Статья 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.1).

«Шамбала… Таинственное, загадочное слово… Мифологическая страна или параллельный мир? Подобно Атлантиде, Шамбала породила множество противоречивых мнений и споров среди читателей и даже ученых. С XV-XVI вв. ее пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Легендарную Шамбалу искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. В начале ХХ в. ее поисками занимались научные экспедиции из разных стран, а также знаменитая центрально-азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Для поиска Шамбалы в Тибет направлялись секретные экспедиции и нацистской Германией и российского НКВД. Вопрос Шамбалы нашел отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. <…>. С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала, как и миф об Атлантиде, стала классическим примером одной из загадок Востока» (см. Шамбала. Правда и вымысел. Сайты shkolaposv.ru, nepoznannoe.rolevaya.ru.).
«К настоящему времени мы имеем дело с тремя мифами о Шамбале: 1. индуистским — узко-локальным в индийской культуре; 2. буддийским — наиболее развитым и влиятельным; 3. западным: теософским и нью-эйджевским — созданным на основе буддийского и индуистского мифов. Шамбала в плане существующего в культурах мифа может быть отнесена, по классификации социально-философских наук, к самым прославленным в мире утопиям, или, как называет это Дж.Андерсен, можно сказать, тема Шамбалы обладает «способностью активизировать архетипические темы в человеческом сознании, в особенности, могущественный меме (комплекс социо-культурной трансляции) типа утопии или апокалипсиса. <…>. Для системы практики Калачакры Шамбала имеет значение как исходное место (лоно, матрица), откуда Тантра, если придерживаться версии Буддийской Традиции, после того, как она была туда передана самим первоучителем Буддой Шакьямуни, в результате сбережения и заботливого развития была распространена обратно в мире людей» (см. Шамбала: утопия, миф, буддийская реалия, матрица Калачакры? Сайт kalachakra.ru.).

* * *

1. ЧТО ТАКОЕ ШАМБАЛА?

Согласно Современной Энциклопедии (2000г.), «Шамбала (шамбаа, самбаа, васамбаа; бандеи, дое, зигула, квере) — народность общей численностью 1200 тыс. чел., проживающая на территории Танзании. Язык — шамбала. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, есть — мусульмане-сунниты, христиане-протестанты». Однако, здесь речь пойдет о той Шамбале, которую Е.И.Рерих называла Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий». Тема Шамбалы уже поднималась в статье 4.4. ««Мистическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г.», (см. п.6. Что такое Шамбхала?) и статье 4.8. «Мистические знаки в истории Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.», (см. п.4. Мистические врата Шамбалы). Пришло время рассмотреть эту тему более подробно.

По крайней мере, можно выделить две основные точки зрения: востоковеды и другие специалисты и ученые рассматривают Шамбалу как древнее и реально-существующее королевство, царство, селение. Теософы, эзотерики, мистики рассматривают Шамбалу как особое, «духовное», «тонкое» измерение, «смежное пространство», в котором «хранится» Древнее Мистическое Учение. Например, согласно некоторым публикациям, «тибетские легенды утверждают, что в конце Кали-юги, эпохи упадка и отчаяния, в которой мы живем, Шамбала будет на Земле единственным местом, где сохранится Религиозное Учение, способное спасти все человечество» (см. Шамбала. Загадка веков. Поиск Шамбалы. Некоторые ключевые мысли. Сайт «Наша Планета». planeta.moy.su.; Что такое Шамбала? Подборка материалов о Шамбале. Сайт my.mail.ru/community/issop/journal.). «Ведь Шамбала — первоисточник многих легенд, а также множества пророчеств в истории человечества. <…>. Шамбала — это модель будущего для всего человечества» (см. Шамбала — обитель бессмертия. Сайт aswell.ru.). Поэтому также стоит обратить внимание на значительное количество мифов, легенд и преданий о Шамбале, которые присутствуют в культурных традициях самых разных народов.
Так что же такое Шамбала — историческая реальность? внутренняя реальность? духовная реальность? легенда? миф? мистика? или это, все-таки, «Виртуальная Реальность», которую человечеству еще только предстоит открыть? Какое отношение к Шамбале имеет Учение Тантры и почему Российская Тантрология должна обратиться к теме Шамбалы?
Вернемся к этим вопросам после ознакомления с информацией о том, что такое Шамбала, из разных источников, которые можно условно разделить на следующие категории:
1.Словари и энциклопедии
2. Печатные и электронные издания
3. Статьи и публикации
4. Интернет-форумы и специализированные сайты
5. Зарубежные источники

 

1.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Шамбала — в мифологии Ваджраяны священная страна, которой правят цари-жрецы».

(А.Акулов. Философский словарь. СПб. 1999г.)

«Шамбала — название священной страны в горах Тибета, где живут существа, владеющие сакральными знаниями о мире».

(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка Ефремовой. 2000г.)

«Шамбала — название мифической страны-хранительницы Буддизма. Учение о Шамбале занимает важное место в Тантрийском Буддизме и тесно связано с таким его направлением, как Калачакра («Колесо Времени»). Пророчества о «шамбалинской войне», которую поведет один из царей Шамбалы против еретиков, входят составной частью в эсхатологию Ламаизма».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

«Шамбала (санскр.) — исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. Калки — это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя — Будда буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан (см. «Откровения»). Одни говорят, что все эти «вестники» должны появиться «перед разрушением мира»; другие — что перед концом Кали-юги. Именно в Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции), тогда как Оккультизм помещает ее в Гималаях. Произносится Шамбхала (Shambhala). (Источник: «Теософский словарь»)».

(Словарь «Религиозные термины».)

«Шамбала (тиб. SHAM-BHA-LA, Шамбхала) в переводе с Санскрита означает «Источник счастья». Шамбала — мифическая страна, впервые описанная в «Калачакра-Тантре»; находится севернее реки Сита в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. Шамбалой управляют цари-жрецы; она является центром мистического учения Калачакры и, возможно, тайным центром всего мира. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала — своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества. В древнеиндийском эпосе Махабхарата также упоминается «деревня Шамбхала, прекрасная обитель браминов», где согласно пророчеству появится дважды рожденный по имени Калика».

(Энциклопедия мистических терминов. Сайт de.academic.ru.)

«Шамбала — в Буддизме и ряде мистических учений — легендарная страна, располагающаяся к северу от реки Тарим (Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи), либо в великих горных системах Азии. Впервые упоминается в текстах X в. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением мудреца Шакьямуни (по преданию, их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы ее сил с полчищами зла. В результате этого противоборства должна родиться новая эпоха — эпоха будды Майтрейи. У приверженцев теософских миропредставлений, Шамбала — местопребывание Великих учителей Человечества В XX в. осуществлялись неоднократные попытки (например, семья Рерихов) обнаружить местонахождение Шамбалы в Гималаях, на Памире и т.п. В некоторых школах медитации состояние посещения Шамбалы или пребывания в ней идентично особому состоянию психики, достижимому специальными методиками».

(Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Мн. Книжный Дом. 1999г.)

«Шамбала — метафизический центр мира и место обитания царя мира. Шамбала остается таинственной страной, жители которой знают законы управления природой и человечеством, а потому получили уважительное прозвище Учителя. Шамбала, согласно преданиям, расположена в труднодоступных районах Тибета. Однако вход, благодаря учителям, можно найти повсюду. Она остается тем самым объектом, который разыскивают все, кто подвержен страсти открыть неизведанное, открыть тайны законов природы — от простых авантюристов до талантливых ученых и представителей спецслужб мировых держав. Широкую известность получили поиски Шамбалы Н.К.Рерихом во время трансазиатской экспедиции, когда научные поиски переплетались с действиями советских разведчиков и английских колониальных властей, стремившихся сохранить свой контроль не столько за таинственными странами, сколько за территориями, принадлежавшими Великобритании. Шамбала, таким образом, превращалась еще и в символ борьбы за мировое господство. Источники: Весть Шамбалы. Воронеж. 1998г; Н.Рерих. О Вечном… М. 1991г.; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М. 1999г.; Н.Боголюбов. Тайные общества XX века. СПб. 1997г.».

(Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. / ред. В.Л.Телицин,
В.Э.Багдасарян, И.Б.Орлов. М. Локид-Пресс. 2005г.)

«Шамбала — легендарная страна со столицей Калапа, которую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Шамбалы остается в исторической географии дискуссионным. Первое упоминание о Шамбале встречается в «Калачакра-Тантре» (X в. н.э.), Царь Шамбалы Сучандра получил учение Калачакры от самого Будды. Легенда о Шамбале гласит, что при ее 25-м царе Кулика Рудрачакрине (тиб. Ри-гдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра (воинством Шамбалы) и силами зла (противниками Буддизма). После победы сил Шамбалы наступит новая эпоха распространения Буддизма, которая ознаменуется пришествием Пятого Будды — Майтрейи. В связи с представлениями о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации буддийского пути и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность неблагоприятных перерождений, в Тибете появляются особые молитвы о рождении в Шамбале и «путеводители» в эту страну. Но их содержание показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем, сколько во внутреннем, духовном мире, поэтому в среде образованных лам утвердилось представление о Шамбале как о внутренней реальности — особом состоянии психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Теософия, отталкиваясь от буддийских представлений о Шамбале, наполняет это понятие своим содержанием, изображая Шамбалу как тайное обиталище «Махатм» — руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Шамбалы не раз толкала людей на ее поиски. В начале XX в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире и на Алтае. (А.А.Терентьев)».

(Буддизм. Словарь. М. Республика. Жуковская Н.Л., Корнев В.И. 1992г.)
(Энциклопедия Буддизм. 2009. Сайт enc-dic.com.)
(Энциклопедия «Мир Религий».)

