Статья 3.5.5. Особенности тантрической Мантра-Видьи. (ч.2).

продолжение

2.4. «КОНЦЕПЦИЯ» СПАНДЫ. ЧТО ТАКОЕ СПАНДА?

«Адья-спанда особая форма звука, доступная внутреннему слуху, это звук, который можно услышать без помощи ушей. Голос Бога, Высшего «Я», который взывает, подсказывает, как поступать и как не поступать. Синоним — Нада».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

«Каждый тантрический ритуал имеет две части — центробежную и центростремительную. Обе они — символы спанды, пульсации проявленного, запредельной какому-либо контролю. Практик лишь стремится слиться с этим пульсом, тем самым уходя от страдания — дисгармонии сопротивления источнику мира (Кунжед Гьялпо), чему сопротивляться совершенно бессмысленно. Причём, новоначальный практик тантры делает это совершенно вслепую, просто следуя инструкции, но не чувствуя. Вот почему очень важно делать всё ровно так, как тебе сказал учитель. Практик же, обладающий определённой реализацией, опирается во многом на личный опыт, переживания и знаки».

(Нешёлковый путь. Квинтэссенция впечатлений, со временем
потерявшая геометрию. Сайт www.nandzed.livejournal.com.)

«Спанда (санскр. дрожь, пульсация, вибрация) — термин индийской философской традиции, появившейся в связи с объяснением перехода от абсолютного единства к многообразию и раздробленности проявленного мира. Буддисты-виджнянавадины говорили обычно о «вибрации сознания» (читта-спанда), для Гаудапады, выступившего одним из предтеч Адвайта-Веданты, тот же образ «пульсирующего сознания» служит метафорой высшего Брахмана. Особую роль понятие «спанда» играло в Кашмирском Шивачзме, для которого постоянная «вибрация» — это, прежде всего, эротико-мистическая метафора союза, или взаимопереплетения двух начал, заложенных в природе самого сознания. Спанда указывает на соединение ясного созерцания (пракаша), персонифицированного в образе Шивы, и динамичной саморефлексии (вимарша), отождествляемой с его возлюбленной Шакти. Наконец, спанда вызывает к жизни манифестации богини Речи, благодаря чему, в конечном счете, и проявляется весь эмпирический мир. Термином «спанда» обозначалась и одна из философских школ в рамках Кашмирского Шиваизма, создателем которой считался легендарный мудрец Васугупта (ок. IX в.). (Н.В.Исаева)».

(Новая философская Энциклопедия. М. ИФ РАН. 2003г.)

«Спанда (дрожь, пульсация, вибрация) — одно из важнейших понятий в философии Кашмирского Шиваизма, обозначающее первичную космическую вибрацию энергии. Основоположником учения о спанде является Васугупта (IX в.). Спанда выступает символом и результатом союза, или соединения двух начал: света сознания Шивы — Пракаша, и динамичной саморефлексии этого сознания — Вимарша, отождествляемой с Шакти. Пульсация cпанды имеет не физическую или психическую природу, а происходит на уровне духовной сущности, одновременно внутрь и вовне. Движение внутрь — это состояние Абсолюта, покоящегося в себе, движение наружу — сотворение проявленного мира. Спанда присутствует в любом живом существе, поскольку природа индивидуального сознания не отлична от Абсолюта. Очевидно, все сущее и запредельное и есть одна Спанда — это разные градации пульсаций, и уровни этой пульсации невозможно описать какими-либо схемами, так как схема менее хаотична по своей сути, она фиксирована. А эффективность cпанда-таттвы в том, что она не фиксирована, это ей придает над-умственный характер, т.е. вритти (мыслеформы) сознания не могут получить некую поддержку от какой-то структуры, так как все становится более хаотичным, а стоящий за этим воспринимаемый порядок сложен для стандартных определений».

(Словарь. Традиция Натхов. Сайт www.nathas.org.)

«Санскритское слово «спанда» используют, когда говорят о спонтанном самовыражении. Для меня жить в спанде — значит быть в настоящий момент такой, какая я есть, не стыдясь и не оправдываясь. Часто термин «спанда» переводят как «вибрация», однако исследования доказывают, что спанда — это особый вид колебаний энергии, возникающий в момент воплощения бесформенного в конкретную форму. Мысль — это вибрация. Мысль порождает чувство, которое в свою очередь создает целую симфонию дополнительных вибраций. Эта симфония может проявиться как движение тела или целая серия движений, отражающих начальный вибрационный импульс. Доктор Рудольф Беллентайн пишет: «Древние учения описывают спанду как некий вид психической энергии, вибрацию, воспринимаемую нашим телом, которая на физическом плане проявляется в виде реальных действий или решимости совершить то или иное действие. Если вы научились следовать потоку, ваше поведение становится спонтанным, непосредственным и искренним… Вы возвращаетесь к утраченной естественности и выражаете свою истину в свободной творческой деятельности». Когда мы поступаем спонтанно, нами движет обитающая в нашем теле частичка жизненной силы. В такие минуты через нас беспрепятственно течет чистая энергия Вселенной. Она разрушает иллюзию двойственности, и мы получаем доступ к источнику внутренней мудрости».

(Чем является спанда в учении Йоги? Сайт www.medmoon.ru.)

«Часть 3. Покров просветления. Глава 20. Спанда. Спанда как глубинная природа субстанции. <…> …концепция «внутреннего» мира заключена в концепции «внешнего» мира вместе с субструктурой по имени «они различны, и они существуют». Любая попытка исправить эту ситуацию предполагает, что эти концепции правдивы, вместо того, чтобы понять, что и «внутренний», и «внешний» мир появляются как единое концептуальное образование вместе с «я», знающим о них.
«В действительности ничего не возникает и не исчезает. Лишь Божественная Спанда-Шакти, будучи свободной от последовательности и причинности, проявляется различным образом, как будто она становится видимой, как будто она становится невидимой… Мир заключен в принципе Спанды и рожден им. То, что мир заключен в принципе Спанды, не означает, что мир является чем-то иным… Заключение внутри и рождение — лишь ограниченные понятия, присущие человеческому языку». («Спанда-Карика», стр. xviii-xix). <…>.
«Когда происходит раскрытие истинной природы Божественного, тогда … мир исчезает. Когда происходит сокрытие истинной природы Божественного, тогда … мир появляется» (Спанда-карика, стр. 23).
Еще раз повторю: концепция исчезновения содержится внутри концепции появления, а концепция появления — внутри концепции исчезновения. Они являются одним целым, и оба представляют собой концепции и ничего более».

