Статья 3.5.10. Тайны мантры «ОМ САТ ЧИТ АНАНДА».

продолжение

«Согласно ветхозаветному преданию, прародители нынешнего человечества Адам и Ева вкусили плоды древа познания добра и зла. За это они были изгнаны из рая и стали рождаться и умирать на Земле. Совершить «первородный грех» побудил Адама и Еву змей-искуситель, имя которому Сатана. Что же зашифровано в этом сказании?
Традиционно принято переводить слово «сатана» с иврита как «противник», но здесь, как это часто бывает, возникла путаница в толковании. Аспект противостояния человеку действительно существует, но относится он к другому знаменитому имени «отца зла», о котором пойдёт речь ниже.
На Санскрите «Сат» означает Вечное Бытие, Реальность Существования, Творческую Волю. «Ананда» есть Вечное Блаженство, Божья Благодать. Сат-Ананда или Сат-Ана — это два лица Святой Троицы — Божья Воля и Божья Благодать. До полноты троичности здесь не хватает только Божественной Мудрости, которая на Санскрите зовётся «Чит». Именно её и символизировал у большинства древних народов Змей или Дракон, даже Иисус говорил: «Будьте мудры, как змии и кротки, как голуби». Полностью имя Святой Троицы звучит на Санскрите как Сат-Чит-Ананда. Таким образом, Змей-Сатана — это Чит-Сат-Ана, то есть не что иное, как искажённое наименование Святой Троицы, вечной основы мироздания и человека.
Это означает, что наша собственная внутренняя природа, заложенная в человеке потенциальная божественность, побудила души к рождению на Земле в физических телах и познанию двойственности Вселенной. Нет, и не было никакого «первородного греха», унаследованного, якобы, всеми нами, а было только естественное стремление Божьих Детей к индивидуальному и совместному развитию на нашей планете! Вот в чём заключается основная движущая сила эволюционного процесса в обществе. А нас уже который век пытаются убедить в изначальной порочности человечества, совращённого зловредным змеем-искусителем. Поистине, сон разума рождает чудовищ, а сон совести рождает ад! Одни придумывают страшные сказки, чтобы помыкать простаками, которые в них поверили, а другие покорно принимают рабство, чтобы снять с себя ответственность за собственную судьбу. Ни тем, ни другим не позавидуешь».

(Книга Реальности. Дар Прометея. 06.04.2011г. Сайт www.darkdiary.ru.)

«Глава 9. Ложность знаний. Сущность личности человека можно представить через три измерения: существование, сознание и блаженство — Сат-Чит-Ананда. Мы знаем, что мы — само существование. Мы знаем, что мы есть некто, кто знает само сознание. Не хватает только блаженства. Но если искать внутри себя, то узнаете и третье. Оно там. Блаженство, экстаз бытия находится там. И когда вы познаете его, вы познаете себя полностью: свое бытие, свое сознание, свое блаженство. Нельзя полностью знать себя, не познав блаженства, потому что тот, кто не пребывает в блаженстве, все время бежит от себя. Ведь наша жизнь — это бегство от себя.
Есть три слова, которые определяют границу, за пределами которой только безмолвие. Вот эти слова: Сат, Чит, Ананда — бытие, сознание, блаженство. Переживание едино, но когда мы делаем из него понятие, мы разделяем его на три фазы. Оно всегда переживается как одно, но представляется как эти три.
В этом тотальном бытии, Сат, этой полной сущности, есть только вы. Вы ни то, ни это: вы ни с чем не отождествлены. Есть просто бытие.
Второе — это сознание, Чит. Это не означает сознательный ум. Сознательный ум является только фрагментом великого неосознанного ума. Обычно, когда мы осознаем, то только что-то отдельное. Сознание объективно; оно направлено на что-то. Чит — это чистое сознание, а не сознание чего-то. Объекта нет. Сознание ни на что не направлено; оно ненаправленно. Оно бесконечно и чисто.
И последнее — это Ананда, блаженство. Не счастье, не радость, но блаженство. Счастье включает в себя и состояние несчастья – воспоминание о нем, контраст ему. Радость тоже несет в себе определенное напряжение, нечто, требующее разрядки, освобождения. Блаженство — это счастье без следов несчастья; это радость без окружающей ее пропасти. Это счастье безо всякого напряжения.
Блаженство — это средняя точка между радостью, с одной стороны, и печалью, с другой. Это средняя точка, точка превосхождения. Оно имеет глубину печали и высоту радости. Радость имеет вершину, но не глубину, в то время как печаль имеет обиду, бездонную глубину, но не имеет вершины. Блаженство включает в себя и пик радости, и бездну печали, поэтому оно превосходит и то и другое. Только центральная точка может быть полным превосхождением обоих крайностей.
Эти три термина — Сат, Чит, Ананда — являются границами: наибольшее, что может быть сказано, и наименьшее из того, что может быть пережито. Это последнее, что может быть выражено, и граница, с которой можно прыгнуть в невыразимое. Это не конец. Это всего лишь начало.
Сат-Чит-Ананда — это только выражение, не Реальность. Если об этом помнить, то никакого вреда не случится. Но ум забывает об этом, и выражение Сат-Чит-Ананда становится Реальностью. Вокруг него мы строим теории и учения, и ум закрывается. Тогда уже не происходит прыжка. Такое произошло в Индии. Вокруг этих трех слов была сплетена целая традиция. Но реальность не есть Сат-Чит-Ананда, она ей запредельна. Это только то, что может быть выражено словами. И должно быть воспринято как метафора. Вся религиозная литература состоит из притч, она символична. Это выражение в словах того, что от природы невыразимо».

