Статья 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.1).

продолжение

«Шамбала — полyлегендарная стpана со столицей Калапа, котоpyю обычно считают расположенной к северу от Индии в Гималаях. Вопрос об отождествлении и местонахождении Шамбалы остается дискуссионным, многие считают, что это одна из астральных цивилизаций, ранее существовавшая на Земле. Первое упоминание о ней встречается в тексте «Калачакра-Тантры» (X в. н.э.), котоpый, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы — Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. Легенда о Шамбале гласит, что при 25-м царе Шамбалы — Кулика Рyдра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра — воинством Шамбалы, и силами зла — темными силами. После победы сил Шамбалы наступит новая эпоха, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Эти идеи получили широкое распространение.
В связи с представлениями о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации духовного пути, и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Шамбале и «путеводители» в Шамбалу. Содержание путеводителей показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем, и среди образованных лам нередко бытует представление о Шамбале как о внутренней реальности — об особом состоянии психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры.
Теософия наполняет это понятие своим содержанием, изображая Шамбалу как тайное обиталище «Махатм» — руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Шамбалы не раз толкала людей на ее поиски. В XX в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире, на Алтае. С XV-XVI вв. ее пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Легендарную Шамбалу искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. В начале ХХ в. ее поиски продолжили научные экспедиции из разных стран и знаменитая центрально-азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Секретные экспедиции в Тибет для поиска Шамбалы, поддерживаемые на государственном уровне, организовывали российский НКВД и нацистская Германия.
Многочисленным путешественникам и экспедициям так и не удалось найти никаких подтверждений существования Шамбалы в прошлом. Реальное гималайское царство Шамбала севернее Индии, существовавшее, согласно историческим хроникам, вплоть до XIV-XV вв., не оставило о себе никаких следов на земле. Сохранились только упоминания о Шамбале в «Калачакра-Тантре» и рассказы о ней в тибетских мифах. О Шамбале стали говорить, как о месте, расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитыми личностями.
Попасть в Шамбалу могут только избранные. Принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества. В Индии с древних времен распространена вера в мудрых гималайских Махатм, ведущих жизнь отшельников в горных пещерах. Индусы называют этим словом людей, достигших высших степеней духовного просветления. Первой о своей связи с гималайскими Махатмами заявила Е.П.Блаватская, вслед за ней об этом также заявили Елена и Николай Рерихи. После их знаменитых заявлений, на западе стали считать, что все Махатмы духовно связаны с Шамбалой.
В эзотерическом сочинении «Тайна Шамбалы» (2003г.) известного английского писателя Джеймса Редфилда, автора известных бестселлеров «Селестинское пророчество» и «Десятое пророчество», содержатся следующие определения Шамбалы: «У тибетцев бытует поверье, что за границами физического, материального мира незримо для нас существует некая иная, более духовная реальность и что Шамбала, находящаяся здесь, на Земле, живет уже в этой духовной реальности.
Обитатели Шамбалы составляют особую общину избранных, живущих на более высокой ступени развития. Они служат, как бы образцом устройства жизни, которого остальному миру еще предстоит достичь… «Мы должны хранить эти священные знания в тайне, ибо ожидаем время, когда Шамбала явит себя миру и станет открытой для всех людей. Ведь Шамбала — первоисточник многих легенд, а также множества пророчеств в истории человечества. Мы помогаем другим культурам обретать духовную информацию. Нам известно также, что возможность видеть нас, открытая для всех людей, — всего лишь дело времени… Ведь Шамбала — это модель будущего для всего человечества»».

(Шамбала — обитель бессмертия. Сайт aswell.ru.)

«Аннотация. А.А.Маслов — историк-востоковед, кандидат исторических наук. Уважаемые читатели, для того, чтобы вы узнали о Шамбале как можно больше, предлагаем вам еще один материал. Мы публикуем его, потому что написан он специалистом и основан на реальных знаниях.
А.А.Маслов. Страна мудрецов. К читателю. Вероятно, самая большая тайна в мире — это тайна человеческого духа. Где лежит исток гармонии человеческой мудрости, кто открывает внутри нас какие-то удивительные врата, из которых выходит Человек — Великий Мудрец, кто наделяет нас Знанием, которое невозможно выразить словами? Эти вопросы вечны и неотъемлемы от человечества, как неотъемлемы от него философия и религия. В культуру какого бы народа мы ни заглянули, везде сталкиваемся с загадками человеческой мудрости — мудрости неизреченной, тайной, покрытой густым флером легенд и мифов, историй о мудрецах, магах, отшельниках, бессмертных.
Уже не первую сотню лет умы тех, кто хочет проникнуть в тайну мистических знаний, волнует вопрос о Шамбале — стране великих мудрецов-махатм. учителей-гуру. Вобрав в себя все великие духовные знания, они неустанно совершенствуют свое сознание и готовятся вступить в поединок с силами зла за спасение всего человечества. Когда зло мира будет повержено, на землю придет Будда Грядущего Майтрейя и воцарится царство всеобщей гармонии и мудрости.
Идеей света всеобщего мира, который исходит от махатм Шамбалы, были увлечены многие известные философы и мистики, среди них — Н.К.Рерих, Е.П.Блаватская, Гурджиев, Р.Штайнер, ходили упорные слухи, что некоторые из них, например Е.П.Блаватская и Гурджиев обучались у мудрецов Шамбалы, а Н.Рерих даже получил посвящение в высшую степень. Но, как это часто бывает в таких случаях, ничего, кроме неясных догадок, не было высказано, зато некоторые мистики с большим удовольствием рекламировали себя как «последователей Шамбалы», чем значительно повышали свою популярность. Увы, все это было слишком шатко, чтобы даже принять за рабочую гипотезу и отправиться на поиски загадочной страны. <…>.
