Статья 3.5.1. Тантра и Мантра. Мантраяна. Мантра-Шастра. Мантра-Видья.

продолжение

«Тантры, в частности Мантра-Шастра, проявляют особый интерес к Шабда, или звуку. Этот термин будет объяснен в дальнейшем. Мантра — проявление Шабда. Нада, которая буквально тоже обозначает «звук», есть первый этап проявления причинных тел из Шабда. Бинду, о котором уже говорилось, описывается как состояние буквы «Ма» перед проявлением, состоящей из Шива-Шакти-Таттвы, окруженной Майей или Парама-Кундалини. Оба они наполняют Великую Пустоту (Шунья), состояние Брахмана внутри точки Бинду, так же как содержащиеся там же Гуны, неотделимо присущие Шакти, являясь в ней той причиной, которая порождает все вещи. <…>.
Солнце, Луна и Огонь, эти символы трёх Бинду, постоянно встречаются в «Шат-Чакра-Нирупане». В Солнце уже есть и Огонь и Луна, поэтому оно называется Мишра-Бинду и в такой форме не отличается от Парама-Шивы. Это Камакала, треугольник божественного желания, образованный тремя Бинду, и в нём — корень всех Мантр. Луна — Сома, Чандра — это Шива-Бинду, и она белая. Огонь – Шакти-Бинду, и он красный. Солнце — смесь того и другого. Огонь, Луна и Солнце — это Воля, Знание и Действие; Иччха, Джняна и Крийя-Шакти. Все эти три Бинду — это треугольник Камакала, символ Шакти, хотя одни из этих Бинду подчеркивает аспект Шивы, а другие — Шакти. Иногда Мишра-Бинду (Солнце) называется Шакти-Таттва, чтобы указать на верховенство Шакти, но чаще — Шива-Таттва, указывая на превосходство Шивы, обладателя силы. Оно имеет форму соединенных Шивы и Шакти, потому что нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы. Разделить их так же нельзя, как нельзя отделить движение ветра от неподвижного пространства, в котором ветер дует. Нада — это дрожь, вибрация, возникающая при соитии (Майтхуне) Шивы и Шакти; от этого появляется тройственное Маха-Бинду, и это — Камакала. В «Шарада-Тилаке» говорится, что при «вспыхивании» или дифференциации Верховного Бинду возник непроявленный звук. Этот непроявленный Шабда посредством Крийя-Шакти становится источником проявленного звука, Артха, который описан далее. Брахма, как источник речи и идеи, с одной стороны, и объекты (Артха), которые идеями и речью обозначаются — с другой стороны, называется Шабда-Брахман, или же, если использовать европейскую терминологию — Логос. Из этого недифференцированного Бинду в форме Пракрити развиваются Таттвы ума и материи во всех их различных формах, как владыка Таттв, их управляющий разум — Шамбху, — Дэвата, пребывающий выше Аджня-Чакры, центра ментальной силы. <…>.
Прежде чем перейти к описанию Чакр, нужно подробнее описать строение тела. Сила проявляет себя как вышеупомянутые Таттвы, устремляясь от Пракрити к Притхиви. Чакры — центры этих Таттв. Кроме того, необходимо объяснение учения о «звуке» — Шабда, который существует в теле в трёх внутренних состояниях (Пара, Пашьянти и Мадхьяма) и выражается в форме произносимой речи (Вайкхари). Это поможет читателю понять значение Мантры, как проявленного Шабда, и «гирлянду букв», которая проходит через шесть центров тела. (Артур Авалон. ЗМЕИНАЯ СИЛА (Кундалини))».

(«Тантры, в частности Мантра-Шастра, проявляют
особый интерес к Шабда, или звуку». Сайт z-e-n.ru.)

«Мантра — это воплощение Брахмана в форме звука, который проникает через слух в сердце, чтобы даровать освобождение из океана рождения и смерти». («Гандхарва-Тантра»). Из всех инструментов йога и тантрика — Мантра, пожалуй, занимает самое достойное место. Нет более уникального и мощного орудия, чтобы постигать глубины Вед (знаний). Дословно Мантра означает от санскритского «Манас» — Ум и «Тра» — освобождение. Это очищение ума при помощи звука. Звук является самым первым и самым мощным проявлением энергии. Вначале появляется звук, затем всё остальное. Звук есть во всем. Воспроизведение сознанием на разных уровнях определённых словосочетаний, слогов и звуков и есть Мантра, а процесс концентрации внимания на них — это умение пользоваться этим инструментом.
В индийских Шастрах, вероятно, нет темы, более важной, чем Мантра. Это столь важная часть Тантра-Шастры, что её даже называют Мантра-Шастрой. Чаще слово «Мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог». Хорошо ли Мантра-Шастра обоснована или нет — но в любом случае, это отнюдь не абсурд, как полагают некоторые. Те, кто так думает, заменяют понятие «Мантра» молитвами, значение которых они понимают, ибо с молитвами они близко знакомы. Но такое отношение само по себе показывает недостаточное понимание — в случае Мантры нет необходимости в молитве или святости. Мантра — это Сила (Мантра-Шакти), которая передаётся независимо от того, кто её употребляет. Человеку можно нанести вред и даже убить, можно спасти, вылечить и передать информацию с помощью Мантры. Посредством Мантры может быть достигнуто и определённое соединение с физической силой (Шакти). Так, при помощи Мантры в особом посвящении, называемом Ведадикша, происходит переход силы от Гуру к Ученику.
Творческая сила мысли теперь получает всё усиливающееся признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция (Мокшана) и защита (Грахана) становятся известными и практикуемыми — не всегда с хорошими результатами. Но в Индии это очень древнее учение, и за ним стоит многовековая практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики хранятся в тайне, чтобы предотвратить возможное зло. На Западе до сих пор ещё не известна уникальная наука о мысли — Мантра-Видья.
Безусловно, главное назначение Мантры — духовное преображение человека. Древние мудрецы и провидцы предписывают регулярное, систематическое изучение Вед. На протяжении веков были специальные школы, в которых люди обучались правильному пению Мантр. Веда-патха (повторение и регулярное изучение) составляет важную часть духовной науки. Ученые проводили и проводят множество экспериментов, убедительно доказывающих удивительное воздействие Мантр как на повторяющего их, так и на слушателя. В мире существуют тонкие и грубые объекты. Влияние тонкой сферы бытия на грубую людьми изучено далеко не до конца. Манас (ум) принадлежит к тонкому миру, он влияет на грубое физическое тело, и это происходит каждый день в жизни человека. <…>.
Помните, что от одного раза практики результат бывает крайне редко, ежедневные же упражнения в повторении Мантры дадут уникальный результат, который не заставит себя долго ждать. Желаю вам успеха и успешного пользования сильнейшим инструментом Тантры и Йоги. (Нада Баба. Школа «Tantra-Yoga», Латвия)».

