Статья 3.5.4. Особенности Мантры.

продолжение

«Санскритское слово «мантра» состоит из двух слогов: ман — разум и тра — освобождать, т.е. то, что освобождает разум от оков статичности. Определение слова «мантра» таково: «манаха»т та»райет джясту са мантрах парикирттитах» — «то, что при размышлении о нём, ведет к свободе [от всех] оков, называется мантра». Мантру можно сравнить с ракетным двигателем, выводящем разум за пределы «гравитационных полей» нижних уровней сознания, через бушующие сферы подсознания в сверхсознания и за его пределы. Правильный процесс медитации включает в себя производство огромной психической энергии посредством сильной концентрации на мантре.
Некоторые системы медитации, включающие внутреннее повторение некоторых звуков, советуют практикующим не концентрироваться на них. Такие техники довольно хорошо расслабляют и освежают, но для духовного возвышения необходима концентрация — мощное усилие сфокусировать разум на мантре. Также как в случае с химиком, сконцентрированным на своем исследовании, или медиумом сконцентрированным на хрустальном шаре — внимание, зафиксированное на объекте мысли, произведет необходимую внутреннюю энергию, требующуюся для возвышения разума в более тонкие состояния.
Три основные качества мантры. Чтобы удерживать неспокойный разум в стабильном состоянии, заряжать его энергией и переносить в тонкие сферы, мантра должна иметь три качества. Мантра должны быть пульсирующей, напевной и способной создавать в разуме идею.
1. Мантра должна быть пульсирующей. Она должна состоять из двух слогов, чтобы ее можно было повторять в ритме с дыханием, так как дыхание оказывает глубокое воздействие на состояние сознания. Вы, наверное, замечали, что когда вы очень рассержены или расстроены, ваше дыхание становится частым и неглубоким, но когда вы поглощены каким-либо делом, дыхание медленное и глубокое.
Процесс дыхания связан с течением в теле жизненной энергии, называемой «прана», в свою очередь сильно влияющей на разум. Если дыхание слишком быстрое и неровное, прана теряет устойчивость и становится возбужденной, вследствие чего происходят нарушения в работе разума, и процесс восприятия и мышления теряет свою четкость. Поэтому контроль над дыханием (пранаяма) является важной частью йогической тренировки. Чем медленнее и ровнее дыхание, тем более спокойна прана и стабильнее концентрация разума.
Контролируя процесс дыхания, мы приобретаем контроль над праной, а, контролируя прану, мы получаем контроль над разумом. Контролируя разум, мы достигаем освобождения от всех оков. Поэтому мантра должна быть двуслоговой, чтобы ее медленное и ритмичное повторение про себя замедляло дыхание, стабилизировало прану, успокаивало и контролировало беспокойный блуждающий разум.
2. Напевность. Мантра должна иметь определенный звук, определенный вибрационный рисунок, чтобы во время ее внутреннего повторения пробуждалась собственная вибрация медитирующего, или «сущностный ритм».
Каждый объект этого мира имеет свой особый сущностный ритм, свою собственную ноту в гармонии Вселенной. Источником этого нескончаемого ритмичного движения является океан покоя, беззвучное и неподвижное Бесконечное Сознание. Его покой не нарушает ни одна вибрация, и оно бесконечной прямой линией течет через вечность.
Древние святые, слившиеся своим разумом с этим морем невыраженного Сознания, поняли, что Вселенная является вибрационной игрой множества волн различной длины. Благодаря своим интуитивным способностям они пришли к пониманию законов вселенской гармонии, управляющих этим вибрационным потоком, и разработали тончайшую науку звука, чтобы воздействовать на ритмы творения без применения каких-либо механических средств.
Эта тонкая наука звука была учением о мантрах. Мастера знали, что сущностный ритм каждого индивидуума обладает определенной частотой. Подобно тому, как множество инструментов, гармонично сливаясь друг с другом, создают симфонию, сочетание различных «биоритмов» разума и тела (психических волн, биения сердца, скорости обмена веществ и т.п.) производит особую индивидуальную «мелодию». Если эту индивидуальную мелодию возвысить до более тонких и медленных частот, она в итоге станет бесконечной, и разум сольется со свободным от оков Космическим Сознанием.
В ходе долгого внутреннего эксперимента йоги разработали серию мощных звуков или мантр, которые при внутреннем произнесении вступают в резонанс с индивидуальным сущностным ритмом и постепенно трансформируют его в бесконечную прямую линию Высшего Покоя. Йоги соединили эти могущественные звуки в мантры, которые созвучны универсальным ритмам Космоса. В течение тысяч лет эти мантры никогда не записывались, чтобы ими не злоупотребили недостойные искатели сил, а передавались непосредственно от гуру к ученику. Даже сегодня в системе Раджа-Йоги их можно получить лишь лично от квалифицированного учителя; так как разным людям, с различными сущностными ритмами, требуются разные мантры для концентрации.
Многократное повторение тонкой внутренней музыки мантры (напевный ритм) в медитации заставляет вибрировать чакры и делает беспокойный разум умиротворенным. Постепенно сущностный ритм медитирующего замедляется и приходит в резонанс с мантрой. И, наконец, сущностный ритм трансформируется в прямую линию космического ритма и вливается в вечно спокойное и безмятежное море Космического Сознания, что является конечной целью практики Йоги.
3. Третья характеристика мантры — способность передавать заложенный в ней смысл. Мантра — не только вибрирующий и пульсирующий звук, приводящий ритмы разума и тела в гармонию с Высшим Ритмом, она также обладает особой способностью расширять разум.
Йоги веками учили простой истине: «о чем ты думаешь, тем ты и становишься». Теперь это стало признанным психологическим фактом: ум становится похожим на объект своих размышлений. Многие эксперименты показали, что наше сознание склонно сливаться или отождествляться с любым предметом, на котором в течение достаточного времени было сфокусировано его внимание. Поэтому во время медитации мы обязательно концентрируем свой разум на идее мантры, ибо повторять мантру без понимания ее внутреннего духа значит попусту терять время.
В «Рудра-Ямала-Тантре» Садашива говорит: «Чайтанья рихита»х мантра»х проктаварн»а»сту кевала»х; Фалам» найва праяччанти лакша кот»и праджапати» — «Мантры без соответствующей им идеации — это просто сочетания механически произносимых букв. Они не принесут никаких результатов, даже если их повторить миллиард раз».