Но, тем не менее, хотя сегодня мир исследован вдоль и поперек, хотя воздушное пространство над Гималаями, Центральной Азией и Китаем, где могла находиться Шамбала, бороздят самолеты, человеческое сознание упорно возвращается к этой проблеме, не желая почему-то расставаться с красивой легендой (или неизвестной еще реальностью?). То там, то здесь объявляются люди, которые рассказывают, что случайно, заплутавшись, попали в царство великих махатм и обрели удивительный запас мудрости, другие рассказывают о своих медитативных сеансах, во время которых они телепатически получают информацию от жителей Шамбалы. Третьи с удовольствием поведают о том, как во время испытаний ядерного оружия на полигоне в Неваде неоднократно видели людей, облаченных в длинные белые одежды, при этом приборы выходили из строя и испытания приходилось откладывать. Тень Шамбалы незримо витает в нашей реальности, а человек всегда тяготеет к загадкам собственного духа.
Сегодня о Шамбале говорят излишне много, ухитряясь при этом ни о чем, в сущности, не сказать. Написаны десятки популярных и обычно не слишком качественных брошюрок о загадках Шамбалы с «вескими» доказательствами. В качестве примеров обычно приводится масса сведений о появлении в разных регионах мира людей то ли индийского, то ли тибетского вида, проповедующих мир и гармонию, или рассказы тех, кто якобы сам побывал в Шамбале. Ну что ж, этот подход можно понять — Запад всегда «грешил» восточной экзотикой и мистикой. Но к сожалению, это ни на шаг не приближает нас к истинным тайнам Шамбалы. А они действительно существуют.
Но не удивительно ли, что, несмотря на современный уровень нашей цивилизации, мы столь упорно верим в страну, которой сегодня нет на карте? Если присмотреться повнимательнее, загадка Шамбалы далеко выходит за рамки простого обнаружения ее в какой-то точке земного шара. Шамбала не проблема географии, но загадка мистической культуры Востока. О ней и пойдет речь.
1. К чертогам тайного знания. … Впервые упоминание о Шамбале — обители величайших мудрецов мира, способных своей энергией противостоять силам зла, встречается в «Калачакра-Тантре» — произведении, считающемся священной «тайной» книгой высшего духовного посвящения. <…>. Осознание пустоты, а через это — достижение высшей личной божественности, которая позволяет спасать всех людей, и стало высшей целью учения Калачакры. «Калачакра-Тантра» стала известна в Индии приблизительно к IX-Х вв., однако само учение, изложенное в ней, как считалось, более тысячелетия передавалось изустно, а сам текст никому не показывался, его хранили лишь высшие мудрецы мира. Вся история Шамбалы тесно, иногда явно, иногда незримо-эзотерически связана с учением Калачакры, считающимся одним из самых закрытых, сложных, но в то же время самых глубоких учений, позволяющих проникнуть в величайшую тайну мира — тайну мистической жизни Космоса, тайну биения самой человеческой жизни в недрах Вселенной. Чуть позже у нас еще будет возможность поговорить об этом подробнее. «Тантра» дословно обозначает «поток», «непрерывность» и обычно используется в двух значениях. Чаще всего — как название текстов, входящих в буддийский канон. Но есть и другое, более глубокое значение. Тантра, или Тантризм, — это синонимы названия одного из основных течений Буддизма — Ваджраяны, или «алмазной колесницы». Его последователи утверждают, что достичь просветления можно особыми тайными тантрическими способами, например произнесением молитв-заклинаний (мантра), специальных звуков, вводящих человека в резонанс с космосом (дхарани), взирая на магические символы космоса (мандалы). Благодаря этому тайному учению можно обрести состояние будды (т.е. состояние полного и окончательного просветления и выход из круга перерождения), а следовательно, и начать спасать других людей, причем не за десятки, а то и сотни тысяч лет, как утверждают другие школы Буддизма, но в течение одной человеческой жизни. Именно Тантрическое Учение и лежало по легенде в основе воспитания последователей Шамбалы. <…>.
Хотя тантрические источники и не говорят о «гималайской» Шамбале, тем не менее этой версии, в частности, придерживалась Е.П.Блаватская, которая считала, что именно здесь расположен центр, откуда пошла в мир единая «Тайная Доктрина». <…>.
Но почему надо обязательно полагать, что Шамбала должна каким-то образом демонстрировать нам себя? Сакральное знание избегает всякой демонстрации, всякого внешнего проявления, ибо это вообще противоречит сущности истинного, живого мистицизма. О Шамбале (не как о стране на карте, но как о стране внутри нас) мы можем узнать лишь по косвенным проявлениям, по той животворной благой силе, которая исходит на мир. Увы, это, конечно, доступно не всем. Но всякое эзотерическое знание элитарно, предназначено для весьма узкого круга одаренных последователей.
Учение Тантры гласит, что путь к Шамбале пролегает не столько по земле, но прежде всего идет внутри самого человека. Достичь чудесных чертогов может лишь тот, кто прошел несколько начальных стадий очищения и посвящения, как это предписывает учение Калачакры. Поэтому в эту страну нельзя забрести случайно, заплутавшись в горах или просто целенаправленно идя по карте. <…>.
Несмотря на столь тонкую духовную природу, Шамбала имеет и весьма реальное описание своей географии. Обратим особое внимание на него, в дальнейшем некоторые подробности смогут пролить некоторый свет на загадку «земли мудрецов».
Шамбала окружена восемью снежными горами, их расположение напоминает соцветие лотоса. Именно на лотосе восседал Будда Гаутама, именно нежный и чистый цветок лотоса он передал своему последователю Манчжушри, уходя в нирвану, как символ передачи сокровенного Учения. При этом он не сказал ни слова, ибо истинное Знание передается вне слов. Эти горы-лотосы, окружающие Шамбалу, кажутся своеобразным знаком молчания боддхисатв, которое учит большему, нежели любые слова.
Учение мудрецов Шамбалы, изложенное в «Калачакра-Тантре», напрямую связывается с именем Будды Гаутамы. История рассказывает буквально следующее. Через год после того как принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой, на пятнадцатый день третьего месяца он появился в одеянии монаха на Горе Грифов, изложив «Сутру Высшей мудрости в тысячу стихов». Но каково же было удивление его последователей, когда оказалось, что одновременно он пребывал и на юге Индии в священном месте Дханьякатаке (вероятно, недалеко от Мадраса в области Гунтур), воплотившись в виде божества Калачакры и проповедуя Калачакра-Тантру. Затем священный свиток со словами тантры был замурован внутри многоярусной пагоды-чайтьи. Смысл же речей Будды остался в кругу немногих посвященных, ставших первыми последователями учения Калачакры. Последователи учения Калачакры поняли, что слова Будды — последнее истинное наставление великого Учителя перед его уходом в нирвану, предназначенное лишь узкому кругу наиболее искренних и мужественных буддистов. Они назвали ее секретной мантрой и долгое время передавали изустно от учителя к ученику, рассматривая ее не просто как текст, но как особую методику и путь к просветлению».

