Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.3).

продолжение

3.3. ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

«Массовая культура — 1) многообразные культурные явления, ценности, получившие распространение в связи с технико-технологическим прогрессом, обновлением коммуникационных и репродуктивных систем, глобальным характером информационных связей; 2) культура современного общества, ориентированная на усредненный, непритязательный вкус людей с массовым сознанием».

(Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М. 2012г,)

«Массовая культура — культура индустриальной цивилизации, ее «знаковая» реальность, для которой характерно: коммерческая основа; ориентация на невысокий уровень духовного потребления; изобилие стандартов и стереотипов; развлекательность; широкое привлечение СМИ; частое обращение к жизненным инстинктам и низменным страстям человека; но и демократичность, доступность, высокие рекреационные качества».

(Словарь терминов и понятий по обществознанию.
/ Автор-сост. А.М.Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М. 2013г.)

«Массовая культура — относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, предназначенный для широкой общественности. Одна из важных концепций массовой культуры — идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже граммофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт. Это рассматривается с точки зрения литературных критиков, в частности, Ф.Р.Ливиса, или неомарксистов, вроде Лдорно, Хоркхаймера и Бенъямина (см. также массовое общество). В целом социологи дистанцировались от подобных крайних представлений, понимая массовую культуру как гораздо более сложное явление. (См. популярная культура)».

(Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Издательство КРСУ. 2002г.)

«Массовая культура — понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке».

(Современная энциклопедия. 2000г.)
(Большой Энциклопедический словарь. 2000г.)

«Массовая культура — искусство и различные культурные акции, обращенные к простейшим архетипам и нравственным ценностям, близким и понятным многим людям. С эстетической стороны здесь ослаблено значение формы, упрощен язык и, наоборот, подчеркиваются содержательные, главным образом нравственные, аспекты, что не требует особой культуры восприятия, развитого эстетического вкуса и интеллектуального (духовного) напряжения, необходимых для усвоения произведений элитарной культуры. Обращение к простейшим нравственным ценностям, близким и понятным многим людям, обеспечивает массовой культуре огромную популярность, в основном у маргинальной (по возрасту) категории воспринимающих…
Ослабленная художественная форма сближает массовую культуру с культурой и искусством постмодернизма, вовсе отменившим понятия формы, стиля, условности, да и самого произведения в искусстве. Таким образом, массовая и элитарная культуры, изначально возникнув как культурные антиподы, в конце XX в. стали почти неразличимы».

(Словарь философских терминов. / Под ред. проф. В.Г.Кузнецова. М. ИНФРА-М. 2007г,)

«Массовая культура — понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества». Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты. Основные социальные функции массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений, переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности. Хотя в форме массовой культуры осуществляется приобщение широких масс к отдельным ценностям культуры, в целом она чужда подлинно демократической культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства личности».

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. М. 1991г.)

«Массовая культура — продукт индустриального и постиндустриального общества. К основным атрибутам массовой культуры относят:
— преобладания потребительского отношения к информативно-культурным ценностям, приобретаемым в досугово-развлекательных целях как предметы купли-продажи;
— многократное репродуцирование этих предметов и их стереотипизация с помощью технических средств; — акцент на клишированных модных формах и стилях;
— усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических и интеллектуальных критериев;
— тенденция к взаимоподражательству и единообразию в усвоении стереотипов и стандартов, закрепляемых с помощью СМИ, особенно аудиовизуальных.
Часть аналитиков видит в стандартизации чувств и интересов потребителей массовой культуры путь к общественному консенсусу и оценивает этот процесс положительно. Другая часть убеждена, что массовая культура посредством СМИ приучает потребителей к диктату низкопробных стереотипов, к китчу, препятствует сохранению и развитию лучших традиций национальных культур и их своеобразия, способствует примитивизации общественного информативно-культурного спроса, снижению интеллектуального и эстетико-художественного потенциала общества в целом».

(Социология. Словарь по обществознанию.
/ Под ред. Ю.Ю.Петрунина, М.И.Панова. 2006г.)

