Статья 3.5.2. Что такое Мантра?

продолжение

3.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

«Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты. (Глава написана диаконом Михаилом Плотниковым (в прошлом издании — под псевдонимом Анатолий Михайлов). … В практике Индуизма широко используются мантры — слоги, слова или фразы на Санскрите, обычно взятые из писаний и, как правило, включающие имена богов, которых, как верят индуисты, привлекает магическая сила, заключенная в самих звуках и буквах мантр. Мантры поют во время богослужений или повторяют по четкам. В йоге мантры используются для медитации. Существует класс мантр, которые, как считается, обладают силой только в том случае, если были получены от гуру при посвящении. Важнейшая общеиндуистская мантра — Ом (Аум). Кроме того, в каждой индуистской секте существуют свои особые мантры».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт
систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Словарь терминов. Мантры (mantrAH) — звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взятые из писаний. Мантры громко поют или рецитируют во время пуджи, чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повторяют тихо или мысленно при джапе для успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Для полной эффективности мантры должны даваться учителем при посвящении. В позднейшем Индуизме, особенно в Тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели и устройства. В Шактизме мантры считаются звуковыми воплощениями Богини-Матери. Особый класс мантр в шактистской практике составляют мантры, «наделенные семенем», или биджа-мантры («биджа» — на санскрите «семя»). Биджа-мантра — это однослоговая мантра типа ОМ, ХРИИМ, АИМ и т.п. Каждое божество имеет свою биджа-мантру. Правильно повторяя эту биджа-мантру, практикующий усваивает ее сущность, что позволяет ему непосредственным образом «ассимилировать» божество. В Шактизме особенно развито учение о «биджа» в мистичеких спекуляциях о слове как о творческом логосе. Одним из наиболее ранних зачатков упомянутых спекуляций является шлока Бхагавад-Гиты 8:10».

(«Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»).
/ Пер. с санскр., пред. и ком. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.)

«Мантры — это сочетание звуков, способных оказывать психологическое влияние на человеческий организм. Они воздействуют не только на того, кто их произносит, но и на того, кто их слушает. Санскристское слово «мантра» — это молитва богам или небесным силам. Это нерусское слово выбрано здесь не случайно, хотя вполне можно было остановиться на слове «молитва».
Во-первых, в последнее время слово «мантра» как бы носится в воздухе. Оно часто употребляется в эзотерической литературе или, если говорить более простыми словами, в книгах «для посвященных в тайные знания». Поэтому нет необходимости специально заучивать это слово.
Во-вторых, мантра — это не простое обращение-просьба (молитва) к Богу. Что человек может просить у Бога, когда Бог дал ему все? Мантра же соединяет подсознание с Божественной Мудростью. В ней имеет значение все — порядок слов, значение слов, словесные формулы.
Мантра — это высшая творческая сила подсознания. При произнесении мантры необходимо всегда помнить, что слово, как и мысль, материальны. Брошенные в жизнь, они не исчезают. Они работают на нас или против нас».

(Что такое мантра. Сайт life-in-harmony.ru.)

«Мантра — это священное произнесение, сверхъестественный звук, или звук, который наполнен духовной силой. Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет, предложение». В определенном смысле, любое слово является мантрой. Также слово «мантра» состоит из двух корней: «ман» — ум и «тра» — защита, очищение, освобождение.
Мантры состоят из звуков, обладающих способностью оказывать психологическое влияние на человеческий организм. Они могут вызывать различные эмоции и мысли. Мантры воздействуют не только на того, кто их произносит, но и на того, кто их слушает. Мантра является не только звуком, но также энергией определенной частоты и структуры; кроме того, различные интонации произнесения мантры создают особое вибрационное поле. Эти частоты и порождаемые ими симпатические обертоны оказывают влияние на симпатическую и парасимпатическую нервные системы человека, воздействуют на оба полушария мозга. Наиболее широко используемый и признанный мантрический звук — священный слог Ом, который символизирует изначальную Реальность.
Мантра является эффективным средством медитативной трансформации тонкого тела человека, и неудивительно, что в Йоге и Тантре работе с мантрами придается большое значение».

(Мантры в Традиции Натхов. Сайт nathi.ru.)

