Статья 3.5.2. Что такое Мантра?

«Видимая форма представляет собой выражение, а мантра — средство выражения. Мантра — это непосредственная связь с запредельным. Известный нам мир материализуется и формируется посредством мантр, посредством звука на всех уровнях разной степени тонкости, как правило, лежащих далеко за пределами обычного восприятия звука» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Основное назначение речи состоит в передаче информации. <…>. Зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — увлекательная и еще мало разработанная область знаний» (см. Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. Сайт litmir.net.)
«Сила мантр и тонкие звуковые частоты в течение веков были известны во многих древних цивилизациях, и использовались для пробуждения внутреннего сознания, а также для оказания влияния на внешние силы природы. … законы звуковых вибраций — знание, утраченное современной цивилизацией» (см. Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья. / Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.).
«Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести практикующего в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций» (см. Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.).
«В своем истинном, глубоком значении мантра — это … секретная сила, это резонансный ключ, это ценнейший инструмент. Правильно использованная мантра открывает нам врата и дает нам доступ к точно определенным энергиям, которые потом действуют согласно своему назначению, создавая точные и ясно определенные, объективные результаты. Она как ключ, которым мы можем воспользоваться, чтобы открыть сейф, если мы знаем, как это сделать, или же мы можем использовать этот ключ во многих других направлениях…» (см. Тантра. Наука полноценной жизни. Сайт nathayoga.lv.).

* * *

1. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «МАНТРА».

«Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет, предложение»».

(О мантрах. Сайт .ds-om.ru.)
(Мантры. Сайт teosophia.com.)
(Марсий. Солнечный свет лунной мантры. Сайт thelema.ru.)
(У каждого человека свой звуковой код. Сайт liveinternet.ru.)

«Слово «мантра» происходит от санскритских слов, означающих «свободный от постоянной мысли».

(Если вы думаете об этом, это может произойти: медитация. Сайт pozvonok.ru.)

«Слово мантра состоит из двух корней: «ман» означает размышление и созерцание, а «тра» — освобождение».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Свара-Йога. Сайт yogalib.ru.)

«Корень «ман» в переводе с Санскрита означает думать, мышление, ум, а «тра» — это защита и освобождение».

(Путь через мантры. Сайт prosvetlenie.org.)

«В основе слова «мантра» лежат слова: «манас» — ум, или обусловленное сознание, и «трайяти» — освобождать».

(Д.Васильев. Тело Света. Сайт filosofia.ru.)

«Слово мантра происходит от слов «манас» — ум, или обусловленное сознание и «трайяти» — освобождать».

(Мантры и янтры. Сайт. a-u-m.ru.)
(К.Адонаи. О практике мантр. Сайт adonay-forum.com.)

«Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего совет, предложение, истинное слово».

(Мантра «ОМ» — мантра освобождения. Сайт omreiki.org.)

«Мантра — санскритское слово; «ман» означает «ум», а «тра» — «освобождать от материальной ограниченности».

(Звуковые вибрации (мантры, молитвы, заклинания
и пр.). Форум. Сайт powerring.ucoz.ua.)

«Мантра от корня «ман» — мнить, полагать + орудийный суффикс «тра», — «орудие осуществления психического акта».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г. )
(Словарь аюрведической терминов. Сайт liveinternet.ru.)

«В переводе с Санскрита слово «мантра» означает: «ман» — ум, «тра» — освобождение. Мантры считаются «орудием духа».

(Мантры. Сайт svetonosci.ucoz.ru.)

«Мантра — санскр. «ман» — ум и «тра» — охраняющий или защищающий, или прана (трактовка из «Хатха-Ратнавали»)».

(Словарь. Традиция Натхов. Сайт nathas.org.)

«Ман — ум, тра — освобождение. Мантра — это звук, который освобождает ум от страха, привязанности и страданий».

(Мантры для начинающих. Форум. Сайт way-s.ru.)

««Ман» означает ум, а «тра» — освободить. Мантра — это то, что освобождает ум от забот и беспокойств материального мира».

(Музыка для медитации. Сайт haribol.ru.)

«Глоссарий. Мантра от корня «ман» — мнить, полагать + орудийный суффикс «тра», т.е. орудие осуществления психического акта».

(Иванов В.Г. История этики средних веков. СПб. Лань. 2002г. 464 стр.)

«Мантра означает «ман ки тарана»: то, что спасает ум от опасностей самсары. В Тантре и Агхоре верят в силу ума для достижения цели».

(Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г. 336 стр.)

«В свою очередь Хариш Джохари считает, что слово «мантра» является сокращенным вариантом слова «мантрана», или «совет, консультация».

(Пахомов С.В. Индуистские тантрические мантры: значение,
разновидность, практическое применение. // Традиции российской буддологии:
материалы I розенберговских чтений. (Методология изучения культур
Южной и Юго-Восточной Азии). Вестник Русской Христианской Гуманитарной
Академии. Том 9. Вып. 1. СПб. РХГА. 2008г. с. 225-242)

«Этимологически «мантра» значит: тра — запрет, ман — посредством мышления, то есть духовная формула, которая предохраняет от злых сил».

(Борис Сахаров. Открытие «третьего глаза». София. 2006г. 128 стр.)
(М.Сугробова. Школа ясновидения «Золотая нить вероятности». М. 2009г.)
(Кандыба В.М. СК метод развития человека. Система аутотренинга
Б.Сахарова (техника ясновидения). Сайт svitk.ru.)
(Праязык — язык ариев. Сайт svoydomsz.narod.ru.)

«Глава 3. Мантры: звуковые инструменты. Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет, предложение»».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

««Ман» означает «сознание», а «тра» — «то, что освобождает». Таким образом, «мантра» — это особая вибрация, которая освобождает Сознание».

(Тантра-Йога. Сайт anandamarga.ru.)

«Санскритское слово «мантра» состоит из двух слогов: ман — разум и тра — освобождать, т.е. то, что освобождает разум от оков статичности».

(Мантра и ее значение для духовной практики. Сайт nekata.ru.)

«Слово «мантра» происходит от санскритского корня, означающего думать или рассуждать, обычно вслух, поскольку в корне также заложено понятие звука».

