Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (3).

продолжение

5.2. ЧТО ТАКОЕ АГНИ-ЙОГА ИЛИ ЖИВАЯ ЭТИКА?

«Учение Агни-Йоги, или Живой Этики, переданное духовными Учителями Шамбалы Е.И. и Н.К. Рерихам, по праву считается самым значительным эзотерическим учением современности».

(Н.Ковалева. Агни-Йога. Живая Этика. (т 5.). Рипол-Классик. 2004г. 736 стр.)

«Агни-Йога — мистическое, тайное, древнее искусство слияния с Высшими Силами, искусство обретения Себя в Сущем и Божественного — в себе, ритуалы странных эзотерических мистерий, на века и тысячелетия доступные лишь немногим избранным — и заново открытые для взгляда непосвященных».

(Агни-Йога. В 3 т. АСТ. 704 стр.)

«Агни-Йога (второе равнозначное, но более употребительное название — Живая Этика) — философско-этическое учение, затрагивающее все стороны бытия — от космологических вопросов до повседневной жизни простого человека, принесённое в мир в первой половине XX в. супругами Рерихами. Первая запись учения Живой Этики сделана в Лондоне 24 марта 1920г. Этот день — 24 марта — ежегодно отмечается всеми последователями Живой Этики как «День Учителя».

(Агни-Йога (Живая Этика). Сайт wikiznanie.ru/ru.)

«Агни-Йога. До тридцатых годов XX в. огромная страна Советов была практически закрыта для иноземных влияний, в том числе и для Йоги. Тем не менее, архивные разыскания последних лет позволяют пролить свет на одно из самых загадочных явлений нашего века, так называемую «Агни-Йогу» или «Живую Этику», родоначальниками которой явилась семья Рерихов. Отметим сразу, что, хотя упомянутая доктрина не имеет с подлинной Йогой ничего общего кроме присвоенного Рерихами термина, ее следует осветить уже для того чтобы это фантастическую химеру впредь никто больше не отождествлял с какой-либо разновидностью традиционной индийской Йоги».

(Рерихи. Сайт yogaclassic.ru.)

«Живая Этика (Агни-Йога) — это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции; о законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования, как необходимого требования Эволюции. Книги Живой Этики возникли из бесед гималайского Махатмы М. с его ученицей Е.И.Рерих, которая записывала все беседы в свои дневники-манускрипты. На основе некоторых из этих записей было издано 14 книг Агни-Йоги».

(Живая Этика. 2007г. Сайт nataman.narod.ru.)

«Агни-Йога. Термин «Агни-Йога» был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает «Слияние с Огнем». «Огонь» — в данном контексте — это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно принимает, входя из вселенских просторов в Свое Творение. Рерихи развили Учение «Агни-Йоги» и принесли его в Россию и другие страны Европы и Америки, поэтому теперь термин «Агни-Йога» существует в неразрывной связи с их именами. Е.И.Рерих — верная спутница Н.К.Рериха, обретшая пророческую способность — способность обоюдного разговора с Богом. Результатом этих святых бесед стали дневники Е.И.Рерих, которые составили 14 томов под общим названием «Живая Этика». Что представляют собой эти записи? Они очень не¬однородны, зачастую трудны для восприятия, текст во многих местах не отредактирован литературно, глубочайшие истины перемежаются с явными шутками Бога и длинными наборами фраз, лишенных смысла».

(Классика духовной философии и современность.
/ Сост. В.В.Антонов. New Ftlanteans. 2007г.)

«Ещё роднее для наших «учёных» масонский бред и контактёрские записки Елены Блаватской — малообразованной дочери Екатеринославской еврейской писательницы Зинаиды Ган. В 17 лет Елена вышла замуж за шестидесятилетнего борона Блаватского, которого очень скоро покинула и далее прожила бурную и крайне недостойную подражания жизнь. Это о ней написано в авторитетном источнике — Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона. Авторитетны для наших недоумков и записки её последовательницы Елены Рерих — двоюродной племянницы еврейского же композитора Модеста Мусоргского, музыка которого (по словам русских музыкантов) буквально демонична.
Самое удивительное — это то, что многие наши соотечественники этот еврейский бред читают и искренне верят, и следуют прямым путём в рабство. Даже многие наивные коммунисты. Так им и надо. Воистину, если Бог хочет кого-то наказать, Он сначала лишает такого человека разума. У думающих о себе, что они учёные, не хватает логики задуматься даже над тем, что некие «учителя» Елены Рерих, живущие не воплоти, не на Земле, а в астрале, и якобы продиктовавшие ей контактёрские записки, имеют очень даже не инопланетные и даже не восточные имена, а непосредственно западные — Эль Мория, Сен Жермен… И всю написанную ею галиматью масоны цинично именуют «Агни-Йогой». Хотя Бог огня АГНИ много тысячелетий назад Сам дал знания Агни-Йоги. В древних текстах «Агни-Пураны», хранящихся в Индии и в Тибете, посвящённых прославлению Бога Шивы, рассказано о ритуалах, мистическом поклонении, об обязанностях царей, о военном искусстве. Там же содержится глава о законодательстве, глава о медицине, раздел по риторике, просодии и грамматике. Бог АГНИ учредил свою цепочку непрерывной ученической преемственности, сохраняющуюся в Шамбале».

(Данилов В., Черкасова Н. Арийская империя.
Гибель и возрождение. М. Воля России. 1999г.)

«Агни-Йога (Живая Этика, Йога Космического Огня) — в основе вероучения секты — серия книг, преимущественно Е.И.Рерих, о синтезе философии, науки и религии Востока и Запада в трактовке Теософии. По утверждению последователей учения, тексты Агни-Йоги были даны тибетскими учителями, а авторы текстов явились лишь посредниками в передаче учений. По преданию, тексты были переданы путем так называемого «автоматического письма» в особом состоянии транса у пишущего. Текстам книг придается особое трансцендентальное и эзотерическое значение. Последователи секты считают, что тексты расширяют границы сознания, очищают биополе человека. Сам акт чтения текстов является важным актом очищения. Догматика секты основана на учении о духовном огне. Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и явлений Вселенной. В структуре мира выделяется: земной мир (обычный человеческий мир), тонкий мир (мир, населенный разнообразными существами, не имеющими плотных физических тел), огненный мир (мир, состоящий из субстанции огня, высшей психической энергии), высшие сферы (миры, питающие Землю энергией). Одним из основных элементов учения является положение о Космической Иерархии. Местом обитания представителей Иерархии — учителей человечества — является легендарная Шамбала. Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия Тьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию человечества. «Черные ложи» Иерархии Тьмы раскинуты по всей Земле и сконцентрированы в крупных городах. Главным законом человеческого существования Агни-Йога видит закон кармы в собственной интерпретации. Карма рассматривается как многомерный процесс, совокупность неких пересекающихся кармических линий. Карму имеет не только отдельный человек, но и раса, народность, племя. Все эти кармы переплетаются в сложные клубки. Агни-Йога провозглашает эзотерическую возможность регулирования кармы».

(Словарь религиозных терминов. Сайт vseslovari.com.ua. Сайт pandia.ru.)