«Мантра. Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике. Мантра — это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения. Обычно слово мантра переводится как «очищающая ум или сознание», так как «ман» означает ум или сознание (манас), а «тра» — очищать. Другое значение этого слова, приводимое в некоторых Тантрах, связано с переводом слога «ман» как знание и слога «тра» как «то, что спасает». Так утверждается: «Мантра так названа потому, что она спасает того, кто достиг совершенства (сиддхи) (в ее повторении) от пут перерождений через знание (манана) вселенной».
Мантра — это Абсолют, проявленный в звуке. Она — сама Шакти, единая с Шивой, проявляющая Себя как звуковая вибрация. Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации. Концентрируясь на этой энергии Бога, проявленной как звук, мы вступаем в непосредственный контакт с Высшим, в результате чего наше сознание очищается, и, в конце концов, мы получаем спасение от всех страданий.
Существует множество мантр, которые при правильном отношении к ним и повторении ведут к высшему состоянию. Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести садхака (практикующего) в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций. Процесс повторения мантры — это не скучное и безрадостное занятие, но живое и притягательное действо, во время которого мы вовлекаемся в сферу взаимоотношений со Всевышним (с Высшей Реальностью) и, погружаясь все глубже и глубже, проникаем в область сверхсознательного. Другими словами, с помощью повторения мантры мы постигаем свою истинную Сущность, которая есть вечное разумное блаженство (саччидананда)».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Мантры и драйверы. Знаете ли вы, в чём состоит различие между молитвами и мантрами? В молитве мы просим себе что-то хорошее, очень необходимое лично нам или нашим близким. Мантра же безлична. В ней отсутствует какое-либо “я”, которое может просить. Мантра провозглашает, утверждает, славит. Можно сказать, что мантра есть канал, соединяющий миры.
Хотя многие интеллектуальные люди считают, что чтение мантр есть просто промывание мозгов и поэтому это занятие совершенно бессмысленно.
Прежде чем возражать и пояснять, заметим, что уже само по себе промывание мозгов не так уж плохо — зависит от того, чем мозги заполнены. Например, иногда промывание желудка спасает жизнь или избавляет от болезни!
Не упустим возможности привести компьютерную аналогию и здесь. Представим себе небольшое периферийное устройство, обменивающееся информацией с центральным процессором компьютера. Для организации этого процесса служит специальная программа — драйвер устройства. Обычно это очень короткая программа, которая исполняет одну и ту же последовательность действий: опрашивает ячейки памяти и перемещает данные.
Можно сказать, что драйвер — довольно тупая программа: она вертится вокруг одного и того же, не вникая в суть того, что за данные она передаёт. Сторонний наблюдатель, пытающийся проанализировать её работу, мог бы зафиксировать её примитивность, изучив составляющий её простой код. Но это не дало бы ему ключа для понимания, что за данные пересылаются и какой смысл в них заложен.
Для понимания смысла этих данных надо встать своим осознанием гораздо выше – на уровень операционной системы, и тогда скрытый секрет откроется. Тогда станет ясно, что программа-драйвер есть простой механизм для выполнения некоторой задачи пересылки данных.
Почему некоторые думают, что чтение мантр есть бессмысленное занятие? Потому что ум занят повторением одного и того же, и кажется, что в результате «ничего не происходит». Точно так же сама программа-драйвер (или само внешнее устройство) может считать, что её работа — просто скучное занятие, никому не нужная рутина.
Однако в существо человека, помимо ума, входят ещё шесть принципов. Чтение мантры определённым образом настраивает нервную систему человека, запускает сложные физиологические процессы и подготавливает к проявлению высшие принципы — например, озарённый ум. Во время чтения мантры в, казалось бы, совсем пустом уме внезапно возникает решение трудной проблемы. Атеисты обманывают сами себя, пряча представление о Боге за такими словами, как озарение, вдохновение, интуиция. На самом деле это синонимы божественности! То есть того единства и совершенства, которое направляет жизнь каждого существа».

(Брамари Ананда. Према Шакти Ананда. Бала Янтра. Манифест Эволюции.
Метанаука для йогов, учёных и программистов.
М. Лаборатория Сарасвати. 2003г.)

«Мантры. Техника медитации йогов связана с такими понятиями, как янтры и мантры. Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное и суггестивное воздействие человеческой речи определяется не только содержанием информации, но и зависит от выразительности, громкости, музыкальности произнесенных слов. Зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — увлекательная и еще мало разработанная область знаний.
Слова, смысл которых конкретен (блеск, свет, ночь, тепло, сладко и т.д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следовательно, в результате, потому что и т.п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его суггестивное воздействие. Если мы хотим сформировать образ какого-то человека, то нужно говорить не о человечестве вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.
Суггестивное воздействие речи повышают такие ее качества, как мягкость и сила голоса, паузы, использование эффекта неожиданности. На эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только смысл и интонация речи, но и определенное звукосочетание слов. Такие слова, как «монотонный», «флаг», «дрожжи», «Владивосток», звучат мягко, а слова «роса», «роза», «пробуждение», «трава», «рассвет» звучат твердо, стимулируют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интересно, что звук «р» присутствует в слове «красный» почти во всех европейских языках.
Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Согласные делятся на твердые и мягкие. Гласные получаются при озвученном выдохе и характеризуются высотой основного тона и сопровождающих его обертонов. Последние принято называть формантными тонами. Самый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».
При воздействии словом важно не только его смысловое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвердить экспериментом. Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — расслабленности, мягкости, теплоты. Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассоциируются с мрачным, темным. Доминирование звуковой символики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые.
Разрыв содержательных связей в структуре мышления происходит в просоночном состоянии, а также во время медитации. Первоначально в сознании всплывают не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При более глубокой медитации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом происходит их распад. При глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остаются лишь краткие, ритмизированные звукосочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы (В.А.Налимов, 1989) называют практикующих медитацию «психонавтами».
Речь освобождается от понятийного содержания при выраженных аффектах (крик, рев). Наоборот, в восклицаниях (ах! ох! эх!) содержится сильный эмоциональный компонент. Восклицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки кроме представления об определенном эмоциональном состоянии.
У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны определенные эмоции. Бели вы произнесете такое восклицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответствующее эмоциональное состояние. Интересно, что аналогичные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом воздействии звукосочетаний на психику человека и заложена тайна воздействия мантр.
Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмысленных слов широко распространено в практике народной медицины, культовых обрядов, присуще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бессмысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздействует не смысловая нагрузка, не информация, а звукосочетание.
Мантры можно придумывать самому. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и придумайте словосочетание, соответствующее в данный момент вашему душевному состоянию. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям».

(Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. Сайт litmir.net.)

