Статья 3.5.3. Классификация Мантры.

продолжение

3. ТАНТРИЧЕСКИЕ МАНТРЫ.

«Заметим лишь, что некоторые тантрические мантры встречаются уже в Брахманах. Тем не менее, только Тантризм, как буддийский, так и шиваитский, возвысил мантры и дхарани до уровня средств, ведущих к спасению (Мантраяна). В феномене повсеместного распространения этих сакральных формул можно различить, по меньшей мере, два направления. Одно вело к глубоким философским размышлениям о «мистических звуках»; другое — к ламаистскому молитвенному колесу».

(М. Элиаде. Йога: свобода и бессмертие. К. София.
2000г. К. PSYLIB. 2004г. Сайт psylib.org.ua.)

«В большинстве храмов, предлагающих ведические церемонии, используются тантрические мантры для планет. Они достаточно короткие и требуют относительно невысоких трудозатрат, что способствует более приемлемой стоимости такой ягьи. Что касается ведических мантр, то эксперты по Джйотиш (Ведическая Астрология) считают, что они на порядок сильнее и оказывают более мягкое воздействие на энергетику человека. Однако такие мантры длиннее, более трудоемки и требуют более высокой квалификации пандитов, поэтому в данный момент их использование в ягьях — крайне редкий случай».

(Планетарные церемонии и Наваграха — тантрические мантры. Сайт jyotish.ru.)

«Как достичь успеха современному человеку? Что именно влияет на наше процветание? Идёт ли здесь речь о вмешательстве высших, неведомых сил, или же ответственность за все действия возлагается лишь на нас, целиком? Всё зависит от меры восприятия, умения чётко осознавать собственное место в мире. Уникальные тантрические мантры придутся по душе всем тем, кто уже давно мечтал о полноценном просвещении, несущем мир и благодать для всего сущего.
Древнейшие изучения теперь сослужат замечательную службу современным людям, у которых порой совсем не остаётся личного времени и свободного пространства, чтобы поддерживать духовность и уединение с природной сущностью человека. Мысленные позывы и эмоции, которые возникают и исчезают внутри нас, всегда несут в себе определённый подтекст. Духовный подтекст. И кто знает, может именно в этих мыслях скрываются подлинные секреты мироздания, над которыми продолжают биться научные умы планеты сей.
Тантрические или ведические? Разница в мантрах заключается в том, что использоваться они могут по-разному, а если церемонию проводит профессиональный духовный наставник, он обязательно возьмёт за это определённую сумму. Тантрическая мантра всегда выходит значительно дешевле, так что проведение первый раз — идеально. Лучше начинайте с них, а к ведическим перейдёте позже, на более поздних стадиях своего духовного совершенствования».

(Тантрические мантры. Сайт privorogi.ru.)

 

4. БИДЖА-МАНТРЫ.

«Биджа — буквенная мантра, которая содержит собственную силу».

(Б.Сахаров. Великая тайна. Скрытая сторона упражнений Йоги.
Тантрическое произведение «Гхеранда-Самхита». 2004г.)

«Биджа-мантра — мантра-семя, изначальная мантра для определенной чакры».

(Мантры органов. Сайт gayatrimantra.narod.ru.)

«Шабдакоша. Биджа-мантра («звук-семя») — санскритский слог, связанный с определенным Божеством и используемый для Его вызывания во время проведения мистических ритуалов».

(Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Ника-Центр. 2008г. 338 стр.)

«Биджа-мантры — это «семенные» мантры, состоящие из нескольких слогов; считается, что они сильнее обычных мантр. Чтобы повысить могущество мантр, к ним присоединяют биджа-мантры: в начале, либо в конце, а иногда и в начале, и в конце. Биджа-мантры могут не иметь вербального смысла, однако всегда указывают на конкретных богов или богинь или на элементы-махабхуты».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Тантрические секты: «Тантра-Сангха». … <…>. Биджа-мантра — это «семя-слог», обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения. Адепты Тантризма считают, что знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения — отличительная особенность всей тантрической системы».

(Религиозные группы и деструктивные религиозные
организации восточной ориентации. Сайт zakon.kuban.ru.)

«Биджа (санскр. семя, в Тибетском Тантризме Са Бон) — особый звук или слог, якобы являющий собой сущность божества, какого-либо принципа, чакры и т.п.».
(Другой вариант перевода). «Биджа (санскр. семя, тиб. Са Бон) — являют собой сущность или основные символы того или иного божества, чакры, элемента и т.д. Считается, что путем работы с биджа-слогом можно пробудить тот элемент, который он представляет, или овладеть им».

(Учения Тибетской Йоги. / Пер. и аннотация Гарма Ч.Чанга. Сайт theosophy.ru.)

«Биджа-мантра. Мантра-семя. Звук, находящийся между непроявленным и проявленным состояниями. Как и речь, он проходит стадии от скрытой, латентной, до слышимого артикулированного звука. Короткие биджа-мантры могут выразить сущность любого объекта. Запись биджа-мантр используется в иконографии. Личную биджа-мантру держат в тайне, чтобы никто вольно или невольно не смог через неё оказать влияние на того, чью сущность она выражает».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Ред. Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)
(Мантры. Сайт mistic.us.)

«Биджа-мантры. Для наиболее сущностной практики Мантра-Йоги используют короткие «семенные» мантрические слоги — биджы. Это звуковые формулы, которые содержат в себе всю силу и действие развёрнутых мантр. Они представляют в форме звука шесть модификаций сознания — пять чувственных сознаний и ментальный план. Слоги-биджи используются преимущественно для развития устойчивой концентрации сознания и самоосвобождения психических зажимов. Они наделяют сознание и тело высокими энергетическими вибрациями и выводят ум к уровню сверхсознания».

(Двенадцать солнечных имен. Сайт astromag.at.ua.)

«Особый класс мантр в шактистской практике составляют мантры, «наделенные семенем», или биджа-мантры («биджа» — на санскрите «семя»). Биджа-мантра — это однослоговая мантра типа ОМ, ХРИИМ, АИМ и т.п. Каждое божество имеет свою биджа-мантру. Правильно повторяя эту биджа-мантру, практикующий усваивает ее сущность, что позволяет ему непосредственным образом «ассимилировать» божество. В Шактизме особенно развито учение о «биджа» в мистичеких спекуляциях о слове как о творческом логосе (ср. концепции Эллинизма и учение Филона о «словах-семенах» — logos spermatikoi). Одним из наиболее ранних зачатков упомянутых спекуляций является шлока Бхагавад-Гиты 8:10».

(«Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»).
/ Пер., пред. и комм. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.)

«Биджа-мантры (семя-мантры) — это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением энергии определенного типа. Каждая биджа-мантра соответствует какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.), точке организма, элементу или какому-либо аспекту Бога.
Название предмета или явления на Санскрите (и некоторых других древних языках) таково, что сочетание биджа-мантр, из которых состоит соответствующее слово, выражает именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. При чтении мантр очень важным является то, говорить можно только истину: если слова не соответствуют действительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности».

