Статья 3.5.2. Что такое Мантра?

продолжение

«Музыканты Дэва Премал и Митен считаются одними из лучших исполнителей сакральных индийских заклинаний — мантр — во всем мире. При этом Митен родился и вырос в Англии, а Дэва — урожденная немка, которая много лет провела в обители индийского мудреца Ошо. Их голоса за много лет идеально «подстроились» друг к другу: нежный высокий голос Дэвы и теплый низкий голос Митена. Когда они поют мантры, древние слова Санскрита буквально оживают. Дэва и Митен изучают мантры всю жизнь, и уверены в целебном воздействии индийских песнопений на сознание и самочувствие людей. На пресс-конференции в Санкт-Петербурге кто-то из зала спросил: «Ребята, вы такие: ну, прямо просветленные. Скажите, неужели у вас никогда не бывает в жизни разочарований, грусти, черных полос, как у нормальных людей?». Митен переглядывается с Дэвой, и еле скрывая улыбку, говорит: «Представь себе, парень — нет!». Мне удалось и спеть вместе с исполнителями, и поговорить о мантрах.
— Дэва, Митен, как вам кажется, мантра обязательно должна исполняться на Санскрите? Могут ли слова других языков в той же музыкальной форме нести такую же силу, как индийские мантры?
— Мы знаем, что Санскрит стал результатом научного открытия. Мудрые люди — ученые своего времени — тысячи лет назад обнаружили, что при повторении определенные звуки вызывают определенный отклик в теле человека. Тогда они стали объединять эти звуки в последовательности и повторять, используя научный подход — так и появились мантры. Санскрит — это язык, в основе которого лежит энергия. Таким образом, когда исполняешь мантры на Санскрите, ты фактически создаешь энергетическое поле. Например, сочетание звуков «ананда» — это звуки радости. Секрет не в переводе, не в значении, а именно в сочетании звуков. Если пропеть эти звуки 108 раз, ты начнешь ощущать вкус энергии радости. Попробуйте! По мере того, как мантры проникают в вас, вы ощущаете себя лучше, более расслабленными, более пробужденными, более живыми, более «присутствующими», более любящими и менее сонными, менее усталыми, менее раздраженными и пессимистичными. Могут ли другие звуки вызвать такой же отклик? Честно — не знаю.
Хотя Дэва поет песни и на других языках — португальском и английском — в ее интерпретации все слова звучат как мантры, как древние индийские напевы. А вот Митен — дитя рок-н-ролльных 60-х — с удовольствием исполняет на концерте мантры в стиле блюз, реггей, поет свои кавер-версии песен Beatles и Aerosmith.
— По моим наблюдениям все индусы поют мантры по-своему. Но вы придумали мантрам мелодию и даже записываете альбомы с ними. Как вы находите подходящую мелодию для той или иной мантры? Вы создаете ее как законченное музыкальное произведение или импровизируете с ней?
— Большинство мантр поется. Мы с Дэвой предпочитаем их ПЕТЬ. Поэтому да, конечно, мелодия важна. Мантру легче впитать, если она звучит под мелодию, которая усиливает ее воздействие. Таким образом, мантра становится более доступной для «европейского ума» — в том смысле, что мы можем запомнить мелодию, и каждый день напевать мантру, как песню, и в итоге, даже не задумываясь об этом, исполнять священные звуки, которые оказывают на нас благотворное воздействие с большой эмоциональной нагрузкой.
Когда мы исполняем мантры на концерте, мы не упускаем возможности импровизировать с мелодией, но, в принципе, когда мелодия к мантре подобрана, мы стараемся ее придерживаться, чтобы аудитория могла петь вместе с нами.
— Что дает мантре такую силу — значение слов или их ритм, музыкальность и многократное повторение?
— Вся сила заключается в повторении звуков, но, кроме того — и это имеет такое же значение — в тишине между звуками, а также в тишине, которая «зависает», когда исполнение мантры окончено. Тишина, которая следует за исполнением мантры, имеет наибольшую силу воздействия. Это тот момент, когда мы можем прочувствовать умиротворение и гармонию, то есть то, что является сущностью мантры. Это тот момент, когда мы можем отключиться от повседневных забот и проблем, и погрузиться во власть момента, где на самой глубине все есть блаженство. <…>.
Мантры очень интересно адаптировались к европейской культуре: если для индуса они всегда были средством связи с высшим божественным, то для нас приобрели чисто утилитарное значение: есть мантра для привлечения благополучия, мантра для улучшения здоровья, мантра для удачи в делах. Так что если хотите привлечь что-нибудь хорошее в свою жизнь — «пропишите» себе соответствующую мантру и пойте ее по совету Дэвы Премал. Ежедневная концентрация на желаемом, в сочетании с действиями, обязательно исполнит ваше желание! (Евгения Авраменко. Журналист. г.Санкт-Петербург)».

(Индийские мантры — это результат научного открытия. Сайт slovo.odessa.ua.)

