Статья 3.5.6. Мантра-Йога. Джапа-Йога. Нада-Йога.

продолжение

3. МАНТРА-ЙОГА.

3.1. ЧТО ТАКОЕ МАНТРА-ЙОГА?

«Мантра-Йога — систематическое использование звуковых вибраций для индуцирования психофизиологических изменений».

(В.Бойко. Йога: искусство коммуникации. Нижний Новгород. Деком. 2008г.)

«Глава 4. Мантра. Мантра — «гирлянда букв», которая проходит через определенную чакру. Она источник, из которого проявляется всякий звук или энергия, выражаемая как идея, или речь. Та же самая Энергия, которая производит все буквы, проявляется в форме Мантры. Все тело человека есть Мантра и составлено из Мантр. Поэтому есть Мантра-Йога. Но почему, однако, особые буквы предназначены для особых лотосов, элементов, вот вопрос. В Тантре сказано, что при произнесении отдельных букв активизируются и входят в работу определенные центры и проявляются определенные силы. Это и есть решение вопроса».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.)

«Мантра-Йога — это методы воздействия на энергию, посредством особых звуковых вибраций, в частности санскритских слогов из которых состоят мантры. Мантра (от санскр. «манас» — ум, «тра» — очищать) — это звук или энергетическая вибрация, очищающая ум. Существует множество мантр, каждая из которых обладает своими особенностями, ритмом и воздействием. При произнесении определённых звуков тело резонирует с некоторой частотой. Сочетание звуков, частоты и ритма мантры приводит к изменённому состоянию сознания. Когда человек достигает совершенства в практике мантры, подобно музыканту, мастерски владеющему своим инструментом, он может извлекать из неё радость, исцеление, сострадание или любое другое состояние».

(Мантра-Йога. Сайт www.all-yoga.ru; www.meditation-portal.com/mantra-yoga/.)

«Глава 1. Кармические проблемы в жизни современного человека. <…>. По тантрическим представлениям различные комбинации этих вибрационных энергий и образуют весь микро- и макрокосмос. Кстати, знание о связи вибраций букв санскритского алфавита с «плотными» и «тонкими» объектами физического мира лежит в основе практических методик Мантра-Йоги. Ну а о психофизиологических и физических эффектах мантр написано достаточно много. Тантрическое представление о тонких вибрациях как истинной природе материи так же оказалось удивительным прозрением. Только в XX в. физика открыла квантовую механику, подтвердившую волновую природу вещества, на представлении о которой уже много тысячелетий базируется и теория и практика Тантры».

(Е.Файдыш. Карма и психотравмы. 1998г. Сайт www.shalagram.ru.)

«Среди различных путей в Йоге особенно выделяется Мантра-Йога. Ее можно также назвать техникой молитвы. В той или иной форме такая техника присутствует во всех религиях и психологических упражнениях. Суть ее состоит в многократном произнесении обычно коротких слов или фраз. Такое произнесение должно сопровождаться эмоциональным фоном — бхавой. Произносить можно вслух или про себя. Мантры используются для развития чакр, духовного очищения и являются относительно безопасным способом достижения самадхи (религиозного экстаза). Существует четкое соответствие между чакрами и чакровыми мантрами. Сахасрара — аум, аджна — ом, вишудха — хам, анахата — ям, манипура — рам, свадхистана — вам, муладхара — лам. Мелодика произнесения мантры и бхава довольно сложные и не могут быть объяснены здесь, их надо услышать и получить от учителя. Учитель должен вам пропеть и артистически показать, возможно, телепатически передать, то чувство — бхаву, которое необходимо испытывать».

(Вадим Финн. Практический курс Высшей Йоги.
Лекция 4. Мантра-Йога. Сайт www.kulichki.com.)

«ЛАЙЯ ЙОГА и ее части. Под названием Лайя-Йога мы классифицируем четыре другие Йоги, которые, подобно Лайя-Йоге, существенно зависят от сознательного упражнения йогически управляемой силы мышления. Это Бхакти-Йога, Шакти-Йога, Мантра-Йога и Янтра-Йога.
МАНТРА-ЙОГА и ЯНТРА-ЙОГА. В Мантра-Йоге благодаря искусному использованию Мантр, которые состоят из слов или звуков оккультной (тайной) силы, и в Янтра-Йоге благодаря аналогичному использованию янтр или геометрических диаграмм мистического значения, целью йогина является установить телепатическую и даже более тесную связь с Божествами, которых он призывает помочь ему в его йогических усилиях и стараниях. Мудра-Йога может рассматриваться как подразделение Янтра-Йоги, поскольку она определяется йогическим использованием мистических знаков (мудра), которые обычно производятся путем принятия положения и жестов рук и тела и в меньшей степени на мистических символах более или менее геометрического характера.
В наших Текстах Мантра-Йога и Янтра-Йога (главным образом в виде Мудра-Йоги) играют роль значительной важности, поскольку они выполняются почти во всех системах Йоги, которые сложились в окружающей обстановке Тибета. Обе эти Йоги употребляются при обсуждениях духовной способности во время ламаических посвящений. Ввиду того, что эти две Йоги опираются на йогическую визуализацию и, следовательно, на некоторую степень йогического управления сознанием, они так же, как Бхакти-Йога и Шакти-Йога, считаются особыми частями Лайя-Йоги».

(Эванс Вентц В.И. Тибетская Йога и тайные доктрины.
В 2-х т. Киев. 1993г., Гранд-Фаир. 2003г. 480 стр.)

«Сущность изначального слова дремлет в каждом живом существе, интеллектуальная интуиция — то озарение, которое внезапно вспыхивает, отзываясь на действие произнесенного слова. Знание, смысл уже заложены в сознании каждого человека. Мантры в практике Йоги — действующая сила, вызывающая своим вмешательством нечто, влияющее на пробуждение сознания. Мантры влияют на ментальные конструкции, впрочем, сила некоторых мантр способна повлиять и на физические объекты. В Мантра-Йоге мантра — это звуковая форма абсолюта — Шабда-Брахман. Произнесение мантры — уже форма манифестации высшего сознания, звуковой формы Божества. Человек соткан из различных предрасположенностей (самскара) в соответствии с которыми способен воспринимать мир в рамках определенных мыслительных конструкций. Врожденные способности темперамента объясняются грузом прошлых воплощений. Задача Мантра-Йоги — развернуть сознание от привычных ментальных конструкций к его изначальному высшему состоянию. Это не означает отхода от мыслительной деятельности и «зомбирования» сознания мантрой, при котором все процессы ментальной деятельности подавляются или загоняются в подсознание. Это процесс, когда ментальное тело принимает форму высшей вибрации. Конечный результат Мантра-Йоги — очищение ума и возврат сознания к состоянию высшего знания. Обычное повторение мантр постепенно очищает ум и переводит его в плоскость духовных вибраций, притягивает более высокие формы сознания, которые проявляются в нашей психической вселенной в форме озарений, неожиданных творческих идей, сообщая интеллекту силу и дополнительную «тонкую» энергию».

