Статья 3.5.1. Тантра и Мантра. Мантраяна. Мантра-Шастра. Мантра-Видья.

«Наряду с мандалами и янтрами мантры составляют наиболее важный аспект Тантры. В них — суть практической Тантры. <…>. На самом деле использование мантр — это наука, причем удивительная наука… Наука мантр возрождается и в будущем окажет на мир огромное влияние. Так должно случиться, поскольку именно сила мантр способна раскрывать тайны природы и вселенной. Мантры будут использоваться как научный инструмент, точно так же как в наши дни свет, лазеры и электронные микроскопы используются для проникновения в более глубокие области природы» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Когда я впервые приступил к изучению этой Шастры, … <…>. Я не был разочарован. Мантра-Шастра — весьма далекая от того, чтобы называться «не имеющим смысла предрассудком» или «тарабарщиной» — заслуживает пристального изучения, и когда оно предпринято, то для умов, свободных от предрассудков и склонных к метафизичности и тонкому видению, открываются основы [ее] ценности. В Тантрах Мантра-Шастры, или Агамах, содержится последовательно излагаемое глубокое учение. Настало время, благоприятное для раскрытия секретов этой адхьятмика-науки» (см. Артур Авалон. Гирлянда знаков (Варнамала). Опыт изучения тантрических мантр. М. Ситников консалтинг. 2006г. 304 стр.).

 * * *

1.ТАНТРА И МАНТРА.

«Тантрические писания говорят: «сила мантры невероятна». Мантра в действительности представляет собой самую основу науки Тантры».

(Источник неизвестен.)

«3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной ориентации. Тантрические секты: «Тантра-Сангха». Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике. Мантра — это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения».

(Новые религиозные организации России деструктивного
и оккультного характера. Справочник. Белгород. 1997г.)

«В Индии особое значение придается трем словам: первое — это Тантра, другое — это Мнтра, а третье — Янтра. Тантра означает способы расширения сознания. Мантра означает поиск внутреннего звучания, внутреннего ритма, внутренней вибрации. Коль скоро человек находит свою мантру, это оказывает огромную помощь: даже однажды выразив эту мантру, человек попадает в совершенно иной мир. Это становится ключом, переходом к новому уровню сознания, поскольку однажды выразив эту мантру, человек достигает нового уровня естественной вибрации».

(Ощо. Видение Тантры. Сайт ariom.ru.)

«Йогическая и Тантрическая Традиции учат, что определенные звуки способствуют пробуждению определенных чакр и что звук Ом, или Аум, — это звук-основа Вселенной, содержащий в себе все. Аум представляет три состояния сознания — бодрствующее, сновидное состояние и состояние сна без сновидений. Санскритские песнопения и мантры основываются на определенных тонах и формах звука, которые производят особые результаты. Определенные мантры, обычно длинные и сложные, могут, как считают, действительно создавать формы или какие-либо результаты в материальном мире, если их прочитать нужное количество раз (иногда доходящее до миллионов), с должным благоговением и надлежащим дыханием. Полагают, что именно таким образом осуществляются многие волшебные проявления йогических сил. Как и наука о дыхании, наука о звуке и вибрации составляет краеугольный камень эзотерических практик Йоги [и Тантры]».

(Б.Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель по Кундалини.
/ Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г. 448 стр.)

«12. Символика и язык Тантры. 12.1. Мантры и янтры. Большинство практик Тантры связано с использованием мантр. <…>. Одной из практик Тантры является ощущение любого звука как мантры. Все буквы Санскритского Алфавита являются биджа-мантрами. Название предмета или явления на Санскрите (и некоторых других древних языках) таково, что сочетание биджа-мантр, из которых состоит соответствующее слово, выражает именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. Поэтому в Тантре считается очень важным говорить истину: если слова не соответствуют действительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности. Энергия, рождённая ложью, не находит себе места в реальном мире и в конце концов обращается против того, кто её произнёс. <…>. В Тантре считают, что сущность человека заключена в его речи, и так как звук тесно связан с энергией, то под словом «речь» понимают не только «обычную» речь, но всю внутреннюю энергию человека, и даже часто заменяют термин «энергия» на «речь»».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной,
человека и природу любви. Часть 2. Сайт skoptsov.ru.)
(Мантры и янтры. // Символика и язык Тантры. Сайт avatargroup.ru.)
(Тантра. Мантры и янтры. Сайт sunhome.ru.)
(Тантра: предмет и путь. Тантра Эпохи Водолея. Сайт tantra.my1.ru.)

«Мантра. Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике. Мантра — это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения. <…>. Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести садхака (практикующего) в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций. Процесс повторения мантры — это не скучное и безрадостное занятие, но живое и притягательное действо, во время которого мы вовлекаемся в сферу взаимоотношений со Всевышним (с Высшей Реальностью) и, погружаясь все глубже и глубже, проникаем в область сверхсознательного. Другими словами, с помощью повторения мантры мы постигаем свою истинную Сущность, которая есть вечное разумное блаженство (саччидананда). [Также] Тантра содержит в себе эзотерическое знание о биджа-мантре. Наибольшее значение в Тантре отводится так называемым биджа-мантрам, представляющим собой мантры в виде коротких слогов. Адепты Тантризма считают, что знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения — отличительная особенность всей тантрической системы».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Некоторые говорят, что сочетание мантры, янтры и мудры является тайной Тантры, говорят, что это ключ к магии. Это потому что существует описание отдельных мудр, янтр и мандал, но об их сочетании письменная информация отсутствует. Может быть, письменная информация отсутствует не потому, что ее нельзя давать, а потому, что это принципиально невозможно. В каждом конкретном случае необходимо использовать свое особое сочетание. Это зависит от природы искателя, его опыта, времени и места. Мастер помогает найти необходимое сочетание. А для нас это является тайной. Мантры являются звуковой частью ритуала. Это особый большой раздел йогической практики. Мастера Тантры, как правило, являются знатоками и хорошими исполнителями мантр. Но далеко не все, кто распевает мантры, являются последователями Тантры. В Тантре отдается предпочтение вибрационным мантрам, которые основаны на длительном произношении слоговых согласных звуков, таких, как Ш, М, Р. Эти звуки дают особенно сильную вибрацию голосовых связок и дыхательного аппарата. Когда такие мантры произносят двое, мужчина и женщина, то между ними устанавливается резонанс, своеобразный контакт. И они начинают чувствовать друг друга. Их энергетические поля объединяются и резонируют. Эти вибрации одновременно соотносятся с ритмами Космоса. Это значит, что устанавливается контакт пары с Вселенной».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. М. Старклайт. 2000г., 2003г. 232 стр.)

