Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (3).

продолжение

4.3. ЧТО ТАКОЕ ТЕОСОФИЯ?

«Теософия (от греческого thеоs — божество и sорhiа — мудрость) означает буквально «богомудрие» или «богопознание»».

(Теософия. Сайт religion.historic.ru.)

«Теософия (греч.) — эклектичное соединение мистики буддизма и других восточных религий с элементами оккультизма и псевдохристианства (например, доктрина Блаватской)».

(Архимандрит Рафаил (Карелин). Эзотеризм. Сайт mgarsky-monastery.org.)

«Теософия — синкретическое религиозно-мистическое учение, основанное русской писательницей Е.П.Блаватской. Учение сложилось под влиянием религиозных и философских концепций Брахманизма, Индуизма и Буддизма, а также Оккультизма и элементов Гностицизма».

(Д.Таевский. История Религии. Сайт religion.babr.ru.)
(Религиозный словарь. Сайт edudic.ru.)

«Теософия (богопознание) — 1) божественная мудрость; всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых «божественных тайн»; 2) религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром».

(Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999г.)

«Теософия (от греч. theos — Бог и sophia — мудрость) — 1) в широком смысле — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн. 2) мистическая доктрина Е.П.Блаватской и ее последователей — соединение мистики Буддизма и других восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального Христианства».

(Большой Энциклопедический словарь. 2000г.)

«Теософия (от греч. — Бог и мудрость) — в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие «божественных тайн», мистическое богопознание. Позднее Теософией в отличие от Теологии, опирающейся на откровения и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие от субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы».

(Большая Советская Энциклопедия.)

«Теософия (от греч. theos — Бог и sophia — мудрость) — божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком понимании является мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялась в конце XIX в., когда стали создаваться теософские секты (см. Блаватская), распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов Буддизма и Брахманизма, а также идей современного Христианства».

(Философский энциклопедический словарь. 2010г.)

«Теософия (от греч. theos — Бог, sophia — мудрость) — в широком смысле интуитивное мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. К. Теософии относят учения Плотина, гностиков, Иоанна Скота Эриугены, Я.Бёме, Э.Сведенборга. В более узком смысле термин применяется к созданному под сильным влиянием Буддизма и Индуизма учению русской писательницы Е.Блаватской и ее последователей. В 1875г. вместе с полковником Т.Олкоттом Блаватская основала в Нью-Йорке «Теософское общество», центр которого в 1882 был перенесен в Индию (предместье Мадраса). Современная Теософия приближается к пантеизму…».

(Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«Теософия (от греч. theos — Бог и sophia — мудрость, знание, дословно — «богопознание») — религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром (см. магия, оккультизм). Представители Теософии предпочитают непосредственный внутренний опыт человека, мистическую интуицию авторитету официальных церковных догм, т.е. пытаются дать субъективному мистическому опыту богопознания формально-логическое обоснование. Собственно Теософией называют учение Е.Блаватской. Основанное ею в 1875г. в Нью-Йорке Теософическое Общество (вскоре центр переместился в Индию) использовало соединение элементов восточных и западных религий и идеалистических систем (главным образом Буддизма и других направлений индийской философии)».

(Antinazi. Энциклопедия социологии. 2009г.)

«Теософия (греч. theos — Бог и sорhiа — мудрость, знание) — 1) доктрина Богопознания (в отличие от Теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Теософии относятся Гностицизм, Герметизм, розенкрейцеровское миропонимание и др. В средние века этот термин соотносится с мистическими учениями Беме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, графа Сен-Жермена и др. Шеллинг употреблял термин «Теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии. Близко к этому понятие «свободной Теософии» у В.Соловьева. Фундаментальное и всестороннее изложение Теософии получила в трудах Блаватской. Исследуя исторические формы религии, Теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов…».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. Книжный Дом. 1999г.)

«Теософия (от греч. ???? — бог и ????? — мудрость, знание) — 1) в широком смысле слова — мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним Теологии. Позднее Теософией, в отличие от Теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Теософии Гностицизм, Неоплатонизм, Каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений XVI-XVIII вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я.Бёме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, Э.Сведенборга, Ф.Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Теософии» у Вл.Соловьева; 2) религиозно-мистическое учение Е.П.Блаватской (1831-1891)…»… <…>. Как форма вневероисповедной мистики Теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой».

(Новая философская энциклопедия. В 4 Т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

«Теософия. В основе теософического миропонимания лежит идея единства Божественной Жизни: материя и дух лишь два ее выражения, два полюса, которые неразделимы в условиях пространства и времени; материя служит выражением для духа, и без нее дух не мог бы проявить себя, а дух организует и одушевляет материю, и без него материя оставалась бы в состоянии абсолютного, с нашей точки зрения, мертвого покоя. Из единства жизни вытекает и единство духа и материи. Дух везде один и тот же, только в камне он скрыт наиболее глубоко, а в совершенном человеке раскрыт со всей полнотой, допустимой условиями земного существования. <…>.
Теософия различает в человеке семь начал и эти семь начал разделяет на две группы: одна обнимает четыре низших, а другая — три высших начала, хотя древнеиндусская эзотерическая психология, принятая Теософией, разбирается несравненно тоньше в сложном составе человека. Все эти начала человека представляют полную аналогию с различными сферами Космоса, которым, в свою очередь, соответствуют различные состояния сознания».

(Писарева Е.Ф. Человек и его видимый и невидимый состав. Сайт theosophy.ru.)

«Теософия (от греч. ???? — бог и ????? — мудрость, знание) — 1) В широком смысле слова — мистическое богопознание. В «Ареопагитиках» Теософия употребляется как синоним Теологии. Позднее Теологией, в отличие от Теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Теологии Гностицизм, Неоплатонизм, Каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений XVII-XVIII вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Бёме, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга, Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; после него в этом же смысле говорили о «Теософии» применительно к собственным системам Баадер и Росмини. Для Вл.Соловьева «свободная Теософия» означает высший синтез всякого познания вообще.
2) Религиозно-мистическое учение Е.П.Блаватской (1831-1891)…».

(Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф.В.Константинова. М. СЭ. 1960-1970гг.)

«Теософия. Теософия (от ???? — бог и ????? — мудрость) — мистическое богопознание. Первоначально это слово было синонимом «теологии». В таком значении оно встречается в сочинениях, приписанных Дионисию Ареопагиту и относимых в настоящее время к концу IV в. и началу V в. н.э. В позднейшем словоупотреблении Теософия отличается от Теологии тем, что последняя представляет систему знания о божестве, основанную на откровении и догматах, а богопознание теософическое опирается на непосредственные данные мистического восприятия; но от мистиков теософы отличаются тем, что они большею частью стараются придать своим индивидуальным мистическим откровениям форму законченной и связной системы. Одни теософы относятся, безусловно, враждебно к рациональному познанию и к философии, другие стремятся объединить мистическое и рациональное познание в единое целое. В сочинениях теософов мы находим нередко причудливое сочетание крайней фантастичности содержания с внешней симметричностью и стройностью, придающими субъективным построениям видимость связной, научно разработанной системы. Сила религиозного одушевления, иногда поэтическая роскошь фантазии, богатый образный язык составляют сильную сторону наиболее замечательных теософических произведений; но символизм, обилие аналогий, сравнений, метафор взамен строгой логической доказательности лишают этот род произведений серьезного научного значения. Во всяком случае, они представляют драгоценный психологический материал для изучения особенностей так называемого «мистического воображения». (И.Лапшин)».

