Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.3).

«Следует сразу сказать, что народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания» (см. Народная культура в современных условиях. / Отв. ред. Михайлова Н.Г. Учебное пособие. М. 2000г.).
«Народная традиционная культура во все времена являлась безошибочным показателем состояния общественного сознания и выразителем народного самосознания. Недооценка народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. Исторический опыт подтверждает, что гармоничное сосуществование профессиональной и народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к народной традиционной культуре часто становится началом духовного становления личности» (см. Проект резолюции общественных слушаний в Общественной Палате РФ Комиссии по сохранению историко-культурного наследия. М. 02.11.2012г. сайт ruskline.ru.).
«Массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое Время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п.» (см. Культурология. XX век. Энциклопедия. / Под ред. С.Я.Левит. СПб. 1998г., Большой толковый словарь по культурологии. / Под ред. Б.И.Кононенко. 2003г.).
«Очевидно, что если она [массовая культура] продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм» (см. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы. Сайт aipe.roerich.com.).

* * *

(продолжение)

3. ОТ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ К КУЛЬТУРЕ МАССОВОЙ?

3.1. ТРИ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ

Несмотря на то, что до сих пор не существует единого понимания, что такое Культура, и согласно утверждению многих авторов, на сегодняшний день существует 250, 360 и даже 400 определений Культуры, считается, что Культура сама по себе имеет разные типы и формы. Более того, в процессе исторического развития, некоторые типы и формы Культуры «размываются» и «формируются» новые. Например, если раньше было принято говорить о народной культуре, то сегодня, как правило, уже говорят о массовой культуре. Но, как и в случае с традиционной, народной, культурой, универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Как и народная культура, массовая культура представляет собой не только произведения массового, «народного» искусства, это и образ жизни, и способ духовного потребления. Как и народная культура, массовая культура — это часть общей культуры. Но если народная культура — это традиционный, исторический феномен, то массовая культура — это новый феномен новой человеческой истории. Считается, что сегодня человечество находится в начале развития «третьей» системы культуры, культуры, основанной на средствах массовой коммуникации и новых информационных технологиях, которая может стать не только новым, но и основным способом существования современной культуры («первой» системой культуры принято считать «устную», «второй» — «письменную»). Эта тенденция характерна как для Востока (в меньшей степени), так и для Запада (в значительной степени).
В связи с этим обратим внимание еще на один «феномен» Культуры — феномен Тантры. Сегодня можно говорить о том, что феномен Тантры — это не только исторический культурный феномен, это и вполне современный феномен. Сегодня уже допустимо говорить о том, что феномен Тантры, представляя собой феномен народной культуры Востока, постепенно превращается в феномен массовой культуры Запада.
Как известно, Тантра является существенным элементом традиционной Восточной Культуры, также можно с уверенностью говорить о том, что Тантра является существенным элементом традиционной Духовной Культуры Востока, также бесспорно и то, что Тантра является неотъемлемым элементом традиционной Эзотерической Культуры Востока. Более того, исследования древней и современной культуры, например, Индии, говорят о том, что Тантра в Индии была и является не только элементом элитарной культуры, т.е. культуры, например, религиозной элиты, но и элементом массовой, народной культуры, если под массовой культурой в данном случае понимать способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей (например, через мифологию, философию, священные тексты, повседневные ритуалы и практики), в процессе восприятия которых происходит их усвоение и таким образом осуществляется нравственное саморазвитие поколения.
Сегодня уже можно говорить о том, что Тантра становится существенным элементом Западной Культуры и можно утверждать о том, что Тантра или, если быть более точным, определенные ее элементы уже присутствуют в Духовной Культуре Запада, а с развитием сети Интернет и технических средств тиражирования и трансляции информации Тантра становится неотъемлемым элементом Западной Массовой Культуры.
Таким образом, возможно, допустимо говорить о том, что сам феномен Тантры присутствует практически во всех типах и формах Культуры. Но при этом возникают закономерные вопросы. Следует ли рассматривать Тантру, Тантризм, нео-Тантру, нео-Тантризм, Тантрическую Традицию, как единый исторический, культурный феномен, или это все-таки разные исторические и культурные феномены. Можно ли будет говорить о Тантре как о культурном, или традиционном, или духовном, или эзотерическом феномене, если сегодня сама Культура, сама Традиция, сама Духовность, сама Эзотерика стремительно «растворяются» в массовости и виртуальности. Сохраниться ли Тантра как таковая, т.е. то «Особое Знание» и тот «Особый Опыт», которые предназначены для Человека в наш «темный» век, Кали-югу. (См. статью 2.12. «Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.2)., п.3. Пятая Веда для Кали-юги). Будут ли это «Особое Знание» и этот «Особый Опыт» также действенны для развития сознания и развития личности Человека, для формирования соответствующих ценностных норм и стандартов социальной и культурной адекватности Человека, как это было прежде?
Разобраться во всех этих и подобных вопросах, бесспорно, помогут будущие исследования Российской Тантрологии и, в частности, такого ее раздела как Культурология (Тантры). Но, прежде, обратим внимание на следующие понятия, и рассмотрим, что под ними понимается, и как они оцениваются в плане перспектив единой «формулы» Реального и Виртуального, и что может стать основой для подобного синтеза:
— народная культура
— массовая культура
— традиционная культура
— духовная культура
— эзотерическая культура
— виртуальная культура