Итак, посредством ежедневной практики медитации, благодаря постоянной концентрации на идее мантры, мы постепенно уменьшаем нашу иллюзорную тождественность с телом и низшими слоями разума и отождествляем себя с нашей блаженной Внутренней Сутью. В ходе того, как разум постепенно и незаметно расширяется и достигает все более и более высоких сфер, мы в один прекрасный день обнаруживаем, что стали абсолютно свободными от всех оков эго, и осознаем, что мы — не есть это тело, мы не есть этот ум, мы не есть эта несовершенная личность. Мы — бесконечны, мы — Высшее Сознание. В этот момент мы выходим за пределы мантры, за пределы пульсации, за пределы вибрации, за пределы создания идеи и в бездыханной тишине растворяемся в восторженном союзе с началом начал.
Кроме эффектов передачи идеи, напевности и пульсации, упомянутых выше, мантра обладает еще одной очень важной функцией. Ее можно рассматривать как орудие или средство пробуждения скрытой духовной энергии, дремлющей в каждом человеке. Эта духовная энергия известна как «Кундалини» и связана с различными психодуховными центрами организма — чакрами. Действие мантры заключается в поднятии этой силы Кундалини и проведении ее через чакры, что позволяет добиться контроля над функциями, соответствующими каждой чакре. С каждой чакрой, которую пересекает Кундалини, происходит все более и более глубокое мировосприятие, достигаются все более и более высокие уровни сознания, обусловленные подъемом Кундалини».

(Мантра и её значение для духовной практики. Сайт nekata.ru.)

«Чтобы удерживать неспокойный разум в стабильном состоянии, заряжать его энергией и переносить в тонкие сферы, мантра должна иметь три качества. Мантра должны быть пульсирующей, напевной и способной создавать в разуме идею.
Мантра должна состоять из двух слогов, чтобы ее можно было повторять в ритме с дыханием, так как дыхание оказывает глубокое воздействие на состояние сознания. Вы, наверное, замечали, что когда вы очень рассержены или расстроены, ваше дыхание становится частым и неглубоким, но когда вы поглощены каким-либо делом, дыхание медленное и глубокое. Процесс дыхания связан с течением в теле жизненной энергии, называемой «прана», в свою очередь сильно влияющей на разум. Если дыхание слишком быстрое и неровное, прана теряет устойчивость и становится возбужденной, вследствие чего происходят нарушения в работе разума, и процесс восприятия и мышления теряет свою четкость. Поэтому контроль над дыханием (пранаяма) является важной частью йогической тренировки. Чем медленней и ровнее дыхание, тем более спокойна прана и стабильнее концентрация ума. Контролируя процесс дыхания, мы приобретаем контроль над праной, а контролируя прану, мы получаем контроль над разумом. И, контролируя разум, мы достигаем освобождения от всех оков. Поэтому мантра должна быть двусложной, чтобы ее медленное и ритмичное повторение про себя замедляло дыхание, стабилизировало прану, успокаивало и контролировало неспокойный блуждающий ум.
Мантра должна иметь определенный звук, определенный вибрационный рисунок, чтобы во время ее внутреннего повторения пробуждалась собственная вибрация медитирующего, или «сущностный ритм». Каждый объект этого мира имеет свой особый сущностный ритм, свою собственную ноту в гармонии Вселенной. Вселенная является вибрационной игрой множества волн различной длины. Благодаря своим интуитивным способностям йоги пришли к пониманию законов вселенской гармонии, управляющих этим вибрационным потоком, и разработали тончайшую науку звука, чтобы воздействовать на ритмы творения без применения каких-либо механических средств. Эта тонкая наука звука была учением о мантрах. Мастера знали, что сущностный ритм каждого индивидуума обладает определенной частотой. Подобно тому, как множество инструментов, гармонично сливаясь друг с другом, создают симфонию, сочетание различных биоритмов разума и тела (психических волн, биения сердца, скорости обмена веществ и т.п.) производит особую индивидуальную мелодию. Если эту индивидуальную мелодию возвысить до более тонких и медленных частот, она в итоге станет бесконечной, и ум сольется со свободным от оков Космическим Сознанием.
В ходе долгого внутреннего эксперимента йоги разработали серию мощных звуков или мантр, которые при внутреннем произнесении вступают в резонанс с индивидуальным сущностным ритмом и постепенно трансформируют его в бесконечную прямую линию Высшего Покоя. Эти звуки родились в глубинах их собственного тела и были систематизированы в самый старый на земле алфавит и язык — Санскрит. Санскрит — это «вечная песнь человеческого тела»
Тысячи лет назад йоги, медитируя в абсолютной тишине гор и пещер, были в состоянии отрешиться не только от внешних звуков, но и от шумов собственного тела и сфокусировать разум на центрах тонкой энергии внутри себя. Вдоль позвоночника и в мозге находятся семь центров психической энергии, или чакр, контролирующих деятельность разума и тела. Большинство людей никак не ощущает присутствия этих чакр, но когда разум и тело в процессе медитации делаются более утонченными, становится возможным восприятие этих центров тонкой энергии и контроль над ними. Чакры были описаны просветленными святыми и мистиками всех духовных направлений и культур — буддистами, древними китайцами, индуистами, тантриками, христианскими и иудейскими мистиками («Мистерии семи звезд» и «Семь церквей» в Откровении (1:20) являются символической ссылкой на семь чакр), суфиями и американскими индейцами. Недавно они также были открыты наукой. Чувствительные приборы смогли измерить энергетические излучения (помимо частот, связанных с биохимическими, анатомическими системами), исходящие от поверхности тела именно в тех точках, где расположены чакры.
Те древние йоги, направлявшие свой внутренний слух к энергетическим центрам, были способны расслышать тонкие вибрации, исходящие из каждого из них, — всего 50 различных вибраций. Затем они произнесли их вслух, и каждый из этих тонких внутренних звуков стал одной буквой санскритского алфавита. Поэтому санскрит, иногда называемый «отцом всех языков», возник из выраженных вслух звуков наших внутренних энергий. Это вечная песнь человеческого тела.
Йоги соединили эти могущественные звуки в мантры, которые созвучны универсальным ритмам космоса. В течение тысяч лет эти мантры никогда не записывались, чтобы ими не злоупотребили недостойные искатели сил, а передавались непосредственно от гуру к ученику. Многократное повторение тонкой внутренней музыки мантры (напевный ритм) в медитации заставляет вибрировать чакры и делает беспокойный ум умиротворенным. Постепенно сущностный ритм медитирующего замедляется и приходит в резонанс с мантрой. Наконец, сущностный ритм трансформируется в прямую линию космического ритма и вливается в вечно спокойное и безмятежное море Космического Сознания, что является конечной целью практики йоги.
