Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.1).

продолжение

Также обратим внимание на диссертацию на соискание степени доктора философских наук, защита которой состоялась в 2007г. в Южном Федеральном Университете (см. Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации. Ростов-на-Дону. сайт dslib.net.).

«Оглавление. Введение
Глава первая. Социально-философский аспект виртуалистики
1.1. Идея виртуальности в историко-философском дискурсе
1.2. Реконструкция понятия «виртуальная реальность»
Глава вторая. Виртуальная реальность в пространстве современного социума
2.1. Интеллектуально-философское видение современного общества
2.2. Онтологические аспекты виртуального
2.3. Виртуальная реальность в системе взаимодействия «человек — техника»
Глава третья. Виртуальная реальность в контексте информационно-коммуникативного взаимодействия
3. 1. Всемирная Сеть и виртуальная реальность
3.2. Виртуальная коммуникация
3. 3 Виртуальная реальности сетевое общение
Глава четвертая. Воздействие виртуальной реальности на социокультурное пространство современного общества
4.1. Тенденции и формы социальных трансформаций
4.2. Культурные сдвиги современного общества
4.3 Влияние виртуальной реальности на массовое сознание
Глава пятая. Проблемы личности в условиях виртуальной реальности
5.1. Трансформация сознания личности в виртуальной среде
5.2. От сетевой личности к личности виртуальной
Заключение.
Введение к работе. Актуальность темы научного исследования. Актуальность исследования, безусловно, определяется относительной новизной самого феномена виртуальной реальности, прежде всего той ее составляющей, которая формируется в рамках всемирной сети. Интернета в его современном варианте двадцать лет назад как массового явления не существовало. А это значит, не было значительной составляющей концептуального объекта исследования, что в определенной мере объясняет невысокую степень проработки данного феномена и фрагментарный, несистемный характер самих исследований. Поэтому разработка данной темы имеет большое значение для понимания виртуальной реальности как таковой, а также осознания тех социальных последствий, которые вызваны к жизни ее влиянием.
Для современного этапа развития науки характерен поворот к исследованию сложных, многомерных объектов, возможность рассмотрения которых реализуется в рамках единой совместной познавательной деятельности, в связи с чем и возникают научные комплексы, направленные на изучение таких объектов, и вобравшие в себя многие науки и научные направления. Одним из таких комплексов стала виртуалистика, включающая в себя философский, конкретно-научный и практический разделы. Комплекс этот сформировался сравнительно недавно — в 80е-90е гг. XX в., и участие в дальнейшей проработке многочисленных вопросов, связанных с виртуальной реальностью, — это одна из актуальных задач современной философии.
Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок, который в максимальной степени проявился в процессе формирования и функционирования Интернета, переставшего быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации. Он стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве, возникают новые интересы, мотивы, цели, установки, а также формы психологической и социальной активности, напрямую связанные с этим новым пространством. Научное описание всех этих явлений, накопление опыта их понимания и возможности прогнозирования социальных последствий влияния виртуальной реальности, безусловно, актуализируют тему данного исследования.
Указанные процессы пока еще не в полной мере затрагивают большинство людей, однако их потенциальное влияние на реальную социальную жизнь очень велико. Дальнейшие же перспективы развития систем глобального информационного обмена и связанных с этим общественных изменений и, как следствие, изменений в рамках общественного сознания, а также в психическом укладе отдельной личности представляются столь же глобальными, сколько туманными и неопределенными… <…>.
На современном этапе развития личности появляются новые формы жизнедеятельности человека, часть из которых порождена существованием всемирной сети — Интернетом и его возможностями создавать виртуальный мир. Поэтому исследование этих форм, их влияния на сознание и поведение человека приобретает актуальное значение.
Научный интерес представляет отслеживание характера изменения содержания понятия «виртуальная реальность». Это изменение как следствие глубочайших социальных и технологических преобразований, выделение новых всепроникающих способностей виртуальной реальности позволяет ставить вопрос о претензии обрести категориальный статус. Анализа требует и расшифровка факторного потенциала виртуальной реальности, проявляющегося в процессе влияния на все стороны жизни общества, его культуру, поведение каждого отдельного человека.
Таким образом, анализ преобразующих возможностей виртуальной реальности, исследование ее влияния на человека, на социальные образования, на общество в целом, на его культуру, а также осмысление основных направлений оказываемого влияния на общество — это неразработанная область знания, так как в такой постановке эта проблема не изучалась. Тема диссертационного исследования носит проблемный характер… <…>.
Гипотеза исследования. Наиболее значимые новации в рамках современного общества являются результатом возрастающего влияния виртуальной реальности. Практически нет такой области человеческого бытия, в которой прямо или опосредованно, актуально или потенциально не просматривается это влияние, проанализировать которое предлагается через взаимодействие человека и техники, через сетевую коммуникацию и нахождение в условиях виртуальной реальности.
Виртуальная реальность — это символическая, по сути, актуально существующая реальность, носящая заданный, порожденный и выраженный динамический, изменчивый характер и предполагающая возможность активного взаимодействия с собой. Исходя из этого, она обладает возможностью преобразующего влияния на все, с чем вступает в контакт. Виртуальная реальность по отношению к современному обществу, которое все в большей степени обретает черты информационного, может рассматриваться как его атрибут. Она выступает не только существенным, постоянным признаком этого общества, принадлежной его частью, но и фактором его формирования и развития. Она определяет тенденции и формы социальных трансформаций: усиление глобализации, постепенное изменение сущности социальных процессов, которые все в большей мере носят
имитационный характер; естественным и доминирующим состоянием общества становится не стабильность, а динамика с элементами спонтанности и хаоса. Под воздействием виртуальной реальности за счет вовлеченности человека в ее пространство через изменение потребностей, мотивов и форм поведения видоизменяется социальная и профессиональная структура общества, в котором формируются новые социальные слои: нетократия и консъюмтариат.
Ведущей тенденцией в сфере политики становится виртуализация политической жизни общества в силу того, что виртуальная реальность создает новые возможности для осуществления власти, например, многоступенчатая опосредованность, «прозрачность» или «колоризация» политического процесса. Меняются характер и формы участия в политическом процессе за счет конкретизации образов политической реальности, которые фиксируются и имеют собственное существование в виртуальном пространстве, где, собственно, рядовой гражданин и реализует свое право политического участия.
Существенно меняются формы деятельности человека, следовательно, меняются социальные программы, по которым живет и действует человек. Однако в результате испытываемого влияния виртуальной реальности помимо тех традиционных уровней указанных программ появляется и разрастается так называемый «симбиотический уровень». Он выступает не просто комбинацией трех традиционных, но включает специфические элементы (новые системы запретов и стимуляций, новые паттерны поведения и т.д.), при этом выполняет новые социальные функции, связанные с конвергенцией разнородных культурных пластов.
Виртуальная реальность влияет на сознание социальных групп и отдельных личностей, даже если они непосредственно не причастны к ней. Меняется соотношение между структурными элементами личности, а также содержание этих элементов: мотивация поведения, социальный поведенческий опыт, направленность личности, мировоззрение, коммуникативные ориентации.