(Мантра. Сайт yogavstrecha.ru.)

«Среди практических дисциплин тантрического направления мантра (заклинания, надписи, слова и словосочетания силы) занимает одно из важнейших мест. Само санскритское слово «мантра» образовано двумя слогами — ман (man), что означает «отражать» и рати (rati), что значит «защищать». Вместе это означает, что мантра представляет собой священное слово или формулу, которая способна защитить повторяющего ее в уме или устно. Уже сам процесс повторения, в уме или устно, порождает защитную энергию, которая способна защитить от следствий прошлых и совершения новых ошибок, от бед и напастей.
В Индии существует целая наука относительно того, откуда взять, для чего и как использовать нужную мантру, и как потом ее применять. Книги, в которых содержатся сведения относительно мантр, составляют собрание Мантра-Шастра (Mantra-Sastra), эта Шастра включает тексты разных классов — Калпы, Паталы, Тантры и руководства (наподобие Мантрамаходадхи).
Один из широко известных текстов «Шарада-Тилака» содержит сведения о происхождении мантр. Эта версия основана на представлениях о Кундалини. Хранилище психической энергии человека по своей природе представляет абсолютный звук (Шабда-Брахман). Все пятьдесят букв Санскритского Алфавита представляют фундаментальные психоэнергетические характеристики человеческого организма, содержатся внутри и неотделимы от него, хотя и не проявлены (как предметы в полной темноте). Всякий раз, когда возникает позыв к изданию звука, они проявляются, как мерцающие огоньки. Осознавание этого позыва и возникающего мерцания характеризуется как «пятно» (bindu). Возникая из Кундалини в чакре Муладхара, оно ищет вход в нервные артерии для того, чтобы реализоваться в качестве физического звука. До того, как вход в артерии найден, звук является потусторонним (пара). Его свойства нераспознаваемы, он вне обычной реальности.
Войдя в артерии, звук начинает вибрировать, и по пути до центра Свадхистхана его называют «воспринимаемым» (пашьянти). Воспринять звук в этом состоянии могут только продвинутые адепты, для слуха он еще не воспринимаем. Это «видимый звук». Когда звук, продолжая подниматься, достигает горла (а по другим сведениям сердца, центра Анахата), то приобретает название «срединный», или промежуточный (мадхьяма); теперь он является одновременно светом и звуком, и звуковой аспект более заметен. Когда звук исходит через горло или оформляется во рту, то становится «произносимым» (вайкхари). Все виды издаваемых звуков принадлежат к этой последней категории — и обычная речь, и мантры. <…>.
Световой аспект зарождающегося звука в центре Муладхары является семенем, из которого появляется воспринимаемая форма божества (девата). В своей первооснове мантра является средством, с помощью которого образ божества призывается для визуализации. Ведь божество считается воплощением мантры, а мантра — звуковой вибрацией божества. Каждая буква алфавита (варна) обладает силой активизировать соответствующий божественный аспект; и мантра, составленная из таких букв (или слогов), способна собрать эти разрозненные силы в единый направленный поток. Некоторые буквы (слоги или фонемы) способны вызвать не отдельные аспекты, а божество целиком; такая фонема называется «семя-слогом» (биджа-акшара). В действительности мантра является развернутым вариантом семени-слога. Цель этого развертывания в том, чтобы облегчить визуализацию разных аспектов единого божества. Утверждается, что мантра без своего семенного слога будет неспособна оказывать магическое действие, даже если ее повторить сто тысяч раз. Такая мантра отвергается, квалифицируясь как «лишенная жизненной силы и могущества». <…>.
Триада — наставник, мантра и божество — является обязательной в духовной практике. Наставник символизирует душу божества, мантра — его ум, а форма божества — его жизненный ток. Только когда одновременно соблюдены эти три условия, можно ожидать успеха в практике. Непростительной ошибкой будет рассматривать наставника в качестве обычного человеческого существа, мантру — как механическое сочетание слогов, а божество — лишь как фигуру из металла или камня. Только правильные установки в данном вопросе могут привести к успеху. Любое достижение основано на традиции и вере.
Мантры, таким образом, представляют собой формулы или заклинания, призванные помогать в достижении желаемого результата (винийога). Они являются искусным средством для совмещения базовых психических энергий снаружи и внутри индивида. Внешняя мантра состоит из букв и слов, которые зачастую могут казаться бессмысленным, например, такие повторения как «чили-чили», «кулу-кулу», или «аде-адау». Некоторые мантры содержат сочетания слогов, которые, по-видимому, невозможно произнести, например «хрисвпхром» в мантре Ханумана или «кшривблум» в мантре Мантаги. Более обычно, однако, присутствие в мантре в дательном падеже имени божества, которому обращена просьба или мольба (намах) или подношение (сваха) (Рамачандра Рао)».

(Мантра. 06.09.2009г. Сайт anandalila.wordpress.com.)
(О мантре. 12.05.2010г. Сайт yayog.ru.)

 

4. МАНТРА-ВИДЬЯ. НАУКА МАНТРЫ.

