме Гаятри-Мантру в любых положениях — сидя, на ходу и даже лежа.
Гаятри-Мантра — это мольба, которую могут произносить с устремлением мужчины и женщины, независимо от их вероисповедания и страны, во все времена. Повторение этой мантры будет приводить к развитию духовного разума. (Сатья Саи Говорит. Т.V. с.58)».

(Гаятри-Мантра. Интернет-форум. 11.09.2007г. Сайт www.sens.ucoz.ru/forum/.)

 

2.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

«Гаятри-Мантра. Гаятри-Мантра — великолепная мантра для пробуждения праны для целей практики Прана-Видьи. Над каждой мантрой главенствует своя «озаренная форма», или девата. Девата Гаятри — это адитья девата, именуемая Савитой. Савита представляет собой один из аспектов солнца и символ космической праны, которая дает энергию, свет и жизнь всем существам. Однако формой медитации для Гаятри-Мантры служит Гаятри-Деви, или Прана-Шакти.
Согласно ведической философии, прана имеет три формы, и потому Гаятри представляют как невинную и незрелую маленькую девочку утром, как очаровательную молодую женщину в полном расцвете в полдень, и как старую женщину — воплощение мудрости, или джняны вечером. Утром Гаятри имеет красный цвет, подобный цвету восходящего солнца; в полдень она черная, а вечером — дымчато-серая. Это характеристики праны, соответствующие различным формам Гаятри.
Гаятри-Мантра состоит из двадцати четырех слогов, которые произносятся следующим образом: «Ом Бхур Бхувах Свах Тот Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодайят». Это можно перевести так: «Ом, физический план, тонкий план, каузальный план; мы медитируем на божественном свете этого восхитительного солнца духовного сознания. Да пробудит оно нашу способность духовного восприятия». Эти двадцать четыре слога содержат в себе всю форму праны.
Джапу Гаятри можно практиковать на рассвете, в полдень, или вечером, на закате, однако лучшее время — это раннее утро. Регулярная практика Гаятри-Мантры помогает гармонизировать и пробуждать пранамайя-кошу, что делает более эффективными продвинутые практики, в частности практику Прана-Видья».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.)

«Введение. Очевидно, что в умах некоторых образованных людей существуют сомнения относительно того, кто наделен и кто не наделен правом петь или повторять Пранаву (Аум) и Гаятри-Мантру как часть их духовной садханы. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба провозгласил следующее: «Существует много тех, кто приводит свои доводы о том, что Пранаву могут произносить только немногие, и что остальные не имеют на это права. Это неправильно. Это ложное заключение было получено из-за того, что они не знают Истины. Оно появилось из-за ошибочных убеждений. Гита не упоминает об этой группе или о той группе. Кришна заявляет «любой» без каких бы то ни было определяющих слов, ограничивающих это по отношению к одному классу или полу». Бхагаван также заявил: «Гаятри-Мантра — это развитие Пранава-Шабды или ОМ. Она (Гаятри-Мантра) сейчас сохраняется настолько освященной веками и такой значимой, что инициирование в Адхьяатмическую жизнь достигается через ее созерцание».
1. Что такое Гаятри-Мантра? Гаятри-Мантра — это универсальная мольба, бережно хранимая в Ведах, наиболее древних священных писаниях Человека. (Сатья Саи говорит. Т.X. с.109). Гаятри-Мантра — это мольба, которую могут произносить с устремлением мужчины и женщины, независимо от их вероисповедания и страны, во все времена. Повторение этой мантры будет приводить к развитию духовного разума. (Сатья Саи говорит. Т.V. с.58). <…>.
4. Кто открыл Гаятри-Мантру? Гаятри-Мантра была открыта мудрецом Вишвамитрой. Это был тот самый мудрец Вишвамитра, который посвятил Шри Раму в мистерию поклонения Солнцу, через мантру Аадития Хрдаям (Aaditiya Hrdayam). (Сатья Саи Вахини. с.183,184). <…>.
5. Что Гаятри-Мантра позволила совершить мудрецу Вишвамитре? Гаятри-Мантра позволила мудрецу Вишвамитре использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой. Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной. (Сатья Саи Вахини, с.184).
6. К кому обращается Гаятри-Мантра? Гаятри-Мантра обращается к энергии Солнца, Сурьи. (Сатья Саи Вахини. с.183)
12. Каковы три имени Гаятри? У Гаятри три имени — Гаятри, Саавитри, и Сарасвати. Все три присутствуют в каждом из нас. Гаятри — владыка чувств. Саавитри — владыка праны (жизненной силы). Саавитри означает «Истина». Сарасвати — главенствующее божество речи (Ваак). Все три символизируют чистоту в мысли, слове и деле (Трикарана Шуддхи). (Санатана Саратхи. 9/95-235). <…>.
16. Сколько частей можно обнаружить в Гаятри-Мантре? В Гаятри-Мантре можно обнаружить три части. Мантра имеет все три элемента, которые участвуют в поклонении Богу — восхваление, медитацию и молитву. Первые девять слов отображают признаки Божественного…».