«Тантра — это учения, не имеющие временных границ. Ее значение для современного мира так же велико, как и для прошедших веков. Современные ученые, работающие в области естественных наук, медицины и психологии, только начинают понимать и подтверждать, что Учение, изложенное в Тантре, ее анализ человеческой души открыли новую страницу в психологии. Многие врачи и специалисты в области здоровья признали, что йоговская практика здоровья и положения Тантры далеко превосходят уровень «ортодоксальной» медицины. Для сегодняшнего мира с его сложностями и неразберихой Тантра является научным ответом на вопросы, которые стоят перед человечеством. Более того, она учит человека объективно смотреть на все в жизни и жить правильно, делать всегда то, что способствует нашей эволюции и продвижение к Всевышнему. Она является путеводной звездой, которая помогает отличить путь к величию от того, который ведет в хаос, темноту и невежество. Тантра — это наука, которая служит людям всего мира каждый день».

(Обзор Тантра-Йоги Традиции «Ананда-Марга». Сайт nevesomost.by.)

«Можно было бы задаться вопросом, почему Тантра, будучи столь фундаментальной и обогащающей жизнь системой, в настоящее время не имеет широкого распространения в Индии. В действительности, Тантру по прежнему практикуют, но она замаскирована и поглощена Индуизмом — комплексной религией, которая имеет тенденцию включать все в свое лоно. Однако значение Тантры, по большей части, забыто или, хуже того, стало источником массового неправильного понимания и злоупотребления. По этой причине на Тантру стали смотреть с некоторым презрением; она ассоциируется с сумасшедшими колдунами и многочисленными противозаконными действиями. Но эта репутация, по меньшей мере, несправедлива и, как правило, не обоснована. Причины подобной репутации сложны, но одна из главных состоит в том, что многие тантрические тексты написаны на так называемом многозначительном «темном языке». То есть, практики Тантры объясняются в символических терминах, которые можно понять только под личным руководством гуру. Это делалось для того, чтобы защитить содержание тантрических текстов от неправильного истолкования и неподобающего использования. Однако эта уловка не помогла, и Тантра стала полем массовых заблуждений и злоупотреблений. Вы должны помнить, что некоторые из тантрических ритуалов являются очень специализированными и сложными. Именно поэтому их так легко неправильно понять без руководства опытного учителя.
Тантра охватывает все аспекты жизни. Ее философская основа достигает невиданных высот понимания, но в то же время поддается практическому применению. Она имеет разные уровни смысла и значения, которые раскрываются лишь постепенно посредством личного опыта.
Современный человек ищет что то, но не знает, что это. Нам кажется, что Тантра, включая Йогу — это ответ, который вы ищете. Она основана на мудрости и опыте тысяч просветленных мудрецов на протяжении столетий. Она проверена временем.
Без радости и опыта высшего осознания жизнь оказывается унылой, расстраивающей и зачастую бесцельной. Даже мимолетный проблеск трансцендентального опыта способен наполнить новой радостью, новым вдохновением даже самого неэмоционального человека. Тантра обещает именно это: высшее осознание, счастье, знание. Тантра — это метод, который направляет и ведет вас к материальному и духовному самоосуществлению. Космическое осознание может приходить через соучастие в мире. Не обязательно отказываться от жизни и становиться аскетом. Таков путь Тантры.
Тантра — это система для тех, кто не имеет склонности к аскетизму и глубоко увлечен мирскими делами. Поэтому она больше всего подходит для современного человека. Она служит средством устранения подавления и комплексов. Тантра учит, что жизнь должна быть выражением удовольствия, хотя акты удовольствия, разумеется, должны быть дхармическими (гармоничными), а не адхармическими (дисгармоничными). Тантра берет человека за руку и медленно ведет его к высшему осознанию. Тантра говорит: «Зачем испытывать вину за мысли и действия; каждый поступок должен быть формой богослужения, ибо все суть Шакти… которая есть Шива».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и
Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«Вопрос: С какой целью вы многие годы изучаете Тантризм и повсеместно его проповедуете? Ведь у нас другая культура и другой менталитет?
