Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.1).

продолжение

2. РЕАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕДИНОЙ «ФОРМУЛЫ»

«Мы все спешим за чудесами, т.е. сидим в Интернете часами, пытаясь найти то, чего там нет, хотя твердо убеждены, что там есть все: электронные книги в электронных библиотеках, фильмы, музыка, музеи, магазины, виртуальные путешествия. Возможно, так и есть. Многие посвящают все время и мысли компьютерным играм, форумам, блогам, твиттерам, живым журналам, искренне полагая, что виртуальное общение ничуть не хуже реального. Сколько анекдотов придумано, и мудрых мыслей по этому поводу сказано, но как бы там ни было, социальные сети все популярнее и масштабнее. Если что-то найти в Инете может быть иногда затруднительно, учитывая необъятный объем информации в Сети, то кого-то — без проблем. Весь мир от мала до велика путается во Всемирной Паутине. Сначала это мультики и развивающие в лучшем случае игры, потом социальные сети и сайты рефератов, потом — работа, для некоторых независимо от возраста — смысл жизни. Но, как гласит народная мудрость, всякое излишество вредно. Может быть, прежде чем мухе заходить в гости к пауку, стоит подготовиться? Например, мамам и папам объяснить еще только формирующемуся сознанию подрастающего поколения, знакомств, развлечений, мелких и не очень заработков, чуть позже, что у обычных книг, в отличие от компьютера, не бывает технических неполадок, а наслаждаться классической музыкой лучше в филармонии».

(Реальное и виртуальное. Сайт atlas.by.)

«Общество с легкостью осваивает новые технологии, активно оснащает свой быт умными машинами, но при этом к XXI в. своего существования не научилось выстраивать взаимоотношения…
Реальная жизнь выглядит зверинцем и битвой за место под солнцем. Не случайно уход в виртуальный мир Интернета становится для многих спасением. Толерантность Интернет-сообщества — виртуального государства планеты позволяет реализоваться человеку без подножек сослуживцев, укоров родственников, придирок начальника. На Интернет-пространстве отсутствует чванство, и востребованы все способности. В этом и причина того, что укоры семьи и педагогов к притяжению монитора компьютера на человека не оказывают никакого воздействия. Его не устраивает реальный мир, он реализуется в виртуальном.
Низкий уровень развития нравственности в XXI в. напрочь заваливает высокий уровень технических достижений общества, т.к. этот перекос нарушает гармонию эволюционного процесса. Виртуальный мир также стал отражением этих процессов…
Высокообразованное общество XXI в. одновременно до безобразия невоспитанно. Школьники получают знания не о ценности и уникальности человеческой жизни, не о возможности раскрыть свой творческий потенциал, не об этике поведения. Их учат жизни по курсам ОБЖ и половому воспитанию.
Но и духовные поиски человека, и желание разобраться в действительности, и сверить свои жизненные установки со взглядами миллионов в виртуальном мире находят пристанище, формируют мировоззрение планетарного уровня.
Духовные искания человека удовлетворяются анонимно через поисковые системы Интернета, которые готовы дать любую информацию и совет, как найти себя в жизни и самореализоваться. Сейчас возможности виртуального мира используются все более конструктивно. Удивление техническими преимуществами компьютерной техники сменилось практическими разработками для расширения своей деятельности до мирового уровня, использованием мгновенной связи и бесчисленных программ-помощников.
И хотя на просторах Интернета немало беспредела, репутация Интернета, как уникального помощника, думаю, перевесит негативные истории и получит еще большее развитие. Интернет уже вошел в каждый дом. Пусть виртуальный мир поможет выжить, приспособиться, проявить себя в реальном мире каждому в него вошедшему!».

(ryabina710. XXI в. — бегство из реального мира
в виртуальный. 04.10.2011г. Сайт vgtb.ru.)

«Представляем вам перевод статьи компании [x]cube LABS, крупного провайдера мобильных решений из Далласа с офисами в Нью-Йорке и индийском Хайдарабаде. [x]cube LABS работает в потребительском и корпоративном сегментах рынка, имеет несколько сотен штатных сотрудников и портфолио с проектами для GE, Texas Instruments, Hasbro, Mattel, United Health Group и 24 Hour Fitness. Это обзор прошлого, настоящего и будущего дополненной реальности с точки зрения интеграции AR именно в корпоративный сектор экономики, однако затронутые в нём вопросы имеют отношение ко всему, о чём вам ежедневно сообщает ARNext… <…>.
Что такое дополненная реальность? Широко цитируемое определение дополненной реальности как системы Рональда Азума (Ronald Azuma) гласит, что она имеет три следующие особенности: 1) она совмещает реальное и виртуальное; 2) она интерактивна в реальном времени; 3) она функционирует в 3D. Проще говоря, AR — это технология, которая сочетает реальный и виртуальный миры в режиме реального времени через соответствующие вычислительные интерфейсы. Пользователю она предлагает обогащение или улучшение непосредственного окружения при помощи цифровой информации. Одним из примеров использования дополненной реальности на предприятиях может выступить запуск производителем медицинского оборудования приложения, которое станет для отдела продаж единым инструментом демонстрации всего ассортимента продуктов врачам на смартфонах и планшетах. Аналогично AR может использоваться производителями автомобилей для визуализации и разработки кузова и двигателя. Мобильная AR-программа может быть создана для того, чтобы сотрудники предприятия могли пробовать свои силы в разработке цифрового макета автомобильного кузова и работали над его дизайном, делиться с ответственными людьми и добиться утверждения дизайна как финального… <…>.
Будущее. Будучи технологической возможностью, AR способна вывести корпоративные приложения на следующий уровень. Поскольку её использование набирает силу, и сформирован технологический задел на будущее, в ближайшие несколько лет будут изучены и опробованы новые способы развёртывания дополненной реальности в корпоративной мобильной среде. Инновации, такие как интеграция данных об активности головного мозга в AR-экосистему, проект Glass и прочие, породят её более эффективное и значимое использование в мобильных устройствах. То, что мы наблюдаем сегодня, является лишь верхушкой айсберга. Он окажется гораздо больше».

