Статья 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.1).

продолжение

«Автор данных заметок честно хочет предуведомить читателя, что основной причиной появления этого отзыва явилось не стремление что-либо доказывать, а желание поразмышлять о деградации научного мышления (и вообще мышления) у нас в стране. Желания что-либо опровергать нет по одной простой причине: противно. Раздражаться в ответ на опус такого пошиба уверениями, что, дескать, Рерихи были хорошие, кто-то что-то там не понял и вообще, «что вы себе позволяете!» — значит, просто опускаться ниже некуда и тратить время. Защита в данном случае подспудно означала бы, что есть, в чём оправдываться, а на самом деле, это уважаемому господину А.И.Андрееву стоило бы объяснить, зачем он коптит небосклон отечественной науки бурной, но не имеющей никакой научной и философской ценности деятельностью. В данном случае есть повод поразмышлять о типологических особенностях текстов таких авторов, как Андреев, Шишкин, Кураев, Минутко и других сошек помельче, дергающих «сенсационные факты» для своих продажных изданий у «мэтров».
Если в своё время возникло желание написать критический обзор диссертации В.А.Росова, так это именно потому, что это было явление в Рериховедении, это были открытия, и их неверная интерпретация болезненно воспринималась теми, кто хотел максимального философского использования новых фактов и обстоятельств. Здесь же — перепев чужих трудов (в первую очередь, книг того же Росова и подготовленных им публикаций) с максимальным использованием негативно окрашенной лексики и прибавлением унизительных эпитетов. В первой части «Гималайского братства» цитаты из П.Джонсона, а также «бородатые» отчёт Ходжсона и «Современная жрица Изиды» Вл.Соловьёва, уже оскомину за сто лет набившие, по объёму занимают больше места, чем собственные раздражённые замечания автора, который оттачивает свой стиль в духе эстрадных пародистов. И это у нас теперь почитается научной работой! И это не стесняется печатать издательство Санкт-Петербургского Университета. Увы, наш Университет скомпрометировал себя в очередной раз, издавая квазинаучный пасквиль. Неужели ему не хватает подлинных заслуг, и понадобились лавры бульварных газет? Где научный стиль? Где корректность в анализе материала, где элементарная чистоплотность, не позволяющая учёному заниматься выдумками, льющими воду на его гипотезу и при этом порочащими личности, которые уже не в состоянии сами опровергнуть клевету и оскорбления в свой адрес? Если мы возьмём классические труды отечественных историков о Второй мировой войне, то мы увидим: даже в отношении Гитлера они не позволяли себе личных выпадов, не относящихся к сути дела определений или эмоциональных выплесков. Их терминология и интонации были научно нейтральны. А в данном случае не о мировых извергах, а о деятелях культуры международного масштаба, вообще-то, идёт речь. К сожалению, в последнее время наши исследователи стараются подражать разного рода западным «разоблачителям», вроде Луи де Местра, не думая, что это, по сути, не учёные, а журналисты, и задачи у них иные — не систематизация данных, а сбор сенсационных фактов, позволяющих сразу сделать себе имя и заработать много денег на продаже своих книг. Цели науки стремительно размываются, из неё пытаются сделать оружие в борьбе личных воль, амбиций, карьер. И если мы не будем видеть этих первичных мотивов за нагромождением фактов, которыми нас забрасывают подобные учёные мужи, то мы, конечно, рискуем стать жертвами навязываемых ими мировоззренческих установок. Проблема не в том, что какие-то тексты или действия Рерихов «не научные» или «антихристианские», а в том, что исследователи, якобы с праведным гневом усматривающие в них что-то крамольное, по сути, жёстко и бесцеремонно навязывают читателю собственное мировоззрение и тоталитарную психологию, против которых — да, это надо признать — выступали Гималайские Братья. Мы имеем дело с принципиальным вульгарным материализмом, который всегда отличался агрессивностью, развязностью форм мышления и топорностью действий, а все «неопровержимые доказательства» — лишь повод прокричать о собственном неприятии духовных истин. Такие люди будут до бесконечности заниматься формальными придирками, возмущаться (находясь в положении абсолютно внешнем к опыту и мысли Востока), как это восточный мыслитель позволил себе вольно обращаться с терминами разных школ для объяснения какого-либо духовного феномена, но они никогда не признаются (хотя и выдадут себя с головой — «по делам их узнаете их»), что им не только не понятны космология и пафос действий Великих Учителей Востока, но они нравственно этого не приемлют в принципе. Им интересно, сколько ошибок сделал в английском языке Кут Хуми (или тот, кто писал по его просьбе письмо), но им абсолютно всё равно, какие последствия для человеческого рода как вида на Земле влечёт нарушение нравственных законов и духовных механизмов, что, в первую очередь, составляет содержание «Писем Махатм». Исследователи этого типа искренне полагают, что они устанавливают некую объективную истину в отношении Блаватской, Рерихов, Гималайских Братьев, на самом же деле, перед нами всё та же борьба позитивистского сознания с иным мировоззрением. Они ничем не отличаются от агитаторов 1920-х годов, в благородном запале убеждавших в сельском клубе крестьян, что Христос — никогда не существовал как исторический персонаж, Будда — миф, и вообще, учёные в телескоп на небо смотрели и никакого Бога там не увидали, значит, — его нет. На современной общественной и идеологической арене положение иное, Христос с Буддой не опасны — некоторые за них ещё и деньги получают как за объект своего научного или богословского исследования (за Маркса нынче плохо платят), а вот живых пророков, тем более, Мессию — гнать взашей, чтобы не дай Бог нам реально не пришлось меняться и в чём-то каяться.
Для того, чтобы вести разговор о Махатмах и хоть как-то понимать, о чём они говорили, надо, как минимум, обладать подлинным религиозным мироощущением, позволяющим адекватно воспринимать сам дискурс. С накоплением личного духовного опыта вопросы и сомнения насчёт того, выдумывали ли Рерихи и Блаватская «Письма Махатм», «Тайную доктрину», «Учение Живой Этики», а также мотивы своих поступков, будут отпадать сами собой, т.к. человек узнает в них ту истину, которая живёт внутри него самого.
Андреев ссылается на двух отечественных востоковедов, раскритиковавших знания Блаватской в некоторых вопросах. Но, во-первых, современные российские востоковеды, не имеющие никакой духовной преемственности от учителей-носителей того знания, которое они изучают, как энтомолог засушенное насекомое, никак не могут быть авторитетами в сокровенном знании Востока, это совершенно очевидно, а во-вторых, для объективности можно узнать мнение у каких-нибудь альтернативных исследователей. Например, Дэвида Райгла, автора статьи «Теософия в Тибете — учения школы Джонангпа», где он на обширном материале приводит параллели с текстами Блаватской, письмами Махатм и учением Калачакры. И что характерно, его всё устраивает в пояснениях Гималайских Братьев.
Исследователи, подобные Джонсону, Андрееву, де Местру, Шишкину и иже с ними, напоминают бородатых мальчиков, никак не могущих наиграться в разведчиков и шпионов, прилежно отыскивающих повсюду коварные заговоры и низменные цели, которые одни только, по их убеждению, и движут миром. Интриги ради интриг. Вся эта масономания, которой проникнута в том числе и новая книга Андреева, просто смешна. Когда в каком-нибудь некрасивом деле замешаны люди, на поверку оказывающиеся масонами, это воспринимается как лишнее доказательство того, что единственная цель масонства — мировое господство. Но сколько безобразий творится членами других организаций или просто «добрыми христианами», мусульманами и иже с ними, и это никого не убеждает в том, что причина зла на Земле — пороки самого человека, а не какой-нибудь организации. И всё же «джинны строят храмы». Сам того, видимо, не желая, Андреев огромным фактическим материалом только подтверждает слова Махатм и Рерихов о том, что в переломные моменты истории их посланцы влияли на ход событий, разворачивая их в прогрессивном для той или иной ситуации направлении, способствуя освобождению стран, народов, а главное, сознаний.
Вообще, в устах Андреева чрезвычайно неодобрительно звучат слова «розенкрейцеры», «теософия», «мистика», «масонство», означающие явления, которые на протяжении веков были дрожжами европейской культуры. Это вот и называется манипуляцией сознания. Ну и что, что лучшие люди России были масонами, а мистики Гурджиев и Успенский, например, воспитали многих известных европейских писателей середины ХХ в. — мы будем произносить эти слова с такой интонацией, с какой говорим о представителях сексуальных меньшинств. Ну а главное ругательство у Андреева — «религиозно-мистическое сознание». Особенно порочно, если кто-то или что-то — тайные. Мы уже забыли, что и русских философов и поэтов ХХ в., и наших публицистов — политических эмигрантов, равно как и исследования по генетике, трансперсональной психологии и многое другое мы читали ещё 25 лет назад тайно. И в глазах доброй половины нашего общества это был большой грех и преступление, а придворными учёными и философами объявлялось выдумками, научной и идеологической ошибкой. Редко в нашей истории, как и в истории других стран, истина и справедливость совпадали с государственной политикой.