«Мантры представляют собой сакральные слоги, фразы, небольшие тексты, которые при правильной и длительной рецитации помогают достигнуть адепту поставленных целей. В основном, эти цели определяются как духовные, однако существуют мантры, направленные на достижение процветания, здоровья, успеха.
Систематизация мантр происходила в древних ведических ритуалах, оформлялась в священных писаниях. Древние мудрецы Индии изучали взаимосвязь между словом и мыслью, между формой и именем. С помощью глубокой медитации и интуитивного проникновения они постигали мир сверхличных ценностей, природу человеческого сознания и его связь со сверхсознанием. Они погружались в глубины человеческой психики и необъятные просторы вселенной. Они познавали исток жизни, цель существования и пути к всеобщему благоденствию. И в этом им помогала мантрическая практика. В «Рама-Пурва-Тапини-Упанишаде» сказано: «Оттого что она освобождает сознание, она называется мантрой». А «Пингала-Тантра» гласит: «Оттого, что она дает полное знание о вселенной, освобождает от рабства материального существования и приносит успех в духовной практике, она именуется мантрой».
Мантрическая практика неразрывно связана с практикой медитативной. Медитация освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающим миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности. <…>.
С помощью медитативного прозрения великие мудрецы восприняли вибрации, соответствующие различным проявлениям космического сознания и природных сил, и выразили их в форме мантр, которые с течением времени были записаны. Первые известные систематизации мантр присутствуют в «Атхарваведе» («Веде заклинаний», или «Веде атхарванов» — жрецов огня), где перечисляются заклинания, используемые в ритуалах победы над врагами. Практически все Веды можно назвать мантрами. Позднее стали появляться различные Тантры, ориентированные на донесение до адептов различных мантр, необходимых для продвижения по духовному пути: «Саура-Тантра», «Ганапатья-Тантра» и другие. Насчитывается более 30 шиваистских Тантр и более 75 вайшнавских Тантр, используемых как основные источники мантр. «Пурашчарья-арнава» утверждает: «Мантра — это Сам Господь, мантра — великое лекарство. Нет ничего выше мантры, дарующей успех во всем».
Некоторые невежественные люди считают, что мантру можно придумать. Но нельзя придумать мантру, так же как нельзя придумать дэвату (божество). Мантра существует вечно. Стоящий в темной комнате кувшин можно увидеть при вспышке молнии. И он не исчезает, когда вспышки нет. Так и мантра существует до ее произнесения и после него. Благодаря усилиям личности она становится явной в звуках. Буквенная шабда-мантра является проявлением Пара-Брахмана.
Звук и образ, имя и форма не отделимы друг от друга. Причинное состояние тонкого звука, называется Шабда-Брахман, то есть, Брахман, являющийся причиной имен и форм, звуков и образов. Шабда-Брахман проявляется с целью творения в двух аспектах: 1) как шабда (звук), который посредством органов речи становиться произносимым звуком; и 2) как артха, образ всех явлений. <…>.
Эффективность мантры возрастает, если она повторяется и применяется правильным образом, сопровождается необходимыми духовными практиками. В любых ритуалах пение мантр само по себе уже является значительной духовной практикой. Религиозная литература всех религий содержит многочисленные рассказы о святых, получивших свыше сверхъестественные способности и достигшие освобождения (спасения) простым повторением мантр или молитв. Примеры удивительного воздействия мантр на человеческую жизнь можно встретить и сегодня.
Священные слоги нормализуют потоки энергии и сосредоточивают ум. Хотя мантрическую практику обычно связывают с Индией или Тибетом, даосы, например, также используют священные звуки на протяжении уже многих тысячелетий. Так, три наиболее эффективных слога, повторяемых даосами — ОМ (уравновешивает тело), АХ (гармонизирует энергию) и ХУМ (сосредоточивает дух). ОМ вибрирует между бровями, АХ — в горле, а ХУМ — в сердце. Эти слоги поются глубоким, низким голосом на долгом выдохе.
В Ведах, особенно, в «Ригведе», содержатся тысячи мантр. Как уже подчеркивалось, можно сказать, что любая часть ведического писания уже является мантрой. Эти мантры обладают огромной силой, даже если повторяющий не знает их значения. Полностью же осознающий значение санскритского текста увеличивает воздействие мантры во много раз. <…>.
Ведические мантры — проводники на пути духовного прогресса. Мантры могут использоваться буквально во всех сферах повседневной жизни: при выполнении социальных обязанностей, приготовлении пищи, отдыхе, воспитании детей, в Аюрведе. Каждый человек имеет свою собственную звуковую конституцию. Это его мантра, мантра его организма. В Аюрведе известны мантры, балансирующие и очищающие тонкие и грубые тела человеческого организма (они повторяются 108 раз)».

(Матвеев С.А. Мантры: искусство созидательного звука.
СПб. Общество ведической культуры «ВЕДА». Сайт elcom.ru.)

«Аннотация. Мантры — это слова силы или коды жизни, оказывающие направленное положительное воздействие на сознание, ум, тело, судьбу человека. Учение о мантрах, являющееся основой посвященческих учений Востока, открывает путь к гармонии, здоровью, самопознанию и процветанию. В книге приводится свыше ста целительных и защитных мантр из аюрведических канонов, а также из тантрических и ведических писаний.
Мантротерапия широко используется во всех областях Аюрведы и тибетской медицины. Мантры способны гармонизировать работу центров и каналов жизненной силы, создавать защитное энергетическое поле на психическом и клеточном уровнях. Мантры укрепляют иммунную систему, способствуют омоложению организма и искореняют тонкие причины заболеваний. В книге подробно объясняется практика Мантра-Йоги, сферы влияния мантр и механизм их воздействия на сознание.
Содержание
Из беседы автора с д-ром И.И.Ветровым.
Аюрведа: наука здоровой жизни.
Алхимия звука.
Мантра — слово силы.
Влияние звука на нейропроцессы.
Мантрические коды мироздания.
Слово человека и слово Вечности.
Аюрведическое определение здоровья.
Мантры и беременность.
Мантры в психиатрии.
Мантры и лечение заболеваний.
Мантры и приготовление лекарств.
Пранаяма и мантры.
Мантры и марматерапия.
Метафизическая природа звука.
Мантры — дар высшей реальности.
Мантры — вибрации сверхсознания.
Физическая природа звука.
Частота, амплитуда и фаза звуковой волны.
Уровень и громкость звука.