«Мантра в зависимости от контекста имеет несколько определений. Мантра — это сакральное слово, часть ритуала в ведической культуре, а также в Индуизме и Буддизме. Мантры — это и священные гимны, а иногда и один слог. Слово «мантра» можно разделить на корень «ман» — мыслить (греч. — menos, лат. — mens) и «тра» — слова-инструменты. Получается, что мантра — это «инструмент для мышления» через создание умственных образов или средство передачи мысли.
В узком понимании мантра — это приём для настройки ума и тонких тел. При произнесении определённых звуков тело, как совокупность тонких тел, резонирует с вибрацией мантры. Сочетание звука, частоты повторения и ритма мантры приводит к определенным ощущениям и переживаниям, которые иногда классифицируют как изменённое состояние сознания.
Все помнят библейское изречение «Вначале было Слово». Считается, что все звуки и слова, выражают влияние разума на материю. Следовательно, могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы» или мантры.
В некоторых школах к мантрам относятся как акту жертвоприношения тому или иному божеству. Мантры представляли собой стихотворные или ритмизированные тексты. Мантры каждой из трех основных ведических Самхит (Ригведа, Самаведа, Яджурведа) всегда произносятся вслух и различаются по их функции в торжественном ритуале как гимны (ричи), песнопения (саманы), серии возгласов, сопровождающих те или иные ритуальные процедуры.
Считают, что мантры занимают высшее место в традиционной классификации ведических текстов, а сутры — суть разъяснения к мантрам. Ведические мантры считаются неизменными и должны произноситься правильно. Нарушения в правилах произношения некоторых мантр, ввиду энергетичности сакральных слов и выражений, могут привести к деструктивным последствиям. В то же время некоторые мантры в Тибете произносятся не в соответствии с фонетикой Санскрита, а согласно фонетическим правилам тибетского языка (например, вместо ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ тибетцы произносят ОМ МАНИ ПЁМЭ ХУМ). Поэтому правильным будет принять точку зрения Гуру на правильность произношения и другие особенности использования той или иной мантры.
В давние времена мантры использовались в народной магии для достижения бытовых целей. Известна история, когда Пракрити, пытаясь безуспешно женить на себе любимого ученика Будды Ананду, обращается за помощью к своей матери, которая «изготовляет» мантру-заговор на завоевание любимого.
Как правило, только механическое повторение или прослушивание мантр не дает полного эффекта, который приписывают той или иной мантре. Есть ряд условий успешного воздействия мантр. <…>.
Мантра обладает максимальной силой только для посвященного, для йогина, который прошел через особый ряд переживаний, обрел определенный опыт использования мантры. Утверждается, что эффективность мантры так же обусловлена совокупностью таких факторов, как воля, знание, действие и вера.
Даже с материалистической точки зрения сила мантры заключается в воздействии «звуковых волн» на мельчайшие частицы материи, которые, как показывают некоторые эксперименты, группируются в определенные геометрические структуры и формы, строго соответствующие характеру, силе и ритму звука. В этой связи можно вспомнить мантру «ОМ», которая используется в традиции Лайя-Йоги при освящении воды и пищи перед их приемом.
В то же время звучание мантры — это не только физический звук (при произнесении мантры мысленно звука нет вообще), но и духовный. Звук на духовном плане слышен лишь сердцем. Такой звук невозможно произнести губами, но можно воспроизвести и воспринять разумом.
Мантра есть средство к пробуждению дремлющих сил в нас самих, тех сил, благодаря которым мы сами способны определить свою судьбу. Однако следует понимать, что карму невозможно нейтрализовать простым повторением мантр, но только чистотой души, искренним разумом.
Воздействие мантры можно трактовать и как воздействие информации или заключенной в такой информации энергии. Эта информация невербальна, часто лишена явной эмоциональной окраски. В отличие от молитв, некоторые мантры не содержат просьб, а представляют собой в большей степени утверждение или инструмент воздействия. Другие же мантры используются по тому же назначению, что и молитва.
Особое значение мантры приобретают в некоторых школах Тантризма. Иногда утверждается, что существуют 70.000.000 основных мантр и бесчисленное количество прочих. Тантрик получает посвящение с целью обретения не только «освобождения» (мокша), но и оккультных сил посредством обряда и медитации, в которых мантра занимает центральное место. Современная наука (Артур Авалон) признает, что традиция мантры содержит глубочайшие познания и опыт в области человеческой психологии».

(Тайны Мантр. Сайт layayoga.ru.)

«Что такое буддийские мантры, что такое мантрический звук? Что такое мантра? Известно, что на этот счёт существует много заблуждений. Было время, когда мантру толковали как «магические слова», а мандалу как «магический круг». Даже сегодня некоторые переводят слово «мантра» как «заклятие», что отнюдь не соответствует значению данного слова. В традиционном понимании мантра определяется как «нечто защищающее ум», мантра — то, что защищает ум. И это действительно так, ибо мантра при чтении, несомненно, защищает ум. Но то же можно сказать о любой другой духовной практике, так что и это определение мало что объясняет. По сути мантра — всего лишь звуковой символ, так же как образ будды или бодхисатвы является символом формы и цвета, символом определённого аспекта просветлённого состояния, особого аспекта просветлённого ума, символом особого духовного опыта. И звук, этот мантрический звук, представляет собой не только нечто внешнее, произнесённое голосом, но и нечто внутреннее. В действительности мантрический звук, можно сказать, является более внутренним, нежели внешним феноменом. Звук мантры является не из области физических вибраций. <…>. Лама Говинда сказал, что если бы мантры сводились к физической вибрации, то было бы достаточно достать граммофонную запись мантр и просто проигрывать их снова и снова, чтобы получить все эти замечательные духовные блага и результаты. Но буддийские мантры, звук мантр не сводятся лишь к физической вибрации. Речь идёт не о собственно физическом звуке, производимом при произнесении мантры. Мантра — это в сущности внутренний звук, внутренняя вибрация. Мантра, можно сказать, не что иное, как внутреннее чувство. Это нельзя понимать так, что звук, внешний физический звук мантры в обычном смысле не имеет никакого значения. И это не означает, что мантры не следует читать вслух. Но грубое начитывание — всего лишь средство для переживания тонкого. Соотношение между этими двумя — грубым внешним, так сказать, вербальным повторением мантры и внутренним тонким повторением, чувством продолжающегося непрерывного звучания, можно уподобить соотношению между изображением будды или бодхисатвы, нарисованной картиной и тем же самым образом, визуализируемым в медитативном переживании. И в том и в другом случае грубое ведёт к переживанию тонкого, становится своего рода катализатором. <…>.
Что касается мантры. Тут можно вдаваться в бесконечные технические и прочие подробности, классифицировать их по разным категориям и т.д., но в данном случае это не является предметом нашего интереса. Я собираюсь дать короткое и простое описание того что в действительности есть мантра. Это описание может дополнить определение мантры.
Описание буддийской мантры. Во-первых, мантра — это ряд слогов. Эти слоги обычно, хотя и не всегда составляют слово или слова, либо заключают в себе слово или слова. Такие слова, встречающиеся в тексте, относятся к Санскриту. Мантры обычно не переводятся, их оставляют в тексте в неизменном виде, на языке оригинала, т.е. на Санскрите. Однако было бы неверно утверждать, хотя иногда это имеет место, что мантры вовсе никогда не переводятся. Иногда, при определённых обстоятельствах мантры переводят. Как бы то ни было, независимо от того, составляют ли они слова или не составляют, мантрические слоги обозначаются исключительно буквами санскритского алфавита. Так что мантра, в первую очередь, представляет собой ряд слогов, цепочку букв из санскритского алфавита, а иногда, заметьте, лишь иногда, не всегда, — включает в себя слова санскритского языка.
Во-вторых, мантры не поддаются логическому анализу, концептуальному анализу. В определённом смысле мантры бессмысленны. Это, надо сказать, вполне исчерпывающая характеристика мантры. Возьмём, к примеру, мантру Тары. Мантра Тары довольно странная, она весьма необычна и своеобразна. Она представляет собой некую серию модификаций, чтобы не сказать модуляций, вокативной формы имени Тары, именно, Таре. В этом имени отсутствует подающееся анализу значение, вы просто жонглируете звуками этого имени. Есть, тем не менее, мантры, включающие в себя слова, имеющие определённое значение. Примером может служить следующая, довольно известная мантра: «Ом мани падме хум». «Мани» означает драгоценность, «падме» — в лотосе, таким образом, «мани падме» означает «драгоценность в лотосе», так что эту мантру, или, по крайней мере, часть этой мантры можно перевести, хотя начальный слог «ом» и заключительный «хум» не переводятся. Но это далеко не повод утверждать, что смысл данной мантры в том, что в лотосе находится драгоценность. Хотя этот образ обладает полноценной философской значимостью со всем разнообразием нюансов и значений, характерных для буддийской мысли и практики, он далеко не передаёт истинное и ещё более тотальное значение данной мантры, но раскрывает лишь одну, даже не самую важную грань.
Некоторые мантры включают собственное имя либо разные варианты имени будды или бодхисатвы, к которым они относятся. Итак, мантры не подаются логическому анализу, они не обладают значением в обычном концептуальном смысле. Даже если в мантре содержатся слова, которым приписывается определённое значение, они, в лучшем случае, всего лишь подразумевают нечто.
В-третьих, и это самое важное, мантра представляет собой звуковой символ. Она символизирует определённое божество — будду, бодхисатву и т.д. То есть она является как бы звуковым эквивалентом этого божества. Если бы божество могло проявиться в виде звука, а, согласно Тантре, оно это может и делает, то мантра и является таким звуком. И тут, разумеется, можно говорить о внешнем звуке и о внутреннем звуке. Мантра является эквивалентом божества, в терминах звука в той же мере, в какой визуализируемый образ является его эквивалентом в терминах формы и цвета. Так что мантру в определённом смысле можно определить как истинное имя божества. На самом деле мантра может и не включать в себя имя божества в обычном смысле, да это и не столь существенно. Мы зовём человека по имени, и он откликается. Подобным же образом, когда мы призываем то или иное божество, будду, бодхисатву и т.д. с помощью мантры, божество появляется, манифестируется, или, в определенной степени, начинает присутствовать. Так, в определенном смысле, мантра — это имя божества, того или иного будды или бодхисавы, его или ее звуковой символ, его или ее эквивалент в мире, как он есть, в звуке, в мантрическом звуке, сугубо внутреннем звуке.
В-четвёртых, мантру передаёт гуру, она передаётся во время инициации. Если она не передаётся таким способом, то это не мантра. В действительности инициация, можно сказать, и состоит — в целом либо в частности — в передаче мантры. Обычно инициируемый повторяет мантру трижды вслед за гуру, посредством чего и передаётся энергия или сила мантры, о чём мы уже упоминали в предыдущих лекциях. Мантры конечно же можно встретить и в книге. В наши дни это происходит всё чаще — вы можете прочесть книгу, найти там мантру и начать её начитывать. Это даже может принести некоторую пользу, но то, что вы начитываете, отнюдь не является мантрой. В самом значении мантры заложена идея того, что вы получаете её от гуру, который передаёт вам полномочия читать данную мантру. Если же вы получаете мантру каким- либо иным образом, это может быть неплохой религиозной практикой, но ни в коей мере не тантрическим начитыванием мантры. Кстати тот, кто передаёт вам мантру, не обязательно должен быть живым гуру в человеческой форме. Её может передать вам во сне или во время медитации некое существо в облике гуру либо даже сам будда или бодхисатва и т.д. Но обычно по традиции мантру получают от живого учителя, гуру в человеческой форме.
И, наконец, в-пятых, мантра — это то, что повторяется. Вы получаете мантру от гуру и вы должны повторять её, повторять с той энергией, которую передал вам гуру. Если вы не делаете это, то энергия, в конечном счёте, теряется. Считается, что если вы пренебрегаете чтением мантры в течение трёх лет, имеется в виду серьёзное начитывание, то полностью теряется энергия, переданная вам изначально, и требуется повторная инициация. Но если вы повторяете мантру регулярно, то энергия возрастает и, в конечном счёте, повторение мантры становится спонтанным, т.е. естественно продолжается само собой без всякого сознательного усилия».