(Энциклопедический словарь. Сайт vehi.net.)

«Теософия — 1) в широком смысле слова — мистическое богопознание (см. мистика). У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним Теологии. Позднее Теософия, в отличие от Теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Теософии Гностицизм, Неоплатонизм, Каббалу и т.п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений XVI-XVIII вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я.Бёме, Парацельса, Л.К.СенМартена, Э.Сведенборга, Ф.Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Теософии» у Вл.Соловьёва.
2) Религиозно-мистическое учение русской писательницы Б.П.Блаватской (1831-1891гг.) и её последователей. Сложилось под влиянием индийских религиозно-философских концепций Брахманизма, Буддизма, Индуизма, а также оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно Теософии, конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных «посвящённых», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека».

(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,
П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. СЭ. 1983г.)

«Глава 5. Сезон осадков. 4. Разоблаченная Блаватская. Елена Петровна Блаватская (1831-1891) — авторитет, признанный в самых различных нео-спиритуалистических кругах. Ее книги «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида» стали даже своего рода фундаментом для продолжения подобных изысканий. Эти изыскания получили совокупное название Теософия. Сама Блаватская именовала Теософию «синтезом религии, науки и философии». Но первое, что сразу же бросается в глаза при знакомстве с ее творчеством, — это именно отсутствие какого бы то ни было синтеза в нем, нормативно возводящего все явления по вертикали к единым и изначальным метафизическим Принципам. А Теософия, в сущности, представляет собой горизонтальную синкретическую и эклектическую мешанину из терминологии восточных традиций (Индуизма и Буддизма) и позднего Иудаизма («таинственная» книга Дзиан, на которую ссылается Блаватская, — есть не что иное, как часть Зохара Сифра Дзениута), упадочного протестантского мистицизма и, чего более всего, совершенно внетрадиционных современных «научных» — эволюционистских иллюзий. Это, впрочем, и не могло быть иначе, поскольку в основу Теософии легли такие явления, как религия, лишенная полноценного, традиционного эзотеризма, современная рационалистическая наука и абстрактная, не соответствующая никаким традиционным архетипам, философия. Однако, парадоксальным образом, Теософия сама превращается в своеобразную псевдо-религию, требующую к себе веры. И ее популярность в современном мире требует хотя бы вкратце рассмотреть основные положения этой совершенно контртрадиционной доктрины. <…>.
И все это — разные следствия одной и той же попытки «синтеза религии, науки и философии», попытки, которая проявилась в творчестве особы, которая сама признавала, что «ни бельмеса не смыслит в том, что пишет». Хотелось бы полагать, что те, кто продолжает ее стезю, также не ведают, что творят. Но простит ли им Тот, Кто знает?».

(Вадим Штепа. ИNВЕРСИЯ. 1992-1997гг. Сайт kitezh.onego.ru.)

«Теософия добавила к новоязыческой магии фрагменты восточной философии и индуистскую терминологию. Или, вернее, она открыла определенному люциферовскому Востоку путь на Запад. Именно Теософией стали называть широкое движение возрождения магического, потрясавшее многие умы в начале века. В своем этюде «Теософизм — история одной псевдорелигии», опубликованном в 1921г., философ Рене Генон оказался пророком. Он видит опасности, возникающие в Теософии и новоязыческих группах посвященных, в той или иной степени связанных с Блаватской. Он пишет: «Лже-мессии, которых мы видели до сих пор, совершали только всякого рода низкопробные чудеса, и их последователей было, вероятно, не так трудно соблазнить. Но кто знает, что говорит нам будущее? Если подумать, что эти лже-мессии всегда были лишь более или менее бессознательными орудиями в руках тех, кто за ними стоял, и если обратиться, в частности, к серии попыток, последовательно совершенных теософами, — то невольно напрашивается мысль, что это только попытки, своеобразные опыты, которые повторяются в различных формах, пока не будет достигнут успех, а в ожидании его приводят всегда к одному и тому же результату — сеют смятение в умах. Мы не думаем, что теософы, так же, как оккультисты и спириты, в силах сами целиком выполнить такое предприятие. Но нет ли за всеми этими движениями чего-то другого, более грозного, чего их руководители, может быть, и не знают, и чьими слепыми орудиями они, тем не менее, являются в свою очередь?».
Это та эпоха, когда человек столь чрезвычайной одаренности, как Рудольф Штайнер, создал в Швейцарии исследовательское общество, основанное на мысли, что вся Вселенная содержится в человеческом уме, и этот ум способен к деятельности, несоизмеримой с тем, что говорит о нем официальная психология. И действительно, некоторые штайнеровские открытия в биологии (удобрения, не разрушающие почву), в медицине (использование металлов, изменяющих метаболизм) и, в особенности, в педагогике (многочисленные штайнеровские школы функционируют в Европе и сегодня) заметно обогатили человечество.
Рудольф Штайнер утверждал, что есть белая и черная формы «магического исследования». Он считал, что Теософия и различные новоязыческие общества исходят из великого подземного мира Зла и возвещают наступление демонической эры. Он спешил установить в своем собственном учении моральную доктрину, обязывающую «посвященных» пользоваться только благоприятными силами. Он хотел создать новое общество «людей благонамеренных»».

(Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов. К. София. 1994г. 480 стр.)