(А.Маслов. Страна мудрецов. «Знак вопроса» №1-2/1993г.
Большая бесплатная библиотека. Сайт tululu.org.)

«История загадочной страны, в которую могли проникнуть только «те, чьи помыслы безупречно чисты», и тайна ее местонахождения до сих пор будоражит воображение и манит исследователей. Упоминание о Шамбале, святой земле высочайшей мудрости и блаженного счастья, можно встретить в научных трудах востоковедов и в дневниках путешественников по азиатским просторам, в теософских трудах и в древних буддийских книгах Тибета. О Шамбале спорят мистики, много пишут последователи Н. Рериха, говорят известные религиозные деятели. В очерке «Шамбала Сияющая» в поэтической форме изложены основные сведения о Шамбале, известные Н.Рериху: «Когда Вы читаете много книг о Шамбале, частично переведенных на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Если ты знаешь, что Шамбала находится здесь, на земле, если ты знаешь, что все может быть достигнуто здесь, на земле, тогда и вознаграждение придет здесь, на этой самой земле и в этом воплощении».
Древние мудрецы говорили, что поиски сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Буддисты говорят, что Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека. Считается, что Шамбала — единственная из Чистых стран, которая доступна для посещения, это не запретная страна, но попасть в нее могут лишь те, кого позвали. Она может восприниматься и современными людьми, готовыми для восприятия. Этому способствует медитация в пустынной местности в уединении, которое с древних времен является необходимой частью мистического обучения, посещение буддийских святынь и изучение Калачакра-Тантры. Без глубокого знания Калачакра-Тантры попасть в Шамбалу невозможно.
«Шамбала — это местонахождение Цели, или Замысла. Это Цель, или Замысел, который невозможно понять, пока не следуешь Плану. И в этом ключ к пониманию. Шамбала не Путь, а Главный Центр, в котором находится в связанном, относительно статическом состоянии энергия, — энергия, которую держит наготове и применяет для реализации творческих целей посредством фокусировки намерения Великий Совет, действующий под направляющим оком Господа Мира.
Шамбала — это главная точка напряжения на планете. В этом напряжении определяется и выявляется Любящая Интеллектуальная Воля, свободная от всякого своеволия и ментальных пристрастий.
Шамбала — это главный принимающий агент солнечного потока на планете, но в то же время и главное место распределения энергий для царств природы, включая пятое. Из точки напряжения воплощаются и постепенно проявляются с помощью эволюционных процессов жизненный План Планетарного Логоса и Его Воля. <…>.
Шамбала — это, выражаясь символически, Головной центр нашей планетарной Жизни, фокусирующий Волю, Любовь и Интеллект в одно великое и фундаментальное Намерение и удерживающий эту сфокусированную точку на протяжении всего жизненного цикла планеты. Это великое Намерение воплощает нынешнюю Цель, или Замысел, и выявляется посредством реализации Плана. («Ученичество в Новом Веке» т.II, с. 519-520).
Шамбала — мифологическая страна, располагающаяся где-то на территории Тибета. Судя по древним тибетским картам, которые пытались интерпретировать советские ученые Кузнецов и Гумилев, такая страна действительно существовала. Согласно некой карте от современника Селевкидов, на которой отражена эпоха владычества Сирии, по-персидски Шам — название страны, а «боло» — от «поверхности». Стало быть, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III-II в. до н.э.
Шамбала — таинственная страна в Тибете или окрестных регионах. Впервые упомянута в буддистском документе «Калачакра» (XI в.), согласно которому в крайние времена Шамбала станет последней крепостью истинной Дхармы в войне с полчищами варваров (млеччха). Царём Шамбалы тогда станет Калка-раджа — 10-е воплощение Вишну. Существует также предположение, что в Шамбале хранится весь генофонд человечества, иная версия гласит, что Шамбала — это состояние души единения человека с Богом. То есть, найти Шамбалу — означает достичь просветления.
В Теософской Традиции Шамбала — пространство нахождения великих Учителей, направляющих эволюцию человечества. Она невидима и недоступна для непросветленного человека, поэтому многие и утверждают с пеной у рта, что ее попросту не существует. Шамбала развернуто описана в работах Николая и Елены Рерих — учение Живая Этика. У российских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает Шамбалу. <…>.
Считается, что Шамбала — это центр мира, в центре её находится источник или своеобразный кристалл или субстанция, вкладывающая жизнедеятельность всему сущему на земле. Названия Шамбалы, а также ее столицы Калапы, впервые были упомянуты в антикварных священных писаниях Индии — в Пуранах и в Махабхарате. На Запад легенду о замаскированном в Гималаях земном Рае в 1627г. принесли два иезуита-миссионера, Йоак Каброль и Эстевар Каселла, пытавшиеся распространять учение Христа в Бутане.
Тяжело сказать, отправлялись ли на поиски Шамбалы какие-нибудь португальские или испанские экспедиции, однако спустя почти двести лет, в 1820г., появившийся в Тибете географический атлас перенес эту благословенную страну в Европу.
Лев Гумилев предполагал, что Шамбала — это Сирия во времена царствования династии Селевкидов, Александр Чома де Кереши советовал искать ее по течению речки Сырдарьи, а Рерихи, хотя и помнили общеизвестную на русских просторах легенду о Беловодье, верили, что страна блистающая находится в Гималаях.
В осмыслении западных людей Шамбала часто связывается с Тибетом, или, по крайней мере, существует уверенность, будто тибетцы поддерживают с нею тайные и очень тесные отношения. Жители «Страны Снегов» и в самом деле утверждают, что переняли у Шамбалы свою календарную и астрологическую систему, а также сведения по медицине, кое-какие тонкости духовной музыки, живописи, архитектуры.
