Статья 3.5.4. Особенности Мантры.

продолжение

«Следует отметить такое удивительное свойство мантры как энергетическая «накопляемость». Храмы, в которых на протяжении многих веков повторяются мантры, становятся местами, поразительными по своему энергетическому воздействию на человека. Вибрации, исходящие от мантры, влияют на все системы организма. Система Вьякараны (традиционного индийского языкознания, в основе которого лежит изучение Санскрита) разработала концепцию шабды (звука) как воплощения самого Брахмана, Высшего Существа. При хоровом воспевании ведических мантр их сила умножается в несколько раз. Существуют специальные Сукты (гимны), направленные на обретение процветания, мудрости, здоровья, долголетия, победы над врагами, избавление от препятствий, привязанностей, мешающих достижению блаженства.
Мантрическая практика универсальна. Так, для людей, которые ощущают дискомфорт в отношениях с другими, рекомендуется повторять мантры, связанные с образом Кришны, который архетипически связан с красотой, привлекательностью, обаянием. Можно быстро ощутить, как эти мантры, гармонизируя ауру и сознание, делают человека более привлекательным, красивым, чарующим.
Духовные учителя, святые и Богооткровенные Писания указывают пути и средства для достижения духовного сознания, и все они единогласно возглашают, что лучшим способом возрождения Богосознания является практика воспевания святых божественных имен. Такое единство мнений говорит о бесконечном могуществе божественного имени, о его непреходящем значении в деле спасения мира. Повторяя мантры, связанные с женскими божествами (Лакшми, Дурга, Сарасвати), человек быстро почувствует, как в сердце появляется больше сострадания, милосердия, материнского тепла к окружающим. Такие имена, как Говинда, Гопал, вносят в сознание обворожительность, улыбку, радость, игривость. Имена Васудева, Нараяна, Вишну инспирируют в человеке величественность, могущество, всепроникаемость, надмирность. Имена Шива, Бхайрава, Рудра приносят качества отрешенности, медитативности, запредельности.
Повторяя мантры, связанные с различными аспектами Лакшми и Ганеши, человек сможет соприкоснуться с энергией процветания, удачи, благосостояния, которые в свою очередь являются проявлением силы блаженства (ананда-шакти). Через подобные мантры активизируются программы счастья и удачи, заложенные в биокомпьютер коллективного сознания. Известны многие богатые люди, которые достигли процветания благодаря повторению мантр Лакшми и Ганеши.
Мантры снимают заклятие с судьбы. Если направить вибрацию мантры, луч мантры на ребенка, можно быстро и эффективно изменить его поведение, помочь и защитить в период трудностей.
В Ведических Писаниях указываются мантры, которые спасают от отравления, даруют долгую жизнь и хорошее потомство. Но, безусловно, главное назначение мантры — духовное преображение человека.
Древние мудрецы и провидцы предписывали регулярное, систематическое изучение Вед. На протяжении веков были специальные школы, в которых люди обучались правильному пению мантр. Веда-Патха (повторение и регулярное изучение) составляет важную часть духовной науки. <…>.
Ученые проводили и проводят множество экспериментов, убедительно доказывающих удивительное воздействие мантр как на повторяющего их, так и на слушателя. В мире существуют тонкие и грубые объекты. Влияние тонкой сферы Бытия изучено далеко не до конца. Ум, например, принадлежит к тонкому миру. Он влияет на грубое физическое тело, и это происходит каждый день в жизни человека. Вибрации тонкого мира способны материализовывать вещи. Пример этому — изобретение человеком всевозможных машин, механизмов, которые сами по себе являются воплощениями на физическом плане вибраций ума. Свами Шивананда в книге «Джапа-Йога» пишет о связи звука и образа. Звуковые колебания могут запускать компьютерные программы (уже есть компьютеры, реагирующие на звуковые команды оператора), заводить машины. Звук, пропущенный через телефонные провода, переносится на тысячи километров. Стремительно развиваются мобильные телефонные коммуникации. Вместе с тем, звук может вызывать и пагубное воздействие на человека. Во время войн используются так называемые звуковые атаки, когда распространяемые звуковые вибрации «выключают» противника. Звуковое воздействие широко применяется в медицине, облегчая, например, мускульные боли. С помощью звука лечат слабоумие: при этом вибрации направляются непосредственно в мозг. Действие такого прибора как спектрограф основано на записи звуков в форме кривых линий. Ультразвуковые приборы широко применяются для лечения самых различных заболеваний. Последние исследования показывают, что направленное воздействие определенных звуковых колебаний может влиять на плодородие».

(Матвеев С.А. Мантры: искусство созидательного звука.
СПб. Общество ведической культуры «ВЕДА». Сайт philosophy.ru.)

«Глава 3. Мантры: звуковые инструменты. Воздействие мантр. Мантры состоят из звуков, обладающих способностью оказывать психологическое влияние на человеческий организм. Они могут вызывать различные эмоции и мысли. Мантры воздействуют не только на того, кто их произносит, но и на того, кто их слушает.
Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет», «предложение». В определенном смысле, любое слово является мантрой. В повседневной жизни мы всегда пользуемся словами, чтобы что-либо сделать или чего-то добиться. Любая мантра, или слово, представляет собой звучание, вызывающее в разуме связанное с ней значение, на которое разум немедленно откликается.
Мантра является не только звучанием, с которым связано значение, но и энергетическим образованием, состоящим из определенных частот, которые обладают особой структурой; кроме того, различные интонации создают некое вибрационное поле. Эти частоты и порождаемые ими симпатические обертоны оказывают влияние на симпатическую и парасимпатическую нервные системы, тонкой сетью опутывающие внутренние органы. Симпатические реакции вызывают нейромоторные отклики, воздействуют на два полушария коры головного мозга. <…>.
Работа с мантрами задействует левое полушарие и потому эффективно усиливает положительные эмоции. Интонация и мелодика, представляющие собой существенную часть мантры, снимают отрицательные эмоции. В сочетании с янтрой — схематическим рисунком, связанным с определенным божеством, — мантра также предоставляет правому полушарию четкий образ объекта эмоционального влечения.
Человечество поднялось к своему высшему положению на Земле благодаря левому полушарию. В самом широком смысле можно было бы сказать, что у животных оба полушария являются правыми. У них нет разделения на право- и левосторонние функции — это относится ко всем животным, кроме обезьян, которые автоматически выполняют сложные двигательные действия правой рукой. Разделение право- и левосторонних функций и преобладание правой руки привело к асимметричности полушарий человеческого мозга. У животных оба полушария действуют симметрично, и потому не существует разницы между левым и правым полушариями. Специализация левого полушария возникла в результате его развития, вызванного тем, что человеческие существа начали пользоваться вербальным общением.
Таким образом, становится понятным, что мантры воздействуют на эмоциональное «я». К одухотворенным звукам относятся стихи, монотонные напевы, молитвы и гимны — все они создают определенные эмоциональные частоты и открывают сознанию человека новые измерения. Монотонный напев помогает вызвать положительные эмоции; связанные со словами и звуками напева значения возбуждают память и психические центры, вызывая вибрации во всей нервной системе. Напевание мантр или духовных песен ранним утром позволяет установить ритмическую схему для всего предстоящего дня.
Таким образом, работа с мантрами представляет собой нечто большее, нежели просто предложение, совет или мысленная идея, — это метод прикосновения к собственному «Я». <…>.
Мантра — это один из инструментов Тантры, а источником мантры является желание общаться, проявиться, призвать кого-то, воплотить в действительность, вызвать эмоции, излечиться, повысить уровень осознанности, наполниться энергией, получить вдохновение и т.д. Согласно Тантре, все мантры представляют собой формы сознания (виджняна-рупа). При правильной практике мантра полностью активизирует самскару (накопленный опыт всех прошлых жизней). Сущность мантры сводится к сосредоточению мышления и воли и приданию им жизненной силы. Тантристы считают, что воля открывает путь вере, а вера творит чудеса. Таким образом, чудотворное воздействие мантры кроется не столько в интонации или мелодике, сколько в самой вере (истинном бхакти). <…>.
Происхождение мантр. Известные нам мантры были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации (самадхи). Это означает, что мантры возникли не в обычном состоянии сознания (то есть не были порождениями искусства и литературы), а были услышаны в высшем состоянии сознания (турийя). Писатели, поэты, композиторы и художники переживают в процессе своей творческой деятельности измененное состояние сознания, значительно отличающееся от их повседневного состояния. Такое измененное состояние представляет собой глубокую сосредоточенность, но не медитацию. Древние йоги и мудрецы (риши) вели такой образ жизни, который удерживал их в состоянии непрерывной осознанности, направлял их энергию к высочайшей чакре, переводил в безмятежное состояние разума и вдохновлял божественной любовью. Пребывая в этом состоянии и будучи полностью поглощенными собственной сущностью, они слышали различные звучания, а вернувшись в обычное состояние, напевали их по памяти. Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы.
Иными словами, мантры имеют божественное происхождение. Риши просто услышали их как ричи — упорядоченные звуковые частоты. Поскольку эти звуки порождались высшим сознанием, они переносили любого слушателя в то пространство, откуда исходили. Такие мантры называются шрути (богооткровенные индуистские писания Веды и Агамы.), что означает одновременно и частоты, и слышимый звук. Позже обладавшие высшим видением мудрецы, которые были художниками, поэтами и музыкантами, создали собственные мантры, также запечатленные в текстах. Такие писания называются Шастрами, Упанишадами и Смрити».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