«Теософия обязана своим возникновением усилиям одного человека — Е.П.Блаватской, женщины исключительной психической одаренности, феноменальной памяти и явного авантюризма. Попав на середине жизни в США, она не без успеха подвизалась на поприще медиумизма, а когда в этой области наступил внезапный кризис, взялась за насаждение на европейской почве сфабрикованного ею вероучения, в основном представляющего собой популяризацию и вульгаризацию идей религиозной философии Индии, с которыми она ранее познакомилась во время пребывания в этой стране. Положения Теософии сбивчиво и хаотично изложены в работах Е.П.Блаватской, основными из которых являются объемистые, но аморфные труды. <…>.
По-видимому, теософы не очень хорошо ориентируются в лабиринтах индийской религиозной философии, поскольку называют свое учение «эзотерическим буддизмом», тогда как Буддизм характеризуется открытостью и демократизмом. Не соответствует основным положения Буддизма и вера теософов в посмертную жизнь, которая ортодоксальным Буддизмом отвергается. Больше оснований говорить о связи Теософии с такими воззрениями некоторых ламаистских сект Махаяны, как вера в существование в дебрях Гималаев недоступной непосвященным страны Шамбала и ее высоких духом обитателей — «Махатм».
Практическая утилизация Теософии еще труднее, чем оккультизма, поскольку ею предлагается тот же путь психического саморазвития, но без четких рекомендаций его прохождения. Завершением этого пути должен явиться дистанционный контакт с кем-либо из махатм, осуществляемый явлением его фантома или путем прямого письма. Для подкрепления этого фантастического измышления Е.П.Блаватская с помощью несложных трюков инсценировала явления, которые должны были демонстрировать ее тесную связь с «махатмами», например, появление «ниоткуда» писем от них, иногда, по небрежности, написанных ее почерком.
Теософское общество было официально открыто 17 ноября 1875г. Вскоре оно проявило свою живучесть, выдержав три сильных удара. Первый был нанесен Лондонским обществом психических исследований, командировавшим Р.Ходжсона на базу теософов в г.Аденоре (Мадрас, Индия) для ознакомления с теорией и практикой этого нового учения. Разоблачительные результаты многомесячной работы Р.Ходжсона изложены в его отчетах и положены в основу статей и книг. <…>.
Со вторым разоблачением выступил писатель В.Соловьев, сотрудничавший с Е.П.Блаватской в Европе, пока не разобрался в ее махинациях. Он лично ей симпатизировал и потому опубликовал свои данные в книге только после ее смерти с целью нейтрализации лживых дифирамбов, печатавшихся ее сестрой Желиховской.
Третий удар нанес прибывший в Лондон из Индии видный «гуру» Махатма Агамая Гуру живут не в тайниках Гималаев, а среди людей, учат очно, что их дистанционные явления адептам — детские выдумки, а знакомые ему теософы либо фантазеры, либо лгуны.
Но, несмотря на разоблачения, Теософия продолжает процветать, показывая этим склонность многих людей к бездумной вере в чудесное и их отвращение к прозаическому знанию. В конечном же свете, авантюризм Е.П.Блаватской причинил большой вред всему делу познания психизма и отдалил признание его наукой. Продолжатели дела Е.П.Блаватской — А.Безант, Ч.Ледбитер, Р.Штейнер и другие — в основном лишь развивали заложенное ею».

(Спириты о Теософии. Сайт rassvet2000.narod.ru.)

«Теософия (греч. «божественная мудрость», «знание») — (1) — доктрина Богопознания (в отличие от Теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Теософии относятся Гностицизм, Герметизм, розенкрейцеровское миропонимание и др. В средние века этот термин соотносится с мистическими учениями Я.Беме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, графа Сен-Жермена и др. Шеллинг употреблял термин «Теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии. Близко к этому понятие «свободной Теософии» у В.Соловьева. Фундаментальное и всестороннее изложение Теософия получила в трудах Е.П.Блаватской. Исследуя исторические формы религии, Теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. Онтология Теософии строится на учении о «Непознаваемом», неизреченном Абсолюте, Безличном Принципе, благодаря которому все начало быть. Высшую триаду составляют Бесполый Непроявленный Логос, Потенциальная Мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, духовный, психический, астральный и материальный планы. Человек по Теософии есть отражение проявленного Бога (Микрокосм подобен Макрокосмосу), и его истинное реальное Я вечно и едино с Я Вселенной (ср. Пуруша в Индуизме, Адам-Кадмон в Каббале и др.)…
Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, по Теософии, множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей. В контексте Теософии формулируется закон: когда испытуемый вступает на путь, то начинают проявляться некоторые оккультные следствия, и «первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств и скрытых желаний, хороших или дурных, или безразличных» (Е.П.Блаватская).
(2) — эзотерическая доктрина, основы которой изложены Е.П.Блаватской в труде «Тайная Доктрина» и других ее философских работах. Основные принципы Теософии, ее изучения, а также создания и существования Теософского Общества заключаются в следующем:
1. Теософия есть Божественное Ведение — Мудрость религий — самая суть философского и теистического исследования. Ее происхождение теряется во мраке веков, и она является источником всех религий. Название Теософии идет к нам от Александрийских философов, последователей Филалета, этих «любителей истины». Начало Теософии в ее современном изложении относится к III в. н.э., имеет своими основателями Аммония Саккаса и его учеников, которые основали Эклектическую Теософскую Школу и дали ее философскую систему. Современное Теософское Общество (ТО) является его преемником.
2. Главной целью этой системы было внушить высшие нравственные истины своим ученикам и всем, кто ищет и любит истину. Эта высшая этика составляет душу Теософии, и вера во Вселенское Братство является единственным условием для вступления в члены Общества.
3. Основой теософской этики является вера в Единый Абсолют, Непостижимого Высочайшего Бога, в тот Божественный Источник, из которого происходит все видимое и невидимое и к которому все возвращается.
4. Вера в неизменный Закон абсолютной Любви, Справедливости и Милосердия.
5. Признание Инволюции и Эволюции, Законов Кармы и Перевоплощения.
6. Вера в вечную, бессмертную природу человека; в то, что она является излучением Божественной Мировой Души и представляет собой единое с Нею и что она совершенствуется посредством воздействия самого Божественного Закона.
7. Целью принявшего Теософию является достижение познания Божественного Тайноведения путем чистой жизни, прилежного изучения, благородного альтруизма и постоянного искания «Царства Божьего» внутри себя. В процессе своего развития он становится своими собственными усилиями, а не творится извне. Процесс этот происходит путем постепенного роста, через раскрытие вложенных в него Божественных возможностей. Внутреннее бытие человека должно постоянно пробиваться из темницы ограничивающих его оболочек, раз его идеал — все более просветляться Божественной Мудростью и становиться все более полезным слугой для блага человечества».

(Теософия. Сайт innervoice.narod.ru.)