(Сила и могущество Гаятри-Мантры. Как преподано и
разъяснено Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой.
/ Пер. с англ. В.В.Вернигора. 1996г. Сайт www.scriptures.ru.)

«М.П.Пандит о Гаятри-Мантре. Значение Гаятри-Мантры. «Давайте медитировать на наиболее благоприятной (лучшей) форме Савитри, на Свете Верховного, который озарит нас Истиной». [Tat = Тот, Savitur = Бог-Солнце, являющийся Создателем, Varam = наиболее благоприятная, Rupam = форма, Jyotih = Свет, Parasya = Господа (так как «para» = «трансцендентый»), Dhimahi = медитировать на (так как «Dhi» = «интеллект»), Yannah = которым, Satyena = Истина, Dipayet = озари (dipa = свет)]. Согласно М.П.Пандиту, изначальная Гаятри-Мантра предназначалась для озарения интеллекта, в то время как Гаятри-Мантра, написанная Шри Ауробиндо, предназначена для супраментализации всего существа.
«Существует распространенное мнение, что Гаятри-Мантра не очень отзывчива на призыв духовного искателя в этой Юге. Но меня привлекает эта мантра, и я делаю её джапу. Я чувствую, что Свет, который призывается в Гаятри-Мантре, является супраментальным Светом, а её целью является супраментализация. Верно ли это? Мне ничего не известно об этом мнении касательно несовместимости Гаятри с духовной жизнью в этой эпохе или какой бы то ни было. С другой стороны, почти во всех упасанах (санскр. воззвание к Божеству), как Вайдических, так и Тантрических, присутствует Гаятри, которая адресуется избранному Божеству. Возможно, провозглашение делающееся в хвалебных строфах Мантры, приветствующих все четыре традиционные цели жизни: дхарму, арту, каму и мокшу, привело к возникновению мнения, что раз уж Мантрой преследуются и другие намерения, значит в той же степени она не годится для истинных духовных целей.
В отношении практики, правило безопасности состоит в том, чтобы читать Мантру к которой вы испытываете притяжение, и, практикуя которую, чувствуете себя счастливым. Это значит, что Мантра дружественна вам и родственна какой-то части вашего существа.
Я сомневаюсь, что целью Гаятри-Мантры является супраментализация; скорее всего, нет. Можно с уверенностью сказать, что её воззвание направлено к Солнцу, не к небесному телу, но к Солнцу Духовной Истины, стоящему во главе всего творения, и символом которого в этой вселенной является физическое солнце. Свет, который изливается из этого Солнца, является озаренной энергией созидательного Сознания, которым оно наполнено. Вайдическая Гаятри (мантра Риши Вишвамитры) взывает о пробуждении интеллекта практикующего лучами этого Света. Её целью является духовное озарение ума, высшей эволюционировавшей части человека. И это совершенно необходимо во всех духовных дисциплинах, развитие в которых происходит посредством пробуждения и роста на Пути Гняны, Знания о Божественном, но может быть не столь важно на Пути Бхакти».
Супраментализация означает нечто гораздо большее. Она подразумевает озарение не только ума, но также всего существа практикующего, не просто делая его наполненным светом знания, но заряжая его и в других частях существа, таких как восприятие, воля, деятельность и т.п., чтобы таким образом трансформировать человеческую природу в природу Божественную. Это является целью Гаятри-Мантры Шри Ауробиндо».

(Пандит М.П. «Шри Ауробиндо и его Йога. Сайт www.sriaurobindoyoga.org.)