Наш «совершенно объективный» исследователь, например, с удовольствием цитирует обвинения Ходжсона, но почему-то умалчивает о том факте, что через определённый срок Общество психических исследований, нанявшее Ходжсона, объявило о своих ошибках в отношении Блаватской. Андреев делает из Е.И.Рерих просто какого-то инвалида на голову, но не указывает читателю на наверняка известные ему самому факты того, что уже в шесть лет Елена Ивановна умела читать на трёх языках, обладала феноменальной памятью, будучи в состоянии с первого раза запомнить прочитанное стихотворение, окончила гимназию с золотой медалью и многое другое. Потому что это не вяжется с диагнозом мерцающего сознания, который он ей пытается поставить, и может «исказить образ», который должен возникнуть у читателя. О Н.К.Рерихе мы узнаём только, что он один из авторов проекта Большого дома (то, что по насильственному принуждению, разумеется, не упоминается), а о том, что он автор большого количества проектов церквей и часовен, реставратор памятников древнерусской архитектуры, защитник киевской Лавры в годы революции — ни звука. Нам услужливо подбрасывают информацию, что отец художника, К.Ф.Рерих умер в состоянии помутнения разума (то, что это наступило лишь в последние месяцы жизни в результате тяжёлой болезни почек и подобное случается у миллионов стариков — об этом читателям Андреева знать не надо). Но где же сведения об энергии этого человека, одного из 25 первых нотариусов России, объединившего вокруг себя многих петербургских учёных, одного из основателей общества им. Т.Шевченко? Андреев, например, обвиняет Блаватскую в том, что она, говоря о Буддизме, ни разу не упомянула понятия шуньяты. Да Боже мой! А разве сам Андреев, пишущий о Блаватской и Рерихах, всё о них сказал, что мог, что о них известно, разве он поведал читателю о всех их заслугах — так, для «полноты картины»? Почему же другой автор, говорящий о каком-либо предмете с определёнными целями, должен «просто так», походя, демонстрировать всё, что ему известно на эту тему? А если он этого не сделал, то он «шарлатан и обманщик». Надо сказать, что как раз эта манера выкладывать по ходу массу не относящихся к делу подробностей является одним из недостатков книги «Гималайское братство». Автору явно хотелось продемонстрировать, насколько он осведомлённый человек и какой у него широчайший кругозор, но, увы, помимо формального знания, заключающегося в удерживании в памяти тысяч фактов без их разбора, существует ещё знание (и мудрость) духа, которыми наш историк не обременён. Вообще, угнетает духовное и душевное убожество текста, бесцеремонность, с которой Андреев роется в чужих биографиях, мемуарах. Этому новоявленному Каю, в глаз и в сердце попали осколки — даже не льда, а кривого зеркала, и всё, на что он смотрит, искажается, становится уродливым. Александр Иванович явно считает излишним для себя «иметь глаз добрый», как в своё время призывал Н.К.Рерих. Такие психологические типы, как Андреев, без чувства и выражения, исключительно по необходимости переписывают в свои опусы строки о духовных руководителях человечества, о всемирном братстве людей и т.п., и при этом чувствуется, что это не находит ни малейшего отклика в их душах, но как только они наталкиваются на материал, из которого путём лёгких подмен, неграмотных силлогизмов (с последними у Андреева особенно туго), литературной обработки в виде сгущения красок, специального выстраивания цитат, подбора фактов, замалчивания того, что мешает прилежно создаваемому образу, и пр. можно сделать «компромат», они тут же оживляются, интонация их становится куда выразительнее, темп речи ретивее, выводы и оценки сыплются, как из рога изобилия. Любую гадость, сказанную о Рерихе, любой плевочек, пусть даже самый пустенький, не поленился с любовью подобрать Александр Иванович и снести в одну общую кучу, которая, как ему кажется, похожа на научный труд и объективные исторические (и психологические, как он воображает) портреты. При этом высокая оценка личности и творчества Рериха невольно кажется Андрееву всегда преувеличенной, «патокой», зависящей от каких-то очень субъективных моментов, возможно, личной выгоды и т.п. А вот злословят (особенно собратья по цеху) — ему верится — всегда очень бескорыстно! Вообще, хочется сказать автору: «Слушайте, а действительно, какое Вам дело до того, были Великие Учителя, или нет? Вот Вы пишете, что другие мастера-эзотерики и мистики, вроде Гурджиева, Кришнамурти, Штайнера, Вивекананды призывали познавать себя, а не надеяться на спасение от каких бы то ни было распрекрасных Руководителей — ну так и займитесь самосовершенствованием, и не нервничайте так по поводу того, что кто-то рассказывает про каких-то Махатм. Вам они не нужны — и прекрасно. У Вас явно не всё в порядке в эмоциональной сфере, Вас раздражают некоторые люди, а ещё больше — идеи. Похоже, Вы завидуете некоторым вещам, и вообще, надо учиться объективности, состраданию, самоанализу, — которые Вы, судя по всему, считаете совершенно излишними в человеке качествами».
Всё это, конечно, тяжёлое советское наследие, которое получило наше общество. 70 лет царствования позитивизма, вульгарного материализма, идейной нетерпимости и иезуитской практики передёргивания фактов, перетолковывания чужих мыслей, а также рабского следования господствующей доктрине, не допускающей жизни духа в принципе, привели к тому, что огромное количество современных российских учёных и людей других интеллектуальных профессий не умеют мыслить. Про то, что «самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце», — тут вообще говорить не приходится. Им доступны только плоские, одномерные понятия и факты, изложенные в форме служебных донесений. Всё, что сверх этого — почитается ими за какие-то психические отклонения, потому что когда многомерные понятия проецируются на плоскость, конечно же, получается дикая картина. Тут вспоминаются, кстати, и бессмертные творения Григория Климова, недавно почившего в бозе, в своё время убеждавшего весь мир, что и святые, и гениальные писатели — извращенцы, а их дар, выходящий за рамки привычного, и есть свидетельство их болезни.
Особенно среди историков масса людей не признаёт необходимости быть не только начётчиком текстов, но и философом, обладать духовным опытом для того, чтобы утверждать состоятельность своих выводов. Яркий пример: использование термина «миф». Для Андреева, как и многих других учёных, взращенных в лоне марксистско-ленинской науки, это слово означает выдумку, то, чего нет на свете, ложь. И ни Бердяев с Лосевым, ни Барт с Элиаде, ни Пятигорский с Голосовкером и многие-многие другие, объяснявшие, что миф — это способ описания и постижения действительности, что это знаковая система для многомерных явлений и понятий, — им не указ. Они никогда не поймут, что, в сущности, любое высказывание — это миф, любое утверждение — миф. Есть два основных типа мифов, составляющих содержание человеческой культуры. Более ранний тип — религиозный, более поздний — научный миф. Евангелие — это христианский миф, а дарвиновская теория или теория относительности — это научный миф. И в этом смысле миф о Шамбале, миф о Гималайском Братстве — это не хорошо и не плохо, это просто есть, и каждый это в состоянии воспринять соответственно своему потенциалу — интеллектуальному, душевному, духовному. «Каждая Истина должна быть уявлена в её относительности, когда она оявлена малому сознанию. Совершенно лживой Легенды не существует. Каждая версия уявляет новое развитие или детали Основной Истины» (Е.И.Рерих. Космологические записи. // У порога Нового мира. М. МЦР. 2000г. С.268). Это система условных обозначений, более или менее удачно и адекватно отражающих, символизирующих действительность, которая нами воспринимается с помощью различных чувств (не забудем, что в древнеиндийской, а затем в буддийской философии ум — это тоже один из органов восприятия). Сердце в Буддизме, кстати, синоним сознания, и что так насмешило господина Андреева в утверждении Елены Ивановны Рерих, что «мысли рождаются в сердце», — понять трудно. Существует также различие между мифами по степени охвата действительности. Например, некоторые положения книги «Гималайское братство» — это миф, имеющий отношение только к такому аспекту действительности, как сознание данного конкретного индивидуума — её автора, в то время как миф о Небесном Иерусалиме, например, имеет отношение к сознаниям и судьбам миллионов людей на протяжении тысячелетий. «Праистоки мировой культуры были мифом по природе своей», — считает петербургская исследовательница Г.Зеленская (Петербургская мистерия. Книга первая. СПб, 2005. С.8). Великий знаток античных мифов Л.Э.Голосовкер формулирует такой вывод: «Миф есть познанная тайна бытия и нечто предугаданное в нём» (Там же. С.9).
Грустно то, что несчастные жертвы духовного выхолащивания русского народа претендуют ныне на место верховных судей в анализе сложных научных, общественных, политических процессов, шедших в мире в конце XIX — ХХ вв., результатом чего является создавшаяся ныне ситуация, со всеми её успехами, преодолёнными опасностями и тяжелейшими язвами. Единственный modus operandi в мышлении им доступный — методы марксистско-ленинской философии. Да и ту, видно, они осваивали в своё время по принуждению и необходимости, так что сам процесс философствования даётся им с большим трудом и огрехами. А потому такой диковиной являются для них многие утверждения Рерихов и положения Агни-Йоги, которые в восточных системах являются исходным постулатом (чтобы не сказать «общим местом»), без которого невозможен сам процесс философствования, а в истории западных философских течений занимают значительное место, составляя базу Теологии многих философских систем эпохи Возрождения и таких современных течений, как интуитивизм, например. В нашей стране, увы, широко распространено мнение, что можно быть учёным, не умея мыслить. А оттого многие не выдерживающие логического анализа гипотезы претендуют на научные полноценность, новизну и востребованность. К сожалению, вся эта активная, но лишённая света сознания работа востребована совсем другими силами, деструктивного характера, увеличивающими количество общего безумия. Речь идёт не только об истории или политологии, но и о позитивизме лишённых фактора духа точных наук. Насколько благополучнее обстояло дело в Древней Индии! В книге «Что такое политическая философия» (М. 2007г.) востоковед, философ Александр Пятигорский замечает: «В Древней Индии умственная дисциплина уже была дана в виде различных Йог. Так, человека без дисциплинированного этического мышления в класс никто бы не пустил, да и он сам бы не пришёл! Ученик приходил ещё, может быть, невежественный, но уже с готовым к рефлексии мышлением, с уже педагогически, йогически подготовленным мышлением» (С.23).