(Ошо. Психология эзотерики. / Пер. Московского центра ОШО (1992г).
Терминологическая правка В.Данченко (2001г.). Сайт www.psylib.org.ua.)

«Аннотация. Установлено, что всякое живое существо в ряду творений от самых высоко организованных и развитых до самых простейших страстно жаждет обладания тремя вещами: Существованием, Сознанием и Блаженством (Сат-Чит-Ананда). Именно они являются предметом рассмотрения второй части предлагаемой книги.
Глава 2. Цель. Сутры 16-21. Существование, осознание и блаженство (Сат-Чит-Ананда) — вот три страстных желания человеческого сердца.
Ананда (блаженство) — это удовлетворенность сердца, достигаемая такими методами и средствами, которые определяет наставник — Сат-Гуру.
Чит — осознание, истинное познание — приносит с собой полное разрушение всех страданий и возрастание всех добродетелей.
Сат — истинное существование — достигается в результате познания непреходящей сущности (вечности) души.
Эти качества составляют истинную природу человека. Если все желания удовлетворены, а все страдания устранены, то говорят, что в этом случае достигнута Парамартха — высшая цель жизни.
Человек естественно испытывает огромную потребность в существовании (сат), осознании (чит) и блаженстве (ананда). Эти три категории желаний являются истинно реальными потребностями человеческого сердца и не имеют ничего общего с чем бы то ни было за пределами его Я. Как уже говорилось в предыдущей главе, эти категории суть неотъемлемые свойства его собственной природы.
Если человеку посчастливится получить постоянную и надежную благосклонность какого-либо святого (Сат-Гуру, духовного наставника) и если этот человек, старательно и с рвением следуя святым указаниям Гуру, достигнет способности направлять все свое внимание внутрь, то вскоре он окажется также способным удовлетворить желания своего сердца, а вследствие этого достичь и полной удовлетворенности — истинного блаженства — Ананды.
Достигнув полного удовлетворения желаний сердца, человек оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на любом объекте по своему выбору и сможет познать все его аспекты. Таким путем он постепенно овладевает познанием — Чит — всех модификаций Природы, начиная от ее первого проявления — Слова (Аминь, Аум) — и кончая познанием даже своего собственного истинного Я. А будучи растворен в потоке звука Ом (Аум), человек оказывается крещенным и начинает раскаиваться в своих заблуждениях и иллюзиях и обращается к своей божественной Сущности — Вечному Отцу, от которого он когда-то отпал. Сравните с Евангелием: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся…» (Откр., гл. 2, ст. 5).
Осознав свое собственное истинное положение в Природе, а также природу творений Тьмы, Майи, человек становится обладателем абсолютной власти над ними и постепенно избавляется от всех проявлений Майи. А будучи свободным от подчинения каким бы то ни было творениям Тьмы, он познает свое собственное Я как неразрушимую, вечно существующую истинную сущность. И тогда истинная сущность Я — Сат — появляется на свет.
Все потребности сердца: Сат (существование), Чит (осознание) и Ананда (блаженство) — достигаются, а неведение — мать всех бед и несчастий — оказывается изжитой; следовательно, все несчастья и расстройства нашего грубоматериального мира, являющиеся источниками всех видов страданий, пропадают навсегда. Тем самым конечная цель сердца становится достигнутой».

(Гйянаватар Свами Шри Юктешвар Гири. Святая Наука.
М. 1991г. Сайт www.orlov-yoga.com.)