«Массовая культура — явление культуры XX в. Оно порождено научно-технической революцией, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей. Массовое распространение культурных явлений связано с развитием систем информации и коммуникации, радио, телевидения, кино и т. д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Первоначально массовая культура возникла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Поэтому многие философы подвергли массовую культуру критике. Она признавалась неглубокой, примитивной, стандартной, была рассчитана на «среднего» человека. Массовая культура в результате противопоставлялась элитарной и рассматривалась как псевдокультура. Однако, массовая культура — это сложное и противоречивое явление. Его нельзя рассматривать только отрицательным образом. Благодаря современным техническим средствам, массы людей получают доступ к любой культуре, в том числе и к высокопрофессиональной. Индивид получает возможность повышать свой общекультурный уровень. В результате все больше укореняется представление о том, что человечество находится в начале развития «третьей» системы культуры. Это культура, основанная на средствах массовой коммуникации и новых информационных технологиях (первая культура — «устная», вторая культура — «письменная»).

(О.Филатова. Социология массовой коммуникации:
краткий глоссарий. Сайт voluntary.ru.)

«Массовая культура — это понятие, предложенное искусствоведами в 20-е годы XIX в., отражает изменения, происшедшие в культуре современного индустриального общества. Интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культуры стал рассматриваться не отдельный человек, а масса — большое количество людей. В понятие «массовая культура» входят произведения, которые предоставляются некоторой аудитории с помощью современной техники. Произведения эти, как правило, содержат в себе ту систему ценностей, которая соответствует вкусам и уровню развития массового потребителя определенного времени. Серийный, тиражированный характер продукции обладает рядом специфических признаков: незамысловатое содержание, сведение всех социальных отношений к столкновению «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, использование однотипных художественных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции. Так строятся, в частности, такие виды массовой культуры, как комиксы и так называемые «мыльные оперы». Направлениями массовой культуры являются поп-арт и китч. Массовая культура — это часть культуры. Ее произведения за непритязательной внешней оболочкой часто несут живые человеческие чувства, помогают людям отвлечься от повседневных забот. Однако отрицательным последствием массовой культуры является сведение творческой деятельности человека к акту бездумного потребления, ибо она не требует высокого интеллектуального напряжения. В качестве культурного отрицания массовой культуры выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к сохранению в культуре творческого начала».

(О.Богородская, Т.Котлова. Справочник: История и теория культуры. 1998г.)

«Массовая культура — совокупность явлений культуры XX в., выступающих в качестве индустрии досуга, развлечений и формирующих эстетические вкусы «среднего потребителя» «человека толпы». Массовая культура реализуется как в самых примитивных формах китча, так и в развитых художественных жанрах музыки и литературы. С помощью современных средств коммуникативной техники (кино, радио, телевидения, книгопечатания, прессы, видео и звукозаписи) развлекательные образцы массовой культуры тиражируются и распространяются, превращая ее в мощное средство формирования общественных вкусов, мнений и настроений.
Философско-эстетическое отношение к феномену массовой культуры во второй половине XX в. достаточно противоречиво: с одной стороны, в нем усматривают вполне оправданный поиск новых средств приобщения людей к социальной жизни, а с другой — он вызывает законное беспокойство за человека, попадающего под нивелирующее влияние организованных форм проведения досуга в окружении мира вещей и предметов, далеко не всегда обладающих хотя бы минимальной эстетической ценностью. Как относительно стандартизированные и однородные продукты культуры и связанный с ними опыт, массовая культура предназначена для широкой общественности. Одна из важных концепций массовой культуры — идея о том, что масса товаров, произведенная для потребления (включая даже грамофонные записи, оттиски произведений большого искусства и т.д.), обеспечивает низший опыт, эрзац-образцы культуры, пользующиеся массовым спросом. Другая часть социологов дистанцировалась от подобных крайних представлений, понимая массовую культуру как гораздо более сложное явление. По мнению составителя словаря, массовую, популярную культуру можно преобразовать, сделать ее более возвышенной, способствующей духовному возрождению людей».

(Дмитриева В.В. Социокультурная роль рекламы в
специальных мероприятиях. РГГУ. М. 2013г. сайт odiplom.ru.)