«В конце XIX в. на свет появилось новое оккультное движение, которое получило название Теософия. Оно не пользовалось большой популярностью во времена жизни своей основательницы Е.П.Блаватской, в основном из-за сомнительной репутации Елены Петровны, постоянно вспыхивавших вокруг ее имени скандалов и недоказуемости делавшихся ею заявлений. Но вскоре после смерти Блаватской (в 1891г.) в обществе началось увлечение Востоком и Теософия оказалась востребованной. Теософское движение разделилось на несколько ветвей. В целом, в мире существуют четыре типа организаций, имеющих отношение к Теософии: 1) Международное Теософическое Общество со штаб-квартирой в Адьяре (Индия), которое считается самым первым, основанным еще Е.П.Блаватской. Оно имеет представительства во многих странах мира; 2) Теософическое Общество со штаб-квартирой в Пасадене (США), которое также является международным и происходит от американской секции, возглавлявшейся одним из основателей Теософического Общества, Уильямом Джаджем, и отделившейся вскоре после смерти Е.П.Блаватской. Отделения этого общества также можно встретить в разных странах мира, однако они не столь распространены; 3) Национальные теософические общества, по разным причинам не входящие ни в одну из этих структур; как правило, они являются ветвями Международного Теософического Общества, утратившими с ним связь, или организациями, созданными энтузиастами на местах; 4) Структуры, созданные в качестве альтернативы Теософическим Обществам и не носящие такого названия, например Объединённая Ложа Теософов, Theosophy International, различные рериховские и антропософские общества.
В России первое общество теософов было основано в 1908г., хотя отдельные группы последователей Теософии существовали и до этого. Широкого распространения в дореволюционной России теософское движение не получило. В 1918г. советское правительство прекратило его деятельность. Снова общество было открыто в 1991г., зарегистрировавшись как общественная организация. Российское Теософское Общество неоднократно пыталось возобновить свое членство в Международном Теософском Обществе, расположенном в Адьяре, но от него в качестве обязательного условия членства в данной организации потребовалось отречься от Агни-Йоги Рерихов. Российское Теософское Общество приняло это требование, но, тем не менее, в Международное Теософское Общество принято не было. Российские теософы, не получив признания в международных теософских кругах, действуют сейчас совместно с рериховцами, поддерживают друг друга и активно распространяют свои учения в России.
Слово «теософия» происходит от двух греческих слов — theos (Бог) и sophia — (мудрость) — и значит «божественная мудрость». Последователи этого движения уверены в том, что Теософия объединяет в себе сущность и основу всех мировых религий. Девиз теософского движения: «нет религии выше Истины», положенный Е.П.Блаватской в его основу, позаимствован ею у Махараджи Бенареса. При этом Теософия отвергает принципиальную возможность познания Абсолютной Истины людьми, не посвященными в эзотерические учения, квинтэссенцией которых она считает себя.
Теософское общество Е.П.Блаватская основала в 1875г. в Нью-Йорке. Фундаментом теософского учения является ее работа «Тайная Доктрина», в которой изложены основы «истинной» космогонии, сотворения мира (космогенезис), краткая история человечества (антропогенезис) и краткая история религий.
Целями теософского общества, по заявлениям основательницы, являются: 1) братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных (сверхъестественных) сил в человеке.
Учение Теософии базируется на трех «фундаментальных истинах», так сказать «догматах», Теософии: 1) вездесущий, вечный, беспредельный и непреложный Принцип есть источник и первопричина мироздания; о Принципе ничего не известно, кроме того, что он есть и является первопричиной всего мироздания; 2) вселенная вечна и циклична в своем развитии; 3) всемирная душа тождественна индивидуальной душе каждого человека, также она называется «седьмым принципом», считается, что это «высшее я» человека…
По мнению теософов, все религии являются искажением данных «учителями человечества» истин, и цель Теософии — возродить то «истинное знание», которое было открыто человечеству «великими учителями»…
Имеет ли Теософия хоть какое-то отношение к традиционным религиям? На этот вопрос очень хорошо ответила сама Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине»: «…учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастры, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству…».
Мы приходим к следующему выводу: Теософия — это мистическое учение, не имеющее никакого отношения ни к науке, ни к религии. Ее можно определить как оккультный мистицизм. Что такое оккультный мистицизм? Это учение о методах проникновения в закрытый от человека «потусторонний» мир с целью познания его тайн, а также скрытых в нем сил, как в личных целях, так и исходя из стремления к «общему благу» в теософском его понимании! <…>.
Изучая труды Е.П.Блаватской, не трудно провести параллели с уже существующими религиозными системами. Доктрины Теософии далеки от Христианства, ничего общего не имеют с подлинным содержанием Буддизма и Индуизма. Содержание Теософии фактически позаимствовано Е.П.Блаватской из Каббалы, примесь буддийских и индуистских заимствований в основном чисто терминологическая, с полным или почти полным изменением смыслового наполнения терминов. <…>.
Чтение книг Е.П.Блаватской — нелегкое занятие. Несмотря на большую начитанность, основательница Теософии не имеет никакого академического образования, и тексты ее работ ужасают своим стилем. При знакомстве с «Тайной Доктриной» Е.П.Блаватской создается впечатление, что автор занимается сознательной мистификацией читателя. «Тайную Доктрину» отличает обилие высокопарных заявлений, ничем не подтвержденных и часто логически между собой не связанных. Начиная раскрывать тему, автор позволяет себе резко перескакивать с нее на новую, не закончив работу над предыдущей. Построение многих фраз затрудняет понимание их смысла. Метод работы Е.П.Блаватской с первоисточниками некорректен: вырывание цитат из контекста является нормой».

(Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.)