«Ананда — Трансцендентальный Восторг. Проявление восторга на Земле. Когда сливаются Сострадание Божественности и устремление человечества, на земле проявляется восторг. На высшем плане находится Существование-Сознание-Блаженство; мы называем это Сат-Чит-Ананда. Сат — Существование; Чит — Сознание; Ананда — Восторг. Сознание — источник всего, но Сознание не может пребывать вне Восторга и Существования. Если нет Существования, не может быть и Сознания. Если есть Существование и Сознание, для Самоосуществления необходимо Блаженство.
С незапамятных времен великие духовные Учители приносили свыше аспекты Сат и Чит. А вот Ананду принести свыше гораздо труднее. Некоторые совсем не могли принести ее. Некоторым это удавалось, но Ананда оставалась лишь несколько секунд или минут, а затем снова исчезала. Покой доступен; Покой можно принести свыше. Легко можно принести Свет и Силу. Но Восторг, который может обессмертить наше внутреннее и внешнее сознание, еще не установился на земле. Он приходит и уходит, потому что видит столько несовершенства в земной атмосфере, что не может остаться.
Даже духовно продвинутые люди часто допускают ошибку. Они чувствуют внутренний экстаз, приходящий из витального мира, и думают, что это истинный Восторг. Но это не так. Истинный Восторг нисходит из высшего мира в душу, а из души он пронизывает все существо.
Эта Ананда воспринимается не так, как физический восторг или то, что мы называем удовольствием или наслаждением. Супраментальный Восторг полностью отличен от мира удовольствия и наслаждения. Получив его хоть каплю, вы чувствуете, что все ваше существо танцует от радости, как ребенок с его безграничной чистотой, а ваша внешняя сущность чувствует в своем существовании истинное Бессмертие. Если вы обретете этот Восторг даже на одну секунду, вы будете помнить это всю жизнь.
Все вокруг нас — космическая игра, космическая Пьеса. Вселенная заполнена радостью, внутренней и внешней радостью. Когда происходит реализация, нам надо почувствовать необходимость проявлять этот постоянный Восторг сердца. Этот восторг сияет, но не обжигает. Он достигает огромной интенсивности, но он — сама мягкость, абсолютно нежно текущий нектар. Однажды я принес его свыше в свое грубое физическое, так что когда я улыбался, я в это время посылал высший Восторг каждому из вас. Однако надо сказать, что он весь исчез. Среди учеников нет никого, кто удержал бы хоть часть его.
Когда духовный Учитель нам говорит, что обладает внутренним Покоем, внутренней Радостью, внутренним Блаженством, значит, они присутствуют в нем постоянно. Они постоянно изливаются изнутри, потому что он превратился в Источник. Эта Радость или Восторг безгранично больше и дает большее осуществление, чем та мимолетная радость, которую, возможно, испытывает обычный человек. Богореализованный человек всегда может быть счастлив в своем внутреннем сознании, где постоянен поток Света и Восторга.
Неустремленный человек может обладать радостью, но у него не может быть божественного блаженства или восторга. Лишь ищущий может испытать блаженство и восторг. Блаженство — это интенсивность. Восторг — это свобода Бессмертия, постоянно летящая в небесах Бесконечности. Восторг — это то, что неизменно нужно нашей жизни устремления, чтобы безоговорочно и безо всяких условий проявить Бога на земле.
Богореализация означает сознательное единство с Богом, и в этом сознательном единстве человек ощущает полное удовлетворение. Богореализация — это полное внутреннее удовлетворение. Но потребность в полном удовлетворении существует также и во внешней жизни. Источник этого удовлетворения — проявление Бога. Богореализация — постоянное удовлетворение во внутренней жизни, а Богопроявление — постоянное удовлетворение во внешней жизни человека.
Покой, Свет и Восторг — понятия одного порядка. Эти три качества — высочайшие аспекты Всевышнего».

(Шри Чинмой. Счастье. Сайт www.self-discovery.ru.)

«16. Разные пути к познанию. Хотя книга «Космическое Сознание» является ценной компиляцией и анализом объективно различимых черт, которые отмечают тех, кто, по словам автора, «пробудился к «космическому чувству», тем не менее, д-р Бекк охватил лишь часть предмета и совершенно упустил из виду те формы Познания, которым не присущи некоторые из отмеченных им признаков. Не всякое Познание непременно приносит с Собой глубокую Радость. Бывают случаи Познания, в которых элемент Радости не бросается в глаза и может быть слишком скрытым, чтобы обнаружиться взору даже очень внимательного наблюдателя.
Существует наука Познания, однако по большей части она остается эзотерической. И все же кое-что из этой науки может открыть для себя даже непосвященный ученик, если он ищет в должном направлении. Поскольку главным хранителем этой науки является Индия, употребляемый здесь язык — Санскрит — содержит термины, соответствующие понятиям, для которых нет удовлетворительных эквивалентов в наших современных западных языках. Необходим небольшой экскурс в область этой науки, чтобы показать, каким образом Познание может быть более чем одного типа.
Конечная Реальность безымянна, хотя и существуют указующие на Нее (но не определяющие Ее) вербальные символы. Среди этих символов особое место занимает слово Сат, обозначающее (но не определяющее) то, что не есть ни Бытие, ни Небытие. Это — Единая Реальность, или, вернее, то, что не есть ни Одно, ни Неодно. Я, Атман, тождествен этому То; отсюда утверждение: «Атман и Брахман — Одно». Эта Единая Реальность — Абсолютное Сознание и Абсолютное Движение. Высшим Ее олицетворением, следовательно, является триада, на Санскрите именуемая Сат-Чит-Ананда», где Чит — это сознание или Знание в высшем смысле.
В свою очередь, Ананда — это Блаженство или Любовь, опять-таки в высшем смысле. Но поскольку, как уже упоминалось, чистое блаженство есть чистое творчество, а само творчество — это движение в окончательном смысле непрерывного разрушения и воссоздания форм, то из этого следует, что Ананда тождественна Непрерывному Движению. На более низком метафизическом уровне существует отражение этой Триады, соответствующее высшему аспекту человеческой природы.
Это отражение известно как Атман-Буддхи-Манас; в этом соответствии Атман — сат, Буддхи — ананда, а Манас — чит. Каждую из этих троичных систем обычно представляют в виде равностороннего треугольника. Равносторонняя форма треугольников указывает на симметричную взаимосвязь, а положение Сат или Атмана на самой вершине символизирует в каждом треугольнике неизменный исходный принцип. Отсюда следует, что если Атман достижим через Манас так же, как через Буддхи, то по аналогии Сат достижим через Чит так же, как через Ананду. (Этот факт странным образом упускают из виду многие ученики, хотя, казалось бы, само использование принципа равностороннего треугольника в данном случае достаточно красноречиво) Так как все это выше личностного уровня, то ниже этой триады Атман-Буддхи-Манас путей, ведущих к познанию, неисчислимое множество, но на уровне Буддхи и Манаса их всего три: два полярных и третий, который является их сочетанием. Для человека, который приходит от Буддхи к Атману (Я есмь), но при этом не слишком преуспел в раскрытии Манаса — интеллектуального принципа, — Познание проявится преимущественно через Радость и Любовь. Люди такого склада склонны воспринимать Высшее как Любовь, и это, видимо, наиболее распространенный случай развития. Напротив, тот, кто приходит к Атману через Манас и с меньшим развитием принципа Любви, будет озарен в терминах Знания, но узнает сравнительно мало Радости. Такой человек воспринимает Высшее как Знание, или Мудрость. Третий, или смешанный путь, — через Манас, а затем через Буддхи к полному познанию в Атмане; этот путь, конечно, самый гармоничный. Но если Атман достигнут через Манас, тогда Буддхи пробуждается сравнительно легко, и наоборот, если приложить соответствующее усилие. Именно таким образом достигается в конечном итоге завершающая Полнота. В историческом плане выдающийся пример такого гармонического Познания — Будда, который, таким образом, равно велик и в Знании, и в сострадании».