«Мы не можем здесь распространяться об очень сложной теории звука (шабда) и об его различных модальностях (пара или непроявленное, пашьянти или мадхьяма, обе принадлежащие к тонкому порядку и, наконец, вайкрийя, то есть артикулированное слово), теории, на которой покоится вся наука мантры — Мантра-Видья».

(Рене Генон. Кундалини-Йога. / Пер. Т.Б.Любимовой. // Ориентиры. Сборник. 2001г.)

«Вибрация может быть определена в классических понятиях как спанда или спандана, в других случаях как спхота. Согласно учениям древней Индии о священном звуке (Мантра-Видья) Вселенная находится в состоянии постоянного колебания (спанда). Звук, особенно часто повторяющийся, влияет на сознание. Именно поэтому в учении Тантризма как индийского, так и буддийского чтение мантр, ритуальная речь, пение стали действенными средствами духовного преображения».

(Путь спонтанного действия из недеяния:
Йога игры. Лила-Йога Марга. Сайт freewayom.com.)

««Наука о ритме» играет чрезвычайно важную роль в большинстве методов инициатической реализации. Эта наука обычно включает Мантра-Видью, которая соответствует здесь «звуковому» аспекту. С другой стороны, поскольку «светоносный» аспект проявляется, в частности, в нади «тонкой формы» (сукшма-шарира), нетрудно увидеть связь всего этого с двойной природой — светоносной (джиотирмайи) и звуковой (шабдамайи или мантрамайи), которую Индуистская Традиция приписывает Кундалини — космической силе; последняя, пребывая, в частности, в человеческом существе, действует в нем как «витальная сила»».

(Рене Генон. Заметки об инициации. 2003г. Сайт polbu.ru.)

«Слово мантра произошло от первых слогов двух слов Ман и Траяте. Мантра даёт четыре вида плодов: Дхарма, Артха, Кама, Мокша. Освобождает от любого загрязнения и любого греха, даёт удовольствие в этом мире и во всех высших мирах и дарует конечное освобождение. Мантра-Видья — самая безопасная духовная наука. Весь мир — это мантра (вибрация). И эта мантра есть Ом (АОУМ). Все мантры вышли из мантры Ом, и все мантры, в конечном итоге, растворяются в Ом. Всё в этом мире есть вибрация. Энергия — суть вибрации. В этом мире нет ничего кроме сознания и энергии. Подобно тому как все слова состоят из букв, так и все вещи в этом мире состоят из биджа-мантр».

(Мантра-Видья. Сайт openyoga.ru.)

«В глубокой древности наука мантры широко использовалась просвещёнными людьми и йогами для очищения сознания и соединения с божественной силой. В наше время большая часть человечества потеряла знание о важности мантр. А ведь эта наука используется не только как средство для достижения Бога, но и помогает привести в порядок и гармонизировать себя и свою жизнь. Наука мантры очень глубока и многогранна, а воздействие звука, вибрации на наше сознание фундаментально. Суть в том, что мысли, слова и поступки, совершаемые человеком в жизни, уходят в виде слова (энергии, звука) в тонкий мир и там сохраняются. В совокупности они представляют собой нашу карму».

(Наука мантры. Сайт http://satyam-shivam-sundaram.org.)

«Кундалини-Йога. Природа Кундалини описывается одновременно и как световая (джьотирмайя) и звуковая (шабдамайя или мантрамайя); известно, что «световость» рассматривается собственно как тонкое состояние, а с другой стороны известна первенствующая роль звука в космогоническом процессе; многое можно было бы здесь также сказать с той же космогонической точки зрения о тесной связи, существующей между звуком и светом. Мы не можем здесь распространяться об очень сложной теории звука (шабда) и об его различных модальностях (пара, или непроявленное, пашьянти или мадхьяма, обе принадлежащие к тонкому порядку и, наконец, вайкрийя, т.е. артикулированное слово), теории, на которой покоится вся Наука Мантры (Мантра-Видья); но отметим, что тем самым объясняется не только присутствие биджа-мантр стихий внутри «лотосов» (чакр), но также и присутствие букв на их лепестках. На самом деле, должно быть ясно, что здесь речь не идет о буквах в качестве их письменного начертания, ни даже об артикулированных звуках, воспринимаемых ухом; но эти буквы рассматриваются как биджа-мантры или «природные имена» всякой деятельности (крийя) в связи с таттвой соответствующего центра или как бы выражения в грубом звуке (вайкаришабда) тонких звуков, производимых силами, конституирующими эти деятельности.

(Рене Генон. Размышления об Индуизме. / Пер. с фр. Т.Б.Любимовой. М. Олита. 2003г.)

«Глава 4. Мантра. В индийских Шастрах, вероятно, нет темы более важной, чем Мантра. Это столь важная часть Тантра-Шастры, что ее даже называют Мантра-Шастрой. Обычно слово «мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т.п. Хорошо ли обоснована Мантра-Шастра или нет — но, в любом случае, это отнюдь не абсурд, как полагают некоторые. Согласно индийскому учению, мысль (как и ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти. Поэтому она так же реальна, как и всякий другой материальный объект. Мантра — это Сила (Мантра-Шакти), которая передается независимо от того, кто её употребляет. Мантра — это сила; Сила в форме звука. Корень «ман» означает «думать». Творческая сила мысли теперь получает все большее признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция и защита становятся все более и более известными. Это учение очень древнее в Индии, за ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики до сих пор держатся в тайне. Поэтому на Западе все еще не известна особая форма Науки о Мысли — Мантра-Видья. Тот, кто знаком с западными представлениями об этом, тот легче поймет меня, когда я говорю, что, согласно индийскому учению, описываемому здесь, мысль (как ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти. Поэтому она так же реальна, как и всякий другой материальный объект. И то и другое — проекция творческой мысли Миро-мыслителя. Корень «ман», который означает «думать» — это также корень и другого слова, «манн», которое, единственное во всем творении означает «мыслящий»».

