Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (3).

«По мнению теософов, все религии являются искажением данных «учителями человечества» истин, и цель Теософии — возродить то «Истинное Знание», которое было открыто человечеству «великими учителями» (см. Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.).
«Спрашивающий:[Теософия -] Религия ли это?
Теософ: Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука. Теософия является эквивалентом Брахма-Видья [санскр.], Божественного Знания.
Спрашивающий: Каково действительное значение этого термина?
Теософ: «Божественная Мудрость», та, которой обладают боги. <…>.
Спрашивающий: Как Вы докажете, что это в действительности возможно и что все мировые религии действительно опираются на одну и ту же истину?
Теософ: Путем их сравнительного изучения и анализа. «Религия Мудрости» была единственной в древности; и тождество изначальной религиозной философии доказано идентичными доктринами, передаваемыми посвященным во время мистерий, широко распространенных повсюду. «Все старые культы указывают на существование предшествующей им, единственной Теософии. Ключ, который открывает что-либо, должен открывать все, в противном случае, это неверный ключ». (А.Уайлдер. «Эклектическая Философия»). <…>. Как и другие древние системы, Теософия разделяется на Экзотерическую и Эзотерическую. «Религия Мудрости» всегда была единственной, и, будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно оберегалась» (см. Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософическое Общество. Сайт theosophy.ru.).
«Агни-Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения… Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни-Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. В Агни-Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, Веданта, египетский эзотеризм, Зороастризм, античные мистерии, Христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее» (см. Ключников С.Ю. Введение в Агни-Йогу. М. РИПИ. 1992г. 40 стр.).
«Учения Теософии и Агни-Йоги представлены огромной по объему литературой, в которой в лаконичной и концентрированной форме было изложено грандиозное научное и духовное наследие, в наше время условно названное эзотерическим. Это наследие, фактически, представляет собой совершенно неизвестный современной науке пласт древнейшей культуры человечества, истоки которой восходят к исчезнувшим в результате природных катаклизмов высокоразвитым цивилизациям Земли, существовавшим за целые эпохи до возникновения нынешней цивилизации» (см. Агни-Йога. В 5-ти томах. Предисловие, комментарии, словарь. М. Рипол-классик. 2004г.).

* * *

(продолжение)

3. О КАКОЙ «ФОРМУЛЕ» МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ?

Настоящая статья названа «Восток и Запад: перспективы единой формулы». Вполне справедливо возникает закономерный вопрос: перспективы какой единой «формулы»? Или единой «формулы» чего? — существования Востока и Запада, их развития, их диалога, взаимопонимания, сближения, взаимопроникновения, единения и пр., или чего-либо еще? Еще раз обратим внимание на то, что сказал Уолтер Эванс-Вентц, когда в 1934г. в Оксфорде, в Колледже Иисуса, заявил: «Только тогда, когда Запад поймет Восток, а Восток — Запад, развернется Культура, заслуживающая названия Цивилизация». Но ведь еще лорд Киплинг (английский писатель Джозеф Редиард Киплинг (1865-1936)) в «Балладе о Востоке и Западе» писал, что «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и им никогда не сойтись» («General subject: east is east and west is west and never the twain shall meet», см. В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М. «Локид-Пресс». 2003г.). Однако у этих строк есть продолжение:

0, Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
И с мест они не сойдут.
Пока не предстанет Небо с Землей
На Страшный Господень Суд.
Но нет Востока, и Запада нет,
Что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу
У края земли встает?
(перевод Е.Г.Полонской).

О, Запад есть и есть Восток — им вместе не сойтись,
Пока не станет Страшный Суд мешать с землёю высь.
Но Запада нет и Востока нет — границы родов, племён —
В краю, где двое мужчин сошлись, из разных придя сторон.
(перевод А.Ротова).

Запад есть Запад, а Восток есть Восток.
И им не сойтись никогда,
Пока Небо с Землёй не смешает Бог
В День своего Суда.
Но нет Востока и Запада нет, —
Сольются они в Одно,
Когда смотрят два мага друг другу в глаза,
Опускаясь на самое Дно!..
(перевод И.Долголикова).

Таким образом, возможно, что речь должна идти о поиске единой «формулы» понимания не просто Востока Западом, а Запада Востоком, а взаимного понимания Мира и Человека, взаимного понимания предназначения этого Мира и предназначении Человека в этом Мире, поскольку речь сегодня идет не просто о сосуществовании Востока и Запада, а о диалоге Востока и Запада, более того, речь идет о взаимопроникновении культур Востока и Запада, о развитии общей Культуры и создании настоящей истинной Цивилизации человечества. Поскольку сегодня можно говорить о том, что Востоком выработана своя «формула» смысла жизни и развития человека, а Западом своя, появляются перспективы синтеза этих «формул». В связи с этим обратим внимание на одну публикацию (см. О формуле смысла жизни. Сайт strannitca.ho.ua.).

