Статья 3.5.7. Тайны Гаятри-Мантры.

«Зачем лезть нам туда, куда не пускают? Зачем играть с огн?м Ведической Гаятри, если веришь в силу мантры? А если не веришь, зачем затевать эту возню? Мне лично гораздо более по душе тантрическая форма [Гаятри]. Она изумительна! Здесь речь создает изумительные тонкости смысловых переливов, блистающих на гранях грамматических построений. Эта средняя форма глагола (медиум) и форма обращения на себя (атмасампада) создает целый ряд тонов, утрачивающихся при переводе. Удивительное впечатление создает сочетание средней и активной формы. (Из письма Б.Л.Смирнова Владимиру Николаевичу [Гориновичу] от 30.7.61г. — прим. ред.)» (см. Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты Б.Л.Смирнова. Ашхабад. 1962г.).
«Жизнь и работа академика АН ТССР Бориса Леонидовича Смирнова, невропатолога, нейрохирурга и переводчика древнеиндийского эпоса Махабхарата, глубоко поучительны и могут служить примером для многих. По своему воспитанию и установкам, по образу жизни и стилю работы он принадлежал к лучшему поколению старых русских врачей» (см. Горинович В.Н. Письма Смирнова Бориса Леонидовича. Сайт www.oldpages.blogspot.ru).

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

? ???????? ???? ?
??? ?????????????? ?
????? ?????? ????? ?
???? ?? ?? ?????????? ?

o? bh?r bhuva? sva?
tat savitur vare?ya?
bhargo devasya dh?mahi
dhiyo yo na? pracoday?t

Ом Бхур Бхуваха Сваха
Тат Савитур Варенйям
Бхарго Дэвасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодайят

«Мы хотим встретить этот желанный блеск Бога Савитара, который должен поощрять наши поэтические мысли!». (Классический русский перевод, опубликованный в серии «Литературные памятники»).

«Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли (к достижению дхармы, артхи, камы и мокши)!». (Артур Авалон).

«О, Божественная Мать, наши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги Божественному Свету озарить нас». (Шри Сатья Саи Баба. Беседа 23.08.1995г. Сайт www.sathyasai.ru.).

«O, Божественная Мать, наши сердца и разум заполнены темнотой. Пожалуйста, удали из нас эту тьму невежества, и привнеси в нас просветление». (Шри Сатья Саи Баба. Выступление 19.03.1998г. Сайт www.proistinu.ru.).

Так звучит и примерно переводится Гаятри-Мантра — согласно Индуистской Традиции, одна из старейших и самых могущественных санскритских мантр. Если быть более точным, то сама Гаятри-Мантра состоит из 24 слогов (3 нижних строки из 4 приведенных выше), взятых из Ригведы (3.62.10 — десятая мантра (стих) шестьдесят второй сутры (гимна, который называется «К разным богам») третьей Мандалы (раздела) Ригведы). Но чтение мантры предваряется слогом «Ом» и формулой «Бхур Бхувах Свах», известной как «маха-вьяхрити» — «великое речение» — «великая мистическая фраза». Это предписывается в «Тайттирийя-Араньяке» (2.11.1-8). (см. статью 3.13.7. «Тайна термина «сваха»», п.1. Тайна формулы «Бхур-Бхувах-Сваха»). Слог «Ом» (или Пранава), великое речение «Бхур Бхувах Свах» (или Махавьяхрити) и собственно Гаятри-Мантра — эти три аспекта, собранные вместе, формируют «Сампурна Гаятри».
На сегодняшний день существует достаточно много самых разных переводов Сампурна-Гаятри или Гаятри-Мантры, поскольку санскритские слова, ее составляющие, весьма многозначны (как известно, Санскрит — это язык образов), и их сочетание рождает множество интерпретаций. Но главный смысл Гаятри-Мантры заключается в обращении человека к Высшей Силе за поддержкой. По сути это «молитва», обращенная к своей собственной Божественности. При этом следует помнить, что Гаятри-Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации.
Как пишет Б.А.Загорулько (см. Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. М. 1997г.), «Степень проникновения в сущность Гаятри-Мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри-Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является».
Этот же автор там же пишет, что «Гаятри-Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в Тантрах (Тантры — один из типов священных писаний Индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — Мантра-Шастра)». Как утверждает М.П.Пандит (см. Пандит М.П. Шри Ауробиндо и его Йога. Сайт www.sriaurobindoyoga.org.), «Почти во всех упасанах (санскр. воззвание к божеству), как Вайдических, так и Тантрических, присутствует Гаятри, которая адресуется избранному божеству».
Возникает естественный вопрос: почему эта мантра носит название «гаятри»? Здесь мнения авторов разделяются. Согласно одной версии, Гаятри-Мантра посвящена Богине Гаятри или Гаятри-Дэви (как Шакти Ишвары), которая является воплощением этой мантры. Гаятри — это воплощение Божественности с преобладанием женского аспекта в форме Вселенской Божественной Матери.
Согласно другой версии, основная часть Гаятри-Мантры составлена размером, который именуется «гаятри». Это 24 слога, организованных в 3 строки по 8 слогов в каждой. Размер «гаятри» часто используется в ведийских текстах, он считается древним и священным. Считается, что «гаятри» — это звуковой код, который содержит в себе космический ритм.
Согласно третьей версии, Гаятри-Мантра — это инструмент духовной практики, где «гаятри» — это ««то, воспеванием чего достигается спасение» (где «га» — «воспевать», «три» — «спасать»)» (Моньер-Вилльямс), или ««то, что защищает индивидуальные души» (где «гая» — «индивидуальные души — дживы», «три» — «защищать»)» (Шри Сатья Саи Баба). Таким образом, уже само значение слова «гаятри» указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу Гаятри-Мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.
Возможно, существуют и другие версии, как и другие вопросы, имеющие отношение к Гаятри-Мантре. Но все эти версии, вопросы, интерпретации и уровни интерпретаций и другие возможные темы могут стать предметом такого раздела Российской Тантрологии как Мантрология (Тантры).
В любом случае, как написано в одной из публикаций (см. Гаятри-Мантра. Сайт www.sarasvati-art.ru.):