(Мантра-Йога. www.shaivism.kriyayog.ru.)

«Мантра-Йога — совершенствование путем воплощения в слова-вибрации высоких уровней. Мантра — слово, магическое заклинание. При повторении мантры (так считается в этой системе) происходит перестройка сознания и энергетики на частоту и план мантры. Существуют различные мантры: разрушительные, созидательные, благие, божественные. Считается, что мантры пришли из древности, от древних адептов Йоги. При практике этого метода (при медитации на мантре) видно, что мантра помогает лишь чисто технически остановить ум, давая временное успокоение. Если прервать практику мантра-медитации на месяц, беспокойство ума воцарится опять, даже минимальный покой уходит. Ожидался же переход сознания и энергетики на более высокий уровень, чего не произошло. Почему? Мы, свободные искатели, позволяем себе рассматривать проблему под всеми углами и находить ее решение. Итак, мы выяснили, что мантры древности пришли от адептов, которые восприняли эти вибрации в состоянии сверхсознания, таким образом, передав нам мантрические формулы, они надеялись, что, воспроизводя их, мы тоже войдем в определенную степень сверхсознания. Но мы, повторяя и входя в мантры, лишь исступляем свой ум и не более того. Оказывается, адепты прошлого имели другую энергетическую структуру и другое соответствие чакр. Мы, люди будущего, имеем энергетическую систему, состоящую из 21 стационарной чакры, не считая второстепенных. Иными словами, диапазон настройки современного человека в корне отличен. Он имеет другие энергии и другой способ сенситивного воплощения. Наше сознание более развито, поэтому мы предпринимаем попытки воспринять, ощутить и записать в виде звуков вибрации, которые испытывают наши адепты в сверхсознании».

(Джагдиш С.Д. Медитация: постижение внутреннего пространства. Сайт www.sunhome.ru.)

«Мантра-Йога — направление, суть которого в том, что при использовании энергии звука, акустического резонанса, вызываемого собственным голосом, достичь очищения, выздоровления, просветления. В мире нет неподвижности, все вибрирует. У всего сущего есть своя основная тональность, которая способна видоизменить его при помощи свойственных ему «симпатических вибраций». Каждое колебание физического плана вызывает изменения особого состояния на астральном и психическом плане. На этом основано специфическое произнесение молитв и мантр, где слово используется как магнетический прием, построенный согласно закону воздействия ритмических вибраций на окружающую среду.
В связи с этим, можно сделать вывод о значительном влиянии человеческой речи на все планы Природы. Уже в 70-е годы, в США, в различных научных и медицинских центрах, были проведены исследования, доказавшие воздействие мантр на человека, на его физический уровень и подсознание.
Мантры и молитвы рассчитаны на подключение индивидуальных сознания и энергетики к Божественным сверхсознанию и силам, для получения от них энергии-силы-просветления. Они рассчитаны, прежде всего, на то, что с их помощью человек отключает посторонние мысли, желания, создает определенный ритм и включается в резонансный поток. Из этого потока, связанного с Божественным планом, энергия опускается в наш видимый мир, сгущается порой так, что ее можно увидеть и почувствовать.
Можно смело утверждать, что такой вибромассаж гормональных, иммунных центров и внутренних органов, способствует их исцелению, усилению, восстановлению. Разные органы подвергаются воздействию разными мантрами, о чем будет сообщено ниже.
Различные проявления космического сознания имеют свои вибрации, свой звук, свое имя. В ведической философии космическая энергия рассматривается в форме Деват — Божеств. Значение мантры есть форма Деват, вот почему повторение мантры вызывает присутствие Деваты. Мантру можно сравнить с вратами, связывающие индивидуальное сознание с космическим сверхсознанием.
Мантра-Йога — проста в осуществлении, эффективна, доступна. Древние считали, что в слове может содержаться вся вселенная, они изучали взаимосвязь между словом и мыслью, между формой и именем. Как показывают наблюдения, проведенные в институтах Йоги и лабораториях психотроники, регулярное повторение мантр излечивает различные заболевания, избавляет от стрессов, увеличивает уверенность в собственных силах, ум наполняется чистыми, хорошими мыслями. Есть мантры, дарующие долгую жизнь, хорошее потомство. Но главное значение мантр — духовное преображение человека, изменение его сознания и слияние с Божественным».

(Р.Карловский. Мантра-Йога или «Путь Слова». 25.01.2011г. Сайт www.vk.com.)

«Мантры представляют собой сакральные слоги, фразы, небольшие тексты, которые при правильной и длительной рецитации помогают человеку достичь поставленных целей. В основном эти цели определяются как духовные, однако существуют мантры, направленные на достижение процветания, здоровья и успеха.
Систематизация мантр происходила в древних ведических ритуалах, оформлялась в священных писаниях. Древние мудрецы Индии изучали взаимосвязь между словом и мыслью, между формой и именем. Они познавали исток жизни, цель существования и пути к всеобщему благоденствию. И в этом им помогала мантрическая практика. В «Рама-Пурва-Тапини-Упанишаде» сказано: «Оттого, что она освобождает сознание, она называется мантрой». А «Пингала-Тантра» гласит: «Оттого, что она дает полное знание о вселенной, освобождает от рабства материального существования и приносит успех в духовной практике, она именуется мантрой».
Повторение мантр — одна из наиболее эффективных форм медитации. Медитация же освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающим миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности.
Каждая мантра обладает огромной силой, даже если повторяющий не знает ее значения. Полностью же осознающий значение санскритского текста увеличивает воздействие мантры во много раз. Ведические мантры — проводники на пути духовного прогресса. Мантры могут использоваться буквально во всех сферах повседневной жизни: при выполнении социальных обязанностей, приготовлении пищи, отдыхе, воспитании детей, в Аюрведе. Каждый человек имеет свою собственную звуковую конституцию. Это его мантра, мантра его организма.
Мантрическая практика универсальна. Так для людей, которые ощущают дискомфорт в отношениях с другими, рекомендуется повторять мантры, связанные с образом Кришны, который архетипически связан с красотой, привлекательностью и обаянием. Можно быстро ощутить, как эти мантры, гармонизируя ауру и сознание, делают человека более привлекательным, красивым, чарующим.
Повторяя мантры, связанные с женскими божествами (Лакшми, Дургой, Сарасвати), человек быстро почувствует, как в сердце появляется больше сострадания, милосердия, материнского тепла к окружающим. Такие имена, как Говинда, Гопал, вносят в сознание обворожительность, улыбку, радость, игривость. Имена Васудева, Нараяна, Вишну инспирируют в человеке величественность, могущество, всепроникаемость, надмирность. Имена Шива, Бхайрава, Рудра приносят качество отрешенности, медитативности, запредельности.
Повторяя мантры, связанные с различными аспектами Лакшми и Ганеши, человек сможет соприкоснуться с энергией процветания, удачи, благосостояния, которые в свою очередь являются проявлением силы блаженства. Через подобные мантры активизируются программы счастья и удачи, заложенные в биокомпьютер коллективного сознания. (Источник: Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия мантр. СПб. Святослав. Институт метафизики. 2006г.)».