«Вопрос о смысле собственной жизни каждый человек задает себе непременно. И в каждом государственно-общественном строе всегда имеется готовая формула смысла жизни, предлагаемая в процессе воспитания и либо принимаемая человеком полностью, либо эта формула подвергается сомнению и человек пытается найти иную формулу. Некоторых не удовлетворяют предлагаемые различными религиозными течениями и различными социальными структурами формулы смысла жизни, и они приходят к мысли о бессмысленности своего существования. По существу человек лишен возможности проанализировать иные формулы смысла жизни, кроме тех формул, которые существовали на протяжении развития нашей цивилизации.
Существование различных государственно-общественных формаций в различные периоды развития нашей цивилизации всегда основывались на основной идее развития самой цивилизации и создаваемой конкретно для определенной формации формуле смысла жизни. Именно идея развития цивилизации и предлагаемая формула смысла жизни является основой структуры государственного строя и направления учений основных религий данного государства.
Основной идеей развития нашей цивилизации является идея «борьбы» (борьбы Добра со Злом, борьбы человека для самоутверждения, борьбы для достижения вершин на социальной лестнице и т.д.). В рамках такой основной идеи развития цивилизации не может быть иной формулы смысла жизни, кроме формулы «служения». Служение Богу, служение определенной религии, служению государству, служению науке, служению своей партии, семье и, наконец, служение самому себе. И естественно, формула служения рабовладельческого строя отличается от формул служения существующих в формациях современности. Но от этого суть не меняется.
Уровень развития науки, техники, умственного развития и информированности человека в настоящее время создают условия, при которых все большее количество людей не удовлетворяются предлагаемыми формулами смысла жизни. Отсутствие понимания ценности собственной жизни, особенно в юном возрасте, приводит к поиску способов ухода от действительности с помощью наркотиков и других видов удовлетворения физического тела, а иногда и к самоубийству. Невозможность предложить человечеству иную формулу смысла жизни, в рамках существующей цивилизации основанной на принципе борьбы, ведет нашу цивилизацию к саморазрушению.
Возможность сохранить современные достижения науки, техники, культуры, наравне с изменением идеи развития цивилизации с идеи постоянной борьбы, на идею гармоничного развития каждого человека и всего человечества в единстве с окружающим миром, дает определение новой формулы смысла жизни.
Все существующее в материальном проявленном Мире отражается в сознании каждого человека. Каждый человек в своем развитии формирует представление о себе и окружающем мире, свое Эго. В понятие Эго включается и представление об окружающем мире (модель Мира) и обязательно формула, позволяющая человеку чувствовать смысл своего земного существования. Принятая конкретным человеком формула смысла жизни становится частью Эго этого человека и является умственно-эмоциональной по своей сути, так же как и само его Эго и его модель Мира. Таким образом, принятая конкретным человеком формула смысла жизни включена в границы представления человека о своей сущности, сущности окружающего мира, то есть в энергетические (умственно-эмоциональные) рамки его Эго.
В современной цивилизации, основанной на принципе «борьбы» и формуле смысла жизни «служение», Эго неизбежно формируется с достаточно узкими и жесткими границами. То есть, человек воспринимает себя и окружающий мир без возражений только в тех границах, которые соответствуют его сформировавшимся представлениям о сущности человека и о сущности окружающего его мира. Все, что выходит за границы таких представлений, обычно вызывает страх и неприятие новой информации, как о сущности самого человека, так и об окружающем мире. В современной цивилизации (современном образце модели Мира) право на открытие чего-то нового признается только за наукой (во всех отраслях жизни), причем это новое обречено на длительный путь «доказывания» своего права быть включенным в рамки представления человечества о сущности окружающего Мира. И довольно часто открытия просто отметаются, из-за косности представлений о сущности Мира (жестких рамок модели Мира) конкретных людей от которых зависит судьба открытия. А ими движет страх, страх крушения своего представления о сущности Мира и о собственной сущности.
В принятой формуле смысла жизни «служение» неизбежно присутствует некая цель, которая обычно идеализируется, и которая является конечной точкой построения человеком своей земной жизни. Эта цель требует слепой веры в ее истинности, а если такая вера исчезает, приходит разочарование и поиски новой цели, которая опять будет требовать слепой веры. Либо человек начинает считать свою земную жизнь бессмысленной и начинает искать «утешения» в алкоголе, наркотиках или в самоубийстве.
Все это обусловлено тем, что служить можно только тому, что человек сам считает чем-то значительным и достойным служения. Это может быть служение Богу, который всегда вне человека, выше его и требует в своем служении определенных жертв от человека. Это может быть служение конкретной идее, которая также требует слепой веры, беззаветного служения и непременных жертв. Это может быть служение самому себе, удовлетворению своих неограниченных желаний, достижений в пути наверх в пирамиде общественной системы (богатства, власти и т.д.). Это служение требует возведения себя на пьедестал, постоянно подпитываемого самим человеком представления о своей исключительности по отношению к другим людям, пренебрежения к другим и постоянного самоутверждения за счет окружающих. Самоутверждение — это всегда внутреннее убеждение самого себя в том, что ты существуешь, имеешь право на существование, что ты достоин чего-либо в жизни, что ты имеешь право утверждаться за счет других. Самоутверждение — это всегда внутренняя борьба с самим собой. Это постоянная попытка уговорить себя, что ты имеешь право на жизнь. То есть самоутверждение — это попытка освободиться от комплекса неполноценности, который прививается человеку цивилизацией, основанной на идее «борьбы» и формулой смысла жизни «служение». И чем ниже внутренняя оценка своей сущности, тем агрессивнее и жестче способы внешнего самоутверждения. <…>.
Общество, основанное на идее «борьбы», общество которое предлагает в процессе воспитания детей модель Мира жестко структурированную, разделенную на «крепости»: своей сущности (Эго), круга семьи, определенного коллектива, государства и внушенной веры в то, что все находящееся вне предложенной системы враждебно, не может предложить иной формулы смысла жизни, кроме формулы «служение».
Сама система, вера в конкретную цель и служение на пути достижения цели, требует либо полного отрицания целей иных людей, либо при внешнем согласии признать право целей иных людей на существование, наличия внутреннего неприятия этих целей. А это, в системе развития человечества в постоянной борьбе, неизбежно предполагает внутренне эмоциональное отношение к целям других людей от пренебрежения до откровенной враждебности и внутреннее ощущение своего права использовать других людей для достижения своей собственной цели. Таким образом, путь к достижению цели по формуле смысла жизни «служение» неизбежно предполагает достижение цели путем борьбы, наличие противников (врагов) и неизбежных жертв от самого человека. Но самое главное, жизнь, прожитая по формуле «служения», редко кому приносит удовлетворение в своем конце. Такая жизнь всегда сопровождается страхом. Страхом утраты цели, страхом оказаться неспособным соответствовать своему идеалу пути достижения цели, страхом того, что твои жертвы по достижению цели недостаточны и не соответствуют «величию» твоей цели.