Ответ. Подобные вопросы мне задают довольно часто. И очень правильно поступают. Ведь тема Тантризма в Европе остается до сих пор малоисследованной и поэтому так много в современных печатных изданиях всяких домыслов и искажений. Я же считаю просто своим долгом давать обширную и точную информацию по этому поводу. В свое время я был большим поклонником учения Зигмунда Фрейда о психоанализе. И до сих пор считаю это учение революционным и знаковым для европейской науки и культуры. Впервые Зигмунд Фрейд откровенно признал и доказал, что многие неврозы и психозы связаны с сексуальной сферой жизнедеятельности человека. И часто эти заболевания являются следствием подавления сексуальных желаний, а по большому счету — сексуальной энергии.
В Европе о биологической энергии стали писать и говорить ученые совсем недавно. В Индии и Китае мнение о том, что сексуальная энергия является энергией жизни, сложилось еще в глубокой древности. И если признать это фактом, то получается, что всяческое подавление в организме данной энергии есть подавление энергии жизни. И вот как следствие — нарушение биоэнергетического обмена, в организме происходит сбой многих естественных процессов, организм начинает «хандрить», а это и есть признаки невроза.
Более того, человеческий мозг постоянно нуждается в здоровой стимуляции. Этими стимуляторами являются вещества нейро-пептидной группы, которые вырабатываются самим организмом. Мозг нуждается в периодическом торможении. Если этого не происходит, то психика не выдерживает и наступает изменение сознания, переходящее в фазу патологии.
Все эти невротические, психические явления хорошо описаны в современной медицинской литературе. Я не стану описывать, как невралгические и психические отклонения влияют на социальные аспекты жизни и в целом на развитие современной цивилизации. Этими вопросами занимаются фрейдо-марксисты. Моя же цель — занятия в сфере духовной культуры и восточной философии.
Как пишут фрейдо-марксисты в своих трудах, современная цивилизация полна суррогатных тенденций. Зигмунд Фрейд считал, что западная цивилизация «подвержена некрофилии». Фрейдо-марксисты доказывают, что проблемы Европы сегодня очевидны и их не исправить никакими экономическими реформами. Нужно изменять сознание людей. Нужно вспомнить и возродить «дедовский» принцип природосообразия. Потому что природа не терпит никаких искажений и извращений…
Восточной цивилизации, к сожалению, также не удалось избежать искажений. В какой-то мере сказалось влияние Запада и текущей эпохи. Более глубокий анализ сложившейся ситуации указывает на причины глобального характера. Это влияние на всю историю человечества его самого темного периода — Кали-Юги. Искажения в Кали-Югу начались с пересмотра системы ценностей и системы власти. В более древние времена государством управляли философы и брахманы. Они издавали законы и формировали идеологию. Кшатрии-управленцы следили за соблюдением этих законов. Купцы только торговали. Шудры занимались только физическим трудом. <…>.
Древние культуры коренным образом отличались от современности. Философия Тантризма как наследие далекого прошлого полностью убеждает нас в этом. Это убеждение строится на следующих аргументах и фактах… <…>.
В наше время философия и культура Тантризма актуальны как никогда. Необходимо возродить начальные традиции аристократии. Элита общества должна быть высокообразованной, высококультурной и высокодуховной. Это актуально сейчас для всех стран и континентов. Надо признать, что школы тайноведения существовали в разных странах мира и существуют доныне. Они-то и должны заняться сегодня восстановлением связи с богами — прародителями Земли и Природы. Ведь какими бы ни были достижения современной науки, а без помощи Высших Сил нам не создать в ближайшем будущем цивилизацию всеобщего благоденствия и позитивного развития. Европе и Азии, Западу и Востоку необходимо сегодня более активно эмпатировать, обмениваться опытом и знаниями. А для начала неплохо было бы отказаться от поднадоевших всем комплексов и ложных стереотипов. Новое время предполагает и переход на новое мышление. Тантризм необходим Европе как средство возвращения к природному источнику гармонии. Этот источник даст силу и мудрость для нового витка развития человеческой цивилизации. (Свами Вишвананда (Свар Ра). (Старший наставник Крымского филиала гималайской традиционной Тантры Агама-Ягатана. Сайт tantra.olig.ru.)».

(Свами Вишвананда. Тантризм: ритуалы развращения или
культура, непонятая Западом? Тайная Доктрина — газета
тайных знаний. №5 2013г. Сайт td.crimea.ua. 19.04.2013г.)

 

3.2. ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

«Народная культура (folk culture) — термин, обозначающий культуру доиндустриальных обществ. Народная культура часто противопоставляется, с одной стороны, культуре индустриальных обществ, а с другой — культуре простых или племенных обществ. См. также: индустриальное общество; массовое общество».

(Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер.
Социологический словарь. М. Экономика. 2004г.)

«Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами — людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная (христианская), нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей. Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа».

(Безрукова В.С. Основы духовной культуры
(энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000г.)

«Аннотация. В статье в свете тезаурусного подхода раскрываются понятия «народная культура» и «цивилизационная культура».
Статья. Традиционная народная культура. На пороге XXI в. проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую актуальность. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные публикации на эту тему в научных и периодических изданиях.
Само понятие «традиционная народная культура» используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость её научного изучения».

(Луков В.А. Народная культура и цивилизационная культура.
Ж. «Знание. Понимание. Умение». №2 2010г. сайт culturemap.ru.)

«Народная (корневая) культура является результатом народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Ярче всего народная культура представлена фольклором, хотя далеко не исчерпывается им. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора. Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение, постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь… <…>.
В современном обществе наряду с многочисленными профессиональными областями существует непрофессиональная культурная практика в синкретических формах. Классические формы народного творчества (такие, как эпос) ушли в прошлое, однако им на смену пришли малые формы фольклора и постфольклора. Любым формам фольклора присущи стабильность, стереотипность, устойчивость, узнаваемость для всех членов общества — носителей данной традиции. В то же время фольклорный текст (былина, сказка, легенда, песня, танец, обряд) — это динамичность, вариативность, пластичность, импровизационность в конкретной бытовой ситуации, в рамках которой он функционирует в устной традиции, — свадьба, ярмарка, гулянки, посиделки и т.д. Поэтому в народной культуре нет зрителей и слушателей. Все в той или иной мере участвуют в общем действе.
В последнее время предпринимаются попытки сохранить, поддержать и восстановить традиции народной культуры, прежде всего в области народной художественной культуры. Конечно, в наши дни мы гораздо чаше имеем дело с профессиональным творчеством отдельных мастеров или массовым производством, а не с народным творчеством как таковым. Дело в том, что народная культура теряет своего носителя, которым всегда были крестьянство и слободское население. Сегодня интерес к народной культуре проявляют разные группы интеллигенции — любители старины, искусствоведы, художники. Но они, как правило, в своем творчестве воспроизводят лишь отдельные элементы народной культуры и то, что мы сегодня называем народной культурой, это не столько часть актуальной культуры, сколько часть культурного наследия, которая нужна нам, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства»».

(Сравнение народной и профессиональной культуры. Сайт grandars.ru.)

«Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства. Народная традиционная культура во все времена являлась безошибочным показателем состояния общественного сознания и выразителем народного самосознания. Недооценка народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. Общественное сознание проявляется в коллективном отношении к образу жизни, истории, культуре своего народа, к государству, к системе основополагающих ценностей. Особое значение приобретают ценности народной традиционной культуры для семьи как основной социальной ячейки общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности.
В настоящее время у государства и общества отсутствует единое и внятное понимание «народной традиционной культуры». Отсутствует оно и в федеральном законодательстве. Понятие «местное традиционное народное художественное творчество», включенное в Федеральное законодательство, без расшифровки его содержания, приводит к смешению всех имеющихся в современном культурном пространстве направлений, видов, форм народной художественной культуры и вытеснению из него базовой народной традиционной культуры, подмене ее различными формами художественного творчества. Ограничение сферы народной традиционной культуры только ее художественной составляющей ведет к сужению, игнорированию накопленного в ней социального, педагогического, хозяйственного, экономического и другого опыта.
Выделение области народной традиционной культуры основано на трех ключевых категориях, имеющих смысловую взаимосвязь: культура — традиция — народ… <…>.
В современном российском обществе все отчетливее проявляется осознанное стремление к восстановлению некогда целостной многомерной системы культуры, охватывающей сферы духовной, интеллектуальной, хозяйственно-экономической, художественно-творческой деятельности человека и общества не только в виде отчужденных продуктов труда, совокупности достижений, но как непрерывно развивающейся во времени социокультурной среды, в недрах которой только и возможна полноценная созидательная жизнедеятельность общества и личности. Благодаря традиции сохраняется историко-культурная память поколений, вбирающая в себя информацию, касающуюся всех сторон жизни человека и общества… <…>.
Исторический опыт подтверждает, что гармоничное сосуществование профессиональной и народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к народной традиционной культуре часто становится началом духовного становления личности».

(Проект резолюции общественных слушаний в Общественной Палате РФ
Комиссии по сохранению историко-культурного наследия
Общественной Палаты РФ. М. 02.11.2012г. сайт ruskline.ru.)