«Мантра Гаятри — это универсальная молитва для людей любого возраста, пола, национальности и вероисповедания. При ее произношении обращаются с просьбой о даровании ясного разума, чтобы познать Истину существования всех миров и явлений без искажений. Эта мантра взывает к Божественной Светоносной Силе, пронизывающей все три мира, и только эта Сила может очистить и просветить интеллект, чтобы духовная практика обрела плоды истинного знания, а оковы неведения и невежества были сброшены»

А сейчас обратим внимание на тот факт, что существует не одна, а множество Гаятри-мантр, например:

«Шри-Кали-Гаятри-Мантра: «Ом! Бхур Бхуваха Сваха Каликаяй Видмахе Маха Рудрая Дхимахи Танно Кали Прачодаят». Если перевести эту Гаятри-Мантру, получится так: «Вот Истина! Все миры, нижний, средний, верхний — это Кали, которая является Великим Рудрой. Кали даст нам Прозрение!».
Подборка нескольких Гаятри-мантр, в том числе Шакти, Мантра, Янтра и Тантра Гаятри-мантр…».

(Гаятри-мантры. Сайт files.ariom.ru.)

«Гаятри-Мантра состоит из 24 слогов. Брама, прежде чем создать четыре Веды, создал Гаятри-Мантру, состоящую из 24 букв. Каждая буква этой мантры представляет собой тонкие энергии сознания. Говорят, что Гаятри, как любящая Мать, полная сострадания и прощения, наделяет каждого своим божественным нектаром, как молоком. Никому не запрещено поклоняться Гаятри. Из этих 24 слогов:
Tat, sa, vi, tur, va, re, ?, ya,
bhar, go, de, va, sya, dhi, ma, hi,
dhi, yo, yo, nah, pra, co, da, yat
согласно древним писаниям, появились 24 формы Божественных Шакти, а именно: Ганеша, Нарасимха, Вишну, Шива, Кришна и т.д. Читая Гаятри-Мантру, мы приветствуем всех божеств! Для каждой Божественной Шакти существует своя форма Гаятри-Мантры.
В этих 24 версиях Гаятри-Мантры вместо слова «Savitur» присутствует другое божество.
Эти Гаятри-мантры посвящены Господу и его проявлениям, а также полубогам и планетам. Они применяются для успокоения души, укрепления ума, а также для достижения определенных жизненных и духовных целей. <…>.
Литература: 1. Свами Шивананда. Джапа-Йога-Медитация на Ом. К. София. 2001г.; 2. Энциклопедия Мантр. СПб. Святослав. 2006г.».

(Кононов В.В. 24 Гаятри-мантры. 24.07.2007г.
Эзотерический портал Феникс. Сайт www.fenhuan.ru.)

«Аннотация. В книге «Гаятри-мантры» раскрываются смысл и секреты повторения особых мантр, которые ученик получает в процессе посвящения у духовного учителя. Книга предназначена в первую очередь тем, кто получил посвящение или готовится к этому, а также религиоведам, востоковедам, социологам и лингвистам. Загляните в необычный мир брахманической культуры. Исследуйте сакральный смысл гаятри-мантр. Узнайте о силе трансцендентного звука. Обретите воодушевление и поддержку на духовном пути. В книге «Гаятри-мантры» раскрываются смысл и секреты повторения гаятри-мантр. Она предназначена не только преданным, получившим второе посвящение, но и тем, кто к этому готовится, а также просто любознательным охотникам за нектаром».
«Об авторе. Шачинандана Свами (Торстен Петтерссон) — индуистский кришнаитский религиозный деятель проповедник и писатель Шачинандана Свами является учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады и одним из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), где исполняет обязанности инициирующего гуру. Торстен Петтерссон родился 15 февраля 1954г. в Гамбурге, ФРГ. Духовный поиск Торстена начался ещё в детстве. Ответы на свои вопросы он искал в разных источниках — от эзотерических учений и древних восточных традиций, до современных теорий по психологии и парапсихологии. В 1970г. Торстен впервые познакомился с Гаудия-Вайшнавизмом, увидев на немецком телевидении кришнаитский музыкальный ансамбль Radha Krishna Temple, исполнивший свою хитовую композицию «Hare Krishna Mantra». В 1971г. Торстен впервые прочитал книги Бхактиведанты Свами Прабхупады — вайшнавского гуру и основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Открыв для себя древнюю духовную мудрость и образ жизни, которые были близки его сердцу, Торстен в том же году перешёл жить в храм ИСККОН в Гамбурге, приняв монашеский образ жизни.
От автора. Зачем я написал эту книгу? Можно было бы просто ответить, что это — долгожданная книга. И действительно, многие давно хотели бы иметь книгу о гаятри-мантрах. Но есть и более веские причины: мои собственные отношения с предметом повествования — отношения незабываемые и не всегда простые. Сейчас объясню. <…>.
На мой вопрос он рассказал мне о множестве тонкостей в повторении гаятри-мантр. Я никогда ничего не слышал об этом, и мне захотелось серьезно исследовать эту область.
Долгое время я собирал цитаты и другие материалы, связанные с гаятри, и постепенно мир божественных мантр начал открывать мне свои потайные двери. Стало непозволительным довольствоваться лишь информацией — я должен был применить полученное знание на практике. <…>.
И последнее — по порядку, но не по значимости. С моей стороны было бы дерзко считать себя автором этой книги. В лучшем случае я всего лишь добросовестный собиратель божественной информации. Пусть милостивые читатели получат удовольствие и вдохновение от этой работы и от всего сердца благословят меня. Ом тат сат. Шачинандана Свами. 24 октября 2004г.
Содержание.
Благодарность
Мангалачарана
Вступительное слово от Кришна-Кшетры Прабху
Предисловие: Зачем я написал эту книгу?
Введение: Необходимость в руководстве
Что такое гаятри?
1. Определения слова гайатри
2. Эффект повторения гаятри
3. Что такое дикша?
4. Святое имя и гаятри-мантры.
5. Бхагавата-марга и панчаратрика-видхи
6. Пять самскар в системе панчаратрика-видхи
<…>
1. Брахма-гаятри-мантра
2. Гуру-мула-мантра
3. Гуру-гаятри-мантра
4. Гаура-мула-мантра
5. Гаура-гаятри-мантра
6. Гопала-гаятри-мантра
7. Кама-гаятри-мантра
Заключение
Сокровищница гаятри-мантр
Вопросы и ответы
Практика повторения гаятри
Философия гаятри
Культура гаятри
Эпилог
Об авторе
Различные гаятри-мантры
Мула-мантры
Библиография
Руководство по чтению Санскрита…».