(Буддийские мантры и мантрический звук. Сайт buddhayana.ru.)

 

3.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ И САЙТЫ.

«Мантра обозначает состояние Активности Сознания или Шакти, в котором человек идентифицирует себя со всей этой Реальностью».

(Источник неизвестен.)

«Мантра — образ реальности, который становится проявлением сознания, готового постигнуть его. Сущность всего этого — концентрация и витализация мысли и силы воли».

(Источник неизвестен.)

«Мантрой называют молитвенную формулу или гимн, который следует должным образом произносить во время ритуального богослужения или медитации, чтобы добиться присутствия какого-то конкретного божества. Мантры были даны людям свыше. Их узрели древние мудрецы и пророки-риши, а затем мантры и строгие правила их произнесения веками передавались от учителя к ученику. Мантра может состоять из одного единственного звука — священного слога ОМ — или нескольких слов. Каждое божество призывается отдельной мантрой. Только если мантра была произнесена в соответствии со всеми требованиями, божество может явиться воочию или как-то иначе ответить на призыв преданного. Мантра обладает огромной силой и заключает в своем звучании самую суть верховной божественной субстанции. Ученик должен хранить полученную от учителя мантру в строгом секрете и ежедневно во время богослужения беззвучно произносить ее. Одна из мантр, Гаятри-Мантра, известна всем, и ее произнесение является обязательной частью утреннего ритуала».

(Тантра. globalforum.ru.)

«Мантра (рассуждение, изречение) — священный гимн в Индуизме и Буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно встречаются мантры на Санскрите. Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в Буддизме и Джайнизме. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями. Мантры также — основа трансцендентальной медитации. В Индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли мантракара («творец мантр»). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово «Ом». Мантра — это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков.
Индуисты полагают, что мантра — это определенная форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Идея того, что определённые слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято только знающим — в этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесённому слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой.
Мантра — это технический приём для регулирования и настройки ума. Мантры — это звуки языка Вселенной. Существует множество мантр, каждая из которых обладает собственными качествами, ритмом и воздействием. Когда мы произносим определённый звук, наше физическое и энергетическое тело резонируют с этой частотой. Наша энергия настраивается и синхронизируется с энергией и частотой воспроизводимых звуков. Сочетание звуков, резонанса и ритма мантры приводит к изменённому состоянию сознания, которое устанавливает рисунок для потока мыслей. Многое из того, что мы создаём, производится нашим подсознательным автоматическим программированием, через произнесение или проговаривание слов/звуков. Мантры — это мощный инструмент «перепрограммирования» для создания новых программ, это код доступа к различным каналам в нашем уме.
Когда мы повторяем мантру, мы воспроизводим вибрации Бесконечного, которые находятся вне времени и пространства. Мантра является выражением этих вибраций в слове. Вначале мы делаем это сознательно и вслух, затем мысленно. Если ритм повторения правильный, и мы полностью сосредоточены, то повторение происходит само собой, а вы просто слушаете. Внутреннее безмолвие наступает, когда замолкает эго. Ум вибрирует молча в совершенной гармонии с бесконечным «я». Безмолвие наполнено вибрацией «Анахат». Когда вы достигаете совершенства в практике мантры, подобно музыканту, мастерски владеющему своим инструментом, вы сможете извлекать из неё радость, исцеление, сострадание или любое другое состояние».

