Статья 3.5.3. Классификация Мантры.

Какие существуют виды, типы и формы тантрических мантр? Где и каким образом они могут быть использованы сегодня, если одно из многих назначений Тантры заключается в том, чтобы человек смог «расширить» собственное сознание, достичь состояния осознания и правильно понять себя и мир, свое предназначение и предназначение мира, в котором он живет? Возможно, одна из многих задач Российской Тантрологии и миссия раздела Российской Тантрологии — Мантрология (Тантры) может заключаться в том, чтобы через исследования Тантры, исследования обширного и уникального тантрического наследия приоткрыть завесу над тайнами Науки Мантры, или Мантра-Шастры, или Мантра-Видьи, или Мантраяны, как именовалась с древности Традиция Тантры.

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

Как известно, и в «Бхагавад-Гите», и в Пуранах говорится о трех формах поклонения — ведическом, тантрическом и смешанном. Возможно, поэтому говорится о существовании трех форм мантр: ведические мантры, тантрические мантры и пуранические мантры. Более того, согласно «Маха-Нирвана-Тантре», «в нынешнюю эпоху [Кали-югу] ведийский и прочий традиционный ритуал уже бесполезен — действуют только тантристские мантры и обряды» (см. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». Тантры. «Маха-Нирвана-Тантра»). Согласно Артуру Авалону (см. Артур Авалон. Введение в «Маха-Нирвана-Тантру». М. Старклайт. 2002г.), мантры делятся на три категории: 1. мужские, или солнечные 2. женские, или лунные 3. нейтральные. В Ваджраяне также говорится о «трех мантрах». Имеются в виду Гухья-Мантра, Видья-Мантра и Дхарани-Мантра, соответственно определяющие три раздела Тантр: Отцовские Тантры или Тантры Метода, Материнские Тантры или Тантры Мудрости и Смешанные Тантры или Тантры Метода и Мудрости. Согласно словарю к книге Чокьи Нима Ринпоче «Путеводитель по жизни и смерти» (см. сайт tululu.org.), «Существует три основных типа мантры: гухья-мантра, видья-мантра и дхарани-мантра».

«11) Видья-мантры — это общее наименование для трех видов мантр, а именно тайных мантр (гухья-мантра), мантр мудрости (собственно видья-мантра) и удерживающих мантр (дхарани-мантра). Джнянашри пишет, что термин «гухья-мантра» относится к нераздельному единству мудрости (праджня) и метода (упайя); «видья-мантра» — к единству праджни и видьи, а «дхарани-мантра» — к единству праджни и дхарани. Гухья-мантры также используются для мужских божеств, видья-мантры — для женских, а дхарани-мантры — как для тех, так и для других. Одна мантра также может пониматься как включающая в себя все три вида мантр, а одно божество, как включающее в себя все три вида божеств. Есть и другие системы классификации мантр по этим трем видам.
Гухья-мантра называется так, потому что она должна храниться в тайне от неподходящих слушателей; видья-мантра — потому, что она превозмогает омрачение, порожденное пристрастием и прочими страстями (клешами), несовместимыми с мудростью; а дхарани-мантра — потому, что она дает практикующему силу сохранять внутренние качества».

(Почему Ваджраяну зовут Мантраяной? 16.10.2012г. Сайт http://forum.dharmanathi.ru.).

Если обратиться к сети Интернет, можно найти и другие формы мантр, например:
— бонские мантры
— индийские мантры
— ведические мантры
— тибетские мантры
— махаянские мантры
— буддийские мантры
— шиваитские мантры
— вайшнавские мантры
— пуранические мантры
— тантрические мантры
— кришнаитские мантры
— смартистские мантры
— адвайтические мантры
— и др.

Конечно, в данном случае речь идет о «классических» мантрах, заимствованных из традиционных ведических, тантрических, пуранических, индуистских, буддийских, тибетских и иных источников, и, как правило, классифицированных по принципу почитания различных божеств. Однако, можно встретить и другие принципы разделения всего разнообразия мантр, например, по способу их воздействия (хотя, как известно, существуют и универсальные мантры):
— главные мантры
— научные мантры
— сложные мантры
— слоговые мантры
— лечебные мантры
— пранаяма-мантры
— денежные мантры
— защитные мантры
— секретные мантры
— древнейшие мантры
— ритуальные мантры
— очищающие мантры
— исцеляющие мантры
— естественные мантры
— элементарные мантры
— мантры, дающие совет
— мантры для саморазвития
— мантры, поясняющие Истину
— мантры для устранения препятствий
— мантры, развивающие сверхспособности
— мантры, увеличивающие сексуальный потенциал
— мантры, способствующие определённым эмоциональным состояниям
— и др.

«Шанти-карма (мирная) — мантры, избавляющие от болезней, психологических расстройств, страхов, иллюзий, бытовых проблем и проблем, связанных с окружающей средой; это карма умиротворения, обычно ее дарует учитель силой прикосновения, эта карма пробуждается через пения мантр без энергии привязанности к Богу и без ожидания награды или власти. Энергия Шанти даруют утешение эмоций, успокоение ума, расслабление тела, развеевание страха, раскрытие иллюзии и освобождение от бытовых проблем и тревог, дарует способность генерировать внутри себя умиротворение, необходимое для практики медитации.
Истамбхан-карма (обездвиживающая) — мантры, повторяемые для того, чтобы лишить подвижности какое-либо живое существо или неодушевленный предмет. Это карма обездвиживания, когда учитель или Божество лишают вас способности что-то сделать. Это подобно тому, что вам очень надо позвонить, но у вас ломается домашний телефон, а в вашем мобильном телефоне закончились деньги. Иными словами вы хотите что-то очень сильно сделать, но не можете. Ваше тело или неодушевленные предметы вышли из под вашей власти.
Акаршан-карма — мантры воздействия на человека, который находится вдалеке. Эти 3 типа магического воздействия, которые нейтральны, они могут быть, как отрицательны, так и положительны в относительном восприятии. Даровать Шанти, бездвижность или воздействие через пространство можно лишь владея энергией пустоты, то есть медитируя на мир без форм.
Вашикаран-карма (Сахасрара-Чакра) — мантры, используемые для порабощения. Тот, на кого нацелена мантра, лишается воли и способности к различению и становится похожим на куклу. Слово «вашикаран» означает контроль над сознанием объекта мантры (ваш: «управление»; карам: «воздействие»). Это можно сравнить с сильным гипнозом, когда личность полностью выполняет волю оператора, не понимая, почему она так поступает.
Уччатан-карма (Аджна-Чакра) — мантры, повторяемые для нарушения умственного равновесия какого-либо живого существа. Такая мантра усиливает сомнения, неуверенность, страхи и заблуждения. Это карма потери ума и осозанности, человек начинает вести себа как одержимый, он теряет почву под ногами. У каждого есть свое больное место — одного можно сильно разгневать, другого испугать, третьего разозлить и т.д. Маг способен воздействовать на больное место, выводя человека из себя, это не обязательно делать словом или жестом, этого можно добиться через внутреннее воздействие, зная характер человека. Эта энергия связывает вас с миром богов страсти.
Дджрамбхан-карма (Вишуддхи-Чакра) — мантры, применяемые для изменения стиля поведения; тот, на кого нацелена мантра, начинает вести себя так, как хочется повторяющему мантру. Это карма изменения стиля поведения, новый имидж, новая прическа, новый режим дня. Эта энергия связывает вас с миром асуров.
Видвешан-карма (Анахата-Чакра) — мантры, повторяемые для того, чтобы поссорить двух людей. Мантры этого типа вызывают у обоих людей гнев, ненависть, ревность и жестокость по отношению друг к другу. По отношению к другим людям их поведение остается прежним и изменяется только при столкновении с тем, кого выбрал использовавший мантру, что приводит к взаимной враждебности. Эта энергия связывает с миром людей.
Пушти-карма (Манипура-Чакра) — мантры для обогащения, для увеличения собственного или чужого благосостояния, получение известности, должности и власти. Эта энергия связывает вас с миром голодных духов.
Мохан-карма (Свадхистхана-Чакра), (притягивающая) — мантры, повторяемые для привлечения, приворота мужчины, женщины или животного. Это карма соблазнения или привлекательности. Через заговор, заклинание, через гипнотический взгляд, через силу прикосновений вы можете быть соблазнены. Но вы также можете привлечь нужных себе людей — покупателей или спонсоров. Это энергия, которая склеивает, притягивает по принципу подобия. Но как только сила чар кончается, этот человек вас покинет. Эта энергия связывает вас с миром животных.
Маран-Ккарма (Муладхара-Чакра) — мантры, используемые для убийства. Эта форма мантры приводит к мгновенной смерти человека без каких-либо признаков нарушения здоровья. Это карма убийства с помощью психической энергии, на внешнем телесном уровне не происходит никаких изменений. Эта энергия связывает с миром ада».