«Агни-Йога или Живая Этика, Учение Жизни — религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. Агни-Йога изложена в книгах Учения, представляющих собой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е.И. и Н.К. Рерихами, записанные в 20-40-е годы XX в. во время странствий и жизни семьи Рерихов в Индии, Тибете, других восточных странах. <…>.
Философская основа Агни-Йоги строится на двух центральных идеях тайноведения (эзотерического учения): 1) неотделимость и неотъемлемость Бога или Божественного Начала от Вселенной; 2) Единство основного элемента Духо-Материи: «Материя есть кристаллизованный Дух», а «Дух есть определенное состояние Материи». Законы жизни едины для всего Мира. Путь эволюции проходит через физические и духовные ступени, включая общественный и государственный строй, и применение космических законов послужит усовершенствованию их форм. Космогенезис и антропогенезис Агни-Йоги заключает в себе «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской. <…>.
В современную эпоху «энергетического мировоззрения» (Н.К.Рерих) Агни-Йога дает понятие о психической энергии, которая есть великий АУМ древних учений. Психическая энергия есть всеначальная энергия, она лежит в основе проявления Мира, запечатлевает образы на космической субстанции и олицетворяет духовность и устремление. Под разними именами она упоминается в религиях и философиях: Дух Святой в христианстве, София у эллинов, Сарасвати у индусов, солнечный Митра у персов и др. В гносеологии Агни-Йога исходит из древнейшего принципа всех мировых учений и философий — «познай самого себя» и дает изложение учения о центрах, чакрах человеческого организма: «…центры дадут человечеству новую ценную науку…». Агни-Йога, синтезируя мистический опыт индуизма, буддизма, каббалы, суфизма, исихазма, указывает на семь главных центров, соответствующих семи принципам человека. <…>.
Развитие огненных центров необходимо для эволюции человеческого духа и восприятия тончайших космических энергий. Оно достигается в труде самосовершенствования, безмолвной молитве, устремленной к Высшему, и служении Общему Благу. На эволюционном пути определяющим является совершенствование сознания. Продвижение по духовной лестнице предполагает расширение и очищение сознания, утончение восприятий и постоянное устремление духа. Этика Агни-Йоги базируется на положении о единстве принципов общечеловеческой нравственности всех религий. Нравственные законы, как и законы космические, законы Бытия — едины для всего человечества».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. В.М.Скакун. 1998г.)

«Елена Рерих. Агни-Йога. Удивительная судьба Е.И.Рерих прямо связана с главным подвигом ее жизни — Откровением Свыше, вылившимся в серию книг Учения Живой Этики, или Агни-Йоги. В том, что Учение Живой Этики — это именно Откровение, а не литературное произведение на заданную тему, у людей, сердцем прикоснувшихся к его содержанию, сомнений не вызывает. Приведем выдержку из книги С.Ключникова «Провозвестница Эпохи Огня» о жизни и судьбе Е.И.Рерих: «Живая Этика несводима ни к науке в ее традиционной форме, ни к религии. Не следует ее рассматривать и как сборник экзотических легенд и притч или как уложение житейских предписаний и советов. Еще менее уместно включать Учение в ряд новейших модернизаций классических школ Йоги Востока, которыми пестрит наш век, или видеть в ней философскую систему на европейский манер. Однако, несмотря на, так сказать, беспрецедентность Йоги Огня в мировой культуре, она, несомненно, представляет собою систему воззрений и практик, уходящих своими корнями в далекую древность, с одной стороны, и в новые космические условия, сложившиеся на Земле сегодня, — с другой. Живая Этика — это, прежде всего, нравственно-духовное Учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада, поэтические легенды прошлого с современными формулами точного знания, этические основы поведения — со средствами углубленного самопознания. По богатству конкретных приемов и методов работы человека над собой Агни-Йога может быть уподоблена своеобразной энциклопедии совершенствования и восхождения. Другими словами, ее можно считать реальной наукой духа и преобразования человеческой природы».
По широте охвата проблем общечеловеческого и вселенского свойства Агни-Йогу, пожалуй, можно сравнить только с «Розой Мира» Даниила Андреева. Лучшей работы для медитативного чтения (без вмешательства рассудка и эмоций) найти трудно. Разбивка текста на небольшие параграфы заставляет читающего возвращаться к началу каждого параграфа и повторно его перечитывать с последующими медитативными размышлениями по поводу прочитанного. «Принцип спирали», заложенный в развертывании содержания Агни-Йоги, выражается в углубленном повторении затрагиваемых тем и вопросов, что, несомненно, ненавязчиво способствует интегральному освоению материала.
Агни-Йога — это новое нравственно-духовное Учение, объединяющее древнюю мудрость Востока с философскими и научными достижениями Запада, дающее этические основы поведения и средства углубленного самопознания. Это целая энциклопедия духовного совершенствования и преображения. Это учение о скрытых ресурсах и возможностях человека, о творческих энергиях, пребывающих в глубинах сознания. Это космическое учение о многомерности бытия, о целостности мироздания. Говоря почти на каждой странице о раскрытии огромного психоэнергетического потенциала человека, Агни-Йога критикует увлечение магией и всеми чисто механическими методами пробуждения скрытых сил. Человек делается рабом искусственно вызванных, непонятных для него сил и рискует превратиться в медиума. Согласно живой этике, всю работу по внутренней трансформации сознания человек должен вести в обычных условиях жизни, не прерывая обычную деятельность».

(Клюев А.В. Сознательная эволюция человека. Сайт kluev.ru.)

«Агни-Йога — текст религиозно-мистического характера, оформленный в виде бесед Учителя и ученика. Текст состоит из 14 книг — рассказ Учителя по разным темам: «Зов», «Озарение», «Община», «Сердце», «Иерархия», «Мир Огненный», «АУМ»,… Все книги представляют собой изложение некоей мудрости без всякой видимой логически стройной системы, без цитирований, почти без исторических аллюзий, без конкретной программы действий, иногда даже без видимого смысла. Главная задача книг — изменить мышление человека, подготовить его к состоянию «шестой расы». Потому в Агни-Йоге изобилуют понятия этического характера: речь идет о честности, ответственности, творчестве… Агни-Йога — это скорее русская философия, а еще точнее — этот текст вобрал в себя в равной степени элементы западной философии, русской, восточной, западного герметизма и гностицизма, также элементы научных воззрений. Можно привести сравнение: если Бердяев и Ильин философствовали в русской манере, глядя на Запад, то Рерихи работали в русской манере, глядя на Восток.
Уже само название — «Йога» отсылает читателя к Востоку (однако, есть и второе название — Живая Этика, специально для того, чтобы и не отпугнуть читателя Востоком). Все понятия в Агни Йоге преподаются с точки зрения здравого смысла, либо высказываются как Истина. Однако Автор употребляет некоторые понятия, характерные для различных культур, прямо или косвенно.
Понятие Йоги в Живой Этике пересматривается. Агни-Йога — путь познания стихии огня, которая в основе всего сущего. Все другие Йоги являются частью Агни-Йоги, изучение которых полезно, но только в ее рамках. Все другие Йоги уводят от мира, каждая Йога учит определенной мудрости, в то время как Живая Этика — мудрость самой жизни в самой её глубине. Хатха-Йога, например, вообще скорее вредна, ввиду её «бездуховности». Тантра отвергается как слишком опасная. Агни-Йога труднее Тантры, но проще и, можно сказать, красивее. Рериховцы отвергают всякие медитации, как, впрочем, и молитвы.
Достаточно ярким понятием восточного характера, является понятие психических центров. Слово «чакры» в Агни-Йоге не употребляется. Есть упоминание о «центре горла», о сердце, о «центре солнечного сплетения», о «центре третьего глаза». Есть единичное упоминание об энергии Кундалини. О сердце написана отдельная книга, где это понятие рассматривается в самом широком смысле. Однако мы не найдем указание на то, что следует сконцентрировать внимание на определенном центре, но просто указывается как эти центры функционируют в повседневной (в том числе психической) жизни. Например, в Агни Йоге «отдых — это смена работы центров».
Также центральным понятием Живой Этики является понятие «психической энергии», в котором можно усмотреть индийскую прану. Однако в Агни-Йоге говорится об индийской пране — тот же термин, те же техники и т.д. Елена Рерих пишет в письмах, что она «никогда не делает пранаяму», указывая на то, что творческий труд как таковой — это лучшая пранаяма. Психическая энергия — некая энергия, пронизывающая весь мир, это нечто большее, чем прана. О природе психической энергии почти не говорится, только косвенно. Задача Агни-Йоги скорее не овладеть психической энергией, а увидеть её присутствие во всех явлениях жизни. Вообще, этот вопрос один из самых туманных в тексте. И здесь мы опять же находим восточные понятия, пересмотренные под углом зрения Агни-Йоги».