«Ша?мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в «Калачакра-Тантре». Концепция Шамбалы первоначально была частью классического Индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной Эзотерической Традиции эта концепция впервые отражена Е.П.Блаватской.
Самбхала – мифическая деревня (селение), единственное упоминание о которой впервые появляется в Махабхарате, древнеиндийском эпическом сказании, книге третьей Араньякапарве (Лесная Книга) в главе 188 «Сказания о беседах Маркандйеи»: «Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов».
Впоследствии это пророческое повествование мудреца Маркандейи заимствуется, дополняется и адаптируется применительно к буддистской философии некоторыми буддийскими школами. Здесь Самбхала уже Шамбала, и не просто селение, а уже чудесная страна, которой правит король Сучандра. Место нахождения Шамбалы переносится из ведической брахманической Индии в области, где не существует варново-кастовой системы деления, с которой как известно буддийскому учению не по пути, то есть в Тибет. Согласно изначальному тексту Самбхала (Шамбала) расположена в регионе, где соблюдается древняя Ведическая Традиция и во главе праведного общества стоят жрецы-брахманы. Следовательно можно предположить, что это поселение расположено в Семиречье ведическом, области исторически и традиционно связанной с появлением и распространением Брахманизма.
Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в «Калачакра-Тантре» (X в.), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Её царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX в. царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к нему дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла.
Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931-1985) и востоковеда Льва Гумилева (1912-1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова-Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III-II вв. до н.э.
В Теософии Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Идея Шамбалы была привнесена в современную Эзотерическую Традицию Е.П.Блаватской и впоследствии была развита представителями пост-Теософии, такими как Чарлз Ледбитер, и, в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Шамбала — название идиллической страны и высокой сакральной инстанции в Тантрическом Буддизме, а затем и в Теософии XIX в., значение которых неоднократно переосмысливалось. Языческий прообраз Шамбалы как заповедного земного рая, зародился еще в ведический период и восходит к древнеиндийским Пуранам и эпосу Махабхарата. В последнем описывается Белый остров посреди Белого озера (Молочного моря), где непрерывное лето, благоухают сады и люди не испытывают никакой нужды. В этой священной стране царит вечный мир и справедливость, а ее обитатели наделены высочайшей мудростью и паранормальными способностями. Эта легенда о земном рае типологически идентична русскому народному преданию о Беловодье, или Беловодском царстве. На свой лад его переосмыслили старообрядцы, некоторые из них не раз отправлялись на поиски Беловодья, надеясь найти там дониконовское Православие «во всей его чистоте и благодати». Специфический образ Шамбалы как обители духовных правителей мира, сложился в северном Буддизме, но обычно сохранял реликты языческо-политеистических представлений и к тому же отразил типологическую неоднородность самого буддийского мировоззрения. Наиболее развернутое изложение легенды о Шамбале получили в Тантрийском Буддизме (см. Тантризм) и тесно связаны с учением Калачакры («колесо времени»), позднейшей из общих доктрин Ваджраяны. В «Калачакра-Тантре» говорится о передаче учения царю Шамбалы самим Буддой Шакьямуни с тем, чтобы последующие властители страны хранили его тайну и были гарантами процветания Буддизма (фактически «Калачакра» была создана в X в. на севере Индии в эпоху монгольских завоеваний, что нашло отражение в ее сюжетах о борьбе буддистов с мусульманами). Не случайно в «Калачакра-Тантре» развиваются апокалиптические и эсхатологические мотивы в трактовке представлений о Шамбале. Было предсказано, что при последнем, 25-м царе, приблизительно в 2377г. по европейскому летосчислению, начнется великая «шамбалинская война» в результате того, что варвары и мусульмане захотят завоевать весь мир и вторгнуться в Шамбалу. После временного успеха мусульман, в конце концов, победят буддисты, и Закон Будды (дхарма) будет восстановлен на планете. Наступит эра счастья и благоденствия. По легенде с явным отпечатком индуистской доктрины о пришествии на землю спасителей в образе аватаров (воплощений) бога Вишну, это свершится благодаря аватару Калки, который выступит как воинственный Бог, уничтожающий зло и восстанавливающий торжество истинного учения. Согласно чисто буддийскому мессианизму Майтрейя, будда нового мирового порядка, родится в Шамбале и оттуда явится всему миру. Мессианские идеи этого рода получили широкое распространение и неоднократно использовались в политических целях. Легенда о Шамбале с XI в. стала чрезвычайно популярной в Тибете, а затем и в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тыве. Шамбала стала символом счастья и справедливости, а образ шамбалинской войны — олицетворением священной войны за торжество истины (дхармы). Литература и фольклор северного Буддизма наполнены образами, связанными с легендой о Шамбале. <…>. В начале XX в. один из правителей Тибета говорил о скором наступлении эпохи Шамбалы. Эту тенденцию поддерживает и Далай-лама XIV, периодически проводя в разных странах массовые посвящения буддистов в учение Калачакры и читая проповеди о Шамбале. Считается, что наиболее просвещенные настоятели монастырей в Гималаях и Тибете, а также ламы, занимающиеся углубленной медитацией, находятся в постоянной мистической связи с духовным братством Шамбалы, которое управляет судьбами буддийского мира. Распространены представления, что в Шамбале существуют наилучшие возможности для реализации буддийского пути спасения. <…>. Среди образованных лам, напротив, получило распространение спиритуальное осмысление Шамбалы как внутренней сакральной реальности индивида. Путь к ней лежит не во внешнем мире, а через совершенствование внутреннего мира человека, поскольку Шамбала — это особое состояние психики, высокий уровень духовности, достигаемый в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. В поздней Тибетской Традиции Шамбала трактуется как мистическая держава счастья, процветания и духовного совершенства, защищающая Буддизм и хранящая тайны Важдраяны. Именно этот образ Шамбалы был использован Е.П.Блаватской и Рерихами в своих теософских концепциях. В них акцентировалось значение Шамбалы как хранительницы высших знаний, которые передаются через избранных посредников человечеству и служат его прогрессивному развитию. Блаватская утверждала, что в течение нескольких лет обучалась в Гималайском Братстве Шамбалы и в дальнейшем поддерживала контакты с его представителями — Махатмами (великими учителями). Позднее аналогичные заявления делали Рерихи, опираясь, в частности, на легенду о чудесном камне Чинтамани («Великом Сокровище», или «Сокровище Мира»). Этот священный камень был послан на Землю из созвездия Орион для духовной помощи человечеству и хранится в особой башне в Шамбале. Его изображают в виде пламени на спине белого коня. Осколки этого камня периодически посылаются с доверенными лицами в различные страны для ускорения эволюции сознания человечества. Считается, что в XX в. таким доверенными лицами были Е.И. и Н.К. Рерихи, совершившие в 1923-1928гг. трансгималайскую экспедицию с целью собрать сведения о Шамбале и найти эту таинственную обитель священных мудрецов, расположенную, по преданию, в горном районе, защищенном со всех сторон высокими, недоступными для простого человека снежными хребтами. Шамбалу искали и прежде, в Тибете, на Памире, на Алтае, но безрезультатно, поскольку речь идет о сакральной утопии, или земле обетованной в контексте мистического мессианства. Тем не менее, Рерихи утверждали, что смогли вступить в духовную связь с Учителями Гималайского Братства и получили от них в помощь человечеству учение Агни-Йоги. В 1926г. Рерихи передали правительству советской России (Г.Чичерину и А.Луначарскому) так называемое «Послание Гималайских Махатм» с предложением духовной помощи в руководстве страной. Современные историки видят в этом своеобразный дипломатический шаг Рерихов, вынужденных представить набирающей силу тоталитарной власти в советской России гарантии своей гражданской и политической лояльности. Англичанка Э.Бейли, продолжая теософские традиции, выдвинула концепцию о космической Шамбале высокого онтологического уровня, которая находится не на физическом, а на эфирном плане материи где-то в районе Северного полюса. В настоящую эпоху (Водолея) происходит интенсивное ее проявление на физическом плане существования. Согласно современным религиозно-мистическим представлениям, Шамбала является спиритуальным центром земного мира, где поддерживается тесная связь с надмирными духовными инстанциями и их обитателями».

(Религиоведение. Энциклопедический словарь. М. Академический проект. 2006г.)

 

1.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

«Шамбала или Шамбхала — мифическая страна, впервые описанная в «Калачакра-Тантре»; находится севернее реки Сита (местоположение неизвестно) в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. Шамбалой управляют цари-жрецы; она является центром мистического учения Калачакры и, возможно, тайным центром всего мира. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала — своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества. Отголоски легенды о Шамбале можно обнаружить на всем обширном пространстве Центральной Азии, включая Западную Сибирь. Известно, что Шамбалу (или Беловодье) пытались отыскать забайкальские казаки, узнавшие о существовании этой страны от тувинских буддистов. В XIX в. весть о Шамбале проникла в Европу в трактовке Е.П.Блаватской, которая утверждала, что получает инструкции от Великого Белого Братства, резиденцией которого будто бы является эта страна. Поиски Шамбалы, по-видимому, были одной из задач знаменитой тибетско-гималайской экспедиции Н.Рериха. Хотя они и не увенчались успехом, Рерих все же получил и опубликовал послание Махатм Шамбалы, одобрявшее Великую Октябрьскую революцию и строительство социализма».

(П.Образцов. Антимулдашев. М. Яуза, Эксмо. 2004г. 256 стр.)