(Стэфан Волински. Тебя нет. За пределами трех покровов сознания. Сайт www.e-reading.me.)

«Очевидно, все сущее и запредельное — и есть одна Спанда, можно сказать и так. Все существующие объекты — это разные градации пульсаций, и уровни этой пульсации, вероятно, невозможно описать какими-либо схемами в адекватном виде, так как схема менее хаотична по своей сути, она фиксирована. Но все-таки Учителя Тантризма дали общие градации Спанды. Они, возможно, вкладывали громадный смысл и, как я уже выше писал, он неизмерим, по крайней мере, когда я читаю любые тексты Кашмирского Шиваизма, то для меня даже философские тексты — упайя, и упайей является чуть ли ни каждое предложение, суть содержится даже в небольшой части текста. Возможно ли такое в том случае, если кто-то привык мыслить стереотипами: какой должна практика быть, а какой нет? Я думаю, что в таких случаях человек будет вырезать из реальности то, что соответствует его кармическому обусловленному уровню, называя это практикой. Это похоже на животное в загоне, которое ест траву в пределах загона, не понимая, что, выйдя за его пределы, оно увидит, что трава растет повсюду. Можно иначе сказать: все «присутствует» в любой точке пространства, и у кого сознание настолько всепроникающее, всему открыто и всеохватывающее, тому нет потребности даже включать направленность себя на что-то фиксированное, пространственно-временное. Сам запредельный опыт настолько реален, что он останавливает все тенденции ко всему мирскому, неестественному напряжению, беспокойству и т.д., при этом нельзя сказать, что вы мертвы, это — просто иной уровень жизни».

(На вопросы отвечает Йоги Матсьендранатха. Сайт www.forum.dharmanathi.ru.)

«В основе всех тел, явлений и динамических процессов, происходящих во вселенной, лежит принцип тонкой космической вибрации. Весь внешний мир большой вселенной состоит из энергии вибраций. Абсолютное Сознание постоянно проявляется в виде вибрации, которая воспринимается сознанием как твердые или тонкоматериальные объекты. Субъективно вибрация (спанда) — это колебание чистого сознания «Я есмь», которое одновременно направлено как внутрь, так и наружу. Это колебание двойное. Внутренняя вибрация направлена на самоосознавание, самоотождествление Исконного «Я» с самим собой. Внешняя вибрация направлена на внешние объекты и отождествление с ними. Вибрация не связана с перемещением в пространстве или какой-то конкретной точкой. Она подобна волне, исходящей из сознания в момент мышления или восприятия. Вибрации пронизывают материю как сверхтонкие волны сознания в каждой точке пространства и на всех уровнях. Внутренняя вибрация является вибрацией сознания, самой тонкой, представляющей собой Чистый Свет. Все остальные вибрации, такие как функции сознания, интеллект, ум, прана, материальные вибрации, звук и прочие, являются ее производными. Несмотря на проявление этой тонкой вибрации, изначальное сознание «Я есмь» не затмевается ею, не отклоняется от своей самодостаточной природы. Его глубинная природа не подвергается никаким трансформациям. Пять элементов порождаются благодаря вибрациям. Вибрации проявляются как разнообразные качества пяти элементов, из которых состоит вселенная».

(Учение о космической вибрации. Спанда. Сайт www.layayoga.ru.)

«Васугупта, живший в середине IX в. и принадлежавший к школе Трьямбаки, считается автором «Шива-Сутры» и основоположником учения о спанде. «Шива-Сутру» относят к разряду Агам, так как она не была сочинена Васугуптой, а была открыта ему Шивой. В «Шива-Сутре» описываются основные йогические практики Кашмирского Шиваизма. Впоследствии Васугупта открывает в «Шива-Сутре» принцип спанды и метод ее реализации посредством йогической практики, которая заключается в постоянном внимательном само-осознавании. Эта непрерывная пульсация само-осознавания и есть спанда, и регулярная практика интуитивной реализации спанды приводит к постижению истинной природы своего «я», не отличного от «Я» Абсолютного. В «Дхатупатхе» Панини спанда описывается как «легкое вибрирующее движение» абсолютного Сознания, поскольку движение это — не физической или психической природы; оно происходит скорее на уровне духовной сущности, одновременно внутрь и вовне, представляя два аспекта Абсолюта — трансцендентный и имманентный. Движение внутрь — состояние Абсолюта, покоящегося в самом себе, движение наружу — внешнее проявление, как бы излияние абсолютного Сознания и создание этим проявлением феноменального мира. Поскольку индивидуальное сознание не отлично от Абсолютного, в каждом живом существе присутствует спанда. Например, осознание своего «я», присутствующее даже в состоянии глубокого сна (сушупти) — это внутреннее движение спанды. Желание же знать и действовать — ее внешнее проявление. Непрерывное осознание спанды требует сосредоточения духовных усилий, но в обыденной жизни ее можно уловить в моменты сильного эмоционального подъема, состояния внезапной радости, ужаса, гнева, удивления или очень быстрого бега: «Спанду может пережить сильно разгневанный, бурно радующийся, или же размышляющий «что же мне теперь делать», или очень быстро бегущий». Но подобные ощущения обычно настолько мимолетны, что, охваченные самими этими состояниями, вряд ли мы замечаем в них присутствие спанды.
Термин «спанда» не встречается в основных Агамах. Впервые он упоминается в гимне «Парашамбхумахимнастава» риши Дурвасаса, которого принято считать основателем (или возродителем) монистического Кашмирского Шиваизма, поскольку именно он считается учителем махасиддхи Трайямбаки. Затем этот принцип развивается в «Спанда-Карике», появившейся в середине IX в. В своих комментариях к «Спанда-Карике», «Спанда-Сандохе» и «Спанда-Нирнайе» Кшемараджа упоминает следующие термины, которые, по его мнению, служили синонимами «спанды» в Агамах: спхуратта (сияние) урми (волна), бала (сила), сара (суть), хридайя (сердцевина, суть), но нельзя с уверенностью сказать, что они обозначают тот же принцип, что и спанда».

(Понятие спанда. Проблема авторства «Спанда-Карики». Сайт www.anavrita.ru.)