(Мантры. Сайт ua-fengshui.com.ua.)

«Самой могущественной формой мантры является биджа-мантра. «Биджа» значит семя, и биджа-мантры является причинными звуками, из которых возникли все прочие мантры и звуки. Биджа-мантра представляет силу концентрированной энергии, которая соотносится с определенным уровнем сознания. Мантры, которые используются в таттва-шуддхи, являются биджа-мантрами, соотносимыми с пятью таттвами. Бесполезно пытаться раскрыть значение этих мантр. Значение, которое может передавать мантра, является только метафизическим; достаточно сказать, что посредством мантры человек общается со своим внутренним «Я» и с Космосом.
Словарь. Биджа-мантра — «мантра-семя»; основная мантра; вибрация, имеющая свой источник в трансцендентальном сознании».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики
преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ.
Сурендры Мохана). Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Существуют непереводимые мантры, которые содержат самое важное, что есть в полном варианте мантры. Это биджа-мантры. Считается, что они самые сильные. Неудивительно, ведь это своего рода концентрированная сущность мантр, о чем говорит и само их название: слово «биджа» означает «зерно». Они состоят из одного или нескольких слогов. Биджа-мантры являются звуковым воплощением энергии определенного типа. Более того, каждая биджа-мантра имеет ряд соответствий:
— какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.);
— точке тела (чакре);
— элементу;
— какому-либо аспекту божественной сущности».

(Что такое биджа-мантры? Сайт yoga-club.com.ua.)

«Биджа-мантра — звук, связанный с таттвами, или материальным принципом чакр. Во время произнесения он сопровождается послезвуком, назальным «м», который обозначается на письме точкой над буквой «м»; таким образом, биджа-мантра Муладхары есть «ла», и вместе с послезвуком она составляет «лам», в котором завершающее назальное «м» (или «н») произносится со сжатыми губами. Это называют звуком вайкхари, но этот термин обозначает только его самое явное, материальное проявление; в нем заключена тонкая (сукшма) форма под названием мадхьяма; в м — еще более тонкая форма, пашьянти, а затем — точка, момент, в который в покое зарождается движение, — форма, именуемая пара. Таким образом, биджа-мантра олицетворяет процесс проявления и материального воплощения первичной силы. Знак, обозначающий послезвук, называется чандра-бинду».

(Э.Вуд. Словарь Йоги. / Пер. К.Семенова. К. София. 1996г.)

«Мантры — это не просто звуки или слова. Мантры — это звуки, которые слышали просветленные риши и йогины, когда они тренсцендировали земные планы и проникали в неосознанное, где материальный мир не существует. В начале они слышали определенные звуки, которые стали знакомыми нам мантрами. Однако когда они пошли еще глубже, звуков больше не было, и они также потеряли осознание себя. Затем они вошли в неосознанное, Шиваратри, или «темную ночь души», как говорит Библия. Когда они вошли в неосознанное, они услышали другие мощные звуки, известные, как «биджа», семя-мантры. Таким образом, мантры были открыты теми, кто смог выйти за пределы материального существования. Это — источник тех мантр, который передавался от Гуру к ученику в течение тысячелетий. Такая мантра может полностью взорвать личность и открыть ворота высокому осознанию».

(Свами Сатьясангананда Сарасвати. Свет на
взаимоотношения Гуру и ученика. Сайт koob.ru.)

«Биджа-мантры или «семенные мантры» — это молитвы, которые состоят из одного или нескольких звуков или слогов. Мудрецы утверждают, что они намного сильнее других мантр, так как несут в себе сильнейшую энергию, сконцентрированную силу того или иного Творца. Поэтому, чтобы усилить могущество обычных мантр, к ним часто добавляют слоги из биджа-молитв. Биджа-мантры (семя-мантры) — это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением энергии определённого типа. Применение биджа-частиц особенно распространенно в тантрических традициях. Существует даже отдельная самостоятельная отрасль тантрической литературы, которая называется «Мантра-Видья» («Наука о мантрах»). Посвящена эта отрасль биджа и более простым молитвам, а также их чтению. Кроме того, в тантрической литературе есть большие разделы и главы, посвященные исключительно биджа-мантрам и их применению в практике».

(Семя-мантры. Биджа-мантры. Сайт vseprivoroty.ru.)

«Биджа-мантры (семя-мантры) — это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением энергии определённого типа. Каждая биджа-мантра соответствует какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.), точке организма, элементу или какому-либо аспекту Бога. Например биджа-мантра «лам» связана с элементом земли и чакрой Муладхарой, «вам» — с элементом воды и Свадхистханой, «рам» — с элементом огня и Манипурой, «йам» — с элементом воздуха и Анахатой, «хам» — с элементом пространства и Вишуддхой.
Биджа-мантрами являются все буквы Санскритского Алфавита. Названия предметов и явлений на Санскрите таковы, что биджа-мантры, из которых состоят названия, выражают именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. Поэтому в Тантре считается очень важным говорить истину: если слова не соответствуют действительности, то и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности».

(Мантры и янтры. Сайт babychado.ru.)

«Санскритское слово «биджа» означает «семя». Биджа-мантры — это слова или звуки, из которых вырастают другие мантры. Хотя у биджа-мантр нет перевода, подходящего для этих могущественных слов и звуков, посвященные и мудрецы определили их тонкий и метафизический смысл. Например, слог ЙАМ является биджа-звуком элемента воздуха. Повторение и медитация на этот звук помогают ощутить и контролировать витальную силу — прану. Мантры с биджей самые сильные; считается, что их сила так велика, что может поразить человека, чье тело и сознание недостаточно подготовлены. Для достижения успеха ученик должен получить мантру через опытного Учителя, гуру, который в действительности передает ученику энергию мантры. В любом случае биджа-мантры следует использовать, и они рекомендуются тем, кто ради духовных целей приступает к медитации.
Биджа-мантры чакр. Чакры — это центры сознания, локализованные в теле. Они имеют тонкую природу и связаны с нервными центрами. В каждом человеческом теле есть семь чакр, которые йоги часто называют лотосами, и когда правильно выполняется практика, лотосы открываются. У каждого из лотосов определенное количество лепестков, на лепестках изображены буквы, обозначающие различные свойства. Соответствующие биджа-мантры чакр ускоряют раскрытие лотосов. Медитация на чакры с использованием биджа-мантр является древней практикой духовного совершенствования».

(Мантры. Сайт vsemogy.com.)
(Мантротерапия. Биджа-мантры. Сайт mantroterapija.ru.)