(Ф. Боневитс. Реальная Магия. / Пер. с англ. К.Савельева. Сайт вседуховное.рф.)

«Мантра — санскр. от «man» — думать, мыслить. В Индуизме священное заклинание, которому приписывается волшебная, сверхъестественная и исцеляющая сила».

(Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. 2003г.)

«Что такое мантpа? «Ма» — означает «манас — (ум), «тpа» — означает спасение; таким образом, «мантpа» значит «то, что спасает вас, если вы медитиpуете на это».

(Бхагаван Шpи Сатья Сай Баба. Прашнотхара-Вахини. Сайт scriptures.ru.)

«Глава 4. Мантра. Корень «ман», который означает «думать» — это также корень и другого слова, «ман», которое, единственное во всём творении означает «мыслящий».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.)

«Само слово «мантра» означает «то, что освобождает разум» от оков Пракрити и возвращает его в состояние чистого Сознания («ман» — разум, «трай» — освобождать)».

(Источник неизвестен.)

«Мантра и медитация. Мантра (слово «мантра» происходит от слов «манас» — ум, или обусловленное сознание и «трайяти» — освобождать) помогает подготовить ум к медитации».

(Аштанга-Йога. Сайт ayurveda.dn.ua.)

«Корень «ман» происходит от слова «думать», «ум», а «тра» означает освобождать или защищать. Таким образом, мантра — это то, что освобождает сознание от установок, привязанностей».

(Йога: что такое мантра. Сайт yogastudio.by.)

«Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет, предложение». Также слово мантра состоит из двух корней: «ман» — ум и «тра» — защита, очищение, освобождение».

(Мантры в Традиции Натхов. Сайт nathi.ru.)

«Слово «мантра» состоит из двух санскритских корней: «ман» означает «думать» и «тра» — «защищать» или «освобождать от зависимости от ощущаемого мира» или «от паттернов негативных мыслей»».

(Дж. Пирсон. Новая книга по медитации. Поэтапное
руководство по традиционной практике. М. 2006г. Сайт вседуховное.рф.)
(Посвящение в Мантру. Энциклопедия Йоги. Сайт encyogi.ru.)

«Слово «мантра», обычно переводимое как «заклинание», не передает точного смысла индийской терминологии. Более точный перевод его — «тра» — «защита» посредством мышления, т.е. духовная формула, предохраняющая от злых сил».

(Открытие третьего глаза. Теория и Практика. Сайт happylife.org.ua.)

«Слово мантра происходит от существительного «манас» и глагола «тра» — «покровительствовать», согласно индийскому объяснению. Полное объяснение гласит следующее: «Так как это стало защитой разума, это называется мантра»».

(Гюнтер Г., Турнгпа Ч. Рассвет Тантры.
(Тантра. Рассвет без заката.) М. 1980г. 105 стр.)

«В слове «мантра» корень «ман» — мыслить (греч. — menos, лат. — mens) соединен с окончанием «тра», образующим слова-инструменты. Таким образом, мантра — это «инструмент для мышления», «то, что создает умственный образ, картину»».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г. 472 стр.)

«Слово «мантра» можно разделить на корень «манн» — мыслить (греч. menos, лат. mens) и «тра» — слова-инструменты. Получается, что мантра — это «инструмент для мышления» через создание умственных образов или средство передачи мысли».

(Тайны мантр. Сайт streetfighting.ru.)

«В наше время, наверное, каждый знает, что корень «ман» в санскритском слове «мантра» происходит от слова «мана» — «думать», «ум», а «тра» означает «очищать или освобождать». Некоторые источники говорят, что «тра» означает вибрацию».

(Мантры. Музыка сердца. Сайт grantha.ru.)

«Корень «ман» в санскритском слове мантра происходит от первого слога слова «мана» — думать, ум, а «тра» означает защищать или освобождать. Таким образом, мантра — это то, что освобождает сознание от невежества, затемнения и дурных привязанностей».

(Неаполитанский С. М. Исцеляющие мантры
в Аюрведе. СПб. Святослав. 2005г. 168 стр.)

«Мантры — звуковые инструменты для медитации. Слово «мантра» происходит от санскритского «мантрана», означающего «совет», «предложение», «истинное слово», а также от двух слов «ман», означающего «ум» и «тра», означающею «связь», «защита», «спасение»».

(Шри Вашикаран Шиванандана. Тантра.
Предельная реальность. Сайт universalinternetlibrary.ru.)

«Слово «мантра» получено из двух санскритских слов. Первое — «манас», что значит «ум», «мысль». Второй слог происходит от санскритского слова «траи» в значении «защищать» или «спасать». Поэтому, мантра — это то, что спасает ум от себя самого, ведет к спасению через концентрацию ума».

(Мантры. Что такое мантра? Сайт uralweb.ru.)

«Слово «мантра» (mantra) связано с английским словом man (человек) и английскими словами «mind» (ум) и «mental» (мысленный), которые произошли от латинского слова «mens»(ум), которое идет от греческого слова «menos» (ум). «Menos», «mens», «mental», «mind», и «man», и слово «mantra» все происходят от санскритского глагольного корня «man», означающего «медитировать»».

(Свами Веда Бхарати. Мантра: что и почему. Сайт h-yoga.ru.)

«Мантра называется так, поскольку соотносится с ментальным процессом. Корень «ман», являющийся первым слогом в слове «мантра», означает «думать», а «тра» означает «защищать» или «освобождать» от рабства сансары, или феноменального мира. Сочетанием «ман» и «тра» получается слово «мантра», выдвигающая четыре цели существования (чатурварга) — дхарма, артха, кама и мокша».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита.
Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр.)

«Мантра — это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения. Обычно слово мантра переводится как «очищающая ум или сознание», так как «ман» означает ум или сознание (манас), а «тра» — очищать. Другое значение этого слова, приводимое в некоторых Тантрах связано с переводом слога «ман» как знание и слога «тра» как «то, что спасает». Так в Тантрах утверждается: «Мантра так названа потому, что она спасает того, кто достиг совершенства (сиддхи) (в ее повторении) от пут перерождений через знание (манана) вселенной».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г. 112 стр.)