«Народная культура. Народная культура изучается разными научными дисциплинами: историей, филологией, этнографией, философией культуры, искусствознанием и др. В научной литературе обнаруживаются разные, неоднозначные подходы к данному явлению. Нередко она предстает как совокупность отдельных направлений, видов, жанров, даже объектов (народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и пр.). Часто ее пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора (народные песни, танцы, ремесла), а то и до словесной художественной традиции, относящейся к историческому прошлому (былины, предания, пословицы и пр.). При этом каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет, свой круг интересов (например, в рамках этнографии, филологии и др.). В 1980-1990-е гг. складывается потребность в обобщенном представлении о культуре. Это обобщенное видение требует иного подхода, т.е. культурологического.
Народная культура в культурологическом аспекте будет пониматься достаточно широко и не ограничиваться ее историческим пластом, относящимся к далекому прошлому, т.е. как сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных). К элементам, ее составляющим (как и культуру в целом), относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении, в также способы деятельности, трудовой, утилитарно-бытовой (домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д.), технологии функционирования, т.е. практическое оперирование ценностями, смыслами, формы их поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления. <…>.
Разные области народной культуры изучаются широким кругом гуманитарных и социальных дисциплин: фольклористикой, искусствоведением, историей культуры, этнологией, этнолингвистикой, эстетикой, социологией культуры. Из всего набора характеристик фольклора, выделенных фольклористами и другими специалистами в разное время, представляются особенно важными две фундаментальные особенности народной культуры, тесно связанные между собой.
1. Синкретизм в широком смысле, т.е. нерасчлененное, диффузное сосуществование в связанном виде знаний и верований, этики, эстетики и быта, художественной и внехудожественной сфер культуры, мира представлений (картины мира) и способов практического действия, что характерно для группового (соборного), коллективистского сознания и поведения. Синкретичен и процесс создания-бытования образцов народной культуры. В ней нет разделения на создателя, слушателя (зрителя), исполнителя. Все сообщество (община) являются равноправными участниками единого действия (действа). Как правило, действо (трудовое, обрядовое, празднично-игровое и пр.) выполняет несколько ролей (функций) — утилитарно-бытовую магическую, обрядово-ритуальную, художественно-эстетическую, коммуникативную и т.д.
2. Традиционность — опора на традицию как способ коллективной аккумуляции социального опыта сообщества разного пространственно-временного масштаба: от нескольких лет до столетий, от небольшой социально-специфической общности (солдаты, студенты) до народа как этноса, нации или даже метаэтноса (нескольких народов), представляющих территориальный регион, страну и даже несколько стран».

(Народная культура в современных условиях. Учебное пособие.
/ Отв. ред. Н.Г.Михайлова. Российский институт культурологии.
Министерство культуры РФ. М. 2000г. 219 стр.)

«Народная культура — собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, например, традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики — проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность — внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.
Традиционность — важное качество народной культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.
Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (например, в советское время). Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции, — все эти проявления народной культуры изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры.
Задача культуролога заключается в вычленении некоторого инвариантного содержания, пронизывающего все указанные компоненты традиционных культур и имеющего в значительной мере надэтнический характер. Это, в частности, такие идеи — ценности — смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами, представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах «правильного» и «неправильного» социального поведения и устроения жизни, о служении людям, родине и др.
Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, которые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Так в значительной мере происходит в настоящее время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы.
Ориентация на постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана с переосмыслением обширных пластов истории и определенным движением в сторону консерватизма и традиционализма, что отмечается некоторыми учеными. Вторая (по некоторым определениям, вторичная) жизнь народных традиций, социальное проигрывание разных моделей включения культурных архетипов прошлого в современную жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологического подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с народной культурой. (Н.Г.Михайлова)».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. / Под ред. С.Я.Левит. СПб. 1998г.)