Третья характеристика мантры — способность передавать заложенный в ней смысл. Мантра — не только вибрирующий и пульсирующий звук, приводящий ритмы ума и тела в гармонию с Высшим Ритмом, она также обладает особой способностью расширять разум. Йоги веками учили простой истине: «о чем ты думаешь, тем ты и становишься». Теперь это стало признанным психологическим фактом: ум становится похожим на объект своих размышлений. Многие эксперименты показали, что наше сознание склонно сливаться или отождествляться с любым предметом, на котором в течение достаточного времени было сфокусировано его внимание. Таким образом, визуализации и убеждения постепенно трансформируют наш ум в соответствии с объектом их концентрации. Понимая, что люди часто ограничивают себя с негативными или низкими идеями о себе, психологи пытаются изменить представления человека о себе и таким образом полностью трансформировать личность. В одном эксперименте мужчина, как ни старался, не смог поднять более 150 кг. Потом его подвергли гипнозу, гипнотизер повторял: «Ты самый сильный человек в мире, у тебя огромная сила!» Под гипнозом он поднял без всякого усилия и напряжения 200 кг. В настоящее время «сила позитивного мышления», позитивные взгляды и творческие визуализации используются многими людьми во всем мире, чтобы добиться большего успеха, стать более популярным, более состоятельным. Цель йоги в бесконечности — в бесконечном расширении разума с целью слияния с Высшим Сознанием.
Итак, посредством ежедневной практики, благодаря постоянному формированию идеи: «Я есть То», мы постепенно уменьшаем нашу иллюзорную тождественность с телом и низшими слоями разума и отождествляем себя с нашей блаженной Внутренней Сутью. В ходе того, как разум постепенно и незаметно расширяется и достигает все более и более высоких сфер, мы в один прекрасный день обнаружим, что стали абсолютно свободными от всех оков эго и осознаем, что мы — не есть это тело, мы не есть этот ум, мы не есть эта несовершенная личность, мы — бесконечны. Мы — Высшее Сознание. В этот момент мы выходим за пределы мантры, за пределы пульсации, за пределы вибрации, за пределы создания идеи и в бездыханной тишине растворяемся в восторженном союзе с началом начал.
Кроме эффектов передачи идеи, напевности и пульсации, упомянутых выше, мантра обладает еще одной очень важной функцией. Ее можно рассматривать как орудие или средство пробуждения скрытой духовной энергии, дремлющей в каждом человеке. Эта духовная энергия известна как «кундалини» и связана с различными психическими центрами организма — чакрами. Действие мантры заключается в поднятии этой силы Кундалини и проведении ее через чакры, что позволяет добиться контроля над функциями, соответствующими каждой чакре. С каждой чакрой, которую пересекает Кундалини, происходит все более и более глубокое мировосприятие, достигаются все более и более высокие уровни сознания, обусловленные подъемом кундалини. «Высшее Сознание внутри вас, как масло в молоке; взбейте свой ум медитацией, и Оно появится — вы увидите, как сияние Высшего Сознания зальет все ваше внутренние бытие. Оно как подземная река внутри вас. Уберите пески ума, и вы обнаружите внутри чистые, прохладные воды».

(Мантра и Кундалини. Сайт yoga-barnaul.ru.)

«VI. Йога и Тантризм. 3. Мантры и дхарани. «Мистическим звукам» придавали большое значение еще на заре ведического периода. Начиная со времени «Яджурведы», важнейшая мантра, ОМ, приобрела универсальный престиж: ее отождествляли с Брахманом, Ведами, со всеми великими богами; Патанджали (I, 27) утверждал, что она выражает сущность Ишвары. Нет необходимости приводить здесь обзор различных спекуляций по поводу Вач (Богини слова) или креативной ценности ритуальных формул. Заметим лишь, что некоторые тантрические мантры встречаются уже в Брахманах. Тем не менее, только Тантризм, как буддийский, так и шиваитский, возвысил мантры и дхарани до уровня средств, ведущих к спасению (Мантраяна). В феномене повсеместного распространения этих сакральных формул можно различить, по меньшей мере, два направления. Одно вело к глубоким философским размышлениям о «мистических звуках»; другое — к ламаистскому молитвенному колесу.
Прежде всего, следует принять во внимание саму «обреченность на успех» этого метода, ту видимую легкость, с которой спасение или, по крайней мере, заслуги, могли быть обретены просто путем повторения мантр или дхарани. Тем не менее, мы не станем подробно останавливаться на этой популяризации и деградации спиритуальной техники; подобное явление в истории религий хорошо известно, и оно вряд ли поможет нам постичь секреты Мантраяны. Практическая ценность и философское значение мантр покоятся на двух основаниях: во-первых, на йогической функции фонем, используемых как «опоры» для концентрации; во-вторых — и это чисто тантрический вклад — на разработке определенной гностической системы и интериоризованной литургии через переосмысление архаических представлений о «мистических звуках». Дхарани (буквально «та, что поддерживает и охраняет») применялась уже в ведические времена в качестве «опоры» и «защиты» концентрации (дхараны); другие ее названия — кавача и ракша («защита», «щит»).
Для обыденного человека дхарани — это талисман, защищающий от демонов, болезней и чар. Но у аскетов, йогинов, созерцателей дхарани становится инструментом для концентрации, когда та совпадает с ритмом пранаямы или мысленно повторяется в течение фаз дыхания. В некоторых случаях можно восстановить значение «искалеченных» слов (амале, вимале, химе, ваме, кале и т.п. выражают идеи чистоты, снега и др.; ччхинде, видимо, означает оплакивание, упадок сил), однако огромное их большинство — причудливые и невнятные фонемы: хрим, храм, хрум, пхат и т.д. Поскольку дхарани, вероятно, использовались и совершенствовались в процессе медитации, регулировавшейся пранаямой, то изобретение новых звукосочетаний неизбежно ограничивалось определенным количеством слогов; но при этом в качестве компенсации выступал глубокий внутренний отклик, который пробуждали эти «мистические звуки». Во всяком случае, каким бы ни было историческое происхождение дхарани, они, несомненно, имели ценность как тайный, инициатический язык. Ибо эти звуки открывали свой подлинный смысл только во время медитации. Для непосвященного дхарани оставались непостижимыми; их значение не выражалось рациональным языком, т.е. таким языком, который служит для передачи обыденного опыта. Дхарани и мантры приобретали значение лишь тогда, когда их произносили в соответствии с определенными правилами и воспринимали как несущих «откровение» и «пробуждение».