«По сути тантрической философии спанды, «вибрация» Божественного Сознания проявляется как вся вселенная, включая физические и тонкие тела каждого человека. Тантра учит тому, что есть объединяющая непрерывность между нашими физическими телами, деятельностью разума и эмоций и всеми формами внутреннего сознавания. Все они суть проявления единого истока; таким образом, все мы суть микрокосмические пульсации целого, выражения телесной формы — в иллюзорном измерении пространства и времени — Вселенского Сознания (Парама Шива).
В соответствии с основным источником учения о спанде — кашмирском труде IX в., известном как «Учения о вибрации», — высшая вибрация (спанда) объединяет и охватывает всё, что из неё произошло, и непрерывно возвращает проявленную тотальность всего сущего в высший свет сознания. Энергия (Шакти) Сознания выражается потоками её собственного уплотнения в форме волн сокращения (нимеша), которые мы сознаём как составные части окружающего мира, включая тела, чувства и мысли. Когда Шакти собирается вновь раскрыться (унмеша) до своего бесконечного потенциала, чтобы отождествиться со всё более безграничными уровнями сознавания её самой посредством нашего намерения, мы практикуем Йогу.
Нередко спанда называется спхуратта — «мерцающим биением» Высшего Света, который непрерывно колеблется в своём сиянии. Из этой вибрации состоит всеобщность всех существ. Таким образом, вселенская спанда блаженно вибрирует в виде всех аспектов Я. Даже «негативные» чувства и мысли являются частью спанды: когда она сокращается (нимеша) в форму негативных мыслей и чувств, они используются как трамплин для прыжка в раскрытое (унмеша) состояние, тем самым завершая танец жизни. Но сама доктрина спанды основывается на том факте, что эти сокращение и раскрытие и есть пульсация Божественного. Мы можем открыть своё истинное Бытие в единстве с источником вселенной только лишь тогда, когда мы уравновесили движение между двумя положениями. Тогда происходит «возникновение» сознания в точке безмолвия, когда дыхание, сердце и разум становятся единой пульсацией.
Погружающиеся вглубь себя йоги открывают, что самые тонкие и мощные завитки индивидуальности сливаются с бесконечно просторной вибрацией (спандой) Божественного Сознания. Повторение мантр (особенно «Ом Намах Шивайя») и осознанная медитация выступают в виде внутреннего маяка света, служащего для освещения пути через более тонкие вибрации внутреннего сознавания, и ведут к опыту «parispanda», который традиции описывают как «блаженная пульсация просветления». Её называют экстатическим биением, оживляющим безмолвие Абсолюта. Внимательное сознавание этого внутреннего биения ведёт к раскрытию всё более глубокого опыта медитативного погружения (самавеша), пока переживание какого-либо рода ограничения не будет навечно разрушено.
В этом состоянии мы духовно пробуждаемся для озаряющего сияния сознания (пракаша), которое освещает нас как источник нашего бытия. Оно переживается как полностью свободные, безгранично расширяющиеся, совершенно новые волны блаженства, непрерывно влияющие на сознание пробуждённого йогина. «Осознание» Высшей Спанды внутри и в качестве Я раскрывает ручей нектара сознания, который струится в виде волн энергий. Эти «волны» — всего лишь энергии, которые вызывают пульсацию сознания. Они представляют собой динамизм (вимарша) «самосознания» внутреннего божественного сияния. Это сияние есть сияние всех существ. Все мы глубоко взаимосвязаны, будучи священными вибрациями единого извечного, блаженного и абсолютного сознания (Шива).
В Тантрической Йоге мы, тем самым, не стремимся «изменить» себя; напротив, посредством практики мы постепенно приходим к осознанию, что всё, что мы искали за пределами себя (покой, любовь, удовлетворение, ощущение безопасности и т.д.), вибрирует сердечной энергией (хридайя) вселенной в наших сердцах. Йога просто открывает эту реальность в качестве вашей истинной природы в то мгновение, когда Шакти (Божественная энергия-сознание) вновь начинает расширяться вовне в виде вашего собственного пробуждения. Иначе и быть не может. Наше пробуждение представляет собой лишь следующее: мы осознаём, что наше собственное сердце едино с центральной точкой Высшего Сознания — точкой, из которой всё сущее является в виде приливов и отливов блаженно танцующей Вселенной».

(Кристофер Томпкинс. Спанда: Йога вибрации. Переживая пульсацию
Божественного Сознания. Сайт www.integraltranslations.wordpress.com.)