«Виды (направления) мантр. По материалам Каларатри®. Сайт vedmin-chulan.com.)
(Какие бывают виды мантр. 27.12.2010г. Сайт mangri.aktivforum.org.)

«Таблица 5. Десять карм, осуществляемых с помощью мантр. 1. ШАНТИ-КАРМА (МИРНАЯ): мантры, избавляющие от болезней, психологических расстройств, страхов, иллюзий, бытовых проблем и проблем, связанных с окружающей средой; кроме того, к этому типу относятся мантры, повторяемые без привязанности, без какого-либо стремления к награде и власти.
2. ИСТАМБХАН-КАРМА (ОБЕЗДВИЖИВАЮЩАЯ): мантры, повторяемые для того, чтобы лишить подвижности какое-либо живое существо или неодушевленный предмет.
3. МОХАН-КАРМА (ПРИТЯГИВАЮЩАЯ): мантры, повторяемые для привлечения, приворота мужчины, женщины или животного. К этой категории относятся месмеризм и гипнотизм. Второе название: САММОХАН.
4. УЧЧАТАН-КАРМА: мантры, повторяемые для нарушения умственного равновесия какого-либо живого существа. Такая мантра усиливает сомнения, неуверенность, страхи и заблуждения, а подвергнутый ее влиянию человек начинает вести себя как одержимый.
5. ВАШИКАРАН-КАРМА: мантры, используемые для порабощения. Тот, на кого нацелена мантра, лишается воли и способности к различению и становится похожим на куклу. Слово вашикаран означает контроль над сознанием объекта мантры (ваш: «управление»; карам: «воздействие»).
6. АКАРШАН-КАРМА: мантры, используемые для привлечения человека, живущего вдалеке.
7. ДЖРАМБХАН-КАРМА: мантры, применяемые для изменения стиля поведения; тот, на кого нацелена мантра, начинает вести себя так, как хочется повторяющему мантру.
8. ВИДВЕШАН-КАРМА: мантры, повторяемые для того, чтобы поссорить двух людей. Мантры этого типа вызывают у обоих людей гнев, ненависть, ревность и жестокость по отношению друг к другу. По отношению к другим людям их поведение остается прежним и изменяется только при столкновении с тем, кого выбрал использовавший мантру, что приводит к взаимной враждебности.
9. МАРАН-КАРМА: мантры, используемые для убийства. Эта форма мантры приводит к мгновенной смерти человека без каких-либо признаков нарушения здоровья.
10. ПУШТИ-КАРМА: мантры, применяемые для увеличения собственного или чужого благосостояния, получения известности, славы, расположения окружающих, общественного положения, власти и т. п. Другое название: ПАУС-ТИК.
Кроме произношения и мелодики, важен и темп напевания мантры как вслух, так и мысленно. Темп изменяется в соответствии с состоянием сознания поющего. Увеличение скорости мантры вызывает ускорение течения мыслей, сердцебиения и дыхания. Темп оказывает воздействие и на эмоции. Высокая скорость временами создает непрерывную вибрацию и при групповом напевании мантры приносит благотворный эффект, так как разум начинает работать в согласии с темпом и не успевает погружаться в фантазии. Благодаря этому разум достаточно беспокойных людей полностью погружается в напевание и расслабление. Замедление темпа также вызывает подобные непрерывные вибрации, однако они уменьшают скорость деятельности разума, сердца и легких. Коротко говоря, между этими двумя скоростями напевания мантры существуют такие различия:
— Быстрое напевание утомляет разум, сердце и дыхание, и по окончании повторения мантры возникает расслабление;
— Медленное напевание расслабляет разум, сердце и дыхание, однако это полезно только в том случае, когда человек повторяет мантру в одиночестве.
— Средний темп подходит и для группового, и для индивидуального повторения мантры. Он не нарушает сердцебиения и дыхательного ритма и делает разум более бодрым, внимательными осознанным. <…>.
Напевание мантр увеличивает силу воли, способность сосредоточиваться и положительные эмоции — эти три качества укрепляют веру в мантру, которая представляет собой один из обликов божества. Такая вера приводит к магическим эффектам мантры.
Мантра — это энергия. Ее можно использовать как в благих, так и в дурных целях. Вся ответственность ложится на самого садхака. Если садхак занимается мантра-джапой ради личного духовного развития, она поможет ему, но если он делает это во имя других, то его мантра послужит двойной цели: она поможет и ему самому, и окружающим. Если мантра применяется для того, чтобы причинить кому-то вред, она повредит и тому, кто ее произносит (далее в этой главе будет говориться также о мантрах, которые могут уберечь человека от неприятностей).
Тантра может научить всем формам использования мантр. К примеру, если я объясняю кому-то, что такое огонь, мне придется рассказать не только о том, что он помогает готовить пищу или согреваться, но и о том, что он способен обжигать и сжигать. После этого сам человек будет решать, в каких целях ему использовать огонь. Добрый воспользуется им с благими намерениями, а дурной — для того, чтобы причинить вред другим. Однако, независимо от его применения, огонь остается одним и тем же — это просто энергия, и сама по себе она не является ни хорошей, ни плохой. Огонь приносит жар, и человек может использовать этот жар так, как ему захочется.
В Тантре существует десять видов действий (карм), которые можно совершить с помощью мантр. Эти десять категорий покрывают все аспекты человеческих желаний — как благих, так и дурных, — и включают в себя все возможные способы применения мантр. Намерения садхака остаются на его собственной совести. Человек должен отдавать себе полный отчет в том, почему он выбирает ту или иную мантру в качестве инструмента. Благие и дурные кармы разделяются в соответствии с тем воздействием, какое они оказывают на внутренний и внешний мир личности. Чтобы человек ни сделал, он сам несет за это ответственность. Делая доброе или злое по отношению к другим, он получает то же самое взамен. Тантра полностью согласна с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь»».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

Таким образом, о каком принципе классификации следует вести речь, если говорить о мантрах, и следует ли вообще говорить о классификации, если речь идет о тантрических мантрах? Что представляют собой тантрические мантры и чем они отличаются от других форм мантр, если мантра, согласно одному из многочисленных определенией мантры, есть «определенное сочетание определенных звуков» (см статью 3.5.2. «Что такое мантра?»)? Какие существуют виды, типы и формы тантрических мантр? Где и каким образом они могут быть использованы сегодня, если одно из многих назначений Тантры заключается в том, чтобы человек смог «расширить» собственное сознание, достичь состояния осознания и правильно понять себя и мир, свое предназначение и предназначение мира, в котором он живет? Как это ни покажется странным, но информация по этой теме весьма скудная или практически отсутствует. Возможно, в этом и заключается одна из многих задач Российской Тантрологии и миссия раздела Российской Тантрологии — Мантрология (Тантры), чтобы через исследования Тантры, исследования обширного и уникального тантрического наследия приоткрыть завесу над тайнами Науки Мантры, или Мантра-Шастры, или Мантра-Видьи, или Мантраяны, как именовалась с древности Традиция Тантры.