(Свами Шачинандана. Гаятри-мантры. История, теория, практика.
М. The Bhaktivedanta Book Trust, Амрита-Русь. 2010г. 431 стр.)
Сайт www.vasudeva.ru.)

* * *

«Цитата: «431. X, 35. Гаятри — Шанкара говорит, что Гаятри упомянут здесь как главный размер, как средство познать Брахмо. В Панчав. Брахмане 7,6 сказано, что Брихатсаман («Великий гимн») родился от Праджапати и является как бы его старшим сыном. Гаятри есть название размера и вместе с тем определенной мантры стиха Риг Веды. Слово — значит «спасительная песнь». Различают ведический Гаятри, формулу поклонения Савитару (Спаситель — одно из олицетворений Солнца), и по настоящее время считающуюся самой священной мантрой Брахманизма, которую брамин должен повторять 3 раза в день (другим же кастам она запрещена; повторение её членом иной касты считается большим грехом). Есть и тантрический Гаятри, который можно произносить всем». [Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты Б.Л.Смирнова. Ашхабад. 1962г.].
Ритуал и правильное его исполнение — это было одной из главных особенностей периода, в котором авторитет Вед был повсеместным и главенствующим по всей Индии. Чтение некоторых мантр «первого уровня», т.е. тех, которые, как считалось, были даны людям свыше, а не были сочинены различными гуру и святыми, разрешалось только верховной касте, — наместникам Бога на земле, — брахманам. Умение правильно исполнять ритуал, а пение мантр было одной из его важнейших частей, было тайной и наукой, передававшейся от опытных жрецов юным брахманам. Ритуал и пение были полны сложных нюансов, большинство из которых современному человеку покажутся кубиком Рубика с бесчисленным количеством граней. Давно прошли те времена, и что же стало с Гаятри? Какой Гаятри мы слушаем сегодня?».

(Музыка для практики и развития. 26.05.07г.
Форумы Лотоса. Сайт www.ariom.ru/forum/.)

 

2. ЧТО ТАКОЕ ГАЯТРИ-МАНТРА?

2.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Гайятри-Мантра — одна из наиболее важных из всех мантр, в прежние времена используемая только брахминами, которая звучит следующим образом: «Ом, бхур, бхува, сва; тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи; дхийо йо на прачодайят. Ом». Значение основного текста мантры таково: «Мы медитируем на невыразимой лучезарности блистающее Солнце; пусть Оно направит наше понимание». Интересно использование «мы» и «наше», демонстрирующее желание добра другим и всем, кто разделяет подобное стремление. Солнце, разумеется, является символом божественного разума. Обращение к трем локам, сферам, или мирам (бху и далее) в начале мантры является обычным, хотя иногда оно разворачивается и в нем упоминаются семь составляющих. Обыкновенно они соответствуют физической и эмоциональной областям и области низшего разума, на совершенствование которых направлена мантра. Это совершенство черпается из высших областей, то есть это не означает, что низшие составляющие должны проникать в высшие области».

(Э.Вуд. Словарь Йоги. / Пер. К.Семенова. К. София. 1996г.)