(Франклин Меррелл-Вольф. Пути в иные измерения
(личная запись преображения сознания).
N.Y. 1973г. Сайт www.modernlib.ru.)

«Бог — это воплощение Любви. Если в этом мире вы не овладели даже частицей этой любви, как вы намерены постигнуть Истину и достичь своей цели? Мир, дружба, самоотдача, привлекательность, симпатия — все это синонимы главного Принципа Любви. Чем более человек развивает в себе чувство любви, тем большее блаженство он испытывает. Человек стремится к блаженству. Человек всегда жаждет счастья. В чем причина этого? Человек рожден из этого Блаженства. Он живет в Блаженстве. Потому что это Блаженство — Божественно. И хотя Божественные качества находятся, пусть и в скрытом состоянии, в самом человеке, он тем не менее вечно ищет их вовне. Но Блаженство не имеет отдельного существования.
Среди всех атрибутов и имен Бога самым драгоценным является Сат-Чит-Ананда = Бытие-Сознание-Блаженство. Чтобы достигнуть этого Блаженства, человек должен следовать Путем Сат-Чит-Ананды. Сат — это Истина, которая остается одной и той же во всех трех мирах и во все три периода времени (в прошлом, настоящем и будущем). Познать эту Истину можно лишь следуя этим Путем. Чит означает полное осознание. Благодаря этому тотальному осознанию вы сможете достичь Божественности. Где существуют эти три принципа, Сат-Чит-Ананда, там на людей нисходит Высшее Блаженство.
Чтобы достичь этого Блаженства (Божественности), человек пускается на духовные поиски. Но все они дают ему только временное удовлетворение, а не полное блаженство. Ибо это лишь мирские искания. Однажды, когда вы откажетесь от этого внешнего пути и встанете на внутренний путь, вы достигнете подлинного блаженства. Те, кто хотят этого вечного, высшего, не-дуалистичного блаженства, должны следовать путем Сат и Чит.
Чтобы достичь этого состояния Блаженства, нужно следовать дорогой Истины. Истина — это Бог. Истина охватывает все. Истина вне времени и пространства и все включает в себя. Она лишена атрибутов. Следуя этой Истине, вы однажды непременно достигнете Бога, который суть воплощение Истины. Именно об этом говорят Веды.
В жизни перед человеком стоят четыре главные цели. Это Дхарма — Праведность; Артха — Богатство; Кама — Желания, и Мокша — Освобождение. Достижение этих целей несет нам спокойствие и наслаждение мирской жизнью. Оно доставляет нам всяческий земной комфорт, но это не есть подлинное блаженство. В жизни есть и пятая цель, называемая Высшая Любовь. Это наука Любви, что заставляет вас проникнуться глубокой любовью к Богу. Каждый, кто постиг ее и следует священному Учению Любви, достигнет освобождения.
Что такое освобождение? Мукти, освобождение, — это то, что кладет конец внешним исканиям. Что нужно предлагать Богу? Богу следует предлагать свое тело, которое суть храм Божий. Это и есть освобождение. Оно означает, что все совершаемые вами в этом теле действия вы предлагаете Всевышнему. Такова пятая цель человеческой жизни, а именно — священный идеал Любви. Чтобы обучить людей святым правилам Любви, передать им эту святую Любовь, широко распространять эту Любовь, предложить людям нектар этой Любви, Господь, не обладающий формой, нисходит из Голоки в Бхулоку и принимает человеческую форму. День сошествия Господа на землю празднуется как День Рождения Бога.
Почему Он принимает эту инкарнацию? Бог нисходит на землю, чтобы позволить человечеству испить нектар Любви и насладиться сладостью Божественности. Тот, кто пьет этот сладкий нектар, забывает о себе и отождествляет себя с Богом, благодаря чему впадает в блаженное состояние. Тело даровано нам для исполнения духовной деятельности. Мы должны исполнять наши обязанности и приносить в жертву плоды наших трудов. Нам не следует тратить все свое время на телесные наслаждения. Но мы должны заботиться о своем теле. Для чего оно нам дано? Чтобы служить Господу. Что мы должны предлагать Богу? Нашу всепоглощающую к Нему любовь. Но откуда рождается такая любовь? Сам Бог — это Любовь. Мы должны жить в любви.
Любовь — это лучшая садхана. Мы не осознаем, что вечное блаженство заключено в нас самих. Когда мы познаем эту вечную истину, мы перестанем предаваться преходящим удовольствиям. В каждом своем действии мы должны распознавать Принцип Истины. И тогда мы всегда будем пребывать в состоянии блаженства. Любовь — это Истина, любовь — это жизнь, любовь — это цель. Любовь равна только Любви, у нее не может быть второго. Только следуя путем Любви, вы достигнете Того, Кто суть воплощение Любви, то есть БОГ».