Что в Рерихах как-то на очень личностном плане задевает Андреева, так это то, что они постоянно твердят о необходимости воспитания, созидательного труда, переустройства жизни на началах этики и красоты, о важности духовного восхождения для каждого в своём индивидуальном существовании, об опасности и вреде инертного существования, дурных мыслей. Любимая же идея Александра Ивановича заключается в том, что люди таковы, каковы они есть, тупость и свинство человеческих масс — это закон природы, и не надо ничего трогать, ничего переустраивать — это бесполезно. Вот, нашему историку всё смешно, что пишут Рерихи, а как нам не посмеяться, например, над таким пассажем: «Он пытался войти в контакт и завязать отношения с влиятельными американскими политиками и бизнесменами, внедряя в их умы идею глобального переустройства мира на принципах Красоты и Знания…» (С.271). И всё это пишется в таком ключе, с такой интонацией, что все должны сразу почувствовать, насколько это низко и коварно со стороны Рериха и, главное, — ненужно. Между тем, подобная точка зрения — мироощущение обывателя, не более того. Даже школьный учитель, не просто отбывающий повинность в школе, а хоть сколько-нибудь внимательный к своему делу, скажет вам, что из любой группы можно сделать сплочённый коллектив единомышленников, а можно — стадо, где один норовит затоптать другого. Всё зависит от способов воздействия, от среды существования, от окружающих человека образов и господствующих идеалов, от системы ценностей. Разница в том, что дружную команду сделать трудно и на это надо затратить много душевной энергии, а развратить до стада бездельем, безверием и извращёнными представлениями — ума не надо. Но то, что трудно — не обязательно несбыточно, а то, что катится под гору само собой, — совсем не означает, что оно движется в нужном направлении.
Старая уловка погасших сознаний — делать из носителей света чёрта с рогами, которым пугают младенцев. Этим занимались на протяжении столетий, если не тысячелетий, и в чём-то Андреев прав: под солнцем мало что меняется. Сегодня, как и в дни инквизиции, таким, как Рерихи, требуется не только добрая воля, но и готовность к самопожертвованию, к стрелам, которые полетят в тебя, к клевете и поруганию твоих святынь. И сегодня андреевы и шишкины с кураевыми пытаются гасить источник света, прикрываясь тем, что им якобы не нравятся не очень умные, экзальтированные последователи Рерихов, следовательно, от их учения больше вреда, чем пользы. Однако давайте вспомним, что веками творили те, кто называли себя последователями Христа. Одни иезуиты (от имени Jesus) чего стоят. Нацисты и фашисты, между прочим, тоже все крещёные были. А сегодняшние клоунские секты, в Америке, например?.. Они ведь тоже христианские тексты толкуют, молитвы читают. Если следовать такой логике, то имя Иисуса первым надо было бы вычеркнуть из списков человеческой культуры. Однако в «нём свет и спасение человеков». Ну, что делать, если сегодня примитивно понимают Учение Живой Этики, — завтра поймут. Другого всё равно не дано.
Кандидат философских наук, магистр кафедры религиоведения Санкт-петербургского государственного университета А.П.Чернеевский считает (и сотрудники Музея-института семьи Рерихов с ним согласны), что «Агни-Йога и Теософская Традиция ЕДИНСТВЕННАЯ в современном культурном пространстве, которая внятно толкует мистические и оккультные опыты людей, не опускаясь при этом до чёрной магии, спиритизма и колдовства. Теософия создавалась для того, чтобы синтезировать самую возвышенную христианскую духовность и самые смелые оккультные искания Запада и Востока».
Становится модным инкриминировать Е.П.Блаватской то, что её труды инспирировали создание нацистской теории, а Рерихи предлагали советскому руководству идеологическую модель, в которой якобы угадывались черты сталинского тоталитаризма. Однако давайте не будем спешить, принимать подобие за оригинал и разберёмся во всём спокойно (если у кого-то есть желание разбираться в этом непредвзято и сосредоточенно). Существует итальянский документальный фильм о Гитлере и его сподвижниках, в котором большое внимание уделяется оккультной стороне нацизма. Из него становится очевидно, что так же, как гитлеровцы закрутили в противоположную сторону древний солнечный знак — свастику, так они поставили с ног на голову не что-либо ещё, а именно Учение, данное современному человечеству Иерархией Света. Меньшее их не удовлетворяло и не интересовало. Армагеддон так Армагеддон. Нацистская идеология в той её части, которая касается происхождения арийцев, их миссии установления будущей цивилизации сверхлюдей под руководством мудрецов, обладающих бесконечными возможностями и способностями, и т.д. действительно очень похожа именно на Тайную доктрину, точнее, списана с неё, вот только внимательный взгляд подмечает, что знаки там поменяны с плюса на минус. Совершается тонкая, подчас ювелирная подмена. Это как в старые добрые времена, сатанисты тоже имели алтарь, мессы и т.п., вот только всё было зазеркалено и векторы сменены. Но ведь это и является целью! Тьма всегда подражает свету, а не себе самой. При этом стремясь скомпрометировать истину. Главный признак того, что мы имеем дело с настоящим мощным источником света в том и состоит, что его пытаются шельмовать, дискредитировать, извратить. Главная битва идёт в сознаниях и душах людей.
То же самое с коммунистической идеологией. Автору этих строк уже приходилось указывать в своих статьях о том, что к 1930-м годам в СССР была создана полная копия иерархической структуры, в которой, однако, была утрачена сакральность. Н.А.Бердяев в работе «Новое средневековье» отмечал, что тоталитаризм возникает тогда, когда утрачивается сакральное обоснование идеологии. Но, заменяя внутренние, органичные отношения внешними, он всё же нуждается в господствующей идее, которая переформулирует жизненные социальные ситуации, придавая им характерные черты мифа. Наша страна в своё время отвергла духовную помощь Махатм и предложение строить новый Храм, чтобы создать суррогат храма со всеми атрибутами: Отец («Отец народов» и ещё больший старейшина — «дедушка Ленин»), главный жрец (Генеральный секретарь), соборы (съезды КПСС), священные формулы (лозунги) и писания (собрания сочинений классиков марксизма-ленинизма), борцы и мученики за веру, жития святых (книжки для школьников вроде «Щорс» или «Бауман»), иконостас (портреты членов Политбюро), единое устремление, чаяния светлого будущего и т.п. В общем-то, вместо возможности движения к высшему знанию получили то, что писатель В.Н.Иванов прекрасно определил как «коммунистическое шаманство» в своей книге «Мы на Западе и на Востоке» (Харбин. 1926г.). Везде одно и то же, как видим. Подлинная Община, заповеданная ещё Буддой и Христом, была подменена её симулякром.
А.И.Андреев напрасно полагает, что всегдашние мечты и мифы человечества о Рае, Белом Граде, Золотом веке, Царстве Божьем, Шамбале — детские игрушки, с которыми должны бороться такие серьёзные и солидные взрослые дяди, как он сам. Стойкое бытование подобных представлений есть именно подтверждение того, что так устроена человеческая природа и Природа вообще, что в самом человеке заложен подобный вектор движения, что организация человеческого общежития имеет своим запрограммированным образцом именно братскую общину, как в желуде запрограммирован дуб. Не вина Великих Учителей, что советские узурпаторы власти, вынесенные на гребень народным движением и народными поисками новой жизни, в основе своей имеющими многовековые православные идеалы, подлинную Общину и Храм заменили тюрьмой и кумирней. Но внешне, как мы уже отметили, большевики тоже подражали моделям света и правды. А иначе было нельзя, иначе никого не обмануть.
И вот сегодня обманутые и запутавшиеся современные интеллигенты, не имеющие, как у нас в старину говаривали, «Бога за душой», не обладающие способностью духовного различения, принимают по формальным признакам одно за другое и пугают и тем, и другим растерянное, довольно невежественное в плане духовных знаний население.
Попутно хочется заметить, что материализм, восторжествовавший у нас в стране и в голове отдельно взятого историка Андреева, вовсе не означает отрицания скрытых сил. И многие коммунисты, и Андреев признают существование паранормальных явлений (ни для кого не секрет, что высшие чины партии вовсю пользовались услугами экстрасенсов). Что для них не приемлемо, так это признание руководства Высших сил. Вот тут они начинают рассуждать о свободе воли и насилии, о ненаучности и бездоказательности духовного опыта святых и т.п.