Зримый звук.
Мантры, дарующие преображение.
Мантра — пища души.
Исцеляющая мощь мантрического голоса.
Защитное поле мантр.
Мантра — медитация века.
Мантра и энергетическое поле человека.
Мантра и самореализация.
Мантра успокаивает ум.
Медитация — пространство Божественности.
Способы повторения мантры.
Собрание мантр.
Медитация на сакральный слог ОМ.
Биджа-мантры в Аюрведе.
Мантра — слово силы. Мантра — это слог; слово или стих, обладающий способностью воздействовать на сознание человека и приносящее духовное совершенствование, если его повторяют, слушают или размышляют над ними. Это понятие означает буквально «ман» — «ум» и «тра» — «защищать», «освобождать», другими словами, мантра — это то, что освобождает сознание от невежества, затемнения и дурных привязанностей. В «Пингала-Тантре» говорится: «она именуется мантрой потому, что открывает полное знание о вселенной; освобождает от осквернения и приносит успех в самосовершенствовании». Каждое слово обладает силой, слова, о которых мы будем говорить в этой книге, обладают особым видом космической силы, называемой «мантра-шакти»; которая способствует одухотворению сознания и раскрывающей внутренние, скрытые потенции человека. Соприкоснувшись с абсолютным безмолвием безграничного чистого сознания, древние риши предстали перед парадоксом: их ум стал совершенно спокоен и пуст; но в то же время насыщен полнотой и динамикой иного, грандиозного порядка, и хотя этот поток в непроявленном поле сознания не воспринимался физическими органами чувств, риши; по-видимому, ощутили его силу неким внутренним чувством; увидели его форму и услышали его беззвучную вибрацию».

(Неополитанский С.М. Исцеляющие мантры в Аюрведе. СПб. Святослав. 2005г. 168 стр.)

 

3.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Мантры (санскр.) — стихи из ведических текстов, используемые в качестве заклинаний и заговоров. Под мантрами подразумеваются все части Вед, отличные от Брахман или их (Вед) толкования».

(Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. Лондон. 1890. Сайт theosophy.ru.)

«Мантра — священный звук, который, как считается, обладает силой, используемый для сосредоточения ума, размышления о божественном и защиты в повседневной жизни и оккультной практике».

(Мантры. Сайт prosvetlenie.org.)

«Мантра (ман — ум, тра — резать, убирать). Смысл слова «мантра» — очищение ума. Мантра — это священный слог, слово, фраза, имя Бога, имеющие глубокий смысл и обладающие духовной силой воздействия».

(Наука мантры. Сайт http://satyam-shivam-sundaram.org.)

«Мантра — это технический приём для регулирования и настройки ума на нужный лад. Мантры — это звуки языка Вселенной. Существует множество мантр, каждая из которых обладает собственными качествами, ритмом и воздействием».

(О мантрах. Значение мантр. Сайт sunhome.ru.)

«Практика с мантрами и янтрами. Мантры — это слова, составленные в специальные фразы, повторение которых используется для настройки восприятия определённым образом, в зависимости от типа мантры. Мантра не имеет смысла и не эффективна без внутренней устремлённости к Богу. Эффект мантры может быть усилен при помощи созерцания определённой янтры, соответствующей мантре по типу настройки». 

(Кратко о Тантре. Сайт liveinternet.ru.)

«Мантра — это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании. Если их повторяют, слушают или размышляют над ними. Мантра — это то, что освобождает сознание от невежества, затемнения и дурных привязанностей. Мантры способны возбуждать и защищать мармы, создавать защитную «броню» — ковача на психическом или праническом уровнях».

(Евгения Вельп. Мантраяна. Защитное поле мантр. Сайт oum.ru.)

«Глоссарий. Мантра (заклинание, молитвенная формула, обращенная к какому-либо божеству) — сакральный короткий текст, состоящий из слов или слогов. Мантра может не иметь конкретного смысла, но каждый входящий в нее слог имеет свое значение и соотносится с определенным божеством или понятием. Мантра служит средством заклинания и вызывания божества, которому посвящена. В процессе медитации произнесение мантр способствует правильному направлению мысли. Религиозная практика произнесения мантр основывается на древней вере в магическую силу звука».

(Янтра и образ. О принципах моделирования культового
изображения в Индийской Традиции. Сайт ruthenia.ru.)

«В своем истинном, глубоком значении мантра — это много больше, чем просто молитва. Мантра — это секретная сила, это резонансный ключ, это ценнейший инструмент. Правильно использованная мантра открывает нам врата и дает нам доступ к точно определенным энергиям, которые потом действуют согласно своему назначению, создавая точные и ясно определенные, объективные результаты. Она как ключ, которым мы можем воспользоваться, чтобы открыть сейф, если мы знаем, как это сделать, или же мы можем использовать этот ключ во много других направлениях — но при этом он останется неэффективным и сокровища сейфа остаются недоступными».

(Систематический курс Тантры в Риге.
Наука полноценной жизни. Сайт nathayoga.lv.)

«Мантры — это священные слоги, содержащие в себе прямую информацию о божестве в звуке или звуковые формулы поклонения им. Мантры делают ум однонаправленным, очищают его от ненужных мыслей. Мантры также могут исцелять, влиять на работу внутренних органов, очищать энергетические каналы, активизировать чакры, преобразовывать внутреннюю энергию, вызывать нужные эмоции, успокаивать или концентрировать ум, очищать сознание и погружать его в состояние медитации. Мантра, которую ученик получает от учителя при посвящении, обладает особой силой. Изначальным звуком, образовавшим Вселенную считают мантру — АУМ, в которой звук А связан с физическим проявлением Вселенной, звук У с миром энергии и звук М – это проявление Высшего, запредельного сознания».

(Тантрическое Учение. Эзотерический вестник. № 2. 2006г.)
(Рутель. Тантра от традиции к современности: Индуистская Тантра. Сайт a-u-m.ru.)