«Га?ятри-Ма?нтра — ведийская мантра на Санскрите, имеющая большую важность в Индуизме. Мантра посвящена богине Гаятри (отсюда её название). Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Ригведы (3.62.10), авторство которого приписывается риши Вишвамитре. Чтение мантры предваряется слогом Ом и формулой «бхур бхувах свах», известной как маха-вьяхрити — великое речение — «великая мистическая фраза». Это предписывается в «Тайттирийя-Араньяке» (2.11.1-8), где указано, что чтение священных писаний должно предваряться пением «Ом», тремя вьяхрити и Гаятри. Поскольку в мантре упоминается Савитар, мантра по его имени называется также Савитри. Некоторые индуисты считают воплощением этой мантры богиню Гаятри. Гаятри-Мантра прославляется в нескольких писаниях Индуизма, включая такие как «Ману-Смрити», «Харивамша» и «Бхагавад-Гита». Польза от воспевания мантры описывается как мудрость, постижение и просветление. Пение мантры является важной частью церемонии упанаяны, и долгое время было частью ежедневных брахманских ритуалов. Реформаторские движения в индуизме распространили практику чтения (рецитации) мантры на женщин и на все касты, и её употребление теперь широко распространено».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«ГАЯТРИ. (II — 2) — X, 35; м.р. (от «гаа» — петь) песня, песнопение; ж.р. песнь, сложенная 24-слоговым размером, и сам этот размер (X, 35). В тесном смысле гаятри — мантра, посвящ?нная Савитару (см. прим. X, 35).
(II — 1) — «спасительная песнь», название священнейшей формулы обращения к Савитару (Спаситель — одно из олицетворений Солнца). Брамины обязаны произносить Гаятри 3 раза в день. Остальным кастам произнесение этой формулы запрещено.
(Ред.) — 431. X, 35. Гаятри — Шанкара говорит, что Гаятри упомянут здесь как главный размер, как средство познать Брахмо. В Панчав. Брахмане 7, 6 сказано, что Брихатсаман («Великий гимн») родился от Праджапати и является как бы его старшим сыном. Гаятри есть название размера и вместе с тем название определенной мантры стиха Риг Веды. Слово — значит «спасительная песнь». Различают ведический Гаятри, формулу поклонения Савитару, и по настоящее время считающуюся самой священной мантрой Брахманизма, которую брамин должен повторять 3 раза в день (другим же кастам она запрещена; повторение е? членом иной касты считается большим грехом). Есть и тантрический Гаятри, который можно произносить всем (примечание к соответствующей главе и шлоке (II-1) — прим. ред.).
(IV) — спасительная песнь. Священная формула обращения к Савитару, которую брамины должны произносить 3 раза в день (ведическая Гаятри), произнесение этой формулы членам других каст запрещено.
(V) — название ведической священнейшей мантры, воззвание к Савитару, произносить которую разрешалось только брамину, 286, 64.
(VI) — песнь; спасительная песнь; особый ведический размер. В узком смысле Гаятри называется обращенное к богу Савитару воззвание, которое должны повторять брамины, но членам других варн, даже кшатриям, произносить его запрещено.
(Ред.) — текст, переведенный тобой, есть Ведическая Гаятри — мантра, которую должны были повторять три раза в день только брамины. По-видимому, Тагор нарочно не приводит е? окончания: по законам брахманистов Ведическую Гаятри» (спасительную песнь) произносить не разрешалось никому, кроме браминов, которым вменялось в обязанность произносить ее 3 раза в день. Мантра разделяется на «голову» и «тело». Тагор сокращает и то и другое: в голове 7 возгласов. У него пропущено четыре последних: «махат, джанам, тапах, сатья»; в «теле» пропущен конец: «дхийо йо нах прачаджаят». Вместо конца Тагор да?т отрывок какой-то шиваитской мантры, которой я не знаю (возможно, что Тагор сам создал этот конец). Не зная мантры, не рискую поправлять. В Санскрите нет звука «з», «с» между согласными не меняет характер (хамси, а не хамзи). Мантры легко вбирают в себя «бессмысленные» слоги. Думаю, что в шиваитском отрывке первый слог «ма» нужно толковать каббалистически. Конца отрывка не дано: Шивайя, Шиватарайя — дательные падежи, за которыми следует ожидать «Намах» или что-то вроде этого. В «Маханирвана-Тантре» да?тся так называемая «Тантрическая Гаятри», созданная по образу ведической. После обычной «Головы» (Ом бхух, Ом бхувах и т.д.) совершается медитация:
ОМ САЧЧХИДЭКАМ БРАХМА
ПАРАМЕШВАРАЯ ВИДМАХЕ
ПАРАТАТТВАЯ ДХИМАХИ
ТАН НО БРАХМА ПРАЧОДАЯТ.
САЧ-ЧХИД ЭКАМ БРАХМО
Сад — бытие,
Чит — мысль, сознание,
Экам — едино.
Вот точнейшая диалектическая формула бинера Бытие — Сознание:
«МЫ ЖЕЛАЛИ БЫ ПОЗНАТЬ ВЕЛИКОГО ВЛАДЫКУ
МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ О ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ ПРАВДЕ
ДА СПОСПЕШЕСТВУЕТ НАМ БРАХМО».
Зачем лезть нам туда, куда не пускают? Зачем играть с огнем Ведической Гаятри, если веришь в силу мантры? А если не веришь, зачем затевать эту возню? Мне лично гораздо более по душе тантрическая форма. Она изумительна! Здесь речь создает изумительные тонкости смысловых переливов, блистающих на гранях грамматических построений. Эта средняя форма глагола (медиум) и форма обращения на себя (атмасампада) создает целый ряд тонов, утрачивающихся при переводе. Удивительное впечатление создает сочетание средней и активной формы. (Из письма Б.Л.Смирнова Владимиру Николаевичу от 30.7.61г. — прим. ред.)».

(Симфонический санскритско-русский толковый словарь
Махабхараты Б.Л.Смирнова. Ашхабад. 1962г.)

 

