Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.4).

продолжение

«Культура духовная — одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве культуры духовной выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. Такое понимание культуры духовной пришло в отечественную практику из немецкой литературы в XIX в. Среди английских и французский эволюционистов того периода подобное деление на материальную и духовную культуру было также широко распространено. Отечественные философы, социальные аналитики в дореволюционный период, а также в послереволюционные годы в зарубежном изгнании широко обращаются к понятию «культура духовная»; оно у них тесно соотнесено с духовной основой общественного бытия. В работах русских авторов конца XIX в. — пер. пол. XX в. (в последнем случае, если они работали вне России) термин «культура духовная» переплетается с такими понятиями, как «духовная жизнь», «сфера духа», «духовное обновление» и др. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, надиндивидуальной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутренние усилия и мистический опыт. Это — реальность Добра, Красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного.
В отечественном обществознании в ходе дискуссий активно переосмысляются такие понятия, как «сознание», «идеальное», «мышление», «психика», «культура»; происходят сдвиги в понимании ряда фундаментальных философских категорий, относящихся к сознанию. Постепенно понятие культуры духовной получает все права «гражданства»… Наряду с исследованиями культуры духовной анализируются такие явления, как «духовные процессы», «духовные блага», «духовное производство», «духовная жизнь»…
В настоящее время отечественная социальная и философская аналитика продолжает широко обращаться к понятию «культура духовная». Однако содержание и смысловой объем этого понятия в некоторых важных аспектах продолжают оставаться такими, какими они формировались в советский период. Хотя современные авторы уже не связывают его понимание с политико-идеологическими элементами, а скорее склоняются к тому, чтобы наделить культуру духовную нравственным, а порой и религиозным содержанием, это понятие остается в отечественной научной практике достаточно размытым, оно заметно отличается от того, что понимали под культурой духовной Франк, Ильин, Федотов, Степун и др. аналитики русской культуры дореволюционного и послереволюционного времени» (Г.А.Аванесова)».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. / Под ред. С.Я.Левит. СПб. 1998г.)
(Большой толковый словарь по культурологии. / Под ред. Б.И.Кононенко 2003г.)

«1. Понятие духовной культуры. Духовная культура — это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.
Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале XIX в. духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ в. понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство. В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру — она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) — она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.
В 90-е гг. ХХ в. «духовная культура» понимается по-разному:
— как нечто священное (религиозное);
— как нечто положительное, которое не требует пояснения;
— как мистически-эзотерическое.
В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано. Понятие духовной культуры содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: Истина-Добро-Красота. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т.д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности».

(Духовная культура и искусство. 26.10.2012г. Сайт odiplom.ru.)

«В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир, находящийся вне человека, и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура — мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура — мир духовной жизни человека; культура — живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура — мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны — качественная характеристика живой человеческой деятельности.
Уже здесь сложно отличить культуру материальную от культуры духовной. Н.Бердяев говорил о том, что культура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальной культуры. Если культура формирует человека, то, как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и, наоборот, в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности.
Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности — это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э.Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит, прежде всего, от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности.
Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь, человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь — своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется, сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное… <…>.
У духовной культуры существует лишь одна мера — человеческая. Материальная культура внутренне скрыта, латентно содержит в себе духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материальной культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое содержание открыто».

(Материальная и духовная культура. Сайт kulturoznanie.ru.)

«2. Духовная культура и формы ее проявления. Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено, прежде всего, объективной многозначностью культуры. «Чем богаче подлежащий определению предмет,- писал Гегель, — т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те её стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры. История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII-XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд». В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека, вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии «как чисто духовная практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания». С возникновением материалистической диалектики, признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры — материальной и духовной. Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д. … <…>.
Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Понятие духовной культуры: — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: — теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; — этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности».

(Ценности культуры, духовная и материальная культура. Сайт superinf.ru.)

«Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком. <…>.
Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), так и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.
Духовная культура. Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени искусство.
Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам. Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества… <…>.
При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры».

(Духовная и материальная культура общества и человека. Сайт grandars.ru.)