««Одним из основных инструментов в Магии являются мантры, — рассказывает доктор технических наук, заведующий лабораторией синергетики МГУ, руководитель междисциплинарного проекта «Наука и Магия» М.Ерошенков. — Это определенные звуковые сочетания, вызывающие при их произнесении эффекты, влияющие на психику. Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет, предложение». Первые «советы», согласно легендам, были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации. Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы.
Эта система и сейчас продолжает совершенствоваться. Есть известные мантры универсального назначения, например, «ОМ», «АУМ», «ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ». Вся система мантр является секретной. Для каждого конкретного случая и конкретного ученика определяется необходимый звуковой код. Очень важно произносить мантры как можно более протяжнее, без разрывов звука.
В Магии утверждается, что сознательно через мыслеформы (четко сформулированные мысли, имеющие форму из материи ментального мира), можно изменять любые свойства физического мира, — продолжает доктор. — И мантры как раз служат энергетическим инструментом изменения физического мира и сознания человека. Значит, эти звуки дошли до нас из очень далекого прошлого.
Для объяснения действия мантр я попытался представить их физическую модель, — рассказывает М.Ерошенков. — Многие явления в мире имеют волновую природу, например, вибрации, колебания и звуки. Произнесение мантр тоже порождает волну, но с уникальными свойствами. Среди физических моделей солитоны (структурно устойчивая уединенная волна, распространяющаяся в нелинейной среде: на поверхности жидкости, или ионозвуковой, гравитационной. — Ред.) наиболее близко подходят для описания таких суперволн. Появиться случайно они не могут, для этого нужен некий «выстрел». И таким «выстрелом» для изменения сознания служат мантры.
Современная физика смогла проникнуть вглубь атома только с помощью ускорителей элементарных частиц, — продолжает доктор. — И такая же необходимость в ускорителях существует и при «внедрении» вглубь себя. Роль таких ускорителей восприятия и мышления играют мантры».
«Ом» — звук истинной любви. «В одном из ранних индуистских манускриптов «Мундака-Упанишада» говорится, что «ОМ» является той лодкой, которая делает человека способным пересекать реки страха, созидательной силой в эволюции и звуком истинной любви, — рассказывает известный востоковед В.Востоков. — Анализ этих звуков вскрывает универсальную аксиому «три силы в одной». Она делится на звуки «а» (произносится «ах»), «у» (произносится как «оу») и «м» (произносится «ммм»). Последний звук напевается до тех пор, пока звук не замирает полностью. «ОМ» следует тщательно произносить, используя весь рот. Эта вибрация помогает очищать физический, эмоциональный, ментальный и тонкий аспекты вашего «я».
Это один из самых сильных методов быстрой релаксации ума и тела. Помогает предотвратить, либо устранить ряд психосоматических расстройств. Пение «АУМ» следует применять после или во время стрессовых ситуаций, а также при депрессии.
Маги эту мантру считают неким паролем, оставленным самим Богом для обращения к нему, — рассказывает В.Востоков. — Это самый сакральный слог, и даже его механическое повторение вызывает некие высшие вибрации, способствующие накоплению жизненной энергии.
«АУМ» можно петь медленно или быстро, нужно экспериментальным путем найти для себя наиболее подходящий темп. Каждая буква должна звучать отчетливо с постепенным переходом от одной к другой. Слог А произносится как «а» в слове «пальма» (palm). Слог У — как «у» в слове «room». При произнесении слога М губы не смыкаются, как при обычном «м», он звучит после А и У как жужжащий — ММММ. Это жужжание может продолжаться так долго, как получается, — до выдоха.
А мантра «ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ» содержит в себе пение и человеческий разговор, шум ручья и грозы, дуновение ветра — практически все звуки, которые нас окружают».
Комментарий специалиста. (Кандидат медицинских наук, А.Боров). «Исследования подтверждают целебные свойства отдельных звуков. Созданы даже реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. Например:
— звук И прочищает нос, лечит глаза;
— звук У укрепляет горло и голосовые связки;
— звуки В, Н, М, Э улучшают работу головного мозга;
— звуки Ц, К, Щ, И лечат уши;
— звуки У, Ы, X, Ч улучшают дыхание;
— звуки О, А, С, М, И — лечат заболевания сердца.
Доказано, что целебными свойствами обладают мантры, то есть различные звукосочетания:
ОМ — снижает кровяное давление;
АЙ, ПА — снимают боли в сердце;
АП, АМ, АТ, ИТ, УТ — исправляют речь.
Все эти и многие другие звукосочетания основаны на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении».

(С.Кузина. У каждого человека свой звуковой код. 17.07.2006г. Сайт kp.ru.)