(Мантра и мистическая вода. Форум «Путь любви.
Путь с сердцем. Сайт waylove.ru/forum/.)

«Мантры, мантры, мантры. … Мантра означает проекцию; это — технический прием для регулировки и настройки ума. Существует множество мантр, каждая из которых обладает собственными качествами, ритмом и воздействием. Сочетание звуков, резонанса и ритма мантры приводит к измененному состоянию сознания, которое устанавливает рисунок для потока мыслей.
Мантра — это звуковой поток, который связан с его объектом. Когда внутренняя вибрация звука соответствует тому, к чему она относится, это священный язык. Примеры священных языков — санскрит и гурмукхи. Пение этих древних слогов является наиболее быстрым возможным способом соединения на уровне вибраций между нами и Создателем.
Мантра — в переводе с Санскрита «рассуждение, изречение» — священный гимн в Индуизме и Буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями, но они — основа медитации; в них важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков.
Индуисты полагают, что мантра — это форма речи, оказывающая сильное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Любое движение сопровождается звуком, хотя большинство природных звуков недоступны человеческому уху и на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понятно только знающим.
В этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком». Таким образом, мантра — созидательная сила, несущая перерождение, здоровье, свет, согласие и гармонию с собой.
Мантра — это слово или предложение с сильной духовной вибрацией. Каждое слово инициирует, в зависимости от содержания и соответствующей вибрации, в адресате позитивный, негативный или нейтральный импульс. Вежливое обращение, например «Благослови вас Бог, как Вы поживаете?», конечно, вызывает более дружественную реакцию из-за своего излучения, чем обращение: «Эй, ты, чего тебе здесь надо?» Люди, место и время одни и те же, а также речь, рот и язык. Разницу составляют только обращения.
На самом деле существуют только разные выражения в нашем общении, языке.
Также и в астральном мире есть определенные языки. Как и в астральном, так и в нашем мире следует придерживаться некоторых правил. <…>.
Мантры — это святые слова, наполненные позитивной энергией. Их долго использовали духовные учителя в своей практике, прежде чем дать их своим ученикам.
Как уже говорилось, Мантра — это последовательность слов, наполненных позитивными вибрациями. Слово значит звук, звук создает вибрацию, а вибрация — это сила, которая может все преодолеть и сотворить движение и энергию. Энергия значит жизнь, а где есть жизнь, там есть творчество.
Слово или звук — наибольшая сила в космосе. Многие верят, что любовь наибольшая сила, но это ошибочно. Любовь слабая и изменчивая. А слова — могучие. Вспомните священные тексты разных религий, что сотворение мира произошло от Слова (Логос). Даже наши слова могут сделать счастливым и несчастливым и нас, и любого человека… Они могут создать или разрушить любовь.
Махапрапуджи говорил: «Слова должны литься из ваших уст, как сладкий мед». А в стихотворении говорится: «Ваши слова должны очаровывать всех. Пусть они излучают мир и гармонию».
Обратиться к кому-то по-дружески ничего не стоит. Однако плохое слово может стоить много. Поэтому рекомендуется разговаривать по-дружески в любой ситуации. Если кажется, что это невозможно, то лучше промолчать. Перед тем, как говорить, каждое слово должно отражаться в сердце, потому что потом ни одна сила в мире не заберет слова обратно.
Точный перевод слова «мантра»: ман — ум, тра — освобождение».

(Путь в магию: Мантры. Сайт celimagii.forum2x2.ru.)

 

3.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

«Мантра (тиб. снгагс) — 1. Заклинания. 2. Слова или слоги, выражающие суть различных энергий и аспектов будды».

(Дже Гамбопа. Драгоценные четки для высшего пути.
/ Пер. с тиб. Б.И.Загумённов. Сайт zagumyonnov.nm.ru.)

«Мантра — это естественные звуки измерения божества. Ее произносят, чтобы получить соответствующие вибрации — ключ к данному измерению».

(Шейн Джон. Кристалл и путь света. Сайт hsgmagic.ru.)

«Предисловие (В.Водолей). Мантра (санкр.) — стихотворная часть Вед, в широком смысле — медитационное произнесение (вслух или про себя) слов, словесной формулы».

(М.Волин, Н.Филен. Йога обретаемой красоты. (Аватара-Йога).
/ Пер., пред. и посл. В.Водолей. М. Библиотека альманаха «Весы». 1991г. 48 стр.)

«Мантра (mantra) — звук, сочетание звуков, произносимые мысленно или вслух, используется для привлечения внимания и отказа от обычных мыслей и тревог во время медитации.

(Комер Рональд Дж. Основы патопсихологии. Сайт bookap.info.)

«Мантра (санскр., тиб. нгаг) — естественная звуковая вибрация формы Будды. Активизирует поле силы Будды. Во многих медитациях Алмазного пути имеется фаза, во время которой произносятся мантры».

(Лама Оле Нидал. Каким все является. Сайт buddhism.org.ru.)

«Третья Часть. Падма: путь творческого видения. 2. Антропоморфический символизм Тантр. Мантра (тиб. гЗунгс, сНгагс) — это слово, священный звук, передаваемый от Гуру к ученику во время ритуала посвящения и в процессе духовной практики. Внутренние вибрации, вызванные этими священными звуками и их ассоциациями в сознании практикующего, пробуждают его ум к переживанию высших измерений».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г.)

«Мантра — это звуковой образ. Это может быть имя божества или односложное магическое слово, например, «Ом», или фонема Санскрита, имитирующая какой-либо природный звук, или это может быть короткая молитва.
Чтобы образовать звуковой образ мантры, надо громко произносить звук с помощью голосовых связок, губ, языка и зубов. Это называется вайкхари, или внятно слышимая мантра. Перед произнесением слышимого звука речевые центры мозга активизируют голосовой аппарат. Это 1-я стадия. Еще не произнесен ни один звук, а его форма уже ясно выражена в нашем уме. Самого звука нет, а только умственный процесс. Эта стадия называется промежуточное звено, или мадхьяма. Способность человека создавать из набора звуков понятную осмысленную речь называется в Тантре пашъянти, или предвидение. Центр пяшъянти-стадии звука, как говорят, находится в Анахата-Чакре. Чистый звук как форма кинетической энергии, которая может проявиться при вибрации, называется пара, или конечная (наивысшая) стадия образования звука.
Мантра может быть на любой из четырех стадий образования звука. Когда она повторяется громко, то это называется слышимая стадия — вайкхари. Многие мантры произносятся только на этой стадии. Но когда серьезный ученик повторяет мантру тихо, когда губы и язык шевелятся, а не слышно звуков, мантра, говорят, пребывает в стадии мадхъяма. Когда ум спокоен и мантра произносится автоматически, в ритме дыхания, — это стадия пашъянти. Дальше пашъянти находится мантра, вместе с которой ум ученика устремляется в бесконечность. Эта стадия мантры называется пара. В «Тайттирия-Упанишад» (II, 9) говорится: «Тот, кто познал блаженство Брахмана, где слова и ум не нужны, так как они не способны достичь Его, тот ничего не боится».