«1. Культура как деятельность и саморазвитие человека. Разговор о культуре следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляет по самым различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог А.Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений культуры, употребляемых в самых разных контекстах /значениях/. Понятно, что только одно их перечисление «Съело бы почти все время, отведенное для данной лекции. Поэтому мы пойдем другим путем. Отталкиваясь от этимологии слова «культура» как возделывание, можно сделать первый вывод, что возделывать, т.е. создавать нечто новое, может, прежде всего, человек, а потому культура связана с его существованием в мире.
И в этом смысле культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она как бы организует эту жизнь. А потому в жизни людей культура осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Существование же человека осуществляется в той среде, которую он сам возделал /создал/ — среде социальной, и эта среда, то что обычно именуется обществом и есть культура как противоположность естественной природе — натуре. Но создание социальной среды /культурного пространства/ было бы невозможно без специфически человеческой деятельности. Вот почему культура — это, прежде всего, способ человеческой деятельности и единства и многообразия исторически выработанных форм этой деятельности, отражающих степень «очеловечивания природы».
С другой стороны, культура есть не только способ и результат человеческой деятельности, но и мера саморазвития самого человека. Ведь главной способностью человека является способность к предметной деятельности, способность создавать предмет, который воплощает в себе степень этой способности. А это означает, что предмет, создаваемый человеком, является для него «человеческим предметом» или «опредмеченным человеком».
Отношение человека к создаваемому им предмету — это, в конечном счете, его отношение к самому себе и к другим людям. И культура как мера саморазвития человека /развитие его творческих способностей/ — это личностная форма существования культуры. И если существование культуры в форме результатов человеческой деятельности есть внешняя форма ее существования, то действительным содержанием культуры оказывается процесс развития человеческих способностей, воплощающихся во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, а также в отношении между людьми, в их общении друг с другом.
2. Единство и многообразие культур. Материальная и духовная культура. … Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция… Наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде» /например, дизайн — художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека/.
Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ — это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а следовательно как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека… <…>.
Жизнь человека — это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны — дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания — достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.
3. Основные сферы духовной культуры. Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство…».

(Б.Свешников. Духовная культура России. (Лекции). Сайт gumer.info.)

«Духовная культура является лишь частью духовной жизни, которую вполне можно назвать ядром духовной жизни современного общества, которая в своей многогранной и сложной структуре имеет философско-мировоззренческую, научную, правовую, художественную и нравственную культуру. Главенствующее место в духовной культуре имеет религия. Но что понимается под понятием «Духовная культура»? Постараемся выяснить основу этого понятия.
Что такое духовная культура? В широком смысле слова «духовная культура» можно понимать как совокупность материальных, духовных и политических достижений общества, которые характеризуют определенный способ общественно-практической деятельности человечества на каждом отдельно взятом историческом этапе истории общества.
Согласитесь, что каждый этап развития истории человечества имеет свой уровень духовных, политических и материальных достижений человечества со всеми экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, теоретическими аспектами. Сохраняя и передавая информацию о прошедшей жизни поколений, духовная культура является одновременно и средством и результатом развития общества и отдельной личности.
Говоря иначе, духовная культура — это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда. Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.
Что несет в себе духовная культура? Духовная культура, будучи основой общественного бытия, проникает во все сферы жизни и оказывает сильное влияние на всю жизнедеятельность общества и человека в отдельности. Духовная культура несет на себе отпечаток характерных черт определенного времени и определенной общественно-экономической эпохи, потребностей и интересов больших социальных общностей и слоев общества.
Если обобщить все сказанное выше, то духовную культуру нужно рассматривать как нечто единое целое, которое присуще государству, нации, региональной группе государств. Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.
Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.
Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит себя в отражении общественного сознания и обогащении, освоении мира духовных ценностей. Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.
Формирование духовной культуры человека. Для того чтобы человек духовно сформировался, применяется система воспитания, образования, средства коммуникативного воздействия и др. Немалую роль играет и самостоятельное самообразование и самовоспитание, усвоение человеком духовных ценностей.
Становление человека как личности есть не что иное, как результата его культурной эволюции. Только усваивая и соединяя определенную часть общественной культуры, человек может стать личностью и воспринимать обретенную культурную ценность как свой собственный мир. Говоря иначе, лишь осваивая внешнее, материализованное выражение духовной культуры, человек обретает человеческие качества и может сам нести культуру в массы.
Культура — это есть процесс развития человеческих способностей, характеристика развития человека как человеческого существа, показатель человечности в человеке, процесс, который получает внешнее выражение в богатстве и многообразии создаваемой человечеством действительности и совокупности результатов человеческой мысли и труда».

(Духовная культура: понятие и принципы духовной культуры. Сайт pomnipro.ru.)

