Статья 3.4. Культурология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Тантра может и должна быть рассмотрена не только как определенная культура определенной исторической эпохи в своей структурной целостности, но и сам Феномен Тантры в своей структурной целостности может и должен быть рассмотрен, исследован, изучен и с точки зрения самой Культуры, более того, Феномен Тантры может и должен быть исследован так же и с точки зрения Цивилизации. Более того, Феномен Тантры может и должен быть исследован с точки зрения современной исторической эпохи, как с точки зрения Востока, так и с точки зрения Запада. Феномен Тантры может и должен быть исследован как социально-исторический опыт (человечества), который воплотился в специфических целях, нормах, обрядах и практиках, который интерпретируется в «культурных текстах» мифологии, философии, религии, искусства, науки, права (являющихся формами познания и особыми формами культуры, составляющими ядро культуры), и который передаётся из поколения в поколение в виде совокупности духовных ценностей, идеалов, ориентиров, верований, обычаев и традиций, представляющих собой саму культуру. Эти исследования и весь круг вопросов, связанных с этими исследованиями, достойны самостоятельного раздела в Российской Тантрологии, который может быть назван как «Культурология (Тантры)».

* * *

1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ?

Как известно, слово «культурология» происходит от лат. слова «cultura», которое может иметь следующие значения:
— уход
— обучение
— развитие
— почитание
— земледелие
— поклонение
— воспитание
— образование
— возделывание
— обрабатывание
— совершенствование

и греч. слова «logos», которое может иметь следующие значения:
— слово
— наука
— учение
— понятие

и которое в сложных существительных придает им следующие значения: ведение, знание, область знаний, наука, раздел науки, научная дисциплина, учение, система, совокупность (о слове «логос» см. статью 1.1. «Что такое Российская Тантрология?»).

Таким образом, слово «культурология» может означать науку, которая занимается изучением культуры и ее элементов (подсистем), и присущих им особенностей, закономерностей их воспроизведения, развития, функционирования, взаимодействия с другими элементами и культурами и пр.

В литературе и сети Интернет можно встретить разные названия разных направлений Культурологии:
— социальная культурология
— прикладная культурология
— историческая культурология
— гуманитарная культурология
— теоретическая культурология
— сравнительная культурология
— фундаментальная культурология
— социально-научная культурология
— и др.

Что же такое Культурология на самом деле и чем она занимается? Обратим внимание на следующую информацию.

«Культурология – наука о духовной культуре народа».

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. 1949-1992гг.)

«Культурология — область знания, наука, теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру».

(Большой словарь иностранных слов. М. ИДДК. 2007г.)

«Культурология — 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования; 2) теория культур Л.Уайта, один из способов познания культурного многообразия человечества».

(А.Белик. Культорология. Антропологические теории
культур. Словарь понятий и терминов. 1999г.)

«Культурология — 1) комплексная наука о культуре, рисующая целостную картину культуры мира и ее составляющих культурных элементов, 2) наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом».

(Гуревич П. Словарь по культурологии. 1996г.)

«Культурология — это наука, предметом исследования которой являются различные стороны развития общества: материальная, социальная, морально-политическая, художественная и другие. Как гуманитарная наука она изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь раз-личных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Поэтому «…в порядке первого приближения можно определить Культурологию как науку о наиболее общих закономерностях развития культуры, творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих ценностей; науку, изучающую структуру и особенности духовного производства, функционирования и развития духовных ценностей».

(Культурология как гуманитарная наука. Предмет Культурологии.
Ответы к экзамену по Культурологии. Сайт shpori-vsem.ru.)

«Культурология — научная и учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность сведений о культуре изучаемого языка, необходимых для общения на этом языке, включаемая в учебный процесс для решения образовательных и воспитательных задач. Культурология сформировалась на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучает культуру как целостное явление и специфическую функцию человеческого бытия. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, рассматривающих определенные сферы человеческой деятельности (например, педагогики, психологии), Культурология относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики (Воробьев 1997; Мамонтов 1994; Прохоров 1995; Харченкова 1994)».

(Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам). М. ИКАР. 2009г.)