«12. Символика и язык Тантры. 12.1. Мантры и янтры. Биджа-мантры (семя-мантры) — это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением энергии определённого типа. Каждая биджа-мантра соответствует какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.), точке организма, элементу или какому-либо аспекту Бога. Например, биджа-мантра «лам» связана с элементом земли и чакрой муладхарой, «вам» — с элементом воды и свадхистаной, «рам» — с элементом огня и манипурой, «йам» — с элементом воздуха и анахатой, «хам» — с элементом пространства и вишуддхой. Одной из практик Тантры является ощущение любого звука как мантры. Все буквы санскритского алфавита являются биджа-мантрами.
Названия предметов и явлений на Санскрите таковы, что биджа-мантры, из которых состоят соответствующие слова, выражают именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. Поэтому в Тантре считается очень важным говорить истину: если слова не соответствуют действительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности. Энергия, рождённая ложью, не находит себе места в реальном мире и в конце концов обращается против того, кто её произнёс. Напротив, если реализованный мастер или святой говорит то, чего нет, то его слова материализуются: энергия, которую он пробуждает словами, столь сильна, что изменяет реальность. В Тантре считают, что сущность человека заключена в его речи, и так как звук тесно связан с энергией, то под словом «речь» понимают не только «обычную» речь, но всю внутреннюю энергию человека, и даже часто заменяют термин «энергия» на «речь».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной,
человека и природу любви. Сайт avatargroup.ru.)

«Это могущественные священные формулы, оказывающие направленное положительное воздействие на сознание, ум, тело, судьбу человека, помогающие в духовном совершенствовании, если их повторять, слушать или размышлять над ними. Мантры способны создавать защитную оболочку на психическом или праническом уровнях. Безусловно, что мантрическая сила обретается быстрее, если мантру получить непосредственно от авторитетного духовного учителя, принадлежащего к истинной метафизической традиции. Учитель передает вместе с мантрой духовную силу (шакти) и открывает канал гармоничного прохождения силы. Мантра содержит в себе энергию, которая воздействует независимо от употребления; это энергия в звуке, носитель особой духовной энергии. Мантра состоит из набора букв, отражающих определенную последовательность звуков. Для достижение желаемого эффекта важно правильное произношение мантры, с учетом ритма и тона. Переведенная на другой язык, она теряет свою силу и становится обычным предложением. <…>.
Биджа-мантры не имеют смысла в обычном языковом понимании. Но посвященные знают, что каждая из этих мантр представляет то или иное божество и является тонкой вибрацией (дхвани), которая озвучивает все буквы и присутствует во всем, что мы говорим или слышим. Таким образом, каждая мантра — воплощение Брахмана. Это мощная движущая сила, слово силы, способствующее устранению двойственности восприятия, осуществлению всех желаний и освобождению. Биджа означает «семя». Биджа-мантры — это слова или звуки, из которых вырастают другие мантры. Мантры с биджей самые сильные; считается, что их сила так велика, что может поразить человека, чье тело и сознание недостаточно подготовлено».

(Мантра (Биджа-Мантра) — Слово Силы. Сайт sattva.in.ua.)

«У каждого бога, у каждой ступени святости есть свой «мистический звук», своя биджа-мантра, которая является их «зерном», их «опорой», т.е. самим их существом. Правильно произносящий эту мантру непосредственно ассимилирует бога, состояние святости и т.д. Существует сокровенная связь: 1) между мистическими буквами и слогами мантры (матрика — «матерями», биджа — «семенами») и «тонкими» органами человеческого тела; 2) с другой стороны — между этими органами и божественными силами, проявленными или непроявленными в космосе. Обращение к «символу» пробуждает все связанные с ним силы.
Биджа-мантры — «семенные мантры», как правило, состоят из одного или нескольких слогов. Считается, что они сильнее обычных мантр, потому что несут в себе, так сказать, саму суть сконцентрированную силу, энергию того или иного божества. Поэтому, чтобы повысить могущество мантр, к ним часто присоединяют бинджа-мантры, в начале или конце.
Биджа-мантры обычно не имеют вербального смысла, однако всегда указывают на конкретных богов или богинь или махабхуты (природные элементы: земля, вода, огонь, воздух и эфир). Некоторые же биджа-мантры представляют собой сокращенные формы более длинных мантр. Каждый бог или богиня имеет свою собственную биджу.
Биджа-мантра — это «семя-слог», обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения. Односложная биджа-мантра для тантрической садханы (практики) то же, что и семя для дерева: как семя обладает потенциалом дерева, точно также и один звук может содержать в себе всю тотальность божественного в своей вибрации.
В образовании различных биджа-мантр участвуют все слоги Санскритского Алфавита. При образовании той или иной биджа-мантры, несколько слогов группируются таким образом, что образуют единый «семя-слог» (биджа). Таким образом, каждый биджа («семя-слог») на самом деле состоит из нескольких слитых воедино букв или слогов. Каждый из этих составляющих слогов имеет определенное символическое значение. Каждая биджа-мантра заканчивается точкой в полукруге (этот знак называется анусвара), которая при написании ставится над слогом и означает назализацию звука (т.е. (м) или (н), произносимое в нос). Сама точка (бинду), завершающая «семя-слог» (биджа), представляет из себя символическое выражение изначального состояния единства Шива-Шакти (или Абсолюта и Его энергии самопостижения). Бинду является символом освобождения, так как с помощью концентрации на внутренний назализированный звук при повторении биджа-мантра с ощущением изначального единства Шива-Шакти достигают освобождения».

(Мантра есть спасение ума. Сайт liveinternet.ru.)

