Статья 3.5.5. Особенности тантрической Мантра-Видьи. (ч.2).

«В теорию и философию Тантры тонким образом вплетается Наука Мантры, Янтры и Мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию Мантры, Янтры и Мандалы. <…>. Уникальная особенность Тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого Тантра достигла благодаря высоко развитой Науке о Мантре, Янтре и Мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов Тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва-шуддхи, необходимо понять каждый из них» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения. (Таттва-Шуддхи садхана). Пер. с англ. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.).
«Тантра предлагает двигаться от букв к звукам, раскрывать звуки посредством букв. Раскрывать звуки, а затем, посредством звуков, раскрывать также чувства. Сначала приходят звуки, затем эти звуки наполняются чувствами. Затем приходят слова, затем мысли, затем системы, религии, философии. <…>. Благодаря подобным техникам Индия смогла обнаружить многое. <…>. Благодаря этому была разработана Мантра» (Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. М. Нирвана. 2005г.).
«Мантра представляет собой сжатое и символическое воплощение концепции звука. Больше того, «Шива-Сутра» утверждает, что все оковы рождены звуком. Почему? Потому что звук создает буквы, буквы создают слова, слова создают идеи и концепции. Следовательно, поскольку и повторение мантры, и сама мантра — абстракции, рожденные концепцией звука, то как может одна абстракция (мантра) освободить другую абстракцию («я»), повторяющую мантру?» (см. Стэфан Волински. Тебя нет. За пределами трех покровов сознания. Сайт www.e-reading.me.).
«Тантра учит тому, что есть объединяющая непрерывность между нашими физическими телами, деятельностью разума и эмоций и всеми формами внутреннего сознавания. Все они суть проявления единого истока; таким образом, все мы суть микрокосмические пульсации целого, выражения телесной формы — в иллюзорном измерении пространства и времени — Вселенского Сознания (Парама Шива)» (см. К.Томпкинс. Спанда: Йога вибрации. Переживая пульсацию Божественного Сознания. Сайт www.integraltranslations.wordpress.com.).

* * *

2. ОСОБЕННОСТИ ТАНТРИЧЕСКОЙ МАНТРА-ВИДЬИ.

(продолжение)

2.1. «КОНЦЕПЦИЯ» ТАНТРИЧЕСКОЙ МАНТРА-ВИДЬИ.

«Согласно тантрической философии, звук является наиболее тонкой вибрацией, которую может воспринимать человек, именно поэтому он оказывает наиболее мощный эффект на человеческий разум. Йоги на протяжении тысяч лет использовали тонкую Науку Звука или Шабда-Шастру для возвышения своего разума».

(Источник неизвестен)

«В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому».

(А.Берзин. Тибетский Буддизм. Сайт www.portal.sufism.ru.)

«Глава 3. Воплощенное сознание дживатман. <…>. В Тантрах говорится, что форма, цвет и звук имеют соотношение, и эта истина имеет глубокое ритуальное значение. Так, каждый звук речи или музыки имеет соответствующую форму, которая теперь может стать видимой для глаза посредством фоноскопа. (Опыт с фоноскопом, при котором видна конфигурация звуковых волн, описан в учебниках физики. – прим. пер.). Так глухой может воспринимать звуки при помощи зрения, так же как слепой может читать при помощи слуха; в тех же самых Шастрах различные цвета и фигуры предназначены для Таттв, обозначая их».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г.)

«Глава 9. Покров концепций тантр-янтр-мантр. <…> …концепция звука и проистекающие из нее концепции и умозаключения представляют собой абстракции нервной системы, происходящие из концепции звука. Такие концепции звука, как Мантра, не могут освободить «тебя» от влияния концепции звука и ее последствий. Почему? Потому что, если бы не было нервной системы, то не было бы и звука. Звук, как и Мантра, — это концепции, созданные нервной системой и воспринятые «я» — продуктом нервной системы. Отсюда и известный вопрос: «Если дерево падает в лесу, и нет никого, кто слышит это, издает ли оно звук?» Нет. Когда «мы» «поймем» это, тогда «мы» сможем «увидеть», что «я» повторяет концепцию, или символ мантры в надежде что-то получить; но все то же «я» (представляющее собой сознание) повторяет эти звуки (представляющие собой сознание) в надежде получить что-нибудь в воображаемом будущем (также представляющем собой сознание).
«Три ограничивающих условия представляют собой разновидность ограниченного, искаженного знания, коренящуюся в словах, которые оказывают огромное влияние на нашу жизнь. Эти слова, состоящие из букв, называются матрика. Поэтому матрика (слова и буквы) образует основу всего ограниченного знания» («Шива-Сутра», стр. xvii).
Это относится и к Мантре, представляющей собой сжатое и символическое воплощение концепции звука. Больше того, «Шива-Сутра» утверждает, что все оковы рождены звуком. Почему? Потому что звук создает буквы, буквы создают слова, слова создают идеи и концепции. Следовательно, поскольку и повторение мантры, и сама мантра — абстракции, рожденные концепцией звука, то как может одна абстракция (мантра) освободить другую абстракцию («я»), повторяющую мантру?».

(Стэфан Волински. Тебя нет. За пределами трех покровов сознания. Сайт www.e-reading.me.)

«Книга Вторая. Нада-Йога. Глава 7. Звук и Образ. Звуки — это вибрации. Они поднимаются до определённых форм. Каждый звук создаёт форму в невидимом мире, а комбинации звуков создают сложные формы. Учебники описывают некоторые опыты, показывающие, что ноты, воспроизведённые определёнными инструментами, вычерчивают на слое песка определённые геометрические фигуры. Это демонстрирует то, что вибрации поднимаются до правильных геометрических фигур. Индийские книги по музыке говорят нам, что различные музыкальные мелодии «Рага» и «Рагини» каждая имеет особую форму, которые эти книги графически изображают. Каждая нота принимает определённую и постоянную форму, что определяется с помощью чувствительной и подвижной матрицы. <…>.
Приведённые выше опыты демонстрируют следующее: 1. Звук создаёт формы. 2. Особые ноты создают особые формы. 3. Если вы хотите получить особую форму, вы должны воспроизвести определённую ноту определённой высоты. Повторение Панчакшара Мантры «Ом Намах Шивайя» создаёт форму Бога Шивы. Повторение «Ом Намо Нараянайя», Аштакшара Мантры Вишну, создаёт форму Вишну. Все вибрации, производимые нотами в Мантре, очень важны. Особый упор делается на высоту и форму (Свара и Варна) Мантры. Варна буквально означает цвет. В невидимом мире все звуки сопровождаются цветами, поэтому они образуют формы с многочисленными оттенками. Также цвета сопровождаются звуками. Нужно использовать особую ноту, чтобы создать особую форму. Разные ноты различной высоты создают различные формы. В Мантра-Йоге используются различные Мантры с целью заклинания различных богов. Если вы поклоняетесь Богу Шиве, вы используйте «Ом Намах Шивая», но поклоняясь Вишну или Шакти, вы должны заменить Мантру».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник.
/ Пер., примеч., ред. А.П.Очаповский. Сайт www.yogaways.info.)