«Культурология — комплексная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке истории, философии, политологии, теории искусства, социологии, социальной психологии и др. наук о культуре и исследующая происхождение и сущность культуры, ее разновидности и типы, место человека в культуре, эволюцию культуры, причины революций в культуре и культурных деградаций, соотношение внутренней и внешней культуры, культуры и цивилизации, культуры и контркультуры, культуры и природы…<…>.
Культура благородного происхождения, она несет на себе иерархический отпечаток культа. Она всегда идет сверху вниз, ее путь аристократический. Благородство всякой культуры, по Бердяеву, определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Она основана на предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Она всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Сущность культуры более наглядно выступает при ее сопоставлении с цивилизацией. Цивилизация не имеет благородного происхождения. У нее нет связи с символикой культа. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храма и культа. Переход от культуры к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, прежде всего материальные — использование железа и т.п. Культура же всегда своеобразна и неповторима. Цивилизация всегда имеет такой вид, словно она возникла вчера или сегодня. В ней все новое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня».

(Философия: Энциклопедический Словарь.
/ Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«1.Культурология: сущность, предмет, объект. Культурология — это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология изучает:
— предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;
— культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей;
— культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Предмет Культурологи:
— объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
— памятники и явления материальной и духовной культуры;
— факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом Культурологии являются:
— культурные аспекты различных областей общественной жизни;
— выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;
— анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде».

(Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект
лекций. М. МИЭМП. 2005г. Сайт azbook.net.)

«Культурология — гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. Культурология, в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель Культурологии — реконструкция культурного универсума («картины мира»), определяющего целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: анализ целостных синхронных «срезов» культуры; установление системы взаимозависимостей различных ее элементов (от повседневных и массовидных до неповторимых и уникальных); выявление типологических узлов, стягивающих континуальное пространство культуры в относительно замкнутые образования культурно-исторических эпох (античность, средневековье, барокко и т.д.); анализ культурно-исторического процесса как диалектики преемственности и взаимозамещения различных символических миров; наконец, раскрытие природы и форм соотношения «индивид-культура» в качестве двуединой составляющей процессов символического производства, которыми и определяется специфически культурное существование людей…<…>.
Дисциплинарно и институционально в отечественной традиции Культурология оформляется с начала 1990-х, что связано с необходимостью найти для Культуроведения «средний путь» между крайностями «социальных наук» и «истории искусств». Т.е., с одной стороны, вывести изучение культуры из-под методологической опеки схематизированной социальной философии, рассматривавшей всю историю культуры через призму социально-экономических отношений и классовых антагонизмов; с другой, вскрыть внутренний «логос» в истории культуры, представляемой в виде хронологически упорядоченного набора «творений духа»».

(Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Мн. Книжный Дом. 1999г.)

«Культурология — научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества. Культурология — гуманитарное исследование явлений и законов культуры. От Культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания Культурологии и философии культуры пока не произошло). Как самостоятельная дисциплина, Культурология формируется лишь в XX в. (в России — с начала 90-х гг.). В устоявшейся на Западе системе наук у Культурологии нет ни определенного места, ни общепризнанного статуса. Ее функции обычно делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры. Остаются нерешенными проблемы ее размежевания с другими гуманитарными и социальными науками.
Несмотря на относительную молодость этой науки, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. В мышлении древних цивилизаций культура не становится предметом исследования хотя бы потому, что в своих «высоких» версиях она была полностью включена в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях она существовала как данность в традиции. Первым отчетливо выраженным актом рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов, которые противопоставили мир человеческих творений и отношений — миру природы. Этим не только была намечена будущая граница гуманитарного и естественнонаучного знания, но и указана специфика культуры как особого типа реальности…<…>.
Острая заинтересованность проблемами Культурологии характерна для русской философии XIX-XX вв. Самостоятельные учения в сфере Культурологии создают уже К.Н.Леонтьев, Н.Я.Данилевский и В.С.Соловьев. В XX в. выделяются своими концепциями П.А.Флоренский, Андрей Белый, В.В.Иванов, П.А.Сорокин, Е.В.Спекторский, Г.Г.Шпет. В настоящий момент в России происходит активная кристаллизация этой новой науки, появляются научные и учебные центры, издаются многочисленные исследования и учебные пособия».

(Энциклопедический словарь. 2009г.)