«Путь формы начинается с этих эффектов и продолжает использование мантр в качестве инструментов овладения энергией. Когда мы говорим или поём, мы модулируем своё дыхание. Согласно Ваджраяне, если йог распевает мантру правильно, он может контролировать своё дыхание и поток энергии, связанной с ним. Тогда, тонким использованием звука, он может высвободить внутренние силы ума и направить их к пробуждению более глубоких уровней осознанности. Нечто подобное происходит, когда мы слышим или поём вдохновляющее музыкальное произведение, переживаем подъём и чувствуем, как уносимся прочь. Музыка мантры тоже поднимает йога вверх, но вместо того, чтобы потом ронять его на исходный уровень, она несёт его дальше, к просветлению. В отличие от песни или симфонии, она позволяет целенаправленное использование энергии пробуждаемых ею эмоций. Даже смысл мантры действует так — скорее своими поэтическими и реминисцентными качествами, нежели интеллектуальным содержанием. Содержание тоже передаёт прозрения, но в первую очередь глубинным уровням ума, как только мантра пробудила их. Без большей осознанности глубинных уровней ума мы не можем по-настоящему понять смысла мантры.
Мантры не дают внешних магических сил, хотя так и может казаться. Вместо этого они вызывают силы изнутри поющего человека, фокусируя их. Даже сам звук мантры может резонировать с глубокими уровнями ума и пробудить их. Но чтобы это произошло, мантру нужно петь верно, а этому нужно научиться у опытного учителя. Написанная мантра подобна нотам, по которым нужно научиться играть, иначе она останется мёртвыми значками на бумаге, абракадаброй. Учитель не только показывает ученику, какую интонацию и какие чувства надо вкладывать в слоги, но также посвящает его в опыт энергии и осознанности, которые они должны пробуждать. Таким образом, мантра становится связана с ними, и ученик уже может вновь вызывать их по своей воле, углублять своё переживание их и управлять им. Это в некотором роде подобно мелодии, пробуждающей в памяти воспоминание прекрасного вечера, когда она была впервые услышана.
Повторение мантр проводится вместе с визуализацией божеств и других символов. Например, «Ом мани падме хум» — мантра Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания, а «Ом ха сва ха кша ма ла ва ра ям» воплощает силу главного божества калачакры. Йог учится представлять этих божеств в своём уме столь живо, как будто он видит их нарисованными на картинке, а фактически — ещё живее. Мы переживаем нечто подобное, когда образы являются нам в снах. Практикующий Ваджраяну развивает способность «сновидеть» или визуализировать символы в бодрствующем состоянии. У этой странной практики несколько необычных следствий. Заставляя его держать свое внимание исключительно на одном образе, который он пытается представить, она очищает его ум от отвлекающих мыслей и делает более острым фокус его сосредоточения. Но что важнее, визуализация символа придаёт ему непосредственность и силу, которой он иначе не мог бы иметь: йог начинает ощущать его живой частью себя.
Ряд божеств, получающийся в результате, даёт нам серию картин того, как видит себя йог в процессе раскрытия самого внутреннего ума. Таким образом, эти божества иллюстрируют ход его медитации и символизируют этапы и опыты, через которые он проходит на пути к просветлению. Как говорится в тантрическом тексте: «Путь практикующий помнит, что все эти визуализируемые божества — лишь символы, представляющие разные вещи, случающиеся на пути, такие как способствующие импульсы или стадии, достигаемые с их помощью… Эти божества составляют путь» (из перевода «Чакрасамвара-Тантры», цитированной у Эванс-Венца. «Тибетская Йога и тайные учения»).
Согласно Ваджраяне, правильному потоку энергии через эту систему мешают различные узлы и препятствия, тем порождая страсти и иллюзии нашего обычного состояния сознания. Визуализируя в этих узлах крошечных божеств и мантры, йог может открыть их и сместить поток своей энергии в центральный канал, где она очищается и активизирует психические центры, а также более глубокие уровни ума, которые в них содержатся и которыми они управляют. Цель практики Калачакры — достижение и высвобождение самого внутреннего ума, запертого в сердечном центре. Здесь йог может оставить практику визуализации и войти в состояние блаженной пустотности, чтобы восстать оттуда пробуждённым и очистившимся от иллюзий.
Вне зависимости от того, имеет ли эти система психической энергии какое-либо физиологическое существование, она соответствует некоторым субъективным переживаниям тела. Мы склонны ощущать абстрактное мышление у себя в голове, сексуальные желания возле половых органов, а любовь и горе — в своём сердце — как раз там, где должны находиться центры, ответственные за то или иное. Визуализируя эти центры, йог фокусирует своё внимание на различных чувствительных частях тела и особенно сильно стимулирует мысли и эмоции, которые переживаются в них. Затем, с помощью одухотворяющих эффектов божеств и других символов он может очистить энергию этих мыслей и эмоций, сделав более ясным своё сознание реальности. Хотя это может подтолкнуть к физиологической интерпретации центров, Ваджраяна, похоже, подразумевает, что в действительности они принадлежат к тонкому телу, которое проникает физическое и открывается только в медитации или мистическом опыте. В любом случае, йог создаёт столь сильный мысленный образ этого тела, что для него оно ощущается таким же реальным, как и любое тело из плоти и крови».

(Эдвин Бернбаум. Путь в Шамбалу. М. 2007г.)