«Гаятри-Мантра. Гаятри-Мантра — наиболее священная из всех ведических мантр. В ней, как в семени, содержится вся Веда. Она звучит: «Ом бхур бхувах свах тат савитур веренйам бхарго девасйа дхймахи дхийо йо нах прачодайат ом» — «Ом. Предадимся созерцанию всечудного света Божественного Творца (Савитри) земной, воздушной и небесной сфер. Да направил Он наши помыслы [к достижению дхармы, артхи, комы и мокши]. Ом».
«Гаятри-вьякарана» Йоги Яджнявалкьи приводит такое разъяснение: «Тат» — То. Слово «йат» (который) понятно. «Савитур» — притяжательный падеж от «Савитри», образованного, в свою очередь, от корня «су», означающего «порождать». Савитри, таким образом, — Тот, Кто вызвал к существованию все сущее. Солнце (Сурья) является причиной всего существующего, а также того состояния, в котором все существует. Как порождающий и творящий все существа, Он называется Савитри. «Бхавишья-Пурана» говорит, что Сурья — это видимый Девата. Он — Око мира и Создатель дня. Нет Деваты, подобного Ему. Вселенная эманировала из Него и вновь будет вобрана в Него. Время также происходит из Него и в Нем пребывает. Планеты, звезды, Басу, Рудры, Вайю, Агни и все остальные Дэвы — только части Его. Под «бхаргах» понимается Адитъя-девата, пребывающий в области Солнца (Сурья-мандалё) во всем своем могуществе и славе. По отношению к Солнцу Он — то же, что наш Дух (Атма) — по отношению к нашему телу. Хотя Он во внешнем, или материальном, мире и пребывает в области Солнца, он также пребывает внутри нас. Он — Свет света в солнечном круге и Свет жизни всех существ. Так как Он пребывает во внешнем эфире, то Он также есть и в эфирной области человеческого сердца. Во внешнем эфире Он — Сурья, а во внутреннем эфире Он — всечудный Свет, Недымящий Огонь. Иными словами, эта Сущность, ощущаемая садхакой в области сердца, есть Адитъя на небосводе. Двое суть одно. Слово образуется двумя способами: 1. От корня «бхридж» — «созревать, придавать законченный вид, разрушать, обнаруживать, светить». При таком словообразовании Сурья — это Тот, кто взращивает и преображает все существа. Самосветящийся, Он обнаруживает самосущим светом все проявленные формы. Он — Тот, кто при конечном растворении (пралайе) в своем образе всепоглощающего Огня (калагни) растворит все формы. 2. От корня «бха», означающего подразделение всех форм на различные классы; «ра» = цвет, поскольку Он наделяет определенным цветом все сотворенные формы; «га» означает, что Он — постоянно уходящий и возвращающийся. Солнце распознает все формы, окрашивает их в различные цвета и постоянно уходит и возвращается. Как говорит «Брахмана-Сарвасва»: «Бхаргах — это Атма всего сущего, подвижного и неподвижного, в трех локах (Бхур Бхувах Свах). Нет ничего проявленного помимо Него».
Девасья — это родительный падеж от «дэва», согласующийся с «Савитух». Дэва неубывающе лучезарен и игрив (лиламайя). Сурья пребывает в постоянной игре с творением (сришти), существованием (стхити) и разрушением (пралайей), Он радует всех своей лучезарностью праздничного сияния («лила», применительно к Брахману, является эквивалентом Майи). «Вареньям» = варания, «восхитительный». Следует медитировать на Него и восхищаться Им, тогда мы сможем освободиться от несчастья рождения и смерти. Те, что остерегаются повторного рождения, что желают свободы от смерти и, стремясь к освобождению, стараются избежать трех видов боли (тапатрая), которые бывают адхъятмика, адхидайвика и адхибхаутика, те медитируют на Бхаргу и почитают Его. Пребывая в области Солнца, Он Сам проявляется как три сферы, именуемые Бхурлока, Бхуварлока и Сварлока. «Дхимахи» = дхйайема, от корня «дхйаи»: «мы медитируем на …», или «предадимся созерцанию…».
«Прачодаят» — «да направит Он». Гаятри не оглашена в виде однозначного утверждения, но все же устанавливается, что речь идет о пути в сторону чатурварги, или четверичном пути, состоящем из дхармы, артхи, комы и мокши (благочестия, благополучия, желания его осуществления и освобождения). Бхарга постоянно направляет наши внутренние способности (буддхи-вритти) по этому пути.
Мантра, рассмотренная выше, это ведическая гаятри, которая согласно ведической системе, может произноситься только дваждырожденными. Шудрам (без разницы, мужчинам или женщинам), а также женщинам всех остальных варн это запрещено. Тантра, имеющая свою собственную Гаятри-Мантру, не проявляет подобной исключительности. «Маха-Нирвана-Тантра» (гл. III, стихи 109-111) дает Брахма-Гаятри для почитателелей Брахмана: «Пара-мешварайа видмахе парататтвайа дхймахи / тан но брахма прачодайат» — «Да постигнем мы Высшего Господа. Предадимся созерцанию Высшей Сути. И да направит нас Брахман»».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г. 158 стр.)

 

3. ПЕРЕВОД, ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ И СИМВОЛИЗМ ГАЯТРИ-МАНТРЫ.

««Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, разум наш да осветит Он…» (перевод Бориса Мартынова). Вот и все, собственно, что сказано в этой мантре буквально. Обращаясь к Абсолюту, мы просим его прийти в нашу жизнь, осветить наш разум и избавить нас от неведения, а также проявиться в нас и в окружающих нас людях. Конечно, вариантов перевода этой мантры очень много, есть и дословные».