(Артур Авалон. Змеиная сила. Т.1. / Пер. А.Ригина. М. Грамма. 1994г.)

«С глубокой древности учителя человечества знали о могуществе слова. Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, что рождаются на языке, не идут дальше языка.
Мантра — это слово силы. Это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними.
Мантры — это могущественные священные формулы, выраженные в слове, несущие мощный заряд положительной энергии. Эта энергия освобождает ум от деструктивных программ. Мантры оказывают направленное положительное воздействие на сознание, ум, тело, судьбу человека. Наука о мантрах, являющаяся основой эзотерических учений Востока, открывает путь к гармонии, здоровью, самопознанию и процветанию.
Мантры имеют своей целью создать энергетическую матрицу для ускоренной материализации любого физического желания. Мантры могут исполнить любое желание, как духовное, так и материальное.
В переводе с Санскрита мантра (mantra) — «орудие мысли», «средство передачи мысли». Мантра является энергетическим образованием, которое состоит из определённых частот. Эти частоты имеют особую структуру и при пропевании мантр с различными интонациями создают некое вибрационное поле. Частоты и порождаемые ими обертоны воздействуют на симпатическую и парасимпатическую нервную системы. Симпатические реакции вызывают отклик и воздействуют на оба полушария коры головного мозга. Пропевая мантры, мы задействуем левое полушарие, и поэтому усиливаем положительные эмоции. Мантры возбуждают психические центы, вызывая вибрации во всей нервной системе. Пение, повторение мантр инструмент для настройки себя в унисон с состоянием, когда нервная система воспроизводит вибрации без ваших сознательных усилий.
Мантра — это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков. И помните, мантра, произнесённая с верой, имеет очень большую силу!».

(Что такое мантры? Сайт mantry.ucoz.ru.)

«Мантра — это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают мантры или размышляют над ними. «Ман» означает «думать, ум». «Тра» означает защищать или освобождать. То есть мантра — это то, что освобождает сознание от невежества, затемнения и дурных привязанностей. Мантра открывает полное знание о Вселенной, освобождает от осквернения, приносит успех и самосовершенствование.
Мантры — это могущественные священные формулы, оказывающие направленное положительное воздействие на сознание, ум, тело, судьбу человека. Наука о мантрах открывает путь к гармонии, здоровью, самопознанию, процветанию. Наука о мантрах основана на изучении воздействия звуков и вибраций, исходящих через различные сферы мироздания из Космического Разума. Сосредоточение на этих вибрациях во время пения и слушания мантры ведет к связи с соответствующими проявлениями сверхсознания.
Мантры имеют ведические индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в Буддизме и Джайнизме.
Мантра-Йога — это алхимия звука, ведущая к проникновению в высшие планы бытия и дарующая преображение, счастье и умиротворение. Мантры являются чудесным даром высшей реальности для всех людей. Каждый независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, слушая мантры, может обратиться к живительной энергии, сконцентрированной в мантрах. Как Солнце и воздух даруют жизнь всем существам, так и мантра может избавить от духовного голода любого человека. Мантра содержит в себе энергию, которая воздействует независимо от употребления.
Мантра — это энергия, энергия в звуке, это носитель особой духовной энергии. Все звуки мантры имеют потенцию. В древних ведических писаниях анализируется каждая буква Санскритского Алфавита, локализация ее воздействия и ее космический исток или проекция.
Мантра состоит из букв и слов, вибрации которых открывают слушающим казну, где хранятся бесчисленные богатства. <…>.
Значение мантры есть форма Божества. Как неразделимы объект и его название, так не существует различия между мантрой и Божеством. Вот почему повторение мантры вызывает присутствие Божества».

(Мантры для любви. Сайт attract-love.tipsnotbook.com.)

«Корень «ман», который означает «думать» — это также корень и другого слова, «ман», которое единственное во всём творении означает «мыслящий». Мантра — проявление Шабда-Брахмана. Но что такое Шабда или Звук? Шакта-Тантра-Шастра следует доктрине Мимансы о Шабда с теми изменениями, которые необходимы, чтобы совместить её со своей доктриной о Шакти. Звук — это качество (Гуна) эфира (Акаша) и он ощущается слухом — двухчастный буквенный звук и небуквенный звук (Дхвани). Последний производится ударением друг о друга двух предметов и лишен значения. Шабда, наоборот, есть Анахата (название, относящееся к лотосу сердца) и это звук Брахмана, он происходит не от ударения двух предметов. Буквенный звук образует слова, предложения и буквы, Такой звук имеет значение. Говорят, что проявление Шабда в виде речи — вечно. Найяики отрицают это, говоря, что он преходящий. Слово произнесено, и оно уходит. Это мнение отрицается Мимансой, утверждающей, что восприятие буквенных звуков должно отличаться от буквенных звуков самих по себе. Восприятие зависит от Дхвани, т.е. от прикосновения воздуха к голосовым органам — небу, горлу и языку. Прежде чем возникнет Дхвани, должно быть соударение одной вещи о другую. Но это не то соударение, которое производит буквенный звук, а лишь проявление его. Буквенный звук создается благодаря устройству голосовых органов и их контактом с воздухом, а сами эти органы реагируют на ментальное движение, идею, которая волевым усилием устремляется вовне и выражается внятным звуком. Это то восприятие, которое является преходящим для Дхвани, проявляющей идеи как таковые в языке. Но и буквенный звук как таковой — вечен. Он не производится только в тот момент, когда он был познан. Он только проявлен через Дхвани. Он существовал прежде, как будет существовать и потом. Это проявление подобно кувшину в темной комнате, который становится видимым благодаря вспышке молнии. Но этот кувшин возник не в этот момент, и не исчезнет после того, когда исчезла молния, сделавшая его видимым. Воздух, контактируя с голосовыми органами, проявляет звук в форме букв алфавита и их комбинаций в форме слов и предложений. Буквы производятся для слушания их человеком, желающим говорить, и становятся слышимыми ушам других посредством деятельности небуквенного звука или Дхвани. Дальнейшее является только проявлением. Сам же буквенный Шабда — это нечто иное, чем его проявления. <…>.
Внутреннее движение мысли в её аспекте Шабдартха (получившее образ) и рассматриваемое в его аспекте узнавания (Шабда) и как тонкий объект знания (Артха) принадлежат тонкому телу. Причина их обоих — это, во-первых, общее движение по направлению к особой идеации, из неподвижной причины, Пара-звука или высшей речи. Таким образом, две формы внутренней или скрытой речи, причинная и тонкая, ведут к разговорному языку. Внутренняя форма идеации состоит из тонкого и произнесенного звука — грубого аспекта Мантры, которая — проявление Шабда-Брахмана. Плотный звук, называемый Вайкхари, или произнесенная речь, и плотный Артха — физический объект, выраженный в этой речи, — это проекция в мир грубого чувственного восприятия более тонких Шабда и Артха через изначальную активность Шабда-Брахмана. Поэтому в плотном физическом мире Шабда означает язык, т.е. предложения, слова и буквы — выражение идей и суть Мантры. <…>.
Из вышесказанного понятно, что когда говорится о том, что «буквы» находятся в шести телесных центрах, то не нужно понимать это как абсурдное утверждение, что буквы имеют письменную форму или форму произнесенного звука, который слышим ухом. Буквы в грубом смысле могут проявляться только в речи и письме. Это должно быть ясно, хотя точнее изложить это довольно трудно. Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости от того, рассматривать ли её в целом или в связи с каким-то отдельным конкретным вопросом. Нужно все время остерегаться, чтобы не попасть в ловушку, пытаясь предписывать это в качестве метода самопостижения в полном смысле этого слова. Сложность увеличиваются и существованием некоторых различий в текстах. (Артур Авалон. ЗМЕИНАЯ СИЛА. (Кундалини))».