 

2. ПЕРЕВОД И ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «МАНТРА».

«Мантра — букв. «защита ума»».

(Маха-мантра «Ом Нама Шивая». Сайт meditation-portal.com.)

«Мантра — букв. «истинные слова»».

(Мантра. «Хранилище эзотерических знаний». Сайт liveinternet.ru.)

«Сам термин «мантра» означает «защита ума»».

(Мантры и их определенное значение. Сайт unetentation.livejournal.com.)

«Два слова «ман-тра» переводятся как «защищающая человека».

(Данилов В., Черкасова Н. Арийская империя.
Гибель и возрождение. М. Воля России. 1999г.)

«Индийское слово «мантра» означает «внушение», только и всего».

(Ошо. Тайна медитации. Сайт yogalib.ru.)

«Буквально слово «мантра» означает «то, что освобождает разум».

(Лонген Инна. Мантры. Звуки, дающие силу.
СПб. ИК «Невский проспект». 2006г. 96 стр. Сайт svitk.ru.)

«Мантра — это Сила; Сила в форме Звука. Корень «ман» означает думать».

(Шабда, Варна и Мантра. Основа Йога: Мантра. Сайт 1000hp.ru.)

«Мантра — утверждение; молитва; святое слово; мысль в стихах; идее и т.п.».

(Геннадий Приходько. Мантра. Сайт stihi.ru.)

««Мантра» означает буквально «созерцание того, что ведет к освобождению».

(Свами Даянанда Сарасвати. Бихарская Школа Йоги. Сайт sadhana.ru.)

«Эзотерическая секта Сингон (букв. «истинные слова», пер. санскр. «мантра»)».

(Японская мифология. Сайт dic.academic.ru.)

«Дословно «мантра» означает от санскр. «манас» — ум и «тра» — освобождение».

(Нада Баба. Мантра. Школа «Тантра-Йога». Сайт yogavstrecha.ru.)

«Мантра (санскр. — «стих», «заклинание») — основополагающее понятие восточной философии».

(П.Глоба. Зороастрийский календарь. Изед-мантра-спента. Сайт zoroastrian.ru.)

«Мантра — Звук. Сакральное звукосочетание. Совокупность слов и звуков, обладающая магической силой».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Мантра — 1) мантры (название священных стихов ведических гимнов); 2) заклинание; 3) совет; наставление».

(Кочергина В.А. Учебник Санскрита. Учебник для
высших учебных заведений. М. Филология. 1994г.)

«Мантра (в переводе с Санскрита «рассуждение, изречение») — священный гимн в Индуизме и Буддизме».

(Мантры. Сайт budado.narod.ru.)
(Мантры. Сайт otvet.mail.ru.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — звуковая вибрация, которая освобождает ум от деструктивных программ».

(Магические звуковые формулы. Сайт omreiki.org.)

«Словарь. Мантра (санскр. рассуждение, изречение.) — священный слог, имя или комбинация слов, обычно на Санскрите».

(Мантра. Традиция Натхов. Сайт nathas.org.)

«Глава 4 Мантра. Обычно слово «мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т.п.».

(Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — в Индуизме и Буддизме гимн, требующий точного воспроизведения его составляющих».

(Н.Есенина. Мантры. Сайт parnasse.ru.)

«Обычно слово «мантра» переводится как «очищающая ум или сознание», так как «ман» означает ум или сознание (манас), а «тра» — очищать».

(Мантры. Школа Йога А.Лобанова. Сайт yoga-new-style.org.)
(Димешвар Рам Аватхута. Тантра:
Постижение высшей реальности. СПб. 1991г., 112 стр.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — технический приём для регулирования и настройки ума в Индуизме, Буддизме и СМД-методологии».

(Чтение мантр. Сайт sunhome.ru.)

Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — священный гимн в Индуизме и Буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих.

(Мантра. Эзотерический вестник. №2 2006г.)
(Мантры как способ изменения жизни. Сайт sapientisat.forumy.eu.)

«Слово «мантра» образовано от корня «ман» — «думать». Мантра означает священную мысль или молитву, повторяемую с полным пониманием ее значения».

(Б.К.С.Айенгар. Йога Дипика. Прояснение Йоги. Сайт foretchatte.narod.ru.)

«Мантра (санскр. «орудие мысли», «средство передачи мысли») — сакральное слово, часть ритуала в ведийской религии, а также в Индуизме и Буддизме».

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Мантры — 1) название священных стихов ведических гимнов, составляющих Самхиты; 2) волшебство; 3) заклинание; 4) замысел, план; 5) совет, наставление».

(Словарь. Йога-клуб Камали. Сайт kamali-club.ru.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — набор технических приёмов для регулирования и настройки ума. Мантры — это звуки языка Вселенной».

(Мантры. Форум. Сайт vsevteme.ru.)

«Мантра (санскр.) — букв. «Орудие Духа» = «священное слово, заклинание», «вещее слово», «ключевой звук» (или сочетание звуков: слог, слово или фраза)».

(Мантры. Сайт ashram.ru.)

«Глоссарий. Мантра (заклинание, молитвенная формула, обращенная к какому-либо божеству) — сакральный короткий текст, состоящий из слов или слогов».

(Янтра и образ. О принципах моделирования культового
изображения в Индийской Традиции. Сайт ruthenia.ru.)

«Мантра (санскр. заклинание, выражение почитания) — форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы».

(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт ariom.ru.)
(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — звук Санскрита (древнего священного языка), который настраивает сознание человека на определённую вибрацию».

(Мантра. (Школа гармоничного развития человека. Сайт znai.su.)

«Мантра (санскр. от «man» — думать, мыслить) — в Индуизме: священное заклинание, которому приписывается волшебная, сверхъестественная и исцеляющая сила».

(Большой толковый словарь русского языка.
/ Под ред. С.А.Кузнецова. СПб. Норинт. 2000г.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение», «освобождение ума») — сокращение от слов с санскрита «мана» — ум и «трайя» — освобождение — священный гимн в Ведах и Буддизме».

(Мантры и стотры. Сайт vedic-astrology.ru.)