Первый тибетский путеводитель по Шамбале написал в XIII в. монах и путешественник Манлунгпа. Однако точкой отсчета он выбрал не Бодхгаю, а свой дом, указывая, что отсюда надлежит двигаться по направлению к Ладакху, потом в страну Хор, затем повернуть в королевство Согпо (Монголию) и что-то около года через два можно без особых забот и печалей дойти до Шамбалы. Позднее другие авторы отвергли приземленность описаний Манлунгпы, трактуя странствие в Шамбалу не как внешнее, но как внутреннее путешествие пилигрима.
Самое признанное произведение такого характера под названием «Путь в Шамбалу» (тиб. «Шамбалай Ламйиг») написал в 1775г. III Панчен Лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Он родился в 1737г., в возрасте четырех лет был признан тулку, т.е. переродившимся Панчен Ламой и воплощением Будды Амитабхи. Ребенка поселили в бессменной резиденции панчен лам, в монастыре Ташилунпо, где он всех удивлял своими необычайными способностями и ранней наклонностью к мистицизму и хитроумным духовным занятиям, влечением к истории, поэзии, искусству афоризма. Все говорили о юном Панчен Ламе как о выдающейся харизматической личности, а гражданин Англии Джордж Богле, первым побывавший в Тибете, оставил в своих дневниках необыкновенно теплый и притягательный портрет этого человека. Лобсанг Палден Еше умер в 1780г. от оспы во время своего миссионерского путешествия в Пекин, в котором его сопровождала значительная свита, состоявшая из 500 монахов 100 сановников, 800 слуг, а также нескольких ачарьев (докторов философических наук) из Индии.
Полное наименование трактата III Панчен Ламы звучит так: «История Арьядеши и Путь в Шамбалу, святую землю». Арьядеша — это Индия, какую Лобсанг Палден Еше описал с истинным талантом историка. Зато «Путь в Шамбалу» — творение совсем иного толка Оно составлено как садхана. Садхана — необыкновенная инструкция по тантрической медитации, в которой очень точно замечено, как надлежит обращаться со своим плотским, а также тонким телом; которую мантру и сколько раз следует повторять, какую мандалу или божество должно созерцать, как изменить свою суть, превращая ее в превосходный облик высочайших сфер. На Санскрите «садха» означает «выполнение», «завершение». В тибетском языке «садхана» называется «сгруб таб» — средство на Пути к совершенству, пробуждению, просветлению. Тот, кто готов отправиться в Шамбалу, в этом тексте назван садхака. По моему, для его характеристики очень подошел бы и придуманный тибетологом Робертом А.Ф.Турманом термин «психонавт». <…>.
Тибетские легенды утверждают, что в конце Кали-юги, эпохи упадка и отчаяния, в которой мы живем, Шамбала будет на Земле единственным местом, где сохранится Религиозное Учение, способное спасти все человечество. Знаки, предсказывающие конец света, когда-то предсказанные богами ненаглядного века, Лобсанг Палден Еше описывает следующим образом: «В будущем мышление всех рождающихся на Земле людей станет все более болезненным и искаженным, а доктрина сына королевы Майи (Будды Шакьямуни) — все более очерненной, опороченной. Обнаружится все больше людей, предлагающих на разных языках неверные выходы. В те времена не будет никаких настоящих духовных или трансцендентальных достижений — сиддхи. Чувствуя, что у них больше нет духовных сил, люди постоянно будут вести борьбу между собой. Совершенство станет для них недостижимо почему жители Земли будут распространять вокруг себя одно лишь страдание, высший смысл, которого все еще будут жаждать единицы и по которому они будут тосковать, сделается недостижимым Люди будут становиться все грязнее, все более замаранными, из за чего от них попрячутся даже духи, не говоря уже о богах!..».
С наступлением таких времен отважнейшие из людей и должны отправляться в Шамбалу, чтобы набраться мудрости и передать ее другим. <…>.
III Панчен лама посвятил самой Шамбале и ее столице Калапе всего несколько страниц. Шамбала имеет очертания мандалы, ее окружает кольцо гор, лес в три ряда, ровно мала или четки, крепостная стена с восемью воротами, двадцать восемь городов, а в центре — столица Калапа, расположенная в форме квадрата, с закругленным главным зданием, построенным из драгоценных камней. Все вокруг зеленеет и цветет, щебечут птицы, гуляют животные невиданной красы. Люди Калапы подчинили себе все высочайшие силы и разговаривают на языке богов — Санскрите.
Е.М.Бернбаум, посвятивший Шамбале исчерпывающий труд, утверждает, что нарисованное III Панчен Ламой странствие очень напоминает сам процесс рождения, который называется Марга, т.е. Путь, или Путешествие. Мотивы пути, странствия, как телесного, так и духовного, можно найти во всех мировых религиях, а их проповедники — Христос, Будда, Магомет — были энергичными путешественниками и нигде подолгу не задерживались. Во все времена во всех странах мира люди, влекомые тоской, жаждой Правды, состраданием, надеждой или, наоборот, обреченностью; исполненные любви к Богу или страдающие от Его утраты; воодушевленные верой или смущенные перед вдруг открывшейся бездной, которую только верой и можно в одиночку заполнить, — по одному, парами или группами отправлялись в Путешествие.
Уже в глубокой древности мужчины и женщины, перед тем как стать жрецами, шаманами или воинами Духа, должны были совершить таинственные священные странствия, о которых свидетельствуют описания и песни, сохранившиеся как у обитателей Сибири, так и среди австралийских аборигенов, эскимосов, североамериканских индейцев и мексиканских магов. Странствия пилигримов были популярны в древнем Египте, античной Греции и в Римской империи. Они сделались неотделимой частью религиозной практики в странах Востока: достаточно вспомнить непременное для всякого мусульманина паломничество в Мекку, путешествующих всю жизнь по неприкосновенным пространствам Индии садху, идущих по следам пророка Махавиры джайнов, буддистов Тибета, Кореи, Японии, Китая, посещающих места, которые связаны с Буддой Шакьямуни.