«Шакти и Веды. Все ведические риши почитали Шакти, которая есть главным образом Вак Шакти, или сила божественного слова. Их мантры суть проявления Шакти и несут в себе силу всего творения и тайны космогенеза. Сама «Ригведа» — создание Кундалини-Шакти, которая выступает мощью Вак, или божественной речи, как ее проявление в начале каждого мирового цикла, но не просто в отдельных личностях, а в великих родах пророков, или риши. По-видимому, сама «Ригведа» — величайшее мантрическое излияние Кундалини-Шакти на коллективном уровне.
Шакти ведических гимнов сильнее всех стотр, или санскритских гимнов, отражающих самый ритм космического творения и тысячу слогов макушечной чакры. И все же такие биджа-мантры, как «Хрим» и «Шрим», определенно выражены в Тантре, и тантрические биджи сильнее всех бидж (первичных звуков в подоплеке вселенной). Веда несет в себе метрическую силу Санскрита, тогда как Тантра отражает силу санскритских звуков-семян. А Кашмирский Шиваизм (вероятно, наиболее последовательная тантрическая философия) содержит в себе разработанную систему соотношения букв Санскритского Алфавита космическим принципам, от Абсолюта до элемента земли. Санскритские буквы рассматриваются здесь как Шакти и «матери» (матрика), которые наделяют силой все во вселенной.
В более древней Ведической Традиции тоже подчеркивается значение Санскритского Алфавита и букв, хотя многие подробности уже утрачены. В целом, согласно Веде, как это выражено в «Чхандогья-Упанишаде», гласные звуки соответствуют Индре (Пуруше), а согласные — смерти (Пракрити). В «Айтарейя-Араньяке» свистящие и шипящие звуки, такие как «с» и «х», соотносятся с праной. Это также составляет краеугольный камень Кашмирского Шиваизма, где вся величайшая система божеств, мантр, пран и таттв, отражая Санскритский Алфавит, выступает развитием древней ведической модели».

(Веда и Тантра. 2011г. / Дом Солнца. Навигатор. Сайт www.sunhome.ru.)

«Шабда, или звук, исходящий от Брахмана и, как таковой, являющийся причиной Брахманды, — это самопроявление Чит-Шакти. «Вишвасара-Тантра» говорит, что Парабрахман существует в теле Дживатмы в качестве Шабда-Брахмана, чья субстанция — все мантры. Он бывает либо небуквенный (Дхвани), либо буквенный (Варна). Первый, Дхвани, представляет собой тонкую форму жизненной Шакти Дживы. Как утверждает «Прапанчасара-Тантра», Брахманда пропитана Шакти, состоящей из Дхвани. Эту Шакти называют также Нада, Прана и тому подобным образом. Проявление грубой формы (Стхула) Шабды невозможно, если Шабда не существует в тонкой (Сукшма) форме. Мантры представляют собой все аспекты Брахмана и проявления Кундалини. С точки зрения философии, Шабда — это гуна Акаши, или эфирного пространства. Однако она не производится Акашей, а проявляется в ней. Шабда сама является Брахманом. Однако, как в физическом пространстве волны звука производятся движениями воздуха (Вайю), так и пространстве внутри тела Дживы волны звука производятся от движений жизненного воздуха (Прана-вайю) и процессов вдоха и выдоха, Шабда возникает сначала в Муладхаре и то, что нам известно как Шабда, есть в действительности, Шакти, дающая жизнь Дживе. Ее присутствие в Муладхаре является причиной приятносмутной и жужжащей Дхвани, звучащей подобно жужжанию раздраженной пчелы. Наиболее тонкий аспект звука, который первым появляется в Муладхаре, называется Пара. Достигая сердца, будучи уже менее тонким, он известен как Пашьянти. Соединившись с Буддхи, он становится еще более грубым и называется Мадхьяма. Наконец в совсем грубой форме, он выходит изо рта как Вайкхари. Подобно тому, как Кула-Кундалини, чья субстанция — все Варны и Дхвани, есть ни что иное, как Параматма и его проявление, так и субстанцией всех мантр является Чит, несмотря на наличие у них внешних проявлений, таких как звук, буквы и слова, В действительности буквы Алфавита, известные как Акшара — это янтры непреходящего (Акшара) Брахмана. Это, однако, реализуется только учеником, у которого Шакти, порожденная Садханой, едина с Мантра-Шакти».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Ключ к полному
пониманию всей тантрической литературы. М. Старклайт. 2002г.)

«Следуя учению древних, вселенная есть грандиозная симфония, и те, которые умеют разрывать покровы физических чувств, знают неизреченную «гармонию сфер», о которой говорится в «Сновидении Сципиона». И Евангелие св. Иоанна не говорит ли вам о Слове: «Все через Него начало быть»? (Гл. 1, 3) Слово Л о г о с, иначе — Великая Идея, первичный Звук. Мы уже знаем, что Идея и Звук составляют одно. «Произнесение Слова» становится, таким образом, реальным фактором, я бы сказал даже научным; это — сотворение мира посредством Звука. Становясь на иную точку зрения, на точку зрения цветовую, мы можем рассматривать вселенную как прекрасную цветовую гармонию. У цвета есть множество удивительных значений и свойств. Раньше люди не знали, что цвет значит так много и даже может столь откровенно поведать о личности человека. Еще люди не знали, что цвет может глубоко воздействовать на личность. От него не убежишь. Красный, например, всегда был цветом революции. Это цвет гнева, и его трудно не заметить. Поэтому революционеры всегда поднимали красные флаги. Разум возмущенный окружен красной аурой. Это цвет крови, убийства, цвет гнева и разрушения. Любопытно, что если всё в помещении окрасить в красный цвет, то кровяное давление у всех находящихся там поднялось бы. Если человека все время окружает красный, у него не может быть нормального кровяного давления. От голубого давление падает, это цвет неба, цвет покоя. Если бы все вокруг было голубым, давление упало бы.
Возможно видеть цвета там, где их обыкновенно не видят. Когда раздается музыка, человек нашей степени развития не видит ничего, он слышит только звуки; но ясновидящий видит одновременно и цвета; это значит, что одновременно с его слухом на музыкальные вибрации отвечает и его зрение. Он воспринимает также и вибрации инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Таким образом, Творчество, Божественное Мышление или ритмические колебания Глагола могут быть рассматриваемы и с точки зрения цвета или света. Идея одна и та же, только точки зрения различны (последняя точка зрения принята некоторыми из философов Индии). Отсюда естественный переход к геометрическому виду вселенной и к представлению эволюции как процесса математического. Ибо цвета располагаются в формах и фигурах. Вы не можете воспринять цвета иначе, как в известных формах в пространстве, формы же эти всегда правильны и геометричны. Примером могут служить кристаллы и снежинки, которые в безукоризненной правильности своих построений — только подробность, отражающая гармонию Всего.
Более того, геометрические фигуры могут быть приведены к числам, откуда числовая точка зрения на вселенную, этот процесс превращения (редукции) был в постоянном употреблении у греческих философов. Но для них геометрическая концепция Космоса была наиболее свойственной, откуда и надпись, которая виднелась на фронтоне всех школ: «Тот не войдет сюда, кто не знает геометрии». Чтобы понимать их философию, требовалось глубокое знание геометрии».

(Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии.
/ Предисловие и перевод Е.П. 3-е изд. Калуга. Типография
Губернской Земской Управы. 1910г. Сайт www.psylib.org.ua.)