(Э.Печорин. Моя Мантра-Йога. Сайт www.yogapress.ru.)

«Глава 1. Гаятри-Мантра. (Вопросы с 1 по 34). 8. Сколько слогов содержится в Гаятри-Мантре? Каково значение этого числа? Собственно Гаятри состоит из 24 следующих слогов:
1-ая строка: Та, са, ви, ту, ва, ре, нй, йа — 8
2-ая строка: Б’а, го, Де, ва, йа, д’и, ма, хи — 8
3-я строка: Д’й, йо, йо, нах, ра, чо, да, йа — 8
«Шримад Дэви Бхагаватам» упоминает о 24-х Риши, которые связаны с каждым слогом Гаятри-Мантры. Подобным образом каждый слог также связан с каждой из 24-х Шакти и 24-мя Цветами. Веды полагают, что Богине Гаятри можно поклоняться как Гаятри Вичарам, Гаятри Кавачам, Гаятри Хрудаям, Гаятри Стотрам или Гаятри Сахасранаама. (Здесь «Хрудаям» означает целое тело)».

(Джей Саи Рам. Гаятри-Мантра. Сайт www.smilebuddha.net.)

«Гаятри-Мантра. Интерпретации. Ранняя интерпретация филолога Уильяма Джонса: «О, преклонимся перед истинным божественным солнцем, всевышним богом, освещающим всё, от кого все исходит, к кому все должно вернуться, кого мы призываем направлять наш разум в нашем продвижении к его святым стопам».
Интерпретация «Брахмо-Самадж»: «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал землю, нижний мир и небеса (то есть вселенную), и Кто направляет наш разум».
Интерпретация «Арья-Самадж», основанного Сарасвати Даянандой: «О, Всевышний, Дающий жизнь, Устранитель всей боли и страдания, Дарующий счастье, Создатель Вселенной! Ты высший, грехи разрушающий Свет. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении».
Свободный перевод Свами Вивекананды: «Мы медитируем на славу того Существования, которое создало эту вселенную; да просветит Оно наши умы».
Интерпретация С.Радхакришнана: «Мы медитируем на лучезарную славу Божественного Света; да вдохновит он наш разум».
Интерпретация Шри Чинмоя: «Мы медитируем о трансцендентальной Славе Всевышнего Божества, которое пребывает в сердце земли, в жизни неба и в душе Небес. Да побуждает и просветляет Оно наши умы».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Сегодня мы разберём перевод главной мантры Индуизма — мантры Савитри, или, как её называют из-за ритмического размера, Гаятри. Скажу сразу, что мы будем её разбирать исключительно с точки зрения грамматики, как наглядное пособие для изучающих Санскрит, пользуясь стандартными вариантами перевода каждого из слов, взятых из академических словарей. Эзотерическая составляющая рассматриваться не будет по причине огромного количества разных трактовок.
Итак, текст мантры выглядит так:
? ???????? ????
?????????????????
????? ?????? ?????
???? ?? ?? ??????????
Из этих четырёх строчек сама мантра Савитри, текст которой впервые встречается ещё в Ригведе (мандала 3, сутра 62, стих 10), составляет только три последние строчки. А первая строчка — это вводные слова, которые часто добавляются и в другие мантры, не только в Савитри. <…>.
Дословный перевод получается следующий: «То савитарово (от Савитара) желанное Свет Бога мысли великое Властвование который нас пробуждать должен».
Литературный перевод: «То савитарово желанно: Свет Бога великомысленная
Власть, которая нас пробуждает».
Можно сравнить полученный перевод с академическим переводом Т.Я.Елизаренковой, вышедшим в издательстве «Наука» (М. 1989): «Мы хотим встретить этот желанный
Блеск Бога Савитара, Который должен поощрять наши поэтические мысли!».
Возможны и иные варианты перевода. В некоторых переводах слово ????? понимают как глагольную форму оптатива (долженствования) первого лица множественного числа атманепада (среднего залога), исходя из окончания ???. Теоретически такой вариант возможен, но ни глагол ??, ни глагол ?? при стандартном спряжении не дают нам формы ?????».

(Мантра Савитри (Гаятри). 20.06.2012г. Сайт www.sanskrt.org/archives/180.)