«Массовая культура — понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура — специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики «низкой», примитивной культуры, «культуры масс», создающей угрозу «высокой культуре», или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей «низменные инстинкты» для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.
В современной социологии понятие «массовая культура» все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура, тем не менее, выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои…».

(Д.Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. 2001г.)

«Заключение. Итак, термин «массовая культура» производит впечатление того, что речь идет о культуре масс. Однако, то, что им обозначается, на самом деле представляет собой культуру для масс, ориентированную на манипулирование их сознанием. Социальные функции массовой культуры неоднозначны и зачастую имеют скрытый характер. Духовная продукция для масс навязывает им определенные нормы и ценности как основу их повседневной жизни, при этом она активно воздействует на психологию человека, особенно на область подсознательного, пытаясь стимулировать определенные инстинкты. Ее стараются делать красивой, привлекательной, эстетичной, забавной или ироничной.
Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и интригует его, и вместе с тем уводит человека в мир грез и иллюзий, и, что самое главное, она заполняет его свободное время. Человек оказывается пленником этой культуры, которая заботливо производится для него средствами массовой коммуникации. Причем это такой плен, из которого никто не пытается и не хочет пытаться вырваться.
Очень часто массовую культуру понимают ограниченно — как низкопробное зрелищное искусство, ориентированное на широкий рынок. Но масскульт представляет собой не только произведения массового искусства, это и образ жизни, и способ духовного потребления. Как правило, под красивой внешней оболочкой скрывается главная — идеологическая функция массовой культуры, которая заключается в формировании выгодных обществу ценностных ориентаций личности. Одним из назначений массовой культуры выступает, таким образом, «организация» свободного времени человека для интенсивного идеологического воздействия на него. Свободное время оказывается регламентированным обществом, создающим для каждого конкретного индивида определенную иллюзию свободы выбора — свободы выбрать из предлагаемой ему для потребления средствами массовой коммуникации той или иной продукции. Вполне естественно, что чем выше образовательный уровень аудитории, тем более осознаются скрытые задачи и функции массовой культуры. Поэтому массовая культура отнюдь не является чем-то статичным и неизменным. Она приспосабливается к меняющейся исторической ситуации. Пытаясь сохранить и расширить свою аудиторию, массовая культура вырабатывает целый ряд новых качеств и средств — повышается уровень оригинальности ее произведений, она усложняется и ориентируется на более образованные и более развитые в эстетическом отношении слои населения. Таким образом, массовая культура переходит от первоначальной, примитивной своей формы на более высокую ступень поп-культуры».

(А.Тепляшин. Массовая культура, ее формы и влияние
на молодежь. 16.05.2008г. Сайт pravostok.ru.)

«Массовая культура — феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в XX в. культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. чем-то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и что можно легко отбросить, когда отпала необходимость. Массовая культура стала возможной и в силу того, что результаты творческого труда немногих людей множатся, копируются десятками тысяч экземпляров, доводятся до каждого, могут быть использованы каждым. Огромные массы живут результатами чужого труда: миллионы людей пользуются, например, открытием Р.Дизеля, чаще всего даже не понимая, как и на каких принципах устроен дизельный двигатель. Для достижения определенных результатов в науке достаточно усвоить технику научного исследования, методику проведения и описания экспериментов, технику построения и обобщения выводов. Точно так же и многие современные поэты являются, по сути, версификаторами, овладевшими техникой стихосложения, знающими сегодняшний уровень поэтической культуры и имеющими более или менее развитый поэтический вкус и слух.
Массовая культура — это «массовые» ученые, «массовые» писатели, «массовые» поэты, художники, даже философы. Массовая культура производит специфический продукт — массового человека. Массовый человек не меряет себя никакой особой мерой, ощущает себя таким, как все, и ничуть этим не удручен, наоборот, гордится своей одинаковостью с другими. Если неординарный человек старается открыть в себе талант, особое дарование и, не открыв, чувствует себя бездарностью, серостью, то массовому человеку такие переживания не даны. «Особенность нашего времени в том, — пишет X. Ортега-и-Гассет, — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Массового человека характеризуют, с точки зрения Ортеги-и-Гассета, две черты: беспрепятственный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Массу больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего — истоки этого благополучия. Масса — это устойчивый вид людей, специфическая порода, которая появилась в более или менее оформленном виде в XX в., и потому ныне можно с полным правом говорить об «антропологической катастрофе».
Массовая культура в отличие от подлинной культуры, которая есть живое внутреннее совершенство человека, его способность к творчеству себя и окружающего мира, — не создает у человека иммунитета против варварства, является лишь тонкой пленкой внешней цивилизованности, которая легко смывается в эпоху социальных потрясений».