«Большинство людей считают, что текст мантры — это просто сентиментальный набор слов. Но каждый специалист по биоэнергетике, экстрасенс, знает, что слова и фразы молитвы построены так, чтобы произносящий их настроил свои энергетические центры (чакры), весь свой организм, как вибрирующую субстанцию, своё сознание, в резонанс с вибрациями конкретного могущественного субъекта тонкого мира материального мира, или с вибрациями богов Мира. Отличие молитв от мантр заключается в следующем: обращение человека к Богу с молитвой — это процесс восходящий. Оно будет услышано, но не гарантирован результат, который желателен для молящегося. Ибо человек обусловлен судьбой, отведенной ему богами. Людей в этом мире вознаграждает нисходящая всепроникающей любовью Бхавани (Супруги Бога Шивы), в соответствии с кармой. Обращение с мантрой — это процесс нисходящий. Два слова «ман-тра» переводятся как «защищающая человека». Мантра непременно содержит прозвище конкретной Божественной Личности и воспевание достоинств и деяний этой Личности. При правильном произношении слов мантры, и главное — при наличии искреннего чувства любви к этой Личности, гарантируется предусмотренный мантрой результат. Пусть в меньшей мере, но даже если прозвище Бога произносится неосознанно, результат наступает автоматически, ибо прозвище Бога неотличимо от Него Самого. Это звуковое воплощение Бога. Общеизвестно, что те, кто знаком с Ведами и на основе их пытается достичь конкретных желаемых результатов, практикует Йогу. Одно из наиболее часто приводимых в словарях значений этого действа — «связь». Имеется в виду физиологические и психологические методики восстановления связи, личностных отношений с конкретными богами, духами, демонами… Но наиболее точное и высшее мировоззренческое значение этого термина, идеально зафиксированное во всех словарях, раскрывают составляющие его слова, «йа-га» — «который воспевает».
То, что с помощью вибраций человек способен вступить в контакт с источниками тонких энергий мира материального и Мира Запредельного, подтверждено экспериментами, которые даже самыми вульгарными материалистами невольно признаны научными. В 1949г. трое зарубежных учёных (Ферми, Паста и Улом) открыли новый вид памяти. Ею обладают так называемые нелинейные системы. Они запоминают условия своего возбуждения. Эту информацию хранят особые волны — солитоны, существующие бесконечно долго, т.к. постоянно подпитываются энергией окружающей среды. Солитоны выполняют роль мыслей, а нелинейные системы ведут себя словно разумные существа. Классический пример такой системы — молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), выполняющая роль хранителя генетической информации у всех клеток живых организмов. Современные русские учёные Э.Андрианкин, А.Березин, П.Гаряев, Г.Комисаров, сравнив математические модели человеческой речи и генетического кода, обнаружили, что у них одинаковая геометрия, т.е. ДНК построена по законам человеческой речи. А любое Священное Писание, и в частности «Евангелие от Иоанна» (1:1 и 14), говорит о том же: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». «И Слово стало плотью…». Т.е. Бог сотворил ДНК при помощи слова. Эти четверо учёных Российской Академии Наук создали генератор солитонных процессов и, если в созданные им солитоны они вводили человеческую речь, солитоны оживали, т.е. становились похожи на генетический код. Этим запатентованным открытием методами, привычными для современного человека, с его искалеченным сознанием, научно доказывается не только существование разумных сил, невидимых несовершенным зрением современного человека, не только то, что вибрации мантр — это звуковой код, связующий весь материальный мир с Всевышним, но и утверждение Вед о том, что мантра — это живое существо, защищающее человека. Ибо является звуковым воплощением конкретной личности невидимого, но могущественного мира».

(Данилов В., Черкасова Н. Арийская империя. Гибель
и возрождение. 2-е изд. М. Воля России. 2000г.)

«Тантры, в частности Мантра-Шастра, проявляют особый интерес к Шабда, или Звуку. Этот термин будет объяснен в дальнейшем. Мантра — проявление Шабда. Нада, которая буквально тоже обозначает «звук», есть первый этап проявления причинных тел из Шабда. Бинду, о котором уже говорилось, описывается как состояние буквы «Ма» перед проявлением, состоящей из Шива-Шакти-Таттвы, окруженной Майей или Парама-Кундалини. Оба они наполняют Великую Пустоту (Шунья), состояние Брахмана внутри точки Бинду, так же как содержащиеся там же Гуны, неотделимо присущие Шакти, являясь в ней той причиной, которая порождает все вещи. Пара-Бинду называют Гханавастха — массивное состояние Шакти. Это — Чид-Гхана, или массивное сознание, или Чит, соединенное с недифференцированной Шакти (Чидрупини), в массивности которого потенциально содержатся все миры и существа, которые только могут возникнуть. Это — Парама-Шива, в котором — все боги. Это — тот Бинду, Господь (Ишвара), которого некоторые толкователи Пуран называют Маха-Вишну, а другие — Брахма-Пуруша («Шат-Чакра-Нирупана» 49). Как говорит комментатор «Шат-Чакра-Нирупана», нет ничего, с чем можно было бы его сравнить. Это — Господь, в тайне почитаемый всеми богами, он проявляется в разных фазах Бхандра-Бинду или Нада, Бинду, Шакти и Шанта Ом, и в других Биджа-Мантрах. Его обитель — Сатьялока, которая в человеческом теле находится в основании лотоса Сахасрара, в самом высшем мозговом центре. «Шарада-Тилака» говорит, что этот Пара-Бинду, чья сущность — Высочайшая Сила, в самом себе разделяется натрое и проявляется в тройственном аспекте. Это три Бинду, первый из которых так и называется Бинду, а два других — Нада и Биджа; Бинду соответствует природе Шивы, а Биджа — природе Шакти. Нада — это Шива-Шакти, т.е. их взаимное отношение и взаимодействие, или Йога — так говорит об этом «Раджа-Йога-Сара». Троичный Бинду (Трибинду) — высший, тонкий и грубый. Нада — единство их в творении. Как говорит «Шат-Чакра-Нирупана» (40), из этого разделения Шивы и Шакти возникает творческая идея (сришти-калпана). Причинный Бинду исходит из недифференцированного аспекта Шакти со всеми формами силы; из её Пракрити-аспекта — Тригунамайя Мула-Пракрити, из Дэвата-аспекта — непроявленное, а из аспекта Дэви — Шанта. Три Бинду указывают на деятельность трёх сил: воли, знания и действия, а три Гуны — Раджас, Саттва и Тамас, также есть отражение трех богинь — Вама, Джиестха и Раудри, и три Дэвата (Брахма, Вишну, Рудра) выходят из них. В «Прайогасаре» и «Шарада-Тилаке» говорится, что Раудри истекает из Бинду, Джиестха из Нада, и Вама из Биджа. Из них возникли Рудра, Вишну и Брахма — в аспектах Знания, Действия и Воли, или Солнца, Луны и Огня. Солнце, Луна и Огонь, эти символы трёх Бинду, постоянно встречаются в «Шат-Чакра-Нирупане». В Солнце уже есть и Огонь и Луна, поэтому оно называется Мишра-Бинду и в такой форме не отличается от Парама-Шивы. Это Камакала, треугольник божественного желания, образованный тремя Бинду, и в нём — корень всех Мантр. <…>.
Все эти три Бинду, — это треугольник Камакала, символ Шакти, хотя одни из этих Бинду подчеркивает аспект Шивы, а другие — Шакти. Иногда Мишра-Бинду (Солнце) называется Шакти-Таттва, чтобы указать на верховенство Шакти, но чаще — Шива-Таттва, указывая на превосходство Шивы, обладателя силы. Оно имеет форму соединенных Шивы и Шакти, потому что нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы. Разделить их так же нельзя, как нельзя отделить движение ветра от неподвижного пространства, в котором ветер дует. Нада — это дрожь, вибрация, возникающая при соитии (Майтхуне) Шивы и Шакти; от этого появляется тройственное Маха-Бинду, и это — Камакала. В «Шарада-Тилаке» говорится, что при «вспыхивании» или дифференциации Верховного Бинду возник непроявленный звук. Этот непроявленный Шабда посредством Крийя-Шакти становится источником проявленного звука, Артха, который описан далее. Брахма, как источник речи и идеи, с одной стороны, и объекты (Артха), которые идеями и речью обозначаются — с другой стороны, называется Шабда-Брахман, или же, если использовать европейскую терминологию — Логос. <…>.
Прежде чем перейти к описанию Чакр, нужно подробнее описать строение тела. Сила проявляет себя как вышеупомянутые Таттвы, устремляясь от Пракрити к Притхиви. Чакры — центры этих Таттв. Кроме того, необходимо объяснение учения о «звуке» — Шабда, который существует в теле в трёх внутренних состояниях (Пара, Пашьянти и Мадхьяма) и выражается в форме произносимой речи (Вайкхари). Это поможет читателю понять значение Мантры, как проявленного Шабда, и «гирлянду букв», которая проходит через шесть центров тела». (Артур Авалон. Змеиная Сила (Кундалини)».

(Сайт www.waylove.ru.)