«Одна из отличительных особенностей тонкой Тантры — интроспективный подход к медитации. Концепция тантрической медитации держится на ключевом понятии «мантры». «Ман» означает «сознание» а «тра» — «то, что освобождает». Таким образом, мантра — это особая вибрация, которая освобождает Сознание. В древности йоги экспериментировали со звуковыми колебаниями и начали использовать особые звуки, которые, как оказалось, помогали расширять сознание. Они обнаружили в теле человека семь главных психических и духовных центров энергии. Далее, они установили, что из этих центров исходят 50 звуков. Эти звуки мы находим в санскритском алфавите. В древних методиках концентрации и медитации использовались определенные комбинации этих звуков. Медитируя по методу Тантры, человек сосредотачивается на мантре и старается сохранить в своем сознании одно только звуковое колебание и связанное с ним представление. Постоянное повторение мантры подводит его к высшим состояниям сознания. Далеко не всякий звук можно использовать для медитации. Чтобы мантра оказалась эффективной, она должна обладать определенными свойствами. Прежде всего, мантра должна иметь пульсирующий характер. Должно быть два слога, и их нужно произносить на вдохе и выдохе. Кроме того, должен быть некоторый образ (идея), ассоциированные с мантрой. Главная идея, главное представление, используемое в медитации в тесной связи с мантрами есть: «Я и Высшее Сознание — одно». Так мантра помогает отдельному человеку увязать свое индивидуальное сознание с совокупным сознанием Вселенной. Еще одно свойство мантры в том, что она должна создавать определенную вибрацию, которая будет связующим звеном между индивидуальной вибрацией, присущей медитирующему, и вибрацией Высшего Сознания. Поскольку люди не все одинаковы, не одинаковы и мантры, используемые в процессе медитации. Учитель медитации выбирает мантру, которая подходит к индивидуальной вибрации человека и может увязать его индивидуальную вибрацию с вселенским ритмом Высшего Сознания.

(Введение в философию Ананда-Марги. Ананда
Марга Пабликейшнз. 2000г.Сайт anandamarga.ru.)

«Двумя мощнейшими инструментами Тантры являются мантра и янтра, которым посвящены две последующие главы.
Глава 3. Мантры: звуковые инструменты. <…>. Важной составляющей Тантры, помимо работы с чакрами, известной как Кундалини-Йога (или Лайя-Йога), является учение о янтрах и мантрах. Это учение воплощается в практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между индивидуальным и универсальным. Янтра-Йога и Мантра-Йога способны настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную способность. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и выработать привычку к сосредоточенности на одном предмете. Умение управлять этими упорядочивающими силами природы делает йогов настоящими чудотворцами. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны. Как и все остальное, сиддхи или особые способности, подчиняются законам природы. <…>.
Мантра — это один из инструментов Тантры, а источником мантры является желание общаться, проявиться, призвать кого-то, воплотить в действительность, вызвать эмоции, излечиться, повысить уровень осознанности, наполниться энергией, получить вдохновение и т.д. Согласно Тантре, все мантры представляют собой формы сознания (виджняна-рупа). При правильной практике мантра полностью активизирует самскару (накопленный опыт всех прошлых жизней). Сущность мантры сводится к сосредоточению мышления и воли и приданию им жизненной силы. Тантра считает, что воля открывает путь вере, а вера творит чудеса. Таким образом, чудотворное воздействие мантры кроется не столько в интонации или мелодике, сколько в самой вере (истинной бхакти)».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

«Йога широко использует в своей практике возможности янтры, мантры и тантры, взаимосвязь которых позволяет корректировать психофизическую природу человека и перепрограммировать структуру ума в позитивном направлении. Эта взаимосвязь выражается в том, что янтры обнаруживаются при помощи символов и различных начертаний, а мантры и тантры реализуются при помощи янтр. В настоящее время интерес к этой духовной практике Индии возрос во всем мире и продолжает возрастать.
Известно, что человек выражает себя при помощи речи, письма и символов. Поэтому каждой янтре соответствует особое божество и определенная мантра. Пять основных элементов природы — земля, вода, воздух, огонь и эфир — неразрывно связаны с янтрами, которые сопровождаются особыми мантрами, позволяющими направлять природные силы на пользу человеку. При этом учитывается также янтраблагоприятное или пагубное влияние планет, и здесь янтра может усилить полезное влияние планет и ослабить их вредное воздействие. Янтра начинается с изначального символа «бинду», олицетворяющего пустотность /ноль/, основание, точку иногда треугольной формы, которая выражает различные желания, методы или постижения. Бинду это точка фокусного возрастания сил концентрации, особая форма, которая иногда расширяется при помощи систем различных треугольников, окружностей, причудливых фигур и превращается в то, что называется янтрой. После начертания янтры не следует ждать от нее немедленных результатов до тех пор, пока она не будет обработана особой «сиддхи-мантрой». <…>.
Наука Тантры неразрывно связана с янтрой и мантрой. Известно, что цель Тантризма состоит в том, чтобы поднять дремлющую в копчике позвоночника «змеиную силу» Кундалини как можно выше по Сушумне, до самой верхней чакры, чтобы затем остаться там навсегда. Эта фаза рассматривается в тантрической садхане как самая высшая. Существует шесть чакр, или лотосных центров, а седьмой, как причина бытия, парит над черепом каждого из нас. Сушумна — это энергетический канал, по которому продвигается Кундалини. Это продвижение происходит тогда, когда тантрик совершает интенсивную практику (садхану)».

(moZg. Янтры, мантры и тантры. Сайт waylove.ru/forums/.)

