Статья 3.4. Культурология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

продолжение

«Часть 1. Основания и структура Культурологии. Гуманитарная Культурология (Культуроведение) имеет многовековую традицию исследований: литературоведческих и фольклористских, мифологических и религиоведческих, историко-философских и искусствоведческих, по истории общественной мысли и по истории быта, костюма, нравов, а также по ряду иных направлений, относящихся к области гуманитарного, духовно-творческого и просветительского аспектов жизни общества. Этот научный профиль в существенной мере преследует фактографические цели: максимально точное описание и атрибуция изучаемых явлений, их историко-стилевая оценка, этническая, а по возможности непосредственная авторская идентификация, а также генетический анализ (поиск сюжетных, стилевых, образных и иных источников, предтеч, более ранних изводов и т.п.) исследуемого объекта. Поскольку в рамках этого культуроведческого направления исследователям приходится иметь дело не столько с массово распространенными явлениями культуры, сколько преимущественно с единичными в своей неповторимости произведениями художественного, интеллектуального, а также материально-бытового творчества, их анализ, как правило, отличается повышенной субъективностью оценок (соответствует вкусам исследователя или нет, является ли, по мнению ученого, характерным для данной культуры или нет). Показательно, что в отличие от социально-научной Культурологии, впитавшей в себя множество традиций и подходов этнографии и востоковедения (т.е. принципов и критериев изучения чужой культуры), гуманитарное Культуроведение сосредоточено почти исключительно на исследовании собственной национальной культуры… <…>.
Таким образом, в гуманитарном Культуроведении неизбежно доминирует некое «шедевроведение», изучающее судьбу и характеристики тех или иных уникальных произведений духовной культуры, временами соотнося их с общим культурным контекстом
эпохи, но чаще не затрудняя себя столь сложными культурно-историческими аллюзиями. Я бы рискнул определить гуманитарное Культуроведение как область знаний очень важную, но в рамках общей научной классификации занимающую «стыковое положение» между собственно Культурологией и искусствознанием, фольклористикой, историей быта. В любом случае гуманитарное Культуроведение по используемым научным методам относится к сфере исторических наук, а не культурологических, ориентированных на совершенно иную методологию.
Социально-научная Культурология признается в качестве собственно Культурологии практически всеми органами управления наукой и образованием, определяется соответствующим набором регламентирующих ее документов… <…>.
В научных кругах за последнее время появился термин Традиционалистика или Традициология (Э.Маркарян, Б.Ерасов и др.), который можно считать содержательно близким рассматриваемому направлению, хотя и несравненно более узким по предмету исследования, фактически ограничивающим задачу Культурологии изучением законов прямого воспроизводства социального опыта, без его исторического и социального расширения (хотя бы экстенсивного, за счет межкультурной коммуникации, не говоря уже об интенсивном, за счет внутреннего саморазвития)… <…>.
Поскольку все явления, изучаемые Культурологией, имеют какое-то историческое происхождение и, как правило, подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентрируется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление в последние годы получило название исторической Культурологии. Историческая Культурология при этом занимает «стыковое пространство» между философией истории и культуры (как направлениями философского знания), теорией культуры (культурологической наукой), «классической» историей культуры (как исторической наукой), «отраслевыми» историями различных специализированных сфер человеческой деятельности (как правило, разделами соответствующих профильных наук), а также социологией и этнографией… <…>.
Предмет культурологического познания — отнюдь не «вся культура»; это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Культурология ограничивает свою «познавательную площадку» именно описанным комплексом нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных и социально-воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта. Это можно назвать «культурой» в узком смысле, как процесс порождения, функционирования и воспроизводства некоторого набора социальных норм, сплачивающих данный коллектив людей в устойчивое сообщество, задающих его членам необходимые знания и навыки, языки коммуникации и оценочные критерии, правила бытового общежития и нормативного этикета, эталоны социальной адекватности и образы престижности, границы социальных притязаний и пр. атрибуты социокультурной компетентности, необходимые для полноценной социальной жизни в данном сообществе…<…>.
В конечном счете культура может быть представлена и как система знаний и представлений людей, рассмотренная через призму их социального опыта, наделяющего эти знания определенными значащими для человека смыслами. Эти знания, смыслы и социальный опыт, концентрируются как в институциональной области (систематизированных научных и технологических знаниях, религиозных и философских учениях, законах, художественных образах и т.п., транслируемых в формах систематического обучения), так и в конвенциональной сфере (существующей и функционирующей в виде обычаев, нравов, народной мудрости, этикета, ритуала, вкусов, оценок, норм бытового общежития и общения и пр.).
Подавляющее большинство знаний и представлений человека о природе и обществе, истории и настоящем, самом себе и других людях, способах производства или потребления чего-либо и т. п., так или иначе «обслуживают» коллективный характер их жизнедеятельности. Таким образом, Культурология — это и наука о процессах формирования у разных человеческих коллективов комплексов их социально значимых знаний и социального опыта, в совокупности созидающих осмысленную и упорядоченную картину мира, отражающую специфику исторической судьбы данного сообщества».

(Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2000г.)

«Введение. Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология — это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.
Междисциплинарный характер Культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.
Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.
Может возникнуть вопрос: а зачем нужна Культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны.
Кроме того, Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.
1. Культурология как наука о культуре. В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода. Первый рассматривает Культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре. Второй представляет Культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, Культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой Культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени. Третий подход обнаруживает стремление рассматривать Культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.
Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:
— Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.
— Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.
— Трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т.д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.
Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче Культурологи как научной дисциплины. Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы.
Задача культурологи — построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им. Таким образом, в качестве исходного для становления культурологии как самостоятельной научной дисциплины можно использовать представления о Культурологи как системе знаний… <…>.
3. Элементы Культурологи как системы знания. Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов: истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем… <…>.
Заключение. Мы исходим из представлений о Культурологии как самостоятельной научной дисциплине, вышедшей из лона философии, точнее — философии культуры. Под влиянием эмпирического материала она и задает координаты, ориентиры культорологического познания, выполняет по отношению к Культурологии методологическую функцию.
В Культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих (философских) методов.
Культурология — это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры».

(Культурология как система знаний. Сайт bibliofond.ru.)

«Введение. Актуальность темы исследования. …Культурология стала одной из стержневых дисциплин современной высшей школы, ее основы преподают также в других звеньях системы непрерывного образования. По количеству изданных в 90-е годы XX в. учебных пособий Культурология заняла положение абсолютного лидера, значительно опередив философию, политологию, экономику, право, психологию и другие вызывающие общественный интерес дисциплины. Все это — несомненное свидетельство безусловной оправданной гуманизации образования, признания необходимости усиления в нем многих аспектов, коренящихся в мировой и отечественной культуре. Однако, противоречивость и парадоксальность ситуации связана с тем, что все эти позитивные процессы существенно опережают развитие Культурологии как науки, разработку ее методологических основ, ее категориально-понятийного аппарата, определение ее роли и места в системе человекознания и гуманитарных науках.
Утверждение Культурологии как области научного знания связано с продолжающимся ныне сложным и противоречивым процессом становления ее структуры, в рамках которой большинство исследователей выделяют фундаментальную (теоретическую) культурологию, интегрирующую в себе философию, социологию, экономику, аксиологию, семиотику культуры, культурную антропологию, историю художественной, религиозной, философской, политической, экономической, нравственной, правовой, экологической, физической и других направлений культуры, и прикладную культурологию, раскрывающую принципы использования фундаментальных знаний о культуре и механизм хоминизации, социализации и инкультурации в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов; разработки и реализации технологий формирования благоприятной культурной среды; удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей человека, развития его творческих потенций… <…>.
На защиту выносятся:
I. Концепция научной школы прикладной Культурологии как нового направления науки и социальной практики. Паспорт специальности «Прикладная Культурология», ее категориально-понятийный аппарат. Концепция основана на том, что прикладная Культурология — это отрасль Культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.
Объект прикладной Культурологии — человек, личность, индивидуальность; отдельный индивид или социальная общность.
Предмет прикладной Культурологии — процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.
Цель прикладной Культурологии — посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:
— приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;
— формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;
— создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;
— усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
— удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;
— регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.
Функции прикладной культурологии:
— научно-методическая — методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;
— политико-проективная — правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;
— культуроохранительная — обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе «человек-природа»;
— культуросозидающая — разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурадии, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;
— культуротворческая — научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI в. и различные формы социально-культурного творчества;
— взаимообогащающая — выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;
— культуроориентирующая — раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.
Как научная дисциплина прикладная Культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурное наследие, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культуры, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.
В рамках Культурологии как единой науки о культуре прикладная Культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.
Заключение. …Начало XXI в., несомненно, будет связано с новыми исследованиями и дальнейшими поисками истины. Но уже сегодня есть весомые основания суммировать сложившиеся взгляды, дополненные нашей опытно-экспериментальной деятельностью и с достаточной достоверностью вычленить объект и предмет фундаментальной и прикладной Культурологии.
Объектом и предметом фундаментальной (теоретической) Культурологии выступает интегративное знание о становлении, функционировании и развитии культуры как целостного феномена и специфически человеческого способа жизни; исторически развивающаяся система сотворенных человеком материальных и духовных ценностей; структура и продукты культурной деятельности — от конкретных произведений искусства и иных творений человеческого гения до созданных людьми языков, обычаев, нравов, этикета, символики, способов сакрализации, психологического склада нации или иной социальной общности; культура как ведущая функция и модальность человеческого бытия.
Объектом и предметом прикладной Культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты, которые обеспечивают сохранение и дальнейшее обогащение ценностей культуры, способствуют процессу социализации и инкультурации личности, ее вовлечению в духовное общение и различные сферы социально-культурной деятельности».