Существование человечества в цивилизации с измененной идеей ее развития, а именно развития человека и всего человечества в гармонии с окружающим миром, возможно только при формировании человека внутренне свободного. Это возможно если, обществом будут предложены модели формирования Эго человека с достаточно широкими и гибкими рамками. То есть, ребенок в процессе формирования представления о своей сущности должен понимать возможность развития своего представления о себе и о мире, возможность самопознания. Ребенок должен расти в атмосфере любви и уважения к нему как к личности. У ребенка с первых дней жизни необходимо формировать представление о своей сущности, как об элементе жизненно необходимом в общей мозаике окружающего мира. Понимание того, что каждый человек уникален и все равны в своей уникальности, что каждый человек имеет право выбора своего пути и несет ответственность за свой выбор. В этой системе у человека изначально не будет формироваться внутренний конфликт, который рождает потребность в самоутверждении, потребность постоянно уговаривать самого себя в том, что ты имеешь право жить и творить свою жизнь. Но все это требует изменения системы воспитания и новых учителей.
Учитель, воспитанный обществом, основанным на идее «Борьбы», неизбежно выстраивает свою модель Мира по предложенным образцам, а это система «крепостей», окруженных враждебным миром. Крепость Эго требует постоянной борьбы — самоутверждения. Крепость класса, борьбы за лучший класс, в представлении учителя и так далее. Это объективная реальность. Нет иной реальности, кроме реальности, созданной самим человечеством. Реальный мир формируется по образцу модели Мира, созданной человечеством. Такая модель Мира предлагается ребенку в процессе воспитания, и, воспринятая им, становится его единственной моделью Мира, которая субъективно всегда считается единственно верной. Именно поэтому учитель всегда будет предлагать своим ученикам свою личную модель Мира. <…>.
То, что предлагается без насилия над личностью ребенка, без утверждения, что это единственное возможное объяснение мироустройства, дает возможность внутренней свободы выбора своего пути. Это вовсе не значит, что общество станет анархичным по своей сути. Человек изначально ощущает свою социальную сущность, зависимость каждого человека от общества и общества от каждого своего члена. Такое понимание формирует осознание необходимости наличия определенных общественных структур. Другое дело, что такие структуры не должны подавлять внутренней свободы человека, которая выражается в выборе пути своего развития. Человек, который изначально не имеет потребности в самоутверждении, у которого отсутствует внутренний конфликт, имеет возможность выбрать свой путь развития. И этот путь вовсе не означает лишения человека желания к достижению определенных высот в социальной структуре, в науке, искусстве и так далее, все это определяется внутренним отношением человека к выбранному пути, к выполняемой работе, сохранению понимания равенства всех людей в их индивидуальности и уважения их права выбора своего жизненного пути. Такое понимание не даст возникнуть внутреннему конфликту и желания человека «утверждаться» за счет других.
Изменение идеи развития цивилизации (с идеи «борьбы» на идею «гармоничного развития человека с окружающим миром»), предложение новой формулы смысла жизни (не «служение», а «познание, творение собственной судьбы») не требуют никаких революционных преобразований в структуре социальных обществ современной цивилизации. Это эволюционный путь. Путь осторожной коррекции представлений человечества о сущности человека, его месте в окружающем мире, о пути развития цивилизации. Такая коррекция жизненно необходима современному человечеству, если люди хотят сохранить современные достижения в технике, науке и т.д. Идеи необходимости изменений, особенно в воспитании, охватывают все существующие общества современной цивилизации. И здесь возникает опасность стать на путь еще большего ужесточения существующих представлений о модели Мира. <…>.
Мы должны осознать необходимость изменений и реальную возможность проведения таких изменений. Такая возможность, кроме существующего в обществе понимания необходимость реорганизации системы образования, обусловлена увеличивающимся количеством детей, которых называют «дети индиго». Эти дети дольше других сохраняют ощущение своего права на жизнь, ощущения истинной сущности человека (наличия его духовной составляющей), ощущения равенства всех людей в своей уникальности. У них дольше сохраняется внутренняя свобода творца собственной жизни, понимание права выбора своего жизненного пути и свое право на такой выбор. Но в существующей системе воспитания, реальна возможность «сломать» этих детей и существует реальное желание учителей «загнать» их в жесткие рамки своего представления о сущности человека и мира. <…>.
Человек будет понимать, что путь познания своей истинной сущности и сущности окружающего мира, это право каждого человека, а не его обязанность. Человек, воспитанный в обществе идеей существования которого будет являться «гармоничное развитие человека и окружающего мира» и по формуле смысла жизни — «развитие самого человека, права выбора своего жизненного пути и личной ответственности за этот путь», не будет нуждаться в религиях, которые создавались как система управления и провозглашались посредниками между Богом (вне и выше человека) и человеком. Так как изначально в системе воспитания ребенка будет предложена система «храма божьего» — самого человека. Что, кстати, не противоречит ни одной существующей в современной цивилизации религии. Понимание наличия Божественной сущности в каждом человеке, независимо от пути, который он выбрал в данном воплощении, даст возможность искать Бога в себе, то есть стать на путь познания своей истинной сущности и сущности вселенной. Но все это дает понимание того, что поиски Бога в себе лишь право самого человека.
Формула смысла жизни — «жизнь как школа духовного развития», т.е жизнь в физическом теле как способ познания своей истинной сущности и сущности окружающего мира, жизнь как прекрасное путешествие, полное открытий и блаженства, не требует наличия слепой веры в то, что человек приходит в физический мир познать себя. У каждого человека есть право и возможность познать это на своем опыте. Путь познания самого себя направлен в глубины своей собственной сущности и ни в коей мере не может быть пройден за счет других. И этот путь — право выбора самого человека. Он ни в коей мере не является обязанностью. Если у человека есть потребность к познанию себя, он вправе выбрать путь познания, этот выбор он может сделать на любом этапе своей жизни, а может просто жить.
Путь духовного развития, познания своей истинной сущности не требует жертв, это я могу утверждать на собственном опыте. Что бы ни утверждали различные религиозные учения или школы Йоги. Они основываются все на той же формуле смысла жизни — служении, которая неизбежно основывается на жертвенности пути самопознания. Путь познания своей истинной сущности и сущности окружающего мира, основанный на формуле «смысла жизни в самой жизни», не требует никаких жертв и не предполагает отказа от удовольствий жизни, за исключением алкоголя, наркотиков и других средств погружения в невменяемое состояние. Но человек, пришедший к пути самопознания, сам не пожелает опускаться до состояния невменяемости, так как будет получать удовольствие о жизни. И чем дальше ты продвигаешься по пути самопознания, тем большее удовольствие ты получаешь от жизни в физическом теле, тем больше ты ценишь возможности этого уникального инструмента познания.
В системе, основанной на развитии человека и всего человечества (цивилизации) в гармонии со всей Вселенной, единственной формулой смысла жизни является сама жизнь в проявленном мире. Это возможность человека познать свою истинную сущность, познать сущность окружающего мира, понимать право выбора своего жизненного пути, право изменяться, это возможность достижения внутренней свободы и понимания своей личной ответственности за выбранный путь. Физическое тело человека прекрасный инструмент познания… <…>
Предложенная формула смысла жизни имеет реальную возможность позволить человеку начать ценить свою жизнь в проявленном мире. Научится ценить возможность познания себя и Вселенной, возможность наполнить свое существование радостью творчества, так как сама жизнь будет творением самого человека, что обусловлено внутренней свободой и пониманием возможности расширения своего представления о своей сущности и о сущности Вселенной (рамок своего Эго). Чем больше ты познаешь свою истинную сущность, чем шире рамки твоего Эго, чем больше чувство твоей внутренней свободы, тем глубже ты понимаешь, что смысл жизни в самой жизни, в возможности радоваться жизни, творить себя и свою жизни, ценить каждое мгновение этой жизни и в праве каждого человека на жизнь».