(Приложения дополненной реальности:
будущее реально и виртуально. Сайт arnext.ru.)

«1. Реальные и виртуальные миры. Что такое реальный мир? а виртуальный? где следует проложить границу между ними? Те объекты, которые мы видим вокруг себя: чашку, кота, монитор можно потрогать руками, изменить их. Значит они вполне реальны. Даже ветер вполне реальное явление, ведь его воздействие может изменять объекты. Но вот мы смотрим в монитор и видим там изображение человека, бегущего куда-то. Это изображение движется, подчиняясь нашим приказам, отдаваемым с клавиатуры, и мы в это время можем испытывать достаточно большой спектр эмоций и ощущений. Неужели то, что с нами происходит в компьютерных играх, — реальность? А может быть, определять объект в разряд «реальных» по признаку его ощутимости для человека неверно? Тогда что же следует признать критерием реального объекта?
Снова посмотрим на монитор. Бегущий там человек прыгает на крышу многоэтажного дома, дальше на соседнюю крышу… срывается… и бежит дальше. А теперь выглянем в окно. Часто мы такое можем увидеть? Человек, упавший с большой высоты без парашюта, вряд ли побежит дальше. Причина: деформация объекта (обычно необратимая) в следствие действия силы гравитации. Почему же в компьютерной игре на человека не подействовала гравитация? Ответ очевиден: так решил программист, создавший игру. В его власти было отменить физические законы в созданном им мире. Однако вряд ли он сможет отменить их за окном. Реальные объекты всегда подчиняются физическим законам. Программист создает лишь математические описания (представления) объектов и явлений реального или выдуманного им мира, но не сами объекты и явления. Такие представления и называют виртуальными объектами, т.к. они существуют лишь в памяти компьютера (вне памяти виртуальных объектов просто нет).
Несмотря на то, что виртуальные миры могут быть какими угодно и в них могут действовать любые (даже самые невероятные) «законы», наиболее качественными следует признавать те, которые похожи на реальность, подобны ей. Ещё бы… ведь с детства мы привыкли к тому, что огонь обжигает, резиновый мяч, брошенный о стену отскакивает, перо и камень падают с разной скоростью и т.д. Если все это «воспроизвести» в виртуальном пространстве, то и человек «попавший» в это пространство будет чувствовать себя как в настоящем мире.
Конечно, подобие реальности не столь принципиально, если иметь ввиду лишь компьютерные игры. Однако подобие физическому миру имеет важное значение в изучении окружающей среды и прогнозировании. Представьте себе, что строится город в районе, где часто происходят ураганы. Дома какой прочности следует строить здесь? Как не просчитать и не сделать ошибку, ценой которой могут стать человеческие жизни? Возможно, следует смоделировать дома, «заложив» их физические характеристики в компьютер. Затем, также смоделировать порыв ветра определенной силы и посмотреть его разрушающее воздействие на здания. Если виртуальный ураган разрушит виртуальные дома, ничего страшного, — можно просто поменять характеристики здания и наблюдать воздействие снова. Может оказаться так, что строить дома в выбранной местности экономически не выгодно. И лучше это знать заранее, чем построить, а через какое-то время придти к плачевному выводу. Становится очевидно: представление реальности с помощью компьютера может иметь вполне практическое значение».

(Виртуальность как способ изучения реального мира.
10.01.2010г. Сайт younglinux.info.)

«Арнаб Сен является руководителем отдела стратегического планирования международной компании MRM, которая входит в пятерку основных организаций, разрабатывающих цифровые технологии и ведущих организаций Индии. Как ученый- антрополог, Арнаб считает, что социология способствуют развитию действующих моделей, которые помогут понять и объяснить культуру потребления, выбор определенных категорий и брендов.
Социальные исследования все больше указывают на то, что граница между виртуальным и реальным мирами стирается. Наша реальность, возможно, больше не обладает дуализмом миров. Исследователь Натан Юргенсон, участвовавший в социальном форуме мультиблога Society Pages, проводимом Университетом Миннесоты, отвергает идею дуализма. «Мы больше не можем думать о том, что реальный мир отличен от виртуального», сообщил он.
Как бы то ни было, то жизненное пространство, которое пересекает виртуальные и физические границы, поднимает новые вопросы, и требует новых подходов к пониманию технических решений и культурных вопросов. Например, недавние дискуссии по поводу собственности на виртуальное воздушное пространство, требуют новых взглядов и решений.
Акторно-сетевая теория. Технология — это процесс, посредством которого человек и технические устройства взаимодействуют друг с другом и, в следствие чего, возникает интеллектуальный рост. Такая концепция называется акторно-сетевой теорией (ANT). Социальная теория изучает отношения между физическими предметами и нематериальными понятиями. Это то пространство, в котором существует продукция, удобство и простота использования, и такие понятия, как восприятие бренда и свобода выбора
В городах Южной Кореи розничная сеть Tesco сделала стратегический шаг по расширению своей сети, установив виртуальные супермаркеты Home Plus в пригородных железнодорожных станций. Изображения физических полок появляются на 2D экранах. Потребители делают покупки на экранах, используя смартфоны для сканирования продукта QR кодом и приобретают продукты, которые Home Plus доставляет к порогу. На самом деле инновационная технология Home Plus дает возможность совершать быстрые и удобные онлайн-покупки, ощущая себя как в реальном магазине, при этом находясь между физическим и виртуальным мирами.
Рассматриваемая через теорию ANT данная инновация объединяет людей и нефизические составляющие (покупатели, дисплеи, вокзалы, QR-коды и процесс поставки) в социальную и, таким образом, культурную среду, что дает результаты. Означает ли это, что такой опыт менее реальный? Наверное, нет, хотя некоторые из нас, возможно, по-прежнему предпочитают обычные магазины.
Стирание границ. Начиная с интернет-революции 90-х годов XX в., благодаря разработке Web 2.0, наша жизнь постоянно расширяется, занимая просторы виртуального пространства. В Second Life мы приобретали виртуальные дома за реальные деньги; играя в FarmVille, мы просыпались посреди ночи для того, чтобы спасти от порчи наш виртуальный виноград. Имеет ли наша жизнь шизофреничные признаки из-за сегодняшнего дуализма?
В мире, где технологии вмешиваются, улучшая или, по крайней мере, изменяя нашу повседневную жизнь и физическую среду вокруг нас, социологические исследования технологий будут мощным и бесценным средством помощи для разработчиков, инженеров, маркетологов, представителей СМИ, юристам и защитникам прав потребителей».