«Тантра содержит в себе эзотерическое знание о биджа-мантре. Биджа-мантра — это «семя-слог», обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения. Односложная биджа-мантра для тантрической садханы (практики) то же, что и семя для дерева: как семя обладает потенциалом дерева, точно также и один звук может содержать в себе всю тотальность божественного в своей вибрации.
Выражение биджакшара или «семя-слог», используемое в Тантрах для обозначения биджа-мантр, состоит из двух слов: биджа — «семя» и акшара, что означает как «слог», так и «нетленный».
В образовании различных биджа-мантр участвуют все слоги Санскритского Алфавита. При образовании той или иной биджа-мантры, несколько слогов группируются таким образом, что образуют единый «семя-слог» (биджа). Таким образом, каждый биджа («семя-слог») на самом деле состоит из нескольких слитых воедино букв или слогов. Каждый из этих составляющих слогов имеет определенное символическое значение. Каждая биджа-мантра заканчивается точкой в полукруге (этот знак называется анусвара), которая при написании ставится над слогом и означает назализацию звука (т.е. (м) или (н), произносимое в нос). Сама точка (бинду), завершающая «семя-слог» (биджа), представляет из себя символическое выражение изначального состояния единства Шива-Шакти (или Абсолюта и Его энергии самопостижения). Бинду является символом освобождения, так как с помощью концентрации на внутренний назализированный звук при повторении биджа-мантры с ощущением изначального единства Шива-Шакти достигают освобождения.
Каждое Божество (то есть каждый аспект Бога) имеет свою биджу. Ученик получает биджа-мантру от гуру во время посвящения и, таким образом, входит в непосредственный контакт с тем или иным аспектом Бога. Семя просеивается в почву, которая вспахивается, очищается и поливается. Подобным образом биджа-мантра помещается в сердце ученика, чистое и орошенное водой Божественной милости.
Знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения — отличительная особенность всей тантрической системы. Считается, что биджа-мантра содержит в себе всю потенцию и полное значение доктрины. Целый трактат, состоящий из тысяч, стихов, может быть уложен в несколько стихов, затем суммирован в несколько строк и, наконец, сокращен в биджа-мантру, которая хотя и является самой маленькой звуковой единицей, будет сохранять в себе полную силу всей доктрины. Даже после самого повторения биджа-мантры, ее воздействие продолжается. Энергия, хранящаяся в каждом таком «семя-слоге», может быть активизирована и приведена в действие. Утверждается, что сила той или иной биджа-мантры может быть сконцентрирована в головном центре Аджна и пробуждаться к действию по желанию.
Такие биджа-мантры как ОМ, ХРИМ, КРИМ, ШРИМ, КЛИМ, ХУМ, ПХАТ и др., по отдельности или в различных сочетаниях, широко используются во всей Тантрической Традиции. Для человека со стороны смысл таких «семя-слогов» остается неведомым и повторение их может показаться «невнятным бормотанием магических формул», или чем-то в этом роде. На самом же деле — в каждой из биджа-мантр содержится глубокое смысловое значение.
Повторение биджа и других мантр пронизывает все аспекты тантрической практики. Каждая биджа-мантра может повторяться как отдельно, так и в сочетании с другими мантрами, в зависимости от совершения того или иного вида духовных упражнений или ритуалов.
Как уже говорилось, различные биджа-мантры и более длинные мантры используются в различных медитативных упражнениях, ритуалах и обрядах, в связи с концентрацией на различные аспекты Божественного».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

 

5. ДЖАПА-МАНТРЫ.

«Джапа-мантра — мантра, произносимая шепотом (джапа). Близка к ней по значению аджапа-мантра, произносимая совсем беззвучно, про себя, мысленно. Мантры этих видов произносятся неоднократно или постоянно с использованием четок (джапа-мала), вид которых, материал, количество зерен и разделительный элемент служат признаками, символами, атрибутами веры. Постоянное произнесение, рецитация мантр создает душевный комфорт, который становится потребностью. Джапа-мантра подчиняет себе ритм дыхания и поддерживает стабильность состояния сознания в непредвиденных обстоятельствах».

(Мантры. Сайт mistic.us.)

«Предписания: Джапа-мантра обязательно должна быть получена при дикше и из уст Гуру. Никакие действия натха-сиддха не будут совершенны без мантры. Передача мантры должна быть произведена в полной форме и с правильным произношением. Выполняя джапу, йогин утверждается в вере. Следование принципам ямы и ниямы делает джапу благоприятной.
Джапа-мантра осуществляется тремя способами. Вачака — мантра произносится вслух. Такая мантра способствует реализации действий. Упамша — осуществляется только шевелением губ таким образом, чтобы садхак не слышал звука мантры. Такой способ рецитации утверждает в цели. Манас-мантра — мысленное повторение мантры. Этот метод является наиболее соответствующим для джапы и даёт полное освобождение.
Джапа-мантра на стороны света: на восток — даёт силу подчинения, на юг — способности колдовства, на запад — обретение материальных благ и на север — спокойствие ума, совершенства и освобождение. Джапа мантры на север является основным методом».

(Джапа-мантры. (Из книги Гуру Йоги Виласнатха «Шри Натха Рахасья».
/ Пер. Йоги Крипанатха Махараджа. Сайт nathablog.com.)

«В словах начало, в словах основа творения, в них сила… Всегда влекла людей тайна слов, некая la vida secreta de las palabras. В разных религиях и различных народных культурах есть «творящие» священные слова — молитвы, заговоры, заклинания. В Буддизме и Индуизме тысячелетия назад зародились свои слова силы, и их называют красивым словом «мантры». По созвучию «мантры» напоминает русское «тайна», или греческое «кайрос», все эти слова имеют сакральный смысл.
Тысячелетиями мантры и ритуалы их исполнения хранились в глубокой тайне, передаваясь через посвященных и избранных. Но на рубеже тысячелетий, с наступлением Эпохи Водолея (наступила в ночь с 21 на 22 марта 2003г.), как отмечают монахи-буддисты, снизошло высшее благословение на распространение мантры как таинства творения материального. Поэтому использование мантры является для нас высшим благом, которое мы должны использовать во благо себе и другим.
Итак, мантра (с Санскрита «орудие осуществления психического акта») — это древние священные слова, наделенные силой, в Индуизме и Буддизме. Согласно переданным традиционным сказаниям, мантры были услышаны йогами и ведическими святыми в состоянии глубокой медитации, единения с Высшими Силами и Абсолютом. Все услышанные мантры были записаны в священных индусских Ведах учениками великого мудреца Вьясы. Передача мантры от учителя к ученику являлась и является поныне древнейшей сакральной традицией. <…>.
Мантра как практическое структурированное воплощение Санкрита, как золотое семя этого языка, в организме человека приводит человека в такое состояние, когда организм вибрирует в унисон с Высшей Энергией Вселенной. Человек становится более спокойным, гармоничным и достигает желаемого посредством сосредоточения мысли на главном. Мантра пробуждает в нас забытые человечеством способности, в ходе чтения мантры могут проявится так называемые «сиддхи» — телекинез, левитация и прочее.
Благо всем нам, что мантра открыта. Индусы говорят, что мантра способна полностью раскрыть накопленный опыт всех прошлых жизней. Таинство мантры существует и до сих пор. Например, так называемые «дикша-мантры» передаются от учителя лично и тайно своему ученику. Такая мантра становится защищающей мантрой, своего покровителя с помощью неё можно вызвать из любого нефизического мира, произнеся в состоянии транса или в пространстве вариантов.
Существует класс мантр, так называемые «биджа-мантры» или «мантры-семена», которые находятся между проявленным и непроявленным состояниями. «Биджа-мантра» может произноситься из пространства вариантов в реальный мир как звук, но для этого нужно научиться быстро переходить из одного состояния в другое. Такая мантра может быть как уже существующая, или несуществующая (если вы владеете Санскритом). Если не владеете Санскритом, то на русском языке также может появится слово силы или сильный заговор. Однако, такие слова силы и мантры являются вашими личными защитниками, и их стоит держать в строжайшей тайне.
Иногда мантры практикуются для защиты от сторонних мантр, заговоров, энергетических воздействий. В этом случае мантра не только защищает того, кто её произносит, но и способна обратить негативное воздействие против неблагожелателей.
Практика показывает, что мантры не всегда поют или произносят в полный голос, их можно шептать (джапа-мантра). На Руси также изревле существовали «шептуны», у нас много общего с индусами, больше чем мы думаем.
Есть еще один вариант — мантры можно произносить совершенно беззвучно, мысленно (аджапа-мантра). Аджапа-мантра произносится совсем беззвучно, мысленно. Мантры, произнесенные мысленно или шепотом, произносятся неоднократно, количество повторений, как правило, кратно 3, то есть 3, 6, 9, 15 раз. Особо почитают индусы число 108».