(О формуле смысла жизни. Сайт strannitca.ho.ua.)

В недавней истории человечества можно найти попытки синтеза «формул» Востока и Запада, например, Теософия Е.П.Блаватской (XIX в.) и Агни-Йога Рерихов (XX в.), которые, несомненно, можно представить как «итоги» встреч Востока и Запада. Можно ли говорить о том, что Теософии и Агни-Йоге удалось «синтезировать» универсальную «формулу»? Сегодня XXI в., духовный опыт Востока и духовный опыт Запада пришли в непосредственное соприкосновение. Приведет ли такое соприкосновение к дальнейшему развитию нашей цивилизации, или к образованию новой культуры, или это приведет к искажению и утрате духовных ценностей и традиций общей Культуры? Останется ли Восток Востоком, а Запад Западом? Сможет ли Запад понять и принять духовный опыт Востока, а Восток — понять и принять духовный опыт Запада? Каким образом можно «синтезировать» универсальную «формулу» XXI в.?
Духовный опыт Древней Индии, и, в частности, его ярчайшая жемчужина — Тантра, бесспорно, могут и должны стать предметом серьезных исследований в этом отношении, поскольку на основе принципов, положенных в основу духовного опыта Древней Индии, и, в частности, в основу Учения Тантры (см. статью 2.8. «Тантра как Духовная Традиция» и статью 2.10. «Тантра как древнее индийское Учение»), может быть «синтезирована» универсальная «формула» XXI в. Сможет ли Россия сыграть в этом процессе определяющую роль (как на это указывали Нострадамус, Э.Кейси, Ванга и др.). Ответы на эти вопросы, несомненно, дадут будущие исследования такого раздела Российской Тантрологии, как Культурология (Тантры).

Существует старинная формула на Санскрите «Сатьям, Шивам, Сундарам», которая переводится как «Истина, Мир, Красота», иногда как «Истина, Сила/Благо/Любовь, Красота/Прекрасное». Сатьям-Шивам-Сундарам — это слова, которыми описывали Бога древнеиндийские мудрецы. Когда Индия была в зените своей славы, Бог воспринимался как Сатьям-Шивам-Сундарам, т.е. Истина, Красота и нечто Благословенное, Благоприятное, как все то, что способствует поддержанию Жизни. Свами Шивананда в своей книге «Господь Шива и Его почитание» (см. Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г. 384 стр.) пишет: «Сатьям-Шивам-Сундарам — «Истина-Благость-Красота» — одно из имен-эпитетов Всевышнего Бога Шивы, характеризующее Его качества».
Символом этой триады («Сатьям-Шивам-Сундарам») в Индии считался цветок лотоса — символ красоты и совершенства этой Божественной Реальности, он также считался символом духовной жизни. Цветок лотоса фигурирует в традиционных графических изображениях семи основных чакр человека, потому что внутри человека находится То, Чем проникнуто всё — «Сатьям-Шивам-Сундарам» — то, что Вечно Истинно, Вечно Божественно и Вечно Прекрасно.
«ОМ САТЬЯМ ШИВАМ СУНДАРАМ» — это прекрасная, волшебная, мистическая молитва-мантра. Традиционно она означает обращение к Богу в четырех его аспектах: ОМ; САТЬЯМ (Истинный); ШИВАМ (Милосердный, Милостивый, Сострадательный, Благоприятный); СУНДАРАМ (Красивый, Великолепный, Великий). Несомненно, человек соединяется с Богом, если он регулярно и многократно произносит одно из этих имен Бога. И в этом Истина. И эта Истина вечна, и это прекрасно. Истина Вечна и Прекрасна — Сатьям Шивам Сундарам.
Сатьям, Шивам, Сундарам — это три принципа, положенных в основу Культуры Древней Индии, — это священные знаки Шамбалы, которые часто использовал в своих работах, картинах и книгах Н.К.Рерих. Вот что он писал в своей книге «Твердыня Пламенная» (1932г.): «В древней Индии Наука, Религия и Искусство были синонимами Видья, или Культуры. Сатьям, Шивам и Сундарам — это Вечное Троичное выявление Божественности в человеке, Непреложное, Благостное и Прекрасное».
Правда, Благодать и Красота — три незыблемые истины, которые в санскритских текстах считаются равноценными. Истина, Добро и Красота, или Сатьям, Шивам, Сундарам — нет слов лучше, описывающих целостность, красоту и величие (Сундарам) этой Реальности (Сатьям) и призывающих всех нас жить согласно этому величию, проявляя милосердие и доброту (Шивам). Сатьям, Шивам, Сундарам — Истинное, Милосердное, Прекрасное — это доброе напутствие, благопожелание, которым очень часто заканчивались гимны, тексты, книги или письменные обращения в Древней Индии.