(Свами Шиваприянанда. Секретная сила тантрического дыхания.
/ Пер. с англ. Д.А.Заенчковского. // Секреты тантрического
дыхания. Сборник. М. Старклайт. 2001г. стр. 9-68)

«Мантра состоит из некоторых букв, организованных в определенную последовательность звуков, для которых эти буквы являются представляющими их знаками. Чтобы провести определенный эффект, мантра подлежит произнесению (проинтонированию) должным образом, согласно Свара (ритму) и Варна (звуку). Ее содержательный источник следует искать в Ведах, Пуранах и Тантрах, Последняя является, по существу, Мантра-шастрой, именно потому о воплощенной Шастре утверждают, что Тантра, состоящая из мантры, это — Параматма; Веда — Дживатма; Даршана (система философии) — органы чувств;
Пураны — тело и Смрити — члены. Таким образом, Тантра — суть Шакти Сознания, состоящего из мантр. Мантра не то же самое, что молитва, или самопосвящение (Атма-ниведана). Молитва выражается в тех словах, которые выбирает поклонник, и ее значение содержится в ней в явном виде. Только по неразумению и незнанию принципов Шастр можно полагать, что мантра просто чередование слов, которыми выражается сущность сказанного и предназначаемого Божеству. Если бы это было так, то садхака мог бы выбирать свой собственный язык, не прибегая к незыблемо установленным и вполне определенным звукам Шастры.
Мантра может передавать, а может и не передавать в явном виде свое знание. Биджа (семя) — мантры, такие, например, как aiM, kliiM, shriiM в контексте обычного словоупотребления не имеют никакого значения. Посвященный Ученик, однако, знает, что их содержательным значением представляется собственная форма (Сварупа) индивидуального частного Дэваты, чьими мантрами они являются. В целом мантры — Дхвани, вынуждающие к утонченному звучанию все буквы и звуки, возникающие во всем, что мы говорим или слышим. Кроме того, каждая мантра представляет форму (рупа) Брахмана. Хотя вследствие этого они и проявляются в форме и звуке букв алфавита, Шастра гласит, что не прав полагающий, что Гуру это только камень, а мантра только буквы алфавита, но такое мнение уместно для отправляющегося в ад.
«Ман» — в мантре происходит от первого слога слова Манана, «тра» — возникает из Траны, или освобождения от уз Самсары, феноменального мира. Единение «манн» и «тра» именуют «мантрой», то есть тем, что призывает к реализации четвертую (Амантрана) Чатур-варгу, или четвертую цель воспринимающего чувствующего существа. Поэтому, если простая молитва зачастую заканчивается ничем, то материальный звук мантры обладает мощной и неотразимой силой, словом силы (плод которой — мантра-сиддхи). Именно поэтому мантра пригодна для созидания Чатурварги, адвайтического восприятия и Мукти. Уместно и утверждение, что сиддхи суть один из результатов джапы».

(Артур Авалон. Введение в «Маха-Нирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической литературы.
Старклайт. 2002г. 158стр.)

«Урок 13. Двери Восприятия. Тема 6. Тантра. Мантры. На грубом уровне мантры представляют собой особые звуковые картины; на более глубоком уровне они содержат в себе нечто гораздо большее. Наряду с мандалами и янтрами мантры составляют наиболее важный аспект Тантры. В них — суть практической Тантры. Мантры и мандалы или янтры почти неизменно используются совместно, образуя мощные сочетания. Мандала, янтра или божество представляет собой форму сознания, в то время как мантра служит проводником сознания. Мандала, янтра или божество — это проявленная Форма, конфигурация Шакти, а мантра, которая также является Шакти, служит связующим звеном между сознанием и Формой. Это применимо ко всему в окружающем нас мире.
Видимая форма представляет собой выражение, а мантра — средство выражения. Мантра — это непосредственная связь с запредельным. Известный нам мир материализуется и формируется посредством мантр, посредством звука на всех уровнях разной степени тонкости, как правило, лежащих далеко за пределами обычного восприятия звука. Мантры зарождаются в субстрате сознания Шивы. И нет абсолютно никакой причины, почему нельзя использовать мантры для возвращения по пути проявления, чтобы снова слиться с сознанием. Поезд, идущий отсюда в Дели, можно использовать и для возвращения оттуда. Поэтому мантра представляет собой средство для того, чтобы развернуться на 180 градусов и пойти по своим следам в обратный путь к источнику. Мантра способна служить и служит средством перехода с низких уровней осознания на более высокие.
Большинство людей не знакомы с Наукой Мантр. И наоборот, если человек знаком с мантрами, он обычно не имеет личного опыта или, хуже того, связывает мантры с черной магией и колдовством. Люди часто представляют себе ведьм, которые повторяют магические формулы и заклинания, перемешивая в большом круглом горшке некое зловредное варево и готовясь совершить какую либо пакость; наверное, у каждой наготове помело, чтобы можно было быстро улететь в преисподнюю. Таковы нелепицы, суеверия и непонимание, окружающие использование мантр. И это крайне прискорбно, так как они могут помочь человеку преобразовать свою жизнь. Подобно мандалам, мантры подразумевают гораздо больше, чем можно понять по первому впечатлению. Они способны вызывать переживания, о которых невозможно даже рассказать словами. Мантры часто описывают как особые звуковые структуры, но в них заключено гораздо больше, поскольку они распространяют свое влияние на тонкие сферы. В определенном смысле, их корни уходят в тонкие, а ветви — в более грубые уровни бытия. Их рассматривают и понимают как простые звуковые картины только на низких уровнях осознания. Они представляют собой нечто намного, намного большее.
На самом деле, использование мантр — это наука, причем удивительная наука. В прошлом эту науку широко практиковали во всех частях света. В последние годы ею прискорбно пренебрегали, поскольку люди все больше и больше привязывались к грубым и материалистическим объяснениям явлений. Но наука мантр возрождается и в будущем окажет на мир огромное влияние. Так должно случиться, поскольку именно сила мантр способна раскрывать тайны природы и вселенной. Мантры будут использоваться как научный инструмент, точно так же как в наши дни свет, лазеры и электронные микроскопы используются для проникновения в более глубокие области природы.
Внутреннее существо любого человека постоянно соприкасается с чем то гораздо большим, чем его ограниченная индивидуальность. Большинство людей никогда этого не осознают. Мантры вызывают состояние «резонанса» между индивидом и глубинами внутреннего существа. Психологи сказали бы, что человек настраивается на коллективное бессознательное. Мантры служат средством достижения гармонии с этими внутренними космическими силами. Для установления контакта с конкретными уровнями внутреннего бытия используются специальные мантры.
Опять же, не следует ошибочно думать, что использование силы мантр является монополией Тантры, ибо это, безусловно, не так. Оно составляет неотъемлемую часть многих восточных систем, включая Буддизм, Джайнизм, Сикхизм и т.д. Кроме того, оно входит и во многие традиции во всем мире, в том числе и в западные духовные системы, хотя обычно маскируется эзотерическими символами и языком».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