 

2. ВИДЫ, ТИПЫ И ФОРМЫ МАНТР.

«Именно в Тантре мы встречаем наиболее развернутое объяснение сил мантры: каждый слог Санскритского Алфавита описан подробнейшим образом. Биджа-мантры, Шакти-мантры — такие как ХРИМ и ШРИМ — обладают наибольшим могуществом среди всех мантр».

(Дэвид Фроули. Тантра. Отделим суть от заблуждений. Сайт avnc.ru.)

«Существуют три основных типа мантр: 1. Описательные — обычно произносимые на Санскрите, эти мантры описывают либо происходящий процесс, либо цель, которой желают достичь, либо и то и другое. 2. Бессмысленные — набор звуков, не имеющих известного значения в каком-либо из человеческих языков. 3. Биджи — индивидуальные назализированные слоги».

(Р.Свобода. Агхора I. По левую руку Бога.
София. Саттва. 1998г. 352 стр.)

«Мантры бывают жестокими, благодетельными и смешанными. Это зависит от особенностей составляющих их букв. Например, мантры, в которых наличествует избыток таттв огня и воздуха, являются разрушительными, тогда как мантры, изобилующие таттвами земли и воды, являются благодетельными. Мантры, состоящие из эфирного элемента, благоприятны для духовного достижения».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики
преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ.
Сурендры Мохана). Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Существуют мула-мантры, или «коренные», основные мантры для той или иной традиции. Каждое из основных Божеств, имеет свои мула-мантры. Так, мула-мантра Шивы — ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ, мула-мантра Вишну или Нарайяна — ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ. Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих тантрических традиций».

(Мантры. Сайт natarajini.narod.ru.)
(Проект энциклопедии религиозной иконографии. Сайт barracudesign.by.ru.)

«Матрика-Мантра является матерью всех мантр. Без Матрики мантры не существуют. Матрика-Мантра, повторяемая поклоняющимся, бывает трёх видов. Она различна в зависимости от степени духовной эволюции поклоняющегося, и делится на грубую, утончённую и сверхутончённую. Этой Матрика-Мантре следует обучиться у Сатгуру после посвящения. Она никогда не может быть просто разучена по Шастрам или священным писаниям».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога,
Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр.)

«По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые — специфически индийский тип — предназначены для духовной практики».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи-Гаятри Мантры. 1997г. Сайт scriptures.ru.)

«Существуют мантры, обладающие очень большой силой. Существуют мантры для всех частных вещей, в которых вы нуждаетесь, однако на Западе используют единственный вид мантр, который носит название «общие мантры». Такие мантры не связаны с каким-то определенным уровнем сознания. Они связаны с конечным уровнем сознания, который есть отсутствие всякого уровня. Одной из таких мантр является «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Если вы поработаете некоторое время с этой мантрой, она начнет менять уровень вашего сознания».

(Мантра. Сайт ufonav.spb.ru.)

«Глава 6. Агхора-мантры. Агхора-мантры не являются ведическими мантрами. Читая их особым, специально предписанным способом, йог обретает сиддхи и достигает желаемых результатов. В переводе с Санскрита «агхора» означает страшный, грозный. Агхора-Натхой называют Шиву, а Агхора-Сангха — орден нищенствующих монахов, почитателей Господа Шивы, которые едят что попало, каким бы грязным оно ни было. Слово «агхора» имеет непосредственное отношение к Господу Шиве, значит, все подобные мантры содержат Шива-Шакти, а потому они очень эффективны и быстро приносят желаемый результат. Единственное предостережение: мантры нужно читать именно так, как это предписано отдельно для каждой из них».

(Практика янтры. Сайт libland.ru.)

«Мантры делятся на несколько видов:
1. Мантры, поясняющие Истину;
2. Мантры, дающие совет;
3. Мантры, способствующие определённым эмоциональным состояниям.
4. Исцеляющие мантры.
Мантры делятся на мужские солнечные, они называются — саурья и лунные женские — саумья. Ещё бывают среднего рода или нейтральные. Их можно распознать по окончаниям.
Так, мужские оканчиваются на хум, пхат. Женские — на тхам, сваха. Женские мантры называются Видья. Нейтральные мантры имеют окончания намах, памах. Эти мантры поются при недостатке жизненной силы у человека».

(Мантры. Сайт maminsite.ru.)

«Мантры подразделяются на мужские, женские и нейтральные. Такие мантры как ХУН, ПХАТ — мужские. Такие, как ХРИМ, КРИМ, СВАХА — женские. Мантра НАМАХ — нейтрального рода. Поэтому, если мантра, состоящая из нескольких слогов или слов заканчивается на ХУМ, ПХАТ — она считается мужского наклонения, если на СВАХА — женского, на НАМАХ — нейтрального.
Существуют мула-мантры, или «коренные», основные мантры для той или иной традиции. Каждое из основных Божеств, имеет свои мула-мантры. Так, мула-мантра Шивы — «ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ». Мула-мантра Вишну или Нарайяна — «ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ». Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих тантрических традиций».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Виды мантр. Существуют большое количество разнообразных мантр. Это могут быть пранаяма-мантры, например, «Со-Хам», произнесение которых синхронизируется с дыханием. Есть биджа-мантры, состоящие из одного слога, например, «Рам», «Хум», «Хрим» и т.д. Есть мантры, обращенные к определенным Богам или Богиням, Гуру или, например, Солнцу. Также известны специальные мантры — исцеляющие, освящающие пищу, приносящие блага и так далее.
Наиболее популярными являются универсальные мантры, которые можно произносить в любое время и в любом месте. К ним относятся: «Асатома» и «Лока Самаста», «Гаятри» и «Гуру-мантра», «Ом Нама Шивайя» и «Хари Кришна», «Ом Мани Падме Хум» и «Ом Намо Нарайяна» и другие. Кроме перечисленных, существуют также и специальные мантры, использующиеся в Аюрведической медицине или, например, в «каларипаятту» — боевых искусствах Индии».

(Мантры. Сайт ayur.ru.)

«В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхьяна-мантры — медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и игры.
2) Биджа-мантры — эти мантры-«семена» (биджа — семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры — мантры-«корни» (мула — корень). Они являются сутью Божества; их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какой-либо предмет поклонения.
4) Стути и стотры — молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама-мантры — молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце поклонения.
6) Гайатри-мантры — мантры Вед или Панчаратрики, используемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа — самбандха, абхидейя, прайоджана».

(Типы мантр. Сайт goodluck.org.)

«Мантры разделяются на три группы: «мужские», которые оканчиваются такими слогами как хум, пхат, вашат; «женские», заканчивающиеся на слоги ваушат или сваха; нейтральные, заканчиваются на слог намах. «Мужские» мантры используются преимущественно в магических обрядах, посвященных гневливым божествам и их супругам, а также в колдовстве. Они считаются очень энергетичными и дающими быстрые результаты, но их значение для духовного роста минимально. «Женские» мантры позволяют извлекать пользу из самых разных ситуаций. «Нейтральные» мантры предназначены в основном для духовного совершенствования.
Мантры классифицируются также исходя из того, сколько слогов входит в их состав. Если мантра состоит только из одного слога, то называется «пинда-мантра»; если два слога, то «картари»; если количество слогов составляет от трех до девяти, то «биджа»; и если слогов больше девяти, но меньше двадцати, — просто «мантра». Если количество слогов в составе мантры превышает двадцать, то она называется «мала-мантра» (нитевидная мантра)».

(О мантре. 12.05.2010г. Сайт yayog.ru.)