«Введение. … Народная культура успешно функционирует и в зрелом социалистическом обществе, приобретая в нем новые черты и формы. Между тем народная культура в социально-философском и историческом плане практически не исследовалась. В работах, посвященных сущности, структуре, закономерностям функционирования и развития культуры человеческого общества в целом и социалистической культуры в частности, как правило, нет даже упоминания о народной культуре. (Исключение составляет, пожалуй, небольшая статья Л.Н.Когана в сборнике научных трудов, изданных тиражом в 300 экземпляров. См.: Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. В сб.: Изучение истории культуры как системы. Новосибирск. 1983г.).
Сам термин «народная культура» используется преимущественно представителями частных наук — этнографами, фольклористами и т.д., — которые отождествляют ее либо с традиционно-бытовой культурой, либо с такими формами народного художественного творчества, как традиционный фольклор и народное декоративно-прикладное искусство. Некоторые современные публицисты, литераторы сводят народную культуру к патриархальной культуре дореволюционного крестьянства, нередко противопоставляя ее как образец культуре города. Говоря несколько упрощенно, философы не знают, что это такое, а публицисты зачастую извращают ее суть.
Необходимость философско-социологического рассмотрения народной культуры обусловливается, во-первых, тем, что без анализа ее сущности и места в культурном развитии нельзя в полной мере раскрыть роль народных масс в историческом процессе. Обедненной, во-вторых, предстает и сама культура любой эпохи, и особенно периода социализма, когда сфера действия народной культуры охватила практически все общество. Анализ культурных процессов и культурного строительства в СССР неминуемо будет неполон без выяснения места и роли в них народной культуры, ее взаимодействия с культурой профессиональной… <…>. Наконец, невозможно достаточно полно исследовать такую важнейшую черту культуры, как народность, без выявления диалектики народного и народности, взаимодействия и взаимосвязей профессиональной и народной культуры… <…>.
Особенности нашего подхода заключаются в следующем: I. Мы исследуем народную культуру главным образом как социологическое явление, то есть с точки зрения анализа связи народного творчества с деятельностью различных классов и социальных групп, выявления социальных закономерностей и объективных условий ее функционирования и развития. За пределами нашей работы остается анализ содержания различных видов народной культуры, эстетические и искусствоведческие характеристики художественного творчества масс — они изучены в той или иной мере представителями частных наук. Конечно, там, где это необходимо, мы обращаемся к исследованию и отдельных исторических форм, которые в ходе своего развития приобрела народная (в том числе и художественная) культура, но делается это лишь для решения частных, вспомогательных по отношению к анализу социального функционирования народной культуры задач… <…>.
Автор выносит на защиту следующие основные положения:
1. Термин «народная культура» может быть употреблен в широком и узком смысле слова. В первом случае мы понимаем под ней всю демократическую, прогрессивную культуру, созданную как профессионально, так и непрофессионально и обладающую особым качеством народности. Народная культура в узком смысле слова есть часть культуры человеческого общества, созданная непосредственно самими трудящимися массами (как правило, непрофессионально) и выражающая их миропонимание и мироощущение.
2. В народной культуре (в узком смысле слова) преобладают демократические, прогрессивные начала, объективно выражающие интересы масс, но есть и реакционные, консервативные и иные негативные элементы, ибо она отражает не только разум, но и предрассудки народа. В этом плане нельзя отождествлять понятия «народная» и «хорошая», позитивно оцениваемая культура. Вообще понятие «народная культура» есть не столько аксиологическая, сколько социологическая категория.
3. Народная культура существовала на протяжении всей человеческой истории и не только сохранилась в условиях социализма, но и приобрела новые формы и виды, значительно обогатилась по содержанию и сфере воздействия… <…>.
Заключение. Народная культура прошла многовековой путь развития. Являясь выражением творческой активности народных масс, она воплощала их мировоззрение, идеалы и чаяния, их исторический разум и порожденные рядом факторов предрассудки. Будучи социально неоднородной по своим носителям и творцам, народная культура в условиях классово-антагонистического общества содержала как демократические, социалистические элементы, так и проявления консервативных и реакционных начал. Однако на протяжении веков она неизменно в основе своей выражала интересы трудового народа, воплощала его творчески — созидающую мощь. В ходе истории менялись многие компоненты содержания народной культуры, соотношение составляющих ее блоков, ее взаимосвязи с профессиональной культурой… <…>.
Народная культура возникла как творчество самих трудящихся масс. Отчужденная от них профессиональная культура, в наиболее значимых своих проявлениях объективно, а с ростом сознания трудящихся и субъективно, становилась культурой для масс. Развитие культуры при социализме способствует осуществлению диалектического процесса, в ходе которого, с одной стороны, ликвидировано отчуждение от народа профессиональной культуры, а с другой — культурное творчество все в большей мере становится делом самих масс… <…>.
Народная культура в целом, а при социализма, в частности, еще крайне мало изучена, в ней далеко не все ясно. Пока еще недостаточно четко определены ее границы, структура, проблематично отнесение к ней ряда видов и форм деятельности, например, так называемой общественной работы, не прослежена в полной мере распространенность различного рода занятий, осуществляемых в сфере народной культуры, их «привязанность» к тем или иным социально-демографическим, профессиональным группам населения, регионам страны, ее национальному составу. В сущности народная культура исследована нами как социально-творческий феномен, анализ потребления ее ценностей в лучшем случае только намечен. Много неясного в механизме функционирования и развития народной культуры…».

(Цукерман В.С. (д.ф.н.). Народная культура как социальное явление
(диссертация). Челябинск. 1984г. Сайт disserсat.com.)