(Мантра-Йога, дарующая очищение, осознанность и умиротворение.
18.03.2011г. Сайт www.sattvadevi.wordpress.com.)

«Мантра-Йога — точная технология управления сознанием, способ накопления и сохранения энергии, искусство синхронизации с вселенскими ритмами. Суть этого направления в использовании энергии звука — акустического резонанса (вызываемого собственным голосом) для достижения очищения, исцеления, благополучия, просветления. Мантра освобождает ум (санскр. ман — ум, разум и тра — освобождение, спасение, возвратное движение; освобождение ума), воздействуя на сознание она приносит духовное просветление.
Вибрационная природа Вселенной. В мире нет неподвижности, все вибрирует. Все сущее имеет свою основную тональность. Каждое колебание физического плана вызывает изменения особого состояния на астральном и психическом плане. На этом основано специфическое произнесение мантр, где слово используется как магнетический прием, построенный согласно закону воздействия ритмических вибраций на окружающую среду. В связи с этим, можно сделать вывод о значительном влиянии человеческой речи на все планы Природы.
Описывая мантру в терминах звуковых вибраций и резонирующих волн, она раскрывается нам как сакральный (священный) слог или имя, а также как класс звуковых формул, ритмических выражений мистического характера (символов), предназначенных для воздействия на астральное тело (астросом) людей, духов, на реальность в целом, это строфы, открывающие скрытую силу и божественный источник вдохновения. Чтобы мантра стала источником вдохновения и успеха на пути к поставленной цели, нужно повторять ее осознанно, с полным пониманием ее значения.
Мантра регулирует и настраивает ум, устраняя колебания или волнения ума. Отсутствие волнений ума, кристально чистое сознание или Читта-Вритти-Ниродхах является неким критерием готовности к более глубокой практике медитации (Раджа-Йога). То есть другими словами остановка внутреннего диалога или состояние Унмани, когда обуздываются вритти (волны ума — желания, настроения, эмоции и пр.) и вы сосредоточиваетесь, наконец, на собственной природе, становитесь сами собой.
Существует множество мантр, каждая из которых обладает своими особенностями, ритмом и воздействием. При произнесении определённых звуков тело резонирует с некоторой частотой. Сочетание звуков, частоты и ритма мантры приводит к изменённому состоянию сознания. С помощью мантр человек настраивается на определенный ритм и включается в резонансный поток. Из этого потока, связанного с Божественным планом, энергия опускается в наш видимый мир, сгущаясь, порой, так, что ее можно увидеть и почувствовать.
При повторении мантры человек воспроизводит вибрации «Бесконечного», которые находятся вне времени и пространства. Мантра является выражением этих вибраций в слове. Вначале он делает это сознательно и вслух, затем мысленно. Если ритм повторения правильный, и он полностью сосредоточен, то повторение происходит само собой, а человек просто слушает. Внутреннее безмолвие наступает, когда замолкает эго. Ум вибрирует молча в совершенной гармонии с бесконечным я. Безмолвие наполнено вибрацией «Анахат» (первичный звук). Когда человек достигает совершенства в практике мантры, подобно музыканту, мастерски владеющему своим инструментом, он можете извлекать из неё радость, исцеление, сострадание или любое другое состояние.
Мантры рассчитаны на подключение индивидуального сознания к Божественному сверхсознанию для получения от них энергии-силы-просветления. Сочетание звуков в мантре таково, что произнесение их с определенной интонацией производит эффект акустического резонанса, вызывающего колебания в эфирной энергетике, в которой возникает (проявляется) Дэвата (Божество мантры). Дэвата в свою очередь оказывает влияние на физический и энергетический планы, производя те или иные изменения и запуская физические процессы лечения, очищения организма, сознания и энергетики.
Каждая мантра непременно должна иметь свое главенствующее божество (дэвату); своего первого получателя, конкретного мудреца (риши); метрический размер (чхан-дас); биджа-мантру; шакти, то есть энергию, наиболее выраженную в одном из звуков мантры, и, наконец, килаку — стержневой звук мантры, на который как бы нанизаны все остальные звуки. Все эти данные учитель передает своим ученикам вместе с дополнительными разъяснениями. Произнесение мантры в Индусской Традиции именуется джапой. Оно пробуждает заключенную в мантре энергию шакти и помогает произносящему обрести желанные мистические способности (сиддхи)».

(Мантра Йога — технология управления умом и синхронизации
с вселенскими ритмами. 16.01.2012г. Сайт www.daoschool.com.)