Основная цель книги Андреева — доказать, что никаких высших руководителей у Рерихов, у Блаватской, вообще, у нашей Земли нет и быть не может. Вечное требование наглядности, демонстрации чудес и желание «вложить персты в рану, дабы уверовать»! Но это всё аргументы на уровне «пощупать и понюхать». Мы же имеем дело со знаниями, с мыслью, прежде всего, с идеями, которые «движут миром», а оттого присутствие высших сил мы должны искать как на уровне феноменальном, так и на уровне ноуменальном. Для внимательного разума изучение жизненного пути Рерихов, чтение их записей раскроет постоянное присутствие как бы двух воль, что особенно явственно проявляется в ситуации начала 1920-х годов. Рерихи не приемлют большевиков, осуждают их методы, как почти вся культурная элита России начала ХХ в., и едут в СССР сотрудничать с коммунистами, фактически пытаться спасти Россию. Значит: или существовал более высокий и масштабнее смотрящий Разум, который строил поверх обид и настроений момента, или и Рерихи, и ещё раньше Блаватская страдали раздвоением личности, однако таким странным, что их «бессознательная», «больная» часть была гораздо мудрее их обычной личности. На самом деле, мы наблюдаем постепенное слияние двух воль, «дорастание» Блаватской и Рерихов до уровня тех задач и перспектив, которые открывали перед ними их руководители. Наши соотечественники кажутся кому-то не заслуживающими достаточного доверия оттого, что они часто меняли свою терминологию, планы, формы работы. Но ведь это и есть процесс роста, процесс духовной трансформации, на который они пошли сознательно и добровольно, по любви и тяге к определённым сторонам жизни (Андреев сам неосторожно рассказывает нам, как Елена Ивановна любила читать священные тексты, Библию и др.). Потому-то так просто было Е.И.Рерих узнать в Лондоне носителей света — факт, который изумляет Андреева и служит для него доказательством того, что этого вовсе не было. Наш милый учёный муж, наверное, никогда не испытывал в жизни такого состояния, как узнать сердцем свою суженную (или суженного). В этом, между прочим, коренное отличие сотрудников Махатм от людей, которые пытались устроить на земле дурное подобие высшего мира — Гитлера и Сталина. То, что эти люди были одержимы, теперь знают даже школьники, вот у них, как раз-то, не шло речи о свободном служении.
Представляется уместным поговорить о лингвистических и логических проблемах книги «Гималайское братство». Об одной мы уже упоминали. Глубокое филологическое заблуждение автора заключается в том, что он считает второе, просторечное значение слова «утопия» основным и единственным в русском языке. Для него утопия — это беспочвенное мечтание, не имеющее ничего общего с действительностью. Более того, согласно его психологии, если в автобусе сквернословят и толкаются, то пусть так и продолжают делать, ибо такова природа человека, а говорить, что это дурно, да ещё призывать вести себя культурно и самому пример показывать — это, извините, чистая утопия.
Совершенно очевидно, что Андреев не является специалистом в той области, в которую он так смело полез с критикой. Историк использует для описания оккультных явлений термины морально устаревшие, скомпрометировавшие себя неверным или сознательно уничижительным употреблением, не объясняет сути сложных для бытового сознания утверждений, а делает из них грубую карикатуру. Между тем, любое духовное учение несёт в себе заряд парадоксальности, ломающий устаревшие психологические клише, а оттого оно всегда непросто для восприятия и может дать благодатную почву для кривотолкований. Вообще, вывернуть наизнанку, задавшись целью, можно всё, что угодно. Слова Христа можно переставить и интонировать так, что выйдет бред сумасшедшего, а сказку о Дюймовочке, используя лексику гламурных изданий, перемешанную с фрейдистскими терминами, можно пересказать так, что даже у обитательниц улиц красных фонарей уши зардеют. Андреев сознательно постоянно прибегает к эпитетам «контактёры», «медиум», «спиритизм» — имеющим иностранные корни, которые не позволяют передать сущностные нюансы. И Блаватская, и Рерихи часто пользовались такими заимствованиями, поскольку действовали, в основном, в англоязычной среде, а оттого слова эти были «на слуху», к ним привыкли. Однако Андреев намеренно играет этими словами, некоторые из которых получили отрицательный оттенок за прошедший век в определённом историческом контексте, или же дифференцированное, более узкое значение по сравнению со временами столетней и больше давности. Учёный использует образовавшуюся двусмысленность для создания негативного эффекта в сознании современного читателя, заведомо зная, какую реакцию должен вызвать тот или иной термин. Между тем, современным исследователям, описывающим феномен семьи Рерихов, правильнее пользоваться историческими русскими терминами, которые более решительно разводят явления, смешать которые — цель Андреева. В случае с Рерихами, с Еленой Ивановной, прежде всего, мы имеем дело с тем, что традиционно называется духовидением, но не от словосочетания «духов видеть», как тут же бы не преминул предположить Андреев, а от выражения «духом видеть». Было ещё понятие восхищение духа, которое принципиально отличалось от состояния, когда духом человека овладевали низшие силы. Духовидцами были сотни известных личностей, сыгравших, как и Рерихи, большую роль в формировании нравственных идеалов своей эпохи и тоже не раз оклеветанных. Франциск Ассизский, Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, св. Гертруда, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский — лишь наиболее известные из них, не только познавшие высшую реальность, но и повлиявшие на политическую или на социальную ситуацию своего времени. По классификации Андреева их всех надо записывать в «контактёры», раз у них были контакты с иными формами бытия и сознания. Между тем, те, кого ныне принято называть «контактёрами», нашим предкам были известны как «одержимые», основной же отличительной чертой последних была бессознательность в отношении того, что с ними происходит, нравственное неразличение событий. Сознательное служение Высшим силам, подчинение своей воли их воле — отличительная особенность святых. Почему у Рерихов или Блаватской подобная преданность расценивается в качестве диагноза — непонятно. Святые были проводниками высших сил, по-латыни читай «медиумами», но в русском языке для такого рода проводников использовалось слово «подвижник» — по названию качества, которое у них было особо развито в отличие от проводников иных потусторонних сил, ни к каким подвигам во имя человечества не стремившимся.
Противнее всего то, что человек, со всей очевидностью не имеющий ни малейших духовных знаний и этических идеалов, эстетически не развитый позволяет себе развязно копаться в записях духовного опыта, в которых он понимает столько же, сколько кастрат в куртуазных романах. Мотивы указаний Учителя Мории, его пояснения сложных метафизических понятий, те или иные решения Рерихов, принятые в отношении членов теософского общества, трактуются с утрированно обывательской точки зрения, на основе морали коммунальной кухни. Каждый судит по себе — это древнее наблюдение не потеряло с годами своей истинности.
Андреев всю книгу «ставит под сомнение» то, что пишут и говорят Блаватская и Рерихи. Но нигде не приводит однозначных контраргументов. Например, в дневниках Рерихов сообщается, что присланный им Камень хранился в тайном обществе в Париже. «Только вот беда, — восклицает исследователь, — никакого такого тайного общества в Париже не было!» Во-первых, чтобы делать такие решительные заявления, желательно быть ведущим французским специалистом по тайным обществам, потому что, чтобы ориентироваться в таких вещах, надо годами изучать эти материалы во Франции, иначе доверия таким заявлениям не много, а во-вторых, тайные общества для того окружают и себя тайной, чтобы о них поменьше знали и труднее было найти их следы. Откуда у Андреева такая уверенность, что он знает все тайны всех времён и народов? Ещё смехотворнее его заявление о том, что, по его наблюдениям, в Индии и в Тибете никто не слышал о Махатмах. В этих странах в общей сложности живут сотни миллионов людей, и как Андрееву удалось опросить их всех — Аллах ведает. Одно можно с уверенностью утверждать: людям с менталитетом Андреева на Востоке ни один из настоящих носителей духовных тайн никогда не станет их раскрывать. Восток — дело тонкое, и о сокровенном там не трубят на базарах. Ну, а что касается «статистики», — то примерно с тем же успехом какой-нибудь американец мог сейчас приехать в Россию и спросить в парикмахерской: «Вы слышали, кто такой Артемий Веркольский?» — или в продуктовом магазине: «Вы слышали про Паисия Величковского?» — и, вернувшись в Америку, напечатать научный труд, что таких никогда не было, т.к. «о них никто не слышал». Между прочим, я работаю в школе и со всей ответственностью заявляю, что не все школьники нынче отвечают на вопрос, кто такой Ленин. Так почему в Индии все должны знать, кто такие Махатмы?
Вообще, для научной работы Андреев слишком часто употребляет выражения «слабо верится», «кажется», «то есть, она, очевидно, хотела сказать, что…» и т.п. Да если бы хотела, прямо так и сказала бы! Зачем человеку вкладывать в уста то, что он сам не произнёс?! Если бы в исторической науке практиковались юридические критерии признания чего-либо доказанным или недоказанным, то с точки зрения судебной практики, оценивающей сумму улик и свидетельств, мы должны были бы констатировать, что ни одного неопровержимого доказательства существования или несуществования Гималайского Братства в тексте Андреева нет. Его книга — сплошные эмоции, субъективное мнение и неграмотные логические конструкции, когда от одной части силлогизма перепрыгивают через одну, две или более ступени сразу к желаемому выводу. Вроде следующего: Елена Ивановна видела Махатм в Гайд-парке без свидетелей. Когда она пришла домой и рассказала о встрече, то сын и муж сразу ей не поверили. Следовательно, — она лгала. Эти примитивные рассуждения можно уподобить следующей ситуации: в школе пропала ценная вещь. Обвинили одного ученика. Он сказал, что он этого не делал. Учитель ему не поверил. Следовательно, ученик врал. Т.е. не важно, есть ли неопровержимые доказательства того, что ученик крал или не крал, главное, — что в его слова не поверили. Я уж не говорю о том, что через некоторое время Николай и Юрий Рерихи так «поверили», что Андреев за голову хватается. Но обвинение кинуто. А «чисто научные» доказательства Андреева о том, кто такие Рерихи, Махатмы, что двигало Блаватской и т.д. все абсолютно работают по схеме «можно предположить», «можно сделать вывод».