(Философия: Энциклопедический словарь.
/ Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«Массовая культура или поп-культура, масс-культура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т.д.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т.н. мейнстрим). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX в. в текстах М.Хоркхаймера и Д.Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.
Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение.
В ХХ в. массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П.А.Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество») и др. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к её коммерциализации… <…>.
Отношение к массовой культуре в современной философской и культурологической мысли не является однозначным. Если К.Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Ж.Бодрийар говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 1960-1970гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Массовая культура — термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой — как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Массовая культура оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной Массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.
Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений «высокой» культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности, массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. (М.Р.Жбанков)».

(Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Мн. Книжный Дом. 1999г.)

«Массовая культура — в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины XX в. В понятии «массовая культура» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой коммуникации — радио, кино, телевидение, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «массовую культуру». Через систему массовой коммуникации «массовая культура» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию»… <…>.
«Массовая культура» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «массовой культуры» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.
Аппарат «массовой культуры» объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, «уговаривающих» формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политических телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т.п. … <…>.
Организационно-коммерческое звено «массовой культуры», так называемый маркетинг, использует новейшие средства капиталистической организации производства и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок молодёжной моды. Маркетинг как звено «массовой культуры» придал культурным процессам «спортивный» характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных «звёзд» и «идолов». При общей ориентации на массу аппарат «массовой культуры» осуществляет чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей… <…>.
Борьба с «массовой культурой», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика «массовой культуры» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов — марксистов. (В.Л.Глазычев)».

(Большая советская энциклопедия. М. СЭ. 1969-1978гг.)
(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,
П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов.М. СЭ. 1983г.)

«Массовая культура — порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля — культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность. Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т.е. как культуру масс, создаваемую массами, тем самым отождествляют с народной культурой. Иногда ее рассматривают как профессиональную, институционализированную культуру, заменившую якобы окончательно ушедшее в прошлое традиционное народное творчество в его классическом (историческом) варианте.
Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и прочие культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию.
Чаще всего в зарубежной и отечественной культурологии массовую культуру понимают как «массовидный способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненное ему как своей цели, распространяемую по каналам, включяя технически совершенные средства массовой информации и коммуникации» (Д.Макдоналдс, С.Московичи, Д.Бурстин. О.Хаксли, Э.Морен, Б.Розенберг. Д.Белл, М.Фишвик и мн. др.).
Большинство исследователей относят зарождение массовой культуры к эпохе становления буржуазного индустриального общества, основанного на частной собственности, характеризующимся бурным развитием техники, внедрением унифицированных технологий, прежде всего технических средств тиражирования, транслирования материальной и культурной продукции. Однако не только техника, которая сама по себе нейтральна, но политические и социокультурные условия составляют ту почву, на которой произрастает феномен, получивший название массовой культуры. <…>.
Заключение. Культура современного общества сложна и многообразны. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: «высокую» («ученую») культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Человек, оказавшийся в высоко урбанизированной, поликультурной среде, должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.
Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям, более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры, имея основательную техническую и финансовую базу: народную, традиционную и современную, профессионально-специализированную, элитарную и демократически ориентированную. Но может и взаимодействовать с этими культурными разновидностями».

(Быкова Э.В. Народная культура, массовая, элитарная. Сайт moy-bereg.ru.)

«Массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п.
Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй половины XX в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. Если в традиционных сообществах задачи общей инкультурации личности человека решались преимущественно средствами персонализированной трансляции норм мировоззрения и поведения от обучающего к обучаемому, причем в содержании транслируемого знания особое место занимал личный жизненный опыт воспитателя, то на стадии сложения национальных культур возникает необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентаций, паттернов сознания и поведения в национальном масштабе, в формировании соответствующих общенациональных (а позднее и транснациональных) норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека, инициировании его потребительского спроса на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, в повышении эффективности работы механизмов социальной регуляции посредством управления интересами и предпочтениями людей в масштабе социальных страт и целых наций и т.п. Это в свою очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и «перевода» этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации. Реализатором такого рода задач и стала массовая культура… <…>.
В отечественном общественном сознании сложилось стереотипное представление о массовой культуре как о явлении исключительно западного (преимущественно американского) происхождения. В действительности и основной массив советской официальной культуры («социалистической по содержанию») вполне соответствует критериям массовой культуры, но только специфического «тоталитарного» типа, ориентированной на политико-идеологическое манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредственной агитации и пропаганды информационными, художественными и иными средствами.
Хотя массовая культура, безусловно, является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, тем не менее, этот феномен порождается очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сообществ, при которых социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры, основывающейся на обобщенном социальном опыте доиндустриальной эпохи, утрачивает методическую эффективность и содержательную актуальность. При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции, разумеется, еще не прошедшей процесса исторической селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм. (А.Я.Флиер)».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. / Под ред. С.Я.Левит. СПб. 1998г.)
(Большой толковый словарь по культурологии. / Под ред. Б.И.Кононенко. 2003г.)

«1. Что такое массовая культура. О массовой культуре, как и о культуре вообще, существуют самые разные мнения и суждения. Интерес к проблемам массовой культуры заметно возрос, что, несомненно, связано, в частности, с действием таких глобальных тенденций, как универсализация человеческого общения через диалог культур, проявление взаимозависимости и целостности современного мира. В этой ситуации очень важно разобраться, какие ценности следует заимствовать, а какие отбросить, от каких отказаться, как от тупиковых, не способствующих развитию творческого, деятельностного потенциала личности.
Культура — целостный организм. Избирая для изучения часть целого, нужно стремиться найти такой критерий, который вычленил бы самую сущность, специфику этой части по отношению к целому. Отсутствие критерия, способного четко определить принадлежность или непричастность того или иного исследуемого явления к сфере массовой культуры вызывает дополнительные трудности при анализе культуры в целом, ее составных частей, противоборствующих элементов.
Нередко исследователи сетуют на то, что «в огромном потоке культурной продукции… весьма трудно отграничить подлинную культуру от культуры «массовой». Действительно, для четкого отграничения подчас недостаточно знать, является ли анализируемый феномен антиподом высокой культуры или нет, имеет коммерческую основу или нет, совершенны его эстетические формы или несовершенны, является ли погоня за сенсацией, сиюминутность тематики основным признаком или же это решающий момент, определяющий специфику его связей?
Резонно исходить из того, что массовая культура — это определенный шаг в развитии человечества. Теории «индустриального», «постиндустриального» общества справедливо указывали на тенденции «массовизации» всей жизни человека в рамках процесса урбанизации. Стандартизируется архитектура, питание, воспитание, образование и досуг. Потребительские стандарты экономически развитых стран подстегивают процесс «массовизоции», сметая порой самые прочные национальные преграды… <…>.
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная «массовая культура» впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.
Массовая культура — это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл».

(Массовая культура. Сайт otherreferats.ru.)

«Массовая культура — это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присутствии масс», а также это сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке. Она с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня… <…>.
Термином «массовая культура» охватываются различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. Прежде всего, это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы. Кроме того, сюда относятся образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.
Рассмотрим основные особенности массовой культуры. Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации, прежде всего, легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.
Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.
Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.
Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.
Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов — профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.
Итак, массовая культура — это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора «потребляемого продукта». К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее».

(Криничная И.А. Массовая культура и ее отличительные особенности. Сайт rae.ru.)