«Культурология историческая — область науки, исследующая динамику происхождения, функционирования, пространственно-временной локализации, воспроизводства и изменчивости социально-культурных комплексов исторического сообщества (локальных культур и их культурно-исторических типов), а также их отдельных системообразующих составляющих (форм, процессов, порядков, функциональных подсистем и пр.); осуществляющая методологически корректное описание исторических культур как устойчивых системных целостностей, самоорганизующихся, саморегулирующихся и самовоспроизводящихся на основе упорядоченных комплексов «социальных конвенций», выработанных практикой коллективной жизнедеятельности людей; разрабатывающих основания для классификации, типологизации и реконструктивного моделирования исторических культурных систем; выстраивающая объяснительные модели исторической динамики становления и изменчивости их локальных и универсальных черт и характеристик… <…>.
В отличие от «классической» истории культуры как отрасли исторической науки, изучающей не столько социальные реалии минувших времен, сколько интеллектуальные и образные рефлексии эпохи — вербальные и невербальные «тексты» культуры, авторские интерпретации социально-нравственных, мировоззренческих, экзистенциальных и пр. проблем, воплощенные, прежде всего, в произведениях — философских, религиозных, мифологических, художественных, эпистолярных и т.п., по определению уникальных в своей исторической конкретике и являющихся частно-субъективными образцами картин мира людей прошлого, Культурология историческая обращена, напротив, прежде всего, к социальным реалиям — наиболее типичным «социальным конвенциям», разделяемым людьми в массовом порядке и являющимся практическими регуляторами коллективных форм их существования, — ценностей, норм, правил, обычаев, ритуалов, ментальностей, законов, канонов, стандартов, социальной адекватности и престижности, мод, этикета, механизмов социализации и инкультурации личности и иных каналов трансляции и способов организации использования социального опыта и культурных ценностей. (А.Я.Флиер)».

(А.Флиер. Культурологический словарь. Сайт terme.ru.)

«Предмет Культурологии. В широком смысле Культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.
С этой точки зрения предмет Культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история, философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо этого в предметное поле Культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. Однако при таком широком подходе предмет Культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае Культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.
Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет Культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе Культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.
Таким образом, предметом Культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества».

(Культурология как наука. Сайт grandars.ru.)

«Культурология теоретическая и прикладная. Как теоретическая дисциплина Культурология изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования. Именно переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания и фактографии к анализу и синтезу позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему. Т.е. теоретическая Культурология исследует культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры. Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Возможности Культурологии в построении обобщающей модели культуры привлекают внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы Культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой объект изучения — культура — не сводим к философскому и другим подходам к этому феномену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить Теоретическая Культурология. Во многом это зависит от решения вопроса о соотношении Культурологии как науки теоретической и науки прикладной. В соответствии со сложившимися на сегодняшний день представлениями, в Культурологию включают теорию культуры; историю культуры (историческая культурология); прикладную культурологию, непосредственно занимающуюся описанием и осмыслением культурной конкретики. Что сближает последнюю с социологией культуры. В то же время необходимо отметить Культурология прикладная в отличие от теоретической находится в сфере единичного, а не всеобщего: она или непосредственно занята проблемами культурной конкретики, или использует общетеоретические выводы и обобщения для объяснения конкретных явлений, что предполагает и выработку соответствующих практик. (Г.В.Драч)».

(Культурология: краткий тематический словарь.
/ Под ред. Г.В.Драч, Т.П.Матяш. 2001г.)

«Культурология как наука. Культурология — это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей Культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека. Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ в. А в начале ХХ в. крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900-1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». В частности, он ссылался на высказывания Пуанкаре, отмечавшего, что до введения термина «температура» (наряду с понятием «теплота») невозможно было полностью понять и осмыслить природу термических явлений… <…>.
Бурное развитие теории молодой науки — Культурологии силами зарубежных и отечественных ученых способствовали ее формированию как новой научной отрасли. В настоящее время существует множество представлений о Культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:
Первый рассматривает Культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру с позиций истории, социологии, философии и т.п. Второй представляет Культурологию как раздел какой-либо фундаментальной науки, например философии. Действительно, философия также изучает проблемы культуры, но этот подход ограничивает ее изучение, т.к. им не исчерпывается все содержательное многообразие культуры, а лишь с сущностной позиции. Третий — рассматривает Культурологию как самостоятельную научную дисциплину, обладающую своим статусом среди гуманитарных наук. Этот статус определяется предметом изучения и методом исследования, т.е. наличием своей собственной парадигмы (парадигма — это образец или эталон, а в нашем случае методологическая модель науки). Главное в ней — выделение предмета науки. Предмет Культурологии можно обозначить как культуротворческую деятельность человека в мировой и отечественной истории.
Культурология как наука развила свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Ключевое понятие в ней — «культура». На основе термина «культура» образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, структура культуры, функции культуры, культурная среда, социокультурная ситуация, культурный человек и многие другие. Терминосистема Культурологии складывается под влиянием развивающейся методологии исследования культуры».