«Глава 12. Мантра, янтра и мандала. В теорию и философию Тантры тонким образом вплетается Наука Мантры, Янтры и Мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию Мантры, Янтры и Мандалы.
Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта.
Уникальная особенность Тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого Тантра достигла благодаря высоко развитой Науке о Мантре, Янтре и Мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов Тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва-шуддхи, необходимо понять каждый из них.
Мантра. Подобно тому, как каждая мысль имеет соответствующий образ или форму, так каждый образ или форма имеют соответствующую наду, вибрацию или звук. Эти звуки известны как мантры. Мантра означает буквально созерцание того, что ведет к освобождению. Это может показаться преувеличением, и многих изумляет представление о подобных возможностях звука. Однако мы недооцениваем могущество звука. Мы знаем, что звуком можно разбить стекло или даже вызвать снежный обвал. Нам известно кое-что о воздействии звука на человеческий мозг и тело, а также на животных и даже растения. Поэтому мы определенно можем признать, что звук оказывает на нас влияние на некоторых уровнях. Тем не менее, когда мы встречаемся с идеей, что звук может привести к мокше, или освобождению, мы говорим: «Нет, это невозможно!».
В действительности, мы уже знаем, что нада является одной из первых проявленных форм творения. Даже Библия начинается с утверждения: «В начале было слово…». В индийской философии это «слово» известно как Ом, который является вечной надой или космической мантрой. В «Мандукья-Упанишаде» очень ясно объясняется, что такое мантра Ом, и каким образом она стимулирует и расширяет различные уровни сознания. Мантра Ом образована тремя звуками — «А», «У» и «М» — каждый из которых вибрирует на своей частоте. Эти различные частоты воздействуют на сознание различным образом. Повторяя мантру Ом, вы на самом деле поднимаете свое сознание до частоты этой мантры. Это справедливо для всех мантр.
Нада имеет четыре частоты: «пара» (космическая), «пашьянти» (причинная), «мадхъяма» (тонкая) и «вайкхари» (грубая), которые соответствуют четырем частотным уровням мантры Ом, в зависимости от уровня частоты, достигнутого вами через повторение. Большинство искателей остается в стадиях вайкхари и мадхъямы, даже отдаленно не приближаясь по уровню своего состояния к освобождению.
Весь Санскрит состоит из мантр. В Санскрите буквы не называются буквами, но известны как «акшара», что значит «непреходящий». Каждая буква Алфавита является мантрой, и в качестве таковой может быть использована. Поэтому сказано, что сам процесс чтения Вед на Санскрите ведет к освобождению. Санскритский язык не есть просто слова, составленные ради общения, но он глубоко связан с сознанием человека.
Самой могущественной формой мантры является биджа-мантра. «Биджа» значит семя, и биджа-мантры является причинными звуками, из которых возникли все прочие мантры и звуки. Биджа-мантра представляет силу концентрированной энергии, которая соотносится с определенным уровнем сознания.
Бесполезно пытаться раскрыть значение этих мантр. Значение, которое может передавать мантра, является только метафизическим; достаточно сказать, что посредством мантры вы общаетесь со своим внутренним «Я» и с космосом. В Тантре известно даже, что каждая часть физического тела имеет соответствующую мантру, влияние которой она испытывает. Эти мантры используются в церемонии ньясы для преобразования тела во вместилище высших сил, которые пробуждаются благодаря таттва-шуддхи или другой эзотерической практике.
Не только физическое тело имеет свои соответствующие мантры, но и звук, производимый дыханием, также является мантрой. Этот звук известен как «сохам» и «хамсо». Вместе «со» и «хам» спонтанно повторяются с каждым дыханием, 21600 раз каждый день и ночь, на протяжении всей жизни индивидуума. Это известно как аджапа-джапа-мантра. В Упанишадах сказано, что одной только медитации на эту мантру достаточно для пробуждения Кундалини и высшего сознания. <…>.
Заключительные замечания о мантре, янтре и мандале. Тантрические Мантра, Янтра и Мандала появились как результат глубокого внутреннего видения йогов, риши и провидцев, проникших в тайну природы Космоса, и как результат высоких состояний духовного опыта, просветления и экстаза. В этом состоянии ума сознание переступает через все барьеры, и поэтому духовный опыт называется вселенским.
До тех пор, пока вы ограничены временем и пространством, ваши переживания ограниченны и связаны только с данным измерением. Однако, когда вы превосходите это состояние, для вас не существует ни религии, ни касты, ни веры, ни половой принадлежности. Чем тогда может быть ограничено ваше видение? Более того, в этом состоянии ума вы едины со всей природой и можете общаться с ней. Тогда все ваше видение становится частью Космической Истины, и возникающие внутри вас образы соответствуют определенным нормам и законам, заложенным в каждом природном процессе. Это очевидно в тантрических Мантре, Янтре и Мандале, которые представляют совершенную линейную и геометрическую гармонию и равновесие. В тантрической системе каждая мантра, янтра и мандала продумана до малейших деталей. Если бы они не удовлетворяли требованиям точного математического уравнения, они были бы незавершенными и недейственными. Достаточно лишь взглянуть на некоторые из этих мандал и янтр, чтобы убедиться в их математическом равновесии. Фактически, это есть один из первых аспектов, который привлекает ваше внимание.
В тантрической системе Мандала представляет визуальную иконографическую форму высшей силы; Янтра представляет абстрактную форму этой силы; и Мантра представляет ее тонкую форму. Таким образом, каждая мандала имеет соответствующие янтру и мантру, и, поскольку они вызывают одни и те же результаты, одно может заменяться другим, в зависимости от уровня практикующего. Однако, различные божества представляют различные уровни сознания, и на основании этого их следует выбирать».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения.
(Таттва-Шуддхи садхана). Пер. с англ. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Наивысшая сущность (парататтва) проявляет себя как Звук или Шабда-Брахман («звук-абсолют», «слово-абсолют»). Шабда-Брахман — это сам Абсолют, проявленный как Звук. «Вечный Звук есть высший Брахман». («Брахмабинду-Упанишада»). Существует условное рассмотрение высшего Абсолюта в двух его аспектах — т.е. как Парама-Брахма (высший Абсолют) и как Шабда-Брахма («звук-Абсолют»). Именно Шабда-Брахман является связующим аспектом между индивидуальной душой (джива) и высшим Абсолютом (Парама-Брахма). Об этом говорится: «Шабда-Брахма и Парама-Брахма — это две причины всего. Поклонением Шабда-Брахме достигается Парама-Брахма». («Панчаратра-Агама. «Брихадбрахма-Самхита»).
Проявленными или различными аспектами Шабда-Брахмана являются звуковые вибрации или мантры. «Энергия Владыки всех существ, которая является матерью всех мантр, звучащая в форме букв, называется Шабда-Брахма». («Панчаратра-Агама». «Иишвара-Самхита»). Шабда-Брахман пребывает повсюду во вселенной, наполняя собой все пространство и являясь его неотъемлемым свойством. «Звук есть свойство акаши». («Мригендра-Тантра»). Абсолютный звук (Шабда-Брахма), проявляющийся в виде звуковых вибраций или мантр, находится в каждом живом существе. «Сознание каждого существа, имеющее природу Шабда-Брахмана, проявляет себя как звуковая вибрация в форме букв, образующих мантру, видью и другие виды мантр». («Гандхарва-Тантра», патала 40).