«31. Спанда. Нужно научиться быть естественно внимательным без напряжения и усилий. Секрет естественной открытой внимательности заключается в том, что мы открываем новое измерение, в котором нам интересно находиться. Внимание само устремляется к исследованию этого измерения, нам не нужно подгонять и направлять его. Это измерение — безграничная прозрачная сфера, в которой, подобно каплям, плавает все существующее, включая наше тело.
У нашей осознанности нет центра, она растворяется в безбрежном пространстве сознания. Все, что мы делаем, чувствуем и переживаем, возникает из этого пространства и возвращается в него. Важно, чтобы это стало реальным переживанием, а не осталось просто словами. Помочь в этом может визуализация.
Есть такие игрушки — стеклянные шары, внутри которых идет снег и плавают какие-нибудь фигурки. Закроем глаза и представим себе такой шар, только огромный — пусть внутри него находятся солнце, звезды, мы сами и все, что нам известно. Пусть шар будет таким гигантским, что его границы теряются в бесконечности. Представим себе эту сферу настолько ярко, насколько сможем. Реально увидим себя и все окружающее внутри этого прозрачного шара. Теперь ощутим невесомую, прозрачную, наполненную светом среду внутри шара. Почувствуем, что шар — живой. Внутри него находится вибрирующее, разумное, сознательное пространство. Сосредоточимся на нем, почувствуем эту живую прозрачную среду внутри шара, проникнем в нее и сольемся с ней.
Полностью растворимся в этом пространстве, станем им. Увидим свое тело и мир, в котором оно живет, как пылинку, плавающую в этой необъятности. Реально проживем и прочувствуем, как наше сознание расширяется и растворяется в сознании шара. Побудем некоторое время в этом переживании.
И, наконец, самое главное. Откроем глаза и «наденем» это переживание на реальный мир. Увидим не умозрительно, а физическим зрением, ощутим предельно ярко, что не мы находимся в мире, а мир заключен в нашем безграничном сознании. Мы заключаем в себе все. Все есть наше творение. <…>. Сделаем это возвращение к тотальному восприятию привычным. Когда осознанность становится непрерывной и нас ничто не отвлекает от широкого, распахнутого во все стороны восприятия, жизнь становится потрясающим, не прекращающимся ни на мгновение волшебством. Мы открываем страну осознанности и учимся в ней жить. Способность сознания становиться всем, чем оно только пожелает, невероятна. Эта творческая природа сознания ничем не ограничена, она абсолютно свободна в своей игре. По мере продвижения в практике мы приближаемся к источнику, который передает нам свое искусство творить. Творить все что угодно из самого себя, оставаясь в то же время неизменным. Подлинное творчество жизни становится возможным лишь после того, как мы очнемся от ее сна. То же самое происходит, когда мы просыпаемся во сне — мы можем до бесконечности изменять и создавать новые сны.
Возможность непрерывного творчества разбивает наши старые представления о собственной ограниченности. Мы преодолеваем однообразие привычных действий, муторную повторяемость происходящего. Открывается доступ к главному принципу управления происходящим. Это принцип называется Спанда [Спанда (санскр.) — тонкая вибрация Абсолютного Сознания, посредством которой Оно познает Себя. Одно из основополагающих понятий Кашмирского Шиваизма. — прим. авт.].
Мы живем в вибрирующем мире. То, что кажется плотным, на самом деле, состоит из микроскопических вибрирующих частиц. Все в мире управляется вибрациями. За каждым событием или предметом стоит направляющая его вибрация. У каждого человека есть основная вибрация, которая определяет его личность и судьбу. Эта вибрация напоминает тон музыкального инструмента. Все мы, таким образом, «звучим» по-разному. Так же по-разному вибрируют растения, животные, планеты и все остальное. Заходя в любой дом, мы сразу же ощущаем его запах. Это и есть выражение вибрации этого места.
У любой ситуации также есть управляющая ее развитием вибрация. Если мы научимся чувствовать эту вибрационную основу вселенной, настраиваться на конкретные вибрации и их изменять, мы сможем управлять событиями. Это управление происходит напрямую, без необходимости непосредственно вмешиваться в события. <…>.
Если вибрационное звучание изменяемой ситуации приближается или соответствует звучанию камертона, она сама изменится в нужную сторону. Подобная практика известна целителям, которые знают, как должен «звучать» здоровый орган и подтягивают пораженный орган к этому звучанию, что приводит к выздоровлению. Конечно, степень успеха не у всех будет одинаковой, это зависит от нашей чувствительности, веры в себя, личной силы и опыта. Изменить все эти составляющие, однако, в нашей власти. При этом надо учитывать следующий закон: сильные вибрации управляют более слабыми вибрациями или поглощают их.
Все вибрации исходят из первичной или основной вибрации вселенной, которая передается основной мантрой «Аум». Первичная вибрация возникает из основы. Основа находится вне вибрационных полей; она порождает первичную вибрацию и вбирает ее в себя в конце цикла творения».

(Илья Беляев. Пространство сознания. Опыт практики. Сайт www.razlib.ru.)