(Чернеевский А.П. Восточные элементы в творчестве Рерихов и в рериховском
движении. Путь Востока. Материалы V Молодежной научной конференции.
Серия «Symposium». Выпуск 28. СПБ. 2003г. С.83-87).

«Об Агни-Йоге (Живой Этике) сегодня слышали многие, но целостное представление о ней у широкого круга читателей отсутствует как по причине малой известности этого Учения современному человеку, так и потому, что, за редким исключением, нет серьезных исследований на данную тему. Сенсационно-популяризаторскими материалами об Учении Огня ныне удивишь немногих, но их обилие как раз и порождает вместо целостного глубокого представления хаотический образ Агни-Йоги в умах читателей. Средний культурный читатель приблизительно знает, что это некое восточное учение, связанное с именем Рерихов — Николая Константиновича или Елены Ивановны — и с загадочной гималайской страной — Шамбалой. Он слышал также, что в нем говорится о совершенствовании, перевоплощениях и космических энергиях, что оно, наконец, много места уделяет развитию нравственности, духовности и тонких психических способностей. Еще более низкий уровень восприятия, питающийся вульгарными «оккультными слухами», связывает Агни-Йогу с миром экстрасенсов, НЛО, многочисленных чудес и внезапных исцелений.
Между тем, все перечисленные выше темы присутствуют в каких-то слоях и уровнях многомерного пространства Учения, но отнюдь не охватывают его синтетической полноты. Подобно тому, как глубина океана обычно скрыта и завуалирована под поверхностными пенно-волновыми движениями воды, так и мистическая глубина подлинного начала в сфере духа всегда окружена более мелкими и хаотическими явлениями, искажающими духовную суть. Лишь тренированный зоркий взгляд человека высокой психологической культуры, огненной пробужденности сердца и ясности помыслов способен пробиться сквозь дымовую завесу ложной информации и подойти к главной двери Храма Учения.
Для того, чтобы правильно воспринимать Агни-Йогу, необходимо знать историю ее создания, круг основных идей и методы внутренней работы человека по овладению этим Учением. А для того, чтобы понять, что оно все же собой представляет, полезно оттолкнуться от противного и определить, чем оно не является.
Агни-Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом, привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций, ни безблагодатной морализаторской доктриной, ни прекраснодушной утопией. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных построений.
Агни-Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни-Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. В Агни-Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, Веданта, египетский эзотеризм, зороастризм, античные мистерии, христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее. Известные прошлые традиции соседствуют в Учении с такими неизвестными Европе мистическими доктринами, как сокровенная наука Тибета — Калачакра».

(Ключников С.Ю. Введение в Агни-Йогу. М. РИПИ. 1992г. 40 стр.)

«В конце XIX в. в культурном пространстве Азии и Европы возникает и начинает набирать силу тенденция к переосмыслению и объединению различных духовных и философских учений. Она проявилась, например, в творчестве русских философов В.С.Соловьева и Е.П.Блаватской, индийских мыслителей и духовных подвижников-йогов Рамакришны и Вивекананды. Вместе с тем, появляются попытки реформации и синтеза различных йогических систем. Одна из них связана с именем индийского философа Ауробиндо Гхоша, творческие усилия которого порождают так называемую «Интегральную Йогу». Однако наиболее масштабный философский синтез и, вместе с тем, реформу йогической практики воплотила в себе система Агни-Йоги.
Учение Агни-Йоги (второе название — Живая Этика) возникает в первой половине ХХ в. в результате сотрудничества группы индийских мыслителей (Махатм) с семьей Рерихов. Известно, что важнейшую роль в идейно-философском и литературном формировании творческих первоисточников Учения Агни-Йоги сыграли Махатма М. и Елена Ивановна Рерих. Литературный корпус Агни-Йоги формируется в период 20-50-х годов XX в. В него входят 14 основных книг Агни-Йоги, письма и работы Е.И.Рерих, посвященные разъяснению философских, культурологических, естественно-научных и практических йогических аспектов Учения. Определенная часть творческого материала авторов Агни-Йоги находится в архивах. Некоторые фрагменты этих материалов впервые были опубликованы в России только в конце XX в. — начале XXI в. Однако, на сей момент существует достаточно значительный объем рукописей Е.И.Рерих, которые еще ни разу не публиковались.
К числу литературно-философских первоисточников Учения Агни-Йоги можно отнести также работы более раннего — теософского этапа распространения идей Сокровенной Мудрости Востока. Основные произведения этого этапа (вторая половина XIX в. — первая четверть ХХ в.) написаны или записаны Е.П.Блаватской («Тайная Доктрина», «Разоблаченная Изида» и др.), А.Синнетом («Эзотерический Буддизм» и др.) и Ф.Ла Дью («Учение Храма»). Все эти и некоторые другие произведения (например, «Письма Махатм») создавались при самом непосредственном участии группы Махатм, именуемых также Архатами, Адептами или Великими Учителями. Рерихи не единожды подчеркивали идейную преемственность и неразрывную духовную связь отмеченных работ теософского этапа и собственно книг серии «Агни-Йога».
К системе Агни-Йоги примыкает еще одна группа источников, получившая наименование (по первому изданию в конце ХХ в.) — «Грани Агни-Йоги». Книги этой серии являются результатом духовного опыта российского ученика Н.К.Рериха — Бориса Николаевича Абрамова, который в течение нескольких десятков лет вел дневник, записывая обращенные к нему философские и практические объяснения идей Учения Агни-Йоги, исходившие от одного из Махатм, Н.К. и Е.И.Рерихов.
По своей сути Агни-Йога представляет собой целостное этико-философское и, вместе с тем, практическое учение о космической эволюции человека. Оно охватывает множество различных сфер и проблем — от этики, философии и йоги до естествознания, культурологии и социальной науки. Агни-Йога, так сказать, в чисто йогическом аспекте представляет собой реформированный синтез классических йогических систем, адаптированный к новым энергетическим и социальным условиям на планете и в обществе. Одна из важнейших ее особенностей — отказ от социальной изоляции последователей-практиков. Агни Йога — это Йога современной жизни.
Постепенно общественный интерес к Агни-Йоге начал возрастать и к концу ХХ в. по всему миру появилось множество организаций и групп последователей этого Учения. К началу XXI в. наибольшее их количество приходилось на географическое пространство бывшего СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика, Казахстан, Киргизия, Молдавия и др.). Подобные группы сформировались также в Европе и Америке. Но их количество было не сопоставимо с числом групп в вышеотмеченных странах. Во второй половине ХХ в. среди последователей Агни-Йоги и ученых развернулась активная работа по ее изучению. Появились компиляции, диссертации, комментарии, интерпретации и другие исследовательские работы, посвященные анализу или популярному изложению различных аспектов Агни-Йоги».