«Мантра («молитвенное изречение», «стих») — слог, божественное имя или короткая фраза (максимально одна строфа из четырех стихов), используемые в Йоге и обрядности».

(Упанишады Йоги и Тантры. / Пер. с санскрита
и сост. Б.В.Мартынова. М. Алетейя 1999. 256 стр.)

«Мантра (букв. «средство мышления») — речь, священный текст, молитва или гимн мольбы; ведический гимн или формула, адресованная личному божеству или безликому духу».

(Словарь восточных терминов. 2000г. Сайт astroschool.pro.)

«Мантра (санскр. стих, заклинание) — в Древнеиндийской Религиозной Традиции магическая вербальная формула общения с богами, приватно транслируемая от учителя к ученику».

(Грицанов А.А. Индуизм. Интерпрессервис. 2006г. 384 стр.)

«Мантра (санскр. «стих», «заклинание») — первоначально фраза или звук (комбинация звуков) из текстов Вед, обладающие сакрально-очистительным или вдохновляющим действием».

(Философский словарь. Сайт terme.ru/dictionary/.)

«Мантра — сакральные слог, слово или словосочетание, многократное произнесение которых оказывает на сознание человека огромное духовно-энергетическое воздействие (в Буддизме)».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)

«Мантра (санскр. букв. «стих», «заклинание», «волшебство») — магическая формула призывания и заклинания богов в Древнеиндийской Традиции, в том числе в Индуизме и Буддизме».

(Буддизм. Словарь. 2009г.)

«Словарь религиозных терминов. Мантра (санскр., букв, «стих», «заклинание», «волшебство») — магическая формула призывания и заклинания богов в Индуизме и Буддизме».

(Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной
России. Морфологический анализ. М. ИФ. РАН. 2002г.)

«Мантра — утверждение; молитва; святое слово; мысль в стихах; идее и т.п., выраженная словами, или мыслимая словами во время молитвы, размышления или сосредоточения».

(Йог Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. Эксмо. 2002г. 800 стр.)

«Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — это звуковая вибрация, древняя формула, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии, и эта энергия освобождает ум от разрушающих программ».

(Мантры: исцеляющая сила звука. Сайт volshfree.ucoz.ru/forum/.)
(Мантры. Сайт zyq108.com.)

«Мантра — звучащая форма божества, соответствующая его имени или аспекту. Это космические, созидающие вибрации; изреченное слово; звук изначальный; слово властное; имя или слог, обладающий властью».

(Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб. Норинт 1998г.)

«Часть Седьмая. Индуизм. Эксперименты в области сакрального. Глава 33. Ритуальная практика Индуизма. Мантра (санскр. «рассуждение, изречение») — небольшой гимн, размером от одного слога до одной шлоки».

(Религиозные традиции мира. Сайт gumer.info.)

«Мантра — это сила в форме звука. Мантра — это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними».

(Исцеляющие молитвы, мантры здоровья. Сайт woman.ru.)

«Мантра — «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных магических формул, либо изречений, над которыми следует размышлять. Например, знаменитая формула «Тат твам аси» — «Ты есть то» или «Атман есть Брахман»».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. (2-е изд., испр.). Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Первым наиболее прямым значением слова «мантра» является «освобождение и защита ума». Кроме этого, «мантра» обычно означает нечто секретное. То, что должно передаваться из уст в уста, произноситься в уединении и с определенным отношением».

(Немного о мантрах. 18.12.2010г. Сайт yoga.od.ua.)

«Ма?нтра (санскр. «орудие осуществления психического акта», в ином толковании — «стих», «заклинание», «волшебство») — священный текст в Индуизме, Буддизме и Джайнизме, как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Глоссарий. Мантра (от корня «ман» — мнить, полагать + орудийный суф¬фикс «тра», т.е. «орудие осущест¬вления психического акта») — су¬губо необыденный текст, произ¬несение которого и твержение вполголоса или бормотание тыся¬чи раз считается производящим особые результаты магические или духовные».

(Иванов В.Г. История этики средних веков. СПб. Лань. 2002г. 464 стр.)

«Слово мантра происходит от слов манас — ум, или обусловленное сознание и трайяти — освобождать. Мантрами называются звуки или слова, которые обладают силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Обычно слово «мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т.п. Мантра — это Сила, Сила в форме звука. Корень «манн» означает «думать»».

(Что такое мантра. Сайт zdorovja.com.ua.)

«Мантра (стих, заклинание) — в Древнеиндийской Религиозной Традиции сочетание фундаментальных звуков Вселенной, магическая вербальная формула общения с богами, приватно транслируемая от учителя к ученику.
Мантра (санскр. заклинание, выражение почитания) — форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы.
Мантра (санскр. звук) — сакральное звукосочетание; совокупность слов и звуков, обладающая магической силой».

(Религии Мира. Энциклопедия. Сайт relig.info)

«Первая часть. Ом. Путь всеобщности. 1. Магия слов и сила речи. Вместе со своим звучанием мантра вызывает и свое содержание во всей полноте непосредственной реальности. Мантра суть сила, а не обычная речь, которой разум способен противиться или может избежать. То, что своим звучанием выражает мантра, существует, случается. Мантры — отнюдь не «заклинания», как понимают их и по сей день даже компетентные западные ученые-востоковеды, и не принадлежат они исключительно тем, кто достиг совершенства в своем «колдовстве». 

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма.
Согласно эзотерическому учению великой мантры
Ом Мани Падме Хум. Пер. с англ. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова.
СПб. Андреев и сыновья. 1993г., Беловодье. 2005г. 320 стр.)

«Йоги указывают на специальную процедуру, которая должна лежать в основе каждого духовного, а не только мистического усилия — так называемую «мантру», или «заклинание». Слово «заклинание», конечно, не может дать точного смысла слова «мантра», да и вообще при переводе индийской терминологии на новые языки можно достичь только приблизительной точности, да и то иногда смысл так и остается неясным или превратным. Слово «мантра» нельзя перевести, как «молитва», а, переводя ее как «заклинание» (волшебное изречение), мы как будто уходим в сторону идолопоклонства или волшебства. Этимологически «мантра» значит: тра — защита, ман — посредством мышления, т.е. — духовная формула, которая предохраняет от «злых сил». Теургически же это значение простирается от высшей духовности возвышеннейшей философии Божественного до глубочайших бездн «черной магии». Так же как природная сила (электричество, атомная энергия и т.п.) может быть благотворной или смертоносной, в зависимости от наших добрых намерений или злого умысла, так же и сила мантры может принести благодать или ввергнуть в преступление.