Этот Звук пребывает в теле человека как в непроявленном, так и в проявленном состоянии. В своем непроявленном или непроизнесенном, «неударяемом» (анахата) аспекте — звук именуется пара (т.е. «высший»). Этот высший (пара) звук является непосредственным проявлением запредельной вибрации (нада) Абсолюта. В Тантрах и других Шастрах описывается последовательное проявление этого звука в человеческом теле, его прохождение сквозь основные психоэнергетические центры тела (чакры) и говорится о том, как он переходит в состояние или форму проявленного или изреченного звука. «С помощью действия энергии желания, исходящего от самого субъекта, в форме прана-вaйю (потока энергии) в Муладхаре из нады возникает звук, называемый пара. (В комментарии Саубхагананданатхи, называемом «Манорама» говорится: «пара есть высшее состояние звука»).
Этот звук, двигаясь вверх, проявляется в Свадхистхане и называется [там] пашьянти. Затем, когда звук переходит вверх и в Анахате соединяется с буддхи-таттвой (элементом разума или постижения) — он называется мадхьяма («средний»). Затем он поднимается в Вишуддхи-Чакру, расположенную в области горла и исходит из нее в форме вайкхарии, проходя через верхнюю часть горла, небо, зубы и губы, видоизменяясь с помощью корня языка и средней части языка. Стенки горла, два неба, верхние и нижние зубы и губы изменяют звук и превращают его в формы слогов от «А» до «КША» (то есть, превращают звук во все слоги Санскритского Алфавита, начинающегося со слога «А» и заканчивающегося слогом «КША»). («Тантрараджа-Тантра» 26.5-9).
По поводу образования всех слогов из единого непроявленного, безударного звука, в «Тантралоке» Абхинавагупты написано: «В одном слоге (варна), являющимся по своей природе звуком (нада), находятся все слоги в неразличимом (неделимом) виде. Все слоги происходят из этого безударного, беспричинного (анахата), беспрерывного звука». («Тантралока» VI, 217)
Слово варна, употребляемое здесь, означает не только слог или слоги Санскритского Алфавита, но имеет ряд значений, таких как «оболочка», «внешнее проявление», «внешний вид», «вид» или «тип»», «цвет», «тип людей», «каста» или «класс общества», «слава», «прославление». Поэтому, в широком смысле вышеприведенную фразу можно понять так, что из одного «звука-слога» или одного архетипа, являющимся по своей природе звуком, возникли или возникают различные слоги и, в конечном счете, такие его внешние проявления как различные цвета, виды жизни, виды существ и типы людей, а также различные формы прославления Высшей Реальности.
Это можно сравнить с семенем растения и с растением, которое из него происходит. Из одного семени вырастает растение, имеющее корень, стебель, ветви, листья и цветы. Все эти части растения отличаются друг от друга по своим качествам, то есть, например, имеют разные форму, размер, цвет и т.д. Однако, все эти части растения произошли или развились из одного семени. Когда мы смотрим на семя растения нашими человеческими глазами, то мы не видим в нем ни корня, ни стебля, ни листьев, ни цветов, ни даже предпосылок к их появлению. Однако все это пребывает в семени в неразвитом непроявленном виде. По этому поводу Махапрабху Агхорешвар говорил: «Из биологического зародыша происходят семя, цветы или плоды, в зависимости от его природы. То же относится и к людям и животным. Они формируются действием. Тот или иной вид отражает характер и форму действия, от которого он произошел».
Что касается слогов Санскритского Алфавита, то они имеют сакральное значение в Индуизме и в индуистских тантрических традициях. Так другим названием слогов Санскритского Алфавита, в частности в тантрических традициях Шри-Видья и Каула, является слово «маатрикаа». Слово «маатрикаа» имеет значения «мать», «бабушка», «прародительница», а также, на языке некоторых Тантр и других писаний, «богиня-слог», «богиня в виде слога» или, точнее — «богиня мать или прародительница в виде слога». Слово «маатрикаa» происходит от слова «маатри», которое означает «мать» как в прямом, так и в переносном смысле, как «мать-земля», «мать вселенной» или «божественная мать». Слово «маатри» является также эпитетом Шакти или Богини. Это слово также имеет значение чего-то, относящегося к «измеряющему» или «познающему». В некоторых Тантрах, как, например, в «Джнянарнаава-Тантре» и «Камадхену-Тантре» утверждается, что все 51 слогов Деванагари образуют тело Богини или являются проявлением тела Махадеви (Великой Богини). Как известно, Деванаaгари (то есть санскритский шрифт) дословно означает «божественный шрифт» или «шрифт богов», а санскритский язык именуется дева-бхаaшья, что означает «божественный язык» или «язык богов».
Однако, не все тантрические гуру считают, что только Санскрит является божественным языком и что все санскритские писания божественны. Некоторые же даже не считают, что чтение и изучение санскритских писаний и писаний вообще необходимо. Вот одно из высказываний Махапрабхуу Агхорешвара по этому поводу: «Ни одна книга и ни одно писание не были непосредственно продиктованы Богом. Книга, данная Богом, должна быть на божественном языке, но люди, принадлежащие к любой из религий, считают свой собственный язык языком Бога».
В практическом смысле, зерном всех тантрических традиций является бхавана, (то есть медитация), которая почти во всех этих традициях связана с повторением мантры. Само слово «мантра», согласно «Куларнава-Тантре», содержит в себе слово «медитация» (манана). Так в «Куларнава-Тантре» значение слова «мантра» расшифровано следующим образом: «В связи с тем, что благодаря медитации (манана) на сверкающего Бога, являющегося запредельной сущностью, она спасает (траяте) от всех страхов, она именуется «мантра»». («Куларнава-Тантра» глава 17, шлока 54).
В Индуизме и в индуистских тантрических традициях мантры образованы из слогов Деванагари и пишутся на Деванагари. В связи с тем, что медитативное повторения мантры является во многих традициях корнем всех остальных практик и считается даже самодостаточной, слоги мантр, их звучание и значение являются важными для садхака (практикующего) или садхви (практикующей). Другими словами, не суть важно, сколько кто прочитал санскритских писаний и комментариев к ним и знает ли он их наизусть, но важно медитативное повторение мантры, связанное с концентрацией на ее слогах или слоге, на ее смысле и звучании.
Существует громадное количество мантр, но все они образованы из варнамала (гирлянды звуко-слогов), состоящей из 50 или 51 слогов и являющейся проявлением матрика и, в конечном счете, проявлениями Шабда-Брахмана или единой Шакти. В «Виджняна-Бхайрава-Тантре» содержится следующая медитация (дхарана): «Тот, кто, подобно своему Гуру (дословно — «подходящим ухом»), способен слышать непрерывный безударный звук, погружается в энергию Шабда-Брахмана (абсолютного звука) и, купаясь в ней, как в потоке реки, достигает состояния Брахмана, (или — постигает сущность Брахмана)». («Виджняна-Бхайрава-Тантра» шлока 38).
Согласно Индуистской Традиции и индуистским тантрическим традициям, сущность Абсолюта или Брахмана — это Сат-Чит-Ананда, (то есть, истинное осознанное блаженство) В тантрических традициях эта сущность постигается как любовное единство Парамешвара (Абсолюта) и Парамешвари (его Энергии)».