(Ариарский М.А. Прикладная культурология как область
научного знания и социальной практики. Диссертация. СПб. 2000г.)

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

«В культуре как таковой наличествуют и философский, и соци¬альный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они об¬разуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей Культурологии, таким образом, становится вы¬явление закономерностей, присущих этому новому качеству».

(Культурология. Сайт bibliotekar.ru.)

«Задача Культурологии — построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе — управлять им. Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности».

(Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций.
М. МИЭМП. 2005г. Сайт azbook.net.)

«Глава 2. Предмет и задачи Культурологии. …Предметом Культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры. Специфика науки определяется ее предметом, от которого зависят задачи данной науки, ее проблематика и категориальный аппарат. Перед Культурологией как самостоятельной наукой стоят следующие задачи:
— всестороннее исследование феномена культуры, ее основных характеристик и структуры;
— обобщение происходящих в культуре процессов, выделение и обоснование важнейших тенденций ее развития;
— описание и сопоставление различных типов культур, выявление общих черт для определения исторических типов культуры, выделение типологических характеристик, определение общих признаков и особенностей для различных типов культуры;
— создание категориального аппарата науки;
— создание методологической базы для прикладных исследований в области культуры;
— разработка фундаментальных проблем».

(Культурология. Учебник для ВУЗов. Сайт sv-scena.ru.)

«Цели и задачи Культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача Культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью Культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.
Среди основных задач Культурологии особо выделяются следующие:
— анализ культуры как системы культурных феноменов
— исследование ментального содержания культуры
— выявление типов связей между элементами культуры
— исследование типологии культур и культурных единиц
— разрешение проблем социокультурной динамики
— исследование культурных кодов и коммуникаций».

(Предмет, цели и задачи Культурологии. 06.08.2011г. Сайт all4study.ru.)

«Культурология выработала свой ракурс рассмотрения — системный подход в приложении к сфере культуры, к анализу культурных процессов. Системный подход является методологической основой культурологических исследований и самой Культурологии, как науки. Культурология занимается исследованием системной сущности, системных параметров и свойств культуры, ее интересуют общесистемные характеристики культуры, протекающих в ней процессов и логика их изменений. Культурология — единственная из гуманитарных наук, в которой культура целенаправленно исследуется как система, складывающаяся, функционирующая и развивающаяся во взаимодействии двух форм ее существования — «объективной» и «субъективной». Главная задача Культурологии сейчас — создание теоретической модели культуры (модель позволяет отвечать на вопросы, предсказывать). Культурология, в частности:
— создаёт модели;
— изучает возникновение и развитие культуры;
— место и роль человека в культурных процессах;
— создаёт методы и средства изучения культуры;
— выделяет связи между элементами культуры;
— создаёт типологию культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов)».

(Энциклопедия Знаний. Сайт pandia.ru.)

«1. Теория культуры. 1.1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Культурология — это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Цель, предмет и основные задачи Культурологии. Цель культурологического исследования — понимание как своей, так и иной культуры. Предмет — содержание общественной жизни:
1. различные культурсодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;
2. сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;
3. специфика локальных и региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;
4. особенности современных цивилизаций, основные тенденции их развития.
Основные задачи Культурологии:
— анализ культуры как системы культурных феноменов;
— исследование ментального содержания культуры;
— выявление типов связей между элементами культуры;
— исследование типологии культур и культурных единиц;
— разрешение проблем социокультурной динамики;
— исследование культурных кодов и коммуникаций.
Культурология исследует культуру как исторически развивающееся многогранное общественное явление, выражающее способ жизни человека, его родовую специфику и предназначение.
Основной категорией Культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны — от простого противопоставления природе до дефиниции культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия».

(Культурология. / О.С.Борисов, Н.О.Свечникова, И.И.Толстикова,
Н.В.Филичева, Н.Н.Фомина. СПб. СПбГУ ИТМО. 2008г.)