(Будникова Ю.Ю. (Заведующая научно-методическим отделом
Музея-института семьи Рерихов, СПб.). Заметки на полях
(о книге А.И.Андреева «Гималайское братство.
Теософский миф и его творцы»). Сайт grani.agni-age.net.)

 

1.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ.

1.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.


 

2. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ.

Возможно, будет представлять определенный интерес попытка составить определенную хронологию феномена Шамбалы, который имеет длительную историю.

«878г. до н.э. (Вода-Овца) — возникновение «Калачакра-мула-Тантры». Вот имена семи дхарма-раджей Шамбхалы:
977-877гг. до н.э. Чандрабхадра (ZLABZANG)
877-777гг. до н.э. Индра (LHA-DBANG)
777-677гг. до н.э. Теджаваси (GZI-GRJID-CAN)
677-577гг. до н.э. Чандрадатта (ZLA-BAS BYIN)
577-477гг. до н.э. Девишвари (LHA-DBANG-PHYIG)
477-377гг. до н.э. Вишварупа (SNA-TSHOGS GZUGS)
377-277гг. до н.э. Индрата (LHA-DBANG-LDAN)
Вот имена девятнадцати из двадцати пяти кулика-императоров Шамбхалы:
277-177гг. до н.э. Пратитакаика (GRAGS-PA RING-LDAN RIGS)
177-77гг. до н.э. Пундарика (PADMA-DKAR)
77г. до н.э. — 23г. н.э. Бхадра (BZANG-PO)
23-123гг. н.э. Виджетри (RNAM-RGYAL)
123-223гг. н.э. Сумитра (BSHES-PA-GNYEN BZANG-PO)
223-323гг. н.э. Ратнамудра (RIN-CHEN PHYAG)
323-423гг. н.э. Вишнугупта (KHYAB-‘JUG SPAS-PA)
423-523гг. н.э. Cурьякирти (NYI-MA GRAGS)
523-623гг. н.э. Парибхадра (SHIN-TU BZANG)
624-806гг. н.э. Самудравиджая (RGYA-‘MTSHO RNAM-RGYAL)
806-1027гг. н.э. Дурджая (RGYAL-DK’A)
1027-1127гг. н.э. Сурья (NYI-MA)
1127-1227гг. н.э. Вишварупа (SNA-TSOGS-GZUNGS)
1227-1327гг. н.э. Чандрапрабха (ZLA-BA’I ‘OD)
1327-1427гг. н.э. Ананта (MTH’A-YAS)
1427-1527гг. н.э. Бхумипала (SA-SKYONG)
1527-1627гг. н.э. Шрипала (DPAL-SKYONG)
1627-1727гг. н.э. Сингхавикрама (SENG-GE RNAM-RAR GNON)
1727-1727гг. н.э. Махабала (STOBS-PO-CHE)
Даты приведены по вычислениям Р.Е.Пубаева (см. Пубаев Р.Е. «Пагсам-чжосан» — памятник тибетской историграфии XVIII в. М. 1981г. с. 89-90)».

(Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи.
/ Пер. с англ. и ком. Н.Н.Шабанова. Харьков. Изд. «Основа» при ХГУ. 1990г.)

А теперь обратим внимание на хронологию событий, связанных с поиском Шамбалы, исследованиями Шамбалы, изучением информации о Шамбале и пр., согласно информации, представленной на сайте baikal.irkutsk.ru.