(Свет Божества. (Речь Шри Сатья Саи Бабы 14.08.1998г.
на праздновании Дня рождения Кришны). Сайт www.book.uraic.ru.)

«Дух — это самое драгоценное, что есть внутри нас. Драгоценность Духа неизмерима, поэтому его и относят к разряду вечных ценностей. Поскольку он бесконечен, мы не можем его замерить. Мы говорим, что Бог Всемогущий есть Сат-Чит-Ананда. Caт означает Истина. Истина по человеческим понятиям относительна. Однако я говорю вам, что Истина есть Абсолют, с которого начинаются все отношения. Caт — часть Его, Истина — опора всего сотворенного и несотворенного. Вы силитесь понять, почему Caт является Пурушей, является Богом, который не принимает непосредственного участия в творении, тем не менее выступает в роли катализатора. Я, например, выполняю всю работу, все создаю, но у меня в руках есть свет. Без света я не могу ничего сделать. Свет — это опора в моей работе, однако, он сам не принимает участия в том, что я делаю. Так же и Бог Всемогущий — подобно свету Он играет роль наблюдателя.
Другое Его качество — Чит, то есть внимание. Когда Его внимание находится в состоянии возбуждения, или пульсации, то Он с его помощью начинает творить.
Есть у Него третье качество, которое мы называем Ананда. Ананда — это чувство, которое Он получает через свое восприятие и творение. Когда Caт, Чит и Ананда находятся на нулевой точке, то есть в положении их встречи, они становятся принципом Брахмы. Если эти три качества представляют собой одно, то есть находятся на стадии единения и полной тишины, то в этот момент ничего не создается и ничего не проявляется. При этом Радость едина с Вниманием, потому что Внимание достигло стадии погружения в Радость, а Радость слилась с Истиной. Эта комбинация трех качеств распадается и создает три типа явлений. Ананда (радость) сливается с его творением и с Истиной. Когда Радость льется вместе с творением, то творение начинает снижаться от первой стадии Caт, то есть Истины, до Асат, то есть неистины, и до Майи, то есть иллюзии. После чего начинает действовать творение, и тогда Радость, находящаяся на левой, эмоциональной стороне Бога, начинает все больше и больше «грубеть» до тех пор, пока не достигнет стадии, можно сказать, полной темноты Тамогуны, полного прекращения созидательности и усыпления радости. Теперь вам станут понятны Маха-Лакшми, Маха-Кали и Маха-Сарасвати. Именно поэтому Христос говорил: «Я есть свет», то есть он представляет Caт — свет Бога. Когда свет Бога становится абсолютно грубым, дремлющим или мертвым, то он достигает второй стадии творения. Все эти вещи, все больше и больше углубляясь, становятся более грубыми. Это есть первая парабола.
Вторая часть параболы начинается, когда вы опять достигаете Бога Всемогущего. Теперь этот процесс постепенно становится все более и более высоким и все более и более тонким. При достижении определенной утонченности свет в результате работает на эволюционный процесс. Постепенно начинают становиться освещенными более грубые части. Вы замечаете, что низшее животное не столь освещено, как высшее. Постепенно даже Радость все в большей и большей мере утончается. В результате мы можем назвать ее прекрасной. Человеческие радости значительно прекрасней радостей животных. Так что Радость также начинает изменять свое проявление в том смысле, что к вам начинает приходить Радость с расширяющимся пределом. Вы развиваете свое соответствующее Caт, то есть осознание, а также соответствующие Радость и творческую деятельность. Теперь вы понимаете, как созидательность Бога переходит в руки человека, как Радость Бога переходит в руки человека и как Его Свет приходит в сердце человека в виде Духа. Как вы можете наслаждаться вечной внутренней Радостью, будучи рабом, находясь в зависимости или в окружении грубости. Вам предстоит как бы больше обнажиться для этой Радости через все большее и большее раскрытие своей внутренней сущности и через становление все более тонким и чистым, с тем, чтобы почувствовать Божественное.
После получения реализации вы не можете почувствовать утверждения своей внутренней сущности до тех пор, пока эти три качества не начнут сливаться вместе. Это вы должны знать. Внутреннюю радость нельзя ощутить иначе, как через свое осознание. Если бы у вас не было глаз, как бы вы смогли увидеть? Если бы у вас не было осознанного стремления видеть меня, как бы вы меня увидели? Если бы у вас не было осознанного стремления слышать меня, как бы вы поняли меня? Радость пробудится внутри вас только с приходом к вам такого осознания. Только благодаря этому тонкому чувству осознания вы воспримете Радость. Ощутив ее, вы воскликнете: «Как это чудесно!» Вы почувствуете себя очень счастливыми. На этой стадии вы испытываете радость творения. Человек является вершиной этого творения. Очень маленькое расстояние пересекается без затраты какого-либо времени. Единственное, что необходимо, — это соединение трех качеств. Однако, даже получив реализацию, вы не чувствуете тишины. Это потому что вы не стали Светом. Вы не чувствуете Радости, потому что не стали Анандой. Это все равно что раскинувшийся перед вами океан, в котором нахожусь я и хочу, чтобы вы все вошли в него и наслаждались. Все творение было задумано для вашего наслаждения. Вам необходимо становиться все тоньше и тоньше».