«В Упанишадах говорится, что процесс повторения мантр гораздо возвышенней, даже чем восьмиступенчатая Йога. Особенно в этот век повторения мантр. Повторение мантр было также очень сильно развито и в самую первую эпоху, в Сатья-югу. В те времена тоже было так, если повторять мантру, то можно достичь быстрого прогресса. И повторяли. Но большинство было йогов, которые занимались восьмиступенчатой Йогой. И после пранаямы они начинали медитировать на звук ОМ, и когда достигали совершенства в повторении звука ОМ, на стадии дхьяны, то следующая ступень была дхарана. Когда человек с помощью звука ОМ начинает видеть Бога в своём сердце, начинается дхарана, следующий уровень. Это значит, что человек просто садится и начинает смотреть на Бога. И когда он смотрит на Бога, он достигает самадхи. Как ни странно, сейчас сколько не повторяй звук ОМ, не так просто достичь совершенства. Поэтому существуют имена Бога в соответствии с его качествами. Всепривлекающий, Всерадующий, Всемогущий. То есть в Кали-югу больше рекомендуют прославлять его качества. Когда мы прославляем качества Бога, мы получаем такие же качества. Когда мы прославляем негодяев, мы становимся негодяями. <…>.
Я знаю, что существует самая могущественная Тантра в Индии — это вайшнавская Тантра. Эта Тантра настолько могущественна, что все остальные Тантры в подмётки не годятся. Эта Тантра существует до сих пор в Индии. Эта Тантра имеет отношения с атрибутами Бога. Допустим, у Бога есть различные виды оружий, такие как чакра или время. Эта Тантра заключается в том, что человек, занимающийся этой Тантрой, устанавливает связь с оружием Бога с помощью определённых мантр, определённых обрядов. Потом это оружие Бога может защищать человека от всех проблем. И такой человек может использовать различные виды оружий, таких как сударшана-чакра, который может уничтожать всё, что хочешь. В принципе, с Богом никто не хочет соперничать, поэтому эта самая сильная Тантра. <…>.
Тантра — это обряд. Первоначально была вайшнавская Тантра. Из неё появились другие виды Тантр полубогам. Потому что полубоги дают исполнять желания гораздо быстрее, чем Бог. Такой бывает парадокс. Бог заботится о нашем благе, поэтому он не всегда выполняет наши желания. <…>.
Главное в повторении мантры — концентрация на звуке, но визуализацию тоже можно применять. Просто слушать очень внимательно и ни о чём не думать. Концентрация бывает на внешние объекты, а бывает на звуке. Так как звук является корнем всего. И концентрация на звук, в том числе на звук ОМ, даёт очень сильные результаты. Просто слушать и больше ничего».

(Мантра и Тантра. Сайт mantraom.ru.)

«2.4.4. Контроль над дыханием с помощью мантр. Авторы Брахман считали, что мантры — это многозначные силы, существующие и в качестве версий космического огня, и как силы, способные усмирить внутренние дыхания. С помощью мантр можно активизировать внутреннюю жизненную силу дыхания, и, следовательно, знание, наделяющее мантрина мистической или эзотерической силой. Как «пути к небесам» состоят из света, так и в ряде источников отождествляют мантры с самим светом. В других источниках мантры отождествляют с укротителями внутреннего огня, которые заставляют жреца «полыхать» неуязвимым пламенем, пока горит жертвенный огонь. В одном месте текста «Шатапатха-Брахмана» говорится, что жрец усмиряет аванпрану [идущее вниз дыхание] мантрой «Насыться, Агни, тебе поклоняюсь» и затем говорится, что с этими словами все тело вспыхивает от ногтей до волосков на теле. Всякие ритуальные действия описаны как интимно связанные с созданием и поддержанием дыханий в жертвующем, и говорится, что эти дыхания контролируются мантрами.
Безусловно, похоже, что практически каждый аспект ритуальной системы — мантры, распевы, выполнение жертвоприношений, огонь и подношения в то или иное время отождествлялись с дыханиями. В ритуальной логике ведической системы такое отождествление имеет свой совершенный смысл. <…>.
Другой важной аспект мантрического контроля над ветрами связан со специфическим присвоением частей речи различным элементам Вселенной. Считается, что мантры наделены мощной творческой способностью, и потому, когда они локализованы в теле в форме космических элементов, это дает практику доступ к творчеству в структуре космоса. Основное внимание в тантрических системах уделяется систематическому применению [ньяса] биджа-мантр или семенных слогов к различным частям физического тела, как на грубом физическом уровне, так и в более тонкой структуре. Эта процедура ритуального посвящения очищает и активизирует для посвященного микро — и макрокосмические связи, или тождества, между фонемами Санскрита и компонентами космоса. Такую практику в очень развитой форме можно найти в начальном разделе главы 5 «Калачакра-Тантры», и еще она подробно изложена в работах Абхинавагупты по Тантре.
В основе этой практики лежит древний принцип. В части текста «Айтарейя-Араньяка» (3.2.5), обсуждающем «тайное учение [Упанишад] речи», говорится о том, что упрощенная версия этой практики была в моде уже в период ранних Вед: глухие, шипящие и гласные присваивались трем Ведам, трем основным дыханиям, трем мирам (Земля, Небо и Небеса), чувствам и пр. И снова мы видим, что логика «типология-идентификация» в системе моделирования Вед последовательна. Поскольку использование человеком санскритских мантр в мире людей — это то же, что обладание ваджрой в мире богов, а мантры — это трансформированная версия космического света, дающего жизнь и жар [огня], испускаемого Солнцем, то полностью имеет смысл [по логике данной системы] утверждение, что компоненты мантры, в рекурсиве, имеют ту же самую типологию-идентификацию, что и все различные компоненты физической вселенной. Соответственно, как говорится в тексте, «когда говорит тот, кто знает это, звучит божественная лютня, слава его наполняет землю, и где бы ни была слышна арийская речь, там он известен».
Так что мы видим из вышеизложенного, что сама модель привязки частей речи к телу человека, которая столь серьезно разработана в «Калачакра-Тантре [см. Главу 11 этой диссертации] имеет, хотя и в значительно упрощенной форме, предшественницу в «Айтарейя-Араньяке»».