Этот двоякий процесс будет понят лучше немного позднее, когда мы подойдем к лежащей в основе Мантраяны метафизике. Фонемы, открывавшие свой смысл во время медитации, возможно, выражали такие состояния сознания, которые были «космическими» по структуре и которые оттого с трудом могли быть артикулированы средствами повседневного языка. Опыты подобного рода были известны в ведический период, хотя те немногие документы, что дошли до нас, редко содержат нечто большее, чем смутные аллюзии, в основном в форме образов и символов. Тем не менее, именно в них мы встречаемся с довольно архаичной техникой шаманских «космических экстазов», использующих для своего выражения малопонятные звукосочетания, которые иногда приводят к созданию некоего тайного языка. Эти переживания, которые в какой-то мере связаны с обнаружением истоков языка, на пути своего экстатического возвращения к исконному состоянию мира расшатывают повседневное сознание. Все усилия тантрического йогина направлены на пробуждение изначального сознания и на возрождение состояния завершенности, которое предшествовало языку и темпоральному сознанию. В Тантризме тенденция к переоткрытию языка с целью полной переоценки обыденного опыта особенно заметна в использовании его приверженцами эзотерического лексикона.
Ученик получает дхарани и мантры непосредственно «из уст наставника» (гурувактратах); в этом смысле они, поскольку их нужно «получить», совершенно отличаются от тех фонем, которые использует обычный язык, которым можно выучиться по книгам. Однако, едва выйдя из уст учителя в акте передачи, мантры приобретают безграничную мощь. Один из важнейших тантрических трактатов, «Садхана-Мала», риторически вопрошает: «Чего нельзя осуществить с помощью мантр, если их применять по правилам?» (II, 575). Можно даже достичь буддовости. Локанатха-мантра, например, способна отпустить величайшие грехи, а экаджата-мантра столь могущественна, что адепт, едва произносит ее, сразу освобождается от всяческой опасности и достигает совершенства Будды. Все сиддхи любого уровня — от успехов в любви до достижения спасения — могут быть приобретены с помощью этих мистических формул. Даже Высшего Знания можно достичь непосредственно, без обучения, благодаря лишь правильному произнесению соответствующей мантры.
Однако эта техника трудна: произнесению мантры предшествует очищение сознания; кроме того, практикующий должен концентрироваться на каждой из букв, составляющих мантру, избегать усталости и т.д. Неограниченная эффективность мантр состоит в том, что они являются (или, по крайней мере, могут становиться) теми «объектами», которые они выражают. Каждое божество и каждая степень святости имеют собственную биджа-мантру, которая суть их «семя», «опора», т.е. самая их сущность. Правильно повторяя эту биджа-мантру, практикующий усваивает ее онтологическую сущность, что позволяет ему конкретным и непосредственным образом «ассимилировать» божество, состояние святости и т.д. Иногда целая метафизика концентрируется в одной мантре. Так, 8000 шлок объемного махаянского трактата «Аштасахасрика-праджняпарамита» были сведены к нескольким шлокам, составившим «Праджняпарамита-Хридайя-Сутру»; этот короткий текст оказался редуцирован до нескольких строк из «Праджняпарамиты», которые, в свою очередь, сконцентрировались в «семенном слоге», биджа-мантре ПРАМ. Таким образом, можно овладеть всей философией Праджняпарамиты, просто бормоча «прам».
Однако перед нами — не краткое резюме «Праджняпарамиты», а прямая и полная ассимиляция истины абсолютной пустоты, шуньяты, поданной в «виде» божества. Весь космос, со всеми его божествами, сферами и способами существования, может быть сконцентрирован в нескольких мантрах; вселенная тогда предстает как акустическая, а то и хроматическая, формальная, субстанциональная и т.д. Мантра — это «символ» в архаическом смысле слова: одновременно и символизируемая «реальность», и «символизирующий знак». Существует некая таинственная связь, с одной стороны, между мистическими буквами и звуками мантры (матрицами, т.е. «матерями», и биджами, семенами) и внутренними органами человеческого тела, а с другой, между этими органами и сакральными силами, пребывающими в космосе скрыто или явно. Работая над «символом», человек пробуждает все относящиеся к нему силы, на всех уровнях мироздания.
Между Мантраяной и тантрической иконографией существует полное соответствие: каждый уровень бытия и каждая степень святости имеют соответствующий визуальный образ, цвет и букву. Медитируя на цвете или мистическом звуке, которые репрезентируют этот символ, ученик вступает в определенную модальность бытия, формирует или воплощает состояние йогина, божества и т.д. «Опоры» легко поддаются гомологизации: адепт может исходить из любой, используя любую «колесницу» (будь то образы, Мантраяна и т.д.), если желает отождествить себя с онтологической модальностью или с какой-нибудь божественной личностью. Эти разнообразные символические уровни связаны, составляют единое целое, имеющее мистический характер — оно может быть реализовано только в определенных «центрах». Согласно представлениям Тантризма, космос выступает как громадная совокупность магических сил; но те же самые силы могут быть пробуждены или организованы в теле человека посредством мистико-физиологических практик. Когда Васубандху в своей работе Бодхисаттвабхуми писал, что истинное значение состоит в отсутствии значения и что с помощью медитации на это не-значение можно прийти к пониманию онтологической нереальности мира, то он просто переводил на язык своей философии опыт, глубинный смысл которого ускользал от него или же не интересовал его. Ибо если в процессе повторения мантр и аннулируется «реальность» обыденного мира, то это лишь первый, интеллектуальный шаг, необходимый прием для достижения более глубокой «реальности». Всякие бесконечные повторения ведут к разрушению языка; в некоторых мистических традициях это разрушение является обязательным условием для дальнейшего духовного роста».

(М. Элиаде. Йога: свобода и бессмертие. К. София.
2000г. К. PSYLIB. 2004г. Сайт psylib.org.ua.)

«Мантра подобна ракетному двигателю, выводящему разум за пределы «гравитационных полей» нижних уровней сознания, через бушующие сферы подсознания в сверхсознание и за его пределы. Итак, правильный процесс медитации включает в себя производство огромной психической энергии посредством сильной концентрации на мантре.
Некоторые системы медитации, включающие внутреннее повторение некоторых звуков, советуют практикующим не концентрироваться на них. Такие техники довольно хорошо расслабляют и освежают, но для духовного возвышения необходима концентрация — мощное усилие сфокусировать разум на мантре. Также как в случае с крестьянином сконцентрированным на своем больном сыне, или химиком, сконцентрированным на своем исследовании, или медиумом сконцентрированным на хрустальном шаре — внимание зафиксированное на объекте мысли произведет необходимую внутреннюю энергию, требующуюся для возвышения разума в более тонкие состояния. Эксперименты с медитирующими, где процесс медитации начинается с концентрации, показали, что умы и тела участников вместо того, чтобы быть в состоянии полусна или расслабленности, пребывали в состоянии сильнейшей физиологической активации: у них было скорее больше энергии, чем меньше.