«Слово оказывает большое воздействие на сознание и психику человека. Словом можно убить человека или, по крайней мере, довести его до инфаркта, а можно и поднять на седьмое небо. Казалось бы, слово — всего лишь сочетание звуков. Однако в определенном смысле любое слово представляет собой не что иное, как мантру. Термин «мантра» происходит от санскритского «мантрана» — «совет, предложение, истинное слово».
Любая мантра использует энергию звука, звуковую вибрацию. Таким образом, звуки окружающего нас мира можно назвать «внешними» мантрами. А звуки дыхания, речи, движений мышц, то есть тела, относятся к «внутренним» мантрам. В зависимости от их амплитуды, высоты, частоты, длительности звуками можно вызвать определенные изменения в сознании и психофизических параметрах повторяющего их человека».

(Мантра «ОМ» — мантра освобождения. Сайт omreiki.org.)

«Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы Йоги и т.д. На Санскрите духовная практика именуется садханой. Садхана — это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень «садх» означает «прилагать усилие») вплоть до достижения конечной цели человеческого развития — единения с Богом. Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры. Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр».

(Мантры как инструмент садханы. Сайт osoznanie.org.)

«О том, что такое Тантра и что такое мантра, словами Кулапати Э.Кришнамачарьи. Отрывок из книги «Оккультная Анатомия», записанной учениками по материалам лекций, проводимых учителем в Индии в 1996г. Перевод на русский Константина Зайцева.
Мантра. Поскольку звук является одним из пяти объектов чувств, которым в Тантре даётся правильное использование, одну пятую Тантры составляет Наука Мантр. Здесь даётся несколько замечаний о мантрах, которые и завершат предоставленную здесь информацию.
1. Определение. Мантра означает тайну. Эзотерически это означает то, что защищает и спасает при помощи медитации.
2. Когда звук используется в качестве проводника для достижения желаемого эффекта, он называется мантрой. Когда пять чувств и их объекты используются для достижения желаемого эффекта, этот процесс называется Тантрой. Вот истинное значение слова «тантра». Мы должны быть очень бдительными по отношению к отвратительным и грязным значениям, которые приписываются в наше время этому слову на Западе.
3. Когда звук заряжен эфирной материей с помощью мыслеформы, такой звук называется мантрамом. Этот звук производит реакцию в других, подобно тому, как обычные слова могут вызвать симпатию, антипатию, гнев и тому подобное. В обычном разговоре эти эффекты возникают почти непроизвольно, и мы ими не владеем. Когда же они по нашей воле направлены к желаемой цели, тогда звуковой проводник называется мантрамом.
(Согласно Теософскому словарю: «мантры — стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под мантрами подразумеваются все те части Вед, которые отличаются от «Брахман», или их толкования»».

(О Тантре и мантре. Сайт theosophy.ru.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — священный гимн в Индуизме и Буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно встречаются мантры на Санскрите. Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в Буддизме и Джайнизме. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями. Мантры также — основа трансцендентальной медитации.
Сакральное значение мантр. В Индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли творцом мантр (мантракара). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово «Ом». Мантра — это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков.
Индуисты полагают, что мантра — это форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Идея того, что определённые слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято только знающим — в этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесённому слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой.
В Кришнаизме, Амидаизме и в практике движения «Сока гаккай» постоянное произнесение мантр входит в образ жизни адептов. Мантры произносятся непрерывно или определенное количество раз. При этом используются четки, перебирание которых поддерживает состояние внутреннего сосредоточения и помогает счету. Учение о мантрах называют Мантра-Вада».

(Мантра. Эзотерический вестник. №2 2006г.)

«Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет, предложение». Использование мантр необходимо для обретения особого психического состояния, которое позволяет нам добиться контроля над своими мыслями и установить связь с Божеством. В «Книге 4» Алистер Кроули пишет, что «в качестве мантры позволительно использовать любое изречение». Можно даже сказать, что мантрой является каждое слово. Ведь любой звук вызывает в разуме определенное значение, на которое разум немедленно откликается. Далее Кроули уточняет: «идеальная мантра должна быть ритмичной, можно даже сказать мелодичной (…) Новичкам лучше всего подбирать мантры средней длительности. Если мантра слишком длинная, человек обязательно ее забывает, если только не практикует в течение долгого периода времени. Односложные мантры, вроде Ом, слишком отрывисты, и в них теряется ритмический рисунок».
Однако помимо ритмики и музыкального звучания, воздействующего на ваше подсознание, мантра должна оказывать влияние также на ваше сознание, а значит быть наполнена сакральным смыслом.
Хотя слово «мантра» относится к Ведической Традиции, сама техника использования непрерывного повторения Божественного имени или Священной фразы для установления экстатической связи с Божеством, существует в большинстве религий. Стоит напомнить «умную молитву» христианского Исихазма, суфийский зикр в Исламе, многократные повторения молитв у иудеев. Разумеется, мантры также используются и в Телеме.
В «Книге 4» Алистер Кроули приводит девять различных мантр, принадлежащих к разным традициям, — от самой известной и короткой (Ом) до самой священной для телемитов мантры (А как дуа), написанной на Стеле Откровения. «Этих мантр вполне достаточно, чтобы вы могли выбрать из них свою», — заключает он. Но для повседневного использования Алистер Кроули рекомендует использовать одну из них — ведическую Гаятри-мантру. В «Восьми лекциях по Йоге» он пишет: «Каждый ученик должен взять себе за правило совершать приветствия Солнцу (таким образом, в каком это рекомендовано в Liber Resh) четыре раза в день, также он должен приветствовать Луну, когда она появляется на небосводе, — Гаятри-мантрой. Наилучший способ — произносить мантру сразу же, как только вы увидели Луну, чтобы сконцентрировать внимание на ней, и произносить ее до тех пор, пока внимание не перестанет рассеиваться»».

(Марсий. Солнечный свет лунной мантры. Сайт thelema.ru.)

