Статья 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.2).

«Культура человечества развивается путём последовательно сменяющих друг друга пророчеств и откровений в жизни и в духовной сфере. <…>. Мы можем воспринимать Духовный Мир и действовать так, чтобы своей творческой силой способствовать его установлению на Земле. До тех пор, пока мы не научимся осознанно использовать эту силу во благо Духовной Эволюции, человеческая Культура не сможет развиваться дальше <…>.
Шамбала представляет особый образ бытия. Именно так о ней и подобает говорить. <…>. Каждое поколение обитателей Шамбалы имеет определённую миссию. Она всем известна, и все её обсуждают. То же самое можно сказать и о культурах человечества за пределами Шамбалы» (см. Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. Сайт koob.ru.).
Если говорить о возможной «формуле» Шамбалы, своего рода «послании» Шамбалы всему человечеству, то, очевидно, следует указать на «лотосовую» формулу «Ом Мани Падме Хум», «формулу» для достижения понимания Мира и Человека, понимания предназначения этого Мира и предназначении Человека в этом Мире. Раскрыть сакральный, глубинный смысл и непреходящее значение этой «формулы» для развития общей Духовной Культуры и создания настоящей истинной Цивилизации человечества, возможно, в этом и состоит благородная миссия Российской Тантрологии, которой надлежит должным образом обратиться не только к феномену Тантры, но и к феномену Шамбалы.

* * *

3. «ФОРМУЛА» ОТ ШАМБАЛЫ.

«II. Кризис современности. Сакральная история. Обновление Эзотерической Традиции. Почему потребовалось обновление прежних религиозных традиций и подходов к вере на глобальном уровне? Для ответа на этот вопрос придется обратиться к истории человечества вообще и к проблемам ХХ в., возникшим перед людьми, в частности.
XX век — и об этом писали многие выдающиеся умы человечества — подытожил все наихудшие тенденции человеческой истории и подвел жителей планеты к опасно близкой гибельной черте, за которой всех может ждать катастрофа и закономерное возмездие. Прогресс материальных внешних форм жизни, выразившийся в создании мощной техногенной цивилизации, привел к деградации внутренней душевной сущности человека, дегуманизации его сознания и очерствению сердца. В то же время жесткие острые щупальца цивилизации опутали планету, изрезали ее живое тело железными проводами, соединившись в единую промышленно-информационную сеть, в целостный и страшный в своем единстве организм, который объективно работает на разрушение гораздо мощнее, нежели ранее. Если ранее раздробленность человечества на отдельные культуры и экономические региональные оазисы хотя и замедляла движение промышленной эволюции, науки и техники, но в то же время давала возможность сохранять природу и душу в чистоте и целостности, то в ХХ в. гигантский технический монстр, объединив людей в энергетическое поле комфорта и цивилизации, отнял у них право на свободную жизнь души. Парадоксально, но, несмотря на это, объединение человечества на идеях всеобщего тяготения к комфорту и поглощению информации, цивилизация разъединила людей в душевном плане, капитулировав перед резко возросшим точечным эгоистическим самоощущением современного человека. В последнем столетии прогресс поработил человечество гипертрофированной стимуляцией потребности к удобствам и пустым удовольствиям, сделав маленькое эгоистическое «Я» верховным божеством. Техника с ее изощренными средствами закрепила в людях алчную склонность требовать немедленного результата в своих индивидуалистических действиях и завершила процесс превращения массового человека в жадного агрессивного автомата, ради достижения цели охотно попирающего тысячелетиями складывающиеся этические нормы. Этика в восприятии подобного массового человека стала досадной помехой, синонимом скуки, превратилась в набор внешних правил, слегка окрашенных в сентиментальные тона. Религия в большинстве проявлений стала пустой формальностью, не нуждающейся в сакральных мистических глубинах, тайнах и таинствах. Прежде всего, это проявилось в Протестантизме, поскольку Католичество и особенно восточное Православие все же поддерживало неугасающий огонь живой веры. Но западная протестантская религия во многом превратилась в теплохладную идеологию, чей высокопарный флер едва прикрывал жажду материальной выгоды, идеологию, осужденную еще Иоанном Богословом в «Апокалипсисе». «Бог умер!» — провозгласил в начале века Фридрих Ницше. Если в эпоху Реформации и создания протестантской этики Высшее Начало требовалось как верховный судья, санкционирующий право человека на собственность и освещающий его частнопредпринимательскую активность, то сейчас человек сам стал себе судьей, не нуждающимся в высшей санкции. Стало удобнее опираться лишь на собственное «Я».
Десакрализация отдельной личности привела к десакрализации государства. Королевская власть в европейских государствах, имевшая священный статус, постепенно утратила в сознании людей свое высокое значение и была заменена республиканским правлением с его идеей либерализма и такого удобного государственного устройства, которое потакало бы наиболее примитивным потребностям человека. Результатом расцвета буржуазно-демократического устройства, распространившегося в Европе в ХIХ в., явился дальнейший рост напряжения в человеческом обществе, накапливание в межличностных и межгосударственных отношениях энергий ненависти, зла, соперничества, зависти, критическая масса которых способствовала в начале ХХ в. втягиванию множества государств в глобальный кризис — первую мировую войну. Обильные жертвы и страдания разрядили лишь часть сгустившегося всемирного зла и породили новый виток кармы разрушения. Первой реакцией на кризис буржуазного либерализма стало возникшее вначале левое отклонение от траектории общего пути — большевистская революция, а затем как ответ и отклонение вправо — феномен фашизма. Ужасающие жертвы второй мировой войны несколько разрядили удушающую злобу, но не решили ни одной проблемы кризиса. Ненависть одних народов к другим сохранилась, едва прикрытая цивилизованно-правовым лицемерием. Богатые страны еще более изощренно продолжали грабеж бедных и менее сильных. Культ грубой силы, подкрепленный изобретением чудовищных по разрушительности видов оружия, сделался нормой международной политики. Технократический натиск на природу возрос в геометрической прогрессии. Пошлость культуры, искусства, нравов далеко превзошла декадентские выверты начала века, ныне представляющиеся почти невинными. Планета стала перед реальной угрозой гибели, в которой смешалось и переплелось все — и перспектива экологических катаклизмов, и тревожные зарницы возможного ядерного апокалипсиса, и глубокое разложение сознания человечества. Люди в своем подавляющем большинстве потеряли ощущение правды, чувство смысла бытия, знание путей выхода из тупика. Прежние духовные идеалы, сдерживающие моральные тормоза и путеводные звезды религиозных истин утратили свою сдерживающую и притягательную функцию.
Между тем время планетной эволюции на земле подошло к своему рубежу, к решающему часу испытаний. И хотя религии предпочитали называть этот рубеж Страшным Судом или концом света, эзотерические учения предпочитали говорить о смене человеческой расы, сопровождающейся крупнейшими потрясениями, грозящими всеобщей гибелью, но при благоприятном сценарии событий обещающей стать концом тьмы. Внимательное изучение духовного состояния планеты позволило сделать вывод о большой вероятности гибельного сценария, поскольку люди оказались не готовыми к преображению своего духа и принятию очищающих огненных энергий, идущих из космоса к земле с целью ее очищения. Материалистическое мировоззрение и атеизм стали повсеместными и не позволяли задуматься о глубинных причинах происходящего кризиса. Религиозность все сильнее превращалась в формальное отправление культовых обязанностей, а религиозные пастыри в своем большинстве утратили ясное понимание путей общественного выхода из кризиса.
Все перечисленные тенденции разложения и распада цивилизации появились, конечно, не в ХХ в., но значительно раньше, а многие из них уходят в толщу истории задолго до Рождества Христова. Движущей силой истории сокровенные учения считают человеческие устремления, сумма которых в каждом конкретном случае предопределяет конкретные следствия, результаты и судьбы государств во всех областях жизни. Сегодняшние устремления людей — носителей исторического потока — закономерно обусловлены их предшествующими устремлениями. Но помимо движущих сил истории есть силы ее направляющие, помимо видимого пласта истории есть слой невидимый, есть метаистория, творимая из сферы духа. Субъектами или творцами метаистории являются наиболее сознательные и духовно продвинутые люди, самые совершенные из которых уже поднялись на несколько ступеней вверх по сравнению с уровнем человеческой эволюции. Речь идет о Великих Учителях Востока — Гималайских Махатмах. Именно Великие Учителя еще на заре человеческой истории приняли на себя многотрудную и неблагодарную миссию направлять и ускорять движение человеческой эволюции. Как гласят эзотерические учения, они беспрерывно воплощались в царей, вождей, полководцев, пророков, духовных жрецов, учителей, святых, обучали людей ремеслам, основам морали и религии. Все мировые религиозные откровения и провозвестия были посланиями небес, переданные через благородный канал помощи, реализуемый через духовную волю Великих Учителей. Когда прежние откровения и религии приходили в упадок, становились формализованными, застывшими системами обрядов, Махатмы придавали им обновляющий импульс, посылая энергичных реформаторов и святых, или же основывая новую религию. Кроме того, наряду с явленными вовне и широко распространенными религиями, они поддерживали сокровенные Белые Школы и Учения, где скрытая Традиция Тайного Знания пребывала и поддерживалась в незапятнанной чистоте и успешно противостояла многочисленным черным ложам.
К середине ХIХ в. духовная ситуация в мире резко ухудшилась. Волна грубого материализма, окутавшая планету, выступила представительницей будущего всплеска технократии, экологического кризиса, опустошения природы и человеческой души, переполненной ненавистью. Стало очевидно, что прежние меры воздействия и прежняя стратегия в духовной области уже не работают в достаточной мере. Время требовало изменения духовной стратегии в плане соотношения между традиционными и нетрадиционными формами религии в пользу высоких нетрадиционных, которые, по сути, являются обновленным продолжением традиции. Требовался новый язык и новый более всеобъемлющий подход к проблеме совершенствования. Совершенствование из категории благого пожелания превратилось в категорию выживания, в единственное и решающее условие эволюции. Великие Учителя столкнулись с необходимостью изменить свой привычный подход тщательного дозирования истины и обнародовать сокровенные знания о Космосе, человеке, конкретных методах совершенствования и духовной практики. Первым этапом этого обнародавания стала миссия Е.П.Блаватской, основавшей в ХIХ в. Всемирное Теософское Общество и выпустившей в свет свою знаменитую «Тайную Доктрину», которая содержала в себе синтез сокровенной философии, религии и науки. Следующим шагом было появление на свет Агни-Йоги, для получения, утверждения и распространения которой главными фигурами были выбраны Н.К. и Е.И.Рерихи».