«Раздел II. Духовная культура. Глава 7. Общее понятие духовной культуры. 7.1. Ценностный мир человека. В самом общем плане культура — это совокупность норм и ценностей, посредством которых упорядочивается и организуется природа, задается или устанавливается смысл происходящим событиям. И уже поэтому культура — это порождение духа, выражение духовности.
Есть различные определения человека. В свое время Аристотель противопоставил формальному определению человека как «существа двуногого и без перьев» («без перьев», чтобы отличать человека, например, от петуха) более существенное, на его взгляд, понимание человека как «существа общественного». Есть и другие определения человека как «существа разумного» (Р.Декарт), «изготавливающего орудия труда» (К.Маркс), «играющего» (Й.Хейзинга). С точки зрения нашей темы хотелось бы обратить внимание на определение человека, данное Н.Бердяевым: человек — «существо оценивающее». Мыслитель полагал, что от всего живого на Земле человек отличается в первую очередь своей способностью оценивать мир, в котором живет. Человек не просто работает, мыслит или играет, но еще каким-то образом относится к тому, что он делает и что с ним происходит. Именно такое понимание человеческой природы, как представляется, позволяет подойти к пониманию природы духовной культуры… <…>.
Благодаря своей способности ценностно относиться к миру человек наполняет деятельность и происходящее вокруг смыслом — осмысляет, подводит основание. В конечном счете, он стремится дойти до последних корней сущего. В этом и состоит сфера духовности. А деятельность и опыт, в которых она проявляется, представляет собой духовную культуру.
В философии XIX в. и XX в. было принято разделять культуру на материальную и духовную. В современной социальной мысли более распространена трехчленная классификация культуры: материальная, социальная, духовная. К материальной культуре следует отнести нормы и ценности, обслуживающие приспособление человека к окружающей природной среде, регулирующие отношения человека со средой его обитания, относящиеся к технологической стороне жизни; к социальной культуре — нормы и ценности, регулирующие отношения людей друг к другу, систему статусов и социальных институтов; к духовной — субъективные аспекты жизни, нормы и ценности, которые способствуют развитию человека, знающего и практикующего эти нормы и ценности. Поскольку, как уже отмечалось, нормы и ценности имеют некоторую иерархию, то духовная культура отражает путь возвышения человека по этой иерархии.
7.2. Природа духовности. Для понимания особенности духовной культуры принципиальным является понимание природы духовности. Под духовностью, как уже было сказано, традиционно понимается обращенность человека к высшим ценностям — сознательное стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к идеалу. В этом отношении не всякие культурные нормы духовны. Многообразие культурного опыта включает в себя и гигиену, и письмо, и гимнастику с атлетикой, и этикет, и наслаждение, и зарабатывание денег, и извлечение прибыли и т.д. Так что культура сама по себе, без обращенности к идеалу не является духовной.
Духовное инобытийно повседневному. Оно отлично от него, оно противостоит ему. Именно в противостоянии природному, повседневному обнаруживается духовность. Однако в этом противостоянии таится возможность существенных внутренних противоречий психологического свойства. И они могут сказываться на культурном опыте человека. В сфере духовной культуры человек возвышается над эмпирией, внутренне освобождается от зависимостей (материальных, социальных, психических) эмпирического существования.
Духовное преодоление повседневности является индивидуализированным. Повседневность рутинна и безлична. Она может разнообразиться внешними событиями. Один из способов ухода от повседневности может заключаться в организации или провоцировании событий, желательно ярких и наполненных острыми ощущениями. Но чем больше внешних событий увлекают человека, тем менее его бытие является индивидуализированным. Скорее наоборот, человек деперсонифицируется в событиях, которые по своему содержанию и пружинам развития внешни ему.
Без индивидуализации человеком собственной жизни невозможно одухотворение. Неправильно было бы понимать это утверждение в духе индивидуализма. Речь идет о том, что творческая самореализация личности и ее духовное возвышение невозможны на пути простого подражания, пусть даже самым высоким образцам. Так же преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности. Рутинная повседневная, или обыденная, деятельность может наполняться некоторым ритуальным содержанием. Ритуализованная повседневность уже не воспринимается столь чуждой, ритуальность сама по себе как бы привносит в повседневность смысл. Но ни человек, ни его повседневность от этого не меняются.
Духовность не просто противостоит повседневности: она выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих, «предстоящих» ей смыслов. Этим объясняется то, что не во всех своих формах культура духовна. Во всяком случае, не всегда освоение личностью культурных форм как таковых знаменует ее приобщенность к духовности. Это справедливо не только в случаях приобщения к формам массовой культуры и освоения их. «Слепое», неосмысленное воспроизведение высоких культурных образцов также оказывается, как правило, безличностным, неодухотворенным. Одновременно привнесение в повседневность дополнительных смыслов может быть всего лишь формой развлечения, способом разнообразия или тривиализации повседневности.
Одухотворение же предполагает работу, посредством которой происходит возвышение человека над суетой — в себе и в своем окружении, облагораживание повседневности. В этом плане простейшей формой духовного отношения к миру является познание. Не любопытство, не поиск новостей, информации, когда человек растворяется во внешнем. Но отношение к миру сначала как к внешнему, чужому, осваиваемому в его частностях и в целом — путем его определения и осмысления, выстраивания картины мира. Это может быть картина мира «как он есть», как он «открывается» исследователю. Такова классическая парадигма. Это может быть картина мира как он понимается исследователем, конструируется и интерпретируется им в определенных интеллектуальных или прагматических интересах. Такова постклассическая или постмодернистская парадигма познания. Однако в любом случае мир осмысляется, и в этом процессе человек (гносеологически или онтологически) выступает носителем смыслов, привносимых в мир.
Феномен духовности трудно выразить в рациональных понятиях. На это в своих работах обращал внимание Н.А.Бердяев: он писал, что о духе нельзя выработать понятия, но можно уловить признаки духа. В качестве таковых он называл свободу, смысл, творческую активность, целостность, любовь, обращенность к высшему, божественному миру и единение с ним…».

(Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. Культурология.
Учебник для вузов. Библиотека nnre.ru.)

«Введение. Общество существует не только в мире вещей и предметов, Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни.
Духовная культура — многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры. Это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Поскольку нормы и ценности имеют некоторую иерархию, то духовная культура отражает путь возвышения человека по этой иерархии… <…>.
Под культурой может пониматься:
— совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой — народом, нацией, какой-либо общностью;
— высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания, производства и т.д.);
— определенная сфера деятельности по созиданию и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда — наука, философия, искусство, образование.
В философском смысле «культура» означает историческо-определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материалах и духовных ценностях. Ныне понятие «культура» все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека.
Свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих». Культура усваивается личностью в процессе социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимых действий.
Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. В ХХ в. стало совершенно очевидным, что культура, во всех своих масштабных модификациях — от культуры личности до культуры человечества, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи, является целостным и самоорганизованным образованием, т.е. системой, причем системой функционально и исторически развивающейся в силу связей с природой и обществом.
Культура представляет собой сложную системную ценность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. С точки зрения деятельностной концепции формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. К первой относят совокупность материальных благ, предметов и средств их производства. Вторая включает совокупность знаний, обычаев, идей, законов и морали, мифов и образцов поведения, форм общественного сознания и духовных ценностей и т.д. (Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В.Драча. Ростов -на-Дону. Феникс. 2005г. С.113-117).
Однако, деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. С одной стороны, материальная культура есть форма выражения духовной, как, например, прежде самого здания появляется идея здания, обусловленная определённым архитектурным стилем. С другой стороны, духовная культура имеет материальную основу, материальные элементы духовного творчества, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т.д.).
Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей, тем не менее, полагают, что оно все же существует.
2. Духовная культура. 2.1 Общая характеристика. Духовная культура — это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, и направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности. Духовная культура включает в себя:
— формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;
— совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык (познавательная и интеллектуальная культура; культура речи; мораль; искусство; религия; наука; философия; образование). (Культурология. Учебное пособие. / Под ред. Н.Н.Фоминой, З.О.Джалиашвили, Н.О.Свечниковой. СПб: СПбГУ ИТМО. 2008г. С.48). Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Составной частью духовной культуры любого общества является и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует. Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.
Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, В ЧЕМ воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, ЧТО они значат ДJIЯ личности и общества.
2.2. Формы духовной культуры. Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества, она проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм.
Духовная культура существует в различных видах, или формах, из которых основными являются мифы, религия, искусство, философия, наука. Эти формы духовной культуры сходны между собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на бесчисленные вопросы, которые он, со времени появления на земле, не устает себе задавать, а различие между ними заключается в том, что они исследуют различные объекты и используют разные методы. Каждый из этих компонентов имеет свой определенный предмет, свой специфический способ отражения, выполняет в жизни общества свои определенные социальные функции, содержит в себе (в разных пропорциях) познавательные и оценочные моменты — систему знаний и систему оценок».