«Основными задачами Культурологии являются:
— глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
— изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
— определение места и роли человека в культурных процессах;
— разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
— взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
— изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
— исследование развития отдельных культур.
Целью Культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:
— факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;
— связи между элементами культуры;
— динамику культурных систем;
— способы производства и усвоения культурных феноменов;
— типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);
— культурные коды и коммуникации между ними…
Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология — из философии природы, а социология и политология — из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое познание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и предварительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом — формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет Культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.
Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два вида — фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная Культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная Культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.
Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм — к прикладному знанию».

(Садохин А.П. Культурология. Учебник. 2010г.)

 

3. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ (ТАНТРЫ)?

Согласно Д.С.Берестовской, культурологу, доктору философских наук, профессору, заслуженному профессору Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, действительному члену Европейской академии естественных наук (см. Берестовская Д.С. Культурология. Симферополь. 2003г. Сайт. pidruchniki.ws.), «Культурология — система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения Культуры». Но тогда возникает естественный вопрос, что такое Культура (см. статью 3.4.1. Культура и Цивилизация»)? Если на сегодняшний день, согласно утверждению многих авторов, существует от 250 до 400 определений Культуры, сколько же определений может иметь Культурология?

Согласно выше приведенной информации, Культурология — это (выборочно):
— наука о культуре
— теория культуры
— учение о культуре
— общая теория культуры
— наука о духовной культуре
— система знаний о культуре
— теория и история культуры
— специальная наука о культуре
— комплексная наука о культуре
— наука, которая изучает культуру в целом
— интегративное знание об обществе и культуре
— наука, называющая своим предметом культуру
— наука о культуре и ее составляющих элементах
— интегративное знание о целостном феномене культуры
— наука, исследующая все виды и формы человеческой практики
— наука о наиболее общих закономерностях развития культуры
— наука о происхождении, функционировании и развитии культуры
— совокупность исследований культуры как структурной целостности
— совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру
— наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культуры
— комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры
— наука о наиболее общих закономерностях развития культуры и формах ее проявления
— комплекс дисциплин, изучающих культуру с позиций истории, социологии, философии и т.п.
— наука о структуре и особенностях духовного производства, функцио¬нирования и развития духовных ценностей
— наука о внутренних закономерностях развития культуры, тенденциях взаимодействия культуры и общества
— наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности
— наука о происхождении и сущности культуры, ее разновидностях и типах, эволюции культуры, тенденциях в культуре
— область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философские, исторические, антропологические, этнографические, социологические и др. исследования культуры

Однако, обратим внимание на то, что Культурология, например, в отличие от Философии Культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы Культуры как таковой. Цель Культурологии, согласно Новейшему философскому словарю (под ред. А.А.Грицанова. Мн. Книжный Дом. 1999г.), — «реконструкция Культурного Универсума («Картины Мира»), определяющего целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи. Культурология — гуманитарная дисциплина, изучающая определенную культуру в совокупности ее цельных исторических форм».
Таким образом, если говорить о Российской Тантрологии, Тантра может и должна быть рассмотрена не только как определенная культура определенной исторической эпохи в своей структурной целостности, но и сам Феномен Тантры в своей структурной целостности может и должен быть рассмотрен, исследован, изучен и с точки зрения самой Культуры (материальной культуры, духовной культуры, массовой культуры, эзотерической культуры и пр.), более того, Феномен Тантры может и должен быть исследован так же и с точки зрения Цивилизации. Более того, Феномен Тантры может и должен быть исследован с точки зрения современной исторической эпохи, как с точки зрения Востока, так и с точки зрения Запада. Феномен Тантры может и должен быть рассмотрен не только с точки зрения культуры и цивилизации, но также рассмотрен как уникальный элемент самой культуры и самой цивилизации, не только индийской, буддийской, тибетской и др., не только древнейшей культуры и древнейшей цивилизации, но и современной, как Восточной, так и Западной, и, более того, будущей (возможно общей, или универсальной) как культуры, так и цивилизации.
Если же говорить о Культурологии (Тантры) как разделе Российской Тантрологии, Феномен Тантры может и должен быть исследован как социально-исторический опыт (человечества), который воплотился в специфических целях, нормах, обрядах и практиках, который интерпретируется в «культурных текстах» мифологии, философии, религии, искусства, науки, права (являющихся формами познания и особыми формами культуры, составляющими ядро культуры), и который передаётся из поколения в поколение в виде совокупности духовных ценностей, идеалов, ориентиров, верований, обычаев и традиций, представляющих собой саму культуру.
Как известно, в Культурологии как научной дисциплине (см. Культурология. Учебно-методическое пособие. Сайт allbest.ru.), «акценты (по сравнению с Философией Культуры) смещены с понимания Культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только всеобщих методов». Тантра может быть рассмотрена и как Древняя Магия и как древняя Наука, древняя Религия, древняя Философия, Духовная Традиция и Мистический Опыт. И Магия, и Наука, и Религия, и Философия, и Духовные Традиции — все это вместе? в принципе, и составляет Культуру.
Таким образом, Культурология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии, наряду с другими разделами Российской Тантрологии, исследуя и аккумулируя интегративное знание о целостном феномене Тантры в реальном историческом времени и социальном пространстве его существования, будет способствовать превращению Российской Тантрологии в уникальную науку — Экологию Культуры, Экологию Феномена Тантры, понимаемую как сохранение культурного (тантрического) наследия — непреходящих человеческих ценностей, их функционирования в современной жизни общества.
Согласно Энциклопедии эпистемологии и философии науки (под ред. И.Т.Касавина М. Канон+. 2009г.), «специфика Культурологии как науки о культуре (культурах) определена не столько предметом (им может быть любой продукт человеческой деятельности, как, впрочем, и сама эта деятельность), сколько особым взглядом на предмет, особой стратегией гуманитарного исследования». Это же утверждение можно отнести и к Культурологии (Тантры). Как известно, Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин, поэтому Культурология может рассматриваться как комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о Культуре.
Таким образом, Культурология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии может рассматриваться как направление исследований, целью которых может стать интеграция научных (академических), научно-популярных (неакадемичесих, экзотерических), духовных (эзотерических) и особых, уникальных (мистических) знаний и сведений о Феномене Тантры не только для расширения и углубления понимания уникальной живой традиции Тантры, но и в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, для удовлетворения общественного спроса и последовательного обогащения духовно-эстетических интересов, запросов и потребностей людей, для содействия гуманитарной ориентации их сознания и поведения, для утверждения, освоения, сохранения и распространения мировоззренческих, идейно-нравственных, морально-этических и эстетических «вечных» ценностей человечества.