2.2. ПЕЧАТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

«Приложения. Словарь санскритских понятий и имен. ГАЯТРИ (gayatri ж.) — «Поющая», строфа из трех восьмисложников, часто используемая в ведийских текстах. Молитва Гаятри — самый почитаемый стих из Ригведы (3.62.10), обращенный к Светилу (Савитару), который ежедневно читается брахманами: «Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, разум наш да озарит он!».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Гаятри-Мантра. Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи — это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. «прямое познание»). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в Индуизме Гаятри-Мантра. Текст этой мантры гласит: «Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!». <…>.
Назначение Гаятри-Мантры. Основное назначение Гаятри-Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово «разум» означает «буддхи», как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри-Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри-Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.
Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри-Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри-Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной Силы высших планов.
Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри-Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.
Значимость Гаятри-Мантры. Гаятри-Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в Тантрах (Тантры — один из типов священных писаний Индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — Мантра-Шастра. Слово «шастра» означает «трактат»). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в Упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри-Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: «Праджнанам Брахма» (Сознание есть Брахман) — Ригведа; «Ахам Брахма Асми» (Я есть Брахман) — Яджурведа; «Тат Твам Аси» (Ты есть То) — Самаведа; «Айям Атма Брахма» (Этот Атман есть Брахман) — Атхарваведа. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.
Огромная значимость Гаятри-Мантры отражается в одном из самых важных обрядов Индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри-Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри-Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его «второе» — духовное рождение.
Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Я Един. Да стану Многим!», процесс соединения с Богом начинается словами «Мы медитируем на Божественный Свет!».
Риши и размер мантры. Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится. В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что риши основной части Гаятри-Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемым в Пуранах (мифологических текстах Индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри-Мантры, которая считается Матерью Вед. «Вишвамитра» — это одно из имён творца вселенной, Брахмы, и именно он является риши этой мантры.
Основная часть Гаятри-Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название — гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.
О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри-Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.
Савитар или Ишвара нашей вселенной. Другое название этой мантры «Савита-Гаятри» или «Савитри» (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание «Савита-Гаятри» буквально означает «Гаятри Савитара», где слово «Савита» (муж. рода) может интерпретироваться как «Дэвата которой — Савитар». Синонимом этого слова является другая его форма — слово «Савитри» (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым «р» на конце, имеющим огласовку похожую на короткое «и»), которое путают со словом Савитри, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное «и» и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.
В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.
От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии Индуизма) Ишварой.
В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает «то, из чего рождается всё», … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).
Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна-Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна-Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта-Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества Индуизма.
В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как «управление».
«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге «Гаятри» проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо — Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы — это производные Его Силы».
Гаятри-Дэви как Шакти Ишвары. С ведических времен Гаятри-Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри-Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с. 23-24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брахмы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить Знание или Видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.
Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его». Таким образом, Гаятри-Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу! <…>.
Практика мантры и её эффект. «Гаятри-Мантра должна произноситься во время утренней, полуденной и вечерней сандхьи… Абсолютно необходимо произносить её ранним утром или вечером. Её можно читать также и в полдень, если это требуется для определенных целей. Если вы рассматриваете повторение мантры как садхану, то утренние и вечерние часы являются наиболее священными», — говорит Саи Баба, поясняя, что время от 4 ч. до 8 ч. утра и от 4 ч. до 8 ч. вечера является саттвическими. Однако эту мантру можно произносить и в любое другое время: во время омовений, перед принятием пищи, ночью.
Как минимум её нужно повторять 3 раза. Перед принятием пищи Саи Баба советует читать её 3, 9 или 11 раз. Для совершающих джапу, традиционное число повторений (один «круг» джапы) составляет 108 раз, хотя здесь не может быть ограничений. Считается, что это число является минимальным для того, чтобы задействовать энергию мантры.
Для практики джапы следует выбрать тихое место, сесть в удобной позе, держа ровным позвоночник и мысленно сделать «крест Будды», то есть трижды послать по всем направлениям (вперёд, назад, влево, вправо, вверх и вниз) мысль «Мир всем существам! Радость всем существам! Счастье всем существам!». Далее можно произнести мантры, выражающие почтение Ганеше (так как любое действие может принести положительный результат только с его на то соизволения): Ом Щри Ганещайя Намаха! Всем Гуру (Ом Щри Гурубхйо Намаха), а также всем Богам (Ом Щри Дэвебхьйо Намаха), означающие «Выражаю своё преклонение перед Ганешей, всеми Гуру и Богами!» Затем следует расслабить все мышцы, начиная от кончиков пальцев ног до макушки головы, и таким же образом сверху вниз. После этого следует представить, что на макушке вашей головы восседает ваш Гуру. Обращаясь к нему, произнесите гуру-мантру: Гурур Брамха Гурур Вишну Гурур Дэво Махещвараха Гуру Сакшат Парама Брамха Тасмай Щри Гураве Намаха, имеющую значение ‘Гуру это Брама; Гуру это Вишну; Гуру это Господь Махешвара! Гуру это сам Парабрахман! Такому Гуру я поклоняюсь». Затем следует представить в центре груди или перед собой источник света (солнечный диск), распространяющий своё сияние, а в центре этого источника образ богини Гаятри (см. на обложке). После этого можно начинать джапу.
Джапу можно проводить также на чётках, лучше всего имеющих 108 бусинок. Бусинки следует передвигать, используя большой и средний пальцы. Большой палец обозначает Брахмана, указательный — дживу, а три остальных — гуны: средний — саттва, безымянный — раджас и мизинец — тамас. Чётки должны висеть на среднем пальце, отделяя дживу от гун. Перебирать бусинки следует большим и средним пальцами правой руки. Кончик указательного пальца касается большого пальца. Это символизирует стремление Дживы слиться с Дэвой. На чётках есть ещё одна 109-я бусина, которая обычно больше по размеру. Она разделяет между собой остальные 108 бусин и называется гуру. При практике джапы через неё нельзя перепрыгивать. Дойдя до неё, следует перевернуть чётки и начать отсчёт в обратном направлении.
Если у желающего практиковать мантру очень беспокойный ум, то лучше всего начинать повторение мантры вслух. Затем через некоторое время можно перейти к тихому и безмолвному повторению мантры. При повторении мантры шёпотом и мысленно следует следить, чтобы ум не отвлекался и чтобы повторение не было механическим. Однако, самое важное при повторении мантры — это не количество, а качество.
Очень важна также вера в силу мантры. «Поскольку Гаятри является синонимом Божественного, — говорит Саи Баба, — к ней следует относиться со смирением и почтением: Любовь и почтение к мантре, а также вера в обещанный результат являются более важными, чем механическое повторение при блуждании ума… Совершайте её как поклонение Богу».
Важное значение придаётся правильности произнесения мантры. Каждое слово должно произноситься ясно и отчётливо с соблюдением пауз, соответствующего ритма и правильной интонации.
Произнесение Гаятри-Мантры имеет множество положительных результатов. Она очищает тело, тонкие каналы, ум; дает энергию, силу, здоровье; защищает от опасности, снимает кармические долги, увеличивает саттва-гуну. И самое главное, эта мантра стимулирует и просветляет наш разум (буддхи), дает знание, мудрость, усиливает способность различения (вивека). «Так же как лучи восходящего солнца рассеивают тьму, так и воспевание Гаятри Мантры рассеивает тьму невежества», — говорит Саи Баба. При правильной практике Гаятри способна даровать нам просветление и привести к конечному освобождению.
Цель и эффект повторения мантры. Целью любой гаятри-садханы (духовной практики повторения Гаятри-Мантры) является установление канала связи с божеством через возбуждение его шакти и, в конечном счете, получение от него Божественной Милости. В том случае, если мантра произносится для достижения определенного результата, божество, если такой канал устанавливается, может исполнить желание. Если же мантра-садхана совершается без всякого эгоистического желания, то результатом будет единение с сознанием Божества. Таким образом, цель повторения Гаятри-Мантры — это пробуждение силы (шакти) Высшего Сознания (Шивы) и конечное соединение с Ним. Сознание садхаки приобретает в этом случае форму Чистого Сознания — Сознания Шивы. Если говорить точнее, форма чистого сознания — это абсолютная бесформенность как потенция любой формы. Абсолютная бесформенность это Шуньята или Пустота буддистов. За ней стоит лишь всеобщая Полнота, то есть Абсолют или сам Парабрахман.
Полнота эффекта мантра-садханы зависит от того, будет ли установлен энергетический канал с божеством, а также от силы этого канала. Чем сильнее канал, тем больше божественной милости автоматически изольется на садхаку.
Установление энергетического канала с божеством зависит от трех основных факторов: а) чувств и эмоций б) ума и в) воли того, кто практикует садхану. Чем возвышеннее чувства и эмоции, чем сильнее чувство преданности объекту почитания, тем легче может быть установлен такой канал. Чем чище ум садхаки, тем более высокие божественные вибрации сможет он воспринять. Чем сильнее его концентрация на божестве, тем вероятнее установление канала. Чем сильнее внутренняя решимость и чем больше затрачено усилий, тем скорее установится канал. Иногда даже одного из этих факторов, проявляющих себя даже на очень короткое время, вполне достаточно для установления связи с божеством. Если же присутствуют все эти три фактора, то результат неизбежен.
Наиболее легко такой канал устанавливается через сильное чувство любви и преданности божеству (бхакти). Однако этот канал является и менее устойчивым. Когда же объектом почитания становится сам Аватар, присутствующий в человеческой форме среди людей, это даёт дополнительные возможности для садхаки установить энергетическую связь с Божеством через любовь (бхакти), так как именно форма способна сильнее всего вызывать любовь.
Ментальный канал установить гораздо труднее, хотя он бывает более устойчивым. Садхакам, тяготеющим к познанию Бога через интеллект, следует помнить, что достижение единения с сознанием Бога — это, в конечном счете, лишь изменение собственного состояния сознания. Чистая форма сознания садхаки и сознание Бога — это единое целое. В этом смысле, Бог или Саи Баба, как его видимое воплощение, находится внутри каждого.
Практика мантры. Практика произнесения мантры включает в себя 3 составляющие: божество, садхаку и саму мантру. Эффект этой практики зависит от взаимодействия сил этих трёх составляющих. Сила божества, истекающая на садхаку, — это уже результат правильной практики. Сила садхаки, как уже было сказано выше, зависит от его эмоциональной, ментальной и волевой устремлённости. В самой мантре (в отличие от молитвы) также содержится определённая сила, которая при соответствующих условиях может быть пробуждена.
Чтобы пробудить внутреннюю силу мантры, то есть «оживить» её, необходимо, прежде всего, уметь правильно её произносить. Последнее предполагает, что правильным должно быть произношение звуков (включая их долготу), распределение ударений и пауз, а также её интонация. Ритмичное повторение создает дополнительный энергетический импульс, возникающий за счёт кумулятивного эффекта, то есть за счёт наложения аналогичных волн при каждом последующем повторении друг на друга. Эффект чередующегося перепада тонов также создаёт определённые вибрации, резонирующие с энергией самого Божества, для которого мантра является внешней оболочкой».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. М. 1997г.)