«Гаятри-Мантра. Эта мантра имеет несколько интерпретаций. «Мы сознаем славу Господа, Творца вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Да озарит Он наше сознание». «Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум и направит лучи нашего разума на пути праведности». «Мы медитируем на Божественный свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту». «О, земля, пространство и небеса. По¬звольте нам медитировать на них и на величественный свет почитаемого Солнца. Мы молим их руководить нашим разумом». «О, Божественная Мать, наши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги божественному свету озарить нас».
Первые девять слов мантры составляют девятизначное описание Высшей Истины.
АУМ — символ Абсолюта
БХУ — земля, грубый, физический план существования
БХУВАХ — атмосфера, эфир, тонкий, астральный план
СВАХ — небеса, причинный райский план
ТАТ — То, трансцендентное. Высшую Реальность обозначают как То, ибо ее невозможно описать
САВИТУР — Творец, или обращение к Божественной Савитри, одухотворяющей силе, воплощенной внутри Солнца. Солнце рассматривается как видимый образ Бога.
ВАРЕНЙАМ — самый почитаемый, заслуживающий поклонения
БХАРГО — свечение, излучение, сияние
ДЕВАСЙА — Божественное сияние или милость.
Остальные слова мантры составляют молитву:
ДХИМАХИ — мы созерцаем или медитируем на
ДХИЙА — Разум
ЙО — кто
НАХ — наш
ПРАЧОДАЙАТ — вопрошая, моля.
В Гаятри-Мантре имеется пять коротких пауз: после ОМ — первая, после БХУР БХУВАХ СВАХ — вторая, после ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ — третья, после БХАРГО ДЕ¬ВАСЙА ДХИМАХИ — четвертая, и после ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ — пятая.
Секрет учения Упанишад заключен в четырех Ведах, а Гаятри — сущность Упанишад. Гаятри является матерью Вед и разрушителем грехов. На земле нет лучшего очищающего средства, чем Гаятри. Повторение одной этой мантры три раза в день приносит великие плоды. Это высшая мантра Вед. Она дарит здоровье, красоту, силу, энергию, духовное совершенство. Она разрушает неведение, несчастье, низкие желания. Гаятри можно повторять в любое время, но наиболее действенна она на восходе, в полдень и на заходе. Рецитация Гаятри-Мантры не ограничи¬вается никакими условиями, ее можно по¬вторять любому человеку, в любое время, в любом месте».

(Мантры. Сайт www.vsemogy.com.)