(Шри Матаджи о состоянии Сат-Чит-Ананда. Сайт www.sahaja-lib.info.)

«Есть восемь аспектов, в которых Бог может явиться вам. Свет, Звук, Умиротворенность, Покой, Любовь, Радость, Мудрость и Сила.
Явление Бога в виде Света во время медитации приносит покой уму, очищает его и дает ему ясность. Чем глубже созерцаешь внутренний свет, тем больше постигаешь, что все создано из этого Света.
Услышать Бога как Звук значит общаться с Духом Святым, или Аум, Космической Вибрацией. Когда вы погружаетесь в Аум, ничто не может коснуться вас. Аум возносит разум над иллюзиями человеческого существования в чистоту небес божественного сознания.
Умиротворенность это начальный медитативный опыт. Мир, как невесомый водопад, освобождает ум от забот и тревог, даруя ему небесное облегчение.
Покой — это еще одно божественное переживание. Этот аспект Бога динамичнее и мощнее, чем Мир. Покой дает преданному силы преодолеть все препятствия в его жизни. Даже в человеческих делах человек, способный оставаться спокойным при любых обстоятельствах, непобедим.
Следующий аспект Бога — это Любовь, — не личная любовь, а Любовь беспредельная. Живущие в сознании эго считают безличную любовь холодной и абстрактной. Но божественная любовь всепоглощающа и дает бесконечное утешение. Она безлична лишь в том смысле, что совершенно незапятнанна эгоистическим желанием. Единство, которое обретается в божественной любви, возможно только для души. Эго не может разделить его.
Еще одним аспектом Бога является Радость. Божественная радость подобна миллионам земных радостей, слитым воедино. А стремление к человеческому счастью напоминают поиски свечи под яркими лучами солнца. Божественная радость вечно окружает нас, и, все же, люди считают, что для счастья им необходимы ничего не стоящие вещи. В основном все, что они находят, это облегчение эмоциональной или физической боли. Но божественная радость — это сияющая Реальность. Земные радости по сравнению с ней — лишь тени.
Мудрость — это интуитивное постижение, а не интеллектуальное понимание. Радость между человеческой мудростью заключается в том, что человеческий разум подходит к предметам не непосредственно, а делает это извне. Божественное восприятие всегда получается изнутри. Только изнутри можно понять истинную суть чего бы то ни было.
И, наконец, Сила — это тот аспект Бога, который создает и поддерживает Вселенную. Выражение «Кроткий Иисус, добрый и мягкий» отражает лишь одну сторону природы Иисуса. Другая сторона проявилась в той силе, с которой он выгонял из храма менял. Только подумайте, какой магнетизм потребовался, чтобы в одиночестве выступить против всех этих людей, укоренившихся, как они были, в своих желаниях и привычках, подкрепленных древним обычаем!
Люди часто страшатся выражений этой силы, которые они видят в жизни святых. Но запомните, вам ни за что не достичь Бога, пока вы не обретете свою собственную силу. Возможно, сила привлекает ваш разум меньше, чем другие аспекты Бога, но важно осознавать, что божественная сила тоже является частью вашей божественной природы.
Какой бы аспект Бога не открылся вам в медитации, никогда не ограничивайте его малой чашей своего сознания, но всегда старайтесь расширять и раскрывать его до бесконечности.
Существует фундаментальный закон жизни. Осознав его, мы понимаем, откуда происходит жизнь и куда она движется. Чтобы понять это, посмотрите дальше непосредственных целей людей, что они в конечном итоге стремятся осуществить в своей жизни. Задумайтесь над конечным предназначением жизни: другими словами, ее высочайший потенциал развития.
Человек хочет сознавать свое существование, но еще он хочет сознательно наслаждаться этим существованием. Фундаментальный инстинкт жизни можно сформулировать так: желание непрерывного, сознательного существования в состоянии постоянного наслаждения. Таким образом, человек раскрывают свою божественную природу. Ибо такова суть Бога: вечно сущий, вечно сознательный, вечно в новом блаженстве — или Сат-Чит-Ананда, как много веков назад определил Его Свами Шанкарачарья. Богу можно давать сколь угодно много определений: беспредельный Свет, Сила, Мудрость и т.д. Наиболее значительным определением в терминах самых фундаментальных побуждений жизни, однако, будет Сат-Чит-Ананда. Закон жизни построен на главном импульсе, лежащем в основе всех желаний, на сатчитананде. Каждое живое существо управляется этим импульсом. Идущее из самых глубин стремление к вечному блаженству проявляет себя, во-первых, в постоянных усилиях всех созданий избежать страдания, и, во-вторых, в непрестанной борьбе за счастье или радость. Сложности возникают, когда забывается радость души и когда люди меняют ее на быстротечные чувственные удовольствия. Все, однако, происходит из Блаженства, или Бога. В конце концов, в результате эволюции все должно вернуться в это Блаженное состояние».