(Мантра. Сайт .way-s.ru/e)

«Долгое время я изучал науку, основанную в священных традициях на изучении воздействия звуков и вибраций — тибетская поющая чаша, различные колокола, в том числе и церковные, молитвы, литании, мантры. Предыстория такова. Несколько лет назад я издал книгу о денежной «магии», где описал использование Мантра-Йоги в плане привлечения денег, улучшения материального положения. На презентации собственной книги «911. Основы денег» присутствовало много людей. Происходило все это в известном Киевском чайном заведении. После официальной части и выпитого шампанского люди начали задавать каверзные вопросы, один из которых касался мантр. Кое-как я ответил. Но своим ответом довольствоваться не стал и начал изучать данное направление глубже.
Что же такое мантра? Многие описывают мантру как молитву, формулу поклонения, мистические слоги и т.д. Но такие определения показывают только лишь поверхностность знаний тех, кто использует их. Молитва выражается словами желаний. Любой набор слов или букв не являются мантрой. Мантра — это сила в форме звука. Корень «ман» означает «думать». Получается следующее: обычная молитва может быть просто звуком, но мантра — мощная движущая сила, слово силы (дающее совершенство), и поэтому способствует осуществлению всех желаний, устранению двойственности восприятия и освобождению. Мантра — это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними.
Наука мантр основана на изучении воздействия звуков и вибраций, исходящих через различные сферы мироздания из Космического Разума. Сосредоточение на этих вибрациях ведет к связи с соответствующими проявлениями сверхсознания.
Мантра-Йога — это алхимия звука, ведущая к проникновению в высшие планы бытия и дарующая преображение, счастье и умиротворение.
Мантра — это энергия, сконцентрированная в звуковой вибрации, это носитель особой духовной силы и код, в котором зашифровано высшее знание. Все звуки мантры обладают огромной потенцией и силой. В древних писаниях анализируется каждая буква Санскритского Алфавита, локализация ее воздействия, ее космический исток и проекция.
Повторение мантр — одна из наиболее эффективных форм медитации. Медитация же освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающим миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности. Медитация — это действие, движение, видение, слышание. Через медитацию происходит восприятие и переживание Истины.
Эффективность мантр возрастает, если она повторяется и применяется правильным образом, сопровождается необходимыми духовными практиками. В любых ритуалах пение мантр само по себе уже является большим духовным достижением. Примеры удивительного воздействия мантр на человеческую жизнь можно встретить и сегодня. Получается, что человек соприкасается с энергиями процветания, благосостояния, активизируются программы счастья, удачи и богатства. <…>. Мантра может принести Вам внутренний мир, гармонию, бесстрашие, удовлетворенность, здоровье и выносливость. Но величайший плод мантра-медитации состоит в пробуждении вселенской любви в сердце человека. Перед вами откроется поток силы. Вы приобретете успех и совершенство. <…>.
Мантра — это сила, носителем которой является звук, слышимый или неслышимый. Ум, сосредоточенный на божественном имении в продолжительной медитации, становится божественным и чистым, как само Божество. Ум принимает качества того объекта, который созерцает. Этот принцип — основа религиозной и йогической практики.
Благодаря постоянному сосредоточению на Божественном, на славе, могуществе и качествах Бога, постоянному повторению Его имени, ум становится чистым и могущественным. Если мантра повторяется регулярно и правильно, ум и все существо человека очищаются. На материальном уровне мантра приводит к усилению сосредоточения, ослабляет стрессовые напряжения, увеличивает жизненную силу, улучшает работоспособность, память, помогает избавиться от многих психосоматических заболеваний и наполняет жизнь радостью. На духовном плане мантра ведет к просветлению и связи с космическим сознанием. Повторение мантры увеличивает хорошие впечатления. Таков закон психологии. Мантры резонансно действуют на участки головного мозга и тела. Повторяя их, вы будете изменять сознание и эффективнее решать проблему. Происходит изменение активности мозга, из-за чего и достигаются результаты».

(Что такое мантра. Сайт zdorovja.com.ua.)