Трудности Пути всегда открывают новые перспективы и новый смысл в жизни, до сих пор неведомую, необъятную свободу. И следует ли прибавлять, что хотя паломники и странствовали (странствуют, будут странствовать) по следам различных богов, избранников или святых, искали (ищут, будут искать) Святой Грааль или сияющую Шамбалу, на самом деле это всегда было (есть, будет) Путешествием к своей сокрытой сути, путем к себе.
Во всех тибетских скриптах утверждается, что чисто Шамбала имеет очертания восьмилепесткового лотоса — такой ее изображают на священных картинах, а также на мандалах. В мистических тантристских трактатах повествуется о том, что энергетический центр (чакра), расположенный в районе сердца, также имеет форму восьмилепесткового лотоса. Просто здесь, в сердце, сокрыта наша вещественная суть — природа Будды, наитончайшее, просветленное сознание, ясный свет.
«Разве может быть еще более точное указание, где искать Шамбалу?!» — спрашивает Самдонг Ринпоче, добавляя, что для того, кто эту таинственную страну нашел в себе, внешняя Шамбала тоже становится конкретным местом блаженства, присутствующим на Земле здесь и сейчас.
Шамбала, как и Атлантида, остается в сознании людей легендарной страной. На ее поиски в Гималаи до сих пор отправляются исследовательские экспедиции. Интересен вопрос: почему так долго и стойко в нашей памяти сохраняются мифы, передаются из поколения в поколения? Быть может из-за связи легенды с будущим, с сюжетом о генеральном сражении сил добра и зла, в результате которой якобы наступит золотая эра человечества? Ответы на эти вопросы в разное время искали совершенно разные по национальности и своей культуре люди: буддийские верующие, мистики всевозможных школ и направлений, искатели приключений и авантюристы, нацисты и рериховцы».

(Шамбала. Загадка веков. Поиск Шамбалы. Некоторые
ключевые мысли. Сайт «Наша Планета». planeta.moy.su.)
(Что такое Шамбала? Подборка материалов о Шамбале.
Сайт my.mail.ru/community/issop/journal.)

«История загадочной страны, в которую могли проникнуть только «те, чьи помыслы безупречно чисты», и тайна ее местонахождения до сих пор будоражит воображение и манит исследователей. Упоминание о Шамбале, святой земле высочайшей мудрости и блаженного счастья, можно встретить в научных трудах востоковедов и в дневниках путешественников по азиатским просторам, в теософских трудах и в древних буддийских книгах Тибета. О Шамбале спорят мистики, много пишут последователи Н.Рериха, говорят известные религиозные деятели. В очерке «Шамбала Сияющая» в поэтической форме изложены основные сведения о Шамбале, известные Н.Рериху: «Когда Вы читаете много книг о Шамбале, частично переведенных на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Если ты знаешь, что Шамбала находится здесь, на земле, если ты знаешь, что все может быть достигнуто здесь, на земле, тогда и вознаграждение придет здесь, на этой самой земле и в этом воплощении».
Большинство ведущих ученых-востоковедов в настоящее время склонны отождествить Шамбалу с внутренней страной Шаншуна — Олмо Лунгринг в Тибете, располагавшейся в древности вблизи священных горы Кайласа и озера Манасаровар. Другой версии придерживаются последователи теософского движения: существует множество повторяющихся свидетельств в различных письменных источниках о местонахождении Шамбалы в пустыне Гоби. Однако по-прежнему остаются неизвестными первоисточники, которые побудили авторитетных ученых и писателей XIX-XX вв. обоснованно утверждать, что в пустыне Гоби в незапамятные времена располагался духовный центр человечества, именуемый разными авторами Белым Островом, Шамбалой или Агарти. Среди известных людей, разделяющих это утверждение, такие имена, как: основательница Теософского Общества Е.Блаватская, теософы Р.Штайнер и А.Безант, писатель Ф.Оссендовский, путешественники Н.Рерих, махатма Кут-Хуми, американский ясновидящий Эдгар Кейси, германские ученые Эскард и К.Хаусхофер (общество Туле). Вопрос о первоисточниках, на знание которых опирались эти авторы, остается неразрешимой загадкой для современных исследователей. Третье распространенное утверждение: Шамбала недоступна в физическом мире, ее местонахождение в тонком мире непрерывно меняется и зависит от духовных запросов человека. Для тех, кто желает добра — это райское место, для тех, кто стремится к власти — это средоточие темных сил. Гималайские йоги и тибетские учителя Бон, хорошо знакомые с географией и Традицией Тибета, единодушно заявляют, что никакой земной Шамбалы больше нет.
Древние мудрецы говорили, что поиски чистой земли и сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека. Еще известно, что Шамбала доступна для посещения, это не запретная страна, но попасть в нее могут лишь те, кого позвали. Она может восприниматься и современными людьми, готовыми для восприятия. Этому способствует уединение в пустынной местности, которое с древних времен является необходимой частью мистического обучения.
Как пробудить Знающих, чтобы получить ответы? И где эти контактные зоны сейчас: в Тибете, в Гоби, на горах или в пустыне? Отвечают: «Путь Шамбалы укажет Вам дорогу, когда начнете искать, двери откроются». Еще ламы говорят: «Мы не считаем, возможным дискутировать на темы наших убеждений. Если вы хотите, чтобы Шамбала была, мы это подтвердим. Если хотите, чтобы ее не было, мы подтвердим это также. Ваши убеждения — это ваши убеждения, мы согласимся с ними в любой трактовке. Но если вы изучаете нашу историю, обучаетесь в нашем учебном заведении, будьте любезны, принимать то, что говорим мы. Либо прекратите процесс обучения в нашей школе».
Наиболее удачное определение Шамбалы, на мой взгляд, приводится в книге А.И.Клизовского: «Шамбала — самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность». Следующая цитата взята из энциклопедии мистических терминов: «Шамбала — мифическая страна, впервые описанная в «Калачакра-Тантре»; находится севернее реки Сита в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. Шамбалой управляют цари-жрецы; она является центром мистического учения Калачакры и, возможно, тайным центром всего мира. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала — своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества».
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV дает следующее определение: «Шамбала — место, расположенное где-то на этой планете, она также — место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира».
Как утверждает Третий Панчен-лама в своем «Наставлении к Шамбхале», «легендарная страна Шамбхала является в действительности тремя совершенно разными вещами: йогическим символом состояния достижения Калачакры, чистой землей и реальным физическим местом».