(Парамаханса Йогананда. Сущность самореализации. Сайт www.ananda.ru.)

* * *

Возможно, следует обратить внимание на тот факт, что и «САТ», и «ЧИТ», и «АНАНДА» являются санскритскими терминами и важнейшими философскими понятиями в Индуизме, и в первую очередь в Йоге и Тантре. Они могут выступать как имена существительные, и как имена прилагательные. Поэтому у этих слов множество значений. Более того, согласно одной из публикаций (см. Бхагавата 1.1.1 — Начало начал. Часть 5. Сайт www.my128.my.mail.ru.): «В Санскрите все глаголы, обозначающие «движение», также означают «знание». Глагольный корень «сат» также означает «движение». Поэтому «сат» означает «знание». «Сат» означает «вишāда». «Сāда» — это страдание, горе. Страдание — это невежество. «Сат» также лежит в основе слов «узы», «путы». «Сат» также означает нирдушта — безупречный. Состояние, в котором нет никаких изъянов. Совершенное состояние, то есть мокша, состояние свободы, состояние освобождения».
Санскритский термин «ЧИТ» также указывает на аспект знания. Согласно Википедии, «чит — санскритский термин, означающий «знание». Согласно Новой Философской Энциклопедии (под ред. В.С.Степина, 2001г.), «ЧИТ (санскр. cit — мыслить, сознавать) — в индийской философской традиции термин, обозначающий чистое сознание. Термин образован необычным способом, т.к. в роли существительного выступает глагольный корень, лишенный каких-либо именных суффиксов. В Адвайта-Веданте Шанкары «чит» обозначает чистое сознание, тождественное Атману. С одной стороны, это сознание является «самоочевидным» (сваям-сиддха) и «самосветящимся» (сваям-пракаша), это первейшая для каждого реальность, подобная Декартову cogito; реальность его не нуждается в верификации или схватывании каким-либо другим сознанием. По словам Шанкары, «невозможно отрицать Атман, ибо тот, кто [пытается] отрицать, и есть этот Атман» (Комм. на «Брахма-Сутру» 1.1.4, а также сходный пассаж там же, II.3.7). В то же время эта основа сознания присутствует во всяком опыте, во всяком восприятии или суждении».
Согласно Франклину Меррелл-Вольф (см. Франклин Меррелл-Вольф. Пути в иные измерения. (Личная запись преображения сознания). F.Merrell-Wolff. Pathways Through To Space: The intimate record of transformation in consciousness. N.Y. 1973. Сайт www.psylib.org.ua), «16. Разные пути к познанию. … Существует наука Познания, однако по большей части она остается эзотерической. И все же кое-что из этой науки может открыть для себя даже непосвященный ученик, если он ищет в должном направлении. Поскольку главным хранителем этой науки является Индия, употребляемый здесь язык — Санскрит — содержит термины, соответствующие понятиям, для которых нет удовлетворительных эквивалентов в наших современных западных языках. Необходим небольшой экскурс в область этой науки, чтобы показать, каким образом Познание может быть более чем одного типа.
Конечная Реальность безымянна, хотя и существуют указующие на Нее (но не определяющие Ее) вербальные символы. Среди этих символов особое место занимает слово САТ, обозначающее (но не определяющее) То, что не есть ни Бытие, ни Небытие. Это — Единая Реальность, или, вернее, То, что не есть ни Одно, ни Неодно. Я, Атман, тождествен этому то; отсюда утверждение: «Атман и Брахман – Одно». Эта Единая Реальность — Абсолютное Сознание и Абсолютное Движение. Высшим Ее олицетворением, следовательно, является триада, на Санскрите именуемая «САТ-ЧИТ-АНАНДА», где ЧИТ — это Сознание или Знание в высшем смысле. В свою очередь, АНАНДА — это Блаженство или Любовь, опять-таки в высшем смысле. Но поскольку, как уже упоминалось, чистое блаженство есть чистое творчество, а само творчество — это движение в окончательном смысле непрерывного разрушения и воссоздания форм, то из этого следует, что Ананда тождественна Непрерывному Движению. На более низком метафизическом уровне существует отражение этой Триады, соответствующее высшему аспекту человеческой природы».

Все это может говорить о том, что согласно Учению Тантры природа сознания человека — это движение и познание, т.е. сознание человека развивается все время, во всяком случае, должно развиваться, «раскрываться» и «расширяться» постоянно, что буквально может означать развитие человеком собственной осознанности через все уровни опыта.

В различной литературе и сети Интернет можно найти следующий (букв.) перевод и следующие значения слова «САТ»:
— сущее
— сущий
— добро
— бытие
— вечный
— мудрое
— истина
— чистое
— истина
— хороший
— честный
— реальное
— вечность
— реальный
— творение
— истинное
— существо
— сущность
— истинный
— поклонение
— настоящий
— самая суть
— реальность
— правильный
— длительный
— само бытие
— истинность
— бытийность
— преданность
— добродетель
— то, что есть
— непреходящее
— истинно-сущее
— существование
— существующий
— сущность бытия
— продолжительный
— истинная сущность
— самосуществующий
— жертвоприношение
— все что существует
— благотворительность
— что-то, что является реальным и действительным
— и др.