Чтобы удерживать неспокойный разум в стабильном состоянии, заряжать его энергией и переносить в тонкие сферы, мантра должна иметь три качества. Мантра должны быть пульсирующей, заклинательной и способной создавать в разуме идею.
1. Мантра должна быть пульсирующей. Она должна состоять из двух слогов, чтобы ее можно было повторять в ритме с дыханием, так как дыхание оказывает глубокое воздействие на состояние сознания. Вы, наверное, замечали, что когда вы очень рассержены или расстроены, ваше дыхание становится частым и неглубоким, но когда вы поглощены каким-либо делом, дыхание медленное и глубокое.
Процесс дыхания связан с течением в теле жизненной энергии, называемой «прана», в свою очередь сильно влияющей на разум. Если дыхание слишком быстрое и неровное, прана теряет устойчивость и становится возбужденной, вследствие чего происходят нарушения в работе разума, и процесс восприятия и мышления теряет свою четкость. Поэтому контроль над дыханием (пранаяма) является важной частью йогической тренировки. Чем медленней и ровнее дыхание, тем более спокойна прана и стабильнее концентрация ума.
Контролируя процесс дыхания, мы приобретаем контроль над праной, а контролируя прану, мы получаем контроль над разумом. И, контролируя разум, мы достигаем освобождения от всех оков. Поэтому мантра должна быть двусложной, чтобы ее медленное и ритмичное повторение про себя замедляло дыхание, стабилизировало прану, успокаивало и контролировало неспокойный блуждающий ум.
2. Заклинание. Мантра должна иметь определенный звук, определенный вибрационный рисунок, чтобы во время ее внутреннего повторения пробуждалась собственная вибрация медитирующего, или «сущностный ритм».
Каждый объект этого мира имеет свой особый сущностный ритм, свою собственную ноту в гармонии Вселенной. От пульсации квазаров до колебаний электронов, от ультразвуковой мелодии горных хребтов до безостановочного эха живых созданий, их пения, стука, щелканья, шума, смеха и плача — все ноты проигрываются в огромном концерте.
Источником этого нескончаемого ритмичного движения является океан покоя, беззвучное и неподвижное Бесконечное Сознание. Его покой не нарушает ни одна вибрация, и оно бесконечной прямой линией течет через вечность.
Древние святые, слившиеся своим разумом с этим морем невыраженного Сознания, поняли, что вселенная является вибрационной игрой множества волн различной длины. Благодаря своим интуитивным способностям они пришли к пониманию законов вселенской гармонии, управляющих этим вибрационным потоком, и разработали тончайшую науку звука, чтобы воздействовать на ритмы творения без применения каких-либо механических средств.
Эта тонкая наука звука была учением о мантрах. Мастера знали, что сущностный ритм каждого индивидуума обладает определенной частотой. Подобно тому, как множество инструментов, гармонично сливаясь друг с другом, создают симфонию, сочетание различных «биоритмов» разума и тела (психических волн, биения сердца, скорости обмена веществ и т.п.) производит особую индивидуальную «мелодию». Если эту индивидуальную мелодию возвысить до более тонких и медленных частот, она в итоге станет бесконечной, и ум сольется со свободным от оков Космическим Сознанием.
В ходе долгого внутреннего эксперимента йоги разработали серию мощных звуков или мантр, которые при внутреннем произнесении вступают в резонанс с индивидуальным сущностным ритмом и постепенно трансформируют его в бесконечную прямую линию Высшего Покоя.
Йоги соединили эти могущественные звуки в мантры, которые созвучны универсальным ритмам космоса. В течение тысяч лет эти мантры никогда не записывались, чтобы ими не злоупотребили недостойные искатели сил, а передавались непосредственно от гуру к ученику. Даже сегодня в раджадхирадж йоге их можно получить лишь лично от квалифицированного учителя; так как разным людям, с различными сущностными ритмами, требуются разные мантры для концентрации. Таким образом, люди всех национальностей, независимо от их языка, для медитации будут всегда пользоваться санскритскими мантрами, поскольку санскрит есть язык самореализации.
Многократное повторение тонкой внутренней музыки мантры (напевный ритм) в медитации заставляет вибрировать чакры и делает беспокойный ум умиротворенным.
Постепенно сущностный ритм медитирующего замедляется и приходит в резонанс с мантрой. Наконец, сущностный ритм трансформируется в прямую линию космического ритма и вливается в вечно спокойное и безмятежное море Космического Сознания, что является конечной целью практики Йоги
3. Третья характеристика мантры — способность передавать заложенный в ней смысл. Мантра — не только вибрирующий и пульсирующий звук, приводящий ритмы ума и тела в гармонию с Высшим Ритмом, она также обладает особой способностью расширять разум.
Йоги веками учили простой истине: «о чем ты думаешь, тем ты и становишься». Теперь это стало признанным психологическим фактом: ум становится похожим на объект своих размышлений. Многие эксперименты показали, что наше сознание склонно сливаться или отождествляться с любым предметом, на котором в течение достаточного времени было сфокусировано его внимание. Таким образом, визуализации и убеждения постепенно трансформируют наш ум в соответствии с объектом их концентрации.
Понимая, что люди часто ограничивают себя с негативными или низкими идеями о себе, психологи пытаются изменить представления человека о себе и таким образом полностью трансформировать личность. В одном эксперименте мужчина, как ни старался, не смог поднять более 150 кг. Потом его подвергли гипнозу, гипнотизер повторял: «Ты самый сильный человек в мире, у тебя огромная сила!» Под гипнозом он поднял без всякого усилия и напряжения 200 кг.
В настоящее время «сила позитивного мышления», позитивные взгляды и творческие визуализации используются многими людьми во всем мире, чтобы добиться большего успеха, стать более популярным, более состоятельным. Но цель йоги не так узка и ограничена, как достижение мирского успеха или богатства. Цель йоги в бесконечности — в бесконечном расширении разума с целью слияния с Высшим Сознанием.
Итак, посредством ежедневной практики, благодаря постоянному формированию идеи: «Я есть То», мы постепенно уменьшаем нашу иллюзорную тождественность с телом и низшими слоями разума и отождествляем себя с нашей блаженной Внутренней Сутью. В ходе того, как разум постепенно и незаметно расширяется и достигает все более и более высоких сфер, мы в один прекрасный день обнаружим, что стали абсолютно свободными от всех оков эго и осознаем, что мы — не есть это тело, мы не есть этот ум, мы не есть эта несовершенная личность, мы — бесконечны. Мы — Высшее Сознание. В этот момент мы выходим за пределы мантры, за пределы пульсации, за пределы вибрации, за пределы создания идеи и в бездыханной тишине растворяемся в восторженном союзе с началом начал.