(Влияние реального и виртуального миров. Сайт mashable.com.)

«Действительная реальности и реальность виртуальная на поверхности равноценны друг к другу. И, нередко, виртуальная реальность более реальна, чем реальность действительная. Можно с этим не соглашаться, так как виртуальная реальность полностью выдумана. Она как некая надстройка над реальностью действительной. Её можно сравнить даже с религией, которая в своих догмах и ритуалах имитирует взаимоотношения с давно забытой реальностью. В виртуальной реальности может быть своё прошлое и своё настоящее, и даже своё будущее. И сознание человека может быть погружено в виртуальную реальность, без его согласия на это, и в то же время без его сопротивления, потому что элементы виртуальной реальности могут быть сходными с действительной реальностью. <…>.
Но виртуальная реальность не существует сама по себе, она тесно связана с действительной реальностью и даже главенствует над нею. Рассмотрим несколько примеров виртуальной реальности. Первая, основополагающая виртуальная реальность – это деньги, акции, ценные бумаги, которые сами по себе никакой ценности не имеют, но обратите внимание, как они меняют психику человека! Человек, ставший денежным аддиктом, теряет своё сердце. Он готов продавать всё, родных и близких, друзей, совесть, родину и свою душу. Он лжёт, подтасовывает, требует взятки, может ободрать неимущего как липку, мол, сам виноват, почему неимущий… <…>. Если у тебя есть деньги, то ты гомо-сапиенс, а если их у тебя мало, то ты быдло. Деньги оторвали реальную ценность объектов от их действительной стоимости и теперь, имеющий эти виртуальные ценности, считает вправе определять, что и кто сколько стоит. Так, «Чёрный Квадрат» Малевича стал стоить 18 млн. долларов, а ценность человеческой жизни упала практически до нуля.
В современном мире людьми правят виртуальные идеи, например, демократия — это только виртуальный фантик, в котором завёрнута неприглядная реальность, насквозь пронизанная виртуальной ложью. Вы ожидаете от этой конфеты, что она сладкая, но, попробовав, отплёвываетесь, так как вкус её подобен вкусу полыни. Религии предлагают вам виртуальные цели, ради которых человек должен жить на Земле, но эти цели привязывают вас к виртуальной реальности этого мира, в котором царствует виртуальная демократия. Человек умеющий думать отчётливо видит, что религиозная идея Бога — не более как подтасовка Истины, имеющая далеко идущие цели, например, слова: «Всякая власть дана от Бога, не повинующийся власти — не повинуется Богу» — вбиваются в головы рабов, чтобы они были послушны своим господам, кто бы они ни были. Тогда религиозный человек, следующий этой заповеди должен быть толерантным к врагам своим, которые захватили власть в его родине, которые истязают его и его близких и самое главное — истязают и разрушают его отечество. К тому же он ещё должен и молиться за врагов своих, а если его обирают, то должен отдать и то, что не успели у него забрать. Не правда ли, эти слова вложены в уста Иисуса Христа, врагами рода человеческого, которые стремятся к власти над всем миром. Они уже заранее предвидели, что народы мира будут сопротивляться их стремлению к владычеству над всем миром и в священные для этих народов письмена внесли раковые клетки своих идей.
Отношения людей между собой и те законы, принятые власть имущими, которыми должны руководствоваться люди, так же носят виртуальный характер, так как закон сам по себе, а социальные процессы, которые должны определяться этим законом, сами по себе. Даже обычные человеческие отношения в значительной своей части виртуальны. У людей есть внешняя формальная сторона отношений, опирающаяся на правила установленные умом, и реальная сторона, в основе которой лежит сердце. Конечно можно, а иногда и необходимо использовать правила, установленные умом, но не следует забывать, что реальность имеет опору на сердце. Сердце не манипулирует и никогда не обманывает, что с лёгкостью использует ум. Для сердца идея выгоды отвратительна, в то же время для ума эта идея привлекательна».

(П.Зорин. Реальный и виртуальный миры. 29.10.2011г. Санкт-Петербургский
центр эволюционных исследований сознания человека. Сайт soznanie.spb.su.)