«Спрашивающий: К Теософии и ее доктринам часто относятся как к новомодной религии. Религия ли это?
Теософ: Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.
Спрашивающий: Каково действительное значение этого термина?
Теософ: «Божественная Мудрость», Qeosofia (Теософия) или Мудрость богов, как Qeogonia (Теогония) — генеалогия богов. Слово Qeos по-гречески означает «бог», одно из божественных существ, но, конечно, не «Бог» в современном смысле этого слова. Следовательно, это не «Мудрость Бога», как переводят некоторые, но «Божественная Мудрость», та, которой обладают боги. Этому термину много тысяч лет.
Спрашивающий: Каково происхождение его?
Теософ: Оно пришло к нам от Александрийских философов, называвшихся «любящими истину», Филалетами, от «фил» — «любящий», и «алетейя» — «истина». Слово «Теософия» относится к III в. н.э., когда его начали употреблять Аммоний Саккас и его последователи*, разработавшие Эклектическую теософическую систему.
*Также называемые Аналогетиками. Как объяснил профессор Алекс Уайлдер (член Теософического Общества), в своей «Эклектической Философии», их называли так из-за практики интерпретации всех сакральных легенд и повествований, мифов и мистерий с помощью принципа аналогии и соответствия: так что события, к которым относились, как к происходящим во внешнем мире, рассматривались, как выражающие действия и испытания человеческой Души. Их также называли Неоплатониками. Хотя Теософия, или Эклектическая Теософическая система, обычно относится к III в., все-таки, если можно доверять Диогену Лаэрцию, ее источник еще древнее, так как он приписывал систему Египетскому Жрецу Пот-Амуну, жившему в первые годы династии Птолемея. Тот же самый автор сообщает нам, что слово является Коптским и обозначает нечто, посвященное Амуну, Богу Мудрости. Теософия является эквивалентом Брахма-Видья [санскр.], Божественного Знания.
Спрашивающий: Что являлось целью этой системы?
Теософ: Прежде всего, запечатлеть определенные великие моральные истины в своих последователях и во всех тех, кто были «любящими истину». С тех пор Теософическое Общество приняло девиз: «Нет религии выше истины». Главной целью основателей Эклектической Теософической Школы была одна из трех целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно: примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах.
Спрашивающий: Как Вы докажете, что это в действительности возможно и что все мировые религии действительно опираются на одну и ту же истину?
Теософ: Путем их сравнительного изучения и анализа. «Религия Мудрости» была единственной в древности; и тождество изначальной религиозной философии доказано идентичными доктринами, передаваемыми Посвященным во время МИСТЕРИЙ, широко распространенных повсюду. «Все старые культы указывают на существование предшествующей им, единственной Теософии. Ключ, который открывает что-либо, должен открывать все, в противном случае, это неверный ключ». («Эклектическая Философия»).
Как уместно отмечает автор «Эклектической Философии»: «Буддистские, Ведантические и Магические системы в тот период излагались вместе с Греческими философиями. И было неудивительно, что думающие люди предполагали, что борьба слов должна прекратиться и считали возможным выделить одну гармоничную систему из этих различных учений… Панен, Афинагор и Климент в совершенстве изучили Платоновскую философию и понимали ее неотъемлемое единство с Восточными системами».
Спрашивающий: Как могли последние догматы дойти до наших дней, если Вы утверждаете, что настоящая РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ была эзотерической?
Теософ: РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ всегда была единственной, и, будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно оберегалась. Она возникла за много лет до Александрийских Теософов, дождалась современных и переживет любую другую религию и философию.
Спрашивающий: Где и кем она так оберегалась?
Теософ: Среди Посвященных каждой страны; среди настоящих искателей Истины — их учеников; и в тех частях Мира, где такие знания всегда ценились и развивались больше всего: в Индии, Центральной Азии и Персии.
Спрашивающий: Есть ли у Вас какие-либо доказательства ее эзотеризма?
Теософ: Лучшим доказательством этого факта является то, что каждый древний религиозный или, скорее, философский культ состоял из эзотерического или тайного учения и экзотерического (для широкой публики) богослужения. Более того, хорошо известно, что МИСТЕРИИ древних, у каждой нации, включали в себя «большие» (тайные) и «малые» (публичные) МИСТЕРИИ, Ни одна из древних наций никогда не сообщала через своих жрецов настоящие философские тайны массам, но передавала последним только внешнюю форму…
Спрашивающий: В чем разница между Буддизмом, религией, основанной Принцем Капилавасту, и Будизмом, «способностью познавания», который, как Вы говорите, синонимичен Теософии?
Теософ: Некоторые востоковеды отрицают, что у Будды вообще было какое-либо Эзотерическое Учение. Они могут с таким же успехом отрицать, что у Природы есть секреты от людей науки. Далее я докажу это, исходя из беседы Будды с его учеником Анандой. Его Эзотерические Учения были просто Гупта-Видья (Тайное Знание) древних Браминов, ключ к которым их современные последователи, за некоторыми исключениями, полностью потеряли. А Видья перешла в то, что сейчас известно, как внутренние Учения школы Махаяна Северного Буддизма. Те, кто отрицают это — всего лишь невежественные претенденты на звание Востоковеда. Я советую Вам почитать обзор Эдкинса «Китайский Буддизм» — особенно главы об Экзотерической и Эзотерической Школах и Учениях — и затем сравнить с письменными свидетельствами всего древнего мира по этому вопросу.
Как и другие древние системы, Теософия разделяется на Экзотерическую и Эзотерическую. <…>.
Спрашивающий: Но как узнать, золото ли это, или только подделка?
Теософ: Дерево узнают по его плодам, систему — по ее результатам. Если бы наши противники смогли доказать нам, что некий ученик, в одиночестве изучающий Оккультизм, с годами стал святым Адептом, как Аммоний Саккас или даже Плотин, или Теургом, как Ямвлих, или совершил подвиги, такие как Сен-Жермен, без какого-либо Учителя, который руководил бы им, и все это — не будучи медиумом или шарлатаном, и не обманывая самого себя — тогда мы признаем, что ошибались. Но, до тех пор, Теософы предпочитают следовать доказанному естественному закону традиции Священной Науки. Есть мистики, которые сделали великие открытия в химии и физике, почти граничащие с Алхимией и Оккультизмом; другие, кто, только с помощью своего Гения, заново открыли частично, если не полностью, потерянный алфавит «Языка Мистерий», и, таким образом, способны правильно прочесть древние свитки Иудеев; и еще те, кто, будучи ясновидцами, смогли уловить чудесные проблески сокровенных тайн Природы. Но все это узкие специалисты. Один — теоретик-изобретатель, другой — иудаист, т.е. сектантский каббалист, третий — Сведенборг нашего времени, отрицающий все и вся вне его собственной науки или религии. Никто из них не может похвалиться, что принес, тем самым, всеобщую или, хотя бы, национальную пользу, или даже самому себе.
Спрашивающий: В таком случае, следует ли нам рассматривать Теософию как откровение?
Теософ: Ни в коем случае — даже в смысле нового и непосредственного раскрытия со стороны неких высоких, сверхъестественных или, по крайней мере, сверхчеловеческих существ; но только в смысле «снятия покровов» со старых, очень старых истин для умов, ранее не знакомых с ними, не знающих даже о существовании этих древних знаний.
Стало модным, особенно в последнее время, считать, что в мистериях великих и цивилизованных народов, как египтяне, греки и римляне, не было ничего, кроме обмана и плутовства со стороны жрецов и священников. Даже розенкрейцеры считаются не более, чем на половину фантазёрами, наполовину мошенниками. О них писали многочисленные книги; и новички, которые едва ли слышали эти имена много лет назад, выступали как глубокие критики и знатоки в вопросах алхимии, философии огня и вообще мистицизма. И, всё-таки, известны многие и многие Иерофанты Египта, Индии, Халдеи и Аравии, которые вместе с величайшими философами и мудрецами Греции и Запада включали под именем Мудрости и Божественной Науки всё знание, так как они считали основу и источник любого искусства и науки божественными по своей сути. Платон считал Мистерии священными, и Климент Александрийский, который сам был посвящён в Элевсинские Мистерии, объявил, «что учения, содержащиеся в них, являются венцом человеческого познания». Как вы думаете, были ли Платон и Климент двумя мошенниками или двумя глупцами, или и тем, и другим?
Спрашивающий: Прежде, чем мы изменим тему, скажите нам правду о следующем предмете. Некоторые писатели называют ваше Учение «аморальным и пагубным», другие на основании, так называемых, «авторитетов» и востоковедов, не видящих в индийских религиях ничего, кроме культа секса в его многочисленных формах, обвиняют вас в пропаганде Фаллического культа. Они говорят, что поскольку современная Теософия тесно связана с восточной и особенно индийской мыслью, она не может быть свободна и от некоторых ее недостатков. Иногда они даже заходят так далеко, что обвиняют европейских теософов в воскрешении практики, связанной с этим культом. Что Вы скажете на это?
Теософ: Я слышала и читала об этом раньше и скажу, что более безосновательной и лживой клеветы не изобреталось и не имело хождения. «У дурака и сны дурные», гласит русская поговорка. Кровь закипает, когда слышишь такое низкое обвинение, выдвинутое без малейшего основания, на базе одних предположений. Спросите у сотен уважаемых английских мужчин и женщин, годами являвшихся членами Теософического Общества, проповедовали ли мы им когда-нибудь аморальные заповеди и пагубные доктрины. Откройте «Тайную Доктрину», и Вы найдете, что страница за страницей порицаются иудеи и другие нации именно за их приверженность фаллическим ритуалам из-за буквального толкования природного символизма и грубо-материалистического понимания его двойственности во всех экзотерических вероучениях. Такое беспрестанное и злостное искажение наших Учений и верований поистине постыдно…».

(Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. Сайт theosophy.ru.)

4.4. «НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ».