«Есть мнение, что для каждого человека должна быть своя мантра, и что ее нужно хранить в секрете. Я встречался с такими гуру, которые разбогатели, продавая мантры неискушенным в этом отношении американцам и европейцам. Мантры были сформулированы в продажном варианте, как упакованный товар. Они будут тайными. Однако ни одна из традиционных мантр, которые приводят к настоящей реализации и произносятся вслух, не являются секретными мантрами. Они хорошо известны всем индуистам мира. Каждый индуист в мире знает, очистил ли он себя или нет, и готов ли он к произнесению мантры — хотя, фактически, он может произносить их тогда, когда пожелает, и получать при этом определенный результат и положительное влияние на свою жизнь. Однако большое духовное воздействие от произнесения мантры после инициации не означает, что за это надо платить. Это лишь означает, что ее необходимо заслужить посредством изучения и практики, формирования своего характера, улучшения себя. <…>.
«Мантры, произнесенные на языках, не имеющих сверхсознательного происхождения, оказывают действие лишь на подсознательный и сознательный разум — в форме самовнушения. Мантры сверхсознательного происхождения пробуждают подсверхсознательные области разума. Санскрит, пали, тамильский и другие священные языки проникают в Дэвалоку и Шивалоку, позволяя великим душам понять суть происходящего разговора. Звуки языка играют также большую роль в направлении осознавания во внутреннее состояние разума, будь то подсознание или под-сверхсознание. Использование мантр пробуждает различные клетки мозга, благодаря чему Эго может вибрировать сверхсознательно. Мантры являются самыми тонкими сверхсознательными мыслями, предшествующими полному вхождению Эго в сверхсознательное состояние.
Мы можем ясно видеть, что «мантры», установки, повторяемые на языках, созданных сознательным разумом, не будут производить ожидаемого от них результата. Однако мантры, созданные с помощью сверхсознательных языков, определенно откроют двери к высшему сознанию. Санскрит является совершенным и самым главным священным языком. Он приносит пользу человеку, произносящему санскритские фразы, даже если тот не понимает значения сказанного. Буквальное значение мантр, подобно составу лекарства, может быть и не известно сознательному разуму. Их смысл станет понятен, если мантра повторяется с верой и концентрацией в благоприятное время. Здесь мы узнаём нечто новое. Говорится о благоприятном времени. Некоторые периоды времени больше других подходят для поднятия индивидуального осознавания в сверхсознательные состояния. Когда такие временные отрезки известны, их можно использовать с большим эффектом. Звуки мантр исходят из Атмана, и если их правильно произносить, они откроют знание о том, как к Нему вернуться. Это знание раскрывается изнутри по мере повторения таких мантр, как «Аум намах Шивая», которая приводит к восприятию совершенной Вселенной Шивы. Все пребывает в совершенной гармонии и порядке, все подчинено совершенному закону.
Мантры дает гуру. Это очень важно, потому что в этом случае шакти придаст первый импульс для продвижения вперед. Если взять мантру из книги, она будет действовать иначе — не будет изначального толчка, который должен прийти от гуру. По мере пробуждения человека на каждой стадии ему будет дана соответствующая мантра. Мантры действуют как лекарство. На лечебное действие медицинского препарата никак не влияет надпись на этикетке. Лекарство действует независимо от того, знаете ли вы о производимом им эффекте, или нет. Некоторые мантры настолько древние, что их значение утеряно много веков назад, но они оказывают на людей, которые их правильно произносят, то же самое воздействие. В этом состоит их смысл.
Мантры интенсифицируют пять состояний разума, разделяя их, позволяя сознательно их видеть, а также активируют соответствующие им центры в психике и мозге. Перед началом практики следует принять меры предосторожности, заключающиеся в физической и ментальной чистоте. Повторение мантры, особенно когда ее дает гуру, является путешествием на дальнее расстояние. Сознание изменяется. Повторение мантры должно осуществляться в благоприятное время. Необходимо совершить омовение, а затем подготовить специально для этого предназначенную комнату. Мы отправляется в путешествие. Тело, комната и точное время отправления являются нашим средством передвижения. Определенные мантры, такие, как «Аум Намах Шивая», приводят к познанию пяти чакр, пяти состояний разума, пяти элементов (земля, вода, огонь, воздух и акаша). Постоянное повторение мантры разделяет все это и комбинирует в различных сочетаниях, наделяя ученика огромным знанием.
Если выше указанные меры по подготовке к повторению мантры не приняты, или если практика осуществляется в неблагоприятное время, в неосвященном месте и тело человека не чисто — в таком случае мантра, несомненно, все равно будет оказывать свое воздействие. Однако сила мантры сделает человека, повторяющего ее, очень заметным для асурических сил, которые придут к нему, тем самым доставляя беспокойство. В чистом и хорошо подготовленном освященном месте повторение мантры привлечет божественные силы, которые, в свою очередь, помогут на пути к естественному просветлению. Для того, чтобы найти подходящее время, обратитесь к паньчанге — священному индийскому лунному календарю.
Практика мантр, оказывая воздействие на пять главных соматических токов, приведет физическое тело в гармонию с ментальным телом. Это, в свою очередь, гармонизирует пять состояний разума, раскрывая семь чакр. Здесь упомянуты пять состояний разума, пять потоков и чакр. Пять состояний разума: сознательное, подсознательное, под-подсознательное, под-сверхсознательное и сверхсознательное. Пять соматических потоков: прана, исходящее дыхание; апана, входящее дыхание; вьяна, задержанное дыхание; удана, восходящее дыхание, и самана, уравновешивающее дыхание. Сказано, что лишь искреннее повторение определенных мантр принесет богатство и изобилие. Однако такая практика только помогает в трансмутации созидательных энергий, успокаивая сознательный разум, усиливая концентрацию и принося безграничную энергию, в результате чего для привлечения материального изобилия могут сознательно использоваться все пять состояний разума.
Привлечение материального изобилия является важной частью жизни. Это происходит многими путями, однако чтобы эти низкоуровневые мантры были эффективными, чтобы использование богатства и изобилия не привело к нездоровым видам деятельности и, в итоге, к еще большим потерям, низшими мантрами не следует пользоваться до тех пор, пока ученик не будет инициирован в практику повторения мантр высокого уровня. Мантры производят определенный эффект, но, чтобы удержать результат практики мантр низкого уровня, практикующий должен быть высокоразвитым человеком».

(Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Ника-Центр. 2008г.)

«Мантры оказывают существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Индуисты считают, все звуки и слова выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли творцом мантр. В мистериях, эзотерических и оккультных школах, магическим словам обучали только тех, кто был достоин их знать и способен их произносить.
Позитивное влияние мантр заключается в следующем:
1. Происходит гармонизация общего психического состояния.
2. Мантры влияют на состояние психики и отдельные свойства ума.
3. Расширяется спектр эмоциональных реакций, обогащается сознание.
4. С помощью мантр можно быстро и эффективно снять стресс.
5. Развивается контроль над психикой.
6. При многократном повторении мантр происходит остановка ума.
7. Закаляется воля.
8. Усиливается умственная деятельность, повышаются интеллектуальные способности.
9. Теоретически любая мантра активизирует все энергетические центры человека, но в разной степени.
10. Мантры развивают магические и психические способности (сверхспособности).
Негативное влияние мантр:
1. Мантрами можно заниматься лишь в сочетании с развитием души. Если только мантры — то это развитие магических и психических способностей, пробивных качеств, силы воли, укрепление физического тела, а следовательно увеличение подсознательной агрессии и гордыни.
2. При работе с мантрами энергия достается из тонких структур самого человека. Развитие больших мышц не означает, что идет развитие души, но требует затрат психических сил. Если в правом кармане прибыло, то в левом — убыло. Добавить в карман из вне можно лишь развивая тонкие энергии — благодарность, любовь и понимание, развивая качества души человека, расширяя мировоззрение.
3. В некоторых восточных сектах используют мантры, чтобы достичь больших способностей. Способности — это искушение воздействовать на окружающий мир. Мало кому удается с честью пройти через такое искушение.
Обычные люди постоянно пользуются мантрами, не подозревая об этом, и в этих случаях мантры действуют так же, как если бы человек знал об этом.
Чем древнее культура страны, в которой у народа сложился собственный фольклор, тем больше в запасе у людей мантр, особенно это касается Индии и стран Европы. Но практически у любого народа в лексиконе достаточное количество мантр.
Некоторые люди способны осознанно контролировать с помощью мантр поведение животных. Они могут различным образом влиять на поведение лошадей, коров, собак и других домашних животных, издавая особые звуки. Во всех этих случаях звук является персональной мантрой этого человека, но влияющей не на всех, а только на некоторых животных, о чем известно обладателю мантры.
Могут существовать фразы-мантры, применимые только к определенным людям. Для их правильного подбора необходимо знать характер человека, на которого вы желаете повлиять. Когда произносишь такую мантру, в мозге человека, на которого она направлена, возникает особая длительная вибрация, побуждающая его совершать определенные действия или даже радикально изменяющая всю его жизнь, благодаря удачному воздействию на некоторые уже почти сформировавшиеся в сознании этого человека идеи и возникающей вследствие этого воздействия благоприятной ментальной реакции. Как только эффект от мантры начинает проявляться, сама мантра может изгладиться из памяти, поскольку в мозге начинает действовать закон привычки.
Людям свойственно действовать под влиянием сигналов, имеющих мантрический характер, что нагляднее всего проявляется во время социальных или иных потрясений. Создается доминантная идея, затрагивающая одно из человеческих чаяний или же, напротив, оскорбляющая какие-то человеческие чувства, и вот в головах у людей начинается своего рода реакция взаимодействия между самой этой идеей и формой слов, ее выражающих, и закончиться эта реакция сможет только тогда, когда будет достигнут результат.
Оккультисту, обладающему достаточно острым зрением, этот процесс представляется в виде «кружения» слов, которые все быстрее и глубже «вкручиваются» во все человеческие чувства, интересы, стремления и так далее по мере приближения момента высвобождения или изменения. И чем больше людей подпадает под влияние этой идеи, тем более масштабным и глубоким оказывается результат.
Политтехнологи знают о существовании мантр и потому придумывают фразы, которые обладают мантрическими свойствами. Например: «Мир вашему дому» или «Мы думаем о вас», «Мы заботимся о вас и вашем здоровье». Английский король Генрих пытался сделать то же, когда, сам не понимая для чего, добавил к своим титулам эпитет «Защитник Веры», или историческое всем известное имя «Ричард Львиное Сердце». Этих иллюстраций достаточно, чтобы вы сами смогли дополнить этот список огромным количеством аналогичных примеров.
Мы говорили о естественных, неосознанно используемых мантрах. Но есть еще и научные мантры. Множество мантр скрыто в древнем Санскрите, а также в предшествовавшем ему языке. Правила применения различных мантр зашифрованы в этих языках, но совершенно отсутствуют в арсенале современной филологии.
Если какой-нибудь человек сможет приобрести точное знание древних мантр, то сможет ли он влиять на современного человека, говорящего на любом современном языке — русском, английском, французском и т.д.? Сможет. Все адепты (продвинутые ученики настоящих эзотерических и оккультных школ) обладают способностью переводить универсальные научные мантры на любой другой язык, так что с помощью одной единственной фразы они могут оказать на человека поразительное воздействие, независимо от того, будет ли эта фраза услышана или даже просто где-нибудь прочитана им. Если какой-либо человек начнет изучать даже простейшие формы мантр, он постепенно научится читать подсознательные мысли людей. И тогда он почувствует (найдет) одну мысленно повторяемую фразу (мантру), способную, в конечном счете, воздействовать на того, кто ее услышит».