(Агни-Йога. В 5-ти томах. Предисловие, комментарии, словарь. М. Рипол-Классик. 2004г.)

Таким образом, согласно выше приведенной цитате, Теософия Е.П.Блаватской (конец XIX в.) стала своеобразным «первым этапом обнародования сокровенных знаний о Космосе, Человеке, конкретных методах совершенствования и духовной практики», а также «синтеза сокровенной философии, религии и науки». Следующим шагом или вторым этапом явилась Агни-Йога или Живая Этика семьи Рерихов (начало XX в.). Несомненно, это были «итоги» встреч Востока и Запада в попытке выработать единую «формулу». Сегодня XXI в., духовный опыт Востока и духовный опыт Запада пришли в непосредственное соприкосновение. Приведет ли такое соприкосновение к дальнейшему развитию нашей Цивилизации, или к образованию новой Духовной Культуры, а может быть к искажению и утрате духовных ценностей и традиций Общей Культуры? Останется ли Восток Востоком, а Запад Западом? Возможно, сегодня уже наступило время поиска и выработки новой единой «формулы».
Еще раз обратим внимание на то, о какой «формуле» может идти речь (см. статью 3.4.3. «Восток и Запад: перспективы единой формулы». (ч.3). п.3. О какой «формуле» может идти речь?). По всей видимости, речь должна идти о поиске единой «формулы» понимания не просто Востока Западом, а Запада Востоком, а взаимного понимания Мира и Человека, взаимного понимания предназначения этого Мира и предназначении Человека в этом Мире, поскольку речь сегодня идет не просто о сосуществовании Востока и Запада, а о диалоге Востока и Запада, более того, речь идет о взаимопроникновении культур Востока и Запада, о развитии Общей Духовной Культуры и создании настоящей истинной Цивилизации человечества.
Уже были рассмотрены варианты возможных «формул» от Теософии, Агни-Йоги, Российской Тантрологии (см. статью. 3.4.3. «Восток и Запад: перспективы единой формулы». (ч.3). п.4. «Формула» от Теософии; п.5. «Формула» от Агни-Йоги; п.6. «Формула» от Российской Тантрологии). Теперь пришло время обратить внимание на феномен Шамбалы и попытаться найти «формулу» от Шамбалы — своего рода «послание» Шамбалы всему человечеству. Попытаться сделать это можно было бы, например, через исследования легенд и мифов о Шамбале, представлений о Шамбале, описаний Шамбалы, существующей информации о Шамбале. Например, вот что пишет Джеймс Редфилд (см. Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. Сайт koob.ru.), американский писатель (р. 1950г.), преподаватель и кинодраматург, получивший известность после публикации своих книг «Селестинские Пророчества» (The Celestine Prophecy) в 1993г. и «Десятое Пророчество» (The Tenth Insight: Holding the Vision) в 1996г.