(Б.Сахаров. Открытие «третьего глаза». София. 2006г. 128 стр.)

 

3. ЧТО ТАКОЕ МАНТРА?

3.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Мантра — формула, используемая для многочисленных видов медитации в Индуизме и Буддизме».

(М.Элиаде, И.Кулио. Словарь религий, обрядов и верований
М. Рудомино, СПб. Университетская книга, 1997г.)

«Мантра — заклинание, священная мысль или молитва, повторяемая с полным пониманием ее значения».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги. Сайт podduev.narod.ru.)

«Мантра — в Буддизме и Индуизме магическая словесная или, реже, музыкальная формула, способствующая призыванию богов или сосредоточению и медитации».

(Религиозный словарь. Сайт vslovare.ru.)

«Мантра — специальное значение — ведический гимн. В более общем смысле — любая ритуальная вербальная магическая формула, используемая в религиозных обрядах или для помощи в медитации».

(Психологический словарь. Сайт vslovare.ru.)

«Мантра (Санскр.) — стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под мантрами подразумеваются все те части Вед, которые отличаются от Брахман, или их толкования».

(Д. Мид. Теософский словарь. / Пер. с англ. А.П.Хейдок,
1892г. (репринт 1988г.). Сайт terme.ru/dictionary/.)

«Мантра — звучащая форма божества, соответствующая его имени или аспекту. Это космические, созидающие вибрации; изреченное слово; звук изначальный; слово властное; имя или слог, обладающий властью. Джапа является как бы повторением данного обращения к Имени или его постоянным упоминанием».

(Словарь символов. Сайт vslovare.ru.)

«Мантра (также «мантрам») — буквально: средство мышления. Речь, священный текст, молитва или гимн мольбы; ведический гимн или формула, адресованная личному божеству или безликому духу. Произносить следует отчетливо, в соответствующем ритме, надлежащим тоном, с правильным произношением, чтобы получить благоприятные результаты».

(Словарь восточных терминов. 2000г. Сайт dic.academic.ru.)

«Мантра (санскр., дословно стих, заклинание, волшебство) — магическая формула призывания и заклинания богов в Древнеиндийской Традиции, в том числе в Индуизме и Буддизме. Особую силу и значимость приписывает мантрам Ваджpaянa в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из осoбoгo набора звуков мантра. Вера в силу мантры основана на вере в древнюю магическую силу звука. Самая известная во всех странах мантра, превратившаяся по сути дела для громадного большинствa рядовых буддистов в повседневную молитву — «ОМ МА НИ ПАД ME ХУМ».

(Жуковская Н.Л., Корнев В.И. Буддизм как культурно-
исторический феномен. Словарь. М. Республика. 1996г.)

«Мантра — магическая формула. Она может быть слогом, словом, несколькими словами или предложением. Выражает определенный аспект Бога, имеет специальное назначение и внутреннюю силу. Произносится вслух или про себя. Многократное повторение мантры именуется «джапа» (например, ОМ — АУМ). Целительский, успокоительный и просветляющий эффект мантр основан на их способности вызывать определенный тип вибраций в организме человека, его нервной системе и ментальных структурах. В восточной и западной магии мантры, которых существует множество, применяются для установления контакта мага с различными стихиями природы: водой, огнем, воздухом и др.».

(В.Зорин. Евразийская мудрость от а до Я. Толковый словарь.
Создiк-Словарь. 2002г. Сайт terme.ru/dictionary/.)

«Мантра (санскр. стих, заклинание) — в древнеиндийской религиозной традиции магическая вербальная формула общения с богами, приватно транслируемая от учителя к ученику. Предполагалось наличие особой сверхестественной связи между конкретной мантрой и соответствующим божеством. Коренной поворот в эволюции мантры как вида специфической коммуникации «посю-» и «потустороннего» мира произошел, согласно легендам, тогда, когда одна из них была озвучена с крыши храма. Являясь определенным аналогом молитвенных словесных рядов в Христианстве, многие мантры начали исполнять также и роль одной из несущих конструкций процедур медитации. Мантра «ОМ МА НИ ПАД ME ХУМ» («О! Сокровище в лотосе!») частично в этой своей ипостаси выступает также и как повседневная молитва многих приверженцев Буддизма. Согласно традиции предполагается, что эта мантра в состоянии «пронизывать» и «просвечивать» все шесть главных сфер бытия, а также обладает значимым потенциалом освобождения человека от мучительного цикла рождений и смертей. (А.А.Грицанов)».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. 1998г.)

«Мантра — молитвенная формула или заклинание у индусов. У разных сект имеются разные мантры. Обыкновенно они состоят из имени какого-нибудь божества и короткого обращения к нему и делятся на разные категории: воззвания, вызывания, пагубные, благотворные и т.д. При помощи их считают возможным достигать разных благ, изгонять злых духов, внушать любовь или ненависть, излечивать и насылать болезни, причинять или предотвращать смерть известного лица и т.д. Некоторые мантры противопоставляются другим и служат как бы противоядием для них: более сильная мантра уничтожает слабейшую. Некоторые мантры обладают такой силой, что могут даже принудить богов к повиновению. Образчики древнейших мантр находятся уже в Ведах. При поступлении индуса в какую-нибудь религиозную секту, ему сообщают главную мантру этой секты, обыкновенно — шепотом. Противоположность мантре составляет тантра, или ритуал; не нужно ее смешивать также с литанией, обыкновенно довольно длинной и имеющей метрический характер. Одна из простейших мантр – «трехбуквенная» АУМ, или ОМ (вроде «Аминь»)».

(Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и
И.А.Ефрона. СПб. Брокгауз-Ефрон. 1890-1907гг.)