В связи с изменившимися социальными ориентирами возникают личностные девиации специфического (проявляемые в момент виртуальной коммуникации) и неспецифического (проявляемые в условиях реального взаимодействия) характера. Таким образом, многие социально значимые типы поведения могут быть поняты и объяснены только благодаря видению влияния виртуальной реальности на сознание личности. Изменения в самосознании приобретают глобальный характер и влекут за собой появление специфического типа личности.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретические представления в области виртуалистики, понимание процессов виртуализации современного общества, общих проблем личности, ее сознания и самосознания. Материал диссертации может быть использован в научных и учебно-педагогических целях для дополнения соответствующих разделов изучаемых курсов по социальной философии, социологии и психологии личности, а также чтения спецкурсов и факультативов по соответствующей тематике. Основные выводы работы по разделам, касающимся проблем личности и сознания в условиях виртуальной реальности, могут использоваться при формировании основных направлений молодежной политики региона и составлении направлений работы с учащейся молодежи в учебных заведениях различного уровня».

(Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной
ситуации (диссертация). Ростов-на-Дону. 2007г. сайт dslib.net.)

Также можно обратить внимание на курс лекций, рабочую программу в ДГТУ «Личность в виртуальной реальности» (см. Бондаренко Т.А. Личность в виртуальной реальности. Курс лекций. Рабочая программа. ДГТУ. Ростов-на-Дону. Сайт moodle.dstu.edu.ru.). Информация, представленная в этой «цитате», позволяет по-новому взглянуть на феномен Тантры и по достоинству оценить всю непреходящую ценность древнего Учения Тантры. Потому что в данном случае Тантру можно рассматривать как уникальное средство, волшебную формулу адаптации сознания человека к новым условиям существования в Настоящей и Виртуальной Реальности, поскольку Тантра — это уникальный теоретический и практический синтез, неповторимый сплав реального и виртуального.

«Тема 5. Трансформации сознания личности в условиях виртуальной реальности. Вопрос 1. Изменения в структуре сознания. Человек является одним из самых традиционных объектов научного познания, но в то же самое время одним из самых малоизученных. Сознание человека по-прежнему остается «вещью в себе», хотя это не значит, что нет определенных достижений в области его исследования. Человеческая психика, именуемая сознанием, — предмет настолько сложный для исследования, что является объектом научного интереса целого комплекса наук и научных направлений. Но только философия рассматривает наиболее общие вопросы сознания, дает определенную мировоззренческую установку и определяет подходы к его исследованию. Философский анализ сущности сознания исключительно важен для видения места и роли человека в мире, перспектив его будущего, особенно в эпоху бурного развития информатики и компьютеризации человеческой деятельности, обострения ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнения межличностной и социальной коммуникации. В таких ракурсах изучением феномена сознания традиционно занимается самый широкий круг наук: физиология, психогенетика, логика, кибернетика и, конечно, психология. Несмотря на солидный исследовательский опыт, психология, занимающаяся изучением в том числе и человеческой психики, выступает очень современной наукой, так как в ней всегда предлагается несколько вариантов ответа на актуальные научные вопросы, и каждый из них является в определенном смысле верным.
Сознание человека — это предельно трудный объект для исследования, так как очень сложна структура сознания, весь комплекс взаимосвязей между элементами этой структуры и система структурных ответных реакций на влияние извне. Виртуальная реальность, имеющая колоссальное влияние на общество и одновременно частью этого общества, весьма активно влияет и на сознание человека. Основой этой влиятельной способности являются физиологические процессы, которые определяют работу нашей нервной системы.
Как известно, виртуальная реальность, создаваемая посредством компьютера, воспринимается таковой за счет формирования (стерео)звуковых, (стерео)визуальных и иногда стереотактильных ощущений. В основе этого лежит парная деятельность мозга, проявляющаяся в виде функциональной межполушарной асимметрии. И так как интеллектуальная деятельность просматривается в двух типах мышления: логико-вербальном и пространственно-образном, то, как уже доказано, каждый из них реализуется, благодаря активности одного из полушарий. Активность левого полушария лежит в основе логико-вербального типа мышления, благодаря чему устанавливается адекватный контекст между объектом и его обозначением. В результате этого процесса формируется определенное видение внешнего мира, оно совпадает в рамках однотипной культуры и является необходимым условием социального общения.
Правое полушарие ответственно за пространственно-образный тип и многозначность контекста. Реальная психическая деятельность происходит за счет функционирования мозга как единого целого, что обеспечивает возможность оптимизации сразу обоих типов мышления. Следовательно, восприятие воздействия внешней среды происходит и на рациональном уровне, и на эмоциональном, что обусловливает «объемность» восприятия, яркость и конкретность воспринимаемой ситуации. А отображенный в рамках сознания внешний мир есть не что иное, как результат отбора и переработки информации. Следовательно, и виртуальный мир, создаваемый по той же схеме, является результатом отбора и оранжировки информации. Можно предположить, что взаимодействие этих двух миров носит двунаправленный характер и осуществляется в направлении активизации составляющих структур каждого из них.
Вопрос 2. Изменения познавательной сферы человека. Познавательные процессы выступают одним из структурных элементов сознания. Человек испытывает воздействие внешнего мира, прежде всего, через ощущения и восприятие. Под воздействием виртуальной реальности происходят серьезные изменения ощущений — основных поставщиков первичной информации. Они протекают в более выраженном, ярком режиме. Контрастный мир образов на мониторе отличается световой насыщенностью, определенной неестественностью цветов, что влияет на аналогичные ощущения при восприятии реального мира, который становится скучным и серым и не привлекающим внимание. Он становится миром, от которого хочется уйти. По этой же схеме изменяются слуховые ощущения.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение изменения сложных, комплексных ощущений, при которых происходит массированное воздействие на органы чувств человека, таких как кинетические и динамические, а также сексуальные ощущения. В виртуальном мире сила ощущений может оказаться гораздо более выразительной и ощутимой в смысле их переживания человеком, чем в обычной реальности. Однажды пережив такие ощущения, человек стремится к этому еще и еще. Отмечается и тенденция к наращиванию интенсивности таких ощущений на фоне привыкания к достигнутому уровню их интенсивности. В какой-то мере это приводит к развитию способности ощущений, но с другой стороны, стимулирует адаптацию к ним. На этом основании быстро развивается отрасль разработки и применения виртуальных тренажеров: в военной области, медицине, спорте и т.д. Проявила себя и специфическая область их использования. Это так называемый киберсекс или интернет-секс. Специальные программы и технические приспособления (аудио-видео-тактильные шлемы, стереоочки, сенсоры для эрогенных зон и пр.) не просто воспроизводят реальные ощущения, испытываемые человеком в момент непосредственных сексуальных контактов, а делают их на порядок выше по своей интенсивности и яркости.
Ощущения человека органично связаны с восприятием, благодаря которому наше сознание наполняется образами внешнего для нас мира. Начиная с первых своих движений, человек осваивает пространство. В первые месяцы жизни именно локомоции помогают учиться ориентироваться в пространстве, которое является первой средой активности ребенка. Поэтому восприятие пространства закладывается еще в детстве, а в дальнейшем происходят многочисленные репетиции того же самого, с той лишь разницей, что локомоции из внешнего плана переходят во внутренний, т.е. интериоризируются. И хотя пространственная среда проще для освоения, тем не менее, ориентация в ней складывается постепенно: от восприятия статического пространства к восприятию динамического в нем. Трехмерность пространства обеспечивает его объем, а восприятие идет от плоскости к объему.