«Есть два класса мантр — не обладающие большой силой действия и обладающие такой силой. Последние являются потенциально опасными. Единственной опасностью является то, что мантра может показать человеку, кем он является на самом деле. Проблема не в мантре, а в том, что находится в человеке, когда чакры открываются и он может видеть свои кармы прошлого и задержанные кармы будущего. Именно поэтому мантру дают очень осторожно, как медицинское предписание. Вы не дадите две таблетки аспирина маленькому ребенку. Вы дадите ему половину или же четвертую часть. Как растет тело ребенка, так растет разум и эмоции. <…>.
Так как есть пять основных состояний разума, существует и пять видов мантр: 1) мантра, произносимая вслух; 2) мантра, произносимая вслух и спроецированная из разума; 3) мантра, спроецированная из разума; 4) спроцированное сознание мантры; 5) мантры, произносимые без физического или ментального звука. Из объяснения пяти типов мантр последнее является самым интересным. Остальные четыре вида повторения мантры являются последовательными ступенями утончения ее энергии».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Сайт omnamahshivaya.narod.ru.)

«В Традиции Натхов кроме мантры Горакшанатха используются различные виды мантр, в зависимости от условий и необходимости. В целом мантры можно разделить на следующие категории:
1. Вайдика-мантры — мантры ведического периода (из текста Вед); как правило, они требуют долгой пурашчараны, ньясы, занимают длительное время. Начинаются со звука Ом.
2. Пураника-мантры, в которых, в основном, используются имена Божеств (нама-мантры); в практике применяются мурти Божества и другие предметы пуджи.
3. Тантрика-мантры — это мантры с использованием множества биджа-мантр, а также янтр Божеств. В Тантре для реализации сиддх нужно начитывать мантры много раз (пурашчарана или ануштхана). Обычно тантрики совершают много самых разных пурашчаран и развивают различные сиддхи.
4. Шабар-мантры — мантры, которые могут быть составлены на любом языке, в отличие от описанных выше. Считается, что через шабар-мантры проявляется воля Шивы, поэтому они не требуют пурашчараны и действуют практически сразу. В ежедневной практике (нитья-садхана) помимо дикша-мантры, натха-йогины используют мантры для основных действий в течение дня (пробуждение, омовение, принятие пищи, отход ко сну), для йогических атрибутов (четки, асана, одежда, лангот, нади-джанео, кундалы, тришула и пр.), для почитания Гуру и Божеств и др.».

(Майнтра-Йога. Использование мантр в Традиции Натхов. Сайт vaikuntha.ru.)

«Мантры — это священные слова или фразы, которые произносят вслух, либо про себя, часто используются в Буддизме и Индуизме. В переводе на русский язык слово «мантра» означает — средство передачи мысли. По предположению некоторых ученых медитация на мантры возникла раньше, чем Буддизм. Чтение мантр является Ведийской Традицией, в которой мантры являлись заклинаниями, способными оказывать влияние на окружающий мир и богов. <…>.
Чтение мантр настраивает человека на определенное состояние и в результате чего его жизнь начинает меняться. Существуют лечебные мантры, мантры процветания и богатства и т.п. Мантры читают в основном во время медитаций, при их многократном повторении. Самым значимым количеством для повторения мантр является число 108, самые действенные мантры читают до тысячи раз. Можно произносить мантры и меньшее количество раз, но чтобы это число было кратным 9. <…>.
Все мантры по характеру воздействия можно условно разделить на две группы: магические и духовные. Чтение магических мантр способно вызывать изменения в природе. Эта группа мантр обладает большой силой, которая позволяет достичь успеха в любом действии. Духовные мантры вызывают изменения в сознании человека. Эффект от чтения магических мантр проявляется очень быстро, а духовные мантры требуют продолжительной практики, т.к. для получения нужного эффекта сознание практикующего должно быть очищено и подготовлено, сознание не может быть изменено сразу».

(Виды мантр для гармонизации и восстановления физического
и энергетического тела человека. Сайт znaxar.com.)

«Мантры подразделяются на солнечные (Саурья) и лунные (Саумья), мужского рода, женского и среднего (нейтральные). Солнечные мантры — мужские, а лунные — женские. Женские мантры известны как Видья. Нейтральные мантры, такие как, пуранические, оканчивающиеся на «namaH», даются при недостатке силы и жизненности у других людей. Мужские и женские мантры оканчиваются по-разному. Так, например, huuM, phaT — мужские окончания, а thaaM или svaahaa — женские.
По числу слогов «Нитья-Тантра» наделяет мантры различными наименованиями. Односложные мантры называются Пинда, трехсложные — Картари, мантры с числом слогов от четырех до девяти — Биджа, от десяти до двенадцати — Матра, а более двенадцатисложных — Мала. Однако, обычно термин «биджа» применяется к односложным мантрам. Тантрические мантры, называемые Биджа (семя), названы так потому, что они — семя, плодоносящие сиддхи, а также и потому, что они составляют сердцевину мантры. Это, например, краткие, не имеющие этимологии слова, такие как hriiM, shriiM, kriiM, huuM, aiM, phaT и т.д., рассеянные по всему тексту.
У каждого Деваты своя Биджа, Главная мантра Дэваты известна как корневая мантра (мула-мантра). Отмечается также, что слово «мула» обозначает тонкое тело Дэваты, называемое Кама-Кала. <…>. Мантры классифицируются как Сиддха, Садхья, Сусиддха и Ари, смотря по тому, являются ли они друзьями, слугами, охранителями или разрушителями — что это значит, каждый садхака определяет посредством чакральных изысканий».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической
литературы. Старклайт 2002г. 158стр.)

«Ведические мантры можно условно классифицировать:
— односложные непереводимые мантры, среди которых возгласы, условно переводимые как «Да здравствует!», которые сопровождали каждое приношение жертвы в огонь для богов (сваха) и жертвоприношения предкам (свадха). К непереводимым мантрам можно отнести также возгласы во время торжественных ритуалов: «вашат», «вет», «ват» а также самую сакральную — знаменитый слог «Ом»;
— переводимые мантры в буквальном смысле, суть которых далеко превосходит границы смысловой «переводимости» — великие речения (махавьяхрити): «бхур» («земля»), «бхувар» («атмосферное пространство») и «свар» («небо»);
— смысловые мантры божества. Как правило, существует несчетное количество переводов таких мантр из-за многозначности переводов слов с Санскрита. Каждое божество имеет свою мантру («Шри Шивая Намах» – «Поклонение священному Шиве», «Шри Ганешая Намах» — «Поклонение священному Ганеше», «Шри Нараяная Намах» — «Поклонение священному Вишну» и т.д.).
Биджа Звук биджа-мантры — это звук, находящийся между непроявленным и проявленным. Короткие биджа-мантры выражают сущность объекта.
Джапа-мантра — мантра, произносимая шепотом (джапа). Близка к ней по значению аджапа-мантра, произносимая совсем беззвучно, про себя, мысленно. Мантры этих видов произносятся неоднократно или постоянно с использованием четок (джапа-мала), вид которых, материал, количество зерен и разделительный элемент служат признаками, символами, атрибутами веры».

(Тайны Мантр. Сайт layayoga.ru.)

«Мантра. В Ведах называют три типа мантр: ведическая, тантрическая, пураническая. Каждая из них может быть далее разделена на саттвическую, раджасическую и тамасическую мантру. Саттвические (гуна благости) мантры читаются во имя обретения света, мудрости, божественной любви, сострадания и осознания Бога. Они уничтожают всю карму, дают умиротворение и ведут к совершенству.
Раджасические (гуна страсти) мантры читаются с целью обререния потомства и материального процветания. В отличие от саттвических мантр, разрушающих карму, раджасические мантры принуждают человека принять новое рождение, чтобы обрести плоды их кармы.
Тамасические мантры (гуна невежества), известные в разговорной речи как «черная магия», греховны. В основном они используются для того, чтобы умилостивить духов, принести вред другим и осуществить порочные дела.
Изначальные духовные звуки обладают особой силой, и в определенной комбинации их воздействие увеличивается по отношении к конкретным Божествам. Эта комбинация звуков называется биджа или семя; объединяясь биджи создают слова. Когда эти слова соединяются в определенном порядке, они обретают особую способность совершенным образом представлять Божество. Эти комбинации называются мантры. Сила, которой обладает вся мантра, превосходит силу какого-либо из составляющих ее звуков. <…>.
В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхьяна-мантры — медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и игры.
2) Биджа Мантры — эти мантры (биджа — семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры — данные мантры (мула — корень) являются сутью Божества: их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какой-либо предмет поклонения.
4) Стути и Стотры — молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама-мантры — молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце поклонения.
6) Гайатри-мантры — мантры Вед или Панчаратрики, используемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа — самбандха, абхидейя, прайоджана».