«Эпос.
Герой шумерского эпоса, царь Урука Гильгамеш совершает путешествие на север в «Страну живых» — легендарный рай на земле. Согласно преданиям Европы, в давние времена на Севере («Край-земля»), находилось волшебное царство — блаженные, арктические острова, населенные богами и богоподобными людьми — первыми прародителями людей.
Рассказ об исходе ариев с севера в южные края в славянской «Книге Велеса», вырезанной на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX в. Согласно легендам, изложенным в «Книге Велеса», приблизительно в III тыс. до н.э. земли от Финского залива до устья Оби были родиной Ариев.
Полярная прародина индоиранцев описана в знаменитых памятниках письменности «Ригведе» и «Авесте». Именно оттуда, как сообщается в древнеиндийском эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне», арии переселились после похолодания в южные области: «На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа («Светозарный Белый остров»). Он расположен к северу от Меру». Также в этом эпосе предсказано появление предводителя из деревни Шамбалы, который возглавит борьбу против нечестивых.
IV-II тыс. до н.э.
Аркаим (Кайле-град) и «Страна городов», более 20 протогородов ариев, открытых на Южном Урале в 1987г., по версии ученых города основаны по пути исхода ариев с севера на юг.
III тыс. до н.э.
Китайские летописи, описывающие время с 3000г. до н.э., свидетельствуют о существовании святой земли Бессмертных в пустыне Шамо (Гоби). К этому времени относится и упоминание в китайских летописях о падении огромной звезды на остров Цветов в пустыне Гоби. Н.К.Рерих записал легенду о Даре Ориона (легенда о Сокровище Мира, камне Чинтамани), которая говорит: «В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том месте, где он появился, была основана Шамбала — Твердыня Света».
Германские ученые Эскард и К.Хаусхофер, ставшие идейными вдохновителями нацистского духовного общества Туле, основывались на древней легенде, свидетельствующей, что «тридцать или сорок веков назад, т.е. в III тыс. до н.э., в Гоби существовала высокоразвитая цивилизация».
Конец II тыс. — начало I тыс. до н.э.
В индийских Пуранах (время Нового завета) говорится об острове Шамбале — святой земле, которая находится на озере из нектара.
878 г. до н.э.
Возникновение доктрины Калачакры по тибетской хронологической традиции. Проповедь этой доктрины Буддой Шакьямуни царю Шамбалы Сучандре в Индии. Эта дата является базовой в системе тибетского летоисчисления истории. В летописях сказано, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой». Согласно Калачакре Шамбала находится севернее реки Сита (предположительно Восточный Туркестан) в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса.
915-834 г. до н.э.
По тибетским источникам время жизни Будды Шакьямуни относится к 915-834гг. до н.э. Существует большое расхождение в утверждениях ученых относительно годов рождения и нирваны Учителя. Дата ухода Будды из нашего мира, по мнению современных историков относится к 480г. до н.э., что не согласуется с датой его проповеди Калачакры царю Шамбалы Сучандре по тибетским источникам.
???
Далее обнаруживается почти 1000-летний пробел в исторических хрониках о сохранении традиции Калачакры в царстве Шамбала. Согласно легенде Шамбала была завоевана мусульманскими войсками и стала недоступной для буддийских паломников.
629 г. н.э.
Китайский паломник Сюань-Цзан посещает Уддияну и сообщает о 1500 различных буддийских памятниках в этой стране.
966-967 гг. н.э.
Традиция Калачакры вернулась из Шамбалы в Индию.
Индийский учитель Цилупа из Ориссы отправился в Шамбхалу и стал знатоком Калачакра-Тантры и большого комментария к ней. Вернувшись в Индию в 966г.н.э. Цилупа (он же Калачакрапада Старший) нанес поражение в диспуте пандиту Наропе.
X-XI вв. н.э.
Шри Камбала открыл Йогини-Тантры на западе в стране Уддияна. Они также распространились в сторону Мадхьядеши. Затем из царства Шамбалы появились комментарии на Калачакра-Тантру, написанные бодхисаттвами, такими как Шри Калачакра и другими. Они распространились в Мадхьядеши.
XI в. н.э.
В биографии Шенраба «Зермиг» написано: «Расширились и умножались страны мира и у истоков четырех великих рек в стране в западной части мира между горами и скалами было государство Олмо — Длинная долина. Был там город Bar-po-sobrgyad». Для последователей древней тибетской религии Бон гора Кайлас и, лежащее у его подножия, озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шаншунг, где зародилась религия Бон. Внутренняя часть Шаншунга называлась Шан-шун-бу и являлась священной Ол-мо-лун-рин, или Шамбалой.
1026г.
Проникновение учение Калачакры в Тибет, проповедь кашмирского брахмана Соманатха (ученик Наропы).
1027г.
В Тибете введен шестидесятилетний цикл времяисчисления. С этого времени история распространения Калачакры становится более подробной.
1042г.
Основателем первой школы Калачакры, по тибетской традиции, считается Атиша (982-1054) — индийский ученый буддист, настоятель монастыря Викрамашила, который в 1042 году прибыл в Западный Тибет по приглашению царей Гугэ.
1110 г.
Страна богов Уддияна, где правит царь Индрабхути (род. 1110г.), благословенная многими дакинями и прославленная как исток Мантраяны, располагается в 230 йоджинах к северу от Магадхи, западнее Шаншунга. В классической буддийской тантрической литературе на первое место силы ставится страна Уддияна, на второе — Шамбхала.
XII-XIII вв.
Распространение в Европе мифа о Граале (Испания, Франция, Англия). Грааль – чаша, из которой Христос принял святое причастие, и в которую впоследствии собрали кровь Христа, распятого на кресте. Крестовые походы рыцарей на Восток и поиски Христовой чаши Грааля. Идею Братства Грааля связывают с рыцарями Круглого стола короля Артура
XIII в.
Противоречивые сообщения о могущественном царстве пресвитера Иоанна в Центральной Азии (Монголия).
1245-1247гг.
Джовани дель Плано Карпини, монах-францисканец, знаменитый путешественник, в 1253г. был послан Людовиком IX в Азию для установления контактов с христианами, проживавшими в пределах Монгольской империи. Подробный письменный отчет о путешествии.
1253-1256гг.
Гильом де Рубрук, путешественник, в 1253-1256гг. опубликовал географические и этнографические представления о глубинных областях Азии.
1271-1298гг.
Марко Поло, итальянский путешественник, прожил в Китае около 17 лет. В своей знаменитой «Книге» (1298г.) дал европейцам первые достаточно верные географические представления о глубинных областях Азии.
1294г.
Бодон Ринпоче Ринчен Цамо получил изложение Калачакры и отправился в Шамбалу.
XIII-XV вв.
Сегодня известны десятки исторических трактатов «лам-иг», описывающие дороги в Шамбалу. Один из таких путеводителей обнаружен в Танджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIII в.
1478г.
Го Лоцзава в историческом труде «Голубые Анналы» (Синяя летопись) сообщает о Шамбале, как княжестве севернее среднего течения реки Ганга в Индии (севернее Мадхьядеш), где сохраняются подробные комментарии к Калачакра-Тантре. В княжество Шамбалу в то время свободно добирались с купеческими караванами буддийские паломники. На первом месте по значимости для изучающих Калачакру значится страна богов — Уддияна.
ХV в.
Историк Л.Гумилев подтверждает, что «легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета ХV в.».
Труд известного автора XVI в. Падма-Карпо (‘ВRUG-РАDМА DКАR-РО) «СНОS-‘ВYUNG ВSТАN-РА’I РАDМА RGYАS-РА’I NYIN-ВYЕD» содержит главу о распространении доктрины Калачакра в царстве Шамбала.
1577г.
Тумэнский правитель Алтан-хан принял у себя верховного тибетского ламу Содномджамца и удостоил его звания главы ламаистской религии с титулом Далай-лама. За этим актом последовало принятие буддизма наиболее крупными князьями Монголии. В 1586г. в Монголии на месте древнего Каракорума построен первый буддийский монастырь Эрдэни-Дзу.
XVII в.
Проникновение христианских миссионеров в Тибет. Первые географические и этнографические описания Тибета. Австрийский ученый-географ Йохан Грюбер впервые сделал подробное географическое описание Тибета.
1618г.
Сибирский казак Иван Петлин посещает халхаские земли и Пекин и сообщает русскому правительству первые географические сведения о пути в Монголию и Китай.
1627г.
Иезуитские миссионеры Стефан Каселла и Джон Кабраль во время своего посещения Бутана узнали о существовании страны Шамбала где-то на севере, граничащей со страной Sog-po (Татария). Из их писем явствует, что «дорога туда неимоверно трудна и занимает около четырех месяцев пути».
1687г.
«ВАIDURYA DКАR-РО» или «Белый Вайдурья» (санскр. Вайдурья — название минерала), составленный в 1687 г. тибетским регентом Санчжай-Чжамцо (SANG-RGYAS RGYA-МТSНО), является трактатом по хронологии и астрономии и включает краткое описание системы Калачакра, а также перечень правителей Шамбалы (л. 5-10 лхасского издания).
Тибетский регент Сангье Гьяцо дает перечень правителей Шамбалы. Существует перечень двадцати пяти Кулик императоров Шамбалы, охватывающий период с 878г. до н.э. по 1727г. Имена из списка не отождествлены с известными по истории древними правителями.
XVIII в.
Наиболее известным описанием царства Шамбала становится «Шамбхала Лам-иг» в сочинении Третьего Панчен-ламы Лобсанга Палдена, переведенного в 1915г. на немецкий язык проф. А.Грюнведелем.
XV-XX вв.
Название Шамбала, упоминается в буддийских книгах Тибета: Канжур и Танжур, Белая Ведюрья, Голубые Анналы («Синяя летопись»), Дорога Шамбалы, Сфера Шамбалы и т.д. Большая часть этих летописей на русский язык не переведена.
XVIII-XIX вв.
В России, особенно среди старообрядцев, большой популярностью начинает пользоваться предание о Беловодье, которое имеет схожее описание с Шамбалой. Начиная с XVIII в. существует поверье: «Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Беловодье, где люди не ведают гнета бояр и болезней (Земля Белых Вод, предположительно озеро Лоб-Нор — белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Кунь-Луня)».
XIX в.
С конца XVIII в. тибетские границы надолго закрыты для европейцев. Отказано в пропуске в Лхасу экспедициям Свена Гедина, Н.М.Пржевальского. Н.К.Рериха. Закрытость Тибета усиливает интерес к нему. Возрастает интерес к этнографии и фольклору Тибета.
1828г.
Иакинф (Бичурин), известный синолог, член пекинской духовной миссии, издает чрезвычайно ценные «Записки о Монголии» — подробный дневник поездки из Пекина до Кяхты.
1833г.
В небольшой статье, опубликованной в 1833г. в журнале Азиатского общества Бенгалии венгерский тибетолог Ч. де Кереш указывает относительно точные координаты Шамбалы — между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксарт (Сыр-Дарья).
1842г.
Карта «Шан-шун бу так-зик-ол-мо лун рин» (карта из тибето-шаншунского словаря) — так называемая карта Шамбалы. По мнению большинства исследователей Олмо Лунгринг (Шамбала) находилась в Западном Тибете. Шан-шун-пар располагалось от Кайласа на запад и достигало Афганистана. Шан-шун-бу являлась священной Ол-мо-лун-рин, или Шамбалой.
1870-1885гг.
Н.М.Пржевальский — первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Руководитель 4-х экспедиций в Центральную Азию. По итогам экспедиций в Монголию написал книгу в 2-х томах: «Монголия и страна тангутов» в 1875-1876гг.
1876-1877гг.