«От автора. Работая над книгами «Селестинские Пророчества» и «Десятое Пророчество», я ощущал полную убежденность в том, что культура человечества развивается путём последовательно сменяющих друг друга пророчеств и откровений в жизни и в духовной сфере, пророчеств, которые можно описать и документально зафиксировать. И последующий ход событий только углубил во мне это убеждение.
Мы всё больше и больше осознаём, что за внешними явлениями жизни совершается некий духовный процесс. Благодаря этому, мы преодолеваем чисто материалистическую картину мира, которая сводит жизнь к борьбе за выживание, поддерживает религию, ограничивающуюся воскресной службой, и использует всевозможные игрушки и развлечения для преодоления страха перед жизнью. Мы же, хотим, чтобы жизнь была исполнена мистических совпадений и внезапных интуитивных прозрений, указывающих нам верный путь по эту сторону бытия, подталкивая к конкретным фактам информации и опыта, словно некто ведёт нас по пути, предначертанному судьбой. Такая жизнь во многом напоминает своего рода детективную историю, ключи к разгадке которой нам приносят пророчества, следующие одно за другим.
Мы сознаём, что нас ожидает реальный опыт переживания Божественного внутри нас самих, и если мы обретаем связь с ним, наша жизнь исполняется ясности и интуиции. Мы начинаем воспринимать откровения о нашем предназначении, о той миссии, которую мы можем и должны исполнить, если сумеем отказаться от негативных привычек и установок, будем относиться к людям, исходя из определённых этических норм и будем следовать велениям сердца.
Поистине, благодаря «Десятому Пророчеству», эта перспектива расширяется ещё больше, включая в себя всю полноту явлений истории и культуры. Достигнув определённого уровня, мы все начинаем сознавать, что сошли с неких небесных высей в это земное измерение для того, чтобы исполнить своё особое предназначение: постепенно, поколение за поколением, создать на этой планете чисто Духовную Культуру. Но, как только мы проникнемся пониманием этого пророчества, вселяющего в нас новые силы, нам открывается новое, Одиннадцатое Пророчество. <…>.
В самом деле, я убеждён в том, что мы, наконец-то, находимся, как бы, на грани осознания того, что наши интеллектуальные устремления и замыслы, молитвы и даже сокровенные мечтания и порывы оказывают непосредственное влияние не только на наш собственный успех в жизни, но и на успехи окружающих.
Эта книга, основанная, как на моём собственном опыте, так и на событиях в жизни окружающих, представляет собой, своего рода, иллюстрацию к следующему этапу развития сознания. Я убеждён, что это пророчество уже начинает воплощаться в жизнь, становясь предметом тысяч и тысяч бесед на духовные темы, тянущихся далеко за полночь, и скрываясь за вспышками ненависти и страха, которые всё ещё присущи нашей эпохе. И нашей единственной задачей в жизни, как и прежде, остаётся жить, согласно своим представлениям, стремясь обрести… и распространить слово Истины. (Джеймс Редфилд. лето 1999г.).
2. Зов Шамбалы. Я вопросительно посмотрел на Джампу, но тот ответил мне мягким, умиротворяющим взглядом.
— Я понимаю, у вас наготове немало вопросов, — проговорил он. — Позвольте мне рассказать вам всё, что в моих силах. Мы — представители особой школы на Тибете. Наши взгляды не совсем типичны. На протяжении многих веков мы твёрдо верим, что Шамбала — это вполне реальное место. Мы храним Знание, заключённое в легендах, в Устной Традиции, не менее древней, чем Калачакра, посвящённая единению истин всех религий. <…>.
— Как вы представляете себе Шамбалу? — в свою очередь, спросил лама.
— Я всегда считал её неким воображаемым местом, порождением фантазии. Нечто вроде Шангри-Ла. Лама в ответ покачал головой и убеждённо ответил:
— Напрасно. Она реально существует на Земле, являя собой неотъемлемое звено человечества.
— Почему же тогда никому до сих пор не удалось отыскать её? И почему многие убеждённые буддисты говорят о Шамбале, как об особом качестве духа и только в переносном смысле?
— Да потому, что Шамбала представляет особый образ бытия. Именно так о ней и подобает говорить. Но Шамбала — это и вполне реальное место, куда люди попадают, благодаря особым заслугам, вступая в общение с другими. <…>. Мы храним священные знания, легенды, рассказывающие о контактах с этой священной страной избранных. Мы должны хранить эти знания в тайне, ибо ожидаем время, когда Шамбала явит себя миру и станет открытой для всех людей. <…>. Легенды гласят, — продолжал лама, — что каждое поколение обитателей Шамбалы имеет определённую миссию. Она всем известна, и все её обсуждают. То же самое можно сказать и о культурах человечества за пределами Шамбалы.
11. Тайна Шамбалы. <…>.
— Ты понял, в чём заключается суть? — спросил он. — Всё дело в информации, то есть, в проблеме Одиннадцатого Пророчества. Осознание действенности молитвенных полей выводит человеческую культуру на следующий этап развития. Когда мы постигли Десятое Пророчество, гласящее, что целью человечества на этой планете является создание идеальной Духовной Культуры благодаря исполнению воли Провидения, нам ещё не было открыто всё. Мы не знали, как именно следует исполнять её. Точнее говоря, нам не были известны все детали того, как использовать веру и ожидания на энергетическом уровне. И вот теперь нам это известно. Теперь нам открыта реальность существования Шамбалы и тайна молитвенных полей. Мы можем воспринимать Духовный Мир и действовать так, чтобы своей творческой силой способствовать его установлению на Земле. До тех пор, пока мы не научимся осознанно использовать эту силу во благо Духовной Эволюции, человеческая культура не сможет развиваться дальше…».

(Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. Сайт koob.ru.)

Итак, обратим внимание на некоторую информацию о Шамбале и некоторые описания Шамбалы, чтобы попытаться уловить хоть какой-нибудь намек на своего рода «послание» Шамбалы всему человечеству, из которого можно было бы вывести своеобразную «формулу» от Шамбалы, «формулу» понимания Мира и Человека, понимания предназначения этого Мира и предназначении Человека в этом Мире, в интересах развития Общей Духовной Культуры и создании настоящей истинной Цивилизации человечества.

Как объясняет буддийская традиция, Шамбала — это не совсем обычная страна, подобная всем другим, существующим на нашей Земле во внешнем мире. В рамках самого Буддизма тема Шамбалы появляется только внутри Тантрической Йоги Вадржраяны (иначе — «тайной мантры» или «тайного наговора», тиб.: gsang sngags). И появляясь в традиции Буддийской Тантры, Шамбала имеет значение для Буддизма только в плане ее связи с системой Калачакры — то есть не благодаря Шамбале как мифу, как идеальной стране, буддийской утопии или земле апокалиптической миссии появляется в Буддизме учение Калачакры, но, наоборот, — благодаря учению Калачакры появляется и сама тема Шамбалы (как мифа, как идеальной страны и т.д.). Калачакра для Шамбалы — «сертификационный пропускной билет» в Буддизм.
Вот, например, как объясняет Его Св. Далай-лама Тэнзин Гьяцо смысл Шамбалы: если другие тантрические системы были связаны с отдельными личностями (как, например, «Гухьясамаджа-Тантра» — «Свод тайн» был связан с Индрабудхи), то «Калачакра-Тантра» оказалась связана с целой страной. И это внутренняя, глубоко присущая связь — со всей структурой страны: девяноста шестью областями, князьями, всем окружением.
И все же, — говорит Далай-лама, — если вы разложите карту и начнете искать Шамбалу, она будет необнаружима. Она скорее похожа на чистую землю, которая для тех, чья карма и заслуги еще не созрели, не может быть сразу увидена и открыта для посещения. Так же, как обстоит дело, например, с чистой землей Радостной (санскр.: Тушита, тиб. dga’ ldan), с горой Дала и другими, даже хотя Шамбала и является настоящей землей — настоящей чистой землей, она не может быть тотчас доступна для простых людей тем же образом, как если покупают куда-нибудь авиабилет. Может быть, в будущем, когда разработают технологии, при которых можно двигаться быстрее света, тогда вы сможете туда полететь — но билеты могут быть дороги! Нет, в действительности, мы можем считать за билет свои праведные действия — и от нас требуется некоторое богатство праведности, чтобы попасть туда».

(Шамбала в буддийской традиции: история и география. Сайт kalachakra.ru.)