(О.Световид, В.Световид. О мантрах. Сайт waylux.ru.)

«В случае мантрических символов самые утонченные вибрации звука играют важную роль, хотя и возникающие в разуме различные ассоциации, связанные с символами либо в традиции, либо благодаря индивидуальному опыту, в значительной мере укрепляют их мощь. Пифагор, посвященный в мудрость Востока и бывший основоположником одной из наиболее влиятельных школ мистической философии Запада, говорил о «гармонии сфер». Согласно его учению, каждое небесное тело, а фактически и любой атом, порождает в своем движении специфический звук, свой ритм или вибрацию. Все эти звуки и вибрации создают всеобщую гармонию Вселенной, в которой каждый элемент, сохраняя присущую только ему одному функцию и характер, вносит свой вклад в единое целое. Материалист сказал бы, что сила мантры сводится к воздействию «звуковых волн», или колебаний мельчайших частиц материи, которые, как показывают эксперименты, сами группируются в определенные геометрические структуры и формы, строго соответствующие характеру, силе и ритму звука. Если бы воздействие мантры можно было свести лишь к этому чисто механическому способу, то она вызывала бы тот же самый эффект, будучи воспроизведенная в магнитофонной или граммофонной записи. Но простое ее повторение человеком не приводит к какому-либо результату, если человек этот несведущ, хотя он и может в точности повторить малейшие нюансы интонации адепта. Предрассудок, — дескать, эффективность мантры зависит от интонации ее произношения, — в основном базируется на поверхностной псевдонаучной «теории вибраций» дилетантов, смешивающих воздействие духовных вибраций или сил с воздействием физических звуковых волн. Если бы эффективность мантр зависела от точности их произношения, то все мантры в Тибете утратили бы свое значение и силу, ибо в Стране Снегов они произносятся не в соответствии с фонетикой санскрита, а согласно фонетическим правилам тибетского языка (например, вместо ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ тибетцы произносят ОМ МАНИ ПЁМЭ ХУМ).
Это означает, что сила и воздействие мантры зависят от духовной установки, знания и ответственности данного человека. Шабда, или звучание мантры — это не физический звук (хотя и может сопровождаться таковым), но духовный. Он не доступен слуху, но слышен лишь сердцем; его невозможно произнести губами, но можно лишь разумом. Мантра обладает силой и значением только для посвященного, т.е. для того, кто прошел через особый ряд переживаний, обрел определенный опыт, связанный с данной мантрой. Подобно тому, как химическая формула имеет значимость лишь для того, кто знаком с ее символами и законами ее применения, — так же и мантра наделяет силой только тех, кто осознал ее внутренний смысл, сведущ в методах ее применения и, наконец, ясно понимает, что мантра есть средство к пробуждению дремлющих сил в нас самих, тех сил, благодаря которым мы сами способны определить свою судьбу и повлиять на наше окружение.
Мантры — отнюдь не «заклинания», как понимают их и по сей день даже компетентные западные ученые-востоковеды, и не принадлежат они исключительно тем, кто достиг совершенства (санскр. сиддхи) в своем «колдовстве» (как Грюнведель называет сиддхов). Мантры действуют не в силу собственной магической природы, но исключительно благодаря и посредством всецело воспринявшего их разума. Сами по себе они не обладают никаким запасом энергии; они — лишь средство для концентрации уже существующих помимо них сил. Так увеличительное стекло само в себе не содержит никакого тепла, но способно сконцентрировать солнечные лучи и превратить их рассеянную энергию в интенсивный поток тепла. И если ученые, пытавшиеся вскрыть природу мантры методами классической философии, пришли к выводу, что мантра — не более чем «бессмысленная тарабарщина», лишенная как грамматической структуры, так и логического смысла, то их труд можно уподобить попытке поймать бабочку с кувалдой в руках.
Мантра используется на основе специальной подготовки, все необходимые ассоциации и накопленные силы раскрываются в посвященном (ученике) и создают ту атмосферу и ту мощь, которые необходимы для достижения цели данной мантры. Непосвященный же может бормотать ее сколько угодно без малейшего результата. Поэтому мантры, даже тысячекратно размноженные в книгах, не утрачивают ни своей тайны, ни своей ценности. Эта «тайна» — не нечто преднамеренно скрываемое, но то, что обретается посредством самодисциплины, сосредоточения, внутреннего опыта и интуитивного проникновения в ее суть. Как и всякая ценность и любая разновидность знания, ее невозможно обрести без усилия. Лишь в этом смысле традиция мантры эзотерична, как и любая сокровенная мудрость, не раскрывающая себя с первого взгляда, подобно поверхностному знанию, но реализуемая в глубинах человеческого разума. Поэтому когда Хуэй-нэн, ученик Пятого Патриарха китайской буддийской школы Чань, спросил своего учителя, есть ли у него некое эзотерическое учение, которое он мог бы передать, наставник ответил: «Все, что я могу рассказать тебе, не эзотерично. Но если ты обратишь свой светильник вглубь себя, ты отыщешь сокровенное в своем собственном разуме». Эзотерическое знание открыто всем, кто искренен по отношению к самому себе, кто способен впитать учение непредвзятым открытым разумом.
Сама мантра как создание в сфере звука будет являться незавершенной и бесполезной, если не будет соединена со своими сестрами в области внутреннего видения, внешней атрибутики и в области мудр и асан. Если эта формула мантры способна преобразовать существо и привести его к состоянию просветления, то это лишь потому, что природа этой мантры — чудесная и совершенная природа Авалокитешвары, которая должна занять все сферы реальности и активности посвященного: речь, воображение, физические позы и мудры. Мантра, как и мандала, не может функционировать сама по себе; чтобы действовать, она требует знания и практики тех разнообразных проявлений «внутреннего сердца», божественного существа, которые делают ее воспринимаемой даже в сфере видимого. Но и в области видимого она не остается только проявлением. Мантрическое знание выходит далеко за пределы буквального смысла. Мантрический смысл может быть передан бессмертным переживанием, которое является основой всякой речи, источник, из которого выводятся все слова повседневного употребления. Аспиранта, называемая «висарга», которая воспринимается в Тибете только как письменный знак, без произношения, отличает протослог от обычного использования слова и подчеркивает его мантрический характер. Как звуковой символ ХРИ означает намного больше, нежели его намек на соответствующую филологическую ассоциацию. Он обладает не только теплом солнца, т.е. эмоциональным принципом добра, сострадания и милосердия, но и силой лучезарности, освещенности, качеством, посредством которого все становится зримым, доступным непосредственному восприятию. ХРИ — это мантрический солнечный принцип, светоносный, возвышающий звук, влекущий вверх, составленный из пранической аспиранты X, пылающего Р (РАМ — протослог элемента Огня) и высокого И — звука, выражающего стремительное движение вверх и вглубь».