«Мантра — санскр., дословно «стих», «заклинание», «волшебство»). Как шахтеру для добычи руды нужен заступ, так и молельщику для достижений заоблачных высот духа нужен некий инструмент. Таким инструментом для него являются мантры. Мантры как краткие молитвы, где упор делается именно на произнесение звуков вкупе с их сакральным смыслом, были известны Индуизму всегда. Да и не только Индуизму. Вот, например «мантра» с древнеегипетской Стелы Откровения (Египет, XXVI династия, оштукатуренное дерево, N666 в каталоге музея Булак в Каире). Сотрудники музея транслитерировали заклинание, содержащееся в тексте, так: a ka dua // tuf ur biu // bi a’a chefu // dudu nur af an nuteru, а небезызвестный Алистер Кроули, основатель «Ордена Серебряной Звезды», чью жизнь обнаружение этой стелы в Каире и ее инвентарный номер перевернули до основанья, адаптировал ее в своей Книге Закона следующим образом:
Единство в крайнем выражении!
Я простираюсь перед мощью Твоего дыхания,
Верховный и ужасный Бог,
Заставляющий богов и смерть
Трепетать перед Тобой,
Я… я — простираюсь перед Тобой!
Я привожу эту цитату для того, чтобы проиллюстрировать мысль о том, что подобные заклинания не отличались большим разнообразием даже в самых несхожих культурах. В Индуизме очень близким образом восхвалялись слоноголовый Ганеша, Шива и Шакти, а Буддизм Махаяны славит уже свойственные ему понятия. Например, мантра из «Сутры сердца»: «Ом! О уводящее за пределы, переводящее за пределы пределов, ведущее за пределы пределов запредельного, пробуждение. Славься!», или самая знаменитая буддийская мантра бодхисаттвы Авалокитешвары «Ом мани падме хум» — «Ом! Драгоценно-лотосовый! Хум!». Слог «Ом» (Аум) считается непереводимым, ибо он приблизительно означает первородную звуковую вибрацию, лежащую в основе Творения, символ Брахмана. А вот как приблизительно переводится Гаятри-Мантра, важнейшая и наиболее могущественная мантра Вед: «Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!»
Тантрики доводят идею «звук = контакт с божеством» до абсолюта. Звукосочетания, входящие в тантрические мантры, почти лишаются словарного смысла. Их действие на сознание и психофизику произносящего их йогина уподобляется голосу певца, вырезающему узоры на хрустальном бокале — звук в сочетании с пониманием эзотерического смысла мантры способен оказывать физическое воздействие на окружающий мир. Как указывает Е.Торчинов, Кукай (Кобо Дайси), основоположник японской тантрической школы Сингон (774-835), стал одновременно и создателем японского национального алфавита именно благодаря интересу Тантр к звуку и его графической фиксации. Как верно подмечает Б.А.Загорулько, все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. «В начале было Слово» читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как «В начале был Логос». В Ведах говорится: «Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)».

(А в Тантре секса нет, но есть покой и воля…
Статья для журнала «Penthouse» (Россия). Сайт a7sharp9.com.)

«Слово «мантра» происходит от слов «манас» — ум, или обусловленное сознание и «трайяти» — освобождать. Мантрами называются звуки или слова, которые обладают силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. С помощью мантр очищают внутреннее пространство для того, чтобы в него вошел Бог.
Мантры также могут исцелять, влиять на работу внутренних органов, очищать энергетические каналы, активизировать чакры, преобразовывать внутреннюю энергию, вызывать нужные эмоции, успокаивать или концентрировать ум, очищать сознание и погружать его в состояние медитации. Мантры в Фэн-Шуй применяются для повышения жизненного тонуса, влияния на взаимоотношения и активизации полезной энергии.
Биджа-мантры (семя-мантры) — это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением энергии определенного типа. Каждая биджа-мантра соответствует какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.), точке организма, элементу или какому-либо аспекту Бога.
Название предмета или явления на Санскрите (и некоторых других древних языках) таково, что сочетание биджа-мантр, из которых состоит соответствующее слово, выражает именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. При чтении мантр очень важным является то, говорить можно только истину: если слова не соответствуют действительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности.
Энергия, рожденная ложью, не находит себе места в реальном мире и в конце концов обращается против того, кто ее произнес. Напротив, если реализованный мастер или святой говорит то, чего нет, то его слова материализуются: энергия, которую он пробуждает словами, столь сильна, что изменяет реальность. Многие мантры обладают комплексным воздействием, влияя сразу на три сферы существования человека: тело, энергию и сознание.
Например, такое свойство имеет одна из главных мантр шайвов «Ом Намаа Шивайя». Перевести ее можно так: «Ом. Славлю имя Господа (Шивы)». Ее внутренний и тайный смыслы таковы. «Ом» является слитным произношением биджа-мантры «аум». В Тантре есть представление о том, что все Творение порождено мантрой «аум», которая является биджа-мантрой Вселенной. В «аум» звук «а» относится к проявленному миру, физической Вселенной. Звук «у» связан с миром энергии. Звук «м» олицетворяет Высшее Сознание. Для человека же звук «а» связан с его телом и обычным состоянием сознания. Звук «у» связан с внутренней энергией человека и сознанием в состоянии сновидения или мечтаний. Звук «м» связан с сознанием в состоянии сна без сновидений («Мундака-Упанишада»). «Намаа» символизирует направление куда-либо или соединение с чем-либо. «Шивайя» олицетворяет океан Высшего Божественного Сознания.
Таким образом, произнесение «Ом Намаа Шивайя» означает: «Я весь — телом, энергией и всеми состояниями сознания — соединяюсь с Богом». Мантры повторяют не только вслух (джапа), но и про себя (аджапа- джапа). Есть практики, при которых мантрой насыщают каждую клетку тела, так, чтобы весь организм превратился в вибрирующую мантру. Часто повторение мантр сочетают с дыхательными упражнениями. Например, в мантре «со хам», означающей «я есть То (т.е. Бог)» на вдохе произносят «со», а на выдохе — «хам». Мантра является звуковым воплощением энергии.
Обычно слово «мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т.п. Мантра — это Сила, которая передается независимо от того, кто ее употребляет. Человеку можно нанести вред и даже убить с помощью мантры. Посредством Мантры может быть достигнуто и определенное соединение с физической силой. Посредством Мантры при благоприятных условиях может быть зажжен огонь для жертвоприношения. Мантрой человек может спастись и т.д. То есть мантра — это сила. Сила в форме звука. Корень «ман» означает «думать»».