(Аблеев С.Р. Историческое развитие Йоги: основные
этапы и тенденции. Научно-философский журнал
благотворительного фонда «Делфис». № 2. 2003г. Сайт delphis.ru.)

«Глава 2. О смысле. … В конце XIX в. материализовалась Блаватская, она вознамерилась заменить своей «доктриной» все религии, хотя все постулаты и выводы Теософии были принципиально не проверяемы. Блаватская была первопроходцем, именно она наметила магистральные спекулятивные темы Йоги, Шамбалы и махатм. Поскольку Теософия была скверной пародией на восточную мысль и западную науку, популярность её со временем упала. Требовались свежие идеи, которые сформулировала Елена Шапошникова (в замужестве — Рерих). Супруг её, талантливый художник, был смолоду очарован Востоком. Не миновал он и масонской ложи, а уже зрелым человеком, в сопровождении семьи и ламы-чекиста Блюмкина, предпринял известное путешествие по маршруту Алтай-Гималаи.
Учение, выдуманное Рерихами, адресовалось в первую очередь аристократическим кругам ценителей искусства. И, конечно же, Агни-Йога или «Живая Этика», «данная Махатмами с Гималаев», претендовала на мировое господство в сфере духа, просачиваясь в СССР через коммунистическую Монголию и государства довоенной Прибалтики.
Живая Этика — очередная неудачная, но долгоиграющая попытка синтеза философии, науки и религии Востока и Запада. С 1907г. по 1909г. Рерихи все более погружаются в изучение Индии и Тибета, особенно их интересует легенда о Шамбале. В 1923г. Рерихи отправляются в Трансгималайскую экспедицию, которая растянулась на 5 лет и 25000 км. За время экспедиции были собраны редкие манускрипты и рукописи, коллекции предметов религиозных культов. Рерихи создали институт, названный «Урусвати», что означает «Свет утренней зари». Е.Рерих становится почетным президентом Института.
Тексты «Живой Этики» нельзя признать достоверными уже лишь потому, что Е.Рерих была больна эпилепсией, и нормальная практика Йоги была совершенно для неё недоступна (жена С.Рериха рассказывала о том, что после смерти Е.И. в её комнате обнаружили чемодан лекарств). Не потому ли она надменно заявляла: «Мы не знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги» («Письма 1929-38», ПРАМЕБ. М. 1992г. т.1, с.185). Интересно, что в данной цитате юродивое даже само построение фразы (характерное, кстати, для всего корпуса текстов «Живой Этики») не говоря уже о смысле. <…>.
Глава 17. О Духовности. …Обсудим в данном контексте происхождение Агни-Йоги. Рерихи утверждали, что данная «система духовности» чудесным образом возникла благодаря непроизвольному письму. Бразильцы Шавбер и Мирабели также демонстрировали в своё время чудеса психографии, они писали на языках, которые никогда не слышали и не понимали. Мирабели писал даже на китайском — одном из двадцати восьми языков, которыми он владел в изменённом состоянии, хотя лично знал только три. Эти люди честно признавались в том, что не знают, кто им это диктует, и не понимали языка и смысла «принятого».
Огромный массив текстов «живой этики», «снизошедший» Елене Рерих, «подали» ей на русском языке, и, что уже совсем странно, он имел явную псевдославянскую окраску. Психографическое восприятие исключает одновременное осознание, следовательно, она не могла понимать воспринимаемое. Для этого требовалась огромная специальная работа, о которой нет никаких данных. Яснопишущая вела себя как единственный посредник, толкователь и распорядитель «космических истин», причём понимающий их лучше «отправителей», она сразу встала на одну доску с «учителями», именуя их и себя кратким «мы». Сегодня мы знаем, что «Основы Буддизма» и основной фрагмент учения — «Община», написанный Н.Рерихом в 1927, печатались в типографии Урги (Улан-Батор) на деньги Наркоминдела СССР и переправлялись в Москву по спецканалам НКВД.
В тексте «Общины» находим такой пассаж: «Монолитность мышления бесстрашия создавала Ленину ореол и справа и слева. Даже в болезни не покинуло его твёрдое мышление (и это о времени, когда вождя заново учили говорить и кормили с ложечки — В.Б.). Его сознание как в пещеру сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посвятил на укрепление дела. Даже последний вздох он послал народу. Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, по справедливости он даже помог делу Будды».
Даже на малом фрагменте заметна удивительная литературная бедность речи, а также огромное количество употребляемых не к месту штампов, что является характерным признаком психопатологии. Забавные тексты принимала Е.Рерих от «великих учителей»! Кстати, её супруг в апреле 1924г. был признан монахами монастыря Морулинг перерожденцем Пятого Далай-ламы и получил имя Рета Ригден, что буквально означает «царь Шамбалы». Эти детали засекреченной операции Советской России в Тибете стали известны только через семьдесят лет. Первую Центральноазиатскую экспедицию Рериха финансировало ОГПУ, он был курьером и личным представителем Наркоминдела. Он всегда вёл собственную игру, начиная с учреждения в США «Майтрея Сангхи» и до «Пакта». Поселившись после экспедиционных скитаний в долине Кулу, семье удалось избежать карающего меча ОГПУ-НКВД, поскольку активная «духовная» деятельность обеспечивала постоянное пребывание на виду. Кроме того, высказывания семьи в адрес Советской власти были исключительно лояльны, не в пример Бунину или раннему Горькому.
Судя по текстам Елены Рерих, как отметил дьякон Кураев, великие учителя и пророки прошлого чуть ли не в очередь записывались, дабы пообщаться с ней: «Лучшие духи из Астрала мечтают прибегнуть к нашим рабочим кельям».
Не секрет, что творческое начало может опираться на патологию (немалое количество примеров тому привёл Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство»): «С особым пиететом в мартинистской среде говорили о жене Фуямы (мистическое орденское имя Рериха) — Елене. Блестящая светская красавица, она пользовалась известностью и как медиум. Пророчица страдала эпилепсией и в минуты, предшествующие приступам болезни, пока судорога не сжимала горло, она общалась с духами и слышала голоса неземных существ».
Рерихи реализовали, прежде всего, личное мифотворчество, уже потом ими была выдумана легенда о том, что «Духовные Учителя, или как они сами себя называли Старшие Братья человечества, и были создателями вместе с Еленой Ивановной Рерих книг «Живой Этики», или Агни-Йоги.
За четверть века до Рерихов Даянанда Сарасвати искал в Гималаях «настоящего йога», который нёс бы живую Традицию и являл собой полный спектр духовных проявлений. Не найдя ничего, он уничтожил все наличные тексты, посчитав их искажёнными.
В случае «Живой Этики» речь не может идти о духовности уже лишь потому, что главный атрибут её — маниакальный поиск врагов и борьба с ними, возникает впечатление, что это не морально-этический опус, но сборник постановлений ВЧК-ОГПУ-НКВД, пропитанный абсолютным презрением к людям, которых высокомерно поучают и запугивают, как последнее быдло».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. (2-е изд. испр.). Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Агни-Йога: История создания, основные понятия и принципы. Агни-Йога и наука. Уже сейчас очевидно: Агни-Йоге, или Живой Этике, принадлежит особая роль не только в русской, но и в мировой культуре. Уникальна не только широта проблематики этого учения, но и его происхождение, его литературная форма, наконец, его мировоззренческое значение и общественная значимость.
Опубликованное Е.И. и Н.К. Рерихами в 1924-1937гг., это учение с каждым годом привлекает к себе внимание все большего числа мыслящих людей. С самого начала своего распространения в обществе Живая Этика вызвала к себе живой интерес со стороны представителей науки. Передовые научные круги России давно уже сделали вывод о необходимости изменения существующей парадигмы науки, долгие годы ограниченной рамками вульгарно-материалистической идеологии, господствующей в советском обществе. Необходимость изменения парадигмы науки диктовалась результатами новейших исследований в области многомерности пространства и человеческого организма, иных форм и состояний материи, паранормальных природных явлений и целого ряда других феноменов.