«Массовая культура. Специфической чертой ХХ в. было распространение в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками? Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу (см. функциональная ассиметрия головного мозга). Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности (см. принцип дополнительности), когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом. Именно таким образом массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре. Именно поэтому массовая культура была так нужна Достоевскому — прообразу культурного деятеля ХХ в. Ибо массовая культура — это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура — это образ глубоко вторичный, «вторичная моделирующая система», нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле массовая культура ХХ в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории (ср. прагматический, шоковый сбой, возникающий при неадекватном восприятии текста массовой культуры утонченным аутистическим мышлением — экстремальный опыт).
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе — в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — что в тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, отстранение, интертекст не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа… <…>.
Постмодернизм — это беспечное и легкомысленное дитя конца XX в. — впустил, наконец, массовую культуру и смешал ее с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры стали активно использовать стратегию внутреннего строения массового искусства».

(Руднёв В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. 1999г.)

«Массовая культура. С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры — легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли.
Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры.
Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно, часто этот процесс происходит через «банализацию» и упрощение объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п., обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей, прежде всего, молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений… <…>.
Массовая культура не требует никаких дополнительных знаний и обращается по преимуществу к эмоциональной сфере. Всеобщность массовой культуры не исключат разнообразия и структурированности массовой культуры в зависимости от различий. Тиражирование. Распространенный мотив критики массовой культуры — стандартизация.
Массовая культура характеризуется всеобщностью, предшествовавшая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические идеалы и ценности лишь претендовала на всеобщность. Огромную роль в распространения массовой культуры играют СМИ, они по мнению Г.М.Маклуена радикально меняют среду обитания человека и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принуждается думать не линейно последовательно, а через интервалы — мозаично…».

(Хрестоматия по культурологии. сайт kulturoznanie.ru.)

«Вступление. Многовековая традиционная культура видела в знании, воплощенном в словесных или материальных образах искусства, огромную ценность, что помогает человеку понять, осмыслить окружающий его мир, он рассматривал жизнь человека в процессе его внутреннего роста. Традиционная культура была аристократическая — она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным только тем, кто не тратил всю энергию на выживание, высшим классам.
В массовом обществе ХХ в. культура должна была ответить на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т.е. к самому низкому. Возрастная народная культура — цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем повседневной жизни. Это был своего рода легкий наркотик. Рыночный балаган, плотские радости жизни, еда, вино, секс были теми сферами, где, хотя бы временно, можно было укрыться от реальности, травмирует.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития… <…>.
Актуальность данной темы заключается в том, что массовая культура в наше время имеет большое влияние на общество путем рекламы, телевидения, литературы, радио и остальных видов СМИ, она формирует необходимое системе восприятие мира человеком и обществом в целом.
Причины возникновения массовой культуры, ее сущность и характер. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры…
Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX в. — начало XX в. …
Что же такое «массовая культура»? Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность.
Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подход к определению «массовой культуры» Д.Белла, согласно которому массовая культура — это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Очевидно, массовая культура — явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
— кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
— мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
— арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения)…
До возникновения технологического общества человек был связан с природой, благодаря религии он чувствовал себя органической частью мира и, в постоянном общении с другими, черпал жизненную энергию. В современном искусственном мире, в окружении бетона, стали и стекла индустриальной цивилизации связь человека с высшими силами, с органикой природы и с другими людьми была сужена до абсолютного минимума и, оставшись в вакууме своего одиночества, человек стал нуждаться в «наркотиках» намного больше, чем когда-либо раньше. Тем более что мир стал настолько переусложненный, что стало бессмысленным пытаться его понять. Но потребность в заполнении внутреннего мира сохранялась и на этот запрос не могли ответить традиционные формы ухода от реальности — алкоголизм, наркотики, сексуальная сфера, тем более что эти формы эскапизма (бегство от реальности) считаются аномалией, и единственно допустимой формой эскапизма стало искусство, трансформирующее реальность в эстетическое приемлемые формы…
Сущность «массовой культуры» заключается в ее влиянии на сознание человека, его отношение к реальности и душевной чувственности. Причиной возникновения «массовой культуры» стала потребность власти контролировать миллионы масс и направлять их энергию в безопасное для власти русло. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство».

(Массовая культура: сущность, характер, роль в жизни общества. Сайт xreferat.ru.)

* * *