(Инструменты и символы Фэн-Шуй — Мантры. Сайт pravdaskop.ru.)

«1. Слово мантра произошло от первых слогов двух слов Ман (ум) и Траяте (освобождение). Мантра даёт четыре вида плодов: Дхарма, Артха, Кама, Мокша. Освобождает от любого загрязнения и любого греха, даёт удовольствие в этом мире и во всех высших мирах и дарует конечное освобождение.
2. Мантра — самая безопасная духовная наука.
3. Мантра очищает от всех грехов, которые были совершены, сознательно и бессознательно.
4. Мантра сжигает все кармы, какие бы они не были. Сначала она сжигает плохие, а затем и хорошие.
5. Звуки мантры есть вибрации, они рождают определённые формы. Каждый звук производит форму в невидимом мире. Комбинация звуков порождает усложнённую форму.
6. Всё в этом мире есть вибрация.
7. Энергия — суть вибрации.
8. В этом мире нет ничего кроме сознания и энергии.
9. Биджа (виджа) — мантры или мантры элементов. Подобно тому, как все слова состоят из букв, так и все вещи в этом мире состоят из биджа (виджа) мантр.
10. Если мы контролируем имя, мы контролируем форму.
11. Звук существует в четырех основных состояниях:
1) Вайкхари — слышимый звук.
2) Мадхьяма — внутренний или тонкий.
3) Пашьянти — ещё более тонкий эфирный звук.
4) Пара — является потенциальным состоянием звука или неразличимый.
12. Чтобы заставить мантру работать, надо пробудить её шакти (энергию). Мантру надо разбудить.
13. Мантра пробуждается после определенного количества её произнесений, для каждого человека согласно его карме.
14. Мантра произносится громко, еле слышно, умственно.
15. Необходимо практиковать все три способа.
16. Произнесение вслух мантры очень сильное. Произношение еле слышно сильнее в десять раз. Умственное произношение в сто раз сильнее. Но нельзя пренебрегать произнесением вслух.
17. Человеческий разум слушает свой язык, и только лишь потом то, что ему передаёт слух.
18. Если кто-то шумит и мешает вам, но не слышит, что вы говорите, практикуйте мантру как можно громче вслух и ваш разум перестанет слышать всё окружающее.
19. Произносите мантру еле слышно так, чтобы никто не смог разобрать ее слов.
20. Умственно произносить мантру можно где угодно и когда угодно.
21. Подобно тому, как юноша забывает обо всем на свете в объятьях прекрасной девушки, подобно этому разум забывает обо всем, произнося имя Бога.
22. Храните мантру в тайне. Сделайте все от вас возможное, чтобы ее никто не слышал.
23. Мантра работает, сконцентрированы мы на ней или нет, знаем ли мы её значение или нет, думаем ли мы о чем-то постороннем или нет. Но мантра работает гораздо сильнее, если мы сконцентрированы на ней, знаем её значение и не отвлекаемся на посторонние мысли.
24. Сила звука невыразима, идеи образуются в уме посредством простого слышания звука. Каждое имя имеет соответствующую форму. Имя и форма неразличимы.
25. Для подсчёта мантр используются чётки — мала. Мала состоят из 108 бусин, 109 бусина — гора Меру.
26. При подсчёте мантр не используется указательный палец, и не пересекается Меру. Меру — центральный канал нашего тела. Держите четки в правой руке…».

(Что такое мантра. Практический центр «Connect». Сайт connect.ru.)

«Мантра — в переводе с Санскрита «рассуждение, изречение» — священный гимн в Индуизме и Буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями, но они — основа медитации; в них важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков. Индуисты полагают, что мантра — это форма речи, оказывающая сильное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Любое движение сопровождается звуком, хотя большинство природных звуков недоступны человеческому уху и на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понятно только знающим. В этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком». Таким образом, мантра — созидательная сила, несущая перерождение, здоровье, свет, согласие и гармонию с собой.
Мантра — это слово или предложение с сильной духовной вибрацией. Каждое слово инициирует, в зависимости от содержания и соответствующей вибрации, в адресате позитивный, негативный или нейтральный импульс. Вежливое обращение, например «Благослови вас Бог, как вы?», конечно, вызывает более дружественную реакцию из-за своего излучения, чем обращение: «Эй, ты, чего тебе здесь надо?» Люди, место и время одни и те же, а также речь, рот и язык. Разницу составляют только обращения. На самом деле существуют только разные выражения в нашем общении, языке. Также и в астральном мире есть определенные языки. Как и в астральном, так и в нашем мире следует придерживаться некоторых правил. <…>.
Мантры — это святые слова, наполненные позитивной энергией. Их долго использовали духовные учителя в своей практике, прежде чем дать их своим ученикам. Как уже говорилось, Мантра — это последовательность слов, наполненных позитивными вибрациями. Слово значит звук, звук создает вибрацию, а вибрация — это сила, которая может все преодолеть и сотворить движение и энергию. Энергия значит жизнь, а где есть жизнь, там есть творчество.
Слово или звук — наибольшая сила в космосе. Многие верят, что любовь наибольшая сила, но это ошибочно. Любовь слабая и изменчивая. А слова — могучие. Они могут сделать счастливым и несчастливым. Они могут создать или разрушить любовь. Махапрапуджи говорил: «Слова должны литься из ваших уст, как сладкий мед». А в стихотворении говорится: «Ваши слова должны очаровывать всех. Пусть они излучают мир и гармонию».
Обратиться к кому-то по-дружески ничего не стоит. Однако плохое слово может стоить много. Поэтому рекомендуется разговаривать по-дружески в любой ситуации. Если кажется, что это невозможно, то лучше промолчать. Перед тем, как говорить, каждое слово должно отражаться в сердце, потому что потом ни одна сила в мире не заберет слова обратно.
Мантра — это звук, который освобождает ум от страха, привязанности и страданий. Если ум однажды освободился, то автоматически все другие проблемы решаются, так как самой большой проблемой есть сам ум. Ум беспокойный и постоянно занят множеством проблем. Однако мантра может освободить ум от каждодневных стрессов и мирских проблем. <…>.
Мантра может помочь вам преодолеть каждодневные несчастья и проблемы, болезнь, страдания и поможет ощутить Ананду — настоящее счастье.
Мантра преимущественно дается на Санскрите. Санскрит еще называется Дева нагрик (Дева — божественность, нагрик — гражданин). Это божественный язык. Это не значит, что люди, которые разговаривают на Санскрите, боги. Однако это значит, что этот язык существует со времени сотворения мира. Буквы алфавита представляют собой определенные звуковые частоты. Они защищают королевство Атмы. Изображение чакры всегда окружено буквами, которые ее защищают.
Санскрит дает нам возможность общаться с высшими духовными уровнями.
Мантра содержит определенные последовательности букв, которые производят специальные вибрации или звуки. Эти комбинации были открыты, изучены и использовались Святыми во время медитации.
Если мы мысленно или вслух повторяем мантру, она наполняет нас позитивными вибрациями и так очищает наше существо. Для внешнего очищения мы используем воду и мыло. Для очищения разума, сознания и интеллекта служит мантра. Вибрация мантры, которая превращает наш «феномен» в духовную вибрацию, уничтожает тучи, пелену и пятна из нашего сознания и сердца».