«В своей повседневной жизни человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и эмоциональным обеднением. Порой он хочет уйти от скучного окружающего мира в какой-то другой, более ему интересный. Хочет, но не может, и тогда человек конструирует различные виртуальные миры, где удовлетворяются его потребности, есть воображаемые ценности, обогащающие смысл его жизни.
Виртуальный мир (виртуальная реальность) — это мир, создаваемый компьютером. По определению современного толкового словаря «виртуальный» (лат. virtualis) значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться, т.е. несуществующий, но возможный. Виртуальная реальность — значит, несуществующая, воображаемая субстанция… <…>.
Современная техника связи, новые технологии и особенно Интернет, глобальная информационная сеть или, так называемая, «всемирная паутина», где наиболее популярным видом сервиса является w.w.w. (Word Wide Web), максимально укрепили свое воздействие на современную молодежь…
Молодежная субкультура, часто перерастает в контркультуру со специфической системой ценностного отношения к труду, потреблению, образу жизни, досугу…
В Интернете можно задать свой образ словами и рассматривать это, как реальный выход из одиночества, поскольку можно общаться, несмотря ни на что. К тому же внешность не играет никакой роли. Учеными были проведены исследования, согласно которым многие юноши и девушки испытывают те же эмоции, что и в жизни: удовольствие от общения с виртуальными друзьями, любовь и т.д. Поэтому виртуальный мир дает некоторые возможности для молодежи:
— реализовать скрытые желания;
— владеть ситуацией;
— чувствовать себя героем;
— испытывать различные эмоции в играх, виртуальных контактах, принимаемых решениях и др.
Все это формирует иллюзию общения с реальным миром. Однако, с другой стороны, здесь существуют свои подводные камни, когда молодой человек попадает в зависимость от компьютера. Учитывая, что наша нервная система не в состоянии отличить реальную, подлинную ситуацию от воображаемой, для некоторых молодых людей виртуальная реальность компьютера — это замена настоящей реальности на новую, которая лучше настоящей. Пользователь начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с ним. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью…
Поэтому вполне очевидным является тот факт, что в последнее время приобрел популярность термин «патологическое использование компьютера».
Таким образом, по мере прогрессирования зависимости виртуальный мир становится все более привлекательным, в то время как реальный воспринимается как неинтересный, скучный, а зачастую и враждебный. Связи зависимых людей с реальным миром ослабевают; эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире. Образуется внутреннее психологическое пространство, которое влияет и на оценку внешних событий. Происходит опасное для зависимой личности размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения самосохранительных тенденций с иллюзией преодоления биологической хрупкости. Виртуальный компьютерный мир замещает реальность. Будущий зависимый человек сливается с виртуальным миром как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, становясь его частью. Реальность начинает восприниматься как нечто нереальное. В результате происходит вытеснение инстинкта самосохранения».

(Галабурда А.А. Реальная и виртуальная жизнь
современной молодежи. 14.06.2013г. Сайт vsl.schools.by.)

«Реальный мир представлен материальной составляющей в жизни человека. Да и сам человек, в первую очередь, материален, потому что он рождается только с потребностями тела. Хотя над этим утверждением можно усомниться, т.к. эмоциональные переживания — невидимая виртуальная сущность, присуща и младенцу.
Виртуальная жизнь — это возможности беспроводного контакта, это выдача в беспредельное пространство своего мнения, своих мыслей, своих переживаний, своей мечты. Сейчас виртуальный мир ассоциируется в основном с деятельностью в Интернете. Но виртуальную сущность имеет и внутренняя мораль человека, и его мыслительная, духовная и эмоциональная жизнь. Виртуальны и границы свободы поведения, которые устанавливает себе человек в зависимости от своей чувствительности и тонкости восприятия мира и своей нравственности.
Так что же из себя представляет человек — это житель материального или виртуального мира? Конечно, и то, и другое, только в разной степени. Человек – это тело, ум и душа. Вот с этой разной степени — негармоничности развития и начинается перекос интересов человека и его поведения.
Почему одни убегают от реального мира, зависают в виртуальном, а другие отвергают виртуальный мир и считают время, проведенное там пустым и наносящим вред? Вызывают сочувствие и те, и другие.
Виртуальное государство — Интернет — позволяет выплескивать человеку свои эмоции, мысли, достижения, что не всегда возможно в реальном мире. Если человек не находит понимания у родных, которых у него в близком контакте человек десять, у своих друзей в реальной жизни, которых у него также в близком контакте человек десять, то в виртуальном мире Интернета всегда найдется единомышленник или просто слушатель, который воспримет вашу информацию без отрицания.
Виртуальная жизнь в Интернете и заполнила воронку пустоты, у тех людей, которые живут богатой мыслительной и эмоциональной жизнью, т.к. переполненность их сознания требует выхода. Понимание требуется и тем людям, которые замыслили бизнес-проект, и гуманитариям — людям искусства и философии, и людям, занимающимся наукой, и людям, попавшим в психологическую закавыку — всем, кто вышел из зоны психологического комфорта по своей или не по своей воле.
Виртуальное общение даже повысило чувствительность нервной системы человека. Многие могут почувствовать энергетику виртуального собеседника. А это тоже немалый шаг в развитии самого человека.
Потребности человека также складываются из реальной и виртуальной составляющей. Нужно только привести их в некоторую гармонию, чтобы возможности реального и виртуального мира дополняли друг друга, а не отрицали.
В общем-то, виртуальный мир Интернета завоевал мировое пространство не случайно. Его рождение стало требованием времени, и теперь он в свою очередь определил новое качество жизни человека XXXI в..
Интернет вобрал все мысли, чувства, духовные порывы, развеял их по планете и помог установить новые связи, знакомства, деловые контакты, а затем привел в движение и материальную основу жизни человека — его перемещение, перемещение финансовых потоков, торговых партий и т.д. Достижения через Интернет значительны, многосторонни и многочисленны. Это говорит о том, насколько длительны и сильны были тиски реального мира, где не слишком много уделялось внимание виртуальной невидимой жизни человека. Это говорит о том, что возможности человека в плане самореализации теперь значительно выросли.
Вообще, жизнь, как в реальном, так и в виртуальном мире, захватывающая, бесконечна в познании и полна чудес. Будущие открытия человека еще подарят нам удивительные возможности и радости бытия. Нужно непременно принять в них участие!».

(ryabina710. Реальный и виртуальный мир. 17.07.2013г. Сайт. vgtb.ru.)