Сегодня хорошо известно следующее изречение — «Нет религии выше Истины». Эта формула является девизом Всемирного Теософического Общества, которое было основано в США, в Нью-Йорке, в 1875г. Е.П.Блаватской, когда она и ее друзья, проанализировав духовное состояние мира и тот конфликт, который возник между материализмом и духовностью с одной стороны, религией и наукой с другой стороны, решили противопоставить этому конфликту философию древних теософов, умевших соединить воедино оба полюса жизни. Е.П.Блаватская предложила учредить Общество теософов и при нем библиотеку с книгами и текстами о скрытых законах природы, которые были известны древним и совсем утрачены для современников. Одной из основных задач Общества стало усовершенствование человечества при помощи Знания и собственных усилий каждого человека через изучение всех мировых религий и наук, исследование сокровенных (эзотерических или, как говорили тогда, оккультных) сторон Природы во всех ее аспектах, а также скрытых психических и духовных сил человека.
В 1888-1891гг. выходит в свет главный труд всей жизни Е.П.Блаватской — «Тайная Доктрина» в трех томах по тысяче страниц в каждом. Первый том приоткрывает часть загадок о сотворении Космоса, второй — об эволюции человека, третий — об истории религий. Вот что написано на титульных страницах этого труда:

«Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Е.П.Блаватской. Автора «Разоблаченной Изиды». «Satyat Nasti Paro Dharmah». «Нет Религии выше Истины». Этот труд я посвящаю всем истинным теософам каждой страны и каждой расы, ибо они вызвали его и для них написан.
Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу Знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры Знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок — плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания. Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание».

Е.П.Блаватская считала, что «Тайная Доктрина», как часть Универсального Сокровенного Учения Шамбалы, частично или полностью будет признана к концу ХX в. Она также писала: «Эзотеризм должен победить прежде, чем нынешняя эра дойдет до тройной семерки Шани (Сатурна), Западного Цикла в Европе, иными словами до конца XXI в.» («Тайная Доктрина» Т.III). Е.И.Рерих, считавшая, что Тайная Доктрина, как и Живая Этика, проливают человечеству Свет единой многогранной Истины, утверждала, что именно это Универсальное Сокровенное Учение является самым мощным магнитом и связующим звеном. Известно, что Е.П.Блаватская говорила своим ученикам буквально следующее:

«Если кто-то воображает, что он из «Тайной Доктрины» получит удовлетворительную картину строения Вселенной, то он извлечет лишь путаницу из такого изучения. Она не предназначена для того, чтобы давать какое-либо исчерпывающее суждение о Бытии, но должна вести в направлении к Истине… Воспринимайте изучение «Тайной Доктрины» как средство упражнения и развития разума».
«Цель этого труда может быть определена так: «доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное Единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации».

Можно ли считать этот девиз Теософии — «Нет Религии выше Истины» — именно той универсальной «формулой», о которой говорилось выше? Конечно, необходимы серьезные исследования именно в этом направлении (см. статью 1.5. Что может стать девизом Российской Тантрологии (ч.1)? п.6. «Нет ничего выше истины человека»).

5. «ФОРМУЛА» ОТ АГНИ-ЙОГИ

5.1. РЕРИХИ

«Наследие Рерихов — это почти семь тысяч картин Николая Константиновича и более пятисот картин Святослава Николаевича. Наследие Рерихов — это уникальная философия, которая в основу свою ставит приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Два понятия – «Россия» и «Человечество» — слиты воедино для Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. В статье «Завет», которая явилась завещанием великого художника и великого мыслителя, написано: «Вот, что завещаю всем вам: любите Родину, любите народ русский, любите все народы на всей необъятной нашей Родине. Пусть эта любовь научит полюбить все человечество. Не в разъединении, а только в объединении людей заложена та огромная сила, которая поможет выстоять не только россиянам, но поможет создать новое невиданное на земле государство, которое и будет тем духовным резервуаром, из которого, как из истока, будет брать живительные силы все человечество».

(Наследие Семьи Рерихов. Сайт irkto.ru.)

«III. Духовный путь Рерихов. Получение Агни-Йоги от Великих Учителей по каналу яснослышания. Новый этап эволюции. … Путь Н.К. и Е.И.Рерихов к выполнению ответственной миссии был непростым. Каждый из них до встречи в одиночку преодолел жизненные трудности, смутно предчувствуя ждущие их впереди великие задачи. Николай Константинович Рерих в молодости искал себя в постижении основ древнерусского искусства, истории, археологии. Елена Ивановна тянулась к познанию философии, пристально изучала религии Востока. В дальнейшем внутренняя погруженность в духовный мир Азии у обоих Рерихов становится главным содержанием их жизни. После отъезда из России и длительных странствий по Европе они на несколько лет оседают в Америке, где ведут широкую культурно-просветительскую деятельность и готовятся к трансгималайскому путешествию. Мечта о путешествии на Восток в Индию родилась у Рерихов значительно раньше, еще в 1913г., однако оформилась в твердое решение лишь за границей, причем немалую роль здесь сыграла их личная встреча с представителями Великих Учителей Востока — Гималайских Махатм в 1924г. в Лондоне.
О Великих Учителях и связанной с ними сокровенной духовно-эзотерической традиции ученичества Рерихи узнали еще в Петербурге. Сосредоточенность на этой проблеме и интенсивность поиска духовных контактов с ними была у Елены Ивановны столь велика, что принесла ей, в конце концов, высокое мистическое переживание, которое помогло установлению сознательных духовных контактов с Учителем. Эта тончайшая связь постепенно крепла, становилась все более прочной и вот, наконец, в 1920г. получила свое материальное воплощение. День 24 марта этого года стал днем начала первых записей Учения и потому в кругу последователей Агни-Йоги считается днем Учителя».

(Агни Йога. В 5-ти томах. Предисловие, комментарии, словарь. М. Рипол-классик. 2004г.)

«Северные Гималаи всегда были точкой притяжения для людей из России. В поисках исторических корней дохристианской славянской культуры, великих тайн и духовных Учений и Путей Востока эти края неоднократно посещались русскими исследователями. В 1924-1928гг. Рерих предпринимает научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет и Монголию. По другой версии знаменитая Трансгималайская экспедиция продолжалась 5 лет с 1924 по 1929гг. По третьей версии Рерихи отправляются в экспедицию в 1923г. Экспедиция была снаряжена на средства общественных организаций США под американским флагом. Во время экспедиции Рерихи изучают древние памятники искусства и культуры, посещают монастыри, проходят маршрутом, по которому шел, проповедуя, Будда. Экспедиция провела широкие научные исследования, собрала огромный материал, затронула многие исторические и культурные проблемы: миграция древних народов, археологические памятники, религия древняя и современная, письменные источники. После экспедиции Рерихами в Индии был основан научно-исследовательский институт «Урусвати», который сотрудничал со многими станами мира. А в 1934-1935гг. Рерихи отправляются в экспедицию по Манчжурии и Китаю. Примерно за три года Рерихи прошли расстояние в 25 тысяч километров. Несмотря порой на труднейшие условия, научные работы не прерывались ни на один день. Вот лишь некоторые результаты экспедиций. Впервые были отмечены на картах и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты, сделаны описания народных обычаев, собраны богатейшие лингвистические материалы, собрана ценная коллекция образцов тибетской живописи. Археологические, геологические, ботанические и прочие находки насчитывались тысячами. Сотни эскизов и зарисовок были сделаны в пути».