«Перевод смысла. Веды — это могущественный Шабда-Брахман (воплощение Бога в звуке, Изначальный Божественный звук при сотворении мира). Они пронизывают весь космос. Звук является самой сущностью Вед. Поэтому любая попытка объяснить бесконечный Шабда-Брахман с помощью современных языков подобна попытке измерить необъятное космическое пространство с помощью линейки или промерить глубину океана с помощью палки. По этой причине невозможно адекватно перевести ведические мантры.
«Ом! Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум и направит лучи нашего разума на путь праведности».
«Ом! Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту».
«Ом! Мы осознаем славу Господа, Творца Вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Да озарит Он наше сознание».
«Ом! Божественная Мать, наши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги божественному Свету озарить нас».
«Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (Высшей Духовной Сущности нашей вселенной) мы медитируем. Да озарит Он наш разум».
Гаятри буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение». Само значение слова указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры. Эта мантра обладает бесконечным потенциалом. Это — наполненная живыми вибрациями формула.
Гаятри — Мать Вед. Человек рождается четыре раза. Его первое рождение — когда он появляется на свет, рождаясь у матери. Он рождается во второй раз, когда получает посвящение в Гаятри-Мантру. Его третье рождение происходит во время изучения Вед. Он становится брамином тогда, когда он осознает принцип Брахмана. Это — его четвертое рождение. Человек становится брамином не по факту рождения в семье браминов, а через познание природы Брахмана. Повторение Гаятри-Мантры является очень важным для достижения этого понимания.
Гаятри-Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину:
Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Ригведа;
Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджурведа;
Тат Твам Аси (Ты есть То) — Самаведа;
Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарваведа.
При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.
Гаятри раскрывает суть всех Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в Упанишадах, сущность Упанишад заключена в Гаятри-Мантре. Суть всех Вед можно сформулировать так: Человек должен считать себя тем самым Высшим «Я», которое пребывает во всех людях и существах этого мира. Каждый человек по природе божественен, но из-за привязанности к телу он считает себя просто обычным человеком. Следует осознать: вы не просто тело, но взаимосочетание тела, ума и духа.
Первая строка в Гаятри-Мантре — «Ом бхур бхувах суваха». Бху относится к телу. Оно состоит из панчабхута (пяти великих первоэлементов). Эти элементы образуют пракрити (природу). Между природой и телом существует тесная связь. Одни и те же элементы присутствуют и в природе, и в теле.
Бхувах — это прана-шакти (жизненная сила), дающая жизнь телу. Но даже при наличии жизненной силы тело не может существовать, если нет джняны (высшего сознания). Об этом сказано в Ведах: «Праджнянам Брахма» (Постоянное целостное осознание — это Брахман).
Сувах есть форма праджни (высшей мудрости). Именно благодаря присутствию праджняны жизненная сила способна одушевлять тело. Само тело является инертной материей. Жизненная сила действует в теле как вибрация. Вибрация черпает силу из праджняны, проявляющейся в виде излучения.
Таким образом, в человеке сочетаются тело, жизненная сила и праджняна. Весь космос в миниатюре присутствует внутри человека. Благодаря этим трем компонентам мы способны видеть космос и воспринимать всё многообразие мира. Все силы — внутри нас. Всё внешнее — отражение внутреннего существа. Из этого следует, что настоящее человеческое естество — это божественность.
Гаятри — это универсальная молитва. Гаятри-Мантра — это Универсальная Молитва, которая просит о ясном Разуме, таком, чтобы Истина могла отражаться в нем без искажения. В мантре говорится «На божественный Свет Савитара мы медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте, что означает «то, из чего все это рождено». Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — главенствующему божеству мантры.
От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит оживляющая сила предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар.
Гаятра-Мантру не нужно получать от учителя в процессе формального посвящения, поскольку она — мать каждого духовно продвигающегося. Она доступна любому, желающему ее практиковать.
Мы — дети солнца, и Гаятри-Мантра — наша мать. Все при любых обстоятельствах могут практиковать эту мантру.
Гаятри-Мантра — понимающая Мать. И так же, как существует бессловесное взаимопонимание матери и ребенка, так же существует неразрывная связь между практикующим и мантрой. Это понимание называется бхакти — любовь, наполненная доверием. Когда вы практикуете Гаятри-Мантру с бхакти, она разрешает все ваши неразрешенные проблемы.
Гаятри могут использовать мужчины и женщины любой национальности и веры, ибо она взывает к Чудесной Силе, пронизывающей Солнце и три мира, и просит пробудить и укрепить интеллект, чтобы он мог вести человека к успеху с помощью интенсивной садханы.
Солнечную энергию необходимо привлекать для того, чтобы укрепить духовные силы человека. Если человек обладает достаточной силой духа, то интеллект, чувства и высшие эмоции оживают и начинают действовать в нужном направлении. Когда светит Солнце, темные мысли не могут возникнуть в уме человека и скрыть Истину. Когда Божество, сияющее как Солнце, озаряет вас своими лучами, невозможно испытывать горе или пребывать во мраке невежества и эгоизма. Поэтому положитесь на Гаятри, и она привлечет сияющие лучи Солнца, которые озарят ваш интеллект. Гаятри-Мантра дана нам, чтобы открыть внутреннее видение. Развивая это внутреннее видение, мы можем осознать Брахмана. Наши два глаза сосредоточены на объективном мире и его преходящей привлекательности. Поэтому они не могут открыть великолепия и величия царства Духа.
Гаятри находится в нас. У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри). Гаятри господствует над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим известна легенда о Савитри, целомудренной женщине, которая силой своей молитвы воскресила своего мертвого мужа Сатьявана. Савитри защищает тех, кто в своей жизни следует Сатье (истине). В этом заключается ее внутреннее значение. Когда Гаятри действует как защитник жизненной силы, она известна под именем Савитри. Сарасвати — главенствующее божество речи. Все три представляют собой трикарана-шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Человек должен заслужить милость Гаятри, Савитри и Сарасвати, чтобы освятить свою жизнь. <…>.
Гаятри-Мантра — сокровище, и поэтому мы должны хранить ее на протяжении всей нашей жизни. Мы никогда не должны бросать Гаятри-Мантру. Мы должны повторять Гаятри-Мантру по крайней мере несколько раз каждый день с чистым сердцем. Гаятри-Мантра будет защищать нас от бед повсюду. Гаятри-Мантра защищает нас, потому что Гаятри — Мать, Сила, которая оживляет всю Жизнь. Поэтому мы не должны взывать о пище или убежище, когда мы находимся под защитой Божественной Матери».

(Гаятри-Мантра. Сайт www.gayatri.spb.ru.)