(Шрила Маханидхи Свами. Гайатри Махима Мадхури.
Типы Мантр. Сайт radhakrishna.clan.su.)
(О мантрах. Сайт sunhome.ru.)

«Происхождение мантр. Известные нам мантры были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации (самадхи). Это означает, что мантры возникли не в обычном состоянии сознания (то есть не были порождениями искусства и литературы), а были услышаны в высшем состоянии сознания (турийя). Писатели, поэты, композиторы и художники переживают в процессе своей творческой деятельности измененное состояние сознания, значительно отличающееся от их повседневного состояния. Такое измененное состояние представляет собой глубокую сосредоточенность, но не медитацию. Древние йоги и мудрецы (риши) вели такой образ жизни, который удерживал их в состоянии непрерывной осознанности, направлял их энергию к высочайшей чакре, переводил в безмятежное состояние разума и вдохновлял божественной любовью. Пребывая в этом состоянии и будучи полностью поглощенными собственной сущностью, они слышали различные звучания, а вернувшись в обычное состояние, напевали их по памяти. Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы. Иными словами, мантры имеют божественное происхождение. Риши просто услышали их как ричи — упорядоченные звуковые частоты. Поскольку эти звуки порождались высшим сознанием, они переносили любого слушателя в то пространство, откуда исходили. Такие мантры называются шрути, что означает одновременно и частоты, и слышимый звук. Позже обладавшие высшим видением мудрецы, которые были художниками, поэтами и музыкантами, создали собственные мантры, также запечатленные в текстах. Такие писания называются шастрами, упанишадами и смрити.
Мантры делятся на несколько видов:
1. Мантры, поясняющие Истину.
2. Мантры, дающие совет.
3. Мантры, способствующие определенным эмоциональным состояниям.
4. Исцеляющие мантры.
Тантра использует широкий набор мантр всех четырех категорий. <…>.
Разнообразие мантр. Мантры можно использовать для религиозного поклонения, джапы, исцеления, способствования духовному развитию, очищения, принесения подношений и так далее. Между ведическими и тантрическими мантрами существует определенная разница. Тантру называют «Пятой Ведой»; она считается Ведой современной эпохи, Кали-Юги. Часть мантр представляют собой просто песни, в которых выражается любовь и благоговение перед Божественным. Однако некоторые вдохновенные божественной любовью и непоколебимой верой мудрецы пользовались такими песнями как мантрами, или инструментами своей духовной практики, после чего их последователи также начали использовать эти мантры, называя их маха-мантрами, или «великими мантрами».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Предлагаемый читателям «Бронзового века» магическо-эвокативный текст «Кали-Кавача» представляет собой фрагмент из «Рудра-Ямала-Тантры» — священного писания тантрической северо-индийской школы Кали-Кула-Крама, одной из древнейших и авторитетнейших традиций «Тантры левой руки»». <…>.
Тантризм — совершенно особый тип религиозности; мистериальный, мистический. Тексты Тантр сильно отличаются от привычных всем нам священных писаний т.н. «мировых религий». Здесь вы практически не найдёте мифов, этических предписаний, неких «заповедей» и пр. Поэтому чтение Тантр не предназначено для широких слоёв «благочестивого читателя», скорее наоборот, они в большей степени являются своебразными «учебными пособиями» для тантрических учителей, которые из целого океана практик, ритуалов, мантр и мистерий выбирают ту, которая подходит в данное конкретное время данному конкретному ученику. Религия Тантр — религия практики, поэтому и само мировоззрение, философия и метафизика Тантр сокрыта в мистическом ритуале, который может показаться стороннему наблюдателю в лучшем случае странным и запутанным, в худшем — «безнравственным» или даже «демоническим». Отсюда особый, метафорический язык, не менее, если не более, сложный, чем трактаты западных алхимиков, целая система шифров и иносказаний, витиеватая терминология. Всё это заслуживает отдельного исследования, описания и осмысления, что не произведено пока практически не одним индологом как на западе, так и в России. Более того, подобное иследование, правильная итерпретация и осмысление метафизики Тантр не возможны без погружения в саму Традицию, без переживания опыта тантрической практики садханы. К сожалению, интерес к ней, а тем паче следование считается как на западе, так и в самой Индии «политически некорректным».
Тантра-садхана базируется на трёх «китах»: мантре, янтре и мудре. Мантра — целая система различных звуко-формул и эвокативных вибраций, предназначенных для призыва божественного присутствия в сознание и тело адепта с последующим отождествлением и соединением в единое целое самого адепта, мантры и божества мантры. <…>.
Тексты, именуемые «кавача» (букв. броня) относятся, согласно Тантрической Мантра-Видье (Науке о мантрах), к классу защитных мантр. Ни одна тантрическая садхана, ни один ритуал не проводится без них. Почему? Да потому, что мир в котром мы живём, населён не только добрыми «барабашками» или «безобидными» НЛО, но и существами куда более опасными и агрессивными. Любой опыт, который мы переживаем, любое состояние имеет и свои теневые сторны, поэтому прежде чем приступить к любой тантрической практике, необходимо заручиться поддержкой Учителя, старших божеств, божеств защитников, которые своим участием, энергией своего присутствия помогают адепту не сбиться с пути, не увязнуть в обманчивых видениях и состояниях. Тантрический культ насквозь магичен, и эта магия не «чёрная» и не «белая», она тотальна. Тантрический опыт требует максимальной открытости, готовности вместить в себя любое переживание, но без надлежащей защиты адепт рискует быть подвержен нападению различных субтильных сущностей, демонических существ, злых духов или переживание может оказатся настолько сильным, что просто «взорвёт» изнутри неподготовленного человека. Чтобы этого не произошло, используются кавачи».

(О.Ерченков. Броня Времени. Предисловие к традиционному
тантрическому трактату «Кали-Кавача». Сайт vekovka.h1.ru.)

«Мантра как инструмент духовной практики известна с ведических времён и представляет собой интересное явление. Сами Веды (принесённые нашими Предками на Восток, для сохранения), считающиеся откровением Богов, есть не что иное, как совокупность священных текстов, состоящих из жреческих и магических формул — мантр. Мантра — это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.
Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество — Дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога — какую-либо его функцию или силу. Все боги обладают сознанием и силой, однако те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются Дэвы (Боги) или Дэви (Богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда — мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали (Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т.д. Имя и форма Бога не столь важны, ибо Его имена и формы бесчисленны, и какое бы имя ни произносилось, все они принадлежат одному Богу. ЕДИНОМУ. Единственное, что необходимо — это Вера. Пользуясь их именами, мы всего лишь проговариваем — вслух или мысленно — некий код, повышая чувствительность своего восприятия, настраиваем его в унисон с этими потоками Силы, которое представляет каждое из этих имён, и подключаем к ним своё сознание.
По характеру действия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, вызывающие изменения в Природе, и мантры, имеющие духовное действие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые — специфически индийский тип — предназначены для духовной практики.
Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки действуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на эфирное тело практикующего и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, действует на его ум. Считается, что ментальная джапа является наиболее эффективной. <…>.
В мантре сконцентрирована энергия сверхсознания (Высшего Я), обычные слова лишены такой энергии. Мантра может превратить яд в пищу, а пищу в лекарство. Мантра приносит практикующему внутренний мир, гармонию, безстрашие, удовлетворённость, здоровье и выносливость. Но величайшая заслуга мантра-медитации состоит в пробуждении Вселенской Любви в сердце человека. Любовь ко всему Сущему и к Источнику всего Сущего, к нашему Творцу, приближает нас к Нему и превосходит, как вы уже давно догадались, все прочие цели.
Мантры относятся к классу древних формул, частотные характеристики которых формируют в нашем восприятии потоки Силы, резонирующие с теми или иными потоками Вселенной. А Вселенная — это бесконечное многомерное поле вращающихся вихрей неоднородной пустоты. Мантры концентрируют наше внимание, позволяя ему выделить эти потоки внутри нас из того хаоса сил и энергий, которое мы собой представляем, пока не осознаём себя».