«Словарь. Шамбала — легендарная страна со столицей Калапа, которую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Шамбалы остается в исторической географии дискуссионным. Первое упоминание о Шамбале встречается в «Калачакра-Тантре» (X в. н.э.), царь Шамбалы Сучандра получил учение Калачакры от самого Будды. Легенда о Шамбале гласит, что при ее 25-м царе Кулика Рудрачакрине (по-тибетски Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра (воинством Шамбалы) и силами зла (противниками Буддизма). После победы сил Шамбалы наступит новая эпоха распространения Буддизма, кото¬рая ознаменуется пришествием Пятого Будды — Майтрейи. В связи с представ¬лениями о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации буддийского пути и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность неблагоприятных перерождений, в Тибете появляются особые молитвы о рождении в Шамбале и возникают «путеводители» в эту страну. Однако их содержание показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем, сколько во внутреннем, духовном мире, поэтому в среде образованных лам утвердилось представление о Шамбале как о внутренней реальности — особом состоянии психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Теософия, отталкиваясь от буддийских представлений о Шамбале, наполняет это понятие своим содержанием, изображая Шамбалу как тайную обитель «махатм» — руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Шамбалы не раз толкала людей на ее поиски. В начале XX в. Шамбалу неоднократно искали как энтузиасты-одиночки, так и экспедиции в Гималаях, на Памире и Алтае».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Аннотация. Книга литовской писательницы, пилигрима духа, предпринявшей путешествие по Индии и Непалу в поисках Шамбалы, уже изданная на многих языках мира, впервые печатается на русском языке. В живой и образной форме автор рассказывает о результатах своих изысканий, как во внешней, так и во внутренней жизни, что вызывает эффект сопричастности происходящему, в ненавязчивой форме знакомит с культурой и обычаями Индии, показывает особенности восприятия восточных культур и традиций человеком с западным менталитетом, ищущим единой правды и единой линии духовного. Книга будет интересна всем, кто сам еще пока не смог предпринять паломничества по различным буддийским монастырям и кого всерьез занимает вопрос «Что же такое Шамбала?».
Шамбала. «Eсли вы меня спросите, что меня более всего вдохновило, я не колеблясь отвечу: «Шамбала», — так в своем дневнике путешествий по Гималаям когда-то писал Николай Рерих. Спросили бы меня о том же, и я бы только подтвердила: ШАМБАЛА. Не помню, когда впервые услышала это название, наверное, в отрочестве, однако до сих пор вспоминается непередаваемое, безутешное чувство ностальгии, которое меня охватило: ШАМБАЛА. Эта почти космическая тоска снова и снова настигает меня, едва услышу слово, произносимое всегда как будто шепотом: Ш-Ш-Ш… (указательный палец предупреждающе поднесен к загадочно улыбающимся губам)… АМБАЛА (печать, которой запечатаны величайшие тайны). ШАМБАЛА.
Я не знаю, является ли ШАМБАЛА благословенным пространством здесь, на этой Земле, или в каком-нибудь параллельном мире, или где-то на далекой звезде, в другой галактике, или в нас самих… ШАМБАЛА. Возможно, это лишь еще одно понятие, относящееся к той Великой Пустоте, которую не в состоянии постичь наш болезненный рассудок, погруженный в хаос форм: быть может, это даже не понятие, не слово, не звук, а выражение Тишины, эхом повторяющей гул Вечности, который не способно уловить наше ухо; той Тишины, что в полнолуние серебристой волной накатывает, скользит через Гималаи, увлекает и манит: в Шамбалу, в Шамбалу, в ШАМБАЛУ…
ШАМБАЛУ узнаешь то в радужном светящемся иероглифе, то в печальном вопросе, мелькнувшем на мгновение во взгляде путешественника по странам Востока; красивой женщины в шляпе, украшенной бумажными цветами; замечтавшегося бритоголового монаха в одеянии оранжевого цвета; победно улыбающейся во весь свой беззубый рот сумасшедшей; старого бородача, сопровождаемого стаей собак; маленького заплаканного человечка, играющего на флейте… ШАМБАЛА.
Уже какое-то время я скрупулезно собираю все, что только удается услышать о Шамбале, но с накоплением этих редких знаний еще более неосязаемым, еще более туманным становится ее образ. Мне известно, что названия Шамбалы, а также ее столицы Калапы, впервые были упомянуты в старинных священных писаниях Индии — в Пуранах и в Махабхарате. На Запад легенду о спрятанном в Гималаях Земном Рае в 1627г. принесли два иезуита-миссионера, Йоак Каброль и Эстевар Каселла, пытавшиеся распространять учение Христа в Бутане. Трудно сказать, отправлялись ли на поиски Шамбалы какие-нибудь португальские или испанские экспедиции, однако спустя почти двести лет, в 1820г., появившийся в Тибете географический атлас перенес эту благодатную страну… в Европу. Автор тибетской «Всемирной географии» утверждал, что открыватель Америки Колумб родился в городе Генуе, что в королевстве Шамбала. В комментариях было прибавлено, что Шамбалу также называют Кастилией, а ее столицу Калапу — Мадридом.
Путешествию в Шамбалу посвящено много тайных тибетских книг, и почти во всех этих книгах утверждается, будто это королевство следует искать к северу от Алмазного Престола, т.е. Бодхгаи, места, где Будда Шакьямуни достиг Просветления. Некоторые авторы даже указывали приблизительное количество миль до столицы Шамбалы Калапы. Этим воспользовался учитель XIII Далай Ламы Агван Доржиев, которого многие считали русским шпионом в Лхасе и который пытался доказать, что на расстоянии 3000 миль к северо-западу от Бодхгаи находится как раз Москва или Петербург, а династия Романовых — самые настоящие Калки, правители Шамбалы. В Китае начала этого века уверяли в обратном: дескать, русские с англичанами являются так называемыми «млечхами» — варварами, безбожниками, слугами зла; именно с ними с незапамятных времен в течение столетий сражаются богатыри Шамбалы.
Лев Гумилев предполагал, что Шамбала — это Сирия во времена правления династии Селевкидов, Александр Чома де Кереши советовал искать ее по течению реки Сырдарьи, а Рерихи, хотя и помнили распространенную на российских просторах легенду о Беловодье, верили, что Страна Сияющая находится в Гималаях.
В сознании западных людей Шамбала нередко связывается с Тибетом, или, по крайней мере, существует уверенность, будто тибетцы поддерживают с нею тайные и очень тесные отношения. Жители «Страны Снегов» и в самом деле утверждают, что переняли у Шамбалы свою календарную и астрологическую систему, а также знания по медицине, кое-какие тонкости религиозной музыки, живописи, архитектуры. Шамбала до сих пор для тибетцев не просто мираж, сотканный из крылатой фантазии и тоски по Истине, как когда-то были для европейцев остров Утопия или Город Солнца. Это не Рай, не Земля Обетованная, однако и сегодня люди молятся о том, чтобы после смерти возродиться в Шамбале. Шамбалу мы не найдем на карте мира, где уже не осталось «белых пятен», поэтому вряд ли стоит надеяться, что вам повезет туда добраться с помощью компаса, надлежащей амуниции и надежного проводника, знающего Гималаи лучше, чем свои пять пальцев… И все-таки Шамбала — не вымысел, а реальность, ведь все тибетские ламы в один голос подтвердят, что то, что мы называем «реальностью», считая себя людьми «здравого ума», на самом деле величайший вымысел.