«Слово «мантра» (mantra) связано с английским словом «man» (человек) и английскими словами «mind» (ум) и «mental» (мысленный), которые произошли от латинского слова «mens» (ум), которое идет от греческого слова «menos» (ум). «Menos», «mens», «mental», «mind», и «man», и слово «mantra» — все происходят от санскритского глагольного корня «man», означающего «медитировать». Человек (man) — это создание, которое может медитировать. Он имеет ум (mind), с помощью которого он медитирует. Он сосредотачивается на слове «mantra» для медитации. В Индии и других частях Азии мантра является настолько важной для культуры и настолько ключевой для индивидуальной жизни, что для человека быть без мантры — все равно, что для дала (индийское бобовое блюдо) быть без соли. Что-то упущено. Человеческое существо является незавершенным без мантры.
Мантра — это слово или ряд слов; это — мысль; это — молитва, но не в том смысле, в котором слово «молитва» обычно используется, а скорее — связь нашего низшего сознания с высшим сознанием, которое мы называем Божественным сознанием, или Божественной силой жизни. Мантра — это звуковая единица, единица мысли. Это — звук или ряд звуков, данных слушателю или ученику Йоги для постоянного памятования с определенной духовной целью. В нашей внутренней карте сплетений сознания, энергия сознания имеет две формы: звук и свет. На определенной ступени звуковая и световая энергии сплетаются или объединяются. На данной ступени нашего развития они переживаются отдельно друг от друга, так что мы начинаем со звука мантры. Посвящение в свет следует немного позже.
Для начала, следует понять два аспекта мантры: один аспект — то, что это — слоговая комбинация, образующая звук, который специфически воздействует на ум, особенно, если он мысленно повторяется, и второй аспект — это ее значение.
Теория мантры основана на принципе, что буквы, звуки и слоги алфавита несут внутри себя фокус физических или мысленных вибраций. Каждый слог содержит внутри особый луч сознания. Когда вы думаете об определенных буквах алфавита или о комбинациях этих букв, они производят определенные мысли, определенные умственные вибрации. Имеется определенная структура или «аромат» звука. Мысль о слове есть вибрация ума, однако не все вибрации подобны. Различные слоги несут настройку на смысл различных вибраций. В грубом варианте мы можем наблюдать это в звучании определенных слов. <…>.
Поэты и опытные писатели хорошо осведомлены об этом и используют звуки для усиления эффекта своих композиций. Так что, звук имеет воздействие сам по себе, независимо от его перевода. Он создает отпечаток в уме. Точно так же, каждая из мантр имеет свою особую звуковую вибрацию.
Мы можем пойти немного дальше. Вся Вселенная наполнена сознательными силами. Некоторые называют их ангелами, божествами, инкарнациями, проявлениями Бога и т.д. Звуки мантр представляют эти конкретные формы или аспекты сознания. Так что в Традиции мы рассматриваем мантры как звуковые формы сил Божественного. В некоторых традициях христианской религии, а также среди суфи, или в Еврейской Каббалистической Традиции говорят, что имя Бога — это сам Бог.
Более точно, каждый индивидуализированный ум имеет свою собственную структуру. Именно в уме сохраняются отпечатки многих жизней. Мы называем эти отпечатки самскарами. Какое бы действие мы не выполняли, какое бы желание мы не испытывали, какие бы порывы в нас не возникали, все они приводятся в действие этими отпечатками. Итоговая сумма этих отпечатков из прошлого составляет наши индивидуальности. Если мы хотим очистить себя, мы должны научиться изменять характер этих отпечатков. Если имеется стакан, наполовину наполненный холодной водой, а я подливаю туда горячей воды, то характеристики воды меняются. Если я имею отпечатки, которые ведут к горьким (bitter) мыслям, и я вливаю туда одну основную мысль с улучшающим ум (mind-sweetening) звуком снова, снова и снова каждый день, по многу часов в день, и делаю это в течение десяти, пятнадцати или двадцати лет, ум получает ее отпечаток и обязан измениться. Таким путем мантра меняет присущую нам природу, делает ее более утонченной, мягкой, спокойной. Если равнодействующая индивидуальных отпечатков ведет к тревожным мыслям, дают успокаивающую мантру. Если же они слишком пассивны, то инициируемый получает активирующую мантру. И если мантра воспроизводится снова, и снова, и снова, отпечаток этой мантры производит известные желаемые изменения в индивидуальности.
Будучи именем и звуковым телом божественного, мантра так отпечатывает себя в более глубоких слоях ума, что человеческое в нем сдается и уступает присутствию божества. Медитация с мантрой является переживанием молитвы без слов на уровне тончайших чувств и практикой самоотдачи. Именно это в предельном виде содержится в изречении «не мое», «все Твое», «только Твое», так что вся личность в целом может посредством этого стать Домом Бога, инструментом Божества, формой, через которую с этих пор действует только Божественное. Медленно. Все в свое время».

(Свами Веда Бхарати. Мантра: что и почему. Сайт h-yoga.ru.)