(Джеймс Франсис Хартцелла. Тантрическая Йога: изучение
ведических предшественников. Историческая Эволюция.
Литература. Культура. Доктрины и практики кашмирцев XI века.
(Диссертация). / Пер. Elastic R. Сайт abhidharma.ru.)

«Урок 13. Тема 6. Тантра. Мантры. На грубом уровне мантры представляют собой особые звуковые картины; на более глубоком уровне они содержат в себе нечто гораздо большее. Наряду с мандалами и янтрами мантры составляют наиболее важный аспект Тантры. В них — суть практической Тантры. Мантры и мандалы или янтры почти неизменно используются совместно, образуя мощные сочетания. Мандала, янтра или божество представляет собой форму сознания, в то время как мантра служит проводником сознания. Мандала, янтра или божество — это проявленная Форма, конфигурация Шакти, а мантра, которая также является Шакти, служит связующим звеном между сознанием и Формой. Это применимо ко всему в окружающем нас мире.
Видимая форма представляет собой выражение, а мантра — средство выражения. Мантра — это непосредственная связь с запредельным. Известный нам мир материализуется и формируется посредством мантр, посредством звука на всех уровнях разной степени тонкости, как правило, лежащих далеко за пределами обычного восприятия звука. Мантры зарождаются в субстрате сознания Шивы. И нет абсолютно никакой причины, почему нельзя использовать мантры для возвращения по пути проявления, чтобы снова слиться с сознанием. Поезд, идущий отсюда в Дели, можно использовать и для возвращения оттуда. Поэтому мантра представляет собой средство для того, чтобы развернуться на 180 градусов и двинуться по своим следам в обратный путь к источнику. Мантра способна служить и служит средством перехода с низких уровней осознания на более высокие.
Большинство людей не знакомы с наукой мантр. И наоборот, если человек знаком с мантрами, он обычно не имеет личного опыта или, хуже того, связывает мантры с черной магией и колдовством. Люди часто представляют себе ведьм, которые повторяют магические формулы и заклинания, перемешивая в большом круглом горшке некое зловредное варево и готовясь совершить какую-либо пакость; наверное, у каждой наготове помело, чтобы можно было быстро улететь в преисподнюю. Таковы нелепицы, суеверия и непонимание, окружающие использование мантр. И это крайне прискорбно, так как они могут помочь человеку преобразовать свою жизнь. Подобно мандалам, мантры подразумевают гораздо больше, чем можно понять по первому впечатлению. Они способны вызывать переживания, о которых невозможно даже рассказать словами. Мантры часто описывают как особые звуковые структуры, но в них заключено гораздо больше, поскольку они распространяют свое влияние на тонкие сферы. В определенном смысле, их корни уходят в тонкие, а ветви — в более грубые уровни бытия. Их рассматривают и понимают как простые звуковые картины только на низких уровнях осознания. Они представляют собой нечто намного, намного большее.
На самом деле использование мантр — это наука, причем удивительная наука. В прошлом эту науку широко практиковали во всех частях света. В последние годы ею прискорбно пренебрегали, поскольку люди все больше и больше привязывались к грубым и материалистическим объяснениям явлений. Но наука мантр возрождается и в будущем окажет на мир огромное влияние. Так должно случиться, поскольку именно сила мантр способна раскрывать тайны природы и вселенной. Мантры будут использоваться как научный инструмент, точно так же как в наши дни свет, лазеры и электронные микроскопы используются для проникновения в более глубокие области природы.
Внутреннее существо любого человека постоянно соприкасается с чем-то гораздо большим, чем его ограниченная индивидуальность. Большинство людей никогда этого не осознают. Мантры вызывают состояние «резонанса» между индивидом и глубинами внутреннего существа. Психологи сказали бы, что человек настраивается на коллективное бессознательное. Мантры служат средством достижения гармонии с этими внутренними космическими силами. Для установления контакта с конкретными уровнями внутреннего бытия используются специальные мантры.
Опять же, не следует ошибочно думать, что использование силы мантр является монополией Тантры, ибо это, безусловно, не так. Оно составляет неотъемлемую часть многих восточных систем, включая Буддизм, Джайнизм, Сикхизм и т.д. Кроме того, оно входит и во многие традиции во всем мире, в том числе и в западные духовные системы, хотя обычно маскируется эзотерическими символами и языком».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