(Культурология. Электронный учебник. Сайт warspear.net.)

«Обозначить культуру как объект изучения Культурологии будет явно недостаточно. Культуру изучают историки, философы, искусствоведы, причем каждый обращает внимание только на те стороны изучаемого объекта, которые значимы для его науки. Историка будут интересовать изменения, происходящие со временем в той или иной сфере культуры, связь этих изменений с политическим и экономическим развитием общества. Искусствоведы обратят внимание на формирование художественных принципов, направлений и стилей, их особенности и т. д. Однако ни одна из этих наук не изучает культуру в целом, не дает целостное представление и поэтому не в состоянии глубоко и всесторонне представить внутренние закономерности ее развития, а также проанализировать взаимодействие между культурой и другими сферами жизни общества. Это является предметом (т.е. специфической стороной объекта) специальной отрасли знания, отдельной науки. Следовательно, предметом Культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры.
Специфика науки определяется ее предметом, от которого зависят задачи данной науки, ее проблематика и категориальный аппарат. Перед Культурологией как самостоятельной наукой стоят следующие задачи:
— всестороннее исследование феномена культуры, ее основных характеристик и структуры;
— обобщение происходящих в культуре процессов, выделение и обоснование важнейших тенденций ее развития;
— описание и сопоставление различных типов культур, выявление общих черт для определения исторических типов культуры, выделение типологических характеристик, определение общих признаков и особенностей для различных типов культуры;
— создание категориального аппарата науки;
— создание методологической базы для прикладных исследований в области культуры;
— разработка фундаментальных проблем… <…>.
Специфика науки определяет и ее проблемное поле:
— изучение отдельных форм существования культуры, таких, как наука, техника, искусство, религия и т.д., их взаимодействия, их места в системе культуры и их исторического развития;
— сравнительное описание различных типов культуры, изучение их исторического развития;
— исследование вариантов взаимодействия и взаимовлияния между культурами как во времени — между этапами, сменяющими друг друга (например, возможно проследить преемственность и альтернативность между Античностью, Средними веками и эпохой Возрождения в Западной Европе), так и в пространстве — между культурами, сосуществующими одновременно (например, проследить влияние на формирование культуры Древней Руси культурных ценностей Византии, Западной Европы, кочевников приднепровских степей, античных колоний, тюркских народов);
— изучение процессов, происходящих в современной культуре, что дает возможность научного прогнозирования дальнейшего развития мировой культуры и отдельных форм культуры».

(Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. Культурология.
Учебник для вузов. М. Оникс. 2007г. 480 стр.)

«На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает Культурология.
Актуальность Культурологии обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью гуманитарного познания. Если еще не так давно пальма первенства принадлежала точным наукам, то теперь на первый план выходят науки о человеке.
Что изучает Культурология? Это новая формирующаяся наука, которая изучает культуру в целом. Раньше она изучалась по частям в разных науках, в таких как археология, этнография, психология, история, философия, социология. Но такой подход не дает возможности решения многих проблем поставленных перед человеком в ХХ в. Сама жизнь людей поставила вопрос о культурологии как о науке о наиболее общих закономерностях в развитии культуры. Сам термин употребляется еще с начала Х1Х в. «второе дыхание» ему придал американский культуролог Лесли Уайт (1900-1975), который осуществил попытку систематического обоснования общей теории культуры.
Таким образом, можно сказать, что Культурология — это система знаний о культуре. Культурология — наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Проще говоря, Культурология — это основанная на философском понимании сущности культуры учебная дисциплина, формирующая основы представления о том, что такое культура, в чем своеобразие культурно-исторического развития общества и человека.
Предметом Культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры…
Культурология как гуманитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не только общее, но и индивидуальное, неповторимое, особенное. Если науки о природе (естественные) пытаются выделить в качестве своего объекта мир как таковой, природу в ее собственных закономерностях, то культурология изучает мир человека, она включает познающего и осваивающего мир субъекта в предмет своего изучения. Если критерием истины для естественных наук становятся точность, однозначная определенность и подтвержденность практикой, то для культурологии критерий истины — глубина, умение проникнуть в суть сложных и противоречивых явлений. Результатом познания для естественных наук становятся знания, факты, а культурология дает вариативную, гибкую интерпретацию событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, на понимание…
Культурология использует понятийный аппарат и систему терминов. Ключевым понятием в культурологии является понятие «культура», на его основе образуется множество других, например, «ценности культуры», «структура культуры», «функции культуры» и т.п.».