«Шамбала и ее цари. Шамбала — страна, где возрождаются лишь посвященные, — отделена от остального мира рекой Сита и окружена двумя рядами снеговых хребтов, острых словно зубы. На картинах она изображается в виде восьмилепесткового лотоса, т.е. круга, разделенного на восемь частей снежными хребтами. Так языком символов передается, что в этой стране Учение достигло сознания каждого, что вся страна следует Восьмеричному Пути. В центре в своем дворце Калапа сидит Рудрачакрин (Ригден Джапо). Вокруг расположены девяносто три дворца его вассалов.
Рудрачакрин — один из тридцати двух царей Шамбалы. Первый царь этой страны, Сучандра, живший одновременно с Шакьямуни, совершил магическое путешествие в Индию по воздуху и получил непосредственно от Просветленного «Калачакра-Тантру». Согласно некоторым тибетским источникам, в настоящее время правит двадцать девятый царь Шамбалы.
На картинах рядом с изображением Шамбалы всегда предстает последняя битва, где Рудрачакрин повергает всех врагов Учения. Иногда рядом с царем скачет его генерал Хануманда со знаменем. Следует помнить, что образ этой битвы просвещенными монахами воспринимается отнюдь не буквально, поскольку любое убийство Буддизм безоговорочно осуждает, называя его первым из «десяти черных грехов». Картина Последней Битвы должна пониматься как символическое изображение победы мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. В результате такой победы невежественные, греховные люди действительно перестанут существовать, но отнюдь не потому, что они будут убиты, а потому, что они преодолеют свои заблуждения и пороки.
На картине изображен Рудрачакрин в образе гневного божества. Его трон украшен Колесом Закона. Царь Шамбалы в доспехах, его волосы стоят дыбом, в его правой руке ваджра, левая рука в мудре поучения. Он объят красным пламенем. В низу картины — лотос и Триратна на фоне пейзажа. В облаках над головой Рудрачакрина — Панчен-лама III, который, по преданию, был непосредственно связан с Шамбалой. Ниже его — Манджушри; еще ниже — царь Шамбалы Манджушрикирти, который написал краткую версию «Калачакра-Тантры» — «Лаху-Калачакра-Тантру», которая используется для практик духовного совершенствования. Эта картина старинной тибетской работы, к сожалению сильно поврежденная, была подарена Музею А.А.Кочаровым, профессором тибетской живописи в Сарнатхе (Индия)».

(Баркова А.Л. Буддийская живопись в собрании МЦР.
Театральная библиотека. Сайт lib.vkarp.com.)

«Судя по обстоятельствам первой проповеди Калачакры, эта ваджраянская система тесно связана с землей Шамбала. Шамбала лежит на север от Индии и Гималаев. Она находится на север от реки Ситы (отождествляется с рекой Тарим в Восточном Туркестане). Это земля подвижников Тантры, и сама ее география отражает этот факт. Шамбала сформирована в виде гигантского Лотоса с восемью лепестками. Внешний периметр целого Лотоса сформирован кругом великих снежных гор, так же как периметр перикарпия (внутреннего круга), который образует центральную треть всей страны. Границы-зазоры лотосовых лепестков сформированы реками и снежными горами, а вся земля покрыта прекрасными озерами, прудами, лугами, лесами и рощами.
Центральная сердцевина (перикарпий) Шамбалы несколько приподнята над окружающими лотосовыми лепестками, и на ней стоит столица Шамбалы — Калапа. Калапа имеет двенадцать лье в ширину, и ее дворцы сделаны из золота, серебра, бирюзы, кораллов, жемчугов, изумрудов, лунного хрусталя и других драгоценных камней. Калапа сверкает таким блеском, что диск полной луны над ней — просто бледное пятно. Свет, отбрасываемый зеркалами на внешних стенах дворцов, настолько ярок, что ночь невозможно отличить ото дня.
Троны во дворцах возведены из наичистейшего кованного золота и из золота реки Джамбу. Напротив тронов находятся хрустальные смотровые стекла, которые позволяют смотреть на далеком расстоянии. На потолке есть особенные круглые хрустальные «небесные огни», позволяющие обозревать дворцы, богов и парки солнца, луны и звезд, так же, как и вращающиеся небесные сферы и даже зодиак, все так, словно бы оно было перед вами. В окружение тронов во дворцах имеются решетчатые экраны, сделанные из сандалового дерева, которые источают благоухания, ароматизирующие воздух на мили. Кушетки и подушки изготовлены из превосходных, наиболее драгоценных тканей. Если коротко, то каждое строение в Калапе стоит много великих гор золота.
На севере Калапы есть лесистые, скалистые, кристальные вершины. На гранях пиков есть рисунки очень большой высоты, изображающие Будд и богов. Когда на них смотрят с расстояния, тогда эти изображения очень ясные, а когда смотреть вблизи, они делаются неразличимы. Там есть сто тысяч этих образов, по десять тысяч каждого из десяти Бодхисаттв: Бхадрапала, Мерусикхарадхара, Кшитигарбха, Манджушри, Авалокитахалахала, Арья Тара, Гухьякадхипати Ваджрапани, Деви Кесини, Парамартхасамудгата и Майтрея.
На юге селения Калапы есть роща радости из сандаловых деревьев. Она двенадцать лье в ширину, так же, как и селение Калапа. На востоке рощи есть миниатюрное озеро Манаса, двенадцать лье в ширину. На западе есть белое лотосовое озеро такого же размера. Люди, боги и наги развлекаются себя в этих озерах в лодках, сделанных из драгоценностей.
Роща радости из сандаловых деревьев находится между двух озер, а в середине рощи есть мандала — священный круг Владыки Круга Времени — Бхагавана Калачакры, сделанный царем Сучандрой. Эта мандала состоит из божеств мужского и женского рода, и она исполнена из пяти драгоценных материалов: золота, серебра, бирюзы, кораллов и жемчуга. Эта мандала трехмерная, квадратная, четыреста локтей в ширину.
Вовне находится мандала Тела. Она квадратная, имеет четыре входа, четыре портала и украшена восемью кладбищенскими землями. Она окружена пятью оградами и вовне украшена четырьмя кругами земли, воды, огня и ветра, а затем кольцом ваджров. Диаметр ваджрного круга — восемь сотен локтей.