Находясь в виртуальной реальности, а тем более, проводя там долгие часы, человек начинает воспринимать пространство несколько по-иному. В его пространственное восприятие как бы возвращаются признаки, характерные периоду детства, но они определяют поведение взрослого человека, который по жизни попадает в совсем не детские ситуации. Так, вновь появляется нечувствительность к противоречиям как следствие нарушений пространственной гармонии в виртуальных картинах. Нарушается чувство пропорциональности пространства и возможности его умозрительного измерения и оценки. На это влияет, прежде всего, скорость передачи информации, так как срабатывает одна из закономерностей восприятия: чем выше скорость, тем короче дистанция. А также скорость коммуникации, которая создает иллюзию присутствия в любой точке пространства почти одновременно.
Виртуальное пространство непосредственно в процессе своего восприятия обретает принципиально иные по сравнению с реальным пространством свойства. Прежде всего, это пластичность — своеобразное соединение способности к мгновенной трансформации и изменению собственной протяженности. Данное свойство имеет огромные перспективы и в теоретическом, и в практическом плане. Создание виртуальных пространственных образов позволяет рассматривать виртуальность в качестве нового метода познания, хотя это еще только научная перспектива. В современной научной практике широчайшее распространение получило компьютерное моделирование, позволяющее создать способный к относительно автономному изменению пространственный объект. Самое широкое применение указанное свойство виртуального пространства находит в производственных, сервисных, медицинских и образовательных сферах. А если учесть, что каждый человек оказывается задействованным хотя бы в одной из этих сфер, то абсолютно понятно, что он испытывает воздействие виртуального пространства на себе. Его процесс восприятия теперь уже любого пространства претерпевает указанные изменения.
Еще одним направлением трансформации восприятия пространства является формирование впечатления зависимости пространства от сознания человека. В реальном пространстве человек за счет фиксации основных параметров предметной среды приспосабливается к ней и учится пространственно в нее вписываться, т.е. у человека проявляется поведенческая аутопластика. Она вырабатывается с первых месяцев жизни, и в этот период очень важна количественная и качественная насыщенность среды, так как это в значительной степени влияет на опыт пространственного поведения.
В психологии существуют понятия обедненной и обогащенной предметной среды. Они используются как объяснительные для интерпретации пространственного поведения. Если учесть, что современное поколение детей, живущих в городе, а их большая часть, — это дети, которые с первых лет жизни значительную часть времени проводят в виртуальном пространстве, их предметная среда носит специфический характер и формирует инвариантные приемы пространственного восприятия. Они легко оперируют этим пространством, добиваясь случайного, а затем и задуманного результата. Сформировавшееся в детском возрасте ощущение подвластности пространства значительно трансформирует восприятие реального и влияет на поведение человека. Его действия становятся менее точными, так как перемещения в виртуальном пространстве не требуют телесных движений, человеку достаточно или поводить «мышью» в определенном направлении, или изменить само пространство.
Иногда действия в реальной среде могут носить агрессивный характер по отношению к предметам окружающего пространства. Это происходит в тех случаях, когда как раз таки и проявляется телесно-моторная несбалансированность, проще говоря, неловкость, неуклюжесть движений. Но происходит это по причине недостаточности пространственного опыта, но на фоне основательно развитого объемного восприятия. В конечном счете, можно сказать, что происходят заметные сдвиги в формировании базовых свойств восприятия, таких как константность, системность, предметность.
Происходят заметные трансформации восприятия времени. Категория времени в философии является одной из базовых, оформление ее содержания шло на протяжении всей истории философии. Выделяют несколько аспектов времени, среди которых философский, социальный, психологический и т.д. Общим итогом характеристики времени является признание следующих его свойств: оно существует объективно, независимо от человеческой активности и сознания, оно одномерно и идет от прошлого через настоящее к будущему и оно неповторимо.
При анализе процесса восприятия времени как результата работы человеческой психики, мы вправе говорить о психологическом времени – явлении самом по себе очень сложном и в силу своей внутренней природы, и по своему отношению к реальному времени. Психологическое время показывает, как оно протекает для конкретного человека, как человек воспринимает ход времени. Поэтому психологическое время по своей сути субъективно и крайне изменчиво, а также напрямую связано с выполняемой человеком деятельностью, которая значительно определяет специфику его восприятия в данный конкретный момент. В процессе деятельности имеет место психологический сдвиг, при котором происходит личностное предписывание значимости того или иного события, действия и т.д., связанных с выполняемой человеком работой. Механизмом этого предписывания выступает вхождение в виртуал, когда человеком как объективное воспринимается скорость течения времени. В этот момент и фиксируется субъективность психологического времени.
Но, несмотря на свою субъективность, время имеет целый ряд феноменологических характеристик. Оно обладает растяжимостью, которую следует рассматривать как неодинаковость длительности объективно одинаковых по долготе временных отрезков, время то «бежит», то «тянется» для воспринимающего его человека. Скорость движения времени зависит от степени его заполненности событиями: чем меньше событий в единицу времени, тем медленнее скорость его течения, и наоборот. Векторное сложение бегущего и тянущегося времени не только не мешает, но и обеспечивает адекватное восприятие течения времени. В результате воздействия виртуальной реальности происходит ситуативная дезадаптация, а затем складывается неадекватная оценка времени по характеристике его растяжимости.
Виртуальный мир в высшей степени обогащает и делает более разнообразными события в единицу времени, но, фактически, это не сами события, а лишь их образы, события как факты истории или реальности. Однако человеком они воспринимаются как реальные и значительно влияют на восприятие им времени. Под воздействием виртуальной реальности происходит убыстрение хода времени, которое в отдельные периоды может, тем не менее, не только замедляться, но и как бы останавливаться, «зависать». Это объясняется такой характеристикой психологического времени, как прерывистость. Прерывистость в виртуале достигает максимума, а время распадается не просто на отрезки, не связанные друг с другом, а образуется автономное время во времени, которое может противоречить основному времени, течь параллельно ему и т.п. Психологически происходит как бы застревание в этом времени, а человек может при этом выпасть из общего временного потока. Это грозит ему впадением в состояние кризиса идентичности.
Очень яркая трансформация восприятия времени происходит на основании такой характеристики психологического времени, как его многомерность. Это означает, что в человеческом восприятии совершенно спокойно могут соседствовать и прошлое, и настоящее, и будущее. Психологическое время трехмерно, также как трехмерно реальное пространство. Механизмом временных перемещений сразу в трех направлениях выступают память, воображение и мышление. Они позволяют выстраивать виртуальные образы «присутствия» прошлого, настоящего, но дистанцированного от человека, и будущего. Виртуальный мир, создаваемый компьютером, наполнен аудиовизуальными образами, характер которых значительно упрощает процедуру встречи прошлого, настоящего и будущего в рамках сознания человека. На какой-то момент утрачивается способность разграничивать эти три составляющие, а перенос этого смешения времен в реальный мир и поведение, выстраиваемое на основании этого смешения, в нем грозит человеку дезадаптацией… <…>.
Не вызывает сомнения тот факт, что самым сложным для восприятия объектом, конечно же, является сам человек. В этом процессе выделим две составляющие: восприятие другого человека и восприятие себя самого, т.е. самовосприятие. Восприятие другого человека — процесс такой же сложный, как и важный, так как он завершается не просто формированием образа другого человека, а создает базу для установления отношений с этим другим, выступая перцептивной стороной общения. Поэтому от того, как воспринят другой человек, насколько корректно представление о нем, во многом зависит эффективность социальной коммуникации. Социальная перцепция зависит главным образом от предыдущего опыта, применение которого и определяет содержание восприятия. Каузальная атрибуция, стереотипы, установки, предубеждения, сплетни и слухи, — все это является ничем иным, как своеобразной информацией, хотя часто и недостоверной и фрагментарной, но определяющей направленность восприятия. Это фактор формирования образа другого человека.