 

2.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Гаятри-Мантра — одна из самых древних на Земле. Как утверждают йоги, эта мантра дарует процветание, богатство, здоровье, всяческие успехи и конечное освобождение.
Гаятри-Мантра способна защитить от зла в любом месте, где её произносят. Чтение Гаятри-Мантры устраняет плоды прошлой кармы и позволяет научиться действовать без привязанности к результатам. Так же, как солнечные лучи рассеивают тьму, пение Гаятри рассеивает невежество, окутавшее разум».

(Мантры для ежедневной практики. Сайт www.happywoman2.ru.)

«Гаятри-Мантра. Когда я начал практиковать Мантра-Йогу, моей первой мантрой стала Гаятри-Мантра, полученная от Учителя. Ранее входившая в разряд закрытых мантр, сейчас она доступна для всех, о ней можно узнать из книг, интернета. Эта мантра очень древняя, считается, что Гаятри-Мантра — это некий концентрат всего ведического знания, это, образно говоря, Веды в предельно сжатом виде. Автором Гаятри-Мантры называют риши Вишвамитру (Ригведа, III мандала, гимн 62, мантра 10).
Практика Гаятри-Ммантры дарует успехи и результат на всех уровнях — материальном и духовном. Гаятри-Мантра может привести нас к конечному результату Йоги, то есть, к осознанию себя, к открытию истины — того, чем мы являемся на самом деле. И, как следствие, мы обретаем абсолютную свободу, всезнание и абсолютное всемогущество. Практикуя эту мантру, мы невербально получаем знания, которые заложены в Ведах, и со временем знания Вед нам открываются. <…>.
Пристальная, осознанная практика этой мантры постепенно избавляет нас от неведения, Праны в нас становится все больше. И в результате удаления с нас этого гнета неведения, в нашем распоряжении оказывается все могущество Абсолюта. Эта мантра позволяет человеку достичь все четыре цели жизни, ради которых он родился на этот свет. Эти цели — ДХАРМА, АРТХА, КАМА и МОКША. Все, к чему бы мы ни стремились, так или иначе, попадает под одну из этих категорий. Дхарма — это свой Путь в жизни. Современное выражение «найти себя» как раз и обозначает «найти свою Дхарму». Дхарма — это, в первую очередь, свое дело в жизни, свое предназначение и свои цели. Артха — это благосостояние, благополучный жизненный уровень. Кама — это чувственные удовольствия. Когда наши органы чувств наслаждаются (прикосновением любимого человека, прекрасными пейзажами, изысканными ароматами, хорошей музыкой, вкусной пищей) — это и есть Кама. Мокша — это конечное освобождение, Просветление».

(Э.Печорин. Моя Мантра-Йога. Сайт www.yogapress.ru.)

«По преданию, эта мантра была создана, вернее, открыта мудрецом Вишвамитрой. Легенды повествуют о том, что Гаятри-Мантра позволила мудрецу Вишвамитре использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда он с верой произносил эту мантру. Сила, полученная Вишвамитрой, была так велика, что он был способен создать копию нашей Вселенной.
В восточных практиках считается, что Гаятри-Мантра помогает открыть Третий глаз (Аджна-Чакра, расположенная в области межбровья), который позволит научиться видеть внутренним зрением.
Вы можете считать эту мантру молитвой или волновым кодом, заговором или средством воздействия на энергетические поля, но это не помешает вам использовать ее силу. Гаятри-Мантру произносят мужчины и женщины независимо от их вероисповедания и страны проживания. Повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума.
Гаятри-Мантра дает такое могущество благодаря тому, что она обращается к энергии Солнца — Сурьи. Об этой мантре говорят, что она обладает бесконечным потенциалом. Это формула, наполненная живыми вибрациями.
Еще считается, что Гаятри-Мантра заключает в себе дух и энергию всех мантр, которые содержатся в Ведах. Без Гаятри-джапы (то есть повторения данной мантры) произнесение всех других мантр имеет мало смысла. <…>.
Гаятри-Мантра — звуковой код, который содержит в себе космический ритм. Не очень понятен смысл всех ее слов. Не удивительно, это ведь Санскрит. <…>. Естественно, ритуальный текст, созданный на таком древнем языке, как Санскрит, может быть переведен и истолкован по-разному. Я не буду углубляться в тонкости значений и приведу один из вариантов перевода: «Мы медитируем на духовную лучезарность этой восхитительной высшей божественной реальности — источник физической, астральной и небесной сфер существования. Пусть эта высшая божественная сущность просветит наш разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину)».