«1. Прана. Прана и Мантра. Мантра лежит в основе многих техник целительства, в которых используется энергия звука. Мы знаем, что в окружающей нас вселенной проявляются различные формы энергии, например, звук, свет, теплота и движение. Вселенная существует одновременно на нескольких уровнях проявления. На грубом уровне вселенная существует как материя, на другом уровне — как свет, а еще на одном уровне — как звук. Все эти уровни энергии можно использовать для исцеления. Мантра-садхана направлена на высвобождение звуковой энергии, которую можно использовать для исцеления или для подъема сознания.
1. Прана. Сила звука. С научной точки зрения, звук представляет собой вибрацию определенной частоты, и он способен вызывать в организме физические изменения. Некоторые вибрации могут быть вредными, тогда как другие полезны. Звук можно сосредоточивать до таких степеней интенсивности, что он способен разрушать объекты. С помощью одного лишь звука можно проделывать отверстия в твердом металле.
Звук это форма энергии, характеризующаяся частотой, высотой, громкостью, тональностью, а также обладающая тонкими качествами. Именно на этих тонких качествах в прошлом сосредоточивался интерес йогов и риши тантрической школы.
В глубоких медитативных состояниях они слышали опреде¬ленные звуки, которые были психическими вибрациями. Эти вибрации получили название мантр, звуков-откровений, которые можно слышать только на более высоких уровнях сознания, когда йоги входят в самадхи. Позднее были составлены ричи или шлоки — собрания мантр, которые они слышали и записывали. Некоторые из них стали книгами откровения многих великих мировых религий.
Каждая мантра обладает двумя важными качествами, которые на Санскрите называются варна и акшара. Варна означает «цвет», а акшара означает «буква» или «форма». Название «акшара» носили буквы санскритского алфавита. Кроме того, акшара означает «то, что не исчезает». Поэтому, как только мантра произнесена, она становится частью вечной Хроники Акаши.
1. Прана. В начале было слово. Между звуком и праной, лежащей в основе творения, существует важная взаимосвязь. Прежде чем что-либо может проявиться в акте творения, должен существовать космический ум — махат. Его первым проявлением становится бинду, которая представляет время, пространство и материю в одной точке*. Это семя творения. Из бинду исходит жизненная сила. Таким образом, существуют два понятия: космический ум и космическая прана.
(*Заметим, что эти древние представления оказываются весьма близкими к точке зрения современной научной космологии, согласно которой вселенная возникла в результате Большого Взрыва из единой безразмерной точки — сингулярности. В отличие от традиционных представлений, в космологии считается, что до Большого Взрыва не было ни времени, ни пространства, ни ма¬терии, однако, по мнению Стивена Хоукинга, в мнимом времени существовала квантово-волновая функция вселенной, определяющая все ее физические свойства. См. А.Минделл. «Сила Безмолвия». М. АСТ. 2003г. — пер.).
В Веданте универсальный ум символизирует хиранъягарбха — золотое чрево или космическое яйцо. На одном полюсе уни¬версального ума находится время, на другом — пространство, а в центре — материя. В ходе творения, пространство и время сближаются друг с другом. В тот момент, когда они встречаются в бинду, в материи происходит взрыв и начинается творение. Таким образом, вселенная создается соединением двух полюсов энергии универсального ума и представляет собой продукт взрыва в его ядре.
Внутри бинду содержится предельный источник всего творения. Когда внутри бинду происходит взрыв времени и пространства, сначала излучается нада, трансцендентальный звук. Это звуковая вибрация на высочайшем уровне. Из нады возникает калаа — проявленная вселенная времени, пространства и объектов.
1. Прана. Исцеление с помощью Мантры. Вследствие тесной взаимосвязи между праной и надой в процессе творения, можно понять, почему одним из лучших носителей для передачи Прана-Шакти служат мантры — звуки, содержащие психическую силу. Когда определенные звуковые вибрации переносятся в различные части тела, они могут вызывать реальные изменения физической структуры и функции. Кроме того, они могут изменять состояние сознания. Поэтому в практике Прана-Видьи для переноса Прана-Шакти можно использовать мантры, в особенности, для исцеления других людей. Однако этот вид целительства практикуют только те, кто обрели мантра-сиддхи — силу и знание мантр посредством мантра-садханы. Другие не способны эффективно проявлять силу мантр для исцеления.
Каждая мантра служит проводником определенного типа энергии. Например, существует специальная мантра для лече¬ния змеиных укусов. Когда человек повторяет эту мантру тысячи раз, он заряжается определенным видом энергии. Затем эту энергию можно использовать для исцеления кого-нибудь, кого укусила змея. Когда человек, владеющий мантра-сиддхой, наговаривает мантру, яд рассеивается, не вызывая боли или вреда.
Тантрические мантры служат носителями пранической энергии, которую следует использовать в соответствии с определенными правилами, и для определенных целей. Их необходимо изучать под руководством гуру тантрической школы. Существуют мантры всевозможной длины, предназначенные для разных целей: мантры священного писания, мантры для противодействия горячке, яду и болезни, для обезболивания, устранения препятствий, победы над врагами, привлечения, улучшения здоровья, обретения богатства, крепкого сна, для женитьбы, рождения потомства и долголетия. Однако чтобы ис-пользовать их должным образом, их необходимо очень тщательно изучать.
Большинство людей не понимают силу мантр и думают, что могут использовать их как им хочется. Другие используют в качестве мантры любое слово или имя. Например, возможно, вы восхищаетесь великим человеком и захотите сделать его имя своей мантрой. Быть может вы даже считаете этого человека своим гуру или божеством и наполнены любовью к нему. Поэтому вам может нравиться звук его имени. Однако это имя представляет собой просто эмоционально заряженный звук, а не мантру, заряженную Праной-Шакти.
Для понимания силы мантры необходимо посвящение от гуру. Недостаточно повторять любое слово или слог, который вы слышали или нашли в книге. Мантра требует правильного фонетического произношения, должной интонации, правильного сосредоточения и создания соответствующих мысленного образа или формы. Все это можно усвоить только от учителя. Практика мантр порождает не только звуковые волны, но так¬же соответствующие волны цвета, формы и геометрических образов в глубине ума.
1. Прана. Использование мантр. Сила мантр и тонкие звуковые частоты в течение веков были известны во многих древних цивилизациях, и использовались для пробуждения внутреннего сознания, а также для оказания влияния на внешние силы природы. Некоторые люди полагают, что для перемещения огромных камней Стоунхенджа, истуканов острова Пасхи и монументов майя использовались законы звуковых вибраций — знание, утраченное современной цивилизацией. Кроме того, наука мантр составляет основу многих западных эзотерических систем.
Наука мантр включает в себя знание чисел, музыкальных нот, цветов, драгоценных камней и металлов, и имеет астрологическое значение. При правильном интонировании мантры она проецирует энергию, мысленные формы и символы, которые содержат знание. Мантры — это не только звук, но и открывающееся содержание звука. Примером может служить мантра Ом Номах Шивайя, которая имеет семенную, или биджа мантру Храум. Кроме того, она связана с геометрической формой, именуемой янтрой. Когда мантру дает тантрический гуру, она имеет форму, цвет и мысленное содержание.
Практикуя мантру, следует иметь в виду четыре вещи: саму мантру, девату, психический центр и форму взывания. Девата — это не Бог или какое-либо божество; девата означает «озаренная форма» — это раскрываемый символ мантры. Психические центры — это точки сосредоточения, испытывающие сильное воздействие мантры. Взывание представляет собой эзотерическую молитву, или шлоки, которые сопровождают мантру. Правильное произнесение мантры вызывает изменение энергии в психике, передающееся физическому телу.
Иногда перед целительством, во время него, либо после него, повторяют такие мантры или шлоки, как Гаятри-Мантра, Деви-Стотра, Дурга-Мантра или Махамритьюнджайя-Мантра. При контактном целительстве, проводя рукой над пораженной частью тела, наговаривают мантры для конкретных частей тела.
1. Прана. Гаятри-Мантра. Гаятри-Мантра — великолепная мантра для пробуждения праны для целей практики Прана-Видьи. Над каждой мантрой главенствует своя «озаренная форма», или девата. Девата Гаятри — это адитья девата, именуемая Савитой. Савита представляет собой один из аспектов солнца и символ космической праны, которая дает энергию, свет и жизнь все существам. Однако, формой медитации для Гаятри-Мантры служит Гаятри-Деви, или Прана-Шакти.
Согласно ведической философии, прана имеет три формы, и потому Гаятри представляют как невинную и незрелую маленькую девочку утром, как очаровательную молодую женщину в полном расцвете в полдень, и как старую женщину — воплощение мудрости, или джняны — вечером. Утром Гаятри имеет красный цвет, подобный цвету восходящего солнца; в полдень она черная, а вечером — дымчато-серая. Это характеристики праны, соответствующие различным формам Гаятри.
Гаятри-Мантра состоит из двадцати четырех слогов, которые произносятся следующим образом: «Ом Бхур Бхувах Свахах Тот Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодапят». Это можно перевести так: «Ом, физический план, тонкий план, каузальный план; мы медитируем на божественном свете этого восхитительного солнца духовного сознания. Да пробудит оно нашу способность духовного восприятия».
Эти двадцать четыре слога содержат в себе всю форму праны. Джапу Гаятри можно практиковать на рассвете, в полдень, или вечером, на закате, однако лучшее время — это раннее утро. Регулярная практика Гаятри-Мантры помогает гармонизировать и пробуждать пранамайя-кошу, что делает более эффективными продвинутые практики, в частности практику Прана-Видьи.
1. Прана. Анахат-нада. При непрерывном повторении мантры, она становится спонтанной и начинает сама повторяться на подсознательном и бессознательном уровнях. Это иллюстрирует одно прекрасное стихотворение мудреца Кабира: «Делай джапу так, чтобы с каждым вдохом слышать мантру Со Хам, Со Хам, двадцать одну тысячу шестьсот раз, и анахат-нада пробудится сам собой».
Или, по словам Парамахамсы Сатьянанды: «Когда осознание поглощено дыханием — его движением, его звуком — оно становится средством для пересечения поверхностных пластов ума и обретения более высокого опыта за пределами влияния внешних органов чувств».
Это определение мантры, или объяснение влияния мантры на человеческую личность. Вы должны стать настолько поглощенным мантрой, чтобы слышать, как ее поет дыхание. Когда это происходит для всех 21600 вдохов, которые вы делаете в течение дня, тогда чувственному восприятию становится доступной анахат — внутренняя вибрация, космическая вибрация внутри вас.
Процесс повторения мантры Со Хам составляет основу ме¬дитации аджапа-джапы. Этот процесс включает в себя пранаяму в форме удджайи (психическое дыхание); мантру (психиче¬ский звук), Сушумну (психический проход) и психическое осознание. Это лучшая практика для пробуждения праны и ума, и для подготовки к более высоким практикам пранаямы и Прана-Видьи».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.)