(Ольшевский А.П., Димешвар Рам Авадхут. Шабда-Брахман. Сайт www.panchamaveda.com.ua.)

«Глава 9 (25). От слов к чистым звукам, к бытию. 37. За пределы слов и звуков. Слова являются звуками. Мысли есть слова в определенной последовательности, в логической последовательности, определенным образом структурированные. Основой является звук. Из звуков создаются слова, затем из слов создаются мысли, а затем из мыслей создаются религии, философии и все остальное. В основе всего глубоко лежат звуки. Звук есть просто звук, а значение ему придано нами, согласовано между нами; в противном случае звук не имел бы никакого значения. Значение вложено нами, запланировано нами; в противном случае «Шива» есть просто звук — он не имеет значения. Мы наделили этот звук значением, а затем мы создаем вокруг него систему мыслей. Затем это слово становится очень значительным, затем мы строим вокруг него философию.
Человек использует слова. Слова — это звуки, которым приписаны какие-то значения. Но животные, птицы используют звуки без какого-либо лингвистического значения. У них нет никакого языка, но они используют звуки согласно своим чувствам. Птица поет: это пение имеет «чувственное» значение, оно указывает на что-то. Оно может быть призывом партнера или любимой, оно может быть призывом матери, оно может быть криком ребенка, испытывающего голод и показывающего свое страдание. Пение свидетельствует о каком-то чувстве. Над звуками находятся слова, мысли, философии; под звуками находятся чувства. И до тех пор, пока вы не сможете опуститься ниже чувств, вы не сможете опуститься ниже ума. Весь мир наполнен звуками, только мир человека наполнен словами. И даже ребенок, который не может еще использовать язык, использует звуки. В действительности же, весь язык развился из тех конкретных звуков, которые использует каждый ребенок во всем мире.
Тантра предлагает двигаться от букв к звукам, раскрывать звуки посредством букв. Раскрывать звуки, а затем, посредством звуков, раскрывать также чувства. Осознайте, как вы чувствуете. Говорят, что в настоящее время человек стал очень нечувствительным; он является наиболее нечувствительным животным на земле. Каждый ребенок живет чувствами. Сначала приходят звуки, затем эти звуки наполняются чувствами. Затем приходят слова, затем мысли, затем системы, религии, философии. Тогда человек все дальше и дальше уходит от центра чувств. Вы ныряете вглубь — ощущайте, какое чувство приходит вместе с конкретным звуком. Благодаря подобным техникам Индия смогла обнаружить многое. Она смогла обнаружить, какие звуки связаны с определенными чувствами. Благодаря этому была разработана Мантра. Конкретный звук связан с конкретным ощущением — и никак иначе. Таким образом, если вы создадите внутри себя определенный звук, то будет создано определенное ощущение. Вы можете использовать любой звук, и тогда вокруг вас будет создано соответствующее ощущение. Этот звук порождает пространство, которое заполняется конкретным ощущением.
Если вы работаете со звуками, то рано или поздно вы будете удивлены, — потому что центр находится не в голове. Это кажется, что он в голове, потому что вы никогда не слышите звуки, вы слышите только слова. Для слов центром является голова, для звуков она не является центром. Вот почему в Японии говорят, что человек думает не головой, а животом, — потому что они долгое время работали со звуками. В настоящее время утверждают, что из-за звуков уличного движения, которые негармоничны и не могут таковыми быть, человек становится умственно ненормальным, и кажется, что наступил предел. Если этот шум будет увеличиваться, то у человека нет никакой надежды на будущее. Эти звуки постоянно ударяют в вас; однако, если вы думаете о них, они будут ударять в вашу голову, а не в центр — центром является пупок. Поэтому не думайте о них.
Если я смотрю на вас, а затем закрою глаза, то я увижу ваш негатив. Если вы смотрите в окно, а затем закроете глаза, вы увидите негатив окна, и этот негатив может быть таким ярким, что если вы внезапно посмотрите на стену, то негатив спроецируется на эту стену. Вы будете видеть негатив. Так же, как существуют негативы фотографий, существуют и негативы звуков. Не только ваши глаза могут видеть негатив, но и уши могут слышать негатив звука. Так что когда вы закрываете свои уши, то вы слышите негативный мир звуков. Все звуки остановлены. Вдруг вы слышите новый звук. Этот звук есть отсутствие звука. Появился промежуток. Вы что-то утрачиваете, а затем вы слышите это отсутствие.
Произношение нараспев является также настройкой. Настройте себя на звук, станьте звуком. И тогда, когда вы почувствуете глубокую гармонию между вами и звуком, когда вы разовьете в себе глубокое расположение к нему, — а звук является таким прекрасным, таким музыкальным, — тогда, чем больше вы будете про¬износить его, тем больше вы будете чувствовать себя наполненными тонким благозвучием. Есть звуки, которые являются резкими, есть звуки очень тяжелые. Аум является очень благозвучным сло¬вом, сладким словом, чистейшим звуком. Произносите его нараспев и вы будете наполнены им. И когда вы почувствуете себя созвучными с ним, вы сможете прекратить произносить его вслух. Тогда сведите губы и произносите его внутренним образом, но и внутри сначала старайтесь делать это громко. Произносите внутри, но громко, так, чтобы звук распространялся по всему вашему телу, прикасался к каждой части, к каждой клеточке вашего тела. Вы почувствуете, как он оживляет вас, как он омолаживает вас, вы почувствуете, что в вас входит новая жизнь, потому что ваше тело есть музыкальный инструмент. Оно нуждается в гармонии, а когда гармония нарушена, вы нарушены. Вот почему, когда вы слушаете музыку, вы чувствуете себя хорошо. Почему вы чувствуете себя хорошо? Чем является музыка, если не гармоническими звуками? Почему вы ощущаете такое благополучие, когда вокруг вас звучит музыка? А когда вокруг хаос, шум, почему это так выводит вас из душевного равновесия? Сами по себе вы глубоко музыкальны. Вы являетесь инструментом, и этот инструмент откликается на все окружающее. <…>.
Глава 15. (31). От звука к внутреннему безмолвию. Тантра не является философией. Тантра, скорее, является наукой, но с одним отличием: наука объективна, а Тантра субъективна. И все же она является наукой, а не философией. Философия рассуждает об истине, о неизвестном, о предельном; наука пытается обнаружить, что это такое. Наука входит в ближайшее, в непосредственное, философия думает о предельном. Философия всегда смотрит на небо, наука в большей степени обращена к земле. Тантра не имеет отношения к предельному. Она имеет дело с ближайшим, с «здесь и сейчас». Тантра утверждает, что предельное скрыто в ближайшем, так что вы можете не беспокоиться о предельном. Беспокоясь о предельном, вы будете упускать непосредственное, ближайшее, а предельное скрыто в ближайшем. Таким образом, думая о предельном, вы будете упускать и то и другое. Если будет упущено ближайшее, то из-за этого будет упущено и предельное. Таким образом, философия — это просто дым. Подход Тантры является научным, но объект ее отличается от объекта так называемой науки. Наука пытается понять объект, объективный мир, реальность, которая находится перед вашими глазами. Тантра является наукой реальности, которая расположена за вашими глазами, наукой субъективности, но подход ее является научным. Тантра не верит в рассуждения, она верит в эксперимент, в переживание. И пока вы не сможете иметь некоторое переживание, все будет напрасным расходом энергии. <…>.
Значение существует в уме, звук существует в теле. Значение в голове, звук распространяется по всему телу. Так что забудьте про значение. Просто повторяйте его как бессмысленный звук, и через этот звук вы введете все звуки. Этот звук станет дверью для всех звуков. А «все звуки» означают все, что существует. Это один из основных принципов внутреннего поиска в Индии, что основной единицей существования является звук, а не электричество. Современная наука утверждает, что основной единицей существования является электричество, а не звук, но они также утверждают, что звук является формой электричества. В Индии, однако, всегда утверждали, что электричество есть не что иное, как форма звука.
Вы, возможно, слышали, что при помощи раги, определенного звука, может быть зажжен огонь. Это может быть сделано потому, что звук является основой всего электричества. Так что если вы будете произносить звук с определенной частотой, то будет создано электричество. Если по длинному мосту нужно пройти отряду солдат, то им не позволяют идти в ногу, потому что много раз случалось так, что от этого мост обрушивался. Это происходило из-за звука, а не из-за их веса. Если они проходили по мосту, шагая в ногу, то определенный звук их шагов разрушал мост. В истории древних евреев говорится, что город Иерихон был защищен крепкими стенами, которые невозможно было разрушить даже пушками. Но при помощи некоторого конкретного звука эти стены были разрушены, этот звук был секретом разрушения этих стен. Если этот звук создавать перед стенами, то они позволят вам пройти. Вы слышали историю об Али Бабе: конкретный звук и скалы расступались. Это аллегории. Независимо от того, верны они или нет, одно является определенным: если вы сможете повторять конкретный звук таким образом, что значение его будет потеряно, то ум будет потерян, скала в вашем сердце будет сдвинута».

(Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. М. Нирвана. 2005г.)