«Каждая цивилизация в определенном возрасте имеет возможность возвысить, или разрушить себя. Если делается выбор в пользу возвышения, то возникает импульс, позволяющий появиться учениям об утерянных законах сущего». (М.И.Беляев)».

(М.И.Беляев. Милогия. Сайт milogiya2007.ru.)

«Аннотация. В книге предложен оригинальный подход к анализу феномена культуры. Отказываясь от традиционного отношения к культуре прошлой эпохи, т.е. как к объекту исторического познания, автор предлагает рассматривать ее как Традицию в современной духовной жизни; не познание, а понимание культуры выдвигается им на первый план. Такое отношение к культуре предполагает рассматривать последнюю в виде определенного набора символов. Но что такое символ? Отвечая на этот вопрос, автор исследования не только раскрывает природу символа, но и на примере анализа наиболее древних эпических сказаний башкир, выявляет символическую природу этих текстов и показывает их основные символообразующие знаки.
Глава 1. Философский аспект проблемы воссоздания традиционного искусства. 1.3. Символ как центральная категория постижения культуры. Культура в аспекте преемственности осуществляется посредством памяти. Для того, чтобы стать феноменом культуры, любое событие должно быть «записано», то есть стать элементом текста. В этом смысле культура вообще может быть представлена как совокупность текстов. Категориальный анализ культуры предполагает рассмотрение ее как «совокупности текстов», в то время как выраженность, отграниченность и структурность текста являются теми его признаками, которые характеризуют изучаемую посредством текстов культуру и с помощью которых можно проникнуть в духовный смысл культуры, ибо в широком смысле текстом является «система линейных последовательностей символов, заданная культурными кодами определенной цивилизации». Но если категориальный анализ культуры требует рассмотрения ее как «совокупности текстов», каждый из которых в свою очередь есть «система линейных последовательностей символов», то, следовательно, категориальный анализ культуры есть ни что иное как «членение и синтезирование» культуры при помощи символов».

(Абдулин А.Р. Культура и символ. Монография. Уфа. Гилем. 1997г.)

«Предмет Культурологии. …Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет Культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе Культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.
Таким образом, предметом Культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
При таком понимании предмета Культурологии основными ее задачами являются:
— наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
— изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
— определение места и роли человека в культурных процессах;
— разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
— взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
— изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
— исследование развития отдельных культур.
Целью Культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.
Цели и задачи Культурологии определяют и функции этой науки. Функции Культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:
— познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
— концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
— оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
— объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
— мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
— образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
Предмет Культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры Культурологии как науки»

(Культурология как наука. Сайт grandars.ru.)

 * * *

N 36. 01.05.14г.