Ансельм Кентерберийский доказывал существование Бога, приводя довод, что если Его не существует, то невозможно и само понятие Всевышнего. Как же может не существовать страна, раз есть ее название и даже имеются книги, в которых описано, как туда добраться?! В них не меньше скрупулезных деталей, чем в путеводителях по Индии или Непалу из серии «The Lonely Planet». И во всех единодушно утверждается, что Шамбала находится здесь и сейчас, на Земле, на одинокой планете людей.
У кого пелена иллюзий спадает с глаз, тот и видит Шамбалу. Первый тибетский путеводитель по Шамбале написал в XIII в. монах и путешественник Манлунгпа. Однако точкой отсчета он выбрал не Бодхгаю, а свой дом, указывая, что отсюда надлежит двигаться по направлению к Ладакху, потом в страну Хор, затем повернуть в королевство Согпо (Монголию) и приблизительно года через два можно без особых забот и печалей достигнуть Шамбалы. Позже другие авторы отвергли приземленность описаний Манлунгпы, трактуя путешествие в Шамбалу не как внешнее, но как внутреннее странствие пилигрима.
Самое известное произведение такого характера под названием «Путь в Шамбалу» (тиб. «Шамбалай Ламйиг») написал в 1775г. III Панчен Лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Он родился в 1737г., в возрасте четырех лет был признан тулку, т.е. переродившимся Панчен Ламой и воплощением Будды Амитабхи. Мальчика поселили в постоянной резиденции панчен лам, в монастыре Ташилунпо, где он всех удивлял своими необыкновенными способностями, ранней склонностью к мистицизму и сложным духовным занятиям, влечением к истории, поэзии, искусству афоризма. Все говорили о юном Панчен Ламе как о выдающейся харизматической личности, а гражданин Британии Джордж Богле, первым побывавший в Тибете, оставил в своих дневниках особенно теплый и привлекательный портрет этого человека. Лобсанг Палден Еше умер в 1780г. от оспы во время своего миссионерского путешествия в Пекин, в котором его сопровождала многочисленная свита, состоявшая из 500 монахов, 100 чиновников, 800 слуг, а также нескольких ачарьев (докторов метафизических наук) из Индии. <…>.
Досконально описав весь сложный и тяжелый путь в Шамбалу, III Панчен Лама посвятил самой Шамбале и ее столице Калапе всего несколько страниц. Шамбала имеет очертания мандалы, ее окружает кольцо гор, лес в три ряда, словно мала или четки, крепостная стена с восемью воротами, двадцать восемь городов, а в центре — столица Калапа, спланированная в форме квадрата, с округлым центральным зданием, выстроенным из драгоценных камней. Все вокруг зеленеет и цветет, щебечут птицы, гуляют животные невиданной красы. Люди Калапы подчинили себе все высшие силы и разговаривают на языке богов — Санскрите.
Е.М.Бернбаум, посвятивший Шамбале исчерпывающий труд, утверждает, что описанное III Панчен Ламой странствие очень напоминает сам процесс пробуждения, который называется Марга, т.е. Путь, или Путешествие. Мотивы пути, странствия, как физического, так и метафизического, можно найти во всех мировых религиях, а их проповедники — Христос, Будда, Магомет — были неутомимыми путешественниками и нигде подолгу не задерживались. Во все времена во всех странах мира люди, влекомые тоской, жаждой Правды, состраданием, надеждой или, наоборот, безнадежностью; исполненные любви к Богу или страдающие от Его утраты; воодушевленные верой или смущенные перед вдруг открывшейся бездной, которую только верой и можно в одиночку заполнить, — по одному, парами или группами отправлялись в Путешествие.
Уже в глубокой древности мужчины и женщины, перед тем как стать жрецами, шаманами или Воинами Духа, должны были совершить таинственные священные странствия, о которых свидетельствуют повествования и песни, сохранившиеся как у жителей Сибири, так и среди австралийских аборигенов, эскимосов, североамериканских индейцев и мексиканских магов. Странствия пилигримов были популярны в Древнем Египте, античной Греции и в Римской империи. Они сделались неотъемлемой частью духовной практики в странах Востока: достаточно вспомнить обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку, странствующих всю жизнь по священным местам Индии садху*, идущих по следам пророка Махавиры джайнов, буддистов Тибета, Кореи, Японии, Китая, посещающих места, которые связаны с Буддой Шакьямуни.
Христианство также вписало немало страниц в историю паломничеств. Апогеем явился XI век, когда тысячи людей оставляли свои дома и отправлялись в Святую землю, посещая Места Силы, коих когда-то касались стопы Спасителя. Больные исцелялись, трусы становились рыцарями, а падшие — святыми. Это были отнюдь не легкие странствия. На пути странников подстерегали многие опасности: как внешние, так и те, что скрыты в глубинах человеческой души. Как говорится в одной старой сказке, «страннику в спину дышал черт, а в глаза скалилась Смерть». Однако трудности Пути всегда открывают новые перспективы и новый смысл в жизни, до сих пор не изведанную, безграничную свободу.
И следует ли прибавлять, что хотя паломники и странствовали (странствуют, будут странствовать) по следам разных богов, пророков или святых, искали (ищут, будут искать) Святой Грааль или Сияющую Шамбалу, на самом деле это всегда было (есть, будет) Путешествием к своей скрытой сути, путем к себе. Психоаналитик Шелдон Б. Копп в книге «Если встретишь на своем пути Будду, убей его» писал, что всякое странствие, как внутреннее, так и внешнее, таит для пилигрима угрозу, поскольку за все, что ценно, следует платить, а развитие личности, ее зрелость — одна из самых значительных вещей на Земле, ради которой приходится жертвовать своей невинностью, чувством самосохранения, убеждениями, иллюзиями и надеждами.
Во всех тибетских текстах утверждается, будто Шамбала имеет очертания восьмилепесткового лотоса — такой ее изображают на священных картинах, а также на мандалах. В мистических тантристских трактатах повествуется о том, что энергетический центр — чакра, расположенный в районе сердца, тоже имеет форму восьмилепесткового лотоса. Именно здесь, в сердце, сокрыта наша настоящая суть — природа Будды, наитончайшее, просветленное сознание, Ясный Свет, который зрим в момент смерти. «Разве может быть еще более точное указание, где искать Шамбалу?!» — спрашивает Самдонг Ринпоче, добавляя, что для того, кто эту мистическую страну нашел в себе, внешняя Шамбала тоже становится реальным местом блаженства, существующим на Земле здесь и сейчас. <…>.
«Ведь легенда о Чаше Грааля тоже пришла с Востока, как одна из версий о великом духовном подвиге и о той же таинственной Шамбале. Между прочим, некоторые исследователи символизма, связанного с Чашей Грааля, видят в этой Чаше — Камень, который сейчас находится в миру, сопутствуя историческим событиям, после чего он должен вернуться в Сердце Азии. Такое толкование тоже близко истине. Но и Чаша существует, и посылается она перед началом новой эры туда, где будет утверждено Учение Калачакры. Об этой Чаше тоже существует много легенд. Одна из них гласит, что Чаша эта всегда приносится неожиданно и по воздуху. Так в своё время она была принесена Владыке Будде. Происхождение этой Чаши — египетское, и древность её определяется около 12 тысяч лет до Рождества Христова. После смерти Будды Чаша эта находилась одно время в храме в Карашаре, откуда она исчезла, и с тех пор она хранилась в Шамбале. Согласно всем преданиям, перед новой эпохой Майтрейи эта Чаша вновь появится» (Письма Елены Рерих. II).
«И в крупных Азиатских центрах, и в безбрежных пустынях Монгольской Гоби слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапа индусов, звучит, как символ Великого будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучал Восток и знает пульс современной Азии» (Н.К.Рерих. Сердце Азии.)».