Мандала Речи находится в середине мандалы Тела. Она квадратная и вполовину меньше по размеру, чем мандала тела. Она имеет четыре входа и украшена четырьмя порталами. Она окружена тремя оградами.
Мандала Духа вполовину меньше по размеру, чем мандала Речи. Она квадратная, имеет четыре входа и украшена четырьмя порталами. Она окружена пятью оградами.
Мандала Гнозиса (тиб.: ye shes — исконно-Знание) вполовину меньше по размеру, чем мандала Духа. Она изукрашена шестнадцатью колоннами. Восьмилепестковый лотос вполовину меньше по размеру, чем круг Гнозиса (исконно-Знания). Одна треть лотоса — это его сердцевина (перикарпий).
Так, мандалы Тела, Речи и Духа наделены всеми предписанными характеристиками. Они увешаны подвесками и полу-подвесками из жемчуга. На них есть с украшенная драгоценностями каймы-гобелены, балдахины и деревья бакули. Их освещают зеркала, полумесяцы и колокола. Эта мандала была воздвигнута Царем Сучандрой, но есть там, в роще, также много других превосходных мандал, которые были воздвигнуты царями, последовавшими за ним.
Калки (Царь преемственности) Шамбалы завязывает свой узел волос на макушке своей головы; он носит тайное облачение на волосах, сделанное из волос мертвого льва, и корону, отмеченную символами пяти родов Будд. Он одет в костюм Вселенского Правителя (Чакраварти-раджа), и удачливые люди могут обрести хороший путь, если просто увидят или коснутся его. Составляющие эмблемы Калки кольца в ушах или браслеты на руках и ногах сделаны из золота реки Джамбу. Свет от его украшений смешивается со светом, который происходит от белого и красного сияния его тела. Оно сияет до горизонта: оно такое сверкающее, что даже боги не в силах переносить его.
У Калки есть великолепные министры, генералы и много великих цариц. У него есть охрана, слоны и слоновьи дрессировщики, кони, повозки и паланкины. Его богатство и богатство его подданных, власть его чудодейственных наговоров, наги, демоны и злокозненные силы, ему служащие, богатство, ему подносимое киннарами (чудесными существами, соединяющими в себе людей, богов и животных), качество его еды, — все таково, что в этом не может с ним состязаться сам Владыка богов.
Поскольку Калки имеет много цариц, у него множество сыновей и дочерей. Однако, когда тот, кто становится Калки, рождается (неважно при этом, старший он сын или нет), проливается дождь из белых лотосовых цветов и за неделю до его рождения макушка его тела излучает свет, как будто светозарная драгоценность. А мать-царица, дочь одного из девяноста-шести сатрапов Шамбалы, выделяется тем, что во время ее рождения ниспадает дождь голубых лотосов и громадный прежде неизвестный цветок вырастает прямо перед ее домом. Калки и его царицы имеют четыре цели в жизни: чувственное наслаждение, богатство, нравственность и Освобождение. Они никогда не болеют и не стареют и, хотя наслаждаются постоянно чувственным удовольствием, их добродетель никогда не идет на убыль. У Калки бывает не больше, чем один или два наследника, но у него много дочерей, которых даруют как ваджринь (ваджрных дев) во время посвящений, которые проводятся ежегодно в полнолуние месяца Чайтра.
Каждый из восьми лепестков лотоса Шамбалы имеет в своем составе 120 миллионов деревень. И так, если сложить их вместе, в Шамбале получится 960 миллионов деревень. Каждые десять миллионов деревень управляются сатрапом, и всего получается девяносто шесть сатрапов. Эти сатрапы обучают Калачакре до тех пор, пока продолжает существовать Дхарма Будды. Большинство из них являются практиками тайного наговора. Каждый из девяноста шести сатрапов имеет чудодейственные средства: когда требуется послать гонца, гонец мгновенно прибывает туда, куда пожелает сатрап.
Дома в этих 960 миллионах деревень Шамбалы — это приятные двухэтажные домики, схожие с домами в Индии. Люди, рожденные в Шамбале, обладают прекрасными телами и внешностью, и они очень богаты. Даже те, кто имеет сравнительно мало богатства, обладают примерно ста сокровищницами, полными драгоценностей. Люди Шамбалы носят головные уборы и белые или красные хлопковые одеяния. Женщины носят белые или голубые декоры, вышитые и расписанные прекрасными рисунками.
Народ Шамбалы живет в согласии с очень мягкими законами – заключение в тюрьму и применение палок здесь неведомо. Здесь абсолютно нет болезней, голода и тому подобного. Люди по своему естеству хорошие, умные и склонные к добродетели. Большинство людей, рожденных в Шамбале, достигают состояния Будды в течение этой самой жизни посредством Гухьясамаджи («Свода тайн»), Самвары («Круг наивысшего блаженства»), Хеваджры («О!-Ваджр»), Калачакры и других тантрических систем Ануттара-Йоги. Большинство из них достигают таких самадхи (средоточение), которые описаны в сутрах Запредельной мудрости (Праджняпарамиты). Даже слуги мирян, которые не практикуют медитацию, способны достичь чистой земли методом переноса сознания.
Монашество и разные священные репрезентации Тела, Речи и Духа Будды (такие как образы, тексты, ступы и т.д.) получают безмерное уважение и почитание в Шамбале. Похоже, что большинство монахов там обеспечиваются со стороны слуг-нагов (водяных) или асуров (демонов) посредством силы магических наговоров, но в целом монашество не имеет в имуществе прекрасных вещей. Они ходят с непокрытыми головами и босоногие и только имеют три монашеских предмета и чашу для подаяний: они предельно благочестивы по отношению к малейшему из обетов Винаи.
Все достоверные учения Будды, которые существуют на южном континенте — Джамбудвипе (который включает Землю), имеются в Шамбале. От мельчайших практик восемнадцати школ Вайбхашики, таких как правила для монашества относительно полоскания рта до и после еды и включая писания и комментарии по четырем классам тантр Махаяны, все здесь представлено. В частности, учения ламы Цонкапы и его учеников были чудесным образом перенесены сюда в Шамбалу из Тибета героями, чудодеями и Калками Шамбалы».