«1. Весь мир — это мантра (вибрация).
2. И эта мантра есть Ом ( АОУМ ).
3. Все мантры вышли из Ом, и все в итоге растворяются в Ом.
4. Первичная мантра по причине неведения (Майи) разбилась на множество других вибраций.
5. Каждая отдельная вибрация — это суть, явление или объект во вселенной.
6. Есть энергия — суть вибрация, есть явления и объекты, проявления этой вибрации.
7. Если воспроизвести вибрацию, мы воспроизводим объект или явление, соответствующее этой вибрации. Таким образом, создаются или разрушаются все проявления этого мира.
8. У нас есть тело и мантра, соответствующая этому телу, воспроизводя мантру, мы можем воспроизводить наши тела.
9. Если мы воспроизводим часть этой мантры, то мы воспроизводим свою часть, или процесс, протекающий в нас (эмоции, ощущения и т.д. и т.п.)
10. Как возникает наша речь.
— мы волеизъявляем произнести слово (инициировать вибрацию).
— согласно этой воле базовая энергия в основании нашего тела (Кундалини) создает колебание энергии того спектра, которого хочет воля в очень тонком носителе (энергия очень тонкого спектра).
— затем этот импульс передается выше в более грубые носители.
— и наконец, самый грубый носитель этой вибрации, язык нашего тела, воспроизводит слышимую вибрацию звука (вайкхари, мадхьяма, пашьянти, пара).
11. Наши интеллектуальные способности состоят из трех разделов: ум (манас), разум (буддхи),часть разума создающая образы и представления (читта).
12. Вся информация, которая к нам приходит из окружающего мира, приходит через грубые и (или) тонкие органы чувств. Эти органы чувств передают эту информацию уму.
13. Ум пропускает или не пропускает эту информацию через себя в разум. Это зависит от нашего внимания, на что оно направленно то и проходит. На что внимание не направленно проходит либо с опозданием, либо не воспринимается.
14. На основании прошедшей информации разум воспроизводит точную копию объекта или явления внутри себя. Эта копия объекта или явления воспроизводится из тончайшей материи-энергии.
15. Читта анализирует эту копию, созданную разумом, и на основании анализа создает представление об окружающих вещах и явлениях.
16. Из-за того, что органы чувств не очищены, информация проходит в искаженном виде, неочищенный разум так же добавляет искажения.
17. Таким образом, все наши представления об окружающей вселенной заведомо искажены, до тех пор пока органы чувств и этот разум не очищены мы судим об окружающей вселенной лишь по тому образу, который создается в разуме. Мы видим только искаженную, урезанную картинку. Задача Йоги — узнать, какова вселенная в реальности.
18. Существует взаимосвязь формы и имени, то есть вибрации и того объекта или явления, которое представляет эта вибрация.
19. Если есть имя, есть форма (объект или явление), если есть форма, то есть присущее ей имя (вибрация, мантра). Воспроизводя имя, мы воспроизводим форму. Имея имя, можем найти форму.
20. Если в разум попадает имя, оно воспроизводит форму соответствующую этому имени. Если в разум попадает имя Бога, то форма Бога (сущность Бога) воспроизводится в точной копии.
21.Чем дольше эта копия удерживается в разуме, тем сильнее трансформируются наши тело, разум и качества. Они становятся подобными созданной копии (Богу).
22. Каждое произнесение имени божества воспроизводит в разуме тело этого божества, т.к. имя и форма неразрывны.
23. Чем чаще мы повторяем это имя, тем дольше форма божества находится в нас самих, и тем сильнее мы трансформируемся. (О чем думаешь, тем становишься).
24. Не обязательно присутствие формы божества возле нас для того, чтобы мы трансформировались, достаточно иметь имя божества, чтобы получить те качества, которыми обладает это божество.
25. По мере повторения имени-мантры божества мы сами становимся подобными божеству и (или) этот образ начинает присутствовать возле нас, сначала в виде ощущений, потом в виде видений, и наконец в реальной форме, как если бы это был другой человек».

(Мантра-Видья. Часть 2. Практический центр «Connect». Сайт connect.ru.)