Как санскритский термин и важнейшее философское понятие «САТ» имеет следующие значения и толкования:
— Бог
— Сущее
— Единое
— Истина
— Брахман
— Реальность
— Бытийность
— Непроявленное
— Чистое Бытие
— Высшее Бытие
— Единая Истина
— Вечное Существование
— Истина Существования
— Безусловная Реальность
— Абсолютная Реальность
— Абсолютное Существование
— Единая вечно-сущая Реальность
— Всепроникающее Существование
— трансцендентный аспект Абсолютной Основы
— и др.

В различной литературе и сети Интернет можно найти следующий (букв.) перевод и следующие значения слова «ЧИТ»:
— разум
— смысл
— мысль
— знание
— сознание
— осознание
— сознавание
— наблюдение
— неизменность
— умственная фиксация
— трансцендентное знание
— и др.

Как санскритский термин и важнейшее философское понятие «ЧИТ» имеет следующие значения и толкования:
— Высший Дух
— Чистое Сознание
— Абсолютное Сознание
— Универсальное Сознание
— Божественное Сознание
— и др.

В различной литературе и сети Интернет можно найти следующий (букв.) перевод и следующие значения слова «АНАНДА»:
— экстаз
— любовь
— отрада
— восторг
— счастье
— радость
— блаженство
— наслаждение
— духовный экстаз
— чистое наслаждение
— духовное наслаждение
— высочайшее наслаждение
— истинное духовное наслаждение
— измененное состояние сознания, характеризующееся ощущением высшего блаженства и счастья
— и др.

Как санскритский термин и важнейшее философское понятие «АНАНДА» имеет следующие значения и толкования:
— Вечное Счастье
— состояние Вечного Счастья
— божественное блаженство
— восторг самосуществования
— блаженство освобожденной души
— абсолютное духовное блаженство
— сущностный принцип блаженства
— непревзойдённое блаженство, истинная природа Атмы
— состояние «освобожденности» в положительном смысле
— состояние Божественного Блаженства или Вечного Счастья
— самоблаженство как природа трансцендентного существования
— начало и конец Мира, причина и следствие, корень и росток Вселенной
— характеристика Чистого Сознания, которое есть первичная Реальность
— и др.

Поэтому в различной литературе и сети Интернет сегодня можно найти множество вариантов перевода с Санскрита на западные языки и еще больше вариантов толкования санскритского выражения सच्चिदानंद — «САТ-ЧИТ-АНАНДА»:
— бытие, знание и блаженство
— бытие-сознание-блаженство
— вечность-знание-блаженство
— истина, сознание, просветление
— вечное бытие, знание, блаженство
— чистое бытие, сознание и блаженство
— существование, сознание и блаженство
— существование, осознание и блаженство
— бесконечные истина, сознание и блаженство
— абсолютное существование-знание-блаженство
— существование, знание и абсолютное блаженство
— и др.

Согласно разным источникам, в различных вариантах интерпретации выражение «САТ-ЧИТ-АНАНДА» может означать:

1. «описание», выражение сущности Природы
— весь мир
— самая сущность природы
— метафизическое описание проявленной Вселенной
— фундаментальные аспекты божественной природы

2. «описание», выражение сущности Универсального Принципа
— абсолютная основа
— божественный принцип
— проявление высшего Пуруши

3. «описание», выражение сущности Бога
— Бог
— сущность Бога
— три качества Бога
— выражение абсолютного интуитивного опыта Бога

4. «описание», выражение сущности Брахмана
— суть Брахмана
— одно из имен Брахмана, Конечной Реальности
— термин для обозначения Брахмана, Абсолюта
— три характеристики, присущие Брахману, или Реальности

5. «описание», выражение сущности Атмана
— определение Атмана
— природа истинного «Я»
— основные характеристики «Я»
— единственное определение Атмы
— метафизическое описание верховного Атмана

6. «описание», выражение сущности «Троицы»
— имя святой Троицы
— Единое в трех своих аспектах

7. «описание», выражение сущности Шакти
— синоним Пара-Шакти
— одно из описаний Пара-Шакти

8. «описание», выражение сущности (души) Человека
— суть души человека
— истинная природа человека
— совершенство, присущее душе человека

9. «описание», выражение сущности высшего состояния
— высшее состояние
— универсальное состояние
— термин для божественного состояния
— изначальное состояние живого существа

Обратим внимание на то, что выражение / формула / мантра «ОМ САТ ЧИТ АНАНДА» затрагивает сферу не только Онтологии и Теологии, но и Антропологии и Сотериологии, приоткрывает не только природу и сущность человека, природу и сущность индивидуальности и личности человека, но раскрывает код самореализации, предоставляет «ключ» к трансформации сознания человека, предоставляя, тем самым, потенциальную возможность достижения человеком высших уровней сознания.
Таким образом, мантра «ОМ САТ ЧИТ АНАНДА» — это не просто сакральный код жизни, сакральный путь познания Вселенной и Человека, но и сакральная формула силы (мула-мантра), которая оказывает глубокое направленное положительное воздействие на тело, энергию, сознание и жизнь человека.
Так ли это все на самом деле — покажут будущие исследования раздела Российской Тантрологии — Мантрология (Тантры).

* * *