Виртуальная реальность значительно изменяет этот процесс, так как человек представлен не в своей субъективности, а в редуцированном варианте, при котором все сведено лишь к текстовому сообщению о нем. Серьезно увеличивается количество информации, ее содержание и способы обращения со значимыми сведениями о другом человеке. Статус информации в этой ситуации кардинально меняется от вспомогательного до единственного посредника между субъектом и объектом восприятия, посредником, который сам выполняет функцию генеральной установки и, в конечном счете, определяет перспективу развития коммуникации в данном конкретном случае. Если восприятие другого человека происходит в Интернете, то объект отделен от субъекта виртуальным миром компьютера. Этот мир производный от сознания в данном случае двух участников виртуального общения, он носит креативный характер и несет информацию не о реальном человеке, а о его искусственном образе, который может абсолютно не соответствовать образу реальному… <…>.
Психологи называют воображение самым психическим из всех психических процессов. И это неслучайно, так как образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются лишь теми, которые непосредственно когда-то воспринимались. Часть из них — это конструкции сознания человека, являющиеся виртуальными по сути. Для воображения в его высших формах характерными являются несколько признаков: независимость от непосредственно данного, свободное отношение к прошлому опыту и высокая степень креативности. Однако единственным внешним источником воображения является окружающая реальность, которая определяет содержание и направленность образов. Как только человек погружается в виртуальный мир, и он становится для него окружающей средой, все его содержание начинает выступать в качестве источника воображения человека. Виртуализированные образы воображения включаются в систему социальных контактов, систему оценок и ориентаций человека и значительно влияют на все формы поведения личности.
Важнейшей составляющей сознания человека является память. Российские ученые, изучая особенности памяти, пришли к выводу: память – главное свойство, которое сделало человека именно человеком. До сих пор многие исследователи связывали процессы памяти с синапсами — нервными окончаниями, которые проводят информацию от одной клетки к другой. Но если память существует даже у животных, у которых нет этих нервных окончаний, это означает только одно: внутри клетки уже сформированы механизмы памяти еще на донервном уровне. В процессе жизнедеятельности и по мере прохождения индивидуальной жизни в геноме нервных клеток любого живого существа происходят определенные изменения, что свидетельствует о наличии молекулярных механизмов памяти. А отсюда ученые сделали вывод, что память — первое и главное свойство, которым природа наделила живые организмы. Память формируется и наполняется содержанием в процессе жизнедеятельности, и по мере накопления опыта регулирует поведение, если определенные параметры вновь сложившейся ситуации уже учитывались памятью прежде. Причем эта регуляция может носить непроизвольный характер. Следовательно, находясь под влиянием виртуальной реальности, человек сталкивается с проблемой недостатка поведенческого опыта в новом для себя мире, и эта внутренняя напряженность состояния поиска наиболее эффективного варианта поведения стимулирует переформирование молекулярных механизмов памяти и приводит к обновлению ее содержания. Теперь память работает на поведение в новых, в определенном смысле виртуализированных условиях окружения человека, а прежний опыт, поначалу мешающий, постепенно начинает вытесняться новым. Так за счет молекулярных механизмов памяти происходит обновление ее содержания как результат воздействия быстро меняющегося внешнего по отношению к человеку мира.
Мышление и речь — это высшие формы проявления человеческой психики. В процессе жизнедеятельности человека речь выполняет две основные функции: познавательную через семантическое содержание лексического запаса языка и коммуникативную через деятельность общения на основе использования того же языка. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. При развитии речевой функции у человека необходимо отличать реализацию сенсорной речи, т.е. понимание, и развитие экспрессивной речи, т.е. способности говорить. В условиях коммуникации в рамках виртуальной реальности происходит трансформация и того, и другого. Первичным элементом речи является слово, которое приобретает смысл только, когда оно наполняется содержанием нашего знания, раскрывающегося в обширной системе смыслов. В каждом слове заключена лишь потенциальная возможность обрести конкретное содержание, и только в связи с другими словами, т.е. «…слово наполняется смыслом в системе других слов. В этом изначальная парадоксальность языка — из элементов, не имеющих смысла, возникает содержательное целое».
В современных бурных потоках информации неимоверно расширяются смысловые ряды общеупотребимых слов, а в связи с нарастающим развитием техники и технологии резко увеличивается словарный запас языка. Его пополнение происходит за счет двух вещей. Во-первых, быстро увеличивается количество заимствованных слов, которые находят самое широкое употребление. Это слова, как правило, английского происхождения и связаны с терминологическим описанием и объяснением всего, что имеет отношение к компьютерам и Сети. Инстоляция, хакеры, веб-странички, сайты, чаты и т.д., — это те немногие примеры неологизмов, получивших по выше указанным причинам самое широкое распространение. Во-вторых, появляется целый ряд слов профессионального и коммуникативного жаргона: «зависать», «кликнуть», «смайлик», «ник» и пр. Все эти слова несут принципиально новую информацию о виртуальном, внешнем для человека мире. И без них невозможно описать виртуальное киберпространство, передав всю его специфику и правила и подробности устройства. Этот мир обладает своей протяженностью и метрикой и представляется в сознании разных людей по-разному. Но одно ясно, что для описания киберпространства нужны не слова, обозначающие пространственную близость или удаленность, а те, которые указывают на содержательные связи, магистрали информационных потоков и маршруты передвижений в поисках информации или общения, причем маршрут этот описывается приблизительно такими словами: «…на двадцать пятом гекабайте через два клика в следующее окно…». Для непосвященного это полный бред, но человек, имеющий элементарный опыт поведения в виртуальном компьютерном мире и интернет-коммуникации легко сообразит, в чем тут дело. Для него данные слова наполнены смыслом и несут практически значимую информацию, влияющую на поведение.
Вопрос 3. Изменения волевых и эмоциональных процессов. Любая коммуникация становится невозможной без экспрессивной составляющей речи. Чтобы контактировать и общаться, надо говорить. Речь в данном случае может быть выражена любыми символами, главное, чтобы они были понятны людям, выросшим в рамках одной культуры. В качестве этих символов могут выступать жесты, знаки и, конечно, слова. Все это в совокупности составляет знаковую систему коммуникации. Человек мыслит, прежде всего, словами, поэтому его лексический запас — это не только показатель его культуры, информированности и образования. Активно используемая лексика отражает специфику протекания процесса мышления: его широту, логичность, направленность, гибкость и другие индивидуальные особенности. Речь отражает внутреннее состояние сознания. Поэтому столь радикальные перемены в лексическом составе языка влекут за собой не менее ощутимые перемены в миропонимании, в осознании самого себя и в восприятии других людей. Обеднение языка по сравнению с прошлыми эпохами — явление не только индивидуальное, но и социальное, так как язык отражает состояние общества в целом. Динамичность, прагматизм и схематичность современной социальной жизни — явление интернациональное. Современно то, что имеет конкретную актуальную ценность, нет вечных истин и универсальных правил, есть ситуация «здесь и сейчас» и применительно к ней каждый подбирает соответствующие средства ее определения и подбора способа ее разрешения для себя, — вот позиция в русле постмодернизма.