* * *

Таким образом, согласно выше приведенной информации, в которой представлены различные «определения» и «толкования» мантры, можно говорить о том, что мантра (или мантры) — это:
— звук
— речь
— заговор
— формула
— молитва
— слова силы
— форма речи
— коды жизни
— мыслеформа
— святое слово
— гимн мольбы
— утверждение
— орудие мысли
— единица мысли
— звуковой образ
— секретная сила
— молитва богам
— звуковой поток
— священный звук
— звуковой символ
— истинные слова
— священный гимн
— священные слоги
— священная мысль
— сакральное слово
— сочетание звуков
— звуковая единица
— божественность
— разумная энергия
— краткие молитвы
— резонансный ключ
— священный текст
— звуковая вибрация
— совершенные звуки
— комбинация звуков
— проявление Шабда
— священная формула
— средство мышления
— божественная сила
— созидательная сила
— инструмент садханы
— мысль в стихах, идее
— средство выражения
— могущественный звук
— звуки языка Вселенной
— словесные выражения
— молитвенная формула
— мистическая формула
— магическое заклинание
— выражение почитания
— ценнейший инструмент
— священное произнесение
— мощная движущая сила
— истинное имя божества
— сакральные слоги, фразы
— молитва небесным силам
— сверхъестественный звук
— энергетическая вибрация
— средство передачи мысли
— тонкая форма божества
— канал, соединяющий миры
— формула общения с богами
— сакральное звукосочетание
— звучащая форма божества
— сакральный, священный слог
— особая звуковая комбинация
— энергетическое образование
— сакральный короткий текст
— проявление Шабда-Брахмана
— то, что защищает и спасает
— звуковое тело божественного
— магическая словесная формула
— определенное сочетание звуков
— носитель особой духовной силы
— священный санскритский текст
— формула призывания и заклинания
— носитель особой духовной энергии
— космическая, созидающая вибрация
— особое мистическое словосочетание
— могущественная священная формула
— особый санскритский слог или фраза
— высшая творческая сила подсознания
— звуковые воплощения Богини-Матери
— проводник определенного типа энергии
— ритуальная и заклинательная формула
— приём для настройки ума и тонких тел
— модулятор внутренней энергии человека
— естественные звуки измерения божества
— орудие осуществления психического акта
— код, в котором зашифровано высшее знание
— слоги, выражающие суть различных энергий
— несущая конструкция процедуры медитации
— оккультный или магически действующий слог
— код доступа к различным каналам в нашем уме
— мощный инструмент «перепрограммирования»
— святые слова, наполненные позитивной энергией
— средство трансформации тонкого тела человека
— энергия, сконцентрированная в звуковой вибрации
— любая ритуальная вербальная магическая формула
— слово или предложение с сильной духовной вибрацией
— магическая словесная или, реже, музыкальная формула
— формула, которая содержит последовательность слогов
— фраза и звукосочетание, наделяемая особыми свойствами
— интуитивное, тайное, внушенное ритмическое выражение
— совокупность слов и звуков, обладающая магической силой
— особая тонкая звуковая вибрация, способная освобождать энергию и сознание от материи
— и др.

* * *

N 36. 01.08.14г.