(Мантры для начинающих. Сайт way-s.ru.)

«Мантры — форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы. Идея того, что определенные слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в Природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято знающим — в этом случае возможно понимание совершенной связи, или овладение универсальным «языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесенному слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой.
Мантры применяются в индивидуальной и коллективной духовной практике как эффективное средство изменения состояния сознания. Считается, что колебания, возникающие при произнесении, распевании мантр, входят в резонанс с колебаниями глубинных структур в организме человека и вызывают визуализацию религиозных образов, транс, сверхъестественные способности. Учитель посвящает ученика в тайну мантры, которая становится его личной защитой (дикша-мантра), или в мантру его покровителя, которого можно вызвать в трудную минуту, произнеся ее в определенном состоянии сознания. Мантрами называют священные песнопения (саман) из «Книги песнопений» («Самаведа»). Их распевают по знакам, которые признаются прототипом нотной записи. Мантры обладают созидательной, целительной или разрушительной силой, действующей на любом расстоянии. Носителями колебаний считают эфир (акаша) или прану, энергию более тонкую, чем все другие. Существует техника защиты (паритрана) от воздействия или от нежелательного восприятия (грахана) посторонних мантр. Утверждается, что эффективность мантр обусловлена реализацией единства воли, знания и действия в одной точке (трибинду). Большую роль при этом играют вера (шраддха) в ее силу, правильное произнесение и личностные характеристики субъекта и объекта действия. Поле мантры ограничивается особыми структурными элементами, с которых она начинается и которыми заканчивается (Хри, Хум, Сваха и др.). В Буддизме все мантры начинаются с элемента «Ом». В краткой мантре-звуке может быть сжато огромное количество информации, воздействующей как на живые существа, так и на неодушевленные предметы. Эта информация невербальна и лишена эмоциональной окраски, мантры не содержат просьб, они выступают как инструмент. Кроме коротких мантр в Буддизме применяются развернутые формулы (дхарани), воздействие которых на сознание адепта обусловлено не только звучанием отдельных элементов, входящих в формулу, но и сочетанием их в целом. В Кришнаизме, Амидаизме и в практике движения «Сока гаккай» постоянное произнесение мантр входит в образ жизни адептов. Мантры произносятся непрерывно или определенное количество раз. При этом используются четки, перебирание которых поддерживает состояние внутреннего сосредоточения и помогает счету. Учение о мантрах называют «мантравада». <…>.
Мантры — это произносимые про себя либо в вслух фразы или слова, которые и являются для произносящего объектами медитации или концентрации. Чаще всего мантры отождествляются с теми или иными персонажами Буддизма, свойства которых можно развивать в себе, повторяя соответствующую мантру. Скорее всего, медитация на мантру возникла на несколько столетий раньше, чем религия Буддизм. Происхождение мантр восходит, к существовавшей ещё до рождения Будды Ведийской Традиции, мантры в которой использовали как заклинания, оказывающие влияние на богов или окружающий мир.
На протяжении многих веков народы верили в силу слова и думали, что если произнести определённый набор слов или имена, появляется возможность повелевать незримыми силами и влиять на внешний мир. Мантры могут состоять как из нескольких слов, например, «Ом шанти шанти шанти» так и из одного. Например «Аум» или «Ом».
Некоторые считают, что мантра обязательно должна содержать имена Бога. Многие считают, что имена Бога могут обладать абсолютной силой, способствующей очищению.
И мантра и молитва — это в первую очередь обращение к Богу, но между двумя этими понятиями есть большая разница. Обычно мантра не содержит в себе просьб к Богу выполнить материальное желание. Она содержит исключительно имена Бога. Многие считают, что ведические мантры открывают человеку доступ в духовную реальность. Так же интересно то, что в каждой мантре упоминается различные имена Бога, разные его стороны, при этом результат от их произношения и повторения различен. Взывая к определённым сторонам Бога, человек избавляется от болезней, страхов, получает земную любовь, знания, богатство, освобождение и самое главное любовь к Богу».

(Мантры. Сайт mistic.us.)

* * *