«Под Кашмирским Шиваизмом принято понимать комплекс многочисленных мистико-религиозных, ритуальных, метафизических теорий и практик, сложившихся в VIII-XII вв. на территории, которую ныне занимает индийский штат Кашмир. Самоназвание его Трика, т.е. «Триада», что означает либо три аспекта Шивы (желание, сознание, действие), либо Шиву, Шакти и Ану (индивид), либо Пати, Пашу, Паша (господина, раба и их связь). Есть и другие разделения.
В целом Кашмирский Шиваизм обнаруживает единство взглядов относительно Высшей Реальности и оценки эмпирического мира. Четкого институционального закрепления школ, со своими «символами веры», особыми практиками, критикой соперничающих направлении в Трике не произошло: представители одних школ охотно комментировали базовые тексты других школ; в сущности, «школы» Кашмирского Шиваизма — лишь последовательные фазы развития единого направления. <…>.
В переводе с Санскрита слово «спанда» означает «вибрации», «мерцание» «дрожание». Это понятие близко по смыслу таким пoнятиям, как спхота, кампа, спхуратта, развивавшиеся в трудах Бхартрихари, Гаудапады и др.
Традиционно спанда понимается как динамический аспект единой недвойственной Реальности, запредельной, безличной и вечной. Он персонифицируется в образе Шакти, творящей космической силы, в то время как статичный аспект выражается в пассивном созерцательном Шиве. Тем не менее, словосочетание «Шива и Шакти» — лишь дань повседневному языку, нуждающемуся в разделении и различении для процедуры понимания. В действительности они совершенно неотделимы друг от друга.
Этот динамический аспект выражается через чередование фаз возникновения (унмеша) и исчезновения (нимеша): когда Шакти «открывает» глаза, начинается процесс творения (сришти); когда она их «закрывает», творение погружается в первозданную бесформенность (пралайя). На высших ступенях постижения, однако, эти оба процесса — эволюционный и инволюционный — видятся не только как чередующиеся; комментатор Кшемараджа уверяет, что они происходят одновременно. Иначе говоря, принцип спанда охватывает как развертывание, так и свертывание во времени, а также соединение временных слоев с «отсутствующим присутствием» вечности.
Эволюционное развертывание (как и следует ожидать, «эволюция» здесь не оценивается положительно; речь идет о «ниспадении» из высших сфер, парардхи) происходит эманационным путем: Шива, исходя из необусловленного желания космической игры (крида), ограничивает себя, чтобы вселенная смогла манифестироваться из него. Подобно тому, как нет разделения между Шивой и Шакти, отсутствует и различение между Шивой-Шакти и вселенной. Последняя суть материализация его (ее) сознания. Материя и сознание сущностно едины, они различаются лишь по степени (что касается различения Шивы и Шакти, то оно имеет чисто логический характер, но не онтологический).
Принцип спанда является законом процесса эволюции. В данном случае речь идет об отношениях между «Я» (ахам) и «Этим» (идам), что обычно понимается как отношения между субъектом и объектом. С точки зрения Кашмирского Шиваизма, в этих отношениях абсолютное первенство принадлежит субъекту, ибо Шива (Парашива) является в своей сущности чистым самосознанием, «Я», в котором отсутствует малейший «привкус» бытия. «Это» суть производное от субъекта, т.е. изначально оно не наличествует в мире.
На каждой ступени космической эволюции и инволюции принцип спанда показывает себя как динамическое сочетание субъекта и объекта. Степень глубины субъектности убывает по мере материализации все более «грубых» слоев мироздания. Тем не менее, она не исчезает окончательно, иначе не была бы возможна ни инволюция в пралайи, ни самый процесс освобождения. Освобождение согласно Трике — не что иное, как развоплощение объекта и его растворение в субъекте.
Играя с самим собой в процессе непостижимой космической игры, Шива (сознание) постепенно ограничивает свою бесконечность с помощью Шакти (силы), из которой последовательно выделяются пять аспектов: чит, ананда, иччха, джняна, крийя. На ступени чит-шакти принцип спанда созерцается как абсолютная сила самосознания, «Я», в котором объекты существуют только в форме идей. Это соответствует первой из традиционного кашмирского списка 36 таттв (конституирующих элементов бытия), таттве Шива. Чит-шакти вызывает появление ананда-шакти, блаженства самосознания. Объемы здесь появляются в виде семян (биджа), внутри субъекта, а к идее «Я» добавляется предикат чистого блаженного бытия — «Я есть». Таттва здесь является Шакти. Далее, на третьей ступени, в Шакти возникает смутное желание (иччха) творить. В субъекте рождается чувство «Я есть это», однако «это» еще нечетко определено. Субъект пока доминирует над объектом Таттва — Садашива («вечный Шива»). Иччха порождает джняна-шакти, четвертую ступень; Шакти здесь наделена отчетливым знанием того, что и как требуется в процессе творения. Объект окончательно определяется как таковой, и между ним и субъектом устанавливается совершенное равновесие. Опыт описывается в терминах «Я есть это», как и на предыдущем шаге, но с поправкой на определенность объекта. Это таттва Ишвара. Наконец, джняна-шакти влечет за собой крийя-шакти. т.е. силу действовать. «Инструментарий» процесса творения на тонком уровне готов к работе. «Это» начинает перевешивать и готово «выплеснуться» в мир, материализоваться. Опыт здесь понимается как «Я есть я, а это есть это»; впрочем, окончательного разделения еще не происходит. Taттва Садвидья («истинное знание»). <…>.
Принцип спанда остается неизменным во всех трех состояний сознания: бодрствовании (джаграт), сне (свапна), глубоком сне (сушупти). Полностью пробужденный йогин (супрабуддха) способен созерцать спанду во всех трех этих состояниях, в начале, середине и конце каждого из них — за исключением глубокого сна, где отсутствует разделение на субъект и объект. Точнее, спанда здесь созерцается как чистое сознание (чинмайя). Промежуточную позицию между пашу и супрабуддхой занимает частично пробужденный йогин, который теряет целостный опыт восприятия спанды в середине (но не в начале или в конце) каждого из трех состояний сознания. Супрабуддха же в середине видит спанду как знание (джняна) и объекты знания (джнейя).
Спанда может далее, трактоваться и как сочетание саманьи и вишеши. Саманья — общий принцип сознания, вишеша — проявление сознания через три гуны (саттва, раджас, тамас) или же объективные впечатления — например, ощущение определенного цвета, настроение, удовольствие и т.п. Для пашу вишеша спанда имеет совершенно самостоятельное, отличное от сознания существование, но йогин постигает ее как неотъемлемый атрибут саманьи. Таким образом, в данном случае отношения между субъектом и объектом истолковываются как отношения внутри самого сознания. Йогин весь мир видит как спанду, и для полноты своего переживания ему предписывается удерживать фокус внимания на этом принципе даже посреди мирской сутолоки. <…>.
Опыт постижения спанды прежде всего йогический. Однако, как считают апологеты школы Спанда, к этому человека может подвести и очень сильное эмоциональное состояние. В любом случае необходима остановка рассудка, точнее, способности к абстракции, к различению по признакам, которая в реальности является ничем иным как игрой слов, скрывающими под собой пустоту. Остановка сознания означает прорыв спонтанности Пара-Шакти.
Принцип спанда оказался чрезвычайно важным понятием в истории Кашмирского Шиваизма. На попытке прояснить его глубинный смысл возникло целое направление — школа Спанда. Практически все представители Трики постарались осмыслить его. Подытоживая, можно выделить несколько значений принципа спанды:
— спанда есть сочетание динамических векторов деятельности Шакти: инволюционного и эволюционного;
— спанда есть соединение сознания (Шивы) и силы (Шакти); сознание без силы слабо, сила без сознания слепа
— спанда есть отношение временного движения с вневременностью, символически выраженной в «образе» пралайи;
— спанда есть отношение между субъектом и объектом, с ценностным предпочтением первого из них;
— спанда есть связь между общим принципом сознания (саманья) и конкретизирующими его различными объектами сознания (вишеша);
— спанда, наконец, в целом может определяться как эманирующие из единого первоистока энергетические волны, пульсирующие «жилы» Вселенной».

(Пахомов С.В. Принцип спанда и Кашмирский Шиваизм.
// Сборник материалов II конференции «Путь Востока». СПб. 1999г.)