(Описание Шамбалы. Сайт kalachakra.ru.)

«Что такое Шамбала? Человек, знакомый с оккультизмом, может ответить достаточно просто: Шамбала — это место где-то там, в Гималаях, где пребывают мудрецы — махатмы, управляющие духовной эволюцией земли. Такой ответ, скорее всего, будет самым частым, конечно, если задать его человеку, знакомому с популярным оккультизмом в изложении Блаватской-Рерихов. Но будет ли он правильным? В данной статье мы попытаемся провести небольшое расследование. Познакомимся с оккультным учением о Шамбале, как оно представлено в Теософии и Агни-Йоге. Сравним оккультный вариант учения о Шамбале с его буддийским аналогом. Почему с буддийским? Потому что, на взгляд автора, саму идею Шамбалы оккультисты позаимствовали из Буддизма, при этом фактически полностью исказив ее первоначальный смысл. Но сразу же хочется отметить, что автор не ставит своей целью как-либо разбирать буддийский вариант учения о Шамбале и оценивать его, так как этот вопрос находится вне рамок данной работы. Пересказ буддийского варианта учения о Шамбале будет краток. Связано это с тем, что на взгляд автора, полемика с буддистами и оккультистами в рамках одной статьи нецелесообразна, учитывая имеющиеся между ними серьезные доктринальные различия. Такой подход, скорее всего, вызвал бы в головах читателей путаницу и создал бы ряд трудностей в выстраивании логики изложения материала. В завершение статьи мы попытаемся дать христианскую оценку оккультному учению о Шамбале.
Итак, что же такое Шамбала с точки зрения Блаватской-Рерихов? Автор попытается кратко пересказать их позицию. Теософия и Агни-Йога учат, что на земле существуют так называемые «Белые Братья», которые являются на ней главными представителями «сил света». Часть из них находится в физических телах, часть — в тонкоматериальных телах. Основная «цитадель» Братства называется Шамбала. Шамбала — это место связи физического и духовного миров. Основатели Шамбалы пришли с других планет. Иисус Христос среди них. Географически Шамбала расположена в Гималаях, куда в начале эволюции Земли упал метеорит, посланный с Ориона. Орион курирует эволюцию Земли, через метеорит осуществляется связь с ним. Часть метеорита посылается в разные места земли, где «махатмы» хотят произвести новый эволюционный толчок, называется эта часть метеорита «Чинтамани». Возглавляет Шамбалу, как утверждают Рерихи, Майтрейя: «Владыка Майтрейя пребывает сейчас в Образе Владыки Шамбалы…». Перед Белым Братством стоят три основные задачи: 1. Разработка планов дальнейшей эволюции Земли; 2. Контакт с другими мирами; 3. Осуществление своих планов на Земле и исследование свойств материи и духа. Значительное число оккультистов считают, что Блаватская и Рерихи были посланцами Шамбалы.
Теперь перейдем к оригинальным оккультным текстам и посмотрим, что они говорят о Шамбале и какие «доказательства» ее существования находят в традиционных религиях. В «Теософском Словаре» Е.П.Блаватской мы можем прочитать: «Шамбала (Санскр.) — исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в «Пуранах», откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. «Калки» — это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан. Одни говорят, что все эти «вестники» должны появиться «перед разрушением мира»; другие — что перед концом Кали-юги. Именно в Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции), тогда как Оккультизм помещает ее в Гималаях». В Агни-Йоге утверждается: «Шамбала — необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обитель гор. Явленная высота Гауризанкара (одна из вершин в Гималаях) помогает магнитному току. Лестница Иакова — символ Нашей Обители». Также в Агни-Йоге говорится: «В сказаниях говорится о Беловодье и Иерусалиме Небесном, — оба сказания имеют отношение к Нашей Обители». Из вышесказанных цитат можно сделать несколько выводов: оккультисты считают, что Калки индуистов, Майтрейя буддистов, Сосиош парсов и Иисус Христос в своем Втором Пришествии — это одна и та же Личность. И прийти эта Личность должна из Шамбалы.
Где находится оккультная Шамбала? Из «Теософского Словаря» следует, что Шамбала находится в Гималаях. При этом нужно учесть, что Шамбала, согласно учения оккультизма, может быть только одна. Это следует хотя бы из их утверждения, что Шамбала основана на месте падения метеорита посланного с Ориона, а такой метеорит был один, по крайней мере, информации о втором «даре Ориона», автор нигде в трудах Рерихов не нашел. Из чего несложно сделать вывод, что оккультная Шамбала может быть только одна, а значит, и находиться она может только в одном месте! Ведь как писала Елена Рерих: «Могут спросить об обстоятельствах нахождения камня (мифический метеорит с Ориона). Именно место его появления и легло в основание Шамбалы, усугубляя химическое значение Обители (Шамбалы». «Сам Камень хранится в Общине (Шамбале), но осколок его (Чинтамани) снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям».
Парадокс заключается в том, что сами оккультисты указывают разные места нахождения Шамбалы. Например, в «Тайной Доктрине» Блаватской сказано, что Шамбала находится в пустыне Гоби: В письмах Елены Рерих можно найти намек на Среднюю Азию. Как мы можем видеть в оккультных источниках, место нахождения Шамбалы не указывается ясно, и имеются серьезные противоречия, так как вряд ли даже самый ярый оккультист будет отрицать тот факт, что пустыня Гоби, Средняя Азия и Гималаи географически находятся в разных местах!
В Буддизме Шамбала — это полулегендарная страна со столицей Калапа, которую обычно размещают к северу от Индии. Впервые о Шамбале упоминается в «Калачакра-Тантре». Слово «Калачакра» в переводе с Санскрита означает круг (круговорот) времени. Как пишет профессор Александр Берзин: «Согласно традиции, Будда учил Калачакра-Тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра-Прадеш, в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией и они сберегли эти учения в своей стране». Первым учеником Будды, получившим посвящение в Калачакру, был Сучандра, царь Шамбалы. И далее цари Шамбалы передавали учение Калачакры по линии преемственности друг другу. Согласно «Калачакра-Тантре», население Шамбалы исповедовало Индуизм, в то время как ее правители стали буддистами. Через шесть поколений после Сучандры очередной царь Шамбалы, Манджушрияшаса, стремясь сплотить свой народ перед угрозой возможного вторжения, решил обратить его из Индуизма в Буддизм. Что и осуществил. Сейчас, судя по всему, в Шамбале, если она существует, практикуют Ваджраяну, так как Шамбала — это главное место сохранения изначального учения «Калачакра-Тантры». Согласно тексту «Калачакра-Тантры» о Шамбале, при двадцать пятом ее царе Кулика Рудрачакрине (Калкин), произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла, противниками Буддизма.
Нужно заметить что события, описанные в «Калачакра-Тантре» (шамбалинская война, победа Калкина, тысячелетний золотой век), повествует о событиях относительно близких для нас. После победы Шамбалы будет достаточно длительный период расцвета, но он не будет вечным, и со временем опять начнётся упадок. После упадка вновь будет период подъёма, во время которого придёт следующий Будда — Майтрейя. Когда Будда — Майтрейя придет? Буддисты считают, что он, по всей видимости, придет много позже двадцать пятого царя Шамбалы — Калки. Ибо новые Будды, согласно буддийских взглядов, приходят только тогда, когда учение, открытое предыдущим Буддой приходит в упадок. При двадцать пятом царе Шамбалы учение, напротив, будет в расцвете, т.к. после шамбалинской войны на целую эпоху наступит золотой век.
Оккультисты очень активно заимствуют образы из традиционных религий. Само по себе это не плохо, такие заимствования присутствуют фактически во всех религиозных учениях, а плохо то, что они свое понимание этих образов адресуют традиционным религиям. А это уже является, по сути, обманом. Например, оккультисты имеют право своего мессию называть любым именем, но не имеют право утверждать, что их мессия является тем же, которого ждут буддисты или христиане. Оккультисты очень любят находить то общее, что есть в их учениях с традиционными религиями, но почему-то не хотят замечать те отличия, которые там так же присутствуют.
Из личного общения с профессиональными буддологами (которые были не просто буддологами, но и сами были буддистами) автор статьи узнал, что они Теософию и Агни-Йогу не считают совместимой с Буддизмом и не рекомендуют труды Рерихов тем, кто хочет узнать традиционный Буддизм! Процесс поиска физической Шамбалы различными западными оккультистами у буддистов вызывает иронию: «…поиск Шамбалы как «духовной Шангрилы» на этой планете — довольно бестолковое времяпрепровождение, и тем не менее, процесс этот, наполняя энтузиазмом, распалял воображение многих русских мистиков, включая мадам Блаватскую и Николая Рериха» (см. Избранные труды по буддизму и тибетологии. — М., Открытый Мир. 2006. Часть 2.С.81).
Как выше уже отмечалось, буддисты с Шамбалой связывают учение Калачакры. Высказывалась по поводу Калачакры и Елена Рерих: «Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) — есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете. Но, в действительности, Учение это есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции в третьей расе четвертого круга Земли». Разбирать утверждение, что во всех философских учениях Индии вкраплена Калачакра, бессмысленно, так как многие философские системы в Индии противоречат друг другу, но это отдельный предмет для изучения, и всех желающих этим заняться автор отсылает к специализированной литературе по Индуизму, кому интересно — пусть сравнивает. Заявление Елены Рерих, что якобы Калачакра была дана «на заре сознательной эволюции человечества», так же оставим на ее совести. Буддисты считают, что Калачакру впервые дал Будда Шакьямуни, как один из множества методов для достижения живыми существами состояния Будды.
Что можно сказать, завершая статью? Оккультисты заимствовали образ Шамбалы из Буддизма, полностью исказив его первоначальный смысл. Никаких серьезных доказательств, подтверждающих существование Шамбалы, оккультисты предъявить не могут. Фактически, вся Агни-Йога основана на видениях Рерихов и информации, полученной путем контактирования с духами, которые выдавали себя за «махатм». Как одно из «доказательств» существования оккультной Шамбалы, для оккультистов часто выступают намеки Рерихов об их якобы путешествии туда, чему приходится верить на слово. А учитывая то обилие лжи, которое можно найти как в трудах теософов, так и в трудах Рерихов, автор советует остерегаться верить на слово таким людям. Использование в трудах оккультистов заимствованных образов из традиционных религий и попытки на основании этих заимствований доказать свою религиозную легитимность неубедительны. Сама попытка взять на себя «правильное» толкование иных религий и то, как это делается эзотериками, указывает только на религиозное невежество учителей оккультизма и их последователей, которые принимают всю даваемую от их учителей информацию о традиционных религиях вслепую, не пытаясь ее проверить.
Елена Рерих утверждала будто «…Христианство, в его современной форме, и учение самого Христа — две совершенно разные вещи. Точно так же, как современный Ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами». Может лидерам оккультизма имело бы смысл, перестать обманывать как своих последователей, так и всех остальных, утверждениями о своей религиозной толерантности и прямо заявить: оккультисты отвергают все формы традиционной духовности и считают истинными и правильными только себя, а призывы об объединении всех религий понимаются ими как призыв всех стать оккультистами. Как сказано в Агни-Йоге: «По всему миру люди делятся на сознающих Шамбалу как Высшую Меру, и на отрицающих будущее». Будущее, которое готовит миру оккультная Шамбала, христиане отрицают. И пусть оккультисты молятся Шамбале, христиане, помня слова Священного Писания, где сказано что: «…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12) будут следовать за Иисусом Христом. И молиться только истинному Богу, который раскрыл Себя в Священном Писании и Священном Предании Христианской Церкви. На этом мы завершаем наше расследование и предоставляем читателям по его результатам самим вынести приговор Шамбале».