(Лама Анагарика Говинда. Путь великой мантры.
Ом Мани Падме Хум. Сайт nervana.name.)

«Ваши духовные практики могут приносить как вред, так и пользу. Все зависит от состояния, в котором вы приступаете к вашим духовным практикам. Есть практика чтения мантр. Это особая практика. И, как правило, вы не понимаете смысла и значения мантр. Действие оказывает само звучание слогов мантры. Однако и здесь вас подстерегает опасность. Потому что при неправильном произношении мантр эффект от вашей практики чтения мантр тоже может быть отрицательным.
Вам известно о существовании мантр на Востоке. Человек должен повторять эти мантры время от времени. Человек может даже не знать, о чем говорит та или иная мантра. Cоздатели религии считали, что это не имеет значения, ибо составлялись мантры с расчетом на то, что при длительном повторении они будут возбуждать вибрации и пробуждать в нашем подсознании то, что нужно. Позже, даже если сознание человека еще не поняло мантры, она становится частью подсознания, и человек верит автоматически. Но это ошибка, и необходимо осозновать каждое признесенное слово и понимать, какой смысл оно несет.
Фактически мантра является одним из имен Бога, однако в настоящее время распространилась традиция считать мантрой нечто иное. Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет», «предложение». Первые «советы», согласно легендам, были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации. Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы. Мантра рассматривается как некоторое подобие молитвы; ее повторение представляет собой священный ритуал, с помощью которого человек заряжается энергией. Если ты повторяешь мантру с полным присутствием сознания и с надлежащим благоговением, это поможет тебе очистить мысли. Мантру следует использовать лишь с благими намерениями и никогда не повторять ее с плохим умыслом, ведь есть такая старинная пословица: «Не копай другому яму, а то сам в нее попадешь». Так и получается, что мантра должна использоваться лишь во имя добра, для помощи другим и без всякого эгоизма. <…>.
В Библии утверждается, что вера сдвигает горы. То же самое можно сказать и о мантре. Если ею пользоваться с любовью и верой, она действует очень эффективно, и причем, чем больше ею пользуешься, тем могущественнее она становится. Вот очень простой пример, который позволяет понять, почему ее сила возрастает.
Все преуспевающие люди — это люди, которые верили в себя, в свои способности, в свои силы и тем самым веру превращали в уверенность, а затем — в реальность. Если вы начнете себе говорить постоянно, что успех обязательно придет к вам, убеждать себя в этом, не допуская сомнений, то со временем сами будете поражены результатами. Следует понять, что звуки и слова могут воздействовать на материю — даже на неживые объекты. Каждый, наверное, слышал философский принцип: «Сознание влияет на материю». Что ж, это верно, ведь мантры могут воздействовать на материю в соответствии с теми мыслями, которые имеются в сознании человека.
Ученые поняли, почему мантры позволяют нам избавиться от очень многих проблем. Одним из основных инструментов в Магии являются мантры, — рассказывает доктор технических наук, заведующий лабораторией синергетики МГУ, руководитель междисциплинарного проекта «Наука и Магия» Михаил Ерошенков: «Это определенные звуковые сочетания, вызывающие при их произнесении эффекты, влияющие на психику. Эта система и сейчас продолжает совершенствоваться. Есть известные мантры универсального назначения, например, «ОМ», «АУМ», «ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ». Вся система мантр является секретной. Для каждого конкретного случая и конкретного ученика определяется необходимый звуковой код. Очень важно произносить мантры как можно более протяжнее, без разрывов звука. В Магии утверждается, что сознательно, через мыслеформы (четко сформулированные мысли, имеющие форму из материи ментального мира), можно изменять любые свойства физического мира, — продолжает доктор. И мантры как раз служат энергетическим инструментом изменения физического мира и сознания человека. Значит, эти звуки дошли до нас из очень далекого прошлого. Для объяснения действия мантр я попытался представить их физическую модель, — рассказывает Ерошенков. — Многие явления в мире имеют волновую природу, например, вибрации, колебания и звуки. Произнесение мантр тоже порождает волну, но с уникальными свойствами.
««ОМ» — звук истинной любви. В одном из ранних индуистских манускриптов «Мундака-Упанишада» говорится, что «ОМ» является той лодкой, которая делает человека способным пересекать реки страха, созидательной силой в эволюции и звуком истинной любви, — рассказывает известный востоковед В.Востоков. — Анализ этих звуков вскрывает универсальную аксиому «три силы в одной». Она делится на звуки «а» (произносится «ах»), «у» (произносится как «оу») и «м» (произносится «ммм»). Последний звук напевается до тех пор, пока звук не замирает полностью. «ОМ» следует тщательно произносить, используя весь рот. Эта вибрация помогает очищать физический, эмоциональный, ментальный и тонкий аспекты вашего «я».
Это один из самых сильных методов быстрой релаксации ума и тела. Помогает предотвратить, либо устранить ряд психосоматических расстройств. Пение «АУМ» следует применять после или во время стрессовых ситуаций, а также при депрессии. Маги эту мантру считают неким паролем, оставленным самим Богом для обращения к нему, — рассказывает В.Востоков. — Это самый сакральный слог, и даже его механическое повторение вызывает некие высшие вибрации, способствующие накоплению жизненной энергии. «АУМ» можно петь медленно или быстро, нужно экспериментальным путем найти для себя наиболее подходящий темп. Каждая буква должна звучать отчетливо с постепенным переходом от одной к другой. А мантра «ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ» содержит в себе пение и человеческий разговор, шум ручья и грозы, дуновение ветра — практически все звуки, которые нас окружают».
Кандидат медицинских наук А.Боров: «Отдельные звуки помогают от болезней. Исследования подтверждают целебные свойства отдельных звуков. Созданы даже реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. Например:
звук И — прочищает нос, лечит глаза;
звук У — укрепляет горло и голосовые связки;
звуки В, Н, М, Э — улучшают работу головного мозга;
звуки Ц, К, Щ, И — лечат уши;
звуки У, Ы, X, Ч — улучшают дыхание;
звуки О, А, С, М, И — лечат заболевания сердца.
Доказано, что целебными свойствами обладают мантры, то есть различные звукосочетания:
ОМ — снижает кровяное давление;
АЙ, ПА — снимают боли в сердце;
АП, АМ, АТ, ИТ, УТ — исправляют речь.
Все эти и многие другие звукосочетания основаны на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении».

(Известные Мантры. Сайт teosophia.com.)