«Введение. Замысел этой книги связан с изучением феномена народной культуры на основе междисциплинарного подхода, который может быть определен как культурологический, или социокультурологический. Народную культуру во всех ее проявлениях предполагается рассматривать в контексте современных культурных процессов. Включение в контекст позволяет увидеть, как элементы традиционных культур разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего прошлого могут попадать в сферу актуальной культуры или оставаться на ее периферии, однако, в любом случае, их важно и нужно анализировать как артефакты культуры в ее сегодняшнем состоянии, а не только как достояние истории. Такой анализ использован в предлагаемом учебном пособии. <…>.
Следует сразу сказать, что народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.
Понятие «народная культура» (и особенно «народ») связаны с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера, целители и т.д. Аналогичную картину можно наблюдать и в др. европейских языках, где широко представлены словообразования, восходящие к латинскому populus или английскому folk, немецкому volk (народ). <…>.
В этом случае, можно полагать, что мы имеем дело с некоей особой, более или менее целостной культурой, обладающей своим видением мира, способами его знаково-символического воплощения в разных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики, которая локализуется вне профессиональной сферы. Культура находит выражение в разных современных направлениях творческой деятельности повседневного плана, и в живущих и вновь оживающих элементах этнокультур, в сегодняшнем обращении к культурному наследию прошлого. <…>.
Авторы предполагают выделить и рассмотреть проблематику народной культуры на современном ее этапе. В книге не ставится цель охватить в целом историю народной культуры, хотя эта область в прошлом дала немало ярких образцов и, можно полагать, ранее представляла собой гораздо более целостное явление, чем сейчас. Исторические материалы и экскурсы нужны лишь постольку, поскольку народная культура в силу традиционности до сих пор достаточно прочно укоренена в прошлом. В настоящем же она, как уже говорилось, представляет собой достаточно пеструю картину, в которой причудливо и не всегда органично переплетаются самые разные традиции. Поэтому особое значение авторы придают проблемам промежуточности, культурного плюрализма или мультикультурализма…
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что главной целью для авторского коллектива является не столько полнота охвата материала, сколько обоснование общей концепции народной культуры, а также выработка и реализация методологически нетрадиционного подхода к анализу круга явлений, которые могут быть отнесены в современных условиях к народной культуре. Эту задачу авторы стремятся разрешить на материале, различающемся и по характеру самих культурных текстов или объектов, и по их месту и роли в современном культурном пространстве, и по укорененности в прошлой культуре, и по связям со смежными областями культуры. (Н.Г.Михайлова).
Глава 1. Общее представление о народной культуре и проблемах ее исследования. Народная культура в разных своих проявлениях — народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, целительство и предания, современная массовая любительская практика — стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. Имеются в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, эстетика и др. Естественно, каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области, и попытки совмещения и сведения этих позиций в некое целое методологически малопродуктивно. Цель данной главы — обосновать перспективность социогуманитарного подхода, который может быть определен как собственно культурологический. <…>.
Культура — хотя и не совсем простое, но, с позиций здравого смысла, очевидное понятие, и его теоретическое объяснение мало влияет на обсуждение конкретных «внутрипредметных» проблем. Однако так ли это? Все чаще у представителей разных культуроведческих дисциплин возникает потребность договориться о каких-то общих теоретических «конвенциях», на базе которых возможен проблемный диалог, а не только обмен описательно-интерпретативными текстами по отдельным вопросам.
Все сказанное выше определяет необходимость выбора общей концепции культуры, наиболее адекватной для построения предмета «народная культура» с социогуманитарных, культурологических позиций. Такая концепция может быть использована и в фундаментальных исследованиях, и в прикладных разработках. Среди множества подходов к ее обоснованию нам важно выделить две крайние позиции. Согласно одной из них — весьма традиционной — к культуре относят материальные и духовные ценности как результаты деятельности человека и человечества. Согласно другой, более поздней по времени, позиции в культуру включаются и способы деятельности, знания, т.е. все формы деятельности человека как существа социального, противостоящего природе, а также результаты этой деятельности — вне зависимости от их ценностной компоненты.
В первом случае культура по существу предстает как собрание «проверенных временем» материальных объектов, предметов, произведений искусства, ценность которых как бы признается бесспорной, ибо она связана с воплощением в них вечных (или, по крайней мере, долговечных) социальных идеалов, этических, религиозных, эстетических принципов и т.д. Неизбежное следствие такого подхода, доведенного до логического конца, — превращение культуры в некую коллекцию шедевров. Все остальное важно лишь постольку, поскольку способствует (или препятствует) продуцированию шедевров.
Второй подход может привести к другой крайности — чрезмерное расширение сферы культуры, при котором в нее попадает все, что люди делают, придумывают, строят, организовывают и т.д. В этом случае культура смыкается с философией, наукой, правосознанием, медициной, техникой, сельским хозяйством, конкретными методиками отдельных форм деятельности, производства.