В рамках виртуального мира такая картина повторяется повсюду. Экспансивная и психологически агрессивная техника императивно требует от современной коммуникации, в частности от такой ее составляющей, как вербальная коммуникация, перехода на универсальный язык. Если человеческое сообщество представляется в виде мировой сети, то и коммуникация в ней носит глобальный характер, отсюда проблема лингвистических столкновений в виртуальном сетевом мире.
Лингвоглобализм и война языков в сети — это явление современного общества и его культуры. Это и состояние виртуального мира, которое отражается на речи и мышлении человека, который непременно будет проявлять себя на поведенческом уровне не только в рамках сети, но и в реальном мире. Повсюду завсегдатаи интернет-форумов, клубов и домашних страниц говорят на одном языке, независимо от того, какой язык является натуральным. Глобальный охват общения вынуждает пользоваться одним языком. Если заглянуть в историю, то можно вспомнить, что вследствие падения железного занавеса и многократного увеличения объема контактов, человечество уже пыталось решить проблему языкового непонимания через создание искусственного языка — эсперанто, который сегодня сохранился лишь как элемент прежней культуры. Роль проводника межкультурной и межъязыковой коммуникации он так и не сыграл.
Основа сегодняшнего интернет-языка — это английский язык, который и в реальном, и в виртуальном мире стал действительно языком интернационального общения. Но люди, чей родной язык не английский, не умеют мыслить на чужом языке, они продолжают делать это на своем с последующим переводом на английский. Это значительно затрудняет и замедляет общение. Поэтому оно, как уже говорилось, носит упрощенный характер, где отдельные слова или даже части слов заменяют целые предложения. А это, в свою очередь, обедняет и сам процесс общения, и мышление его участников. В конце концов, это затрудняет достижение главного в процессе общения — достижение понимания, тем более, что интернетовские сведения о человеке являются вербально-текстовыми по своей природе, а взаимодействие ограничено лишь письменным каналом. Это налагает свою специфику, так как вполне в духе постмодернизма приходится сводить человека к тексту и срочно обзаводиться хорошо забытым еще прошлым поколением опытом считывания человека по его текстовым сообщениям. Этот опыт базируется на иных образах и иных мыслительных связях. Перевод акцентов в процессе общения с невербальной на исключительно вербальную сферу влияет на процессы восприятия другого человека и осмысление его результатов.
О трансформациях процессов мышления под воздействием виртуальной реальности уже говорилось, так как мышление напрямую связано с речью человека. Их изолированное рассмотрение носит чисто условный характер, однако есть некоторые моменты влияния, которые наиболее существенно проявляются именно при воздействии на мышление человека. Эти моменты влияния очень противоречивы, так как одновременно они способствуют и развитию, и деградации мышления. Можно еще раз вернуться к мысли, высказанной М.Хайдеггером об опасности грядущего в бегстве от мышления, в наступлении алогичности, вследствие чего человек становится винтиком в глобальных технических процессах.
Как известно, динамика процесса мышления определяется соотношением и качеством проявления составляющих этого процесса — его мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования и т.д. По мере развития человеческой психики происходит научение этим операциям, именно по такой схеме развивается мышление человека. Но этот процесс научения происходит на основании универсального филогенетического опыта человечества и индивидуального опыта, приобретаемого как непосредственно в ходе обучения, так и извлекаемого из реальных жизненных ситуаций. Мыслительные операции осваиваются гораздо более успешно, если они имеют символьно-экранное подтверждение или знаковую иллюстрацию того, что происходит по ходу совершения той или иной мыслительной операции. Сравнение, анализ, синтез, — это легко сделать, когда программа компьютера позволяет как бы воочию наблюдать совершение этих операций в виртуальном мире. В этом смысле мышление развивается более быстрыми темпами, поэтому психологи говорят о новом поколении «компьютерных детей», которые на «ты» с суперсовременной техникой и мышление которых опережает мышление их сверстников прошлой генерации. Однако у этих детей весьма ограниченный социальный интеллект, определяющий поступки, порой носящие ярко выраженный девиантный характер.
На примере многочисленных поведенческих проявлений можно предположить о вероятности рецидива детских свойств мышления в более поздние возрастные периоды. В свое время об этих свойствах писал Ж.Пиаже. К ним он отнес эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм, нечувствительность к противоречиям.
Специфика виртуального мира реанимирует большинство из этих свойств, которые изменяют мышление взрослого человека. Так, переход от частного к другому частному, минуя общее, это типичный момент мышления сетевой личности. В условиях обрушивающихся информационных потоков человек в поисках необходимой информации переходит от одного блока к другому, от одного файла к следующему, в результате чего создается разрозненная, фрагментарная картинка искомого, но завершенное представление о целом и тем более знание о нем так и не складывается. Целое в определенном смысле перестает быть целью познания, есть задача владеть актуальной информацией по конкретному вопросу. Удовлетворив интерес по одному вопросу, человек переходит к следующему и т.д. Отношение к информации напоминает отношение к пище: проголодался, наелся и ушел до следующего приступа голода.
Рассматривая специфику сетевого мышления в таком ракурсе, можно предположить и то, что это не возврат в прошлое, а шаг в сторону будущего. Сталкиваясь с проблемой, мыслить лишь в рамках конкретной ситуации и вне системы, не рассматривая предысторию и не просчитывая последствия, — это вполне возможно актуальные характеристики процессов мышления обычного человека недалекого будущего. Данный вывод можно сделать, применив методику Ж.Пиаже для характеристики особенностей мышления человека скорого будущего, чьим обжитым пространством будет виртуальный мир.
В современных условиях, когда уже сейчас во главу угла люди ставят качество жизни, одним из показателей такого качества становится интерес. Интерес к событию, факту этого события, к информации или определенному виду деятельности. Как известно, интерес может выступать стимулом к повышению активности в определенной сфере, но длительно находиться на уровне так называемого возбужденного интереса трудно. В условиях Интернета, когда человек может здесь же и работать, и отдыхать, и учиться и т.д., интерес может поддерживаться на высоком уровне достаточно долго, что может способствовать ослаблению волевых процессов и негативно сказываться на реальном социальном поведении человека… <…>.
Именно виртуальная реальность практически полностью удовлетворяет такого рода потребности человека, так как создает максимум возможностей для реализации своей креативности, возбуждаемой тягой к положительным чувственным переживаниям.
Однако в то же самое время влияние виртуального мира способно сделать человека эмоционально более глухим, ригидным. Законы виртуального мира позволяют отодвинуть эмоционально насыщенную информацию или общение на отдаленный план, позволяют уйти от ненужных переживаний и даже полностью оградить себя от них, если в этом есть потребность. Эмпатия, как известно, формируется только за счет эмоционального опыта человека. Без такого опыта человек оказывается неспособным сопереживать, чувствовать другого, он вырастает и живет эгоистом, что способствует ослаблению социальных и межличностных связей. Однако в виртуальном мире независимо от степени интенсивности виртуальной коммуникации человек может освобождать процесс коммуникации от его эмоциональной составляющей.