«Спрос и предложения. «Сегодня уже нет строгого разделения на традиционное и дистанционное образование, — уверен Андрей Хуторской, директор Института образования человека. — Доля «удаленности» в общем учебном процессе ежегодно увеличивается, поскольку развиваются интернет-сервисы, с помощью которых можно эффективно решать многие традиционные задачи образования». По его словам, гораздо важнее для современного человека выбрать конкретный тип образования. «Информативное образование — это когда человек насыщается чужой информацией, ищет ее, перерабатывает в своих рефератах, повторяет на экзаменах,?- объясняет эксперт.?- Из-за этого у многих учащихся поневоле развивается навык плагиата — использования чужого. Образование продуктивное — иное. Его главная цель — самореализация человека. Для этого обязательно нужно создавать собственную продукцию. Любая другая информация используется именно для созидания собственного мнения по тому или иному вопросу. Это и есть наиболее эффективное образование»…
Что сейчас тормозит развитие альтернативного образования, так это человеческий фактор и отсутствие помощи со стороны государства. Многие люди, особенно старшего поколения, до сих пор испытывают страх или неприязнь к компьютерам, интернету, новым технологиям, да и вообще ко всему непривычному. И если такой «технофоб», например, находится на должности ответственного чиновника, то, уверяют эксперты, он непременно (пусть даже и неосознанно) будет тормозить любые инновации в дистанционном образовании.
Не менее остро стоит и проблема непроработанной государственной политики в области дистанционного образования. Например, в новом законе «Об образовании» вместо понятного всем дистанционного обучения ввели термин «электронное обучение» в угоду западному E-learning. Эксперты шутят, что с таким же успехом образование можно назвать кирпичным, поскольку многие школьные здания сделаны из кирпича.
Качественные знания? Сегодня под определение «онлайн-образование» попадают не только специальные курсы или тренинги, но и любая полезная информация, найденная в интернете. Константин Вигурский, генеральный директор фонда «Фундаментальная электронная библиотека» (ФЭБ), рассказал, что в среднем на ФЭБ ежедневно заходит более 70 тыс. посетителей, причем половина из них — это представители молодого поколения от 15-25 лет. Люди более старшего возраста (26-40 лет) заходят реже, а тех, кому за 45, на сайте всего 10 тыс. …
Традиции и новации. Так за каким же образованием будущее — реальным или виртуальным? «Основным измерителем эффективности инновационных изменений в бизнесе является получаемая прибыль,?- считает Константин Сумнительный, доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования. — В социальной сфере, а уж тем более в образовании этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике. Говоря об инновациях в образовании, надо рассматривать вопрос, насколько они улучшают качество жизни. Не стоит забывать и о том, что инновации вызваны кризисом образования и призваны решить накопившиеся проблемы».
Эксперт выделил ряд конкретных противоречий, которые присущи отечественному образованию и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести в первую очередь противоречия между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями, между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся, между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности, между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями. Эти противоречия можно разрешить благодаря грамотно спланированной системе дистанционного образования, которая, конечно, никогда не заменит живого общения с преподавателем, но сможет во многом «поднатаскать» ученика, особенно в узких дисциплинах».

(Образование: реальное и виртуальное. Можно ли стать
профессором не выходя из дома? Сайт izvestia.ru.)

«В истории западных стран и, в меньшей степени, России Христианство сыграло заметную роль в социально-экономическом развитии. На Западе эта роль, прежде всего, была связана с формированием протестантской хозяйственной этики и ее превращением в реальную преобразующую силу, обеспечившую трансформацию позднефеодального общества в общество капиталистическое.
Христианские ценности, лежавшие в основе протестантской этики, и доныне определяют нормы делового поведения в странах Запада, хотя современное общество воспринимает эти нормы не как специфически христианские, а как «общечеловеческие», «цивилизованные» правила хозяйственного общения. Но этот факт лишь подчеркивает значение того прорыва, который инициировали и в весьма существенной степени осуществили христиане в экономике.
Сегодня, когда экономика России многим людям видится как преобладающе иррациональная, христианское понимание экономической реальности является, бесспорно, актуальным как исторически доказавшее свою действенность. Более того, для России, как для страны преимущественно связанной с христианской духовностью и не реализовавшей в прошлом христианские ценности хозяйственной жизни, обращение к христианскому пониманию основы экономического развития является настоятельно необходимым.
Если кратко определить христианское понимание реального, то реальным является то, что совпадает с волей Бога. Совпадающее с волей Бога имеет продолжение в вечности, т.е. в той области духовного бытия, существование в которой непреходяще и истинно как опирающееся на свой внутренний закон и предназначение.
И наоборот, несовпадающее с волей Бога есть виртуальное (точнее, негативно-виртуальное, как будет показано ниже), воображаемое как антитеза реальному и правильно отображаемому… <…>.
Важной проблемой христианского понимания экономики является проблема разрыва между реальным и виртуальным. Следует отметить, что виртуальное не обязательно должно противопоставляться реальному. В виртуальном можно выделить позитивно-виртуальное и негативно-виртуальное.
Позитивно-виртуальное является продуктом творчества человека и не противостоит воле (заповедям) Бога, но выражает определенную свободу человека на творчество в богодозволенных пределах. Такая виртуальность есть, по сути, производная, вторичная реальность. Иное дело негативно-виртуальное, которое есть антитеза реальному, имеющему происхождение в воле Божией. С библейской точки зрения преступление человеком заповеди Божией в Эдеме было первым фактом негативно-виртуального «творчества» человека. И как следствие, человек переместился в мир, где реальное и позитивно-виртуальное (производно- или вторично реальное) перемешано с негативно-виртуальным. Жизнь в этом мире есть познание добра и зла одновременно… <…>.
Но главное — не в этом. В обществе по-прежнему нет понимания того, что самым сильным долгосрочным фактором экономического развития является духовность. В духовности, в христианской вере правильно раскрывается соотношение реального и виртуального во всей жизни людей, в том числе и экономической. Без этого осознания невозможно прийти к экономически эффективному, справедливому обществу. Тем более, когда речь идет о таких хозяйственных руинах, как нынешнее хозяйство России. Поэтому развитие реального и позитивно-виртуального в экономике инициируется и поддерживается развитием духовного в обществе… <…>.
Вместе с тем, духовные проблемы общества должны решаться в первую очередь духовной его частью. Это означает, что в долгосрочном плане соотношение реального и виртуального в экономике России будет определяться преобладающим типом духовности россиян и, конечно, долей самих людей, вставших на духовный путь, в населении страны… <…>.
Сегодня у России не осталось какого-либо иного долгосрочного и мощного резерва социально-экономического развития. Выбор россиян в пользу динамичного и экономически эффективного общества по своей сути должен означать выбор реального, основанного на христианских ценностях, пути развития экономики».