(Предмет и задачи Культурологии. Сайт kulturoznanie.ru.)

«Раздел I. Теоретическая Культурология. Тема 1. Культурология и ее проблематика. Культура как предмет анализа. Среди предметов гуманитарного цикла — таких как философия, социология, история, психология, филология — культурологическая наука стоит несколько особняком. Этому способствуют, прежде всего, два обстоятельства: Культурология как наука находится ещё в процессе становления; Культурология есть квинтэссенция гуманитарного знания. Последнее отличает Культурологию и от родственных ей наук (культурантропологии, философии культуры, социологии культуры и т.п.). Сегодня существуют, по крайней мере, три основных взгляда на Культурологию. Первый видит в Культурологии комплекс наук, изучающих культуру. Второй отводит Культурологии место вспомогательного раздела внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры. И третья точка зрения, наиболее нам близкая, полагает, что Культурология — это самостоятельная наука, со своим предметом, методологией и определенным местом в системе гуманитарного знания.
Российский культуролог В.М.Межуев так определяет различия культурологии и философии культуры. Он полагает, что здесь водораздел проходит в плоскости различий между наукой и философией, между «описанием» и «оценкой». Если философия культуры определяет культурную ценность для человека тех или иных феноменов, то Культурология дает их объективное описание. Интересным представляется взгляд, что культуролог занимается, прежде всего, изучением «чужих» культур, а философ культуры «своей». Другая точка зрения видит в философии культуры дисциплину, направленную на понимание культуры как целого и всеобщего, а Культурология рассматривает конкретные формы. И в этом случае философия культуры предстает методологией Культурологии.
Можно выделить ряд причин, приведших к появлению новой науки о культуре среди множества уже существующих. В системе знаний о культуре долгое время первенствовала культурфилософия, но в ХХ в. массированный прирост эмпирического материала выявил невозможность его полноценной обработки в рамках существующей философии культуры. С другой стороны, развитие обширных культурных связей и выход национальных культур за свои границы, мощное наступление достаточно унифицированной массовой культуры доказали необходимость выработки единых подходов к изучению культуры, в частности и для того, чтобы помочь национальным культурам сохранить свою неповторимую индивидуальность. Еще одной важной причиной можно назвать дальнейшую рационализацию человеческого мышления, рост технократизма, появление опасного взгляда на предметы гуманитарного цикла, как на нечто второстепенное и даже мешающее дальнейшему развитию цивилизации. В этой связи Культурология в будущем вполне сможет выступить значительным гуманитарным противовесом таким идеям, способствуя повышению уровня духовности человека и человечества.
К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: определение места культуры в системе бытия; выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку; исследование многомерного строения культуры, обусловленного ее функциями в жизни и развитии человечества; проявление сущности культуры в ее существовании, т.е. в многообразии конкретных культур, которые существуют в социальном пространстве и социальном времени, филогенезе (развитие мира в целом) и онтогенезе (индивидуальное развитие организма); описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.».

(Культурология. Сайт sbiblio.com.)