(Юрга Иванаускайте. Путешествие в Шамбалу. София. Гелиос. 2002г. 400 стр.
Электронная библиотека «Аномалия». Сайт libanomaly.ru.)

 

1.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Ю.Н.Рерих в своих работах подчеркивает, что Шамбала реально существовала: «Вообще, поиск дороги в Шамбхалу и духовное общение с ее владыкой были всегда предметом особого почитания и рвения в среде тибетских аскетов и святых. Множество устных преданий и легенд накопилось в течение столетий вокруг этой проблемы, скрывая за собой ее истинное значение». Ю.Н.Рерих неоднократно в своих работах возвращался к проблеме Шамбалы. Подробное описание тибетских источников по этому вопросу приводится в работе Ю.Н.Рериха «К изучению Калачакры». На тибетском языке насчитывается несколько тысяч текстов по Калачакре, большинство из которых до сих пор не переведено на европейские языки. В переводе на русский язык известны только разрозненные сюжеты о таинственной Шамбале. Основными свидетельствами значимости Шамбалы являются только три факта:
1. В Шамбале имелись комментарии и наставления на «Калачакра-Тантру».
2. Из Шамбалы появится грядущий Мессия.
3. В Шамбале люди с чистым сердцем и положительной кармой могут родиться снова в счастье и просветлении».

(С.Волков. Что такое Шамбала? Сайт dopotopa.com.)

«Современные изображения Шамбалы сохраняют традицию изображать легендарную землю в окружении неприступных снежных гор в форме круга. Недавно современные тибетские художники создали новое самое протяженное живописное полотно в мире. Тибетская «Великая танка» — картина-свиток длиной 618м., шириной 2,5м., а весом около тонны, для написания которой потребовалось 4 года и более 300 художников, выставлена в пекинском Историческом музее. Это полотно уже вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная тибетская танка. Чтобы «наскоро» просмотреть ее, нужно шесть-восемь часов, детальное же знакомство, предупреждают экскурсоводы-тибетцы, потребует около двух месяцев. Свиток, который смело можно назвать тибетской энциклопедией, включает сотни сюжетов и схем, он отразил космогонию тибетцев, их представления о происхождении мира, развитии жизни на Земле. Есть изображение Шамбалы — прекрасной страны среди снежных гор, обители мудрости и святости, оказаться в которой можно лишь благодаря долгому духовному самосовершенствованию. Многие фрагменты танки доступны лишь посвященным. Это мандалы — схематические планы, в которых зашифрованы сакральные знания, веками копившиеся в монастырях».

(С.Волков. Иконография Шамбалы. Сайт lomonosov.org.)

«Появление эзотерического Буддизма часто рассматривают как возвращение знаний, которые Будда когда-то передал царям Шамбалы и Уддияны. Во многих свидетельствах о местоположении Шамбалы подчеркивается географическая близость Тибета. Шамбала находится севернее Индии и западнее Монголии. В перечне соседних мест силы в буддийских тантрических текстах рядом с Шамбалой часто упоминается страна богов — Уддияна, священные гималайские вершины Шамбху и гора Кайлас, т.е. область совпадающая с территорией современного Тибета или близкая к ней. В тибетских исторических сочинениях и в обширной литературе по системе Калачакра постоянно встречается упоминание о царстве Шамбхала, в которое учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения. В текстах дословно об этом говорится, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой».
Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV написал об этом событии: «Царь Сучандра был родом из Шамбхалы, местонахождение которой, профессор Дж.Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим) т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав Тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакры государственной религией». В царстве Шамбала учение Калачакры длительное время бережно сохранялась и развивалась, и затем уже оттуда распространилось в Индию и в Тибет».

(C.Волков. Поиск легендарной Шамбалы. Сайт dopotopa.com.)

Древние предания и легенды о загадочной стране подвижников и духовных деятелей, ушедших от мира, чтобы, тем не менее, этому миру помогать, не дают покоя целым поколениям исследователей. На Востоке эту загадочную страну называют Шамбалой, на Западе — Белым Братством. Но существует ли эта страна в действительности? Сама идея наличия подобного места на Земле кажется порой фантастической, и все же много фактов говорит в пользу ее реального существования. Первые упоминания о Шамбале и Учителях датируются II в. до н.э. С одной стороны, речь идет о государстве Шамбала и его первом царственном правителе, с детальным описанием путей следования. С другой стороны, речь идет о пути духовного самосовершенствования. <…>.
Современное понимание Шамбалы тождественно так называемому энергетическому фокусу Земли, который является связующим звеном с окружающим планету разумным Космосом. Синонимы Шамбалы — Калапа (тибетск.), Долина Бессмертных (в Азии), Беловодье (в России), Рипейские горы, Братство Грааля …
Религиозные записи Тибета дают детальное описание святой Шамбалы. Таинственное Царство, подобно цветку лотоса с восемью лепестками, разделено на восемь областей и окружено горами сверкающего льда. Мистическая Столица Шамбалы, Калапа, находится в центре. Здесь же стоит и дворец правителя, построенный из драгоценных металлов, камней и кораллов. Почти так же, как и Атлантиду, Шамбалу считают государством, в котором чрезвычайное развитие получила не только духовная сфера, но и всевозможные науки и технологии. Непознанная Шамбала считается буддистами Тибета духовным центром мира».

(Шамбала. 23.10.2010г. Сайт blog.pobedinedug.ru.)

«В тибетском мистицизме в глубокой древности была разработана оригинальная концепция местопребывания божеств в других областях пространства-времени, находящихся достаточно близко к Земле, так что Боги могли вмешиваться в любые земные дела. Многомерное, бесконечное пространство представляет собой одну из фундаментальных идей Буддизма. Одно из таких внутренних пространств (другое измерение, «многомерное сознание») назвали «сферой Шамбалы», постичь суть которой можно было лишь через сложные медитативные практики, иными словами через необычные состояния сознания. Реальность в понятиях сферы Шамбалы рассматривалась как всего лишь одно из множеств возможных описаний мира. Древние практики содержали знания о свободном перемещении между различными состояниями сознания и телепатической передачи знания, о поддержке связи на расстоянии и умении быть одновременно в двух разных местах, о генерировании внутреннего тепла (практика туммо — Йога внутреннего тепла, позволяющая носить тонкую хлопковую ткань даже в самые лютые морозы) и других чудесах. Для большинства людей Запада, воспитанных на идеях материализма, тайны Тибета остались завораживающими и в наши дни. Но эволюция сознания приблизила современных ученых к новой научной парадигме, в которой древние представления и понятия сферы Шамбалы органично вписываются в структуру надличностного. Другими словами в свете новой научной концепции допускается сохранение сознания после смерти и память о прошлых жизнях, контакт с сознанием умерших людей, опыт раздвоения, триединства и тождества друг другу, отсутствие линейного времени и сверхчувственное восприятие, т.е. все то, что подробно описано в древних тибетских практиках и в учении Шамбалы.
В прошлом великие учителя Буддизма Тибета и Монголии посвящали доктрине Калачакры целые тома. В Тибете и Монголии во многих монастырях изучали Калачакра-Тантру. О связи Калачакры и Шамбалы следует остановиться подробнее. Прежде всего, в Калачакре под Шамбалой подразумевается не страна, а учение. Из «Калачакра-Тантры» явствует, что мистическая Шамбала не находится в физическом мире, а расположена где-то в потустороннем мире: «Шамбала обладает структурой тонкой материи. Земная Шамбала связана с небесной, именно в этом месте объединяются два мира».