«Введение. Мантра-Йога — наука о духовных вибрациях, помогающая пробудить энергию Кундалини даже у тех людей, которые только недавно встали на путь Йоги, и тем самым значительно ускорить их духовный рост. Мантра-Йога даёт человеку могущественный инструмент самопознания. Мантра-Йога меняет в лучшую сторону, как внутренний мир человека, так и всю окружающую его Вселенную. Мантра-Йога считается одной из самых простых в выполнении Йог. Вместе с тем, объяснение принципов и механизмов действия этой науки является одной их самых сложных задач в Йоге. Этим, отчасти, можно объяснить тот факт, что многие из практикующих Йогу людей, пренебрегают Мантра-Йогой, как недостаточно обоснованной с точки зрения теории.
С древнейших времен и до наших дней мы находим свидетельства о магической силе человеческой речи. Иногда это рассказы очевидцев, посетивших шаманов Америки, Африки или Сибири. Иногда это легенды о жрецах многочисленных религий и традиций. Это может быть описание чудотворного действия молитвы, творимое иноками, анахаретами или простыми, истинно верующими людьми. Все сказки и мифы древности совершенно разных народов повествуют нам о грандиозной силе заклинаний и о том могуществе, которое они дают людям. <…>.
К нашему счастью, великое знание силы слова было сохранено для нас мудрецами Востока. И это знание называется Мантра-Йога.
В этом фильме вы познакомитесь с теорией Мантра-Йоги. Как уже отмечалось выше, теория этого вопроса крайне трудна для объяснения, поэтому здесь она излагается в несколько упрощенном варианте. Во второй части фильма вы познакомитесь с практическими упражнениями этой Йоги. Овладев наукой Мантра-Йоги, вы откроете новые горизонты для изменения себя и мира к лучшему. Древние йоги учат, что вся темнота мира отступает перед факелом Мантра-Видьи. <…>.
Любая энергия, которую демонстрирует человек, будь то: физическая энергия, энергия мысли, энергия слова и так далее — это всего лишь разница между той энергией, которую энергия Кундалини излучает, и той энергией, которую она поглощает каждое мгновение. Как утверждают древние источники, если человек осознал и полностью пробудил Кундалини, то его возможности становятся безграничны.
Одним из наиболее сильных проявлений энергии Кундалини у обычного человека является его сексуальная энергия. Если человек использует свою сексуальную энергию правильным образом, то со временем он приобретает способность пробуждать энергию Кундалини. Искусство правильного использования сексуальной энергии человек приобретает через изучение своей сексуальности, через умение управлять ею, а также через многочисленные физические и психические упражнения Тантра-Йоги.
Мантра-Йога является одним из самых мощных инструментов по управлению сексуальной энергией. По этой причине Мантра-Йога является краеугольным камнем Тантра-Йоги. Существуют даже высказывания, что без Мантра-Йоги нет Тантра-Йоги.
Итак, любое слово, которое произносит человек, — это проявление его единой энергии, его энергии Кундалини. Процесс речи происходит следующим образом — воля человека отдает приказ энергии Кундалини родить вибрацию того или иного вида, которая соответствует тому или иному слову. Энергия Кундалини производит эту вибрацию. Энергия Кундалини сама по сути своей является вибрацией, поэтому чтобы произвести эту новую вибрацию, она частично видоизменяет сама себя. То есть на этой стадии слово представляет собой тончайшую вибрацию энергии Кундалини. Это называется состояние Пара, то есть будущее слово находится в состоянии Пара или в запредельном состоянии. Затем вибрация начинает подниматься к пупочному центру, таким образом вибрация переходит из тончайшей среды, из которой построено тело Кундалини, в более плотную среду пупочного центра. Хотя носитель вибрации меняется, сама вибрация остается одной и той же. Это новое состояние вибрации в пупочном центре называется Пашианти. Далее вибрация поднимается еще выше, в сердечный центр, и снова вибрация остается одна и та же, а носитель вибрации становится еще более плотный. И, наконец, вибрация слова поднимается от сердечного центра к языку и губам и начинает распространяться в воздухе, слышимая как человеческая речь. То есть вновь вибрация перемещается из более тонкой среды в более плотную среду, и предстает в виде физических колебаний воздуха. Пройдя весь этот путь от Кундалини до губ, эта вибрация, безусловно, слабеет у обычного человека. Это связано, в том числе, с тем, что человек загрязнен Кармой, и вибрация слова затухает и искажается. Но, не смотря на все это, любое слово всё же имеет известную силу творить. У людей чистых и сильных эта сила больше, чем у всех остальных. Вместе с тем, существуют особые слова силы, которые называются мантры. Эти слова, а иногда целые предложения, несут в себе гигантскую мощь, и если человек произносит эти слова мантры, то производит колоссальный импульс, который воздействует на всю Вселенную.
Кроме того, существуют мантры, которые чистят человека и сжигают всю его негативную карму. Есть мантры, которые исполняют все желания человека, и, наконец, есть мантры, которые придают человеку все четыре цели жизни, ради которых он родился на этом свете. Эти цели называются ДХАРМА, АРДХА, КАМА и МОКША. <…>.
Все мудрецы и йоги древности единодушны в оценке могущества Мантра-Йоги. Огромное число людей обрели сверхъестественные силы и достигли запредельных духовных высот благодаря таинственным мантрам Мантра-Йоги. Мудрецы и йоги древности передали это некогда закрытое от непосвященных знание всем тем, кто интересуется наукой самопознания, всем тем, кто действует ради блага всех живых существ».

(Мантра-Йога. Обучающий фильм. Международный
открытый Йога Университет. Сайт www.openyoga.ru)

«Мантра-Йога — одна из самых могущественных и таинственных Йог. Многие великие поэты, которые словом творили и через века продолжают творить в наших сердцах вдохновенье, интуитивно переоткрыли в своем поэтическом искусстве колоссальный потенциал Мантра-Йоги. К примеру, силу слова замечательно передал в своем стихотворении «Слово» Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова…

Так случилось, что сорок лет своей жизни я прожил, не зная о мантрах ничего. Однажды, после того, как я волеизъявил познать себя и окружающий мир, в мою жизнь вошла Йога. И после четырех лет упорной практики Хатха-Йоги на меня снизошла милость свыше, и я приблизился к могущественной Мантра-Йоге.
С древнейших времен до наших дней мы находим свидетельства магической силы слова. Разум человека в своей гордыне склонен не принимать на веру то, что не понимает или считает недостаточно аргументированным. На наше счастье, великое знание о силе слова было сохранено для нас учителями Йоги. Мантра-Йога дает человеку мощный инструмент самопознания, она меняет в лучшую сторону внутренний мир человека и все его окружение. Все мудрецы и йоги древности единодушны в оценке могущества Мантра-Йоги. Огромное число людей обрели сверхъестественные силы и достигли запредельных духовных высот именно благодаря практике мантр. Мудрецы и йоги древности передали это некогда закрытое от непосвященных знание всем тем, кто интересуется наукой самопознания, всем тем, кто действует ради блага всех живых существ.
Наука Мантра-Йоги — одна из самых сложных в обосновании. Гораздо легче объяснить, как действует Хатха-Йога, Пранаяма-Йога, Крийя-Йога. Очень трудно, если не сказать, невозможно, объяснить действие мантр. Почему мантры работают? Несмотря на внешнюю простоту практики (мы начинаем повторять вслух известные слова или словосочетания и получаем какой-то эффект), объяснить, почему мы получаем тот или иной эффект, крайне сложно. И в Йоге Мантра считается одной из самых сложных наук. Сложность обоснования заключается в том, что действие мантр основано на самых глубинных принципах устройства Вселенной.
Мантра-Йога использует вибрации голоса, вибрации мысли, вибрации энергии Кундалини человека. Любая энергия, которой обладает человек, будь то: физическая энергия, энергия мысли, энергия слова — это всего лишь разница между той энергией, которую Кундалини излучает, и той, которую каждое мгновение она поглощает. Любое слово, которое произносит человек — это проявление его единой энергии, его энергии Кундалини. <…>.
Мантра-Йога не предполагает наличие каких-либо физических упражнений для ее практики. Что делает ее крайне полезной и незаменимой в случаях, когда нет фактической возможности заняться какой-то физической Йогой: вы в командировке, поезде и др. Кроме того, она незаменима, если вы испытываете затруднения со своим собственным телом: нужно заниматься, а вы по каким-либо причинам не можете, к примеру, болеете.
Надо подчеркнуть, что движущей силой любой практики Йоги является Абсолют. Если мы в Хатха-Йоге направляем свое внимание на Абсолют, это будет действительно Йога, и практика будет результативной. Если мы и в Мантра-Йоге свое внимание направляем на Абсолют, то мы настраиваемся на эту волну Высшего, Учителей и Учительниц Йоги, которые достигли Просветления. А куда мы направляем Сознание, туда же идет наша Энергия, и в этом направлении мы и движемся. Опять же, когда мы в состоянии Бхавы обращаемся в молитве к Богу или в мантре к Абсолюту, то возникает ощущение близости с Высшим, а это, я вам скажу, еще более бхавное состояние, это новый уровень жизни. <…>.
Переоткрывая Мантра-Йогу, представитель любой религии свою практику молитвы сделает более сильной, потому что принципы Мантра-Йоги универсальны, они не привязаны ни к какой традиции и культуре. Если читать «Отче наш» с осознанием глубинных принципов, о которых говорит Мантра-Йога, то у молящегося честно, искренне, результат достигается быстрее.
Большое количество индийских учений проникли и в нашу страну. Они иногда называют себя Йогой. Бывает трудно определить, является это Йогой или каким-то религиозным культом. Йога не против никакой религии, Йога за религии, если они помогают людям. Но Йога — это наука самопознания, и она строится на своих принципах, не противоречащих религии. Но, в то же самое время, и не зависящих от религии. То есть, человек любого вероисповедания (или атеист вовсе) может заниматься Йогой. Йога помогает всем.
А сейчас я немного расскажу о двух ключевых мантрах, которые я рекомендую практиковать всем — и начинающим, и продвинутым йогам. Их действие всеохватывающе и фундаментально…».