«Культурология (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; от др.греч. ????? – мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи Культурологии входит понимание общих характеристик бытия культуры, а также системный анализ её развития. Как самостоятельное направление Культурология сложилась в новое время.
Термин «культурология» был предложен американским антропологом Лесли Уайтом для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Однако, в зарубежной научной классификации Культурологию как отдельную науку не выделяют. Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural Studies, а в немецкоговорящих странах — Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.
Предмет Культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.
Смысл Культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную Культурологию.
Фундаментальная Культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная Культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Э.С.Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке. На рубеже 1980-1990-х гг. Культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы: философии культуры; теории культуры; истории культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии; культурологии искусства; семиотики культуры; культурологического образования. С 1992г. приступил к работе научно-исследовательский Российский институт Культурологии. В 2006г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов. В ВУЗах РФ ведется подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление Культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Культурология (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, почитание и греч. logos — слово, понятие, учение) — учение о культуре. Развернутое определение Культурологии может быть дано, исходя из понимания культуры в ее антропном модусе — «Человек в культуре». Смысл этой фундаментальной концептуальной конструкции укоренен в двойственной природе понятий «человек» и «культура», которые являются одновременно глобальными универсалиями и локальными уникальностями, т.е. всеобщим и особенным вместе, но в разных отношениях, — глокальными (glocal) феноменами. Термин «глокальный» вошел в научный оборот на Западе в середине 90-х гг. XX в.; применяют его иногда и в России в исторической Культурологии, в философии культуры и в философской антропологии. При таком повороте мысли оправдано различение культуры и культур при понимании человека как пребывающего сразу в нескольких социокультурных измерениях и являющегося носителем многих культурных традиций, с преобладанием тех или иных в зависимости от социально-ролевых и творческих установок в большом и малом социумах. Глобальный характер обретения человеком собственно человеческого в культурном самосозидании вынуждает осмысливать культуру как культуры в их неповторимости и несводимости одна к другой, т.е. в творящих своих устремлениях по преимуществу.
При таком понимании культуры актуализируется принципиально новый тип образования, назначенный разрушить дидактический стереотип готового знания ради сотворческого события в культуре путем сопереживающего — креативного — чтения текстов культуры (в лотмановском смысле), их пересотворения как бы в соавторстве с их историческими авторами. Не реставрация, а реконструкция. От факта к акту, от артефакта к артеакту — в пограничную точку произрастания произведения культуры, бытия культуры из ее предбытия. От текста вновь к произведению, к началу творения — к культуре Седьмого дня, культуре как «плодотворному существованию» (Б.Пастернак).
Метод постижения культуры как текста предполагает совсем иного пользователя культуры. Или, точнее, вовсе даже не пользователя, а читателя — соавтора — сотворца, пребывающего в этой своей «текстологической» работе на границе начала творческого акта. И тогда человек в культуре и человек культуры оказываются почти синонимическими понятиями (или, если опять-таки сказать точнее, понятиями-образами).
Здесь мы близко подошли еще к одной пограничной ситуации: на перекрестке понятия и образа, эстетически обозримом перекрестке жизни культуры в ее ставших формах — артефактах, завершенных произведениях, непреходящих самоценностях, уникальностях. Но уникален не только феномен культуры. Столь же уникален и тот, кто читает этот феномен, т.е. вновь и вновь заново его воссоздает, переживает-проживает его умом и сердцем. Воссоздает предмет, а с ним вместе — и самого себя как субъекта культуры в ее истории, в поворотных моментах собственной судьбы…<…>.
Таким образом, специфика Культурологии как науки о культуре (культурах) определена не столько предметом (им может быть любой продукт человеческой деятельности, как, впрочем, и сама эта деятельность), сколько особым взглядом на предмет, особой стратегией гуманитарного исследования. И преподавания тоже. Выйти из себя, но и остаться собою, равным самому себе. Таков предмет культуры в его историческом, но и в сиюминутном бытовании. Отсюда следует, что Культурология двухчастна; точнее — двухполюсна. Она — диполь (воспользуемся здесь физическим термином), как и сама культура. С одной стороны, это историческая Культурология (культура как творчество, культура как диалог культур, типология культур, реконструкция образов культуры). С другой — консервационная Культурология (музееведение, охрана, консервация и реставрация историко-культурных объектов — образцов). Но музейный образец при его постижении становится живым образом, а образ окаменевает при объектном отношении к нему. И процесс этот является взаимопереходящим. Аналогичным образом соотносятся произведение и текст. Так может быть высвечена перспектива (в опоре на ретроспективу) для XXI в.: от массовой культуры к культурам индивидуальных миров. (В.Л.Рабинович)».

(Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и
философии науки. М. Канон+. 2009г.)