(Духовная культура. Сайт Allbest.ru.)

«Актуальность темы исследования. Динамика социокультурных трансформаций в современном обществе существенным образом затронула духовную жизнь общества, обусловила изменения ценностных ориентиров человека и его духовного бытия, что обусловило повышенный интерес к изучению феномена духовной культуры современности.
Проблема духовной культуры общества приобретает особую значимость в контексте осмысления проблем глобализации современного мира и их влияния на традиционные ценности. Информационные технологии, массовая коммуникация изменили духовную основу жизнедеятельности современного человека, его духовную культуру, привели к появлению негативных процессов в духовной сфере.
Конец XX в. — начало XXI в. отмечены системными трансформациями российского общества, которые неизбежно привели к смене ценностных приоритетов в духовной культуре россиян, изменили представления о нравственности, о порядочности или непорядочности человека, видоизменили точку отсчета в оценке нравственности. В этой связи важно понять, какие модификации характерны для духовной культуры российского общества.
Исследование проблем духовной культуры российской молодежи имеет эвристическое значение и в силу теоретико-методологической непроработанности данной проблемы.
Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением различных аспектов проблемы духовной культуры занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. Наибольший интерес вызывает общетеоретический анализ содержания самого понятия «духовность». Исследование духовности уходит корнями в античную эпоху. С этого периода начинают исследоваться ценностного содержание сознания, проблема духа в контексте «земного и небесного»…
Взаимосвязь духа и духовности рассматривали многие философы, но наиболее рельефно она отражена в философии И.Фихте и Ф.Шеллинга. Русские религиозные философы (Н.Бердяев, И.Ильин, В.Соловьев, С.Франк) рассматривали истоки и сущность иррационального в духовных процессах, особенности духовной составляющей русской культуры. Проблема духовности разрабатывалась и отечественными учеными, такими как С.Иконникова, А.Леонтьев, П.Копнин, В.Федотова и др. Понимание духовности через цели и смысложизненные ориентиры личности, укорененных в системе надиндивидуальных ценностей связано с такими именами, как В.Лекторский. Большое значение для осмысления духовной культуры имеют работы А.Бергсона, И.Ильина, А.Камю и др. В работах вышеназванных авторов содержится анализ различных аспектов исследуемой проблемы, который представляет собой солидную научную базу для теоретических обобщений…
С начала 90-х годов XX в. стала разрабатываться концепция развития творческого духовного потенциала человека. Проблема совершенствования человека получила официальное признание ООН, которая стала издавать ежегодные доклады в рамках программы собственного развития, посвященные проблемам развития человека. Важно отметить, что в этих документах предложена интегральная система критериев, которая дает возможность характеризовать потенции саморазвития и самосовершенствования человека…
Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:
— на основе экспликации представлений о культуре обосновано, что культура есть выражение и результат очеловеченности окружающей среды и самих людей, есть оформленность духовного содержания их разнообразных отношений и деятельности в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах;
— показано, что духовная культура выступает той стороной общей культуры человечества, которая проявляется через реализацию добра в различных его модификациях и требует от человека повышенной активности в облагораживании природной, социальной и индивидуально-личностной сред;
— обосновано, что эволюция духовной культуры российского общества может рассматриваться как формирование базовых идей и закрепление их в структуре культуры в виде фундаментальных ценностей, в частности, идей соборности, всеединства — в ценности коллективизма, идеи героизма — в ценности патриотизма;
— определено, что основными детерминантами современного состояния духовной культуры российской молодежи являются глобальная культура, главным проявлением которой выступает массовая культура, и трансформирующееся социокультурное пространство российского общества;
— обосновано, что современная духовная культура молодежи отличается парадоксальностью, которая выражается в снижении моральных критериев молодых россиян в сфере общественного поведения, с одной стороны, и в возрастании требований к ним в личной жизни молодежи, с другой стороны;