(Э.Печорин. Моя Мантра-Йога. Сайт www.yogapress.ru.)

 

3.2. ОСОБЕННОСТИ МАНТРА-ЙОГИ.

«Особое направление Йоги, Мантра-Йога, охватывает все многообразие техник рецитации мантр. Зачастую Мантра-Йога комбинируется с Кундалини-Йогой, поскольку ее методики позволяют активизировать внутреннюю спиритуальную силу (Кундалини). С точки зрения Мантра-Йоги, проявленная вселенная представляет собой уплотнение тонкой звуковой формы абсолютного, находящейся в непрерывной вибрации. В некоторых работах позднего времени выделяется 16 ступеней этой Йоги, венцом которых выступает обретение высшего состояния сознания».

(Пахомов С.В. Индуизм. Йога, Тантризм, Кришнаизм.
Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г.)

«Мантра-Йога ориентируется на умение достижения духовного прогресса посредством контролирования звуковых пульсаций специализированных форм — мантр. Модификация умственно-психического состояния человека при помощи мантр имеет возможность привести к возбуждению либо успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д. Мантра имеет возможность быть как из нескольких звуков, но и из нескольких слов. Непрерывное произнесение мантр в Йоге практикуется в джапа-медитации. Истоки Мантра-Йоги коренятся в старинном представлении о вселенских пульсациях. В Янтра-Йоге объектами медитации становятся специальные изображения. В Нада-Йоге объектами медитации считаются внутренние звуки. В Кундалини-Йоге эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими способами управления скрытой энергии организма».

(Медитативные практики в Индуизме, Йоге, Тантризме. Сайт www.erudition.ru.)

«Звук — причина жизни. Жизненная материя стабилизируется в человеке изречением звука через эфир. Рабочие центры для этого находятся в шести чакрах. Гласные являются выражениями праны как изречения (дыхания), а согласные — как бы колышками, фиксирующими жизненную материю в человеке. Каждое мгновение все известные и неизвестные гласные производят с помощью эфира физическое тело. Медитация на устном слове производит вибрации на физическом и эфирном планах. Медитация на ментальных словах производит вибрации на эфирном и ментальном планах. Медитация на звуках, когда они произносятся вслух, производит вибрации на всех планах. Если звуки хорошо сложены, то они очень скоро приведут низшие проводники к чистому буддхи. Такое расположение звуков называется мантрой. Разными учителями для учеников предписываются разные мантры, работающие на всех планах. Ученику следует произносить их вслух, в то же время сознательно на них медитируя. ОМ — самая универсальная мантра, используемая всеми Учителями. Количество слогов в других мантрах приводит ученика в гармонию с тем типом деятельности природы, который подходит к этому числу».

(Кришнамачарья К.Э. Духовная психология. Амрита-Русь. 2005г. 128 стр.)

«31. Описание составных частей Мантра-Йоги. Как Луна украшена шестнадцатью калА, так же и Мантра-Йога украшена шестнадцатью частями (ангами). Бхакти, сиддхи, асана, панчанга-севана, ачара, дхарана, дивьядеша-севана, прана-крийя, мудра, тарпана, хавана, бали, ягья, джапа, дхьяна и самадхи — это шестнадцать органов или частей Мантра-Йоги. Бхакти имеет три проявления с различными, определенными, подходящими и пригодными упасанами, правил бхакти также три, в соответствии с тремя гунами (тригуна). Шуддхи имеет четыре типа, а асана — два. На основе Гиты, стотры и т.д., которых пять, названы ритуалы панчанга-севаны. Несмотря на три вида ачары, подходящими для садхака являются семь. В зависимости от направленности вовнутрь или вовне существует также два вида дхараны. Дивьядеша-севана имеет шестнадцать типов, в которых совершенно естественно проявляются Божества. Прана-крийя одна, а ньяса и т.д. — её части. Являясь всевыразительными, виды мудр многочисленны. Тарпана, хавана и бали любимы Божествами. В зависимости от направленности вовнутрь или вовне яджна также имеет два вида. Пуджа понимается в соответствии с различием в поклонении, а виды пуджи различаются в соответствии с преданностью. Джапа имеет три формы. Несмотря на многообразие дхьяны из-за различий упасаны (в соответствии с поклонением пяти Божествам), все же самадхи — только одного вида. Это самадхи Мантра-Йоги называется махабхава».

(Перевод части книги «Мантра-Йога-Самхита»
выполнен Школой Йоги Натхов. 2009г. Сайт www.nathi.ru.)

«Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти. В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв. «сознание мантры»), которая приводит к соединению сознания садхаки с сознанием Божества, управляющего мантрой. Единение сознания садхаки и сознания Дэваты — это и есть пробуждение или раскрытие сознания, что и является целью Мантра-Йоги.
Полнота эффекта мантра-садханы зависит от того, будет ли установлен энергетический канал с божеством, а также от силы этого канала. Чем сильнее канал, тем больше божественной милости автоматически изольется на садхаку. Установление энергетического канала с божеством зависит от трех основных факторов: а) чувств и эмоций б) ума и в) воли того, кто практикует садхану. Чем возвышеннее чувства и эмоции, чем сильнее чувство преданности объекту почитания, тем легче может быть установлен такой канал. Чем чище ум садхаки, тем более высокие божественные вибрации сможет он воспринять.
Чем сильнее его концентрация на божестве, тем вероятнее установление канала. Чем сильнее внутренняя решимость и чем больше затрачено усилий, тем скорее установится канал. Иногда даже одного из этих факторов, проявляющих себя даже на очень короткое время, вполне достаточно для установления связи с божеством. Если же присутствуют все эти три фактора, то результат неизбежен. <…>.
Не прерывайте дыханием мантру на полуслове. Повторяйте мантру на выдохе. Правильно поставленное дыхание помогает до¬стичь успеха в Мантра-Йоге. Спокойное, ритмичное дыхание успо¬каивает ум и чувства и пробуждает внутренние силы организма. Мантра-Йогу можно сочетать с пранаямой, дыхательными упражнениями».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи гаятри Мантры. 1997г. Сайт www.scriptures.ru.)

«Упражнения Мантра-Йоги. (Текст из фильма по Йоге «Кундалини-Мантра-Йога»). Прежде, чем приступить к упражнениям Мантра-Йоги, вам следует выбрать подходящее для этого место. Крайне желательно, чтобы это было тихое, уединенное место, где вас никто не услышит и не побеспокоит. На ранних стадиях овладения Мантра-Йогой полезно выполнять упражнения как можно громче. Поэтому, чтобы не мешать другим людям, вам следует продумать этот вопрос самым тщательным образом. Кроме того, вам следует соблюдать принцип тайны. В Мантра-Йоге говориться, что если сохранять в тайне практику, то успех может прийти во много раз быстрее. Существуют такие упражнения и такие мантры, что если вы не будете сохранять их в тайне, то бывает очень трудно получить результат. Если же у вас нет подходящего места для практики, то практикуйте там, где есть возможность.
Перед началом практики крайне желательно принять ванну, душ или просто растереться влажным полотенцем. Полезно также сохранять молчание какое-то время перед практикой и после практики. Практиковать Мантра-Йогу вы можете любое по продолжительности время. На этот счет нет никаких ограничений. Вы можете начать с 15 минут в день и постепенно увеличивать это время. Таким образом, вы найдете свое количество времени. Выполнять упражнения вы можете стоя, сидя или лежа, желательно, чтобы ваш позвоночник при этом был прямым. Не стесняйтесь своего голоса, не старайтесь сделать его красивым и благозвучным, пусть он будет естественным. Более того, иногда бывает, что чем более грубым и некрасивым вам кажется ваш голос, тем сильнее эффект вы получите от упражнения.
Наука Мантра-Йоги содержит в себе большое количество секретов и нюансов, которые не представляется возможным отразить в фильме. Поэтому не прекращайте учиться и размышлять над скрытыми принципами Мантра-Йоги. Поверьте, понять смысл Мантра-Йоги действительно трудно. Человека, знающего принципы действия мантр, можно смело называть джняна-йогом, а это очень высокое звание. Если же, несмотря на все попытки понять принципы Мантра-Йоги, вы не преуспели в этом, то не расстраивайтесь, а упорно продолжайте практиковать все упражнения этой Йоги. И вы получите результат вне зависимости, понимаете вы смысл или нет. В Мантра-Йоге, как и во всех Йогах, самое главное — это честная, непрерывная и последовательная практика».

(Мантра-Видья. Сайт www.happyoga.narod.ru.)