(Мантры. Сайт sonan.ru.)

 

6. ДИКША-МАНТРЫ.

«Дикша-мантры — мантры гаятри».

(Словарь вайшнавских терминов. Сайт txt.rushkolnik.ru.)

«Дикша-мантры очищают и поддерживают человека, предохраняют его от случайного падения. Дикша полностью считается успешной, когда ученик достигает сварупа-сиддхи».

(Маму Тхакур Дас. Букварь: философия и практика сознания Кришны.
Искусство медитации. М. 2004. 122 стр. Сайт sankirtana.narod.ru.)

««Дикша-мантры, полученные вне четырех признанных вайшнава-сампрадай, бесполезны». («Падма-Пурана». Прамейя-ратнавали. 1.5. Джайва-дхарма. Гл. 13). «Вся вселенная очищается благодаря ачарьям четырех признанных вайшнава-сампрадай: Шри Раманудже — в Шри-сампрадае, Шри Мадхвачарье — в Брахма-сампрадае, Шри Вишнусвами — в Рудра-сампрадае и Шри Нимбадитье — в Чатухсана-сампрадае. Дикша-мантры, полученные у того, кто не является подлинным духовным учителем в одной из этих сампрадай, бесполезны».

(Дикша. Виды дикши. Дикша-мантры. Сайт siddhanta.ru.)

«Повторение Харе-Кришна-маха-мантры, дикша-мантры и поклонение Божествам в храме легко сочетаются друг с другом, не входя в противоречие. Они могут выполняться одновременно, поскольку ведут к одной цели. Развитие благости в человеке, несомненно, способствует его духовному росту, брахманические качества ни в коей мере не противоречат очищению сознания. Из этого следует, что дикша, повторение Гаятри-мантры, харинама и общение с продвинутыми преданными — звенья одной цепи. Все это помогает преданному достичь трансцендентальной платформы вишуддха-саттвы, чистой добродетели. Другими словами, повторение Харе-Кришна-маха-мантры — это основной процесс, а получение дикши и инструкций, как улучшить нама-санкиртану и обрести Кришна-прему, — способствующий ему процесс. Дикша-мантры очищают и поддерживают человека, предохраняют его от случайного падения. Дикша полностью считается успешной, когда ученик достигает сварупа-сиддхи. Необходимое условие: дикша-мантра должна быть получена от вайшнава. Вайшнава-Шастра (Хари-бхакти-виласа. 4.366) декларирует: «Человек, получивший мантру от гуру, который не предан Господу или который привязан к чувственным наслаждениям, обречен на жизнь в аду. Он немедленно должен оставить его и принять реинициацию от истинного вайшнава, получив мантру снова»».

(Маму Тхакур. Искусство медитации. Сайт sankirtana.net.)

«Из всех различных мантр, упоминаемых в шастрах в связи с дикшей, Шри-Кришна-мантра — наиболее важная, так как Шри-Кришна — Изначальный Господь, источник всех проявлений Бога. Из трех земель, где явлены игры Шри-Кришны, Вриндаваны, Матхуры и Двараки, величайшее качество Бога, сладостность, проявлено в Шри Вриндаване, где Кришна являет игры мальчика-пастушка. Поэтому величайшие мантры — те, что связаны с Вриндавана-лилой. Опять-таки, 10-сложная и 18-сложная Гопиджана-валлабха мантры, выражающие величайшую мадхура-раса-лилу, — самые великие. Хотя все эти мантры записаны в священных книгах и публикациях, их джапа не принесет плода, так как мантра должна быть получена от сад-гуру.
Некоторые люди также считают, что состоящая из 16 слов и 32 слогов Харе-Кришна-маха-мантра — это дикша-мантра, но харинама маха-мантра не считается дикша-мантрой ни в одном руководстве по инициации, так как, раз она воспевается громко, как она может считаться дикша-мантрой? В некоторых местах харинама дается перед дикшей, чтобы очистить уши и сердце, но это не называется дикшей. Может возникнуть вопрос: «Если Харе-Кришна-мантра называется маха-мантрой, можно ли достичь совершенства, приняв только одну эту мантру?» Ответ на этот вопрос таков: Харе-Кришна-маха-мантра называется маха-мантрой потому, что она наиболее сильная из всех мантр в даровании премы. Однако, поскольку в ней нет окончания четвертого падежа (самарпана, дательный падеж), и ришйади-шаданги (шести стандартных последовательностей, образующих определенный образец сложения, композиции), это не дикша-мантра. Нужно знать, что до принятия дикши плодом харинама-санкиртаны будет принятие прибежища у истинного гуру, и его наставлений по дикше, а после принятия дикши плодом нама санкиртаны будет према».

(Дикша-мантра. Сайт forum.hari-katha.org.)

 

7. ДХАРАНИ.

(см. статью 1.5. «Что может стать девизом Российской Тантрологии? (ч.1).

п.4. Что такое дхарани?)

 

8. МАХА-МАНТРЫ.

«Первоначальный звук. Мантра — это последовательность трансцендентных звуков, обладающая великой силой. Согласно вневременному знанию Вед, проявление материальной Вселенной началось с вибрации звука (Ом). Таким образом, пение мантр пробуждает трансцендентную природу души.
Маха-Мантра. Считается, что Маха-Мантра, или Великая Мантра, содержит в себе все другие мантры, подобно тому, как купюра на сто евро содержит в себе все другие номиналы. Маха-Мантра — как радуга, которая появляется из первоначального белого света — звука Ом.
Рекомендации для этой эпохи. В эти дни и в эту эпоху многим людям, как известно, очень сложно усмирить свой ум и подчинить себе свои собственные чувства. Такого рода медитация на Всевышнего — это метод, который вовлекает чувства, а не подавляет их».

(Маха-Мантра. Сайт Krishna.ru.)