(С.Волков. Калачакра-Тантра. Сайт Baikal.irkutsk.ru.)

«Поскольку Шамбала играет выдающуюся роль в системе Калачакры, многих интересует, что такое Шамбала на самом деле и где она расположена. Нет сомнений, что именно из искаженного названия Шамбалы развил свой миф о Шангри-ла — тайном рае на Земле западный писатель-романтик Джеймс Хилтон. Хотя такое место в мире, которое представляет Шамбалу, и может существовать, оно не является реальной землей из некоего мифа. Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире. Тем не менее, она является миром человеческим, в котором все благоприятно для духовной практики, а в особенности для Калачакры.
Мастера медитации написали руководства на Санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторять миллионы мантр и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, — прежде всего духовное путешествие. Цель получения посвящения Калачакры — не достижение Шамбалы и не перерождение в ней, но, как и во всей остальной Махаяне, или «обширной колеснице» буддийских практик, — обретение Пробуждения здесь и сейчас ради блага всех. <…>.
Шамбала может быть идентифицирована с регионом, окружающим гору Кайлас — гору в Юго-Западном Тибете, священную как для индусов, так и для буддистов. Это имеет смысл, поскольку, по тибетской этимологии, Шамбала означает местопребывание блаженства, синоним как для индуистского бога Шивы, так и для образа Будды Херуки. В Индуизме гора Кайлас рассматривается как резиденция Шивы, а в Буддизме — как главная резиденция Херуки. Некоторые ученые отождествляют три района между Индией и Шамбалой — Бхотию, Ли и Чин — как Тибет, Хотан и Китай, а затем предполагают, что Шамбала находится где-то в Восточном Туркестане (современная китайская провинция Синцзян), но это кажется ошибочным. Эти три названия также используются соответственно для районов Терай, долины Катманду и Долпо в Южном, Центральном и Северо-Западном Непале. Страна снегов, — это общее название для Тибета. Однако гора Кайлас — это не реальная Шамбала, а только представляет Шамбалу на этой земле. В «Калачакра-Тантре» говорится о четырех святых местах вокруг Ваджрасаны (Бодх Гайи), места, где Будда явил свое Пробуждение: Пятивершинная гора на востоке, гора Потала на юге, Шамбала на севере и Оддияна на западе. Эти особые места связываются соответственно с Манджушри, Авалокитешварой, правителями Калки и Гуру Ринпоче. Их можно отождествить с Утайшанем в Северном Китае, цепью гор Виндхья в Южной Индии, горой Кайлас в Юго-Западном Тибете и Сват в Северном Пакистане. Однако, если мы отправимся в эти места, мы в действительности не найдем этих великих существ, живущих там, или даже их археологических следов. Как объяснялось ранее, путешествие в Шамбалу — духовное, а не физическое».

(Шамбала. Сайт «Школы Великих посвященных». shkolaposv.ru.)

«Шамбала — метафизический центр мира и место обитания царя мира. Шамбала остается таинственной страной, жители которой знают законы управления природой и человечеством, а потому получили уважительное прозвище Учителя. Шамбала, согласно преданиям, расположена в труднодоступных районах Тибета. Однако вход, благодаря учителям, можно найти повсюду. Она остается тем самым объектом, который разыскивают все, кто подвержен страсти открыть неизведанное, открыть тайны законов природы — от простых авантюристов до талантливых ученых и представителей спецслужб мировых держав.
Широкую известность получили поиски Шамбалы Н.К.Рерихом во время трансазиатской экспедиции, когда научные поиски переплетались с действиями советских разведчиков и английских колониальных властей, стремившихся сохранить свой контроль не столько за таинственными странами, сколько за территориями, принадлежавшими Великобритании. Шамбала, таким образом, превращалась еще и в символ борьбы за мировое господство.
Шамбала в Буддизме и ряде мистических учений — легендарная страна, располагающаяся к северу от реки Тарим (Амударьи, Сырдарьи), либо в великих горных системах Азии. Также: полулегендарная страна со столицей Калапа, которую обычно считают расположенной к северу от Индии. Первое упоминание о Шамбале встречается в тексте «Калачакра-Тантра» (X в.), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По иной легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX в. царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз. Только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Легенды о Шамбале гласят, что при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы, и силами зла, противниками Буддизма. После победы сил Шамбалы наступит новая эпоха распространения Буддизма, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию, их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы ее сил с полчищами зла. У приверженцев теософских миропредставлений, Шамбала — местопребывание Великих учителей Человечества. В XX в. осуществлялись неоднократные попытки (например, семья Рерихов) обнаружить местонахождение Шамбалы в Гималаях, на Памире и т.п. Идеи Шамбалы получили широкое распространение и неоднократно использовались в политических целях. В связи с распространенными представлениями о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации буддистского пути и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Шамбале и путеводители в Шамбалу. Содержание путеводителей показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем, и среди образованных лам нередко бытует представление о Шамбале как о внутренней реальности — об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования».

(Шамбала. Клуб «Чудеса без границ: мистика и реальность». Сайт clubs.ya.ru.)