Научно обоснованное, аргументированное учение Живой Этики не могло не стать для передовых ученых идейным ориентиром и примером объективной, лишенной какой бы то не было тенденциозности мировоззренческой системы, необходимость в которой давно уже ощущалась и обществом, и научными кругами.
Уже в 1990-х годах по различным проблемам Агни-Йоги защищались кандидатские диссертации в МГУ, ИФРАНе, Университете Дружбы народов и других учебных и академических заведениях Российской Федерации. О том, что Агни-Йога вызвала к себе огромный интерес в научных кругах, говорят и многочисленные доклады, ежегодно представляемые учеными самых разных отраслей науки на международных рериховских общественно-научных конференциях, традиционно проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах, где существует развитое рериховское движение. Тематика научных докладов, представляемых на этих конференциях, охватывает самые разные области науки: философию, социологию, психологию, культурологию, искусствоведение, педагогику, биологию, медицину, физику, астрофизику и т.д.
Идеи Живой Этики оказались созвучными взглядам выдающихся представителей современной отечественной науки — Л.Яншина, А.Охатрина, Б.Искакова, В.Казначеева, Н.Козырева, И.Яницкого, П.Горяева, А.Акимова, В.Шипова и многих других исследователей.
Новейшие достижения зарубежной науки во многих областях также подтвердили объективность учения Агни-Йоги о многомерности Космоса и существовании иных форм материи. Зарубежные исследователи добились особых успехов в изучении многомерной природы человеческого организма. В частности, исследования, проводимые Р.Моуди, Л.Уотсоном, Ч.Файе, А.Ладсбергом, Ш.Карагуллой, К.Озизом, Э.Харальдссоном, Я.Стивенсоном и другими учеными в области реаниматологии, измененных состояний сознания, танатологии, реинкарнаций, убедительно свидетельствуют в пользу истинности научных взглядов Живой Этики.
История создания. Что нам известно о создании и распространении Учения Жизни, как еще называют Агни-Йогу, или Живую Этику? Авторство Живой Этики поневоле оказалось окутанным покровом загадочности. Опубликовавшие это учение Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи всегда подчеркивали, что учение было передано им духовным руководителем Шамбалы, или Белого Братства — Махатмой М. Однако само понятие Белого Братства, в силу эзотеричности этого феномена, имело и поныне имеет ореол таинственности и легендарности. В свое время и первая посланница духовных Учителей Востока в западных странах — Е.П.Блаватская — также во всеуслышание заявляла, что учение Теософии было передано ей Махатмами М. и Кут Хуми, и авторство фундаментальных философских трудов — «Разоблаченной Изиды» и «Тайной Доктрины» — в основном также принадлежит им. Однако тот факт, что и во времена Е.П.Блаватской, и при жизни Рерихов Учителя Востока, в соответствии с внутренними организационными принципами Белого Братства, воздерживались от вступления в личное общение с общественностью, поневоле способствовал созданию ореола загадочности и мистичности вокруг всего, что было связано с Махатмами и их духовно-философскими учениями. Это, в свою очередь, породило огромное количество самых невероятных слухов об Учителях Востока, вплоть до высказанного противниками Теософии мнения о том, что якобы никаких Махатм на самом деле не существует, а подлинным автором всех теософских трудов является сама Е.П.Блаватская (позднее оппоненты учений Махатм и создание Живой Этики приписали исключительно Рерихам). Впрочем, абсурдность подобного мнения была слишком очевидной. Даже беглое знакомство с содержанием «Тайной Доктрины» убедительно доказывало, что один человек, как бы гениален он не был, не смог бы за одну жизнь собрать столько уникальнейшего научного материала, а также изучить, перевести на английский язык, обобщить и прокомментировать в своих трудах сложнейшие доктрины эзотерической философии Востока, до этого времени совершенно не известные западной историко-философской науке, — не говоря уже о том, чтобы на огромном научном материале выявить интереснейшие корреляции между основными положениями Восточного эзотеризма и новейшими достижениями официальной западной науки.
Аналогичные черты — столь же широкий спектр рассматриваемых вопросов, оригинальность научно-философского материала и непохожесть его ни на одно из созданных современной цивилизацией философских учений, синтетичность и тенденцию к диалогу с современной западной наукой — обнаружило в себе и учение Живой Этики. Преемственность между Теософией и Агни Йогой подчеркивалась самими авторами этих учений.
Невозможно не отметить тот факт, что до появления Теософии и Живой Этики в мировой философии просто не было учений, могущих хотя бы отчасти сравниться с ними по широте и разнообразию затронутой ими проблематики. Учения Теософии и Агни Йоги представлены огромной по объему литературой, в которой в лаконичной и концентрированной форме было изложено грандиозное научное и духовное наследие, в наше время условно названное эзотерическим. Это наследие, фактически, представляет собой совершенно неизвестный современной науке пласт древнейшей культуры человечества, истоки которой восходят к исчезнувшим в результате природных катаклизмов высокоразвитым цивилизациям Земли, существовавшим за целые эпохи до возникновения нынешней цивилизации. Неизвестные древние мудрецы, разработавшие основы Восточного Эзотеризма, во многом опередили философов и ученых нашей цивилизации, о чем стало известно благодаря сравнительному анализу эзотерических источников и новейших научных исследований в области многомерности Вселенной и человеческого организма, природы сознания, иных форм и состояний материи и т.п. явлений. <…>.
При первом же знакомстве со станцами Дзиан становится ясно, что для расшифровки подобных текстов необходимо было иметь огромные знания, которыми никогда не располагала не только западная историко-философская наука, но и большинство ученых священнослужителей Востока. Этими знаниями владели хранители древнейших эзотерических учений Индии и Тибета — духовные Учителя Шамбалы. В материалах «Тайной Доктрины» была изложена онтологическая часть учения Махатм. Живая Этика, будучи его продолжением, посвящена более практическим, жизненным аспектам, в частности, этическому учению Восточного Эзотеризма.
Особенности Агни-Йоги как эзотерического учения. Сравнительно недавно — в годы перестройки — ставшее доступным большинству людей учение Агни-Йоги по-прежнему остается самым загадочным философским учением современности. Его эзотеричность состоит не только в глубокой и подчас сложной проблематике, но и в самой форме этого подлинного Откровения, посланного человечеству Учителями Шамбалы в преддверии смены космических эпох. О роли и значении Агни-Йоги немало говорится в письмах Е.И.Рерих. Хотелось бы упомянуть одну из наиболее кратких и емких характеристик, данных ею Учению Жизни: «На смене рас всегда дается Великое Откровение, и, как всегда, лишь люди, сознание которых уже принадлежит к следующей ступени развития или к грядущей расе, могут вполне воспринять его. Остальные воспользуются, насколько могут». (Из письма Е. И. Рерих от 23.06.34.)
В чем же состоит духовная миссия Откровения, посланного миру Учителями Шамбалы? Как известно, процесс духовного самосовершенствования индивида должен состоять из двух сторон: во-первых, расширения его духовно-интеллектуального потенциала за счет получения новых знаний, и, во-вторых, практического духовно-этического совершенствования собственной натуры. Всем известно, что достичь духовной самореализации благодаря одному лишь интеллектуальному ознакомлению с философскими источниками невозможно; необходимо практическое осуществление этических принципов, утверждаемых ими, в реальной жизни человека.