«Все произнесенные человеком слова или звуки имеют собственную вибрацию, которая, так или иначе, но оказывает влияние на его подсознание. Мантры — это определенные слияния конкретных звуков, которые оказывают сильное энергетическое воздействие на внутренний мир человека, способствуют изменению потока его привычных мыслей и открывают иной путь познания и совершенствования. Маха-мантра считается уникальной, самой почитаемой и самой сильной по эффективности воздействия в ведической философии.
История могущественной мантры. Это молитвенное индуистское заклинание стало широко употребляться в XV в. для прославления Божественного Начала. Среди последователей считалось, что слушать или проговаривать Маха-Мантру, значит, становиться ближе к Богу, Истине и Счастью. До сих пор большинство последователей индуистской философии убеждены, что эта мантра, состоящая всего из 16 звуковых сочетаний, аккумулировала в себе все лучшее, мудрое и необходимое человеку из древней культуры. Долгое время Маха-Мантра относилась к закрытой информации, но в ХХ в. широко распространилась благодаря созданному братству осознания Кришны.
Влияние Маха-Мантры на подсознание человека. При проговаривании или прослушивании маха-мантры человек испытывает невероятный эмоциональный подъем, он ощущает радость и удовлетворение жизнью, полон любви к окружающим его людям. Кроме этого Маха-Мантра устраняет все зло и внешние преграды на пути человека, делая его богатым, счастливым и преданным в своей любви к Богу. Она может быть использована человеком в любое время, как для медитации, так и для защиты от внешнего зла».

(Маха-Мантра. Сайт zoremira-vedunya.ru.)

«Маха-Мантра — это Великая Мантра, которая позволяет создать уникальные вибрации, очищающие разум и дух, дарующая просветление и покой. Она представляет собой обращение к самому Богу, что делает ее невероятно сильной и востребованной и среди новичков, и среди тех, кто давно использует мантры для своего духовного развития.
Cлова Маха-Мантры. Для того чтобы создать необходимую вибрацию, нужно знать слова мантры. В связи с тем, что произносятся они многократно, запомнить их довольно просто, даже после нескольких тренировок. Рассмотрим сам текст:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Как несложно заметить, эта мантра привлекает имя самого Бога, что и наделяет ее невероятной мощностью и силой.
Значение Маха-Мантры. Если разбирать мантру пословно, то она состоит из двух частей: «хара» — обращение к божественной энергии наслаждения, и «Кришна», «Рама» — это обращение уже непосредственно к Господу. Оба имени обозначают самую высшую точку наслаждения и удовольствия. Таким образом, обращение к божественной энергии позволяет достичь самого Господа.
Считается, что использование этой мантры в духовных практиках позволяет возродить трансцендентное сознание, открыть в себе вечную душу, сущность, осознающую божественное. Сознание современного человека искажено излишней тягой к материальному, но все материальное есть лишь майя — иллюзия, то, чего нет. Иллюзорность материального мира заключается в том, что человек стремится господствовать над миром, а на деле сам является его пешкой, ходящей по строго обозначенным законам. Однако майя — материальная энергия — есть лишь одна из энергий существования Господа.
Эта мантра предназначена для все тех, кто жаждет освобождения от страданий, печалей, тревог, кто хочет познать истинное счастье, расслабление, возвышение. С первой медитации вы ощутите необычное облегчение и если все делать правильно, то ощущения будут углубляться раз за разом».

(Маха-Мантра. Журнал «WomanAdvice»
(советы на все случаи жизни). Сайт womanadvice.ru.)

«Маха-мантра (великая мантра) – категория мантр в Индуизме, в чьей ритуально-аскетической практике используется значительное количество маха-мантр — некоторые из которых имеют общеиндуистское значение; другие важны только для представителей конкретных школ. Древнейшими можно считать Гаятри и Маха-мритьюмджайя-мантру: они упоминаются уже в Ригведе — старейшем из литературных памятников Индуизма. Некоторое количество маха-мантр есть в литературе Шрути — в более поздних Ведах ( Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе), в Упанишадах (в основном в так называемых «сектантских Упанишадах»), Брахманах, Араньяках, Ведангах. С развитием Тантрической Традиции и появлением Тантрической литературы, появилось значительное количество маха-мантр — однако большинство из них имеют значение либо для представителей того или иного направления Индуизма, либо для представителей конкретной школы.
Этимология. Слово «маха-мантра» — сложносоставное слово, состоит из двух санскритских слов: маха — великий, большой, и мантра, которое, в свою очередь, состоит из: корня ман, переводящегося в данном случае как «ум», «разум» и окончания -тра [от санскр. traya] — «освобождение». Таким образом, слово «маха-мантра» можно перевести как «великое освобождение ума».
Правила чтения. За исключением всего нескольких маха-мантр (которые разрешается читать всем), для чтения большинства маха-мантр часто необходимо прямое благословение на чтение от Гуру. Особенно это касается тех маха-мантр, которые можно найти в «сектантских Упанишадах» и тантрико-агамической литературе Индуизма: эти мантры часто лишь символически описаны в тексте и без конкретных указаний Гуру и знания традиции невозможно понять их. Также в литературе, вслед за самой мантрой или её описанием, часто даются описания правил джапы: время и место чтения, количество повторений и т.д.
В Шиваизме. В традиции Шиваизма существует небольшое количество маха-мантр, которые принимаются всеми направлениями Шиваизма. Для их чтения обычно не требуется специального разрешения — мантра-дикши), но, как пишет, например, Шивая Субрамуниясвами в своих книгах, подобное разрешение желательно.
При этом существуют некоторые школы, например, традиция Натхов, или агхорические направления Шиваизма, имеют свои маха-мантры, которые имеют значение только внутри этих школ. В тантрических направлениях Шиваизма (так же, как и в тантрических направлениях Вайшнавизма и Шактизма) часто к некоторым из маха-мантр добавляют те или иные биджа-мантры, которые как-бы усиливают сами маха-мантры. Однако, надо заметить, что самостоятельные эксперименты с биджа-мантрами, без глубокого знания традиции и прямых указаний Гуру, в лучшем случае ничего не дадут. В худшем, по утверждению тантрической литературы, такой человек будет в течении многих воплощений воплощаться в телах низших животных или демонов».

(Энциклопедия Шайвавики. Сайт wiki.shayvam.org.)

 

9. МУЛА-МАНТРЫ.

«Каждая буква, слог и мантра являются формой Брахмана. Главная мантра в поклонении любому Дэве или любой Дэви известна как мула-мантра (коренная мантра). Все буквы являются формами звуковых сил, как Шакти».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Старклайт. 2002г. 208 стр.)

«Ниже приведены мула-мантры, которые используют при поклонении Божествам. Как уже говорилось, эти мантры содержат в себе сущность Божества и представляют собой один из способов обращения к Господу. Они состоят из соответствующей биджа-мантры, имени Божества и слова намах («я склоняюсь»)».

(Мула-мантры. Сайт mantraom.ru.)

«Mула-мантра — это сильнейшая мантра мира. Считается, что пение этой мантры (в голос или про себя) или прослушивание, приносит здоровье, богатство, счастье, духовный опыт, глубокую тишину, блаженство, и измененное (повышенное) состояние сознания. Особенно действенна она, если понимаешь смысл».