«Любая религия включает в себя духовный опыт, этот опыт есть результат следования некоей духовной практике; с ее помощью верующий человек стремится достичь той цели, которую ставит перед своими последователями исповедуемая им религия. Однако не любая духовная практика — благо. В Священном Писании сказано: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:25). Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к Нему. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным. Священное Писание предупреждает: «…многие обольстители вошли в мир…» (2Ин.1:7). Сегодня как никогда назрела острая необходимость в формулировке четких и ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь к Богу от ложного.
Православная Церковь имеет два основных вероучительных источника — это Священное Писание и Священное Предание, при этом Священное Писание является частью Священного Предания; но как Священное Писание, так и Священное Предание отражают опыт богообщения Православной Церкви. Наиболее глубокий опыт богообщения в рамках Православной Церкви имеют святые отцы. Их опыт является эталоном духовной жизни для любого православного христианина.
В современной России широко распространены духовные практики, чуждые Православию, имеющие свои корни в нео-Индуизме, прежде всего, это Мантра-Йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций. В данной статье автор попытается ответить на следующие вопросы: действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями, практикуемыми в нео-Индуизме, и православными молитвами? А также можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству? К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть все нюансы, связанные с заданной в статье темой, и многие вопросы не будут нами рассмотрены. Поэтому сразу оговоримся, что из всего имеющегося материала мы выделим лишь те аспекты проблемы, которые представляются нам наиболее важными и актуальными для российских читателей, оставляя без внимания множество интересных, но, как нам кажется, второстепенных, вопросов, связанных темой статьи. В первую очередь, определим основные понятия данной работы — «мантра» и «медитация» в рамках осмысления этих терминов в нео-Индуизме.
Мантра — это «текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные». Современные тантристы учат: «мантра — это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой, достигают спасения (от перевоплощений. — В.П.). Обычно слово мантра переводится как «очищающая ум или сознание», так как «ман» означает ум или сознание (манас), а «тра» — очищать. Мантра — это Абсолют, проявленный в звуке»; «…с помощью повторения мантры мы постигаем свою Сущность, которая есть вечное разумное блаженство». Прабхупада писал: «…мантра есть комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог». Мантры существуют практически на все случаи жизни…
Мантры нео-Индуизма по форме напоминают магические заклинания. Существуют различные способы чтения мантр. Рассмотрим их. Джапа — это «многократное повторение мантры или имени Бога с целью сосредоточения на сущности Бога». Практикующему джапу «нужно сознательно вызывать эмоции…». Помимо искусственно вызываемого эмоционального подъема, практика многих джап требует мысленного воображения избранного божества в области груди. При этом смысл читаемой мантры может оставаться для человека, читающего ее, неизвестным. Совместное воспевание различных имен неоиндуистских «богов» называется киртаном. Есть вид совместных песнопений — особых мантр, называемых бхаджанами. Бхаджаны, в отличие от киртана, воспевающего имена «богов» Индуизма, тематически более богаты. Они «группируются в тематические блоки: выражающие любовь к Богу и преклонение перед красотой его изображения…» и т.д.
Чтение мантр является обязательной практикой фактически всех духовных школ нео-Индуизма, оно напрямую связано с другим видом духовной практики нео-Индуизма — с медитациями. Современные тантристы утверждают: «Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации». Тому же учат и представители других духовных школ нео-Индуизма: «Медитация заключается в направлении потока мыслей по одному руслу и полном отключении всех остальных потоков мыслей. Для этого необходимо произвольно останавливать эти потоки. А это может быть отработано при практиковании Джапы». <…>.
Свами Вивекананда определил отношение неоиндуистов к добру и злу более четко: «…добро и зло вовсе не существуют как отдельные самостоятельные вещи…»; «…душа не подчинена никаким физическим, умственным и нравственным законам». А подчинен ли им человек? Согласно логике подобного рода учений, — нет. Фактически, нео-Индуизм аморален!
После общего знакомства с мантрами и медитациями нео-Индуизма обратимся к Православию. Для начала приведем несколько слов святых отцов о молитве в целом: «Всякий молящийся с Богом беседует…. Молитва есть общее дело Ангелов и человеков…кто всю жизнь тщится упражняться в молитвах и служении Богу, скоро подобным Ангелам делается по жизни, чести, благородию, мудрости и разумению. … Если же ты лишаешь себя молитвы, то же делаешь, что — вынув рыбу из воды: ибо как этой жизнь вода, так тебе молитва…». Как видим, молитва играет в жизни христианина огромную роль. Познакомимся теперь подробнее с требованиями святых отцов, которые они предъявляли к православной молитве. Не каждая молитва угодна Богу, молитве должны сопутствовать покаяние и смирение: «Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину зимою, или без цемента»; «Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся, и в коих обличает нас совесть». Христианин призван к непрерывной молитве: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Но при этом христианин должен помнить, что «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Поэтому, для того чтобы в результате духовной практики вместо общения с Богом, не прийти к общению с демонами, очень важно молиться правильно. Одним из важнейших условий молитвы, кроме смирения и покаяния, является сознательный отказ от любых визуализаций, мысленных представлений: «…сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе». Связано это с тем, что «…диавол обычай имеет, особенно для новоначальных представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное». Действие воображения способствует чувственности, любая же чувственная экзальтация в молитве есть прямой путь к прелести: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других… Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов… Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве — это приход Бога». <…>.
Итак, совместимы ли Мантра-Йога и медитация с православной молитвой? Нет, не совместимы. Святые отцы запрещали любые виды визуализаций во время молитвы, в нео-Индуизме визуализация — нормальное явление. В нео-Индуизме отсутствует христианское понятие греха, а значит, и покаяния, без чего православная молитва невозможна. Мантры ничего общего не имеют с молитвами, в Православии нет и не может быть молитв, призывающих демонов, молитва должна быть сознательна, человек должен знать содержание своего молитвенного обращения к Богу, в нео-Индуизме это необязательно. Православие призывает к бесстрастию, нео-Индуизм — к чувственной экзальтации. Таким образом, вывод может быть только один: путь Мантра-Йоги и медитации нео-Индуизма, с позиции духовного опыта Православной Церкви, есть прямая дорога к общению с бесами, их же цель — прежде всего, духовное убийство (Ин. 8:44). Чтобы избежать подобной опасности, следует прислушаться к словам святых отцов и не пытаться черпать духовность из ядовитых источников, помня о том, что «истинное Боговидение и неложное познание вещей составляет совершенное православное догматическое учение». Поэтому самый простой способ отделять семена от плевел — следовать православному вероучению, отвергая все противное ему».

(В.Питанов. Мантра-Йога, медитация и православная молитва:
вопрос совместимости. Сайт www.apologet.orthodox.ru.)