«Прана и мантра. Мантра лежит в основе многих техник целительства, в которых используется энергия звука. Мы знаем, что в окружающей нас вселенной проявляются различные формы энергии, например, звук, свет, теплота и движение. Вселенная существует одновременно на нескольких уровнях проявления. На грубом уровне вселенная существует как материя, на другом уровне — как свет, а еще на одном уровне — как звук. Все эти уровни энергии можно использовать для исцеления. Мантра-Садхана направлена на высвобождение звуковой энергии, которую можно использовать для исцеления или для подъема сознания.
Сила звука. С научной точки зрения, звук представляет собой вибрацию определенной частоты, и он способен вызывать в организме физические изменения. Некоторые вибрации могут быть вредными, тогда как другие полезны. Звук можно сосредоточивать до таких степеней интенсивности, что он способен разрушать объекты. С помощью одного лишь звука можно проделывать отверстия в твердом металле.
Звук — это форма энергии, характеризующаяся частотой, высотой, громкостью, тональностью, а также обладающая тонкими качествами. Именно на этих тонких качествах в прошлом сосредоточивался интерес йогов и риши Тантрической Школы. В глубоких медитативных состояниях они слышали определенные звуки, которые были психическими вибрациями. Эти вибрации получили название мантр, звуков-откровений, которые можно слышать только на более высоких уровнях сознания, когда йоги входят в самадхи. Позднее были составлены ричи или шлоки — собрания мантр, которые они слышали и за¬писывали. Некоторые из них стали книгами откровения мно¬гих великих мировых религий.
Каждая мантра обладает двумя важными качествами, которые на Санскрите называются варна и акшара. Варна означает «цвет», а акшара означает «буква» или «форма». Название «акшара» носили буквы Санскритского Алфавита. Кроме того, акшара означает «то, что не исчезает». Поэтому, как только мантра произнесена, она становится частью вечной хроники Акаши.
В начале было слово. Между звуком и праной, лежащей в основе творения, существует важная взаимосвязь. Прежде чем что-либо может проявиться в акте творения, должен существовать космический ум — махат. Его первым проявлением становится бинду, который представляет время, пространство и материю в одной точке. Это семя творения. Из бинду исходит жизненная сила. Таким образом, существуют два понятия: космический ум и космическая прана. <…>.
Исцеление с помощью мантры. Вследствие тесной взаимосвязи между праной и надой в процессе творения, можно понять, почему одним из лучших носителей для передачи прана-шакти служат мантры — звуки, содержащие психическую силу. Когда определенные звуковые вибрации переносятся в различные части тела, они могут вызывать реальные изменения физической структуры и функции. Кроме того, они могут изменять состояние сознания. Поэтому в практике Прана-Видьи для переноса прана-шакти можно использовать мантры, в особенности, для исцеления других людей. Однако этот вид целительства практикуют только те, кто обрели мантра-сиддхи — силу и знание мантр посредством мантра-садханы. Другие не способны эффективно проявлять силу мантр для исцеления.
Каждая мантра служит проводником определенного типа энергии. Например, существует специальная мантра для лечения змеиных укусов. Когда человек повторяет эту мантру тысячи раз, он заряжается определенным видом энергии. Затем эту энергию можно использовать для исцеления кого-нибудь, кого укусила змея. Когда человек, владеющий мантра-сиддхой, наговаривает мантру, яд рассеивается, не вызывая боли или вреда.
Тантрические мантры служат носителями пранической энергии, которую следует использовать в соответствии с определенными правилами, и для определенных целей. Их необходимо изучать под руководством гуру Тантрической Школы. Существуют мантры всевозможной длины, предназначенные для разных целей: мантры священного писания, мантры для противодействия горячке, яду и болезни, для обезболивания, устранения препятствий, победы над врагами, привлечения, улучшения здоровья, обретения богатства, крепкого сна, для женитьбы, рождения потомства и долголетия. Однако чтобы использовать их должным образом, их необходимо очень тщательно изучать.
Большинство людей не понимают силу мантр и думают, что могут использовать их как им хочется. Другие используют в качестве мантры любое слово или имя. Например, возможно, вы восхищаетесь великим человеком и захотите сделать его имя своей мантрой. Быть может вы даже считаете этого человека своим гуру или божеством и наполнены любовью к нему. Поэтому вам может нравиться звук его имени. Однако это имя представляет собой просто эмоционально заряженный звук, а не мантру, заряженную прана-шакти.
Для понимания силы мантры необходимо посвящение от гуру. Недостаточно повторять любое слово или слог, который вы слышали или нашли в книге. Мантра требует правильного фонетического произношения, должной интонации, правильного сосредоточения и создания соответствующего мысленного образа или формы. Все это можно усвоить только от учителя. Практика мантр порождает не только звуковые волны, но также соответствующие волны цвета, формы и геометрических образов в глубине ума.
Использование мантр. Сила мантр и тонкие звуковые частоты в течение веков были известны во многих древних цивилизациях, и использовались для пробуждения внутреннего сознания, а также для оказания влияния на внешние силы природы. Некоторые люди полагают, что для перемещения огромных камней Стоунхенджа, истуканов острова Пасхи и монументов майя использовались законы звуковых вибраций — знание, утраченное современной цивилизацией. Кроме того, наука мантр составляет основу многих западных эзотерических систем. Наука мантр включает в себя знание чисел, музыкальных нот, цветов, драгоценных камней и металлов, и имеет астрологическое значение. При правильном интонировании мантры она проецирует энергию, мысленные формы и символы, которые содержат знание.
Мантры — это не только звук, но и открывающееся содержание звука. Примером может служить мантра «Ом Намах Шивайя», которая имеет семенную, или биджа-мантру Храум. Кроме того, она связана с геометрической формой, именуемой янтрой. Когда мантру дает тантрический гуру, она имеет форму, цвет и мысленное содержание.
Практикуя мантру, следует иметь в виду четыре вещи: саму мантру, девату, психический центр и форму взывания. Девата — это не Бог или какое-либо божество; девата означает «озаренная форма» — это раскрываемый символ мантры. Психические центры — это точки сосредоточения, испытывающие сильное воздействие мантры. Взывание представляет собой эзотерическую молитву, или шлоки, которые сопровождают мантру. Правильное произнесение мантры вызывает изменение энергии в психике, передающееся физическому телу».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.)