«В теорию и философию Тантры тонким образом вплетается наука мантры, янтры и мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию мантры, янтры и мандалы. Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта. Уникальная особенность Тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого Тантра достигла благодаря высоко развитой науке о мантре, янтре и мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов Тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва-шуддхи, необходимо понять каждый из них. <…>.
В Тантре известно, что каждая часть физического тела имеет соответствующую мантру, влияние которой она испытывает. Эти мантры используются в церемонии Ньясы для преобразования тела во вместилище высших сил, которые пробуждаются благодаря таттва шуддхи или другой эзотерической практике. Не только физическое тело имеет свои соответствующие мантры, но и звук, производимый дыханием, также является мантрой. Этот звук известен как «сохам» и «хамсо». Вместе «со» и «хам» спонтанно повторяются с каждым дыханием, 21+600+раз каждый день и ночь, на протяжении всей жизни индивидуума. Это известно как аджапа-джапа мантра. В Упанишадах сказано, что одной только медитации на эту мантру достаточно для пробуждения Кундалини и высшего сознания. <…>.
«Мантры неотделимы от янтр. Каждая янтра имеет соответствующую мантру, через повторение которой янтра становится действенной. Благодаря повторению мантры на высших частотных уровнях нады возвышается сознание, и благодаря концентрации на янтре сознание центрируется и фокусируется в точке взрыва. На одном уровне сознания внутреннее переживание случается в форме мысли и эмоции; на более высоком уровне оно становится видением внутреннего образа или мандалой. Если вы идете глубже, оно проявляется в виде абстрактного символа или янтры, которая позднее проявляется как чистый звук, нада или мантра. На каждом уровне переживания энергия проявляется различным образом. Чем тоньше частота энергии, тем глубже переживание. Ум также следует понимать как энергетическую силу, а не психологическую структуру. Когда ум действует на низшей грубой частоте энергии, он становится статичным, тупым, инертным или тамасичным, но, когда вы повышаете частоту воздействием мантры, янтры и мандалы, он ревосходит состояние тамаса, достигая раджаса и затем чистой саттвы, которая есть ум, действующий на очень тонкой частоте. В этом состоянии ума вы едины со всей природой и можете общаться с ней. Тогда все ваше видение становится частью космической истины и возникающие внутри вас образы соответствуют определенным нормам и законам, заложенным в каждом природном процессе. Это очевидно в тантрических мантре, янтре и мандале, которые представляют совершенную линейную и геометрическую гармонию и равновесие.
В тантрической системе каждая мантра, янтра и мандала продумана до малейших деталей. Если бы они не удовлетворяли требованиям точного математического уравнения, они были незавершенными и недейственными. Достаточно лишь взглянуть на некоторые из этих мандал и янтр, чтобы убедиться в их математическом равновесии. Фактически, это есть один из первых аспектов, который привлекает ваше внимание. В тантрической системе мандала представляет визуальную иконографическую форму высшей силы; янтра представляет абстрактную форму этой силы; и мантра представляет ее тонкую форму. Таким образом, каждая мандала имеет соответствующие янтру и мантру, и, поскольку они вызывают одни и те же результаты, одно может заменяться другим, в зависимости от уровня практикующего. Однако, различные божества представляют различные уровни сознания и на основании этого их следует выбирать.
Поскольку звук является одним из пяти объектов чувств, которым в Тантре даётся правильное использование, одну пятую тантры составляет наука мантр. Здесь даётся несколько замечаний о мантрах, которые и завершат предоставленную здесь информацию. Мантра означает тайну. Эзотерически это значит то, что защищает и спасает при помощи медитации. Когда звук используется в качестве проводника для достижения желаемого эффекта, он называется мантрой. Когда пять чувств и их объекты используются для достижения желаемого эффекта, этот процесс называется Тантрой. Вот истинное значение слова «тантра». Мы должны быть очень бдительными по отношению к отвратительным и грязным значениям, которые приписываются в наше время этому слову на западе».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики
преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ.
Сурендры Мохана). Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Я хочу поделиться с вами пережитым мистическим пониманием музыки, а также объяснить, как работает энергия звука в Тантре. В Тантре о музыке напрямую ничего не говориться, хотя существуют несколько Тантр, описывающих практики со звуком и с речью. Следует понять семь концепций музыки, приложимых к Тантре, исходя из ее действующих инструментов восприятия. Первая концепция музыки в Тантре — это концепция звука, что такое энергия звука. Вторая концепция — это рассмотрение музыки с точки зрения 5 органов чувств, 5 каналов восприятия. Третья концепция — это рассматривать музыку с точки зрения 7 чакр, 7 энергетических центров в теле человека, это энергетический аспект музыки. Четвертая концепция музыки – это рассматривать психологию исполнителя и слушателя, композитора и тех сил, которые транслируют ему звук. Пятая концепция музыки духовная, — это Мантра-Йога или же Нада-Йога, это различные медитации на звук, а также использование музыки как духовной практики. Шестая концепция музыки — астрологическая, в которой рассматривается что такое музыка сфер и как она работает. Седьмая концепция музыки — это музыка миров во Вселенной, музыка Божеств и Божественных музыкантов.
Музыка в Тантре может выполнять несколько функций:
1) являться звукотерапией, целительство, очищение,
2) быть высшим искусством, способом астральных путешествий,