(Психоделическая Индия. Практический путеводитель. Рерихи. Сайт achababa.ru.)

««Мир знает много чудес, но человек всех чудесней!». Когда эти слова западают в твою душу, когда ты начинаешь смотреть на этот Мир широко открытыми глазами, только тогда он начинает приоткрывать перед тобой свои Тайны. Чтобы узнать этот Мир, надо узнать себя. Чтобы узнать Себя, надо узнать этот мир. Как это сделать? Кто может тебе помочь в этом? Об этом говорили многие, были среди них и Великие Знающие, которые уже прошли по этому пути и идут дальше, неведомыми для нас дорогами. Каждый раз как они приходили, они открывали только часть Великой Тайны, только То, что мог понять человек того времени.
Течет время, изменяется человечество, меняется его сознание. То, что давалось раньше покрывается наслоениями человеческих домыслов и искажений. «Истина где-то там», но где? Вместо истины устанавливают догмы, показанный Путь превращают в топтание на месте. Но в самый тяжелый момент приходил следующий Посвященный, тот, кто выпивал Чашу с ядом человеческой проказы. Последним кто это сделал, была Елена Ивановна Рерих. Женщина, Человек, чей подвиг только сейчас начинает открываться перед нами во всей своей красе и лучезарности. Напряженнейший труд этого Великого Духа дает надежду и нам пройти ее дорогой и приблизиться к Величайшим тайнам Мироздания.
Николай Константинович Рерих, Человек, который шел с Нею рядом. Великий художник, философ, археолог, путешественник без которого нам бы не открылось окно в таинственный Восток, откуда тихим шелестом долетело до нас таинственное слово — Шамбала. Что это такое — шепот ветра твоих мыслей или шум прибоя у твоих ног, мир проявленного лучезарного света или Братство Знающих Великую Тайну. Каждый должен ответь на это сам, только твое Сердце может подсказать тебе сокровенную Тайну этого слова. Ищи и может тебе Мир развернется во всем своем великолепии и лучезарности. Дорога перед тобой. Иди».

(Семья Рерихов. Сайт znamus.ru.)

«Рерихи, семья: Николай Константинович (1874-1947), Елена Ивановна (1879-1955) и сыновья: Юрий Николаевич (1902-1960) и Святослав Николаевич (1904-1993), исследователи и пропагандисты традиционной культуры — прежде всего — Востока. Н.К.Рерих — знаменитый художник (наследие — более 7000 картин), путешественник, писатель, общественный деятель. Жена, Е.И.Рерих — писательница, философ, автор записей бесед с Учителями Востока, собранных в книгах Учения Агни-Йоги (Живая Этика). Ю.Н.Рерих — известный ученый, востоковед, филолог, историк, этнограф, путешественник, исследователь Тибета. С.Н.Рерих — художник, знаток восточной медицины. В 1898г. Н.К.Рерих оканчивает юридический факультет Петербургского университета и Академию художеств. После женитьбы на Е.И.Шапошниковой (1901) начинается их совместный путь изучения культуры Руси, Индии, религиозно-философского наследия человечества. В 1903-1904гг. они путешествуют по 40 городам древней Руси. В 1917г. выезжают в Финляндию, затем в Англию, Соединенные Штаты. Совершают вместе со старшим сыном Ю.Н.Рерих первую трансгималайскую экспедицию (1925-1928). В 1929г. Н.К.Рерих выступает с Пактом об охране культурных ценностей (Пакт Рериха, Знамя Мира). В 1931-1935гг. — основывают научно-исследовательский институт «Урусвати» (Кулу, Индия). Путешествуют по Манчжурии, Китаю. В 40-е годы жизнь и творчество Н.К. и Е.И.Рерих проходят в Индии. В 1957г. Ю.Н.Рерих переезжает в Советский Союз, занимается созданием научной школы изучения философии и религии Востока, в частности, Тибета. С.Н.Рерих продолжает философско-художественную традицию отца. В 1990г. передает в Москву культурное наследие Рерихов. Основные мировоззренческие идеи Рерихов изложены в книгах Н.К.Рерих («Сердце Азии», «Пути благословения», «Твердыня Пламенная», «Врата в Будущее» и др.), трудах Е.И.Рерих (книги Агни-Йоги, «Письма Е.Р.», «Основы Буддизма», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и др.). Онтологическую основу мировоззрения Рерихов составляет идея единства всего Сущего, Духа и Материи, идущая от учения Платона, Лао-Цзы, философии Упанишад. В их взглядах отрицается существование всякого личного (антропоморфного) Бога, утверждается «Невидимый и Непознаваемый» Бог эзотерической религии, безличный Бог как Беспредельный Принцип или Начало (Абсолют). Гносеология философской системы Рерихов опирается на древнейшую формулу: «познай самого себя — познаешь Бога», а также идею о единстве и тождестве макро- и микрокосмосов (Вселенной и человека). <…>.
Просветительские идеи Рерихов привели к образованию обществ и организаций во многих странах мира, основывающих свою деятельность на культурном и философском наследии Рерихов».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. В.М.Скакун. 1998г.)

«Е.И.Рерих (1879-1955) — почётный президент-основатель научно-исследовательского института «Урусвати» в Гималаях. Урусвати… Это светлое поэтическое имя Великие Учителя человечества дали Елене Ивановне Рерих, необыкновенной женщине, которая вошла в XX в. как Провозвестница Нового Мира, эпохи Огня на Земле; женщине, которая в сотрудничестве с Великими Учителями дала миру Новое Огненное Учение — Агни-Йогу. Она — Ученица, Жена, Мать, Друг, Соратник, Вдохновительница и Ведущая для каждого, кто стремится к духовному самосовершенствованию. Сказано Наивысшим: «У Нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам как свидетельница космических явлений, как носительница Моих поручений, как ваша пророчица будущего». И в это же время Она, человек невероятного душевного богатства, жила жизнью обычной женщины, показав своим примером, что каждый человек, не уходя от земной человеческой жизни, может пройти путь Нового Учения и зажечь все свои центры Высшими Огнями. Вся ее деятельность, вплоть до последнего мгновения, была наполнена служением человечеству.
Описание жизни и творчества Е.И.Рерих могло бы заполнить целые тома: оставленные ею литературные работы, философские исследования в продолжении долгих лет являются лучшим памятником этой замечательной жизни. С самых ранних лет в ней жило сознание ее призвания внутреннего знания, утверждающего существование иного мира. По мере того как развивалось ее сознание, эта уверенность крепла и стала для нее непреложным фактом. Многолетнее пребывание в Азии, путешествие по Средней Азии, Тибету, Китаю, а затем долгие годы на Гималаях в Индии, общение с духовным миром этой чудесной страны воплотились в ее трудах. Елена Ивановна умела неповторяемо проникать в сущность философской мысли. За всю свою земную жизнь Елена Ивановна всегда устремлялась к будущему. Искала новых путей, новых решений земной правды.
Вместе с Николаем Константиновичем она подняла Знамя Мира и приняла активное участие в создании Пакта Защиты Культуры. Их голос в предвоенные годы явился как бы предостережением идущих разрушений и утраты духовных сокровищ. Вся ее жизнь, весь ее духовный подвиг являются примером беззаветного Служения Истине, Красоте и Человечеству. Она — духовный лидер, подвижник, философ, имеющая свои труды. Ее главный жизненный подвиг в том, что она донесла до человечества сокровенное учение Гималайских Махатм. 14 книг Живой Этики или Агни-Йоги навечно внесли ее имя в сокровищницу планетарной духовной культуры. Е.И.Рерих — Женщина, Человек, чей подвиг только сейчас начинает открываться перед нами во всей своей красе и лучезарности. Напряженнейший труд этого Великого Духа дает надежду и нам пройти ее дорогой и приблизиться к Величайшим тайнам Мироздания».