 

4. «ФОРМУЛА» ОТ ТЕОСОФИИ

4.1. Е.П.БЛАВАТСКАЯ

«Блаватская Елена Петровна (1831-1891) — основатель и 1-й президент Теософского общества. Блаватская — одна из самых загадочных женщин XIX в. Русская дворянка, путешественница и медиум, с детства она испытывала неодолимый интерес к мистике. Странствуя с 17 лет по разным странам, включая Тибет, с начала 70-х годов XIX в. работает над созданием универсальной теории, обобщающей существующие эзотерические учения. В 1875г. вместе с полковником Генри Олкоттом создает Всемирное теософское общество, которое с 1879г. и по сей день находится в Адьяре (Мадрас). Свои идеи изложила в книгах «Разоблаченная Изида» (1875), «Тайная доктрина» (1888) и др. 8 мая 1891г. Блаватская умерла, успев передать свои идеи преемнице — Анни Безант. В настоящее время Теософское общество насчитывает до 200 тысяч человек в более чем 50 странах мира».

(Словарь Йоги. Сайт yogatrain.ru.)

«Блаватская Елена Петровна (1831-1891) — писательница, философ, религиовед, основатель Теософского движения. Русская дворянка, родилась в семье артиллерийского офицера в Екатеринбурге. С 17 лет путешествует по историческим, религиозным местам Египта, Греции, Средней и Малой Азии, Тибету, Америке, Китаю и Японии, Индии. С 1848г. по 1875г. совершает практически трехкратное кругосветное путешествие. Делает три попытки проникнуть в духовные центры Тибета, где впоследствии несколько лет изучает «восточную мудрость». В 1875г. вместе с американским полковником Г.Олькоттом основывает Теософское Общество, главными целями которого были провозглашены: 1) построение всемирного братства человечества без различия национальности, религии и пола, ибо «принцип Братства Человечества есть одна из вечных истин»; 2) изучение всех философий и религий, проникновение в их сущность, рассмотрение учений разных народов как взаимодополняющих друг друга и учащих одной истине; 3) исследование сокровенных тайн природы, физических и духовных сил, скрытых в человеке.
Е.П.Блаватская. выступала против спиритизма и вульгарного оккультизма. Учение Е.П.Блаватской — попытка синтеза достижений философско-религиозной мысли человечества: анализируя египетские, халдейские, индуистские, христианские, зороастрийские, гностические, буддистские и другие священные первоисточники, Е.П.Блаватская указывает на единую сущность всех религий и философий, стремится объединить их стройной мировоззренческой системой, названной «Тайной Доктриной» Рассматривая в каждой религии эзотерическую (тайную) и экзотерическую (внешнюю) части, Е.П.Блаватская рассматривала их скрытую сторону, стремясь очистить ее от социально-исторической оболочки, наслоений догматики и искажений времени.
Высоко оценили ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру Махатма Ганди и Дж.Неру, индийский философ К.Мурти, Н.К.Рерих. Е.И.Рерих назвала ее «огненной посланницей Белого Братства». ЮНЕСКО объявило 1991г. годом Е.П.Блаватской. Основные труды: «Разоблаченная Изида» (1876-77), «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии» (1884-1891), «Ключ к Теософии», «Изыскания в оккультных науках», ряд литературных работ. Ею обнародованы «Драгоценные камни Востока», «Голос Безмолвия», «Станцы Книги Дзиан»».

(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Минск. Изд. В.М. Скакун. 1998г.)

«Блаватская Елена Петровна (1831-1891) — русский философ, основательница Теософского общества. Родилась в Екатеринославе в дворянской семье полковника Петра Алексеевича и Елены Андреевны фон Ган, урожденной Фадеевой. В 1849г. выходит замуж за Н.В.Блаватского. С 1849г. по 1873г. путешествует по Азии, Африке, Европе, Северной и Южной Америке, по сути, совершает трехкратное кругосветное путешествие. В 1873г. прибывает в Нью-Йорк. В 1875г. Б. вместе с полковником Г.С.Олькоттом и У.К.Джаджем основывает Теософское общество (далее — ТО. — Ред.). Официальной датой рождения ТО принято считать 17 ноября 1875г. Главными целями ТО были провозглашены:
1. Создание ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения.
3. Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Блаватская активно участвует в создании филиалов ТО в Америке, Индии, Европе. Вскоре выходит ее первая крупная работа — «Разоблаченная Изида». В 1878-1885гг. Блаватская живет в Индии, издает журнал «Теософ». В мае 1887г. поселяется в Лондоне и учреждает Ложу Блаватской, в сентябре основывает журнал «Люцифер». В 1888г. выходят два тома «Тайной Доктрины», основывается Эзотерическая секция Теософского общества. 8 мая 1891г. в Лондоне, находясь за рабочим столом, Блаватская уходит из жизни. «Я склоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы, — пишет в одном из писем Е.И.Рерих. — Е.П.Блаватская, истинно наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!»
Блаватская — прекраснейший публицист и писательница, ее произведения написаны с метким, блестящим юмором, большей частью добродушным, но и задевающим мелкое самолюбие. Она является автором книг «Из пещер и дебрей Индостана» (1883), «Загадочные племена на голубых горах» (1893) и др. Учение Блаватской — это синтез достижений философско-религиозной мысли человечества. Ее основной труд «Тайная Доктрина» написан под эпиграфом: «Нет религии выше Истины». Анализируя египетские, халдейские, индуистские, христианские, зороастрийские, гностические, буддистские и другие священные первоисточники, Блаватская указывает на единую сущность всех религий и философий, стремится объединить их стройной мировоззренческой системой — Тайной Доктриной. Рассматривая в каждой религии эзотерическую (тайную) и экзотерическую (внешнюю) части, Блаватская рассматривала их скрытую сторону, стремясь очистить ее от социально-исторической оболочки, наслоений догматики и искажений времени. Девизом изучения философского наследия Блаватской могут стать обнародованные ею слова из «Голоса молчания»: «Разыскивай пути. Но будь чист сердцем, прежде чем начнешь свое странствие, о, Ученик! Прежде чем сделаешь шаг, научись различать истинное от неистинного, преходящее от пребывающего. И научись более всего отличать знание ума от душевной Мудрости, «Учение Ока» от «Учения Сердца». Личность Блаватской и ее книги вызывали споры как при ее жизни, так, особенно, после смерти. Высоко оценили ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру Махатма Ганди, Дж.Неру, Д.Кришнамурти, Н.К.Рерих, А.Эйнштейн, А.Скрябин и др. Е.И.Рерих назвала Блаватскую «огненной посланницей Белого Братства». ЮНЕСКО объявило 1991г. — годом Блаватской. Основные труды: «Разоблаченная Изида» (1876-1877), «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии» (1884-1891), «Ключ к Теософии» (1889), «Изыскания в оккультных науках», большое число философских статей и литературных работ. Ею обнародованы «Драгоценные камни Востока», «Голос Безмолвия»».