Археолог и видный востоковед А.Стейн: «В представлении тибетцев Шамбала — прибежище богов и видьядхара (vidyadhara) — некого разряда суперлюдей, наделенных особыми знаниями, и более всего в магии. Эта идея, по-видимому, послужила причиной появления оккультной традиции и популярного представления европейцев о Тибете как о месте обитания бессмертных мудрецов, хранящих главные тайны мира».
Интересно привести перечень эпитетов, которыми в различных письменных источниках награждается Шамбала: это и «Страна бессмертных», «Царство магов», «Страна Великих Мастеров», «Потаенный центр мира», «Оазис космической культуры», «Наследие исчезнувшей цивилизации», «Шарнир времени», «Страна Великого Белого Братства», «Обитель света — затерянный рай на земле», «Мир гармонии и совершенства, где все человеческие мечты становятся явью», «Запрещенная территория в центре Гоби», «Хорошо организованная община мудрецов в сердце Азии».
Автор современной книги о Тибете А.Д.Цендина формулирует легенду о Шамбале следующими словами: «Космология Буддизма изображает мир следующим образом. В огромном внешнем океане стоит гора Сумеру. Вокруг нее расположены четыре больших материка и восемь маленьких. На южном материке есть озеро Мапам, из него течет река Джамбу. По ее имени материк назван Джамбудвипа. На Джамбудвипе есть пять священных стран, где живут буддисты: в центре — Ваджрасана, на востоке — Утай, на юге — Потала, на западе — Уддияна, а на севере — Шамбала. Шамбала — страна счастья и благоденствия. Столица Шамбалы, Калапа, построена из драгоценностей, еды и вещей там изобилие. Не бывает голода, всего растет вдоволь. Ее обитатели красивы, никогда не болеют и живут до ста лет. Они исполнены силы и ума, а также обладают различными магическими знаниями. После ухода Будды в нирвану там будут править семь царей учения и 25 царей Благородных. При последнем из 25 царей — Риггдандагве (примерно 2377г. по европейскому исчислению) начнется большая война между буддистами и мусульманами. Ее назовут шамбальской войной. Сначала будут сильнее мусульмане. Но, в конце концов, победят буддисты, и все люди обратятся в учение Будды. Наступит полное счастье. Даже обители рая будут мечтать родиться в Шамбале».
Археологи до сих пор не нашли никаких материальных доказательств существования Шамбалы в прошлом, поэтому найти месторасположение и идентифицировать мистическую страну до сих пор не удается. Шамбала (тиб. SHAM-BHA-LA, Шамбхала) в переводе с Санскрита означает «Источник счастья». Известные тибетологи считают, что под Шамбхалой подразумевается какая-то реальная страна к северу или северо-западу от Индии. Среди этих ученых такие авторитетные имена, как Ю.Н.Рерих (Шамбала, это — Шаншунг-ги-юл, т.е. страна Гуче в Западном Тибете), итальянский профессор тибетолог Дж.Туччи (Шамбала расположена близ реки Сита). По версии Дж.Туччи — это река Тарим на севере пустыни Такла-Макан, в Китайском Туркестане, по версии Б.Кузнецова — р.Сита, это река Брахмапутра, по версии американца Эдвина Бернбаума, автора книги «Путь к Шамбале», под рекой Сита может подразумеваться Амударья или Сырдарья. А.Стейн (Шамбала — это страна Олмо Лунгринг, вблизи горы Кайласа, в Западном Тибете (Шаншун). Старший брат Далай-ламы XIV Д.Норбу также полагает, что Шамбалой в древности была страна Шаншун. Н.Рерих в очерке «Шамбала сияющая» сообщает о «Том Месте, которое находится к северу от Кайласа»: по его мнению, там находится Шамбала. Шестой Панчен-лама говорит: «К северу от Индии лежит легендарная земля Шамбхала, с драгоценным камнем — городом Калапой — в центре». В перечне соседних мест силы в буддийских тантрических текстах рядом с Шамбалой часто упоминается страна богов — Уддияна, священные гималайские вершины Шамбху и гора Кайласа, т.е. область, совпадающая с территорией современного Тибета или близкая к ней.
В исторических тибетских летописях есть упоминания о стране Шамбала. Информация о расположении Шамбалы севернее Индии подтверждается многочисленными историческими документами. Из них явствует, что «дорога туда неимоверно трудна и занимает около четырех месяцев пути» от среднего течения Ганга.
Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627г. из писем иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраль. Во время своего посещения Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, расположенной где-то на севере, и которая граничит с другой, называемой SOG-PO (Татария). «Здесь существует страна, — пишет Стефан Каселл, — очень известная в этих краях, которая зовется Шамбала, границы которой еще называются SOG-PO, но о вере ее населения король не смог сообщить никаких сведений. Я думаю, что она может быть частью Катая, так как он очень большой, а пограничная страна SOG-PO может являться королевством татар, которое полностью входит в пределы Катая».
Во втором письме в 1628г. Стефан Каселл уточняет: «Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария» (т.е. Россия). Это письмо послужило основанием для обоснования гипотезы среди некоторых ученых, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза на территории среднеазиатских республик.
В 1827-1830гг. венгерский тибетолог Чома де Кереш изучал в тибетских монастырях буддийские сочинения, на основании которых пришел к выводу, что в легенде о Шамбале нашел отражение факт существования в первые века н.э. буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII в. В небольшой статье, опубликованной им в 1833г. в журнале Азиатского общества Бенгалии Ч. де Кереш указывает относительно точные ее координаты — между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксарт (Сыр-Дарья).
В тибетских исторических сочинениях и в обширной литературе по системе Калачакра постоянно встречается упоминание о царстве Шамбхала, в которое учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения. В текстах дословно об этом говорится, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой».
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV пишет об этом событии: «Царь Сучандра был родом из Шамбхалы, местонахождение которой, профессор Дж.Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим) т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав Тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакры как государственную религию».
В царстве Шамбала Калачакра была провозглашена государственной религией, длительное время бережно сохранялась и развивалась, и затем уже оттуда распространилось в Индию и в Тибет.