1-я монгольская экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества. Этнографические материалы экспедиции составили два тома «Очерков Северо-Западной Монголии», опубликованные Г.Н.Потаниным в 1878г.
1876-1890гг.
М.В.Певцов, исследователь Центральной Азии, руководил 3-мя экспедициями по Джунгарии, Монголии, Гоби, составил карту и подробное географическое описание, опубликовал книгу «Очерк путешествия по Монголии и северным провинциям Внутреннего Китая» (Омск. 1883г.).
1879-1880гг.
2-я монгольская экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества. Материалы экспедиции послужили для написания двух новых томов Г.Н.Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии».
1884-1886гг.
Г.Н.Потанин и А.В.Потанин путешествуют по Тангутско-Тибетской окраине Китая и Центральной Монголии. Собирают огромное количество сведений о Монголии, ценные этнографические материалы, множество легенд и сказок. В общей сложности Потанины опубликовали более 200 фольклорных текстов.
1876-1879гг. 1887г.
А.М.Позднеев участвует в экспедиции Русского географического общества во главе с Г.Н.Потаниным и собирает для Петербургского университета коллекцию монгольских рукописей (972 тома, бэн-цзы). В Санкт-Петербурге издан фундаментальный труд по истории буддизма в Монголии А.М.Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии».
1889г.
Экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества под руководством Н.М.Ядринцева. Обнаружение знаменитого Каракорума — древней столицы Чингисхана — и открытие памятника с двуязычной — рунической и китайской — надписями стало мировой сенсацией. Двуязычная надпись дала ключ для расшифровки орхоно-енисейских рун — древнейших письменных памятников истории тюрков и других народов Центральной Азии VII-XI вв.
1883-1898гг.
Экспедиция академика В.В.Радлова, в которой принял участие Д.А.Клеменц — первый геолог в Монголии, который подготовил позже материалы для первой археологической карты Северной Монголии.
1899-1902гг.
Бурятский ученый Г.Ц.Цыбиков — первый ученый из России, который сумел посетить Центральный Тибет и Лхасу. Г.Ц.Цыбиков проникает в Лхасу под видом паломника. Его научный труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» содержит первое подробное описание Лхасы, в. т.ч. пересказ тибетского пророчества о царях Шамбалы.
XIX-XX вв.
Трансформация тибетского мифа о Шамбале в миф для европейского читателя о «чистой стране блаженных», которая недоступна для непосвященных и расположена в Тонком мире. В мифе о Шамбале появляются современные характеристики центра высочайшего научно-технического знания.
ХХ в. Е.П.Блаватская.
«Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской впервые знакомит западного читателя с «Учителями человечеcтва — Махатмами Белого Братства» (Шамбалы).
ХХ в. Н.К.Рерих.
«Если будет произнесено здесь самое священное слово Азии — Шамбала, вы останетесь безучастны. Если то же слово, будет сказано по-санскритски — «Калапа», вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы — Ригден-Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас» (Свет Азии).
ХХ в. Ю.Н.Рерих.
«Шаншунг-ги-юл (Гуче) находится в Западном Тибете». «В тексте «Шамбала-лам-йиг», сказано, что королевство Шамбала находится в горном районе, со всех сторон защищенном высокими снежными хребтами».
ХХ в. Дж.М.Рейнольдс.
Директор Института по изучению религии Бон Дж.М.Рейнольдс: «Древнее царство Шаншун было расположено в окрестностях легендарной горы Кайлас, или Гангчен Тизе, в Западном Тибете и до VIII в. это была независимая страна». Согласно сакральной географии религии Бон, в центре страны Олмо Лунгринг стоит великая космическая гора Юнг-Друнг Гуцег (Кайлас). В традиции религии Бон эта гора известна под названием «Девятиэтажная гора свастики».
ХХ в. Рудольф Штайнер.
«Мы также знаем, что когда древняя Атлантида приблизилась к своему закату и хлынули воды потопа, погубившие Атлантический континент, то немногочисленную горстку людей, которым предстояло составить основу новой – нашей – расы, Ману повел к центру Азии, в пустыню Гоби, или Шамо…».
ХХ в. Эдгар Кейси.
Американский ясновидящий Эдгар Кейси говорит о существовании страны на местности, известной сейчас под названием пустыни Гоби, в которую были направлены представители атлантов незадолго до последней катастрофы. Пророчество Э.Кейси (1167-2): «В стране Гоби, на земле современной Монголии, предстоит раскопать город с Золотым Храмом, где будет найдена женская статуэтка из чистого золота и предметы из такого сплава железа и меди, который с тех пор людьми не применялся».
ХХ в. Рене Генон.
Французский мыслитель Рене Генон делает вывод, что «Агартха является единственным подлинным центром эзотерического Посвящения, который противостоит демонической псевдо-духовности Шамбалы, питающий идеологию теософов, оккультистов и спиритов. Рене Генон связывает Шамбалу с «мракобесием и заблуждением».
ХХ в.
Французские писатели Луи Повель и Ж.Бержье приходят к выводу, что: «Шамбала — центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами».
XX в.
Известные тибетологи заявляют, что под Шамбалой подразумевается реальная страна. Среди них такие авторитетные имена, как Ю.Н.Рерих («Шаншунг-ги-юл, в Западном Тибете), итальянский профессор тибетолог Дж.Туччи (близ реки Сита), А.Стейн (Олмо Лунгринг в Западном Тибете). Старший брат Далай-ламы XIV Д.Норбу полагает, что это была страна Шаншун, западнее озера Манасоровар, вблизи горы Кайлас.
XX в. Четырнадцатый Далай-лама.
«Шамбала — место, расположенное где-то на этой планете, она также – место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира».
1899-1926гг.
П.К.Козлов. Экспедиции по Монголии и в Тибет. В 1908г. открыл мертвый город Харо-Хото XI-XIII вв. При раскопках он нашел большую библиотеку (2000 книг) на тангутском языке, более 300 образцов тангутской живописи и т.д. Издал книги «Монголия и Кам» (Спб., 1905г.), «Путешествие по Монголии» (М. 1949г.).
1903-1914гг.
Братья М.Е. и Г.Е.Грумм-Гржимайло. Экспедиционные отчеты и дневники о тибетских экспедициях.
1911-1925гг.
Александра Дэви-Неел (Дэвид-Нил) — французская путешественница, первая европейская женщина достигшая Лхасы, получившая подлинное тантрическое посвящение, и удостоившаяся звания «кхадома». Прожила в Тибете и смежных с ним странах 14 лет подряд.
1913г.
Статья в «Shanghai Times» доктора Лао-Дзина о посещении им в горах Кунь-Луня, «недоступного для обычных людей Храма Жизни (Шамбалы), предназначенного для исследования человеческого духа и его силы».
1915г.
Опубликована на русском языке книга Сент-Ива д`Альвейдра «Миссия Индии» (1866г.). Автор утверждает о существовании подземного мира – духовного центра, который имеет нечеловеческое происхождение, и хранит изначальную мудрость, передавая ее сквозь века тем, кто способен ее воспринять.
1918-1930гг. 1922г.
Центрально-азиатские палеонтологические экспедиции Американского музея естественной истории, возглавляемые профессором Р-Ч.Эндрюсом. В красных песчаниках Шабаран-Усу (ныне Баин-Дзан) были найдены многочисленные скелеты разнообразных динозавров и кладки яиц динозавров.
1919г.
Обнаружена славянская «Книга Велеса», вырезанная на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке, в которой рассказывается об исходе ариев в III тыс. до н.э. с севера в южные края. «Пришла великая стужа. Мы шли из Края Иньского мимо Земли Фарсейской».
1922г.
Ф.Оссендовский публикует книгу о своих скитаниях по Монголии, в которой он описывает подземную страну Агарти: «Сокровенный мистический центр Земли», «местонахождение Царя Мира», которая имеет схожие черты с Шамбалой.
1923-1928гг.
Н.К.Рерих, основываясь на сведениях полученных от лам, говорил о реальности местонахождения Шамбалы, где-то в Гималайских горах, на север от горы Кайлас. После Центрально-азиатской экспедиции (1923-1928гг.), таинственные слова о мистической Шамбале в дневниках и публикациях Н.К.Рериха привлекли к этой легенде внимание западных читателей.
Н.К.Рериху принадлежит особая роль в формировании современного мифа о Шамбале — «самом уникальном феномене, существующем на нашей планете». Именно Н.К.Рерих поэтическим языком художника ввел в западный обиход формулировку: «Шамбала — самое священное слово Азии».
Среди космических легенд Востока, записанных Н.К.Рерихом, легенда о Даре Ориона (легенда о Сокровище Мира, камне Чинтамани), которая говорит: «В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том месте, где он появился, была основана Шамбала — Твердыня Света. И по сей день хранится этот Камень здесь же, на башне Ригден-Джапо в особом помещении».
1923-1928гг.
В дневниках доктора К.Н.Рябинина, участника экспедиции Н.К.Рериха, также неоднократно пишется о Шамбале: «Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11000 футов».
1923-1928гг.
Н.К.Рерих. Знаменитая центрально-азиатская экспедиция: 25 тыс. километров по безжизненным пустыням Монголии, Китая и Тибета.
1927-1930гг.
Знаменитая центрально-азиатская экспедиция шведского путешественника Свена Гедина, в составе которой находились известные ученые из Европы и Китая.
1931-1943гг.
Экспедиции нацистов в Тибет под руководством немецкого исследователя Тибета, оберштурмфюрера СС Эрнста Шеффера в поисках союза с силами Шамбалы. Нацистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала — центр могущества и силы, управляющий стихиями и массами.
1941-1943гг.
Э.М.Мурзаев, российский географ. Путешествие по Монголии описаны в его книге «Годы исканий в Азии».
1946г.
Палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора И.А.Ефремова. Экспедиция открыла богатейшее местонахождение гигантских динозавров в Нэмэгэту-Ула, не уступающая по своим масштабам знаменитому африканскому местонахождению Тендагуру.
1963-1971гг.
Польские палеонтологические экспедиции.
1971-1986гг.
Советско-монгольская комплексная Хубсугульская экспедиция Иркутского и Монгольского государственных университетов. Обобщающим результатом 15-ти летних исследований Прихубсугулья и озера Хубсугул стал выпуск картографического атласа озера Хубсугул в 1989г.
1990-1993гг.
С 1990г. начал действовать монголо-японский исследовательский проект «Широкая степь». Были проведены поисковые работы по выявлению ценных, редких полиметаллов, других полезных ископаемых на более чем 500 тыс. кв. км. территории южной, юго-восточной и восточной частей Монголии. С 1993г. данный проект расширился и получил название «Золотая цепь», охватив значительно большую территорию Монголии.
1994г.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994г. принял «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Собор ясно заявил о полном несогласии с учением Е.П.Блаватской и Рерихов и категорическом неприятии этих учений.
1999-2003гг.
Монголо-немецкая археологическая экспедиция Бонского университета проводит раскопки в Каракоруме.
2002г.
Опубликована книга гималайского мудреца Шри Свами Рами, выросшего в Гималаях: «Многие иностранцы отправляются в Гималаи на поиски Шамбалы, но эта страна, на самом деле не существует. Миф о Шамбале основан на существовании двух древних горных монастырей, затерянных в Гималаях. Эти монастыри, устроенные в пещерах, упоминаются в наших традиционных священных текстах и используются с очень давних пор для медитаций и духовной аскезы. Один из них расположен на горе Кинчанчанга на высоте 14000 футов, а другой, в котором я жил, находится в глубине Гималаев на границе Тибета и Гархвала».