Кроме эффектов передачи идеи, напевности и пульсации, упомянутых выше, мантра обладает еще одной очень важной функцией. Ее можно рассматривать как орудие или средство пробуждения скрытой духовной энергии, дремлющей в каждом человеке. Эта духовная энергия известна как «кундалини» и связана с различными психическими центрами организма – чакрами. Действие мантры заключается в поднятии этой силы кундалини и проведении ее через чакры, что позволяет добиться контроля над функциями, соответствующими каждой чакре. С каждой чакрой, которую пересекает кундалини, происходит все более и более глубокое мировосприятие, достигаются все более и более высокие уровни сознания, обусловленные подъемом Кундалини.
«Высшее Сознание внутри вас, как масло в молоке; взбейте свой ум медитацией, и Оно появится — вы увидите, как сияние Высшего Сознания зальет все ваше внутренние бытие. Оно как подземная река внутри вас. Уберите пески ума, и вы обнаружите внутри чистые, прохладные воды» (Шри Шри Анандамурти)».

(Йога: Путь Тантры. / Редвктор и составитель: Ачарья Бхавамуктананда Авадхута.
Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)™». 2012г. 34 стр.)

«Глава 5. Мантра и Янтра. Мантра — один из важнейших элементов всего тантрического ритуала. Ближайшим по смыслу переводом слова «мантра» будет «заклинание» или «чары». И все-таки они лишь отдаленно приближаются к «мантре» в силу утери первоначального и приобретения второстепенных значений. Так что мы предпочитаем оставить термин «мантра» непереведенным.
Ядерная (элементарная) мантра — это один слог, чаще всего заканчивающийся носовым М, либо К, или Т. Сложная мантра представляет собой последовательность слогов, своего рода резюме фразы известного содержания. Некоторые мантры — просто звуки; из них наиболее известна древняя ведическая мантра «ОМ». Другие — начальные слоги имен девата, чуточку модифицированные, дополненные M или другим окончанием. Все вышеперечисленные 4 вида главных мантр признаются повсеместно.
Мантра является своего рода элементарной частицей, точкой, в которой концентрируется космическая энергия. Правильное ее произнесение (а это достигается длительной практикой) пробуждает в структуре взаимосвязи человека с космосом силу специфического свойства, с которой она связана. Аджеханада Бхарати (Agehananda Bharati) писал, что рядовой индиец в минуту, когда ему нужно собраться с силами, проговаривает про себя мантру, даже когда ему, скажем, нужно взяться за оглобли тяжело груженой тележки.
В данной работе нас будут интересовать в первую очередь мантры ритуального назначения. Их следует произносить вслух или про себя, тысячи раз вновь и вновь — этот процесс называется «джапа» — для произведения кумулятивного потока энергии. Мантры могут быть многократно напечатаны или вышиты на одеждах; в этом случае они являются зрительным эквивалентам джапы. Одна единственная мантра может сфокусировать энергию, до этого кристаллизированную, намного интенсивнее, в материальное проявление. РАМ, к примеру, — мантра огня; ХРИМ — мантра сердца (от санскритского «хридайя» — сердце), которая применяется, когда необходимо пробудить сердечную энергию девата; КЛИМ конденсирует энергию сексуального единения.
Предполагается, что мантры функционируют следующим образом: каждая порождает в космосе особый, только ей свойственный резонанс, в области тончайших звуковых вибраций, называемых Нада (что будет подробнее рассмотрено в Главе 12). А так как наиважнейшим аспектом Тантры является интерес к проблеме вибраций, существуют разновидности Тантры, почти полностью посвященные исследованию мантр и науке о звуках. Западная наука разрабатывает идею о том, что видимые формы и модели атомной и клеточной структур — суть функции вибрации. Изучается также и воздействие частоты и формы звука на растения и животных. Без сомнения, воздействие мантр на человека и окружающий его мир принадлежит той же области.
Так же, как все девата считаются родственными модификациями изначального скрытого двуполого первоисточника, так же все мантры считаются модификациями изначальной основополагающей вибрации, вбирающей в себя всю энергетическую модель мира и являющейся еще одним проявлением первоисточника. Ближайшей к изначальной вибрации мантрой является «ОМ»; колокольчики для медитаций отлиты таким образом, чтобы произвести равнозначный звук при потирании ободка деревянной палочкой. Девата и другие космические силы можно пробудить к жизни, произнося соответствующие мантры, и побудить их, к примеру, войти в скульптурные или нарисованные изображения. Каждый ритуал располагает набором соответствующих мантр, которые надлежит произносить с должной интонацией, в определенном порядке и в определенное время. Некоторые из мантр священнее других; они хранятся в строгом секрете. Но все разновидности Тантр включают в себя инструкции по их использованию. Ритуальная утварь часто испещрена одной или несколькими мантрами, которые надлежит произносить при ее употреблении. Энергии, сконцентрированные мантрами, могут быть направлены на удовлетворение специфических магических нужд, таких как лечение, вредительство врагам, увеличение урожайности, ворожба и т.д.
Центральное место в концентрации мантры занимает тантрическая теория Санскритского Алфавита. Раз космические энергии отображаются в мире звуков посредством слоговых мантр, следовательно, можно предположить, что элементарные слоги, из которых образуются слова, описывающие предметы, качества и отношения в мире, т.е. Алфавит, — эти слоги являются элементарными формами названного космоса. А так как, по сути дела, все буквы служат обозначением божественных мантр, то тантрист относится к священному Санскритскому Алфавиту с особым почтением. Он называет его «буквенным ожерельем» [варнамала]Великой Богини, символизирующим ее созидательную деятельность в качестве звука, грубой формы ее тончайших вибраций.
Более того, отдельные буквы Алфавита характеризуются степенью эмоционального и действенного воздействия: сами мантры могут быть жесткими, доброжелательными или нейтральными, в зависимости от составляющих их компонентов. Мантры с преобладающим содержанием «эфирных», «огненных» или «воздушных» букв — жесткие. Мантры с преобладанием «земных» или «водных» букв — доброжелательные. Но Тантра никогда не предлагает рецептов по механическому использованию мантр в качестве грубой магии. Она неустанно повторяет: «Произнесенные звуки сами по себе не являются мантрами. Гордые боги и остальные небожители были бы разочарованы таким упрощенным пониманием». Ибо «бессмертная Шакти есть жизнь мантры. Лишенные Ее, они бесплодны как осенние облака». И еще: «без Шакти Мантра не может существовать. И Шакти и Мантра вытекают из Знания и не существуют порознь».