«Лечение мантрами и Йога Звука. С древних времен в Тибетской медицине существует практика лечения мантрами. Лечебные мантры просты в употреблении, обладают глубоким воздействием, и доступны каждому. Лечение мантрой можно применять как для себя, так и для других. По действию мантры бывают самыми разными, существует множество мантр для разных случаев: для лечения болезней и профилактики, для привлечения подходящего партнера, для процветания и т.д. Они помогают быстро и эффективно. В Тибетской медицине считается, что если не помогают лекарства — надо использовать лечебные мантры.
Сегодня слово «мантра» пока звучит как нечто мистическое или музыкальное. А слово «йога» уже хорошо знакомо всем, многие по достоинству оценили прекрасные упражнения для здоровья, молодости и красоты. На самом деле мантра — это упражнения со звуком, это просто один из видов Йоги. Например, в Тибетской Традиции существуют три вида Йоги: Йога Тела — обычные физические упражнения, хорошо знакомые многим и весьма популярные в наше время; Йога Речи — мантры, это упражнения со звуком; Йога Ума — медитация.
Лечебные Мантры — это часть глубокой традиции, прямым держателем которой являются некоторые тибетские доктора. Лечение мантрой — это обширная область знаний. Существует более 100 лечебных и профилактических мантр, мощные мантры «от ста болезней», которые помогают даже в случае таких тяжелых заболеваний как рак.
Например, сегодня в разных странах можно пройти официальный курс Тибетского лечения мантрами, которому обучает и даёт прямую передачу доктор Нида Ченагцанг (см. сайт Международной Академии Тибетской Медицины www.iattm.ru.).
Что такое мантра? Мантра — это санскритское слово. По-тибетски мантра «ngags» (нак). Это слово переводится как «сохранять, избавлять» ум и сознание от страданий и болезней. Поскольку мантра — это стремление исцелить, она приводит к окончанию страдания. По действию мантры бывают самыми разными, поэтому существует не одна, а множество мантр. Можно выделить три основных вида мантр. Первый вид мантр связан с рассеиванием страдания: мантру применяют для того, чтобы победить проблемы со здоровьем и уменьшить страдание, на уровне тела и ума. Второй вид связан с сознанием. Используя этот тип мантр, можно развить мощную ясность ума. Третий вид мантр — «тайные мантры». Мантры применяют по-разному, например, один из способов связан с дыханием. В других случаях мантры действуют посредством формы, цвета, звука, запаха через тонкие элементы, чтобы уравновесить физические компоненты организма. Существуют мантры для профилактики некоторых болезней.
Происхождение лечения мантрой. Лечение мантрой нельзя назвать исключительно тибетским методом, подобные системы можно встретить в Китае и Индии. В Тибете лечение мантрой было очень распространено и применялось практически всеми. Согласно историческим сказаниям в древние времена в Тибете жили мудрецы — «дрангсонги», обладающие особыми знаниями, от которых и пошло лечение мантрой. В уединении они развивали сознание, интуицию и определенные физические восприятия, которые проявляются лишь тогда, когда ум находится в состоянии полного расслабления и покоя. Вследствие этого мудрецы и начали применять мантру как способ лечения, использующий звук. Люди, открывшие воздействие звука, открыли также воздействие цвета и стали использовать звук и цвет в целительской практике.
Первый трактат по Тибетской медицине, который дошел до наших дней и достоверность которого доказана, называется «Бум-Ши». Этот очень древний текст является первым письменным документом, в котором упоминается о лечении при помощи мантр. Лечение мантрами развивалось одновременно с Тибетской медициной. <…>.
Медицина и лечение мантрами. В Тибетской медицине существует четыре основных направления лечения.
1. Лечение при помощи диеты.
2. Лечение, связанное с поведением и образом жизни.
3. Лечение лекарствами на основе трав и других субстанций.
4. Массаж Кунье и другие лечебные процедуры (прогревания, ванны, компрессы, акупунктура, кровопускания).
Мантры сочетают и комбинируют со всеми четырьмя видами лечения. Некоторые мантры применяют перед приемом определенных видов пищи, другие связаны с поведением, их применяют во время ходьбы или сидения. Что касается лекарств, то во время приготовления их наделяют силой мантры. Иногда сами лекарства делают в форме слогов мантр. Что касается четвертого направления, то в Тибетской традиции читают мантры и во время процедур типа прогревания — моксы, массажа Кунье и др.
Как действует мантра. Применяя мантру, мы в основном используем речь, возможности которой очень велики, хотя мы не отдаем себе в этом отчет. Например, словами можно успокоить и расслабить человека, а иногда слова могут создать много проблем. Действие мантры основано на теории о взаимозависимости между индивидуумом, между явлениями и между различными ситуациями.
Мантры поют или произносят нараспев. Через дыхание и потоки энергии, развивающиеся в теле при произнесении мантры, восстанавливается равновесие расстроенных энергий от энергетических нарушений. При пении и произнесении мантры возникает особый вид дыхания, который можно определить как поток внутренней энергии. Тибетские доктора считают, что когда мы читаем мантру, то дышим не только воздухом, вдыхая его через ноздри, но также тонким энергетическим потоком, который движется внутри тела. Этот тонкий поток осуществляет целебное действие.
Мантры связаны с дыханием, звуком, формой и цветами, воспринимаемой нашими глазами. Под формой мантры имеется в виду форма тибетских или санскритских букв, из которых она состоит. Еще один способ действия мантры — через соприкосновение: в некоторых случаях определенные мантры пишут на листках бумаги, которые затем складывают особым образом и носят на шее, как кулон. Иногда значение слов, из которых состоит мантра, имеет свое определенное действие. Некоторые мантры сначала пишут на определенных видах бумаги разными типами чернил, изготовленных из трав, а затем едят. Мантры, которые глотают, делятся на те, что лечат, и те, которые используют с другими целями, например, для защиты, удачи. Есть метод, когда сначала начитывают мантру над водой, которую потом кипятят для ингаляций. Широко распространены различные благовония, в процессе приготовления которых читают соответствующие мантры.
Мантрой можно положительно повлиять на усталое тело и запутанный ум. Звук мантры обладает гармонизирующим свойством без опасности возникновения побочных эффектов. Существует мантра для полного очищения от негативной энергии и болезней, связанная с пятью элементами. При расстройстве определенного органа, если его энергия ослаблена, ее можно усилить произнесением соответствующей мантры, вслух или мысленно. Чтобы предотвратить болезни и поддерживать тело в здоровом состоянии, можно применять некоторые мантры по особым дням.
Если мы хотим лечиться при помощи мантр, необходимо иметь ясное понимание, которое возникает в результате опыта, приобретенного при практическом использовании мантр.
Передача мантры. Если доктор читает мантру, тем самым происходит ее передача. Прочтение мантр по книге и тексту не может заменить их передачу, которая происходит при прослушивании их звучания. В тот момент, когда вы услышали мантру от учителя, и происходит ее передача. (По материалам книги доктора Ниды Ченагцанг «Лечение мантрами в Тибетской медицине»)».

(Лечение мантрами и Йога Звука. Сайт yogini.net.ru.)