С другой стороны, одно лишь исполнение нравственных заповедей не способно усовершенствовать человека всесторонне, в том числе интеллектуально и духовно. Явление духовности можно и нужно развивать так же, как развивается интеллект, нравственность и все другие положительные качества и способности индивида. Но для этого необходим, прежде всего, источник духовных знаний. В прежние эпохи его роль выполнял духовный Учитель, которому на Востоке всегда придавалось огромное значение. Все эзотерические философские учения и школы основывались на устной передаче знаний от Учителя к ученику. В функции Учителя входила не только передача ученику определенной информации духовного содержания, но и в полном смысле слова руководство нравственным и духовно-психическим развитием неофита. К сожалению, в современном обществе практически нет людей, уровень совершенства которых соответствовал бы статусу подлинных духовных наставников, зато есть многочисленная армия псевдо-гуру, наносящих огромный вред духовному развитию своих последователей. Поэтому роль главного источника знаний, необходимых для духовной самореализации, играют в наше время духовно-философские учения, переданные обществу Великими Учителями Востока.
Эти учения периодически давались человечеству на определенные исторические эпохи именно для того, чтобы быть в нашем мире подлинными ориентирами духовного совершенствования. Самым близким нашему времени учением, переданным Махатмами для людей нашей эпохи, стало учение Живой Этики. Синтетический характер этого учения проявился в том, что оно представляет собой одновременно и теорию, и, в определенной мере, практику духовной самореализации. <…>.
Еще одна особенность учения Агни-Йоги — его непреходящая эзотеричность. Существует старое и абсолютно верное утверждение о том, что если знание излагается на бумаге, оно перестает быть эзотерическим (т.е. тайным) и становится общедоступным. Есть и не менее верное высказывание относительно того, что попытки выразить сложные философские истины обычным человеческим языком суживают и обедняют их. («Мысль изреченная есть ложь» — так выразил эту идею в поэтической форме Тютчев.) Однако учение Живой Этики как было, так и остается эзотерическим, несмотря на то, что оно известно всему миру. Составляющие его основу глубочайшие философские идеи не профанированы в нем ни в малейшей мере. Это происходит именно благодаря особой форме изложения материала, использованной в книгах Агни-Йоги. <…>.
Как уже говорилось, духовный и психоэнергетический потенциал человека связан с состоянием высших центров его сознания — чакр. Активизация интуитивно-духовной сферы психики связана в первую очередь с воздействием на высшие чакры. Только при раскрытии потенциала высших центров возможно быстрое духовное продвижение индивида. Именно с этой целью классическая психотехника Йоги основывалась на непосредственном воздействии на чакры. Однако в условиях современной жизни древние методы Йоги неприемлемы и, более того, опасны для здоровья людей, — об этом неоднократно говорится в Живой Этике. Какая же методика психодуховного самосовершенствования может быть оптимальной для человека нашей эпохи?
В учении Живой Этики и философских работах Е.И. и Н.К. Рерихов говорится о том, что есть иной метод активизации высших центров сознания. Структура нервной системы человека такова, что нервные окончания каждой чакры соединяются с его головным мозгом. Благодаря этому в мозгу существует нечто подобное самостоятельному координирующему центру, способному активизировать работу чакр автоматически. Разумеется, чакрами управляет не мозг сам по себе, а сознание человека. (С точки зрения эзотерической философии мозг является лишь физическим инструментом сознания.) Но энергоинформационные потоки, циркулирующие в сознании индивида, определенным образом влияют и на деятельность его мозга, активизируя те или иные нервные центры. Психическая деятельность развитого в духовном отношении человека, «наполняющего» свое сознание энергоинформацией высокого уровня, активизирует высшие нервные центры, создавая при этом возможности ускоренного духовно-интеллектуального развития. Напротив, человек, насыщающий свое сознание энергоинформацией примитивного, бездуховного содержания (всем известен тип индивидуума, нацеленного на получение от жизни одних лишь развлечений и не читающего ничего, кроме детективов), тем самым активизирует центры мозга, связанные с низшими чакрами, при этом не развивая, а бесцельно растрачивая имеющийся у него потенциал психической энергии.
Для активизации потенциала высших центров не обязательно заниматься практически неприменимыми в современных условиях упражнениями Раджа-Йоги. Развивать свой психодуховный потенциал человек может при помощи творческой деятельности и духовно-нравственной работы над собой. Вдумчивое чтение духовной литературы представляет собой интенсивную работу сознания, при которой активизация его высших центров происходит наиболее оптимальным и естественным путем, в то время как попытки волевого управления чакрамной энергетикой неизбежно несут в себе опасность нервно-психологических перегрузок.
Вот как говорила о воздействии Учения на сознание людей Е.И.Рерих: «Претворение Учения в жизни преображает мышление человека и изменяет отношение его к окружающему. Процесс этот не всегда виден претворяющему, но, тем не менее, преображение идет неуклонно, прочно, хотя и незаметно для глаза, и только по временам вдруг становится ясно, насколько все изменилось и как выросла внутренняя сила. Преображающая мощь неуклонного и пламенного устремления совершает свою работу». («Грани Агни-Йоги», т.10, 483).
Все мы помним замечательное высказывание М.Булгакова о том, что рукописи не горят. Но редко кто из нас задумывался о том, есть ли в основе этого высказывания истина, или это просто красивая метафора. Между тем, крылатое выражение Булгакова отражает истинное положение вещей. Мир, в котором мы живем, многомерен, и каждая книга, которую мы берем в руки, представляет собой не просто бумагу с напечатанным на ней текстом, но еще и некий комплекс идей и мыслеобразов. Каждая мысль, в свою очередь, энергетична и тонкоматериальна в своей основе, и любое литературное произведение представляет собой энергоинформационное поле различных идей, формирующееся в тонких пространствах Земли и остающееся там навечно (именно поэтому и «не горят рукописи»).
Энергоинформационное поле литературного произведения, — будь то стихотворение или философский трактат — воспринимается сознанием и сверхсознательными структурами психики читателя. Чем сильнее личный духовный потенциал автора книги — тем сильнее ее воздействие на читателей. <…>.
Агни-Йога дает последователям уникальные возможности для ускоренного духовно-психического развития, но — и это следует подчеркнуть — огромный духовно-энергетический потенциал, заложенный в ней, требует постепенного освоения. С книгами Живой Этики надо уметь правильно обращаться. Агни Йога — это не сказки на эзотерические темы, которые можно «проглатывать» подряд целыми томами. Тексты Агни-Йоги не следует читать подолгу и в больших объемах, это может вызвать перенапряжение. Недаром и в самом учении говорится: «Меньше читай, но больше размышляй». Размышление над текстами Живой Этики представляет собой не что иное, как активную медитацию, развивающую духовные и психические силы человека. Именно поэтому авторы Агни-Йоги советуют читателям не увлекаться комментариями на тексты учения, а попытаться постичь их философский смысл самостоятельно. «Не надо ценить слово разъясняющее. Бери утверждение Первоучителя». («Листы Сада Мори», «Зов», 1922г., июль 12)».