(Мула-Мантра. Сайт jivu.info.)

«Мула-Мантра. Мантра, которая настраивает душу и пробуждает к реализации предназначения. Это основная мантра, корневая. Мула-мантра считается наивысшей из всех мантр, т.к. она содержит все основные звуки всех мощнейших мантр.
Мантра — это комбинация звуков, которая обладает определенным смыслом и, что более важно, влияет на наше тело и душу. Комбинация звуков в любой мантре создает определенную вибрацию в теле. Наше тело также имеет собственную вибрацию. Все ячейки и атомы вибрируют в гармонии друг с другом. Как только эта гармония нарушена на уровне вибрации, начинается разрушение тела, и мы начинаем болеть. Символически эти колебания представлены в различных чакрах, или психических центрах. И когда мы используем комбинацию мантр или звуковых слогов, мы активизируем и проявляем потенциал этих колебаний, а значит, активизируем определенную чакру».

(Мантры для ежедневной практики. Сайт happywoman2.ru.)

«Мула-Мантра несет в себе всю существующую философию и психологию человека. Эта философия является частью учения Кундалини-Йоги. Мула-Мантра, как компас, который помогает каждому человеку найти путь к Богу и к Высшим Силам. Чтобы выбрать правильное направление необходимо поверить в силу и действие мантры.
Мула-мантра является совершенной, в ней есть технология, изложение и техника. Она необходима для формирования сознания, которое есть в душе каждого человека, но его обязательно нужно развивать. В этой мантре есть корень звука, который является основой всех действенных мантр.
Если регулярно повторять ее во время медитации, вы погружаетесь в мир, в котором можно взаимодействовать с глубиной своей души. Когда человек начинает осознавать себя в восторге пробуждения, о котором говориться в Мула-Мантре, он начинает жить и действовать в полной идиллии с образом Вселенской Истины. Благодаря этому внутри просыпаются самые важные стороны человеческой жизни: интуиция, разум и инстинкт».

(Мула-Мантра. Журнал «WomanAdvice»
(советы на все случаи жизни). Сайт womanadvice.ru.)

«ОМ имеет более 10 различных значений. Сказано, что в начале было высшее СЛОВО, и СЛОВО положило начало Творению. Это СЛОВО есть — ОМ. Если Вы медитируете в глубокой тишине, вы услышите слово ОМ внутри себя. Все мироздание возникло из слова ОМ. Это первородный звук или звук, которым вибрирует вся Вселенная. ОМ также означает приглашение высшей энергии.
САТ — это всепроникающее существование, которое бесформенно, безразмерно, вездесуще, не имеющий признаков и качеств аспект Вселенной. Это — Непроявленное. Оно есть пустота Вселенной. Можно сказать, что это тело Вселенной в состоянии статики, покоя. Все что может иметь форму и может ощущаться, развивается из этого Непроявленного. Оно настолько субтильно, неуловимо и едва различимо, что находится за пределами нашего восприятия. Его можно увидеть тогда, когда оно проявится в форме и обретет тяжесть. Мы во Вселенной, Вселенная в нас. Мы есть следствие, Вселенная есть причина, и причина проявляет себя как следствие.
ЧИТ — это чистое Сознание Вселенной, неопределенное, вездесущее, проявляющаяся энергия Вселенной. Все, что мы называем динамической энергией или силой, произрастает из чистого Сознания. Оно может проявляться в любой форме. Это сознание в виде движения, гравитации, магнетизма и т.д. Оно также проявляется как движения тела или сила мысли. Это Высший Дух.
АНАНДА означает блаженство, любовь и дружелюбную природу Вселенной. Когда вы испытываете Высшую Энергию Творения (САТ) и становитесь единым целым со всем Существованием, или вы контактируете с аспектом Чистого Сознания (ЧИТ), вы входите в состояние Божественного Блаженства или вечного счастья (АНАНДА). Это первичная характеристика Вселенной, самое величайшее и самое глубокое состояние экстаза, которое вы когда-либо можете испытывать, когда вы входите в контакт с высшим Сознанием».

(Значение Мула-Мантры. Сайт yoga-club.com.ua.)

«Каждая человеческая мысль материализуется посредством слова и сопровождается определенным энергетическим посылом. Именно поэтому еще у древних народов был велик страх перед проклятиями, которые имели настолько мощную энергетику, что передавались не одному поколению. Особое значение мыслям и звукам, которые порождают слова, придавалось в древней восточной философии. С помощью определенных звуковых сочетаний люди пытались приблизиться к божественному абсолюту, получить частицу божественного света и ощутить счастье.
Универсальная мантра просветления или Мула-Мантра используется в тех случаях, когда люди испытывают недостаток в духовном равновесии, ищут покой и блаженство, стремятся к гармонии с окружающим миром и собственным «Я».
Поиском Истины и божественного смысла во всем происходящем люди занимались с незапамятных времен. Пытаясь постичь и разложить все явления, события и эмоции на формулы, стараясь найти объяснение необъяснимому, они неизменно обращались к древним практикам, к действиям, имеющим в своей основе ритуальные и магические элементы. А все, чему не находилось более или менее логическое объяснение, приписывали воздействию сверхъестественных сил. Именно благодаря такому подходу в человеке до настоящего времени сохранилась сильная вера в могущество космического разума, божественного справедливого начала и вечности Вселенной. Подпитываясь мощной энергетикой человеческой веры, мысли и слова людей обретают реальную силу. Мантры помогают направить эту силу на созидание. С их помощью человек способен менять себя и окружающий мир.
Мантра просветления гармонизирует все энергетические потоки вокруг человека и приводит в порядок его собственное внутреннее состояние. В результате практики этой основополагающей мантры достигается просветление сознания. Другими словами, исчезают негативные мысли, навязчивые болезненные состояния, апатия, уныние, злость и раздражительность. Избавляясь от такого ненужного и тяжелого «скарба», человек освобождает пространство в своей жизни к принятию нового, светлого, доброго и позитивного.
Если внимательно присмотреться к людям, которые практикуют мантру просветления, то можно заметить не только их внешнее благополучие, выражающееся в хорошей работе, стабильной зарплате и размеренном течении жизни. Они сами отличаются абсолютным спокойствием, вперед смотрят только с позитивного ракурса и излучают свет и тепло. Рядом с такими людьми хочется задержаться подольше, чтобы еще и еще насладиться той гармонией, которая от них исходит.
С опытом, который накапливается в практике мантры просветления, человек и сам начинает чувствовать собственные перемены, внутренние силы для свершений и готовность к переменам. Он уже сам становится для других источником света, спокойствия и надежности. В его жизнь приходит радость, стабильность и благополучие.
Каждая из мантр представляет собой набор определенных звуковых словоформ, которые в той или иной мере пробуждают внутреннюю энергию человека и активизируют энергетические потоки Вселенной.
Дословный перевод мантр может помочь понять их направленность и сущность, но лишен мелодики и поэтичности и, соответственно, мощной энергетики. Поэтому мантры практикуют именно в том виде, в котором они дошли до человечества — на Санскрите. Если рассматривать мантру просветления в переводе, то она посвящена Высшему Создателю, который направляет личную энергию человека сообразно своей собственной. Человек благодарит Создателя за его невидимое присутствие в жизни, поддержку и помощь, которые он получает свыше».