В психологии есть понятие сквозного психического процесса, к которым, в частности, относится внимание, выступающее динамической стороной любой психической активности. Такие свойства, как концентрация, переключаемость, устойчивость определяют эффективность деятельности, значительно влияя на ее результат. Находясь в условиях виртуальной реальности и проводя в ней значительное время, человек испытывает ее воздействие на состояние процесса внимания и качество его основных свойств. Человек по своей природе устроен так, что он испытывает постоянную потребность находиться в гуще самых разнообразных внешних сигналов, у здорового человека сенсорный аппетит тем больше, чем больше он нуждается в дополнительной информации для нормальной жизнедеятельности. Сенсорная изоляция губительна для человека, однако в реальном мире на подсознательном уровне происходит систематизация действующих сигналов, часть из которых оценивается сознанием как малозначащие. Сознание их фиксирует, но реакция на них минимальна.
Виртуальный мир обрушивает на человека множество сигналов, ситуативное, а тем более стратегическое значение которых быстро определить невозможно. В этих условиях происходит рассеивание внимания и быстро нарастает утомляемость, повышенная возбудимость, сопровождаемая высокими амплитудами колебаний эмоциональных состояний. Не следует забывать, что основная масса любителей бесцельного блуждания в мире виртуальных образов — это люди молодого возраста, у которых психика как раз находится на стадии окончания формирования и поэтому особенно чувствительна ко всяким внешним воздействиям. Для них часть виртуальных образов как бы переселяется в их реальный мир, продолжая действовать уже после выхода из виртуального мира.
Негативно заряженные образы порождают повышенное чувство тревожности, которое на фоне часто появляющегося эмоционального истощения переходит в устойчивые страхи, порой перерастающие в фобии. Отмечается склонность к более частому и длительному попаданию в измененные состояния сознания, когда человек в какой-то момент утрачивает способность различить грань между «реальной» и «виртуальной» реальностью. Виртуальный мир превращается в аддикт, а человек попадает в психологическую зависимость от него… <…>.
Все составляющие сознания настолько своеобразно и индивидуально специфично взаимодействуют друг с другом, что можно говорить лишь об общих тенденциях изменения сознания человека, но при этом выделить именно те из них, которые характерны для реакции сознания как единого целого на воздействие виртуальной реальности. Таким образом, можно выделить те специфические трансформации сознания, наличие которых глобально сказывается на мировоззрении человека, его жизненных установках и ценностях и, в конечном счете, на поведении.
Прежде всего, можно говорить об относительной разбалансировке структуры сознания. Психические процессы, свойства и состояния, которые в совокупности определяют способность и возможность адекватного отражения внешней реальности и обеспечивают соответствующее времени и ситуации поведение, приходят в некоторое несоответствие друг с другом. Слияние в рамках сознания реального и виртуального, утрата умозрительной грани между ними, изменение содержания всех составляющих сознания, — все это приводит к заметным трансформациям сознания, в результате которых восприятие окружающего мира серьезно видоизменяется. Внешняя реальность предстает в сознании человека как символьная по своему характеру, и очень схематично и упрощенно обрисовывает окружающую действительность, что в конечном итоге приводит к частичной или полной дезадаптации.
Коммуникативная, игровая или в целом компьютерная виртуальная реальность имеют единую основу, заключающуюся в общем для всех принципе построения, сущность которого в редуцировании всей полноты физической и социальной реальности до набора определенных признаков. Освоение такой редуцированной реальности не представляет никакой трудности, а для осмысленного поведения в ней необходим совсем не значительный опыт, который крайне легко и быстро приобретается после недолгого пребывания в ней.
Осознанные и эффективные действия в рамках виртуальной реальности по содержанию и технике исполнения значительно проще и, в силу этого, обладают высокой степенью привлекательности для человека. Она как бы «затягивает» человека, т.е. обладает определенной аддиктивной заряженностью, что частично объясняет поведенческое «бегство» в игровую или иную редуцированную реальность. Однако, с другой стороны, учитывая, что процесс познания идет от простого к сложному, редуцированная реальность может значительно облегчить социальное научение и профессиональную подготовку человека.
В целом создаваемая Интернетом реальность значительно меняет представление о зоне ближайшего развития. Содержание этого понятия включало социальный опыт взрослых, влияющих на сознание ребенка в процессе его развития и отражало одну из основных закономерностей формирования сознания: посредством опыта взрослых ребенок общается не с их прошлым, а со своим будущим.
Благодаря виртуальной реальности, создается учебная среда, которая содержит аккумулированный опыт, из которого устранены эмоциональные негативы пережитых ошибок конкретных людей. Технологии создания учебных зон базируются именно на использовании принципа редуцирования внешней среды при формировании символьной реальности, на нем же строятся обучающие программы и профессиональные тренажеры. Но в любом случае, будь то полезное или негативное влияние виртуальной реальности на психику человека, меняется результат отражения действительной реальности. Так, отмечается, что для участников боевых действий: ракетчиков, летчиков, танкистов, — поведение и последующее ощущение психологических последствий этого во многом зависело от игрового опыта. Компьютерные игры-«стрелялки» не только развивали глазомер, быстроту реакции и сообразительность, но и психологически приучали воспринимать внешний мир как какую-то схему, отвлеченную от реальной повседневной жизни людей. Позже непосредственно в бою им была доступна лишь сильно редуцированная картина, а в ней фиксировалось только выполнение боевого задания: достигла ли цели выпущенная ракета или долетел ли до объекта выпущенный снаряд. Даже если летчик видел землю, то как в схематичном кино, в котором картины разрушений и бедствий не заметны. Это предопределяет высвобождение военных от груза психологической ответственности за совершенное. Опыт видения такой упрощенной реальности, вынесенный из практики компьютерных игр, может, в частности, спасти их от судьбы полковника ВВС США Тиббетса, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму и в последствии ставшего душевно больным.
Однако этот же опыт приводит к ощущению потерянности в реальном мире, человек может замыкаться на какой-то одной сфере активности, а в поведении могут нарастать тенденции аутизма, который частично компенсируется повышением активности в виртуальной сфере.
Как результат подобного рода трансформаций сознания возникают существенные изменения в организации внешнего влияния на человека, что в дальнейшем продолжает усиливать развитие указанных трансформаций. Человек переходит от восприятия самой реальности к восприятию ее редуцированных образов, символов реальности, ее симулякров. Становится значимым не сам внешний мир, а информация о нем, а человек рисует для себя образ внешнего мира и рассуждает о нем, исходя не из реального опыта и знаний, а из информации о жизни. Окружающая реальность превращается в информационную модель мира, воссоздание которой в рамках сознания не требует ни социального опыта, ни индивидуальной активности, которые исключаются из этого процесса. А если учесть, что человек погружен в достаточно насыщенную и агрессивную информационную среду, то модель реальности практически навязывается ему. Это наглядно можно отследить на примере рекламы… <…>.
Тема 7. Сетевая и виртуальная личность. … При погружении в виртуальную реальность, которая создается самим человеком и выступает в качестве нового поля человеческой активности, происходит не только дифференцированное ее влияние на другие виды деятельности, но и создаются условия для появления качественно новых видов деятельности, что имеет эффект обратного воздействия на личность. Так как объектов виртуального мира огромное множество, а их влияние на человека многократно пересекается в самых различных, порой противоположных направлениях, в рамках которых за счет многочисленных наложений может происходить как усиление этого влияния, так и его ослабление. Уверенно прогнозировать результаты и рамки вызванных этим влиянием личностных изменений достаточно сложно.