«Мантра-Йога. Мы все умеем говорить. Процесс речи не такой простой, он напрямую связан с процессом мыслеобразования, а процесс мыслеобразования напрямую связан с тем, что называется энергией Кундалини, поэтому в известном смысле слова «мантра-йога» — это использование энергии Кундалини через вибрации слова и мысли. Существует методика, когда мы начинаем произносить определенные слова, и начинаем использовать заложенную в нас энергию Кундалини, которая поистине творит чудеса. Вы произносите ту или иную мантру, а эффект получаете совершенно не очевидный. Бывают мантры энергии, сознания и Имен. Мантры Имен — это те мантры, в которых в сбалансированном виде присутствуют и энергия, и сознание. Эта Йога считается одной из самых безопасных, и которой можно овладевать самостоятельно. Мантра-Йога очень плохо известна как у нас, так и на западе, более того, она практически не понимается даже на Востоке, хотя на Востоке есть одно большое преимущество — они, не понимая, умеют ей пользоваться, а мы мало того, что не умеем ей пользоваться, но и не понимаем. Сейчас такой термин как «мантра» стал распространяться, и уже люди примерно знают, что это такое, понимая под этим некие речитативы. Только мантра это нечто большее, чем просто слова, и нечто более сильное, чем просто сосредоточенность на этих словах. Многие из вас слышали, читали в книгах, видели какие-то фильмы, что были в древние времена некие оракулы, жрецы, маги, волшебники, чародеи, которые произносили заклинания, и что-то случалось, причем заклинания эти были самые разные, но факт тот, что это работало. До наших дней дожили, в общем-то, только лишь всякого рода бабульки, которые в дремучих лесах живут в избушке и умеют якобы заговаривать, а если вы возьмете племена в Африке или Южной Америке, то там это вообще сплошь и рядом. Создается впечатление, что у местного шамана-лекаря это основной инструмент. Мы же, современные люди, как-то скептически к этому относимся, ну как слово может оказать такое влияние, причем влияние достаточно сильное и влияние как бы из другой плоскости. Те, кто изучал быт и нравы этих народов, находили подтверждение тому, что это работает.
Что же на этот счет говорит Йога? Йога говорит, что это отголоски очень могущественных инструментов, которые есть в Йоге, это сила мантры, но дело в том, что все заклинания и заговоры в очень слабой форме, как правило, передаются или по наследству или как-то интуитивно осознаются всеми представителями этих племен. В Йоге же утверждается не больше, не меньше, что сила мантры настолько могущественна, что она может буквально иногда спасти человеку жизнь, иногда поможет ему достичь разного рода целей, которые он хочет достичь. Цели эти разные, кто-то стремится к духовному росту, кто-то к материальным благам, кто-то к здоровью и т.д. И тут злую шутку с нами со всеми играет наша цивилизация. У нас у всех, в отличие от примитивных народов, хорошо развит разум, который как страж, если он что-то не понимает, он говорит, что этого нет, что толку повторять какие-то заклинания, мантры, речитативы, в этом нет смысла. Этим человек блокирует сам себя, не использует эту науку, как следствие не получает результата и, как следствие, в эту науку не верит, то есть наш разум играет с нами очень злую шутку, он заставляет нас игнорировать эту могущественную науку. Единственное препятствие, которое у вас будет на пути — это ваше несерьезное отношение к мантрам. Если вы будете серьезно относиться к мантрам, вы достаточно быстро поймете, что это действительно реальная наука и, что называется, на своей шкуре, в положительном смысле этого слова, убедитесь, что она работает. Если же вы будете относиться к этому скептически и тем самым не практиковать, то с большим трудом и с большим количеством потраченного времени до вас дойдет эта наука. Следует помнить, что Мантра-Йога исключительно и сугубо практичная, поймете и осознаете действие мантр только, если будете практиковать. Если у вас не будет личной практики и, самое главное, если у вас не будет нужного настроя, то Мантра-Йога займет у вас больше времени. В Мантра-Йоге любой положительный результат заставляет человека по-другому на это взглянуть и, следовательно, интенсивнее практиковать, а если он начинает больше практиковать, приходит больший результат. Поэтому помним, что если мы хотим преуспеть в Мантра-Йоге, мы должны практиковать.
Когда мы работаем с голосом, мы создаем звуковые вибрации, которые передаются нашему телу. Если мы правильным образом и правильные сочетания звуков повторяем, у нас осуществляется массаж на очень тонком уровне всего нашего организма. На уровне нервной системы блокируются все импульсы, поступающие извне. Когда вы произносите известные вибрации, то вы отключаетесь от всех нервных раздражителей извне, более того, есть такой способ повторения неких звуков, когда вы перестаете слышать звуки, идущие снаружи.
Есть еще огромное количество чисто таких психических явлений, которые могут быть объяснены с помощью науки. Сейчас уже стали появляться какие-то книги, где это все обосновывается, все это крайне интересно, но это всего лишь маленькая верхушка айсберга теории Мантра-Йоги. А вот настоящая, глубинная теория Мантра-Йоги настолько серьезная и грандиозная, что считается одной из самых трудных в Йоге. Вы должны помнить, что только лишь знание этой теории по-настоящему обосновывает, почему Мантра-Йога работает. <…>.
Мантры — это особые слова силы, хотя формально любое слово — мантра, но заезженная и замусоленная, потерявшая энергию, потерявшая Шакти. Теперь несколько моментов чисто из практики. Бывают мантры Энергии, бывают мантры Сознания и бывают мантры Имени. В мантрах энергии сила энергии, в мантрах сознания сила сознания, в мантрах Имени сила и энергии и сознания. Мантры бывают для достижения духовных знаний, для достижения материальных благ (того или иного вида), а также мантры, которые через материальные блага дают духовные знания. Мантру следует повторять громко, едва слышно, умственно. Повторение громко оказывает сильное воздействие, повторение едва слышно в десять раз сильнее воздействие, чем громкое, повторение умственно в десять раз сильнее, чем едва слышное повторение. Следует хранить мантру в тайне до достижения результата. Следует повторять сто восемь раз каждую мантру, несколько раз по сто восемь, либо половину от ста восьми, либо четверть от ста восьми. Отсчитывать число следует на четках. Мантры энергии по своему действию производят объект или явление (Рам, Хам и т.д.) Они не переводятся, у них нет смысла. В мантрах сознания другой упор, там есть смысл, поэтому эту мантру можно переводить с языка на язык, главное — не потерялось значение. Например, есть такая наука Адвайта-Веданта, их любимые методы — это как раз мантры сознания, а заключаются они в том, что человек постоянно повторяет «Я есть Брахман», под Брахманом подразумевается тотальный Абсолют, что мое «Я» ничем не отличается от господа Бога. На Санскрите они могут говорить Ахам Брахман, Шива Хам. Так вот, будете ли вы произносить на Санскрите со знанием смысла, она будет работать, переведете ли на русский язык, начнете по-русски произносить, будет работать, самое главное значение. И, наконец, есть мантры Имени, они одновременно работают и как энергия и как сознание, то есть они несут в себе и некий смысл, и они оказывают действие. <…>.
Мантру надо пробудить. Мантра пробуждается многократным повторением и дополнительными йогами и ритуалами. Пробуждаем энергию мантры только лишь в том случае, если повторяя слово, вибрацию, мы потом доходим до основания тела, где у нас расположена энергия нашей жизни, энергия Кундалини, и, если они впадают в резонанс, то наша энергия Кундалини начинает тоже в резонансе работать, как и те слова, которые мы произносим, то есть надо дойти до своей основной энергии и заставить ее проявиться, то есть Мантра-Йога идет через вибрацию слова, через все внутренние структуры, вибрация передается, а носитель вибрации становится все тоньше, тоньше и тоньше, доходит до энергии Кундалини, заставляя ее вибрировать в том же ключе, а энергия эта очень мощная, она тут же воспроизводит любой эффект, какой только пожелаешь. Любое слово, которое вы произносите, это эманация энергии Кундалини, сама энергия Кундалини — суть мантра, вибрация, точно также как вибрацией является энергия. И как только это случается, мантра пробуждена.
Соответственно, есть вспомогательные способы, чтобы, когда мы повторяем, если мы еще занимаемся другими йогами, мы косвенно способствуем тому, чтобы этот процесс ускорился. Есть мантры, которые работают вне зависимости, понимаете ли вы Мантра-Йогу или нет, знаете ли вы значение мантры или нет, сознательно ли вы ее произносите, либо бессознательно. Все мантры на Санскрите, где все как слышится, так и пишется, потому что раньше была устная передача, которую потом взяли и записали, поэтому одни и те же слова там могут по-разному быть написаны.
До какой степени можно коверкать мантру? Есть достаточно большой коридор, поэтому мы произносим так, как получается. Когда вы будете искушены в Мантра-Ййоге, к вам придет личная мантра, вот здесь уже все личностно, индивидуально и очень сильно, но к этому надо подойти. Скорость прочтения мантр определяется скоростью работы ума, можно быстро, а можно медленно, это индивидуально для каждого. Мы можем читать мантры, не заботясь о дыхании, но есть такая чудесная возможность, когда мы сочетаем дыхание с повторением мантр, и, если мы еще на свежем воздухе все это делаем, у нас автоматически получается пранaяма, у нас размеренный вдох и выдох, это возможность объединить две йоги вместе. Практика в дни солнечных и лунных затмений ускоряет результат. Практика с привлечением дополнительных инструментов Йоги также ускоряет результат. Обучаясь Мантра-Йоге у учителя, достигаем результата быстро, изучая самостоятельно, получаем результат медленнее».

(В.Запорожцев. Мантра-Йога. Сайт www.openyoga.ru)

* * *