«Природа Абсолюта есть проявление в виде тонких духовных вибраций (спанда). Спанда побуждает Всевышнее Сознание сиять и излучать энергию из себя наружу. Такие излучения есть тенденция Абсолюта к самовыражению. Первое излучение преисполнено полноты всеведения и всемогущества Абсолюта. По мере излучения энергии отходят все дальше от Абсолюта и отделяются от него, теряя связь со своим источником и, якобы, омрачаясь. Так начинается лила, когда Абсолютный Ум скрывает себя, играя своими энергиями. В основе всех тел, явлений и динамических процессов, происходящих во вселенной, лежит принцип тонкой космической вибрации. Весь внешний мир большой вселенной состоит из энергии вибраций. Абсолютное Сознание постоянно проявляется в виде вибрации, которая воспринимается сознанием как твердые или тонкоматериальные объекты. Субъективно вибрация (спанда) — это колебание чистого сознания «Я есмь», которое одновременно направлено как внутрь, так и наружу. Это колебание двойное. Внутренняя вибрация направлена на самоосознавание, самоотождествление Исконного «Я» с самим собой. Внешняя вибрация направлена на внешние объекты и отождествление с ними. Вибрация не связана с перемещением в пространстве или какой-то конкретной точкой. Она подобна волне, исходящей из сознания в момент мышления или восприятия. Вибрации пронизывают материю как сверхтонкие волны сознания в каждой точке пространства и на всех уровнях. Внутренняя вибрация является вибрацией сознания, самой тонкой, представляющей собой Чистый Свет. Все остальные вибрации, такие как функции сознания, интеллект, ум, прана, материальные вибрации, звук и прочие, являются ее производными. Несмотря на проявление этой тонкой вибрации, изначальное сознание «Я есмь» не затмевается ею, не отклоняется от своей самодостаточной природы. Его глубинная природа не подвергается никаким трансформациям. Подобно двум птицам на ветке дерева, одна из которых клюет плоды, а другая неподвижно сидит, наблюдая за первой, всевышняя Сущность одновременно находится в покое и проявляется как вибрации. Пять элементов порождаются благодаря вибрациям. Вибрации проявляются как разнообразные качества пяти элементов, из которых состоит Вселенная. Какова причина первого движения, или импульса творения? Санкхья говорит, что оно происходит от соединения пуруши и пракрити, но не дает объяснения этому соединению. Веданта утверждает, что только сознательный деятель может привести Универсальное Сознание в движение, и, таким образом, она постулирует существование Брахмана, или Высшего Господа. Обе системы показывают, где возникает начальный импульс, но не объясняют, как. Кашмирский Шиваизм отвечает на этот вопрос, утверждая, что в сознании вечно чередуются две фазы — покой и действие, т.е. Пракаша и Вимарша. Фаза Пракаши — это период потенциальности, технически именуемая пралайя, или поглощение. Это пассивная фаза сознания. Здесь все формы проявленной Вселенной растворены, и их сущность поглощена Универсальным Сознанием. Во время периода потенциальности, пралайи, все проявленное дремлет, подобно тому, как свойства мангового дерева дремлют в манговом семени. После периода латентности универсальные семена начинают прорастать, и сознание становится активным. Активная фаза сознания именуется сришти, или творение Вселенной. Эта фаза проявления также называется абхаса (корень «бхас» означает «проявление» или «свечение», следовательно, это слово значит «сияющее»). Каждая фаза действия производит семена потенциальности, которые прорастают во время периода покоя и вызывают следующую фазу действия, подобно тому, как цветение мангового дерева производит семя, из которого вырастает новое дерево. <…>.
Философия Кашмирского Шиваизма может быть лучше понята посредством тщательного изучения этого принципа Спанды. Спанда — это энергия, которая наполняет Вселенную во время процесса ее эволюции и инволюции. Спанда — это сознание, импульс, вибрация, бесконечная сила, из которой возникает все, что существует. Это источник универсальной энергии, которая проявляет себя в страхе, радости и гневе, и которая пульсирует в слове и мысли. Когда человек захвачен экстазом, радостью или гневом, он переживает Спанду. Спанда — это Высшая Универсальная Сила, которая образует все проявления. Причина неотлична от следствия, хотя следствие выглядит отличным. Спанда — это первое движение воли, начальный толчок духа. В «Кена-Упанишаде» ученик спрашивает своего учителя: «Кто направляет ум к его объекту? Кто является причиной действия праны, или жизненной силы? Кто заставляет человека говорить? Как Бог творит действие глаз и ушей?» Учитель отвечает, что Высшая Сознательная Сила, или Спанда, является источником всех действий, просвещения и проявления, но остается невовлеченной во все это. Следовательно, посредством этой Универсальной Сознательной Силы глаза видят, уши слышат, ум думает, интеллект схватывает, метаболизм происходит и планеты движутся. Сила Спанды — это динамический аспект трансцендентной Реальности. Эта Реальность есть источник всех сил проявления и действия. Через интроспекцию ученик может пережить внутреннюю движущую силу Спанды. Абхинавагупта, святой учитель Кашмирского Шиваизма, утверждает, что Спанда — это необъективированное желание, которое ведет сознание к ощущению неполноты. Это первая стадия сознания перед его кристаллизацией в мыслительный процесс. Сомананда, другой святой Кашмирского Шиваизма, говорит, что в момент, когда сознание впервые начинает производить множественность, имеет место начальное движение воли. Интеллект вибрирует в изумлении, и целое, или Шива, развертывается. Хотя Спанда выражается различными путями, в соответствии с частным движением, в котором она проявляется, Рамакантха, автор комментария на «Спанда-Карику», употребляет его в специальном значении внутреннего ритма эстетического духовного переживания. Это может быть описано как вспышка мысли, или внутреннее восприятие, такое, как удовольствие или боль. Он также употребляет этот термин в смысле необъективированного желания. Все действия могут быть представлены как выражение человеческой воли. Непосредственно перед началом действия человек ощущает некоторое движение в себе. Мирское действие, следовательно, едино по причине единства воли и цели. Спанда — это первый момент воли, начальное движение духа или первое волнение Чистого Сознания в процессе пяти действий: проявление, существование, растворение, сокрытие и дарование милости. Спанда не может быть понята посредством интеллектуальной интерпретации метафизических идей. Она может быть постигнута только через внутреннее наблюдение. Человек может наблюдать внутри себя различные изменения, которые имеют место в процессе удовлетворения намерения или желания. Спанда – это сила сознания, которая вдыхает жизнь в физические чувства, которые иначе оставались бы инертными. Эта сила может быть понята человеком, который наблюдает свою собственную природу. Спанда оживляет чувства и является источником процессов творения, существования и растворения. Каждый природный феномен возникает благодаря этой самой силе. Человек может наблюдать свой процесс мышления так же, как различные моменты в процессе исполнения желания и, таким образом, наблюдать Спанду в действии. Когда человек думает об одном аспекте какой-либо идеи, другой аспект этой идеи немедленно возникает в его уме. В этом процессе промежуточная точка между двумя мыслями называется унмеша. Современные ученые говорят об этом в своей собственной терминологии. Они называют это измененным состоянием сознания, или состоянием высшего сознания. Они утверждают, что все во вселенной действует как маятник, который движется от одной точки покоя до другой. Другими словами, вся материя вибрирует. Эта точка покоя весьма динамична, т.к. в ней имеет место изменение направления движения. В этой точке оно действительно прекращается на долю микросекунды и затем вновь возникает. Это значит, что мы имеем систему, в которой вся наша Реальность существует на основе «включения» и «выключения». Во время периода «выключения» мы расширяемся и ощущаем всю Вселенную, затем мы сокращаемся и продолжаем находиться в нашей обычной Реальности так, как будто бы ничего не произошло. Расширяется не физический объект, но скорее это его сущность расширяется настолько, что ощущает всю вселенную. Таким образом, каждый объект находится в постоянной связи с любым другим объектом, поскольку сущности всех вещей соединяются в том измерении пространства. Ищущий должен познакомиться с этой точкой поворота, которая является основой всех его мыслей и образов. Он может ощутить сознательную силу, которая вызывает мгновенный переход от одного образа к другому. Различные образы преходящи, но их источник, который проникает их все, не изменяется. В состоянии Чистого Сознания Спанда, или принцип энергии, существует как принцип активности. Наслаждение и боль, воспринимающий и воспринимаемое, все вещи проистекают из Высшего Принципа Спанды. Единственная Реальность, которая существует — это собственная Сущность человека, которая существует в форме энергии Спанды. Каждое действие во Вселенной прекращается, но тот деятель, который ответственен за все действия, не изменяется. Тот Господь, который проявляет Себя и как процесс познания, и как познаваемое, сияет через них. Он остается незатронутым ими, как чистая сознательная сила (чинмайя). Ученик, который концентрируется на Чистом Существовании, достигнет этого состояния чинмайи. Спанда может быть наблюдаема в эмоциональных изменениях, которые имеют место в проявлении высших уровней сознания, таких, как «рупа», «раса», «нада» и «бинду». « Рупа» означает форму, которая способна порождать приятную реакцию. «Раса» — это эстетический аспект сознания, который проявляется спонтанно в поэтическом выражении. «Нада» — это недифференцированный источник тонкой внутренней речи, которая включает все слова и их значения. «Бинду» — это форма света, которая всецело субъективна и которая является материальной причиной чистого творения. Спанда может быть наблюдаема в проявлении всех этих форм».