(В.Кандалинцев. Христианское понимание реального
и виртуального в экономике. Сайт sobor.vinchi.ru.)

«Немного терминологии.
— virtual — фактический, не номинальный, действительный; возможный; мнимый, несуществующий в действительности; виртуальный.
— virtual reality — виртуальная реальность.
— virtualization — виртуализация, создание виртуальной среды.
— Вирт (жаргон) — виртуальная реальность.
— Виртуальность — виртуальная реальность.
Алиса в Зазеркалье, или Реалье vs. Виртуалье. Его Висючество Компьютер вызвал к жизни Ее Величество Виртуальную Реальность (Virtual Reality), можно сказать, — весомо, грубо, зримо — вдохнул в нее жизнь!..
Если еще совсем недавно выражение «виртуальная реальность» казалось чем-то противоречиво-парадоксальным и «резало ухо», то теперь уже все до такой степени привыкли, что порой не отличают виртуальную реальность от реальной виртуальности!
Виртуалье и Реалье всё больше буквально прорастают друг в друга, — их уже не то что отличить, а порой, как сиамских близнецов, и разъединить безболезненно и бескровно нельзя!.. Этому в немалой степени способствует еще и то, что лавинообразная оцифровка действительности (реальной!) виртуализирует (реально!) всё и вся. Короче говоря, с развитием цифровых технологий грань между Реальем и Виртуальем сокращается, как шагреневая кожа…
Виртуальная Реальность превращается в Реальную Виртуальность (или наоборот?): реальная действительность –> виртуальная действительность –> виртуальная реальность (объективная виртуальность) –> действительная реальность (объективная реальность)… Мы говорим «виртуальность», подразумеваем «Виртуальная Реальность». Мы говорим «реальность», подразумеваем «Реальная Виртуальность».
Если бы английский писатель, математик и логик Льюис Кэрролл (Lewis Carroll; 1832-1898) создавал свою Алису в наше время, то вместо книги «В Зазеркалье» вполне могла бы появиться книга на злобу дня — «Аська в Виртуалье»…
В виртуальном пространстве кипит (симулируется и эмулируется — бьет виртуальным ключом!) виртуально-реальная жизнь:
— виртуальные серверы предоставляют виртуальный хостинг;
— создаются и рушатся виртуальные страны, города и народы;
— виртуальные (реальные!) преступники совершают виртуальные (реальные!) преступления (а в Японии даже арестовывали не за реальные, а за виртуальные убийства игровых персонажей!);
— реальные юристы проводят виртуальные юридические консультации для реальных клиентов;
— реальные врачи проводят виртуальные врачебные консультации для реальных пациентов;
— реальные люди занимаются виртуальным (реальным?) сексом с виртуальными (реальными!) партнерами, при этом иногда совершая виртуальные (реальные?) измены;
— виртуально-реальные чиновники реально-виртуальных правительств ведут прием реальных (виртуальных?) граждан;
— реальные люди за реальные товары и услуги расплачиваются виртуальными деньгами (это уже давно реально, а не как в той абстракции: «Заплатим звоном монет за запах плова…»);
— в Виртуалье можно побродить по виртуальным музеям;
— в виртуальных магазинах можно купить (на виртуальные деньги) реальные товары и услуги (кстати, в Китае на законодательном уровне был введен запрет на продажу реальных товаров за виртуальные деньги!..);
— и др.
Что еще осталось виртуализировать? Довиртуализируем всё и стройными рядами шагнем в Матрицу??? Или всё-таки устоим на зыбкой границе Реалья и Виртуалья?
Хотим мы этого или нет, но персональный компьютер и Интернет коренным образом меняют нашу жизнь. Не утихают споры — хорошо это или плохо? Многие сетуют, что Интернет превращается в рассадник экстремизма, порнографии, насилия. А тем временем, врачи и психологи опасаются, что виртуальный мир вытесняет реальность в жизни некоторых пользователей ПК и интернет-пользователей».

(Вирт Инетович Реалов (Валерий Сидоров).
Что реальнее: Виртуальная Реальность или
Реальная Виртуальность? Сайт netler.ru.)

«1. В последние два десятилетия XX в. благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия — виртуальная реальность. Основная проблема, возникающая в рамках рефлексии относительно указанного вида бытия, представляет собой вопрос об онтологическом статусе виртуальной реальности. Этот вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализация, т.е. наличное существование для данного субъекта определяется им же. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Наука пока еще далека от каких-либо окончательных выводов, но одно можно сказать с уверенностью, что виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и идеальных форм бытия.
2. Поскольку виртуальная реальность представляет собой специфический вид бытия, имеет смысл говорить о его пространственно-временных характеристиках. Один из аспектов специфики пространственно-временных отношений в биологических и социальных (в последних — особенно) системах образует феномен, называемый «информационное пространство». На сегодняшний день не существует сколько-нибудь общепринятой интерпретации этого термина, а значит, указанный термин не имеет определенного логического статуса в общенаучной понятийном аппарате. Современная философия и наука еще только начинают изучать и осмысливать информационной аспект пространственно-временных отношений в живой природе и обществе. Поэтому к термину «информационное пространство» следует относиться как к метафоре. Смысл данной метафоры заключается в том, что в некоторой части физического пространства происходит интенсивные процессы создания, переработки, обмена и потребления информации в биосоциальных (биосфера, ноосфера) и социальных (группа людей, страны, регионы, группы стран, человеческая цивилизация) системах, что позволяет говорить, в свою очередь, о возрастании интенсивности взаимодействия внутри этих систем, а также между самими системами и окружающей средой. Рост интенсивности информационного взаимодействия обусловлен созданием и распространением информационных технологий, включающих в себя определенные технические системы и каналы передачи информации.
Можно сказать, что информационное пространство представляет собой своеобразную надстройку над некоторым фрагментом реального физического пространства (например, в масштабах планеты Земля), в пределах которого разумный или неразумный субъект способен создавать, преобразовывать, обмениваться и потреблять информацию. Количество способов создания, преобразования и потребления информации, а также каналов обмена ею, определяет «мерность» информационного пространства. К тому же возможны различные сочетания способов оперирования информацией и каналов обмена ею. Таким образом, информационное пространство можно рассматривать как форму существования виртуальной реальности.
3. Новое понимание антропоцентризма в соединении с современными взглядами на развитие нашло свое воплощение в теории устойчивого развития, ядром которой является идея коэволюции природы и общества. Сущность последней состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальными законами природы параметры и механизмы развития человеческой цивилизации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что развивается не только явление, но и сущность, лежащая в его основе. Так, например, сегодня констатируется, что период становления и развития постиндустриального общества характеризуется интенсивным обменом между людьми не веществом и энергией, а информацией, которая становится основным объектом человеческой деятельности. Вещество же и энергия, становятся средствами оперирования информацией. Если учесть тенденцию развития информационных технологий — снижение вещественных и энергетических затрат на производство, то можно прогнозировать увеличение той сферы реальности, которая называется «виртуальной реальностью». Отсюда можно сделать вывод, что виртуальная реальность представляет собой следствие коэволюции природы и общества, естественного и искусственного, материального и идеального, наконец, объективного и субъективного».