Выделить во всем этом безбрежном социальном пространстве собственно фермент культуры — задача весьма важная и в теоретическом, и в методологическом, и даже в практическом отношении.
Излагаемая далее в самой общей форме концепция культуры позволяет разрешить отмеченные противоречия, открывает методологические перспективы для построения предмета «народная культура» как в фундаментальных исследованиях, так и в прикладных разработках. <…>.
Есть нечто общее в современных направлениях творческой практики повседневного плана, в живущих ныне и вновь оживающих элементах этнических культур разных традиций, а также в культурном наследии, несколько дистанцированном от актуального слоя современной культуры. Общность народной культуры разных эпох связана с тем, что при всех различиях — это культура по преимуществу или исключительно устной традиции, бытующая и в прошлом, и в настоящем по фольклорному типу, т.е. передаваемая от лица к лицу, от поколения к поколению в акте непосредственной коммуникации.
На первоначальных стадиях исторического процесса вся культура закреплена в системах наследуемых обычаев, ритуалов, устно передаваемых преданий и мифов, отраженных в исходной этнокультуре данного народа. В историческом прошлом народная культура в значительной мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями ассимилирует элементы официальной идеологии (например, в советское время). Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.
Задача культуролога заключается в вычленении некоторого инвариантного содержания, пронизывающего все указанные компоненты традиционных культур и имеющего в значительной мере надэтничный характер. Это, в частности, такие идеи — ценности — смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия об отношениях человека с некими высшими и низшими силами, представления об идеалах мудрости, силы, героизма, красоты, добра и зла, о формах «правильного» и «неправильного» поведения и устроения жизни, о служении людям, отечеству (буквально — стране, земле отцов) и др. Все это содержание воплощено в культурных текстах разной знаковой природы (слово, жест, музыка, танец, изображение, материально-вещный пласт культуры).
1.4. Современные особенности народной культуры. Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях. Развиваясь вместе с обществом (сообществом), культура становится все более сложной, разветвленной и многоуровневой. С возникновением национально-государственных образований, укреплением социальных структур, постепенно складывается общенациональный вариант языка и культуры, по отношению к которым регионально-этнические культурные традиции при всей своей исконности и аутентичности занимают как бы подчиненное положение, оставаясь культурой повседневности, разговорным языком, сферой бытового общения, а также исторической памятью рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. Возникает культура земледельческая, художественная, религиозная, правовая, политическая и пр. Складывается представление о культуре духовной (религиозной) и светской, официальной и частной, сословной и общенациональной, региональной и мировой.
Параллельно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение. Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации.
Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. Фольклор, теряя свое исконное универсальное положение, начинает активно взаимодействовать с субкультурами, образуя, с одной стороны, современные вторичные формы народной культуры, а с другой — обретая роль культурного наследия.
В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре. Однако те произведения, изделия, вещи, которые представляют такую культуру, чтобы стать действительно массовыми, завоевать всеобщее внимание, должны быть очень профессионально выполнены и еще более профессионально запущены в оборот с использованием широкого арсенала современных технологий производства, фиксации, обработки, тиражирования текстов, с ориентацией на вкусы широкой публики, стереотипы массового сознания. Все это, конечно, отличает данную область культурной деятельности от самостийно существующей культурной практики устной традиции, по масштабам охвата сейчас явно уступающей массовой.
Вместе с тем в современных обществах с высоко развитыми информационными технологиями, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и внепрофессиональная культурная практика в синкретических формах. Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы народной культуры, им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора.
Традиционные формы культуры в прошлом (для разных народов оно может быть отнесено к разным периодам) воплощали некие базовые жизненные ценности, определяющие основы социального бытия сообщества. Теперь картина мира современного человека в значительной мере строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве. Они во многом выработаны уже достаточно давней профессиональной традицией, в которой элементы народного миросозерцания присутствуют лишь фрагментарно. Обращение к народной культуре — это часто сфера специальных интересов отдельных групп, приверженность к ритуалам, обычаям, связанным с определенными обстоятельствами жизни, тяготение к историческим культурным формам. В таком случае речь может идти не столько о социальном нормировании жизнедеятельности людей, сколько об украшении, декорировании, внесении дополнительных смысловых нюансов и форм в ту общую ценностно-нормативную базу (или ее фрагменты, восходящие к разным эпохам), на основе которых, так или иначе, устраивает свою жизнь современный человек».

(Народная культура в современных условиях.
/ Отв. ред. Михайлова Н.Г. Учебное пособие. М. 2000г.)

* * *