(Спанда. Космическая вибрация. Сайт www.wikidharma.ru.)

«Спанда — это сущностная природа абсолютной монистической реальности, известной как Парамашива или Парабрахман. Это божественная суть Господа. Источник всего мира явлений заключается в спанде. Спанда, появляясь на разных уровнях, управляет феноменальным существованием и приводит вселенную в движение. По мере того, как люди осознают ее суть, они обнаруживают, что ничем не отличаются от Всемогущего Бога. В этом смысле, спанда есть средство достижения Самореализации, всех высочайших целей жизни и совершенного освобождения от всяческого страдания.
Понятие спанда (спанда-сиддханта) — одно из важнейших в Кашмирском Шиваизме. Самое раннее упоминание спанды в шиваитской литературе относится ко II в. до н.э. и встречается в «Парашамбхумахимнаставе» Дурвасаса, риши, который традиционно считается основоположником учения шиваитского монизма. Слово «спанда» встречается в двух стихах шестого раздела этого гимна. В одном спанда воспевается как божественное свойство Господа, позволяющее Ему поддерживать движение всех физических и психических явлений в правильном направлении. В другом стихотворении говорится о том, что йогин достигает освобождения только после реализации единства своего истинного я с высшей спандой, приводящей в движение всю вселенную. Эти два стихотворения — предшественники более поздних философских взглядов на спанду, выраженных Бхатта Каллатой в его «Спанда-Карике».
Сущность понятия спанды была выявлена Васугуптой в начале IX в. в «Шива-Сутре», письменном труде, который, как считается, был открыт ему Господом Шивой во сне. Васугупта передал знание теоретических и практических аспектов спанды своему ученику Бхатта Каллате, который впоследствии развил эту концепцию в своей работе «Спанда-Карика» в середине того же века.
К концу X в. Абхинавагупта разъяснил философское значение спанды, ее суть и составляющие в таких работах, как «Ишварапратьябхиджаявимаршини», «Паратримшикавиварана», «Тантралока» и «Малинивиджаяварттика». Другие комментарии к «Спанда-Карике» были написаны Рамакантхой, молодым современником Бхатта Каллаты, и Утпалавайшнавой в начале X в. Кшемараджа написал комментарий к «Спанда-Карике» в XI в., а также небольшую работу под названием «Спанда-Сандоха», объясняющую философскую идею, заключенную в термине «спанда». Буквальное значение слова «спанда», его этимология, подробно обсуждаются Абхинавагуптой в вимаршини (комментарии) к «Ишварапратьябхиджня» Утпаладевы. Он также говорит о спанде в виваране (комментарии) к «Паратримшике». <…>.
Как правило, для обозначения спанды используют слово «вибрация». В самом деле, спанда — это своего рода вибрация, но существенно отличающаяся от вибрации, представленной в физике. Ученые описывают вибрации таких физических явлений, как звук, свет, тепло, как движение, направленное наружу и постоянно пульсирующее сквозь пространство. Но спанда — двойное движение чистого Сознания, направленное вовне и внутрь одновременно. Это «внутреннее» и «внешнее» движение не относится к какому-то определенному положению в пространстве. Тождественность с Я определяет внутреннее движение, в то время как тождественность с это-стью, или объективной реальностью (и отсутствие тождественности с Я) обозначает направленность вовне. Хотя спанде не присуще физическое движение в пространстве, ее сущность пронизывает и управляет материей и ее движением на всех уровнях. Также, хотя спанда и не обладает психической вибрацией в характерном для психологии смысле, она все же является основным источником этой более явной формы вибрации.
Слово «спанда» происходит от санскритского корня «спанд», который поясняется Панини как «спади кинчиччалане», что означает «небольшое движение». «Спанд» значит «пульсировать», «вибрировать». Если спанда означает «чалана» или движение, зачем добавлять слово «канчит» («немного»)? Если это действительно движение, его так и следует принимать. Эпитет «немного» становится бессмысленным, поскольку даже небольшое движение есть движение, и означает изменение в положении. Следовательно, незначительность не может изменить основного характера чаланы, независимо от того, большое оно или маленькое. С другой стороны, если это не движение, тогда размер чаланы, большое оно или маленькое, не будет иметь отношения к спанде и для чего тогда вообще включать элемент чалана? <…>.
Парамашива и Его спанда не означают одного и того же представления об Абсолюте; а спанда — не то же самое, что Шакти. Существует несколько способов уяснить понятие шакти. Абсолют есть Шива, а Шива есть Шакти: такой взгляд считается наиболее точным. Шива и Шакти — два имени, данных Абсолюту для того, чтобы разъяснить понятия трансцендентности и имманентности, свойственные ему. Далее, поскольку все мироздание — внешнее проявление Шакти Шивы, слово «шакти» часто используется для обозначения самого мироздания. Слово «шакти» также употребляется для описания определенных ступеней процесса созидания. Спанда, с другой стороны — блаженная, духовная вибрация, постоянно восходящая и нисходящая внутри Шивы в силу того, что Он есть Шакти. Или же, иными словами, Шива всегда исполнен спандой, так как Он — Шакти. Таким образом, спанда — это внутреннее проявление Шакти, тонкое внутреннее движение Шакти до момента внешнего проявления.