3) создавать пространство, мир для духовной практики,
4) быть медитацией на звук для осознания всех вещей в жизни.
Понятие звука. В Тантре звук рассматривается как энергия эфира или как энергия пространства. Звук — это единство вибраций 4 природных энергий — воздух, огонь, вода и земля. 4 стихии являются составными элементами звука. Каждый звук можно проанализировать с точки зрения этих 4 элементов. Эфир — это энергия звука, пространство — это сознание звука. Составными частями пространства являются время, материя, энергия и информация. Воздух соответствует информации, время огню, энергия воде и материя земле. Следует понять, что звук — это производная эфира, это базис духовного понимания музыки.
Тантра работает с сексуальной энергией, которая имеет природу эфира. Из сексуальной энергии формируется эфирное тело, и через энергию эфира звук связан с сексом. Музыка возбуждает наши чувства, через звук может произойти очень сильное возбуждение. При сексуальном возбуждении идет восприятие музыки всем телом, всем существом. Музыка, как и секс, создает состояние транса, перехода в иной мир или в иное пространство восприятия, иными словами музыка и секс лежат в основе измененных состояний сознания. Когда музыка и сексуальная энергия соединяются, возникает вибрация блаженства не просто тел, но и самого пространства.
В Тантра-Йоге говорят о 4 типах звука — о мистическом звуке Богов — мантра, о музыке сфер, о внутренней музыке — нада и о внешнем звуке — вак, речь. Речь, вак — это физический звук, который может услышать наше ухо, она имеет свои 4 уровня утончения. Нада — это звук, который можно услышать при большом количестве какого-то элемента в сознании и в теле — праны, огня, воды или земли. Этот звук можно услышать, если развито яснослышание, для него необходимо много праны в теле. Музыка сфер — это способность слышать звуки всеми 5 органами чувств в комплексе, это вкус или запах звука, музыка осязания или обоняния. Музыка сфер — это фон, это объективная реальность вибраций, которые создаются планетами и являются звуковым действием планет на наш мир. Мантра это речь Богов, это единая вибрация, непрерывный поток звука, внутри которого множество звучащих шаров, но эта речь описывает разум, который включается в восприятии Вселенной.
В отличие от обыкновенной теории музыки, которая рассматривает звук для ушей, слух и спектр голоса, Тантра рассматривает музыку 5 органов чувств, развивая шестой орган чувств — интуицию. Звук для ушей имеет ограниченное движение, слух это ограниченное восприятие, а голос зависит от физического состояния горла и пропускания воздуха. В Тантре эти ограничения снимаются за счет развития внутреннего звука, голоса и слуха и за счет объединения работы 5 каналов. У обычного человека слух отдельно работает от зрения, обоняние отдельно от осязания и т.д. Тантра объединяет работу 5 каналов восприятия. Тот звук, который мы не можем произнести, переходит на внутренний план, тот звук, который мы не можем выразить, выражается через осязание, обоняние, зрение, вкус. В Тантре многомерный слух включается за счет биджа-мантр. Способность слышать музыку звуков включается за счет установления матрики — специального алфавита для чакр.
В Тантре тело должно стать музыкальным, пластическим, перетекающим, как музыка, оно осязается, как поток звуков — энергетические каналы нади. Зрение во всем видит гармонию, пропорцию, спираль и спектр красок. Обоняние соединяется с пространством звука, а также окрашивает звук мистически. Вкус музыки — это эмоциональное переживание, которое дает удовлетворение. Вкус, как единство 5 каналов, называется раса. Зрение, как единство 5 каналов, это биджа. Обоняние, как единство 5 каналов, это бинду, точка сознания. Осязание, как единство 5 каналов, это нади. Звук, как единый поток чувств, это нада. Оформленный звук — это нама, имя, звук, наполненный символом.
В физическом мире человек теряет единство 5 каналов. Понять работу единства 5 каналов можно при развитии тонких тел. Во времена Сатья-юги, Двапара-юги и Трета-юги пространство было более чистым и музыка была магической наукой. Через музыку люди творили чудеса, поскольку музыка влияет на наш астральный мир. Звук — это энергия астрального мира, тепло — это энергия физического мира и свет — это энергия духовного, каузального мира. Раньше мантрой можно было убить человека, убить десять человек. В век Кали-юги пространство стало более загрязненным, энергией обмана и страха, поэтому энергия звука уступила место тепловой энергии. <…>.
Существует 4 типа речи, как и 4 типа музыки. Мантра это соединение 4 типов речи и 4 типов музыки. Звук имеет всего 3 формы — речь, музыка и мантра, — это 3 формы богини Сарасвати. Речь формирует мир, это Творец, музыка сохраняет мир, это Правитель и мантра трансформирует, это Преобразователь. Речь — это правритти, нисходящий поток сознания. Высшая речь — это паравак, речь пустоты, далее идет пашьянти — речь Богов, мадхьяма — это речь мыслей и вайкхари — это вербальная речь, слова. Мантра — это нивритти, восходящий поток, она учитывает не форму, а содержание, дух. Дух мантры имеет 4 формы — не-энергию, не-эмоцию, не-мысль и не-ум, интуицию, то есть мантра построена на отрицании состояния, на выход за его пределы, на бесконечной вибрации и ее фиксации. Музыка — это спиральный поток, где речь управляет, а мантра освобождает.
Речь порождается горлом, умом Вишудха-Чакры, речь — это постоянная пауза, членораздельность, анализ. Музыка порождается Анахата-Чакрой, — это нада, это комбинация паузы и непрерывного потока, это единство анализа и синтеза. Мантра — это синтез, постоянный синтез и выход за пределы его, это непрерывный поток сознания в бесконечности. Речь — это удар молнии, она целенаправленна, музыка спиральна, циклична и мантра бесконечна и безгранична. Мантра порождается Аджна-Чакрой, это звук, который управляет мыслями, эмоциями, чувствами и энергией».