(Гаятри-Мантра. Сайт www.lawofattraction.ru.)

«Мантра Гаятри считается квинтэссенцией всей мудрости Вед. Все, что было веками заложено в эти священные тексты, воплотилось в нескольких словах, которые раньше читали только жрецы, встречая каждый новый рассвет. Теперь эти слова стали доступными для всех желающих. Любой может использовать мудрость Индии для воплощения своих желаний в жизнь или как минимум для очищения от злых сил. Что такое мантра Гаятри? Мантра — это последовательный набор слов, небольшой текст, который принято произносить нараспев с определенной целью. Веды содержат различные стихи, которые рекомендуется использовать в конкретных жизненных ситуациях. Только Гаятри-Мантра встречается во всех Ведах, которых, как известно, четыре.
Само слово «Гаятри» имеет несколько значений. Это и имя Богини, и размер стиха, и название мантры. Одноименное Высшее Существо благословляет и защищает каждого, кто регулярно пользуется этим стихом, кто прославляет духовность и силу (так говорят йоги). Переводов этого стиха очень много. Так как слова, его составляющие, многозначны, их сочетание рождает различные образы. Например, можно в этот стих вкладывать такой смысл: «Бог солнцу подобный! Славим и смотрим на него! Свет лика его освещает нас, падая на нас! Солнце сияет лучезарно. Мы созерцаем его. Пусть оно направит нас по пути истины! Сливаемся со светом Солнца, приобретаем истину и смысл Бога! О, Источник Света Божественного! Подари мне один из бесчисленных своих лучей, чтобы я мог на миг воспылать так же ярко, как и ты!».
Каждый человек интуитивно вкладывает в свое понимание то, что излучает его душа. Обращение к Высшим Силам за советом и поддержкой — вот что такое Гаятри-Мантра. Текст произносится на незнакомом языке. Но он быстро впитывается в подсознание, создавая там музыку, созвучную пониманию солнечного света и радости! <…>. Мантра Гаятри — не оберег для личного пользования. Это обращение к Высшим Силам с просьбой дать просветление всему человечеству! В ней отсутствует эгоистический смысл. Искренняя вера позволяет структурировать все пространство таким образом, что Божественный Свет касается каждого, кто общается с читающим мантру!».

(Н.Даниленко. Мантра Гаятри для исполнения желаний. 14.10.2013г. Сайт www.fb.ru.)

«В «Книге 4» Алистер Кроули приводит девять различных мантр, принадлежащих к разным традициям, — от самой известной и короткой («ОМ») до самой священной для телемитов мантры («А как дуа»), написанной на Стеле Откровения. «Этих мантр вполне достаточно, чтобы вы могли выбрать из них свою», — заключает он. Но для повседневного использования Алистер Кроули рекомендует использовать одну из них — ведическую Гаятри-Мантру. В «Восьми лекциях по Йоге» он пишет: «Каждый ученик должен взять себе за правило совершать приветствия Солнцу (таким образом, как это рекомендовано в Liber Resh) четыре раза в день, также он должен приветствовать Луну, когда она появляется на небосводе, — Гаятри-Мантрой. Наилучший способ — произносить мантру сразу же, как только вы увидели Луну, чтобы сконцентрировать внимание на ней, и произносить ее до тех пор, пока внимание не перестанет рассеиваться». О том же Кроули пишет и в XVIII-ой главе «Магии без слез» («Важность наших общепринятых Приветствий»): «…к «Приветствиям» я отношу «ритуал Воли» перед едой, четыре ежедневных поклонения Солнцу (Liber CC vel Resh) и приветствие Нашей Госпоже Луне».
Согласно традиции, известные нам мантры были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации (самадхи). Иными словами, предполагается, что мантры возникли не в обычном состоянии сознания (то есть не были порождением искусства и литературы), а были услышаны в высшем состоянии сознания (турийя). Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы.
Гаятри-Мантра представляет собой отрывок из священной Ригведы. Точнее это десятый стих 62-го гимна (Он называется «К разным Богам») третьей Мандалы Ригведы. Индийская Традиция приписывает этот текст Вишвамитре, одному из семи божественных мудрецов — риши. Считается, что он был рожден кшатрием, но своими аскетическими подвигами сумел добиться положения брахмана, он также является одним из персонажей Рамаяны.
Согласно Ведической Традиции с помощью чтения Гаятри-Мантры совершается Божественное пробуждение разума и души, и, таким образом, человек может соединиться со Всевышним. Многие индусы считают, что читать эту мантру имеют право только мужчины трех высших каст, которые получили упанаяну (посвящение в ученики) в ортодоксальном Индуизме, другие полагают, что безграничный потенциал Гаятри-Мантры может помочь любой душе достичь Парабрахмана, если только человек, исполняющий мантру, обладает ее истинным пониманием и верой в Бога».

(Марсий. Солнечный свет лунной мантры. Сайты www.thelema.ru, www.oto.ru.)