(Ведана. Мантры. Преобразующая сила мантр. 01.09.2010г. Сайт prekrasana.ru.)

«Существует 5 типов мантр. Первый тип мантр — это дхьяна-мантры. Это мантры медитационные, предназначены для определённых медитаций. И, в основном, эти мантры используют, чтобы вызвать определённый образ в уме. То есть, человек произносит такую мантру, медитирует и в уме эта мантра помогает ему сконцентрироваться на изображении Бога. Человек медитирует на образ Бога.
Следующий тип мантр — это биджа-мантры. Биджа — это значит семя. Как мы знаем, из семени что-то обычно вырастает. И эти биджа-мантры — это начало всех ведических мантр, та мантра, которая раскрывает мантру основную, которая является ключиком к дверке. Это такие мантры, как «ОМ», «ШРАУМ», «ХРИМ» и др.
Следующий тип мантр — это стути. Их также называют стотры. Эти мантры, в основном, произносят в храмах для того, чтобы как-то прославить Бога, прославить его имя, его деяния, его могущество.
Следующие — это пранама-мантры. Пранама — это имя. В основном, это мантры, с помощью которых поклоняются. Например, кто-то кланяется в храме и начинает молитву читать. Это называется пранама. Она тоже прославляет Бога, но, в основном, в молитвенной форме. Пранама-мантры читаются также духовному учителю.
Гаятри-мантры — это самые главные мантры, которые даются не всем, а только самым одарённым в духовной жизни. Это секретные мантры, которые духовный учитель даёт своему опытному ученику для того, чтобы тот смог очень быстро подняться на духовную платформу. Говорится, что с помощью гаятри-мантры можно достичь духовного мира. В основном в Индии большинство этих мантр передавались секретно. Чтобы никто их не узнал, не услышал, только самые искренние смогли их получить. В принципе, все остальные были не готовы к восприятию таких мантр. Говорится, что если гаятри-мантры читаются без позволения духовного учителя, то они практически не действуют. Поэтому, прежде чем читать гаятри-мантры, нужно иметь духовного учителя, который также имеет своего духовного учителя. А тот учитель тоже имеет своего духовного учителя. И так передаётся это знание.
Существуют три типа мантр: ведические, пуранические и тантрические. В основном, гаятри-мантры все ведические. Если гаятри-мантру кто-то придумал, то это уже не ведическая мантра. Ведические мантры — это те мантры, которые изначально исходят из Вед. Практически все ведические мантры — это вибрации духовного мира. Они снизошли непосредственно из духовного мира.
Следующий тип — это пуранические мантры. Пурана буквально означает история, исторические хроники. Пуранические мантры — это исторические хроники того, что было в прошлом. Существуют изначальные Пураны, они тоже изошли из духовного мира. Но, в основном, Пураны составлены мудрецами… <…>.
Также существуют тантрические мантры. Их очень много. В основном, они предназначены для того, чтобы что-то получить. Мы делаем определённый обряд, читаем мантры и каждая мантра служит для определённого желания нашего. В принципе, сейчас под словом «тантра» подразумевают занятия сексом, или обряды, связанные с мадху, с вином, Мантры для достижения определённых способностей, мистических совершенств — это тантрические мантры. Тантра обозначает — «тра» — освобождать, а не обуславливать, а «тан» — обряд, какое-то действие. И изначально Тантру использовали для того, чтобы поклоняться в храмах различными способами. То есть делался какой-то обряд. В принципе, обряд есть Тантра. И когда читается в этом обряде ещё какие-то молитвы, то есть мантры, то это называется тантрические мантры.
Мантры могут быть разделены ещё на три группы. В них могут входить мантры в соответствии с качествами или гунами: это саттвические мантры. Сатвические мантры предназначены для того, чтобы помочь другим. Они предназначены на благое дело. Те, которые очищают нашу карму, постепенно поднимают.
Есть мантры раджастичные. Это мантры в страсти. Это те мантры, с помощью которых человек может что-то получить. То есть страсть означает «Я что-то хочу». Эти мантры находятся на этом уровне и плоды от повторения этих мантр временны. Как только человек получил, то всё — это плод и больше ничего не получает. Высшего блага он не получает. Эти мантры используются, чтобы обрести какое-то потомство. Если человек хочет обрести потомство, чтобы правильно их воспитать, то это хорошо, это приветствуется.
Также существуют тамасичные мантры, или мантры, находящиеся в невежестве. Эти мантры читают для того, чтобы проклинать, для того, чтобы делать чёрные обряды, сглазить, навести порчу. Даже те мантры, которые предназначены, чтобы умилостивить духов — тоже тамасичные».

(Типы мантр. Сайт mantraom.ru.)