Из тибетских исторических хроник известен перечень двадцати пяти Кулик-императоров Шамбалы, охватывающий период с 878г. до н.э. по 1727г. Имена из списка не удается отождествить с известными по истории древними правителями. Правильность вычисленного времени правления императоров Шамбалы подвергается сомнению, так как согласно списку, каждый из двадцати пяти императоров правил ровно по 100 лет.
Существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как LAM-YIG, лам-иг (описание дороги). Один из таких путеводителей обнаружен в Танджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIII в. Наиболее известным описанием царства Шамбала является «Шамбхала Лам-иг» в сочинении Третьего Панчен-ламы Лобсанга Палдена, переведенного в 1915г. на немецкий язык профессором А.Грюнведелем.
В своих работах Ю.Н.Рерих подчеркивает, что Шамбала реально существовала: «Вообще, поиск дороги в Шамбхалу и духовное общение с ее владыкой были всегда предметом особого почитания и рвения в среде тибетских аскетов и святых. Множество устных преданий и легенд накопилось в течение столетий вокруг этой проблемы, скрывая за собой ее истинное значение». Ю.Н.Рерих неоднократно в своих работах возвращался к проблеме Шамбалы. Подробное описание тибетских источников по этому вопросу приводится в работе Ю.Н.Рериха «К изучению Калачакры».
На тибетском языке насчитывается несколько тысяч текстов по Калачакре, большинство из которых до сих пор не переведено на европейские языки. В переводе на русский язык известны только разрозненные сюжеты о таинственной Шамбале. Основными свидетельствами значимости Шамбалы являются только три факта:
1. В Шамбале имелись комментарии и наставления на «Калачакра-Тантру».
2. Из Шамбалы появится грядущий Мессия.
3. В Шамбале люди с чистым сердцем и положительной кармой могут родиться снова в счастье и просветлении.
Представление о Шамбале как чистой земли в наибольшей степени повлияло на популярность среди тибетцев мифа, в котором Шамбала рассматривается как сказочная и чудесная земля. Историки нашли удачное сравнение: Шамбала — подобие страны, описание которой мы находим в «Городе Солнца» Кампанеллы, где добродетель и мудрость создали идеальное общество. Анализ доступных сведений на русском языке по проблеме Шамбалы позволяет прийти к выводу, что миф о Шамбале содержит, как и большинство мифов мира, много уровней, каждый из которых свойственен только определенному времени. Характеристики «блаженной земли» стали приписываться Шамбале после XV в., причем в них прослеживается отчетливая аналогия с известными сюжетами в индоарийских мифах о горе Меру и Белом Острове. Возможно, именно отсутствие достоверных первоисточников, многочисленные пересказы одних и тех же фактов, их «домысливание» и стало причиной неправильного истолкования мифа о Шамбале, в результате чего «земная» Шамбала приобрела черты «мистической». <…>.
О таинственной Шамбале упоминают большинство современных путешественников по Центральной Азии. Однако странно, что десятки экспедиций, побывавших в Центральной Азии до знаменитой центрально-азиатской экспедиции Н.Рериха, не отразили в своих отчетах каких-либо сведений о существовании легенды о Шамбале. В дневниках П.К.Козлова, Г.Н.Потанина и др., путешествовавших раньше Н.Рериха по Центральной Азии, вообще нет упоминаний о Шамбале. Н.Пржевальский упоминает о Шамбале только один раз, описывая свое путешествие по Монголии и стране тангутов, причем это описание похоже больше на анекдот, в котором монгол соглашается, что Шамбала — это современная Великобритания. Количество напечатанных пересказов о Шамбале так велико, что фантазии писателей переплелись с историческими фактами и воспринимаются как подлинная история. Что же на самом деле говорится в первоисточниках, тибетских рукописях XV-XX веков?
В современных публикациях об «оазисе света — Шамбале», для убедительности доводов об исключительных свойствах этого места, часто ссылаются на непереведенные тибетские тексты, описывающие дорогу в Шамбалу. Название Шамбала, пишут в таких публикациях, многократно упоминается в буддийских книгах Тибета: Канжур и Танжур, Белая Ведюрья, Голубые Анналы («Синяя летопись»), Дорога Шамбалы, Сфера Шамбалы, но при этом не уточняется, в какой связи сообщается в этих книгах о Шамбале. Из-за отсутствия переводов на русский язык было невозможно проверить выводы авторов. Наиболее часто такие ссылки делали на «Синюю летопись» (1478г.) — наиболее известное сочинение по истории Буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гойлоцава Шоннупэлом (1392-1481). «Синяя летопись» известна как основной источник сведений для всех позднейших исторических компиляций по истории Буддизма в Тибете. В 2001г. издательством «Евраазия» был издан полный перевод этой рукописи на русский язык. Из анализа текста стало очевидно, что Шамбала — это небольшое гималайское княжество на севере Индии, в которое свободно в те времена добирались с купеческими караванами буддийские паломники, единственным его отличием от окружающих княжеств являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры «Калачакра-Тантры». Для изучения этих отдельных сутр монахи проделывали длинный путь через гималайские горы в княжество Шамбалу. Из текста явствует, что княжество Шамбала не было самым важным духовным буддийским центром, на первом месте по значимости стоит страна богов — Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват на западе Тибета. О духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в Уддияне.
В «Синей летописи» много упоминаний о реальном гималайском княжестве Шамбала, вот только некоторые из них: «В северной Шамбале имеется много Тантр и комментариев к ним, изложенных самим Буддой. Отправляйся на их поиски и изучи их!». Махасиддха Ургьенка в 1258г. «собирался отправиться в Шамбалу и там устранить свои сомнения в связи с некоторыми трудными моментами в Калачакре (стр. 369). Однако ему порекомендовали отправиться в Уддияну — Страну Богов, так она именовалась в тибетских источниках. Путь в нее пролегал через Каче (Кашмир). Севернее Мадхьядеши, в Шамбале есть много Тантр с комментариями и наставлениями, преподанных и проповеданных Буддой. Калачакрапрада присоединился к купеческому каравану и отправился туда из Мадхьядеши (стр. 398). В царстве Шамбала «Калачакра-Тантра» имеется с комментариями, но в индийском Арьядеше Калачакру сначала получили из Шамбалы от проявления бодхисаваттвы в индийце-монахе по имени Соньомпа Великий (стр. 400).