На сегодняшний день в рамках виртуалистики явно обозначена тенденция гиперболизации негативных личностных и социальных последствий виртуального влияния, хотя и позитивные изменения также признаются. Методологически корректным является признание амбивалентности внутриличностных изменений и проявляемых форм социального поведения. Недопустимо говорить исключительно о разрушительных или только о конструктивных трансформациях личности под влиянием виртуальной реальности. Именно в процессе деятельности в условиях виртуальной реальности формируется мотивационный набор, где содержание мотивов и их связь друг с другом определяется содержанием самой виртуальной реальности и спецификой деятельности человека в ее рамках. А так как в виртуальном пространстве можно выделить различные формы поведения с разнообразной социальной направленностью, причем формы, проявляющиеся исключительно в условиях виртуальной реальности, то можно уверенно предположить, что разнообразие и вероятностная противоречивость мотивов есть отражение амбивалентности как влияния виртуальной реальности, так и тех трансформаций, которые порождены этим влиянием… <…>.
Процесс формирования сознания в реальной жизни происходит в условиях органической связи человека с внешним, прежде всего социальным миром. Эта связь обеспечивает раскрытие природных задатков, в том числе и общевидового порядка, а также индивидуальных способностей человека. В современном обществе именно виртуальная реальность в условиях нарастания социальной изолированности и усиления автономности личности часто заменяет реальное социальное окружение, а ее игровой вариант выступает в качестве наиболее комфортного, так как человек сам может обустроить свой социум.
В теоретическом и практическом плане неразрешенными в полной мере остаются вопросы о возможности переноса виртуального игрового опыта в реальную жизнь человека, о последствиях этого переноса в плане изменения социального типа личности и о соотношении позитивных и негативных моментов влияния игровой компьютерной деятельности на личность. В качестве относительного результата можно настаивать на амбивалентности последствий влияния, на возможности и закономерности переноса виртуального опыта в реальную жизнь человека. Следует отметить также, что параметры этого переноса исключительно индивидуальны, хотя, по сути, носят объективный характер… <…>.
Для полноты характеристики личностных изменений под воздействием виртуальной реальности следует особо проанализировать те возможности, которые предоставляет эта реальность для самопрезентации и самовыражения личности, независимо от вида деятельности. Так как по определенным свойствам и характеристикам виртуальная реальность богаче и разнообразнее, чем реальный мир человека, то именно в ней обнаруживает себя, прежде всего, то, что трудно реализуемо в реальном мире. Для уточнения этого положения следует учитывать тот факт, что креативная и девиантная личности имеют много общих социально-психологических черт и поведенческих проявлений. И той, и другой часто бывает тесно в рамках общественной морали и общепринятых норм. Именно виртуальная реальность помогает раздвинуть эти рамки и пересмотреть для себя нормы, а точнее, не обращать на них внимания. По этой причине в рамках виртуального пространства можно обнаружить богатейшее разнообразие как креативных, так и девиантных форм поведения, которые одновременно являются и причиной личностных изменений, и их следствием».

(Бондаренко Т.А. (д.ф.н., проф.). Личность в виртуальной реальности.
Курс лекций. Рабочая программа. ДГТУ. Ростов-на-Дону. Сайт moodle.dstu.edu.ru.)

Поскольку настоящая статья посвящена перспективам единой «формулы» для «оппозиции» Реальное-Виртуальное, в качестве заключения к данному параграфу, обратим внимание всего на две цитаты.

«Сараха говорит: «Когда ты в царстве полном радости, твой зрящий ум обогащается, и посредством этого он служит для всего, что является наиболее полезным». Сараха говорит, что это обогащенное сознание — обогащенное радостью — становиться полезным и для этого и для того, для сансары и для нирваны, для внутреннего и для внешнего, для телесного и духовного, для видимого и невидимого. Он становится способным и полезным как для того так и для этого. Это очень важное утверждение. Обычно, так называемые духовные люди думают, что ваш ум может быть полезен либо в мирском либо в божественном. Они думают в терминах «или-или». Тантра говорит: Такое мышление делит жизнь на высшее и низшее, на материальное и духовное, на сансару и нирвану. Это разделение неверно, так как жизнь неделима. И, действительно, если вы умны, вы будете способны наслаждаться не только Богом, но и обычными явлениями. Вы будете способны наслаждаться скалой так же, как и Богом. Вчитайтесь в эти великие мудрые строки. Когда ваш ум достаточно интеллигентен и обогащен радостью, вы сможете наслаждаться счастьем и удовольствием, потому что это принадлежит Богу — низшее так же как и высшее. … Тот, кто достиг внутренней ясности может наслаждаться всем: от пищи до бога, от секса до самадхи — нет разницы. Их и не должно быть.
Тантра дает вам оба мира. Тантра не придерживается точки зрения «или-или», она это и то одновременно, она очень всеобъемлюща. Этим она и отличается от других религий, потому что они уносят от вас реальность и навязывают вам ненужный выбор. Они говорят: Выбери или мир, или Бога. Они противопоставляют Бога миру. Тантра — единственная тотальная религия. Ни одна религия мира не обладает таким тотальным видением. Тантра говорит: Вам не нужно выбирать, все ваше. Она не принуждает вас выбирать. Любой выбор разрушителен. А из-за этих религий, из-за их точки зрения «или-или» мир остался мирским».

(Ошо. Видение Тантры. М. Нирвана. 1996г.)

«Вот почему мудрецы настаивают «То, что мы говорим, не может быть сказано. Оно невыразимо, а мы пытаемся выразить его». Они всегда подчеркивают это, потому что существует опасение, что их поймут слишком буквально. Тантра — это великая надежда. Тантра подобна оазису в мире пустынь. Тантра говорит, что весь вопрос заключается не в поступках; вы совершали их, потому что были невежественными, они порождены вашим невежеством. Вы совершали все свои поступки в неведении, вы не знали, что вы творили, вы были опьянены невежеством; вы нащупывали путь в темноте, и в темноте что-то случалось. Тантра говорит, что единственное, что нужно — это свет, сознание, нужно сделать только одно: не оставаться невежественным, осознать! Тантра говорит, не сосредотачивайте свое внимание на поступках, а сосредотачивайте его на человеке, который совершил поступки. Йога делает установку на поступки. Тантра — на человеке, на сознании, на вас.
Если вы невежественны, Тантра утверждает, что вы обречены совершать грехи. Даже если вы попытаетесь быть добродетельным, ваша добродетель будет своего рода грехом — потому что как может человек, спящий крепким сном, невежественный, быть добродетельным? Это невозможно! Тогда ваша добродетель — просто маска; за ней находится ваше настоящее лицо, лицо греха. Вы можете говорить о любви, но вы не можете любить — вы будете ненавидеть. Вы можете говорить о сострадании, но сострадание будет всего лишь ширмой для вашего гнева, вашей жадности, вашей зависти. Ваша любовь ядовита. Глубоко в вашей любви живет червь ненависти, который ее пожирает. Ваша любовь подобна ране — она болит. Она не похожа на цветок, она не может быть похожа на цветок. И те, кто ожидают от вас любви — глупцы, они ожидают невозможного. Те, кто требуют от вас мораль, глупцы, они требуют невозможного. Ваша мораль обязательно окажется разновидностью аморальности. Взгляните на своих высокоморальных людей, так называемых святых. Понаблюдайте за ними и вы обнаружите, что их лица — это лица обмана и лицемерия. Они говорят одно, а делают другое. То, что они делают, они скрывают не только от вас, они настолько наловчились в обмане, что они скрывают это от самих себя. В невежестве грех естественен, в Просветлении добродетель естественна. Будда не может грешить. Грех и добродетель не суть ваши решения, они — не ваши поступки, они — тени вашего существа. Вопрос заключается не в том, что вы делаете, вопрос заключается в том, что вы есть.