«Вы знаете, что существует очень много мантр, но есть три основных разновидности мантр. Одна из них называется «риг-нгаг», риг — семейство, а мантра (нгаг) принадлежит к этому семейству, но здесь семейство не означает семейство пяти Дхьяни-Будд. Это могут быть семейства разных деяний, разных реализаций. А когда мы говорим о реализации, это не всегда значит полное просветление, какое имел Будда Шакьямуни. Могут быть сотни разных типов реализаций.
Просветлением называется полная или абсолютная реализация как у Будды Шакьямуни. Обычно под реализацией понимается, что вы имеете идею, хотите реализовать что-то и достигаете этого. А для этого существует много различных реализаций. Например, вы чем-то болеете, и вы хотите преодолеть эту проблему, победить болезнь с помощью мантры. Как же работать с мантрой, для того, чтобы одолеть свою болезнь. Ведь, когда мантра произносится, то исходит передача звука, который передал какой-то просветленный, реализованный. <…>. Такая передача имеет свою ценность, потому что функция мантры содержится в звуке. И разные семейства значит, что есть разные типы мантр и разные виды практик.
Например, некоторые виды мантр можно передавать в особые дни. Это может быть суббота, это может быть воскресенье, пятница или любой другой день. Иногда полнолуние, иногда новолунее, иногда есть какие-то благоприятные комбинации, когда можно передавать ее. Эти мантры связаны со временем. Иногда говорят: «учитель передал мантру на закате», а некоторые мантры передаются на рассвете, или в полдень, или в полночь. Вы видите, все здесь связано со временем. А иногда мантры связаны не только со временем, но и с местом, и с обстоятельствами. Например, некоторые мантры следует передавать на вершине горы. Некоторые, например, близ реки, некоторые у истока ручья и для этого всегда есть причина. С самого начала это связано с тем, кто передавал их, в каких условиях. Иногда существует конкретный способ передачи. Иногда мантра передается на ухо, чтобы никто не слышал. А иногда мантра передается так, чтобы учителя и ученика разделял водный поток. Так что ситуации могут быть самые разнообразные. И все это связано с силой мантры. И если не поступать в точном соответствии с этим, то не будет задействована сила мантры. И эти мантры называются мантрами семейства. А семейство означает особую систему и связанные с ним условия. И такие мантры есть в Буддийской Традиции, Индуистской и др.
Большинство таких мантр звучат на Санскрите. Но есть сотни мантр, где вы не можете сказать, на каком они языке. Но это не значит, что у этого языка нет источника. Конечно, у него есть источник, истории его просто мы не знаем. Потому что многие мантры присходят из других измерений, а не только из человеческого. И поэтому они звучат не только на человеческом языке. Вот почему мы не знаем смысла и точной истории каждой мантры. И такие мантры называются «риг-нгаг». И когда мы выполняем практики, то в ходе этих практик применяем много таких мантр. Например, если мы выполняем практику Ваджрапани, и мы знаем, как выполнять визуализацию, какая (нужна) мантра Ваджрапани. Но зная мантру Ваджрапани и выполняя визуализацию, произнося мантру, мы можем конкретно задействовать ее функцию. И в этом случае можно добавить к практике Ваджрапани много мантр действия. Но вовсе не обязательно изобретать мантры действия, или где-то искать мантры действия, соединять их с практикой Ваджрапани. Уже существует целая книга мантр действия Ваджрапани. Она называется Тогун и она подобна сокровищнице, там можно найти все мантры действия. И вы можете там найти не только практику Ваджрапани, но и все основные практики. И если вы практик Сикхамукхи, то там вы можете найти практики Сикхамукхи. Иногда можно найти даже два или три тома мантр действия Сикхамукхи. И также обстоит дело с Ваджрапани, Ямантакой и с другими идамами, можно найти мантры действия для каждого. И основные исходные мантры Тогун — это мантры «риг-нгаг». И эти мантры связаны с главной основой. <…>.
Есть и другие мантры, мы называем их «зун-нгаг». Если мы читаем Сутры, то встречаем там много разных мантр. Например, там говорится, если будете читать эту мантру, то очистите свою отрицательную карму. А повторяя эту мантру, вы получите такие-то блага. И все эти мантры предназначены для получения благ для всех живых существ. Но никто не передавал их потенциальную способность через звук. И «зун-нгаг» — это мантры, которые исходят от полностью просветленных существ. Их функция — это функция мудрости просветленных существ. Иногда, если это Будда Шакьямуни, то он действительно произносил эту мантру. Например, некоторые ученики Будды Шакьямуни спрашивали у него: «У меня возникли некоторые затруднения. Как преодолеть их?». И тогда Будда говорил, что очень давно, за 1000 до его рождения, жил такой-то Будда и у него были такие-то проблемы, и он произнес такую-то мантру для того, чтобы преодолеть эти проблемы, а теперь вы используете эту мантру и тоже сможете преодолеть свои проблемы. В Сутрах встречается очень много подобных мантр. Например, есть мантра долгой жизни. Это называется «сутрой долгой жизни». И в этой сутре присутствуют длинные мантры. И это называется мантрой зунг. А «зунг» — это значит проявление посредством мудрости просветленных. Это значит, Будда объяснил, какова польза, благо от этой мантры, и это объяснение есть сутра. И читая сутру, мы много раз повторяем эту мантру. Иногда эти мантры исходят от самого Будды. Такие мантры называются зунг. Но иногда этот звук проявляется в разных обстоятельствах. Например, если существует какая-то очень важная ступа, чортен, то в каких-то ситуациях звук идет из этой ступы. Потому что ступа символизирует состояние ума Будды. И не только со ступами так происходит, иногда даже дерево проявляет звук мантры. И все такие мантры называются «зунг-нгаг».
И есть еще одна разновидность мантр, это мантра естественного звука. В Тантризме это считается наиболее важной мантрой. И в частности, в учении Дзогчен. Например, песня Ваджры тоже считается подобной мантрой. И вы можете понять, почему это так важно. Вы понимаете, что наша потенциальность, реальное состояние — это свет, лучи и звук. Таково реальное состояние просветленных существ. Звук — это корень всех проявлений. Когда проявляется просветленное существо — как форма, как мандала, то все эти проявления происходят посредством звука. Из звука появляется свет, из света лучи, потом проявляются разнообразные формы и цвета. Этот естественный звук, несущий все проявления и есть мантра Тантры. И во всех Тантрах есть свои сущностные важнейшие мантры. Например, в Тантре Калачакра — OM ХАМ КША МА ЛА ВА РА ЯМ. Это естественный звук — проявление Калачакры. Это как бы семя всей этой потенции, потенциальной способности. Так же обстоит дело и в учении Дзогчен. Мы считаем самой важной мантрой 6 слогов: А а Ха Ша Са Ма. Эти 6 слогов считаются естественным звуком Ади-Будды. А через Ади-Будду, Самантабхадру проявляется Ваджрасаттва и 5 Дхяни-Будд. Это все проявления имеющие качество Дхармакаи. И они проявляются через звук, свет и лучи. Звук обладает качествами 6 слогов».

(3 вида мантр. Наставления Намкай Норбу Ринпоче.
1994 г. Бурятия. Сайт nandzed.livejournal.com.)