(Иванов А.Ф. Об онтологическом статусе виртуальной реальности.
Виртуальное пространство культуры. Материалы научной
Конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб. 2000г. С.14-16)

«Вообще, мнение о человеке определяется из сказанных им слов, различных поступков по жизни, после непосредственного общения с данным индивидуумом. И намного лучше, если этот человек общается с вами в реальной жизни, а не в виртуальной (откинем в сторону друзей и родственников, которые находятся на больших расстояниях от вас, они не в счет)… <…>.
С реальным человеком все понятно, а вот кто такой виртуальный человек на самом деле? На самом деле существует несколько видов виртуальных людей. Виртуальный человек, тот же человек в реале. Обычный человек просто создал себе страницу в социальной сети и общается в ней. Есть, виртуальные люди, назовем их, к примеру, приспособленцами, которые регистрируют огромное число страниц в интернете под различными «юзерпиками» (авами) и никами. Блуждают по сетям в паутине, в поиске новой жертвы (несмотря на то, что в реальной жизни могут иметь семью и детишек, но скрывают этот факт до последнего), кокетничают, увлекают собой, после чего, насытившись, охлаждает и забывает свою жертву и с большим удовольствием следит за ней, спустя время, напоминая о себе. Виртуальная жизнь лживее реальной жизни, ведь большинство бывает просто придумано создателем страницы.
Если сравнить реальную жизнь с виртуальной, то в большинстве случаев человек оказывается совсем не тем и с абсолютно пустой душой, паутина может много чего скрывать не очень хорошего о человеке… Люди становятся слепы, они, готовы отказаться от реальной жизни, посвятив себя виртуальному миру. Никак не могут понять лишь одного, что все их виртуальные отношения, желания, жгучая страсть и вспыхнувшая любовь, на самом деле очень наивны… <…>.
Как и в обычной жизни, поев «лапши», многие решаются разрушить виртуальный мир, и выскользнуть в нормальную реальную жизнь, ведь чувство голода не обманешь никогда. Говоря на языке программистов, виртуальная любовь, на самом деле, является весьма опасным вирусом в интернете. Вирусом, который очень медленно разрушает души и сердца миллионов людей. И существует очень хорошая программа, так сказать вакцина — Реальный Мир.
В народе существует отличная пословица: «Чем дальше в лес — тем больше дров». Так и с виртуальным миром: «Чем дальше в лес интернетовский ступаешь — тем больше дров ты наломаешь». Даже несмотря на то, что если вы вдруг и встретите, к примеру, своего принца на белом коне, то через «маску» вы просто можете не увидеть некого монстра.
Даже самый волшебный, фантастический, поразительный ваш виртуальный роман рано или поздно, подойдет к концу, стоит лишь только ему столкнуться с реальной жизнью и самыми, что ни на есть настоящими реальными отношениями в этой жизни. Как не крути, но виртуальный мир ведет в тупик.
Виртуальный мир — это всего лишь иллюзия. Пока человек погружен в виртуальный мир, он находится в неком «Зазеркалье». Не нужно забывать, что вы живой человек, а не кукла или фантом. Не нужно делать гадости, ругаться, угрожать, срывать свое зло, хамить, спамить и нести некий негатив. Проблем у всех хватает в реальной жизни, не нужно их добавлять в виртуальный мир. Никогда не стоит забывать, что за свои действия рано или поздно придется ответить в реальной жизни, бумерангу свойственно возвращаться. Здесь было бы уместно применить еще одну поговорку: «Кто что посеет — то пожнёт». Против ветра — никогда не плюйте люди!
Давайте зададимся вопросами и постараемся ответить на них каждый для себя. Что каждый из нас ищет в сети, когда смотрим на мир с тоской? Для чего нам нужна виртуальная иллюзия? Зачем мы уходим с головой в виртуальный мир, участвуя в некой гонке за шальным миром? Чего больше мы отдаем или все-таки берем в виртуальном мире, который чем-то похож на сказку? Скрывая свои лица за аватарками, мы создаем самих себя или разрушаем? Кем мы выглядим на самом деле в чужих глазах? Кем по-настоящему хотели бы выглядеть? Просто живем иллюзиями, пишем, общаемся, а реальная жизнь не стоит на месте, время бежит вперед. Что мы вкладываем в любовь, где это слово является лишь простой условностью? Как мы можем ощутить душу собеседника, когда не смотрим ему в глаза, а просто читаем сообщения? О чем наше молчание говорит остальным, когда в своих сообщениях ставим простые точки? Мы просто являемся заложниками настоящей свободы, под небосводом интернета. В виртуальном мире предложено множество дорог, но как ни старайся, всех их все равно пройти нельзя, хоть и являются довольно доступными для каждого. Свою цель в виртуальном мире увидеть очень сложно на самом деле. Так что же все-таки мы ищем в виртуальном мире? Живя виртуальной жизнью — забываем жить реальной жизнью!
Многие люди настолько погрузились в виртуальный мир, что начинают верить, что на самом деле они проживают в виртуальной реальности. Что именно здесь они испытывают чувства, эмоции, страхи и страсти (злобу, ревность, зависть). Складывается такое ощущение, что мир просто сходит с ума и близится конец света… <…>.
Запомните, что реальность — это не контакт из социальной сети, а контакт — не является настоящей реальностью! Пока люди наслаждаются виртуальной жизнью, бесследно проходит их реальная жизнь».