«Мантра — форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы. Идея того, что определенные слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в Природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято знающим — в этом случае возможно понимание совершенной связи, или овладение универсальным «языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесенному слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой. Все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если они используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, могут формироваться слова или фразы силы. Такого человека в древней Индии называли творцом мантр (мантракара). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово Ом».

(Э.Вуд. Словарь Йоги. / Пер. К.Семенова. К. София. 1996г.)

«Мантра (санскр.) — заклинание, выражение почитания. Форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы. Идея того, что определенные слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в Природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято знающим — в этом случае возможно понимание совершенной связи, или овладение универсальным «языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесенному слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой. Все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если они используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, могут формироваться слова или фразы силы. Такого человека в древней Индии называли творцом мантр (мантракара). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово Ом».

(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт ariom.ru.)

«Мантра (санскр. «истинные слова») — общее название различных магических формул, смысл которых может быть произносящему и непонятен. Они широко использовались в древней Индии, начиная еще с ведического периода. Каждая мантра непременно должна иметь свое главенствующее божество (дэвату); своего первого получателя, конкретного мудреца (риши); метрический размер (чхан-дас); биджа-мантру; шакти, т.е. энергию, наиболее выраженную в одном из звуков мантры, и, наконец, килаку — стержневой звук мантры, на который как бы нанизаны все остальные звуки. Знание конкретных условий, в которых применение мантры может иметь практическое значение, называется винийогой. Все эти данные гуру передает своим ученикам вместе с дополнительными разъяснениями (упадешами). Произнесение мантры в Индусской Традиции именуется джапой. Джапа пробуждает заключенную в мантре энергию, шакти, и помогает произносящему обрести желанные мистические способности (сиддхи). В тантрических культах для приобретения мистических сиддхи необходимо соблюдать ряд обетов, данных учителю, общине и Богу. В случае несоблюдения определенного набора ограничений также и на повседневное поведение практикующему будут противодействовать незримо присутствующие божества, дхармапалы, или защитники Тантрического Учения».

(Энциклопедия магических терминов. Том 1. Сайт lib.druzya.org/ezoterika/.)

«Мантра (санскр. стих, заклинание) — первоначально фраза или звук (комбинация звуков) из текстов Вед, обладающие сакрально-очистительным или вдохновляющим действием. Впоследствии Индуистская и Буддистская Традиции стали считать мантрой любые фразы и звукосочетания, наделяемые особыми свойствами. Значение мантры основано на вере в магическую силу звука, возможность опосредования заклинаниями общения со сверхъестественными существами и силами. Индуистская и буддистская религиозно-философские традиции знают огромное число разнообразнейших мантр, имеющих специфические функции и звучание. Наибольшее распространение имеют мантры, используемые в ритуалах, способствующие медитации, и мантры, концентрирующие тайные знания, символизирующие откровения о мире. Примером такого рода мантр может служить общеиндуистский священный слог АУМ (ОМ), символизирующий триединство божества, три сферы мироздания, три пути служения богам, три священные обязанности, три «дважды рожденные» варны и т.д. Его произнесение, по традиции, очищает душу для сакральных размышлений, укрепляет ясность сознания, призывает на помощь благосклонных богов и т.д. Самая распространенная буддистская мантра «ОМ MA НИ ПАД ME ХУМ», фактически превратившаяся в стандартную и повседневную молитву, как для мирян, так и для монахов. Особое значение мантры имеют в эзотерических сектах и ответвлениях Индуизма и Буддизма. Широко известно оккультное течение Буддизма — Тантризм (Ваджраяна), синонимом которого является термин «Тайная Мантра», обеспечивающая ускорение достижения состояния Будды. В ритуальной и медитативной практике мантры могут использоваться не только в форме заклинательных звуков, но и в виде записанных фраз, символов и т.д. (Е.В.Гутов)».

(Национальная энциклопедическая служба. Сайт terme.ru.)
(Современный философский словарь. / В.Е.Кемеров. М. Панпринт. 1998г.)

«Мантра — Звук. Сакральное звукосочетание. Совокупность слов и звуков, обладающая магической силой. Мантры применяются в индивидуальной и коллективной духовной практике как эффективное средство изменения состояния сознания. Считается, что колебания, возникающие при произнесении, распевании мантр, входят в резонанс с колебаниями глубинных структур в организме человека и вызывают визуализацию религиозных образов, транс, сверхъестественные способности. Учитель посвящает ученика в тайну мантры, которая становится его личной защитой (дикша-мантра), или в мантру его покровителя, которого можно вызвать в трудную минуту, произнеся ее в определенном состоянии сознания. Мантрами называют священные песнопения (саман) из «Книги песнопений» («Самаведа»). Их распевают по знакам, которые признаются прототипом нотной записи. Мантры обладают созидательной, целительной или разрушительной силой, действующей на любом расстоянии. Носителями колебаний считают эфир (акаша) или прану, энергию более тонкую, чем все другие. Существует техника защиты от воздействия или от нежелательного восприятия посторонних мантр. Утверждается, что эффективность мантр обусловлена реализацией единства воли, знания и действия в одной точке (трибинду). Большую роль при этом играют вера в ее силу, правильное произнесение и личностные характеристики субъекта и объекта действия. Поле мантры ограничивается особыми структурными элементами, с которых она начинается и которыми заканчивается (Хри, Хум, Сваха и др.). В Буддизме все мантры начинаются с элемента «Ом». В краткой мантре-звуке может быть сжато огромное количество информации, воздействующей как на живые существа, так и на неодушевленные предметы. Эта информация невербальна и лишена эмоциональной окраски, мантры не содержат просьб, они выступают как инструмент. Кроме коротких мантр в Буддизме применяются развернутые формулы (дхарани), воздействие которых на сознание адепта обусловлено не только звучанием отдельных элементов, входящих в формулу, но и сочетанием их в целом».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Ма?нтра («орудие осуществления психического акта») — священный гимн в Индуизме и Буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на Санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом» в некоторых религиозно-философских учениях принято считать комбинацией трех звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования). Мантры имеют ведийское индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в Буддизме и Джайнизме. Мантры часто сравнивают с псалмами, молитвами и заклинаниями.
Сакральное значение мантр. В Индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли мантракара («творец мантр»). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово «Ом». Мантра — это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков.
Индуисты полагают, что мантра — это определенная форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Идея того, что определённые слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято только знающим — в этом случае возможно понимание «совершенной связи», или овладение «универсальным языком». Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесённому слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Мантра (от корня «ман» — мнить, полагать + орудийный суффикс — «тра», т.е. «орудие осуществления психического акта») — сугубо необыденный текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. В ведической культуре и раннем Брахманизме мантрами назывались поэтические части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным. Так, важнейшая из ведических мантр, так называемая Гаятри, ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра состоит из трех восьмисложных стихотворных строк. В позднейшем Индуизме, особенно в Тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры, в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантре как последовательности звуков, не имеющих смысла вне ее. Существует два главных класса мантр. Первый класс включает в себя мантры, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра — Ом. Главная шиваитская мантра — «Ом намах шивая», вишнуитская — «Ом намо нараяная». Перестановка слогов мантры дает много других мантр на разные случаи жизни (скажем, от зубной боли, от змей и пр.). Особый класс мантр в тантрической практике составляют так называемые «семенные» (биджа) мантры, т.е. слоги, воображаемые практиком в особых местах тела и разворачивающиеся в божества. Мантра есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения мантрами являются и некоторые христианские молитвы, например, католическая «Аве Мария» или «Отче наш». Если мантра содержит в себе обращение к некоему божеству, персонажу, то предельная ее цель — причащение к нему или слияние с ним. (А.Парибок)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянского. М. Республика. 1996.)