(Урусвати (к 120-летию со дня рождения Е.И.Рерих). Сайт madra.dp.ua.)

«Рождение. В 1879г. 12 февраля (31 января по ст.ст.) в Санкт-Петербурге в дворянской семье в доме на Сергиевской улице родилась девочка, которую назвали Еленой. Елена в переводе с греческого — зажженный факел, свет, огонь. Так и случилось — вся жизнь Елены Ивановны и в прямом и в переносном смысле была связана с Огнем, озарена высоким пламенем служения людям. «Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям». Ее отец — академик-архитектор Иван Иванович Шапошников, мать — Екатерина Васильевна, урожденная Голенищева-Кутузова, потомок старинного рода. Семья Е.И.Рерих отличалась не только знатностью, но и культурными традициями. По материнской линии её прадедом был великий русский полководец М.И.Кутузов. В числе её родственников были композитор М.П.Мусоргский и поэт А.А. Голенищев-Кутузов.
Жизнь и мировоззрение. От рождения Е.И.Рерих была одарена многими способностями, в том числе сверхъестественными — ясновидением и яснослышанием. Она росла чуткой к красоте во всех ее проявлениях, самостоятельной, больше всего любила читать и играть. Уже к пяти годам освоила азбуку и стала бегло читать, а к шести — свободно читала и писала на трех языках: русском, немецком, французском. Очень рано Е.И.Рерих начала видеть значительные сны и даже видения. Откуда-то из самых глубин существа у нее появилось осознание Учителя Света, который соединил серебряной нитью ее сердце со своим. Уже в 6 лет она имела необыкновенное переживание, которое на всю жизнь запечатлелось в ее сердце, не теряя первоначальной свежести и силы чувства: на фоне распустившейся яблони, утром, девочка увидела высокую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света. Наставник явился сначала как Индус, но когда сознание ученицы расширилось и научилось вмещать, Прекрасный Облик начал постепенно изменяться и принял, наконец, Величественный Облик Космического значения — Владыки Мудрости и Красоты, Владыки Священной Шамбалы. Вместе с расширением сознания получилась новая возможность приближения к Сокровенному Знанию и принятию Огненного Опыта. Около 12 лет вспыхнуло сознание о существовании Учителя Света и уже не оставляло Е.И. продолжительное время. В сознании четко появился образ Учителя, владеющего неограниченными знаниями. Е.И.Рерих легко представила себя ученицей этого Учителя.
В 16-летнем возрасте Е.И.Рерих окончила с золотой медалью гимназию и поступила в музыкальную школу при Петербургской консерватории. В 1899г. она знакомится с молодым художником Н.К.Рерих и через два года вступает с ним в брак. Интерес Е.И.Рерих к искусству, культуре еще больше возрос, когда она связала свою судьбу с замечательным русским художником Н.К.Рерих. В ноябре 1901г. они венчались в Петербурге, в церкви Святой Великомученицы Екатерины при Академии художеств и с этого времени жизни их слились в одну, и далее говорить можно только о Рерихах. Семья Рерихов — образец редкого духовного единства и гармонии. Труд, устремленность к Высшему во имя торжества Культуры и Общего Блага — вот что было центральным путем, магистралью этой семьи.
В 1902 и 1904гг. у семьи Рерихов рождаются сыновья Юрий и Святослав. Первый — блестящий учёный — востоковед, второй — известнейший художник и общественный деятель. Все четверо составляли единое целое в своём стремлении служить общему благу, на пользу человечества, и отдать плоды своих трудов родной стране. Все четверо были крупными учёными, внесшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, этнография, история.
В 1903-1904гг. начинается увлечение Е.И.Рерих Востоком. Она читает об Индии, изучает труды Рамакришны, Вивекананды, Рамачараки. Впоследствии Е.И.Рерих с благодарностью вспоминает об этих источниках знания, называя их «мои первые учителя». К этому времени Н.К.Рерих вырастает в крупнейшего художника и общественного деятеля. В их семье на первый план выдвигаются мысли о всеобщих, всемирных путях развития культуры, о приближающемся всеобщем кризисе, о судьбах человечества, о новых путях его развития. Постепенно пришла уверенность: знание Востока — вот тот духовный свет, что может вывести народы из тупика развития. При этом возникло предчувствие миссии России, являющейся мостом между Западом и Востоком. Особое место в формировании мировоззрения Е.И.Рерих занимают произведения Е.П.Блаватской.
Рерихи проявляют повышенный интерес к загадочным проявлениям «тонкого» мира, к вопросам восточной философии, к индийскому и тибетскому духовному космосу. В период 1907-1909гг. Е.И.Рерих имела «видение, потрясшее все ее существо». То было явление Учителя, сопровождавшееся вибрационными ощущениями присутствия Высшей Силы. С 1907 по 1909гг. Рерихи все более погружаются в изучение Индии, Тибета. Если Н.К.Рерих стремился постигнуть Азию через изучение археологии, этнографии, народных обычаев, то Е.И.Рерих стремилась изучить восточную философию, мифологию, религии. В особенности ее интересовала легенда о Шамбале. В ней виделась духовная твердыня Азии, где собраны эзотерические знания о человеке и Вселенной. Ее мысли и чувства постепенно устремляются к Гималайским Учителям. Предчувствие встречи с Великим Учителем не оставляет ее. Длительное тяготение к Востоку выливается в решение совершить большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию, чтобы изучить индийскую культуру и приблизиться к Гималайским ашрамам.
Семья Рерихов долго жила в Индии. Духовный подвиг Елены Ивановны — основание Гималайского института научных исследований, первым президентом которого она была сама; участие в Центрально — Азиатской экспедиции, когда она с мужем и сыновьями за пять лет одолела пять тысяч километров труднейших дорог. В своих последних письмах Е.И.Рерих все чаще обращается к миссии России: «Лучшая страна станет космической основой равновесия в мире». 5 октября 1955г. завершился земной путь Е.И.Рерих».

(Елена Ивановна Рерих. Сайт madra.dp.ua.)

* * *