(Энциклопедия Эзотеризма. Сайт glossword.info.)

«Рождение. Е.П.Блаватская родилась в Екатеринославе, городе на Днепре (ныне Днепропетровск), в аристократической семье 31-го июля 1831г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. По григорианскому календарю дата её рождения приходится на 12-е августа. Её родителями были Петр Алексеевич фон Ган, офицер русской армии, полковник, служивший в конной артиллерии, потомок германских рыцарей фон дер Ротер-Ган, и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная русская писательница, романистка, когда-то названная Белинским «русской Жорж Занд», умершая совсем молодой. Среди ее ближайших предков были представители исторических родов Франции, Германии и России. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Фадеева, урожденная Долгорукова, женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Е.П.Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей; предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Генерал Р.А.Фадеев приходился ей дядей, С.Ю.Витте — двоюродным братом, известна в литературе и ее сестра В.П.Желиховская; к этой же семье принадлежал романист и путешественник Евг.Марков.
История жизни. Детство и юность Е.П.Блаватской протекли в очень счастливых условиях, в просвещенной дружной семье с гуманными традициями. По другой версии рано осиротевшая Е.П.Блаватская воспитывается в доме бабушки и дедушки по материнской линии. Большую часть молодости Е.П.Блаватская провела вне Европы; несколько лет жила в северной Индии, изучая языки, санскритскую литературу и те отвлеченные знания, которыми славятся индийские Раджа-Йоги. Второй этап жизни (1848-1872гг.) можно охарактеризовать словами — Странствия и Ученичество. 24-летние скитания, снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет. Весь этот период ее жизни был сначала подготовкой к ученичеству, а затем и самим ученичеством. В конце 1855г. Е.П.Блаватская вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки.
17 февраля 1879г. (согласно другой версии в 1978г.) Е.П.Блаватская и полковник Олькотт достигли берегов Индии. Онователи Теософского Общества решили, что лучшей почвой для возрождения древневосточной духовности будет Индия, и переселились в Бомбей. Активная работа у Е.П.Блаватской и ее сотрудников началась сразу после переезда. Влияние их в Индии росло так быстро, и они так были завалены письмами, что решено было основать свой журнал. В октябре 1879г. они приступают к изданию первого теософического журнала «The Theosophist» (выходящего по сей день). В восьмидесятых годах Е.П.Блаватская стала писать свои талантливые очерки об Индии и стала известна в России под литературным псевдонимом Радда-Бай. Следующие пять лет прошли в энергичной пропаганде Теософии внутри Индии. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в теософическом журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины. Оба основателя Теософского Общества ездили по всей Индии, стараясь возбудить интерес к высокой красоте древнеиндусских верований и вызвать воспоминания о былой славе великого народа.
Но климат Индии пагубно влиял на здоровье Е.П.Блаватской, ее состояние было настолько неудовлетворительным, что она вынуждена была переехать в Европу. Она хотела как можно скорее приняться за «Тайную Доктрину». На эту работу она смотрела как на главное дело своей жизни. Она была уверена, что человечество подошло к нравственному кризису, что все усиливавшийся материализм мог закристаллизовать сознание до такой степени, что возврат к духовности становился бы все труднее и труднее. Нужно было помочь людям найти окно в духовный мир, раскрыть невидимые для них дали. Так понимала Е.П.Блаватская порученную ей задачу и со свойственными ей энергией и энтузиазмом принялась за дело.
В 1888г. Е.П.Блаватская основывает Эзотерическую Секцию Теософского Общества, для более глубокого изучения эзотерической философии, и пишет «Наставления» для тех, кто занимался в этой секции. 8 мая 1891г. Е.П.Блаватская ушла с физического плана, сидя в своем рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. По другой версии Е.П.Блаватская скончалась 8 мая 1891г. во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии. Ее тело было предано сожжению в Воукингском крематории в Суррее и пепел разделен на три части — между тремя центрами теософского движения: одна хранится в Адьяре (близ Мадраса, Индия), другая в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне. День ее смерти чествуется во всем мире под названием «Дня Белого Лотоса». Иностранная литература о Е.П.Блаватской очень велика.
Мировоззрение. Слова, однажды сказанные Е.П.Блаватской одним пастырем, стали путеводными в ее жизни: «Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам. Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества…»
«Современная наука — писала Е.П.Блаватская, — есть лишь искажённая Древняя Мысль и не более. Многие современные учёные полагают, что наука сегодняшнего дня превзошла всё, что было за прошедшие периоды эволюционного развития человечества, и с этих позиций они находят возможным высокомерно судить о тех немногих фрагментах Древней Науки, которые волей случая попадают им в руки».
Е.П.Блаватская именовала Теософию «синтезом религии, науки и философии». Она была уверена, что спиритизм, как учение, не в состоянии повлиять на одухотворение жизни, и считала своей миссией ложный западный медиумизм заменить восточной духовностью. Е.П.Блаватская реабилитировала древнюю мудрость, древнюю эзотерическую науку, Оумную Религию (от санскр. ОУМ — Высшая Сила), величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон».

(Краткая биография Е.П.Блаватской. Сайт theosophy.ru.)