(Мантра-Йога. (Взгляд тантриста). Сайт my.mail.ru.)

«Глава 4. Мантра, мандала и мудра. Если я любому, кто имеет представление об оккультизме, дам тест на свободную ассоциацию идей, мгновенным ответом на слово «Тантра» будет «мантра». Слово «мантра» происходит от санскритского корня, означающего «думать» или «рассуждать», обычно вслух, поскольку в корне также заложено понятие звука. Использование звуков в Тантре исследовалось в большей степени, чем любой другой из её аспектов; отчасти потому, что любой звук или сочетание звуков может стать мантрой, будь то буква, слог, имя, фраза или молитва.
Закон Имён играет жизненно важную роль в понимании мантр, поэтому теперь мы проведём обещанное рассмотрение этого закона.
Имена всегда играли важную роль в мифологии и фольклоре. Египетская Изида отказывалась исцелить бога Ра от укуса змеи до тех пор, пока он не открыл ей своё тайное имя; узнав имя, она смогла создать заклинание, но кроме этого получила и полную власть над ним. Верующие часто называли Ра и других богов так: «те, чьи имена неведомы». Как только истинное имя Ра становилось известным, злые чародеи могли подчинить его своей воле. Подобный запрет на произношение тайного имени божества существует во всём мире. В Библии и Талмуде много правил, связанных с именем YHVH, иногда называемым «Тетраграмматон» или «слово из четырёх букв». Это имя запрещалось произносить вслух. Вместо пего использовались такие иносказания, как «Яхве», и позднее в Европе — «Иегова». (Вообще говоря, поскольку в древнееврейских манускриптах гласные почти не использовались, мы не знаем правильного произношения, если не владеем языком, что бы ни утверждали члены так называемых школ Каббалы.) Почти в любой мифологии есть хотя бы одна история о боге или богине, попадающем в беду из-за раскрытия его тайного имени или из-за того, что он поклялся своим именем и не может нарушить клятву. <…>.
Фрэнсис Баррет был первым из современных оккультных исследователей, попытавшихся свести воедино весь западный оккультизм (около 1801г.). Интересно заметить, что он был почти одинок в своём убеждении, что сила Слов и Имён заключена не в звуках и начертании, но в разуме тех, кто пользуется ими.
Во всех Гримуарах, или «чёрных книгах» магии, говорится о том, что для общения с демонами и ангелами необходимо знать их истинные имена. Некоторые из них, такие как «Лемегетон», или «Книга Духов», представляют собой сочетание телефонных справочников и «Кто есть кто» из области потустороннего мира. В этих книгах приведены описания имён, полномочий, титулов, внешности и особенностей всех главных ангелов и демонов, вместе с коллекцией рецептов для создания заклинаний и приворотов. За исключением литературоведов и теоретиков тавматургии, они не представляют для исследователей никакого интереса.
Когда человек рисует пентакль, важно иметь под рукой по меньшей мере полдюжины священных имён, предпочительно еврейских, расположенных по периметру кругов. Фактически, заклинание просто нельзя сотворить, не прибегая к изменённым, зачастую неверно произносимым именам различных богов. Почти половина слов в любом псевдокаббалистическом ритуале окажется именами Бога. Поскольку западный оккультизм был монотеистичным, все имена принадлежали YHVH, его друзьям или врагам. Даже в наши дни культы так называемых Белых Чародеев выполняют свои ритуалы с использованием все тех же обветшавших, извращённых аналогов этих старых имён.
Тантра обладает значительно более гибкой структурой. Во время ритуала вы можете пользоваться именами главных богов, но у вас есть гораздо больше пространства для манёвра. Помимо всего прочего, это обусловлено принципом варны, гласящим, что звук вечен, а каждая буква алфавита несёт в себе божественное начало. Слова представляют собой собрание божественных атрибутов; смысл в них вложен не человеком, а является функцией букв. Еврейский оккультизм приближается к этой концепции, а языческие кельты и тевтоны подошли ещё ближе со своим «вопрошением рун», но никому не удалось зайти так далеко. Итак, в Тантре каждое слово может быть Словом Силы. Даже «мусор» — священное слово, так как это сочетание божественных букв м, у, с, о и р. Нетрудно догадаться, что это приводит к забавным играм с религией и медитацией, особенно если учесть, сколько людей почитает великого бога, о котором мы только что упомянули.
С понятием варны тесно связана «эмбрионная» теория звука в Тантре. Каждая сущность обладает «эмбрионным» звуком, в смысле прорастания, а не инфекции — хотя и последнее тоже не исключается. Повторяя «эмбрионный» звук, мы можем воссоздать сущность из хаоса: она не обязательно существует до тех пор, пока мы не сотворим её. Очень немногие другие учения в истории когда-либо заявляли о такой возможности создания богов; мне приходят на ум лишь египетские жрецы и древнегреческие теурги.
Возьмём, к примеру, знаменитую мантру «ОМ», или, вернее, дифтонг «АУМ». Некоторые секты утверждают, что «А» означает Вишну, «У» — Шиву, а «М» — Браму. Другие утверждают, что «А» означает Агни, или огонь, «У» — Варуну, или воду, а «М» — Меру, или воздух. Как бы то ни было, мы имеем сочетание эмбрионных звуков «АУМ», предназначенное для взывания к совокупности божеств в виде троицы.
Торжественное произнесение великой Истины называется сатья-вахана и считается актом великой силы. Дхарани — короткие высказывания, очень распространённые в качестве мантр; часто они являются сокращениями или сводками длинных сутр (книг). Сатья-вахана и дхарани нередко появляются как на Востоке, так и на Западе. Идея «взывания к имени бога» время от времени появляется во всех наших священных книгах (сутрах). <…>.
Фраза «во имя Отца, Сына и Святого Духа» многое говорит нам о католической религии: в одной фразе мы имеем определение Троицы, священную Истину и взывание к богу (богам?). Но, разумеется, Католицизм не имеет ничего общего с таким «предрассудком», как Тантра. Можете спросить у любого католического теолога. <…>.
До сих пор мы рассматривали способы употребления (и злоупотребления) мантрами как ассоциативными приспособлениями, но у них есть много иных функций. Односложные мантры, например, часто используются в упражнениях по контролю над дыханием. Некоторые популярные мантры также известны своими гипнотическими, завораживающими качествами. Если вы миллион раз повторите «ом мани падме хум», «власть народу» или даже «е-равно-эмце-квадрат», то не только начнёте верить сказанному, но и войдёте в состояние гипнотического транса. Как медики-гипнотизёры, так и восточные мастера содрогнулись бы при этой мысли (впрочем, каждые — по своим причинам). Позднее мы подробнее рассмотрим методы использования транса.
Мантра, использующая звук, приводит к мандале, использующей формы и образы. Геометрические фигуры, изображения животных и божеств играют значительную роль в мандале. Она считается разновидностью янтры, или диаграммы (первоначально слово «мандала» означало лишь «круг», но с тех пор значение расширилось). <…>.
Прежде чем продолжить обсуждение Тантры, давайте сделаем паузу и подведём итог наших открытий о мантре, мудре и мандале. Мы убедились, что Тантра, как и другие оккультные системы, имеет методы упорядочения окружающего мира для помощи в магических или мистических действиях. Мы узнали, что три «М» — мантра, мудра и мандала — служат преимущественно для ассоциации и отождествления.
Убеждённому тантристу всё кажется относительным. Мифы предлагают нам могущественную фантазию, которую можно использовать для власти над фантазией, именуемой повседневной жизнью. Отождествление с воображаемым божеством наделяет нас его воображаемым могуществом, которое, разумеется, можно использовать в нашем воображаемом мире. Здесь мы имеем взаимодействие законов Правдивой Лжи, Бесконечных Вселенных, Ассоциации и Тождества. Использование трёх «М» приводит в действие и другие законы, такие как закон Имён и закон Персонификации. Методы и убеждения Тантры применимы для других оккультных систем и часто отражают универсальные культурные тенденции.
Заметьте, что во всех случаях первостепенное внимание уделяется ритуалу, а не интеллекту. Разум фактически не ценится и считается «помехой». Нетрудно убедиться, что такой антиинтеллектуализм вообще присущ теургическому подходу, независимо от того, в какой части света вы работаете. Поскольку мы больше заинтересованы в тавматургическом подходе, то будем проявлять здоровый скептицизм в исследованиях».

(Филипп Боневитс. Реальная Магия. / Пер. с англ. К.Савельева. 1998г. Сайт svitk.ru.)