«Текст Гаятри-Мантры. Традиционно Гаятри-Мантра включает вступление, содержащее слова «Бхур, Бхувах, Свах», обозначающие Землю, Воздух и Небеса соответственно. Но иногда они опускается. В классическом русском переводе, опубликованном в серии «Литературные памятники», Гаятри-Мантра переведена следующем образом: «Мы хотим встретить этот желанный Блеск бога Савитара, который должен поощрять наши поэтические мысли!».
Точный «правильный» перевод этой знаменитой мантры очень сложен и едва ли возможен. Так что тому, кто работает с Гаятри-Мантрой, рекомендуется изучить максимально возможное число ее переводов и толкований, чтобы подобрать то понимание, которое ему ближе всего. Ниже мы приводим некоторые варианты ее перевода: «Да помыслим о желанном блеске дивного Светила (Савитар), вазум наш, да озарит он!».
Вот более развернутые варианты перевода:
1. «О Бог! Ты дающий Жизнь, Уничтожающий боль и горе, Дарующий счастье, О! Создатель Вселенной, пусть мы получим твой высший свет, уничтожающий грех, пусть ты поведешь наш разум по правильному пути».
2. «Мы создаем славу Господа, Творца Вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Да озарит Он наше сознание».
3. «Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум и поправит лучи нашего разума на пути праведности».
4. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту».
5. «О, земля, пространство и небеса. Позвольте нам медитировать на них и на величественный свет почитаемого Солнца. Мы молим их руководить нашим разумом».
6. «О, Божественная Мать, наши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги Божественному Свету озарить нас».
Ниже приводятся интерпретации Гаятри-Мантры, предлагаемые различными учеными:
1. Согласно Максу Мюллеру: «Мы медитируем на тот почитаемый свет божественного Савитри, который должен пробудить наши мысли».
2. Согласно Роеру: «Пусть мы станем размышлять о Почитаемом Свете Савитара, оживляющего наше понимание».
3. Согласно Гриффиту: «Пусть мы достигнем той высшей Славы Бога Савитара; так пусть Он поощрит наши молитвы».
4. Согласно Джонсу: «Да почтим мы высшую власть того божественного Солнца, которое озаряет все, от которого все исходит, к которому все должно вернуться, которого мы призываем верно направить наше понимание по нашему пути к Его святому престолу».
5. Согласно Мадхве: «Да станем мы медитировать на великого Бога, Прародителя, на весьма почитаемый Свет, на направляющего наш разум».
6. Согласно Эггелингу: «Да обретем мы великий свет божественного Савитри, на которого мы полагаемся, пусть он вдохновит наши молитвы».
7. Согласно Гольбруку: «Да станем мы медитировать на Почитаемый Свет Божественного Правителя (Савитри); пусть это направит наш разум».
8. Согласно Мюиру: «Мы обрели высшую славу божественного Савитри; да поощрит нашу способность понимания (гимна или ритуала)».
9. Согласно Бенфи: «Пусть мы обретем славное сияние того прародителя, бога, который должен помочь нашим деяниям».
10. Согласно Рам Мохан Рою: «Мы медитируем на тот Высший Дух великого Солнца, направляющего наше понимание».
11. Сэр Вильям Джонс так пояснял смысл этой мантры: «Чем являются Солнце и Свет для этого, видимого мира, тем являются Высшие благо и истина для невидимой Вселенной, Вселенной разума; и как наши физические глаза ясно различают объекты, озаренные Солнцем, так и наши души обретают несомненное знание, благодаря медитации на свет истины, исходящий от Сути существ: только этим светом могут быть направлены наши умы по пути к блаженству».
Для телемитов особое значение имеет перевод Гаятри-Мантры, который Алистер Кроули приводит во второй главе Первой части «Книги 4» («Пранаяма и ее аналог в речи. Мантра-Йога»). В английском оригинале: «O! let us strictly meditate on the adorable light of that divine Savitri (the interior Sun, etc.). May she enlighten our minds!». Русский перевод: «O! Давайте сосредоточенно медитировать на восхитительный свет божественной Савитри (внутреннего Солнца и т.д.). Пусть она просветит наш разум!».
Смысл Гаятри-Мантры. Гаятри-Мантра есть Маха-Мантра. Она символизирует собой все Великое Делание, а не только лишь какую-то ее отдельную стадию. Она состоит из двадцати четырех слогов, как и Солнечная Сила сияет двадцатью четырьмя лучами (изображенными также на Ламене нашего Ордена), каждый из которых заставляет вибрировать каждый из двадцати четырех позвонков спинного хребта, способствуя тем самым подъему Кундалини. Поэтому по сути можно сказать, что, произнося Гаятри-Мантру, мы произносим двадцать четыре молитвы сразу.
Структурно мантру можно разделить на пять частей, которые символизируют собой создание Вселенной из Божественной Троицы.