Родственной по отношению к мантре является янтра — понятие, для которого нет даже отдаленных эквивалентов в английском. Функции янтры лежат в области видимого, аналогично тому, как функции мантры — в области звука. Подобно тому, как мантра является ядерным элементом звука, посредством которого космические и телесные силы концентрируются для выполнения ритуала, так и янтра является ядерным элементом видимого и знаемого, соединенная линиями диаграмма, посредством которой происходит концентрация визуализированных энергий. Мантра и янтра дополняют друг друга и используются в комплексе. На первый взгляд, янтра может показаться абстрактной картинкой. Но то, что мы называем «абстракцией», является не результатом отражения ею некоего абстрактного понятия для умственных упражнений, а индикатором, что она концентрирует вполне конкретные энергии. Ее «структурализм», подобно стилизованному слогу мантры, — существеннейший компонент ее силы, а пространственность — не просто результат обобщения, а способ концентрации энергии и содержания. Ее сфокусированная структура служит подспорьем для медитативной визуализации. Все направления Тантры широко используют в своем искусстве элементы янтр. <…>.
Кое-что, однако, нуждается в уточнении. Во-первых, нужно принять за неоспоримый факт, что для постижения образного содержания комплекса янтра-мантра требуется много времени и усилий. Доступ к реальностям, находящимся в сжатом виде в визуальных и звуковых образах, мозг получает лишь после длительной практики. Пояснить это можно примером одновременного изучения чрезвычайно сложного алфавита и лексики неизвестного языка. Когда требуется использовать янтру по какому-нибудь случаю, необходима огромная длительная концентрация для усиления присутствия в ней девата средствами мантр-схем, которые являются их тонкой анатомией. Тонкого девата, присутствующего в теле садхака, можно принудить путем длительного йогического процесса выйти через ноздрю и занять место в янтре.
Во-вторых, основной узор, используемый во многих, если не во всех, янтрах стремится к постоянству. Так, обычно, по периметру располагается квадратный узор из обоюдосторонних «врат», служащих ограждением, пределами, которыми ограничивается медитация (и что Юнг называл «теменос») — последовательно вложенные окружности, представляющие последовательность «оболочек» или стадий самоуглубления — многочисленные лепестки или треугольники, в которых сосредоточены более грубые формы энергии, которые поглощаются и затем концентрируются в меньшем количестве внутренних кругов. Центр — точка, где, в конце концов, фокусируются все исходные радиальные энергии, чаще всего в виде единственной мантры «ОМ» или «КЛИМ». Мантры — сущности всех основных уровней могут быть представлены в антропоморфном образе девата. В великой Шри-Янтре, самой важной из всех янтр Тантры, каждый внутренний треугольник населен девата, представляющими разделенную энергию «Я» Богини. <…>.
Современная тибетская разновидность Буддизма и, в частности, непальский вариант Буддизма, который в значительной ступени подвергся влиянию идей Индуизма, оба в техниках янтры до сих пор сохранили конкретные способы побуждения либидо для разъединения, союза и блаженства. Формы, отражающие такой союз, основываются на основополагающей мантре «Ом Мани Падме Хум». Эта мантра имеет множество разновидностей, составные части ее распределяются между различными девата — элементами в разных комбинациях. Базовыми компонентами является «Ом» — слог зарождения и растворения, древний браминский вибрирующий слог, в котором сконцентрировано присутствие Брахмана, т.е. всеобъемлющей действительности («Ом» в качестве ядерного элемента присутствует во многих индуистских и джайнистских янтрах). «Мани» означает драгоценность, ближайшим синонимом является ваджра — слово, имеющее несколько значений: «бриллиант», «молния» и «мужской половой орган». «Падме» (падеж от «падма») означает «в лотосе», синоним для открытого явного мира и одновременно женских половых органов. «Хум» — ядерная мантра, в которой заключена высшая сила озарения, альтернативный образ высшего Будды любой секты. Отношение к половой сфере в данной мантре выражено в неявной форме, метафорически, тем не менее, оно присутствует. Ссылка на союз, несомненно, означает распространение духовно-благотворной энергии. В самой распространенной буддистской янтре эти шесть слогов располагаются на лепестках лотоса с Хум в центре».

(Филипп Роусон. Искусство Тантры. Лондон. 1978г. Сайт shalagram.ru.)

«Мантра как инструмент садханы. Согласно философии древнеиндийских мудрецов, вся наша Вселенная является лишь внешним выражением Высшей Реальности, недоступной познанию посредством интеллекта. Эта Трансцендентная Реальность или, в терминологии Индуизма, Брахман проявляет себя с одной стороны в виде неодушевлённой вселенной, а с другой — в форме бесчисленных центров сознания или душ. Эти души оказываются вовлечёнными в долгий процесс сначала инволюции (нисхождения в материю), а затем эволюции (восхождения к духу), который растягивается на многие воплощения и представляет собой так называемое колесо сансары (цикл рождений и смертей). Конечной целью эволюции душ является осознание ими своей Божественности и выход из круга сансары, то есть достижение мокши (конечного освобождения). Почему души были вовлечены в процессы инволюции и эволюции — это особый вопрос (атипрашна), на который нельзя получить ответ на уровне интеллекта и который может быть разрешён только после достижения самореализации.
Все без исключения живые существа в этом мире стремятся к счастью. Но многие ли его достигают? Несмотря на огромные успехи человеческого интеллекта, повсюду в мире можно видеть боль, страдания, смерть. И всё же на земле есть и всегда были те немногие, кто, обретя истинное и абсолютное знание, пребывают в постоянном блаженстве, помогая человечеству в достижении того же. Именно они — мудрецы и йоги — говорят нам, что источник счастья можно найти только внутри самого себя, подняв своё сознание на высший, божественный уровень, через преодоление иллюзий и ограничений низшей жизни. Для этого человек должен стать на путь духовного совершенствования.
Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы Йоги и т.д. На Санскрите духовная практика именуется садханой, а человек, занимающийся ею — садхакой (садхака — человек, занимающийся духовной практикой, то есть практикующий садхану [реже — садхак: жен. род. — садхика]). Садхана — это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень «садх» означает «прилагать усилие») вплоть до достижения конечной цели человеческого развития — единения с Богом. Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры или джапа.
Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр.
Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. «В начале было Слово» читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как «В начале был Логос». В Ведах говорится: «Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)».
Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, которая называется шабда, что означает Звук или Слово. Брахман в форме Слова или Звука именуется Шабда-Брахманом. В этом смысле он соответствует греческому Логосу, означающему одновременно Слово и Мысль. Слово в его тонкой форме есть Мысль. Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы есть Священное Речение или Мантра.