««В Веданте сказано, что, несмотря на то, что тело человека является малой Вселенной, а вокруг него — Большая Вселенная — и то, и другое есть Бог. Поэтому осознайте, что Его тело — это и наше тело. А осознание своего тела, как тела Божьего — есть самая великая эволюция, которая может произойти с нами в этой жизни». (Махайоги Пайлот Бабаджи).
Есть одна концепция, которая очевидна абсолютно каждому, независимо от уровня духовного развития, все согласятся, что, прежде всего, мы ассоциируем себя со своим телом, его формой, его характеристиками. Тело есть. Тело есть у каждого из нас, тело есть у всех живых существ, каких мы когда-либо видели. Тело есть у моря, тело имеют горы, тело имеет заливной луг, река и зеленая дубрава, тело есть у ветра, у песчаной бури, у дождя и у снежинки с неба. Проблема любого тела в том, что оно имеет границы. Оно ограничено. Ограничено не только материей, из которого создано…
Важно понимать, что тело лишь один из инструментов проявления сознания в этот мир. Сознание — это то, что наполняет материю жизнью и смыслом. Но для нас существование тела бесспорно, мы отождествляем себя с ним, всем своим существом стараемся удовлетворить его желания, стоит только задуматься над тем, сколько времени мы тратим на обслуживание своего тела: кормим его, поим, моем, одеваем, работаем большую часть своей жизни, чтобы дать ему комфорт… Сознание становится рабом этого тела, а тело в свою очередь разрушается, потому что больше не выполняет тех задач, для которых было создано, потому что, являясь лишь инструментом, используется бездумно, не по назначению. Это все равно, что использовать ноутбук в качестве грелки: бесконечно кормить свой эгоизм грубой энергией вместо того, чтобы перейти к тонкому и служить этому миру, проявляя лучшие свои качества, создавать что-то прекрасное, вдохновлять, заботиться, познавать мир. <…>.
Йога как система самосовершенствования обладает инструментами, позволяющими раскрыть все механизмы взаимодействия тела и сознания, причем она дает реальный опыт, пережив который, не найти уже дороги обратно. Потому что только опыт есть реальное знание, все остальное лишь информация, только пропустив информацию через систему тела на одном или нескольких уровнях, можно информацию преобразовать в опыт — пережить его. <…>.
Осознанный путь Йоги — это именно путь от тела к сознанию, от грубого к тонкому. Мы заново учимся сознавать свое тело, его связи с нашими тонкими оболочками, оболочками разума, заново сознаем свою природу и неустанно пытаемся ответить на вопрос «кто я?», на каждом уровне развития ответы приходят разные, кто знает сколько еще ступеней впереди, но дорога возникает под ногами идущего и каждый неизбежно доберется до цели. А цель — достичь Божественного Сознания, осознать себя Его частью и осознать свое тело как Его Божественный инструмент.
Тантра. Говоря о Йоге как о системе, я подразумеваю больше Тантру, которая исторически была основой практики и философской системы Йоги. Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека.
Как сказано в «Кашика-вритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания. Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания — в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности. (Хариш Джохари «Инструменты для Тантры»).
Тантра представляет практический путь самосовершенствования, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них. Поэтому именно в Тантре наиболее тщательно и полно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики, как Кундалини-Йога, биджа-мантры, янтры (символические диаграммы), мудры, ньяса, антарьяга (внутреннее поклонение или созерцание) и т.д. (Свами Сатьнанда Сарасвати «Кундалини-Тантра»).
Упрощенно, весь инструментарий Тантры условно можно разделить на 3 составляющих: Тантра-Йога (работа с телом), Мантра-Йога (работа с умом посредством звука), Янтра-Йога (работа с умом посредством образа).
Мантра. «Вспомните, как в небе сначала появляется свет в виде молнии, а затем раздается звук — гром, так и волны мантры достигают ума и начинают в нем действовать, независимо ни от чего». (Махайоги Пайлот Бабаджи). <…>.
«Мантра есть божественность. Это божественная сила (дайви-шакти), проявляющаяся в звуковом теле. Мантра и сама является Дэватой. Следует стараться как можно больше проявить свое единство с мантрой божественности. В меру того, насколько это удается, сила мантры (мантра-шакти) дополнит вашу силу поклонения (садхана-шакти). Как ветер раздувает пламя, так и мантра-шакти укрепляет личную шакти (энергию), а личная шакти соединяется с мантра-шакти, делая ее сильнее». (Свами Шивананда «Джапа-Йога»).
Эйнштейн говорил, что всё в мире есть энергия, не исключение и многочисленные божества, например, индуистского пантеона. Каждое божество олицетворяет определенный вид энергии, которая является частью Абсолюта, который невозможно выразить в целом. Так вот, мантра — это физический инструмент, позволяющий настроиться на определенную энергию. Звук — это самый «тонкий» первоэлемент в человеческом теле, с помощью него легче «достучаться до сознания». Существуют и другие способы сонастройки. Например, у любого божества Индуизма есть несколько форм поклонения, это визуальная форма — все божества представлены в человеческом обличии, у них есть руки и ноги, на уровне тела мы вполне можем слиться с божеством; мантра — звуковое обличие энергии божества; янтра — визуальная форма энергии. Работа идет от грубого к тонкому. Чтобы приобрести желаемое качество энергии, нужно слиться с ней, стать от нее неотличимым, буквально пригласить божество жить в твое тело, требуется достичь полного единства с ней.
Это удивительный опыт — испытать действие мантры на себе, раскрыть ее как книгу однажды. У меня есть несколько посвящений, могу сказать точно, что мантры действуют по-разному, раскрываются по-разному, и это огромная творческая преобразующая сила. На определенном этапе практики, при достижении спокойствия ума, мантра может дать очень много. После сессии достигается состояние, превосходящее по своим качествам продолжительную практику Хатха-Йоги, ощущается циркуляции и прилив энергии, обретаются качества, предписанные мантрой, достигается медитативное состояние, более мощно и контролируемо поднимается энергия. <…>.
Безусловно, в Мантра-Йоге, как и в целом в Тантре, очень много секретов, нюансов, очень важно наличие посвящения, велико количество видов и классификаций самих мантр. Но как бы то ни было, даже произнесенная без посвящения мантра ощущается всем телом, чего нельзя сказать об обычном слове.
Механизмы работы мантр и звуков (нада) можно описывать бесконечно, в принципе, это уже много лет назад сделала физика, современные ученые исследовали результаты воздействия звуковых волн на организм и сознание человека, давно научились это использовать в своих целях. Но опыт древних учителей и учителей современности бесценен, он ведет нас к духовному пробуждению, к осознанию своей Божественной природы. Мантра — это сильнейший инструмент преобразования как энергии, так и сознания. Мантра подобна камертону для сознания».

(Е.Баранова. Суть Тантры. Мантра как один из
способов изменения энергии. Сайт oum.ru.)

* * *