««Шамбала блистающая» — написал о Шамбале Н.К.Рерих, и это поэтическое название стало распространяться в других книгах при упоминании Шамбалы. Однако в данном случае «блистающая» было не метафорой, но прямым переводом традиционного эпитета: по-тибетски Пэл-дэн, в Санскрите Шри, иначе означающего также «славная», «великолепная». Блистающая, великолепная страна «Блистающего, великолепного Круга Времени» — «Шри Калачакры». Таково и само название «Лагху-Тантры», сокращенного текста тантры. В этом тексте приводится описание чудесной страны, утверждающее образ «Шамбалы блистающей».
Представления о Шамбале существовали и в индуистской литературе, но имели там несопоставимо меньшее значение и влияние, чем в Буддизме. Буддийские же сведения о Шамбале оказались не только значимыми для буддийской Тантры, но и притягательными для западной культуры, начиная с XIX в. и спровоцировали появление нового мифа на Западе. В итоге к настоящему времени мы имеем дело с тремя мифами о Шамбале: 1. индуистским — узко-локальным в индийской культуре; 2. буддийским — наиболее развитым и влиятельным; 3. западным: теософским и нью-эйджевским — созданным на основе буддийского и индуистского мифов.
Шамбала в плане существующего в культурах мифа может быть отнесена, по классификации социально-философских наук, к самым прославленным в мире утопиям, или, как называет это Дж.Андерсен, можно сказать, тема Шамбалы обладает «способностью активизировать архетипические темы в человеческом сознании, в особенности, могущественный меме (комплекс социо-культурной трансляции) типа утопии или апокалипсиса. И все же при этом требуется принимать во внимание, что в рамках Буддизма Ваджраяны Шамбала — это религиозная реалия, содержательный элемент буддийской Тантры. Если разбираться, какая это религиозная реалия, то, по-видимому, в буддийской специфике это реалия, трактуемая более как сфера медитативного опыта, нежели как географическое, историческое или социально-утопическое понятие.
Для системы практики Калачакры Шамбала имеет значение как исходное место (лоно, матрица), откуда Тантра, если придерживаться версии Буддийской Традиции, после того, как она была туда передана самим первоучителем Буддой Шакьямуни, в результате сбережения и заботливого развития была распространена обратно в мире людей; откуда, в случае глубокой медитативной практики буддийского подвижника, особенно практики Калачакры, могут продолжать поступать учения, если с Шамбалой в медитации устанавливается связь; как конечное место — значительное место грядущего, в котором верующие подвижники Калачакры стремятся переродиться для следующих целей: чтобы иметь самые благоприятные условия для высших стадий духовного пути — поскольку, как считается, именно Шамбала является той сферой, где обитатели занимаются практикой учения Круга Времени, чтобы содействовать силам добра в одолении сил зла при решающей вселенской битве — в так называемой «шамбалинской войне».
Помимо этих смыслов, в буддийском феномене Шамбалы есть еще и такой: Шамбала своей историей, своей проблематикой особых обстоятельств напряжения межрелигиозных и межэтнических отношений выявила и развила в самой системе учения Круга Времени особенный посыл духовности, направленный на преодоление розни. Именно об этом посыле говорит Его Св. Далай-лама и другие современные учителя Калачакры как о миротворческой миссии Круга Времени.
При подходе научного исследования к теме Шамбалы имеются две принципиальные возможности ее рассмотрения: 1. как существовавшей исторически страны, повлиявшей на формирование мистического образа; 2. как мистического образа страны, представленного в Тантре существующим исторически во внешнем пространстве. Причем в рамках обоих вариантов есть еще разные возможности сочетания доли «исторического» и «мистического»».

(Шамбала: утопия, миф, буддийская реалия, матрица Калачакры? Сайт kalachakra.ru.)

«Шамбала… Таинственное, загадочное слово… Мифологическая страна или параллельный мир? Подобно Атлантиде, Шамбала породила множество противоречивых мнений и споров среди читателей и даже ученых. С XV-XVI вв. ее пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Легендарную Шамбалу искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. В начале ХХ в. ее поисками занимались научные экспедиции из разных стран, а также знаменитая центрально-азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Для поиска Шамбалы в Тибет направлялись секретные экспедиции и нацистской Германией и российской НКВД. Вопрос Шамбалы нашел отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. Знаменитый русский художник и мыслитель Н.К.Рерих в очерке «Сердце Азии» писал: «Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии». С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала, как и миф об Атлантиде, стала классическим примером одной из загадок Востока. Несмотря на многочисленные письменные свидетельства в исторических хрониках, Шамбала вместе с 96-ю своими провинциями, подобно мифическому азиатскому царству Пресвитера Иоанна, бесследно растворилась в бескрайних просторах Азии и во тьме веков. Многочисленным путешественникам и экспедициям так и не удалось найти никаких подтверждений существования Шамбалы.
Согласно историческим хроникам реальное гималайское царство Шамбала существовало севернее Индии вплоть до XIV-XV вв. н.э. Упоминания о Шамбале можно найти в «Калачакра-Тантре» и рассказы о ней в тибетских мифах. Основой жизнестойкости мифов о Шамбале стало пророчество о приходе Мессии из Шамбалы. С течением времени Шамбала стала отождествляться в Тантрическом Буддизме с «чистой землей», к перерождению в которой стремятся все истинные буддисты. О Шамбале стали говорить, как о месте, расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитыми личностями. Учение о духовной Шамбале заняло центральное место в тайной тибетской доктрине Калачакра. Поиск духовной Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех учеников Калачакры, постичь суть которой можно лишь через сложные медитативные практики.
Духовная Шамбала буддистов в начале XX в. стала широко известна в Европе. В то время верили в Атлантиду, полую Землю, теософские и оккультные идеи существовали наравне с научными. В трудах европейских теософов, оккультистов и мистиков образ тибетской Шамбалы, получил европейское обновление и дальнейшее развитие. Многочисленные поиски Шамбалы в Гималаях ни к чему не привели, поэтому принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир. В современном пересказе древних легенд Азии говорится о том, что в Шамбале живут мудрецы, хранящие эзотерическое знание. В Индии с древних времен распространена вера в мудрых гималайских Махатм, ведущих жизнь отшельников в горных пещерах. Индусы называют этим словом людей, достигших высших степеней духовного просветления. Первой о своей связи с гималайскими Махатмами заявила Е.П.Блаватская, вслед за ней об этом также заявили Елена и Николай Рерихи. После их знаменитых заявлений, на Западе стали считать, что все Махатмы духовно связаны с Шамбалой, а мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества и хранят священные знания в тайне, ибо ожидают время, когда Шамбала сможет явить себя миру и стать открытой для всех людей. Поэтому практически ни одна книга о Тибете сегодня не обходится без пересказа мифа о мистической Шамбале и гималайских Махатмах.
Не прекращающие новые публикации по теме Шамбалы ставят перед читателем вопрос, являются ли подобные сочинения интуитивным предчувствием скорого проявления духовной Шамбалы человечеству и содержат в себе верные предположения, или по своему содержанию ложны и являются полнейшей литературной выдумкой авторов? Среди ученых-востоковедов Шамбала в настоящее время рассматривается как древнее гималайское царство, реально существовавшее в прошлом. В противовес гипотезе ученых, в представлении религиозных мистиков Шамбала размещается в смежном пространстве, в другом измерении и недоступна для посещения. Мистики утверждают, что Атлантида, Лемурия, Уддияна, Шамбала — это не географические места на Земле, а названия тонких пространственных измерений, из которых великие святые прошлого черпали свою мудрость и знания. Так что же такое Шамбала — миф или историческая реальность?».

(Шамбала. Правда и вымысел. Сайт nepoznannoe.rolevaya.ru.)

* * *