«С помощью мантры или особого колебания звуков ум направляется к самому приятному бессмертному Сознанию. «Мантра» буквально значит «то, что освобождает ум». Это то слово, на котором концентрируется ум во время медитации. Мантры взяты на языке Санскрит. Имеются различные так называемые «мантры», предназначенные для различных целей, но чтобы по настоящему стать «тем, что освобождает ум», Мантра должна обладать следующими свойствами:
1. Ритмичность. Она должна состоять из двух слогов, чтобы протекать в ритме с дыханием, так как дыхание оказывает глубокое воздействие на состояние сознания. Вы могли заметить, когда человек в гневе или расстроен, его дыхание становится частым и неглубоким, но когда он увлечен каким-то делом, его дыхание медленное и глубокое. Работа дыхания связана с протекающей в теле жизненной энергией, называемой «прана», которая в свою очередь влияет на ум. Если дыхание учащенное и неритмичное, прана становится неустойчивой и возбужденной, а ум путается, и процесс восприятия и мышления нарушается. Отсюда контроль за дыханием (прана-йама) является важной пастью обучения Йоге. Чем более замедленно и отрегулированно дыхание, тем лучше самообладание в пране и стабильнее концентрация ума. Следуя за процессом дыхания, мы можем взять под контроль прану, а контролируя прану, мы можем контролировать ум. Здесь мы обретаем свободу от всякого бремени. Таким образом, мантра должна состоять из двух слогов, так чтобы ее медленное, ритмичное скандирование про себя помогало замедлить дыхание, стабилизировать прану, успокоить и взять под контроль нетерпеливый ум.
2. Напевность. Мантра должна иметь определенное звучание, определенный вибрационный рисунок, чтобы во время ее внутреннего скандирования пробуждалась собственная вибрация индивида, или «сущностный ритм». Все сущее в этом мире имеет свой особый сущностный ритм, свое собственное звучание общей гармонии: от пульсирующих квазаров до колеблющихся электронов, от ультразвуковой мелодии горных хребтов до беспрестанного эха природных существ, поющих и гудящих, шумящих и щелкающих, смеющихся и плачущих все эти звуки составляют огромный оркестр. Источником этого бесконечного ритмического движения является Бессмертное Сознание, тихое беззвучное, океан покоя. Не нарушаемое никакими колебаниями, оно ровно и непрерывно течет через вечность.
Древние мудрецы, которые проникли умом в это море невыраженного Сознания, поняли, что вселенная это вибрационная игра звуковых волн различной длины. Силами интуиции они пришли к пониманию законов всеобщей гармонии, которые управляют вибрационным потоком, и разработали тонкие научные методы воздействия на ритмы вселенной без применения механических средств. Тончайшая наука звуков и была учением о мантрах. Мастера знали, что каждый индивидуальный сущностный ритм характеризуется колебаниями определенной частоты. Подобно согласованной игре музыкальных инструментов в симфоническом оркестре, согласование всех различных биоритмов ума и тела (физические волны, сердцебиение, метаболический уровень и т.п.) создает особую индивидуальную мелодию. Если этот индивидуальный ритм поднять до более тонкого уровня с более низкой частотой, он станет бесконечным, и ум сольется с безбрежным Космическим Сознанием.
Благодаря длительному внутреннему экспериментированию, йоги разработали серию могущественных звуков или мантр, которые, произносимые про себя, вступают в резонанс с индивидуальным сущностным ритмом и постепенно превращают его в бесконечную прямую линию Высшего покоя. Эти звуки родились в недрах организмов йогов и были систематизированы в самый старый на земле алфавит и язык Санскрит. Санскрит — «вечная песнь человеческого тела».
Тысячи лет назад, совершая медитацию в абсолютной тишине гор и пещер, йоги были способны отвлечься не только от внешних звуков, но и от шумов собственного тела и сосредоточить ум на центрах едва уловимой внутренней энергии. В спинном и головном мозгу есть семь центров психической энергии. Многие люди не подозревают о существовании чакр, но когда ум и тело становятся более восприимчивыми, благодаря медитации, эти слабые энергетические центры становятся уловимыми, и их можно контролировать.
Чакры были описаны посвященными святыми и мистиками всех духовных направлений и культур буддистами, древними китайцами, индусами, христианскими и европейскими мистиками («тайны семи звезд» и «семь церквей» в Откровениях являются символической ссылкой на семь чакр) и американскими индейцами. Недавно они были раскрыты наукой. С помощью чувствительных приборов было изменено энергетическое излучение (помимо частоты, которую посылают биохимические и анатомические системы), исходящие из поверхности тела именно в тех точках, где расположены чакры.
Эти древние йоги, направлявшие свой внутренний слух к энергетическим центрам, были способны расслышать слабые колебания, идущие от каждого из них всего 50 различных вибраций. Потом они проговаривали их вслух, и каждый из этих едва уловимых звуков стал буквой Санкритского Алфавита. Таким образом, язык Санскрит, иногда называют «отцом всех языков», произошел от материализованных звуков нашей внутренней энергии.
Мантра трансформирует сущностный ритм. Йоги соединили эти могущественные звуки в мантры, которые созвучны универсальным ритмам космоса. В течение тысячелетий эти мантры никогда не записывались, чтобы их не исказили недостойные властолюбцы, а передавались устно от гуру к ученику. Даже в настоящее время их познают лично от опытного учителя, так как разные люди имеют разве сущностные ритмы, и их мантры так же должны быть различными. Таким образом, люди всех национальностей, независимо от их языка, используют мантры Санскрита для медитации, поскольку Санскрит есть язык самореализации.
3. Идеализация. Мантра не только вибрирующий звук и пульсирующий звук, который приводит ритмы ума и тела в гармонию с Высшим ритмом, она имеет так же особое расширенное значение. В течение веков йоги усвоили простую истину: «ты таков, как ты думаешь». Теперь это общепринятый психологический факт, что ум становится похожим на объект идеализации. Многие эксперименты показали, что наше сознание имеет тенденцию уподобляться любому предмету внимания, если оно сосредоточено на нем продолжительное время. Итак, зрительный образ и положительная оценка предмета нашего внимания постепенно трансформирует наш ум по своему подобию.
Понимая, что люди часто недооценивают себя, психологи пытаются изменить представления человека о себе и таким образом полностью изменить его личность. Проводились эксперимент с человеком, который, обливаясь потом и напрягаясь изо всех сил, смог поднять только 150 кг. веса. Потом его подвергли гипнозу, гипнотизер повторял: «Ты самый сильный человек в мире, у тебя огромная сила!». В состоянии гипноза он поднял без всякого усилия и напряжения 200 кг. В настоящее время «сила положительной мысли», положительная оценка и творческий подход используются многими людьми во всем мире, чтобы добиться успеха, стать более популярным, более состоятельным. Но целью йога не является успех в свете или богатство. Она не менее, чем вечность, бесконечное развитие ума до перехода к Высшему Сознанию.
4. Пробуждение Кундалини. Кроме эффектов идеализации, пульсации и ритма, описанных выше, мантра обладает еще одной важной функцией. Ее можно рассматривать как орудие или средство пробуждения скрытой духовной энергии, дремлющей в каждом человеке. Эта духовная энергия известна как Кундалини и связана с разными психическими центрами организма, вызываемыми чакрами. Действие мантры направлено на то, чтобы разбудить силу кундалини, проведя ее через разные чакры, в результате чего будет установлен контроль, над различными функциями, соответствующими каждой чакре. Каждая чакра, через которую проходит кундалини, обретает более широкую чувствительность, достигая все более высоких уровней сознания, благодаря пробуждению Кундалини».

(Обзор Тантра-Йоги Традиции Ананда-Марга. Сайт vse-knigi.su.)

* * *