«Культурология как специальная наука о культуре начинает формироваться в конце XIX-начале XX вв. Мир культуры как мир созданных человеком объектов и порядков до этого исследовался в рамках философии. Появлению специальных культурологических исследований предшествовало разрушение классического типа философствования, представленного целыми эпохами, прежде всего эпохой Просвещения и такими мыслителями как И.Кант и Г.Гегель… <…>.
Итак, отказ от спекулятивно-философских построений, от евроцентризма, согласно которому, западноевропейский тип культуры является образцовым, стимулировал описание множества других культур. Результатом такого описания стало сомнение в том, что разнообразие типов культур определяется уровнем научного и социально-экономического развития. Стало ясно, что развитие науки и техники, расширение прав и свобод человека не гарантирует духовного развития. Культура определяется какими-то внутренними факторами и ведет себя как самостоятельный человек, который сопротивляется, когда ему навязывают несвойственные ему взгляды или манеры поведения. Накопленный этнографами огромный эмпирический материал свидетельствует о разнообразии базовых элементов культуры, которые определяют «лицо», специфику культуры. Однако в многообразных типах культуры проявляется и некое универсальное начало-своеобразие человеческого отношения к миру, необходимость совместного существования, консолидации людей.
В настоящее время идет постоянный диалог культур, на фоне которого европейский путь развития представляет как один из вариантов культуры. Межкультурные коммуникации, поиски общего языка в диалоге носителей разных культур являются необходимыми предпосылками выживания человеческого рода, его выхода из глобального кризиса… <…>.
Наиболее точным определением предмета Культурологии является следующее: Культурология — это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то Культурология исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах.
Предметом Культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать объект и предмет Культурологии (как и в других науках). Объектом (т.е. сферой жизни, существующей объективно) Культурологии являются, по сути, любые виды человеческой деятельности (точно так же, как у историков, психологов и социологов), а предметом культурологического исследования становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие всякую общественную практику, взаимодействие между людьми.
Таким образом, предмет Культурологии как науки представлен 4-мя аспектами:
— это наука о способах существования коллективной жизни людей и социальных соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей;
— наука о процессах формирования комплекса социально значимых знаний и социального опыта;
— наука о содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации;
— наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности-межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих… <…>.
На современной стадии своего развития Культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной Культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная Культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами культуры и общественными организациями».

(Культурология. Учебно-практическое пособие
для студентов всех специальностей и всех форм обучения.
/ Под ред. проф. Ереминой Е.В. МГУТУ. 2007г.)

«Введение. Рубеж XX-XXI вв. характеризуется процессами глобализации, тенденцией к интеграции мира на определенных общих основаниях, вхождением в постиндустриальное общество. Происходит информационная революция, сжимающая время и пространство, открываются границы. Глобальное взаимодействие цивилизаций («столкновение цивилизаций» — С.Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском осмыслении его самосознания, его места в новом историческом типе культуры, в организации социокультурного бытия человечества. В этом глубинном процессе все большее значение приобретают науки культурологического цикла, которые обращаются к анализу проблем соотношения человека и мира, человека и природы, человека и культуры, к рассмотрению сущности культуры как специфики человеческого существования.
«Человек строит свой дом – культуру», — слова эти принадлежат Д.С.Лихачеву, выдающемуся ученому, одному из активнейших создателей этого дома — мира духовных ценностей, основанных на «творческой памяти всего человечества». Будучи поборником духовного единства человечества, Д.С.Лихачев выдвинул идею новой науки — экологии культуры, понимаемой как сохранение культурного наследия — ценностей всех типов культуры, их функционирования в современной жизни общества… <…>.
Культурология — это теория и история культуры. Приведенному определению соответствует структура этого учебного пособия.
Теория культуры. Культурология как наука. Культурология — система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом. Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика Культурологии выявляется в ее интегративном характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
Культурология не является монодисциплиной, она несводима к философии, антропологии или искусствоведению, но эти и другие науки активно питают ее своими методами и достижениями, что позволяет определить культуру не как одномерную величину, а как сложное многомерное образование.
Культурология — синтетическая область знаний, сформировавшаяся как результат взаимодействия философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры и других наук. Исходя из того, что в Культурологии находятся в единстве исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека, ее можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, структуре и функциях культуры, перспективах ее развития.
Предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры — люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
Изучение общества через культуру необычайно актуально, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут дать полного и глубокого понимания социальных явлений. Культурологический подход поможет осознать такие важнейшие явления общественного сознания, которые технократическое мышление отодвигает на задний план. Это не только искусство, религия, философия, но и сам человек, его духовные ценности, анализ которых помогает определить уровень развития общества, его состояние, дает возможность понять, почему данное общество живет именно так, а не иначе… <…>.
Сложность Культурологии обусловлена бесконечным многообразием понятия «культура». Ученые-культурологи обращаются либо к изучению того или иного исторического типа культуры — первобытной, античной, средневековой, ренессансной, либо к характеристике нескольких исторических и этнических типов культуры. Подобный подход позволяет увидеть богатство культурных форм, некоторые закономерности их исторического развития. Но сама сущность культуры как бы растворилась в многообразии ее форм… <…>.
Культурология осуществляет осмысление проблемы диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, их взаимообогащения (См. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979г. С. 371). Являясь комплексной гуманитарной наукой, Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом плане приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гуманитарная, а не естественная».