Чит, ананда, иччха, джняна и крийя — пять основных энергий Бога, известных как пять Шакти Парамашивы. Он есть чит (сознание), а чит — это и Шива, и Шакти в их взаимной тождественности. Ананда (блаженство) составляет сущность природы чит; эта природа и есть спанда. Таким образом, спанда — это Ананда-Шакти Парамашивы. Это двухстороннее, блаженное, духовное движение океана нектара, вызывающее приливы и отливы бесконечно разнообразного феноменального существования. Спанде свойственны три фазы, соответствующие Парамашиве, Шиве и Шакти. На самом высоком уровне, высшая пульсирующая активность (параспанда) относится к одновременным вибрирующим движениям Абсолюта, называемого Парамашивой, внутрь и вовне. Шива, относительно статичный аспект неизменности есть Его внутреннее движение. Шакти, динамический аспект, вызывающий проявление всего творения и его бесконечно разнообразных видов деятельности, — движение вовне. Парамашива, Абсолют, — одновременно и Шива, и Шакти, благодаря спанде, сущностной природе Абсолюта. Если бы Абсолют не обладал бы природой движения внутрь и вовне, он существовал бы в одиночестве. На самом деле, он вовсе не существовал бы, так как не было бы никого, кто мог бы сомневаться в его существовании, или утверждать его. В таком случае, существовала бы лишь совершенная пустота. Но поскольку Абсолюту присуща спанда, он проявляет внутри Себя все явления, разворачивается в форме всех явлений и при этом остается неизменным.
Вторая фаза спанды отражает аспект чистоты и неизменности, известный как аспект Шивы и называемый универсальной вибрацией (саманья-спанда). Она обладает безграничной способностью проявлять любые преобразования.
Третья фаза спанды относится к ее естественной склонности к проявлению. Это аспект Шакти, называемый особая вибрация (вишеша-спанда). Все феноменальное существование — следствие внешних движений вишеша-спанды.
Существует четыре ступени или уровня внешнего проявления вишеша-спанды. Жизненная сила, или жизненность проявления — первая, самая тонкая форма вишеша-спанды. За ней следует аспект спанды, дающий жизнь органам чувств и позволяющий им функционировать с помощью своей сияющей пульсации. Функционирование физического тела и его различных систем составляет третий, еще более внешне проявленный, тип спанды. Четвертая, самая внешняя фаза спанды — это вращательное движение неодушевленных компонентов материи, известных как атомы. Созидание и растворение мира явлений — следствие внешнего и внутреннего движений вишеша-спанды. <…>.
Давайте теперь посмотрим на то, как древние мастера кашмирского шиваизма описывали различные грани понятия вибрации. Сомананда определял идею, обозначенную термином «спанда» как единую форму всех божественных энергий Сознания. Он говорит, что ее можно осознать в собственном сердце в разных повседневных ситуациях: при внезапном воспоминании о неотложном деле; испытывая огромную радость; неожиданно сталкиваясь с чем-то вселяющим ужас; нежданно встретив кого-то; при произнесении звука висарга (шестнадцатой гласной санскритской фонетики); во время очень быстрого бега; читая что-то быстро и вслух; во время семяизвержения в Чарья-Йоге, и т.д. Хотя Сомананда не использует слова «спанда» как такового, он обозначает то же понитие словами «спхуратта» и «прасара», означающими пульсацию и поток. Несмотря на то, что Сомананда и Бхатта Каллата принадлежали к одной эпохе, создается впечатление, что Сомананда написал «Шивадришти» несколько раньше, чем Бхатта Каллата «Спанда-Карику», или, по крайней мере, до того, как эта работа стала известной, а термин спанда стал привычным.
Утпаладева, не используя термин «спанда», описывает понятие, им обозначенное как «самоосознание» и «суть Сознания». Он употребляет следующие определения:
(а) паравач, высший сокровенный аспект речи
(б) сватантрия, совершенная Независимость
(в) спхуратта, пульсирующая вспышка Самоосознания
(г) махасатта, абсолютное существование, не обусловленное временем, пространством, и т.д.
(д) сара, сокровенная суть абсолютной истины.
По поводу реализации высшей спанды Абхинавагупта говорит: «Это то всепоглощающее Само-осознание йогина, которое сияет в его сердце, заставляя его чувствовать, что весь мир явлений поглощается им. Это то, что в шастрах называется саманья-спанда и что является действием выплескивания Себя. Это самое тонкое движение неподвижной сущности. В ней нет никакой двойственности. Это волна океана Сознания, всегда изобилующая ею (спандой)». («Тантралока», IV.182-84). <…>.
Мыслители недвойственного Шиваизма исследовали истину, исходя из возвышенных состояний, которых они достигли в результате духовных практик. Они обнаружили принцип спанды, объясняющий проявление всего многообразия внутри лучезарного Само-осознания единого монистического абсолютного Сознания. Они ощущали как спанда, обладающая блаженством и игривостью, сама появляется в виде мироздания, развертывая все представление потрясающей вселенской драмы. Движение бесконечной радости Господа и есть спанда. Сущностная природа спанды — в блаженстве, а ее конечная цель — полная реализация своей природы как бесконечного блаженства. На уровне повседневного человеческого существования во всякой игре есть радость, как ее неотъемлемое свойство, а радость — цель любой игры. Между этими двумя уровнями много общего. Ограниченная игра человеческого существования — лишь отражение бесконечной игры абсолютного Сознания».

(Кашмирский Шиваизм. Спанда. Сайт www.india-me.livejournal.com.)

* * *

N 36. 01.10.14г.