«Мантра (от гл. «ман» — думать) — особое мистическое словосочетание, слово или слог, элемент индуистской духовной практики. Подчас мантра не имеет лексического смысла. Считается, что постоянное произнесение мантры помогает достижению высоких духовных состояний, обретению магических сил или избавлению от зла. Первоначально мантры — это стихи из Вед, которые использовались брахманами в ритуалах. Одна из самых известных мантр — Гаятри, или Савитри, посвященная богу солнца Савитару; по сей день индуисты произносят ее на рассвете. В развитом Индуизме мантра — изречение, в кратчайшей форме выражающее сущность божества. В Тантризме и Кришнаизме мантра становится тонкой формой божества. Порядок слов в мантре строго определен и не может быть нарушен, поскольку в противном случае она утрачивает свою эффективность. Иногда мантру соотносят с техниками медитации, с дыхательными упражнениями, определенным положением рук (мудра) и т.п. Это особенно характерно для биджа-мантр («семенных мантр»), состоящих только из одного слога. В Тантризме каждое божество имеет свою биджа-мантру (например, Ганеша — Гам, Шива — Хум, Лакшми — Шрим и т.п.). Биджи чертят в определенных точках мандолы, ритуально «накладывают» на отдельные части тела (см. Ньяса). Самая главная биджа — это Ом. При посвящении ученик получает от учителя личную мантру, которую должен хранить в тайне. Помимо нее используется и обычный набор мантр, доступный для всех. Особое направление Йоги, Мантра-Йога, охватывает все многообразие техник рецитации мантр. Зачастую Мантра-Йога комбинируется с Кундалини-Йогой, поскольку ее методики позволяют активизировать внутреннюю спиритуальную силу (Кундалини). С точки зрения Мантра-Йоги, проявленная вселенная представляет собой уплотнение тонкой звуковой формы абсолютного, находящейся в непрерывной вибрации. В некоторых работах позднего времени выделяется 16 ступеней этой Йоги, венцом которых выступает обретение высшего состояния сознания. Современные кришнаиты используют в своей практике маха-мантру, т.е. «великую мантру», введенную еще Чайтанъей: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Слово «Кришна» они толкуют как «всепривлекающий Господь», «Рама» — «всерадующий», «Хари» (в звательном падеже «Харе») — энергия Бога. Кришнаиты верят, что произнесение мантры полностью очищает сердце от стремления к материальным вещам, поскольку в словах мантры пребывает сам Кришна. Сравнение мантры с молитвой некорректно, поскольку в молитвенной практике Бог отделен от самой молитвы, тогда как в мантре эта отделенность отсутствует».

(Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм, Словарь. СПб. Амфора. 2002г.)