«Наука мантр основана на изучении звуков и вибраций, исходящих через различные сферы мироздания из Космического Разума. Сосредоточение на этих вибрациях ведет к связи с соответствующими проявлениями сверхсознания. Мантры являются чудесным даром высшей реальности для всех людей. Вселенная — это движения различных грубых и тонких субстанций. Это движение осуществляется многими способами. Движение субстанций, их столкновение, взаимодействие производят всевозможные звуки, которые можно воспринимать умом, слухом, фиксировать приборами. Если бы не было движения, не возникали бы и звуки. Под субстанциями в ведической философии имеются в виду и вещества в различных состояниях и энергия, и поле, и информация. Движение планет создает «музыку сфер», движение электронов так же создает звуки. Все пронизано звуками, но большинство звуков не слышимы для нашего слуха, их можно воспринять только через медитацию. Через звуки осуществляется контакт на различных уровнях сознания с соответствующими силами и архетипами. Есть мантры, которые лечат, защищают, приносят успех, помогают приобрести богатство, изменить влияние планет и т.д. В основе этого лежит сознательное манипулирование вибрацией. Но существует и высшая духовная наука. В ее основе — овладение вибрациями высших планов сознания. Знание звука дает магический инструмент для управления, настройки и использования жизни, а так же помощи другим людям с наибольшей пользой.
Процессы, происходящие в уме человека и Космическом Сознании, также создают вибрации. Каждому предмету, явлению, субстанции свойственны определенные вибрации. Веды говорят: как жар и свет неотделимы от огня, как образ предмета неотделим от предмета, так и имя какого либо объекта неотделимо от объекта. Аналогично различные проявления индивидуального, коллективного и Космического Сознания имеют свои вибрации, свой звук, свое имя. В ведической философии эти проявления Космического Сознания или энергии может рассматриваться как персонификации или олицетворение в формах Божеств, Деват. Каждое Божество имеет разнообразные свойства, энергии, имена и сферы деятельности. В ведических писаниях так же говориться, что всякая ведическая мантра имеет форму Деваты. Значение мантры есть форма Деваты. Как неразделимы объект и его название, так не существует различия между мантрой и Деватой. Вот почему повторение мантры вызывает присутствие Деваты. Тот, кто знает имя явления, тот может воспринять его образ и вступать с ним во взаимоотношения.
Мантрическая сила обретается быстрее, если мантру получить непосредственно от духовного учителя. Учитель передает вместе с мантрой духовную силу — Шакти — и открывает канал гармоничного прохождения силы. Но не стоит забывать, что мантры — это особый дар Высшего Сознания, и мантрическая сила начинает проявляться, если искатель занимается практикой искренне, решительно и с благими помыслами. Каждое слово обладает силой. Слова мантр обладают особым видом космической силы, называемой мантра-шакти, способствующей одухотворению сознания и раскрывающей внутренние, скрытые потенции человека. Мантра содержит в себе энергию, которая воздействует независимо от употребления, мантра — это энергия в звуке, это носитель особой духовной энергии. В древних ведических писаниях анализируется каждая буква Санскритского Алфавита, локализация ее воздействия и ее космический исток или проекция. В священных писаниях на Санскрите дается не только интуитивное описание этой силы звуков — слов, но также изложены способы сознательного овладения ею. Так как эта сила принадлежит не только человеческому уму, но и духовной реальности, эти ведические гимны могут возвысить к очень высокому уровню сознания. Слова производят определенную вибрацию. Вибрации нацелены на подавление и пробуждение внутренних скрытых сил. Раскрытие и правильное направление внутренней энергии приводят к сверхсознанию.
Слоги мантры заряжают энергией, которую нельзя воспринять чувствами, но которая действует независимо от того, сознаем мы смысл мантры или нет. Влияние мантры имеет объективное воздействие. Если мы осознаем смысл мантры, то она будет действовать намного эффективнее. Независимо от того, как мы едим, сознательно или бессознательно, мы насыщаемся. Но если мы принимаем пищу сознательно, в должном состоянии, мы насыщаемся быстрее и меньшим количеством пищи. В мантре концентрируется энергия сверхсознания, и когда практикующий повторяет мантру, то эта энергия одухотворяет его сознание. Обычные слова лишены такой энергии сверхсознания. Мантра пробуждает глубинные архетипы, включает мощные семантические энергии и погружает в новые пространства смысла. Можно выбрать слово и повторять его длительное время, и в результате можно почувствовать расслабление, но обычное слово не принесет истинного медитативного состояния и не откроет планов сверхсознания. Большинство обычных слов, произносимых человеком, создают в уме образы, которые препятствуют повторению мантры и служат помехой для медитации, вызывая блуждание ума. Мантрические слова постепенно и мягко очистят ум от изматывающего внутреннего диалога, от мысленной жвачки, беспокойства и даруют умиротворение, спокойствие, сосредоточение.
Если повторять в течение двух часов несколько обычных слов, то не почувствуете ничего, кроме усталости, отупения или раздражения, но повторение мантрических слов приносит энергию уму и очищение чувствам, ощущение удовлетворенности и постоянной новизны. Можно целыми днями повторять мантру и никогда не пресытиться и не устать. Через мантру происходит проникновение в Высшие Сферы Космического Сознания, познание своей сущности и появление возможности стать источником света для других. Мантра может принести практикующему внутренний мир, гармонию, бесстрашие, удовлетворенность, здоровье и выносливость. Но величайший плод мантра-медитации состоит в пробуждении вселенской любви в сердце человека — это является высочайшим смыслом духовно нравственного развития и высшей человеческой ценностью.
Последователи ведической философии утверждают, что через звук (музыку, слушание священных писаний на Санскрите) человек может познать то, что невозможно познать зрением. И это в основном касается предметов, которые находятся за пределами чувственного восприятия. Правильное повторение мантры создает особый пространственный рисунок, который открывает сознанию некую истину, которую невозможно воспринять чувственно. Поэтому в «Катха-Упанишаде» говориться, что звук (шабда) — первое проявление Бога в материальном мире. А Пифагор говорил своим ученикам: «Только через небесную музыку можно увидеть Бога». На материальном уровне мантра приводит к усилению сосредоточения, ослабляет стрессовые напряжения, увеличивает жизненную силу, улучшает работоспособность, память, помогает избавиться от многих психосоматических заболеваний и наполняет жизнь радостью. На духовном плане мантра ведет к просветлению и связи с Космическим Сознанием. Мантра усиливает концентрацию внимания. В мантре сокрыта огромная сила, и если у практикующего Мантра-Йогу не хватает потенции для медитации и сосредоточения, энергия мантры дает ему дополнительную силу. Мантра успокаивает ум, наполняет его чистотой, делает разум сильным, а память крепкой.
Главное назначение мантры — духовное преображение человека. Целью духовного развития человека является развитие чувства единства со всем сущим, сознание вселенской любви и сострадания. Благодаря этому он становится проводником Высшего Сознания. И те, кто общается с таким человеком, получают творческую помощь, энергию и толчок к духовному совершенствованию. Мантра-медитация направлена на духовное преобразование человека, изменяет сознание человека. Это непосредственно духовное деяние. Медитация возносит человека над бессмысленными философскими спорами, над догматизмом, нетерпимостью и фанатизмом религий. Медитация помогает преодолевать страсти и суетные желания, дарует ощущение единства с природой и Вселенной, раскрывает творческие силы и интуитивную мудрость».

(Евгения Вельп. Мантраяна. Защитное поле мантр. Сайт oum.ru.)

* * *

N 36. 01.08.14г.