(Мантра Просветления. Сайт privorogi.ru.)

 

10. СИДДХА-МАНТРЫ.

«Сиддха-мантра — это мантра, заряженная духовной энергией истинного гуру. В процессе наделения мантры энергией, гуру поднимает собственную Кундалини до высшей точки, Сахасрара-Чакры, и произносит мантру, вливая в нее огромную духовную силу. После этого он опускает свою Кундалини. Когда в процессе инициации мантра передается от учителя к ученику должным образом, вибрация фразы или слова ударяет спящую духовную силу внутри человека и пробуждает ее. По этой причине мантры, изученные путем чтения книг или из других подобных источников, не будут нести в себе ту же силу что и сиддха-мантра. Писания говорят: «Лишь мантра, полученная милостью гуру, принесет полный успех» («Куларнава-Тантра»). С момента получения мантры, чем чаще и с большей концентрацией духовный искатель повторяет ее, тем выше поднимается Кундалини благодаря ее вибрационному воздействию. Но когда повторение прекращается, она снова возвращается ко сну».

(Источник неизвестен.)

11. ШАБАР-МАНТРЫ.

«Ведические и санскритские тантрические мантры требуют множества правил для их практики, но вайдика-мантры слабы в Кали-югу, а наиболее эффективны шабар-мантры. В шабар-мантрах для их использования есть другие рекомендации, такого рода, которые имеют отношение не только к Мантра-Йоге, но и ко всем другим видам Йоги, и просто совершенной жизни. Именно поэтому шабар-мантры более эффективны в эпоху Кали-юги. В другие Юги они также существовали, с их помощью можно было даже оживлять мертвых. Сейчас шабар-мантры используют, в основном, Натхи, со временем их взяли себе на «вооружение» агхори, эту традицию развил Баба Кинарам в XV-XVI вв. А еще, шабар-мантры используют Нага Баба, сейчас даже обычные тантрики эти мантры встраивают в свои садханы. Но тантрики эти мантры используют, в основном, для абхичары. Они знают, что мантры обладают большой силой, поэтому они их и используют. Но ответ о том, как мантры могут работать эффективно, в полной мере, можно получить, только изучая саму Традицию Натхов. В шабар-мантрах большое значение придается Гуру-таттве, Натхи неслучайно Горакшанатха считают даже выше всех Деват. Для практики шабар-мантр и Йоги, Гуру Горакшанатх имеет большое значение.
Шабар-мантры всегда начинаются с благословения Гуру и заканчиваются реализацией силы того или иного Деваты, это характерная черта многих шабар-мантр, которая их отличает от всех остальных. В шабар-мантрах не важна даже грамматика хинди и санскрита, но их эффективность, пожалуй, и есть показатель того, каков их уровень на самом деле.
Истоки шабар-мантр. Правила шабар-мантр появились как следствие синтеза знания всех мантр, ведических, пуранических, тантрических. Кто-то считает их просто колдовством, а для кого-то они ануграха-шакти и путь к мокше. Это — своеобразный экстракт, который кажется простым для тех, кто его сам не извлекал, примерно так же, как кому-то Йога сиддхов кажется просто гимнастикой для похудения. Вы, наверняка, видели множество современных выхолощенных школ по йога-физкультуре, так в каком-то (очень искаженном) смысле можно сказать, что их родоначальник ни кто иной, как Горакшанатх. С Шабар-Тантрой то же самое, конечно, кто-то стал их модернизировать и переделывать на свой лад, вот так и появился миф о том, что это традиция мелкого колдовства. Но не надо упрощать то, что священно и думать, что кажущееся банальным — безопасно. Ведь сущностных разногласий между санскритскими мантрами и шабари нет, при том, что Санскрит — это такой же язык, как и все языки, станет он для нас духовным или нет — зависит от нашего сознания.
Мантра — это сознание, выраженное в звуке, это Божество, выраженное в звуке, если Абсолют вездесущий, то почему он должен быть только определенно где-то, а не везде? Шабар-мантры — это старая йогическая технология, базирующаяся на том, что мантры — это сознание и, кстати, если почитать наиболее известные Тантры, то мы обнаружим там, что при чтении манасика-мантры многие ритуальные условности могут быть оставлены. А согласно тому же Кашмирскому Шиваизму, методы Анупайи работают только благодаря милости Гуру, хотя, по-сути, это методы без метода. Настоящая Шабар-Тантра в Натха-Сампрадайе по этим законам и работает. Чтобы практиковать Шабар-Тантру, нужна подготовка, ракшака-мантра (защитная мантра), шоддхака-мантра (очистительная) и т.д. В Йоге дело обстоит похожим образом, и Горакшанатх не вдается в особые детали, он в своих текстах описывает все основное, подразумевая, что читающий садхака уже и так все знает».
Вопрос: В чём главные отличия шабар-мантр от мантр Шри-Видьи? Почитается ли сначала Ганеша как во многих известных садханах?
Ответ: В Шабар-Тантре нет такого понятия как винийога, ньяса, чханда, риши и, как уже говорилось, потребности в Санскрите. Однако учитываются накшатры и др. астрологические влияния, ещё важна преданность Гуру, поэтому в Натха-Сампрадае мула-мантра всех шабар-мантр — это имя Гуру Горакшанатха. Это главная мантра в нашей Традиции, и она передается с дикшей, её должен передать квалифицированный Гуру, после реализации этой мантры вы можете использовать все остальные шабар-мантры. Что касается первичного почитания Ганапати, то это имеет отношение к Шри-Видье, но не к Шабар-Тантре. Хотя при передаче дикши на человека смотрят, кому-то могут и передать дополнительные мантры, например, Ганапати или Дурги. <…>.
Вопрос: Насколько верна версия, что шабар-мантры — это якобы традиция некоего племени, жившего у реки Шабар?
Ответ: Это довольно несуразные и забавные версии, потому что любой в Индии, кто разбирается в мантралогии, однозначно скажет, что шабар-мантры были разработаны именно Натхами. Это абсолютно точно, а если говорить ещё точнее, мантралогию шабар-мантр разработал Махас. (Подборка выполнена nathas.org.ua по материалам Шри Йоги Матсьендранатха)».

(Шабар-Тантра. Сайт nathayogany.com.)

* * *

N 36. 01.09.14г.