(В.Питанов. Шамбала под следствием. Сайты nervana.name., pravklin.ru.)

«Феномен Шамбалы. Таинственная азиатская Шамбала, подобно Атлантиде из диалогов греческого мудреца Платона, породила множество противоречивых мнений и споров среди ученых и читателей. С XV-XVI вв. ее пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Легендарную Шамбалу искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. В начале ХХ в. ее поиски продолжили научные экспедиции из разных стран и знаменитая центрально-азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Секретные экспедиции в Тибет для поиска Шамбалы, поддерживаемые на государственном уровне, организовывали российский НКВД и нацистская Германия.
Проблема таинственного царства в центре Азии нашла отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. О великих Махатмах Шамбалы неоднократно сообщали Е.П.Блаватская и Рерихи. Знаменитый русский художник и мыслитель Н.К.Рерих в очерке «Сердце Азии» писал: «Если будет произнесено здесь самое священное слово Азии — Шамбала, вы останетесь безучастны. Если то же слово, будет сказано по-санскритски — «Калапа», вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы — Ригден-Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас. Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии».
С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала, как и миф об Атлантиде, стала классическим примером одной из загадок Центральной Азии. Несмотря на многочисленные письменные свидетельства в исторических хрониках, Шамбала вместе с 96-ю своими провинциями, подобно мифическому азиатскому царству Пресвитера Иоанна, бесследно растворилась в бескрайних просторах Азии и тьме веков.
Многочисленным путешественникам и экспедициям так и не удалось найти никаких подтверждений существования Шамбалы в прошлом. Реальное гималайское царство Шамбала севернее Индии, существовавшее согласно историческим хроникам вплоть до XIV-XV вв. не оставило о себе никаких следов на земле. Сохранились только упоминания о Шамбале в «Калачакра-Тантре» и рассказы о ней в тибетских мифах. Основой жизнестойкости мифа стало пророчество о приходе Мессии из Шамбалы. С течением времени Шамбала стала отождествляться в тантрическом Буддизме с «чистой землей», к перерождению в которой стремятся все истинные буддисты.
О Шамбале стали говорить, как о месте, расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитыми личностями. Учение о духовной сфере Шамбалы заняло центральное место в тайной тибетской доктрине Калачакра. Поиск духовной сферы Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех учеников Калачакры, постичь суть которой можно лишь через сложные медитативные практики достигнув просветленного состояния души.
В современном пересказе древних легенд Азии говорится о том, что в Шамбале живут мудрецы, хранящие эзотерическое знание, которое дает человеку полную власть над миром. Кто заключит договор с Шамбалой, тот будет управлять миром. Попасть в Шамбалу могут только избранные. Многочисленные поиски Шамбалы в Гималайских горах ни к чему не привели, поэтому принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества. Существует также древнее тибетское пророчество, согласно которому, воины Шамбалы в будущем придут на помощь человечеству, и станут победителями в последней битве между силами Света и Тьмы на земле.
В Индии с древних времен распространена вера в мудрых гималайских Махатм, ведущих жизнь отшельников в горных пещерах. Индусы называют этим словом людей, достигших высших степеней духовного просветления. Первой о своей связи с гималайскими Махатмами заявила Е.П.Блаватская, вслед за ней об этом также заявили Елена и Николай Рерихи. После их знаменитых заявлений, на западе стали считать, что все Махатмы духовно связаны с Шамбалой.
Духовная Шамбала буддистов в начале XX в. стала широко известна в Европе. В начале прошлого века научные представления о мироздании сильно отличались от современных: люди верили в Атлантиду, полую Землю, теософские и оккультные идеи существовали наравне с научными. В трудах европейских теософов, оккультистов и мистиков образ тибетской Шамбалы, привлекательный для обоснования своих собственных теорий, получил европейское обновление и дальнейшее развитие. Практически ни одна книга о Тибете сегодня не обходится без пересказа мифа о мистической Шамбале и гималайских Махатмах. В эзотерическом сочинении «Тайна Шамбалы» (2003г.) известного английского писателя Джеймса Редфилда, автора известных бестселлеров «Селестинское пророчество» и «Десятое пророчество» содержатся следующие определения Шамбалы: «У тибетцев бытует поверье, что за границами физического, материального мира незримо для нас существует некая иная, более духовная реальность и что Шамбала, находящаяся здесь, на Земле, живет уже в этой духовной реальности.
Шамбала действительно существует. В ней живут такие же люди, как мы с вами. Они как бы вновь родились в этом священном месте и потому находятся на более высокой ступени развития. Они помогают создавать энергию и находить прозрение всему нашему миру… Обитатели Шамбалы составляют особую общину избранных, живущих на более высокой ступени развития. Они служат, как бы образцом устройства жизни, которого остальному миру еще предстоит достичь… Мы должны хранить эти священные знания в тайне, ибо ожидаем время, когда Шамбала явит себя миру и станет открытой для всех людей.
Ведь Шамбала — первоисточник многих легенд, а также множества пророчеств в истории человечества. Мы помогаем другим культурам обретать духовную информацию. Нам известно также, что возможность видеть нас, открытая для всех людей – всего лишь дело времени… Ведь Шамбала — это модель будущего для всего человечества».
Не прекращающие новые публикации по теме Шамбалы ставят перед читателем вопрос, являются ли подобные сочинения интуитивным предчувствием скорого проявления духовной Шамбалы человечеству и содержат в себе верные предположения, или по своему содержанию ложны и являются полнейшей литературной выдумкой авторов?
В настоящее время на планете не осталось белых пятен: вся земная поверхность нанесена на карты, изучена научными экспедициями и описана путешественниками. Найти легендарную страну пытались многие путешественники. Начиная с XIX в. в неисследованные просторы Центральной Азии, одна за другой уходили экспедиции Н.М.Пржевальского, Г.Н.Потанина, П.К.Козлова, Н.К.Рериха. В дневниковых записях путешественников часто встречаются похожие рассказы о запретных для посещения местностях, связанных с верой местного монгольского населения в существование здесь таинственного центра мудрецов, существовавшего с незапамятных времен в охранительной изоляции песков Гоби. Исследователи Великих монгольских степей упоминают случаи, когда проводники отказывались вести экспедиции в «запрещенные местности в пределах Хангая и Гоби».
Из глубины веков до нас дошли древние мифы, повествующие о таинственных землях в глубинах Центральной Азии, о поклонении Вечно Синему Небу, об Учителях-небожителях, спустившихся к людям с неба, о запретной территории в центре Азии, где эти небожители основали свою духовную обитель. Кочевая культура не оставила потомкам никаких письменных хроник, чтобы можно было найти неоспоримые свидетельства существования этого тайного центра среди бескрайних песков пустыни. Только устные сказания, чудом, сохранившиеся до наших дней. В итоге многочисленных пересказов мифы о Шамбале и небожителях причудливо переплелись со сведениями, полученными из других стран и от чужеземных народов.
С Шамбалой стали связывать, многое и разное, что не относилось к ней первоначально. Так в миф о Шамбале попали сюжеты о библейском Граале и мифическом царстве Пресвитера Иоанна, о легендарном Гэсэре, Царе воинств и Владыке лошадей на севере Азии, и прародине человечества — Белом Острове. В XX в. с Шамбалой стали связывать мифы о подземной Агарти, Беловодье и сверхъестественных Махатмах. Очень часто, ссылаясь на одни и те же письменные свидетельства, разные авторы, в зависимости от своих пристрастий и начитанности, делали противоположные выводы о свойствах и местонахождении Шамбалы.