В отличие от обычного языкового высказывания мантра, которая так же, как и обычный язык, может состоять из предложений, слов, слогов или даже звуков, обладает некой мистической силой. Именно этой силой, священной биджа-мантрой (досл. «мантра-семя», то есть мантра, из которой произрастают другие мантры. Такие мантры служат прототипом объектов и явлений действительности.) Ом творится и поддерживается наша Вселенная. Отсюда становится понятной и роль мантры как инструмента духовной практики. Если мантра — это сила Бога, то «овладение» этой силой ведёт к постижению Бога.
Духовное назначение мантры. Согласно определению, мантра — это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.
Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное — её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва.
Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение. Мантры могут отличаться друг от друга также по ряду других характеристик: по субъективным целям, по силе и скорости воздействия, по языковой структуре и т.д. Одной из наиболее важных классификаций мантр является их подразделение в зависимости от объекта почитания.
Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество — дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога — какую-либо его функцию или силу. Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако, те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются дэвы (боги) или дэви (богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный (чаще антропоморфический) образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда — мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали ( Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т.д.
Необходимо также указать ещё на некоторые особенности звуковой вибрации. Будучи одной из фундаментальных форм энергии, звук связан с сознанием и является инструментом божественного Сознания. Звуковая вибрация не только лежит в основании любой формы, но также абсолютно необходима для проявления сознания. В силу этого сам звук способен воздействовать непосредственно на сознание. Одна из его функций в процессе познания — это изменение состояний сознания. Использование мантры для духовных целей, как средство раскрытия высшей природы человека посредством изменения его состояний сознания, составляет особую дисциплину, называемую Мантра-Йога. Каждая форма садханы имеет свою цель. Цель Мантра-Йоги — достижение полного единения сознания садхаки с сознанием избранного божества (ишта-дэваты). Способность мантры устранять преграду между обычным сознанием человека и сознанием высшим, божественным и положена в основу Мантра-Йоги.
Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти. В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв. «сознание мантры»), которая приводит к соединению сознания садхаки с сознанием Божества, управляющего мантрой. Единение сознания садхаки и сознания Дэваты — это и есть пробуждение или раскрытие сознания, что и является целью Мантра-Йоги.
Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу. Чем выше объект назначения мантры, тем проще и безопаснее техника её исполнения и, соответственно, тем дольше требуется времени для достижения полного результата.
Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, — она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель). В этом случае считается, что мантра уже «пробуждена» и имеет энергетическую силу. Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может «пробудиться» сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма. <…>.
Мантры состоят из звуков, обладающих способностью оказывать влияние на человеческий организм. Они могут вызывать различные эмоции и мысли, состояния. Мантры воздействуют не только на того, кто их произносит, но и на того, кто их слушает. Мантра представляет собой слово, заряженное силой и божественным светом, который приходит к человеку из более глубоких уровней сознания. Поэтому звуки, из которых состоят мантры, обладают способностью оказывать психологическое влияние на человеческий организм и сознание, очищать его и наполнять энергией. Мантра является не только звучанием, с которым связано значение, но и энергетическим образованием, состоящим из определенных частот, которые обладают особой структурой, кроме того, различные интонации создают некое вибрационное поле. Эти частоты и порождаемые ими симпатические обертоны оказывают влияние на симпатическую и парасимпатическую нервные системы, тонкой сетью опутывающие внутренние органы. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.
Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное — её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва. <…>.
Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить. Чтобы пробудить внутреннюю силу мантры, то есть «оживить» её, необходимо, прежде всего, уметь правильно её произносить. Последнее предполагает, что правильным должно быть произношение звуков (включая их долготу), распределение ударений и пауз, а также её интонация. Ритмичное повторение создает дополнительный энергетический импульс, возникающий за счёт кумулятивного эффекта, то есть за счёт наложения аналогичных волн при каждом последующем повторении друг на друга. Эффект чередующегося перепада тонов также создаёт определённые вибрации, резонирующие с энергией самого Божества, для которого мантра является внешней оболочкой. И самое главное, — она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель). В этом случае считается, что мантра уже «пробуждена» и имеет энергетическую силу. Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может «пробудиться» сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.
Ум очень тонок, он не имеет собственной формы и цвета. Но он принимает цвет, форму и качества объекта мысли. Когда вы постоянно произносите мантру и живете, размышляя над духовным и божественным, ваш ум наполняется божественными качествами, и нечистые, греховные желания и мысли вытесняются.
Медитация — ключ к чистоте ума и сердца. Без медитации невозможны знание и мудрость. Когда мы размышляем о Высшем Сознании, об Истоке всего сущего, о Божественном, ум начинает постоянно жить этими высокими, благородными и великими поня¬тиями и начинает медленно, но верно изменяться, преображаться и одухотворяться. Обычный ум, живя постоянно низкими, мирскими, чувственными стремлениями становится нечистым, слабым и греховным. Таким образом, возвышение и падение человека зависят полностью от его собственных желаний и мыслей.
На начальном этапе медитация направлена на контроль ума, ибо в обычном состоянии мы являемся рабами всех беспорядочных мыслей, желаний и привязанностей, создаваемых умом. Мы думаем о чем-нибудь и сразу же хотим это сделать. Но человек, желающий добиться успеха в медитации, должен научиться контролировать ум. В «Бхагавад-Гите», древнейшем индийском писании, говорится: «Для обуздавшего свой ум, ум становится лучшим другом, но для того, кто не смог этого сделать, ум величайший враг».
У большинства людей ум полон идей, связанных с наслаждением чувств, и, не останавливаясь ни на минуту, он постоянно перескакивает с одного объекта чувств на другой. При этом ум то радуется каким-то материальным приобретениям, то сожалеет о потерях или неудачах. В «Бхагавад-Гите» говорится: «Тот, кто не пребывает в духовном состоянии, не имеет ни контроля ума, ни стойкости разума, без которых невозможен мир. Но возможно ли счастье без мира?».
С помощью повторения мантры мы можем обуздать ум и не позволять ему управлять нами. Когда мы контролируем ум, сосредотачиваясь на звучании мантры, ум успокаивается. Как музыка обладает очарованием, усмиряющим дикого зверя, так и звучание мантры успокаивает взбудораженный ум. Ведическая традиция утверждает, что мантра, наполненная высшей энергией, в силах исцелить любую болезнь ума. Как озеро прозрачно, пока ничто не нарушает его спокойствия, так же и наше мышление становится ясным и чистым, когда ум не тревожат волны чувственных желаний. Подобно зеркалу, очищенному от пыли, ум в своем чистом состоянии без искажений отражает образы действительности, позволяя нам видеть во всех явлениях жизни истинную духовную сущность».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи Гаятри Мантры. Сайт scriptures.ru.)

* * *

N 36. 01.09.14г.