(Берестовская Д.С. Культурология. 2003г. Сайт. pidruchniki.ws.)

«Культурология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.
Хотя происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.Уайта, в западной науке это название не привилось, но за последние 2-3 десятилетия прочно закрепилось в России. Прямой аналог отечественной Культурологии в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие культуры, прежде всего, с художественной и просветительской практикой и проблематикой, в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле. Отсюда основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология (по российской классификации — нечто среднее между социологией, этнографией и психологией, собственно социология, структурная антропология (в России это назвали бы этнопсихо-лингвистикой)), новая культурная история (синтез истории быта с исторической этнопсихологией), семиотика и постструктурная лингвистика (постмодернизм) и пр.
Современная российская Культурология стремится к объединению названных и некоторых иных направлений и методологий изучения культуры с отечественными традициями исследований истории обыденности, мифологических и культурно-филологических реконструкций, концепций культурно-исторических типов, с философией и идеологией просветительских функций культуры, с идеями философии «русского космизма» и т.п. Известное влияние на становление российской Культурологии оказывает и опыт отечественного Востоковедения, решающего схожие задачи синтеза социально-научного и гуманитарного знания, но преимущественно в узкострановедческом ракурсе.
В связи с расширением международных научных и образовательных контактов возникает проблема эквивалентного перевода принятого у нас термина «культурология» на европейские языки и объяснения его содержательного наполнения. Российская Культурология, безусловно, шире западной Антропологии, но не охватывает полностью понятия Humanitaria. Определения типа: Cultural Research или Cultural Studies точнее по форме, но мало что объясняют по существу. На сегодняшний день проблема международной верификации российской Культурологии остается еще не решенной.
Многообразие существующих в мире философских и научных дефиниций культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета Культурологии и требует более четкой и узкой его конкретизации: «культура, понимаемая как…». В этой связи культуру как объект познания Культурологии можно обозначить как исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению таких форм деятельности и взаимодействия, которые помимо утилитарной эффективности оказываются приемлемыми для человеческих коллективов также и по своей социальной цене и последствиям, отбираются на основании соответствия критерию ненанесения вреда социальной консолидированности сообществ и закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, паттернов, традиций и т.п., т.е. представляют собой систему определенных «социальных конвенций», прямо или опосредствованно обеспечивающих коллективный характер человеческой жизнедеятельности. Этот социокультурный опыт воплощается в системе непосредственно регулятивных установлений — обычаев, законов, канонов, морали и нравственности, этикета и т.п.; опредмечивается в специфических чертах технологий и продуктов (результатов) деятельности людей по удовлетворению их групповых и индивидуальных интересов и потребностей (определяющих допустимые в данном сообществе способы осуществления той или иной деятельности и параметры получаемых при этом результатов); является основным содержанием всех видов коммуницирования между людьми и формирует особенности языков и «культурных кодов» такого рода коммуницирования; определяет содержание и методику процессов социализации и инкультурации человеческой личности; рефлектируется и интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, социальных и гуманитарных наук, литературы и искусства, общественной мысли, права и идеологии, обрядов и ритуалов и пр.; транслируется от поколения к поколению в виде традиций, обычаев, ценностных ориентаций, экзистенциальных установок и пр.; является содержательной основой процессов социального воспроизводства сообщества, конкретно-исторических локальных черт их культурных систем и конфигураций. Это и есть культура в том смысле, в котором ее изучает Культурология…
Подобный составной характер как объекта, так и предмета Культурологии детерминирует и столь же сложную структуру самого культурологического знания. Иерархически в Культурологии можно выделить два основных профиля познания: собственно Культурологию (в узком смысле) — как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования, и Культуроведение — как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическая, политическая, религиозная, художественная и пр. культуры). При этом философию культуры как методологию осмысления метафизической сущности культуры и формирования мировоззренческих оснований ее понимания ряд культурологов не включает в структуру собственно культурологической науки, а относит к области именно философского знания, преследующего иные познавательные цели, нежели социальные науки и в том числе Культурология. (А.Я.Флиер)».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998г.).
(А.Флиер. Культурологический словарь. Сайт terme.ru.)
(Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003г.)

* * *