— раскрыты особенности молодежных субкультур в современной России, отражающие специфику духовной культуры российской молодежи, и показано, что в духовной культуре молодежи формируются новые явления как позитивной, так и негативной окраски, которые в ближайшем будущем могут стать духовной основой ориентации российского общества, ядром его культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В культуре проявляется, прежде всего, то, в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой. Под культурой понимается такая обработанность, возделанность мира, которая проявляется в очеловеченности, облагороженности мыслей, чувств, настроений, намерений, закрепления их в памяти людей, в нормах и идеалах, в вещных носителях культуры. Это означает, что в культуре важна духовно-ценностная составляющая человеческой деятельности, что культура — это особый духовный опыт человеческого сообщества, содержанием которого являются духовные смыслы предметно-вещной среды.
2. Духовная культура как одна из сторон общей культуры человечества отражает процессы внутреннего мира человека, формирующихся на основе ценностей культуры. Высшей ценностью духовной культуры выступает добро как одно из отношений между людьми, одно из выражений человечности человека. Оно воплощается в различных носителях и выступает в таких модификациях, как честность, ответственность, порядочность, справедливость, любовь, совестливость, милосердие, сострадание, толерантность, согласие.
3. Становление и развитие духовной культуры российского общества осложнялись войнами, бунтами, революциями, однако базовые идеи русского народа в ходе исторического прогресса закрепились в фундаментальных нравственных ценностях, воспроизводящих сущность этих идей. Это относится, прежде всего, к идеям соборности и всеединства, трансформировавшихся в ценность коллективизма, идеи героизма — в ценность патриотизма, идеи всечеловечности — в ценность интернационализма, идеи трудолюбия — в ценность труда, идеи просвещения — в ценность образования.
4. Трансформация, либеральные преобразования российского общества как внутренние детерминанты духовной культуры молодежи сделали Россию органической частью глобализирующегося мира. Внешней детерминантой стала глобальная культура как воспроизведение идеологической парадигмы культурного империализма, определившая содержание культурных процессов не только в мире, но и в российском обществе. Основным проявлением глобальной культуры выступила массовая культура, которая резко обострила в российском обществе проблему конкретных национально-культурных идентичностей в их исторической памяти.
5. Современную ситуацию в духовной культуре российской молодежи можно охарактеризовать как промежуточную стадию между традиционной системой ценностей, включающей ценности семьи и дружбы, порядочность и честность, достоинство и патриотизма, и новой, содержащей ценности «достиженческого» характера, утилитарности и прагматизма. Приверженность традиционным моральным ценностям остается моделью поведения в сфере личных и деловых отношений. Именно они обеспечивают психологическую самозащиту молодежи в условиях неопределенности, проявляясь, главным образом, на уровне сопереживаний и эмоциональных образов. «Новая» система ценностей или ориентирует на самоутверждение, самовыражение, самореализацию, или формирует «социальное равнодушие» и «эгоистический активизм».
6. Активная самореализация и свободное самовыражение как современные черты духовной культуры российской молодежи, демонстрирующие реальный плюрализм мнений и моделей поведения, отразились в распространении разнообразных молодежных субкультур. В их развитии выделяются следующие тенденции: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, вестернизация культурных потребностей и интересов, прагматизм, жестокость и фетишизация культурного самовыражения, слабая индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем культуры в целом и духовной культуры, в частности, а также при разработке теоретико-методологических основ философии и теории культуры, культурологии.
Заключение. Древние мыслители утверждали, что в бесконечном поиске истины следует изучать прошлое, глядя в будущее, соизмеряя его с прошлым. Чтобы заглянуть в будущее, надо заглянуть в прошлое. XX век это время величайших свершений, научных открытий, прорыва в космос, познания природы и в то же время — это эпоха трагических катастроф, социальных потрясений, опустошительных проектов, экологических бед, военных конфликтов, варварских экспериментов над людьми.
Все деяния человечества отражаются в его духовной культуре, которая является той частью общей культуры человечества, где облагораживании природной, социальной и индивидуально-личностной сред осуществляется через реализацию добра в различных его модификациях, что требует от человека повышенной активности в таком облагораживании. Добро в данном контексте выступает высшей ценностью культуры как одно из отношений между людьми, одно из выражений человечности человека, воплощенное в различных носителях и выступающее в таких модификациях, как ответственность, порядочность, милосердие, совестливость. Духовная культура в этой ситуации есть объективная надиндивидуальная реальность, укорененная не только во внутреннем мире человека, но и в исторической памяти народа…».

(Хутиева О.А. (к.ф.н.) Духовная культура современной
российской молодежи: культурфилософский анализ
(диссертация). Ставрополь. 2009г. Сайт disserсat.)

* * *