(Реальная и виртуальная жизнь. Сайт rpp.nashaucheba.ru.)

«Реальное и нереальное. Очень часто критики мистики и оккультизма утверждают, что явления, о которых сообщают многие духовно одарённые люди, не являются реальными — это всего лишь плод их воображения. Давайте же немного поговорим о том, что можно считать реальным, а что нет.
Вот простой вопрос: реальны ли числа? Если да, то покажите нам хоть одно число в чистом виде (не три табуретки, а собственно число). Где существуют эти числа, и кто их видел? Не являются ли они просто воображением математиков?
После некоторого изумления от такого вопроса мы придём к выводу, что числа — это объекты нашего ментального пространства, и их существование в материальном мире проявляется опосредованно. Однако благодаря тому, что мы имеем возможность общаться друг с другом и обмениваться мыслями, ментальное пространство у нас общее, и поэтому числа, которые оперирует пионер Петров те же самые, с которыми работает академик Иванов! Потому что порождаются эти числа одними и теми же закономерностями. Иначе говоря, каждый человек, достигший некоторого минимально необходимого уровня умственного развития, вступает на поле коллективного опыта, в котором фигурируют ментальные объекты — числа, функции теоремы, теории. Критерием реальности существования в этом случае является общий ментальный опыт.
Давайте вообразим, что наши домашние животные внезапно приобрели дар членораздельной речи (но сохранили в остальном уровень своего развития!) Теперь представьте, что вы разговариваете с собакой и пытаетесь объяснить ей, что такое числа. Собака немедленно спросит (очень они шустрые и напористые, эти собаки — их не проведёшь на апельсиновых корках!): а где эти числа, покажи — я их понюхаю. Если вы не сможете показать, то собака обвинит вас в нечестности, несерьёзности, в расстройстве психики и т.д. Вполне вероятно, что она даже вызовет психиатра — искренне желая вам помочь.
А вот другой вопрос: реален ли мир компьютерной игры, за которой ваши дети просиживают часами? Реальны ли компьютерные программы? А как быть с реальностью формул теоретической физики и математики?
Конечно же, мир компьютерной игры реален. В некоторых из игр проигравшего слегка ударяет током — наверное, чтобы подстегнуть у него чувство реальности! Компьютерные программы управляют всё более сложными и грандиозными событиями физической реальности: запускают спутники в космос, включают и выключают энергосистемы, и даже управляют искусственным сердцем.
Однако реальность у этих программ иная. Они действуют в другом пространстве, но могут проявляться и в физической реальности. Интересно, что в настоящее время то, что мы называем наблюдаемой реальностью, всё более смешивается с другими видами реальностей. Часть из них порождены человеком, но некоторая их часть порождает самого человека!
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, зачем животным нужен хвост? Наверное, рыбам и земноводным хвост помогает плавать, а коровам и лошадям — бороться с мухами. А для чего нужен хвост собаке или кошке? Мысль об ошибке или инертности природы мы отбросим как несерьёзную. Природа не ошибается, и малейшие отклонения от её плана караются вымиранием целых видов. Даже небольшое «архитектурное излишество» приводит к проигрышу в борьбе за существование. Жестокая вещь — конкуренция! Современные пловцы даже головы бреют наголо, чтобы победить. А тут — огромное множество хвостатых живёт и процветает, и хвост (требующий большого количества питательных веществ и дополнительных мышц) совсем не мешает им в их жизненной борьбе. Как же так? Знание биоинформационных закономерностей подсказывает нам ответ. Хвост — это канал связи животных с землёй. Точнее говоря, канал сброса отработанных энергий или «тонкое» продолжение кишечника.
В процессе жизнедеятельности организм вырабатывает не только пищеварительные шлаки. Эмоции и мысли, и даже инстинктивные моторные (автоматические) движения рано или поздно должны быть завершены и прекращены. Напрашивается прямая аналогия с компьютером: если запускаются одновременно множество программ, то компьютер начинает «тормозить», и единственное спасение – закрытие, или прекращение ненужных программ. А затем надо «почистить» диск, чтобы освободить место. Это не просто случайная аналогия. Живой организм имеет одним из слоёв своего существования информационный план, так что закономерности, проявляющиеся в информатике, имеют место и в живых существах.
Что надо сделать, чтобы заставить компьютер работать? Надо включить его в электрическую сеть и загрузить операционную систему, а затем запустить какую-нибудь программу. Человек, как информационное существо, действует аналогичным образом. Аналог электрической сети — энергии земли, самой грубой из которых является наша пища. Из этих энергий строится наше физическое (и энергетическое) тело. Наше сознание — это аналог операционной системы. Мы должны «загрузиться», или проснуться, осознать себя. Наши чувства и ум — аналоги программ, которых мы запускаем на себе великое множество каждый день. Чем более качественные энергии мы соберём в виде пищи, тем более здоровыми мы становимся и успешнее действуем».

(Брамари Ананда. Према Шакти Ананда. Бала Янтра. Манифест Эволюции.
Метанаука для йогов, учёных и программистов. М. Лаборатория Сарасвати. 2003г.)

 * * *

N 36. 01.05.14г.

продолжение см. в статье 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы (ч.2, ч.3, ч.4).