1. Первая часть Аум (Ом) — изначальный Триединый Логос, Божественное Слово, расширение которого создает Три Великих Слова (Махавьяхрити), символизирующих три мира.
2. Махавьяхрити (Бхур Бхувах Сваха), где Бхур — Земное Царство (Малкут); Бхувах — Небесное Царство, где обитает Божественный Дух, Сваха — Всепроникающий Господь, Вселенная.
3. Тат савитур вареньям — Это Творящее Сияние Наисвятейшее.
4. Бхарго девасья димахи — Очищающее Святило, мы медитируем на Тебя.
5. Дхийо йо нах прачьодайят — Пусть Твой Свет руководит нашим разумом.
Общий смысл мантры можно передать следующими словами: «Ом! Творящий Свет, наполняющий три мира! Очищающее Сияние, пресвятое! Да вдохновит нас, медитирующих на Тебя, Твой Свет!»
По сути, это простая, но наглядная инвокация Святого Ангела-Хранителя: Разум (Руах) молит, чтобы Божественный Дух (Нешама) вдохновлял его и руководил им. Это молитва человека, обращенная к своей собственной Солнечной сути (Самости).
Превосходная переработка Гаятри-Мантры содержится в Гностической мессе Алистера Кроули (Третье обращение Жреца перед завесой): «Ты, кто Един, наш Господь во Вселенной, Солнце, наш Господь в нас самих, чьё имя есть Тайна Тайн, величайшая сущность, чьё сияние, просвещающее миры, есть также дыхание, которое приводит всех Богов и даже Смерть в трепет перед Тобой — в Знаке Света явись Ты, прославленный, на Троне Солнца. Отверзни пути творения и постижения меж нами и умами нашими. Просвети нас. Вдохнови сердца наши. Дай свету своему кристаллизоваться в нашей крови, исполняя нас Воскресения».
Стоит сказать, что некоторые элементы посвятительных ритуалов О.Т.О. также имеют вполне очевидные параллели с Гаятри-Мантрой.
На первый взгляд может показаться, что существует определенное противоречие между традиционным ведическим толкованием Гаятри-Мантры, как обращения к Савитару (Солнечному Божеству), которому положено поклоняться трижды в день (но никак не ночью), и толкованием, предложенным Алистером Кроули, который называет эту мантру «лунной» и рекомендует ее использовать ночью.
Сразу отмечу, что мнение А.Кроули здесь не является универсальным. Как считают некоторые известные последователи Телемы, в том числе и один из руководителей О.Т.О. Билл Хайдрик, Гайятри-Мантру следует выполнять именно днем, три раза (на восходе, в полдень и на закате). При этом особенно важно ее исполнение утром (с чем, бесспорно, соглашается и Ведическая Традиция). «Утреннее повторение 1000 раз считается наилучшим, 100 раз — средним, 10 раз – низшим» — говорится в одном из древних текстов. Тем не менее, думаю, правильней сказать, что речь идет не о противоречии, а о разных уровнях магической работы с этой мантрой.
Не секрет, что многие ритуалы А.Кроули имеют двоякий смысл и могут исполняться как в свете Солнца (LVX), так и в свете Тьмы (NOX). Приветствуя Солнце, мы приветствует также и своего Святого Ангела-Хранителя (Тифарет), источник нашей внутренней энергии, освящающий и наполняющий нашу душу. Согласно традиции, Гаятри-Мантра вводит нас в наше же солнечное сплетение. Она подключает нас к нашему «внутреннему учителю», и мы становимся в состоянии воспринимать его указания. Думаю, что с подобной трактовкой согласятся все телемиты, добавив лишь небольшое уточнение, что нашим внутренним учителем является наш Святой Ангел-Хранитель.
Важно также отметить, что один из современных исследователей Гаятри-Мантры Сатья Саи Баба прямо указывал, что эту мантру «можно петь в любое время и повсюду».
Любопытно исследовать гематрическое значение мантры. Число 24 (количество слогов Гаятри-Мантры), согласно Сефер Сефирот Алистера Кроули, символизирует фразы «тот, кого я люблю», «тот, кто любит меня». Любопытно сравнить эти фразы с традиционным пониманием медитативного смысла данной мантры: «Что Я есть, то есть Он, что Он есть, то есть Я».
Цифры 3 и 8 также имеют большое значение для телемитов. Их символический смысл связан не только с третьей сфирой (Бина — Понимание, Великая Мать) и восьмой сфирой Ход (Слава), числом букв в слове BAPHOMET, и т.д., но и с более сложными смысловыми образами, которые раскрываются по мере продвижения в Ордене.
Что же касается использования Гаятри-Мантры для поклонения Луне, точнее «внутреннему» или «ночному» Солнцу, то стоит вспомнить, что «ночное Солнце» в Телеме часто используется как символ пересечения Бездны и нового возрождения. И если знаки LVX и NOX являются своеобразными дополнениями друг для друга, и целесообразность их выполнения зависит от опытности мага и от тех задач, которые он пред собой ставит, то почему бы не предположить, что Солнечный и Лунный аспекты Гаятри-Мантры также являются своеобразными дополнениями, символизирующими работу мага на разных уровнях?».

(Марсий. Солнечный свет лунной мантры. Сайты www.thelema.ru, www.oto.ru.)

* * *