«Об авторе статьи. Доктор Санджукта Гупта была старшим лектором Института восточных языков и культур при Утрехтском Университете (Нидерланды) в течение 20 лет, до выхода на пенсию в 1986г. До этого она преподавала санскрит и индийскую философию в Университете Джадавпура (Калькутта) (с 1958г. по 1966г.). Она получила степень Доктора философии (Ph.D) в области индийской философии в Университете Вишва Бхарати (Сантиникетан) и звание Доктора Буквоведения (D.Litt.) у Яна Гонды в Утрехтском Университете. В настоящее время является сотрудником Восточного факультета Оксфордского Университета (Великобритания). Она написала книги «Исследование философии Мадхусуданы Сарасвати» («Studies in the philosophy of Madh?sudana Saraswat?»), ««Лакшми-Тантра», текст Панчаратры, перевод с введением и примечаниями» (««Lak?m? Tantra»: A P?сcar?tra text. Translation with introduction and notes»), «Индуистский Тантризм» («Hindu Tantrism» с Хоенсом и Гудрианом) и «Обзор индуистской тантрической и шактистской литературы» («Survey of Hindu tantric and ??kta literature» с Гудрианом). Даннная статья представляет собой девятую главу из сборника «Понимание мантр» под редакцией Харви П. Альпера («Understanding mantras», Ed. Harvey P. Alper, State University of New York, 1989).
Статья. Панчаратра — одна из древнейших вайшнавских школ. Она упоминается, и её основные положения раскрываются в XII книге Махабхараты, Шантипарве (Мбх, 12.321-322). Дошедшие до нас тексты школы весьма многочисленны, и период их создания охватывает более тысячи лет. Даже основные писания школы охватывают больше половины тысячелетия, примерно с 500 по 1000 гг. н.э. В основном, они называются Самхитами, изредка — Тантрами.
Панчаратра имеет очень много общего с другими тантрическими школами, это относится также к её подходу к Мантре. Как и другие школы, Панчаратра ссылается на свои собственные писания, как на Мантра-Шастры (практически, «Библию мантр»), и считает, что они учат мантрам, медитации на эти мантры, и ритуалу, сопровождающему медитацию; всё вместе это составляет средства (садхану) к освобождению (мукти). В Панчаратре есть несколько особых положений, особенно, в космологии, которые необходимо описать, если мы хотим понять её взгляд на мантру во всех подробностях. Однако, самым характерным в этом взгляде является то, что в Панчаратре сила мантры (мантра-шакти) является выражением или воплощением спасительной милости Бога (ануграха-мурти). Этот акцент на милости Бога, а не только его мощи и величии, согласуется с общим характером школ Вайшнавизма по сравнению со школами Шивы/Шакти. <…>.
Бог самосущ, исполнен чистого блаженства и сознания. В Панчаратре его, в основном, называют «Бхагават»; считается, что этот термин означает, что он обладает (шестью) божественными совершенствами (бхага), своими божественными атрибутами. Это знание/всеведение (джняна), независимость/верховная власть (аишварья), мощь (шакти), неисчерпаемая энергия (бала), способность не затрагиваться любым изменением, даже развитием вселенной из него (вирья), сияющая и самодостаточная побеждающая сила (теджас). Первый из этих атрибутов, всеведение — основной: «Это суть Бога». Остальные пять атрибутов — его последствия, содержащиеся в нём в скрытом состоянии, пока не разовьются.
Другой способ выразить ту же самую идею — что эти шесть атрибутов Бога вместе составляют его Шакти, что можно перевести, как его сила, мощь и возможности, слитые вместе. Очевидно, эта Шакти, которую также называют Кали, не то же самое, что шакти, которая является третьим атрибутом. Я буду отличать в написании высшую Шакти, играющую чрезвычайно важную роль в теологии школы, прописной буквой. Шакти — сама природа Бога, его «Самость» (ахамта). Итак, подобно тому, что первичным атрибутом Бога является всеведение, Шакти считается, в первую очередь, разумом или мыслью (самвид), и остальные пять атрибутов исходят из этой самвид. Таким образом, Шакти — концентрация, конкретизация личности и деяний Бога. Эта конкретизация абстракции продвигается ещё на шаг, когда она персонифицируется. В Панчаратре её личностную форму называют Лакшми, и в мифологии говорится, что она жена Бога. Индийская философия постулирует, что у каждого явления есть три вида причин: действенная, материальная и инструментальная. В Панчаратре Бог является для вселенной всеми тремя. Он — действенная причина, агент, потому что он суть сознание и свободная воля — основное определение любого агента. Он — материальная причина, потому что он — единственная сущность и источник всего. Он — инструментальная причина, потому что творение осуществляется инструментальностью его силы, его Шакти. Из этого с очевидностью вытекает, что Панчаратра принимает теорию причинности, согласно которой следствия предсуществуют в своих причинах, хотя и в зачаточном или непроявленном состоянии (саткарьявада).
Причинная связь Бога со вселенной обычно объясняется посредством его Шакти. Всё творение считается особым состоянием его бытия (бхути), и результатом действия его свободной воли, действующей в свете его всеведения. Таким образом, говорится, что Шакти Бога проявляет себя в двух аспектах. С динамической точки зрения, она — всесильная созидательная деятельность Бога, крийя-шакти. С более статической точки зрения, она — Бог, явленный, как творение, бхути-шакти. Творение, или бхути-шакти, состоит из всех объектов, как обладающих сознанием, так и не обладающих. Обладающие сознанием объекты (или, если быть более точными, сознающие) — это души (джива). Именно здесь можно понять, почему само-скрытие Бога — космогоническое деяние. Обладающий сознанием мир создаётся путём охватывания мельчайших частичек (амша) самого Бога вуалью Шакти, вводящей в заблуждение энергией, майей. Таким образом, майя в этой системе — другое название тиродханы. Она указывает на сокрытие Бога в целом от частей, так что они воображают себя ограниченными (ану) в пространстве и времени. Также, именно через майю развивается мир, лишённый сознания; его первичный уровень, недифференцированная материя — это пракрити. Из пракрити развивается мир явлений, доступный нашим чувствам. Как во всех индийских космологиях, начиная с Санкхьи, конечный продукт — мир привычных форм — называется грубым (стхула); непосредственно над ним в космической иерархии, доступная чувствам опытного йога, располагается предпоследняя стадия эволюции — тонкий (сукшма) мир. Во время поглощения вселенной «грубые» проявления сливаются обратно с их «тонкими» источниками, и так, шаг за шагом в обратном направлении, пока материя не обратится в недифференцированное состояние, как пракрити («Лакшми-Тантра» 3.24-31 и в других местах).
Существует три уровня творения (сарга): чистый (шуддха), смешанный (мишра) и нечистый (ашуддха). Нечистый — это творение мира, не обладающего сознанием, от недифференцированной пракрити до грубого уровня, доступного нашим обычным чувствам; он обращается вспять поглощением. Смешанный — это творение индивидуальных душ путем само-сокрытия Бога; он обращается вспять, как мы увидим, его милостью. Эти два творения предваряются, как логически, так и хронологически, чистым творением. Хотя всё, что до сих пор было сказано о творении, относится ко всем школам Тантры (за исключением некоторых деталей терминологии), подробная схема чистого творения, которую я собираюсь описать, характерна только для Панчаратры. <…>.
Перед тем, как ввести мантру в эту схему, я должна заключить эти предварительные заметки несколькими словами об обусловленности и освобождении, как они видятся с точки зрения людей, и видятся со стороны божественного, о деяниях Бога по наказанию и милости. Почему Бог себя скрывает? Потому что он — верховный правитель и охранник морального закона, и поэтому наказывает грешника. Человек грешит, в основном, через неадекватное проявление своих чувств и желание чего-то, чего нет в нем самом, через отсутствие самодостаточности. Это происходит из-за неправильного представления о своей истинной природе, из-за обмана майи. Таким образом, майя, которая, как мы уже видели, является другим названием тиродханы и аспектом Шакти, погружает человека в преходящий материальный мир, и заставляет чувствовать себя ограниченным и субъектом изменений. Анируддха, являющийся Васудевой на этом уровне явлений, задействует свою силу (шакти, как один из атрибутов славы), чтобы поддерживать моральный закон и порядок (карман).