Данная «хронология», конечно, не претендующая на максимальную полноту, может быть, естественно, дополнена новыми исследованиями и новыми фактами, например:
1999-2004г.
Тибетские экспедиции Э.Мулдашева. Вот как описывает Э.Мулдашев беседу с мастером в Тибете в своей книге «От кого мы произошли» (2001), написанной по итогам первой тибетской экспедиции: «Шамбала — это духовное, а не физическое понятие. Не ищите её — не найдете. Шамбала — это не совсем верное название, оно распространилось по миру от нескольких тибетских лам и стало популярным после выхода книг Рериха. Точного названия того, что вы называете Шамбалой, нет, но есть четкое состояние души и тела, которое приводит к осознанию высшей духовности. Это состояние мы хорошо понимаем, учим его достижению, — ответил мастер». И вот заключительная книга «Матрица жизни на земле» цикла «В поисках Города Богов». Последнее откровение Шамбалы. Сенсация 2007 года! Профессор Э.Мулдашев — организатор около десятка научных экспедиций для исследования древних цивилизаций. Книги Эрнста Мулдашева, написанные по итогaм экспедиционной работы, вот уже более пяти лет остаются бестселлерaми национaльного масштаба: их суммарный тираж сегодня приближается к 10 миллионам экземпляров. Кроме того, статьи Эрнста Мулдашева регулярно публикуются в одном из самых авторитетных u популярных изданий России — еженедельнике «Аргументы u факты». По данным газеты «Книжный бизнеc», сегодня Эрнст Мулдашев является самым издаваемым автором России в жанре научно-популярной литературы. B первой книге серии, «От кого мы произошли?» (2001), опубликованы результаты экспедиции в Тибет и Гимaлаи, ставящие под сомнение классическую теорию происхождения человеческой расы. B последующие годы, продолжaя свои поиски, Э.Мулдашев организовaл ряд научных экспедиций, результатом которыx стaли четыре тома книги «В поисках Города Богов» (2001-2005гг). Тогда же ученый сообщил, что сaмые сенсационные выводы o зарождении человечества на Земле будут приведены в заключительной книге «Матрица жизни на Земле». Город Богов найден! Составленнaя Э.Мулдашевым карта ГОРОДА БОГОВ позволила подобрать ключ к тайне возникновения самой жизни на нашей планете! Выводы группы ученых сенсационны: ГОРОД БОГОВ, o котором в свое время писaли Елена Блаватская и Николай Рерих, оказался огромной каменной ДНК. Найден ключ к Матрице Жизни на Земле! Анaлиз карты Города Богов, составленной Эрнстом Мулдашевым, потряс и убедил даже зaядлых скептиков: Матрица Жизни на Земле — это огромное каменное ДНК, несущее информацию обо всём живом на Земле. Именно здесь и шло формирование четырёх тел человека. Это открытие стало основанием для нового взгляда на медицину. Создание карты позволило разгадать тайну Священного Знака древних, ставшего ключом к Матрице жизни на Земле, и великого кaмня Шантамани… Приоткрыта самая таинственная страница жизни Рериха! Считaлось, что Николaй Рерих никогда не был на Кайласе и не достиг границ Шамбалы. Рaзделял эту точку зрения и сам Мулдашев. Однако новый анaлиз картин и текстов Николaя Рериха доказывает: еще в 1924г. он видел Город Богов и, возможно, даже был за Дверью в Шамбалу! Книга Э.Мулдашева впервыe проливает свет на самый таинственный эпизод в жизни великого мистика, художника и поэта.

* * *

N 36. 01.07.14г.

продолжение см. в статье 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.2).