Тантра — это великое учение. Она учит не о поступках, она учит о вашем бытии. Важно то, какой вы — бодрствующий, осознающий или двигающийся в состоянии гипноза? Не лунатик ли вы? Пробуждены ли вы и бдительны во всех ваших поступках? Делаете ли вы все, осознавая себя? Тантра смотрит на вас, в самый центр вашего существа, откуда приходит поступок. Из яда вашего невежества не может появиться жизнь, приходит только смерть. Ваш мрак порождает только мрак. И это абсолютно естественно. В этом заключается все значение «ада»: все религии использовали его как шокотерапию. «Ада» нет, как нет никакого «рая». Оба — обман, старые психотерапевтические понятия. Они так страшно описали «ад», — что ребенок может испугаться в детстве и продолжать бояться всю свою жизнь. При упоминании слова «ад» возникает страх и трепет. Это всего лишь хитрость, чтобы предотвратить плохие привычки, «рай» — это тоже хитрость, для воспитания хороших привычек; если вы будете следовать хорошим образцам, вам обещано удовольствие, счастье, красота и вечная жизнь в «раю». Вы должны следовать тому, что общество считает хорошим. «Рай» должен помочь вам в позитивном плане, а «ад» должен помешать вам двигаться в отрицательном направлении.
Тантра — это единственная религия, которая не пользуется подобными условными рефлексами — потому что Тантра утверждает, что вы должны стать совершенным, пробужденным существом, а не механическим роботом. Если вы понимаете Тантру, то вы поймете, что сама привычка плоха; нет плохих привычек, и нет хороших привычек — плоха сама привычка. Нужно быть пробужденным, чтобы не было никаких привычек. Просто живите от момента к моменту с полным осознанием, а не по привычке. Если вы можете жить без привычек — это царский путь. Почему царский? Потому что солдат должен следовать, а царь — нет. Царь выше всех, он отдает приказы, но ни от кого не получает их. Царь никогда не участвует в сражении, этим занимаются солдаты. Царь — не воин. Жизнь царя самая раскованная. Это всего лишь метафора. Солдат должен подчиняться, а царь живет естественно и раскованно. Нет никого выше его. Тантра говорит, что нет никого выше вас. Кому вы должны подчиняться, чьему образцу вы должны следовать в жизни, кого вы должны имитировать? — никого нет. Живите раскованной, естественной и текучей жизнью — важно одно — осознавать. Через борьбу вы можете выработать хорошие привычки, но это будут привычки, а не естественность. Говорят, что привычка — вторая натура; может быть — но помните «вторая». Она не естественна; она может казаться почти естественной, но она не является таковой.
Вот что говорит Тантра: следуйте царскому пути — ведите себя как царь, а не как солдат; нет никого над вами, кто мог бы принуждать вас и приказывать вам; не должно быть никакою образа жизни. Это и есть царский путь. Вы должны жить от момента к моменту, наслаждаться каждым моментом — спонтанность должна быть вашим путем. А зачем заботиться о завтрашнем дне? — достаточно этого момента. Живите им! Проживите его во всей его полноте. Я не говорю, что вы должны жить в хаосе, но не живите привычками. Может быть в процессе спонтанной жизни выработается определенный образ жизни — но это не было навязано. Если вы каждый день наслаждаетесь утром и из-за удовольствия встаете рано, но не по привычке, тогда всю вашу жизнь вы, возможно, будете вставать рано, но это не привычка. Вы не заставляете себя вставать рано — это просто случается. Это прекрасно, вы наслаждаетесь этим, вам это нравится. Тантра — это великое учение — высочайшее. Что утверждает Тантра? Тантра говорит: не создавайте в себе никаких конфликтов. Принимайте и то и другое, и через приятие обоих происходит трансценденция, не победа, но трансценденция.
Нет двух. Ненависть есть не что иное, как другая сторона любви. А гнев есть не что иное, как другая сторона сострадания. Насилие — это всего лишь другое лицо ненасилия. Тантра говорит: «Знаете что, я беру и то и другое. Я принимаю обоих». И внезапно, через это приятие происходит трансценденция, потому что нет двух. Насилие и ненасилие не есть две разные вещи. Гнев и сострадание не есть разное. Любовь и ненависть не есть разное. Понаблюдайте за этим, и вы поймете, что это так, но поскольку вы не осознаете этого, вам трудно понять. Ваша любовь переходит в ненависть в течение секунды. Разве это было бы возможно, если бы они были разными! На это не требуется даже секунды: в один момент вы любите, а в другой момент ненавидите одного и того же человека. Утром вы его любите, днем ненавидите, а вечером любите опять. Эта игра любви и ненависти нескончаема. По сути дела неправильно употреблять два слова любовь и ненависть: правильнее было бы одним словом любовь- ненависть, гнев-сострадание, потому что это одно и то же явление, они не есть разное. Вот почему любовь может переходить в ненависть, ненависть переходит в любовь, гнев может превратиться в сострадание, а сострадание — в гнев.
Тантра говорит, что это явление порождается вашим разумом, а потом начинается борьба. Вначале вы разделяете: один аспект вы отвергаете, а другой — приветствуете. Сначала вы порождаете различия, затем вы создаете конфликт, а затем попадаете в беду. И вы будете постоянно находиться в ней. Можно загнать гнев глубоко внутрь и разыгрывать сострадание, но вы сами хорошо знаете, что вы оттеснили его в подсознание и что он там — в любой момент при малейшей неосторожности он выскочит на поверхность. Поэтому приходится постоянно его подавлять. Отвратительно, если приходится постоянно подавлять негативное — на это попусту тратится жизнь. Когда же вам наслаждаться божественным? У вас не останется ни времени, ни места. Вы сражаетесь с гневом, жадностью, похотью и завистью. И с тысячью других явлений — вся эта тысяча врагов существует, вам приходится быть все время настороже, вам нельзя расслабиться. Разве вы сможете быть естественным и раскованным? Вы будете напряжены, натянуты, всегда готовы к борьбе, всегда в страхе.
Тантра говорит: не сопротивляйтесь. Если вы будете бороться, ваша борьба может продлиться на много жизней и ничего из этого не выйдет, потому что вы с самого начала ошиблись — там, где вы видели два, было всего лишь одно. А если ваш первый шаг был ошибочным, то вы не сможете достичь цели. Все ваше путешествие будет сплошной ошибкой. Совершенно необходимо сделать первый шаг, иначе вам никогда не достичь цели. А что такое абсолютно правильный шаг? Тантра говорит, что это — видеть одно в двух, видеть единство во множестве. Как только вы увидите единство в двойственности, начнется трансценденция. Это и есть царский путь. Преступить двойственность — цель достойная царя. Преступить, не победить, а преступить. Это слово прекрасно. Это и есть трансценденция не решать проблемы, а понять, — существует ли вообще проблема. Сначала вы создаете проблему, а потом начинаете искать решение. Сначала вы создаете вопрос, а потом бродите по свету, ища ответ. Понять двойственность — Цель, достойная царя; Обуздать рассеянность — Деяние, достойное царя».

(Ошо. Ни воды, ни луны. Тантра — Высшее понимание. М. Нирвана. 1994г. 400 стр.)

* * *