Среди ученых-востоковедов Шамбала в настоящее время рассматривается как древнее гималайское царство, реально существовавшее в прошлом. В противовес гипотезе ученых, в представлении религиозных мистиков Шамбала недоступна для посещения и размещается в смежном пространстве, в другом измерении. Так, что же в действительности скрывается под названием «тайного центра всего мира» и «невидимого правительства всего человечества» в этом азиатском мифе? Что же такое Шамбала — миф или историческая реальность?
Попробуем объективно разобраться в опубликованных на сегодняшний день версиях и определениях Шамбалы, доступных в настоящее время для анализа на русском языке. По мере перевода буддийских текстов на русский язык в будущем появятся новые факты, но уже сейчас очевидно, что миф о Шамбале получил наибольшее распространение сначала в Тибете и был связан с реальной земной Шамбалой в гималайских горах. Для полноты обзора, в этот текст включены самые разнообразные сведения, достоверность некоторых из них не поддается проверке из-за отсутствия ссылок на их происхождение. Они были опубликованы в единственном авторском варианте, не подтвержденным в дальнейшем ни одним из исследователей. Чтобы не запутаться в многочисленных цитатах, все они в тексте снабжены точными ссылками на источники.
В современных публикациях о Шамбале, для убедительности доводов об исключительных свойствах этого места, часто ссылаются на непереведенные тибетские тексты, описывающие дорогу в Шамбалу. Согласно этим публикациям название Шамбала многократно упоминается в буддийских книгах Тибета: Канжур и Танжур, Белая Ведюрья, Голубые Анналы («Синяя летопись»), Дорога Шамбалы, Сфера Шамбалы, но при этом не уточняется, в какой связи сообщается в этих книгах о Шамбале. Из-за отсутствия переводов на русский язык было невозможно проверить выводы авторов. Наиболее часто такие ссылки делали на «Синюю летопись» (1478г.) — наиболее известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гойлоцава Шоннупэлом (1392-1481). «Синяя летопись» известна как основной источник сведений для всех позднейших исторических компиляций по истории буддизма в Тибете. В 2001г. издательством «Евразия» был издан полный перевод этой рукописи на русский язык. Из анализа текста стало очевидно, что Шамбала — это небольшое гималайское княжество на севере Индии, в которое свободно в те времена добирались с купеческими караванами буддийские паломники, единственным его отличием от окружающих княжеств являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры «Калачакра-Тантры». Для изучения этих отдельных сутр монахи проделывали длинный путь через гималайские горы в княжество Шамбалу. Из текста явствует, что княжество Шамбала не было самым важным духовным буддийским центром, на первом месте по значимости стоит страна богов — Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват на западе Тибета. О духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в Уддияне.
В «Синей летописи» много упоминаний о гималайском княжестве Шамбала. Например: «в северной Шамбале имеется много Тантр и комментариев к ним, изложенных самим Буддой. Отправляйся на их поиски и изучи их!» Махасидуха Ургьенка в 1258г. «собирался отправиться в Шамбалу и там устранить свои сомнения в связи с некоторыми трудными моментами в Калачакре. Однако ему порекомендовали отправиться в Уддияну — Страну Богов, так она именовалась в тибетских источниках. Путь в нее пролегал через Каче (Кашмир). Севернее Мадхьядеши, в Шамбале есть много тантр с комментариями и наставлениями, преподанных и проповеданных Буддой. Калачакрапрада присоединился к купеческому каравану и отправился туда из Мадхьядеши». «В царстве Шамбала «Калачакра-Тантра» имеется с комментариями, но в индийском Арьядеше Калачакру сначала получили из Шамбалы от проявления бодхисаваттвы в индийце-монахе по имени Соньомпа Великий». «Бодон Ринпоче Ринчен Цамо получил изложение Калачакры в 1294г. В 51 год он отправился в Шамбалу».
Легенда о Белом Острове. Из трех названий: Белый Остров, Агарти, Шамбала — европейскому читателю наиболее известна Шамбала, впервые описанная в «Калачакра-Тантре» и неоднократно упоминаемая в тибетских летописях. Мифы об Агарти (неуязвимая страна) или Агартха (санскр. недоступный, неуязвимый) подобны мифам о Шамбале, но гораздо менее распространены и почти не изучены.
Согласно знаменитой среди тибетских мудрецов Книге «Дзян», в мире существует два источника силы: «Источник правой руки», проистекающий из подземного святилища, из оплота медитации, символического града Агартхи (Агарти) — это источник силы, порожденный созерцанием. «Источник левой руки» — это средоточие материальной мощи. Он струится из города, расположенного на земной поверхности. Он именуется Шамбалой, над которым властвует «Царь Страха». Тот, кто заключит с ним союз, станет владыкой мира».
В пересказе Рене Генона легенда повествует: «После катастрофы учителя высокой цивилизации, обладатели знания, сыны Внешнего разума, поселились в огромной системе пещер под Гималаями. В сердце этих пещер они разделились на два «пути», правой и левой руки. «Первый путь» назвал свой центр «Агарти» («Скрытое место добра») — и предался созерцанию, не вмешиваясь в мирские дела. «Второй путь» основал Шамбалу, центр могущества, которой управляет стихиями, человеческими массами и ускорят приход человечества к «шарниру времени». В настоящий период нашего земного цикла, то есть в Кали-югу, эта Святая Земля, охраняется стражами, скрывающими ее от взглядов непосвященных, обеспечивая при этом некоторые связи с внешним миром, на самом деле является невидимой, недоступной, но только для тех, кто не обладает необходимыми качествами, чтобы туда попасть».
В легенде о Белом Острове говорится, что это было в те далекие времена, когда на месте современной пустыни Шамо (Гоби) цвели сады и плескались волны Внутреннего Моря, а материки выглядели иначе, и Север был в другом месте. Здесь процветала высокая Культура. Незадолго до последней катастрофы в Атлантиде, уничтожившей все живое, последние сыны атлантов пришли в Гоби. «Высокая Гобийская цивилизация» стала приютом для последних обладателей знаний. В искусственной системе пещер на Белом Острове была размещена «капсула времени» — хранилище знаний. Впоследствии эти прямые наследники «солнечной династии» стали прародителями всех людей живущих в нынешнюю эпоху. Согласно древним тибетским легендам, хранители знаний Белого Острова, после глобальной катастрофы, изменившей мир, длительное время оставались в полной изоляции и с течением времени они разделились на две общины, которые избрали различные пути дальнейшего развития. Эти общины впоследствии стали основой двух различных царств: наземного царства Шамбала (путь левой руки — материальное развитие, управление стихиями и человечеством) и подземной страны Агарти (путь правой руки — созерцание, духовное развитие и невмешательство в дела человечества).
О самом Белом Острове — колыбели человечества, мудрецы которого, согласно легендам, основали царство Шамбалу и страну Агарти, известно не так много. Согласно текстам Е.П. Блаватской остров этот находился на Северном море, на месте современной пустыни Гоби. Швета-двипа — «Белый остров», был одним из четырех материков, окружающих полярную гору Меру. О его заполярном расположении говорится в древних текстах «Махабхараты»: «На севере Молочного моря есть светозарный Швета-двипа. Этот остров — обитель сиянья». В индийских Пуранах (время Нового завета) говорится об острове Шамбале — святой земле, которая находится на озере из нектара. В Пуранах этот Белый Остров называется «Лучезарная земля», «Святая земля», «Местопребывание Бессмертных», «Святилище Бессмертных»».

(С.Волков. Мифы Центральной Азии:
Шамбала и Агарти. 2003г. Сайт baikal.irkutsk.ru.)

* * *