Но Васудева также — великодушный спаситель; его ануграха, его спасительная милость всегда присутствует. Итак, тогда как тиродхана/ниграха порождает смешанные и нечистые творения, майю, его ануграха проявляется в чистом творении, божествах. Все божества, будучи аспектами Бога, спасают человека. И мы увидим, что как спасители, они, в основном, предстают, как мантры. Мантры — это чистое творение, и одновременно они — средство и путь к спасению. Это спасение — то же самое, что освобождение от влияния майи и от желаний, являющихся следствием этого влияния. Одновременным результатом этого освобождения является достижение высшего прибежища (парамам падам) Васудевы, тождественного его великому присутствию (дхаман), высшего рая всезнания и блаженства).
Как же, практически, человек достигает этого спасительного знания, этой свободы от желаний, этого переживания Бога? Для Панчаратрина ответ: полное предание себя на милость Бога, прапатти. Но прапатти не пассивно. Оно требует непоколебимой веры в бесконечную милость Бога, но также отречение от всего, кроме служения ему (упасана). Эта упасана состоит из рецитации мантр, исполнения обрядов, сопровождающих их, и, наконец, из медитации с концентрацией исключительно на мантрах и божественных сущностей, чьей основной формой они являются. Последнее утверждение приводит нас прямиком в сердце нашей темы.
Язык в космогонии. Теория, что высшая реальность (брахман) – это звук (шабда) или слово (вач), идеализированная сущность языка, была разработана философами языка и мыслителями-мимансаками. Их концепция Шабда-Брахмана оказала сильнейшее влияние на все тантрические космогонии. Как монотеисты, верящие в личностного (пуруша) верховного Бога, Панчаратрины не приняли теории, что единственной конечной реальностью является безличный Шабда-Брахман. Но они дали ему второе место в своей космогонии и космологии, отождествив его с Шакти в своей схеме. (Это отождествление, несомненно, было легче сделать, ссылаясь на Шабда-Брахман по его синониму, вач, абстракции женского рода, которая может быть сконцентрирована и даже персонифицирована pari passu с Шакти). Более точно, вач отождествляется с джняна-шакти или самвид-шакти Бога, которая, как мы видели, является его первым и самым важным атрибутом. Ранее, я ссылалась только на два аспекта Шакти: бхути-шакти и крийя-шакти. Но Шакти, будучи ни кем иным, как Богом в действии, может быть разделена на бесконечное количество частей. Что нас здесь волнует — это то, что крийя-шакти, действенность Бога, обладает двумя общими аспектами: всеведением Бога, концентрирующимся, как джняна-шакти или самвид-шакти, и его свободной волей, концентрирующейся, как иччха-шакти. Как только Нараяна желает начать творение, покой его джняна-шакти нарушается. Это — первая поляризация между Богом и его мыслью. На этом этапе поляризация не влияет на сущностное единство Бога и его природы, Шакти, и Бог всё ещё известен, как пара Васудева. В этот момент, прямо перед тем, как Шакти начнёт творить, всё творение (чистое, смешанное и нечистое) появляется одновременно, совершенное во всех деталях, как вспышка молнии «/как мысль Бога/Шакти». Таким образом, первая поляризация — изменение состояния джняны Бога с потенциальной на проявленную, во всеведение. Если посмотреть в терминах вач, это изменение из пара-вач, непроявленной формы (также называемой нада) в пашьянти-вач, «видение». Панчаратрины также называют её бинду (капля, первая кристаллизация) и сударшана (совершенный вид). Хотя на этом этапе шабда/вач — всё ещё единый интегрированный феномен, она содержит обозначения (нама) каждого явления (артха), каждого объекта во вселенной. Эта идеальная речь впечатана в мысль Бога, как чертёж инженера в будущее изделие. Это идея Бога о том, что конкретно он собирается сотворить, то, как он «видит» творение, как может сказать современный художник.
В Йогической Традиции существовало четыре уровня сознания, от грубого через более тонкие до трансцендентного единства: бодрствование (джаграт), сон со сновидениями (свапна), сон без сновидений (сушупти), и четвёртый (турия). Позже, обсуждая медитацию в Панчаратре, я покажу, как это соответствует уровням реальности в теории вьюхи. Теория Шабда-Брахмана тоже содержит четыре уровня увеличивающейся тонкости речи/языка/слова: начиная с низу, они называются вайкхари, мадхьяма, пашьянти и пара. Так как существует четыре вьюхи, кто-то может ожидать, что эти четыре пары будут просто соответствовать друг другу, и в одном месте «Лакшми-Тантра» (24.8-11), которая не всегда последовательна, действительно ставит их в соответствие: нада (это другое название пара-вач) — это Васудева, бинду (= пашьянти-вач) — Санкаршана, мадхьяма — Прадьюмна и ваикхари — Анируддха. Но это не обычная теория Панчаратры. Обычная теория принимает соответствие двух низших уровней, но выше всё обстоит сложнее из-за теологии двух форм Васудевы. Пашьянти-вач, на самом деле, соответствует всему, начиная с первой поляризации между Богом (пара Васудевой) и его джняна-шакти, до Санкаршаны. <…>.
Онтология мантры. До сих пор я не использовала термин «мантра» в своём описании космогонии, но её связь с вач и т.д., вот-вот проявится. На основе доктрины, что идеальная речь появилась раньше мира опыта, творение делится на две категории: обозначающую (вачака) и обозначаемую (вачья). Не зная первого, человек не может испытать последнее. Эта идея — не нововведение Панчаратры или других тантрических школ, разделяющих такой взгляд. Уже в ранних Упанишадах говорится, что мир состоит из имён (нама) и форм (рупа). В систематической философии есть точно такое же отношение между словом (шабда) и называемым явлением (артха). В теологии Панчаратры, как во всех теологиях Тантры, это отношение прилагается к мантрам и их божествам: мантра обозначает божество.
У божеств есть три формы (мурти): персонификации (девата-мурти), символические диаграммы (янтра-мурти) и звук (мантра-мурти). Мантра — звуковая форма божества. Эмпирически, мантра — шаблонное выражение (словесная формула). К настоящему моменту уже должно быть ясно, что именно звуковая форма Бога первична, так как эпистемиологически и онтологически обозначение предшествует обозначаемому. Сила (бала) божества, в первую очередь, наследуется формой мантры, и присоединяется к двум другим формам путём ответвления. Мантры — вачака, а две другие формы — вачья. А Лакшми — матрица всех мантр и, следовательно, всех богов.
Отношения между языком и тем, что он описывает, в обычном понимании, относится только к самому грубому уровню, вайкхари-вач. На этой последней стадии своего проявления, речь/язык воспринимается, как разделённая на слоги, слова и предложения, и их отделение от того, что они обозначают, полное. Уровнем выше, мадхьяма-вач обладает самгати, называнием, но в идеальной форме; язык не создаётся, а является впечатлением ума (самскара). Ещё выше, бинду передаёт называние, хотя название и называемое ещё не разделены. На высшем уровне, нада, вач ещё не несёт никакого называния (вачьята); нет никакого различия между обозначением и обозначаемым («Лакшми-Тантра» 18.16 и далее). Это приводит нас обратно к факту, что первичная вач считается равной самвид, первичной мысли Бога, единое явление, развивающееся как в знание, так и в содержание знания. Также это Шакти, в образе Лакшми, которая, таким образом, опять-таки является матрицей всех слов и всех называемых явлений.
Теперь мы увидели, что обозначаемое, вачья, соответствует бхути-шакти, а обозначение, вачака, — крийя-шакти. На самом деле, Панчаратра схематизирует творение космоса шестью путями, называющимися адхван. Эти пути сгруппированы в три обозначающих и три соответствующих обозначаемых пути. Шабда, звук, обозначает адхван-кала, шести божественных атрибутов славы Бога. Мантра обозначает адхван-таттвы (этот термин обычно означает «космические категории», но в данном контексте относится к вьюхам). Пада, которая здесь означает четыре состояния сознания медитирующего, от бодрствования и выше, обозначает адхван-бхувана, «миры» опыта (медитирующего). Лакшми утверждает, что из этих шести шабда и мантра — самые важные («Лакшми-Тантра» 22.13-19). Мантра — спасающий элемент шабды».

(Санджукта Гупта. Подход Панчаратры к Мантре. Сайт www.forum.hari-katha.org.)

* * *