Бодон Ринпоче Ринчен Цамо получил изложение Калачакры в 1294г. В 51 год отправился в Шамбалу (стр. 411).
Это, достаточно важные исторические свидетельства реального существования гималайского княжества Шамбала в древности. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» также упоминается «деревня Шамбхала, прекрасная обитель браминов», где согласно пророчеству появится дважды рожденный по имени Калика.
Сложность перевода на европейский язык тибетских священных книг, смысл которых остается непонятным в европейских терминах перевода, как считает, например, Александра Дэви-Неел, прожившая в Тибете 14 лет, привела к неправильному истолкованию некоторых религиозных доктрин. О неправильном истолковании древних текстов предостерегает французский мыслитель Рене Генон, по мнению которого «оккультисты, теософы не столько занимались исследованием Эзотерической Традиции, сколько выдумывали её сами, исходя из весьма отрывочных и сомнительных сведений, полученных к тому же, далеко не из первых рук». В их среде практиковался способ «домысливания недостающей информации».
Наиболее достоверными источниками информации о Шамбале остаются древние тибетские тексты. Историк Л.Гумилев подтверждает, что «легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета ХV в.». Однако ему так и не удалось найти тибетских текстов о Шамбале, чтобы определить ее местонахождение, поэтому его версии остались без доказательств: «Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «вверх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как господство Сирии», что и соответствует действительности».
Распространению сведений о Шамбале в Европе способствовали публикации отчетов центрально-азиатской экспедиции 1925-1932гг. под руководством Н.Рериха и его очерки «Сердце Азии», «Шамбала сияющая», «Шамбала». О целях и задачах свой экспедиции Н.Рерих в 1926г. писал: «Кроме художественных задач в нашей экспедиции мы имеем в виду ознакомиться с памятниками древностей Центральной Азии, наблюдать состояние религий, обычаев, и отличить следы великого переселения народов. Эта последняя задача была издревле близка мне». Научное и культурное наследие знаменитой центрально-азиатской экспедиции Н.Рериха по своей значимости и обилию собранных материалов остается непревзойденной до сих пор. Опубликовано колоссальное количество книг о знаменитой экспедиции, жизни и творчестве великого русского мыслителя, художника и путешественника Н.Рериха, его экспедиционных дневников, писем, философских и поэтических эссе о Востоке, научных трудов его сына Юрия Рериха о Центральной Азии. В дневниковых записях Н.Рерих часто упоминает о Шамбале. В последнее время в печати появилась новая версия о целях экспедиции Н. Рериха, обоснованно ставящая под сомнение подлинность сообщений о Шамбале от Н.Рериха. Обстоятельный анализ документов по этой теме выполнен в работе В.А.Росова «Н.Рерих. Вестник Звенигорода». Согласно выводам автора, основанных на подлинных документах, одной из основных задач центрально-азиатской экспедиции было достижение Лхасы и провозглашение Н.Рериха новым Мессией. У буддийских верующих было распространенно предсказание о появлении с севера грядущего Мессии, рожденного в западном теле белого человека. Здесь очень кстати пришлась легенда о Шамбале, мифической чистой земли буддистов, расположенной где-то к северу от Тибета. Н.Рерих способствует распространению легенды, что он как раз и является этим Мессией, перевоплощением 5-го Далай-ламы. Он сам творит легенду, приближая сроки Шамбалы. Он распространяет туманные намеки о «Великом плане», в котором сошлись и тибетские пророчества о приходе Мессии из Шамбалы и его личные интересы по созданию монголо-сибирского буддистского государства. В проекте Н.Рериха была даже определена будущая столица в живописной Уймонской долине у подножия горы Белухи с названием Звенигород. Предполагалось получить здесь концессию на разработку месторождений. Н.Рерих называл свою миссию в Тибет: «Посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока». Его тайной целью было объединить буддийские народы Азии именем будущего мессии Матрейи, и создать новое буддистко-коммунистическое государство в Центральной Азии в противодействии британской экспансии на Востоке. В донесениях британской разведки тех лет содержится сообщение, что Н.Рерих готовится объявить себя живым Буддой-Майтрейей, который по поверьям буддистов, должен явиться из северной Шамбалы. Это стало одной из главных причин запрета на посещение Лхасы экспедицией Н.Рериха. Простояв около 7 месяцев на подступах к Лхасе, и так и не получив разрешения от тибетских властей на встречу с Далай-ламой, экспедиция Н.Рериха была вынуждена вернуться в Индию.
В своих экспедиционных дневниках Н.Рерих пишет о важности понятия Шамбалы для народов Азии: «Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания: в сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии: Шамбала — самое священное слово Азии».
В очерке «Сердце Азии»: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там»».
Однако, если внимательно вчитаться в работы Н.Рериха, нетрудно заметить, что ничего конкретного о Шамбале, кроме поэтических слов художника и туманных легенд без ссылок на их источники в этих знаменитых очерках нет. Еще более неопределенны сведения о Шамбале в Агни-Йоге — учении Живой Этики, переданной через Рерихов: «Шамбала — необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота в духовный мир открыты в Обитель гор. …Конечно, не будем говорить о точном времени возникновения Нашего места. Катаклизмы сложили удачные условия, и при Наших знаниях можно охранить Центр от непрошенных гостей. …Географ может успокоиться, Мы занимаем на Земле определенное место. …Люди могут улыбаться, предполагая, что посланные экспедиции рано или поздно проникнут во все ущелья. Но не забудем, что для преображения местности сила мысли отведет любой караван».
До публикаций Н.Рериха о Шамбале в конце XIX в. кратко упоминала в своих трудах Е.П.Блаватская, основательница Теософского Общества, которая дала следующее определение в «Теософском словаре»: «Шамбала — исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает ее в Гималаях». Однако в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватская определяет местоположение Шамбалы в другом месте — в Гоби и называет ее «ныне баснословная» Шамбала в пустыне Гоби».

(Поиски легендарной Шамбалы. Сайт viktor321.ucoz.ru.)

* * *