(Агни-Йога. В 5-ти томах. Предисловие, комментарии, словарь. М. Рипол-классик. 2004г.)

 

5.3. ЗАДАЧИ ЖИВОЙ ЭТИКИ

«Все учение Живой Этики направлено на открытие сердечного центра, на красоту, на возврат к гармонии и поклонению женскому началу. Учение Агни-Йоги, или Живой Этики, пришло от Духа Святого через Владыку Шамбалы Майтрейю. Услышать голос Высшей силы было дано Е.И.Рерих. Красивая, мужественная и утонченная женщина, племянница композитора Мусоргского и правнучка мудрого полководца Кутузова, практически является автором Живой Эти¬ки, величайшего учения нашего столетия».

(Тетерников Л.И. Тантра и парадигма духовного развития. Сайт yogavstrecha.ru.)

«Главная задача [14] книг [Агни-Йоги] — изменить мышление человека, подготовить его к состоянию «шестой расы». Потому в Агни-Йоге изобилуют понятия этического характера: речь идет о честности, ответственности, творчестве… Агни-Йога — это скорее русская философия, а еще точнее — этот текст вобрал в себя в равной степени элементы западной философии, русской, восточной, западного герметизма и гностицизма, также элементы научных воззрений».

(Чернеевский А.П. Восточные элементы в творчестве Рерихов и в рериховском
движении. Путь Востока. Материалы V Молодежной научной конференции.
Серия «Symposium». Выпуск 28. СПБ. 2003г. С.83-87).

«Агни-Йога — это Путь пламенной сердечной любви к Богу. Она есть реализация идей Бхакти-Йоги. Но надо также понимать, что способность к сердечной любви не может быть развита одними лишь призывами к ней, так же как и лишь психоэнергетическими приемами развития Анахата-Чакры — сердечного центра. Любовь — результат комплексного развития души. И чтобы ее обрести, требуется формировать себя с помощью и обычных, «земных» деяний, и специальных эзотерических практик, и, что самое важное, — интеллектуальной работы по коррекции своей этической составляющей».

(Агни-Йога. Сайт ru.philosophy-of-religion.org.ua.)

«Одна из главных целей Агни-Йоги — «огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений» (Е.И.Рерих). Агни-Йога претендует на синтез всех йог и религий, на объединение их духовных практик, выражение их сущности, указывает на единую бытийную, духовно-энергетическую основу мироздания — Пространственный Огонь. Эта стихия выдвигалась как сущностная во многих учениях и религиях: священный Огонь Зороастры, огонь Гермеса, Гераклита и стоиков, египетский «Пта-Ра», Бог Агни в Индуизме, «Бог есть Огонь» в Христианстве. Агни-Йога обобщает этот духовный опыт и продолжает цепь учений Жизни».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. В.М.Скакун, 1998г.)

«Живая Этика — это, прежде всего, нравственно-духовное Учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада, поэтические легенды прошлого с современными формулами точного знания, этические основы поведения — со средствами углубленного самопознания. По богатству конкретных приемов и методов работы человека над собой Агни-Йога может быть уподоблена своеобразной энциклопедии совершенствования и восхождения. Другими словами, ее можно считать реальной наукой духа и преобразования человеческой природы» (С.Ключников. «Провозвестница Эпохи Огня»)».

(Клюев А.В. Сознательная эволюция человека. Сайт kluev.ru.)

«Синтез традиций, присутствующий в Агни-Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего, Агни-Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний и внутренний мир, в конце концов, были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны и действенны по своей сути, Учение называется также — Живая Этика, и противостоит этим вторым названием многочисленным проявлениям и вариантам Этики Мертвой. В то же время Учение носит название Огненной Йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия».

(Ключников С.Ю. Введение в Агни-Йогу. М. РИПИ. 1992г. 40 стр.)

«Именно закономерностям Космической эволюции, в которой смыкаются «все линии» человеческого существования, и посвящена Живая Этика. Идеи Живой Этики не являются ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, они несут огромный энергетический заряд действительности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению. Охватывая широчайший диапазон космических процессов, Живая Этика способствует такому пониманию человеком событий, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной». Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие энергетических структур Мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его Космической эволюции. Сам этот процесс обширен, сложен и мало изучен современной наукой. Однако лишь в результате него происходят те вспышки энергии, которыми продвигается человечество. В результате такого обмена энергетический потенциал человека и космических тел меняется, создает условия для их эволюционного продвижения. Сама же энергетика есть первопричина всех процессов, происходящих в Космосе».

(Шапошникова Л.В. Этическая философия
космической эволюции. // Живая Этика. М.1999г. С 5-23.)

«Агни-Йога или Учение Живой Этики было создано или, точнее, как бы, передано Учителями Востока Е.И.Рерих и ее мужу Н.К.Рериху как современное продолжение древней философии всех времен и народов. Поэтому Агни-Йога не отменяет ни одну из духовных Йог (Джняна-, Бхакти-, Раджа-Йоги), а является новым аспектом единой вечной истины. Учение это предназначено для людей Новой Эпохи, которая уже брезжит. Агни-Йога — это нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада и включающее в себя огромное богатство конкретных методик и приемов работы человека над собой. <…>.
Учение дает подробное описание принципов взаимоотношений ученика с Учителем, при котором ученик должен воспитать необходимые качества души, чтобы соединить свой дух с духом Учителя, а затем начать строить мир на общинных началах. Отрицая магию, Учение указывает на опасность этого пути — потерю внутреннего равновесия и нравственного здоровья. Необходимо вначале усовершенствовать характер, улучшить обыденную жизнь, начать заботиться о других людях, а затем уже развивать скрытые силы. Духовная работа должна протекать не в отрыве от окружающей жизни, а параллельно с выполнением жизненных обязанностей и общественного долга.
Живая Этика призывает восстановить гармоничные отношения с Природой, которая рассматривается как Начало все¬го на Земле. Благоговейное отношение к природе, постоянный труд по ее возделыванию смогут помочь человеку в эволюции духа. Проблема соотношения духа и природы в Агни-Йоге рассматривается с позиции космического закона равновесия двух начал — мужского и женского. Отсюда — огромное внимание к возрождению женской духовности, ут¬верждение новой эволюционной роли женщины на Земле».

(Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М. Наука. 1995г.)

«Агни-Йога — это Путь пламенной сердечной любви к Богу. Она есть реализация идей Бхакти-Йоги. «Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало. Значит, любовь должна быть сознательна, (верно) устремлена и самоотверженна. Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения Бога». Но надо также понимать, что способность к сердечной любви не может быть развита одними лишь призывами к ней, так же как и лишь психоэнергетическими приемами развития чакры Анахаты. Любовь — результат комплексного развития души. И чтобы ее обрести, требуется формировать себя с помощью и обычных, «земных» деяний, и специальных эзотерических практик, и, что самое важное, — интеллектуальной работы по коррекции своей этической составляющей. Духовный Путь начинается не с психоэнергетики, а с этики. Этические принципы направлены на обретение человеком трех основных качеств, присущих Богу. Эти качества таковы: Любовь, Мудрость, Сила. <…>.
Одним из главных признаков мудрости является творческая способность, развиваемая в процессе служения. А истинная сила, зарождающаяся изначально из деловой энергичности человека, проявляется на высших ступенях роста психоэнергетически мощным и утонченным сознанием. Мы видим, что важнейшим принципом в развитии в себе Божественных качеств является утончение сознания. Оно начинается с отказа от грубых эмоциональных состояний, с культивирования в себе состояний тонких. Лишь затем подключаются чисто психоэнергетические техники утончения. Так вот, чтобы подготовить себя к действительно серьезной эзотерической работе по самосовершенствованию, — для того-то и требуются и этическая самокоррекция, и развитие способности любоваться прекрасным и сонастраиваться с ним, и умение быть нежными, ласковыми. <…>.
«… ибо все истинно сущее сияет изнутри. Подлинное счастье заложено в глубине твоего естества. Там, в твоих глубинах, плещется безбрежный океан Божественного Нектара. Ищи этот Нектар в своем сердце… Вот Он — у тебя под рукой. Это и есть твое подлинное естество. Не тело, не разум, не мозг».
Духовное самосовершенствование может даровать безграничную силу. В этом — секрет закона жизни в Мироздании. Принеси свою любовь Богу — и возьми Божественную Силу! Если ты считаешь Высшее Сознание своим Гуру и практикуешь духовные дисциплины с неизменной любовью в душе, то Господь Сам явится тебе и даст советы.
Помните, что каждое действие, связанное с любовью и служением, приближает вас к Богу, а с каждым проявлением ненависти и жадности вы удаляетесь от Него все дальше и дальше».

(Антонов В.В. Бог говорит (Учебник Религии). СПб. Полюс. 2002г. 592 стр.)

 

5.4. «МИР ОТКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОГНЕННУЮ СИЛУ»

«Агни-Йога. Термин «Агни-Йога» был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает «Слияние с Огнем». «Огонь» — в данном контексте — это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно принимает, входя из вселенских просторов в Свое Творение».

(Классика духовной философии и современность.
/ Сост. В.В.Антонов. New Ftlanteans. 2007г.)

«Основная задача человека — идти путем усовершенствования и улучшения качества мышления, не уходя от трудностей земной жизни. Строительство жизни основывается на идее Прекрасного («Сознание Красоты спасет»). Этические взгляды Рерихов основываются на идее единства законов Космоса и законов жизни человечества. Общечеловеческие принципы нравственности одинаковы и едины для всех народов Земли, независимо от нации, расы, религии. Применение этих законов в жизни требует знания о существе человека, Космосе, психической энергии, чтобы нравственные начала добра, любви, красоты стали ведущими и определяющими будущее. <…>. В основе эстетических взглядов Рерихов на жизнь — философское учение о преобразующей силе искусства. «Искусство объединяет человечество» (Н.К.Рерих) — эта формула обрела статус фундаментальной в общественной и культурной деятельности всей семьи Рерихов».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. В.М.Скакун. 1998г.)

«Равновесие Мира не может установиться без истинного понимания Начал…. Потому так необходимо утверждать в духе Начало Женское… Ибо Знамя великого Равновесия Мира дано поднять женщине. Настало время, когда женщина должна завоевать право, от нее отнятое или отданное добровольно… Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина огненно возвышает мужчину. Символ Матери Мира, дающей всему дыханию Космоса форму и назначение, претворяющей ядро в неисчислимые проявления, увенчал нашу Землю красотою. Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему дательница, Ты всему откровение дающая. Ты, явившая человечеству великое радос¬тное познание Материи. Ты, указавшая подвиг и сокрывшая Лик Свой. Ты, давшая нам пространственный огонь, принявшая на плечи Свои тяжесть человеческих действий, — к тебе обратим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!
Мы заявляем, что сила, украшающая Нашу Вселенную, утверждается как Наша Матерь Мира — Женское Начало! Можно привести столько научных примеров, указывающих на творческое назначение женщины… Право имущие не значит право утверждающие. Потому Путь Женщины назван добровольным даянием… Женское начало яв¬ляется таким прекрасным! Потому Вершина Бытия не может быть без Женского Начала».

(Тетерников Л.И. Тантра и парадигма духовного развития. Сайт yogavstrecha.ru.)

«Открывая неиспользованные возможности и ресурсы человека, скрытые энергии его организма и психики, творческие силы сознания и души, Учение Живой Этики утверждает неразрывную связь человека с Космосом, многомерность бытия и тайны бессмертия. Эсхатологический характер Агни-Йоги раскрывается в учении о завершении определенного цикла Истории и наступлении Эры Огня и огненной духовности, трудного и опасного переходного этапа на пути обновления жизни.
«Психическая, или огненная, энергия» — краеугольное понятие Учения — представляет собой дифференциацию, проявление или разновидность пространственного космического Огня. Обмен энергиями между высшим и низшим уровнями организации Мироздания составляет главный двигатель эволюции. Огонь имеет космическую природу и действует в человеке как проявление изначальной силы, разлитой в Космосе, пронизывающей его. Энергия представляет собой «тонкую сущность», неуловимую несовершенными современными приборами, но воспринимается совершенным человеческим организмом.
Двойное название Учения указывает на две главные стороны человеческого совершенствования — этическое преображение, принятие нравственных основ бытия и овладение психической энергией. По существу, это двуединый процесс, ибо одно непреложно вытекает из другого. Человеческая мысль и мыслетворчество являются соединительным звеном между этикой и психоэнергетикой. Мысли описываются в Учении как тонкоматериальные образования, создающие духовно-психологическую атмосферу планеты. Развитие пространственного мышления направлено к формированию космического сознания, постижению иных форм материи, других измерений бытия».

(Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М. Наука. 1995г.)

* * *

N 36. 01.06.14г.

продолжение см. в статье 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы (ч.4).