«Сегодня мы впервые за время существования Международного Центра Рерихов и Музея им. Н.К.Рериха отмечаем юбилей Елены Петровны Блаватской — 175 лет со дня ее рождения. Е.П.Блаватская, удивительная и уникальная женщина, до сих пор еще по достоинству не оценена ни у нас в России, ни в других странах. Так же, как Елена Ивановна Рерих, Елена Петровна Блаватская — наша соотечественница, и все, что она сделала, безусловно, имело и имеет отношение к нашей родине. Елена Петровна была богато одарена. Она была человеком мужественным, талантливым, много путешествовала, посещала и западные, и восточные страны, все это было связано с тем, чем она занималась.
Е.П.Блаватская родилась в 1831г. и умерла в 1891г., прожила всего 60 лет, умерла в расцвете своих сил, правда, с подорванным здоровьем. Она могла сделать гораздо больше, но так распорядилась ею судьба. Елена Петровна несла очень интересную миссию, предложенную теми Учителями, которые впоследствии были связаны с Рерихами. Учителя и сформировали то, что должна была сделать Елена Петровна. Большую часть своей миссии она выполнила, хотя ее жизнь была невероятно тяжелой и трудной. Всегда было очень много нападок в ее адрес, и не только извне, но, к сожалению, и со стороны окружавших ее людей, которые считались последователями.
Отметим вехи ее творческого пути. Е.П.Блаватская написала два фундаментальных труда: «Разоблаченную Изиду» и «Тайную Доктрину», в которых были заложены идеи, позднее получившие развитие в философии космической реальности Живой Этики, созданной Рерихами. Елена Петровна была выдающимся организатором и создала три теософских общества: в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. Во время работы в Индии я была связана с индийским теософским обществом, ходила туда в библиотеку, у меня были друзья среди теософов. К какому выводу я пришла, размышляя над тем, как протекает жизнь в Адьяре? Адьяр — это огромная территория, похожая на парк на берегу реки, в котором находятся здания, где обитают постоянные члены индийского теософского общества. Здесь можно найти и издательство, в свое время выпускавшее книги Елены Петровны. Каждую неделю, а иногда каждый день собирались на встречи члены теософского общества и обсуждали различные проблемы. Это теософское общество напоминает английский клуб. Также англичане приходят в свой клуб, собираются и обсуждают всякие проблемы, но никаких результатов обсуждений, естественно, никто не реализует.
Тогда я поняла одну вещь, она относится не только к Е.П.Блаватской, а, как мне кажется, представляет некий общий закон. Когда кто-то целеустремленно и с верою создает какое-либо дело, организацию, тогда организация работает и производит впечатление живой, ибо именно тот, кто ее основал, вложил в нее свою энергетику. Если сравнить теософское общество при Блаватской и то, которое сейчас существует в Адьяре, это просто две большие разницы. Общество при Блаватской было действенной организацией. Надо сказать, что когда мы увлекаемся исследованием духовной стороны деятельности Е.П.Блаватской, то забываем об одном важном обстоятельстве. В конце XIX в. в Индии началось довольно сильное национально-освободительное движение против колониального режима. Именно Елена Петровна и ее первоначальная ячейка теософского общества поддерживали национально-освободительное движение и сыграли значительную роль в нем. Когда основатель уходит из жизни, учреждения обретают совсем другой уровень. Организация как-то по-другому начинает себя вести, иногда приходит в упадок, иногда деградирует. Мы можем видеть многие подобные примеры в нашей культурной жизни, предположим, когда создаются театры или другие культурные учреждения.
Елена Петровна была идеологом теософского движения. Два ее фундаментальных труда дали основу работе теософских обществ и сыграли огромную роль в формировании атмосферы, которая была задумана Учителями, устремленными к цели — сочетать культуру Востока и Запада. Новое знание, которое мы находим в фундаментальных трудах Елены Петровны, нашло свою реализацию и помогло развитию человечества, расширению его сознания. Как всегда, в любом светлом деле бывают и свои темные стороны. И я бы сказала, что Е.П.Блаватская подвергалась нападкам со стороны недоброжелателей во много раз больше, чем кто-либо из тех, кто продвигал в жизнь новое учение, новое мировоззрение или еще что-то подобное.
Рассказывать о всех нападках я не собираюсь, но хочу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, это так называемое «дело Куломбов». Речь идет о чете Куломбов, которая обвинила Блаватскую в шарлатанстве. Вы знаете, что Елена Петровна обладала очень интересными способностями, которые давали результаты феноменов различного рода. Куломбы, будучи слугами в доме Елены Петровны, по наущению иезуитского ордена католической церкви устроили целый заговор, в который были вовлечены английские и индийские газеты, журналы и многое другое. Елена Петровна была обвинена в шарлатанстве, в том, что она писала письма и рассказывала, как Учителя учили ее делать ложные феномены и чудеса. Конечно, Елена Петровна таких писем не писала, все это было задумано людьми не очень доброкачественными, но, тем не менее, все это ей пришлось перенести. И самое, конечно, трагическое в этом деле, которое в общем напоминает и последующие подобные моменты, связанные с продвижением в жизнь новых идей на нашей планете, это то, что когда Елена Петровна поняла, откуда идут нападки и заговор, она предложила подать в суд на Куломбов, на тех отцов-иезуитов, которые в этом участвовали. Но, к сожалению, теософская организация ее предложение не приняла. Пассивность членов теософского общества в сравнении с энергией его создателя производит, конечно, крайне удручающее впечатление.
Вы, наверное, знаете, что эта ситуация повторилась в деле Рерихов, когда Хорши совершили предательство, в результате которого погиб первый Музей Рерихов в Нью-Йорке. Состоялся суд, который был проигран Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами только потому, что американские сотрудники, последователи Рерихов, в этом суде практически не участвовали. Несмотря на просьбы Рерихов присутствовать на судебных заседаниях, почти никого там не было. В этом вы убедитесь, когда познакомитесь со стенограммами заседаний рериховских судов в Нью-Йорке. Мы скоро издадим эту книгу, и вы поймете, как это происходило. С Блаватской все было также остро и также непоправимо.
Второй момент, на который я бы хотела указать: какие люди стояли рядом. Это касается родного брата великого русского философа В.С.Соловьева — Всеволода Соловьева, который был сначала так называемым «преданным учеником» Елены Петровны и который впоследствии написал против нее книгу. Причем написал, когда она умерла. Этот факт говорит о трусости и подлости человека, который был «предан». Подобные вещи происходили и происходят с Рерихами, одна история очень напоминает другую.
Темные силы, выступающие против носителей света и против тех, кто приносит что-то новое в нашу жизнь, кто жертвует собой и старается поднять уровень человеческого сознания — это пока вечные, не преходящие вещи. Мы знаем, что и церковь, и подобные люди выступали против Рерихов. Мы являемся свидетелями, как обходятся с первым Музеем Рерихов у нас в России, какие нападки идут с разных сторон, не буду их пересказывать. Темная линия, противостоящая тому, что мы должны сделать, довольно четко проявляется в нашей жизни. Завершая свое короткое выступление, хочу сказать, что мы являемся свидетелями того же, что происходило и с Еленой Петровной Блаватской, и с Рерихами. Мы обретаем сейчас их очень драгоценный и горький опыт. И только стойкость, мужество и вера в необходимость содеянного и делаемого должны нас поддерживать».