«Мантра (санскр. «орудие мысли», «средство передачи мысли»), сакральное слово, часть ритуала в ведийской религии, а также в Индуизме и Буддизме. Мантре придается решающее значение в обряде и приписывается его основная энергия, магически гарантирующая предполагаемые результаты. Каждое значительное индуистское и буддийское (махаянское и ваджраянское) божество имеет свою мантру, посредством которой адепт может присваивать его силу. Мантры могут соответствовать общезначимому слововыражению или не соответствовать ему (в таком случае они имеют лишь функциональный, ритуальный смысл), охватывать как сакральные тексты типа гимна, так и один слог, произноситься вслух, про себя или шепотом — их действенность считается гарантированной, если пользующийся ими имеет ту или иную форму «посвящения» в их употребление (дикша).
Ведийская и поздневедийская религии унаследовали «мантру» наряду с такими определяющими понятиями, как «хотар», «атхарван», «сома» и многими другими (об этом свидетельствует Авеста), еще от ритуала индоиранской древности (т.е. до обособления индийской ветви индоиранской этнокультурной общности на северо-западе современной Индии и Пакистана). Ритуаловедческие пособия поздневедийского периода делят все сакральные тексты на Мантры и Брахманы. Согласно «Яджняпарибхаша-Сутре», «жертвоприношение устроено на основе Мантр и Брахман; именем Веда обозначаются Мантры и Брахманы; Брахманы суть предписания для жертвоприношения» (пер. В.С.Семенцова). В противоположность Брахманам Мантры считались не предписаниями для жертвоприношения, но самим жертвоприношением в его словесной части, которая была главной потому, что и сами боги, к которым обращались участники ведийского ритуала, в большей мере присутствовали в своем имени, нежели в созерцаемой визионерами-риши «форме». В отличие от прозаических Брахман ведийские Мантры представляли собой стихотворные или ритмизированные тексты. Мантры каждой из трех основных ведийских Самхит (Ригведа, Самаведа, Яджурведа) должны были (в отличие от Брахман) всегда произноситься вслух и различались по их функции в торжественном ритуале как гимны (ричи), песнопения (саманы), серии возгласов, сопровождавших те или иные ритуальные процедуры (яджусы); в собрании Атхарваведы мантрам-гимнам соответствовали магические заговоры.
В махаянской литературе появляется соответствующий паритте класс текстов под названием «дхарани» («защитные заклинания»). В целом они не относятся к оккультной литературе, но содержат «магические слова», именуемые мантрападами. Между дхарани и краткими Праджняпарамитскими текстами достаточно трудно провести устойчивые границы. Так, в «Праджняпарамитахридая-Сутре» (III-V вв.) утверждается, что должна быть познана мантра запредельной мудрости, мантра великого знания, мантра, «уравнивающая неравное», полностью успокаивающая всякое страдание, и неложная (сутра 8), которая предлагается в виде переводимой звукописи (в которой обыгрывается слово «ушедший») и завершается ведийской восклицательной мантрой «сваха». Текст в целом ассоциируется с «семенными слогами» (биджа-мантра) праджняпарамитской литературы. Будды и бодхисаттвы как божества махаянского пантеона имели свои мантры, а бодхисаттва Авалокитешвара считался хранителем известнейшей шестислоговой мантры «Ом мани падме хум», которую буддисты изображают на горах, перевалах, близ монастырей и населенных пунктов, в местах паломничеств. Мантра служит и памятью о значимом для Буддизма событии, и знаком сакрального пространства, принадлежащего монастырю, и используется для различных других целей, а также в качестве повседневной молитвы. Среди школ Буддизма Махаяны наибольшее предпочтение мантрам оказывает японская школа Сингон-сю, основанная в IX в. мистиком Кукаем.
Дхарани включались в тибетский канон Кангьюре вместе с Сутрами и Тантрами, но в целом в буддийском Тантризме постепенно вытеснялись текстами мантр. Поэтому многие исследователи выделяли наряду с собственно Ваджраяной целое направление Мантраяны, которое предлагало мантры как средство «ускоренного освобождения». Однако отделить «мантраянические» тексты от важраянических далеко не просто, и, вероятно, правильнее говорить о «мантраянической» составляющей текстов Ваджраяны, которая играла весьма существенную роль в буддийском Тантризме. Наибольшее место эта составляющая занимает в ритуальных текстах Ваджраяны — садханах, где работа с мантрой включается в методику «быстрого освобождения» совместно с другими оккультными средствами вроде сакрализованных положений пальцев (мудра) или воображением формы того божества, на слияние с которым претендует «практикующий» (садхака). В тексте, составляющем начало «Аватамшака-Сутры» и известном под названием «Манджушримахакальпа, Шакьямуни инструктирует будду Манджушри в магических обрядах, компонентами которых являются мантры наряду с мудрами, мандалами и прочими ингредиентами эзотерического ритуала. В главе 9 восхваляется мантра Манджушри «кллихум» как «великий царь наук», включающий в себя все познания; с помощью этой мантры можно обрести все, разрушить мантры врагов и даже устранить последствия всех проступков прошлого, а в главе 14 те же достоинства приписываются мантре «бхрум». Обряд великого блаженства (махасукха) — предполагается, что тантрики причастны не только трем общеизвестным телам Будды (трикая), но и четвертому, позволяющему Будде испытывать неописуемые радости в объятиях своей супруги Тары, или Бхагавати, — описывается в «Шричакрасамбхара-Тантре», сохранившейся только в тибетской версии. Здесь учение о мантрах излагается наряду с техникой медитации (дхьяна) и изображения божественных пар, которые «практикующий» должен держать перед внутренним оком, и жертвоприношениями. В «Тара-Тантре», где Будда оказывается в компании ведийского риши Васиштхи, он трактуется как одно из проявлений Вишну, которое смогло достичь силы созидателя мира после инициации в мантру «Угра-Тары» («Устрашающая Тара») — творческой потенции самого Будды (шакти) и премудрости (праджня), о которой Васиштха узнал от того же Будды, находясь в Китае.
Индуизм сохраняет ведийскую сферу применения мантр, значительно ее расширяет и одновременно резко усиливает тот аспект рассматриваемого понятия, который соответствует «магической формуле». Особое значение мантры приобретают в Тантризме, по одной из версий которого существуют 70 000 000 основных мантр и бесчисленное количество прочих. Тантрик получает посвящение в свою «группу» с целью обретения не только «освобождения» (мокша), но и оккультных сил посредством обряда и медитации, в которых мантра занимает центральное место. Мантры вписываются в ритуальные диаграммы — мандалы и янтры, и адепт размещает их на своем теле с целью обретения божественной силы. Мантры воплощают сущность того, что они обозначают (и того, что находится вне возможностей обозначения), и при рецитации с должным сосредоточением и соответствующими жестами позволяют «практикующему» приобретать власть над предметами своего желания и всеми существами. Так, в «Прапанчасара-Тантре» (Тантра сущности мироздания) жены богов, полубогов и демонов, принуждаемые мантрой, которую читает «практикующий», незамедлительно и помимо своего желания являются к нему (не без помощи бога любви Камадэвы) без одежд для удовлетворения его похоти. В тексте различаются сами мантры и их «семена» (биджа) — буквы и слоги, из которых они вырастают и которые аккумулируют в себе возможности воздействия как на человеческий организм, так и на весь мир, а также достижения высших оккультных результатов (сиддхи). «Семенные слоги» воображаются «практикующим» в различных частях его тела, и его задача состоит в том, чтобы визуализировать «развертывающиеся» из них божества. Мантры рассматриваются в качестве модуляторов внутренней энергии человека. Специалисты в искусстве визуализации Богини, знатоки мантр и диаграмм-янтр называются в шактизме садхаками, которые пользуются здесь не меньшим почитанием, чем знаменитые «святые» (садху) в «обычном» Индуизме».

(Энциклопедия «Кругосвет».)

* * *