«Древние знали, что при помощи священных звуковых вибраций можно управлять своим внутренним состоянием. На Востоке такие звуковые магические формулы называются мантрами. В переводе с Санскрита слово «мантра» означает: «ман» — ум, «тра» — освобождение. Мантры считаются «орудием духа».
На Руси священные звуковые вибрации называли зовами. Считалось, что зовы являются «молитвенными заклинаниями». С помощью этих молитвенных формул можно преобразовывать как собственный внутренний мир, так и внешнюю действительность. С помощью священных молитвенных формул можно влиять на психику человека, изменяя ее состояние в том или ином направлении. Независимо от того читает ли человек сам эти словесные формулы или слушает, как их читает кто-то другой.
В Индуистской Традиции каждая мантра имеет свой священно-религиозный смысл. Например, мантра «Ом» является звуковым аналогом, соответствующим Абсолюту. Считается, что произносящий эту мантру воссоединяется с энергоинформационным полем прогрессивных людей прошлого, настоящего и будущего. Частота колебаний различных звуков резонирует с теми или иными органами человека, оказывая на них целебное воздействие. <…>.
Гаятри-Мантра. Согласно традиции, известные нам мантры были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации (самадхи). Иными словами, предполагается, что мантры возникли не в обычном состоянии сознания (то есть не были порождениями искусства и литературы), а были услышаны в высшем состоянии сознания (турийя). Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы.
В телемитских практиках используется одна из самых известных мантр — Гаятри-Мантра. Вот ее текст: AUM (BHOOR BHUWAH SWAHA) TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASAYA DHEEMAHI DHIYO YO NAHA PRACHODAYAT — Ом!
(Бхур, Бхува, Сваха) Тат савитур вареньям бхарго девасья димахи дхийо йо нах прачьодайят.
Гаятри — это священный отрывок из Ригведы. Точнее это десятый стих 62-го гимна (он называется «К разным Богам») третьей Мандалы Ригведы. Индийская Традиция, приписывает этот текст Вишвамитре, одному из семи божественных мудрецов «риши». Считается, что он был рожден кшатрием, но своими аскетическими подвигами сумел добиться положения брахмана, он также является одним из персонажей Рамаяны. В классическом русском переводе, опубликованном в серии «Литературные памятники», Гаятри-Мантра переведена следующем образом: «Мы хотим встретить этот желанный блеск бога Савитара, который должен поощрять наши поэтические мысли!». Разумеется, существуют и иные варианты перевода текста мантры, например: «Да помыслим о желанном блеске дивного Светила (Савитар), разум наш, да озарит он». Другой, более развернутый вариант перевода: «О Бог! Ты дающий Жизнь, Уничтожающий боль и горе, Дарующий счастье, О! Создатель Вселенной, пусть мы получим твой высший свет, уничтожающий грех, пусть ты поведешь наш разум по правильному пути».
Традиционно Гаятри-Мантра сопровождается вступлением, содержащим слова «Бхур, Бхува, Сваха», обозначающие Землю, Воздух и Небеса соответственно. Иногда оно опускается. Что означает название мантры? «Гаятри» — это стихотворный размер, которым написана данная мантра (три строки, содержащие в себе восьмисложных части), также, согласно традиционному представлению, «гаятри» называется жизненное дыхание».

(Священные звуковые вибрации. Мантры. Сайт www.magicjournal.ru.)

«Для духовного развития есть много видов практики: молитва, медитация, йога и другие. Один из них — мантры, специфически индийское явление. По сути, сами Веды, считающиеся откровением Бога, — это совокупность священных текстов, состоящих из мантр. Мантра — это определенная комбинация звуков, наделенная силой и способная при правильном произношении помогать достичь определенных целей. Звук здесь имеет важное значение — именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определенную энергию, и отличают мантру от молитвы. В молитве же, в отличие от мантры, главное — это ее смысл. А выражен он может быть любыми словами и на любом языке. Мантры звучат одинаково для всех, независимо от национальной принадлежности. В мантре важно правильно произносить звуки. Если этого нет, или если сила ее не пробудилась, — она будет действовать как обычная молитва.
В этой статье речь пойдет о мантре всех мантр — чудодейственной мантре Гаятри. Это самая могущественная и священная мантра Вед. Считается, что она содержит в себе всю их сущность. Правоверные индуисты повторяют эту мантру каждый день. Считается, что за каждой мантрой стоит определенное божество — дэвата. Гаятри же обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей Вселенной, которого называют Савитаром, чем и объясняется великая сила этой мантры.
Слово «Гаятри» (с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение». Другой вариант слова «Гаятри» — «то, что защищает индивидуальные души» (где Гая — индивидуальные души, Тра — защищать). То есть, уже само значение слова говорит о высшей цели духовной практики — спасение или освобождение, и о высшей силе мантры.
Считается, что она посылает человеку долголетие, великолепное здоровье, красоту, благополучие, процветание, умиротворенность, жизненную и магическую силу. Избавляет от неудач, страхов, помогает преодолевать препятствия, исполняет самые смелые желания. Если вы болеете, не поленитесь регулярно практиковать Гаятри-Мантру и сами увидите результат, проверено. Более того, Гаятри помогает избавляться от негатива, сглаза, порчи. Она имеет великую очищающую силу. Йоги говорят, что на земле нет ничего более очищающего, чем Гаятри-Мантра. Она способна очистить карму, освободить от кармических долгов и грехов, избавить от колеса рождения и смерти. Люди, повторяющие Гаятри-Мантру с любовью, искренностью, верой и преданностью, находятся под защитой от опасностей.
А главное, регулярное повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума. Она дарит ясный активный ум, развивает интеллект, очищает сознание, уничтожает заблуждения и иллюзии, дает мудрость и паранормальные способности. Постепенно, при регулярной практике и правильном произношении мантры, ум произносящего ее избавляется от всего наносного, нечистого, и человек может видеть истину без искажения, без наслоений сознания. Гаятри повторяют для достижения универсального сознания и для пробуждения силы интуиции. Она дарует духовное просветление и много благ.
Перевод Гаятри-Мантры: (ОМ) ОМ (ДХИМАХИ) Мы медитируем (БХАРГО) на Духовную Лучезарность (ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ) Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности (САВИТУР) Источник (БХУР, БХУВА, СУВАХА) Физической, Астральной и Небесной Сфер Существования. (ТАТ) Пусть Та Высшая Божественная Сущность (ПРАЧОДАЯТ) просветит (ЙО) который (НАХ) наш (ДХЙО) разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину).
Вольный перевод: Мы медитируем на великолепие Ишвары (так на Санскрите звучит имя Сварога небесного), сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, устраняющего всяческие грехи и невежества. Да просветит он наш разум».

(Я.Новикова. Великая сила Гаятри-Мантры.
Сайты www.junona.org, www.galatreya.ru.)

* * *