«По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т.п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые — специфически индийский тип — предназначены для духовной практики.
Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу. Чем выше объект назначения мантры, тем проще и безопаснее техника её исполнения и, соответственно, тем дольше требуется времени для достижения полного результата. Важно мантру получить у просветленного человека, в этом случае она уже «пробуждена» и имеет огромную энергетическую силу.
Мантры так же можно подразделить на мужские, женские и нейтральные. Такие мантры как ХУН, ПХАТ — мужские. Такие как ХРИМ, КРИМ, СВАХА — женские. Мантра НАМАХ — нейтрального рода. Поэтому, если мантра, состоящая из нескольких слогов или слов заканчивается на ХУМ, ПХАТ — она считается мужского наклонения, если на СВАХА — женского, на НАМАХ — нейтрального.
Если классифицировать мантры с западной точки зрения, то можно выделить пять основных типов мантр: 1. Действующие просто в силу веры. 2. Действующие через ассоциацию. 3. Действующие по соглашению или договору. 4. Действующие через свой смысл. 5. Действующие самим своим звуком, безотносительно к смыслу.
Эффект веры. Первый класс мантр производят своё действие просто в силу сильной убеждённости произносящего их человека в том, что результат обязательно последует, а также из-за веры в них того человека, на которого они направляются. Если два человека совершенно уверены, что что-то должно произойти — например, лечение раны или болезни — то тогда это действительно происходит, и в некоторых случаях, похоже, достаточно даже веры лишь одной из сторон. Среди крестьян Англии и других стран в ходу много таких заклинаний. Это короткие формы слов, обычно полурелигиозного характера, переданные им от праотцов, и считается, что они производят определённые результаты. Часто они кажутся полнейшей чепухой, бывает, что они совсем нескладные. Вероятно, это искажённые формы разных слов — как английских, так иногда латинских или французских. Они не действуют своим звуком, поскольку не обладают звучностью, необходимой для настоящей мантры, но когда при определённых условиях их читают над больными, иногда они оказываются несомненно эффективными. В таких случаях результат, должно быть, производит вера в древнюю формулу.
Мысленная ассоциация. Есть мантры, действующие по принципу ассоциации. Некоторые формы слов несут с собой определённые идеи, и полностью изменяют ход наших мыслей и чувств. Примером этого служит государственный гимн. Мелодия его сильная и простая, но вряд ли является выдающимся произведением, то же можно сказать и о словах, если рассматривать их просто как стихи. Если бы он был для нас просто песней, одной из многих, то скорей всего не привлёк бы внимания. Но мы связываем его с верностью королю, а через него — и духовному царю, представителем которого он является; и так сильна эта ассоциация, что лишь заслыша гимн, мы инстинктивно выпрямляемся и изливаем чувства верности и благоволения к правителю. Это вызывает определённый отклик, ибо согласно закону, бескорыстно излитая сила должна вызвать соответствующее нисхождение силы свыше. Ответ этот приходит через некоторые типы ангелов, связанных с работой первого луча, и их внимание привлекается всегда, когда поют государственный гимн — они изливают своё благословение на и через этих людей, чья верность тем ещё более стимулируется.
Другой пример подобной мантры, хотя куда менее мощный — это гимн «Глас над Эдемом»; заслышав его, мы не можем не подумать о бракосочетании и добрых чувствах, в связи с ним возникающих. Различные рождественские гимны и песни также вызывают в наших умах вполне определённый поток мыслей. Воинственные крики, игравшие столь заметную роль в средневековых сражениях, также были мантрами такого типа. Есть некоторое количество подобных форм, сразу же вызывающих соответствующие идеи, и результаты производятся ими в силу этих ассоциаций, а не по причине каких-либо присущих им собственных качеств.
Сотрудничество ангелов. Есть некоторые мантры, действующие по соглашению или договору. Похоже, таковые имеются в большинстве религий. В исламском призыве, который слышится с минарета, есть элемент этого, хотя есть в нём и что-то от типа, ранее нами рассмотренного. Это символ веры — «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» (или, как некоторые переводят его, «нет ничего, кроме Бога», что есть вечная истина). Интересно видеть эффект, производимый этими словами на людей — это гораздо больше, чем просто мысли об их значении, ведь они пробуждают в слышащих их огненную веру, фанатичный всплеск набожности, по-своему прекрасный, что очень типично для мусульман. Это могло бы быть просто примером действия ассоциации, однако этим возгласом призываются некоторые типы ангелов, и именно их действие вызывают значительную часть выражаемого энтузиазма.
Эффект повторения. Теперь мы переходим к классу мантр, действующих благодаря смыслу повторяемых слов. Человек снова и снова с полной верой читает определённые слова, и таким образом их значение очень сильно действует на его мозг и ментальное тело, и если он, например, старается совершить какую-то оккультную работу, такое повторение можно значительно укрепить его волю. Такие мантры могут использоваться многими различными способами. В том, что касается человека, результатом их действия может быть одно из двух — либо они укрепляют его решимость совершить то, что он старается сделать, либо они дают ему абсолютную уверенность в том, что это будет сделано. Мантры такого типа встречаются в ежедневных медитациях, предписанных для индусов, а также в большинстве оккультных школ; повторение определённых предложений в назначенные часы дня ведёт к сильному запечатлению в уме содержащихся в них идей. «Ярче солнца, чище снега, тоньше эфира — Я, тот дух, что в моём сердце. Я есть То, То есть я» — хороший пример этого типа мантр, и конечно же они столь же эффективны, когда произносятся мысленно, как и тогда, когда говорятся вслух.
Благословения. Первый тип — это просто искреннее выражение доброго пожелания. Типичным примером этого может быть то благословение, которое даёт отец сыну — или на смертном одре, или провожая его в долгое и, возможно, опасное путешествие. Благословение производит мыслеформу, которые присоединяется к благословляемому, а её размер, сила и долговечность будет зависеть от силы воли благословляющего. Если произнесённые слова были формальностью, и за ними не было чувства или намерения, то эффект будет незначительным и недолгим, но если, напротив, они были сказаны от чистого сердца и с полной решимостью, он будет глубоким и долговременным.
Второй тип благословений — это даваемые человеком, назначенным на определённую должность, через которого течёт сила, исходящая из какого-либо высшего источника. Хорошим примером этого является благословение, которым завершают службу большинство церквей. Оно не может даваться людьми, чей церковный сан ниже священнического. В части этого в характере такого благословение может быть что-то от мантр третьего типа, поскольку власть благословлять является одной из тех, то даются священнику при рукоположении. В данном случае — он просто канал для силы свыше, и если он произнесёт это походя, как, к сожалению, бывает, и как дань ритуалу, это никак не изменит изливаемую духовную силу.
Благословение нисходит одинаково для всех, но влияние, получаемое каждым индивидуумом, зависит от его восприимчивости. Если он полон любви и благоговения, ему это очень поможет, и он испытает подъём, но если он беспечно думает о чём-то другом, он получит лишь некоторую пользу от самого воздействия высших вибраций. Нужно заметить, что если на службе присутствует епископ, он всегда произносит благословение. Причина этого в том, что когда он был рукоположен, его высшие принципы были открыты намного больше, чем у простого священника, и потому через него может литься сила этих высших уровней. Тот же общий принцип сохраняется и в масонстве — в ходе закрытия ложи благословение произносится только должным образом назначенный мастер или капеллан. Принятый ученик становится каналом влияния Учителя, и поскольку это влияние всегда течёт через ученика, он может временно направлять его силу на любого человека по своему желанию. Точно так же и посвящённый может давать благословение Братства, на самом деле исходящее от того Царя, который является его главой.
Сила звука. Вибрация, которую устанавливает звук, воздействует на различные тела человека и стремится привести их в гармонию с собой. В первую очередь, звук — это колебания воздуха, а у каждого музыкального звука есть множество обертонов, вибрации которых точно так же запускаются в действие. В музыке выявляют и распознают 4, 5, или несколько больше обертонов, но колебания эти простираются гораздо дальше верхнего предела чувствительности уха. Соответствующие волны устанавливаются и в высшей, более тонкой материи, и потому воспроизведение ноты или последовательности нот производит эффект и на высшие проводники. Есть среди звуков такие обертоны, которые слишком тонки, чтобы воздействовать на воздух; но тем не менее, они запускают в движение эфирную материю, а эта эфирная материя передаёт свои колебания как человеку, распевающему мантру, так и окружающим, и если он направит свою волю к какому-то конкретному человеку, то до него эта вибрация непременно дойдёт. Таким образом, мантры, действующие за счёт звука, производят вполне материальные результаты на физическом плане, хотя в то же время посылаются и другие, более тонкие волны, которые могут подействовать на высшие проводники.
Такая мантра обычно состоит из нескольких упорядоченных звуков, весьма звучных и раскатистых. Иногда используется только один слог, как в священном слове Ом, но есть несколько способов его произнесения, дающих совершенно разные результаты соответственно тому, на каких нотах слог поётся, и как произносится. Для некоторых целей мы подчёркиваем и растягиваем открытый звук, мы комбинируем А и У в О, усиливая и растягивая до половины длины всей мантры, а затем переходим к звуку М. Но для других целей О должно быть совсем кратким, а растянуть следует гудение в голове и центрах, что является весьма могущественным звуком. Результаты применения этих двух методов различны в огромной степени. Когда растянуто О, мы воздействуем друг на друга и на окружающий мир, а с длинным М почти весь произведённый эффект воздействует на нас самих. Иногда все три буквы, А, У и М, произносятся раздельно. Опять же, этот слог может быть произнесён на многих следующих друг за другом нотам, по типу арпеджо. Согласно индийским книгам должно быть порядка ста семидесяти способов произнесения Слова, и каждый даёт свой особый эффект. Эта мантра считается самой могущественной из всех. Это священное слово индусов соответствует египетскому амен. От него также произошло греческое слово эон и латинское aivum.
Особый эффект этого слова, когда оно правильно произносится в начале медитации или встречи, всегда подобен призыву к вниманию. Оно располагает частицы тонких тел во многом таким же образом, как действует на атомы железа электрический ток. До прохождения тока предельные атомы сориентированы в разных направлениях, но когда проводник магнетизируется электрическим током, все они поворачиваются и располагаются в одном направлении. Точно так же и при звуке священного слова каждая частица в нас откликается, и мы оказываемся в наилучшем состоянии, чтобы получить максимум пользы из последующего изучения или медитации. В то же время оно действует как призыв и на других существ — человеческих и нечеловеческих — которые сразу же собираются вокруг, некоторые понимая значение и силу этого слова, а других привлекает его необычная притягательность.
Все мантры, основанные на силе звука, имеют ценность лишь на том языке, на котором они были составлены. Переведя их на другой язык, мы получим совсем другую группу звуков. Вообще говоря, хорошие мантры, предназначенные для гармонизации тела и достижения благотворных результатов, в основном состоят из долгих открытых гласных. Их мы обнаруживаем и в нашем собственном Священном Слове, то же верно для «аминь», перенятого христианской церковью от египтян. Его лучше всего произносить на двух нотах. В церкви традиционно произносят его на двух нотах, различающихся на полутон — обычно это фа-диез и соль».

(Чарлз Ледбитер. Учителя и Путь. Сайт .theosophy.ru.)

* * *