(Выступление Л.В.Шапошниковой 16 мая 2006г. в МЦР на дне памяти
Е.П.Блаватской. Газета «Содружество». Октябрь 2006г. Сайт. roerichs.com.)

 

4.2. ЗАДАЧИ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Поскольку в настоящей статье речь идет о взаимопонимании Востока и Запада и перспективах единой «формулы» понимания Мира и Человека и его предназначения в Мире, возможно, следует обратить должное внимание на те задачи, которые были сформулированы при создании Теософического Общества Е.П.Блаватской.

«Примечания. 42. Теософия — бyкв. «Богопознание». Теософское Общество создано в 1875г. с целью использования достижений различных учений и религий в духовной практике».

(Шри Рамана Махарши. Весть Истины и прямой путь к себе.
/ Сост. О.Могилевеpа, пер. В.Данченко, О.Могилевеpа и В.Семенцова.
Л. Изд-во Шри Раманашрама. 1991г., К. PSYLIB. 2003г.)

«Цель Общества — содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого».

(Теософия. Форум. Портал теософического сообщества. Сайт chelas.org.)

«Цель Общества — собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной. Для этого необходимо 1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке».

(Елена Блаватская. Сайт ashram.ru.)

«III.2. Теософия. Теософское Общество имело своими целями: 1) положить основание всеобщему Братству, которое охватывало бы собой всё человечество без различия национальности, цвета кожи и вероисповедания; 2) содействовать изучению арийских и других сочинений по религии и науке и отстаивать значение древнеазиатской литературы, особенно же — брахманической, буддийской и зороастрийской философии; 3) исследовать сокровенные тайны природы, особенно — психические силы, дремлющие в человеке».

(М.Н.Белгородский. Мистические учения. Религиозный опыт. Источник неизвестен.)

«Теософическое Общество задалось собственно тремя основными целями:
1) основание всемирного Братства, без различия вер, рас, происхождения. Члены его обязуются постоянно стремиться к самоусовершенствованию нравственному и к посильной помощи своим ближним, — помощи духовной, а при возможности и материальной;
2) содействие в распространении арийских и других восточных языков, наук и знаний;
3) необязательное, — изыскания в области сокровенных законов природы и психических сил человека».

(Желиховская В.П. Рада-Бай (правда о Блаватской). Сайт centre.smr.ru.)

«Официально выставленные в программе Теософского Общества задачи следующие: всемирное братство людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения; взаимная нравственная и материальная поддержка; изучение восточных языков и литератур, которое приближает к научно-религиозному синтезу, выработанному в величайшей колыбели мудрости — в недрах древнего и таинственного Востока; производство изысканий в области еще неизведанных законов природы и психических сил человека, которое должно усложнить и расширить самую психологию человечества, открывая ему возможность новых и новых восприятий. Последняя задача — самая главная».

(Елена Петровна Блаватская. Сайт rulex.ru.)

«В 1875г. в Нью-Йорке в торжественной обстановке было основано новое мистическое течение — Теософическое Общество Е.П.Блаватской (1831-1891гг.) при ближайшем участии некоего предприимчивого янки, который называл себя так: «английский полковник Олкотт». Теософическое Общество выдвинуло следующую программу: а) организовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии; б) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока; в) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные силы человека. Свои идеи Блаватская и Олкотт пропагандировали на многочисленных собраниях Теософического Общества, а также в периодических изданиях и монографической литературе».

(Настольная книга атеиста. / Под ред. акад. С.Д.Сказкина).
9-е изд., испр. и доп. М. Политиздат. 1987г. 431стр.)

«Теософическое Общество действительно стремится ускорить духовный рост каждого человека, находящегося под его влиянием, но методы его такие же, как и у древних риши, а принципы те же, что и у древнейшего ээотеризма; это не раздаточное устройство патентованных средств, составленных из сильнодействующих лекарств, которые ни один честный целитель не решится использовать. В связи с этим мы хотели бы предостеречь всех наших членов и других искателей духовного знания: остерегайтесь людей, предлагающих научить легким методам получения психических даров; таковые дары (лаукика) действительно сравнительно легко достигаются искусственными способами, но угасают, как только истощается их стимулятор. Истинная способность быть пророком и адептом, сопровождающаяся подлинно психическим развитием (локоттра), будучи достигнутой однажды, не утрачивается никогда».

(Блаватская Е.П. Духовный рост. Ж. «Теософист». Май. 1885г. Сайт theosophy.ru.)

«Каковы цели «Теософического Общества»? Их три и, как таковые, они существовали с самого начала.
1. Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета кожи или вероисповедания.
2. Способствовать изучению арийских и других священных рукописей мировых религий и разных научных направлений для того, чтобы восстановить важное значение древних азиатских литературных источников, а именно, принадлежащих философским учениям брахманистов, буддистов и зороастрийцев.
3. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, а также психические и духовные возможности человека, присущие только ему. Это и есть в общих чертах три главнейшие цели Теософического Общества».

(Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. Лондон. 1890г. Сайт theosophist.ru.)

«7 сентября 1875г. преимущественно стараниями Е.П.Блаватской, полковника Олькотта и У.Джаджа, а также ещё нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософическим Обществом. В скромной квартире Е.П.Блаватской собралось 17 человек. Они проанализировали духовное состояние мира, конфликт между материализмом и духовностью с одной стороны, религией и наукой с другой. Этому конфликту была противопоставлена философия древних теософов, умевших воедино слить оба полюса жизни. Было предложено учредить Общество оккультистов и при нем библиотеку с книгами о скрытых законах природы, которые были известны древним и совсем утрачены для нас. В тот день был избран первый президент Теософского Общества — полковник Олькотт. Президент-основатель полковник Олькотт официально известил о создании Теософского Общества и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. На последующих заседаниях были выработаны основные положения и главные цели Общества».

(Борис Цырков. Елена Петровна Блаватская.
Краткий очерк жизни и творчества. Сайт theosophy.ru.)

* * *